Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

глубины тысячелетий предки

передали каждому из нас наследство

воистину бесценное - сказки,

предания, былины, легенды».

1. ВВЕДЕНИЕ.

Сказки - это прекрасный вид искусства. В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве. Сказки веселят, развлекают, иногда пугают, они учат нас поступать честно. Они никогда не устаревают, потому что в них хранится мудрость наших предков, традиции и обычаи. С необычной щедростью, во всем великолепии показаны в сказках сокровища народной разговорной речи.

В современном мире у детей появилось множество других интересов. Но мы всё равно любим смотреть, слушать и читать сказки. Время, проведённое за совместным чтением сказок, сближает родителей и детей, поколения. Мы сопереживаем героям, учимся отличать добро от зла. Тема добра и зла - одна из вечных тем. И в наше время она продолжает оставаться актуальной.

В сказках существуют множество волшебных персонажей. Особенно интересен образ Бабы Яги, который является одним из самых таинственных и противоречивых женских образов в русских сказках, сочетающий в себе положительные и отрицательные качества. Нам стало интересно, существует ли данный образ в сказках других народов, и похож ли он на образ традиционной русской Бабы Яги.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗЫ.

Цель: Сопоставить образ русской Бабы Яги с образами похожих героев в сказках других народов.

Задачи:

    Изучить образ Бабы Яги.

    Проиллюстрировать образ Бабы Яги.

    С помощью анкетирования выяснить, какой представляют Бабу Ягу дети, узнать их мнение: существует ли Баба Яга в сказках других народов.

    Найти и проанализировать русские сказки и сказки других народов, где встречается образ Бабы Яги.

    Составить сравнительную таблицу образов Бабы Яги.

    На основе исследования создать творческий проект: Лэпбук.

    Сделать выводы.

Гипотеза: предположим, что в сказках других народов существуют персонажи похожие на русскую Бабу Ягу.

3.БАБА ЯГА В РУССКИХ СКАЗКАХ. КТО ОНА?

Сказка всегда основывается на мифе.

Изначально такой персонаж как Баба Яга появился в славянской мифологии. Достоверного перевода имени «Баба Яга» не существует, так как очень много вариантов.

БАБА - женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина.

ЯГА (Яга, Яга-баба, Ягая баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягиха, Ягишна Буря-Яга, Яза) - в славянских языках само слово «яга» связано с понятием опасности, мучений и ужаса, злобы.

Одна из версий перевода имени «Баба Яга» - лесная старуха, большуха над ведьмами.

Баба Яга- первоначально - положительный персонаж древней русской мифологии и фольклора, хранительница обычаев и традиций. Лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги находится в чаще леса или на опушке на курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом. «Курьей ножкой» когда-то называли перекрёсток или развилку дорог, такое место считалось «нечистым» опасным. Баба Яга ведёт уединённый образ жизни. В избушке Бабы Яги есть печь, которая может быть губительна для непрошенных гостей. Забор вокруг избушки - из человеческих костей, а на заборе черепа висят. В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки, отвары и зелья.

4. ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В НАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ.

Катя: « Прежде всего, Баба Яга является для меня положительным персонажем. Добрым людям она подсказывает дорогу, даёт советы, дарит волшебные предметы. Внешне я её представляю скрюченной старушкой с горбатым носом, в красном в белый горох платке, в старой одежде, на которую накинута шаль, она опирается на клюку, потому что у неё костяная нога. Баба Яга хмурая и на первый взгляд может показаться, что она сердитая. Баба Яга - справедливая. Но если её разозлить, то может путнику не поздоровиться. А ещё она одинокая, поэтому вызывает жалость».

Настя: « С детства мне нравились сказки. Я очень хорошо запомнила их героев: Ивана Царевича, Серого Волка, Василису Прекрасную, но больше всего Бабу Ягу. Для меня она добрая старушка, которая варит зелье. Она дарит подарки, дает волшебные предметы, учит детей помогать по хозяйству. Я считаю, что если не было Бабы Яги, сказка была бы не интересной, герои не смогли достичь своей цели».

Свои представления об образе Бабы Яги мы проиллюстрировали.

Иллюстрация Кати.

Иллюстрация Насти.

5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

5.1 Анкетирование.

С помощью анкетирования мы решили выяснить, каким дети представляют образ Бабы Яги в русских народных сказках, и как они думают: существует ли похожий образ в сказках других народов. Анкета прилагается (Приложение 1).

5.2 Результаты анкетирования.

В опросе приняли участие 50 учеников третьих классов нашей гимназии.

После проведенного опроса были получены следующие результаты.

Дети считают, что Баба Яга обычно злая сварливая старуха.

Кто такая Баба Яга?

Большинство считает, что живёт она в лесу в избушке.

Где живёт Баба Яга?

Роль её в сказках, по мнению детей, в основном отрицательная.

Каким персонажем её представляют?

33 человека считают Бабу Ягу похитительницей и пожирательницей.

Образ Бабы Яги в русских сказках.

В сказках других народов 39 человек считают, что она существует.

Существует ли похожий образ Бабы Яги в сказках других народов?

Мы решили узнать, какие похожие образы Бабы Яги существуют в сказках других народов и сопоставить эти образы.

5.3 Анализ сказок других народов.

Для исследования и анализа нами были взяты сказки разных народов как авторские, так и народные (Приложение 2).

Сначала мы прочитали русские сказки, чтобы понять каким персонажем является Баба Яга. Баба Яга персонаж противоречивый, неоднозначный и многогранный. В русских сказках она может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях. Её образы в разных сказках не всегда соответствуют друг другу.

Баба Яга - старая горбатая колдунья с длинным носом и седыми растрепанными волосами, с костяной ногой. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она не ходит пешком, а разъезжает (летает) в каменной, железной, огненной ступе, погоняя её пестом или клюкою, заметая следы метлой (помелом), поэтому метла всегда развёрнута рукоятью вперёд, веником назад. Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках», одна, за исключением зверей.

Баба Яга может быть дарительницей: одаривать героя подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной: интересуется, сыт ли герой, устал ли с дороги («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).

Баба Яга может быть похитительницей людей, детей, которых пытается изжарить и съесть; в сказке «Гуси-Лебеди» помощники Бабы Яги гуси-лебеди похищают мальчика.

Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба Яга и Заморышек», Баба Яга с огненным щитом борется с героями).

Кроме образов Бабы Яги, описанных в литературе мы выделили еще несколько.

Баба Яга - повелительница. В большинстве русских сказок она повелевает стихиями, животными, природой («Волшебная иголочка» Валентины Осеевой).

Баба Яга - хранительница. Она хранит мудрые советы, жизненную силу, обряды, обычаи, волшебные ремёсла (русская народная сказка «Баба Яга и Заморышек»). Также она может быть волшебной помощницей волшебной помощницей.

В сказках русская Баба Яга может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях.

Проанализировав сказки других народов мы определили, что у них тоже существуют герои по образу похожие на нашу Бабу Ягу.

В немецких сказках существует злая ведьма старуха с красными глазами, костлявыми руками, с отличным нюхом, живущая на лесной опушке в красивом пряничном домике-приманке, она выступает в отрицательном образе пожирательницы. У неё костыль - средство передвижения, птичка - помощница-приманка для детей (Братья Гримм «Гензель и Гретель»). Однако существует старуха с положительной ролью, которая живет в избушке на лугу, приучает к труду, сострадает, одаривает подарками и наказывает по справедливости ленивых, грубых героев («Госпожа Метелица»). Немецкая сказка Отфрида Пройслера «Маленькая Баба Яга» не похожа на все остальные сказки. В роли Бабы Яги выступает маленькая девочка, совершающая только добрые дела.

В мордовских сказках присутствуют старухи, подобные Бабе Яге. Это хозяйка леса Вирява (народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»), похожая на русскую Бабу Ягу. Живет она в лесной чаще в избушке, умело управляется с пестом, кочергой, ухватом. И хозяйка подводного мира Йома (народная сказка «Старуха Йома и две девушки»), живущая в избушке, которая вертится на ветру. Обе старухи незлобные дарительницы, приучают к труду, одаривают подарками и наказывают героя заслуженно за лень и грубость. Образы этих старух очень похожи на образы русской Бабы Яги.

Вирява.

В цыганской народной сказке «Околдованная сиротка» присутствует похожий образ в старой колдунье-старухе, живущей на поляне в избушке на курьих ножках. Как и русская Баба Яга, она использует колдовскую силу, готовит зелья, у неё нет помощников. Старуха приютила и воспитывает бедную сиротку и одаривает её красивой внешностью.

Румынской народной сказке «Иляна Косызяна» в качестве Бабы Яги выступает ведьма с лошадиными ногами, стальными зубами, с загнутыми серпом пальцами. Внешне она отличается от Бабы Яги, но также приучает героя к труду и одаривает за работу.

В армянских сказках присутствует ведьма в разных образах. Обычно это старая старуха с крючковатым носом, длинными острыми пальцами, с четырьмя глазами (два спереди, два сзади). Зовут её Кахард. Как и русская Баба Яга живет она в избушке на курьих ножках, летает на метле, у неё есть в избушке печь. Она очень злая обманщица и .

Кахард.

В итальянской народной сказке «Пастушок-Малый Росток» есть старая колдунья, у которой в помощниках сотня всадников и конники. Она хранительница, сторожит свою волшебную силу, препятствует герою возвратиться домой. Образ этой колдуньи также совпадает с образом русской Бабы Яги.

Барабаха.

Ведьма Барабаха в белорусской народной сказке «Алёнка» внешне похожа на Бабу Ягу. Живёт она в хатке. Обманом хочет расправиться с героями.

В татарских сказках есть похожие образы в отрицательных и положительных ролях. Ведьма Убыр в народной сказке «Падчерица» живёт в маленькой избушке в чаще леса. Она приучает к труду, одаривает за работу, но и справедливо наказывает героев. А в народной сказке «Тан-Батыр» прообразом Бабы Яги является ведьма Убырлы Карчык, живущая в чаще волшебного леса. Она использует коварство и колдовство, чтобы навредить героям.

Убырлы Карчык.

В чешской народной сказке «Ян Деда и красная Баба Яга» есть красная Баба Яга, живущая в избушке, на глаза никому не показывается. Она помогает герою вернуть долги.

Жестокая, жадная и сварливая ведьма Хаулит присутствует в английской народной сказке «Джип и ведьма из Уолгрейва». У неё, как и у русской Бабы Яги, в помощниках есть кот Чернулин. Хаулит обманщица, она пытается расправиться с героями.

А в ирландской народной сказке «Фея ручья и веретено» старуха Холле с большими длинными зубами одаривает героев за работу. И живет она тоже в избушке.

В словацких сказках есть героиня Баба Яга, так и называется. Как и в русских сказках она может играть положительную и отрицательную роли. Живёт она в избушке. В народной сказке «Заколдованный замок» она обманывает героев и хочет расправиться с ними. А в народной сказке «Здравствуй мостик» Баба Яга может передвигаться на прялке и железных семимильных сапогах. Она даёт герою работу, хранит богатства, наказывает нечестных.

Хаулит.

Во французских сказках Шарля Перро роль Бабы Яги играет злая старуха. В сказке «Спящая красавица» злая старуха ведьма мстит за обиду. В сказке «Пряничный домик» ведьма - сгорбленная старушка с палкой и толстыми очками на носу - обманщица, хитрая, коварная, заманивает героя, чтобы потом съесть.

Таким образом, в сказках других народов Баба Яга присутствует в разных образах также как в русских сказках, у неё могут быть разные роли: как положительные, так и отрицательные.

Анализируя сказки других народов, мы определили, что похожий образ Бабы Яги как воительницы и похитительницы отсутствует. В основном эта героиня выступает в образе обманщицы, вредительницы, хранительницы, дарительницы, помощницы, колдуньи, наставницы.

Изучая разную литературу (сказки, энциклопедии, информацию в интернете) мы узнали, что существуют мифологические герои у других народов, которые не встречаются в сказках, но по своему образу очень похожи на Бабу Ягу.

Перхта.

Лесная старуха волшебница присутствует в мифологии разных народов. В частности у сербов, хорватов и македонцев существует безобразная уродливая старуха с коровьим рогом посреди лба, с длинным крючковатым носом, большими ушами, костлявыми руками, пальцы с длинными ногтями в рваной драной одежде. Зовут её Баба Рога. Это лесная ведьма. В Черногории она зовётся Баба Руга. Эта ведьма ночью посещает детей и пугает их. Также она творит добро, прикидываясь злодейкой. Очень противоречивый образ.

Баба Рога.

У чешских народов есть устрашающего вида старуха с гусиной ногой Перхта (Берта). Она бродит по домам, чтобы узнать были ли дети усердными и трудолюбивыми, и потом их вознаграждает или наказывает.

У итальянцев существует Бефана - ведьма старушка, летающая на метле, одета во всё чёрное и с мешком подарков и сладостей за спиной.

В русских сказках Баба Яга выступает в роли похитительницы , уносящей детей, людей, которых она пытается изжарить и съесть. Баба Яга может быть дарительницей . Принимая героя, испытывает его и вручает разные дары. В сказках Баба Яга может быть воительницей , сражающейся с героями и побеждающая многих из них. Также Баба Яга может быть помощницей, советчицей, повелительницей сил природы и животного мира (повелевает ветром, бурей, метелью, утром, вечером, ночью, волками, медведями и другим лесным зверьём).

Прочитав сказки разных народов, мы узнали, что многие произведения похожи по сюжету друг на друга. Так, например, сказка современного автора Лии Гераскиной «Синий цветочек для мамы» перекликается по сюжету с немецкой сказкой Братьев Гримм «Гензель и Гретель» и французской сказкой Шарля Перро «Пряничный домик», немецкая сказка «Госпожа Метелица» с мордовской сказкой «Старуха Йома и две девушки».

5.4 Сравнительная таблица.

Результаты проведённого исследования мы представили в виде сводной таблицы.

Сказка

Внешний вид

Место обита-ния

Жилище

Средство передвижения

Атрибуты

Помощники

Роль в сказках

Действия

Образ

Русские сказки

Народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Старшие сёстры

Положи-тельная

Подарила герою коня, дала ночлег, еду, помогла советом

Даритель-ница

Народная сказка «Баба Яга и Заморышек»

Крутая гора

Белокаменные палаты

Платочек

Огненный щит

Верные слуги

Отрица-тельная

Сражается с огненным щитом против героев.

Хотела с ними расправиться

Воитель-ница

Народная сказка «Гуси-лебеди»

Старая старуха с костяной ногой

Избушка на курьих ножках об одном окошке

Гуси-лебеди

Отрица-тельная

Отправила гусей похитить ребенка

Похити-тельница

Валентина Осеева «Волшебная иголочка»

Старуха с костяной ногой

Избушка на курьих ножках

Ковер-самолет

Веретено

Отрица-тельная

Хотела расправиться с героем

Повели-тельница

Волшеб-ница

Лия Гераскина «Синий цветочек для мамы»

Сгорбленная старуха - колдунья

Домик из пряников

Ступа с помелом

Черный кот

Отрица-тельная

Заманивает, чтобы распра-виться с героями

Повели-тельница

Немецкие сказки

Братья Гримм «Гензель и Гретель»

Злая ведьма-старуха

Старушка со слабовидящими красными глазами, с отличным нюхом, с костлявыми руками

Лесная опушка

Пряничный сахарный домик (приманка)

Железная клетка

Птичка (приманка)

Отрица-тельная

Ласково приманивает, чтобы потом съесть

Обман-щица

Отфрид Пройслер «Маленькая Баба Яга»

Ведьма маленькая Баба Яга

Крохотная покосив-шаяся избушка

Колдовская книга

Ворон Абрахас

Положи-тельная

Не могла творить злые дела, всем помогала

Даритель-ница

Народная сказка «Госпожа Метелица»

Госпожа Метелица (про-образ Бабы Яги)

Старуха с большими зубами, ласковая

Положи-тельная

Приучает к труду, сострадает, одаривает подарками заслуженно и наказывает

Даритель-ница

Наставница

Румынские сказки

Народная сказка «Иляна Косынзяна»

Бабка с лошадиными ногами, стальными зубами, с загнутыми серпом пальцами

Вороны, волки

Положи-тельная

Приучает к труду, одаривает за работу

Даритель-ница

Наставница

Английские сказки

Народная сказка «Джип и ведьма из Уолгрейва»

Ведьма жестокая, жадная, сварливая

На опушке светло-го леса

Покосив-шийся до-мик под со-ломен-ной крышей

Кот Чернулин

Отрица-тельная

Обманщи-ца

Мордовские сказки

Народная сказка «Старуха Йома и две девушки»

Старуха Йома

Старуха, подобная Бабе Яге

Подводный мир

Избушка, которая вертится на ветру

Ящерицы-бегунцы, лягушата-сорванцы, жуки-плавунцы

Положи-тельная

Отрица-тельная

Приучает к труду, одаривает подарками заслуженно и наказывает заслуженно

Даритель-ница

Наставница

Народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»

Вирява - хозяйка леса

Старуха, подобна Бабе Яге

Лесная чаща

Лесная избушка

Пест, кочерга, ухват, сковорода, помело, сковород-ник

Положи-тельная Отрица-тельная

Подарила герою (мужик) избу и выдала за него дочь.

Совершает хулиганства

Даритель-ница

Наставница

Армянские сказки

Народная сказка «Девушка и Ведьма»

Подобие Бабы Яги

Старуха с крю-чковатым но-сом, длинны-ми острыми пальцами, с четырьмя гла-зами (два спе-реди, два сзади)

В чаще, в тем-ном лесу

Избушка на курьих ножках

Отрица-тельная

Обманщица, пытается расправиться с героями

Обманщи-ца

Татарские сказки

Народная сказка «Падчерица»

Ведьма-Убыр

Старуха с длинными волосами

В чаще леса

Маленькая избушка

Сундучок

Положи-тельная

Приучает к труду, испыты-вает на челове-ческие качества, одаривает за труд

Наказывает справедливо

Наставница

Народная сказка «Тан-Батыр»

Убырлы Карчык

Ведьма - аналог Бабы Яги

В чаще волше-бного зимнеего леса

В шалаше, в избушке

Отрица-тельная

Использует коварство и колдовство, чтобы навредить героям

Волшебни-ца

Белорусские сказки

Народная сказка «Алёнка»

Ведьма Бараба-ха

Старуха горбатая, костлявая, с длинным носом

В лесной чаще

Отрица-тельная

Пытается расправиться с героями

Обманщи-ца

Словацкие сказки

Народная сказка «Заколдованный замок»

В дрему-чем лесу

Отрица-тельная

Пытается расправиться с героями

Обманщи-ца

Народная сказка «Здравствуй, мостик»

Ведьма злая

В лесочке

Одинокий домик, избушка

Желез-ные семи-мильные сапоги

Железные гребешки

Положи-тельная

Отрица-тельная

Даёт работу, хранит богатства, наказывает нечестных

Храните-льница

Наставница

Сербский, Хорватский, Македонский, Черногорский народы

Мифологи-ческое существо

Баба Рога - старая лесная ведьма, злой дух

Баба Руга (Черногория)

Безобразная уродливая старуха с ко-ровьим рогом посреди лба, длинный крю-чковатый нос, большие уши, костлявые ру-ки и пальцы с длинными ногтями, рваная драная одежда

В лесу за горами

в пещерах, в дальних глубокихлесах

Ночью выслеживает детей (Баба Яга ее сестра)

Положи-тельная

Отрица-тельная

Ночью посещает детей и пугает их. Делает добро, прикидываясь, что творит зло

Чешский народ

Мифологическое существо

Перхта (Берта)

Устрашающий вид старухи с гусиной ногой

Положи-тельная

Отрица-тельная

Бродит по домам, чтобы узнать были ли дети усердными и трудолюби-выми. Возна-граждает или наказывает

Итальянский народ

Мифологическое существо

Ведьма- старушка, летящяя на метле, одета во всё чёрное и с мешком подарков и сладостей за спиной

Приносит подарки детям

6. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - ЛЭПБУК.

На основе своей работы, мы решили представить творческий проект: интерактивную папку - Лэпбук. (Прилагается). Ее можно использовать на уроках литературного чтения для работы с детьми. Лэпбук помогает лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме.

7. ВЫВОДЫ.

По результатам работы мы можем сделать следующие выводы.

Наша гипотеза подтвердилась. Образ Бабы Яги присутствует в сказках других народов. Этот персонаж похож на русскую Бабу Ягу, но может иметь другое имя. В основном это старуха с некрасивыми чертами лица, имеющая определенные особенности, которая живёт уединённо, жилище расположено в труднодоступных местах, вдали от людей.

У русской Бабы Яги много атрибутов, помощников, волшебных предметов, есть средство передвижения. В сказках других народов не всегда присутствуют помощники и волшебные предметы, нет средства передвижения кроме немецких сказок. В немецких и французских сказках жилище в виде съедобных домиков является приманкой для героев.

Наиболее близки к образу Бабы Яги героини армянских, белорусских, татарских, мордовских сказок. Скорее всего это связано с близостью традиций, культуры, истории.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сказки - это волшебство! Читая их, мы окунаемся в мир таинственный, необъяснимый, неизведанный. Через сюжеты и образы в сказках отражаются основные культурные ценности народа. Анализировать сказки очень интересно и поучительно. Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Сказки учат не бояться трудностей. Сказка учит любить родных. Главное, чему учит сказка - добро всегда возвращается добром.

Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями.

Анализируя сказку, мы начинаем задумываться, что это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том как жили и во что верили наши предки.

«Сказки - блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Грушко Е.А. Русские легенды и предания. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2. Джуди Аллен. Фэнтези энциклопедия. - М.: «Росмэн», 2008.

3. Медведев Ю.М. Русские народные сказки, легенды и предания. ООО «Астрель», 1999.

4. Мифология. Легенды, сказания, предания со всего света. М.: «Астрель АСТ», 2001.

5. Науменко Г.М. Большая хрестоматия мифологических сказочных персонажей для детей. - М.: «АСТ Астрель», 2007.

6. Пересказ А.Н.Афанасьева. Баба Яга. - М.: ОНИКС, 2008.

7. Ред. Поляков В. Детская энциклопедия. Сказочные герои. ЗАО «Аргументы и факты» №4, 2000.

8. Шуклин В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург Уральское изд., 2001.

9. Гераскина Л. Синий цветочек для мамы. РИО «Самовар», 2004 г.

10. Отфрид Пройслер. Маленькая Баба Яга. РИО «Самовар», 1990 г.

11. Русские народные сказки. «Омега», 2005 г.

12. Сказки народов мира. «Детская литература», 1987 г.

13. Сказки народов мира в 10 томах. Москва, 1994 г.

14. Русские народные сказки том I. Москва, 1994 г.

15. Сказки народов Европы. Москва, 1994 г.

16. Сказки народов восточной Европы и Кавказа. Москва, 1994 г.

17. Осеева В. Синие листья. ООО «Издательство «Эксмо», 2009 г.

18. Интернет-ресурсы:

http://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/vedm

http://www.e-reading.club

http://ru-skazki.ru

http://hobbitaniya.ru/

https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Анкета

1. Как Вы думаете, кто такая Баба Яга? (отметьте)

 Добрая старуха с метлой  Ведьма, колдунья  Злая сварливая старуха

2. Каким персонажем Вы её представляете? (отметьте)

 Положительным  Отрицательным

3. Внешний вид Бабы Яги? (отметьте, можно несколько вариантов)

 Растрепанные седые волосы

 Горбатая

 Длинный нос

 Милая симпатичная

 Костяная нога

4. Где живёт Баба Яга? (отметьте)

 На болоте  В лесу в избушке  По соседству с Лешим

5. Чем занимается Баба Яга? (отметьте)

 Помогает путникам

 Летает в ступе, крадет детей

 Колдует, готовит отвары, зелья

6. Кем, по Вашему мнению, является Баба Яга? (отметьте)

 Волшебницей (обладает волшебной силой)

 Дарительницей (дарит героям чудесные предметы, даёт добрые советы)

 Похитительницей и пожирательницей (похищает детей и съедает их)

 Воительницей (вступает в борьбу с героями сказок)

7. Как Вы считаете, существует ли похожий образ Бабы Яги в сказках других народов?

 Да  Нет

Приложение 2

Перечень выбранных сказок

Русские сказки:

    Народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

    Народная сказка «Баба Яга и заморышек»

    Народная сказка «Гуси-лебеди»

    Валентина Осеева «Волшебная иголочка»

    Лия Гераскина «Синий цветочек для мамы»

Немецкие сказки:

    Братья Гримм «Гензель и Гретель»

    Отфрид Пройслер «Маленькая Баба Яга»

    Народная сказка «Госпожа Метелица»

Румынские сказки:

    Народная сказка «Иляна Косынзяна»

Французские сказки:

    Шарль Перро «Спящая красавица»

    Шарль Перро «Пряничный домик»

Чешские сказки:

    Народная сказка «Ян Деда и красная Баба Яга»

Английские сказки:

    Народная сказка «Джип и ведьма из Уолгрейва»

Ирландские сказки:

    Народная сказка «Фея ручья и веретено»

Мордовские сказки:

    Народная сказка «Старуха Йома и две девушки»

    Народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»

Цыганские сказки:

    Народная сказка «Околдованная сиротка»

Армянские сказки:

    Народная сказка «Девушка и Ведьма»

Итальянские сказки:

    Народная сказка «Пастушок - Малый Росток»

Белорусские сказки:

    Народная сказка «Алёнка»

Татарские сказки:

    Народная сказка «Падчерица»

    Народная сказка «Тан-Батыр»

Словацкие сказки:

    Народная сказка «Заколдованный замок»

    Народная сказка «Здравствуй, мостик»

Где живёт Баба Яга?

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Ученик Ломоносовской школы решил больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Конечно же поставить гипотезу, определить объект и предмет исследования первокласснику не под силу, поэтому в этой работе ему помогала учительница. Выполненная исследовательская работа была успешно представлена на районной учебно-исследовательской конференции школьников «Юность Поморья».

Тема. «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

I. Основная часть

1. Общая характеристика Бабы Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашел такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2. Баба Яга – мифологическое существо

Сказку всегда предваряет миф.
Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой (1, с. 56).

3. Основные черты образа Бабы Яги

Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая.
Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж (1, с. 62).

4. Баба Яга в русских народных сказках

Сначала я решил провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовали 23 ученика начальной школы. Варианты их ответов я записал в таблицу 1 .

Таблица 1

Результаты опроса учащихся

1. Кто такая Баба Яга?

Вымышленный персонаж

Ведьма, колдунья

Пожилая женщина

Злая сварливая старуха

Старушка с метлой

2. Какой вы себе ее представляете?

Злой, сердитой, плохой

Веселой, шутливой

Агрессивной, нервной

3. Где она живет?

В лесу в избушке на курьих ножках

На болоте в избушке

4. Чем занимается?

Ходит в гости к Лешему

Летает в ступе

Варит зелья, колдует

Ест детей

Прядет пряжу

5. Как выглядит костяная нога?

Сделана из кости

Выглядит как у скелета

Деревянная нога

Волшебная нога

Далее я самостоятельно анализировал образ Бабы Яги. Для этого я прочитал 11 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» – я записал в таблице 2.

5. Общие выводы

Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями; 2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

Статья опубликована при поддержке компании "Msk Centrum" – одного из крупнейших поставщиков межкомнатных и входных дверей. Хотите изменить Ваше жилое пространство, при этом, не вкладывая огромные средства в перепланировку, реконструкцию или даже в серьезный ремонт? Скажете, что это не возможно, и ошибетесь! Межкомнатные перегородки в Москве от компании "Msk Centrum" способны объединять или уменьшать пространство, зонировать помещения, делать их еще комфортнее, практичнее и многофункциональнее. Межкомнатные раздвижные перегородки при минимуме затрат на их изготовление и монтаж, сделают фундаментальную планировку даже небольшой квартиры более гибкой и мобильной, позволят при необходимости разделить помещение на жилую, рабочую или иную функциональную зону. Специалисты "Msk Centrum" помогут выбрать такую модель перегородки, которая не нарушит сложившийся интерьер помещения, или же станет интересным дизайнерским решением или элементом декора. Подробнее ознакомиться с ассортиментом предлагаемой продукции, узнать цены и посмотреть готовые работы можно на сайте mskcentrum.ru.

II. Анализ результатов исследования

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса .
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним. (Приложение. )

Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Мое предположение подтвердилось.

III. Заключение

В ходе своего исследования я нашел ответы на многие вопросы. Я прочитал много русских народных сказок, узнал значение непонятных мне слов, провел опрос среди учащихся по теме исследования, узнал из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделал вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я понял, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Словарь терминов

    Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.

    Яга – язвить, причинять боль, мучить.

    «Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».

    Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.

    Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.

    Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.

    Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.

    Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

    Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).

Приложение 1

Баба Яга


Приложение 2

Слайд 1

Добрый день, уважаемые гости и участники конференции! Я ученик 1 класса Ломоносовской средней школы имени М.В. Ломоносова Проурзин Егор.
Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования. Название темы: «Образ Бабы-яги в русских народных сказках».
Кто такая Баба-яга? Как она попала в сказку? Существовала ли когда-нибудь Баба-яга? Я решил найти ответы на свои вопросы.

Слайд 2

Это определило цель моей работы: проанализировать образ Бабы-яги и сделать вывод о ее сущности.

Слайд 3

Для достижения цели я поставил следующие задачи: Є узнать из дополнительной литературы о Бабе-яге; Є провести опрос среди учащихся по теме работы; Є прочитать русские народные сказки с участием Бабы-яги; Є проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Слайд 4

Гипотеза: предположим, что Баба-яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования:

    думал самостоятельно;

    читал книги;

    спрашивал у взрослых;

    проводил опрос;

    анализировал

Слайд 5

Сначала я решил провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне стало интересно, что думают другие ученики о Бабе-яге. Им было предложено ответить на следующие вопросы (указать рукой на слайд).
Все варианты ответов я указал после вопросов.
Ответы ребят помогли дальнейшему моему исследованию. Я определил для себя основные моменты, на которые должен обратить особое внимание. Это: место обитания Бабы-яги, ее внешний вид, волшебные вещи в сказках и животные, служащие Бабе-яге.
В ходе исследования, я узнал, что Баба-яга – это известный персонаж славянских волшебных сказок. Прообразом Бабы-яги является славянская богиня смерти. Я понял, что сказку всегда предваряет миф.

Слайд 6

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы-яги я сделал вывод о ее сущности. (Таблица 2 )

Таблица 2

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга – костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек»

«За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены»

Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь)

Волшебный платочек, огненный щит

Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга – золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Заколдованная королевна»

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

«Финист – ясный сокол»

Три Бабы Яги.
«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сестры).
«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Волшебные кони

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Слайд 7

Таким образом, мое исследование показало, что Баба-яга – вымышленный сказочный персонаж. Сущность образа Бабы-яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл (нежели просто злая сварливая старуха). Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Литература

    Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.

    Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.

    Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.

    Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.

В оформлении статьи использованы иллюстрации Ивана Билибина к русским народным сказкам.

Библиографическое описание: Ткаченко А. О., Елисеева Н. П. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок // Юный ученый. — 2018. — №3. — С. 130-133..04.2019).





Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Ключевые слова : миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.

Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey .

Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.

Баба Яга - одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.

Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.

По другой версии, прототип Бабы Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.

Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она - из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.

Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель - олений мох, когда-то он назывался «яг».

Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.

Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках - совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.

Таблица 1

Образ Баба Яги в народных сказках

Название сказки

Характерные черты

Поступки

Заколдованная королевна

«костяная нога, старая, беззубая»,

Положительный персонаж:

помогла герою, созвала буйные ветры

Гуси-лебеди

«морда жилиная, нога глиняная»

Отрицательный персонаж :

похитила братца

«костяная нога - холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Отрицательный персонаж :

хотела съесть племянницу

Царевна-лягушка

«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»

Положительный персонаж:

помогла герою, указала, где находится смерть Кощея

Золотой конь

«костяная нога - на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»

Положительный персонаж:

помогла герою, дала клубочек

Две сестры

«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»

Положительный персонаж:

подарила серебряное веретено

Баба Яга и Лутонюшка

Отрицательный персонаж :

обманула Лутонюшку, хотела его съесть

В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % - отрицательный, 51 % - положительный персонаж).

Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга - положительный или отрицательный персонаж?»

Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня - злая и вредная (40 %) (рис.2).

В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).

Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги

Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках

На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга - очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.

Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.

Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.

Литература:

  1. Мартиросова М. А. Мифы народов мира для детей. - Белый город: 2010, 364 с.
  2. Науменко Г. Вся славянская мифология. - М.: АСТ, 2004. - 190 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т6, ч.1. Религии мира - М.: Аванта+, 1996. - 720 с.
  4. https://ru.Wikipedia.org/wiki/Баба-яга
  5. https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/babu-iagu

Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет .

Аннотация: Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ксилофон, тарелки, большой барабан, струнные.

История создания

Замысел музыкальной картинки, рисующей один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора, появился у Лядова впервые еще в 1881 году, когда он во время летних каникул, проводимых в деревне, увлеченно собирал народные напевы, вслушивался в пастушьи наигрыши и голоса природы, знакомился со сказками, бытовавшими в народе. Увлечение фольклором привело его к внимательному чтению изданных сборников - «Народных сказок» Афанасьева и «Сказаний русского народа» Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-Яги, наиболее ярко выявленный в сказке из афанасьевского сборника «Василиса Прекрасная». Композитора привлекло в нем своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и полумифическое существо... русский Калибан», сочетающий в себе черты «уродливого, таинственного, зловещего и жалкого», - это свидетельство современницы композитора приводится в наиболее авторитетном исследовании о творчестве Лядова. От появления замысла до его воплощения прошло почти полтора десятилетия. Другие сочинения надолго отодвинули сказочный сюжет. К тому же, как всегда, у композитора процесс создания произведения проходил медленно. Последняя точка в тщательно выписанной партитуре, помеченной опусом 56, была поставлена только в начале 1904 года. Первое исполнение «Бабы-Яги» состоялось 18 марта 1904 года в концерте симфонического собрания под управлением Ф. Блуменфель- да и прошло с огромным успехом. Как писал рецензент Русской музыкальной газеты, это сочинение стояло «вне конкурса».

«Баба-Яга» - первая из нескольких симфонических миниатюр Лядова, воплотивших один конкретный, чрезвычайно яркий образ. Сам композитор подчеркивал в подзаголовках картинную, изобразительную сторону своих произведений, в которых в определенной мере сказались не только традиции русской классики, но и влияние современного искусства, в частности работ художников «Мира искусства». Живописные параллели этим сочинениям Лядова можно найти в творчестве Билибина, декорациях Бенуа. Кажется верным и сопоставление их с искусством импрессионизма: в «картинках» Лядова нет действия, они посвящены одному моменту. И хотя в сказке «Василиса Прекрасная», из которой в эпиграф «Бабы- Яги» отобраны два фрагмента, этот зловещий персонаж достаточно много действует, композитора привлек только один момент - сказочного полета: «...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели...»

Музыка

Удивительно яркая, красочная партитура открывается свистящим унисоном деревянных духовых и флажолетов струнных фортиссимо. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела.

И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем (размер в три восьмых с паузой на каждой третьей доле), а затем равномерным, все больше набирающим силу. Господствует угловатая, причудливая тема Бабы-Яги в гротескной окраске низкого тембра фагота, который далее сменяется сумрачным звучанием бас-кларнета с дающим новую окраску английским рожком. Вступают все новые инструменты. Взлеты пассажей струнных передают подхлестывание песта с помелом, слышится треск деревьев, хруст листьев. Ярко солирует ксилофон со своим характерным щелкающим тембром. Развитие происходит волнами, проносящимися в стремительном темпе и воспринимающимися как единый поток. Снова вступает тема Бабы-Яги... Но вот рассеивается и затихает звучность: Баба-Яга пронеслась и исчезла. Последние восходящие аккорды флейт на фоне шелестящего тремоло скрипок истаивают на пиано-пианиссимо в высочайшем регистре.

Разработка урока

литературного чтения в 3 классе

« Тема: Изучение волшебных сказок

Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».

Оленева Татьяна Анатольевна

Открытый урок по литературе

Тема: Изучение волшебных сказок. Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».

Цель: выявление и осознание детьми особенности волшебных сказок; формирование понятия « волшебна сказка» через анализ текста и изучение дидактической иллюстрации.

Ход урока.

    Формулировка темы.

1.Анаграмма на интерактивной доске.

Учитель : составьте из букв слово и вы узнаете литературный жанр, который мы будем изучать сегодня на уроке.

(дети располагают на доске буквы в нужном порядке)

Учитель : Почему сказку назвали сказкой? (сказывается).

Учитель : В чем ценность сказок? (в них отражается народная мудрость, знания накопленные веками).

Учитель : Назовите особенности сказочной речи (русские народные).

Дети : Зачин, троекратные повторы, устойчивые выражения, концовка (примеры).

2.Узнайте, какое название сказки здесь зашифровано?

Дети : Баба Яга.

Учитель : Почему зашифровано название именно этой сказки?

Дети : Будем изучать эту сказку.

Учитель : Сегодня будем открывать особенности волшебной сказки. Почему она так называется, вы сами скажете.

2. Актуализация знаний.

Видеоролик (фрагмент из м/ ф

Учитель : Кто знает, как появился образ Бабы-Яги в русских народных сказках?

Дети : Наши предки считали, что вся окружающая природа имеет душу, разум. Боялись таинственной жизни леса. Считали, что управляет зверьем нечеловеческое существо.

Учитель : Почему забор вокруг дома Бабы-Яги из человеческих черепов? Почему Баба-Яга летает?

Дети сообщают свои знания из области славянской мифологии.

Учитель : Что интересного узнали?

3. Составление сюжетного плана сказки. Работа в парах.

Учитель : Сформулируйте задание, которое надо выполнить.

Дети : Соотнести надписи и наши рисунки

Учитель : Восстановите последовательность развития событий сказки.

.

с интерактивной доски

(Один ученик передвигает иллюстрации) . .

Учитель : Используя ключевые слова, подпишите иллюстрации.

Работа в парах с раздаточным материалом .

Самооценка результатов учебных действий. Проверка с интерактивной доски

(Один ученик соотносит надписи и иллюстрации, передвигает) . .

    Что произошло с Девочкой? (несчастье).

    Что выпало на ее долю? (испытание) Сколько картин?

    Кто помогает Девочке преодолеть трудности? (волшебные помощники)

    Чем закончилась борьба Девочки с Бабой-Ягой? (Победой врага)

    Финал сказки? –награда (возвращение домой).

Учитель : Прочитайте, по какому плану разворачивались события сказки. Что заметили?

Учитель : Можно ли ее назвать волшебной? Почему?

Учитель : Такой сюжет у всех волшебных сказок.

    Работа над характеристикой героев.

Учитель : - Кто является главной героиней?

    Опишите ее портрет?

    Какой характер у девочки?

    Как определили?

    Прочитайте, какие поступки совершала девочка.

Учитель : Описан ли портрет Бабы-Яги?

Посмотрите фрагмент сказки, определите характер девочки, Бабы-яги.

Учитель : Что интересного заметили? (противоположны).

    Моделирование. Работа в мини- группах

Представим взаимоотношения героев в виде схемы:

Волшебные помощники

Ученик – консультант предлагает систему вопросов: Кто главные герои? Другие действующие лица? Одним словом? Какие чувства испытывала девочка к Бабе-Яге?

Дети : боится

Консультант : Как относится к ней Баба- Яга?

Дети : Хочет съесть девочку.

Ученик – консультант : Как относятся к девочке волшебные помощники7

Дети: оказывают помощь.

Ученик – консультант : Почему?

Дети: Она добра

Ученик – консультант : Почему?: Как Баба- Яга относится к помощникам?

Как они ей за это платят?

Учитель : Какие два противоположных качества борются? Что одерживает победу? Почему?

Итог: рефлексивный анализ собственной деятельности.

Поставьте знак « v ” напротив той строки, которая соответствует вашим умениям и способам действия

Работа с оценочным листом .

" Я умею выделять особенности « волшебной сказки» и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями."

" Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не всё понятно. В моей работе есть ошибки. Мне нужна помощь."