Построил особняк морозовой и дом рябушинского. Музей Горького в особняке С. Рябушинского на Малой Никитской

Джанджугазова Е.А.

Модные архитектурные тенденции в облике старой Москвы

Летом 1900 года в центре Москвы на Малой Никитской улице началось строительство городской усадьбы Степана Павловича Рябушинского – знаменитого во всей России предпринимателя, коллекционера и мецената. Строительством особняка занялся Федор Осипович Шехтель.

Улица Малая Никитская – старинная улица Москвы, находящаяся в западной части Земляного города. Свое название она получила от своей «старшей сестры» улицы Большой Никитской и неслучайно, так как она как бы дублирует ее на отрезке от Никитских ворот до Садового кольца. Зародилась Малая Никитская в XVI веке, но выглядела не совсем обычно для московских улиц того времени, так как была очень прямой и довольно короткой (800м.) Тихую улочку издавна облюбовали представители знатных боярских и дворянских родов. В старину была она деревянной и часто горела. В те давние времена Малая Никитская заканчивалась Вспольем и только в начале ХХ века ее застроили вплоть до Садового кольца.

В начале прошлого века, когда началось строительство особняка, Малая Никитская выглядела провинциально и довольно просто. Невысокие каменные и деревянные дома с мезонинами, булыжная мостовая, поросшая травой по которой свободно прогуливались куры. За особняками были небольшие палисадники, а за ними в сторону Гранатового переулка простирался большой пустырь, заросший крапивой, бурьяном и одуванчиками, на нем обычно играли дворовые дети. По улице изредка проезжала коляска или нагруженный ломовик, из садов весной шел густой запах сирени, а летом тянулся легкий парок самоварного дыма, там под старыми липами горожане пили чай. Под звон колоколов храма Большого Вознесения, в котором когда-то венчался А.С. Пушкин с красавицей Натали, тихая и малолюдная улица оживала, весь окрестный люд: чиновники, купцы, дворяне, все от мала до велика, направлялись в храм. Так неспешно и просто жили москвичи, но этот простой «Русский мир» начал стремительно меняться в начале 1900-х годов. Перемены не обошли стороной и Малую Никитскую — на ней появился изысканный особняк в стиле модерн, построенный одним из самых модных московских архитекторов.

Участок, на котором возводился особняк был небольшим, кроме того, он не был угловым как сейчас, а был вписан в единую линию улицы. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский пожелал, чтобы особняк не примыкал плотно к улице и тогда Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь, окружив его небольшим садом. Таким образом, между линией улицы и домом возникло воздушное пространство, которое в дальнейшем стало своеобразным естественным обрамлением всего архитектурного ансамбля.

Для такой работы нужен был немалый опыт зодчего, чтобы расположить на ограниченном участке пространства целую усадьбу с главным домом, большим внутренним двором и службами. Эта сложная задача была вполне под силу Федору Осиповичу Шехтелю – замечательному русскому архитектору, живописцу, графику и сценографу, одному из наиболее ярких представителей стиля «модерн» в русском и европейском зодчестве.
Федор Шехтель построил сотни зданий в разных уголках России. Он строил храмы, часовни, театры, гостиницы, банки, вокзалы, особняки и даже общественные бани, создавал уникальные интерьеры и театральные декорации, он даже иллюстрировал книги. Каждый новый его проект раскрывал все новые и новые грани его таланта, который был так безупречно отточен, что никому в голову не могло прийти, что Шехтель почти самоучка, не имеющий специального образования!
Да, систематического образования Федор Шехтель не получил, особых способностей к наукам не обнаружил и ничем в годы учебы кроме рисования и черчения не увлекался, но овладевал этим мастерством у старичка учителя Андрея Година, учившего самого Врубеля. В дальнейшем Шехтелю посчастливилось поучиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но недолго, его с третьего курса отчислили за плохую посещаемость. Так гениальный Шехтель остался без диплома и без права на самостоятельную архитектурно-строительную деятельность. Здесь следует сказать, что не леность, а нужда не давала возможности учиться в полную силу. «Не птица Божия – кормиться надо», – объяснял свое положение Шехтель. Ему приходилось заботиться о близких и содержать себя, чтобы как-то сводить концы с концами он перебивался случайными заработками — иллюстрировал книги, журналы, театральные афиши, ресторанные меню, заслужив репутацию «виртуоза карандаша», рисовал виньетки, в том числе и для книг. Работоспособность его была удивительной, он умел делать очень много и может быть потому что не получил строгого академического образования смело работал в разных стилях, легко переходя от одного к другому, как это требовала мода того времени. Достаточно непринужденно Шехтель работал на заказ, делая все так безупречно изысканно и красиво, что даже самые именитые и капризные заказчики оставались довольны его трудом.

У Шехтеля был замечательный вкус и врожденное художественное чутье, которое высоко ценил Антон Павлович Чехов, с которым его связывали долгие годы дружбы. Чехов постоянно делал Шехтелю протекцию в кругу литераторов, представляя его как прекрасного рисовальщика виньетиста, называя Шехтеля «талантливейшим из всех архитекторов мира».
По эскизам Федора Осиповича был оформлен сборник А.П.Чехова «Пёстрые рассказы», обложка которого особенно нравилась писателю. Федор Осипович Шехтель внес огромный вклад в оформление здания Московского Художественного театра в Камергерском переулке и даже разработал эскиз легендарной чайки, ставшей его символом.
Здания работы Шехтеля есть в разных городах России, но главным городом в творчестве Шехтеля всегда была Москва, где он построил более 50 замечательных зданий, большая часть из которых великолепно сохранилась и по-прежнему украшает столицу. Причина необыкновенного творческого успеха Федора Шехтеля в удивительной красоте его творений, построенных в очень модном стиле того времени – «модерн».

Слово о «Русском модерне»

«Модерн » (от французского modeme – cовременный, новейший) – это стиль в европейском искусстве конца XIX – начала XX вв. Сложился он условиях бурного развития индустриального общества и роста национального самосознания европейских народов. «Модерн» утверждал единство всех стилеобразующих принципов от архитектуры жилища до деталей костюма. Вместе с тем ведущая роль в развитии модерна, как стиля была отдана архитектуре – квинтэссенции всех искусств. Архитектура «модерна» стала новым шагом в художественном осмыслении пространства окружающей среды, в отличие от эклектики, соединяющей воедино формы, относящиеся к разным стилям, модерн не отделял конструктивное и декоративное начало, делая необыкновенно красивым все, заставляя забыть об утилитарном назначении самых обычных предметов, предавая им привлекательные и порой праздничные формы.

Об архитектуре «модерн» французский искусствовед Шарль Блан высказался так — это архитектура в высшем ее понимании — это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят.

Художественная сила модерна заключалась в том, что в нем органически сочетались многие стили, а не заимствовались их отдельные детали, через орнамент криволинейных очертаний решеток и оград, подвижные плетения растительных узоров, рассыпанных по стенам, потолку и полу формировался эмоционально-символический смысл нового архитектурного стиля по- новому объединившего «функцию» и «форму».

Модерн представлял собой сложную философию, раскрывающую законы бытия. Художественные символы стали в эпоху модерна выражением философского смысла. Его особым приемом стал синтез многих искусств, что символизировало неизменное единство мира и вечную гармонию. Но главной идеей модерна стала красота! Красота во всех своих проявлениях, как образ, смысл, язык, цель и инструмент, без начала и конца. Именно та красота, которая спасает мир и не исчезнет никогда!

Шехтель и «модерн»

Федора Осиповича Шехтеля справедливо считают классиком «русского модерна», оттачивая свое мастерство на самых разных строениях, он выработал собственный оригинальный подход, легко различимый среди зданий возведенных в стиле «модерн» другими архитекторами. Конструктивной особенностью «шехтелевского модерна» является органичное соединение рельефного орнамента и формы архитектурной конструкции, где украшение и форма абсолютно неотделимы друг от друга. Так во всех архитектурных шедеврах Шехтеля, решетки и переплеты оконных рам, стойки каркаса, опоры и другие конструкции орнаментально трактованные, то есть они одновременно несут, как функциональное, так и декоративное начало. В самой композиционной системе модерна вообще не заложен принцип иерархии, отсюда и у Шехтеля — архитектора нет разделения на главное и второстепенное, на художественно-выразительные акценты и нейтральный фон. Между всеми элементами его композиций как декоративных, так и функциональных существует сложная и по-своему напряженная связь, будь то рельеф, мозаичное панно, оконные рамы или орнаменты. Элементов безразличных к соседним деталям композиции или художественно незначимых просто нет. Благодаря этому само пространство перестает быть пустым, его как бы пронизывают мощные пульсирующие силы, созданные гармоничным сочетанием конструкции и декора. Все находится в органичном единстве, даже пустоты в объемных формах лестницы и решеток воспринимаются как антитела или антиформы, они также упруги и пластичны, как и реальные элементы, выполненные в камне или металле. В этом и есть реальный художественный смысл авторского варианта интерпретации модерна, который заключается в сочетании и взаимопроникновении реальных форм и пустот, то есть видимого и осязаемого с невидимым, но легко воображаемым.

Все здания Шехтеля кажутся необыкновенно цельными и пластичными, как будто выполнены из одного куска камня, как тонкой и великолепной работы ларцы, вырезанные из малахита или яшмы. Такое ощущение возникает, потому что все элементы: линия, форма, плоскость и цветовое решение проходят самостоятельный путь, как в элементах декоративных, так и утилитарных. Наблюдающему со стороны представляется возможность почувствовать «как это сделано на самом деле», именно поэтому вся открывающаяся форма архитектурной композиции кажется живой, плавной и гибкой.

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского на Малой Никитской – это уже работа зрелого мастера, его можно считать философски осмысленной декларацией модерна, которая открывает нам «нового» Шехтеля, представившего архитектурную композицию, созданную на основе мира природы. Природные мотивы как символы жизни и вечного движения в убранстве дома повсюду – в рисунке паркета столовой и холла, в лепном волнообразном орнаменте, в многоцветных стеклянных витражах и покрытых благородной патиной бронзе дверных ручек. Вся структура дома подчинена символам мироустройства и символизирует иерархию ценностей на всем жизненном пути человека, от рождения и до смерти, за которой открывается вечность.

Идейно-композиционным центром особняка является парадная лестница «Волна» — символ постоянного движения человека, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Величественная лестница из зеленовато-серого мрамора пенным кружевом разворачивается в виде спирали – символа бесконечности развития. Ее резной парапет передает упругую энергию морских волн постепенно уходящий в сине-голубую бездну лестничного витража символизирующего начало воздушной стихии.

Лестница как символ восхождения ведет на второй этаж в домовой храм – старообрядческую молельню. В нее можно попасть со второго этажа по другой скрытой маленькой лестнице, символизирующей тайный путь к истине. На этом пути взору открывается большая мраморная колонна с цветками лилий и фигурками саламандр на капители. Такое сочетание символизирует вечную борьбу добра и зла. Лилия – символ чистоты, а ящерицы – прообраз библейского змия. Старообрядческая молельня, устроенная наверху – это главная цель восхождения – это символ вечности и смысл человеческой жизни.

В этом доме все органично и взаимосвязано, здесь невозможно отделить конструкцию от декора, все – единое целое. Это и перила парадной лестницы напоминающее застывшую волну или тело гигантского морского животного, и лепнина потолка в гостиной особняка, поражающая своей органичностью, даже кажется, что крупные соцветия белой сирени свободным полукругом, лежащие на поверхности потолка так и манят своим тонким ароматом бабочек и улиток. В интерьерах особняка живо ощущается взаимосвязь отдельных помещений. Все они в чем-то разные, но
в чем-то одинаковые как разные мазки, сделанные одной кистью.

Особняк Рябушинского насыщенный контрастными решениями и обилием противоположностей выраженных огромными окнами, повторяющими очертание диковинных цветов и деревьев, арки крыльца, похожие на рожки улиток, изящные цветочные мотивы и волны в рисунках паркета холла и столовой – все это фирменный стиль самого Шехтеля. Основные черты этого стиля, который стал символом московского модерна окончательно сформировались именно в ходе работы над особняком Рябушинского, ставшего своеобразной визитной карточкой архитектора Федора Шехтеля.

Создав великолепный образец московского модерна Шехтель, решил не только творческую задачу, но и угодил заказчику. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский, увидев его, долго разглядывал каждую деталь, а потом восторженно и несколько недоуменно произнес: А любопытно таки получилось…Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…

Федор Шехтель: превратности судьбы
Творческая и человеческая судьба Федора Шехтеля была сложной, он много работал и создал удивительную архитектурную коллекцию неповторимых по своей красоте сооружений самого разного назначения, его лучшие работы – это здания, построенные в начале ХХ века:
Особняк Рябушинского на Малой Никитской
Особняк Дерожинской в Штатном переулке
Московский Художественный театр
Типография Левенсона в Трехпрудном переулке
Комплекс павильонов русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901), за который Шехтель был удостоен звания академика
Ярославский вокзал
Собственная дача в Кунцево
Дача Левенсона
Проект Народного дома и др.

Шехтель всю свою жизнь строил роскошные дома, но по злой иронии судьбы в конце жизни оказался фактически бездомным. Его великолепному творчеству не нашлось места в суровой революционной эпохе, которой потребовалась новая архитектура красного конструктивизма. Шехтель с его изящными зданиями и продуманными до мелочей интерьерами этой новой реальности не соответствовал. Его выселили из собственного дома и он – Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Парижа доживал свой век в нищете. В одном из писем он с горечью пишет о том, что строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам, а сам остался нищим…

Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 года и, несмотря на широкую известность его архитектурного наследия в Москве, где он так много построил, нет его мемориального музея, как и впрочем, музея, посвященного московскому модерну. Эту идею очень долго, но безрезультатно вынашивал внук архитектора – артист эстрады Вадим Тонков, создавший комедийный образ старушки Вероники Маврикиевны.

Однако в отличие от своего создателя, многим зданиям, построенных Шехтелем повезло, они сохранились в прекрасном состоянии, так как их передали дипломатическим ведомствам и посольствам. А шехтелевский шедевр – особняк Рябушинского стал музеем Алексея Максимовича Горького и в него можно попасть совершенно свободно.
Красота творений Шехтеля – их «охранная грамота».

«Спрятанное сокровище»

Сегодня особняк Рябушинского стал одним из самых интересных и притягательных объектов показа в центре Москвы. И, похоже, сила производимого впечатления всегда была удивительно высокой.

…В свое время поговаривали даже такое, что один купец убил свою жену, крепко приревновав ее к Рябушинскому! На суде Степан Павлович Рябушинский объяснил, что дама приезжала в его дом исключительно для удовлетворения ознакомительного интереса: посмотреть сам дом, картины, витражи и коллекцию фарфора. Судью это объяснение не удовлетворило, и он сам лично проверил, могла ли молодая дама приехать в гости к молодому мужчине исключительно за тем, чтобы осмотреть дом?!
Вывод был однозначен: могла!

Благодаря своей необычности дом действительно стал украшением многих экскурсионных маршрутов, а его изумительные формы и оригинальность внутреннего убранства полностью оправдывает их самые изысканные названия: «Вальсы с городом архитектора Федора Шехтеля»; «Спрятанное сокровище: особняк Рябушинского – каменная повесть Федора Шехтеля»; «Особняк Рябушинского – жемчужина московского модерна» и пр.
Кажется, что он обладает какой-то почти мистической силой – огромная лампа-медуза, мозаичные цветочные букеты, лепнина причудливых форм на потолках, ручки в виде экзотических морских обитателей. Любому входящему в особняк хочется узнать: Что всем этим хотел сказать архитектор? В чем был его замысел?

В ходе экскурсии раскрывается глубинный смысл концепции архитектора, в декоре внутренних интерьеров здания достаточно четко прослеживается идея эволюции человечества: на первом этаже – глубины океана, а на втором растения, птицы и звери. Все здание как бы пронизано новизной и практически полностью прерывает связь с традиционной архитектурой улицы, на которой оно стоит. В нем все удивляет: необычные объемы фасада, интересное очертание арок. Живописный майоликовый фриз, прерываемый окнами разных форм и размеров. Все ново, необычно и даже таинственно. Дом завораживает и манит как драгоценный камень, от которого не отведешь глаз. Он самодостаточен и самоценен и ярким доказательством этому является тот факт, что хотя официально в нем размещен музей А.М. Горького, подавляющее большинство людей приходит не для знакомства с творчеством пролетарского писателя, а для того, чтобы полюбоваться изысканным творением Шехтеля.

К слову, Максиму Горькому особняк не нравился. Этот дом выбрал для Горького сам Сталин и несмотря на то, что в нем было все необходимое для жизни писателя: комфорт, тишина, центр, садик для прогулок, но ничего не отражало вкусов его нового хозяина, выразившегося так: «Дом нелеп, но работать можно». А домработница, говорят, сразу отказалась от места, перепугавшись «чудовищ» – саламандр, изображенных в капители на колонне.

Вместе с тем особняк любим и все экскурсоводы, приходящие с группами в музей или просто проходя по Малой Никитской с большим удовольствием, рассказывают о необычном доме — настоящем сокровище, спрятанном как в потайном кармане тихого центра столицы. Чугунные завитки ограды, окаймленные розовым бордюром, открывают нам очень стильный фасад здания полуприоткрытого высокими и раскидистыми деревьями. Дом всегда очень гостеприимен и открыт, в нем интересно и хорошо, даже хочется что-то взять с собой на память.

В последнее посещение я как обычно купила небольшой буклетик, посвященный 100-летнему юбилею особняка Рябушинского и еще раз обвела его фасад взглядом, чтобы унести с собой легкое и теплое впечатление от изысканной, но не кичливой роскоши удивительной архитектуры московского модерна…

И уже почти на выходе из двора меня догнала смотритель и протянула несколько круглых чуть потерявших форму плодов каштана, из которых пробивались тоненькие росточки. Возьмите на память – сказала она, — это из нашего сада, отдаем в «хорошие руки»!

Поблагодарив, я подумала, что с удовольствием посажу их на даче, чтобы всегда вспоминать этот удивительный дом. А еще подумала о том, что как бы хорошо было, если все наши культурно-исторические ценности наконец-то попали в «хорошие руки», а особняк Рябушинского стал бы музеем «Русского модерна» и одновременно мемориальным музеем Федора Осиповича Шехтеля. Именно это желание я загадала, когда сажала каштаны со слабенькими и тонкими ростками в только начавшую прогреваться весеннюю землю.
Кто знает, а может быть эта мечта, когда-нибудь сбудется…

Литература
1. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. Москва «Искусство», 1978. С.399.
2. Лебедева Е. Преображавший мир красотой. 150-летию со дня рождения архитектора Федора Осиповича Шехтеля. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31977.htm.
3. Пэнэжко Н.Л., Демкина С.М. Малая Никитская,6. К 100-летию особняка С.П.Рябушинского. Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН, 2003.

С приходом весны и тепла Квартблог стал гораздо чаще и с большим удовольствием путешествовать по своему городу, как и большинство русских людей, не боящихся долгих и неторопливых прогулок. Наконец и я решилась осуществить свою давнюю мечту и записалась на экскурсию в одно из самых удивительных для меня и знаковых для всей Москвы мест – особняк Рябушинского, в котором в наши дни располагается музей-квартира М. Горького.

Особняк Рябушинского в Москве

Из всего множества творений архитектора Шехтеля этот особняк – едва ли не лучшее воплощение его неповторимого стиля, прозванного «русским модерном», потому что в своих проектах Федор Осипович зачастую следовал архитектурным традициям Древней Руси.

За два года, с 1900 до 1902, этот особняк с прилегающими постройками вырос на небольшом участке вдоль Малой Никитской улицы, а с 1903 до 1905 года целых три издательских фирмы уже выпускали большие тиражи открыток с его фотографиями.

Его форма, на первый взгляд похожая на куб, перекликается с формой стоящей напротив церкви Большого Вознесения. Вокруг особняка уже начал цвести садик, по нему разбросаны строения, предназначавшиеся для разных служащих семьи Рябушинских. Во флигеле для прислуги после революции жил А.Н.Толстой, сейчас там находится его квартира-музей.

Фасады особняка украшают оригинальные узоры оконных переплетов, сделанные по эскизам Шехтеля, и мозаика с гигантскими орхидеями, которая создана в петербургской мастерской Фролова также по эскизам архитектора (такой мотив преувеличения деталей часто встречается в его работах, например, клубники на здании Ярославского вокзала). Особенно красива эта мозаика в солнечные дни благодаря вставленным в нее кусочкам золотистой смальты. «Драгоценным мерцающим поясом, опоясывающим фасады особняка Рябушинского» назвал ее один из исследователей стиля модерн.


Мы попадаем в дом через вход, бывший когда-то черным, однако именно им обычно пользовались и Рябушинские, и семья Горького, и часто гостивший у писателя Сталин.

Степан Павлович Рябушинский – известный предприниматель, банкир, коллекционер и меценат – заказал Шехтелю строительство этого дома для себя, своей жены и сына, когда ему было 26 лет. Он был четвертым братом из восьми детей П.М.Рябушинского. Все братья много учились и работали, занимались наукой и благотворительностью. Вместе с братьями Степан вел дела унаследованной ими текстильной фабрики в селе Заворове, а вместе с братом Сергеем они создали первый в России автомобильный завод АМО.


Семья Рябушинских - Степан Павлович, Анна Александровна и маленький Борис

Буржуазный практицизм формировал и архитектурные концепции того времени. По-купечески экономный Рябушинский не был заинтересован в строительстве комнат, которые не будут использоваться постоянно, как, например, аристократические залы для балов. Центр дома – это большая лестница, ведущая на второй этаж, вокруг которой располагаются столовая, кабинет и остальные жилые комнаты. Проект этот оказался настолько рациональным, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.


О том, что при всей своей экономности русский предприниматель способен и на бездумные траты, говорит интересный факт, выведанный из сохранившейся книги расходов жены Рябушинского, на которую был записан этот дом. Анна Александровна скурпулезно и попунктно записывала в эту книгу каждую свою трату, включая чаевые официантам и расходы на извозчика, однако, если они выезжали за границу, в ее реестре появлялась одна суммарная запись, например, «Поездка в Париж – 5 тысяч» – забавная деталь, актуальная и для современной модели поведения в путешествиях.

Комнаты особняка – это результат огромных вложений и средств, и трудов. Дорогие породы камня и древесины украшены сложными и красивыми узорами, похожими на волны. Весь первый этаж связан с водной стихией. Находясь в гостиной, мы словно стоим на дне пруда, а на потолке мы можем увидеть большие георгины, смотрящиеся сверху в водную гладь. Заметьте, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок оконного переплета.




Пол в парадной прихожей напоминает водную гладь, в которую брошен камень. Здесь же раньше стояли две красивые витражные ширмы, напоминающие крылья стрекозы. Их сейчас убрали в целях сохранности, но, по обещаниям экскурсовода, скоро вернут на место. А застекленный шкаф для одежды сохранился до нашего времени благодаря своим волшебным ручкам. Они не только хороши собой, но и защищали стеклянные двери, если кто-то из гостей решал на них опереться.


Украшающий эту прихожую витражный пейзаж очень важен для общей стилевой и философской концепции этого дома. Модерн, как известно, черпает вдохновение в природе и активно заимствует ее образы. Небезызвестно и то, что красавица-природа непостоянна и изменчива. В течение всего дня этот витраж меняет свой вид, изображая то вечерний, то дневной, то утренний, то ночной пейзаж в зависимости от освещения и угла зрения.


Отсюда мы попадаем в комнату, которая служила кабинетом и Рябушинскому, и Горькому. Общий ее мотив – это лавр – с античных времен символ успеха, славы и благополучия. Лавр здесь можно найти в деревянной отделке, на дверных ручках и на еще одном витраже. На первый взгляд он изображает горный пейзаж, а, приглядевшись, мы можем увидеть здесь голову бородатого мужчины, в размышлениях сидящего под лавровым деревом.


Кстати, дверные ручки в особняке, по мнению одного из исследователей стиля, составляют отдельную симфонию. В каждой комнате они так же оригинальны, как рисунок лепнины или паркета.


Модерновое архитектурное пространство – это всегда пространство, имеющее собственную философию. По задумке Шехтеля, шествие по этому дому – это путь возвышения души. Если первый этаж был подводным миром, то наверх из водных пучин нас сможет вынести невероятная лестница-волна, являющаяся центром холла и всего дома. Ее облик напоминает нам архитектуру Гауди. Кстати, Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше и обладал несомненным авторитетом для Шехтеля, оба архитектора умерли в 1926 году.


Перила лестницы плавно переходят в скамейку. Впечатляющая лампа снизу похожа на гигантскую медузу, проплывающую над тобой, а сверху - на плывущую под водой черепаху.


Небезынтересный балкончик над лестницей похож на дракона или сову. Брови этого зверя образуют собой МХАТовскую чайку – символ, нарисованный Шехтелем для А.П.Чехова. Театральность, мистицизм и желание увести от реальности характерны для стиля модерн вообще, а Шехтелю удалось блестяще воплотить эти черты в архитектуре.


Противостояние добра и зла отображает и декор колонны на втором этаже возле лестницы: ее окольцовывает композиция из отвратительных саламандр и прекрасных чистых лилий.


Весь второй этаж когда-то занимала знаменитая коллекция икон С.П.Рябушинского. Его коллекция была самой большой в России, а, по словам искусствоведа Н.Пунина, снискала себе огромную славу «художественно-исторической ценностью входящих в нее икон». В этом же доме находилась реставрационная мастерская, где художники-реставраторы отец и сын Тюлины занимались восстановлением этих икон. Сейчас в комнате, где размещалась выставка икон, действует выставка, посвященная М.Горькому.


Рябушинские были старообрядцами. В мансарде их дома, куда можно попасть по черной лестнице, расположена молельня, она логически венчает этот символический мир. Старообрядцы были уравнены в правах с остальными верующими только в 1905 году, а до этого подвергались гонениям, сопровождающимися «запечатанием» культовых для них алтарей Рогожского кладбища. Поэтому молельня, построенная в 1904 году, была тайной. Вид ее максимально приближен к традиционным церквям, потому как в то время старообрядческие службы переместились в частные молельни богатых купцов. В основании купола четыре раза повторяется надпись на древнегреческом: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».


После революции и эмиграции Рябушинских дом попеременно принадлежал Наркомату по иностранным делам, Государственному изданию РСФСР, Государственному психоаналитическому институту с детским домом-лабораторией, детскому саду «Дошкольная коммуна при ВЦИКе» и «Всесозному обществу культурной связи с заграницей». В 1931 году вопреки своим желаниям сюда въехала семья Максима Горького. О том, как изменился дом при жизни здесь Горького и какие сюрпризы в его стенах приготовило писателю советское правительство, на следующей неделе.

Дайджест Квартблога

В этом доме Чуковский жил с февраля 1938 по октябрь 1969 г. Сказка Бибигон так и начинается:"Я живу на даче в Переделкине..." Сегодня Квартблог знакомит вас с домом-музеем Корнея Чуковского в Переделкино.

- «Квартблог» посмотрел на рабочее место символиста Валерия Брюсова и посмотрел на вещи со столетней историей.

Продолжение судьбы Шехтелевского особняка - теперь при жизни здесь Максима Горького. Квартблог расскажет о музее-квартире Горького в Москве.

Дабы не отставать от царских особ, Квартблог посетил Петровский путевой дворец архитектора М.Ф. Казакова на Ленинградском проспекте, где когда-то отдыхали после долгой дороги русские цари перед своей коронацией.

Квартблог привез из Санкт-Петербурга рассказ о музее-квартире А.А. Ахматовой. История, фото, описание.

Фотографии Юлии Евстафьевой и из архивов Музея-квартиры М.Горького

Путеводитель по архитектурным стилям

Архитектор намеренно сделал разными все четыре фасада здания. При этом дом богато украшен декоративными элементами с преобладающим мотивом спирали.

Войдя внутрь, можно увидеть «текучие» перила лестницы-волны, на гребне которой вынесло светильник-медузу. А еще в особняке Рябушинского был первый в городе кондиционер и лифт, а на третьем этаже располагалась старообрядческая молельня.

После 1917 года Рябушинский эмигрировал, и дом отдали под конторы, в числе которых был Госиздат. А в 1931 в Москву вернулся Максим Горький, и ему отдали отремонтированный особняк.

Дом этот был Горькому знаком: еще до революции он много раз проходил мимо, когда жил у книгоиздателя Скирмунта. Всякий раз он морщился и приговаривал: «Какой нелепый дом».

Сразу после въезда писатель велел убрать камин с барельефом женщины-бабочки, а свою комнату назвал «спальней балерины». Здесь ему предстояло жить до самой смерти. Пять лет Горький провел в особняке Рябушинского как пленник под пристальным вниманием агентов ОГПУ. Даже главный чекист страны Генрих Ягода навещал писателя. А государству семья Горького обходилась примерно в 130 000 рублей в месяц - в 433 раза больше оклада квалифицированного врача. И по слухам, здесь Горького отравили, когда он стал неугоден советской власти.

В 1965 году в этом доме открылся музей Максима Горького. Экспозиция рассказывает о его семье и друзьях, быте и творчестве. Сохранилась даже уникальная библиотека писателя в 12 000 томов.

Говорят, что... ...Степан Рябушинский долго рассматривал каждую деталь законченного особняка, а потом восторженно произнес: «А ведь любопытно получилось. Полагаю, в Европе ничего подобного не видывали» .
...один купец убил жену, приревновав ее к Рябушинскому. На суде Степан Павлович сказал, что дама приезжала в его дом из интереса: посмотреть картины, коллекцию фарфора и сам дом. Судья не поленился и лично проверил, могла ли юная дама приехать в гости к молодому мужчине, чтобы осмотреть дом. Вывод был однозначен: могла.

Особняк Рябушинского на фотографиях разных лет:

Модерн - это прежде всего красивые особняки Шехтеля в Москве. Особняк Рябушинского - архитектурный шедевр в стиле модерн. Построен в 1900-1902 годах архитектором Ф.О. Шехтелем, признанным мастером этого стиля. Заказчиком выступил известный московский меценат Степан Павлович Рябушинский.

Красивый, двухэтажный особняк, с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицован светлым глазурованным кирпичем. Каждое окно индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению, которое хорошо сочетается с рисунком решеток ограды и балконов. Украшением особняка является, проходящий по периметру верхней части, широкий мозаичный фриз с изображением ирисов. Выступающие арки и плиты карниза, разные по размеру и конфигурации балконы, уравновешивают асимметричность и создают гармонию. На территории особняка был построен корпус, где находились конюшня, прачечная, дворницкая и проживала прислуга Рябушинских.

Если сам особняк Ф.О. Шехтель проектировал с математическим уклоном (асимметричность, кубический объем и т.д.), то в оформлении интерьера в морской тематике, проявил свой талант театрального художника. Парадная лестница в холле, ведущая на второй этаж, выполнена в виде спирали. Мрамор парапета с разными оттенками зеленого и серого и сама лестница напоминают движение морских волн. На гребне волны установлен светильник в виде медузы.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской. Интерьеры

Свет, проходя через витражный абажур и голубовато-синий витраж окна, усиливают ощущение фантастического мира, созданного Шехтелем. Уникальна каждая деталь интерьера: ручки дверей; паркет, выложенный под рыбью чешую или с волнообразной каймой; колонна с лилиями и саламандрами в капители или колонна, основание которой обвито клубками змей; обои с наскальными рисунками - все создает чувство единения с миром природы.

Шехтель Федор Осипович

Федор Осипович Шехтель величайший русский архитектор рубежа 19 и 20 столетия, кавалер орденов св. Анны и св. Станислава, работал в разных архитектурных стилях и гармонично сочетал их. Cчитается создателем русского и московского модерна, все направления которого воплотил в своих сооружениях. Многие из памятников архитектуры созданные Шехтелем в Москве вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в столице создано более 50-ти зданий и многие из них сохранились до наших дней. Шехтель Федор Осипович (Франц-Альберт) родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля. Из Петербурга, когда Федору было около шести лет, семья переехала в Саратов.

В 1873 году Федор был определен в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии (которая в то время находилась в Саратове), а в 1875 году окончил учебу. Дарья Карловна с детьми переехала в Москву, где стала экономкой в доме знатного купца Павла Третьякова, обладавшего уникальной коллекцией произведений искусства. Дом Третьякова являлся центром художественной жизни столицы, именно в этом доме Федор общался со знаменитыми художниками и архитекторами. И не последнюю роль в выборе профессии Шехтеля сыграл крупный архитектор А.С. Каменский, у которого в мастерской, он работал еще до училища. .

В 1875 году Федор осуществил свою мечту и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но нужда не давала все время уделять учебе, приходилось перебиваться случайными заработками.

В 1878 году он был вынужден уйти из училища, из-за плохой посещаемости, не окончив третьего курса. В период 1880-1890 года, карьера Федора Осиповича Шехтеля была связана с театром. Ведущую роль в его творчестве играло театрально -декоративное искусство. Он был талантливым художником, создавал костюмы, декорации. Работал под руководством художника К.Ф. Вальца (Большой театр) непревзойденного мастера, прославившегося постановками красочных зрелищ. Также он работал и под руководством антрепренера М.В. Лентовского (народный театр "Скоморох"), который начинал свою карьеру в Саратове.

В 1894 году, чтобы иметь право производства строительных работ и возможность работать самостоятельно, Шехтель в 35 лет сдал экзамены на техника-строителя и получил диплом. Пик творчества одного из талантливейших зодчих рубежа 18-19 веков Ф.О. Шехтеля выпал на дореволюционный период (1894-1907). Его трудолюбию не было предела. Он проектировал и строил: особняки, вокзалы, банки, театры, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни, и даже бани, создавал уникальные интерьеры. Но славу и популярность лучшего архитектора Москвы получил за строительство особняков. Одними из лучших работ Шехтеля в Москве за эти 14 лет, считаются особняки: Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дерожинской, Перестройка Московского Художественного театра в Камергерском переулке (1902) и Ярославский вокзал.

В 1893 году Шехтель получает свой первый крупный заказ от мецената Саввы Тимофеевича Морозова на строительство особняка в стиле английской готики, для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны Морозовой, на Спиридоновке 17. Строительство было начато в 1894 году и продолжалось четыре года. Особняк с башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, с зубцами на стенах напоминал замок. Для совместной работы над интерьером Шехтель привлек еще неизвестного в то время, художника Михаила Врубеля, который украсил особняк скульптурами, панно и витражами. Вместе им удалось создать архитектурный шедевр. Москва получила одно из красивейших зданий, а Шехтель стал популярным московским зодчим. Считается, что особняк Морозова является одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты, на втором этаже особняка есть большое окно из которого возможно и "вылетела Маргарита". В этом же особняке Морозов на время укрывал революционера Баумана. В настоящее время здание принадлежит МИДу.

За участие во Всемирной выставке, проходившей 14 апреля 1900 года в Париже, Шехтель был награжден серебряной медалью. На Международной выставке в Глазго в 1901 году, Шехтелем были спроектированы четыре павильона русского отдела, в стиле модерна. Особенно красив был главный павильон, украшенный изысканной деревянной резьбой, башенками. А над входом в павильон были установлены гербы Москвы, Архангельска и Ярославля. В 1901 году Шехтель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.

Особняк Дерожинской. Кропоткинский переулок 13

фото на яндекс Все размеры

Фото на яндекс Все размеры

фото на яндекс Все размеры

Очаровательный особняк для А.И. Дерожинской, примы частной оперы, из семьи староверов, Шехтель построил в1901-1902 году, в Кропоткинском переулке. Композиция здания построена на классических соотношениях квадрата и диагонали, присущих для древнерусской архитектуры. Облицовочная плитка, растительный орнамент, античные маски, женские головки и художественный металл, придают особняку особый "шехтелевский" стиль.

В 1902 году Ф.О. Шехтель, отложив все заказы, безвозмездно взялся за перестройку Художественного театра в Камергерском переулке (ныне МХАТ). Работы по перестройке театра производились с марта по октябрь. Была произведена полная перепланировка и художественная отделка помещений. Особенно красиво был оформлен зрительный зал, спроектированный на контрасте темного низа и светлого верха. Орнаментальная роспись потолка в серебристо-сиреневых тонах. Стены зала украшали бледно-розовые фонарики и люстра на потолке была собрана из таких же фонариков, что придавало залу романтический оттенок. Шехтелем в театре было сделано все, от проекта до занавеса со знаменитой белой чайкой - символом Московского Художественного театра, как напоминание о постановке пьесы А.П.Чехова. Красиво оформленные подъезды освещались фонарями-светильниками с дуговыми лампами. Здание МХАТ приобрело свой нынешний, такой знакомый москвичам облик, благодаря Федору Осиповичу Шехтелю.

В 1906-1907 году по проекту Шехтеля было построено новое здание Ярославского вокзала, в неорусском стиле, в три раза больше прежнего. (С 1902-1904 здание Ярославского вокзала было построено тоже по проекту Шехтеля, интерьер вокзала оформлялся совместно с художником К.А. Коровиным).

Павильоны в стиле модерна построенные в Глазго нашли свое отображение и в архитектурном решении здания Ярославского вокзала. Главная роль в форме здания отведена композиции ассиметричных башенных объемов. Глядя на прорезанную аркой главного входа крышу с килевидным козырьком, полукруглые пилоны увенчанные крепостными башенками, металлические решетки и видишь черты средневекового замка. Обратишь внимание на панно, на фронтон над входом в вестибюля, в нише которого расположены рельефные изображения гербов. Георгий Победоносец - это герб Москвы, Святой Михаил Архангел - Архангельска, а медведь с секирой - Ярославля, увидишь черты русского Севера. В результате уникального архитектурного решения талантливейшего зодчего Ф.О.Шехтеля Ярославский вокзал стал одним из красивейших вокзалов Москвы, который является украшением столицы и в наше время.

Уже на пятом десятке, Шехтель в 1910 году строит свой небольшой двухэтажный особняк в стиле неоклассики, на Большой Садовой, 4. Гармония в планировке отражена в композиции фасада. Сам фасад украшен портиком из четырех колонн. Во дворе находился палисадник и флигель-мастерская, в которой работал знаменитый архитектор.


В 1914 году Шехтель принял христианство, при крещении ему было дано имя Федор.

Особняк Рябушинского (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Семья Рябушинских - один из ярчайших примеров русской купеческой династии. Самый известный представитель клана - Степан Павлович, старовер, банкир, меценат, коллекционер, основатель автозавода, будущего ЗИЛа. В нем гармонично соединялись острый ум, коммерческий талант, тонкий вкус, любовь к старине и современному искусству. Дом для себя он заказал не кому-нибудь, а своему другу Федору Шехтелю, архитектору-модернисту, предтече великого Антонио Гауди. Построенный тем особняк Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве вызвал неоднозначную реакцию критиков, но сегодня он воспринимается, как новое слово в архитектуре 20 века.

Стиль модерн в Европе чаще называют ар-нуво, а в Америке - тиффани. Для него характерны отказ от прямых углов и ровных линий, соединение разнородных материалов, цветочные мотивы в декоре, тщательная художественная проработка всех деталей.

Шедевр русского модерна

Дом стоит вплотную к улице, его фасады облицованы светлым отделочным кирпичом и украшены фризом с изображением цветущих ирисов. Разнообразная форма окон и балконов с решетками из кованого железа создает прихотливый неповторяющийся рисунок.

В холле за входной дверью гостя встречает главное украшение интерьера - беломраморная лестница в виде падающей волны. Висящая высоко под потолком люстра похожа на медузу, в окне установлен огромный витраж, изображающий крылья бабочки. Даже бронзовые морские коньки на месте дверных ручек соответствуют общей тематике. Пол и стены в сине-зеленых тонах напоминают подернутый ряской пруд. Капители колонн изготовлены по рисункам Михаила Врубеля, еще одного друга владельца особняка.

Во время строительства старообрядчество еще было вне закона, потому архитектор по просьбе заказчика встроил внутрь дома тайную моленную комнату, которая не видна снаружи. Ее интерьер повторяет в миниатюре церковь с куполом, иконостасом и росписями. Рябушинский покупал старинные иконы и организовал у себя в доме первую в России мастерскую по их реставрации. Большая часть его коллекции после 1917 г. осела в Третьяковской галерее . Рассказывают, что в темноте на потолке молельни светятся буквы и узоры.

Особняк Рябушинского сегодня