Что значит вечная сонечка. Cочинение «Вечная Сонечка. Работа с критикой

Я не тебе поклонился, я всему

страданию человеческому поклонился.

Ф. Достоевский. Преступление и наказание

Тепло и сердечно описывает Соню Ф. М. Достоев­ский: «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромной и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка».

Как и вся петербургская беднота, семья Мармеладовых живет в страшной нищете: и вечно пьяный, смирившийся с унизительной и несправедливой жизнью, опустившийся Мармеладов, и чахоточная Катерина Ивановна, и малень­кие беспомощные дети. Семнадцатилетняя Соня находит единственный выход спасти от голодной смерти свою се­мью - она выходит на улицу продавать собственное тело. Для глубоко религиозной девушки такой поступок - страшный грех, поскольку, нарушая христианские запове­ди, она губит свою душу, обрекая ее на муки при жизни и на вечные страдания после смерти. И все же она жертвует собой ради детей своего отца, ради мачехи. Милосердная, бескорыстная Соня находит в себе силы не ожесточиться, не упасть в грязь, окружающую ее в уличной жизни, сохра­нить бесконечное человеколюбие и веру в силу человече­ской личности, несмотря на то, что причиняет своей душе и совести непоправимое зло.

Именно поэтому Раскольников, порвавший все связи с близкими ему людьми, в самые тяжелые для него минуты приходит к Соне, приносит ей свою боль, свое преступле­ние. По мнению Родиона, Соня совершила не менее тяже­лое злодеяние, чем он, а может, и более страшное, посколь­ку она жертвует не кем-то, а собой, и эта жертва напрасна. Девушка прекрасно осознает вину, лежащую на ее совести, ведь она даже думала о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора и мучений в этой жизни. Но мысль о бедных и беспомощных голодных детях заставила ее смириться, забыть о своем страдании.

Считая, что Соня на самом деле никого не спасла, а только себя «загубила», Раскольников пытается обратить ее в свою «веру» и задает ей коварный вопрос: что лучше - подлецу «жить и делать мерзости» или умирать чест­ному человеку? И получает исчерпывающий ответ Сони: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, а кому не жить?» Так и не удалось Родиону Раскольникову убедить в своей правоте девушку, которая твердо уверена: пожер­твовать собой для блага близких - это одно, а лишать во имя этого блага жизни других - совсем другое дело. Поэтому все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова, который «ужасно, бесконечно несчастен».

Беззащитная, но сильная в своей покорности, способ­ная к самоотречению «вечная Сонечка» готова жертвовать собой ради других, поэтому в ее поступках сама жизнь стирает границы между добром и злом. Не жалея себя, девушка спасала семью Мармеладовых, так же самоотвер­женно она бросается спасать и Раскольникова, чувствуя, что нужна ему. По мнению Сони, выход кроется в смире­нии и принятии основных христианских норм, которые помогают не только раскаяться в своих грехах, но и очис­титься от всего злого и губительного для человеческой души. Именно религия помогает девушке выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее.

Благодаря Соне Раскольников понимает и признает нежизнеспособность и антигуманность своей теории, рас­крывая свое сердце новым чувствам, а разум - новым мыслям о том, что только любовь к людям и вера в них могут спасти человека. Именно с этого начинается нрав­ственное возрождение героя, который, благодаря силе Сониной любви и ее способности претерпеть любые муки, превозмогает себя и делает свой первый шаг к воскре­сению.

    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...

    Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) - сестра Рас-кольникова. Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений...

Образ «вечной» Сонечки (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Воплощением гуманистической философии Ф. М. Достоевского, подразумевающей бескорыстное служение людям, осуществление христианской мора-ли, несущей безраздельное добро, стал образ Сонечки Мармеладовой. Именно она сумела противостоять ок-ружающему ее миру зла и насилия благодаря силе и чистоте своей души. Уже в описании героини прояв-ляется отношение к ней автора: «...Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молодень-кая... с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Теплота и сердечность присущи этим словам.

Как и вся представленная в романе беднота, семья Мармеладовых погрязла в страшной нищете. Вечно пьяный, потерявший самоуважение, смирившийся с несправедливостью жизни Мармеладов, больная Ка-терина Ивановна, беспомощные дети — все они, поро-жденные своим временем, глубоко несчастные люди, жалкие в своей беспомощности. И не миновать бы им гибели, если бы не семнадцатилетняя Сонечка, кото-рая нашла единственный выход для спасения своей семьи — торговать собственным телом. Для девушки с глубокими христианскими убеждениями такой по-ступок — самая большая жертва. Ведь, нарушая хри-стианские заповеди, она совершает страшный грех, обрекает свою душу на вечные страдания. Но Соня по-шла на это ради своих близких. Милосердие и состра-дание этой девушки не знает границ. Даже соприкос-нувшись с самым дном, на себе испытав всю низость и мерзость человеческую, она сохранила бесконечное человеколюбие, веру в добро, выстояла и не уподоби-лась тем, кто продает и покупает людские тела и души, не страдая от мук совести.

Именно поэтому Раскольников приходит к Сонеч-ке, чтобы открыть ей изболевшую душу. Но по мне-нию героя, Сонин грех не менее, а может даже и более, страшен, чем его. Раскольников считает ее жертву бессмысленной, не понимая и не принимая мысли об ответственности за жизни близких людей. А Сонечке только эта мысль и помогает смириться со своим паде-нием, забыть о своем страдании, ведь осознание собст-венной греховности толкало Соню на самоубийство, которое могло бы избавить ее от позора и нравствен-ных мук.

Полагая, что Сонечка, никого не спасая, только себя «загубила», Раскольников надеется найти в ней свое отражение, заставить поверить в его идею. Он за-дает ей вопрос: что лучше — подлецу «жить и делать мерзости » или честному человеку умирать? На что Со-нечка отвечает со всей присущей ей непосредственно-стью: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Надежды Раскольникова не оправдались. Со-нечка готова пожертвовать собой ради других, но не может принять убийства одного человека ради блага других. Именно поэтому она стала основным оппо-нентом Раскольникова, направив все свои силы на разрушение его безнравственной теории.

Хрупкая, кроткая Сонечка проявляет недюжин-ную силу в собственном смирении. «Вечная» Сонечка приносит себя в жертву, и в поступках ее невозможно найти границы между добром и злом. Так же, как, за-быв себя, она спасала свою семью, она стремится спа-сти Раскольникова, который «ужасно, бесконечно не-счастен». Она пытается привести его к основам хри-стианской веры, проповедующей смирение и раскаяние. Именно это, говорит писатель устами Со-нечки, помогает очистить душу от зла, губящего ее. Благодаря своим христианским убеждениям девушка выстояла в этом жестоком мире, храня надежду на светлое будущее.

Сонечка помогает Раскольникову понять противо-естественность, антигуманность его теории, принять в свое сердце ростки добра и любви. Любовь Сонечки, способность ее к самопожертвованию ведет героя к нравственному возрождению, к первому шагу на пути спасения своей души. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»,— думает Рас-кольников, понимая, что только «бесконечною любо-вью искупит он теперь все ее страдания».

Любите человека и во грехе его, ибо сие
уже подобие божеской любви и есть верх
любви на земле...
Ф. М. Достоевский

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» показан путь героя от преступления к наказанию через раскаяние, очищение к воскрешению. Ибо пока живет человек, в нем будут жить добро и зло, любовь и ненависть, вера и безбожие. Каждый герой не просто литературный образ, а воплощение какой-то идеи, воплощение определенных принципов.

Так, Раскольников одержим идеей о том, что ради счастья одних людей можно уничтожать других, то есть идеей об установлении социальной справедливости насильственным путем. Лужин воплощает собой идею экономического хищничества, исповедует философию приобретательства. Соня Мармеладова — воплощение христианской любви и самопожертвования.

«Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая тоска, боль слышатся в этом горьком раздумье Раскольникова! Побеждает в романе не хитрый и расчетливый Лужин со своей теорией «возлюби себя самого», не Раскольников с теорией вседозволенности, а маленькая скромная Соня. Автор приводит нас к мысли о том, что вседозволенность, эгоизм, насилие разрушают человека изнутри и только вера, любовь и страдание очищают.

Среди нищеты, убогости и разврата душа Сони осталась чиста. И кажется, что такие люди живут для очищения мира от грязи и лжи. Везде, где появляется Соня, в душе людей загорается искра надежды на лучшее.

Соня сама еще ребенок: «очень молоденькая, похожая на девочку, со скромной и приличной манерой, с ясным... но запуганным лицом». Но она взяла на себя заботу об отце, о Катерине Ивановне и ее детях, о Раскольникове. Соня помогает не только материально — она прежде всего пытается спасти их души. Героиня никого не осуждает, верит в лучшее в человеке, живет по законам любви, убеждена, что, совершив преступление, надо покаяться перед собой, перед людьми, перед землей своей. Соня нужна всем. Соня нужна Раскольникову. «Ты мне нужна», — говорит он ей. И Сонечка следует за ним даже на каторгу. Показательно, что все каторжане любили ее. «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» — говорили они ей. Материал с сайта

«Вечная Соня» — это надежда. Ее Евангелие под подушкой Раскольникова — это надежда. Надежда на добро, любовь, веру, на то, что люди поймут: вера должна быть в душе каждого человека.

«Вечная Соня»... Такие, как она, «предназначены начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю».

В нашем мире невозможно без таких людей. Они дают нам веру и надежду. Они помогают падшим и заблудшим. Они спасают наши души, помогая вырваться из «грязи» и «холода».

Соня — «вечная», ибо любовь, вера, красота вечны на нашей грешной земле.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему соня вечная
  • христианская душа сонечки достоевский сочинение
  • объясните смысл фразы раскольникова вечная сонечка пока мир стоит в какой связи он произносит их
  • вечная сонечка "пока мир стоит"
  • вечная соня

Можно быть великим и в смирении.

Ф. М. Достоевский

Образ Сонечки Мармеладовой в романе "Преступление и наказание " - это для Достоевского воплощение вечного смирения и страдания женской души с ее состраданием к близким, любовью к людям и безграничным самопожертвованием. Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок. Мы понимаем, что ее решение - неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет, но в то же время это пример активного действия во имя спасения погибающих. У нее нет ничего, кроме своего тела, и поэтому единственно возможный для нее способ спасти от голодной смерти маленьких Мармеладовых - это заниматься проституцией. Семнадцатилетняя Соня сама сделала выбор, сама решила, сама выбрала дорогу, не чувствуя ни обиды, ни зла к Катерине Ивановне, слова которой были последним толчком, приведшим Сонечку на панель. Поэтому ее душа не ожесточилась, не возненавидела враждебный ей мир, грязь уличной жизни не коснулась ее души. Ее спасает бесконечное человеколюбие. Вся жизнь Сонечки - это вечная жертва, жертва бескорыстная и бесконечная. Но в этом для Сони и есть смысл жизни, ее счастье, ее радость, она не может жить иначе. Ее любовь к людям, как вечный родник, питает ее измученную душу, дает ей силы идти по тернистому пути, которым является вся ее жизнь. Она даже думала о самоубийстве, чтобы избавиться от позора и мучений. Раскольников тоже считал, что "справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!" Но самоубийство для Сони было бы слишком эгоистическим выходом, а она думала о "них" - голодных детях, а потому сознательно и смиренно приняла уготованную ей судьбу. Смирение, покорность, христианская всепрощающая любовь к людям, самоотречение - главное в характере Сони.

Раскольников считает, что жертва Сони напрасна, что никого она не спасла, а только себя "загубила". Но жизнь опровергает эти слова Раскольникова. Именно к Соне приходит Раскольников исповедаться в грехе - в совершенном им убийстве. Именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в раскаянии и страдании. Она считает, что ни один человек не вправе лишить жизни другого: "И кто меня судьей поставил: кому жить, кому умереть?" Убеждения Раскольникова ужасают ее, но она не отталкивает его от себя. Великое сострадание заставляет ее стремиться переубедить, нравственно очистить загубленную душу Раскольникова. Соня спасает Раскольникова, ее любовь воскрешает его к жизни.

Любовь помогла Соне понять, что он несчастен, что, при всей видимой гордости, он нуждается в помощи и поддержке. Любовь помогла перешагнуть через такую преграду, как двойное убийство, чтобы попытаться воскресить и спасти убийцу. Соня отправляется за Раскольниковым на каторгу. Любовь и жертва Сони очищают ее от позорного и печального прошлого. Жертвенность в любви - вот вечная черта, характерная для русских женщин.

Спасение для себя и для Раскольникова Соня находит в вере в Бога. Ее вера в Бога - это ее последнее самоутверждение, дающее ей возможность делать добро во имя тех, кому она себя приносит в жертву, ее довод в пользу того, что жертва ее не будет бесполезной, что жизнь скоро найдет свой исход во всеобщей справедливости. Отсюда ее внутренняя сила и стойкость, помогающие пройти "круги ада" ее безрадостной и трагической жизни. О Соне можно говорить много. Ее можно считать героиней или вечной мученицей, но не восхищаться ее мужеством, ее внутренней силой, ее терпением просто невозможно.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей матери, сестры, друга. читая роман, осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя. Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в "Преступлении и наказании" много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Мармеладовы. Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

Это была девушка лет восемнадцати, небольшого роста, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с голубыми замечательными глазами. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасла Раскольникова. Да, Соня - "блудница", как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой - "несколько, книг содержания романтического", видящая вокруг себя только пьяные ссоры, болезни, разврат и горе человеческое?

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил. Личное счастье нельзя ставить себе целью.

Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он достигает истинного, не эгоистического счастья. Читая Раскольникову легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. "Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого". Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: "Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...." Тронутый сочувствием Сони, Родион «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом». В этом совете Сони как будто слышится голос самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

Жертвенность, вера, любовь и целомудрие - вот качества, которые автор воплотил в Соне. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня сохранила чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». И вот Соня, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», которым, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы...

  2. Загрузка... Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить другой героине - Сонечке Мармеладовой. Именно ей, а не Порфирию решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну. Заметим,...

  3. Загрузка... Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание -- одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного...

  4. Загрузка... Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о...

  5. Загрузка... Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них -...