Представители русской художественной культуры 18 века. Русская культура XVIII в

Россия 18 век

Культура России 18 века имела ключевое значение в развитии государства. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени. Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями. Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро. Культура России 17-18 века – это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Портреты:

Радищев:

Радищев - писатель, именем которого мы гордимся. Из всех замечательных людей XVIII века он ближе и роднее всех советскому гражданину. Недаром первый памятник, воздвигнутый молодой Советской республикой, был памятник Радищеву. Радищев дорог нам как первый русский революционер, борец против самодержавия и крепостного права, против угнетения человека. Он «вольностьпервый прорицал», - можем мы сказать о нём словами самого Радищева. Начиная с Радищева, русская литература приобретает новое, ценнейшее качество: возникает непосредственная связь передовой художественной литературы с общественно - революционным движением. Радищев был широко образованным человеком. Он имел большие знания в химии, физике, астрономии, минералогии, ботанике, медицине, политической экономии; работал и в области истории, агрономии, теории стиха; знал французский, немецкий, английский, латинский и итальянский языки. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Радищева. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Но самое главное - все свои обширнейшие знания, все силы своего ума, чувства и воли он отдал делу служения родине, борьбе за народную революцию, за свободу и счастье трудового народа.

Ломоносов :

Великий русский ученый, философ, основатель Московского университета. Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1735 г. был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. -в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736-1739 гг.), а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739-1741 гг.) у горного советника И. Генкеля. После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 г - профессором химии. С 1748 г. Ломоносов работал в учрежденной по его инициативе химической лаборатории Академии. До 1748 г Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в 1748-1757 гг. его работы были посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения, разработал кинетическую теорию теплоты, обосновал необходимость привлечения физики для объяснения явлений химии и предложил для теоретической части химии название «физическая химия», а для практической части - «техническая химия». Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения веществ в химических реакциях.

Шиллер :

Родился 10 ноября 1759 г в Марбахе. Выходец из низов немецкого бюргерства: мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец -полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 г по приказу герцога Вюртембергского поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 г академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Окончив курс в 1780 г., он получил в Штутгарте место полкового врача. Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 г. закончил и опубликовал «Разбойников». В начале следующего года пьеса была поставлена в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере За самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из Вюртембергского герцогства. Интендант Мангеймского театра Дальоерг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на сцене Две драмы - «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь» -были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех.


Гёте:

Иоганн Вольфганг Гете – философ, мыслитель, естествоиспытатель, просветитель и, главное, великий и гениальный немецкий поэт увидел свет во Франкфурте-на-Майне 28 августа 1749 года. Его родители были состоятельными и почтенными людьми: отец - императорский советник, юрист, мать – дворянка, дочь франкфуртского старейшины. Уже в детстве Иоганн начал проявлять поражающие способности к науке. Уже в семь лет он знал несколько языков, кроме того, в этом возрасте он начал писать свои первые стихи и сочинять пьесы. Талантливый ребенок много читал и пытался максимально пополнять свой багаж знаний.В 1765 году Гете становится студентом Лейпцигского университета, где должен был изучать правоведение. Оказавшись свободным от родительской опеки и нравоучений, Гете смело врывается в литературную жизнь города, а в 1767 году пишет сборник стихов «Аннетте», произведения которого, полны лирики и передают его переживания первой любви. Обучение в университете прервала тяжелая болезнь, из – за которой Гете уезжает домой на полтора года. Отец был против литературной деятельности сына и настаивал на продолжении обучения в университете, вследствие чего в 1770 году Иоанн переезжает в Страсбург. Помимо юриспруденции Гете изучает химию, медицину, филологию, продолжая увлекаться литературой. После встречи и знакомства с критиком и мыслителем Готфридом Гердером у Гете радикально меняется мировоззрение, и он становится активным участником литературной группы «Буря и натиск», члены которой выступали против условностей и феодальных порядков. На период окончания университета приходится создание первой исторической драмы – «Гец фон Берлихинген», главный герой которой вступает в борьбу с феодальными порядками. В 1772 году Гете переезжает в город Вецлар на юридическую практику. Именно в этом городе поэт переживает муки неразделенной любви к невесте своего друга Шарлотту Буфф. Свои глубокие переживания и терзания Гете изобразил в своем произведении «Страдания юного Вертера» - этот роман сделал поэта знаменитым.

Особенности русской культуры 18 века

В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. В Москве существовала немецкая слобода. В русской торговле и промышленности было много англичан и голландцев. Однако это были только первые симптомы новой тенденции в развитии русской культуры. В полной мере она проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.)

Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.

Живопись

История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи.
Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.

Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. Расцвет искусства середины XVIII века совпадает с подъемом всей национальной культуры. Крупнейшие мастера того времени – Антропов и Аргунов, самостоятельно овладевали приемами портретного искусства. В отличие от иностранцев, они стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
Во второй половине XVIII века дальнейшее развитие идей просветительства определило высокое представление о назначении человека и наполнило искусство гуманистическим содержанием. Выдающиеся художники того времени – Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский оказали глубокое воздействие на развитие портретного искусства

Архитектура

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

Барокко

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.

Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи. В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве - это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

Барокко и рококо


Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты - новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

Классицизм


В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.
На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.

Литература

Начало XVIII столетия, по мнению многих современных исследователей, не совсем совпадает с началом новой эпохи в развитии русской литературы. Петровская эпоха, с которой начинаются традиционные курсы истории русской литературы XVIII века, стала переломным моментом в истории русской государственности и культуры, но все-таки вряд ли была поворотным моментом в литературе. Скорее в это время продолжался обозначившийся во второй половине предшествующего столетия переход от древнерусской, средневековой литературы к литературе новой. Глубокие качественные изменения во всех областях секуляризирующейся культуры наложили свой отпечаток и на литературу, в которой уже со второй половины XVII века усилился интерес к изображению человеческой личности, углубился драматизм понимания жизни, появились новые роды и виды литературных произведений (панегирическая и любовная лирика, школьная и придворная драма). Именно во второй половине XVII века начался продолжавшийся в Петровскую эпоху активный процесс освоения разнообразного западноевропейского художественного опыта, его самобытной и творческой переработки.

Усвоение нового не означало решительного разрыва с отечественными литературными традициями, а во многом позволяло и в дальнейшем развивать целый ряд особенностей именно русской национальной культуры. Русский XVIII век часто называли периодом «ускоренного» развития литературы, ведь менее чем за сто лет русская литература прошла путь, на который большинству западных литератур потребовался значительно более длительный срок. Вслед за появлением барокко в России утверждается классицизм, а вскоре зарождаются и достигают расцвета сентиментализм и литературных направлений, в результате чего границы между ними оказываются весьма относительными.

При этом русская литература XVIII века создавалась в условиях постоянно расширявшихся, оживленных контактов России и Запада. Образованные русские люди в это время, как правило, хорошо знали французский язык, многие из них читали на двух-трех современных европейских языках и как минимум одном древнем. Произведения французской, английской, немецкой философии, литературы, публицистики были им хорошо известны в подлиннике, но на протяжении всего XVIII века увеличивалось число и совершенствовалось качество переводов с древних и с основных европейских языков. Русская литература и культура XVIII века не только сознавала себя органической частью европейского культурного движения своего времени, но и стремилась к творческому соревнованию с литературами других народов Европы, и прежде всего - с наиболее прославленной и авторитетной в те годы французской литературой XVII-XVIII вв.

Важным аспектом культурной действительности XVIII в. исследователи считают постепенное переосмысление целей и задач литературного творчества. Литература, конечно, пока еще не становится собственно профессией, вплоть до 1760-х годов она не имеет ни более или менее внятной социальной, ни тем более политической функции, но борьба за ее социальный статус оказывается, по наблюдениям В.М. Живова, неизбежным спутником литературной деятельности целого ряда ведущих писателей «осьмнадцатого столетия».

  • II. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


  • Введение.

    XVIII век – век перемен не только в экономике, социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I, направленные на модернизацию и европеизацию России, определили особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII века: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность, преодоление замкнутости культурного развития. Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль и идеи просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русская культура вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековья. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. Эти процессы развиваются очень быстро, но, несмотря на глобальную европеизацию, русская культура наследовала лучшие национальные традиции, она не отвергала своего прошлого.
    Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.
    К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

      Русская культура в первой половине XVIII века. Эпоха Петра I.
    1.1 Быт и нравы.
    XVIII в. характеризуется ломкой средневекового образа жизни, правил поведения, усилением западноевропейского влияния на быт русского дворянства. Наиболее заметные изменения произошли в период петровских преобразований. Петр I осознавал единство образа жизни, обычаев, быта и форм социальной активности, поэтому он начал свои преобразования с "исправления нравов".
    Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.
    За этим наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера. Петр же ввел новое, европейское, деление – с полудня по полуночи.
    В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.
    Стремясь выкорчевать "сонный нрав" московской старины, Петр I в 1705 г. приказал брить лицо (раньше брадобритие считалось признаком западной "ереси" - "латинства"). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане, стремившиеся сохранить подобие "лика Христова", должны были платить специальный налог:от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) - огромные по тому времени деньги. Был введен металлический бородовой знак - своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды.
    С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы-собрания). На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. В ассамблеях непременно участвовали и женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.
    Разрабатывались специальные правила поведения в обществе, появился так называемый «политес», правила хорошего тона. Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Наибольшей популярностью пользовалось изданное в 1717 г. для юношества наставление "Юности честное зерцало". В нем порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там, в частности, говорилось о поведении за столом: «…сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное (от слова «уха», рыбное блюдо), чтобы везде брызгало не сопи егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом».
    В середине XVIII в. быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которым стало принимать форму низкопоклонства перед Западом.

    1.2 Образование и наука.
    При Петре I распространение образования впервые было признано государственной необходимостью, стало неотъемлемой частью государственной политики. Особенности этой политики определялись признанием основной целью образования удовлетворение государственной потребности в кадрах. Главным отличием образования петровских времен стали его светский характер и соединение обучения с практикой. Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, которые могли учиться на дому, в частных или государственных школах. Кроме того, для овладения ремеслами, обучения разным наукам и искусству молодых дворян посылали за границу. Указом 1714 г. уклонявшимся от учебы дворянам было запрещено жениться. Распространению грамотности, развитию светской школы и активизация книгоиздательского дела в значительной степени способствовала проведенная в 1708-1710 гг. реформа алфавита: старославянская кириллица была заменена более простым "гражданским" печатным алфавитом, а сложная система буквенного обозначения чисел - арабскими цифрами. Уже в первой четверти XVIII в. в качестве учебных пособий были изданы "Букварь" Ф. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, "Арифметика" Л. Магницкого и переиздана "Грамматика" М. Смотрицкого. С 1708 по 1725 гг. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их были пока невелики. Формирование системы учебных заведений. Возрастающие потребности государства в отечественных специалистах разных отраслей обусловили возникновение сети учебных заведений. Впервые петровские школы набирали "робяток всякого рода, опричь (кроме) помещичьих крестьян",
    Система начального и среднего общего образования осталась практически неразвитой. В I714 г. по указу Петра I были созданы 42 губернские цифирные школы - государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян (со второй четверти столетия количество этих школ постепенно сокращалось, и вскоре они прекратили свое существование).
    Ориентация системы образования на подготовку кадров специалистов обусловила наибольшее развитие системы профессиональных школ. В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук (Навигацкая школа), в которой изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию. В 1715 г. из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, была создана Морская академия. При Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам, а позже - школа канцелярских служащих. В это же время были созданы Артиллерийская, Инженерная и Медицинская школы, на уральских заводах создавались горнозаводские училища. При всех профессиональных школах существовали подготовительные отделения, в которых обучали письму, чтению и арифметике.
    Подготовка дворян к офицерской службе в армии и на флоте осуществлялась в открывшемся в 1731 г. Шляхетском (дворянском) корпусе (в дальнейшем он разделился на сухопутный, морской, артиллерийский и инженерный). К придворной службе дворянских детей готовил открывшийся в конце 50-х гг. Пажеский корпус.
    Начальное образование дворяне было через систему частного обучения, прежде всего на дому. Это была единственная форма обучения, доступная лицам женского пола, для которых был закрыт доступ в учебные заведения. Дети духовенства учились в епархиальных школах, духовных семинариях и академиях. Дети разночинцев и купцов могли учиться в различных профессиональных (медицинских, горных, коммерческих) и профессионально-художественных учебных заведениях. Рекрутские дети обучались в гарнизонных школах, готовивших для армии унтер-офицерский состав. Дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.
    Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московского императорского университета и гимназии при нем. В соответствии с идеями М.В. Ломоносова, университет был создан для "генерального обучения разночинцев", что противоречило установившимся принципам и явилось важным шагом на пути формирования единой системы бессословного образования.
    Интенсивный процесс накопления знаний в предшествующий период обеспечил бурное развитие в XVIII в. отечественной научной мысли, сочетавшееся с овладением лучшими достижениями европейской науки и техники. Накопленные в предшествующие периоды разрозненные знания в большинстве областей начали превращаться в науку .
    В первой четверти XVIII в. впервые в истории России процессы накопления научных знаний и их рационального теоретического осмысления получили мощную поддержку государственной власти. Целенаправленная государственная политика в значительной мере способствовала быстрому развитию отечественной научной мысли. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки было открытие в 1725 г. в Петербурге Академии наук и художеств (с 1803 г. - Императорская Академия наук), ставшей центром русской науки. Петербургская Академия наук имела твердый государственный бюджет. Первоначально она объединяла 3 "класса": математики, физики и гуманитарный. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала несколько экспедиций, среди них две Камчатские (1725-1730 и 1733-1743). Академия наук располагала физическим кабинетом, химической лабораторией, астрономической обсерваторией, анатомическим театром, механической и оптической мастерскими, граверной школой, типографией, библиотекой и архивом. В 1719 г. при Академии была открыта Кунсткамера - первый в России естественноисторический музей. В первой половине столетия в России было собственные ученых было очень мало, поэтому в Академию наук приглашались иностранные специалисты, что, с одной стороны, способствовало приобщению России к достижениям европейской науки, с другой стороны, нередко наносило ущерб развитию отечественной научной мысли. В Петербургской Академии наук работали такие выдающиеся иностранные ученые, как основатель гидродинамики Д. Бернулли; автор нескольких сотен работ по механике, астрономии и кораблестроению Л. Эйлер; ботаник И. Гмелин; естествоиспытатель К. Вольф и др. Они внесли большой вклад в русскую науку, отстаивали ее честь в Западной Европе. Лишь с середины XVIII в. под влиянием М.В.Ломоносова, ставшего в 1745 г. первым русским академиком, в Академии начался постепенный рост числа отечественных ученых. Академиками стали физик Г.В. Рихман, географ и этнограф С.П. Крашенинников и другие.
    Наибольшее развитие в "Петровскую эпоху" получили отрасли знаний, необходимые для создания сильной армии и флота, обеспечивающие успешную внешнюю политику, подъем промышленности и торговли. Это обусловило быстрое развитие естественных наук.
    Уже в начале века было начато активное изучение природных ресурсов страны, имевшее в первое время чисто практическое значение: изучение природных ресурсов было необходимо для строительства новых заводы для выплавки чугуна, меди и серебра. Были открыты залежи каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка. Велись работы по разведке бакинской нефти. Русские рудознатцы открыли богатейшие залежи железной руды на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. В Забайкалье были найдены залежи серебра. Промышленное изучение земных недр способствовало также развитию науки.
    В то же время были организованы экспедиции, имевшие преимущественно научные цели. 1713-1714 гг. экспедиции И.М. Евреинова и Ф.Ф. Лужина впервые побывали на Курильских островах. В 1720 г. правительством была организована первая экспедиция для изучения Сибири. Эта экспедиция, руководимая Д. Мессершмидтом, собрала ценные сведения о природе, истории, экономике и этнографии Сибири. Участник второй Камчатской экспедиции (1733-1743) ученый-натуралист И. Гмелин опубликовал свои путевые наблюдения "Путешествие по Сибири" и четырехтомный труд "Флора Сибири", в котором описал более тысячи видов растений. Картографы Ф. Соймонов и К. Верден нанесли на карту Каспийское море и описали его. Эта карта внесла коренное изменение в представления современников о береговой линии Каспийского моря. Большой вклад в развитие географии и картографии внесли В. Киприянов, А. Зубов и Я. Брюс, трудами которых на карты были нанесены Балтийское и Азовское моря, бассейн Дона. Обследования внутренних районов Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средней Азии подготовили издание в середине XVIII в. географом И.К. Кирилловым "Атласа Российского" (к этому времени подобный атлас имела только Франция).

    1.3 Литература.
    Литература XVIII в. была своеобразной творческой лабораторией, в которой вырабатывалась стилистика прозы, формировалась система стихосложения, происходил творческий эксперимент в области художественного слова, в ходе которого были созданы основы современного русского литературного языка.
    Преобразования первой четверти XVIII в. способствовали окончательной победе светского направления в литературе, что обусловило формирование новых жанров, появление новых литературных героев, новых сюжетов.
    Введение Петром I "гражданского" алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730- е гг. Академией наук не только способствовало укреплению светского языка и развитию новой светской литературы, но и активизировало книгоиздательскую деятельность.
    В рамках традиционных литературных жанров появляются новые сюжеты, новые герои, выражаются новые идеи. В то же время формируются новые жанры. Одним из господствующих жанров по-прежнему остается бытовая повесть.
    Большую популярность в это время получили сатирические произведения. Крупнейшим мастером сатиры был русский поэт и просветитель Антиох Кантемир (1708-1744). Его главные сатиры ("Куму своему" и "Филарет и Евгений") посвящены защите петровских преобразований. Большую известность приобрели также оды, басни и эпиграммы Кантемира.
    Широкое распространение в петровскую эпоху получает любовная лирика. Манерность, изысканность языка и обращение к античным образам свидетельствуют о влиянии французской "галантной поэзии". Авторы многочисленных образцов любовной лирики петровского времени в большинстве случаев неизвестны. Впоследствии сочинение любовных стихов вошло в моду, с него начинали свой творческий путь многие крупнейшие поэты XVIII в.
    Автор многочисленных од, поэм, стихотворений, являющихся образцами литературы русского классицизма, М.В. Ломоносов разработал теорию "трех штилей", в соответствии с которой каждому жанру соответствует свой стиль: высокий, посредственный или низкий. Эта теория стала руководством для создания нового литературного языка.
    Народное творчество . Помимо традиционных для народного творчества обрядовых песен, широкое распространение получают произведения о Петре I и песни-жалобы. Известно более 200 народных песен о Петре, в которых затрагиваются почти все основные события его жизни - от рождения до смерти (о заговорах царевны Софьи, о стрелецких бунтах, о взятии Азова, особенно многочисленны произведения о Полтавской битве). Большинство песен свидетельствуют о героизации образа Петра в народном сознании. Особенно ярко это отразилось в "Плачах войска" о смерти Петра, сложившихся, по-видимому, в солдатской среде. В то же время в народном творчестве все чаще стали звучать жалобы на тяготы рекрутской жизни, на закрепощение вольных "гулящих людей", которым некуда "кинуться" от "крепких караулов". В песнях о Степане Разине и о Кондратии Булавине "удалым молодцам"-казакам противопоставляются виновники народных бед "собаки"-воеводы и бояре.

        Искусство.
      1.4.1 Изобразительное искусство
    Русское изобразительное искусство первой половины XVIII в. характеризуется окончательной победой светского направления, появлением новых жанров, тесной связью с западноевропейским изобразительным искусством.
    Русская светская живопись развивалась на основе национальных традиций живописной мастерской Оружейной палаты. В то же время отечественные мастера активно осваивали лучшие западноевропейские традиции: в Россию приглашали иностранных художников, а молодых русских живописцев посылали учиться в Италию, Нидерланды (петровские пенсионеры).
    Ведущим жанром становится портрет, окончательно вытеснивший икону. Первые произведения этого жанра по своему характеру тяготеют к парсуне. Основоположниками русского светского портрета принято считать И.Н. Никитина и А.М. Матвеева.
    В первой половине столетия началось освоение русскими художниками новых для них композиций с мифологическими сюжетами. (А.Матвеев "Венера и Амур", "Аллегория живописи"). Популярностью пользовались также монументальная роспись в виде панно и плафонов в строившихся дворцах и административных зданиях, а также миниатюрное письмо.
    Особое значение приобрела в начале столетия гравюра, передававшая героический пафос эпохи. Возможность получать с одного оригинала несколько сот оттисков обеспечивала выполнение чрезвычайно важных в петровское время агитационно- пропагандистских функций. Основоположниками гравюры нового времени в России являются голландские мастера А.Шхонебек и П.Пикарт. Крупнейшими русскими мастерами гравюры того времени были А.Зубов, много лет проработавший при петербургской типографии и оставивший большое графическое наследие ("Баталия при Гренгаме", "Панорама Петербурга"), и М.Махаев,автор знаменитой серии видов Петербурга.
    В первой половине XVIII в. широкое распространение получает лубок (народная картинка) - выполняемое мастерами-ремесленниками произведение графики, отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, яркая раскраска. Изображения часто дополняются пояснительными надписями. Одна из наиболее известных лубочных картинок этого периода - "Мыши кота погребают", получившая широкое распространение после смерти Петра I. Кроме заглавной надписи, внизу картинки расположены шуточные подписи ко всем изображенным участникам похоронной процессии. Общая тема подписей - ликование крыс и мышей по поводу смерти кота.
    В середине столетия русская живопись развивалась под влиянием европейских стилей барокко и рококо, что проявилось в ее тяготении к парадности, пышности и вместе с тем виртуозной декоративности.

    1.4.2 Театр.
    На протяжении первой половины XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать в России профессиональный театр. Петр I придавал большое значение театральному искусству как средству воздействия на общественное сознание. В 1702 г. по его распоряжению был создан Публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади было построено специальное здание - "Комедиальная храмина". Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И.Х. Кунст. Он же должен был подготовить русских артистов. 1706 г. театр, не пользовавшийся успехом у зрителей, прекратил свое существование, но его актеры продолжали выступать.
    В первой половине XVIII в. закладывались и основы русской школы классического балетного танца. В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж.Б. Ланде, а в 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны была учреждена русская балетная труппа.
    В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но преобладание в их репертуаре иностранных пьес обусловило отсутствие к ним широкого интереса.
    Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные. Наибольшую известность приобрел возникший еще в XVII в. театр Шереметевых.

    2. Русская культура во второй половине XVIII века. Эпоха Екатерины II.
    2.1 Быт и нравы.
    Вторая половина XVIII века, а именно период царствования Екатерины II вошел в историю как «золотой век» российского дворянства. Одним из первых манифестов Екатерины II после восшествия на престол был «Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне освобождались от обязанностей воинской и гражданской службы. По этому же «Манифесту» многие дворяне получили земли в свое владение, за ними же закрепились крестьяне, жители этих земель. Естественно, что эти земли надо было благоустраивать. Благоустройство начиналось, как правило, со строительства усадьбы. И время правления Екатерины – это время расцвета дворянской усадебной культуры. Но жизнь большинства помещиков не была отделена «железным занавесом» от жизни крестьян, происходило прямое соприкосновение с народной культурой, зарождается новое отношение к крестьянину как к равному себе человеку, как к личности.
    Также вторая половина XVIII века ознаменовалась рядом появления новшеств, касающихся быта горожан. Особенно много нового появилось в жизни городов. После разрешения правительства держать купцам лавки в своих домах, в городах появляются купеческие усадьбы со складами и магазинами, образующими целые торговые улицы.
    В Москве и Петербурге появились водопроводы, но для большинства городов источником водоснабжения оставались многочисленные колодцы и ближние водоемы, а также развозившие воду в бочках водовозы.
    В конце века в отдельных крупных городах вводится освещение главных улиц. В Москве первые уличные фонари появились с 30-х гг. XVIII в. В них фитиль, опущенный в конопляное масло, зажигался по специальному распоряжению властей.
    Большой проблемой для городских властей с увеличением населения становились вопросы гигиены, поэтому в городах растет число общественных бань, в которых за особую плату можно было и откушать, и скоротать ночь приезжим. Впервые специальным указом Сената запрещен патриархальный обычай париться вместе мужчинам и женщинам, а по Уставу Благочиния 1782 г. запрещен вход в баню лицам другого пола не в их день.
    Еще одним новшеством во второй половине века стало открытие городских больниц. Первая из них появилась в Петербурге в 1779 г. Но, несмотря на это, в простонародье прочно сохранялась вера в знахарей, заговоры. Предрассудки укрепляло само правительство: в 1771 г. при эпидемии чумы в Костроме Екатерина II подтвердила указ 1730 г. о посте и крестном ходе вокруг города как средствах борьбы с заразой.

    2.2 Образование и наука.
    В "Екатерининскую эпоху" тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II, стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать "новой породы людей". В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.
    Важную роль в распространении грамотности и развитии образования сыграла книгоиздательская деятельность, заметно расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией государства. Большую роль в его развитии сыграл русский просветитель Н.И. Новиков. В его типографиях издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. "Российской грамматики" М.В. Ломоносова, заменившей устаревшую "Грамматику" М. Смотрицкого.
    Начальная школа по-прежнему оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде - малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.
    Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направления специального образования. В 1757 г. в Петербурге по проекту И.И. Шувалова была основана "Академии трех знатнейших художеств".При Московском воспитательном доме было открыто Балетное училище. Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли педагогические институты.
    Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московский императорский университет. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Богословие в нем не преподавалось вплоть до начала XIX в., все лекции читались на русском языке. При университете была организована типография, в которой до 1917 г. издавалась газета "Московские ведомости". Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии.
    В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало "Училище для малолетних девушек" недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт).
    В 1786 г. был издан «Устав народных училищ» - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система
    К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.
    Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки . Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Так, например, именно ей в 1768 г. была сделана первая прививка от оспы. В "Екатерининскую эпоху" отечественные ученые заняли господствующее положение в Академии наук, значительно вырос круг отечественных ученых - академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие. В то же время, опасаясь всякого "вольнодумства", императрица стремилась подчинить развитие науки строгой государственной регламентации. Это стало одной из причин печальной участи многих талантливых русских ученых-самоучек.
    Естественные науки во второй половине XVIII в., как и в предшествующий период, развивались опережающими темпами. К концу столетия отечественное естествознание достигло общеевропейског
    и т.д.................

    Восемнадцатый век в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Все низкий и высокий штиль сосуществовали в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.

    Просвещение, наука, техника.

    Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.

    Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.

    Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы - Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.

    В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащённого многими научными терминами и понятиями. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов "норманистов" о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы "диком" состоянии древних славян.

    XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Продолжался процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа полагались на приглашённых мастеров и на обучаемых заграницей русских людей. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, однако долго сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

    Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.

    Нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. Освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство, совмещало в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли привели к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

    Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная, как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Город был создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой.

    Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г.) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и многом многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.). Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).

    Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Художником одного творения можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.

    Во второй половине XVIII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г. Левицкого составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины-II, ее многочисленных внуков, министра финансов А.И.Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.

    В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. В Москве существовала немецкая слобода. В русской торговле и промышленности было много англичан и голландцев. Однако это были только первые симптомы новой тенденции в развитии русской культуры. В полной мере она проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.) Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

    Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.

    Заключение

    В ходе написания реферата я выполнил поставленные цели и пришел к изложенным ниже выводам.

    С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

    18 век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

    Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

    Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

    В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.

    В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

    Для истории России 17 век имеет переломное значение. Он ознаменовал начало планомерного перехода к Государство менялось как в политическом, так и культурном плане. начинали обращать свой взор на Запад. Далее рассмотрим, что собой представляла культура России в 18 веке. Краткое содержание особенностей ее интенсивного роста будет также представлено в статье.

    Общие сведения

    Культура России 18 века имела ключевое значение в развитии государства. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени. Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями.

    Основные проявления

    Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее.

    Основные особенности развития

    Культура России 17-18 века - это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

    Особенности приобщения к Европе

    Чем примечательна культура России 18 века? развития, прежде всего, светского искусства, а также решительной победы рационалистического мировоззрения над аскетическими и бескомпромиссными догмами религиозной морали. Культура России в 18 веке (картинки будут представлены ниже) дала "мирскому" искусству право на общественное признание. Оно начинает приобретать более важную роль. Речь идет о формировании новых устоев жизни общества, а также системы гражданского образования. Однако культура России в 18 веке не смогла опровергнуть своего прошлого. Да, русские деятели приобщались к богатому духовному наследию Европы. В то же время они не забывали о коренных отечественных традициях, которые накопились за период длительного художественно-исторического развития. То же самое относится и к опыту Чем так интересна культура России 18 века? Кратко рассматривая ее развитие, можно понять, что ее характеризует глубокая преемственность поколений. Благодаря этому она прочно утвердилась в музыке, театре, живописи, зодчестве, поэзии и литературе. В конце столетия русское искусство достигло небывалых высот.

    Общие оценки

    Культура России в 18 веке переживала значимые сдвиги. Об этом ярко свидетельствует то, что впервые в стране нецерковная (светская) музыка вышла из областей устных традиций. Она стала высокопрофессиональным искусством. Культура России в 18 веке (таблица, представленная в статье, содержит информацию о некоторых, наиболее ярких событиях того времени) достигла своего пика благодаря крупным преобразованиям всех сфер жизни общества. Речь идет о реформах, которые были проведены в эпоху Петра I. Данные преобразования коренным образом изменили весь общественный и культурный строй страны. "Домостроевские" обычаи церковно-схоластического мировоззрения времен Средневековья начали рушиться. Многих сфер коснулась развивающаяся культура 18 века России. Быт народа, традиции, устои - все и вся претерпевало изменения. Благодаря политическим достижениям в людях укреплялось чувство национальной гордости, а также сознание мощи и величия государства. Чем ознаменовались 19, 18 века? Культура России получила неоценимый вклад, внесенный русскими музыкантами. Речь идет об оперных артистах, исполнителях и композиторах, которые в большинстве своем вышли из народа. Им нужно было решить крайне трудную задачу. Они вынуждены были быстро осваивать то, что западноевропейские исполнители накапливали веками.

    Основные периоды развития

    Культура России в 18 веке кратко делится на три главных этапа:

    1. Первая четверть столетия (реформы Петра).
    2. 30-60-е гг. Они ознаменовались ростом национальной культуры, а также большими прорывами в области искусства, литературы, науки. Вместе с тем существенно усилился сословный гнет.
    3. Последняя треть века. Она характеризуется ростом правительства, существенной демократизацией русской культуры, обострением социальных противоречий и крупными общественными сдвигами.

    Особенности просвещения

    Этот период характеризуется общим ростом грамотности в России. если проводить параллели с Западной Европой, то уровень образованности у нас заметно отставал. Что касается социального состава учащихся, то он был весьма пестрым. То же самое можно сказать и о возрасте. Немалый вклад в прогрессирование просвещения внесли солдатские школы.

    Особенности развития науки

    Многими великими событиями пополнилась история России (18 век). Культура способствовала развитию русского общества. Наука начинала освобождаться от пут средневековой схоластики. Для нее это было своеобразное Возрождение. Меткую характеристику тому времени дал Ф. Энгельс. Он считал, что это эпоха, которая нуждалась в титанах и породила таковых по учености, многосторонности, характеру, страсти и силе мысли. В то же время и науке нужны были "творцы". Таким образом, открытия мирового значения были совершены в Российской академии наук математиками Бернулли и Эйлером, а также химиком и физиком Ломоносовым.

    Основные вклады

    Исследования, проводимые учеными-иностранцами, которые приглашались в Петербургскую академию, также оказывали влияние на развитие мировой и российской науки. Однако последняя была создана не их усилиями. То же самое можно сказать и о "просвещенной" монархии. Отечественная наука была создана русским народом. Речь идет о людях "разного чина и звания", среди которых можно выделить следующих:

    1. И. И. Ползунов (солдатский сын).
    2. М. И. Сердюков (калмыкский строитель и гидротехник) - создал "огнедействующую" машину, является первым русским теплотехником.
    3. А. К. Нартов (токарь).
    4. И. И. Лепехин, В. Ф. Зуев, С. П. Крашенников (солдатские дети) - входили в число первых отечественных академиков.
    5. М. Е. Головин (солдатский сын) - математик.

    Это и есть подлинные творцы науки в крепостной России.

    Вклад Ломоносова

    Его открытия и гениальные догадки сильно выделяются среди всех достижений русской научной мысли. Он опирался на опыт, живую практику и материалистически оценивал окружающий мир. М. Ломоносов стремился к глубокому творческому обобщению. Он хотел познать тайны природы. Этот ученый является родоначальником физической химии и атомистики.

    Дополнительные сведения

    Основы научной биологии были заложены во второй половине XVIII столетия. В это время ыходит первый российский медицинский журнал. Речь идет о "Санкт-Петербургских врачебных ведомостях".

    Историческая наука: главные особенности

    Вторая четверть века - время становления истории как науки. Собираются и публикуются определенные издания. Многие дворяне-историки пытались заниматься подобной деятельностью. Большой интерес для общества представляет сегодня история России (18 век). Культура империи продолжала стремительно развиваться. В. Н. Татищев является крупнейшим исследователем прошлого. Он начал работать над "Историей Российской". Это была его попытка связно изложить события с дворянской точки зрения. Заметим, что данная работа стала основой для многих ученых. В частности, это относится к М. В. Ломоносову и его "Древней Российской истории". Также не стоит забывать М. М. Щербатова и его труд "История Российская от древнейших времен", в котором прослеживается стремление возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и привилегии "высшего" сословия. Автор был напуган Крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Он понимал, что народные восстания и движения неизбежны, но вместо с тем осуждал их. И. И. Болтин - еще один историк из дворян. Критик, проницательный, вдумчивый ученый, он также занимался историей не только дворянства, но и прочих слоев общества - ремесленников, духовенства и купечества. Но и его труды возвеличивали самодержавную власть царя и крепостнический строй.

    Основные достижения

    Российская наука развивалась в качестве части мировой. При этом русские ученые воспринимали достижения своих западноевропейских коллег с творческой точки зрения. Кроме того, они сами начинали существенно влиять на мировую научную мысль. Что касается общего уровня ее развития, то он был несколько ниже западноевропейского. В связи с этим, каждое новое достижение приобретает гораздо большее значение. Ученые из других стран были прекрасно осведомлены об изданиях Российской академии наук. Стоит также отметить, что данные успехи не превратились в достояние трудовых масс. Они были оторваны от этого. Интересы масс были далеки от науки и просвещения. Что касается самодержавия, то власть имущие боялись распространения знаний. Народ выражал свои художественные представления и общественно-политические взгляды иначе. Речь идет о прикладном искусстве и устном творчестве.

    Особенности зодчества

    Новшества начали вноситься в сферу строительства еще в Как и вся культура России в 18 веке, архитектура переживает значительные изменения. Архитектурные сооружения призваны выражать величие и мощь империи. Благодаря страны меняется и гражданское строительство. Арсенал в Кремле, Большой Каменный мост - наиболее знаменитые сооружения того периода.

    Развитие архитектуры

    Первая Архитектурная школа была организована в Москве Ухтомским. М. Ф. Казаков и В. П. Баженов учились под его руководством. Петровскую эпоху знаменует строительство новой столицы. Для этого приглашаются иноземные зодчие. Речь идет о Растрелли и Трезини. Новая столица задумывалась в качестве регулярного города. При этом она должна была иметь длинные лучевые проспекты и ансамбли кварталов, площадей и улиц. Трезини стал автором жилых строений для нескольких категорий населения:

    1. "Простых" людей.
    2. "Зажиточных" горожан.
    3. "Именитых" граждан.

    Данные общественные сооружения отличала простота стиля. К значительным объектам можно причислить Петропавловский Собор. Среди общественных зданий выделяются следующие:

    1. Адмиралтейство.
    2. Биржа.
    3. Гостиный двор.

    Вместе с Петербургом возводились многие другие объекты. В частности, это относится к загородным дворцам со знаменитыми парковыми ассамблеями. Речь идет, в первую очередь, о Петергофе. Что касается стиля русского барокко, то огромный вклад в его развитие внесло творчество отца и сына Растрелли. Первый являлся итальянским скульптором. Он принимал участие в декоративной проработке Петергофа. Его сын является уже русским архитектором. Он - автор множества значимых сооружений, среди которых можно выделить следующие:

    1. Дворцы: Екатерининский, Большой, Зимний.

    Развитие зодчества во второй половине столетия

    В зодчестве русский классицизм сменил барокко. На рубеже 19-18 века культура России увидела расцвет этого направления. Также были и представители классицизма. К ним можно отнести архитекторов И. Е. Старова, М. Ф. Казакова и В. П. Баженова. Последние работали в Петербурге и Москве. Они сделали весомые вклады в возведение таких сооружений, как:

    1. Михайловский замок.
    2. Дворянское Собрание.
    3. Сенат в Московском Кремле.
    4. Дворцово-парковый ансамбль (подразумевается Царицыно).
    1. Прямые ряды колонн.
    2. Соблюдение строгой симметрии.
    3. Прямые линии.

    Дворцовая площадь (архитектор К. И. Росси) является ярким примером данного направления. Сохранившиеся здания того периода в настоящее время являются не только украшением городов - это шедевры, имеющие мировое значение.

    Изобразительное искусство: особенности развития

    России 18 века также претерпевала изменения. Этот период ознаменовался расцветом портретной живописи. К наиболее известным художникам петровского времени можно отнести следующих:

    1. Ивана Никитина.
    2. Андрея Матвеева.

    Они считаются основоположниками русской светской живописи. Перелом наметился в конце 20-х годов. Стало преобладать придворное направление живописи. Лучшими портретистами того периода считаются:

    1. В. Л. Боровиковский.
    2. Д. Т. Левицкий.
    3. Ф. С. Рокотов.
    4. А. П. Антропов.

    Классическое направление в скульптуре представлено следующими деятелями:

    1. Михаилом Козловским.
    2. Федором Шубиным.

    Эрмитаж (богатейшая художественная коллекция мира) также был сформирован в XVIII ст. Его основой служит частное собрание картин императрицы Елизаветы Петровны.

    Особенности образа жизни столичных горожан

    В нем происходили разительные изменения. Это было особенно легко заметить в Москве и Петербурге. Также выделялись некоторые другие большие города страны. Вельможи начали строить для себя роскошные дворцы. Популярными местами для этого стали Невский проспект и Дворцовая набережная. Сооружения возводились прямо вдоль каналов, впадавших в реку. На стали красоваться гранитные набережные. Вся эта работа закипела после соответствующего указа императрицы. Также стоит отметить, что небезызвестная решетка Летнего сада установлена именно благодаря ей. К концу столетия мода в Петербурге несколько изменилась. Здесь многие увлеклись содержанием аристократических салонов. Тут можно было услышать французскую речь или принять участие в спорах об искусстве, литературе или политике. В подобных салонах начинали блистать многие личности. В частности, это относится к российским литературным знаменитостям. Щегольские экипажи проезжали мимо роскошных особняков, расположенных на Невском проспекте. Здесь частенько прогуливались нарядно одетые обыватели и гвардейские офицеры.

    Москва тоже претерпевала значительные изменения. Стоит отметить, что петербургского блеска и богатства тут не было. Тем не менее, московская знать не собиралась отставать от новых веяний времени. Хаотичная застройка города прекращалась, улочки начали выравниваться. Стоит отметить, что эти новшества не захватили все государство. Скорее, даже наоборот. Они еще сильнее подчеркивали бедность российской жизни, традиционность и общую застойность. Огромная область народного быта осталась вне городской цивилизации. Это, прежде всего, относится к деревне и селу. Как и в городах, тут явственно ощущались существенные перепады в особенностях уклада и условиях жизни. Дворянство продолжало оставаться частью сельского населения. После выхода соответствующих указов (Жалованной грамоты и вольности) представители данного сословия освободились от обязательной военной и государственной службы. Таким образом, значительная часть дворянства начала устраивать сельскую жизнь, поселилась в своих поместьях и стала заниматься домашним хозяйством.

    Что касается основной части этого класса, то она была представлена помещиками "средней руки" и владельцами деревенских усадеб. В связи с этим можно смело сделать вывод: дворяне не были отделены от крестьянского быта чем-то непреодолимым. В их усадьбах проживала прислуга, а также дворовые люди, с которыми они могли общаться. Представители двух разных сословий много лет находились бок о бок. Таким образом, происходило соприкосновение с одной и той же народной культурой, поверьями, обычаями и традициями. Дворяне могли лечиться у знахарей, париться в бане и пить те же настои, что и крестьяне. Также стоит отметить, что значительная часть данного сословия была мало- или безграмотной вовсе. Тут весьма уместно вспомнить госпожу Простакову Фонвизина. Усадьбы дворян были неотъемлемой частью российской сельской жизни. Что касается крестьян, то последние новшества не коснулись их вовсе. Лишь малая часть из них смогла выбиться в "люди". В селах они начали строить добротные и чистые избы. Также крестьяне использовали новые предметы быта (мебель и посуду). Они смогли разнообразить свою пищу и приобретать более качественную обувь и одежду.

    В заключение

    В представленной ниже таблице можно увидеть наиболее яркие события и явления, характерные для первой половины 18 века.

    Образование Театр Наука Зодчество Живопись Литература Быт

    1."Арифметика" Магницкого.

    2. "Букварь" Поликарпова.

    3. "Грамматика" Смотрицкого.

    4. "Первое учение отрокам" Прокоповича.

    Реформа алфавита, введение гражданского шрифта.

    Указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

    Создание школ:

    1. Цифирных.

    2. Навигацкой.

    3. Морской.

    4. Инженерной.

    5. Медицинской.

    6. Артилерийской.

    Издан Указ о формировании Академии художеств и наук.

    Создан общедоступный театр, начато сооружение "Комедиальной хламины"

    1. Создание Нартовым токарно-копировального станка.

    2. Аптекарский огород стал основой ботанического сада.

    3. Сформирован первый госпиталь. Появились хирургические инструменты.

    4.Создана Кунсткамера - первый естественно-научный музей.

    6. В Сухаревской башне Я. Брюсом открыта обсерватория.

    7. Состоялись Камчатские экспедиции Чирикова и Беринга.

    Преобладает барокко. Особенности стиля:

    Монументальность;

    Изогнутость линий фасада;

    Пышность;

    Обилие колонн, статуй.

    Памятники:

    Собор Петропавловской крепости;

    Здание 12 коллегий;

    Кунсткамера;

    Адмиралтейство;

    Смольный собор, Зимний дворец.

    Никитиным создано полотно "Пётр на смертном ложе".

    Матвеев написал "Автопортрет с женой".

    1.Тредиаковский создал первую оду.

    2. Начала выпускаться газета "Ведомости".

    3. Создана библиотека.

    Появление ассамблеи - бала, устраиваемого в домах знати. С 1700 используется новое летоисчисление.