Пастернак Леонид Осипович. История семьи. Пастернак, леонид осипович

Леонид Осипович (Ицхок-Лейб, Исаак Иосифович) Пастернак – художник, педагог, профессор, академик.

“Искусство мое обладает одним преимуществом перед словом, литературой: оно – международное и понятно на всех языках. Живопись, рисунок, пейзаж, портрет – будь он написан шведом, французом, русским или евреем – понятен всем, и нам пока не нужен особый язык, особое искусство…”

Л. Пастернак

3 апреля 1862 года в Одессе в многодетной еврейской семье содержателя постоялого двора Иосифа Пастернака и его жены Лии родился сын Ицхок-Лейб – будущий художник Леонид Пастернак.

Дедушка Ицхока (Исаака) Акива Пастернак пришел в Одессу из Галиции в начале XIX века; в 1813 году у него родился сын Иосиф, ставший со временем главой большого семейства и хозяином постоялого двора возле Нового рынка на Коблевской (несохранившийся дом находился на нечетной стороне улицы между Ольгиевской и Конной).

Иосиф Пастернак стремился дать своим детям образование, и юный Исаак поступил в престижную Ришельевскую гимназию. Учился успешно, но его все сильнее влекло рисование, способности к которому проявились еще в раннем детстве. В возрасте семи лет он получил от соседа-дворника свой первый заказ – нарисовать несколько картин на охотничьи темы; заказчик, которого художник впоследствии шутливо называл “моим первым Лоренцо Медичи”, остался доволен работой и заплатил по пять копеек за каждую картину.

Позже один из постояльцев отца – журналист и издатель М.Ф. Фрейденберг, привлек уже гимназиста Пастернака к сотрудничеству в одесских юмористических иллюстрированных журналах “Маяк” и “Пчелка”. Об этом начале своей карьеры художник впоследствии вспоминал в автобиографической книге “Записи разных лет”: “Однажды шел я по Дерибасовской и столкнулся с идущим мне навстречу Михаилом Федоровичем Фрейденбергом. «Вот кстати! Вы ведь, кажется, рисуете? Не зайдете ли ко мне на минутку?..»”. А дальше события развивались так: Фрейденберг попросил Пастернака сделать рисунок для обложки нового журнала “Маяк”. Юный художник испугался и стал отнекиваться. Тогда “работодатель” сказал: “Мне надо на некоторое время уйти, а Вы вот сядьте здесь – вот бумага, карандаши и... до свиданья! Я даже запру Вас на ключ, чтобы Вы, чего доброго, не сбежали до моего прихода...”. С первым в своей жизни ответственным заказом Пастернак справился успешно, Фрейденберг был в восторге: “«Ну, я спасен, слава Богу! Молодчина!.. Я знал! Молодец Вы! Я обращался ведь к нашим двум заправским художникам – черт знает, что получалось! А ведь уже объявлено о выходе первого номера, у меня же ничего еще нет... Сам Бог послал мне Вас – у нас с Вами дело пойдет!» И действительно, «дело у нас пошло»! Еще будучи гимназистом восьмиклассником, я стал заправским художественным сотрудником журнала «Маяк», а потом «Пчелка». Главным же было то, что мы искренне привязались друг к другу и стали друзьями на всю жизнь; он стал даже моим зятем, женившись на младшей сестре моей”. (В 1883 г. Михаил (Моисей) Фрейденберг женился на Анне (Асе) Пастернак).

Однако Леонид Пастернак работал в “Маяке” и “Пчелке” скорее из дружеских чувств к издателю, чем по другим причинам. “Душа его не лежала к карикатурам, которые он находил низшим родом искусства”, – писал впоследствии М. Фрейденберг. В любом случае, для начинающего художника работа в журналах была полезной практикой.

В 1881 году Леонид Пастернак окончил Ришельевскую гимназию и Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств (1879-1881, учился у Ф. Бауэра и Л. Иори-ни); за выдающиеся успехи в рисовальной школе был награжден серебряной медалью. В том же году, по настоянию родителей приобрести “земную” профессию, поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1882 году подавал заявление о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), однако попытка оказалась безуспешной из-за отсутствия свободного учебного места. В 1883 году Леонид Пастернак перешел на юридический факультет, который экстерном окончил уже в Одессе в Новороссийском университете (1885).

Параллельно он продолжал художественное образование. В 1881-1882 гг. посе-щал частную школу-студию профессора МУЖВиЗ Е.С. Сорокина; в 1882-1885 гг. учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у профессоров И.К. Гертериха и А. Лицен-Мейера (окончил с золотой медалью).

Затем пришлось провести год (1885-1886) в одесских артиллерийских казармах, отбывая воинскую повинность.

В 1887 году Л.О. Пастернак снова поехал в Мюнхен, некоторое время провел в Академии. Вернувшись домой, написал портрет племянницы Августины Якубсон, дочери сестры Кати и ее мужа купца 2-ой гильдии Леонтия Якубсона (полотно введено в научный оборот одесским краеведом С.З. Лущиком).

В феврале 1889 г. молодой художник Леонид Осипович Пастернак женился на известной пианистке Роза-лии Исидоровне Кауфман (1867-1939), с которой познакомился еще в период сотрудничества с “Пчелкой” (ее портрет, правда, работы другого художника, украсил одну из обложек журнала). Свадьба состоялась в Москве; незадолго до бракосочетания пришел и первый творческий успех – П.М. Третьяков приобрел для своей галереи еще не законченную картину “Вести с родины” (“Письмо из дома”, 1889), не дожидаясь ее появления на 17-й выставке Товарищества передвижников (с 1888 по 1901 гг. Л.О. Пастернак – постоянный экспонент ТПХВ).


“Письмо из дома”, 1889 г.

10 февраля 1890 года в семье появился первенец – сын Боря, будущий поэт и прозаик Борис Пастернак. Кроме старшего, Бориса (1890-1960), у супругов Пастернаков родились Александр (1893-1982), Жозефина (1900-1993) и Лидия (1902-1989). Жена и дети на протяжении всего творческого пути были любимыми моделями мастера (про Леонида Пастернака, шутя, говорили, что у него дети кормят родителей, намекая на его успехи в изображении детской жизни). Жила семья в Москве, но каждое лето проводила в Одессе; младшие Пастернаки дружили с Александром, Евгением и Ольгой Фрейденбергами, детьми сестры Леонида Осиповича Анны. С родным городом Пастернака связывало и участие в выставках ТЮРХ (член объединения с 1892 г.).

В Москве Л.О. Пастернак вошел в “поленовский кружок”, познакомился с В.Д. и Е.Д. Поленовыми, К.А. Коровиным, И.И. Левитаном, В.А. Серовым, А.Е. Архиповым, С.А. Виноградовым, М.В. Нестеровым и другими художниками. В кон. 1880-х – нач. 1890-х гг. давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О.А. Гунста. В 1889-1894 гг. руководил собственной школой рисования. В 1891 году выполнил иллюстрации к собранию сочинений М.Ю. Лермонтова.

В 1893 году на Передвижной выставке художник познакомился с Л.Н. Толстым. Во время своего первого визита к писателю в Хамовники Л.О. Пастернак показал ему свои иллюстрации к “Войне и миру”, исполненные в 1892 году по заказу журнала “Север”. Рисунки привели Толстого в восторг. Он тогда же задумал при первой же возможности пригласить Пастернака к сотрудничеству. Спустя несколько лет художнику посчастливилось стать одним из первых читателей (еще в рукописи) романа “Воскресение” и автором прославленных иллюстраций к нему (1898-1899). Л.О. Пас-тернак часто гостил у Л.Н. Толстого в его доме в Хамовниках и в имении Ясная Поляна; выполнил портреты писателя и членов его семьи. Спустя много лет после смерти Толстого художник писал: “Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его... Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды, в разговоре со мной Н. Ге заметил: «Толстой Вас любит – это большое счастье”.

В 1894 году за картину “Накануне экзаменов” художник был награжден золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 году за иллюстрации к роману Л.Н. Толстого “Воскресение” был отмечен серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1902 году картину “Л.Н. Толстой в кругу семьи” приобрел Великий князь Георгий Михайлович для Русского музея в Петербурге.


Накануне экзаменов


Л.Н. Толстой в кругу семьи

В 1900 году Л.О. Пастернак посетил Европу (с группой южнорусских художников, в числе которых были К. Костанди , П. Нилус , Г. Головков , А. Стилиануди), в 1904-1906 и 1912 гг. совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 году побывал в Голландии, Бельгии, Англии.

Л.О. Пастернак в 1903 году стал одним из членов-учредителей Союза русских художников, на ежегодных выставках которого выставлял свои портреты, пейзажи и интерьеры; принимал участие в выставках “Мира искусства” (1903-1905), МОЛИ, русских и финских художников, общества “36 художников” и др.; в 1907 году был среди организаторов объединения “Свободная эстетика”. В 1905 году Петербургской Академией художеств Л.О. Пастернак был удостоен звания академика.

С 1894 по 1921 год в должности профессора Л.О. Пастернак преподавал в МУЖВиЗ (после революции переименовано во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем – во ВХУТЕМАС), руководил сначала натурным, затем фигурным классами. Его учениками были М. Сарьян, С. Герасимов, В. Ко-на-шевич, В. Перельман, Б. Такке, В. Штраних и др.


“Поздравление” (1915, ГТГ).

Помимо преподавания, художник работал в эти годы над портретами современников; им были запечатлены на бумаге и полотне литераторы М. Горький, В. Брюсов, Вяч. Иванов, К. Бальмонт, Э. Верхарн, С. Ан-ский, М. Гершензон, композиторы А. Скрябин, С. Рахманинов, певец Ф. Шаляпин, микробиолог И. Мечников, английский режиссер Г. Крейг, князь П. Кропоткин и многие другие. В ряду портретов нельзя не отметить замечательный по композиции и одухотворенности групповой портрет детей художника “Поздравление” (1915, ГТГ).

Леонид Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. В основе его творческого метода лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие “самую суть изображаемого”. Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах – за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ. И хотя Пастернака часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры мастера, чем его метода и стиля. Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн.

С женой и сыновьями

В первые послереволюционные годы Л.О. Пастернак участвовал в ряде выставок; работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1920-1921 гг. художник выполнил официальный заказ на создание портретов деятелей революции, сделал большое количество зарисовок на заседаниях ВЦИК, на съездах Советов, на конгрессе Коминтерна.

Жизнь в столице была трудной, а Леониду Осиповичу и Розалии Исидоровне потребовалось лечение, получить которое в Москве было невозможно. В 1921 году они уехали в Германию. Вместе с ними покинули Россию дочери Жозефина и Лидия, а сыновья, Борис и Александр, остались в Москве. В феврале-марте 1923 года Борис Пастернак навещал родителей в Берлине. Во время этого визита Леонид Осипович создал свой последний и, пожалуй, один из лучших рисунков старшего сына (в настоящее время хранится в ГТГ).

В начале 1924 года Л.О. Пастернак принял участие в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованную парижским издателем А.Э. Коганом. Из этого путешествия художник привез десятки рисунков и этюдов, часть из которых предполагалось включить в двухтомную монографию о Палестине.

Автопортрет с женой

В Германии Леонид Осипович продолжил свою галерею знаменитостей. Здесь им были выполнены портреты художников М. Либермана и Л. Коринта, писателей А. Ремизова и Г. Гауптмана, поэта Р.-М. Рильке, композиторов С. Про-кофьева и Г. Эйснера, физика А. Эйнштейна, германского канцлера Г. Штре-зе-мана и др. В Берлине состоялись две персональные выставки художника (1927 и 1932 гг.); он экспонировался на берлинском Сецессионе, выставках русского искусства в Париже, Гааге, Берлине, США.

После прихода к власти национал-социалистической партии Пастернаку, как еврею, было запрещено заниматься творчеством и преподаванием; перед Леонидом Осиповичем и Розалией Исидоровной снова встал вопрос о перемене места жительства. Поначалу они думали о возвращении в СССР, художник начал вести в советском полпредстве переговоры, но они не имели успеха.

В 1938 году Пастернаки уехали в Англию, где уже жили дочери. Вскоре после приезда в Лондон, 23 августа 1939 года, от сердечного приступа скончалась Розалия Исидоровна. Леонид Осипович переехал к младшей дочери Лидии в Оксфорд. Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст, художник продолжал работать. Так, в военные годы им были созданы картины “Бах и Фридрих Великий”, “Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя”, “Толстой за рабочим столом”, “Пушкин и няня”, “Сцены из советской жизни”.


Толстой за рабочим столом

В 1975 году в СССР вышла в свет книга “Л.О. Пастернак. Записи разных лет”. Мемуарный материал был собран и обработан Жозефиной Пастернак, подготовлен к печати Александром Пастернаком.

Искать по имени художника

Пастернак Леонид Осипович
1862–1945

ПАСТЕРНАК Леонид Осипович

Живописец, график.

Происходил из небогатой еврейской семьи. Первоначальное художественное образование получил в Одесской школе рисования Общества изящных искусств (1879–1881), где занимался у А. Бауера. Окончил школу с серебряной медалью. В 1881 поступил на медицинский факультет Московского университета, в 1883 перешел на юридический факультет, который оканчивал уже в Новороссийском университете в Одессе. Параллельно продолжал художественное образование. В 1881–1882 посещал частную мастерскую профессора МУЖВиЗ Е. С. Сорокина, в 1882–1885 учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у Л. Гетериха и И. Лиценмейера (окончил с золотой медалью) и живописной мастерской (курса обучения не окончил).

В 1885–1886 отбывал воинскую повинность. С 1886 по 1889 жил в Одессе. С 1888 (по 1901) - постоянный экспонент ТПХВ. В 1889 переехал в Москву. В том же году женился на пианистке Р. И. Кауфман, имел четверых детей: Жозефину, Лидию, Александра (в будущем известного архитектора), Бориса (поэта).

В Москве вошел в «поленовский кружок», познакомился с В. Д. и Е. Д. Поленовыми, И. И. Левитаном, В. А. Серовым, А. Е. Архиповым, С. А. Виноградовым, М. В. Нестеровым и другими. Картину «Вести с родины», экспонировавшуюся на 17-й выставке Товарищества передвижников, приобрел в свое собрание П. М. Третьяков. В конце 1880-х - начале 1890-х давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О. А. Гунста. В 1889–1894 руководил собственной школой рисования. С 1894 (по 1921) преподавал в МУЖВиЗ (после революции переименовано во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем - во ВХУТЕМАС), руководил сначала натурным, затем фигурным классами.

В 1892 познакомился с Л. Н. Толстым, часто гостил в его доме в Хамовниках (Москва) и в имении Ясная Поляна. Выполнил графические портреты писателя и членов его семьи. Создал иллюстрации к романам «Война и мир» (1892) и «Воскресение» (1898–1899). Сотрудничал с журналами «Маяк», «Пчелка», «Будильник», «Осада», «Свет и тени». Работал художественным редактором журнала «Артист».

В 1894 за картину «Накануне экзаменов» был награжден Второй золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 за иллюстрации к роману Толстого «Воскресение» отмечен малой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.

В 1900 посетил Париж, в 1904–1906 и 1912 совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 побывал в Голландии, Бельгии, Англии.

В 1903 стал одним из членов-учредителей Союза русских художников. В 1903–1905 принимал участие в выставках «Мира искусства». В 1907 был среди организаторов объединения «Свободная эстетика». В 1905 удостоен звания академика.

После революции работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1921 вместе с женой и двумя дочерьми переехал в Берлин. В 1924 по предложению парижского издателя А. Э. Когана отправился в историко-этнографическую экспедицию в Палестину, итогом которой стала обширная монография с репродукциями выполненных там рисунков Пастернака. В 1927–1928 и 1932 в галерее В. Хартберга в Берлине состоялись персональные выставки художника.

В эмиграции много занимался литографией, выполнил серию портретов известных деятелей культуры. После прихода к власти в Германии национал-социалистической партии Пастернаку было запрещено заниматься живописью. Художник начал в советском полпредстве переговоры о возвращении в СССР, но они не имели успеха. В 1938, после смерти жены, он переселился к дочерям в Англию. Последние годы жизни почти безвыездно жил в Оксфорде.

Мемориальные выставки Пастернака прошли в 1958 в Пушкинском клубе в Лондоне, в 1959 - в Музее Эшмолиан в Оксфорде. Ретроспективы произведений художника были организованы в 1962 в Бристоле (Городской музей) и Мюнхене (Городская галерея), 1969, 1979, 2001 в Москве (Государственная Третьяковская галерея), 1975 - Дюссельдорфе и Базеле, 1982 - Оксфорде (Музей современного искусства), 1987 - Вашингтоне.

Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. Творчество мастера сложно причислить к какому-либо конкретному художественному направлению. И хотя его часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры художника, чем его метода и стиля. Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн.

Творчество Пастернака представлено во многих музейных собраниях в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Орсэ в Париже, Музее Эшмолиан в Оксфорде.

  • 28.02.2019 Скрывающий личность художник, автор лозунга «Авторское право - для неудачников», недоволен продажей неавторизованных брендированных сувениров с изображениями его работ
  • 26.02.2019 Речь идет об умышленном повреждении картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», которое было совершено в Государственной Третьяковской галерее 25 мая 2018 года
  • 22.02.2019 Под внесением «разнообразия» понимается покупка работ женщин-художниц и художников афроамериканского происхождения, ныне недостаточно представленных в SFMoMA
  • 21.02.2019 Уголовное дело было возбуждено по части IV статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Речь идет о продаже картин на сумму около 68 000 000 рублей - то есть на миллион долларов
  • 21.02.2019 Объект «Питер - город ангелов» вернется на автобусную остановку на стрелке Васильевского острова
  • 01.03.2019 Доля уходов - 60 %. Лоты разошлись в Москву, Питер, Сергиев Посад, Краснодар, Екатеринбург
  • 26.02.2019 28 февраля в аукционном доме «Литфонд» состоятся торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 284 лота, в том числе произведения, созданные самыми выдающимися мастерами отечественного искусства
  • 25.02.2019 Традиционные двадцать лотов - это одиннадцать живописных работ, семь листов оригинальной и два - печатной графики
  • 22.02.2019 Особенно активны были Москва, Питер, Подольск, Екатеринбург. Влет раскупили не только эконом-сегмент до 60 000 рублей (это всегда бывает), но и все самые дорогие лоты
  • 22.02.2019 В собрании певца, ушедшего из жизни в 2016 году, работы Дэмиена Херста, Трейси Эмин, Сары Лукас и других звезд британского современного искусства

Отец Бориса Пастернака, Исаак (Ицхок) Иосифович, родился 22 марта 1862 года
в Одессе. Он был шестым, младшим ребёнком в семье. Его отец держал небольшую
гостиницу. В трёхмесячном возрасте Исаак заболел крупом и чуть не задохнулся
от сильного приступа кашля; отец швырнул об пол фаянсовый горшок - мальчик
испугался и перестал кашлять; как водится в иудейских семьях, после тяжёлой
болезни ему дали другое имя, чтобы ввести демона в заблуждение, и он стал
Леонидом.

Дровни. Карандаш. 1892 г.


Москва, Красная площадь. Карандаш. 1894 г.


Улица. Карандаш. 12 июня 1898 г.

Исаак-Леонид ни о какой другой карьере, кроме артистической, не мечтал, но родители
желали дать ему более надёжное занятие и отправили учиться медицине. Проучившись год,
он сбежал с медицинского факультета Московского университета и перешёл на юридический
факультет, оставлявший больше времени для художественных занятий. С юридического в
Москве он перевёлся на юридический в Одессе - там правила были ещё либеральнее,
разрешалось надолго выезжать за границу без отчисления; юридическое образование Леонид
Пастернак в результате получил, но с двухлетним перерывом на Мюнхенскую королевскую
академию художеств.


Пара с пристяжной. Карандаш. 1903 г.


Волхонка, д. 14. Карандаш. 1913 г.


Москва. Ит. карандаш, уголь. 1916 г.


В саду. Карандаш. 1918 г.

После окончания Новороссийского университета он должен был год находиться на
военной службе и выбрал артиллерию. После военной службы Леонид Осипович познакомился
с молодой пианисткой Розалией Кауфман, которая стала его женой. К моменту
знакомства с Леонидом Пастернаком она была одной из самых популярных концертирующих
пианисток в России. Они поженились 14 февраля 1889 года. Год спустя, в Москве, родился
их первый ребёнок - сын Борис. В том же 1889 году на выставке передвижников картину
Пастернака "Письмо с родины" покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.



У фортепиано. (Р.И.Пастернак) Тушь. 1890 г.


За столом, спящая. Карандаш. 1890 г.


За книгой (Р.И.Пастернак) Тушь. 20 дек. 1890 г.


На диване (Р.И.Пастернак). Тушь. 1892 г.


Спящий гимназист (Б.Пастернак). Ит. карандаш. 22 июля 1902 г.


Борис Пастернак за фортепиано. Уголь. 1909 г.


Б.Пастернак. Уголь 1918 г.


Борис Пастенрак. Уголь, карандаш. 1918 г.

В 1893 году Пастернак познакомился с Толстым: на очередной выставке Товарищества
передвижников Лев Николаевич похвалил его картину "Дебютантка", Леонид Осипович
признался, что собирается иллюстрировать "Войну и мир", и попросил аудиенцию для
разъяснений. Толстой назначил встречу, эскизы Пастернака понравились ему необыкновенно,
художника пригласили бывать в доме, приходил он и с женой. Леонид Осипович рисовал
писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.
Многие работы художника этого периода находятся сейчас в Третьяковской галерее.


Л.Н.Толстой. Уголь. 1906 г.

В 1900 году в Москву приехал молодой австрийский поэт Райнер Мария Рильке.
Желая посетить Толстого, Рильке познакомился с его любимым иллюстратором,
получив рекомендательное письмо и самый любезный приём.


Р.-М.Рильке в Москве. Уголь.

Леонид Пастернак был дружен с Левитаном, с которым они вели долгие
разговоры об участи еврейства в России; с Нестеровым, Поленовым, Врубелем,
С.Ивановым; Поленовы познакомили его со стариком Ге. Леонид Осипович пишет
портреты деятелей культуры и искусства: Горького, Брюсова, Скрябина,
Рахманинова, главного раввина Москвы Мазе.


А.Н.Скрябин. Ит. карандаш. 30 окт. 1913 г.


Скрябин на репитиции "Прометея". Уголь. 1915 г.

16 сентября Леонид и Розалия Пастернаки с дочерьми уезжают на лечение в Германию:
художнику требовалась операция глаза. После операции Леониду Осиповичу предлагали много
новых и интересных работ, и художник так и не вернулся в СССР. В 1933 году Пастернак с
женой уезжает в Англию, к дочерям.

Работы художника сегодня представлены во многих
музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии

Другие репродукции Леонида Осиповича:


У окна. Карандаш. 1894 г.


Узкая улица. Цв. карандаш. 12 июля 1900 г.


У ворот. Уголь. 1904


Пейзаж с готической церковью. Пастель. О-в Рюген. 1906 г.


На прогулке. Ит. карандаш. Райки, 1907 г.


Лондон, парламент. Уголь. 1 авг. 1907


Дом на окраине. Пастель. 1908 г.


За чаем. Акварель. Райки, 11 июля 1909


У моря. Уголь. 1911 г.


Венеция, мосты. Пастель. 1912 г.


Венеция. Цв. бумага. Пастель. 1912..


Полевые работы. Карандаш. 1918 г.

Репродукции из книги "Борис Пастернак. Воздушные пути".
(Москва.Советский писатель. 1982).

Текст по книге серии ЖЗЛ Дмитрия Быкова "Борис Пастернак" и
статье Майи Басс "Счастливая судьба Л.Пастернака"

Леонид Осипович Пастернак — живописец и график. Родился в Одессе 22 марта (3 апреля) 1862 г. в семье содержателя небольшой гостиницы. Был младшим из шести детей в семье.
Способности к рисованию проявились у мальчика в раннем детстве. С 1874 г. он сочетал занятия в Одесской рисовальной школе с учебой в гимназии, по окончании которой предпринял безуспешную попытку поступить в художественное училище. Родители не одобряли увлечения сына, и по их настоянию в 1881 г. Леонид стал студентом медицинского факультета Московского университета. Через два года он перевелся в Новороссийский университет (Одесса), где до 1885 г. изучал юриспруденцию.
Одновременно Пастернак продолжал заниматься живописью: в 1882 г. учился в московской школе-студии Е.С.Сорокина, в 1883-1886 гг. — в мюнхенской Академии художеств у И.К.Гертериха и А.Лицен-Мейера. Брал уроки офорта
у И.И.Шишкина.
Участие в ежегодных выставках Товарищества передвижников принесло молодому художнику первый серьезный успех: в 1889 г. его картина «Письмо с родины» была приобретена П.М.Третьяковым. Окрыленный успехом, Пастернак переезжает в Москву. Он женится на пианистке Розалии Исидоровне Кауфман (1868-1939); в 1890 г. у них рождается первенец Борис — будущий русский поэт.
Вскоре художник предпринимает поездку в Париж. По возвращении Пастернака оттуда его произведения становятся более изысканными и динамичными, он начинает использовать новую технику — сочетание темперы, пастели и угля.
В основе творческого метода Пастернака лежат быстрые, почти мгновенные зарисовки, которые сам он называет школой «настоящего импрессионизма». Ощущение фиксации впечатления художнику удается сохранить и в живописных произведениях — за счет выбора будто бы случайного движения, раскрывающего образ. Работы Пастернака отличает своеобразная, основанная на контрастах света и тени, передача световоздушной среды.
Пастернак проявил себя как замечательный художник книги: им созданы рисунки к собранию сочинений М.Ю.Лермонтова (1891), четыре акварели к роману «Война и мир» (1893). По приглашению Л.Н.Толстого в 1898-1899 гг. он выполнил иллюстрации к роману «Воскресение», остающиеся непревзойденными до сих пор.
Л.О.Пастернак был членом объединения «Мир искусства» и одним из учредителей Союза русских художников. С 1894 по 1921 г. он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии — ВХУТЕМАС),
а в 1905 г. получил звание академика живописи.
Талантливый портретист, Пастернак проникновенно передает внутреннюю жизнь своих моделей. Наиболее известны его групповые композиции: «Л.Н.Толстой с семьей в Ясной Поляне» (Государственный музей Л.Н.Толстого), «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (обе — 1902, Русский музей), «Поздравление» (портрет детей художника; 1914, Третьяковская галерея).
В 1921 г. Пастернак выезжает на лечение в Германию. С женой и дочерьми он поселяется в Берлине, где создает портреты выдающихся современников:
А.М.Ремизова (1924), А.Эйнштейна (1924, Иерусалимский университет),
Р.М.Рильке (1926), Г.Гауптмана (1930) и др. В 1927 и 1932 гг. в Берлине проходят две персональные выставки мастера. В период эмиграции его интерес привлекает еврейская тематика: он участвует в историко-этнографической экспедиции
в Палестину, издает монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве», пишет цикл портретов выдающихся деятелей еврейской культуры. В 1932 г. в Берлине была издана книга его воспоминаний о Л.Н.Толстом, но большая часть тиража погибла при публичном сожжении книг нацистами.
Покинув Германию в 1938 г., Леонид Осипович перебрался в Англию, где тогда проживали его младшая дочь. Некоторое время работал в Лондоне, в последние годы жил в Оксфорде, в доме дочери Лидии.
Умер Л.О.Пастернак в Оксфорде 31 мая 1945 г.

Большинство подлинников, а также множество авторских повторений, эскизов и вариантов иллюстраций Л.О.Па-стернака к «Воскресению» хранится в Государственном музее Л.Н.Толстого в Москве. Ряд черновых набросков находится в собрании Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна».
Первоначально эти иллюстрации были опубликованы в журнале «Нива» за 1899 г. (№11-52), где ро-ман впервые стал печататься. Их количество было пополнено в отдельном издании «Воскресения», выпущенном А.Ф.Марксом в 1900 г. непосредственно вслед за напечатанием ро-мана
в «Ниве». По цензурным требованиям две иллюстрации — зарисовка политических на полуэтапе и эпизод раздачи англичанином Евангелий — в издании Маркса отсутствуют. Две эти иллюстрации воссоединились с остальными в том же году в одном из английских изданий «Воскресения» в издательстве «Сво-бодное слово». Все 33 иллюстрации были также выпущены «Свободным словом» в 1901 г. в виде папки.
Все эти издания включали в себя только черно-белые иллюстрации, оригиналы которых представляют собой рисунки на бумаге или картоне, выполненные итальянским карандашом с использованием белил (в двух случаях — живопись маслом на картоне).
В 1915 г. в издательстве И.Д.Сытина вышло отдельное роскошное издание романа, в котором, помимо 24 черно-белых иллюстраций (включая впервые публикуемый лист «По дороге из суда в тюрьму»), были помещены 10 авторских вариантов, выполненных в цвете.
При жизни художника иллюстрации печатались в отдельных изданиях еще дважды: в берлинском издательстве «Нева» в 1923 г. и в издательстве «Academia» (Москва; Ленинград) в 1935 г.
В последнее из указанных изданий вошли 35 иллюстраций (включая — впервые — вариант иллюстрации «Весна» с силуэтом Л.Н.Толстого), воспроизведенные в основном по оригиналам из Государственного Толстовского музея (однако только четыре из них были напечатаны по цветным оригиналам). Редактор этого издания обратил внимание читателя на то, что две иллюстрации Пастернака не соответствуют толстовскому тексту. Эти несоответствия возникли либо в силу обычной корректорской небрежности при печатании «Воскресения» в «Ниве», либо в связи с исправлениями редактора журнала Р.И.Сементковского:
«Так, иллюстрация к XIV главе первой части изображает две фигуры (кроме ямщика), едущих в санях к тетушкам Нехлюдова в страстную субботу, — священника и дьякона — в связи со следующим текстом „Нивы“: „Вечером в субботу, накануне Светлого Христова Воскресения, священник с дьяконом... приехали служить заутреню“. В подлинном же толстовском тексте (и в издании „Свободного слова“) говорится, что к тетушкам приехали „священник с дьяконом и дьячком“, то есть в санях, кроме ямщика, должны были находиться три фигуры. Иллюстрация к XXIV главе той же части изображает стоящую фигуру Масловой, кото-рую трогает за рукав халата жандарм. Это соответствует следующему тексту „Нивы“: „Когда Картинкин и Бочкова вышли, она все еще стояла на месте и плакала, так что жандарм должен был тронуть ее за рукав ха-лата“. Но в подлинном толстовском тексте (и в издании „Свободного слова“) вместо „стояла“ читается „сидела“».

В истории искусства не так много художников, о которых мы можем сказать, что у них была счастливая судьба. К этим немногим можно с полным основанием отнести Леонида Осиповича Пастернака.


Он родился в Одессе в 1862 году. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Мать, как и большинство еврейских женщин в черте оседлости, была неграмотна, но она была умным и сильным человеком. Леонид - самый младший из шестерых детей в семье и самый любимый.

Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родителей это только раздражало: они болели за него душой и хотели, чтобы он вышел в люди - стал аптекарем, доктором или присяжным поверенным. А мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и разрисовывал ими и пол, и стены.

По требованию родителей он год учится на медицинском факультете, потом - на юридическом, но талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию.

Это были два года вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства.

Закончилась учеба, и в течение года Леонид проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию.

После службы он едет домой, в Одессу, и здесь знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман. Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году. И как свадебный подарок - еще удача: на выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину "Письмо с родины", ее покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

Это дало возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки стиль художника несколько меняется, его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными. Пастернак начинает применять новую технику - сочетание темперы и пастели, много рисует углем. Его произведения становятся более выразительными, естественными и динамичными, они передают настроение изображаемой модели или пейзажа.

Л. О. Пастернак с женой

и сыновьями

Через год в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий замечательный российский поэт.

На очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака "Дебютантка" привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом. Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее. Пастернак создал также замечательные иллюстрации к "Войне и миру" и "Воскресению", которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

К этому времени Леонид Пастернак уже профессор прославленного Московского училища живописи, ваяния и зодчества и останется на этом посту более четверти века.

Получение этой должности, как и все перемены в его жизни

Сопровождалось очередным экзаменом на твердость духа. Пастернак знал, что кандидатуры профессоров утверждаются главой совета училища великим князем Сергеем Александровичем, известным юдофобом. Простейший, казалось бы, ход, к которому вынужденно прибегали многие российские евреи - креститься, изменить вере отцов, и тогда препятствие устранено. Но Леонид Пастернак в письме инспектору училища князю Львову заявляет: "Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения". Так Пастернак выдержал экзамен на силу духа и преданности своему народу, и великий князь подписал желанное назначение. Укрепилось материальное положение семьи, где к 1902 году подрастало уже четверо детей.

Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.

"Бетховен".

Л. Пастернак

Дом Пастернаков стал одним из культурных центров Москвы, где часто собирались художники и музыканты. Помимо преподавания, Леонид Осипович пишет портреты деятелей культуры и искусства: Горького, Брюсова, Скрябина, Рахманинова, главного раввина Москвы Мазе. Замечателен групповой портрет детей Пастернака, находящийся в Третьяковской галерее. Портреты эти отличались особой точностью духовной характеристики портретируемых.

В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, в первые послереволюционные годы он участник ряда российских выставок.

В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".

В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.

Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года. Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии. Леониду Осиповичу было многое дано судьбой: любящие родители, жена - добрейшей души человек, преданный его друг и помощник, способные и красивые дети, один из которых - гениальный поэт Борис Пастернак. Художнику выпала счастливая судьба, и он заслужил это счастье.