Лауреаты патриаршей премии по литературе. Василий Дворцов – прозаик, поэт, публицист. Зал церковных соборов

Главная новость

Выступления и интервью

Надеюсь, что наши совместные труды послужат воспитанию читателей, читателей, которые были бы чужды эстетической непритязательности и потребительского отношения к литературе. Уверен, что именно такое творчество, о котором я только что сказал, поможет пробудить в обществе интерес к книгам, которые духовно возвышают человека, свидетельствуют о необходимости руководствоваться в жизни богозаповеданными идеалами любви и добра.

Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент дал интервью «Российской газете».
Церковь имеет два способа передачи людям христианских истин. Первый - это Евангелие и труды святых отцов, а второй - жития святых и художественная литература, несущая идеи добра и любви...

Новости

Лауреаты и номинанты

9 9 9 9 9 9 9 9 9

Положение о Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

1. Общие положения.

1.1. «Патриаршая литературная Премия Имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена для поощрения писателей, внёсших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу.

1.2. Премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена Священным Синодом по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. (Журнал №115 заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года.)

1.3. Премия присуждается ежегодно.Объявление о начале очередного премиального сезона осуществляется через средства массовой информации.

1.4. Премия вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы».

1.5. Ежегодно вручается одна премия.

1.6. Делопроизводство и организация, касающиеся Патриаршей литературной Премии, возлагаются на аппарат Издательского Совета.

1.7. Положение о Премии и все вносимые в него изменения утверждаются Патриархом Московским и всея Руси.

1.8. Органом, несущим ответственность за присуждение Премии, является Палата попечителей Премии.

2. Палата попечителей.

2.1. Палата попечителей Премии формируется Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. В неё входят представители Русской Православной Церкви и литературного сообщества, общественные деятели, деятели науки и культуры.

2.2. Палата попечителей:

Принимает решение о предоставлении Премии;

Формирует Совет экспертов и определяет порядок его работы;

Устанавливает размер материальной составляющей Премии;

Утверждает эскиз (макет) памятного наградного знака и форму диплома Премии.

2.3. Палату попечителей в качестве Председателя возглавляет Патриарх Московский и всея Руси.

2.4. Секретарём Палаты попечителей является Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви.

2.5. Секретарь Палаты попечителей отвечает за организацию работы Палаты и делопроизводство.

3. Совет экспертов.

3.1. Совет экспертов формируется Палатой попечителей.

3.2. Совет экспертов возглавляет председатель, назначенный Патриархом Московским и всея Руси.

3.3. Секретарь Совета экспертов избирается на первом заседании Совета.

3.4. Секретарь Совета экспертов ведёт протоколы заседаний и отвечает за делопроизводство Совета.

3.5. Совет экспертов:

Осуществляет отбор кандидатур и предлагает их на рассмотрение Палате попечителей в качестве номинантов.

4. Порядок выдвижения кандидатов на соискание Премии.

4.1. Правом выдвижения кандидатов на соискание Премии обладают главы Поместных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, Синодальные учреждения Русской Православной Церкви, редакции литературных журналов стран СНГ и Балтии.

4.2. Кандидат может быть выдвинут на соискание Премии повторно.

4.3. При выдвижении кандидатов на соискание Премии предоставляются следующие материалы:

4.3.1. Письмо о выдвижении в свободной форме на бланке организации;

4.3.2. Анкета, форма и образец заполнения которой будут представлены на сайте Издательского Совета. В анкете должны содержаться следующие сведения:

─ сведения об организации, осуществляющей выдвижение кандидата на соискание Премии, необходимые контактные телефоны и адреса,

─ биография кандидата с указанием фамилии, имени, отчества, перечня наиболее значительных произведений,

Мотивация выдвижения кандидата на соискание Премии.

4.3.3. Литературное произведение (произведения), которые предлагаются для принятия решения о награждении их авторов.

4.3.4. Письменное согласие кандидата на его выдвижение в кандидаты на соискание Премии.

4.4. Все кандидатуры, выдвинутые на соискание Премии, регистрируются Издательским Советом. К рассмотрению Советом экспертов принимаются кандидатуры, полный пакет материалов по которым был отправлен по почте или доставлен в адрес Издательского Совета не позднее даты окончания приема материалов.

4.5. Кандидат, выдвинутый на соискание Премии, имеет право снять свою кандидатуру с рассмотрения, направив в Издательский Совет личное заявление на имя Секретаря Палаты попечителей Премии.

5. Определение лауреатов и процедура их награждения.

5.1. Лауреаты Премии определяются простым большинством в результате голосования членов Палаты попечителей. Голосование может быть открытым или закрытым. Вопрос о способе голосования принимает Палата попечителей Премии по представлению Председателя.

5.2. Решение Палаты попечителей оглашается на церемонии награждения в присутствии представителей средств массовой информации и публикуется на сайте.

5.3. Лауреатам Премии вручаются наградные комплекты, состоящие из памятного наградного знака, диплома и свидетельства о денежной части Премии.

5.4. Торжественная церемония вручения Премии приурочивается ко Дням славянской письменности и культуры.

6. Сроки премиального процесса.

6.1. Прием кандидатов на соискание Премии начинается в день объявления лауреатов Премии.

6.2. Информация о сроках приёма публикуется на сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви.

7. Налоги и сборы.

7.1. Палата попечителей Премии предоставляет информацию о лауреатах Премии в Федеральную налоговую службу России в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Лауреаты несут обязательства по выплате из суммы Премии всех налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

События

28 марта 2017 года в Красном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

О книгах лауреатов Патриаршей литературной премии рассказывает статья митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в «Литературной газете».

6 марта 2017 года в Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Продолжается прием документов на соискание звания лауреата седьмого премиального сезона Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

27 июня 2016 года в Издательском совете под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошел круглый стол на тему: «Перспективы развития Патриаршей литературной премии».

25 мая 2016 года в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» прошел круглый стол, посвященный Патриаршей литературной премии.

20 мая 2016 года в Саратовском государственном техническом университете имени Ю.А. Гагарина прошла встреча со студентами поэта, публициста, эссеиста, литературного критика, искусствоведа, автора 19 книг стихов и многочисленных публикаций в журналах «Новый мир», «Знамя», «Континент», «Октябрь», «Дружба народов» - Юрия Кублановского.

20 мая 2016 года в рамках культурно-деловой программы книжной выставки-форума «Радость Слова» в Саратовском социально-экономическом институте РЭУ имени Г.В. Плеханова прошла встреча с поэтом, прозаиком, публицистом, лауреатом Патриаршей литературной премии Олесей Николаевой.

18 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

18 мая 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил шестую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

- Отец Евфимий, расскажите, пожалуйста, о Патриаршей литературной премии. В чем ее особенности, отличия от других литературных премий?

Премия учреждена Священным синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла. На настоящий момент это самая молодая литературная премия России, а лучше сказать - используя вошедший с недавнего времени в употребление термин - Русского мира, поскольку среди кандидатов на премию могут быть не только граждане России, но и все писатели, которые пишут на русском языке вне зависимости от того, в какой части света они живут. Также и в Палате попечителей премии есть представители Украины, Белоруссии и русского зарубежья.

Если говорить об особенностях премии, то, на мой взгляд, очень важно, что это не просто одна из многих инициатив, поддержанных Церковью, а именно инициатива самой Церкви, причем та инициатива, которую Церковь воплощает в жизнь исключительно своими силами - денежная составляющая премии будет выплачиваться из церковного бюджета.

В этом смысле учреждение Премии - беспрецедентная попытка Церкви поддержать русскую литературу и в чрезвычайно сложный для нее период протянуть ей руку помощи. Если хотите, это символический акт примирения - ведь мы знаем, что история взаимоотношений Русской Церкви и русской литературы знает разные периоды, так что появление такой премии можно рассматривать как предложение стать, наконец, полноценными союзниками.

- У каждой премии есть свои критерии. По каким критериям отбираются претенденты на Патриаршую премию?

Об этом сказано в Положении о премии, где в частности говорится, что премия присуждается за вклад в русскую литературу, а также за укрепление в обществе христианских ценностей, под которыми понимается совокупность духовных и нравственных норм, хранимых Православной Церковью. Это и есть основной критерий. В отличие от премий, которые вручаются за конкретное произведение, Патриаршая литературная премия по своему типу ближе, например, к Нобелевской премии или к государственным премиям.

Эта премия означает признание со стороны Церкви всей совокупности заслуг писателя не только как автора конкретного произведения, но и как общественного деятеля, как человека, занимающего определенную жизненную позицию, имеющего христианское мировоззрение и распространяющего соответствующие этому мировоззрению взгляды. В таком подходе заключается очень важная и, к сожалению, в наше время часто пренебрегаемая идея цельности личности писателя, неразрывной связи жизни автора и его произведений. Ведь как известно, дух творит себе формы. Собственно, в этом, наверное, и заключается критерий подлинности писательского творчества: соотносимо ли оно - прямо или, может быть, косвенно - с тем, что открывает нам Слово Божие, что являет нам Бог-Слово в Своем Откровении? В этом же, очевидно, ключевое отличие подлинного писателя от графомана.

Людям ведь не все равно, какой образ жизни ведет священник. Так же и настоящим читателям всегда интересна личность писателя. Помню, еще в университете на одном из семинаров по истории русской литературы мы обсуждали вопрос, могли бы Пушкин и Лермонтов быть признаны национальным гениями, если бы на дуэли они убили своих противников? Тогда сама постановка вопроса меня поразила - ведь к моменту своих дуэлей и Пушкин, и Лермонтов уже написали все те тексты, с которыми они вошли в мировую литературу. В результате долгих и напряженных обсуждений мы пришли к выводу, что убийцы не могли бы получить народное признание как национальные гении. Гений и злодейство несовместимы, как убедительно показал это тот же Пушкин, а значит подлинный гений - это еще и нравственный авторитет.

- Кто может быть выдвинут в качестве кандидата на присуждение Патриаршей премии?

Конечно, это должен быть писатель-христианин, человек, имеющий православный взгляд на мир и выражающий этот взгляд в своих произведениях. Мне лично ближе определение писатель-христианин, чем православный писатель, потому что когда мы говорим о том или ином писателе, что он христианин, то подразумеваем, в первую очередь, его причастность к великой традиции русской литературы, а не собственно конфессиональную принадлежность. А то, что в России писатель-христианин это именно православный христианин, само собой разумеется, потому как - извините уж, никого не хочу обидеть - ни католик, ни протестант, ни тем более сектант не может быть русским писателем. Такой человек может, конечно, писать по-русски, но быть русским писателем, то есть представителем и продолжателем вполне конкретной духовной и литературной традиции, он не может.

Поэтому очень хотелось бы, чтобы премия содействовала в том числе реабилитации в общественном сознании таких понятий как христианство и христианские ценности. Чтобы люди осознали наконец: в России христианство и Православие всегда были тождественными понятиями и должны ими оставаться и впредь. Странное дело - в последнее время, если речь идет о христианстве, то почему-то в большинстве случаев предполагается, что имеется в виду инославие - католицизм, протестантизм или даже сектантство. Это очень опасный крен в общественном сознании, который необходимо устранить. Надеюсь, что наши писатели напомнят нам, что наши предки принимали христианство, а его проповедником и хранителем испокон веков на Руси была Православная Церковь.

К сожалению, у нас не так много авторов, которых можно было бы считать продолжателями той великой литературной традиции, которая была сформирована в России и является неотъемлемой частью русской и мировой культуры. Классическая русская литература - явление уникальное, потому что эта литература как никакая другая литература мира характеризуется обращенностью к глубинам человеческой души, человеческого духа. Именно русские писатели пытались ставить в своих произведениях извечные, возможно, неразрешимые вопросы человеческого бытия. Этим всегда отличалась большая русская литература, и именно этим она была интересна людям других культур. К чести русских писателей нужно сказать, что даже в периоды самой глубокой отчужденности литературы от Церкви среди них всегда находились те, кто осознавал или, по крайней мере, интуитивно понимал глубинную общность задач, которые призваны решать Церковь и литература.

Как я уже сказал, писателей, которых мы с полным правом могли бы сегодня отнести к творцам большой литературы, немного, но количественный показатель в данном случае не самый главный. Примечательно, что все номинанты - это люди, родившиеся и прожившие значительную часть своей жизни в советскую эпоху. И сам факт того, что ныне Церковь признает их продолжателями великой традиции русской литературы - традиции в основе своей христианской, говорит о многом. Если наша литература не сломалась, выстояла и в суровую эпоху государственного безбожия, и во времена постсоветского хаоса, значит есть надежда и на ее возрождение в будущем.

- Кто формирует короткий список, кем и как определяется лауреат?

Короткий список формируется Советом экспертов, в который входят известные литературоведы, писатели и священнослужители. Совет экспертов представляет короткий список Палате попечителей, и здесь я хотел бы уточнить одну деталь. Чаще всего под попечителями понимаются благотворители, но в данном случае попечение заключается не в предоставлении финансовых средств. Поскольку инициатором учреждения Премии выступил Святейший Патриарх, то он и является ее главным попечителем, а писатели, литературоведы, литературные критики и священнослужители - те, кто выступают как ассистенты и советники Патриарха при избрании лауреата - соответственно образуют Палату попечителей.

Именно этот орган продолжает экспертную работу и определяет лауреата, причем его избрание состоится непосредственно в ходе торжественной церемонии 26 мая в храме Христа Спасителя, избран он будет тайным голосованием. В 2011 году премия будет вручаться впервые, поэтому в этом году будет избран только один лауреат. Впоследствии число лауреатов может быть больше.

Как секретарь Совета экспертов хотел бы пояснить, что наш Совет выбирал номинантов из тех кандидатов, которые были выдвинуты в соответствии с Положением о премии. Были достаточно известные авторы, которые не пожелали выдвигаться и взяли самоотвод. Были и те, кто, возможно, желал бы побороться за звание первого лауреата Патриаршей премии, но никем не был выдвинут. Каждый член Совета экспертов высказывал свое мнение о том, кто с его точки зрения достоин быть включенным в этот список. По совокупности этих мнений, по результатам обсуждения и были определены номинанты. Среди них есть и священник-писатель, и женщины-писательницы - причем одна из них представляет Русское Зарубежье. К сожалению, в этот раз никто не был выдвинут с Украины и из Белоруссии - надеюсь, этот изъян будет восполнен в последующих премиальных сезонах.

Какую роль играют литературные, художественные достоинства произведения при решении о присуждении премии?

Художественные достоинства - это понятие достаточно субъективное, и сегодня художественным произведением зачастую объявляется то, что ровным счетом не имеет никаких признаков художественности и еще совсем недавно ни при каких обстоятельствах не могло бы быть допущено к печати. Ведь как известно, если содержание невозможно без формы, то форма возможна и без содержания. И сегодня именно под вывеской своеобразия художественного мировосприятия автора многотысячными тиражами издаются всевозможные скабрезные книжонки, содержащие матерную брань и описание всяческих низостей, на которые только способен человек.

Христианский взгляд на литературу отнюдь не пренебрегает формой, но предполагает, что содержание первично по отношению к форме. Как говорил Николай Васильевич Гоголь, искусство - это незримые ступени к христианству, поэтому ценность художественного произведения определяется тем, в какой степени оно способно подвести читателя к восприятия высших смыслов. В христианской картине мира смысл как таковой - это смысл Божественного Откровения, это смысл Слова Божия, Священного Писания. Все остальные смыслы восходят к этому высшему смыслу.

Очевидно при этом, что чем глубже смысл, тем совершеннее должна быть форма, его выражающая. Если писатель создавал произведение, побуждаемый силой Божией, вдохновляемый пророческим даром - а тема пророческого служения очень близка русской литературе, то это обязательно найдет отражение в литературной форме его труда и предопределит художественные достоинства его произведения.

- Какая литература сегодня нужна? Какая литература сегодня востребована?

Нужна и востребована - это два разных вопроса. Серьезная, подлинная - большая литература, нужна будет человеческому обществу всегда - точнее, до тех пор пока оно захочет оставаться человеческим. Наше общество давно является секулярным, решение всех духовных вопросов вытеснено здесь в частную сферу жизни, поэтому серьезная литература для него - это единственное пространство для диалога о вечных ценностях, для размышлений о вечных вопросах. Это если хотите - его последняя надежда, последний шанс сохранить себя от полного одичания.

Другое дело, какая литература сегодня востребована - это зависит от того, как продается та или иная книга, насколько успешно она проходит фильтры, которые устанавливаются средствами массой информации. Если книга не соответствует определенному формату, то она практически не имеет шансов быть опубликованной в более или менее тиражных изданиях. В подавляющем большинстве случаев издательства не берутся издавать те произведения, которые не принесут доходов.

В этом году в короткий список Патриаршей премии наряду с признанными мэтрами современной литературы вошли и менее известные писатели. Некоторых из них пока довольствуются весьма скромными тиражами, однако сам факт включения того или иного писателя в короткий список Патриаршей литературной премии должен стать для издателей сигналом о том, на кого нужно обратить внимание.

Хотелось бы, конечно, чтобы Патриаршая премия стала центром притяжения для тех литераторов и писателей, которые осознают свою преемственность по отношению к великой традиции русской литературы. Вообще, идея преемственности - это одна из ключевых идей христианства, ведь Предание Церкви и есть по большому счету преемственность веры, учения и опыта. И если Церковь живет Преданием, если Предание является основой жизни Церкви, то и подлинная литература будет жива до тех пор, пока сохраняет преемственность с той литературой, которая обогатила мир, все человечество своими идеями, прозрениями и подходами.

Будем надеяться, что Патриаршая литературная премия напомнит об этом современным писателям, читателям и всему нашему обществу.

18 мая 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил шестую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сообщает Патриархия.ru .

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений,митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, председатель Издательского совета Белорусской Православной Церкви епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря епископ Егорьевский Тихон, сотрудники Издательского Совета и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», координатор Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей С.А. Попов, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев, президент Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеев, члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, руководители и представители общественных организаций, деятели культуры.

Перед началом церемонии состоялись творческие встречи некоторых лауреатов Патриаршей литературной премии прошлых лет с гостями мероприятия.

Всем собравшимся раздавался специальный выпуск журнала Издательского Совета Русской Православной Церкви «Православное книжное обозрение», посвященный Патриаршей литературной премии и номинантам 2016 года. В выпуске содержатся фотоматериалы, биографические сведения, отрывки из произведений и интервью, а также избранная библиография номинантов.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция из Зала церковных соборов.

В музыкальном сопровождении церемонии участвовал хор Валаамского монастыря, открывший вечер исполнением тропаря Воскресения Господня.

Церемония началась с демонстрации фильма, посвященного истории Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На соискание звания лауреата премии в 2016 году было представлено 50 кандидатур.

3 марта с.г. на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии был определен расширенный список кандидатов на присуждение премии 2016 года.

Участники заседания Палаты попечителей премии, которое состоялось 12 апреля под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, утвердили короткий список номинантов премии 2016 года, в который вошли:

  • иерей Николай Блохин;
  • Громов Александр Витальевич;
  • Екимов Борис Петрович;
  • Карпов Алексей Юрьевич;
  • монахиня Евфимия (Пащенко);
  • Сергеев Валерий Николаевич;
  • Тарасов Борис Николаевич;
  • протоиерей Андрей Ткачев.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился участникам церемонии с Первосвятительским словом.

Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей премии, которые были определены тайным голосованием членов Палаты попечителей премии. Подсчет голосов провела счетная комиссия, в состав которой вошли: А.Н. Варламов, писатель, филолог, исследователь истории русской литературы XX века, лауреат Патриаршей литературной премии 2013 года; В.А. Воропаев, литературовед, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; В.Н. Николаев, писатель, лауреат Большой литературной премии России, лауреат Патриаршей литературной премии 2012 года.

Святейший Патриарх вручил каждому лауреату диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

Лауреаты премии 2016 года обратились со словами благодарности к Его Святейшеству, членам Палаты попечителей премии и всем участникам торжественной церемонии.

Затем на сцену были приглашены номинанты премии, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил грамоты и памятные подарки.

Святейший Владыка вновь обратился к собравшимся:

«Дорогие лауреаты! Дорогие номинанты! Дорогие участники торжественной церемонии!

Я всех нас поздравляю с этим светлым, добрым и очень, как мне кажется, нужным для народа нашего событием.

Мы отметили творческий путь замечательных авторов. Через эту премию, надеюсь, очень многие узнают их имена. Поэтому мое особое слово благодарности участникам премии — и лауреатам, и номинантам.

Хотел бы пожелать вам, дорогие писатели, помощи Божией в вашем непростом деле, чтобы всегда у вас хватало силы глаголом жечь сердца людей, чтобы всегда хватало мужества видеть правду и, если нужно, бороться за правду. Чтобы всегда хватало здоровья, несмотря на возраст и внешние обстоятельства жизни, в полной мере раскрывать свои способности на благо Церкви и Отечества.

Христос Воскресе!»

В завершение вечера состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие победитель всероссийского конкурса «Голос» иеромонах Фотий (Мочалов), хор Валаамского монастыря (художественный руководитель А. Жуков), солисты музыкальных театров, лауреаты международных конкурсов вокалистов и исполнителей инструментальной музыки.

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом на заседании 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды были удостоены Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню.

В сентябре Издательский Совет Русской Православной Церкви открывает седьмой сезон Патриаршей литературной премии. Заявки от соискателей на эту награду будут приниматься до февраля 2017 года. О том, как в современной литературе отражается духовное состояние человека, о связи разных эпох размышляет митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. Его статья посвящена творчеству лауреатов Патриаршей литературной премии этого года - иерею Николаю Блохину, прозаику Борису Екимову, литературоведу Борису Тарасову.

В истории выделяют разные периоды. Один называют золотым, другой, к примеру, серебряным или бронзовым. Светская культура России знает две особые эпохи своего расцвета, именуемых золотым и серебряным веком. Очевидно, оба периода связаны со стремлением общества осмыслить окружающую реальность и ее трагический опыт (будь то война с Наполеоном или русские революции начала ХХ века), обращаясь к духовному потенциалу русского народа, к тем важнейшим ценностям, которые некогда были положены в основу и до сих пор определяют своеобразие цивилизационного развития России. Это нашло отражение и в развитии философской мысли, и в различных видах искусства, особенно в отечественной литературе.

В переживаемое ныне постсоветское время также остро ощущается необходимость самоидентификации, что, в частности, отражается в поисках национальной идеи, объединяющего начала для современного российского общества. Русская Православная Церковь, веками сохраняющая важнейшие ценности русской цивилизации, поддерживает ту современную русскую литературу, которая помогает найти ответы на эти злободневные вопросы . В этой связи попробуем поразмышлять, чем отличается современный период истории русской литературы, рассматривая творчество последних номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Новыми ее лауреатами в этом году стали писатели прозаики Борис Николаевич Тарасов, Борис Петрович Екимов и иерей Николай Блохин . Это люди разной судьбы, но в их творчестве ощутимо присутствует общая составляющая. При разнообразии тематики и жанров произведений все три автора транслируют современному читателю извечные нормы христианской этики, как деятельной, практической части того мировоззрения, которое воспринял наш народ со времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. И еще одним объединяющим началом является то обстоятельство, что все они пережили советскую эпоху, когда прямое и откровенное изложение религиозных взглядов и даже доброе слово в адрес Церкви преследовалось атеистическим государством.

Иерей Николай Блохин в советские годы, тогда еще не будучи священником, был арестован и провел в тюрьмах и лагерях несколько лет за нелегальное издание и распространение православной литературы. Именно тогда, в тюрьме, он написал свою первую повесть «Бабушкины стекла». Он даже шутит — тюрьма сделала из него писателя. Сегодня он — автор многих книг, хорошо известных православным читателям: «Глубь-трясина», «Отдайте братика», «Избранница», «Павел», «Рубеж», «Святочная повесть», «Владимирская».

Восприятие любых скорбей как источника перерождения человека, как побуждающего начала к его внутреннему изменению проходит через все творчество автора. Данный лейтмотив внутренне выстрадан, понят священником Николаем Блохиным на личном жизненном опыте. Неслучайно именно об этом он сказал и в своем ответном слове на церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии.

Тема христианской веры, обретение ее, Крещения как величайшего таинства и основного события в жизни человека, выбора между верой и ее отрицанием, между уступкой греху и борьбой с ним занимает центральное место в творчестве священника Николая Блохина. Именно она — тот основной стержень, вокруг которого расположены другие темы, идеи, персонажи. Именно ей в повествовании подчинено все. Например, в повестях «Бабушкины стекла», «Избранница» автор изображает, насколько глубоко изменились люди, в том числе самые юные, совсем дети, когда уверовали и приняли Крещение, насколько иначе они стали смотреть на мир, на себя самих, на окружающих. У читателя создается впечатление, что взрослые персонажи делятся в первую очередь по признаку веры или безверия, что именно это является определяющей их чертой. Вот почему приход к вере кардинально изменяет и взрослых героев.

Мне приходилось слышать, что героям Блохина не хватает психологизма, отчего они несколько схематичны и даже недостоверны. Но, на мой взгляд, большинство из них не лишены главного — внутреннего изменения, как результата духовного выбора. Отсутствие в повествовании тонкостей душевных переживаний можно объяснить тем, что писатель, создавая своих героев, стремился сосредоточить внимание читателя на главном — показать ответственность самого человека за его собственный выбор.

Этот выбор всегда альтернативен: или принятие Спасителя, желание следовать за Христом, читать Евангелие, жития святых, пытаться следовать их примеру, или же безверие, а то и готовность общаться с темными силами… По замыслу автора, именно этот выбор, как средоточие духовной жизни каждого человека в любом возрасте стоит в центре повествования. Он — основное, о чем автор хочет рассказать читателю, а все остальное вторично, менее важно. Вот почему здесь и возможны и некоторый «схематизм», и отсутствие «психологизма» в отдельных образах.

В книгах священника Николая Блохина есть элемент фантастики. Она переплетена с реальностью, и в живой ткани его произведений их невозможно разделить.

Нередко лишь дети с их непосредственностью лучше всех остальных улавливают суть происходящего и могут ее выразить. На мой взгляд, самый яркий тому пример — Алеша из рассказа «Отдайте братика». Ребенок, не понимая того, что намереваются сделать взрослые, вообще не зная, что задуманное взрослыми (прерывание беременности) возможно, интуитивно чувствует беду. Испытывая страх, что его будущему братику что-то угрожает, он обращается к взрослым (родителям и врачам больницы) с самой важной для него просьбой: «Отдайте братика!» И эти слова ребенка «будят» пожилого врача, который думал, что за годы работы в такой больнице привык ко всему. Потом он признается, что «с войны так не бегал», когда нашел и догонял Алешу, чтобы сообщить, что его братик жив, что его не убили…

Тема страданий за веру и готовности к этим страданиям, решимости перенести их с Божией помощью, но не отступить, занимает значительное место в творчестве иерея Николая Блохина. Здесь можно вспомнить учительницу Юлию, Зою и Севу-Севастьяна из повести «Избранница».

Из произведений священника Николая Блохина наиболее сильной в художественном отношении, на мой взгляд, является повесть «Глубь-трясина», рассказывающая о событиях времен Гражданской войны. Реальность в ней переплетается с элементами фантастики, каждый персонаж имеет свою историю, и читателю не сразу и не всегда бывает понятно, почему вдруг именно этот герой видит загадочный монастырь, место спасения для многих, когда другие люди его не видят. Одна из важнейших мыслей в этой повести — это надежда на возможность покаяния, которая остается у человека даже тогда, когда очевидно, что он совершил страшные злодеяния, и по земным меркам это невозможно простить. В связи с этим в первую очередь вспоминается командир красноармейцев Взвоев, который тоже вдруг увидел тот монастырь и даже оказался в нем.

Писатель доносит до читателя мысль о важности сохранения православия каждым живущим поколением, несмотря на присущие его времени препятствия. Это очень важно не только для нас, ныне живущих, но и для наших потомков. Духовное преемство — это сущность истории нашего народа в целом и составляющих его отдельных семей, которые, как эстафету передают православную веру и добродетельную жизнь от одного поколения другому.

Ставший в этом году лауреатом Патриаршей премии писатель Борис Петрович Екимов — один из лучших прозаиков не только современности, но и, как мне представляется, всей русской литературы. Его произведения написаны на высочайшем художественном уровне. Это образцовая (если можно так выразиться) проза, созданная в лучших традициях отечественной литературы. Я помню, как много лет назад впервые прочел рассказы Бориса Петровича, и они произвели на меня совершенно особое, незабываемое впечатление.

Каждый период истории страны по-своему отражается в ее светской культуре. Различные произведения искусства: живопись, музыкальные и литературные сочинения и тому подобное, — являются ценнейшими и подробными свидетельствами той эпохи, в которую они создаются. В значительной степени именно по ним потомки могут судить о периоде в целом, о развитии культуры и общества, о том, что волновало живших тогда людей. Когда-нибудь и о нашем времени потомки будут судить по культурному наследию нашей эпохи, в том числе и по литературным произведениям современных нам авторов. Думаю, что среди самых лучших, достойных прозаических произведений в истории останутся книги Бориса Петровича Екимова.

Большинство его произведений по тематике можно отнести к деревенской прозе . Но все они повествуют не только о жителях деревни, они обо всех людях. Любовь к малой родине, красота родной природы, привычка и тяга к сельскому труду, к своей земле, радости, горести, заботы, отношения между родными людьми и односельчанами — все это есть в работах Б.П. Екимова. У одного из его сборников («Возвращение») есть подзаголовок «Рассказы о живой жизни». Это самое точное определение сути всей прозы писателя.

В его произведениях множество тем, они переплетаются друг с другом в сложное художественное целое, их нельзя разделить на слагаемые, отделить друг от друга. На вопрос о чем, к примеру, одна из самых лучших во всей русской литературе повесть «Пастушья звезда», невозможно дать односложный ответ. Лучше посоветовать прочесть.

Повести и рассказы Бориса Екимова пронизаны христианским духом, в том числе и те, в которых нет прямого упоминания христианских реалий. Снова вспомню «Пастушью звезду» и ее главного героя Тимофея, для которого нравственный принцип «не укради» настолько естественен, что ему даже в голову не приходит, что можно присвоить чужих овец. Он сначала и подумать не может, что именно это задумал хозяин, который нанял его в пастухи. Сам Тимофей чужого не берет.

«Мне чужого и на дух не надо, — отстранил он деньги. — Сколько пас, слава Богу, не польстился. А как же... Люди где-то плачут, а мы кукарекать будем от счастья, — говорил он, слабо, но все же надеясь убедить. — На чужих слезах не расцветешь».

Таким же живым, непридуманным, цельным предстает перед читателем и весь образ деревенского простеца, в котором сфокусировано величие русского духа. Тимофей по-настоящему ответственно относится к своему делу, помнит советы старого пастуха, у которого когда-то учился сам. Он живет в полную силу только на своей малой родине, вблизи родного хутора, где его окружает близкая его сердцу, такая привычная и вместе с тем самая красивая природа.

Но при всей своей простоте Тимофей имеет мудрость. Он не обижается на хозяйского сына подростка, который сначала ведет себя несколько высокомерно. Со временем Тимофей становится для этого мальчика по-настоящему близким человеком. Ненавязчиво он убеждает подростка, что портить растущий хлеб нельзя. Нельзя пускать на поле стадо, ведь даже если начальство готово закрыть на это глаза, человек не должен поступать против совести:

«Ты уж не гоняй в хлеба. Хлеб травить — это великий грех».

Рассказ «Хозяйка» ярко иллюстрирует, как уступка одному греху тянет за собой целую цепь последующих. Главная героиня Ольга овдовела и хочет обрести свое счастье с Михаилом — другом детства, у которого давно есть жена и дети. Мечтая о разрушении чужой семьи и о совместной жизни с чужим мужем, Ольга все дальше идет по пути неправды, ожесточая свое сердце. Мать умершего мужа она выставляет из дома, в котором та прожила всю жизнь, несмотря на то, что свекровь всегда помогала ей растить дочерей, брала на себя самую тяжелую работу. Ольга вынуждает ее переехать в другое село к дочери, где ей не слишком рады, а потом отказывается принимать обратно. Когда старая женщина просит со слезами дать ей провести последние земные годы в этом доме, Ольга подчеркивает, что теперь они чужие люди. Всю несправедливость, бездушность упорного стремления Ольги остаться единственной хозяйкой в доме обличают ее отношения с собственной дочерью Розой, которая настаивает, чтобы бабушка Акулина («баба Куля») жила с ними. Ведь для нее «бабанечка» — самый родной и любимый человек.

Рассказ «Говори, мама, говори…» о полном взаимопонимании и настоящей любви между давно взрослой дочерью и матерью. Обе на расстоянии способны почувствовать, что особенно важно близкому человеку, и дать ему именно это. Обе знают, помнят и бережно относятся к тому, что любит и ценит родной человек.

Пусть в этих произведениях прямо не говорится о христианстве, такая была эпоха, но везде в них прописаны нравственные ценности.

В число лауреатов Патриаршей премии 2016 года вошел и Борис Николаевич Тарасов — писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук, профессор Литературного института имени М. Горького, многие годы возглавлявший его в должности ректора, заслуженный деятель наук Российской Федерации.

В серии «Жизнь замечательных людей» у Бориса Николаевича Тарасова вышли две книги. Это художественные биографии христианских мыслителей Паскаля и Чаадаева. Полагаю, что большинство читателей ценят эту, наверное, старейшую книжную серию, которая появилась еще в 1890 году. Именно с этого времени издательство Ф.Ф. Павленкова стало выпускать биографические и художественно-биографические книги под общим заголовком. Позднее, в 30-е годы XX века, серия была возобновлена Максимом Горьким.

Обе книги Бориса Тарасова востребованы читателями и неоднократно переиздавались. Обоих мыслителей широкая читательская аудитория, на мой взгляд, знает несколько «однобоко»: одного как ученого, другого — как современника Пушкина, адресата его строк, человека, которого за его сочинения правительство объявило сумасшедшим. Другие стороны их деятельности остаются как будто в тени. Между тем, сам Чаадаев считал себя христианским мыслителем. В книгах Б.Н. Тарасова Б. Паскаль и П.Я. Чаадаев раскрываются как разносторонние, глубокие личности. Борисом Николаевичем проделан огромный труд. Он изучил и проанализировал множество источников, в результате его книги получились весьма информативными и увлекательными.

Кроме названных биографических произведений Борис Тарасов издал целый ряд познавательных книг («В мире человека», «Куда движется история», «Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте», «Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе», «Тайна человека» и тайна истории (непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский, неопознанный Тютчев)», «Достоевский и современный мир» и др. Он также подготовил двухтомник «Николай Первый и его время» и однотомник «Рыцарь самодержавия»), названия которых свидетельствуют о неизменном интересе автора к истории отечественной литературы, ее связях с религиозной философией.

Хочу особо остановиться на книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)». В ней автор последовательно проводит актуальную мысль: когда на место христианских ценностей пытаются ставить какие-то другие, даже самые на первый взгляд хорошие, гуманные, человечные, — ничего по-настоящему доброго и светлого в результате не выходит. Все попытки заменить христианские ценности, христианские нормы, христианские взгляды какими-либо другими, направленными будто бы на благо отдельных людей и всего человечества, которые предпринимались в истории не один раз и предпринимаются в наше время, не приводят ни к чему хорошему. Если в основе не заложена христианская иерархия ценностей, если эти ценности искажаются, то все, сделанное на таком фундаменте, чаще всего оборачивается злом для человека и окружающего мира, хотя, как казалось, пытавшиеся созидать на такой опоре, преследовали благие цели.

В книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история» речь идет об известных отечественных писателях, философах и политических деятелях XIX века (императорах Александре I и Николае I, западниках, славянофилах, почвенниках, Ф.И. Тютчеве, А.С. Пушкине, П.Я. Чаадаеве, К.Н. Леонтьеве, Л.Н. Толстом) и об их современниках. Исследуя их наследие в самых различных аспектах: культурном, литературном, философском, социальном, — автор анализирует стоявшие перед ними проблемы и пути их решения в сложном контексте российской и мировой истории.

На первый взгляд может показаться, что XIX столетие достаточно хорошо изучено и в значительной мере известно большинству людей. Отечественную и мировую историю этого века, а также классиков русской литературы в нашей стране изучают за школьной партой. Этот период истории широко представлен в исследовательской, научно-популярной и художественной литературе. Но следует заметить, что представления о нем в нашем обществе, как правило, поверхностные, недостаточные и, что немаловажно, содержат значительное количество штампов.

Особая ценность трудов Б.Н. Тарасова состоит в том, что он последовательно, на строго научной основе разрушает многие шаблоны. Один из самых ярких примеров — отношение к императору Николаю I, оценка его личности и периода его правления. Из школьного курса истории большинство учащихся усваивают, что это была эпоха реакции, застоя во всех областях жизни, а сам император воспринимается ими как душитель всякой свободы, «обидчик» лучших поэтов, писателей и вообще мыслящих людей — как «Николай Палкин». Оппонируя этому клише, Борис Николаевич Тарасов убедительно показывает, что фигура императора не была столь однозначно мрачной, а годы его правления нельзя охарактеризовать лишь как время сплошной тьмы во всех жизненных сферах. Исследователь приводит множество примеров из жизни и деятельности императора, которые убеждают читателя, что Николай I, имел немало положительных качеств, важных и необходимых для управления государством, а его дела на благо страны многочисленны и незаслуженно забыты.

Считаю очень ценным, что Б.Н. Тарасов не впадает при этом в другую крайность, сохраняя критичность оценки исторических личностей. Бывает, авторы, которые пишут о ком-то незаслуженно забытом или получившим в истории незаслуженный «темный ореол», слишком увлекаются апологетикой и создают в своих трудах нереально положительный, в какой-то мере «неживой» образ. В исследованиях Б.Н. Тарасова сохраняется историческая правда, герои остаются реальными людьми, обладающими как достоинствами, так и недостатками . Автор не идеализирует поступки героев своих книг, не представляет их в «выгодном» свете, не подбирает оправдания любым их поступкам. Он признает верными далеко не все мысли и действия тех, о ком пишет.

Благодаря трудам Б.Н. Тарасова перед читателем предстает гораздо более реальный, разносторонний XIX век со всеми его противоречиями, со многими интересными и важными людьми, которые жили в то время. Автор не просто перечисляет факты и пишет об императорах, литераторах, философах, он дает возможность читателю осмыслить историко-культурные закономерности и значение христианских ценностей, норм, традиций в истории.

В заключение необходимо отметить, что лауреаты Патриаршей литературной премии нынешнего года по-своему отражают многообразие современной литературы, коренящейся в православном мировоззрении. Годы атеистической цензуры в отечественной культуре не ослабили творческий потенциал писателей, которые транслируют православные нравственные принципы и убеждения. И сегодня нужно больше таких писателей. Мне не ведомо, как будет назван современный нам период русской литературы. Но отличительной его чертой, на мой взгляд, является интерес многих талантливых авторов к духовным законам бытия и проявление их в реалиях современности.

В Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил восьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На церемонии присутствовали: глава ; председатель Русской Православной Церкви , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве , главный редактор , председатель Издательского совета , сотрудники Издательского Совета, Издательства Московской Патриархии и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, представители государственных и общественных организаций, деятели культуры.

Ведущим церемонии выступил литературный критик, сотрудник Государственного литературного музея, журналов «Новый мир» и «Фома» П.М. Крючков.

Мероприятие началось с демонстрации фильма, посвященного истории Патриаршей литературной премии.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с .

Прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии 14 сентября 2017 года. В восьмом премиальном сезоне поступило более 50 заявок из различных регионов России и зарубежных стран ― Белоруссии, Эстонии, Латвии, Аргентины. 5 марта 2018 года на Палаты попечителей Патриаршей литературной премии был сформирован длинный список номинантов. 29 марта Совет экспертов предварительный короткий список номинантов, который был утвержден 3 мая на итоговом заседании Палаты попечителей. В короткий список номинантов восьмого сезона Патриаршей литературной премии вошли:

  • Мария Николаевна Аввакумова,
  • Леонид Евгеньевич Бежин,
  • Александр Витальевич Громов,
  • Светлана Васильевна Кекова,
  • Константин Петрович Ковалев-Случевский,
  • Владимир Андреевич Костров,
  • Альберт Анатольевич Лиханов,
  • Виктор Федорович Потанин,
  • Константин Васильевич Скворцов,
  • Михаил Александрович Тарковский.

Имена лауреатов определяются тайным голосованием. Для подсчета голосов из числа членов Палаты попечителей была сформирована Счетная комиссия в следующем составе: лауреат Патриаршей литературной премии В.Н. Николаев, ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского А.С. Соколов, первый заместитель председателя .

Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии: члены Палаты попечителей заполнили бюллетени для голосования с именами номинантов. Каждый голосующий мог отметить имена трех номинантов, достойных почетной награды.

Бюллетени были переданы в Счетную комиссию. Члены Счетной комиссии произвели подсчет голосов, заполнили протокол и передали его Святейшему Патриарху.

Святейший Патриарх вручил лауреатам дипломы и знаки Патриаршей литературной премии.

На сцену также были приглашены все номинанты премии 2018 года, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил почетные дипломы.

В завершение праздничного вечера состоялся концерт, в котором приняли участие заслуженная артистка России Лидия Музалёва и Ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной.

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом 25 декабря 2009 года () с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.