Крупнейшие аукционы Европы: где и когда. Аукционный дом Сотбис (Sotheby's) В святая святых искусства

Приобретать что-либо на торгах знаменитой аукционной фирмы Сотбис (Sotheby"s) считается и признаком особой респектабельности, и гарантией серьезных капиталовложений. Ежегодный оборот Сотбис превышает миллиард долларов, в числе ее клиентов - вся мировая элита.

Сегодня торговать произведениями искусства прибыльно, престижно, перспективно, и вся блестящая история Сотбис - урок, как правильно вести дела. Ограничений на вывоз художественных шедевров из Великобритании не существует, в отличие от других стран. Поэтому уникальные произведения искусства с легкостью переходят в национальные и частные коллекции Европы и Америки. Эффектные спектакли на миллионы долларов разыгрываются или в Лондоне на элегантной Нью-Бонд, или в Нью-Йорке на респектабельной авеню Йорк. Совместно с аукционным домом Christie"s занимает 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.

История

А начиналось все в Лондоне больше 200 лет назад. Датой рождения знаменитого дома считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли. Тогда приобретение книг было в большой моде у коллекционеров и состоятельных людей. Охотно покупались целые библиотеки, часто после смерти ее обладателя. На этих аукционах Бейкер довольно быстро нажил капитал. В 1767 г. партнером Бейкера стал Джордж Ли, человек с репутацией блестящего аукциониста. Затем в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера в 1778 году наследство было поделено между этими компаньонами, а фирма стала именоваться Сотбис. К этом у времени она уже взялась и за торговлю гравюрами, монетами и другим антиквариатом.

В 1917 году фирма переехала с улицы Веллингтон на Нью-Бонд 34/35, в самый центр Лондона, где находится и по сей день. У входа в новую резиденцию фирмы была установлена черная базальтовая фигура египетской богини Сехмет, сейчас это символ Сотбис. До сих пор в этих зданиях размещаются великолепные аукционные залы для больших и малых продаж произведений искусства и редкостей.

Самая яркая страница истории знаменитого дома связана с именем директора Питера Уилсона. Опередить могущественных конкурентов (в том числе СHRISTIE"S) ему помогла огромная энергия и коммерческое чутье: он раньше других оценил перспективу возможностей зарубежного арт-рынка. Другим его достижением стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые ему удалось их картины в дорогостоящие лоты. Следующий шаг на пути к триумфу: создание в 1955 году отделения в Нью-Йорке.Затем филиалы открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции.

Самые успешные продажи

В 1980 году в Нью-Йорке аукционная цена известной картины английского художника Тернера превзошла все предшествующие и ушла за 6,4 миллиона долларов. В 1985 году за «Пейзаж с восходящим солнцем» Ван Гога было получено 9,9 миллиона долларов. В Цюрихе в 1969 году прошел первый европейский ювелирный аукцион швейцарского филиала Сотбис, а в 1976 впервые за отдельный драгоценный камень -знаменитый Розовый бриллиант - было получено 1 090 000 долларов. Одним из последних ювелирных «хитов» в Женеве стали изделия русской фирмы Фаберже. Изумительное яйцо «Яблоневый цвет» на торгах Сотбис в 1996 году ушло за 1 433 500 швейцарских франков.

Среди «гвоздей» сезона 1990 года известны коллекция Греты Гарбо - 20 900 000 долларов, пейзаж Констебля «Плотина» - 10 780 000 фунтов, рукописный Бестиарий герцога Нортумберлендского (энциклопедия животного мира XIII века) - 2 970 000 фунтов.

Русское отделение

Создание Русского отделения стало еще одной значимой вехой в развитии знаменитого дома. Сегодня Сотбис занимает ведущую позицию на мировом рынке. Это значит - регулярные, два раза в год (июнь, декабрь, в этом году декабрьские торги перенесены на октябрь) аукционы в Лондоне и периодические в других филиалах, а также значительно опережающее конкурирующие фирмы число лотов. Торговля старым русским искусством считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1% от общего оборота фирмы.

Коммерческий интерес к русскому искусству на западном рынке появился к середине 70-х годов, но регулярные торги, признавшие и художественную, и коммерческую ценность работ русских живописцев, начались с 1984 году. В 1988 году Сотбис провела свой первый аукцион в Москве, который до сих пор считается сенсационным, потому что показал рекордные цены и на современное искусство. Однако пиком коммерческого интереса стал 1989 год. Вещи уходили, по сравнению со стартовой ценой, с громадным отрывом. Последствием этих аукционов стал настоящий бум на русский авангард. Пример тому - полмиллиона фунтов стерлингов - за работы Л. Поповой или 800 000 долларов - за пейзаж А. Экстер. Тогда же сенсационно, десятикратно, выросли цены и на полотна русских реалистов XIX века и живописцев «Мира искусства».

Сейчас число покупателей из России значительно выросло: в игру вступили частные лица, коммерческие галереи, банки, которые в основном покупают живопись XIX века. Среди громких продаж последнего периода (1995 года) можно назвать «Портрет Авроры Демидовой» кисти К. Брюллова, за которой пыталась бороться и Третьяковская галерея. Эффектный спектакль з акончился в пользу Галины Вишневской. При стартовой цене 60 000 фунтов стерлингов шедевр достался известной обладательнице коллекции русского искусства за 189 500 долларов.

Сегодняшний день

Сейчас ежегодно аукционный дом продает по всему миру около 250 тысяч произведений искусства. Не оставляет фирма традиционного букинистического направления, продает ювелирные изделия. Кроме того, «Сотбис» занимается продажей земельной и недвижимой собственности. Оборот аукционного дома составляет 135 млн. фунтов ежегодно.

Кстати, Галина Вишневская стала участницей и одного из последних скандалов, разразившихся на Сотбис. Коллекцию «Ростроповича-Вишневской»: произведения искусства 18-20 веков, посуду, фарфор, серебро, мебель (все 450 лотов) еще до начала торгов приобрел известный российский бизнесмен Алишер Усманов за 36 млн. фунтов стерлингов. В Гонконге в сентябре этого года был продан за рекордную сумму перстень с ярко-голубым ограненным алмазом весом шесть каратов, он ушел с молотка за 8 миллионов долларов.

Новости

14 ноября аукционный дом Сотбис в Женеве (Швейцария) будет продавать один из самых больших в мире бриллиантов . За камень весом 84,37 карата организаторы аукциона планируют выручить $12-16 млн. Победитель аукциона получит право назвать бесцветный кристально чистый и безукоризненно отполированный симметричный камень собственным именем или же в честь любимого человека.

11 декабря в Нью-Йорке будет выставлена на продажу статуэтка «Оскара», вручённая в 1941 году за фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Устроители торгов надеются выручить за этот лот от 800 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч долларов. На стоимость статуэтки влияет то, что она была единственным «Оскаром», присуждённым киноленте «Гражданин Кейн» - фильму, который считается одним из лучших в истории кино. Награда досталась тогда создателям - за лучший сценарий.

На выставке представлены видеозапись торгов; выдержки из интервью с организаторами и художниками-участниками аукциона; VR-инсталляция, которая позволяет посетителям стать свидетелями торгов; архивные материалы, демонстрирующие противоречивое отношение к аукциону, сохраняющееся по сей день. Также на выставке экспонируются некоторые произведения, участвовавшие в торгах, в том числе рисунок Варвары Степановой (около 1924), «Клоун. Сцена в цирке» (1935) Александра Родченко, «Фундаментальный лексикон» (1986) Гриши Брускина (проданный за рекордные £242 000) и «Все о нем» (1971) Ильи Кабакова. Последняя работа была приобретена Альфредом Таубманом — в то время председателем совета директоров Sotheby’s — и подарена советскому Министерству культуры как первое произведение для будущего музея современного искусства СССР.

Аукцион «Сотбис» ознаменовал изменение советского политического ландшафта и стал последней международной культурной инициативой эпохи перестройки, которая потребовала одобрения советского правительства. Он также оказался одним из самых успешных торговых обменов в советской культуре, изменившим позицию Союза художников и других официальных институтов, подведомственных Министерству культуры, которые быстро осознали выгоды, которые сулит интерес Запада к неофициальному искусству — интерес, способный стать одним из источников притока иностранной валюты.

Однако рекордные цены, установленные на аукционе и заставшие советский и западный арт-мир врасплох, не выдержали распада Советского Союза и рухнули вместе с ним. Вместе с тем «Русский “Сотбис”» привел к устранению жесткого разделения на официальную и неофициальную культуры, привнес в искусство дух конкуренции и вызвал новую волну эмиграции среди художников, стремившихся воспользоваться активным международным вниманием, которое было порождено аукционом. Со временем торги обрели мифический ореол, о котором писатель Эндрю Соломон сказал: «…об этом событии так много говорили, что в последующие годы критики, кураторы, коллекционеры и художники чего только не ставили аукционному дому в заслугу: он-де открыл одно направление, изобрел другое, положил конец третьему».

Московские торги «Сотбис» также освещаются в книге « » (англоязычное издание — ), опубликованной Музеем «Гараж» в 2016 году. Это издание, сосредоточенное на 15 групповых выставках и других крупных проектах, привлекших внимание международной публики к российским художникам или познакомивших российскую публику со звездами западного искусства, предлагает читателям уникальный взгляд на рождение глобального арт-мира. Книгу можно приобрести в книжном магазине Музея, англоязычное издание также доступно на сайтах

Адрес: 1334 York Avenue, New York, NY 10021

История «Сотбис», одного из старейших арт-аукционов в мире, началась в 1744 году в Лондоне. Основатель фирмы, Самуэль Бейкер, изначально продавал с молотка книги. На раннем этапе деятельности через фирму прошли богатейшие библиотеки мира из коллекции выдающихся деятелей, в том числе библиотека Наполеона Бонапарта.

К концу Первой мировой войны аукционный дом «Сотбис» значительно расширил сферу деятельности и уже занимался торговлей другими раритетами - гравюрами, медалями и монетами. Кроме того, фирма переехала в знаменитое здание на улице Нью-Бонд-стрит, которое и по сей день остается ее лондонской резиденцией. Переезд на эту фешенебельную улицу ознаменовал начало новой эры в истории Sotheby"s - наконец торговля картинами и другими произведениями искусства стала приносить значительную часть прибыли в сравнении с оборотом на букинистическом рынке. Благодаря смене профиля фирма добилась рекордного роста товарооборота в 60-е годы под руководством Питера Уилсона.

Именно Уилсон, пришедший в «Сотбис» в 1936 году, вывел фирму на международный уровень. Он обеспечил фирме колоссальную прибыль от продаж картин импрессионистов и модернистов, пользовавшихся неслыханной популярностью. Пожалуй, самыми сенсационными и значительными за время пребывания Уилсона в руководстве фирмы стали торги, состоявшиеся в 1958 году и вошедшие в историю под названием «Гольдшмидтовских торгов». Все семь картин, выставленные на аукцион, были проданы в течение всего 21 минуты. Выручка составила 781 000 фунтов стерлингов - по тем временам рекордная сумма для продаж произведений изобразительного искусства. Пол Меллон приобрел портрет кисти Сезанна «Мальчик в красном жилете» за 220 000 фунтов стерлингов, что в пять раз превышало предыдущий рекорд стоимости картины, проданной на аукционе. Гольдшмидтовские торги стали одним из наиболее значимых событий культурного масштаба в 1958 году и, пожалуй, самым захватывающим арт-аукционом века.

Главным образом благодаря интуиции Питера Уилсона Sotheby"s первым из аукционных домов признал перспективность торговли произведениями искусства на международном рынке. Именно поэтому в 1955 году компания открыла представительство в Нью-Йорке, а в 1964 году приняла еще более дальновидное решение о приобретении аукционной фирмы «Парк-Бернет», крупнейшего в США аукционного дома со специализацией на произведениях искусства. Став собственностью фирмы «Сотбис», аукционный дом «Парк-Бернет» занял ключевую позицию на стремительно растущем североамериканском рынке реализации картин импрессионистов и модернистов.

Включив в свой состав крупнейший американский аукционный дом, фирма «Сотбис» продолжала искать пути расширения своего влияния. Со временем представительства фирмы открылись по всему миру.

Sotheby"s проводит свыше 350 аукционов в год, большая часть которых проходит в двух главных торговых залах - в Нью-Йорке и Лондоне. Остальные аукционы проводятся в зарубежных торговых залах - в Гонконге, Амстердаме, Женеве, Париже, Милане, Цюрихе, Мельбурне и Сингапуре.

Покупка на аукционе Sotheby"s

  • Участие в аукционах «Сотбис» могут принять все желающие совершенно бесплатно. Примерно за 3-7 дней до начала торгов лоты выставляются на общее обозрение. Каталоги торгов можно получить примерно за месяц до проведения аукциона. В каталогах содержится подробное описание каждого лота, сведения о его происхождении и экспонировании, ссылки на упоминания в специальной литературе и приблизительная стоимость. Электронную версию каталогов можно просмотреть на сайте аукционного дома на английском, французском и итальянском языках.
  • Предложить цену за лот, выставленный на аукционе, можно лично посетив торги или подав заявку на заочное участие. Бланк заявки вложен на последней странице любого каталога Sotheby"s. В ряде случаев допускается принятие ставки от потенциального покупателя по телефону.
  • Аукционный дом «Сотбис» взимает комиссионные, так называемый процент покупателя. Комиссионные прибавляются к наивысшей цене, предложенной победителем аукциона (аукционная цена), и входят в общую стоимость покупки.
  • Для оплаты покупки принимаются чеки или переводы, кредитные карты Visa, MasterCard и American Express, а также наличные (с учетом некоторых ограничений).
  • Получить купленный лот можно в торговом зале или по почте.

Искусство и деньги веками были в центре человеческого внимания. Жанры и направления менялись, но интерес к таинству создания великих полотен и их заоблачным ценам неизменно велик. Как формируется стоимость лота на аукционе? Кто определяет, что “Швейная машинка с зонтами в сюрреалистическом пейзаже” Сальвадора Дали сегодня продается за 2 млн. евро, а “Соборная площадь. Милан” современного художника Герхарда Рихтера уходит с молотка за 51 миллион? Лучший способ окунуться в мир больших денег и произведений искусства – отправиться на аукционы и получить информацию из первых рук.

Аукционный дом «Сотбис» (Sotheby’s) – один старейших. С момента его основания в Лондоне в 1744 география и степень влияния этих торгов на мировой рынок значительно изменились. Сегодня его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке, а филиалы разбросаны по всему миру, включая Париж, Цюрих и Торонто. Ежегодный оборот дома достигает нескольких миллиардов долларов. Аукционы «Сотбис» бесплатны и открыты для каждого, даже если вы не участвуете в торгах. Большинство торгов проводятся в дневное время, однако некоторые начинаются и вечером, и тогда для посещения вам понадобится билет.

Обычно аукционы проходят четыре раза в году в Лондоне и в Нью-Йорке. Посещение такого мероприятия – особый и ни с чем несравнимый опыт. Здесь можно увидеть произведения любимых художников и скульпторов, которых не найти в музейных коллекциях или собраниях галерей. В окружении лучших специалистов из мира торгов вы становитесь свидетелем таинств покупки и продажи предметов из нескольких десятков категорий: от античного искусства до картин современных художников.

Сегодня «Сотбис» признается профессионалами лидером именно в категории «Современное искусство», основные продажи предметов которого проходят ежегодно в мае и ноябре в Нью-Йорке и в феврале и июне в Лондоне.

Кристис

Еще один титан в мире аукционного дела и главный конкурент «Сотбиса» – «Кристис» (Christie’s), основное место дислокации которого также успело поменяться с Лондона на Нью-Йорк. Деятельность обоих вместе составляет около 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.

«Кристис» осуществляет более шестисот продаж в год, то есть в среднем две продажи в день. Торги проходят по 80 категориям: изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель и предметы интерьера и многое другое. Одно из наиболее перспективных направлений развития «Кристис» – постоянно действующий Русский отдел и престижные «Русские торги» (Russian Sales).

Русский отдел каждый год проводит торги в апреле в Нью-Йорке и в ноябре в Лондоне, каждый раз устанавливая все новые и новые рекорды продаж. Последние торги в Лондоне, например, принесли 16,9 миллионов фунтов. Как и «Сотбис», этот аукционный дом устанавливает минимальную цену на торгах, которая постепенно увеличивается, и лот уходит к покупателю, назначившему самую высокую цену.

Предаукционные выставки Сотбис и Кристис

Увидеть произведения искусства, которые будут проданы на двух крупнейших аукционах за миллионы, можно, посетив выставки, организуемые аукционными домами до торгов. Для увеличения числа посетителей их устраивают не только в главных помещениях «Кристис» (Рокфеллер Плаза) и «Сотбис» (Йорк-авеню), но и привозят в крупнейшие мировые столицы: Москву, Токио, Лондон и Париж. Изюминка таких выставок – в выбранном организаторами помещении. Оно всегда сочетает в себе историческую ценность для жителей той или иной страны и одновременно достаточно надежно и безопасно для хранения дорогостоящих лотов.

Бонхамс

Вслед за двумя лидерами продаж объектов мирового культурного наследия эксперты обычно называют аукционный дом «Бонхамс» (Bonhams). Третий по величине аукцион в мире проводит продажи по 70 категориям, включая живопись и машины, музыкальные инструменты и предметы интерьера. Bonhams разместил свои филиалы в США, Австралии, ЮАР и Гонконге. Столь широкая география распространения позволяет этому аукционному дому проводить в год более 700 торгов по всему миру. Аукционы проводятся в разных городах в зависимости от специфики лотов и той категории, которая выставляется на продажу.

Доротеум

В немецкоговорящих странах лидерство принадлежит венскому аукционному дому «Доротеум» (Dorotheum). Более 300 лет существования делают его старейшим из главных аукционов мира. Штаб-квартира этого дома никуда не переезжала и по-прежнему расположена в Вене. Единственное изменение в рамках глобализации мирового рынка искусства – новые представительства в некоторых австрийских городах, например, в Зальцбурге, а также в других точках Европы, например, в Праге и Милане. Ежегодно «Доротеум» проводит около 600 аукционов, большая часть из которых – ежедневные «аукционы без каталога» во дворце Доротеум в австрийской столице. Однако самая важная часть продаж – серия четырех главных торгов в рамках аукционных недель. Именно во время них проводятся аукционы редких произведений изобразительного искусства – от работ старых мастеров до стиля модерн и современного искусства.

Еще одна особенность этого дома – собственный ювелирный магазин «Доротеума», который на сегодняшний день является крупнейшим в Австрии.

В последнее время на культурную жизнь во всем мире все активнее влияет такое явление как художественные аукционы. Крупнейшие мировые СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, и интернет-издания) заполнены сенсационными новостями с торгов на аукционах. Эти сообщения и многочисленные комментарии привлекают к себе гораздо больше внимания общественности, чем публикации об уникальных выставках шедевров искусства и новостях из крупнейших музеев мира.

Аукционы (лат.auctio - продажа с публичных торгов) – распространенный способ реализации товаров на основе конкурса покупателей. Аукционеры прекрасно учитывают человеческую психологию и делают ставку на азарт, при которой покупатели по инерции взвинчивают цену на радость аукционистам и продавцам.

На аукционах продают все (антиквариат, картины, землю, недвижимость, пакеты акций, марочное вино, письма знаменитостей, драгоценности и даже детские рисунки). При этом эффективно решаются самые разные проблемы: от сугубо коммерческих до благотворительных.

Считается, что аукционы существовали уже в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне (на них продавали девушек в замужество) и в Древнем Риме. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь во Франции в XIII веке. Появление современного типа аукционов исторически связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. Аукционную продажу книг подхватила Англия (в 1676 году), ставшая родиной крупнейших аукционных домов мира. В развитых странах аукционные дома ныне есть едва ли не в каждом крупном городе. Различают несколько типов аукционов, но основными являются «английский» («восходящий») и «голландский» («нисходящий»).
Английский аукцион основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену (так работают, например, оба крупнейших аукционных дома Christie"s и Sotheby"s).

Голландский аукцион начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Такая форма активно используется и сейчас, например, на аукционах тюльпанов или рыбы, то есть, там, где что-то нужно быстро продать.

Чем крупнее аукционный дом, тем универсальнее его деятельность (от антиквариата и изобразительного искусства до коллекционных машин и музыкальных инструментов). Торги проходят иногда по несколько раз в день, в том числе, в on-line режиме и начинают напоминать фондовые биржи, хотя обороты пока все-таки несопоставимы.

Антиквариат, живопись, графика и скульптура являются ядром любых крупных аукционов произведений искусства. Это, как правило, вторичный арт-рынок, то есть, на нем продают не новые произведения, а то, что было создано ранее, потом куплено или унаследовано.
Одним из самых определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо общей моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет т. н. провенанс картины (англ. provenance - происхождение, источник). Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Провенанс обычно приводится в аукционных каталогах для подтверждения подлинности экспоната. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов.

Каждый аукцион предлагает детальную инструкцию для продавцов и для покупателей. Обычно аукцион сопровождает предаукционная выставка, открывающаяся за несколько дней до торгов.

К каждому аукциону готовится каталог, который можно купить или просмотреть на сайте аукциона. В каталогах приводятся сведения уже о конкретных лотах (отдельных объектах или группах объектов, предложенных для продажи как неделимые единицы), а также предпродажный разброс цены, в рамках которого конкретный лот ожидается быть проданным.

Для участия в аукционе, желающие совершить покупку, должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он может сделать покупку по телефону или оставить заранее письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. «hammer price» - цена после удара молотка) меньше, чем реальная цена покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги.

О двух «китах» аукционных торгов, старейших английских домах «Сотбис» и «Кристис», сегодня знают, пожалуй, все. Аукционный дом Сотбис (англ. Sotheby"s) основан более 260 лет назад в Лондоне.
Датой его рождения считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли и довольно быстро нажил солидный капитал. В 1767 г. в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера фирма стала именоваться «Сотбис». Постепенно приобретать лоты на ее торгах стало считаться признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений. Центральные залы Сотбис располагаются в Лондоне на элегантной Нью-Бонд. Именно здесь разыгрываются эффектные спектакли на сотни миллионов долларов. Выходом Сотбис на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения в Нью-Йорке. Затем была создана большая сеть филиалов по всему миру (в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции и т. д.).

В 1990 г. объем товарооборота всех отделений Сотбис достиг более 2 миллиардов долларов.
Вся история Сотбис - блестящее свидетельство тому, что торговать произведениями искусства прибыльно, престижно и перспективно.

Одним из первых рынок изящных искусств захватил другой крупнейший аукционный дом Кристис (англ. Christie’s), история которого началась 5 декабря 1766 года, когда его основатель, бывший морской офицер Джеймс Кристи, открыл первые торги. Вскоре он уже владел в Лондоне помещением со специально построенным для него аукционным залом.

Считается, что именно здесь проходили самые большие аукционы XVIII и XIX веков. И кстати, не кто иной, как сам Джеймс Кристи, выступил посредником в сделке по продаже российской императрице Екатерине II знаменитой коллекции живописи сэра Роберта Уолпола, который считается первым британским премьер-министром. Эта сделка заложила основы будущего музея Эрмитаж.

Важнейшим достижением фирм Сотбис и Кристис в XX веке стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и своими сюрпризами. В последние годы двум аукционным гигантам удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю бизнеса и определивших современный уровень цен на предметы искусства. Потрясающие новости аукционов превратились в достояние первых страниц прессы всего мира.

Хотя сегодня аукционные дома Сотбис и Кристис контролируют до 90% мировых аукционных продаж антиквариата и предметов искусств, но ими, разумеется, не исчерпывается многообразие аукционных домов мира. На этом рынке есть еще несколько важных «игроков», таких как старейший аукционный дом Германии «Kunsthaus Lempertz» (Кельн), храм французских аукционистов "Hоtel Drouot", известнейший аукционный дом Австрии «Dorotheum» и другие.
Можно с уверенностью утверждать, что новые сенсации на аукционных торгах не заставят себя долго ждать, и мы вновь окажемся свидетелями интригующих событий в мире искусства.