Сценарии о казачьих костюмах. План проведения мероприятия. Читают дети стихи

Сценарий фольклорного казачьего праздника в старшей группе

Ход праздника

1 Казачка : Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

2 Казачка : Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

Праздник осени

Будем веселиться, да радоваться.

1. Ходит осень по садам,

Ходит – улыбается.

Точно в сказке – тут и там

Все цвета меняются!

2.Дарит осень чудеса,

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

3. Листочки падают, играя,

И устилают всё кругом.

А мы, по садику гуляя,

В букет листочки соберём.

4. Вдаль убежало горячее лето,

Теплые дни растворяются где – то,

Где – то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь только листья желтеют

И опадают, как только умеют.

5. Дождь идет по всей земле,

мокрая дорога.

Много капель на стекле,

а тепла – немного.

Спят березы в серебре,

ярче зелень сосен,

Потому что на дворе наступила осень

6.Вновь осенняя пора ветром закружила.

Чудо-красками она всех заворожила!

Посмотри, какой ковер листьев у порога!

Только жаль, что светлых дней в осени немного…

7. Осенняя пора, настал и твой черёд!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад, и птичий перелёт,

И лес, и сад полны очарованья.

8. В лесу осеннем каждый кустик мил.

Всё замерло, как будто в чудной сказке.

И мелкий дождик сверху окропил

Листву, свою меняющую краску

9. Краснеют гроздья спелые рябин,

Грибочек нам свою покажет шляпку.

И золото берёзок и осин

Так хочется с собой забрать в охапку!

10 . Прекрасна осень! Чередою дни

Летят твои седой зиме навстречу.

Но каждый миг волшебный сохраним,

Он будет в нашей памяти отмечен.

11. Как много листьев:

Желтых, красных.

Подует ветерок – летят.

И в вальсе кружится прекрасном

Над головою листопад.

12.Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьёт одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

13.Мы простились с тёплым летом

Снова осень к нам пришла

Золотисто-красным цветом всё раскрасила она.

14.Всё вокруг, как на картинке:и берёзки и осинки,

В золотых стоя нарядах, значит осень где-то рядом.

15.Жёлтые листочки в воздухе кружат

По стеклу дождинки весело стучат.

16.Быстро лето улетело, перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль!

17.Закружился надо мной, дождь из листьев озорной

До чего же он хорош

Где такой ещё найдёшь.

18. Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое у берёзы на плечах.

19.Жёлтой краской кто-то выкрасил леса,

Стали отчего-то ниже небеса,

Ярче запылали кисточки рябин,

Все цветы увяли, лишь свежа полынь.

20 . Осень, ты можешь грустить и смеяться,

Дождиком плакать, потом улыбаться.

Красками яркими радовать нас!

Хмуростью неба грозить каждый раз,

Осень, ты хочешь нас всех удивить?

Дети хором : Будем мы Осень любую любить!

Песня « Золотая осень»

1 Казачка:

А давайте-ка сядем, казачата, в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним.

Садятся.

2 Казачка :

Посидим рядком, да погутарим ладком о празднике казачьем

Пришёл к нам Октябрь – батюшка, а перед этим мы хорошо трудились. растили в огороде овощи,в садах фрукты, в поле хлеб Хорошо потрудились,собрали весь урожай,теперь можно и отдохнуть, повеселиться, поиграть, потешиться,частушками да танцами позабавится.

Дети поют частушки.

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

4. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

5. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

6. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

7.Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

8.Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!

9.Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь

10.Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.

2 Казачка:

Засиделись что-то мы.не пора ли нам поиграть?

Игра « Плетень»

: Казаки – народ удалый и весёлый, озорной

Выходите, казачата поиграйте-ка со мной!

А ещё для вас игра вам понравится она.

Проводится игра «Папаха»

1 Казачка:

А вы, казачата, пословицы казачьи знаете?

Дети: Да!

1 Казачка : Тогда я начинаю, а вы продолжайте. Любо?

Дети : Любо! Любо!

1 Казачка : Атаман без усов и бороды…

Дети : что рыба без воды.

1 Казачка : Талант от Бога. Дети: А успех от труда.

1 Казачка : Добрая хозяйка … Дети: Дороже золота.

1 Казачка : В поле казак воин…

Дети: А дома хозяин хлебосольный.

1 Казачка : И в поле, и на войне… .

Дети : Казак всюду на коне.

2 Казачка :

Песня: « Эх, донские казаки»

1 Казачка : Славно казаки поют, но ещё и удаль в плясках

показать умеют.

Девочка

Мой милёнок казачок, он повсюду славится

Он и первый на работе и на гулянье славится..

танец «Казачья кадриль».

2 Казачка:

Очень хочется узнать, казачата, понимаете ли вы о чём гутарят у нас на празднике я буду говорить по-русски, а вы гутарить по казачьи.

Говорить –гутарить; Жаловаться –жалиться; Петь –играть; Хоровод –курагод; Дом –курень

Люди –мир; Сегодня –ноне; Петух –кочет; Ужинать –вечерить;

Немного – трошки; Кукла –кундюбочка; Здравствуйте –здорово дневали.

2 Казачка : Любо гутарите, казачата!

1 Казачка : Полюбились нам ваши звонкие песни, да веселые пляски, но наш праздник подходит к концу

Песня «Как за Доном казаки гуляют»

2Казачка: -Вот и закончился праздник осенний…

Думаю, вам он поднял настроение!

Хочется петь, улыбаться всегда…

Дети, со мною согласны вы?

Фольклорный утренник- посиделки "КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ"

(в начальных классах.)

Учитель Колодезянской ОО школы Тарасовского МОУ Сиволапова Людмила Ивановна .

Цели и задачи утренника:

  1. Знакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков;
  2. Приобщать детей к творчеству жителей Дона;
  3. Развивать творческие способности, художественный вкус детей;
  4. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;
  5. Знакомить учащихся с творчеством писателя- земляка М.А. Шолохова.
  6. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  1. класс оформлен предметами утвари (как казачий курень);
  2. каравай на рушнике;
  3. портрет М.А. Шолохова; на доске
  4. пословица: «Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.»;
  5. атрибуты для танца, сценки, игр;
  6. дети одеты в народные костюмы;
  7. кассета с казачьими песнями, магнитофон.

Учитель: (Звучит тихая музыка с донскими напевами) Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»

Наш утренник посвящается нашей малой родине. Сегодня мы приобщимся к творчеству донского народа и нашего земляка- писателя М.А. Шолохова, вспомним обряды и традиции жителей Донского края.

(монтаж в стихах)

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть ному принадлежим.

2 ученик: Россия- мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

3 ученик: От отцовского порога,

От заветного жилья,

Вьётся, вьётся путь- дорога,

Золотая колея.

4 ученик: Вьётся, вьётся путь- дорога

Мимо луга, мимо лога,

Мимо сёл и городов

Больше тысячи годов…

Учитель: С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Какие награды на гербе Ростовской области вы знаете? (бунчук, бобылёв хвост, булава…)

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из произведений писателя, М.А. Шолохова. М. Горький сказал о его творчестве так: "Он пишет, как казак, влюблённый в Дон, в казацкий быт, в природу." В этом году в мае месяце исполнилось бы 100 лет этому великому русскому писателю, лауреату Нобелевской премии, нашему земляку М.А. Шолохову.

Родился Шолохов в хуторе Кружилине Вёшенского района. Сегодня Кружилин- большой благоустроенный хутор. А что видел Миша Шолохов в степном Кружилине чуть меньше 100 лет назад? Голая ложбина у небольшой речки Чёрной. Редко стоящие саманные завалюхи под камышом, убогие базы и сараи, чахлые деревца и безмолвная целинная степь на многие вёрсты. К крестьянскому труду казаки приучали детей сызмальства. С пяти- шести летнего возраста ребята всегда были при деле. А житейского опыта набирались у стариков. Бывальщины и небылицы, родословная хутора, прозвища, военные истории, случаи на рыбалке и охоте- всё, чем богата степная хуторская жизнь, передавалось, рассказывалось стариками. И не просто, а всегда между делом: сидит дед, чинит хомуты, сёдла, а вокруг детвора очищает кукурузные початки или перебирает картошку. Лясы точить без дела дед не станет.

Всё, что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг- природу, людей, исторические события на Дону, он описал в своих бессмертных романах и повестях. Давайте посмотрим одну из сцен из повести "Нахалёнок"

ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ ПОВЕСТИ М.А. ШОЛОХОВА "НАХАЛЁНОК" (книга издательство "малыш" Москва 1972, страницы11-13)

Учитель: С ранних лет Миша учился понимать народную песню. У него был хороший музыкальный слух. А какие напевные песни на Дону! Казачьи песни слушать- мёд ложкой кушать. Кто знает казачьи песни? Объявляется КОНКУРС (с привлечением гостей. Спеть куплет или припев)

А какие задорные танцы! Посмотрите танцевальную зарисовку "У Дона".

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ "У ДОНА" НА МОТИВЫ КАЗАЧИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.

Учитель: Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Одна из пословиц написана на доске, как эпиграф к нашему утреннику. Какие пословицы и поговорки донского народа знаете вы?

(Казак без коня- сирота.

И шашка остра, а дух сильнее.

Где казак, там и слава.

Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Казак без друзей что дуб без корней. И пр.)

Учитель: Казаки охраняли земли русские от врагов внешних. Ходили по степям с разъездами, на разведку. Из народных былин, из казачьей песни мы узнаём о казачьей службе Русскому государству. Давайте же и мы заведём казачью песню о храбрых казаках- воинах.

Ученик: Клинок и седло да конёк быстроногий-

Казачья судьбина- судьба…

Зовёт казака из станицы в дорогу,

В поход боевая труба.

Гей, гей, казаки, по полкам, эскадронам,

Питомцы студёной волны;

Мы тихого Дона, родимого Дона

И в жизни, и в смерти сыны.

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ КАЗАЧЬЮ ПЕСНЮ "ИЗ-ЗА ЛЕСА, ЛЕСА, КОПИЙ И МЕЧЕЙ"

Учитель: Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и веселиться. Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.

А теперь представьте себе, что собрались бравые казаки да красавицы казачки на посиделки. Урожай в закромах, кони в вольных табунах. Путина кончилась. Теперь можно и погулять, повеселиться, песен попеть.

(стихотворный монтаж)

1 ученик: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

2 ученик: А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

3 ученик: Если вы в "своей тарелке"

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь тотчас,

Огонёк души не тухнет.

Дедов искренний досуг!

Отдых- это не безделки-

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

4 учение: Собирайтесь, гости дорогие,

Старые и молодые,

Весь люд честной.

На пир квасной.

С песнями да плясками,

Частушками да сказками.

С блинчиками подовыми,

Оладушками медовыми,

Да с русским квасом,

Да с переплясом.

(открывается занавес. Импровизированная горница. Дети в казачьих костюмах занимают места в «избе»)

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

Казак: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.

Казак: Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ПЕСНЯ "МОЛОДА Я, МОЛОДА…"

Казачка: Покатилась вечеринка!

Заглянула ночь во двор…

У зачина есть разминка,

Как бы нитка, паутинка-

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный,

В те далёкие года

Проводились викторины

Типа "что, где и когда".

Как тогда, друзья, для вас

Проведём её сейчас.

ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":

  1. Какие казачьи традиции вы знаете?
  2. Какая отличительная особенность формы донских казаков?
  3. Назовите воинские звания войска донского.
  4. Назовите родину М.А. Шолохова.
  5. Как в древности называлась река Дон?
  6. Почему Дон называется Тихим?
  7. Почему Дон ещё называют Ивановичем? (берёт начало с Иван озера)
  8. Назовите животных (растения) донского края.

ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:

* Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой. (сабля).

* На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло).

* Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).

* На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (снег весной).

* Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).

* Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (муравьи).

* Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок

Наводит. (метла).

* Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (вёдра и коромысло).

Казачка: Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Учитель: Одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна".

Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".

Выбор осуществляется с помощью считалок:

Казак: Прилетел издалека,

Из высока- высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

Казачка: На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

(Условия игры)

Передний игрок- «наседка»; остальные выстраиваются в затылок за «наседкой», взявшись за талию впередистоящего. «Коршун» роет ямку. «Наседка» ходит вокруг «коршуна» (а цыплята за ней) и припевает:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу:

По копеечке, по совелочке…

«Коршун» перестаёт рыть. Топчется вокруг ямки, приседает, машет руками, как крыльями. Происходит диалог:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою. Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.

Зачем?

Чтоб ко мне в огород не лазили!

А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!

«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»- преградить ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается всё время быть лицом к «коршуну», кричит: «Кыш!». Машет руками, но хватать «коршуна» ей нельзя. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве «цыплята» стараются тут же восстановить цепочку.

ИГРА «КОРШУН»

Учитель: Какие ещё игры Донских казаков вы знаете? ("В пряжки", "Горелки", "В чехарду", "В краски", "В цыгана"..) Также проводились игры соревновательного характера: на ловкость, силу, смекалку.

Казак: Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра

"Кто сегодня самый ловкий?"

ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ "НАКИНЬ ПОДКОВКУ" (НАБРОСИТЬ КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)

Учитель: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.

Казачка: Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи.

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"

Учитель: А вокруг бабушки собралась ребятня. Они заворожено слушают бабушкины сказки. Послушаем и мы.

ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ БАБУШКИ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ "КАЗАК И ЛИСА" ("Край родной" хрестоматия для чтения. Стр.47-48.)

Казак: Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

2.Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

4.А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печи башмаком,

Думала- подружки.

5.По деревне я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

6. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

Белая рубашечка.

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Учитель: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Казачка: Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…

ШУТКИ- ДИАЛОГИ:

1. (Хозяйка и Федул):

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.(Хозяйка и Фома):

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?

Итог:

(монтаж в стихах)

1 Ученик: В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

2 Ученик: Дни общенья- счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как- никак.

3 Ученик: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

4 Ученик: Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

5 Ученик: Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

6 Ученик: Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Учитель: В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться".

И хочется закончить наш утренник теми же словами М.А. Шолохова, которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

Приложение:

"МОЛОДА Я МОЛОДА"

1.Молода я молода, не догадливая

Девчёночка игривая, разговорчивая.

2.Пойду в огород- меня горе берёт,

Огородная беда- по колено лебеда.

3.Пойду побреду по колено в лебеду,

Выйду ль, выйду ль я, да на гору крутую.

4.Пошла в огород лебеду свою полоть,

Оглянулася назад- позади стоит казак.

5.Казак, казак, казачок, казак миленький дружок

Ты почаще ходи, да побольше носи.

6.Когда рубль, когда два, когда рубля полтора,

Когда гривенничек, семигривенничек.

7.Молода я, молода нагулялася

В огороде лебеда вся осталася.

ИЗ-ЗА ЛЕСА КОПИЙ И МЕЧЕЙ.

Из-за леса, леса копий и мечей

Едет сотня казаков-усачей

Ей, ей, говори!

Едет сотня казаков-усачей.

Попереди командир наш боевой,-

Ведёт сотню казаков за собой

Ей, ей, говори!

Ведёт сотню казаков за собой.

"Ей, вы, братцы, усачи, усачи!

Ей, ей, говори!

Шашки вон! За мною по полю скачи!

Вы, ребята, не робей, не робей!

На завалы поспешай поскорей!

Ей, ей, говори!

На завалы поспешай поскорей!

Пуля сыпалась, летела, как пчела,

Ей, ей, говори!

Кровь геройская лилася, как река.

Танцевальная зарисовка «У Дона»

  1. «По Дону гуляет казак молодой»

Девочка в казачьем костюме. С коромыслом и ведёрками.:

1) (куплет)

Тройным переменным шагом выходит слева, обходит по кругу, останавливается на средине.

2) припадание (куплет)

3)назад тройной переменный шаг, (куплет)

«пружинка».

Поворот вокруг себя в припадании (влево, затем вправо)

  1. «При лужке, при лужке»

Мальчик в казачьем костюме на лошадке.

1)Бег с высоким подниманием колен (куплет), «выезжает» с противоположной стороны. Оббегает сцену, останавливается на средине. (Девочка в это время«набирает воду в вёдра»)

2)боковой шаг скрестно, прыжок на двух ногах (повторить 4 раза)

Поворот в беге вправо, затем влево.

3) (куплет) Увидел девушку. Девочка в это время идёт простым шагом к центру сцены, снимает косынку, накидывает себе на плечи). Мальчик «объезжает вокруг неё, ставит лошадку у дерева.

  1. «Из-под дуба, дуба…»
  1. (куплет с припевом)Девочка на носочках выполняет «пружинку». Мальчик подкрадывается сзади, срывает косынку, оббегает вокруг девочки, дразнит её, размахивая косынкой. Девочка пытается забрать косынку, безуспешно, машет рукой в сердцах, топает ногой, руки кладёт на пояс.
  2. (куплет с припевом) Мальчик шуточно повязывает косынку себе на голову. Идёт «гусиным шагом» вокруг девочки. Она делает вид, что не замечает его. Накидывает платок на девочку (в области талии), пытаясь её поймать, пятится назад, увлекая её за собой.
  1. «Пчёлушка златая»

Девочка освобождается из «плена», идёт вперёд, топает ногой (трижды). Притопами (казачий припляс) она движется назад на средину сцены. Мальчик в это время притопами движется вперёд, Становятся рядом. Мальчик отдаёт один конец косынки девочке, второй конец у него.

Девочка заворачивается в платок, притоп; затем разворачивается, притоп (повторить 2 раза), опять заворачивается, мальчик держит её за талию, притопом они вместе поворачиваются вокруг себя.

Мальчик бросает платок. Они поворачиваются друг к другу лицом. Мальчик пытается обнять девочку, она выскальзывает под рукой.

Девочка исполняет притоп, игриво закрывает лицо косынкой. Мальчик пытается заглянуть под косынку. Девочка взмахнув косынкой, отдаёт её мальчику, он кладёт её себе в карман.

Мальчик пляшет вприсядку, девочка хлопает в ладоши.

Девочка выполняет дробушку (или «моталочку», или «каблучки»- зависит от таланта исполнительницы), мальчик хлопает в ладоши.

5. «Как за Доном, за рекой..»

Мальчик обнимает девочку за талию, ведёт её к коромыслу, помогает поднять коромысло, берёт лошадь (как бы ведёт её рядом), неспешно уходят. (Движение простой шаг).

Движения в танце простые, главное артистизм: необходимо передать игривость, задор.


По обеим сторонам сцены выстроены, согласно плана, участники парада, под сигналом режиссера (Ф.И. О. руководителя), участники парада занимают свои места на сцене и по сторонам сцены, свои места, обозначенные фишками .

18.00 Парад участников фестиваля

Уважаемые данковчане, участники и гости праздника! Сегодня, вы свидетели большого, яркого культурного события!

Впервые, на древней Данковской земле, пропитанной славой пушкарей, стрельцов и казаков, проходит Открытый Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Вольный Дон»

Через века казачество пронесло свой лик, свой нрав. Всё величайшее наследие светлых и честных людей помогало выживать, жить и побеждать, пронося сквозь эпохи, столетия и года святой для каждого казака девиз: душу Богу, сердце людям, Жизнь - Отечеству, честь - никому!

1-й Открытый Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Вольный Дон» открывает парад участников!

В авангарде представители казачьих округов и обществ. Приветствуем!

1. Представители Воронежского казачьего округа, Войскового казачьего общества «Всевеликого войска Донского» (г. Воронеж) Начальник штаба «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» - войсковой старшина Агулов Александр Владимирович

2. Приветствуем представителей Рязанского казачьего округа Донских казаков, представительства Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское»

Атаман - казачий полковник, Коротков Сергей Васильевич.

3. В строю, представители Рязанского казачьего округа Донских казаков представительства Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское»

Атаман станицы «Милославская» - казачий полковник Блохин Александр Иванович

4. Атаман Ряжского хуторского казачьего общества – войсковой старшина Голубятников Константин Константинович

5. Представители Батальона имени святого Иоасафа Белгородского Старооскольского округа Белгородской области КГКО «Защита Отечества» Атаман - казачий полковник Нечаев Дмитрий Михайлович

6. Региональное отделение «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» в Липецкой области - Атаман, казачий полковник Гордеев Сергей Андреевич

По древней традиции, все важные казачьи события сопровождает Донская икона Божьей Матери, Пре¬свя¬той Бо¬го¬ро¬ди¬цы, чудодейственная сила которой помогала казакам в битвах ратных.

Сегодня Донская икона Пресвятой Богородицы с нами.

Парад продолжают творческие коллективы и солисты:

Ансамбль русской народной песни «Оберег», город Данков, - руководитель Юлия Соболь!

Терпенёва Ксения и Коврелина Виолетта - г. Липецк, ДК «Матыра»

Детский ансамбль «Бусинки» - Липецкая обл., Грязинский р-он, с.Ярлуково, руководитель – Светлана Алексеевна Филиппова.

Ансамбль «Становляне» - Липецкая область, Становлянский район, с. Становое, руководитель – Леонов Валерий Анатольевич.

Ансамбль казачьей песни «Раздолье» - Липецкая область, Хлевенский район, с. Елец-Маланино, руководитель – Ляпин Александр Васильевич,

Ансамбль «Весёлые переборы» - Рязанская область, г. Кораблино, руководитель – Павлов Виталий Альбертович.

Ансамбль «Станица православная»- Рязанская область, Милославское рабочее поселение, руководитель – Захаров Сергей Иванович.

Ансамбль «Донцы-молодцы» - Воронежская область, Верхнехавский район, с. Углянец, руководитель – Скапинцев Александр Сергеевич.

Дмитриев Александр Викторович - хорунжий, г. Воронеж, исполнитель.

Ансамбль «Хуторок» - Белгородская область, Старооскольский городской округ, с. Солдатское, руководитель – Николаева Валентина Михайловна.

Народный коллектив, ансамбль казачьей песни «Рясское поле» - Рязанская область, г. Ряжск, руководитель - Шипилова Надежда Петровна.

Ансамбль русской песни «Придонье» - Липецкая область, г.Данков, руководитель – Олег Анатольевич Евдокимов.

Ансамбль казачьей песни «Тихий Дон, Липецкая обл., Долгоруковский р-он, село Братовщина - руководитель - Буланцев Эдуард Алексеевич

Ансамбль «Казачья удаль» - Липецкая область, Краснинский район, с. Яблоново, руководитель – Бартенев Виктор Иванович.

Народный ВИА «Казачий разъезд» - Липецкая область, г.Данков, руководитель – Михаил Николаевич Петрунькин.

18.05 Праздничный молебен.

На протяжении столетий православная вера была и остаётся духовной основой казачества, его силы и доблести. Донское воинство стало символом мужества, беззаветной преданности идеалам государства и самоотверженного служения Отчизне. Наши предки неоднократно доказывали свою любовь к Родине на полях сражений и в мирной жизни.

Земля донская! Сегодня вновь, от глади речной до самых небес прославляется дух качества, который во все времена остаётся оплотом государства, опорой жизни, и веры православной.

Для торжественного молебна, просьба, всем подняться.

Братья казаки, шапки долой!

Праздничный молебен проводят священнослужители Елецкой и Лебедянской епархии

18. 15 Официальная часть.

История казачества – это неотъемлемая часть прошлого донской земли и всей страны, а также важная составляющая настоящего и будущего России.

Сегодня казаки охраняют общественный порядок, заботятся об окружающей среде, занимаются патриотическим воспитанием молодёжи. В Липецкой области комплексно развивается система пропаганды лучших образцов казачьей культуры, возрождаются вековые традиции, все больше жителей приходят в казачье движение.

Нынешнее поколение казаков, их дети и внуки будут достойно продолжать традиции предков во славу Дона и Отечества.

Уважаемые участники праздника, вас приветствуют:

Перечисление должностей и Ф.И.О

Выступления.

На первый Межрегиональный фестиваль казачьей культуры приехало более двухсот участников, которым благодарны организаторы праздника, представили власти, казачества, политических партий России, в реализации дела пропаганды истинных ценностей и лучший образцов культуры великой страны. Следуя традициям праздничного гостеприимства и добрососедства, сегодня награждаются участники большого события.

Награждается благодарственным письмом

Проходит вручение благодарственных писем.

Вся история древних казаков и нынешних, их горечь и радость, в сказаниях былинных, в спортивных игра, в творчестве, в общественных делах, в песнях правдивых в танцах, музыке и поэзии.

Всё величайшее наследие светлых и честных людей помогает жить и побеждать. Мы даем старт первому Межрегиональному фестивалю казачьей культуры «Вольный Дон!»

ВЫСТРЕЛ ИЗ ПУШКИ

Объявления о ходе поздника. Участники спортивных казачьих игр и концерта занимают свои опорные точки.

Уважаемые участники, зрители и почетные гости, мы приглашаем вас на мероприятия праздника. Вас ждут уникальные казачьи спортивные игры:

рубка шашкой;

ножевой бой;

казачий армрестлинг;

борьба в круге;

битва на шашках;

битва на подушках (дети).

На конкурс представлены разные виды ухи, приготовленные из рыб разных пород. Жюри во главе с председателем- директором МУП «Питание» Алферовой Натальей Викторовной уже оценило приготовленные блюда. В ближайший час будут подведены итоги и определены победители в номинациях

«Самая аппетитная уха».

«Самая изысканная уха».

«Самая наваристая уха».

«Сумели сготовить – сумели подать».

«Самый хитрый рецепт».

«Самая душистая уха».

«Самая пикантная уха».

«Самая народная уха».

«Самая оригинальная уха».

Уважаемые зрители приглашаются в качестве зрительского жюри. Вместе с тарелкой вы получаете жетон и отдаете его тому коллективу, чья уха ему больше всего понравилось. Команда, которая наберет наибольшее количество жетонов, получает гран-при конкурса «Настоящая донская уха»

Вас ждет увлекательное путешествие в мир творчества, мастера декоративно-прикладного искусства приготовили вам уникальные изделия и поделки.

Все, кто желает может покатятся на лошадях, а мы начинаем концертную программу фестиваля.

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи, нрав и красота казачьей культуры пережила века, закрепившись в фольклоре: танцах, песнях, частушках, сказках.

Сегодня, вашему вниманию мы предлагаем танцы и песни в исполнении талантливых людей центра России.

Концертная программа

Отрывает нашу концертную программу, духовное пение священнослужителей Данковского благочиния.

Настал черед творческим коллективам и солистам показать свой талант и раскрыть всю красоту казачьей песенной культуре. Приветствуем, - ансамбль русской народной песни «Оберег», руководитель, лауреат 1-й степени Всероссийского конкурса исполнителей русской песни им. Руслановой Юлия Соболь Юлия Соболь!

1. Ансамбль русской народной песни «Оберег».

До 1954 года данковский земли входили в состав Рязанского княжества, затем Рязанской губернии и области. Сохранены все традиции, которые ярко дополнили многоликую Липецкую область и сейчас перед вами выступят наши добрые соседи, известные исполнители казачьей песни, - Народный коллектив, ансамбль казачьей песни «Русское поле» - Рязанская область, славный древний город Ряжск, руководитель - Надежда Шипилова!

2. Ансамбль казачьей песни «Русское поле»

Молодое поколение знает, понимает и любит, песенные казачьи традиции, уж очень они хороши и для души, и для ума, об этом как никто другой знает Ксения Терпенёва – город Липецк, ДК «Матыра» - в её исполнении звучит, «За Кубанью, за рекой»!

3. Терпенёва Ксения – г. Липецк, ДК «Матыра» - «За Кубанью, за рекой»

Ни Москвой, ни Петербургом сильна Россия, вся сила и мощь культуры хранит провинция, малые города и села, как неиссякаемые святые источники вдохновляют и питают страну, своим трудом, творчеством, песнями и танцами. Приветсвуйте!

Детский ансамбль «Бусинки» - Липецкая область, Грязинский район, замечательное село Ярлуково, руководитель – Светлана Алексеевна Филиппова.

4. Ансамбль «Бусинки» - Липецкая обл., Грязинский р., с. Ярлуково

И вонь на сцене представители областного центра - г. Липецк, ДК «Матыра» Виолетта Коврелина, танец - «Варенька» и ваши аплодисменты!

5. Коврелина Виолетта, Липецк, ДК «Матыра»

Сегодня действительно большой праздник, собрались ценители и носители казачьей культуры, путь этот день станет памятным для каждого участника данковского фестиваля Вольный Дон, сохранить надолго этот день в ваших сердцах, поможет - Ансамбль «Хуторок» - Белгородская область, Старооскольский городской округ, представляющие говорящее о многом село Солдатское, руководитель –Валентина Николаева!

6. Ансамбль «Хуторок» - Белгородская область, Старооскольский городской округ, село Солдатское

И вновь на сцене наши добрые соседи, представители Рязанской области, на кануне нашего праздника наши данковские артисты побывали на празднике в поселке Милославское, получив массу удовольствия от радушного приема зрителей. Давайте мы дружно приветствовать - Ансамбль «Станица православная» - Рязанская область, поселок Милославское, руководитель – Сергей Захаров!

7. Ансамбль «Станица православная» - Рязанская область, поселок Милославское

Еще один замечательный рязанский коллектив предлагает нам окунуться в песенные традиции казачества, ваши овации и - Ансамбль «Весёлые переборы» - Рязанская область, г. Кораблино, руководитель – Виталий Павлов!

8. Ансамбль «Весёлые переборы» - Рязанская область, г. Кораблино

Географию нашего фестиваля расширяет замечательный творческий коллектив Воронежской области, они просто молодцы, ведь их талант и артистическое мастерство покоряет сердца зрителей с первой песенной строки! Встречайте!

Ансамбль «Донцы-молодцы» - Воронежская область, Верхнехавский район, с. Углянец, руководитель – Александр Скапинцев.

9. Ансамбль «Донцы-молодцы» - Воронежская область, Верхнехавский район, с. Углянец

Казачьи песни, это всея жизнь! Свадебные песни, шуточные и для пляски, песни казаков о семейных делах и конечно про казачью удаль. Уникальные песенный традиции казачества вам раскрывает Ансамбль казачьей песни «Раздолье» - Липецкая область, Хлевенский район, с. Елец-Маланино, руководитель – Александр Ляпин!

10. Ансамбль казачьей песни «Раздолье» - Липецкая область, Хлевенский район, с. Елец-Маланино

Песни казачьи, это всея многоликая Россия, мотивы и темы песен так хороши, что, пожалуй, не найдется не одной которая бы оставла слушателя равнодушным. Это точно знает - Ансамбль «Становляне» - Липецкая область, Становлянский район, с. Становое, руководитель – Валерий Леонов.

11. Ансамбль «Становляне» - Липецкая область, Становлянский район, с. Становое

Феномен казачьего песенного творчества выражен в их разноликости, они-то грузные, то вспыхнут яркой искоркой простосердечной радостью, они как ветер врываются в наши души и остаются там навсегда, это докажет - Ансамбль казачьей песни «Тихий Дон», Липецкая область, Долгоруковский район - руководитель - Эдуард Буланцев!

12. Ансамбль казачьей песни «Тихий Дон», Липецкая область, Долгоруковский район

Творчество коллектива, который сейчас вас порадует своим творчеством известно каждому жителю Липецкой области, коллектив радушно встречали и в соседних областях. Итак, на сцене, лауреат 1-й степени областного конкурса патриотической песни «Крылья Победы» (2016г.) ансамбль русской песни «Придонье, руководитель Олег Евдокимов!

13. Ансамбль русской песни «Придонье» - Липецкая область, г. Данков, руководитель – Олег Анатольевич Евдокимов.

Нашу концертную программу фестиваля продолжают представители Липцкой области, - замечательный, талантливый состав Ансамбля «Казачья удаль» - Липецкая область, Краснинский район, с. Яблоново, руководитель – Бартенев Виктор Иванович.

14. Ансамбль «Казачья удаль» - Липецкая область, Краснинский район, с. Яблоново

Современные композиторы, работающие по жанру казачьего музыкального творчества, вобрали все лучшее накопленное веками. Сейчас перед вами выступит коллектив, в репертуаре которого песни на тему качества, собственного сочинения, это новое поколение людей, которые знают толк в казачьей песне.

15. Народный ВИА «Казачий разъезд» - Липецкая область, г. Данков, руководитель – Михаил Николаевич Петрунькин.

Славное Войско Казачье. В дозорах, в пустынях, в дебрях, на заставах и постах проходили казачьи кони, охраняя Россию. От тихих вод Дона до всех уголков земли русской шли казаки служить службу царскую. Так было и здесь на Данковской земле, казачья удаль и отвага, отгоняла прочь от границ Московского княжества полчища крымских и ногайских татар. Славное казачество. Звонко лилась казачья песня на казачьей слободе Данковской. Сегодня мы вновь прославляем казачество, которое стояло и будет стоять на страже России и Веры Православной, строго держась заветов старины, сегодня, вся мощь казачьего духа в неповторимых песнях народных!

Какзаки проводят 2 обряда: «Посажение мальчика на лошадь» и «Посвящение в казки»

Награждение.

Отшумел, отгулял тихий Дон. Спеты главные песни, прославена удаль казачья. Есть повод сказать спасибо всем, кто пришел прикоснуться к родным истокам, к духу

20.00 Казачье кострище

Сегодня много было и танцев, и песен. Казачья песня казачья зажигает сердца, которые складываются в один большой костер любви традиций братства и единства. И пусть горит этот костер каждом человеческом сердце, согревая теплом радушия и гостеприимства.

Зажигается костер.

Мы прощаемся с вами, возьмите в дорогу с собой искорку казачьего пламени, собравшись вокруг пылающей любви к славным народным традициям!

План проведения мероприятия:

  1. Приветствие. Хлеб-соль.
  2. Танец «Богатыри»
  3. Стихи и пословицы (дети)
  4. Частушки (девочки)
  5. Хоровод «Весна»
  6. Слово атамана
  7. Заключительное слово.

Ведущий: дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проводим мероприятие «Казачьему роду нет переводу» . На нашем празднике присутствуют почетные гости: нальник штаба городского казачьего общества Булгаков Владимир Петрович и его семья, жена Оксана Васильевна, Ярославна; представитель лангепасского городского казачьего общества, библиотекарь Фадеева Елена Сергеевна.

По старой доброй традиции принято дорогих гостей встречать хлебом солью в знак дружбы и пожелания богатства и благополучия.

Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Жива традиция - жива!
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

(Дети встречают гостей с хлебом солью)

Ведущий: ребята, в этом году вы каждый месяц встречались с казаками: ходили на экскурсию в штаб городского казачества, в городском музее познакомились с казачьим куренем, с бытом и традициями казаков. Ребята, теперь вы можете сказать мне, кто это такие - казаки? (дети отвечают)

Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов. Всегда Россия гордилась своими воинами и солдатами, и генералами.

Русский солдат славой богат. Сегодня у нас в гостях танцевальный ансамбль. Встречайте!

(танец «Богатыри» )

Ведущий: Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы. Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем. Ребята, вы конечно, знаете кто предводитель - самый главный, старший у казаков? (атаман)

(стихи детей)

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья» . А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?

(пословицы)

Отвага казаку – половина удачи.
Казака ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шароварами отмеченный.
Сила казаков от земли, удальство от рати.
Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.

Пластуна и камыш укроет и кочка спасет.

Где курган там пост казачий.

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Предлагаем Вашему вниманию казачьи частушки в исполнении девочек.

Частушки

1. Чтобы дом свой защитить,
Сильным должен казак быть!
Чтоб границу охранять,
Должен на коне скакать.

2. Я сидела на окошке
Ехал казачок на кошке
Стал к окошку подъезжать
Не смог кошку удержать!

3. Ты до сборов не дорос,
Маленьким остался.
На коня тебя сажать
Дядька отказался!

4. Ну-ка, цыц, вы хохотушки!
Вам бы только все игрушки!
Незаметно год пройдёт,
И казак наш подрастет.

5. Мы девчата - казачата
Не умеем мы тужить
Без частушек - прибауток
Нам и суток не прожить

Ведущий: Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,

Нет страны её родней.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Дети танцуют хоровод «Веснянка»

Ведущий: казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Об этом подробно расскажет нам атаман.

Слово предоставляется атаману Лангепасского городского казачьего общества Булгакову Владимиру Петровичу.

Ведущий: благодарим атамана и его семью за интересную встречу.

Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

подготовила:

Иванова Г.Н. старший воспитатель

1 часть «Утро»

(Казачка - воспитатель и казак на коне - ребёнок, путешествуют по группам и раздают приказ - свиток от Атамана.)

Свиток- фон в виде карты кубанской области, печать кубанского казачества и на верёвочке значок казаков.

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…« (с магнитофоном, под музыку)

Казачка: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки к вам идут

Погостить немножко.

Казачок: Я казак удалой,

привёз приказ небольшой.

Нас принимаёте, и документы получайте.

Казачка: (зачитывает текст)

Текст: Внимание! Внимание!

Сегодня день кубанских казаков!

Конверт принимайте, заданья выполняйте.

Тут и игры, и раскраски,

Есть презентации и сказки.

В мини- музей вас приглашаем,

Секрет слов казачьих раскрываем.

А средние группы на казачьих гуляньях встречаем.

Конверт с заданием:

1. Игры кубанских казаков.

2. Сказки о казаках.

3. Раскраски казаков

4. Старинные казачьи (диалекты) слов.

5. Презентации о жизни казаков.

6. Дидактическая игра: «Одежда казаков»

7. Приглашение в мини-музей «Кубанские казаки»

8. Приглашение средним группам на «Казачьи гулянья»

2 часть

«Казачьи гуляния»

(сценарий мероприятия в детском саду для детей средних групп.)

Программное содержание:

Знакомить детей с традициями кубанского народа, формировать их духовно-эстетическую культуру.

Предварительная работа:

Чтение литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, презентаций с портретами казаков, одежды, посуды и других вещей, слушание кубанских казачьих песен, проведение бесед.

Оформление музыкального зала:

Зал нарядно украшен в стиле кубанской станицы, хаты: печь с атрибутами, мини - музей, мельница, презентации на экране, плетень, скамьи, воспитатели и дети в казачьих костюмах.

Материал и оборудование:

1. Музыкальные треки.

2. Презентация

3. Большая книга с рисунками и указом.

4. Нагайки 2 шт., 2 обруча, 10 кеглей.

5. Рушники: 1 большой и маленькие (по кол-ву девочек)

6. Платочки для рисования для детей (6,9,7,5 групп)

7. Костюм Атамана

8. Костюм коня на ребёнка

9. Кони нагрудные (по кол-ву мальчиков)

10. карусель из лент

(Дети средних групп входят в зал, садятся на стульчики.6 группа: дети проходят под музыку, проходят по кругу с ведущими, встают в полукруг.)

Казачка 1: Здравствуйте гости жданные,

званные и желанные!

По обычаям кубанским

Всем гостям поклон наш низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

(дети и ведущие делают поклон и дети рассаживаются на стульчики)

Казачка 2: Здравствуйте, ребята! Уважаемые взрослые!

Мы сегодня собрались в нашем уютном зале, чтобы поговорить о кубанских казаках. Кубанские казаки живут на Кубани.

Казачка 1: Могучие горы, степные просторы,

Приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы -

Все это родная Кубань!

Родные станицы, разливы пшеницы,

Плывет за комбайном комбайн.

Огни городские, гудки заводские -

Все это родная Кубань!

Дары свои щедро

Открыли нам недра,

Морями разлились хлеба.

Здесь труд величавый

Сроднился со славой -

Все это родная Кубань!

Веселые песни

Летят в поднебесье,

Открытая высь, глубина.

И нету красивее

Края в России,

Чем наша родная Кубань!

(во время прочтения стихотворения презентация Кубани)

Казачка 2: Посмотрите у меня в руках удивительная книга, книга об истории нашего края. Давайте откроем ее (большая книга, а на ней картинки, а презентация повторяет картинки ) и посмотрим, как появился кубанский край? Давным - давно, царица Екатерина II подарила казакам за верную службу Кубанский край и повелела им жить здесь, и охранять границы своего царства.

(Читает книгу)

«Там, где выгнула русло река,

Как подкову у глиняной кручи,

Свиток царский был раскручен

И прочитан под гул тростника:

„Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков… “»

Казачка 1: Так появились первые казачьи станицы. Дома в станицах были обмазанные глиной, стены белились известью, а крыши покрывались соломой. В каждом подворье находился колодец и летняя печь, сарай для скота, конюшня и погреб. Богатый хозяин имел одну или несколько ветряных и водяных мельниц.

(идет презентация)

Казачка 2: А наши ребята, сейчас расскажут и покажут, как живут, работают и отдыхают казаки.

(3 ребенка встаю на середину зала и читают стихи)

1. На Кубани мы живём,

На родной Кубани.

Песни звонкие поём,

Славим край делами.

2. Ты цвети, моя Кубань,

Становись всё краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше!

3. Не найти красивей вам,

Благодатней края.

Ой, Кубань кормилица.

Ой, Кубань, красавица.

Сердцу дорогая!

Ребёнок: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Казачка 1: А вы друзья на танец посмотрите и наряды оцените. Какая красивая одежда у казаков и казачек, а как весело танцуют.

(видео - танец кубанских казаков)

Казачка 2: Чтобы так танцевать, надо ловкость развивать.

И мы с вами будем тренироваться и играть.

Казачка 1: Только вместо скакалки мы возьмём нагайку.

Трек № 2. Звучит песня «Полька кубанская» Танец «Кубанская полька»

Игра: «Удочка»

Казачка 2: В казачьих семьях главным всегда был казак. В переводе с тюркского языка слово «казак» означает вольный человек. Он - границу от врагов охраняет, пищу в дом добывает, в поле работает. Наши казаки тоже ловкие и смелые. А ну-ка казаки свою сноровку покажите.

Игра: Игра «Самый меткий»

Трек № 3. Звучит песня «Да в саду дерево цветёт»

(Приглашают гостей попробовать поиграть) (Презентация казаки, сабли, нагайки)

Казачка 1: А дом был на хозяйке - казачке. Кроме домашних дел любимым занятием казачек было украшать свою одежду вышивкой, кружевом, вышивать скатерти и рушники. А какие узоры подбирали! Это были цветы, животные, птицы. Рушники имели свое специальное предназначение. Ими украшали дом, вешали в угол над иконами.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява», танец девочек с рушниками.

(презентация узоры, рушники, казачки)

Казачка 2: А еще с рушником можно игра. Попробуем!

Казачка 1: Мы большой рушник возьмём,

И игру сейчас начнём.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява»,

игра: «Пройди под рушником»

Казачка 2: А сейчас мы покажем, как можно самим расписать платочек, а в группе вы поработаете.

(Мастер класс «Расписываем платки»- раздаём в группы, а презентация повторяет роспись)

Трек № 5. Звучит песня «Мы с тобой казаки - минусовка» фоновая

Ребёнок: Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!

Частушки (4 ребенка)

Трек № 6. музыка «частушки -минусовка»

Я казачка удалая,

Радом казачок лихой,

Пропоём мы вам частушки

Вы похлопайте с лихвой.

Казаки мы хоть куда

Всем в округе нравимся

Приглашаем к нам в станицу

Скажите,- останемся.

А мы казачки не простые

Добрые и боевые.

Будем в гости принимать

А казаков вам не видать!

Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь закончим —

Ставим точку с запятой. Все вместе.

Казачка 1: А посуда у казачек знатная, вещи добротные! (Презентация и девочки показывают вещи. Казачки называют старинное название)

Казачка 2: Давайте ребята попробуем повторить.

(а родителей просят назвать предметы на кубанском)

Трек № 7. Звучит песня «Любо братцы, любо»

(Выход Атамана, а мальчики встречают)

Атаман: Здравствуйте, казаки, на защиту Родины готовы?

Мальчики: Да, Атаман. Служу Отчизне!

(Атаман ставит на середину мечи, мальчики берут мечи и встают в круг)

Трек № 8. Звучит песня «Дорожная»,

танец мальчиков.

Атаман: Ай, молодцы. Слава казаку! А теперь в поход.

Казачка 1: Атаман, кони наши застоялись, и чтобы в поход отправиться, им нужно размяться.

Казачка 2: Ну, друзья, готовы,

Все вставайте и в игру «Наездники» играйте.

Трек № 10. Звучит песня «Казаки»

игра: «Наездники»

(Атаман под музыку берёт коня- костюм и одевает на мальчика,)

Трек № 9. Звучит песня «Ой при лужке…» одевают костюм лошади.

(Казак на лошади машет рукой, а мальчики берут нагрудные лошадки и строятся друг за другом за Атаманом)

Трек № 10. Звучит песня «Казаки» танец в поход

(мальчики уходят за дверь)

Казачка 2: А пока казаки в поход ушли, мы скучать не станем.

Будем песни петь, плясать и немножечко играть.

Казачка 1: Ну, девчата, приглашайте в ручеёк играть.

(Девочки приглашают мальчиков из других групп)

Трек № 11. Звучит песня «Выйди Грицо на улицу»

игра «Ручеёк»

(дети возвращаются по местам. Входит ребёнок с конем-костюмом)

Трек № 12. Звучит песня «Только мы с конем» инсценировка по песне.

(останавливается и машет рукой завет всех казаков)

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…» отряд казаков въезжают.

(Мальчики двигаются по кругу и останавливаются)

Трек № 14. Звучит песня «Распрягайте хлопцы коней…»

(мальчики убирают коней в сторону, ребёнок снимает коня и занимают места на стульчиках)

Казачка 2: А какие угощенья готовят казачки. (презентация) Больше всего казаки любят есть борщ. С кислой капустой, да фасолью, с мясом, салом! Ни у кого такой не получается! А вареники какие у них! С картошкой да творогом, с вишней, грибами!

Казачка 1: Ох и мы с вами устроим чаепитие. А пока входите, да хоровод заведите.

Казачка 2: А ну-ка казачки, казака пригласите, да хоровод заведите.

(Девочки приглашают мальчиков в хоровод.)

Трек № 15. Звучит песня «Ой милый варенечков хочешь?» хоровод

Казачка 1: (обращается к мальчикам) Ну казаки… Желаю вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину! Пусть будут у вас горячие сердца, холодный ум и добрые души! Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!

Казачка 2: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками.

А всем вам Мира и счастья.

Казачка 1: А сейчас мы с вами соберём большой пазл - нашу Россию. А где же Кубань, давайте найдём её место на карте.

Трек № 1. Звучит песня «Мы с тобой казаки»

Песня «Шире круг»