Музей матрешек в детском саду. Мини-музей «Русская матрешка. Все в кружок сбегаются

Введение

Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие являются частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому педагоги нашего детского сада решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Тематика созданных мини – музеев очень разнообразна.

В группе раннего возраста воспитателями Заминева В.П. и Хажеева А.А. создан мини-музей «Русская матрешка». Экспонатами стали разнообразные игрушки, игрушки – матрешки, изделия из ткани, картинки с изображением матрешек, раскраски. Учитывая возраст детей, педагоги подобрали стихи, игры, песенки, потешки, сказки о матрешках. Большую помощь в создании мини - музея оказали родители детей.

Матрешка – как вид народного искусства обладает огромным потенциалом.

Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир - явление мирового масштаба.

Немного истории:

Матрешка (уменьшительное от имени «Матрена») - Русская народная кукла, но деревянная. Первая русская матрешка появилась в конце Х1Х века, тем не менее, она снискала небывалое признание, как один из всеобъемлющих образов России.

Матрешка – символ Русского народного искусства.

Первая русская матрешка была выточена Василием Звездочкиным, а расписана Сергеем Малютиным, была она восьмиместной с чередованием девочка, мальчик и т.д.

Самым благодатным материалом (деревом) являлась липа. Спиливали липу весной, когда древесина в соку. В течение не менее 2х лет выдерживали на открытом воздухе. Затем бревна распиливали на заготовки для будущей матрешки.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.

Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по изготовлению и росписи. Теперь не только г. Сергиев Посад славится изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае.

Знаменитая Семеновская матрешка, отличается от матрешек других центров, своей много местностью, в нее вкладывают 15 – 18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72 местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра высота 1 метр.

Московская матрешка отличается росписью, 5 местная. Сергиево-Посадская отражает семью, персонажи сказок, исторических личностей. Роспись чаще цветы. Голубая – неизвестная матрешка. День Рождения «Матрешки» в России 23 августа

Мини-музеи в группе нашего детского сада позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных мероприятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только сам, но и его папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры. Каждый созданный мини-музей – результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников. Педагоги проявили инициативу и творческую энергию в развитии качества дошкольного образования.

Музей « русская матрёшка »


Проект реализуется с детьми 2-3 года.

Вид проекта : краткосрочный, групповой, игровой.

Участники проекта : воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.

Описание предметно – развивающего пространства: местоположение - группа раннего возраста «Дюймовочка».

Атрибуты: игрушки – матрешки, иллюстрации, изделия из ткани, картинки с изображением матрешек, раскраски.

Актуальность

    Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

    Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

    Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.

Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель: Выяснить значимость матрешки, как народной игрушки. Продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с целостными рисунком и игрушкой. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Задачи:

Образовательные: сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке матрешке; создать условия для участия родителей в образовательном процессе; формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

Развивающие: познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края; развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Воспитательные: формировать дружеские взаимоотношения между детьми; закреплять умение правильно, безопасно пользоваться атрибутами игры.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Л. Некрасова «Веселые матрешки», С. Маршак «О матрешках», стихов, потешек; беседа «В гости к нам пришла матрешка»; «Русская игрушка матрешка», рассматривание картин и иллюстрации о матрешках.

Работа с детьми:

* Познавательно – исследовательская деятельность (ООД, экскурсии, наблюдение, рассматривание).

* Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, загадки, стихи).

* Игровая деятельность (игры, игровые упражнения, игровые ситуации)

* Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Работа с родителями:

    создание фольклорного мини-музея «Русская матрешка»

    консультация «Как играть с матрёшкой»

    консультация «Появление матрешки на Руси»

    консультация «В какие игры можно играть с матрешками»

  • подбор литературы, иллюстраций

    оформление рукописной книги «Любимые игрушки малышей».

Ожидаемый результат:

    познакомить с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор);

    разучить простейшие элементы росписи;

    дать представление о цветовой гамме матрешек;

    расширить и активизировать словарный запас слов.

Этапы проекта :

1 этап – подготовительный:

    Составление перспективного плана

    Изучение методических пособий и литературы по данной теме

    Создание условий для организации мини – музея

    Подбор художественной литературы, пословицы, стихи, загадки, игр.

2 этап – основной:

3 этап – основной:

    Рассматривание картин, иллюстрации.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

Участники

Сентябрь

Знакомство с матрешкой

"Какие бывают матрешки? "

Рассматривание рисунка на матрешке. Игровая ситуация "Напоим матрешку чаем ".

Разучивание потешки: «Очень любим мы матрешку».

Проведение родительского собрания с использованием презентации.

Привлечение родителей к изготовлению экспонатов для мини – музея «Русская матрешка»

Познакомить детей с матрешкой.

Формировать представления детей о разнообразии матрешек.

Содействовать развитию эстетического восприятия.

Воспитатели,

родители, дети.

Кукла матрешка

Беседа "Моя любимая

матрешка ".

Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями.

Способствовать разыгрыванию различных ситуаций с помощью матрешек.

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Воспитатели,

Из чего делали матрешку?

Разучивание стихотворения «Матрешка на окошке».

Презентация мини-музея «Русская матрешки» на пед. совете для педагогов МДОУ.

Развивать познавательные способности, любознательность у детей.

Воспитатели,

родители, дети

Семеновская матрешка

С/р игра «Сварим матрешке суп»).

Разучивание танца с матрешками «Мы матрешки - вот такие крошки»

Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх.

Воспитатели,

«Украсим матрешке сарафан»

Рисование "Украсим кукле сарафан".

Создание «Библиотеки» -

(загадки, стихи, потешки о матрешке).

Разучивание потешек, стихотворений о матрешке.

Учить детей украшать сарафан матрешки путем примакивания.

Способствовать разыгрыванию с помощью матрешки различных игровых ситуаций, развивать активный словарный запас.

Воспитатели,

родители, дети.

Лепка «Слепим матрешке шарф»

Сюжетно ролевая игра «Матрешка заболела».

Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх. Учить детей раскатывать пластилин столбиком.

Воспитатели,

Знакомство с матрешкой по сказке («Курочка Ряба»)

С/р игра «Построим матрешке дом»).

Разучивание потешки «Пыль клубится по дорожке»

Продолжать учить детей накладывать кубики друг на друга.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, развивать активный словарный запас.

Воспитатели,

Рисование

Раскрашивание контурных картинок «Матрешки»

Пополнение мини-музея экспонатами.

Расширять знания детей о роли кукол на празднике.

развивать творчество, воспитывать усидчивость в работе.

Воспитатели,

родители, дети.

Мастер класс с родителями «Раскрась матрешку»

Разучивание русских народных потешек, стихотворений.

Проведение экскурсий в мини-музей для других групп МДОУ.

Развивать творчество.

Продолжать знакомить детей с матрешками.

Воспитатели,

родители, дети.

Дети знакомятся с мини – музеем «Русская матрешка».

ОО «Художественно – эстетическое развитие» Аппликация. Тема: «Наряди матрёшку»


ОО «Художественно – эстетическое развитие» Рисование. Тема: «Раскрась матрешку»

ОО «Художественно – эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Укрась матрёшке сарафан»

Дидактические игры.

«По порядку становись»

Цель : учить составлять матрешек по росту, ориентируясь на величину и рисунок, подбирая их в следующем порядке: большая, поменьше, маленькая(наоборот). Развивать координацию руки и глаза.

«Собери матрешку»

Цель : учить собирать матрешку, выбирая их по величине; находить большую и малую матрешку, последовательно уменьшающихся в размерах.

«Помоги матрешке найти свою игрушку»

Цель: учить подбирать игрушки в соответствии величине матрешки, развивать зрительную память, воображение.

«Сказка про матрешку»

Цель: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотносить слово и выразительные движение. Обогащать словарь детей, развивать речевое внимание, речевой слух, артикулярный аппарат детей.

«Найди домик для матрешки»

Цель: учить выполнять действия с предметами по двум свойствам – величине и росту, развивать мелкую моторику рук.

«Чей платочек»

Цель : учить самостоятельно подбирать предметы(«платочки») соответственно с узором на матрешке. Развивать речь детей, формировать интерес к изобразительной деятельности.

Подвижные игры

Ольга Метелева
Проект «Мини-музей «Русская матрешка»

Аннотация

Проект мини-музей «Русская матрешка » направлен на нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач патриотического воспитания через музейную педагогику. В результате познавательно-творческой деятельности дошкольники получат от родителей и педагогов ответы на интересующие вопросы о происхождении матрешки . У детей формируются представления об истории происхождения кукол, многообразии и видах матрешек . В результате работы у детей, родителей и педагогов дошкольного учреждения повысится интерес и компетентность к русскому народному творчеству.

Введение в проект

Актуальность проекта

В настоящее время жители нашей страны проявляют все больший интерес к традициям, истории, культуре своей Родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию ее прошлого.

Ежегодно в детском саду мы проводим народные праздники, изучаем песни, пляски, читаем стихи о Родине. Однако стало очевидно, что система работы в этом направлении требует изменений, создание новой обстановки. Одной из форм ознакомления детей с культурой своей страны, воспитания любви к ней организация в саду мини- музея . Организация мини -музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм работы с детьми, обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом. Мини – музей играет большую роль в приобщении ребенка к историческому, культурному, природному наследию, способствует формированию толерантности, познавательному, творческому, эмоциональному развитию, вызывает интерес к коллекционированию.

Проект мини – музей «Русская матрешка » направлен на приобщение детей к духовной культуре, пробуждение у дошкольников основ национального самосознания, национальной принадлежности.

Продолжительность проекта : долгосрочный (один год)

Вид проекта : познавательно-творческий

Участники проекта : Дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Цель проекта : развивать у детей познавательно - творческую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.

Основные задачи проекта :

1. Создать систему работы по приобщению детей к русской народной культуре ;

2 Развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам;

3. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла;

4. Систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке , о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки.

Гипотеза : Данный проект пополнит знания детей о русской матрешке , приобщит их ко всем видам национального искусства, от игрушки до сказки. Используя фольклор, знакомя детей с искусством русского народа , с народными играми, промыслами, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудем у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.

Ожидаемые результаты проекта

Cформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси , о разновидностях матрешки по месту возрождения;

Cформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др. ;

Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

Пробуждение национального самосознания.

У родителей

Расширение кругозора по данной теме;

Приобщение к истокам русской народной культуры ;

Участие вместе с детьми в художественно – творческой деятельности ДОУ;

Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов

Создание единого воспитательно – образовательного пространства в процессе реализации проекта ;

Разработка методического материала по проекту мини-музей «Русская матрешка » : картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой; иллюстрации о разновидностях матрешек , дидактические игры;

Электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка »

Этапы реализации проекта

Вводный - Изучение материалов по музейной педагогике в ДОУ.

Подбор литературы по теме.

Подбор иллюстраций, приобретение материалов для творчества.

Накопление и систематизация информации по проблеме.

Обогащение предметной среды ДОУ, становление целостных представлений участников проекта о культуре и традициях своего народа, о своей национальной принадлежности.

1. Постановка целей и задач перед коллективом, родителями воспитанников ДОУ (педсовет, консультации)

2. Поисковая деятельность участников проекта по сбору экспонатов -«матрешек »

3. Оформление мини-музея «Русская матрешка »

4. Перспективный тематический план работы в мини-музее .

Основной

Основной

Передача детям нравственных и эстетических ценностей народа

Обогащение представлений у участников проекта о традиционной культуре русского народа .

Расширение сведений у детей об обычаях, традициях, народных промыслах и ремеслах русского народа .

Погружение ребенка и действенное проживание им атмосферы устного народного и декоративно-прикладного творчества, праздников и обрядов.

Проведение занятий- посиделок, экскурсий для детей, родителей ДОУ по темам :

1. «Как жили наши предки»

2. Народные промыслы и ремесла

3. Как появилась матрешка .

4. Загорская матрешка

5. Семеновская матрешка

6. Полхов – майданская матрешка

7. Разучивание с детьми пословиц, загадок, стихов, песен и т. д. связанных с темой проекта

8. Беседа с детьми о липе, как о поделочном материале, о бережном отношении к природе

9. Составление творческих рассказов о матрешке , оформление альбома «Народная игрушка»

10. Изготовление подарочных сувениров.

Этапы Цели этапа Предполагаемый результат Содержание Сроки

Итоговый

Сохранение и преумножение духовных, нравственных, культурных ценностей и традиций русского народа

Пробуждение чувства любви, радости, гордости и бережного отношения к истории своего народа

Обогащение эмоциональной сферы участников проекта

Становление национального самосознания, гражданско – патриотического поведения у всех участников проекта

1. Описание истории создания мини –музея «Русская матрешка » в фотолетописи

2. Организация и проведение тематического развлечения «Матрешка приглашает… »

3. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом

4. Участие детей в фольклорных и этнографических конкурсах.

Реализация проекта

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям, начиная с дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы – «погружение в культуру» . Это «погружение в культуру» стало возможным благодаря реализации проекта мини – музей «Русская матрешка » в МБДОУ детский сад «Степашка» .

На подготовительном этапе реализации проекта проходил сбор экспонатов – матрешек . В сборе экспонатов активно участвовали как члены нашего коллектива, так и семьи наших воспитанников.

Для погружения в культуру наших предков были разработаны занятия, связанные с русским промыслом , с народным фольклором, с праздниками старины.

Таким образом, приобщение дошкольников к культуре дает детям возможность испытать полноту бытия. Культура вводит в систему личностных потребностей и представлений. А ведь это та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами и образами.

Список литературы

1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду : практическое пособие. - М. ,АРКТИ, 2007

2. Дошкольное образование и традиционная народная культура : опыт, проблемы, пути развития. - Барнаул, 2004

3. Затеева Е. В. От родного порога –Барнаул, 2004

4. Затеева Е. В. Малыш в мире искусства родного края. – Барнаул, 2006

5. Затеева Е. В., Попова Л. М., Бойко Г. Н., Поздняева Е. Ю. Деятельность педагога по осуществлению гражданско – патриотического образования детей. – Барнаул, 2010

6. Михина Е. Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет» Издательство «Учитель» 2010

7. Соловьева Л. Н. «Русская матрешка » , Москва- ИНТЕРБУК, 1993

8. Материалы из сети Интернет

Тема проекта : «Матрешечка – матрешка»

Возраст детей : средняя группа 4 – 5 лет.

Вид проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети, педагоги, родители .

Цель проекта : создание условий для развития воображения и художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой - матрешкой.

Задачи проекта : приобщать к истокам духовной культуры русского народа:

  • формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
  • формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
  • способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
  • развивать творческие и познавательные способности;
  • речевые умения и мелкую моторику рук;
  • обогащать словарный запас.

Актуальность.

Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

Знакомить детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствовала формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

1ЭТАП: подготовительный

(рождение проблемы разработка проекта).

Дети, играя матрешками в группе, заинтересовались, почему в одной матрешке прячутся ее сестренки, кто придумал матрешку, как матрешку делают и обратились с данными вопросами к воспитателю.

Воспитатель предложила детям поговорить о русских народных игрушках. Дети называли им знакомые народные игрушки из глины, дерева, соломы. (Рассматривание игрушек)

Воспитатель спрашивает у детей, где они могут найти ответы на интересующие вопросы. (Ответы детей: спросить у воспитателя, у родителей, посмотреть по телевизору, в интернете, прочитать в книгах, спросить у бабушки)

Деревянная игрушка, ставшая символом России. Сказка, предание, миф и легенда, воплощенная в дереве. Русская матрешка, самая известная игрушка в нашей стране. Что значит она для нашего народа? Почему так называется?

Имя русской матрешки: данное название русской матрешки произошло от имени Матрёна, распространённого на Руси. Имя Матрена от lat. «Matrona», что значит «женщина из знати», уменьшительно: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Муся.

План проекта «МАРТЕШКИ»:

  1. Изучить литературу по теме: «Русские народные игрушки»
  2. Подобрать материал для развития творчества детей.
  3. Обсудить с родителями проблему.
  4. Определить пути решения.

2 ЭТАП: практическая часть

1. Организация НОД и деятельности в режимных моментах.

* «Русская народная игрушка – матрешка» (познавательная, продуктивная – раскрашивание матрешек в разных техниках, аппликация, рисование, лепка).

* «Деревянные игрушки» (познавательная, продуктивная);

* «Составление сказок о матрешке» (коммуникация, чтение художественной литературы);

2. Оформление в группе выставки «Матрешки».

3. Изготовление атрибутов к игре «Создай узор», «Собери матрешку».

4. Разучивание стихотворений, потешек, песен и частушек о матрешке.

5.Создание альбома «Матрешки бывают разные»

6.Совместная выставка с родителями «Семейная матрешка».

7.Изготовление книжек – малышек «Мы красавицы – матрешки».

8.Создание мини – музея «Матрешки».

9.Просмотр презентации «Матрешка – народная игрушка».

10.Беседы с детьми.

3 ЭТАП: заключительный (подведение итогов)

Презентация проекта

  • Развлечение: «В гостях у матрешки». (Конспект прилагается)
  • Наши результаты:

В ходе реализации проекта:

  • Успешно организована непосредственно образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов.
  • Подготовлена презентация «Матрешка – народная игрушка».
  • Оформлена выставка в группе.
  • Совместно с детьми составлена дидактическая игра «Создай узор», «Собери матрешку».
  • Оформлен мини – музей «Матрешки».
  • Оформлена выставка совместно с родителями «Семейная матрешка».
  • Проведено развлечение «В гостях у матрешки»
  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

В ходе проектирования:

Дети знают, как выглядит русская народная игрушка – матрешка; какие виды матрешек существуют; какими ремеслами знаменита Русь;

Дети проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;

Дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Дети готовы к индивидуальному самовыражению;

Дети совершенствуют мелкую моторику рук.

Наши руки, не знают скуки!

Наши достижения



Книжки – малышки» Мы матрешки»


Выставка «Семейная матрешка»

Мини – музей «Матрешки»


Выставка «Семейная матрешка»

Развлечение «В гостях у матрешки»

Развлечение в средней группе « В гостях у матрёшки»

Цель : Продолжать вызывать интерес к традициям русского народа.

Приобщать детей к народным играм, песням, частушкам.

Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому, истокам истории и культуре своего народа.

Под русскую народную мелодию дети заходят в зал. Где их встречает матрёшка :

Здравствуйте, люди добрые,

Гости званные и желанные.

Здравствуйте, лебёдушки,

Здравствуйте, молодушки.

(Дети здороваются).

Матрёшка:

Дуйте в дудки, бейте в ложки.

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные. Матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошко

Танцевать пошли матрёшки.

Первая матрёшка :

Ой, да мы матрёшки, мы матрёшки.

Хоть и неуклюжие немножко,

Но на празднике на нашем

Обязательно попляшем.

Вторая матрёшка :

Ой, да все мы, все мы круглолицы,

Очень знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Третья матрешка :

Ой, да балалайка, балалайка,

Ну-ка, веселее заиграй-ка!

Поиграй-ка, не ломайся,

Для матрёщек постарайся!

Танец матрёшек « Русские матрешечки»

Матрёшка : Спасибо, милые сестрицы. Спасибо за красивый танец.

А вы знаете историю создания матрёшек?

Послушайте!

Восемь кукол деревянных.

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Прообразом матрёшки стала фигурка добродушного лысого старичка из Японии. В нём было несколько фигурок, вложенных одна в одну. Эти фигурки всем очень понравились. Ребята, я хочу пригласить вас поиграть в интересную игру «Собери матрешку». (Проводится игра)

Дети читают стихотворения про матрёшку:

Дима Полев:

Подарили мне матрёшку,

В ней ещё сидели пять.

Их поставил на окошко,

Чтоб смогли они гулять,

Потому что у матрёшек

Почему то нету ножек.

Полина Бердецких:

Эти русские матрёшки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймёшь,

Если младшей не найдёшь.

Матрешка :

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица - для меньшей – темница (Матрешка)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Молодцы! Ребята, хочу еще вас пригласить поиграть в русскую народную игру « Ручеёк».

Проводится игра.

Молодцы!

Матрёшка : Я приглашаю всех ребят на чаепитие в группу.

Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

Порошинский детский сад № 10

ПРОЕКТ Мини-музей «Русская матрѐшка»

Выполнили: Малиновская С.С.

Кажикенова Г.Д.

Старшая группа №10 «Затейники».Участники проекта: Воспитатели, дети -Мини-музей «Русская матрѐшка».

Добрый день, уважаемые коллеги, предоставляем вашему вниманию: Мини-музей «Русская матрѐшка» .

«Игрушек больше миллиона в мире есть,

И всех игрушек нам сейчас не перечесть.

Но изо всех, быть может, только лишь одна

Для дружбы всех людей на свете рождена.

Сто лет Матрѐшке, но не старится она

Как красна девица - умна, скромна, стройна.

От многих бед ее сто лет хранит секрет:

Дуэт живет в Матрѐшке, трио и квартет!»

Л. Печникова.

Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры. Возрождением крестьянской народной игрушки занималась московская мастерская «Детское воспитание». Художником Сергеем Малютиным были предложены эскизы деревянной расписной куклы, которая вскоре покорила весь мир. Круглолицая барышня, в ярком платке и нарядном сарафане, скрывающая под ним еще несколько таких же кукол, олицетворяла русскую женщину и мать с распространенным именем на Руси Матрѐна (Матрѐша).

Актуальность .

В наше время детям в достаточном количестве покупают разнообразные игрушки. Проведя беседы с родителями, мы узнали, что многие родители не считают нужным приобретать такие игрушки, как матрешки, это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие наших предков. Поэтому мы решили побольше узнать о русской матрешке, и передать свои знания детям, для которых, матрешка является самой первой игрушкой в раннем детстве. Для того чтобы начать работу мы поставили перед собой цель:

Цель:

Дать понятия детям о русской матрешке как об одном из старинных промыслов. Выяснить в чем секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является символом России и за рубежом. Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрѐшке. Приобщать родителей к развивающей игрушке в условиях семьи.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания детей об истории матрешки, как народного промысла. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в различных видах деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, художественное творчество) Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, познавательных интересов, смекалки.

Развивающие: Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность. Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному творчеству и искусству.

Работая над темой были использованы такие формы работы: -беседы -музыкальные посиделки, где дети читали стихи, потешки, играли на музыкальных инструментах, на основе русского фольклора. -показ кукольного театра детям старших групп. В процессе работы дети узнали, как выглядели первые матрешки, из какого материала еѐ изготавливали, почему ее так назвали? Рождение матрѐшки непростое. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрѐшки, лишь потом их размер становится всѐ больше и больше. Появились особые деревянные игрушки и расписали русские художники их на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Предметы, изучают их и устраивают выставки, чтобы иметь возможность показать эту красоту многим людям. Мини-музей в группе позволяет воспитателям использовать экспонаты для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини - музея может подсказать тему для интересного разговора. Главная идея музея – дети должны знать и уважать свое прошлое. В ее основе лежит зрительное и моторное восприятие, умение не только смотреть, но и видеть, умение не только держать, но и чувствовать. Музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать и играть. И это привлекает детей, а раз у детей есть интерес, значит, процесс познания становится наиболее эффективным. В конце нашей работы мы организовали выставку в МКДОУ «Русская матрешка». Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Вывод:

В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Она несет в себе любовь и дружбу. Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства.

Хадижат Алемировна Абдулхамидова
Мини-музей «Русская матрешка»

Актуальность :

«Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда можно рассчитывать воспитание : это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал Ушинский.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Матрёшка – символ русского народного искусства , самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всём мире знают нашу матрёшку , хотя ей чуть больше ста лет. Она является символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Именно поэтому основной идеей создания нашего музея является совместное творчество детей и родителей, вызывающее массу положительных эмоций и создающее особо тёплую атмосферу.

Сроки : проект краткосрочный с 01.03.2014 по 15. 04.2014

Формы реализации проекта :

1. Чтение художественной литературы;

2. Тематические беседы;

3. Просмотр видеоматериалов;

4. Прослушивание аудиозаписей;

5. Создание творческих работ детьми (рисование, аппликация, лепка) ;

6. Театрализованные игры;

7. Изготовление макета матрёшки ;

8. Создание индивидуальных, совместных с родителями мини – проектов

Итог :

1. Создание мини-музея «Русская матрёшка » в группе.

2. Презентация мини-музея «Русская матрёшка » .

Этапы :

1. Подготовительный.

Опрос детей, выявление уровня знаний детей по данной теме;

Составление плана работы (воспитатель – родитель - дети) .

Подбор литературы, наглядности, дидактического материала;

Составление планов конспектов для старшей группы;

2. Деятельностный.

- Коммуникация : дети играют с матрёшками , рассматривают иллюстративный материал, фотографии разных видов матрёшек , обсуждают их;

- Познание : беседа о матрёшках , знакомство со стадиями производства матрёшки . Знакомство детей с презентацией «История русской матрёшки » ; экскурсия в парк, знакомство с деревьями, из которых изготавливаются эти куклы.

- Художественное творчество : рисование матрёшки , раскрашивание, изготовление в различных нетрадиционных техниках.

Чтение художественной литературы : чтение книг о матрёшке , стихотворений, потешек, отгадывание загадок.

Прослушивание аудио записи русской народной песни «Матрёшка » ;

Дидактические, подвижные игры;

Совместное изготовление поделок матрёшек в музей (дети, родители) ;

3. Заключительный.

Создание музея совместного творчества родителей и детей «Русская матрёшка » ;

Презентация проекта;

Подведение итогов проделанной работы.

Дата старта проекта : 01.03.2014

Название проекта : «Русская матрёшка » (творческо-исследовательский)

Идея проекта : Пробудить интерес детей к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с Матрёшкой .

Проблема : В настоящее время, начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний об истоках русской культуры и русского народного творчества. У детей не достаточно развит интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект : Почему русская матрёшка является символом России? Почему деревянную куклу- игрушку назвали матрёшкой ? Благодаря чему матрёшка остаётся любимой и популярной во всём мире? Как появилась матрёшка ?

Цель : Воспитывать любовь и уважение к народному искусству. Расширить круг представлений о разнообразий этой игрушки. Дать некоторые доступные для детей исторические сведения о ней.

Задачи : Формирование понятий о русской народной культуре и чувстве патриотизма; Развитие инициативы планирования и проведения исследовательской деятельности; Создание условий для творческой самореализации детей для освоения некоторых художественных элементов росписи Матрёшки ;

Основной замысел : Предоставление детям возможности самостоятельно искать нужную информацию, для того чтобы расширить знания о русском народном творчестве на примере русской матрёшки .

Механизм реализации проекта : Создание мини-музея «Русская Матрёшка » .

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный.

–выбор темы проекта и формы для его защиты.

Подбор методического материала, литературы по данной теме.

Подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изодеятельности;

2. Исследовательский :

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу) ;

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы можно использовать (принадлежности, оборудование) ;

С какими предметами научиться работать для достижения цели;

Ознакомление с историей матрёшки ;

Изучение художественных элементов;

Составление орнаментов;

3. Творческий :

Работы детей (лепка матрёшек из глины и роспись ) ;

Совместная художественная деятельность родителей и детей;

Обобщение результатов работы;

Сбор – коллекции игрушек – матрёшек ;

Ожидаемый результат :

Повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки , нравственного и личностного отношения к действительности. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Критерии результативности : Активное участие в поиске полезной информации. Количество интересной и полезной информации найденной детьми совместно с родителями. Эмоциональный отклик ребёнка на результат своего творчества.

Методы, оценки результативности : Беседы, творческие задания, анкетирование.

Форма презентации и отчётности : Показ презентаций по теме; разработка детей с родителями «Семейной матрёшки » ; выставка детских работ; оформление мини-музея «Матрёшка » ; развлечение «Весёлая матрёшка » .

Анализ :

В завершение работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрёшки , о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том почему матрёшка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку » . Мы учились исследовательской деятельности, пока ещё нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать её, делать выводы.