Патриаршая литературная премия

22 мая в Москве, в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, состоялось вручение ежегодной Патриаршей литературной премии. На этом замечательном событии побывала делегация из Ярославской митрополии, в составе которой были и рыбинские журналисты.

Патриаршая литературная премия носит имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И этот факт имеет глубокий смысл: именно труды солунских братьев дали значительный импульс интеллектуальному, духовному, культурному развитию славянских народов и способствовали их приобщению к богатейшему наследию Византии и Рима.

В ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

За три года, минувших с момента учреждения Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, она стала значительным событием в общественной жизни страны. Именно так – не только церковной жизни, или только литературной, но в целом – общественной. Потому что, во-первых, она обращает внимание общества на состояние современной литературы, что очень важно для такой «литературоцентричной» страны, какой всегда была Россия. Во-вторых, эта премия объединяет не только под сводами зала церковных соборов, но и в целом — в этом направлении общественного внимания – людей, живущих в церкви и церковью, вместе со всеми остальными, — читающими, пишущими, болеющими за судьбы страны и мира. В-третьих, выдвигая на первый план тех или иных авторов, Патриаршая литературная премия позволяет и читателю осознать главные темы сегодняшнего дня, отраженные в современной литературе.

При избрании лауреатов этой премии учитывают не только литературные достижения авторов, но и их общественную позицию, творческий вклад в дело укрепления нравственного начала в человеке, утверждения христианских идеалов и ценностей. Лауреатами премии прошлых лет были Владимир Крупин, Олеся Николаева, Виктор Николаев. Среди номинантов Патриаршей премии — Юрий Ганичев, Борис Екимов, Алексей Солоницын, протоиерей Артемий Владимиров, Александр Яковлев, протоиерей Владимир Чугунов и другие авторы.

На соискание Патриаршей литературной премии 2013 года были выдвинуты 22 кандидата. В конце марта состоялось заседание Совета экспертов, сформировавшее короткий список номинантов премии. И вот 22 мая 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ

Патриаршая литературная премия. ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ

Само устройство Зала церковных соборов удивительно. В нём, кроме небольшой сцены – подиума, те же партер и амфитеатры, что есть и в каждом общественно-культурном комплексе такого рода. Но в зале нет дверей, как нет и стен! Его пространство как бы открыто настежь, зал соборов связан несколькими стеклянными галереями с холлами и коридорами, откуда зритель или участник также может наблюдать за событием. Как ни странно, никакой строгой дисциплины для зрителя не существует. Перемещения по залу вполне приемлемы. Тем более что среди присутствующих множество детей, которым, как известно, не всегда удается усидеть на месте. Но при этом они почему-то не мешают всем остальным наблюдать за происходящим. Звуки как бы поглощает окружающая среда. Зато всё, что совершается на сцене, зритель видит и слышит во всей полноте происходящего.

И вот Патриарший хор приветствует собравшихся пасхальным «Христос воскресе из мертвых…» сначала на греческом, а затем на церковнославянском, и от чистоты этого стройного звука замирает сердце. С тем же праздничным возгласом обращается к собравшимся и Святейший Патриарх Кирилл, открывающий церемонию вручения Патриаршей литературной премии…

«ГЕНИЙ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К НЕБУ»

Номинантов премии Святейший Патриарх назвал «настоящими подвижниками духа, вопреки запросам моды стремящимися сохранять верность Богу, верность своему народу, верность тем традициям, в которых они были воспитаны как граждане и как писатели ». Он отметил также, что эти люди чаще всего не гонятся ни за какими рейтингами или баснословными гонорарами. «Но именно на таких писателях – подвижниках, на таком «малом стаде», выражаясь языком Священного Писания, в современном литературном движении держится и сегодня веками создававшаяся отечественная культура слова, — сказал он. — Семена, когда-то брошенные на славянскую почву святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, дали обильные всходы в самых различных областях народной жизни. Одним из таких всходов и стала классическая русская литература, глубоко укоренённая в кирилло-мефодиевской традиции. Национальная литература – это отражение того исторического пути, который прошел создавший ее народ. Всем нам хорошо известно, что на протяжении столетий культурный путь русского народа определялся православной верой. Классическая русская литература неизменно основывалась на идеалах и ценностях, данных человеку в божественном откровении. А.С. Пушкин говорил о том, что «гений должен стремиться к Небу». Именно эта устремленность к Небу, напряженные размышления о Боге, о Его творении, о человеке, о поисках Бога, и взаимоотношениях человека с Богом, непрестанные поиски истины стали чертами, определившими своеобразие русской литературы, и поставили ее в ряд важнейших явлений мировой культуры ».

Сегодняшним итогом русской истории конца ХХ столетия Святейший Патриарх Кирилл назвал оторванность русского народа от той ценностной парадигмы, которая веками определяла его национальную идентичность. Литература перестала быть источником нравственных идей, одним из важных средств познания человеком самого себя и окружающего мира. Процитировав Вяч. Иванова, утверждавшего, что литература отвечает на требования времени постепенной переоценкой ценностей, Святейший Патриарх отметил, что современная литература ответила сегодняшнему миру утратой ценностей, как этических, так и эстетических. И существующая сегодня постмодернистская культура есть культура относительности, культура анти-ценностей. «Эта культура не принимает сакрального измерения человеческой жизни , — сказал он. — В этой культуре и литературе границы добра и зла размываются настолько, что от нее веет духом апокалипсиса. Постмодернистская культура неспособна вывести современного человека из того глубокого нравственного и духовного кризиса, в котором он оказался. Почему? Потому что культура, построенная на отрицании опыта предшествующих поколений, на отрицании традиций, разрушении вечных нравственных истин, на постулировании относительности моральных норм априори деструктивна, и ввергает людей в страшный духовный хаос. Потому она не жизнеспособна. Жизнеспособно лишь то, что несет в себе добро, что оплодотворяет личность и общество. Доказательством тому – богатое культурное наследие, оставленное нам великими славянскими первоучителями ».

Рассуждая далее о том, как можно соединить духовный опыт прошлого с категориями восприятия современного человека, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что ему кажется наиболее удачным ответ на этот вопрос священника Георгия Флоровского, считавшего необходимым включение патристических ценностей в современную культуру. «Творчески усвоив опыт святых подвижников, устремиться в будущее, — такая модель, я убежден, приложима к современной литературе и ко всей культуре в целом», — сказал Святейший Патриарх, и, отмечая усилия современных российских писателей, отстаивающих нравственные ценности, заключил: «Мы надеемся, что наши совместные труды послужат воспитанию читателей».

«ДАРОВАНИЕ ЕСТЬ ПОРУЧЕНИЕ»

Церемония вручения премии построена, прямо скажем, гениально и просто. Зритель едва успевает перевести дух. Как только члены жюри приступают к голосованию, а счетная комиссия, состоящая из трех человек – протоиерея Николая Агафонова, редактора «Литературки» Юрия Полякова, президента Российской Государственной библиотеки Виктора Федорова — к подсчету голосов, на экранах в зале появляются подробные видеоролики о номинантах. Все вместе они – как дальнейшая программа действий для вдумчивого читателя. Однако вначале назовем победителей. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2013 года стали: доктор филологических наук, преподаватель МГУ и Литинститута, автор ряда книг из серии «Жизнь замечательных людей» Алексей Варламов , поэт и писатель, автор двадцати книг, редактор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Наш современник» Станислав Куняев , а также писатель и общественный деятель, историк, автор ряда книг серии «ЖЗЛ», в том числе биографии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, редактор журнала «Тобольск и вся Сибирь» Юрий Лощиц.

Кроме них, в коротком списке премии присутствовали и получили дипломы номинантов доктор исторических наук, писатель–фантаст Дмитрий Володихин, поэт и литературный критик, преподаватель Литинститута и редактор широко известного альманаха «Поэзия» Геннадий Красников, профессор кафедры филологии Сегедского университета (Венгрия), автор семи книг о взаимосвязи русской иконы и российской словесности Валерий Лепахин, журналист и писатель, автор популярных книг Наталья Сухинина , протоиерей Александр Торик , автор неоднократно переизданных книг «Флавиан», «Димон» и других, пользующихся высоким читательским доверием.

Среди номинантов премии была писатель и журналист из Сербии, председатель Фонда имени великой княгини Ольги Александровны Ольга Куликовская – Романова , за которую «болела» наша ярославская делегация. Ольга Николаевна не раз бывала в ярославском крае. Все свои усилия она много лет направляла на установление правды о царской династии Романовых и прославление святых царственных страстотерпцев, а также объединение Заграничной и Русской Православной церкви. Приведем здесь слова из ее краткого выступления. «В моих книгах нет вымысла, — сказала Ольга Николаевна. — Они прожиты и написаны как перед Богом, — для русского читателя. «Пусть глас народный будет гласом Божиим», как сказал поэт. Я верю, что настанет пора, когда русская словесность вернется к высокому глаголу, и, как колокол, призовет народ к единству во время беды. И тогда обязательно наступит день русского торжества».

Приведем в заключение и слова другого номинанта, Геннадия Красникова, как бы подытожившего размышления о судьбе писателя в России. «В русской литературе судьба художника зависит от его миссии, — сказал он. — Когда-то Евгений Баратынский заметил: «Дарование есть поручение, и не исполнить его — грех». Получается, что как ты распорядишься своим дарованием, так и сложится твоя судьба»…

…Когда завершилась церемония вручения премии, немногие прохожие на Волхонке в тот момент стали свидетелями удивительного зрелища – после прошедшего ливня кафедральный Храм Христа Спасителя оказался вписанным в самый центр большой радуги.

Анна Романова, редактор журнала

«Рыбная слобода»

Наша справка:

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была учреждена решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и в практике других Поместных Православных Церквей.

Премия призвана содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества, прежде всего тех писателей, кто своим творчеством утверждает основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов.

Определением Священного Синода от 26 июля 2010 года (журнал № 78) был утвержден состав Палаты попечителей премии.

Ответственность за все мероприятия, связанные с отбором номинантов Премии, а также подготовка заседаний Палаты попечителей, Совета экспертов и организация торжественной церемонии избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии возложены на Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Анна Романова

24 мая 2018 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл восьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия! Уважаемые участники и гости нашей церемонии!

Всех вас сердечно приветствую. Сегодня мы собрались в восьмой раз, чтобы избрать и наградить лауреатов Патриаршей литературной премии.

В этом году наша церемония проходит непосредственно в день памяти святых покровителей премии. И это весьма символично. Славянская азбука отмечает в нынешнем году знаменательную дату. 1155 лет прошло со знаменитой моравской миссии святых братьев Кирилла и Мефодия, которые вместе с учениками составили первый перевод Евангелия на славянский язык. Благодаря подвижническим трудам равноапостольных братьев и их последователей славянские народы получили самое главное: возможность читать и слышать слово Божие на родном языке. Им стали доступны драгоценные сокровища христианской духовной культуры.

Да, ученые скажут нам, что язык переводов был во многом искусственный и стал попыткой объединить различные славянские диалекты, создав на их основе универсальную письменность. Однако то, что этот опыт, эти гениальные творческие усилия оказали огромное воздействие на все последующее развитие славянских языков, — не вызывает никаких сомнений. И этот опыт создания в каком-то смысле искусственного языка преследовал одну конкретную цель: чтобы все славянские племена могли использовать один и тот же алфавит, одну и ту же грамматику, один и тот же язык.

Конечно, русскому литературному языку предстояло пройти еще большой путь становления. Но какой была бы русская словесность, если бы не питалась от живоносного источника церковнославянского языка? Каким был бы путь всей русской культуры, если бы в ее основе не лежали евангельские ценности и идеалы, привитые ей трудами святых солунских братьев?

Убежден, что если бы вообще и существовала такая словесность и культура, если бы и не растворилась она в океане истории, то не занимала бы столь выдающегося и славного места в мировой культуре, какое ныне заслуженно занимает русская литература.

Когда я говорю «русская литература», подразумеваю, конечно, в первую очередь творчество наших великих классиков: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова и других мастеров художественного слова. Но не только это.

Не будем забывать о том, что литературный язык, как писал известный отечественный лингвист Николай Сергеевич Трубецкой, «является орудием духовной культуры и предназначается для разработки и углубления не только изящной литературы в собственном смысле слова, но и научной, философской и религиозной мысли» . Осознаем ли мы сегодня, читая художественные произведения, научные труды и публицистику, что все это ветви чудного древа, выросшего из семени, посеянного много веков назад святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием?

Возможности языка раскрывают перед человеком и возможности для постижения этого мира. Ибо мудрость познается в слове (Сир. 4:28), как говорит нам Священное Писание. Русский язык обладает удивительными по красоте и богатству выразительными средствами, позволяющими точно, глубоко и в тончайших оттенках передать любую человеческую мысль. Недаром еще Ломоносов, сравнивая русский с другими европейскими языками, восхищался его великолепием, живостью и сильной в изображениях краткостью .

Красивая и грамотная речь производит не только сильный эстетический эффект, но и несет в себе мощный интеллектуальный заряд, задает для аудитории высокую культурную планку. И потому воспитательная роль литературы начинается именно с языка. Читая классиков, мы ведь восхищаемся не только идеями и глубокими смыслами, заложенными в произведении, но и замечательным стилем, сочностью языка и красотой образов. Все это в совокупности производит впечатление на читателя.

Однако что мы наблюдаем сегодня, когда открываем произведения некоторых современных авторов? Обилие жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных выражений, грубых иностранных заимствований и не свойственных русскому языку конструкций и интонаций. И в устной речи мы слышим не свойственные русскому языку фонетические интонации, которые по непонятным причинам сегодня использует наша молодежь даже в общении друг с другом. Если прислушаться, это не русские, а английские интонации. На это, думаю, тоже следует обратить внимание, потому что это разрушает целостность русской речи.

Говорить на понятном языке — значит проникнуть в суть жизненных проблем и духовных исканий современников. И настоящая литература, прозревая эти глубины, как раз и призвана ответить на волнующие людей вопросы на основании слова Божиего, с позиций Евангелия и христианского отношения к действительности.

Значение литературы в отечественной истории всегда было велико. Не будет преувеличением сказать, что вся русская культура по сути своей литературоцентрична. Писатель и поэт на протяжении веков воспринимался народом нашим не только мастером слова, но и во многом совестью нации. Неслучайно, что в советские годы, когда Церковь была значительно ограничена в своих пастырских возможностях, именно литература передавала людям вечные нравственные ценности, ставила перед современниками важные духовные вопросы.

Сегодня разговоры о кризисе литературы, кризисе культуры, в том числе культуры чтения, стали уже общим местом. Можно много размышлять об этом и сетовать на то, что люди в большинстве своем стали читать меньше, что все чаще они выбирают для чтения не серьезную классику, а развлекательную книгу. Вместе с тем, уже невозможно закрывать глаза на то, что кризис превратился в новую реальность, особенности которой нельзя не учитывать.

Современные люди живут на высоких скоростях. Они задавлены потоком информации, которая обрушивается на них отовсюду: с экранов телевизоров, из радиоприемников и Интернета. Мы не можем оградить самих себя и других от этого постоянного информационного воздействия. Но мы можем помочь людям, научив их отличать шумы от сигналов, фальшивку и фейк от настоящего и действительно ценного.

Очевидно, что читательское сознание значительно изменилось за последние десятилетия. Для неспешного и вдумчивого чтения у наших соотечественников порою нет ни времени, ни возможности. Современный читатель, если использовать образы известного романа Ивана Александровича Гончарова, все больше похож на деловитого и нетерпеливого Штольца, увлеченного поисками занимательного и интересного, нежели на благодушного и неторопливого Обломова, готового часами размышлять и что-то обдумывать.

Я сейчас скажу, быть может, несколько неожиданную вещь. Так называемая «развлекательная литература», которую все привыкли ругать, тоже может быть полезной. Если воспринимать ее как форму воспитания. На нашей памяти уже есть несколько удачных примеров того, как произведения на православную тематику, написанные в развлекательном жанре, становились востребованными читателями. Ими зачитывались в метро, эти книги дарили друзьям и знакомым. Через эти произведения, пусть и в занимательной форме, современники знакомились с православной верой, с жизнью Церкви, узнавали о Христе и Евангелии.

Безусловно, чтение того же Достоевского, Лескова или Клайва Льюиса требует от человека определенной культурной и интеллектуальной подготовки. Можно ли ожидать, что люди, не имеющие такой подготовки, смогут по достоинству оценить их произведения? Нашим соотечественникам, пережившим 70 лет атеистического режима, подчас не хватает элементарных знаний о Боге, о духовно-нравственных основах жизни, изложенных простым и доступным языком. А тем, кого необходимо учить первым началам слова Божия, нужно молоко, а не твердая пища (Евр. 5:12), свидетельствует апостол Павел.

Задача настоящего писателя заключается не только в том, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у читателя на уровне «нравится — не нравится». Современная литература, к сожалению, нередко не выходит за рамки такого эмоционального воздействия на человека. Но все же не стилевые и сюжетные «спецэффекты» делают произведение по-настоящему достойным. Важно коснуться сокровенного в душе человека, найти отклик в сердце, пробудить мысль.

Эмоциональный подход в оценке явлений действительности свойственен по большей части обществу потребления. Но литература — это не товар или услуга, которым можно поставить «лайк» на сайте и через какое-то время вычеркнуть из своей памяти. Литература — это, в первую очередь, уроки опыта. Даже если то, о чем вы пишете, касается исторических событий многовековой давности. Пропуская повествование через личный жизненный, духовный и интеллектуальный опыт, вы сообщаете читателю нечто очень важное. Это сообщение не из ряда «так тоже в жизни бывает». Это сообщение — приглашение подумать.

Уже восьмой год мы собираемся в этом зале, чтобы вручить Патриаршую литературную премию авторам, не забывшим о высоком призвании литературы, об огромной нравственной ответственности писателя.

Замечательно, что благодаря писателям, вошедшим в список номинантов этого года и прошлых лет, у наших современников есть возможность читать по-настоящему хорошие произведения, соответствующие высоким этическим и эстетическим идеалам.

Легких времен не бывает, как известно, и перед нашей словесностью будут стоять новые задачи, появятся новые проблемы, о которых мы сегодня просто ничего не знаем. Эти вызовы будут приходить в жизнь общества, в жизнь каждого человека. И каждый раз писателям придется делать нравственный выбор: противостоять ли злу и тьме силой своего слова, творить ли ради утверждения вечных моральных ценностей, а не сиюминутной славы и материальных благ? Я надеюсь, что все наши номинанты и лауреаты будут следовать по верному пути.

С благодарностью вспоминая подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, будем же с благоговением хранить и преумножать оставленное ими духовное и культурное наследие, употреблять дарованные нам возможности и таланты ради свидетельства о Том, Кто есть Истинный Путь и Жизнь (Ин. 14:6).

Я хотел бы пожелать всем вам помощи Божией и дальнейших творческих успехов. Благословение Господне пусть пребывает над всеми вами.

Сердечно благодарю за внимание и предлагаю приступить к торжественной церемонии избрания и награждения лауреатов.

Трубецкой Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре // Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания. Париж, 1927.

Ломоносов М.В. Посвящение к «Российской грамматике» (1755).

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Главная новость

Выступления и интервью

Надеюсь, что наши совместные труды послужат воспитанию читателей, читателей, которые были бы чужды эстетической непритязательности и потребительского отношения к литературе. Уверен, что именно такое творчество, о котором я только что сказал, поможет пробудить в обществе интерес к книгам, которые духовно возвышают человека, свидетельствуют о необходимости руководствоваться в жизни богозаповеданными идеалами любви и добра.

Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент дал интервью «Российской газете».
Церковь имеет два способа передачи людям христианских истин. Первый - это Евангелие и труды святых отцов, а второй - жития святых и художественная литература, несущая идеи добра и любви...

Новости

Лауреаты и номинанты

9 9 9 9 9 9 9 9 9

Положение о Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

1. Общие положения.

1.1. «Патриаршая литературная Премия Имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена для поощрения писателей, внёсших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу.

1.2. Премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена Священным Синодом по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. (Журнал №115 заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года.)

1.3. Премия присуждается ежегодно.Объявление о начале очередного премиального сезона осуществляется через средства массовой информации.

1.4. Премия вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы».

1.5. Ежегодно вручается одна премия.

1.6. Делопроизводство и организация, касающиеся Патриаршей литературной Премии, возлагаются на аппарат Издательского Совета.

1.7. Положение о Премии и все вносимые в него изменения утверждаются Патриархом Московским и всея Руси.

1.8. Органом, несущим ответственность за присуждение Премии, является Палата попечителей Премии.

2. Палата попечителей.

2.1. Палата попечителей Премии формируется Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. В неё входят представители Русской Православной Церкви и литературного сообщества, общественные деятели, деятели науки и культуры.

2.2. Палата попечителей:

Принимает решение о предоставлении Премии;

Формирует Совет экспертов и определяет порядок его работы;

Устанавливает размер материальной составляющей Премии;

Утверждает эскиз (макет) памятного наградного знака и форму диплома Премии.

2.3. Палату попечителей в качестве Председателя возглавляет Патриарх Московский и всея Руси.

2.4. Секретарём Палаты попечителей является Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви.

2.5. Секретарь Палаты попечителей отвечает за организацию работы Палаты и делопроизводство.

3. Совет экспертов.

3.1. Совет экспертов формируется Палатой попечителей.

3.2. Совет экспертов возглавляет председатель, назначенный Патриархом Московским и всея Руси.

3.3. Секретарь Совета экспертов избирается на первом заседании Совета.

3.4. Секретарь Совета экспертов ведёт протоколы заседаний и отвечает за делопроизводство Совета.

3.5. Совет экспертов:

Осуществляет отбор кандидатур и предлагает их на рассмотрение Палате попечителей в качестве номинантов.

4. Порядок выдвижения кандидатов на соискание Премии.

4.1. Правом выдвижения кандидатов на соискание Премии обладают главы Поместных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, Синодальные учреждения Русской Православной Церкви, редакции литературных журналов стран СНГ и Балтии.

4.2. Кандидат может быть выдвинут на соискание Премии повторно.

4.3. При выдвижении кандидатов на соискание Премии предоставляются следующие материалы:

4.3.1. Письмо о выдвижении в свободной форме на бланке организации;

4.3.2. Анкета, форма и образец заполнения которой будут представлены на сайте Издательского Совета. В анкете должны содержаться следующие сведения:

─ сведения об организации, осуществляющей выдвижение кандидата на соискание Премии, необходимые контактные телефоны и адреса,

─ биография кандидата с указанием фамилии, имени, отчества, перечня наиболее значительных произведений,

Мотивация выдвижения кандидата на соискание Премии.

4.3.3. Литературное произведение (произведения), которые предлагаются для принятия решения о награждении их авторов.

4.3.4. Письменное согласие кандидата на его выдвижение в кандидаты на соискание Премии.

4.4. Все кандидатуры, выдвинутые на соискание Премии, регистрируются Издательским Советом. К рассмотрению Советом экспертов принимаются кандидатуры, полный пакет материалов по которым был отправлен по почте или доставлен в адрес Издательского Совета не позднее даты окончания приема материалов.

4.5. Кандидат, выдвинутый на соискание Премии, имеет право снять свою кандидатуру с рассмотрения, направив в Издательский Совет личное заявление на имя Секретаря Палаты попечителей Премии.

5. Определение лауреатов и процедура их награждения.

5.1. Лауреаты Премии определяются простым большинством в результате голосования членов Палаты попечителей. Голосование может быть открытым или закрытым. Вопрос о способе голосования принимает Палата попечителей Премии по представлению Председателя.

5.2. Решение Палаты попечителей оглашается на церемонии награждения в присутствии представителей средств массовой информации и публикуется на сайте.

5.3. Лауреатам Премии вручаются наградные комплекты, состоящие из памятного наградного знака, диплома и свидетельства о денежной части Премии.

5.4. Торжественная церемония вручения Премии приурочивается ко Дням славянской письменности и культуры.

6. Сроки премиального процесса.

6.1. Прием кандидатов на соискание Премии начинается в день объявления лауреатов Премии.

6.2. Информация о сроках приёма публикуется на сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви.

7. Налоги и сборы.

7.1. Палата попечителей Премии предоставляет информацию о лауреатах Премии в Федеральную налоговую службу России в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Лауреаты несут обязательства по выплате из суммы Премии всех налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

События

28 марта 2017 года в Красном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

О книгах лауреатов Патриаршей литературной премии рассказывает статья митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в «Литературной газете».

6 марта 2017 года в Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Продолжается прием документов на соискание звания лауреата седьмого премиального сезона Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

27 июня 2016 года в Издательском совете под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошел круглый стол на тему: «Перспективы развития Патриаршей литературной премии».

25 мая 2016 года в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» прошел круглый стол, посвященный Патриаршей литературной премии.

20 мая 2016 года в Саратовском государственном техническом университете имени Ю.А. Гагарина прошла встреча со студентами поэта, публициста, эссеиста, литературного критика, искусствоведа, автора 19 книг стихов и многочисленных публикаций в журналах «Новый мир», «Знамя», «Континент», «Октябрь», «Дружба народов» - Юрия Кублановского.

20 мая 2016 года в рамках культурно-деловой программы книжной выставки-форума «Радость Слова» в Саратовском социально-экономическом институте РЭУ имени Г.В. Плеханова прошла встреча с поэтом, прозаиком, публицистом, лауреатом Патриаршей литературной премии Олесей Николаевой.

18 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

18 мая 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил шестую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Лауреатами Патриаршей литературной премии стали писатели Борис Тарасов, Борис Екимов и иерей Николай Блохин. Награды победителям вручил в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Искренне надеюсь, что премия позволит выявить новых авторов, отметить писателей, продолжающих в своем творчестве лучшие традиции русской словесности», - сказал патриарх.

О литературе духовной и халтуре

Он отметил, что современный человек зачастую не находит возможности обратить внимание на что-то, не касающееся его профессиональной деятельности или семейных забот. Проводя этот конкурс, в Церкви надеются представить россиянам высокодуховную литературу, подчеркнул он.

Всего было определено девять номинантов, включая писательницу Ксению Кривошеину, отозвавшую свою заявку без объяснения причин. В короткий список также вошли Александр Громов, Алексей Карпов, монахиня Евфимия (Елена Пащенко), Валерий Сергеев, Андрей Ткачев (протоиерей). Три лауреата были избраны тайным голосованием.

При этом перед церемонией вручения премии патриарх раскритиковал современную тенденцию некоторых писателей «халтурить». «Сегодня иногда литература становится просто средством добывать деньги, и на свет появляются тексты, которые никак нельзя назвать литературой, а иногда это просто чистейшая халтура: литературная, стилистическая, смысловая», - сказал патриарх.

Он отметил, что ему иногда «приходится по тем или иным причинам открывать такие тексты». «Стыдно становится», - сказал он.

Премия патриарха и лауреаты

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия не имеет аналогов в истории Русской православной церкви и в практике других поместных православных Церквей.

Премия присуждается не за конкретные произведения, а «за значительный вклад в развитие русской литературы». По замыслу, конкурс призван развивать взаимодействие Церкви и литературного сообщества, своим творчеством утверждающего основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают предстоятели поместных православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского патриархата, епархиальные архиереи РПЦ, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, Синодальные учреждения РПЦ, а также редакции литературных журналов и литературно-общественные организации. До сих пор лауреатами премии становились только писатели.

Ставшая уже хорошо известной и престижной награда вручена в этом году в шестой раз. Она была учреждена Священным синодом в 2009 году и впервые вручалась в 2011 году. В прошлом году денежная часть премии составила 300 тыс. рублей на одного лауреата.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев, в третьем - Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, в четвертом - Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев, в пятом - Юрий Бондарев, Александр Сегень и Юрий Кублановский.

Количество заявок от претендентов на Патриаршую литературную премию имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стало самым большим за всю историю награды, сообщил на пресс-конференции глава Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, передает РИА Новости. В этом году Патриаршая литературная премия будет вручаться в шестой раз. Среди номинантов - люди, известные в литературном сообществе.

Из 56 поданных заявок в вошли восемь номинантов. Это иерей Николай Блохин, Громов Александр Витальевич, Екимов Борис Петрович, Карпов Алексей Юрьевич, монахиня Евфимия (Пащенко), Сергеев Валерий Николаевич, Тарасов Борис Николаевич, протоиерей Андрей Ткачев. Как отметил Алексей Варламов, лауреат Патриаршей литературной премии 2013 года, «премия дается не за отдельное произведение, а за совокупный вклад писателя в русскую литературу», сообщается на сайте Московского Патриархата.

Еще один номинант на соискание премии - писательница Ксения Кривошеина - отозвала свою заявку без объяснения причин.

Определят лауреатов этого года члены Палаты попечителей на торжественной церемонии в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя 18 мая. Писатель Александр Сегень, лауреат Патриаршей литературной премии 2015 года, рассказал о номинантах этого года: «Иерей Николай Блохин - духовный подвижник, в советские годы пострадавший за веру. Александр Громов пришел к вере, когда проходил службу в Афганистане, и рассказывает об этом в своих книгах. Борис Екимов - представляет созвездие писателей-деревенщиков. Алексей Карпов известен как автор книг о князе Владимире, Ярославе Мудром, Александре Невском и многих других героях серии «ЖЗЛ». Монахиня Евфимия пишет очень светлые произведения, в том числе и для детей. Валерий Сергеев еще в советские годы написал книгу об Андрее Рублеве, изданной в серии «ЖЗЛ». Борис Тарасов - знаком читателям как автор биографий Паскаля и Чаадаева. А протоиерей Андрей Ткачев - известный проповедник и писатель».

Ежегодная российская Патриаршая литературная премия, учрежденная решением Священного Синода Русской Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла 25 декабря 2009 года, вручается с 2011 года. Учреждена для поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Премия не имеет аналогов не только в истории Русской Церкви, но и в практике других Поместных Православных Церквей.

Число лауреатов, согласно положению о премии, не может превышать трех человек. При этом одним из нововведений этого года стало то, что каждый из членов Палаты попечителей может отдать не один, как раньше, а три голоса.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В третьем премиальном сезоне (2013 год) награды удостоились Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали: о. Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В пятом премиальном сезоне (2015 год) лауреатами стали: Юрий Бондарев, Александр Сегень и Юрий Кублановский.