Методы определения стоимости картин художников. Как определить стоимость старинной картины

Как определить стоимость старинной картины?

    Как оценить стоимость картины? Как определить ценность, цену старой картины?

    Это не очень просто сделать, так как стоимость картины может зависеть от очень разных показателей. Начинающие художники по причине непонимания всей сложности этой тематики и своих завышенных амбиций часто сильно ошибаются, оценивая свои собственные произведения.

    Но есть некоторые конкретные ориентиры, правила, которые помогают оценить полотно.

    Сначала полотно оценивается по автору, его всеобщей известности. Естественно, чем известнее имя художника, а также чем старше сама картина, тем больше денег она соберт на всех аукционах. Разумеется, сегодняшние мастера-художники в этом отношении, очень проигрывают на фоне творчества мастеров былых эпох. Многие молодые художники почему-то полагают, что если их искусство не востребовано в их стране, то как минимум на Западе их картины с руками оторвут))). Это неверно, так как и заграничные коллекционеры хотят иметь в своей коллекции в первую очередь творения кистей знаменитостей, гениев своего жанра.

    Следующий момент - это срок давности, возраст картины , эпоха, в которую она была написана. Произведения восемнадцатого века уже автоматически продаются дороже, чем картины, написанные в двадцатом веке, так как это уже антиквариат.

    И вс же, даже в том случае, если сам художник ещ не обладает знаменитостью и его картины ещ мало известны в мире, такие творения могут иметь немалый успех, который обусловлен своей ролью в современном искусстве, явлением моды и так далее. В таком случае картину могут оценить тоже достаточно высоко.

    Само качество картины тоже играет немалую роль в процессе определения е ценности как произведения искусства и е цены на аукционе. Использование холста определнного качества, используемые кисти и краски - вс это тоже может сказаться на стоимости полотна.

    По размеру, как ни странно, тоже оценивают стоимость полотна, исходя из того, что, чем более масштабное произведение искусства, тем больший объм работы был выполнен, а значит, и цена, соответственно, выше.

    Если Вы сами не являетесь художником, и только коллекционером, стремящимся продать подороже находящиеся в его владении произведения искусства, то на оценку полотна может повлиять также и его предыстория. А именно - набивается цена в связи с количеством и именами былых владельцев (особенно если это были именитые люди), качество реставрации, наличие определнных повреждений картины, а также история предыдущих покупок - вс это может искусственно снизить или, наоборот, понизить цену на картину.

    Для начала-найдите подобие в инете.....Скиньте копию-фото-спецу....или мне тогда уж......Какой результат Вы хотите получить? Просто для истории Вашей семьи?.....или.....

    Сколько готовы выделить финансов на обследование...

    Фото пришлите!Информацию всю....

Как узнать стоиомсть картины? Цены на картины русских художников и зарубежных?

Стоимость живописи (картин). Как узнать цену картины.

В конечном итоге цена картины будет зависеть от:

Художника который ее написал (Айвазовский или Вася Иванов) либо (русский художник или нет)

Сюжета (портрет, пейзаж, сюжетная картины, натюрмор итд)

Размера

Качества исполнения (художник тоже человек и у него могло быть плохое настроение и нарисовать он мог на скорую руку)

То чем нарисована картина (акварель это ли масло на холсте)

Вот и представьте: картина может быть без подписи - это неизвестный художник. Она может расцениваться только как интерьерный предмет. Если она некрасивая то продать ее просто невозможно. Напротив если это картина больше метра с подписью шишкин цена ее может быть очень большой. Случай с великими русскими художниками вообще отдельный. Получить большие деньги это вопрос долгий и трудный и в одиночку его решить просто невозможно. Антикварный салон в случае с картинами великих художников выступает как агенство недвижимости. Он занимается подхоговкой сбором и оформлением всех необходимых документов для продажи, а их не мало. Необходимо найти в каких выставках участвовала картина, поднять все архивы и попытаться найти историю картины, все возмодные аналоги, все аукционные продажи художника, найти ведущих музейных специалистов уполномоченных давать официальные заключения о подлинности картины, произвести все необходимые технические экспертизы и только после этого находить клиента который преобретет картину. Возможно даже потребуется участие в выставках чтобы показать картину. Эти все затраты антикварный салон Империя берет на себя и получает комиссию после продажи.

У каждой картины есть репутация! или почему нельзя выставлять картину на форум.
Почему нельзя размещать картины на форумах и в интернете открыто? этот вопрос очень важен!Дело в том что если картину без необходимого пакета документов выставить на форум то ее начнут обсужать и поверьте нам 1 человек но скажет что это подделка, а может и не один. И пойдет слух. А потом коллекционер который захочет ее купить если услышит хоть один негативнй отзыв уже не купит ее. Предмет зависнет и все потому что неправильно подошли к продаже картины. Дорогие старинные картины нужно продавать по особому. Тут действуют свои правила и если их нарушить то картину вы уже никогда не продадите потому что картины с загубленной репутацией уже никогда не продаются либо продаются за копейки. В случае если же оформляются все необходимые документы а после этого предмет выставляется на продажу уже никто не посмеет сказать что это подделка.

На цену вашей картины будет влиять сюжет, красочность и техника исполнения.

О том как продать картину читайте в следующей статье.

С давних времен перед живописцем стоит вопрос: «За какую цену он может продать свою работу?». Великий Тициан с насмешкой, а, может быть, и всерьёз, отвечал покупателю: «Выложите моё полотно золотыми монетами, и вы узнаете, сколько оно стоит». Нечто подобное практиковалось и в древней Индии. Только тогда таким способом приобретались целые парки. Сейчас цены на произведения живописи формируются иначе, но весьма хитро и путано. Имеются старые и новые научные методики, которыми пользуются аукционные дома. Ими даже торгуют.

На что смотрит арт-дилер?

Даже не взглянув на картину художника, посредник первым делом спрашивает: «Продаём? Покупаем?». Так происходит не только в России, но и за рубежом. Опыт заставляет перекупщика основываться на эмоциональном настрое клиента. Исподтишка выясняется, насколько сильно он желает приобрести или реализовать полотно. Математики сумели выразить это в научных формулах, в сугубо специальном коэффициенте. При продаже имеется три варианта:

· инвестор, с которого можно «снять» денег больше;

· коллекционер. Обычно он не богат, если не считать банков;

· дизайнер, который строго заключен в рамки выделенного бюджета.

Вот так, основываясь на своих интересах, а также на опыте и возможностях покупателя, работает менеджер.

Площадь художественного полотна

Размер работы может иметь значение. Именно с этого старого анекдота мы начали, но правильно сформировать истинную цену исключительно площадь полотна не позволит. Если это огромная картина, допустим, Г.И. Семирадского или И.К. Айвазовского, то, основываясь на размерах, можно сильно продешевить, «сделать подарок», так сказать, покупателю.

Удобнее всего, когда длина стороны работы не более метра. Это, так сказать, «золотой» формат, и при этом не важно, в длину он или в ширину. Если на картине присутствуют близкие художника, то это тоже повышает её цену.

С миниатюрами дело обстоит ещё сложнее. Казалось бы, они должны быть недорогими. А, тем не менее, на аукционе Christie᾿s в 2011 году работа «На пляже» Ивана Похитонова с площадью всего 616 кв. см (формат листа А4) ушла после торгов по цене более 600 тысяч долларов!

В 2005 году был издан «Определитель стоимости живописи». Автор этого справочника, В. Соловьёв, определённо старался. Он провёл анализ аукционной стоимости 47-ми тысяч картин художников мира. Но если основываться на его расчётах, то цена картины обычно не соответствует рыночной.

Затратный механизм

Некий Михаил Тамойкин посчитал правильным вести расчёт стоимости произведения искусства от того, сколько денег было вложено в краски, холсты, кисти и всё остальное, что требуется живописцу или скульптору. Однако он учёл и популярность мастера, но не всякого. Малевич и Пикассо для него, например, не художники. М. Тамойкин за основу взял прикладное искусство. Но на практике его положения опровергаются. В Москве на аукционе полтинник из меди 1925 года стоил под миллион рублей, серебряный - всего одну тысячу. В чём дело? Медный экземпляр очень редок.

Повторные продажи

Уже более трёхсот лет в мире проводятся аукционы произведений искусства. Многие картины художников уже побывали на них не раз. Это позволяет проследить, как повышается их стоимость, и позволяет предполагать, что она будет расти и дальше.

На этом основана методика Мея - Мозеса, которую приобрёл Sotheby᾿s в своё эксклюзивное пользование. Эти два профессора из Нью-Йорка сделали анализ рынка произведений искусства, начиная с 1875 года. Их индекс практически совпал с ростом цен фондового рынка и показал устойчивость спроса на произведения изобразительного искусства. Поэтому теперь все аналитики убеждают покупателей вкладывать деньги не в акции, а в картины художников.

Специалист по инвестициям Сергей Скатерщиков также использует показатели повторных продаж. Его расчеты позволяют узнать среднегодовую доходность. Мы не будем приводить его формулы, но подчеркнем, что чем длиннее инвестиция, то тем выше, как правило, прибыль.

Несколько крупных компаний, например, французская Artprice, американская Artnet, собирают данные с аукционных продаж, издают каталоги, на основании которых можно увидеть динамику цен. Но российские художники в него не попадают, поскольку наши аукционы данные в открытом доступе не предоставляют.

В России этим же вопросом занимается ARTinvestment. Этот интернет-сайт аккумулирует цены на российских и западных художников. Базовым моментом является фрагмент картины конкретного художника, что позволяет проследить подъём или падение стоимости полотна. К сожалению, цены изменяются необъективно, а в зависимости от места покупки-продажи, экономической ситуации в стране, мнения заинтересованных людей и других случайных факторов.

Кто делает «погоду» на рынке?

Очень многое обуславливается суждениями и предположениями авторитетных людей, с точкой зрения и позицией которых многие просто соглашаются. Их опрашивают компании ArtTactic, Artprice и делают определённые выводы. Это влияет на мнение экспертов и всех, кто вращается на арт-рынке - покупателей, продавцов, галеристов, любителей-коллекционеров, критиков, аукционеров. Перед русскими торгами в Лондоне и в российской компании ARTinvestment появляется индикатор инвестиционного риска, который определяют эксперты.

Как определяется популярность художника

На современном российском рынке Ксения Подойницына разработала методику опроса экспертов из 17-ти пунктов. Её показатели должны выявить значимость наших современных художников, а, следовательно, их престиж, который повлияет на стоимость произведения. На это воздействуют как уже сложившиеся ценовые показатели, так и участие в выставках, публикации в СМИ, приобретение работ коллекционерами. Всё это формируется самими художниками, галеристами, кураторами и коллекционерами.

Сухой вывод

На западе любят науку. По ней и работают. У нас пока всё приблизительно. Больше значит не художественная ценность и талант, а количество выставок, стоимость продаж и тематика. Жанровые работы не любят. Предпочитают пейзажи, натюрморты, «ню», детские и женские портреты и присматриваются по принципу «семь раз отмерь - один отрежь». Никто не учитывает, что зачастую цена произведения - это оценка жизни художника.

В принципе, в России пока всё ещё нет устоявшегося арт-рынка, а стоимость картин художников зачастую берётся просто «с потолка», кому как бог на душу положит.

Татьяна Пиксанова

Ко мне иногда почему-то обращаются по вопросу оценки своей живописи, полагая, что как автор галлерикса, я могу давать такие оценки на экспертном уровне. Нет, вообще-то, вопрос не по адресу. Но кое-чем я смогу помочь - понять, отлична ли цена вашей картины от нуля. Коротко, без воды. Сейчас вы научитесь делать это самостоятельно, а я в будущем просто буду давать ссылку на этот пост.

Чуть ниже мы подойдём к вопросу с научной точки зрения, но, для начала, «Экспресс-метод». Допустим вы беспорядочно расплескали краску по холсту и у вас затаилось сомнение, а вдруг это шедевр современного искусства? Давайте развеем сомнения самым лобовым способом. Проведите три теста:

  • Принесите прямо сейчас свой шедевр в ближайший художественный музей (выбирайте самый скромный и небольшой из них) и предложите разместить его в экспозиции. Варианты развития событий: а) вам предлагают деньги за разрешение повесить вашу картину в зале музея; б) вы предлагаете деньги за право повесить вашу картину в зале музея.
  • Давайте выберем самого циничного из ваших друзей. Например у моих друзей это я. Не говорите ему, что картину написали вы, просто покажите и спросите сколько бы он дал.
  • На самом деле, где-то в глубине вашей души у вас уже есть первоначальная оценка. Ваш мозг уже просчитал худший вариант реализации вашего шедевра. Выдохните и произнесите вашу худшую оценку вслух. Это и есть верхняя граница возможной цены.

Итак, из музея вас прогнали, друзья под столом, а вы сомневались, что сможете это продать. Предполагаемая цена вашей картины в этом случае: 0 руб.

На самом деле, стоимость картины на рынке складывается всего из четырёх составляющих:

  1. Ценность, переданная произведению именем автора.
  2. Ценность произведения, полученная из историй, с ним связанных.
  3. Стоимость работы и материалов, использованных для изготовления картины (с оговорками).
  4. Ценность объекта для конкретного покупателя в конкретный момент времени.

Имя автора

Допустим, ранее вы ещё не плескали краской на холсты и о вас ещё не писали в газетах. Тогда этот пункт ничего вам не добавляет.

История

Представляете, туриста выбросило в шторм в океан, он доплыл до необитаемого острова и обнаружил там ящик с барахлом какого-то художника. Все 5 дней, пока его не нашли, он писал картину. Ушла с молотка за 50 000 долларов. А вот ещё история, у рынка в селе Вышние Драчки остановился кортеж Президента. В этот момент местный плотник Василий Иванов показывал свою первую картину Кулиничне, продавщице лопат. Президент тоже увидел картину и похвалил. Это и вошло в сюжет Первого канала. С вами ничего такого пока не произошло?

Стоимость материала

В общем случае, учитывать при продаже картины цены на комплектующие - как-то даже унизительно для художника. Но есть варианты, когда материал объективно дорогой (очень большой холст, использовано натуральное золото, драгоценные камни и т. п.). Тогда ясно, что результат не может стоить меньше.

Покупатель

А вот это самый расхожий вариант в реальной жизни. Он не зависит ни от каких экспертных оценок, «правильности анатомии» или заваленности горизонта. Эта дама хочет эту шлюпку на этих волнах. Сюда входят все случаи из разряда «понравилось», а также заказные работы. Если вы написали портрет заказчика по его просьбе (или без) - для него этот портрет точно обладает какой-то ненулевой ценностью и вы сможете его продать за деньги. Профит в этом случае сильно зависит от размера кошелька покупателя.

Ну вот и наш, самый обыденный и самый распространённый случай. Некто, мы не знаем кто, взял несколько банок краски и ровно 34 секунды разнонаправленно размахивал кистью над большим листом бумаги. Получился натуральный Поллок, не меньше. Сколько стоит этот шедевр? За сколько его можно продать «на сотбисах»? Нам нужна профессиональная экспертная оценка! =)

Заоблачные цены на произведения искусства, известные по торгам всемирно известных аукционов означают отнюдь не то, что эти произведения стоят на самом деле, а вероятность попадания их в историю с одной стороны, и уникальность - с другой. Подлинное произведение искусства стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Чем отдаленнее от нас та или иная эпоха, тем меньше от нее остается предметов искусства, следовательно, тем выше и цены на них.
Если же автор - художник наших дней, то цена картин зависит от его престижа, уровня образования, от того, насколько часто его имя упоминается в СМИ и кто из известных людей уже купил его произведения. Для определения конкретной рыночной стоимости картин аукционные дома, например, используют показатели продаж автора за последние 4-5 лет.
На стоимость, безусловно, влияет значимость имени признанного и занимающего стабильные позиции на международном арт-рынке мастера. Кроме того, на стоимость предмета искусства влияют безукоризненное качество, раритетность, история и условия приобретения. Цена произведения искусства зависит также от его роли в культурной жизни. В цене будет расти творчество пионеров новых направлений, отражающих современное мышление.
Если произведение художника не вышло за рамки национального рынка - цена не может не зависеть от уровня жизни в стране. У нас пока мало коллекционеров. Произведения искусства востребованы, главным образом, при оформлении интерьеров. В ситуации нашей страны человек для украшения своего интерьера готов заплатить определенную сумму (эксперты отечественного арт-рынка считают, что она не превышает 10 тысяч евро за все художественное наполнение). Если художник малоизвестный и его работы пока только интерьерные, а не коллекционные, то при самом большом успехе он должен назначать цены, соизмеримые с возможностями отечественных потребителей искусства. Надежда на европейского покупателя совершенно беспочвенна. За работы неизвестных авторов они платят еще меньше.
Таким образом, стоимость картины определяется тремя составляющими, а именно: ее техническим состоянием, ценностью с позиций искусствоведения и степенью известности имени художника на арт-рынке. Произведения примерно одного качественного уровня художника известного (у которого есть ряд выставок, публикаций и т.д.) и художника нигде не выставлявшегося будут стоить по-разному. Цена тем выше, чем больше престижных выставок и продаж, каталогов и званий у художника. Считается, что стоимость картины растет с каждой персональной выставкой или включением в каталог на 10-20%
Часто молодые начинающие художники ставят неоправданно высокие цены на свои работы, ориентируясь на цены художников с именем и багажом выставок, каталогов и т.д.. Видимо, они рассуждают так: «Работы такого-то гораздо слабее моих, а стоят вон сколько. Мои лучше, а потому должны стоить больше». Чтобы покупатель узнал о том, насколько хороши ваши работы, ему нужно это объяснить. Его убеждают в этом профессиональные статьи о вашем творчестве в уважаемой прессе, выставки, на которые ходит заинтересованная публика, информация об уже проданных по определенным ценам работах.
Есть, конечно, имена, которые очень раскручены, но живопись оставляет желать лучшего. В них вложены большие деньги. Нужно понимать, что чем больше в художника вкладывают, тем на меньший процент от продажи своих работ он может рассчитывать. Я не имею в виду исключительный вариант, когда художник сам себя раскручивает. В этом случае, как правило, он реализует свои идеи в области художественных жестов. Хороший промоутер и хороший художник - совпадение чрезвычайно редкое, почти невозможное.
С другой стороны, есть интересные художники, которых некому раскручивать. Наш арт-рынок складывается весьма своеобразно. Галереи в Санкт-Петербурге занимаются, в основном, уже известными именами, открытыми на западе в период Перестройки. Все проекты, связанные с искусством, нацелены на то, чтобы заработать на художниках, а не на покупателях. В Москве некоторые галереи занимаются раскруткой новых имен, но их очень мало. Российские коллекционеры предпочитают уже сложившиеся бренды, хотя грамотным с финансовой точки зрения шагом является приобретение работ молодых, "недорогих" авторов.
Начинающие коллекционеры имеют сейчас уникальную возможность выбрать для себя нескольких хороших художников, купить у них партии работ по невысоким ценам. А затем, вложив еще некоторое количество средств, значительно поднять цены на их произведения. Для этого нужно напечатать каталог, сделать громкие выставки с приглашением прессы и т.д. Через год при хорошей раскрутке стоимость картины вырастает примерно в 2 раза, а лет через пять можно перепродать ее в 4-5 раз дороже.
Если кто-то из будущих коллекционеров заинтересуется такой возможностью стать меценатом и одновременно так изящно приумножить свои средства в будущем, он вряд ли выберет произведения с завышенными ценами. Художники должны помнить, что для их престижа благоприятнее постепенное повышение цен, чем их снижение после тщетных попыток продать свои произведения по заоблачным ценам.