Наследие Руси: пословицы о богатырской силе

Русский фольклор богат мифами, былинами и сказаниями, которые в сложные исторические моменты давали силу народу и дарили уверенность в победе. Главными персонажами УНТ выступали богатыри, поэтому пословицы о богатырской силе являются очень распространенными и известными на сегодняшний день.

Это удивительные персонажи, которые до сих пор вызывают споры среди историков. Многие говорят, что богатыри - реальные персонажи, которые жили в определенную эпоху и вершили великие дела. Другая же часть историков не согласна и считает, что богатыри - это мифические персонажи или же древние божества.

Как бы там ни было, пословицы о богатырской силе живы до сегодняшнего дня. И это легко объяснить - народ любит своих героев, своих богатырей.

Немного истории

Назвать точное время происхождения пословиц, в которых ключевыми персонажами были богатыри, нельзя. Так как поначалу они передавались устно, старшие поколения передавали их младшим. И, естественно, пословицы всякий раз украшались самыми разными деталями - все зависело от фантазии рассказчика. И только в XIX веке их начали записывать. Ниже представлены самые известные из них.

  • Как богатый не бессмертный, так и богатырь не вечный.
  • Богатырскую силу в бою узнаешь.
  • Всякий сам для себя богатырь.
  • Богатырь умрет, но славу с собой не заберет - на земле останется.
  • Богатырь силой своей славен, а не происхождением.

Секрет богатырской силы

Пословицы про силу богатырскую распространились весьма быстро. И тому вина, если можно так выразиться, - любовь простого народа к своим героям. К героям, которые не страшились ни врага, ни диких зверей и всегда готовы были прийти на помощь. Поэтому пословицы о богатырской силе актуальны и сегодня, так как они поднимают боевой дух народа и позволяют найти силы и справиться с проблемами и недругами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Казачий фольклор устное творчество (предания, сказки, былины, пословицы и поговорки, загадки) песенное творчество (плясовые припевки, частушки) музыка и танцы. Народ вложил в эти произведения всё самое лучшее: народную фантазию, знание жизни, выдумку и мудрость. А слово «фольклор» и означает «народная мудрость».

3 слайд

Описание слайда:

1.«Жёлтый цвет Для ёлок и для сосен Не подходит», - Жалуется _______. 2. Ох, и злой он: Каждый раз Заставляет Плакать нас _____. 3. Труд человека кормит, а _______ портит. 4. Склеена, сшита, Без дверей, а закрыта. Кто её открывает, Тот всегда много знает _______________ . 5. Красна девица По небу катится ______________ . 6. Человек без друзей, как _______ без корней. Ф 1 2 3 4 5 6 р о с е н ь л у к л е н ь к н и г а с о л н ц е д е р е в о

4 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки Казаки – известные острословы, и именно слово – тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорили казаки. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Атаманам пышки, казакам шишки Без коня казак кругом сирота. Веселы привалы, где казаки запевалы. Житие собачье, зато слава казачья. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. Терпи казак,- атаманом будешь. Казацкому роду нема переводу. Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает. Пели бы еще да в животе тощо.

5 слайд

Описание слайда:

Лось до добра не доведет. От бобра добра не ищут. В здоровом теле здоровый пух. Сашу маслом не испортишь. Не ноги горшки обжигают. Голод не щетка. Купил кита в мешке. Мы сами с ушами. На ловца и дверь бежит. На горе шапка горит. Один ус хорошо, а два лучше. Семеро одного не идут. Лес рубят - кепки летят. Трус своей лени боится. ИГРА. Пословица, мы тебя знаем, Но не такою ты была: Неужто буква озорная Вновь чье-то место заняла?

6 слайд

Описание слайда:

Сказки - сказки-былички, сказки –диалоги, сказки смешные и страшные, веселые и серьезные. Казачьи сказки являются частью русского фольклора, хотя и имеют свои особенности. -Односум, что это тебе так рожу разнесло? Да вчера был на рыбалке – оса на губу села… И ужалила? Слава Богу не успела! Брат её веслом убил! (сказка-диалог-анекдот)

7 слайд

Описание слайда:

1.Новая посудына, а уся в дырах. 2.Жовтый шар сыпэ жар. 3.Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается. 4.Стали хлопцы в ряд, проходить не вилять. 5.Золотой Демид весь день на солнышко глядит. ЗАГАДКИ

8 слайд

Описание слайда:

Песни казаков - это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков с детства до могилы. С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни и песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни. Казачья служба была тяжела и опасна. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в песнях его удаль и веселье. Каждый казак знал более тысячи песен.

Все знают о том, какое творческое наследие от давних предков есть у каждой страны. Для любых народов его можно смело поставить на вершину культурного наследия всех времен, ибо здесь в наибольшей степени проявляется мудрость поколений и даже самосознание народа как единого целого.

Истоки происхождения

Как известно, у художественных произведений, относимых к единого автора нет.

Его автор - народ, передающий из поколения в поколение разные знания. Что самое интересное, так это то, что сюда относятся и музыка, и театрализованные действа, и так называемые крылатые фразы, и поговорки, и пословицы, и загадки, и песни, и былины, и сказки. Очень часто народная мудрость в произведениях устного народного творчества связывается с понятием мы сейчас рассмотрим подробнее.

Понятие фольклора

Вообще само понятие фольклора происходит о английского слова folklore, которое представляет собой сочетание двух терминов - folk (народный) и lore (знание, мудрость). Отсюда становится понятно, что по сути фольклор и означает народную мудрость, и неважно, в какой художественной форме она выражена.

В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Русский фольклор в мире считается одним из самых уникальных и богатых в плане того наследия, которое оставили нам предки. Посудите сами: что за произведение ни возьми - оно всегда имеет мораль по типу басен. Но только в этом случае смотреть нужно гораздо глубже, читать между строк, чтобы полностью понять, в чем именно выражена народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Пословицы или те же крылатые фразы с поговорками, например, являются некими поучительными элементами творчества народа.

По большому счету можно сказать, что их главная мысль как бы предостерегает нас от неправильных действий. Зачастую такие высказывания приобретают некую аллегорическую форму и не всегда имеют дословное значение, скажем, как во фразе о том, что, не прилагая усилий, и рыбку не поймаешь.

Возьмем, например, известнейшее выражение: - мелководье в водоеме). Понятно, что изначально оно действительно было применимо к тому, чтобы избежать опасности при переходе водоема вброд. Однако со временем оно приобрело и более широкое значение, связанное с тем, чтобы заранее продумать исход какой-либо ситуации, чтобы она не закончилась плачевно. Подобная народная мудрость в произведениях устного народного творчества прослеживается и во фразе «Семь раз отмерь…». И таких примеров можно приводить очень много. Например, понятно, что фраза, утверждающая, что делу нужно отдавать время, а потехе - час, в понимании сводится к тому, что пока не закончил все дела, отдыхать нельзя, или к тому, что сначала нужно закончить начатое, а только потом отдыхать.

Что можно почерпнуть из народного фольклора

Мудрость поколений многому может научить. Очень интересно выглядит еще один элемент, который включает в себя в произведениях устного народного творчества. Былины, сказы или сказания, к примеру, являются произведениями, сочетающими в себе литературный и музыкальный аспекты. Очень часто их исполняли бродячие сказатели.

В большинстве своем они описывают какие-то исторические события или надежды народа на лучшую жизнь. Благодаря таким произведениям можно даже изучать историю того или иного народа. Хотя сюжет или образы главных героев могут быть сильно приукрашены, но тем не менее, основная мысль или ход исторических событий остаются неизменными. Одним из самых главных достояний русского фольклора считается "Слово о полку Игореве".

Практически во всех жанрах можно встретить и некоторые ассоциации, помогающие понять, почему возникли некоторые фразы, используемые в обиходе. Богатыри всегда на Руси считались крепкими как дубы. Ну, не зря же народ придумал такое сравнение о несокрушимости своих героев? Иногда добрых молодцев сравнивали с орлами (иногда с селезнями), а красну девицу - с лебедушкой или голубкой.

Заключение

В плане поучений народная мудрость в произведениях устного народного творчества несет более глубокий смысл, нежели думают о ней люди. Многие считают, что те же сказки - это просто выдумки. Э, нет! Хоть в них и встречаются одушевленные животные, птицы, растения, предметы или стихии, а также несуществующие в природе герои и явления, сам народ говорит о них, что хоть сказка и является выдумкой (ложью), но в ней содержится скрытый намек, который должен послужить уроком на будущее.

Если хорошенько задуматься, так ведь оно и есть. При этом не нужно воспринимать произведения народного фольклора в буквальном смысле. Тут нужно вникнуть в саму скрытую суть повествования. Самое интересное, что многие классики литературы переняли такой прием сравнительных аллегорий именно из народного фольклора.

Былины – героический эпос русского народа, восходящий ко временам Киевской Руси, до середины XX в.

Былины сохранялись преимущественно на Русском Севере (Архангельская область, Карелия) в устах сказителей, именовавших эти песни «старинами» или «старинками». Термин «былина » по отношению к ним был введен в употребление в 30-е гг. XIX в собирателем и издателем фольклора И. П. Сахаровым, позаимствовавшим его из былины «Слова о полку Игореве» (автор которого ведет рассказ «по былинам сего времени», а не по старинным песням «славам» в честь князей, созданным вещим певцом Бояном).

Сейчас это может показаться странным, но еще в середине XIX в. наша отечественная наука не располагала сведениями ни о бытовании былин, ни об их исполнителях – и это в то время, когда Богатырский эпос, как мы сейчас знаем, еще был широко распространен на территории России! Причину этого явления можно найти в петровских реформах, в результате проведения которых образованные слои русского общества приобщились к европейской культуре и в то же самое время отдалились от основной массы своего народа настолько, что о русском народном творчестве имели лишь самое приблизительное понятие (а подчас и самом языке: не случайно пушкинская Татьяна, «русская душою», «по-русски плохо знала» и «выражалася с трудом на языке своем родном»).

Положение стало меняться лишь в эпоху романтизма, пробудившего внимание образованного русского общества к творениям «народного духа», передававшимся изустно в среде неграмотного в своей массе крестьянства. В 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808–1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири, однако эти записи увидели свет только в 1860–1874 гг., когда собрание народных песен Киреевского издавал П. А. Бессонов.

До середины XIX в. былины были известны русскому читателю лишь по сборнику Кирши Данилова, первое (сильно сокращенное) издание которого под заглавием «Древние русские стихотворения» увидело свет в Москве в 1804 г., второе (значительно более полное) – в 1818 г. («Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»). Считалось, однако, что представленные в этой книге песни уже перестали бытовать в народе.

Сама личность составителя этого собрания произведений народного песенного эпоса, равно как и место, время и обстоятельства его возникновения оставались тайной вплоть до недавнего времени, когда трудами ученых, предпринявших обширные историко-архивные разыскания, было установлено, что Кирилл Данилов был заводским мастером в демидовском Нижнем Тагиле. Владея обширным фольклорным репертуаром, он в середине XVIII в. записал его (или продиктовал для записи) по поручению хозяина заводов Прокофия Акинфиевича Демидова, который, в свою очередь, хотел передать эти песни в качестве важного исторического источника известному историку, академику Герарду К. Авторов, В. Ковпик, А. Калугина. «. Исторические песни. Баллады»

Фридриху («Федору Ивановичу», как его звали по-русски) Миллеру. Весьма вероятно, что Кирилл Данилов оказался за Уралом не по своей воле: в России за иную песню могли сослать «в места не столь отдаленные» и в XX, и в XVIII веке. Думать так заставляет фраза, оброненная П. А. Демидовым в письме Г.-Ф. Миллеру от 22 сентября 1768 г.: «Я достал [эту песню] от сибирских людей, понеже туды всех разумных дураков посылают, которыя прошедшую историю поют на голосу».

В разделе сайта, который мы предлагаем читателю, публикуются лучшие образцы песенного эпоса русского народа: былины , исторические и балладные песни, а также скоморошины. В них в поэтической форме нашли отражение, с одной стороны, историческое сознание народа, идея служения Родине, любви к родной земле, к земледельческому труду, к близким людям, а с другой – обличение врагов, посягающих на Русь и разоряющих города и села, осуждение злодейств, осмеяние человеческих пороков и низменных поступков.

Главный герой былины «Садко» — музыкант, который ходил по праздникам да пирам, и там на гуслях играл. Но однажды случилось так, что Садко перестали звать на пиры, и от скуки он стал ходить на Ильмень-озеро и там играть на гуслях. От его игры озеро каждый раз волновалось. Однажды из озера показался морской царь, похвалил за чудесную музыку и решил наградить музыканта. Подговорил он Садко пойти в Новгород и поспорить с купцами о том, что он достанет из озера трех чудесных рыбин с золотыми перьями.

Садко так и сделал. В Новгороде он поспорил о том с купцами. От себя Садко буйную голову свою поставил, а три купца по три своих лавки с товарами выставили. Выиграл Садко спор, выловил трех невиданных рыбин с золотыми перьями и зажил он после этого жизнью богатого купца.

А однажды он не удержался и затеял новый спор о том, что на свои деньги выкупит все до единого товары в Новгороде. В первый день он с дружиной пошел и скупил все товары, что были в городе. Но на следующий день подвезли новые товары. Он и их выкупил. И только на третий день Садко понял, что он не может быть богаче целого города.

Возместил он проигрыш, построил корабли, загрузил на них купленные в Новгороде товары и поплыл через синее море в Золотую Орду продавать эти товары. Торговал он с большой прибылью и обратно возвращался гораздо более богатым. Но море заволновалась волнами и корабли на месте замерли. Стал Садко жертву морскому царю золотом приносить, но корабли с места не трогались. Понял он, что царю морскому человеческая жертва нужна и стали все, кто на кораблях был, жребий кидать. И выпало, что сам Садко должен на дно отправиться. Распорядился он своим наследством и отпустил корабли, а сам к морскому царю отправился, прихватив любимые гусли.

Морской царь повелел Садко играть на гуслях, а сам в пляс пустился. От этих плясок на море волнение началось и стали корабли с людьми гибнуть. Стали люди взывать к Миколе Можайскому. Тот явился к Садко и стал просить прекратить игру на гуслях. А Садко отговаривается тем, что ему морской царь приказал играть не останавливаясь. Посоветовал тогда старец из гусель струны повыдергивать, и предсказал, что морской царь наградит Садко, красивую жену ему выбрать позволит и в Новгород вернет. Так и случилось. Когда Садко струны повыдергивал, морской царь плясать перестал и дозволил Садко красивую жену себе выбрать и в Новгород его вернул.

Оказался Садко в Новгороде раньше дружины своей, что на кораблях плыла. Подивились люди, вернувшись, что Садко живой-здороый раньше них дома оказался. А Садко золото с кораблей сгрузил и на те деньги Миколе Можайскому церковь поставил. Больше Садко в море уже не выходил, а жил в Новгороде.

Таково краткое содержание произведения.

Главная мысль былины «Садко» состоит в том, что за все в этой жизни надо платить. Садко при помощи морского царя обогатился, а отблагодарить его забыл. За это морской царь его к себе на дно и забрал. Лишь чудом Садко домой вернулся, послушав совет Миколы Можайского. Былина «Садко» учит прислушиваться к советам мудрых людей, которые плохому не научат.

В былине «Садко» мне понравился главный герой, который занимает активную жизненную позицию. Он не побоялся рискнуть своей головой и заключил спор с новгородскими купцами, отчего стал богатым. Когда же он проспорил второй спор, то сумел грамотно распорядиться скупленными товарами и выгодно продал их в Золотой Орде, став еще богаче. Садко умеет прислушаться к советам, умеет быть обязательным.

Какие пословицы подходят к былине «Садко»?

Долг платежом красен.
Сам смекай, где берег, где край.
Беды научают человека мудрости.