Женщина в золотом климта где находится. «Золотая Адель» - детективная картина с еврейским происхождением. «Женщина в золотом». Из Вены в Нью-Йорк

Сосчитать даже приблизительное количество историй, связанных с загадочными событиями, окружающими картину Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр» вряд ли кому удастся, и не только потому, что действующие лица, имевшие непосредственное отношение к этому шедевру, уже перешли в мир иной, а картина, как живая, продолжает и дальше будоражить воображение людей своей необычной судьбой…

Только еврейский ум может придумать наказание обидчику, избрав для этой цели самого… неприятеля, причинившего ему зло. Ум, в котором созревал план мести, принадлежал предпринимателю Фердинанду Блох-Бауэру, а «обидчиком» выступил Густав Климт, не устоявший перед чарами обворожительной жены богатея – Адели. Этот роман уже давно обсуждался в столице, но речи о разводе, а тем более банальном физическом наказании для влюбленных, быть не могло. Отношения художника и Адели должны прекратиться естественными путями, но Блох-Бауэр рассудил, что должен ускорить события, а заодно и извлечь выгоду из этой неприятной истории, ведь в названии картины будет звучать его фамилия.

Климту постоянно требовались новые отношения с женщинами, без этого «наркотика» он не мог не то что творить, но и просто существовать, поэтому заказав портрет жены, промышленник рассчитывал на неминуемое пресыщение любовников друг другом, которое наступит во время работы над полотном. Сумма контракта за работу ошеломила художника, и на протяжении четырех лет он работал над произведением, предварительно выполнив около ста эскизов.

Работая над портретом, Климт задействовал весь творческий арсенал, характерный для «золотого периода» его живописи: лицо и руки, написанные в реалистичной манере, сочетаются с абстрактными декорациями; одеяние и фон Адели украшены экзотической символикой, и атмосфера тонкого пряного «аромата».

Все намеченные заказчиком «пункты» плана выполнялись, правда, может быть и без его «гениальной» идеи: здоровье жены становилось все хуже, она много курила, иногда весь день не вставая с постели, и работа часто прерывалась. Результатом стараний Климта остались довольны все.

В 1938, когда художника и его роковой модели, содействовавшей увековечению их имен, а также фамилии Блох-Бауэр, уже не было в живых, пожилой Фердинанд, спасаясь бегством от нацистов, оставил «Золотую Адель» семье брата, а сам поселился в Швейцарии. Мария Альтман (до замужества – Блох-Бауэр), племянница Адели, на некоторое время стала обладательницей огромных семейных драгоценностей, в том числе и знаменитого портрета, но затем отдала все сокровища за спасение своего мужа. Гитлер, хоть и приказавший не трогать работы Климта, не смог принять картину в свою коллекцию из-за обилия «еврейских корней», связанных с ее происхождением. Портрет появился после окончания войны, и его состояние было идеальным, в чем заслуга Алоиса Кунста, когда-то питавшего нежные чувства к Марии Блох-Бауэр, и сотрудничавшего в военные годы с гестапо. Картина заняла свое место в музее Бельведер в Вене, а Кунст продолжил хранение работы, но уже в официальном статусе, став директором музея.

Мария Альтман, вместе с супругом обосновавшаяся в Англии, а затем в США, так и не узнала бы о судьбе портрета тети, но журналисту Хубертусу Чернину удалось выяснить, что существует завещание Фердинанда Блох-Бауэра, согласно которому «Золотая Адель», а вместе с ней и другие ценности, должны принадлежать семье, в этом случае – Марии.

Для Австрии, считавшей картину национальной реликвией, наступило время тревожных событий, заставивших людей, а также все институты власти, сплотиться вокруг желания любым способом оставить полотно в стране. Цена пяти произведений, среди которых был и этот шедевр, выросла из 155 млн. долларов до 300 млн. Такая сумма оказалась неподъемной для Австрии.

Проводы «Золотой Адели» можно было сравнить с общегосударственным мероприятием, без принуждения собравшим тысячи людей, пожелавших проститься с национальным достоянием.

В США для «Портрета Адели Блох-Бауэр» было специально построено здание, которое носит название «Музей австрийского и немецкого искусства»; построил его Рональд Лаудэр, владелец известного парфюмерного гиганта «Эсти Лаудэр», который и приобрел портрет у Марии Альтман за 135 млн. долларов. Племянница Адели дожила до 94-х лет, и мирно скончалась в 2011 году.

Для журналиста Чернина, обедневшего отпрыска графского рода, полагавшего, что благодаря оказанию услуги Марии Альтман, он сможет зажить на широкую ногу, судьбой был уготован более прозаический финал: прошло всего лишь четыре месяца, после того как Австрия рассталась с климтовскими шедеврами и, по официальной версии полиции, журналист умер от сердечного приступа.

Скорее всего, Фердинанд Блох-Бауэр что-то знал, требуя от Климта произведения, которое будет жить в веках.

«Портрет Адель Блох-Бауэр I» 1907 г. Холст, масло. 138 x 138 см. Частная коллекция

Эта картина, законченная австрийским живописцем Густавом Климтом в 1907, имеет интересную судьбу, полную драматических коллизий. В ряду творений самого художника она считается одной из наиболее значительных, по иронии судьбы обозначив собой закат истории европейских империй. Благополучно пережив две мировых войны и сменив нескольких хозяев, она была вывезена в США и продана за огромные деньги американскому предпринимателю и галеристу Рональду Лаудеру. Называется это творение «Портрет Адели Блох-Бауэр I», хотя ее чаще именуют «Австрийская Мона Лиза» или попросту «Золотая Адель».

Героиней картины является молодая женщина Адель Блох-Бауэр, которой на момент написания полотна было 26 лет, дочь гендиректора венского банковского союза Морица Бауэра. 18-летней девушкой ее выдали замуж за весьма состоятельного сахарозаводчика Фердинанда Блоха, человека намного старше Адели. Что интересно, ее сестра Тереза, также стала членом семьи Блохов, выйдя замуж за Густава, родного брата Фердинанда.

Адель Блох-Бауэр
Учитывая, что семейство Блох-Бауэр входило в число крупных еврейских предпринимателей Австро-Венгрии, Адель избрала для себя роль хозяйки модного салона, который любили посещать представители творческой элиты страны: художники, поэты, музыканты, модельеры одежды и даже политики. Неудивительно, что нежная и томная молодая женщина очень скоро нашла среди них интересного мужчину, который привлекал ее внимание гораздо больше собственного стареющего мужа.

Им стал модный тогда художник Густав Климт, который увлекался искусством древних цивилизаций: микенской, минойской и египетской, любил также средневековую религиозную итальянскую живопись. Также Климту были близки французский импрессионизм и традиции японского искусства живописи. Неудивительно, что столь разносторонний человек смог заинтересовать собой молодую скучающую женщину. Вскоре простое знакомство переросло во вполне рабочие отношения: Адель стала позировать художнику. Из-под его кисти вышла картина «Юдифь I», на которой в образе библейской героини изображена Адель Блох-Бауэр.


Густав Климт
Климту, как творческому человеку, нужны были новые любовные связи. Между Аделью и художником завязался роман, о котором вскоре заговорили в Вене. Слухи об этом дошли до Фердинанда Блох-Бауэра. Однако сахарозаводчик решил не раздувать скандал, а нашел необыкновенно оригинальный способ разлучить любовников. Он заказал Климту портрет своей жены. Расчет был прост: художнику для творческого процесса требуются новые впечатления, и нахождение рядом всего одной любовницы быстро приведет к охлаждению отношений.


Фердинанд Блох
Расчет умного бизнесмена оказался верным. Узнав о сумме предполагаемого гонорара, Климт со всей ответственностью взялся за создание картины. Для этого ему пришлось отказаться от всех других знакомств, что впоследствии и привело к окончанию любовной связи. Однако рабочие отношения были сохранены. За 3 года, в продолжение которых мастер создавал портрет, он нарисовал боле сотни предварительных набросков, и только в 1907 году отдал готовое полотно заказчику.

Работа получилась поистине шедевральной. Она сразу же была выставлена в венском ателье художника, а потом отправилась в город Манхайм на международную художественную выставку. В 1910 она уже экспонировалась в Венеции. После этого заказчик забрал картину, присоединив ее к своей коллекции живописи. После смерти Климта в 1918 году по просьбе Адели Фердинанд Блох-Бауэр передал картину музею Бельведер. Там же портрет остался и после того, как умерла сама Адель. Полотно экспонировалось в этой галерее до начала 1938.

В марте этого же года произошел аншлюс Австрии, и она присоединилась к Третьему рейху. Практически сразу начались еврейские погромы, поэтому Блох-Бауэру ничего другого не оставалось, как, бросив все, бежать из страны. Кружным путем, через Чехословакию, он попал в Швейцарию, в которой и оставался до конца своих дней. Однако перед своей кончиной Фердинанд отменил действие грамоты дарения картины австрийской государственной галереи, завещав портрет жены своим племянникам.

Несмотря на крайне неприязненное отношение нацистов к еврейской культуре, картину они не уничтожили. Вместе с еще одним произведением Климта «Яблоня I» она была перепродана австрийской галерее, однако в основную коллекцию картина не попала. По окончании войны «Золотая Адель» осталась в галерее, где и находилась до 1998 года.

Новая вспышка скандального интереса к картине произошла после того, как в Австрии приняли Закон о реституции предметов искусства. В этот момент и всплыло завещание Блох-Бауэра, согласно которому несколько полотен передавались во владение его племянникам. К тому моменту в живых была лишь Мария Альтман – племянница умершего сахарозаводчика. Она немедленно подала иск, и началось судебное разбирательство.

Конечно же, для страны это стало шокирующим известием. В Австрии началась кампания по сохранению реликвии, однако суд был неумолим. После длительного 7-летнего разбирательства он присудил картину Марии Альтман. Однако счастливая наследница предложила властям Австрии выплатить ей компенсацию в виде рыночной стоимости завещанных картин в количестве 300 млн. долларов, которая для государства оказалась неподъемной. В результате все 5 указанных в завещании картин уехали в США.


Рональд Лаудер
Самое интересное, что очень скоро они были выкуплены у счастливой обладательницы шедевров предпринимателем Рональдом Лаудером, основавшего в Нью-Йорке картинную галерею, за 135 млн. долларов. Впоследствии об удивительной истории портрета был даже создана художественная кинолента «Женщина в золоте».

Историю картины, известной всему миру как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза», можно назвать детективной. Поводом для ее создания была месть мужа за любовную связь его жены с художником Густавом Климтом , картина осталась невредимой во времена Второй Мировой войны, а в послевоенное время «Портрет Адели Блох-Бауэр» стал предметом распри между Австрией и США.

Адель Блох-Бауэр

В 1904 г. сахарозаводчик Фердинанд Блох-Бауэр узнал об измене своей жены. Вся Вена говорила о романе Адели и художника Густава Климта. Он находил в любовных связях неиссякаемый источник вдохновения, о его многочисленных увлечениях было широко известно. И чтобы соперник быстрее пресытился и бросил любовницу, муж Адели придумал оригинальный способ: он заказал Климту большой портрет своей жены, в надежде на то, что позируя и находясь слишком часто рядом с художником, она ему быстро наскучит.

Густав Климт

К вопросу оформления контракта Фердинанд подошел со всей серьезностью: он знал, что Климт был востребованным художником, и его картины были выгодным вложением капитала. К тому же таким образом ему удалось бы увековечить свою фамилию.

Г. Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907

Адель Блох-Бауэр была хозяйкой модного салона, где собирались поэты, художники и другие представители творческой элиты Вены. Вот как о ней вспоминала её племянница Мария Альтман: «Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворённое лицо, самодовольная и элегантная».

Г. Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр II, 1912

На предложение написать портрет Адели художник согласился. Сумма вознаграждения была очень приличной. Климт работал 4 года, за это время он создал около 100 эскизов и знаменитую «Золотую Адель». Если художника с натурщицей и связывали какие-то отношения, то за это время они действительно прекратились.

Г. Климт. Эскизы к портрету Адели Блох-Бауэр

В 1918 г. в возрасте 52 лет Климт скончался. Адель пережила его на 7 лет. Перед своей смертью она просила мужа завещать три картины, в том числе ее портрет, музею Бельведер. До 1918 г. портрет был в распоряжении семьи Блох-Бауэр, а с 1918 по 1921 гг. – в австрийской государственной галерее. В 1938 г. Австрия вошла в состав нацистской Германии. Из-за начавшихся еврейских погромов Фердинанду пришлось оставить свое жилье и все имущество и бежать в Швейцарию.

Густав Климт

Во время войны коллекция была конфискована Германией и передана Австрийской галерее. Из-за еврейского происхождения автора и натурщиц эти полотна не попали в коллекцию фюрера, но все же их не уничтожили. Якобы Гитлер встречался с Климтом еще в те времена, когда пытался поступить в Академию живописи в Вене, и тот позитивно оценил его творчество. Впрочем, достоверных подтверждений этого не сохранилось.

Густав Климт

Г. Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907. Фрагмент

После войны «Портрет Адели Блох-Бауэр» оказался в музее Бельведер в Вене, и пребывал бы там до сих пор, но однажды обнаружилось завещание Фердинанда Блох-Бауэра, в котором он все свое имущество завещал племянникам – детям своего брата. На тот момент в живых оставалась только Мария Альтман, бежавшая во время войны в США и получившая американское гражданство. Судебные разбирательства длились 7 лет, после чего все же было признано право Марии на владение пятью картинами Густава Климта, в том числе «Золотой Адели».

Мария Альтман и знаменитый портрет ее тети Адели

Тогда всполошилась вся Австрия. Газеты выходили с заголовками: «Австрия лишается своей реликвии!», «Не отдадим Америке наше национальное достояние!». Но это все же пришлось сделать. Мария была согласна оставить картины в Австрии, если бы ей выплатили их рыночную стоимость – 300 млн долларов! Но эта сумма была слишком большой, и полотна отправились в США, где за 135 млн долларов их выкупил у наследницы Рональд Лаудер для своей галереи в Нью-Йорке. Австрийцы же теперь довольствуются лишь сувенирной продукцией с изображениями Адели Блох-Бауэр.

Вся Австрия прощалась со своей национальной реликвией

Фильмы о Густаве Климте:

-Климт (2006)

Фильм рассказывает о страсти Густава Климта к Лиа де Кастро. Повествование складывается как затейливая мозаика из бреда уже умирающего художника

— Женщина в золотом (2015)

История Марии Альтманн, которая пытается добиться справедливости - вернуть ценности, отобранные у ее семьи нацистами несколько десятилетий назад. Среди культурного достояния женщины известная картина Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр»

-Невеста ветра (2001)

Про картину Оскара Кокошки «Невеста ветра» и его роман с Альмой Малер . Климт здесь пару раз мелькал

Сегодняшний пост включает фотографии с выставки, рассказ о моем визите и том, кому действительно принадлежит эта картина.

Густав Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр I»(1907)

Жаркий нью-йоркский полдень, четырнадцатый день мая, четверг. Очередь в галерею немецкого и австрийского искусства Neue Gallery New York растягивается от входа на углу 86-й улицы вдоль по пятому, музейному, авеню. «Минут тридцать придется подождать», — объясняет плотный темнокожий секьюрити. После выхода фильма «Женщина в золотом» на встречу с прекрасной Адель Блох-Бауер, запечатленной Густавом Климтом на большом квадратном (138 x 138 cm) холсте в 1907 году, спешат все ценители искусства. Я не исключение…

Вывеска на пятом авеню. Очередь в галерею прерывается у парадной дома номер 1045 и начинается снова. © ПП

Американская прописка у еврейской австрийки относительно недавно: с 2006 года. До этого на протяжении десятилетий она слыла жемчужиной венского дворца Belvedere, экспонаты которого принадлежат австрийскому государству (о моем визите в Belvedere — ). Фильм «Женщина в золотом» британского кинорежиссера Саймона Кёртиса с Хелен Миррен в роли племянницы Адель Марии Альтман (1916-2011), рассказывает историю возвращения картины семье Блох-Бауэров, бежавших из Австрии во время Холокоста и в конечном счете обосновавшихся в Калифорнии.

«Я не хочу, чтобы картина покинула Австрию, — призналась Мария Альтман в 2004 году журналисту газеты Chicago Tribune . — Я просто хочу справедливости.» На протяжении долгих лет она пыталась наладить диалог с Австрией о возвращении изъятых фашистами предметов искусств (или адекватной компенсации), но все усилия были тщетны. Пока в 2000 году Альтман не засудила Австрию — и — шесть лет спустя — выиграла. Пять картин кисти Густава Климта, включая первый портрет Адель Блох-Бауэр, a.k.a «Женщина в золотом», были переданы 88-летней наследнице.

Мария Альтман на фоне первого портрета её тети Адель Блох-Бауэр, a.k.a. «Женщины в золотом», который Густав Климт закончил в 1907 году. © Lawrence K. Ho, Los Angeles Times

Не нужно объяснять, каким громогласным было судебное дело. Речь шла о шедевре, ассоциирующимся с Австрией, визитной карточке главного государствнного музея, своего рода венской «Моной Лизой», если хотите. Австрийское рекламное агентство Gewista тот час поместило «Женщину в золотом» на городские билборды: «Не стало Адель! Всё, что нам осталось, — поместить её на рекламный плакат…»

Адель Блох-Бауэр была единственной, кого Густав Климт писал дважды. Супруга чешского сахарного барона Фернандина Блох-Бауера, она слыла организатором венских салонов, покровительницей искусств и близким другом художника.

Адель Блох-Бауэр

Второй портрет Адели Блох-Бауэр, законченный Густавом Климтом в 1912 году. Также был возвращен наследнице после громогласного судебного дела 2006-го года и вскоре проданный на аукционе Christie’s. Находится в частной коллекции, но с 2014 с ним можно «повидаться» в нью-йоркской MOMе.

Иконоподобный портрет писался много лет. Изначально он должен был стать подарком к свадебному юбилею родителей Адели, но у художника не получилось закончить работу к сроку. Первые наброски были сделаны в 1903 году, четыре года до завершения.

Густав Климт «Первые наброски к портрету Адели Блох-Бауэр (I)» (1903)

Известно, что в декабре 1903 Густав Климт побывал в раннехристианской базилике Сан-Витале в Равенне (Италия) и что первый портрет Аделb Блох-Бауер создан под впечатлением от увиденных там византийских мозаик VI столетия. Таких, как образ Царицы Феодоры, святой византийской императрицы, чье имя переводится как «божий дар», а образ на древней равеннской стене — крупные серьги, корона, платья — то ли часть костюма, то ли его украшения, то ли огибающий фигуру нимб… — не понять. А еще — большие глаза, смотрящие в упор — и мимо тебя.

Царица Феодора. Храм Сан-Витале в Равенне. Мозаика 538-547 гг.

А теперь всмотритесь в климтовский портрет двадцатишестилетней Адели. Фотографическая точность продолговатого лица, лебединая шея, легко и изящно сложенные у груди белоснежные ладони. Не понятно сидит эта женщина или стоит; золото обрамляет её по контуру, являясь то ли началом сложноструктурного фона, то ли продолжением безупречной шелковой накидки, то ли прямоугольником, то ли кругом… Мозаикой.

Обратите внимание на инициалы А.Б.Б. в нижнем углу. Адель. Блох. Бауер. На фирменную подпись Климта в верхней часте ровного квадрата. На повсеместные глаза-обереги и на кофеинки-«заплатки». Портрет настолько абстрагирован от реального мира, настолько преображен (и приукрашен, и позолочен), что напоминает тотем, идол, икону. Художник использовал материалы из самых разных стран, а еще золото, много-много настоящего золота. Адель растворяется в своем обрамлении, она совершенна, хотя совсем таковой не была (хотя бы потому, что хромала). Она бесподобна.

Теперь взгляните в её глаза. Забудьте про фильм «Женщина в золотом» (если уже его посмотрели), про конфискацию, скандальный суд, возращение наследникам. Забудьте о её возрасте и ранней смерти (в тридцать четыре от минингита). Что Вы видете в этих больших зеленоватых глазах? Что говорят Вам эти нежные кроваво-алые губы?

Густав Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр I»(1907), деталь.

Все должно было быть совершенно иначе. Согласно завещанию, составленному Адель в 1923 году за два года до своей кончины, портрет должен был попасть в австрийскую государственную коллекцию, но не сразу, а после смерти супруга Фердинанда. Когда Германия захватила Австрию в 1938 году, Фердинанду пришлось бежать, сперва в Чехию, потом в Швейцарию, а всё имущество, включая картины Климта (каковых в семейной коллекции было пять), было конфисковано фашистами. В 1941 году коллекция была приобретена австрийским государством и выставлена в Belvedere, что и позволило им утверждать: наше.

Фердинанд Блох-Бауер умер в Цюрихе в 1945 году, завещая свое имущество (в своем большинстве — конфискованное) — племянникам и племянницам, в том числе Марии Альтман. К судебному делу 2000 года Альтман осталась единственной живущей наследницей. Её обижало нежелание австрийских властей идти на диалог. Она знала — жить осталось недолго, нужно воевать до последнего.

В июне 2006 года на аукционе Christie’s был установлен рекорд: полотно, которому нет и ста лет, продано за 135 миллионов долларов. Купил его Рональд Лаудер , президент мирового еврейского конгресса и сын основателей косметической империи Ester Lauder, для своей галереи Neue Gallery. Отныне «Женщина в золотом» — американка.

Фотографии с выставки, приуроченной к выходу фильма «Женщина в золотом»

Жаркий нью-йоркский полдень, четырнадцатый день мая, четверг. Отстояв тридцать минут в очереди, захожу в светлый зал галереи. Вместо билета выдают значок, надеваю его и поднимаюсь по изящной спиральной лестнице на встречу с Адели. Мы уже однажды виделись, мельком, во время моего первого визита в галерею. Но тогда я пришла смотреть на работы Эгона Шиле, а c «Женщиной в золотом» едва обменялась кивком-приветствием. Сегодня же я иду именно к ней. Рассматриваю её долго, дотошно, не переставая думать: вот кто действительно картина всех картин, вот кто настоящая «Мона Лиза». Роскошная, великолепная, загадочная.

Богатый еврей узнаёт, что жена изменяет ему с художником. Он заказывает у соперника портрет жены за огромную сумму. Четыре года на эскизы. Результат: великая картина. Хотя любовь, разумеется, прошла.

1. Какая может быть мораль у истории, в которой участвуют Адольф Гитлер, 135 млн долларов, Джордж Буш-младший, гений Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, правительство США и народ Австрии?

Морали нет, зато есть погоня и жертвоприношение, измена и месть, любовь и ненависть. Наверное, вы уже догадались, что речь идет о картине Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», или «Золотая Адель», еще эту картину называют «Австрийская Мона Лиза».

А начиналось все так.

2. 1904 год. Фердинанд Блох-Бауэр шел по мощеному тротуару, насвистывая веселую мелодию, помахивая тростью, иногда останавливаясь и вежливо кланяясь встречным господам.

Он уже все для себя решил. Сначала, конечно, он хотел ее убить, но в еврейских семьях не принято убивать жен за измену. Развестись он тоже не мог, в еврейских семьях не принято разводиться. Особенно в таких семьях, как у него и его жены Адели, - в элитных семьях австрийской еврейской диаспоры. В таких семьях брачные союзы заключаются навечно. Деньги должны идти к деньгам, капитал к капиталу. Этот брак был одобрен родителями с обеих сторон. Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, председатель Ассоциации австрийских банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блох, которые занимались сахарным производством и имели несколько предприятий, акции которых непрерывно росли.

3. На свадьбе пировала вся Вена, а после слияния капиталов обе семьи стали Блох-Бауэрами. И теперь крупнейший сахарозаводчик в Европе, Фердинанд Блох-Бауэр, шел по мостовой и чувствовал, как на его голове, под роскошным атласным цилиндром, растут ветвистые рога. Только ленивый не обсуждал бурный роман его жены Адели и художника Густава Климта. Он не спал много ночей подряд, он лежал и таращился в темноту, пока не придумал свою месть Адельке… Так он называл ее - не Адель, а Аделька.

4. Адель Блох-Бауэр

Пусть он не был таким образованным и начитанным, как Адель, но он тоже кое-что знал, и мог знать, например, что древние индейцы, чтобы разлучить влюбленных, приковывали их цепями друг к другу и держали вместе, пока они не начинали ненавидеть друг друга так же сильно, как недавно любили.

Эта идея пришла ему во сне. Он закажет ему (Климту) портрет Адели! И пусть Климт сделает 100 эскизов, пока его не станет выворачивать от нее. Он не сможет долго, ему надо менять натурщиц, любовниц, наложниц, окружающих его женщин, иначе он задыхается. Недаром ему приписывают четырнадцать внебрачных детей. Пусть пишет этот портрет несколько лет! И пусть Аделька видит, как чувства Климта угасают. Пусть поймет, на кого она его, Фердинанда Блох-Бауэра, променяла! И расстаться они не смогут. Контракт - дело серьезное. А в контракте штраф, превышающий сумму контракта в десятки раз. Фердинанд может легко разорить Климта.

5. Эмилия Флёге и Густав Климт

Ему приснилось, что его сахарная империя развалилась на маленькие сахарные кусочки и маленькие человечки растащили все по своим маленьким норкам, а у него остался только портрет его жены. Фердинанд решил заказать Климту портрет Адели и назвать картину «Портрет Адели Блох-Бауэр», таким образом увековечив свою фамилию.

6. Обласканный властями Климт был очень модным и востребованным художником, его картины были хорошим вложением капитала, и Фердинанд это отлично понимал. За несколько последних лет Климт и его брат объездили всю страну, оформляя то павильон минеральных вод в Карлсбаде, то столичный Бургтеатр, то виллу императрицы Сисси. В двадцать шесть Климт получил золотой орден «За заслуги», в двадцать восемь - императорскую премию.

Поэтому Фердинанд очень тщательно готовил контракт с Климтом, этим вопросом занимались его лучшие юристы, и теперь было важно, чтобы Климт подписал бумаги.

Когда Фердинанд пришел домой, Адель возлежала на кушетке в гостиной и курила, как обычно, сигариллу в мундштуке. Она любила яблочный табак. Ее тонкий гибкий стан напоминал пантеру на отдыхе, так она была грациозна. Тонкие черты лица и темные волосы были хороши. Адель привыкла к счастливому «ничегонеделанью». Она выросла в очень богатой семье, окруженная армией прислуги. В те времена почему-то девушкам нельзя было обучаться в университете, но родители Адели дали ей хорошее домашнее образование. Адель была дамой весьма романтичной, читала классику на четырех языках и удивительным образом сочетала болезненную воздушную хрупкость с горделивой спесью миллионерши. В замужестве Адель развлекала себя содержанием модного салона, где собирались поэты, художники и весь цвет светского общества Вены. Там они с Густавом и познакомились.

7. Адель Блох-Бауэр

Пройдя в гостиную, Фердинанд предложил Адели переодеться, поскольку он пригласил Климта на обед. При упоминании о Климте Адель вспыхнула, и это не укрылось от глаз мужа. Густав Климт прибыл без опоздания, на всякий случай захватив с собой раму для картины. Очень интересно, но он всегда начинал с рамы. Его брат изготавливал красивую раму, а Климт вписывал туда свой шедевр. Обед прошел спокойно, не считая того, что Густав и Адель упорно не хотели смотреть друг на друга. Фердинанд же, напротив, был весел и непрерывно шутил.

8. Фердинанд Блох-Бауэр

После обеда все трое собрались в гостиной. И между ними состоялся примерно такой диалог.

Фердинанд (официально) : - Господин Климт! Вы, вероятно, уже догадались, что я пригласил вас, чтобы сделать заказ, и потому захватили с собой подрамник? Я бы хотел заказать вам необычный портрет моей жены Адели.
Климт : - Чем же он должен быть необычен?
Фердинанд : - Тем, что должен просуществовать минимум несколько веков!
Климт (заинтересованно) : - Интересно, интересно… несколько веков. Не знаю. Мне интересно изображать важнейшие точки жизни человека: зачатие, беременность, рождение, юность, полдень жизни, старость…
Фердинанд : - Но Библию написали люди, «Сикстинскую мадонну» нарисовал человек, и эти произведения живут в веках! Вот и вы сделайте портрет моей жены, как Мадонну Австро-Венгерской империи, и пусть этот портрет живет в веках!
Климт : - Вы ставите передо мной очень трудную задачу!
Фердинанд : - А мы никуда не торопимся. Я заплачу вам хороший аванс, чтобы вы не думали о деньгах.
Климт : - Подобная картина может потребовать и дополнительных затрат.
Фердинанд : - Например?
Климт : - Например, платье я хотел бы отделать золотыми пластинами…
Фердинанд : - Если вы собираетесь отделать платье моей жены золотом и привлечь внимание к нижней части картины, то я куплю колье в надежде привлечь внимание к верхней части картины.
Адель (иронично) : - Вот вы уже всю меня и поделили. Мне остается только «сложить ручки на груди», чтобы привлечь внимание к средней части картины.
Фердинанд : - Мне бы хотелось, чтобы портрет моей жены не содержал обнаженных мест, как ваш портрет Юдифи.
Климт : - Разумеется. Я сделаю эскиз и только после вашего одобрения приступлю к основной работе.

Увидев сумму контракта, Густав Климт подписал его, даже не читая. Он, конечно, подозревал, что он гениальный художник, но цена, которую предложил ему Фердинанд, его просто ошеломила.

9. Коллекционная монета с фрагментом «Адели» номиналом 50 евро. Рыночная стоимость 505 евро

10. Около ста эскизов написал Климт к этому портрету. И закончил работу над ним за четыре года.

Фердинанд был доволен. Картина была закончена (а ведь многие картины так и остались незаконченными) и полностью отвечала его замыслу. Они с Аделью повесили ее в гостиной их венского дома.

Очевидно, что отношения Климта и Адели плавно угасли. Через некоторое время после начала работы над картиной Адель заболела, и Климту приходилось делать затяжные перерывы в работе.

Адель болела и при этом много курила, чаще всего проводя целый день, не вставая с постели. Бог так и не дал им с Фердинандом детей. Она пыталась родить три раза, и каждый раз дети умирали. Всю свою нерастраченную материнскую любовь Адель перенесла на детей своей сестры, особо выделяя свою племянницу Марию Блох-Бауэр. Мария часто приходила посидеть с больной тетей, они обсуждали последние веяния моды и фасоны платьев для первого бала Марии. А также картины художника Климта, которых в доме Адели и Фердинанда набралось уже более десяти штук.

11. Фердинанд посвящал время работе в своей сахарной империи. Он так и не сказал Адели, что знал о ее отношениях с Густавом.

Время шло, приближалась Первая мировая война. «Золотой период» в жизни Климта кончился, уступив место удручающим картинам с изображением смерти и конца света. Климт очень тяжело переносил события, происходящие в мире. Война повлияла на него губительно. И в возрасте 52 лет, в 1918 году, Климт внезапно умер от удара в своей мастерской, на руках у своей извечной спутницы Эмилии Флёге.

Адель пережила его на семь лет и умерла в 1925 году, тихо скончавшись после менингита. Перед смертью Адель попросила Фердинанда завещать три картины, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», венскому музею Бельведер.

12. Фердинанд жил один, жизнь его становилась все тяжелее и тяжелее, поскольку Австрия вошла в состав Германии в 1938 году и нацисты начали охоту на австрийских евреев. В этом же году Фердинанду удалось бежать в Швейцарию, бросив все свое имущество на попечение семьи брата.

Картина оставалась в гостиной, близилась Вторая мировая война.

Густав Блох-Бауэр, родной брат Фердинанда, приходился мужем сестры Адели. В их семье было пятеро детей, та самая Мария, навещавшая Адель во время болезни, была самой младшей. Как ни странно, жили они очень скромно, одевались просто и детям позволяли только самое дешевое итальянское мороженое. Вне семейного сахарного бизнеса отец Марии был неплохим музыкантом и другом Ротшильда, который привозил в их дом виолончель работы Страдивари, и тогда там собиралась практически вся неравнодушная к высокому искусству Вена.

Когда Мария была подростком, ее связывала нежная дружба с Алоисом Кунстом из гимназии, что была неподалеку от той, где она училась. Она часто приглашала его в дом своей тети Адели, и они вместе рассматривали картину. Мария даже пригласила Алоиса на свой первый бал. А это значило, что Алоис был представлен родителям Марии и одобрен ими - они считали его культурным и воспитанным молодым человеком. А тетя Адель разрешила Марии надеть свое бриллиантовое колье, в котором позировала Климту. И Мария запомнила этот бал на всю жизнь. Они с Алоисом знали, что у картины есть свой секрет. Если смотреть на Адель под определенным углом и загадать желание, то по уголкам губ можно определить, улыбается Адель или хмурится. Если улыбается, то желание сбудется.

14. Густав Климт, «Танцовщица», 1916-1918 год

Но замуж Мария вышла за другого. Фредерик Альтман был оперным певцом, сыном крупного промышленника. Деньги к деньгам, капитал к капиталу. Видимо, его родители были более состоятельными. Они поженились в 1938 году, накануне вторжения Германии в Австрию. Но, несмотря на договорной брак, Мария очень любила своего мужа и прожила с ним всю свою жизнь. Знаменитое бриллиантовое колье, в котором Адель Блох-Бауэр позировала Густаву Климту, ее дядя Фердинанд подарил ей в качестве свадебного подарка.

Когда нацисты начали охоту на австрийских евреев, дядя Фердинанд бежал в Швейцарию, а мужа Марии, Фредерика, схватили и отправили в гестапо. Немного позднее он оказался в концентрационном лагере в Дахау, где тысячи евреев превращались в черный дым, после того как передавали все свое имущество немецким властям. Гестаповцы ворвались в дом Марии в Вене и забрали все драгоценности и виолончель Страдивари, а бриллиантовое колье Адели просто сунули в мешок (были очевидцы, что в этом колье несколько раз потом появлялась на людях жена Генриха Гиммлера). Мария ничего не жалела и сразу подписала все нужные бумаги, в которых отказывалась от всего движимого и недвижимого имущества, - она готова была сделать все, лишь бы спасти мужа от смерти.

15. Концлагерь Дахау

Мария ждала, что со дня на день заберут и «Золотую Адель». Она почти не удивилась, когда за картиной в сопровождении отряда гестаповцев пришел ее школьный друг Алоис Кунст. Кунст сотрудничал с фашистами, собирая для них коллекцию живописи, часть которой осела в тайниках и подвалах Третьего рейха. Когда она спросила, как он мог стать предателем, он сказал, что так он может сделать для Австрии гораздо больше.

Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Нигде не афишируется, но, оказывается, они с Климтом встречались, когда Гитлер пытался поступить в Академию живописи в Вене. А Климт уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам по ресторанам и трактирам. Так вот, он пришел к Климту, чтобы показать свои работы и, может быть, взять несколько уроков живописи. И Климт по доброте душевной объявил Гитлеру, что тот гений и ему уроков брать не нужно. Гитлер ушел от Климта очень довольный, а своим друзьям заявил, что его признал сам Климт. В Академию живописи Гитлер так и не поступил, вместо него туда взяли Оскара Кокошку, еврея по национальности. Может, поэтому Гитлер как-то сказал, что его ненависть к евреям - это сугубо личное.

16. Картины Адольфа Гитлера

А вот полотен Климта эта ненависть не коснулась, их приказано было оберегать, несмотря на еврейское происхождение автора.

17. Когда «Золотая Адель» уехала из родного дома, фюрер не принял ее в свою коллекцию. Адель была откровенной еврейкой, и, как вы сами понимаете, такая картина никак не могла висеть ни в Рейхстаге, ни в других зданиях фашистской Германии. Именно поэтому стоит заострить внимание на внешности Адели Блох-Бауэр. Внешность модели спасла картину от гибели. Картина исчезла. Никто не знает, где был портрет Адели все военные годы.

Бережно хранимая… Алоисом Кунстом, в идеальном состоянии, она всплыла после окончания войны и поселилась в центральном музее Бельведер в Вене. А Алоис Кунст стал директором этого музея и продолжал бережно хранить реликвию - «Австрийскую Мону Лизу», свою любимую Адель.

18. Музей Бельведер, Вена

Фердинанд Блох-Бауэр скончался в ноябре 1945 года в полном одиночестве. И никто из родственников не смог проводить его в последний путь.

19. Марии с мужем повезло, потому что следователем в гестапо был знакомый Альтмана, с которым Фредерик занимался альпинизмом и которого однажды спас, вытащив из пропасти. Они бежали по поддельным документам. Гестапо преследовало их. Мария вспоминала, как в самолете, который вылетал из Вены в Лондон и уже вырулил на взлетную полосу, вдруг выключились двигатели и в салон вошли вооруженные гестаповцы с автоматами. Альтманы сидели, вцепившись в кресла, они думали, что это за ними. Но нет, вывели кого-то другого. Мария Альтман бережно хранила порванные чулки, в которых они с мужем перелезали через колючую проволоку. Она считала их символом своей свободы. Супруги Альтман перебрались сначала в Англию, а потом в США. Через некоторое время Мария получила американское гражданство.

Все было спокойно, до тех пор пока настырный журналист Хубертус Чернин не откопал завещание Фердинанда Блох-Бауэра, оставленное им перед смертью в Швейцарии, которое отменяло все предыдущие его завещания. В нем Фердинанд завещал все свое имущество своим племянникам - детям брата, Густава Блох-Бауэра. Капитал, по его мнению, должен был работать для семьи. На тот момент в живых осталась одна Мария, да и той уже было за 80 лет. Но Хубертус понимал, что это его звездный час. Несмотря на свое графское происхождение, он был беден, но любил жить на широкую ногу. Он понимал, что американская миллионерша отвалит неплохую сумму за такую информацию. Так оно и произошло. Мария считала себя вечной должницей перед ним.

20. Restitution lawyer Randol Schoenberg, at left, with heiress Marie Altmann (r.); between them, Adele Bloch Bauer, as Klimt might have sketched her for his famous painting, Die Dame in Gold | Illustration: Katharina Klein

Вся Австрия всполошилась как осиное гнездо. Заголовки австрийских газет вопили: «Австрия лишается своей реликвии!», «Не дадим Америке наше национальное достояние!». В полицию посыпались угрозы о том, что картина будет уничтожена, но в Америку не поедет. В конце концов дирекция музея решила убрать «Золотую Адель» от греха подальше в запасники.

Удивительно, но Джордж Буш-младший, используя какие-то свои рычаги, не давал хода делу о картинах. Он совершенно не хотел портить отношения с австрийцами. Мария Альтман билась за свое имущество долгих семь лет. Суды занимались отписками и придумывали причины, чтобы не рассматривать это дело. Но адвокаты Марии провели расследование и выяснили, что Фердинанд Блох-Бауэр имел гражданство Чехии, и сумели добиться переноса судебного слушания на территорию США, поскольку на бумаге гражданка США просила узаконить завещание гражданина Чехии. «При чем же здесь Австрия?» - спрашивали они.

И Австрия оказалась ни при чем. И по решению Верховного суда США Австрия была обязана вернуть пять картин Густава Климта, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», законной наследнице - Марии Альтман.

21. Четыре картины, которые были возвращены Марии Альтман вместе с «Портретом Адели Блох-Бауэр». По часовой стрелке: «Березовая роща», 1903 год; «Портрет Адели Блох-Бауэр II», 1912 год; «Дома в Унтерахе близ Аттерзее», 1916; «Яблоня I», 1912

Мария была счастлива и не настаивала на том, чтобы картины покидали пределы Австрии. Она просила выплатить ей их рыночную стоимость. Была назначена цена за все пять картин в 155 млн долларов. Такая сумма была неподъемной для министерства культуры Австрии.

22. Вся Австрия встала на защиту «Золотой Адели». Она предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния. Велись переговоры с банками о займе на покупку картин. Кроме того, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта». Общественность объявила подписку по сбору средств. Пожертвования стали поступать, и не только от австрийцев. Правительство Австрии почти собрало требуемую сумму.

Поднятый вокруг картин ажиотаж взвинтил их рыночную стоимость, и Мария решила поднять цену до 300 млн долларов. У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, и первоначальная оценка в 155 млн долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация.

Проводить «Золотую Адель» пришли тысячи жителей Вены, люди съезжались со всей Австрии. Толпы людей выстроились вдоль улиц, по которым в бронированных автомобилях вывозили реликвии. Некоторые плакали. Шутка ли, «Портрет Адели» был символом Австрии на протяжении почти 100 лет.

Через некоторое время за 135 миллионов долларов Мария Альтман продала «Портрет Адели Блох-Бауэр» Рональду Лаудеру, владельцу парфюмерного концерна Estee Lauder. Рональд Лаудер построил новый дом для «Золотой Адели», который назвали «музей австрийского и немецкого искусства». И теперь картина находится там в полной безопасности.

Журналист Хубертус Чернин так и не смог воспользоваться полученными от Марии Альтман деньгами, потому что скончался через четыре месяца после вывоза картин Климта. Официальная версия полиции - сердечный приступ.

Мария Альтман умерла в 2011 году в возрасте 94 лет.

Мария Альтман собственной персоной! На фоне настоящей картины «Портрет Адели Блох-Бауэр»

Только представьте, эта пожилая женщина видела настоящую живую Адель Блох-Бауэр, ее мужа Фердинанда Блох-Бауэра. Правда, ей было всего два года, когда умер Климт. Но, глядя на нее, ощущаешь полную реальность произошедших событий - невероятную историю великой картины.

«Золотая Адель» очень популярна в мире.

Ей пишут стихи:

Из каких мне неведомых дальних земель
Ты вошла в мою жизнь, золотая Адель?
Твоей шеи изгиб, твоих губ розанель -
Всё так дивно в тебе, золотая Адель…

Опечаленных глаз твоих сладостный хмель
Ранит душу забытой мечтою, ma Belle,
И излом нежных рук, и румянца пастель -
Всё лишь ты, только ты - золотая Адель…

Ты сидишь королевой на троне… Ужель
Твоя краткая жизнь, как качель-карусель,
Промелькнет, мудро встретив фатальную цель?
Погоди! Будь со мной, золотая Адель…

Ее тиражируют как могут.

24. Все участники событий ушли в мир иной, а «Золотая Адель» жива и будет жить в веках, как того и хотел Фердинанд Блох-Бауэр.