Прибор метроном как он работает. Как играть под метроном на гитаре. Что представляет собой классический механический метроном

Метроном– очень неблагодарная тема. Мне бы искренне хотелось пропеть ему хвалебную оду! Хотя я прекрасно знаю, что этот прибор осмеян и оплёван многими поколениями музыкантов. Его называют «презренным», «тупым» и не ругают его только совсем ленивые. Но для начала немного истории. Считается, что метроном был изобретён в 1636 году и изобрёл его французский богослов, философ, физик, математик и теоретик музыки в одном лице - Маренн Мерсенн.

Считается также, что сделано это было для глухого Бетховена, чтобы облегчить ему попадание в такт во время игры с оркестром (сравните: годы жизни Бетховена: 1770-1827! Не стоит всерьёз воспринимать легенды).

На самом же деле мы можем только с уверенностью утверждать, что Мерсенн нашёл принцип (принцип маятника), благодаря которому в следующем столетии появились первые приборы, которые можно с полным основанием обозначить понятием Метроном (Лулье, Аффилар).

Лично я думаю, что ругают метроном в основном те, кто боится, что окружающие смогут упрекнуть их в отсутствии музыкальности, которая не должна позволять мириться с механическим выстукиванием каждой доли.

Это очень напоминает то, как ругают Карла Черни за то, что он писал сухие, лишённые художественной ценности инструктивные этюды (но при этом играют их непременно и именно благодаря им во многом «делают» себе технику).

Или как ругают Ференца Листа за якобы малосодержательную, поверхностную музыку. Называют «третьесортным композитором», но при этом не гнушаются использовать созданный им пианизм. Плевать в колодец – это как раз по-нашему!

Я безмерно благодарна гению Карла Черни, который наделил его безумной фантазией, позволившей создать астрономическое количество технических формул. Без тщательной проработки его этюдов не вырос после него ни один пианист на свете. Снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Я безмерно благодарна гению Ференца Листа, благодаря которому мы имеем современный пианизм во всей его красе. За это и за его прекрасную музыку – снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Пожалуй, я не буду снимать шляпу и кланяться перед метрономом. 🙂 Но всё же я очень ему благодарна. Я не расставалась с ним все годы учёбы и пользуюсь им до сих пор. Даже не представляю, как можно без него обходиться.

Да, безусловно, метроном – это схема, а музыка – живое существо, которое дышит и вибрирует в своих ритмах, изысканных и переменчивых. Музыка в тисках метронома – как птица в клетке. Всё это так. Но попробуйте без него воспитать пианиста! Это, как деньги: сами по себе нейтральные, они делаются злом или благом в зависимости от способа их использования.

В каких же случаях метроном необходим?

1. С его помощью можно легко, быстро и абсолютно не напрягаясь определить темп исполняемой музыки. Можно, конечно и без него: представить себе скорость секундной стрелки – (это 60), или темп марша (120), а затем, отталкиваясь от этих цифр, более-менее точно выйти на указанные в нотах цифры. Но зачем так сложно? Ведь с метрономом всё намного проще: нашёл нужную цифру – включил - услышал! Кстати, сразу же после этого можно и выключить.

2. Метроном – единственный «третейский судья», который позволяет «уличить» ученика, играющего неровно в том, что он играет неровно. Все остальные аргументы относятся к сфере субъективных ощущений, поэтому не убедительны. Если чувство ритма подводит, то просто нет другого способа заставить человека услышать где, в какую сторону и в какой степени он отклоняется от метро-ритма.

Личные ощущения при этом бывают настолько обманчивы, они настолько искажают реальность, что даже при включении метронома такие люди иногда сомневаются: а исправен ли этот прибор? Действительно ли он ровно считает?

Когда мы говорим о таком многоплановом явлении, как чувство ритма, то, безусловно, умение играть ровно – далеко не единственное и, возможно, не главное его проявление.

Однако, это всё же первая ступень, без которой других ступеней не будет. С этого мы начинаем (чтобы грамотно отклоняться, надо очень хорошо себе представлять от чего мы отклоняемся!). И лучше метронома для этой цели ещё никто ничего не придумал.

3. Метроном прекрасно справляется с задачей помочь нам выровнять сонатную форму венских классиков. Хочу привести одну цитату, которую не помню дословно, но за смысл отвечаю. «Когда у Моцарта спросили, какую игру он предпочитает: «с чувством», или «в такт», он ответил, что предпочитает, чтобы чувства воспроизводились своевременно».

Сколько бы мы ни морщились брезгливо при слове «метроном», но поиграть под него Гайдна, Моцарта или Бетховена ещё никому не вредило.

Я уже не говорю об инструктивных этюдах, которые только с помощью метронома и возможно «вылизать» до полного блеска, добиться синхронного совпадения правой и левой руки, расставить метрические акценты, выровнять мелкие длительности.

4. Ну и, наконец, самое главное. Именно метроном всегда помогал мне переходить от средних темпов к быстрым и от быстрых к предельно быстрым, обходясь без зажимов и забалтываний. Причём, делать это в короткие сроки и сохранять при этом стабильность, то есть играть без сбоев и накладок.

Для этого существует специальная методика. Её описание заняло бы много времени, да и тема статьи другая. Скажу лишь, что именно этот способ использования метронома заставляет меня отдавать предпочтение старинной форме прибора, с гирькой. А может, и ностальгические детские воспоминания играют свою роль.

Итак, по всем этим причинам, если ваш ребёнок учится музыке и у вас в доме ещё не поселился метроном, то не теряйте времени, а непременно купите его. Это не слишком большие затраты, к тому же они непременно окупятся результатом. Успехов вам в овладении нашим замечательным инструментом!


Любой гитарный учитель, любой именитый гитарист скажет вам, что метроном - важнейший аксессуар для тех, кто серьезно решил заниматься гитарой. На данной странице вы найдете ответы на самые популярные вопросы, связанные с использованием данного приспособления:

  • Зачем нужен метроном и как он работает?
  • Какие виды приборов существуют сегодня?
  • Какой метроном лучше купить для домашних занятий?
  • Как играть под метроном на гитаре?

Итак, метроном - это электронный или механический прибор, который отмеряет равные временные промежутки и отмечает каждый из них отстукиванием. Основное его назначение - создание для музыканта (или целого ансамбля музыкантов) ориентира темпа, под который легко учиться играть упражнения и композиции.

Не секрет, что любое произведение можно сыграть в разных темпах. И более того, известные музыканты именно так и рекомендуют оттачивать свою технику: начинать игру упражнений/песен именно в маленьком темпе, постепенно увеличивая его и достигая оригинальной скорости. Именно метроном для гитары и поможет вам очень четко и тонко контролировать ритм, постепенно исправляя ошибки в технике.

На сегодняшний день существует 3 типа подобных аксессуаров:

  • Электронные
  • Механические
  • Программные

Каждый музыкант сам делает выбор, под какой метроном ему играть на гитаре - мы лишь расскажем об особенностях каждого вида, чтобы вам было проще сделать свой выбор.

Как играть на гитаре с механическим метрономом?

Механический тип - наиболее старый, был изобретен около 4 веков назад. Сейчас массово используются лишь в отечественных музыкальных школах. Однако многие компании отдают дань классике и производят современные вариации механических метрономов - при изготовлении корпуса применяется не только дерево, но и высококачественный пластик.

Современные механические метрономы для игры на гитаре имею компактный размер и их вполне можно взять с собой на репетицию. В отдельных моделях предусмотрено наличие колокольчиков или минизвоночков, которые издают сигнал при прохождении сильной доли - устанавливается она в зависимости от выбранной пользователем размерности композиции.

Основные преимущества механических метрономов:

  • Звук - подсознательно натуральный щелчок механизма воспринимается более близко человеческому уху, его звучание не напрягает даже после нескольких часов упорных занятий.
  • Наглядность - суть работы механического метронома сводится к движению маятника, по которому можно ориентироваться, даже если музыкальный коллектив на время заглушает звучание аксессуара. Под механический прибор можно играть даже банально ориентируясь на движение пера маятника боковым зрением.
  • Дизайн - механические метрономы выглядят стильно и создают неповторимую атмосферу винтажа и располагают на творческий лад.
  • Простота конструкции - для них не нужны батарейки, их легко настроить, они надежны и долговечны при правильном уходе. Такой аксессуар подойдет практически любому музыканту, особенно начинающему гитаристу.

Электронные аксессуары - тюнер и метроном для гитары в одном флаконе

Наиболее современный и популярный тип, который используют миллионы музыкантов из разных уголков света. Чаще всего его покупают музыканты с электроинструментами. Такие метрономы имеют небольшой размер и помещаются в любой чехол/кейс/рюкзак, отдельные модели легко поместятся даже в кармане джинс.

Современные цифровые метрономы имеют множество дополнительных функций - большинство из них дополнительно оснащено тюнером/камертоном, возможностью сместить акцент и запрограммировать «плавающий» ритм.

Наиболее совершенные и качественные модели создаются для барабанщиков: для них были разработаны специальные метрономы, которые дифференцируют ритм для каждой из конечностей. Помимо этого, такие аксессуары чаще всего оснащены встроенной памятью - вы можете записать на них паттерны для наиболее частых композиций и упражнений, чтобы не настраивать каждый раз новую программу. Для тех музыкантов, которые часто выступают, такая функция является попросту незаменимой.

Программные метрономы для гитары

Подобные продукты предназначены для использования на ПК/ноутбуках или мобильных гаджетах. Как и другие типы метрономов, программные комплексы генерируют звуковой сигнал через равные промежутки времени, могут делать акцент на определенной доле, используют визуальные эффекты для обозначения темпа. Важнейший недостаток: необходимость наличия под рукой компьютера и урезанная функциональность на большинстве версий для смартфонов.

Выводы

Итак, можно однозначно сказать, что игра композиций и упражнений под метроном - единственно возможный вариант обретения идеального чувства ритма и гармоничного развития скорости и координации у музыканта. Какой тип метронома выбрать - решать вам, мы лишь подытожим указанную выше информацию:

  • Механические метрономы имеют обычно наиболее высокую цену - однако они лучше воспринимаются на слух и выглядят стильно. В большинстве случаев их сложно транспортировать, они едва ли будут слышны во время репетиции даже небольшой группы.
  • Электронные метрономы имеют относительно невысокую стоимость, они компактны и функциональны, большинство из них дополнительно включает в себя тюнер и возможность подключить наушники. Данный тип метрономов неспроста является наиболее популярным.
  • Программные метрономы - хороший вариант для игры дома, так как требует наличия компьютера или гаджета, в мобильных версиях обычно имеет намного более урезанный функционал по сравнению с электронными аксессуарами.

Тот, кто не занимается музыкой, может считать метроном бесполезным девайсом, а многие даже не знают о том, что это такое и каково его предназначение. Слово «метроном» имеет греческое происхождение, а образовалось оно после слияния двух слов «закон» и «мера». Изобретение метронома связывают с именем великого композитора Бетховена, который страдал глухотой. Музыкант ориентировался на движения маятника, чтобы почувствовать темп произведения. «Родителем» метронома является австрийский изобретатель Мельцель И.Н. Гениальный создатель сумел сконструировать метроном так, что стало возможным устанавливать нужный темп игры.

Для чего нужен метроном?

Метроном - это устройство, которое воспроизводит регулярные звуки в определенном темпе Кстати, количество ударов в минуту можно устанавливать самостоятельно. Кто использует эту ритм-машину? Новичкам, пытающихся овладеть игрой на гитаре, фортепиано или другом инструменте, метроном просто необходим. Ведь разучивая сольную партию, можно запустить метроном, чтобы придерживаться определенного ритма. Любители музыки, учащиеся музыкальных школ и училищ, профессионалы не обходятся без метронома. Несмотря на то, что звуки метронома напоминают громкое «тиканье» часов, этот звук прекрасно слышен при игре на любом инструменте. Механизм отсчитывает доли такта и играть становится очень удобно.

Механика или электроника?

Раньше всех появились механические метрономы , изготовленные из пластика или дерева. Маятник отбивает такт, а с помощью ползунка устанавливают определенный темп. Движение маятника хорошо уловимо боковым зрением. Стоит отметить, что главные «монстры» музыкального искусства предпочитают механические метрономы.

Иногда встречаются метрономы со звоночком (на рисунке слева), который акцентирует сильную долю в такте. Акцент можно выставить в соответствии с размером музыкального произведения. Щелчки механического маятника особо не напрягают, и прекрасно сочетаются со звучанием любого инструмента, а настроить метроном может каждый.

Неоспоримый плюс механических устройств - независимости от батареек. Часто метрономы сравнивают с часовым механизмом: для того, чтобы прибор заработал, его необходимо завести.

Устройство с теми же функциями, но с кнопками и дисплеем - это электронный метроном . Такой прибор можно брать с собой в дорогу, благодаря компактному размеру. Можно найти модели с входом для наушников. Такой мини-метроном можно закрепить на инструменте или одежде.

Деятели искусств, играющие на электронных инструментах, выбирают электрометрономы. Устройство обладает массой полезных функций: смещение акцента, камертон и другие. В отличие от механического «собрата» электронный метроном можно настроить на «писк» или «щелканье», если вам не по душе «стук».

Переоценить значение темпа в музыке невозможно, именно он придает определенный характер и настроение музыкальному произведению. Умение чувствовать темп и строго следовать ему очень важно для музыканта, и если это умение пока не сформировано или требуется ювелирная точность скорости исполнения, на помощь приходит метроном. Какие метрономы бывают и зачем их приобретать? Давайте разбираться.

В настоящее время существует огромное количество различных моделей метрономов, но все их можно разделить на два типа: механические и электронные.

Механические метрономы

Механический метроном Мельцеля в классическом исполнении представляет собой пирамидальный деревянный корпус с маятником. На самом деле, вариантов корпуса можно найти великое множество – от пластика до металла, если говорить о материале, и от овала до фигурок животных, если смотреть на форму.

В основе работы метронома лежит пружинный механизм, приводимый в действие вращением заводной головки. Такой метроном практически вечен и не требует дополнительных вложений в виде батареек. На лицевой стороне метронома расположены маятник и шкала. На маятник устанавливается передвижной грузик в соответствие с определенным делением шкалы. Чем выше расположен грузик, тем ниже частота колебания маятника, а значит ниже темп, и наоборот.


Почти все механические метрономы воспроизводят все классические виды темпа, начиная от grave (очень медленно - 40 ударов в минуту) и заканчивая prestissimo (очень быстро - 208 ударов в минуту). Иногда можно встретить у метрономов специальный колокольчик, который звенит на сильную долю.

Механические метрономы наглядны в работе, просты в обращении, и могут украсить любое помещение. Особой популярностью механический метроном пользуется у музыкантов, исполняющих классическую музыку.

При покупке механического метронома проверьте его работу, поставив на ровную поверхность. На сегодняшний день лидером по производству механических метрономов является немецкая компания WITTNER, но и среди китайских моделей можно найти хороший качественный метроном.

Электронные метрономы

Как бы стильно не выглядели механические метрономы, всё большую популярность приобретают их электронные собратья, ибо имеют ряд преимуществ. Преимущества электронных метрономов:

  • Размер . Обычно электронный метроном представляет собой небольшую пластиковую коробочку с дисплеем и множеством кнопок. Такой метроном не займет много места, его удобно брать с собой в дорогу и на репетицию.

    Диапазон темпов . У электронных метрономов он более широкий: от 30 до 280 ударов в минуту.

    Мультифункциональность . Набор функций у электронных метрономов гораздо больший. Например, в некоторых моделях можно настраивать звуки воспроизводимых ударов (стук, писк, щелчок).

    Разнообразные ритмические рисунки , которые можно идеально подобрать под исполняемое музыкальное произведение. Некоторые метрономы позволяют создавать собственные ритмические рисунки, сохранять их, зацикливать и воспроизводить в течение необходимого времени.

    Дополнительные функции , например, тюнер, камертон, рекордер, секундомер или таймер.

  • Дисплей и подсветка . Для репетиций в затемненном помещении или даже на концерте подсветка может здорово выручить, не говоря уже о дисплее, на котором отображается вся необходимая информация.

Электронные метрономы пользуются популярностью у гитаристов, барабанщиков и других музыкантов, исполняющих музыку различных стилей, хотя и исполнители классической музыки по достоинству смогут оценить компактность и многофункциональность этих устройств. Музыкантам, играющим на духовых инструментах, наверняка придется по душе выносной микрофон в виде прищепки, которая крепится на раструб инструмента.

Метрономы для барабанщиков

Особое внимание стоит уделить электронным метрономам для барабанщиков, которые приобретают особое значение, если учитывать, что в группе именно барабанщик задает темп. Механические метрономы совсем не подойдут барабанщикам, так как степень их точности напрямую зависит от ровности поверхности, на которой он стоит и отсутствия вибраций. Да и функционал требуется посерьезней.

Основные требования для таких метрономов:

    возможность воспроизведения сложных ритмических рисунков (для рук и для ног),

    наличие выхода для подключения наушников,

    выходы для подключения гитары, электронного пэда или футсвича.

Обычно такие метрономы имеют много различных специфических функций, таких как запись пресетов, возможность переключения между ними и так далее.

Как же ударнику не растеряться при взгляде на широчайший ассортимент метрономов и выбрать правильное устройство? Для начала следует определиться нужен ли вам простой метроном, который хорошо слышен в наушниках и не может похвастать богатством функций, или вам нужно сложное устройство, в котором необходимо программировать смену темпа во времени, работать с различными ритмическими паттернами, соединять метроном с пэдом, подключить футсвич для включения метронома ногой и так далее.

Кстати говоря, барабанщику не обязательно покупать метроном, ибо существует множество электронных приложений, который превратят ваш гаджет в метроном с теми же функциями.

    Такие электронные приложения имеют ряд недостатков:

    Такой метроном нельзя запустить с помощью фудсвича

    Нельзя подключить триггер

    Может сесть батарея на гаджете в самый неподходящий момент

    Не всегда удобно пользоваться таким метрономом.

Таким образом, если вы ударник, то для домашнего использования метрономы в виде приложений вполне подходят, а вот для концертов и репетиций стоит всё же выбрать отдельное устройство.

Начинающим барабанщикам для выработки чувства ритма могут пригодиться пэды с уже встроенным метрономом или ритм-машины с дополнительными функциональными возможностями.

Итак, метроном - это именно то устройство, которое может помочь не только определить темп, но и наиболее точно организовать музыку во времени.

Метроном является важным прибором для занятий на гитаре. Особенно он полезен для начинающих. Но, как любой прибор, он имеет определенные правила использования. Для правильных занятий с метрономом нужно знать, как им пользоваться грамотно.

Сейчас Интернет полон призывов обязательно заниматься под метроном - потому что это нужно, важно и очень полезно. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что игра под метроном - это самое главное условие правильных занятий. Но так ли это и всегда ли так нужно заниматься?

Давайте разберемся.

Метроном - друг или враг?

Сразу хотим сказать, что в этой небольшой статье мы лишь обозначим некоторые моменты правильного понимания назначения метронома, как прибора, помогающего развить свой ритмический слух и чувство метроритма. Мы написали этот материал для того чтобы вы могли задуматься об этих проблемах, а не слепо следовали советам некоторых недобросовестных и непрофессиональных «гуру» от музыки.

В Национальной академии гитары мы развиваем ритмический слух и понимание законов метроритма другими способами. Но если вы хотите использовать в своих занятиях метроном, то хотя бы используйте его правильно! А для этого надо понимать некоторые законы музыки и музыкального исполнительства. Вот об этом-то мы и поговорим.

Начнем с того, что далеко не всякая музыка идеально метроритмична. Да, есть очень много жестко и четко ритмичной музыки:

  • Во-первых, это вся танцевальная музыка - марши, вальсы, польки, танго, полонезы, фанданго, фокстрот, брейк-данс и пр. и пр.
  • Во-вторых, это почти вся рок и поп-музыка, которая тоже относится к строго ритмичной музыке, где задается четкий постоянный метроритм, а биение сильных и слабых долей жестко контролируется ритм-секцией.

Но к счастью, есть и другие жанры и стили музыки. Это многие жанры нетанцевальной музыки - вокальной и инструментальной.

Если вы начнете отщелкивать нежный ноктюрн или задумчивую балладу абсолютно метрономично, как автомат, то получится форменное недоразумение. Эта музыка должна быть свободной, её дыхание не укладывается в ровное и бездушное отстукивание долей такта метрономом. В ней не только допустимы, но и необходимы небольшие колебания метроритма.

Абсолютно метрономичное исполнение музыки бездушно и мертво!

Хорошо бы помнить, что в музыке есть целый раздел, называемый агогика .

Аго́гика (от др. греч. ἀγωγή - увод, унесение) в музыкальном исполнительском искусстве - небольшие отклонения (замедления/ускорения) темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности .

Смотрите, сколько различных терминов описывают нюансы изменения темпоритма в музыке:

  • accelerando (ускоряя);
  • stringendo (стремительнее);
  • stretto (сжимая, сокращая);
  • ritenuto (замедляя);
  • ritardando (задерживая);
  • rallentando (замедляя, задерживая);
  • allargando (расширяя)…

И это далеко не все обозначения тончайших нюансов агогики.

Если вы будете играть совершенно метрономично музыку от начала до конца, то как тогда быть с агогическими оттенками? А ведь агогика, наряду с динамикой, артикуляцией, коллористикой, является одним из самых мощных выразительных средств в музыке! Если умело ей пользоваться. И если отказаться от агогики, играя музыку, как музыкальный автомат, то вы потеряете очень серьезный рычаг художественной выразительности.

Запомните: ни один серьезный и здравомыслящий музыкант, будь то пианист, дирижер или скрипач, никогда постоянно не занимался с метрономом! Музыканты используют его лишь для настройки на правильный темп в музыке и проверки точности исполнения каких-либо сложных ритмических формул, чтобы не сбиться в них с правильного метроритма.

Примитивно-ровное метрическое исполнение душит и выхолащивает музыку!

Прислушайтесь к игре самых выдающихся музыкантов. Вы, несомненно, почувствуете, что под их пальцами каждое произведение имеет свое особое дыхание ритма, метра и темпа! Они не играют тупо-примитивно-метрономично.

Проверить это очень просто. Попробуете подобрать частоту ударов метронома в такт исполнению, например, симфонического оркестра. Мы с уверенностью можем сказать, что вы сможете заставить ваш метроном отстукивать метр вместе с оркестром всего несколько тактов. Дальше метроном и оркестр обязательно разойдутся. Почему?

Неужели профессионалы экстра-класса, которые всю свою жизнь посвятили музыке и музицированию в огромном симфоническом оркестре, не обладают сверхразвитым чувством ритма? Нет, конечно!

Просто они понимают ритм гораздо шире и глубже, чем исполнение под равномерное механическое тиканье метронома. А ведь оркестру-то как раз гораздо легче играть метроритмически равномерно.

Но ведь играют в сложно-переменном метроритме даже там, где на протяжении многих и многих тактов не меняется размер музыки. И не потому, что у дирижера и оркестра нарушено чувство ритма. А потому, что исполнение содержательной и глубокой музыки подчинено более сложным метроритмическим законам. Здесь абсолютная метрономичность будет врагом, убивающим суть и душу Музыки.

А игра нашего гениального балалаечника Алексея Архиповского? Послушайте его «Прелесть». Попробуйте начать отстукивать ногой в такт его игре. Вы сразу почувствуете, что он играет ритмически очень сложно. Темп его игры постоянно изменяется. Но какая при этом потрясающая выразительность и одухотворенность исполнения. И ведь никто еще не поставил в вину Мэтру неметрономичность его игры! Даже всемирно известный Томми Эммануэль искренне восхищается искусством Архиповского.

Можете послушать игру выдающихся скрипачей, пианистов, виолончелистов - вы увидите ту же картину.

Разве в их музыке нет метра, ритма, сильных долей? Все это есть, конечно! Но все это подчинено музыкальной выразительности, художественному образу.

Не музыка должна быть подчинена ритму, а ритм - музыке!

Как вы думаете, они умеют играть абсолютно ритмично? Можете не сомневаться - прекрасно умеют! Играть ритмично - гораздо проще, чем уметь заставить метроритм служить образности игры. Правильно использовать метроритм для создания художественного образа - это очень непростое искусство, которым владеет в совершенстве далеко не каждый музыкант. И этому, действительно, нужно учиться!

Кроме того, если все будут играть абсолютно ритмично, зачем тогда вообще нужен человек? Вы что, серьезно считаете, что музыкант - это некий рудимент музыкального искусства и он уже не нужен? Ведь если загнать ноты в любой музыкальный редактор, он сыграет музыку абсолютно ритмично, ровно и правильно.

Вот только слушать такое исполнение скучно и как-то не хочется!

Ну хорошо, давайте обратимся к другому примеру - к стихам. Тут тоже есть размер и метроритм: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий... Но послушайте, как читают стихи самые выдающиеся актеры. Ровно-одинаковой метрономичностью там и не пахнет! Это только бездарные чтецы, дилетанты, да школьники декламируют стихи ровно и бездушно. У мастеров же метроритм тончайшим образом подчинен образности и художественному замыслу. А ведь законы поэзии и музыки очень близки. Именно поэтому они легко слились в самом популярном музыкальном жанре - песне.

Помните: метроном может быть другом, а может - врагом, который убьет вашу музыку, превратив её в бездушное чередование сильных и слабых долей.

Так как же использовать метроном, чтобы не навредить музыке?

Правило 1: Метроном в занятиях использовать можно и нужно. Но только периодически, чередуя игру с ним и без него.

Нельзя постоянно заниматься под метроном, если вы не хотите засушить себя как музыканта и превратиться в музыкальный автомат, который не думая дергает в нужный момент нужную струну или нажимает нужную клавишу.

Метроном является проверочным прибором вашего чувства ритма, но не должен заменять его. Если Вы начинаете играть пьесу в одном темпе, а заканчиваете в другом и при этом не замечаете этого - это плохо! Вот здесь метроном поможет отследить возникающие отклонения и понять ваши взаимоотношения с метроритмом.

Нужно помнить, что есть люди разного психологического склада. Например:

  • Холерики часто постепенно ускоряют темп игры, начиная играть произведение в одном темпе, а заканчивая его в более быстром
  • Флегматики же, наоборот, склонны постепенно замедлять темп своей игры к концу пьесы

Вы должны выяснить свою особенность ощущения темпа и метра и уметь контролировать процесс игры, сдерживая или подгоняя себя.

Но метроном не должен быть костылем, от которого вы боитесь оторваться!

Вот, собственно, и все правила грамотной работы с метрономом.

У каждого из нас есть врожденное естественное чувство ритма, его надо правильно развивать, а не подменять метрономом. Поэтому используйте работу с метрономо грамотно - себе на пользу.

Если же вы хотите превратиться в музыкальный автомат, отрубив музыке её прекрасные крылья в "прокрустовом ложе" механистичности и бездушной метроритмической однообразности исполнения - продолжайте заниматься под метроном, и как можно больше!

Я же все-таки, желаю вам стать настоящими тонкими, глубокими и содержательными музыкантами, способными передавать своей музыкой самые сильные чувства и тончайшие движения души! Поэтому думайте, слушайте, учитесь, наблюдайте, сравнивайте и берите на вооружение только лучшее. И не слушайте расхожих советов "доброхотов" от музыки!

Вячеслав Шувалов

Конечно, чувтво ритма - одно из базовых качеств хорошего исполнителя-гитариста, но не единственное. Ему нужны и хорошая гитара - не обязательно дорогая, но обязательно помогающая гитаристу, а не мешающая ему. Найти такую гитару можно даже среди недорогих инструментов, главное - знать, .