Опыт и ошибки примеры произведений. Презентация для подготовки к сочинению по направлению "опыт и ошибки"

Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Итоговое сочинение по направлению Искусство и ремесло

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Искусство – это чувственный способ познания мира.
Этимология этого слова происходит от английского art или от латинского ars , что означает мастерство.
Но это не объясняет того, что такое искусство и чем оно является в жизни людей.

Что может быть искусством? Это один из самых труднообъяснимых феноменов человеческой культуры. Об этом велись долгие споры и рассуждения, которые сводились лишь к мысли, что искусством может стать обдуманная композиция в любой области. Однако ранее произведениями искусства назывались лишь те, которые были направлены на стремление человека к прекрасному, т.е. только те, которые относились к эстетически красивым предметам или вещам. Но уже сейчас обычный бытовой предмет может быть назван произведением искусства, если он был избран объектом любования художника, а та же "Джоконда" великого Леонардо да Винчи, растиражированная на футболках молодёжи, уже называется китчем. Огромное количество исследовательской литературы и горячих дискуссий среди философов и литераторов, культурологов и искусствоведов лишь подчеркнуло неуловимость и необъяснимую сущность этого явления. Так что же это? Способ выражения идей и чувств; авторская оценка жизненных проявлений окружающего мира; фантазии, нацеленные на духовный диалог с творцом и людьми…

В наше время понятие искусства расширило свои рамки и называет искусным любое мастерство, тем самым, возвращаясь к истокам самого слова.

История позволяет легко проследить, как развивалось искусство. Первые произведения искусства появились одновременно с Homo sapiens, это наскальная живопись и магические обряды, ритуальные танцы. Мы можем обратить внимание, что все они были направлены на комфортное существование древнего человека в мире, и тогда искусство имело практическое назначение.

Фундамент для развития искусства в нашем сегодняшнем понимании этого слова заложили цивилизации древних греков и египтян, индийские и китайские представления о красоте, философия римлян и аравийцев. В зависимости от времени и эпохи менялись представления о ценностях и художественном эталоне произведения искусства. И если древние греки превыше всего считали красоту тела и подчеркивали это в картинах, скульптурах, то в средние века, когда на первый план выходила теория Божественности запредельного мира, фигуры людей изображались плоскими, так как они не должны были отвлекать зрителя от размышлений о красоте духовного мира. Восточные страны не изображали человека, считая, что это граничит с созданием идола, поэтому там развивались другие виды искусства, прежде всего декоративное и прикладное.

Уже с появлением идей классицизма, понимания всемирной закономерности вещей, в искусство приходит рациональность, физическая точность, предметность. С развитием общества, появлением большого количества образованных людей, стили в искусстве начинают менять один другой с феерической скоростью. В ХХ столетии художники не могли обойти мимо явления разрушительных и бесчеловечных войн. Усложнение сознания и мышления современного человека привело к размываниям границ между видами искусств и созданию синтетического целого.

Именно потому, что искусство балансирует на грани красивости и истинности изображения реальности, существует так много разветвленных классификаций его произведений, где в конечном итоге им может быть назван любой вид деятельности, если он подлежал предварительному обдумыванию: от фотографии до боевых искусств, от компьютерных игр до эротики.

Зачем человеку искусство – можете спросить вы? Это то, что отличает его от животных, поскольку никто, кроме человека, не стремится создавать и любоваться произведениями искусства. Искусство нужно для того, чтобы направить человека в пути достижении гармонии, к которой он стремится, помочь донести свои идеи до больших масс; искусство заставляет нас стремиться разгадать загадку мира и может излечить, может развлечь, а может погрузить в ритуальный транс; произведения искусства может быть коммерческим продуктом, а может быть эфемерными философскими идеями.

Итоговое сочинение по направлению: Искусство и ремесло

Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или же вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел. Чтобы это сделать, рассмотрим примеры из литературы.

В повести Н. В. Гоголя «Портрет» герой отдарен талантом художника, но у него так мало денег, что даже на нормальные краски не хватает. На последние гроши он покупает картину, на которой изображен ростовщик. И, как по волшебству, он ссужает Чарткову крупные купюры. Тогда молодой человек начинает жизнь на широкую ногу. Но власть богатства неумолима, и герою день ото дня нужно было все больше и больше финансов. И он становится модным художником, принимая заказы от знати. Но для того чтобы приобрести таких клиентов, нужно было исправно кривить душой, изображая их лучше, чем они есть. От таких рутинных заказов талант не получил должного развития. Как-то раз Чартков пришел на выставку товарища и пришел в восторг от его работ. Они принадлежали к высокому искусству. Тогда герой осознал свою ошибку и сошел с ума от зависти, скупая талантливые работы и уничтожая их. Таким образом, настоящее искусство живописует правду жизни, не продавая своего голоса. А ремесло – это коммерческое дело, из которого люди вполне закономерно извлекают прибыль. Оно показывает то, что хочет видеть покупатель.

Другой пример описал А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Герой очень сильно любил замужнюю женщину из высшего общества, куда он никак не мог попасть. Всю жизнь он писал ей письма, только в этой отраде он позволял себе проявить свои чувства. Однако в очередной день именин он сделал даме сердца дорогой подарок – гранатовый браслет. Брат Веры почел этот поступок за оскорбление и уговорил мужа сестры найти отправителя и вернуть украшение. Желтков оказался кротким человеком, он попросил лишь о разрешении отправить прощальное письмо. Чуть позже Вера и Василий узнали, что телеграфиста больше нет в живых, он покончил жизнь самоубийством. В письме он просил Веру послушать 2-ю сонату Бетховена. Услышав гениальную мелодию, женщина поняла и ощутила те чувства, которые герой вкладывал в это музыкальное послание. Она почувствовала, что он ее простил. Только настоящее искусство может так точно и ярко передавать эмоции.

Таким образом, искусство – это честное и эмоциональное творчество, которое не повторяет то, что было, а создает что-то новое. То, что ни с чем не перепутать. Автор адресует свое послание не конкретным людям, а вечности, поэтому оно всегда актуально. Ремесло же должно удовлетворять конкретного покупателя, ведь оно ориентировано на продажу. Это может быть копия копий, ведь людям часто нравится одно и то же. В этом и заключается разница.


Итоговое сочинение по направлению: Искусство и ремесло

Искусство это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. Многие люди посвящают себя полностью одному из загадочных явлений в мире, а некоторые считают его священной религией. История искусства, как такового, начинается с древних времен, когда люди общались между собой посредством настенной живописи. Вскоре человек открыл письменность, но он даже не догадывался, каким сильным толчком это явилось для развития искусства. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком.
Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания.
Искусство это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни и в жизни молодежи, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.
Искусство, как большая религия, сочетающая в себе разные веры, состоит из различных видов: литературы, живописи, скульптуры, танца, театра, кино.
Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Искусство можно ставить на одну ступень с наукой, возможно, даже выше, потому что в первую очередь человек должен научиться чувствовать окружающий мир, видеть и осознавать себя неотъемлемой его частью.

Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким.
Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, живопись это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.
Архитектура еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они не просто называются памятниками они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития.
Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире.


Итоговое сочинение по направлению: Искусство и ремесло

Искусство - это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека.
Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Благодаря искусным умениям наших предков, мы и сегодня восхищаемся произведениями классиков: литературой, живописью, поэзией, вышивкой, кружевоплетением, деревянным зодчеством и многими-многими другими, неповторимыми по мастерству и неописуемыми по красоте, шедеврами.

Далеко не каждый человек может свои чувства облачить в красивые и грамотные фразы, чтобы силой слова выразить накал страстей, присущих людям разных эпох и поколений. Мировая литература - это кладезь человеческих чувств и свершений, которые общаются с нами сквозь века, находя родственные души в среде современного поколения.

Картинные галереи полны уникальных полотен, раскрывающих нам тайный смысл далекого прошлого, пронесенный сквозь века, но по сей день не утративший своей актуальности. Великие живописцы смотрят на нас глазами своих картин, словно стремятся передать мудрость бытия.

Сколько талантливых поэтов оставили нам свое наследие в прекрасных и мудрых строках стихотворений, любимых и востребованных далекими потомками. Глубокий смысл слова каждой рифмованной строфы несет в себе тайное знание человеческой души со всеми ее достоинствами и пороками.

Узоры искусных рукодельниц до сих пор радуют глаз хитросплетениями ажурных шалей и кружевных салфеток. Вышитые рушники и сорочки сегодня не только в почете, но и в моде. Ювелирно обработанные драгоценные камни и металлы покоряют женские сердца, как прошлых, так и новых поколений. Архитектурные шедевры минувших лет достойно украшают улицы и площади, гармонично разбавляя урбанистический стиль современных городов.

Все прекрасное, что нас окружает - это искусство, без которого наша жизнь была бы тусклой, грустной и обыденной. Поэтому, низкий поклон талантливым мастерам прошлого, настоящего и будущего, которые своим творчеством наполняют нашу жизнь ощущением счастья.

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:

непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей.

Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:

Он упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал.

Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку. Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая. Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии. «Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», - сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…

А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» - и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом. А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.

От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…

Описание презентации ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ» В по слайдам

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом; о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта; о взаимосвязи опыта и ошибок; об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути; об ошибках непоправимых, трагических.

1. Почему нужно анализировать свои ошибки? 2. Согласны ли вы с тем, что ошибки — это ключевой компонент жизненного опыта? 3. Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту? 4. Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить — не поле перейти”? 5. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? 6. Может ли опытный человек ошибаться? 7. Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается. 8. Какие уроки дает человеку история его народа? 9. Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? 10. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 11. Какой опыт даёт человечеству война? 12. Какие события и впечатления жизни помогают человеку набираться опыта? 13. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? 14. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути? 15. Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок? 16. «. . . Опыт, сын ошибок трудных. . . » (А. С. Пушкин) 17. Путь к истине лежит через ошибки. 18. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт? 19. Какие ошибки невозможно исправить? 20. Что такое заблуждение? ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ЦИТАТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОПЫТ И ОШИБКИ» 1. «Опыт всему учитель» . (Юлий Цезарь) 2. «К беде неопытность ведет» . (А. С. Пушкин) 3. «Опыт - самый лучший наставник» . (Овидий) 4. «В жизни нет ничего лучше собственного опыта» . (В. Скотт) 5. «Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок» . (Конфуций) 6. «Признаваться в своих ошибках есть высшее мужество» . (А. Бестужев) 7. «Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий» . (А. П. Чехов) 8. «Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг» . (Джоан Коллинз)

1. М. А. Булгаков «Мастери. Маргарита» , «Собачьесердце» 2. И. С. Тургенев «Отцыидети» 3. Д. И. Фонвизин. «Недоросль» . 4. А. С. Грибоедов. «Гореотума» . 5. А. С. Пушкин. «Евгений. Онегин» . 6. М. Ю. Лермонтов. «Геройнашеговремени» . 7. А. Н. Островский. «Гроза» , «Бесприданница» . 8. И. А. Гончаров. «Обломов» . 9. Ф. М. Достоевский. «Преступлениеинаказание» . 10. Л. Н. Толстой. «Войнаимир» . 11. А. П. Чехов. «Человеквфутляре» , «Крыжовник» , «Олюбви» , «Ионыч» , «Вишнёвыйсад» . 12. И. А. Бунин. «Господиниз. Сан-Франциско» , «Тёмныеаллеи» . 13. А. М. Горький. «Влюдях» , «Надне» . 14. Б. Л. Пастернак. «Доктор. Живаго» . 15. М. А. Шолохов. «Тихий. Дон» . 16. В. Астафьев. «Царь-рыба» 17. К. Паустовский. «Телеграмма» 18. А. Приставкин. «Ночевалатучказолотая» (овойне) 19. Л. Улицкая. «Казус. Кукоцкого» 20. В. Распутин. «Прощаниес. Матёрой» ВЫБОР ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 1. По-разному живут люди на земле. Одни идут своей дорогой, словно по инерции, не задумываясь о конечной цели. Прожит день – и ладно. Другие заранее намечают свой путь и никогда не отступают от него. Третьи часто плутают в поисках верной дороги, порой сбиваясь с пути. Кто же скорее наберётся опыта, а кто совершит ошибки? Скорее всего без ошибок не обойтись никому: каждый шаг - это крупица нашего опыта, даже если выбрана неверная дорога. Путь к истине - это путь познания самого себя. Только вот не каждый признаёт и осознаёт свои ошибки, пытаясь их исправить и набраться опыта положительного. На страницах художественных произведений немало подобных примеров… 2. Как пройти свой жизненный путь, не допустив ни одной ошибки? Можно ли при этом приобрести положительный опыт? Конечно, нет. Ребёнок, делая свои первые неуверенные шаги, падает, но поднимается и снова пытается идти. Он подсознательно приобретает крохотный пока опыт: нельзя останавливаться! Взрослея, человек достигает желаемого результата тоже отнюдь не сразу, а методом проб и ошибок. Только преодолевая препятствия, падая и вставая, можно прийти к истине и цели. Но нужно научиться делать выводы из своих ошибок и не допускать ошибок непоправимых. Размышляя над судьбами литературных героев, мы понимаем, что без ошибок прожить невозможно, но вот попытка исправить их – это вечная работа над собой. Это поиск истины и стремление к духовной гармонии.

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 3. Важен ли читательский опыт для познания жизни, для приобретения опыта собственного? Ответ очевиден. Именно книги, научные или художественные, дают нам знания, то есть опыт. Писатели девятнадцатого и двадцатого веков оставили нам богатое культурное наследие. Человек, читательский опыт которого богат, имеет возможность сделать правильный опыт из ошибок литературных персонажей, сможет научиться важным вещам, которыепомогутемувбудущемнесовершатьненужныхпоступков. Потому-то онкаждыйразвтрудныймоментиобращаетсяккниге, учится, чтобыпознать мир, чтобы ошибок в его представлении о мире, обществе, самом себе было какможноменьше. Какие же произведения, действительно, станут нашими добрыми помощниками? . . 4. Какова цена ошибки? Последствия ошибок даже одного человека порой трудно предугадать. А если эти ошибки совершает человек, наделённый властью, от решений которого зависти судьба уже целой страны. Не случайно, давая оценку деятельности правителей или руководителей, мы обращаем внимание на такие его качества, как дальновидность, мудрость, наличие практического ума… Если перед нами человек равнодушный, малообразованный, да ещё честолюбивый и тщеславный, то ошибки его могут обернуться бедой, а то и катастрофой. И примеров тому не мало и в жизни, и в литературе…

5. Какой опыт даёт человечеству война? Прежде всего необходимость не допустить непоправимых ошибок в дальнейшем. Ошибки на войне. Ошибки в выборе стратегии и тактики сражения. Это уже трагедия. От непродуманных действий командиров, от их карьеристских побуждений, эгоизма или трусости зависит жизнь подчинённых ему солдат. И опыт здесь только негативный, повторять который ни в коем случае нельзя. Но есть и другой, человеческий, мудрый опыт: в воспитании мужества, стойкости и доблести, подобной тем, что проявляли герои войны: простые солдаты и достойные офицеры. Те, что заслонили собой путь врагу, не позволили ему осквернить нашу родную землю. ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 6. «И опыт, сын ошибок трудных…» — восклицал Пушкин. А возможен ли опыт без ошибок? Всегда ли они взаимосвязаны? И всякая ли ошибка ведёт к накоплению опыта? Накопить опыт, не делая ошибок, наверное невозможно, а вот правильные выводы из неудач просто необходимо делать. Но почему же человек так боится сделать неверный шаг, допустить ошибку. Боится оказаться смешным, избегает осуждения, наказания? Нужно ли бояться ошибок в своих жизненных опытах? Смотря о каких опытах и ошибках вести речь. Ошибка хирурга может обернуться смертью пациента, а ошибка лётчика – гибелью сотен людей. Но если вести речь о повседневной жизни и работе, не сопряжённой с подобным риском, то ошибок не следует бояться. Достаточно вспомнить мудрые слова великого Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость»

7. Важен ли нам опыт предшествующих поколений? Какие уроки дает человеку история его народа? Каждому отдельному человеку свойственно ошибаться, но можно ли говорить об исторических ошибках народа? Скорее всего, нет, поскольку то, что совершалось и одобрялось в начале XX века, например, революция, в конце подверглось развенчанию. Но если речь идёт о захватнических войнах, то здесь важно извлечь необходимые уроки и не повторять чудовищного опыта полководцев-завоевателей. Вспомним Наполеона или Гитлера и их завоевательные карательные походы. Чем не опыт над людьми! Кого нужно винить в подобных злодеяниях? Народ? Руководителей? Трудный вопрос. Хоть и говорят, что народ заслуживает того правителя, которого выбирает, но в целом он не может нести ответственности за действия лидеров. И в то же время каждый человек в стране несёт долю ответственности за все, что в ней совершается: можно слепо подчиняться и позволять себя вовлекать в негативный чудовищный опыт, а можно и противостоять этому. Немало примеров вышесказанному можно почерпнуть в русской литературе… ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ

8. Являетсялитысячелетняяистория. Россиидлянасчем-точуждымили все-такиважнымиценнымисторическимопытом? Размышляянадэтимвопросом, необходимопонимать, чтоопытпредыдущих поколений, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указываетнамдальнейшийпуть, помогаетизбежатьмногихошибок. Развеможнопренебречьнеоценимымопытомдеятелейискусстваилинаукии отвергнуть их творения и завоевания? Сколько бесценных произведений живописи, архитектуры, музыки, литературы, философии могут обогатить современногочеловекабогатейшимопытомпознанияжизниисамогосебя! Конечно, нельзя забывать и об исторических ошибках: о кровопролитных революциях и войнах, об актах вандализма по отношению к историческим памятникам культуры, о репрессиях 30 -х годов, которые позволяют осознать каждому человеку, насколько губительными они были, насколько различные событиявисториивлияютнажизньчеловека. Горькийопытсуровыхвоенныхлет учит нас не забыватьотом, сколько горяистраданий может принестивойна. Мы должныпомнитьобэтом, чтобытрагедиянеповторяласьвновьивновь. Исторический опыт – это часть культуры народа. И если не изучать своей истории, не перенимать опыт предшественников, то невозможно будет понять, в чемжележатосновымирозданияисамопознаниячеловека. Обратимся к литературным примерам… (183 слова без аргументов)ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ «Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? »

8. Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, из сказанных слов, из наблюдений над жизнью окружающих людей и над жизнью литературных героев, от принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и, растерявшись или не имея опыта, может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью. Как же избежать непоправимых ошибок? Необходимо тщательно продумывать каждый свой шаг, своё слово, действие, не бояться обращаться за так необходимым опытом к старшим, к учителям-наставникам, к книгам, наконец. Обратимся и мы к литературным примерам. ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ

Ошибки и опыт. Эти два понятия неразрывно связаны между собой, ведьопытстроитсянаошибках, дажесамыхнезначительных. Литературных примеров достаточно для подтверждения этой мысли. Например, Пьер Безухов изромана. Льва. Толстого «Война и мир» впоисках смыслажизнисовершилнемалоошибок, поканепостигистины. Врезультате геройприходитквыводу, чтоничегонельзяизменитьвэтойжизниисначала попадает под дурное влияние Курагина и Долохова: балы, кутежи, кураж. Следствием необдуманного шага становится ещё одна ошибка Пьера – женитьба на Элен. Безухов купается во «всеобщей любви» (так он наивно полагал, когда стал самым богатым и завидным женихом), Но счастье было непродолжительным. Умный Пьер быстро осознал цену своих ошибок. Свое счастьеоннаконецнаходит, женившисьна. Наташе. Ростовой. После долгих мучений, ошибок, скитаний Пьер Безухов приходит к пониманию, что истинное счастье – в служении обществу, чем он и занимается в эпилоге романа. (Неслучайно, по замыслу Л. Толстого, именно Пьер Безухов должен был стать героем-декабристом в задуманной повести, ставшейвпоследствиироманом-эпопеей). АРГУМЕНТ-

Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева, прогрессивно мыслящий молодой человек, который не боится рисковать, занимается опытами, нигилист, не признающий никаких авторитетов, сторонник самого «полного и беспощадного отрицания» . Что ж отрицает Ба заров? Всё, что может помешать практической деятельности естествоиспытателя. Несомненно, Базаров - человек острого и сильного ума, полагающий, что именно им выбранный путь наиболее правильный. Однако и он не избежал ошибок: любовь, которую герой романа считал «чушью» , настигла его совершенно неожиданно, да так, что Евгений совершенно растерялся, не сумев совладать со своими чувствами. Что это? Ошибка действий героя? Конечно, нет. Ошибка кроется в его мировоззрении нигилиста. Однако Евгений смог оказаться выше и человечнее Одинцовой, которая больше всего на свете дорожила своим «спокойствием» ! В конце концов Базаров смог совладать с собой, окунувшись в свою работу, но так и не сумев, очевидно, до конца справится со своими раздумьями, он совершает ещё одну, уже непоправимую ошибку: оперирует больного тифом, забыв о предосторожностях, и… погибает. Только перед смертью Евгений осознаёт напрасность своих замыслов: «Я нужен России. . . Нет, видно, не нужен… » . Ну а если бы случилось чудо и герой выжил, отказался бы он от своих опытов? Мне думается, что вряд ли: слишком сильны были его убеждения в собственной правоте. И это тоже ошибка, поскольку необходимо критически переоценивать свои домыслы и деяния. АРГУМЕНТ-

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» . Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М. Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодымлюдямсвоейэпохи, которыеразочаровалисьвжизни. Печоринсамговоритосебе: «Вомнеживутдвачеловека: одинживетв полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Лермонтовскийперсонаж–энергичный, умныйчеловек, нооннеможет найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В. Г. Белинский называл его «страдающим эгоистом», потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживаетиничегонеприноситемуудовлетворения. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы ихисправить, свойсобственныйопытегоничемунеучит. Несмотряна то, чтоу. Печоринаестьабсолютноепониманиетого, чтоонразрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов» , по его вине гибнет Бела и т. д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чемделаетсебянесчастным. АРГУМЕНТ-

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» – это повествование об одинокой старости, о равнодушии к престарелым родителям, о личных опытах и ошибках. Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Старая женщина же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать» , — решает она. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина вскоре напишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день…» . Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет — значит, жива» . Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. А когда вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон» , Настя едет к матери. Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила» . Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно» . Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди и о том, что есть ошибки, исправить которые уже невозможно АРГУМЕНТ-

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» . Повесть. Распутина-этонепростопроизведениеопотереродногодома, нои отом, какошибочныерешениявлекутзасобойкатастрофы, которыеобязательно скажутсянажизниобществавцелом. Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния. К великому сожалению, Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуютотдать. Матёру, тоестьпредатьсвоепрошлое. Истраданиястариков–это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказыватьсяотсвоихкорней. Финал повести трагичен: в тумане символично заблудились чиновники, переселяющие последних жителей острова, а среди них и сын Дарьи, главной героини. А «старинные старухи» Матеры в это время, в последний раз объединившисьдругсдругом, покидаютэтомир, удаляясьнанебеса. Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагическийопытпредшествующихпоколенийвназиданиенам, людям. XXIвека. АРГУМЕНТ-5 — ОШИБКИ И ОПЫТ НАРОДА (ИСТОРИИ)

Книга А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» о таких уроках истории. Это история двух братьев-близнецов. Детдомовцы военной поры, Сашка и Колька Кузмины, Кузьменыши, обездоленные, голодные, которые мечтают они уже не о том, чтобы увидеть, понюхать хлеб, чтобы только появилась вера. Неожиданная отправка детдомовцев на Кавказ. Никто не знал, почему их везут именно в эти земли. Но ощущение тревоги охватывало взрослых и детей неспроста. В пути они встречают состав, в котором везли выселенных из родных мест чеченцев. Именно их опустевшие земли и должны были заполнить детдомовцы. [ Состав трогается «…раздаются голоса. Завопили, закричали, заплакали» . Потом жизнь в детском доме на обезлюдевшей земле и страх перед «невидимыми» местными жителями, затаившимися в горах. Можно понять чувства чеченцев, мстивших за разрушенные могилы предков: [ «Мой зымля! Мой дом! Мой сад!» ] Месть темна, она не знает границ и часто обрушивается на невинных. Есть в повести А. Приставкина страшная сцена, когда наутро выспавшийся в своей ямке Колька натыкается на распятого брата Саньку и долго сидит около него, окаменев, скуля и воя. Страшная смерть безвинного ребёнка. И, наконец, чистая дружба с чеченским же мальчиком Алхузуром, который, видя страдания Кольки, готов стать его братом: «Я, я теперь Саск» . Чья вина, что дети и русские и чеченские оказались обездоленными? Чья вина, что целые народы вынуждены были покидать родные земли и разжигать впоследствии национальную рознь? Ответ очевиден. Отнюдь не дальновидных политиков. Именно за их ошибки и расплачивались безвинные. Такие книги нужны, чтобы знать прошлое, извлечь уроки из горького опыта. Это книга об ответственности за будущее одного поколения перед другим. (261 СЛОВО)АРГУМЕНТ-7. ОШИБКИ И ОПЫТ НАРОДА (ИСТОРИИ

История развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца? Если говорить об опыте как об эксперименте для создания чего-нибудь нового, то практический опыт профессора Преображенского, главного героя повести М. Булгакова «Собачье сердце» , по пересадке гипофиза и о его влиянии на омоложение организма у людей с научной точки зрения весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию: превращает безродного пса Шарика в гражданина Шарикова. Но в бытовом, житейском плане научный опыт привел к самым плачевным последствиям. Попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки встречают с его стороны стойкое сопротивление. И с каждым днем Шариков становится все наглее, агрессивнее и все опаснее. В итоге Преображенский понимает причину своих заблуждений и проводит обратную опреацию: Шариков снова становится милым и добрым песиком Шариком. Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее» , нежели П. П. Шариков. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел. . . ”. Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. После прочтения произведения возникают мысли о том, как часто проводятся необдуманные эксперименты, которые порой могут стать необратимой катастрофой и для человека, и самого общества в целом, особенно если происходят они насильственным путём. Без экспериментов наука не продвинется вперед, но они должны быть взвешенными, ошибка может стоить дорого. АРГУМЕНТ-6 -НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Сюжет романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» довольно прост: в нем повествуется о неудачливой жизни хирурга-гинеколога, обладавшего незаурядным талантом диагноста — особым даром, «внутривидением» поражённых внутренних органов пациентов, хирурга, выступавшего против запрета прерывания беременности. В 1942 году в небольшом сибирском городке он спас от смерти свою будущую жену Елену Георгиевну и ее ребенка, удочерив ее как свою. Первые проблемы в жизни Кукоцких появились в период, предшествовавший началу кампании против генетики. Павел Алексеевич нашёл оригинальный способ уклоняться от нежелательных мероприятий: в нужный момент он честно напивался, создав себе репутацию пьяницы. А после одной неосторожно брошенной фразы героемвадресженыэтотвыдающийсяврачвтечениедесятилетспивается, несумев исправить свою случайную ошибку, по сути-оговорку, а жена его за те же десять лет, такегои непростив, сходитсума… Но главным действующим лицом романа оказывается приемная дочь Кукоцкого-Таня, студентка вечернего отделение биофака, устроилась в лабораторию по изучению развития мозга, где на удивление быстро освоила методы приготовления гистологических препаратов. А спустя несколько лет произошло событие, навсегда отвратившее Таню от науки: она поймала себя на готовности сделать препарат из живого человеческого плода. Не дождавшись нужных слов от отца, Таня ушла с работы. Вскоре Таня погибает в одесской больнице из-за не оказанной вовремя медицинской помощи во время родов. Полусумасшедшая Елена такникогдаинеузналаосмертидочери. Старый, но так и не решенный вопрос: возможность убивать живое во чреве - положительный опыт во благо или неисправимые ошибки, порождающие зло? Он правилинет-Павел. Алексеевич, -положившийнажертвенныйалтарьпрофессии своеличноесчастье? АРГУМЕНТ 8 — РАЗВИТИЕ НАУКИ ЧЕРЕЗ ОШИБКИ И НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА

Одна из глобальных ошибок человечества – это «опыты» с природой, безжалостное внедрение в природные законы. Гибель Аральского моря, реальная угроза Байкалу, вымирание многих видов животных и полное исчезновение уникальных целебных растений – все это следствие безумных опытов над природой. Природа незамедлительно «мстит» человеку, и сделать выводы из совершённых ошибок нашими предшественниками мы просто обязаны. В. Астафьев в произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме. Главный герой одноимённой новеллы Игнатьич - рыбак. Он покорил реку. Здесь он царь природы. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Браконьерничает, руководствуясь жадностью и честолюбием. Тогда появляется царь-рыба, посланная для борьбы с царем природы. По поверью, пойманную царь-рыбу – осётра необходимо отпустить и никому не рассказывать о ней. Игнатьич при встрече с громадным осётром эту заповедь не исполняет: жадность берет верх над его совестью и губит его. Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу, они ждут своей смерти. И Игнатьич умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» . « Прос-сти-итееее …» . Природа не так беспощадна, как человек, она дает шанс ему исправиться. И царь-рыба, невероятным усилием освобождаясь от крюков, уплывает в родную стихию. Вот это и есть наглядный опыт, его ошибки и уроки, извлечённые из них. Грубо вмешиваясь в жизнь природы, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, к себе самому. Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно — историческому опыту предшествующих поколений. (243 слова)ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ « ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ НАРОДА»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, не ошибаться невозможно. Главное, набираясь опыта, не бояться признавать свои ошибки и пытаться их исправить. И, конечно же, необходимо заранее взвешивать и обдумывать свои решения и поступки, чтобы избежать ошибок непоправимых. Человек, совершивший ошибки и сделавший из этих ошибок правильные выводы, сегодня на порядок мудрей, чем вчера. Не совершение ошибки – грех, а отсутствие раскаяния в ней, нежелание извлечь опыт, пусть и горький. Прав был мудрый Аристотель: «Не способный к раскаянию неисцелим» .

Предмет речи

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли. Выводы

Цитаты

Литературный пример

Неразрывная связь опыта и ошибок.

Любая ошибка как опыт, любой опыт как результат ошибок

Почему Пушкин назвал опыт «сыном ошибок трудных»?

Возможен ли опыт без ошибок?

Всякая ли ошибка ведёт к накоплению опыта?

Ошибка по незнанию простительна любому человеку.

Отрицательный результат - тоже результат.

Каждая ошибка даёт возможность получить опыт. --> Не нужно скрывать ошибки, нужно делать выводы.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

(А.Пушкин)

Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку. (Конфуций)

Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть. (Л. да Винчи)

Ошибка - не обман.

Ошибся, что ушибся - вперед наука.

Обжёгшись на молоке, на воду дует.

И на старуху бывает проруха. На ошибках учатся. (Русские пословицы)

Нет такого понятия, как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свои планы, основываясь на этих самых ошибках. Я как раз один из таких парней. (Стив Джобс)

Неудачи и отказы - важнейшая составляющая успеха. На ошибках мы учимся, приближаясь к успеху! (А. Джексон)

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В. Распутин «Живи и помни»

А.Солженицын «В круге первом»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Опыт и ошибки на жизненном пути человека

Можно ли учиться на чужих ошибках? Действительно ли в жизни всё нужно попробовать?

Какие ошибки я могу простить друзьям?

Верно ли, что не ошибется тот, кто ничего не делает?

Почему мы боимся неудач и ошибок?

Почему не нужно бояться ошибок?

Как относиться к друзьям, которые указывают на ошибки?

Почему невозможно прожить жизнь, не совершая ошибок?

Почему способность прощать обогащает внутренний мир человека?

Учиться на ошибках или избегать их?

«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр). См. пример сочинения.

Накопить опыт, не делая ошибок, невозможно.

Нужно стараться опираться на чужой опыт и не делать ошибок.

Пословица "на ошибках учатся" для неудачников.

В жизни нужно всё попробовать.

Всякий опыт ведёт к развитию.

Не всякий опыт нужен человеку.

Мы боимся ошибок, потому что боимся осуждения. --> Мнение толпы не даёт нам развиваться.

Иногда это мнение нужно игнорировать.

Бывают ситуации, когда один прав, а все остальные не правы. -- > Нужно поступать так, как считаешь нужным.

На чужих ошибках нельзя научиться жить.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать - ошибка. (Теодор Рузвельт).

Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их. (Джордж Сантаяна)

Если окинуть взглядом свою жизнь, готов спорить, о восьмидесяти процентах своих поступков вы пожалеете. Но жизнь - это и есть ошибки. (Сильвестр Сталлоне)

Все называют опытом собственные ошибки. (О. Уайльд)

Загляни в глаза себе. Стало стыдно - значит, что-то здесь не так! Нет удач без неудач, Нет легких побед, Так чего ж ты опечалился, чудак? (В. Ланцберг)

Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, - все время бояться совершить ошибку. (Э. Хаббард)

Человеку свойственно ошибаться (И. Тургенев) Тот настоящий друг среди толпы знакомых, Кто, правды не боясь, укажет вам на промах. (Н. Депрео)

То, что у других мы называем грехом, у самих себя мы называем жизненным опытом. (Р. Эмерсон)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»

В. Астафьев «Людочка»

О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Ошибки и ответственность. Наказание.

Раскаяние.

Стыд.

Почему люди стыдятся своих ошибок?

Надо иметь смелость, чтобы публично признаться в своих ошибках.

Почему люди стараются скрыть свои ошибки?

Что для меня значат слова "непростительная ошибка"?

В каких случаях надо наказывать за ошибки?

Иногда мы слишком поздно жалеем о своих ошибках.

Как природа мстит за ошибки человека?

Если за ошибками не будет следовать наказание, люди не приобретут опыта.

Есть ошибки, которые нельзя прощать.

Любую ошибку можно простить.

Непростительны ошибки, которые привели к потерям других.

Если человек навредил только сам себе, он уже наказан.

Нельзя прощать нарушение нравственных законов (объяснить, что вкладывается в это понятие для вас).

Лучше не совершать ошибок, чем потом жалеть.

Лучше совершать ошибки, чем жалеть, что не попробовал.

Мы испытываем стыд не потому что совершаем ошибки, а потому что наше унижение видят все. (М. Кундера)

Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти (В. Гюго).

Если вы скажете преступнику, что его преступление не зависит ни от его натуры, ни от его характера, а от несчастных обстоятельств его жизни, он вам будет бесконечно благодарен (А. Камю)

М Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Распутин «Живи и помни»

К. Паустовкий «Телеграмма»

А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Поиск смысла жизни и ошибки

Согласен ли я с тем, что честному человеку "надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать..."?

Можно ли ошибиться на пути поиска смысла жизни?

Можно ли постичь смысл жизни, не делая ошибок?

Нужно не бояться делать то, что считаешь нужным.

Найти смысл своей жизни невозможно без ошибок.

Лёгкая жизнь нас ничему не учит.

Иногда нужно пойти против мнения толпы и принять единственно верное решение.

Чем больше ошибок человек совершает, тем мудрее он становится.

Ошибки не ведут к накоплению мудрости, они ведут к накоплению зла.

Опыт некоторых людей опасен для остальных.

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. (Лев Толстой)

Жизнь - это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик (А. Чехов).

Легкая жизнь ничему нас не учит. А главное - то, чему мы в итоге научились, что познали и как выросли (Р. Бах).

Делай что должен, и будь что будет (пословица).

Лев Толстой «Война и мир»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.А. Гончаров «Обломов»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

В.Аксёнов «Московская сага»

В.Гроссман «Жизнь и судьба»

В.Каверин «Два капитана»

Возможные темы сочинений :

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

Ошибаться - свойство человека, прощать - свойство Бога.

Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы её повторяем.

Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

Опыт - самый лучший наставник.

Наши истинные учителя - опыт и чувство.

В жизни нет ничего лучше собственного опыта.

Единственным критерием истины является опыт.

Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.

Пример сочинения

«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр)

Вся наша жизнь - это череда взлетов и падений, побед и поражений, удачных и неудачных стечений обстоятельств, это и наполняет существование человека азартом, делает его ярче и контрастнее. Однако все это не бесконечно, и при любых обстоятельствах стоит иметь в виду, что наше существование на Земле конечно, ведь человек смертен, «иногда внезапно смертен», и печальный исход этот в определенной степени является поражением. И если вся наша жизнь - это дорога к смерти, где-то ухабистая и извилистая, а где-то прямая, можно ли считать любую историю человеческой жизни историей поражения?

Поражение - это явная неудача в каком-либо конфликте, это разгром, несправедливость, проигрыш, фиаско. Мне кажется, что сосредоточением всех этих понятий является слово «смерть» - тот самый исход, та точка, после которой заканчиваются все процессы, это одновременно и толчок к действию, и факт, принять который готов не каждый. Это вечный конфликт с жизнью, тайна, покрытая мраком, и наверное, самое ожидаемое и самое трагическое поражение, какое только может испытать человек.

Смертен каждый из нас, несмотря на социальный статус, возраст, жизненные предпочтения, однако многие забывают об этом, и потому нам известно так много историй с трагическим концом. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы сталкиваемся с судьбой достаточно типичной личности: пожилой богатый американец отправляется со своей семьей на пароходе «Атлантида» в Старый Свет, чтобы вознаградить себя за долгие годы «труда» (а на самом деле жестокой эксплуатации китайских рабочих). Герой рассказа не отличался ничем особенным, автор даже не называет нам его имени. Всю свою жизнь этот господин занимался накопительством, и, дожив до достаточно почтенного возраста, все же решил получить, казалось бы, заслуженный отдых - время безделья и чревоугодия. Однако все повернулось совсем по-другому. Считал ли этот герой себя победителем? Безусловно, особенно по сравнению с теми, кто не мог позволить себе шестиразовое питание, кто был гораздо ниже по статусу и плыл в трюме парохода. Господин из Сан-Франциско считал, что деньги дают ему право повелевать жизнью и всеми, кто находится возле него, но буквально мгновение - внезапная смерть, и он, бездыханный, плывет даже не в гробу, а в деревянном ящике из-под содовой воды в недрах корабля, рядом с теми, кому при жизни выражал надменное пренебрежение. Эта смерть явилась логичным и поучительным исходом, жестоким, но справедливым поражением, к которому, господин из Сан-Франциско шел всю свою жизнь. После него в сердцах людских не осталось ничего, даже имени. Получается, что история всей его жизни явилась историей его поражения.

Подобный исход ждет, к сожалению, и тех, кто при жизни изо всех сих старается бороться с системой, кто рушит стереотипы, кто наполняет жизнь собственным смыслом и, пусть и на подсознательном уровне, но хочет оставить свой след в истории. Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», Евгений Базаров представлен нам как личность незаурядная: он, несмотря на свою разрушительную теорию, был естествоиспытателем, врачом-практиком, он помогал людям, однако презирал авторитеты. Создав своё строгое «здание» нигилизма, «столпом» которого являлось отрицание любви, искусства, а, впрочем, «ВСЕГО» (и в первую очередь государства, власти, религии), он не заметил, как его «постройка» постепенно рушится при столкновении с жизнью, с чувством любви к Одинцовой, к родителям. Именно любовь выявила слабость и безжизненность его вульгарной материалистической теории. Это прекрасное чувство заставило Базарова разочароваться и в самом себе. Пытаясь задушить в себе любовь, он словно лишается почвы под ногами. Отсюда и его полные горечи размышления перед смертью: «Нужен ли я России?... Нет, видно не нужен». Смерть настигла Базарова в самом расцвете сил, оттого она вдвойне нелепа. Но у нас остаются добрые воспоминания о герое: он молод, умён, образован, а его нигилизм – всего лишь позёрство (очень хотелось быть не таким, как все, этаким «ниспровергателем» устоев). Последние слова Базарова, обращенные к Одинцовой, приехавшей попрощаться с ним, обнажают его душу: «Живите и пользуйтесь, пока время!...Дуньте на угасающую свечу…Успокойте мать». Смерть для Базарова была в какой-то мере поражением, но она же является началом добрых, элегических воспоминаний о нём, да и сама его жизнь прожита не зря. Он, в отличие от героя Бунинского рассказа, оставил по себе память в душах тех, кто его знал и любил.

Высказывание Жана Поля Сартра утверждавшего, что «история любой человеческой жизни есть история поражения», на мой взгляд, не вполне справедливо. Поражение – это фиаско, крах, а это ведёт к хаосу в сознании. Нельзя жить постоянно с мыслью о неизбежном поражении. Мысли об этом должны пробуждать в человеке азарт, соперничество, должно воспламеняться желание действовать, чувствовать, испытывать трудности, учиться жизни и учить - другими словами, желание жить, а не бесцельно существовать.


С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Опыт и ошибки»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Опыт и ошибки».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Опыт и ошибки».

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
  • Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
  • Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Аргументы для итогового сочинения 2016 «Опыт и ошибки»

  • «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

В романе в стихах «Евгений Онегин» наглядно демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгойв доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

  • «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского

Центральным вопросом для героя произведения Ф. М.Достоевского становится желание понять свою способность действовать, вершить судьбы людей, пренебрегая нормами общечеловеческой морали - «Тварь я дрожащая, иль право имею?» Родион Раскольников совершает преступление, убив старуху-процентщицу, и позже осознает всю тяжесть совершенного поступка. Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Пример сочинения

На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации. В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом. Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой.

Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям.

В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров - прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь - это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.

Таким образом, стоит говорить о том, как важно правильно оценивать свои мысли и поступки, анализируя действия, которые могут привести к большой ошибке. Человек постоянно находится в развитии, совершенствует свой образ мыслей и поведение, и поэтому он должен действовать обдуманно, полагаясь на жизненный опыт.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: