Смех единственное благородное лицо в комедии ревизор. «Смех - честное и благородное лицо комедии Н. Гоголя «Ревизор. Шпаргалка: Смех благородное лицо в комедии Н. В. Гоголя Ревизор

Создал прекрасную комедию Ревизор, показав нам свое отношение к обществу и социальным проблемам, которые существовали в то время и, как ни странно, являются актуальными и в наш час. В своем произведении автор изобразил, как он пишет, все дурное, что существовало в России, все несправедливости, чтобы можно было сразу над всем одновременно посмеяться. В работе автора созданы разные герои, в том числе и , которого местные чиновники принимают за ревизора. Познакомившись с произведением, мы не видим здесь положительных героев, но это только на первый взгляд. На самом деле в комедии имеется благородное лицо, которое не все замечают. Поэтому автор дает свое разъяснение смысла Ревизора. Писатель лично говорит о том, что в произведении имеется честное благородное лицо комедии. Так что же это за лицо?

Смех в комедии это честное, благородное лицо

Как ни странно это прозвучит, но именно смех автор называет единственно честным и благородным лицом. Путем осмеивания автор сатирического произведения разоблачил отрицательных героев. Вся описанная ситуация комична, что самое смешное, чиновники сами обманулись, приняв Хлестакова за другого и это те люди, которые сами мошенников из мошенников обманывали.

Смех сопутствует на протяжении всего произведения. Но смех здесь гневный, сквозь слезы и разочарование. Смех этот осмеивает пороки русской действительности. Он, как тот карающий меч, как та сила, грозная и раскрывающая действительность того времени. Автор, называя смех единственно честным благородным лицом комедии, считает что только он может исправить общество к лучшему, ведь смеха боится даже тот, кто ничего не боится.

План
Введение
Комедия Гоголя «Ревизор» - сатирическое произведение.
В комедии выражено критическое отношение автора к современному ему обществу.
Основная часть
Н.В. Гоголь «решился собрать в одну кучу все дурное»:
а) мы видим удручающую картину уездного города;
б) от страха возмездия чиновники принимают Хлестакова за ревизора;
в) узнав правду о Хлестакове, чиновники поражены;
г) Городничий обращается к окружающим: «Чему вы смеетесь!..»;
Кто из героев комедии достоин сочувствия?
По словам автора, в комедии есть одно «благородное лицо» - «смех».
Заключение
Смех над подлыми людьми - вот что может исправить общество.
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» - сатирическое произведение. Поэтому в нем ярко выражено критическое отношение автора к современному обществу, его социальным проблемам, а также нравственные проблемы, раскрывающиеся на примере характеров героев.
Как писал Н.В. Гоголь, в «Ревизоре» он «решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним
разом посмеяться над всем». Поэтому мы видим удручающую картину жизни уездного города, где правят беззаконие и произвол. Люди, имеющие власть, употребляют ее не во благо народа, а для своего личного обогащения. При этом они умственно и нравственно убоги, низки, подлы. От страха возмездия они принимают за ревизора Хлестакова - ничтожество, верят его вранью и не верят правде. Поэтому когда правда выясняется, они поражены, как могли они так обмануться. А сам Хлестаков даже не понял, какую роль он сыграл. Городничий кается публично: как он мог? «Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду». И обращается к окружающим: «Чему вы смеетесь!..»
Действительно, кто из персонажей комедии заслуживает сочувствия? Обманутые чиновники? Но ведь они сами жулики и подлецы. Хлестаков? Жалующиеся купцы? Нет положительного героя в комедии Гоголя.
Сам автор писал, что в его комедии есть одно честное, благородное лицо - «смех». Это не развлекательный смех, а грозный, как карающая сила. Смеха боится даже тот, кто ничего не боится. Городничий боится одного: что найдется автор, «в комедию тебя вставит», «и все будут скалить зубы и бить в ладоши».
Смех над бесчестными и подлыми людьми - единственное, что может исправить общество, если эти люди, боясь стать посмешищем, сумеют измениться нравственно. В это горячо верил и на это надеялся автор бессмертной комедии.

Николай Гоголь, пытаясь объяснить содержание всего своего известного произведения «Ревизор», говорил о том, что есть в нем еще одно действующее лицо, кроме тех, которые были указаны в перечни действующих лиц. И им оказался смех, который играет немаловажную роль в гоголевской комедии. Автор сожалел о том, что никто из читателей совсем не замечает самого честного героя во всей его пьесе. И, по мнению писателя, смех - это самое благородное и самое честное действующее лицо его комедии, которое находится в произведении постоянно.

Известно, что очень близкий друг автора прекрасной и великолепной комедии «Ревизор» писал, что современная жизнь России такова, что она совсем не дает материал для написания такого произведения, особенно комедийного жанра. Но Николай Гоголь в этом с ним был совершенно не согласен, и он даже отвечал другу, что вот как раз в русской жизни повсюду кроется именно комедия. Но вот только, по мнению автора «Ревизора», мы живем среди всего этого, это наша жизнь, поэтому мы это рассматриваем слишком серьезно и не видим эту комедийность. Но вот стоит перенести эту нашу жизнь на сцену или же художник вдруг решит перенести нашу жизнь в искусство, то каждый сразу же начнет смеяться, причем сами над собой. И смех этот будет честным и искренним.

Николай Гоголь так строит свою комедию, что у него объектом сатиры становится та жизнь, которая окружает писателя, в которой живет и он. Но только автор сумел увидеть комическое и немного уродливое ее проявление. Стоит внимательнее отнестись и к самому гоголевскому сюжету, где уже заложено некое несоответствие, которое является как раз комедийным. Так, одного человека, который случайно, проездом, оказывается в небольшом провинциальном городке, принимают за того, кем он на самом деле никогда не был и не может быть никогда. Но сам писатель решает эту необычную ситуацию по - своему, по совершенно новому пути. Так, автор показывает, что сам Хлестаков , которого как раз и принимают за того, кем он не является, сам себя за кого - либо не выдает.

И вот поэтому, что Хлестаков не пытается быть тем, кем он на самом деле не является, сбивает с толку. Ведь оказывается, что его поступки и действия непреднамеренны, а чиновников и их начальника городничего всего лишь обмануло чистосердечие главного героя гоголевской комедии. А ведь сам автор говорит о городничем, что тот сам мошенник и легко мог обмануть любого мошенника. Все, что происходило в гоголевском уездном городке, показало смешное лицо человека, уродливость в людях, и вот это вызывает смех у читателя, который смеется над пороками этих героев. Но смех этот не совсем обычный - это смех сквозь слезы, с гневом, негодованием, горечью.

Николай Гоголь в своей комедийной пьесе высмеивает не конкретных людей, а его смех выявляет и показывает все пороки жизни в России, ее действительность. Поэтому в финале комедии автор бросает в зал зрителям фразу, где говорит о том, что смеется - то народ над собой. Когда автор комедийной пьесы показывает то, какие порядки заведены в уездном городке, то становится вроде бы смешно, но смех этот горьковатый. Итак, посмотрим на нравы гоголевского городка: в государственных учреждениях, в их приемных ходят важно и чинно обыкновенные гуси, причем уже не один, а целыми семействами и даже с гусятами, которыми они уже успели расплодиться. От самого заседателя идет такой сильный запах водки, что это не всякий человек может и выдержать-то.

Не лучше нравы царят и в учебных заведениях. Так, например, в училище преподают немного бесноватые и странные учителя. Совсем плохо дело и с медициной. Конечно же, в городе есть свой врач - это Христиан Иванович, но вот только проблема заключается в том, что он немец и не знает ни одного слова по-русски. Но тогда, как он лечит больных? А их в больнице практически и нет, так как врачеватель немецкого происхождения никого не кладет в больницу, считая, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если суждено человеку умереть, то пускай дома умирает. Не лучше царят нравы и на почте, где ради простого любопытства и интереса почтмейстер вскрывает все приходящие и исходящие письма, а затем внимательно изучается их содержание.

Такие же нравы царят даже в полиции, где должно быть строгое подчинение всех законов. Но вместо этого они сами первые их и нарушают, причем часто они не прочь пустить в дело и кулаки, добиваясь своего. Поэтому автор и дает им такие говорящие фамилии, которые указывают не только на их внешние данные, но и образ их жизни, на характер, и те действия, которые они совершают. Все остальные учреждения имеют такие же беспорядки и совсем не выполняют своей работы.

Именно такое изображение действительно позволило автору высмеять и показать, что реальность в России не только несовершенна, но имеет огромнейшее количество пороков. Так, Николай Гоголь показывает свое возмущение и негодование теми хищениями, которые являются нормой в России, административным произволом, мелкой корыстью тех людей, которые находятся у власти и должны думать не только о себе, но о государстве. Представители власти в гоголевском изображении смешны и комичны, но они совсем не вызывают симпатий или хорошего отношения к себе, поэтому читатель так легко смеется над их пороками.

Но гоголевская пьеса хороша и тем, что в ней огромнейшее количество комичных и забавных ситуаций. Больше всех веселит и забавляет читателя городничий, в чьи уста автор вкладывает приказания для чиновников. Стоит обратить на них внимание. Например, он пытается сказать своим подчиненным, чтобы каждый их них взял в руки по улице, или же ситуация, где он вместе шляпы надевает бумажный футляр. Такое количество реплик городничего в комедии огромное количество.

Не отстает от городничего в этом и главный герой, который когда напился и уже осмелев, стал громко стучать по столу и также громко выкрикивать смешные реплики о том, что они право не имеют, и он сам немедленно отправиться к министру, чтобы ему пожаловаться. А когда Хлестаков уже и совсем погряз в своем вранье, то он успешно преуспевает в этом, так как очень легко, а самое главное, быстро, всего лишь за несколько минут, он из самого рядового и простого переписчика бумаг в словах его самого вырастает до фельдмаршала. Получилась невероятно «великолепная» и довольно «головокружительная карьера» Хлестакова, созданная им самим. И как же после этого этот герой не будет нелеп и смешон!

Все это позволило великолепнейшему писателю Николаю Гоголю не только показать свое мастерство, но и сделать эту пьесу живой и, самое главное, очень достоверной. Читатель может насладиться чтением этой непревзойденной комедией, так как смех над собой и над той действительностью, в которой приходится жить, помогает очистить свою душу, стать лучше. Автор, обличая в своей комедийной пьесе все дурное и произвол, все-таки верил и надеялся, что справедливость сможет восторжествовать, одержав победу.

Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».

Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».

И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.

Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.

Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице…», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?... Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.

Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.

Тема урока: «Смех – единственное честное, благородное лицо в комедии «Ревизор»

Цели: 1) вскрыть социальное зло, заключенное в образе Хлестакова, и показать почву, на которой оно процветает;

2) дать понятие о жанре комедии и композиционной инверсии;

3) повторить составные части сюжета;

4) вырабатывать навыки выразительного чтения и аргументированного суждения.

На доске:

Комедия – это драматический жанр, в котором характеры и действие представлены в смешных формах, рассчитаны на создание комического эффекта. Комедия предполагает осмеяние недолжного, не соответствующего норме.

Оборудование и материалы: диск « Уроки Кирилла и Мефодия. Русская литература 8-9 класс»

Примечание: в названии урока слово «СМЕХ» учащиеся дописывают в конце урока, когда приходят к такому выводу и поэтому запись темы урока на доске или в в презентации в начале урока должна выглядеть следующим образом «….. - единственное честное, благородное лицо в комедии «Ревизор» .

Ход урока

1. Слово учителя

Сегодня мы познакомимся с бессмертным произведением Н.В.Гоголя – комедией «Ревизор».

-А что такое комедия? (Запись в тетрадях)

-В чем же бессмертие этой комедии?

В том, что многое из изображенного в ней не изменилось, большинство недостатков имеют место и в наши дни.

- Так хорошо или плохо, что она бессмертна? (Плохо)

- А хорошо потому, что с ее помощью мы можем бороться со злом.

2. История создания комедии

3. Проверка домашнего задания.

- Как называется город, в котором происходят события пьесы?

- А почему Гоголь не назвал точного места, где происходит действие пьесы?

(Он имел в виду не один какой-то город, а всю царскую Россию, не одного плохого городничего, а весь бюрократический чиновничий аппарат страны)

- Давайте совершим небольшую экскурсию по городу. Каким предстал перед нами этот провинциальный городок? (Грязный, везде беспорядок.И этот беспорядок не только на улицах, но и в учреждениях)

-Что вы узнали о влиятельных лицах этого городка? Почему их так сильно напугала весть о ревизоре? (Потому что погрязли в грехах, боятся возмездия)

-В чем каждый из них грешен? (Проверка домашнего письменного задания)

4. Просмотр фрагмента кинофильма «Инкогнито из Петербурга»

5 Анализ произведения

- Почему городничий, весьма неглупый человек, так быстро поверил, что Хлестаков –ревизор?

(Слишком грешен, слишком трясется за свою шкуру, чтобы не поверить и не испугаться. Недаром русская пословица гласит: «У страха глаза велики»)

- А на что тогда надеются Городничий и чиновники? (Что откупятся деньгами, пышными обедами и т.д..Свою философию Городничий излагает следующим образом: « Нет человека, который бы за собою не имел грехов. Это уж так самим богом устроено»)

- Что вы считаете кульминационным в этом произведении? (Сцену вранья)

6.Чтение по ролям

7. Просмотр фрагмента кинофильма «Инкогнито из Петербурга»

- Каким предстал Хлестаков перед нами? Что вы можете о нем рассказать?

(пустомеля, ничтожный, невежественный, легкомысленный, чванливый, старается себя показать значительнее того, чем он есть на самом деле)

- Что явилось развязкой всей этой комедии?

(вначале письмо Хлестакова, затем известие о прибытии в город настоящего ревизора)

- Ребята, над чем вы смеялись, когда читали эту комедию?

- А от чего вам было грустно?

(оттого что такие беспорядки, как взяточничество, казнократство, чинопочитание, подхалимство существуют и в наши дни. Мы каждый день сталкиваемся с такими явлениями и нам становится страшно, что нас окружают ляпкины-тяпкины, земляники, хлоповы, городничие. И хлестаковых много среди нас.

- Но неужели нет ни одного положительного лица в этой комедии?

Его нет на сцене, но он все же присутствует. Что вы делаете, когда слушаете или читаете комедию?

- Смех и есть положительный герой комедии. Вот как высказался об этом сам Н.В.Гоголь:

«…Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо был – смех…»

Этот грозный гоголевский смех разоблачалне только произвол городничих и пустоту Хлестаковых, но и весь самодержавно- крепостнический строй царской России.

Вот почему так по-разному была принята пьеса Гоголя зрителями…

- Давайте мы с вами допишем название нашего сегодняшнего урока (в название урока добавляется слово «СМЕХ»).

8. В заключение

Как вы заметили, что смех в «Ревизоре» разный по своему характеру. Иногда это шутливо-добродушный смех, а иногда – смех сквозь слезы, горькая ирония. Но было бы ошибкой думать, что столь смешная комедия написана для того, чтобы повеселить нас, читателей. Напротив, она призывает задуматься над многими вещами. И задуматься серьезно.

9. Проверка индивидуальных домашних работ.

Нескольким учащимся я дала задание прокомментировать слова Гоголя «Каждый хоть на минуту делался Хлестаковым». Давайте послушаем.

10.Разъяснение понятия «композиционная инверсия в комедии «Ревизор».

12. Тестирование.