Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным. Презентация "организация сюжетно-ролевой игры"

БДОУ "Детский сад № 56 комбинированного вида" Сюжетно-ролевая игра в средней группе

Выполнила

Воспитатель группы №5

Ульрих Елена Артуровна


Что такое игра (А. С. Макаренко)

Игра-особый вид деятельности ребенка. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.


Сюжетно-ролевая игра

источник

основа

  • Окружающий мир
  • Жизнь и деятельность взрослых и сверстников
  • Мнимая или воображаемая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке

Основные черты сюжетно-ролевой игры

  • Эмоциональная насыщенность
  • Увлеченность детей
  • Самостоятельность
  • Активность
  • Творчество

Структура сюжетно-ролевой игры

  • Сюжет-та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты условно делят на:

Бытовые(семья, детский сад и т.д.)

Производственные(больница, магазин, т.д.)

Общественные(библиотека, школа и т.д.)

  • Содержание-это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре.
  • Роль-средство реализации сюжета.

Условия создания и развития игровой деятельности

  • Создание предметно-развивающей среды
  • Наличие определенного времени в режиме дня
  • Профессионализм педагога

Критерии для создания игры

  • игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий;
  • ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов;
  • игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.

В игре развивается:

  • Способность к воображению
  • Образное мышление
  • Умственное развитие
  • Способность взаимодействия с другими людьми(коммуникабельность)
  • Развитие речи, общение
  • Социальное развитие

Задачи воспитателя средней группы

  • совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
  • учить детей готовить обстановку для игры - подбирать предметы и атрибуты
  • развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, развивать умение использовать предметы-заместители.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей» Подготовила педагог-психолог Носкова Евгения Валерьевна

Сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность дошкольного возраста. сюжетно-ролевая игра в развернутом виде представляет собой деятельность в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Отечественные психологи (А.В. Запорожц, Д.Б. Эльконин)

1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и взрослого и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли.

2. Присвоение социального мотива игр Это возможность оказаться в мире взрослых и самому разобраться в системе их отношений.

3. Эмоциональное развитие Игра ребенка очень богата эмоциями, причем часто теми, которые в жизни ему еще недоступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют слова «как будто», «понарошку», «по правде», но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни.

«Ребенок, создавая в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, испытывает самые настоящие чувства». Л.С. Выготский

По мере усложнения игры и игрового замысла чувства детей становятся все более осознанными и сложными. Сюжетно-ролевая игра - это школа чувств, в которой формируется эмоциональный мир ребенка.

4. Развитие интеллекта Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, формированием его интересов. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникнуть в смысл того, что он изображает.

5. Развитие воображения и творчества Во время игры у них возникают новые идеи и образы. Развитие игрового творчества проявляется и в комбинировании различных жизненных впечатлений в содержании игры.

Для осуществления своего замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки. Способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детского периода

6. Развитие речи В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить собственные мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.

Развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Дети, задержанные в речевом развитии, оказываются отсталыми и в развитии воображения. Л.С. Выготский

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, в игре развивается и активизируется речь, а с другой - под влиянием развития речи получает свое развитие и сама игра. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова

7.Развитие самостоятельности «В игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями ». К.Д. Ушинский

Они сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Виды игр 1. Игры на бытовые сюжеты 2. Игры на производственные и общественные темы 3. Игры на героико-патриотические темы 4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач 5. «Режиссерские» игры

Виды игр Содержание 1. Игры на бытовые сюжеты Игры в дом, семью, праздники, дни рождения и т. п. Большое место среди них занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых и их отношениях 2. Игры на производственные и общественные темы В этих играх отражается труд людей, темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия) 3. Игры на героико-патриотические темы Эти игры отражают героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) 4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач Игры в моряков и летчиков, в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех танкистов и собаку (по содержанию кинофильма) и пр. В них дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение 5.Режиссерские игры В таких играх ребенок заставляет кукол говорить и выполнять разнообразные действия. При этом он сам действует в двух планах: и за куклу, и за себя. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов или из собственной жизни. Дети учат кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек действовать в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками

Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко) Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 3–4 года Отдельные игровые действия игрового характера Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет - цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый 4года - 5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется. Дети по ходу игры могут ее менять Цепочка из трех-четырех взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко) Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 5–6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры. Каждый ребенок придерживается своей роли до конца игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, который соответствует реальной логике действий взрослых 6–7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации. Действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Игры для разных возрастов

С малышами до трёх лет: Уютное местечко с подушками и мягкие игрушками Прятки или кошки-мышки с участием мягких игрушек или домашних животных. Водяные игрушки (ситечками, воронками, чашками и лодочками) Почитайте вместе с ребенком его любимые книжки.

С детьми от трёх до семи лет: Сыграйте для ребенка какую-нибудь роль из его любимого произведения. Песенки Считалочки. Имитируйте вместе «танцы» животных Постройте вместе домики из песка или конструктора. Аудиозаписи детских произведений. Настольные игры. Передачи о природе, животных или путешествиях. Загадки. Прочитайте и сыграйте роли ваших любимых персонажей из книг. Мяч. Пантомимы.

С детьми от шести до семи лет Важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к школе: В игре дети: - учатся применять имеющиеся у них знания; -ставятся перед необходимостью поиска новых знаний; -получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.

С детьми от шести до семи лет внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай также»); -развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет»(по цвету, величине, форме); -развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов») .

Играйте вместе с детьми-это улучшает взаимопонимание









Методика овладения игрой в раннем возрасте (1,5 – 3 лет)

  • 1 момент
  • Воспитатель разворачивает показательные сюжетные действия с игрушками (Кормит куклу кашей)

2 момент

  • Начатая игра может продолжаться уже с вовлечением в нее ребенка (Давай играть. Вот мишка и ты садись. Я буду вас кормить)

3 момент

  • Переход к игре, включающей не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом (варит кашу на игрушечной плите, а затем кормит ею кукол)

4 момент

  • Формирование игровых действий с предметами-заместителями (палочка вместо ложки, кубик вместо мыла). Для этого воспитатель не только осуществляет игровые действия с предметом-заместителем, но и словесно обозначает условный предмет (Это у нас мыло. Это как будто ложка.

5 момент

  • Постепенно наряду с предметом-заместителем включать воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (причесывать расческой, которой нет)

Методика руководства игрой во 2 младшей группе(3–4 лет)

  • Трехлетний ребенок становится способен овладеть ролью – более сложным смысловым и структурным компонентом игры
  • Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия , направленные на партнера-игрушку, развертывая парное ролевое взаимодействие, элементарный диалог с партнером-сверстником.
  • В основе формирования этих умений лежит совместное взаимодействие взрослого с ребенком
  • Воспитатель первоначально берет на себя основную роль, разворачивает игровые действия с партнером-игрушкой, втягивает в игру ребенка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает её другому ребенку, связывая детей в ролевое взаимодействие
  • В этом возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер, (после игры воспитателя параллельно несколько детей выполняют роль доктора или мамы одновременно)
  • Нужно создавать условия для включения детей в ролевое взаимодействие. Воспитатель поручает одному ребенку главную роль, а вместе с другим выполняет дополнительные роли. (При игре в магазин воспитатель развертывает игровой диалог с ребенком, выполняющим роль продавца. Потом уступает место второму ребенку-покупателю: Все, я купила. Теперь ты, Катя, покупай)

Методика руководства игрой в средней группе (4–5лет)

  • Ребенок должен научиться изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль на новую в процессе игры.
  • Два условия решения этой задачи: 1) использование многоперсонажных сюжетов; 2) превышение числа ролей количества участников.
  • На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, а взрослый последовательно меняет свои дополнительные роли. Ребенок изменяет свое ролевое поведение в зависимости от роли воспитателя (шофер-пассажир, шофер- полицейский, шофер-автозаправщик)
  • На втором этапе происходит формирование умения менять первоначально принятую на себя роль. Используя те же схемы сюжетов, взрослый берет на себя основную роль, а ребенку предлагает дополнительную.
  • Воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых действий: «Я - врач, а ты – больная, ты пришла ко мне на прием. Как будто больная ушла, а ко мне пришла медсестра помочь. Ты теперь медсестра»

Методика руководства игрой в старшем возрасте (5 - 7лет)

  • Процесс развития игры, также, как и на предыдущих этапах имеет двухчастную структуру: формирование игровых действий в совместной игре взрослого с детьми, и самостоятельной игры
  • По сравнению с предыдущим этапом изменяются и усложняются сюжетные темы, наращивается количество участников. При этом сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками (ребенок переключается от действия с игрушками на ролевые отношения с партнерами)
  • Новый способ построения игры на данном этапе – совместное сюжетосложение. Оно включает умение выстраивать новые последовательности событий, уметь комбинировать придуманные им самим и другими участниками события в общем сюжете.
  • В развитии сюжетосложения ведущую роль играет игра-придумывание. Она позволяет ненавязчиво стимулировать детей к комбинированию разных сюжетов. Основой этого служит изменение сюжетов знакомых сказок, придумывание историй
  • Накопленный опыт в придумывании сюжетов воспитатель использует в подготовке к игре. «Во что вы собираетесь играть? Давайте придумаем, как можно играть по-новому». Дети высказываются, а воспитатель говорит: «Вот видите, как можно играть по-новому интересно» - и предлагает играть самостоятельно

Особенности развития игровых действий

В 1,5 - 3 года

  • ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая простейшую смысловую цепочку.
  • реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывая парное ролевое взаимодействие, элементарный диалог с партнером-сверстником.
  • Выстраивает ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль на новую в процессе игры.
  • развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам партнеров

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Организация сюжетно – ролевой игры в соответствии ФГОС ДО Выполнила: Валеева Миляуша Хусаиновна Педагог первой квалификационной категории

2 слайд

Описание слайда:

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие» (пункт 2.7. ФГОС ДО)

3 слайд

Описание слайда:

Одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам".

4 слайд

Описание слайда:

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников А что окружает наших детей? Что является источником для игры?

5 слайд

Описание слайда:

Сюжетно – ролевая игра королева игр Общий мотив СРИ – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Основной особенностью СРИ является наличие в ней воображаемой ситуации («Как будто») Из чего складывается воображаемая ситуация?

6 слайд

Описание слайда:

Основные особенности СРИ: Соблюдение правил Социальный мотив игры Идет эмоциональное развитие ребенка Происходит развитие интеллекта ребенка (каким образом?) 5. Развивается воображение и творчество 6.Развитие речи

7 слайд

Описание слайда:

Задачи по формированию умений детей в сюжетно – ролевых играх: -2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации -Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей -Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей -Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде

8 слайд

Описание слайда:

Уровни развития сюжетно-ролевой игры: 1 этап – основным содержанием игры является действие с предметами. Действия детей однообразны и часто повторяются. Стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре. 2 этап – основное содержание игры – действие с предметами. Действия развертываются в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Одна и та же игра многократно повторяется.

9 слайд

Описание слайда:

3 этап – основным содержанием игры также является действие с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены до начала игры. Игрушки и предметы (чаще всего по ходу игру) подбираются в соответствии с ролью. 4 этап – основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Игра носит коллективный характер. В игре четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и изготовление

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Обогащение жизненного опыта Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий, людей и.т.д.) -Наблюдения, целевые прогулки -Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий -Обследование, экспериментирование с предметами -Чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть -Свободное общение -Прослушивание дисков, аудиозаписей -Посильное участие детей в трудовых действиях взрослых -Продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности

12 слайд

Описание слайда:

Развитие навыков общения с детьми и педагогом в процессе игры Цель: развитие самостоятельной игры, поиск новых игровых задач и способов их решения, формирование навыков общения со взрослыми и друг с другом -Парные поручения -Создание проблемных ситуаций -Побуждение к ролевым высказываниям -Телефонные разговоры -Игровые упражнения -Сквозная роль -Поддержание ролевого диалога

13 слайд

Описание слайда:

Создание предметно – игровой среды Цель: создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности. - Игрушки – персонажи: атрибуты, куклы, фигурки людей, животных -Маркеры игрового пространства: это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.) -Предметы оперирования: игрушки имитирующие реальные предметы позволяющие воссоздать смысл настоящего действия(утюг, молоток, руль и т.п) -Предметы – заместители -Зонирующие помещения: модули, ширмы, подиумы

Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 58 по Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.


Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.



Принципы организации сюжетной игры 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства 3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.





Формирование условного игрового действия Что делает ребенок фактически Что данное действие означает Условное действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи. Условное действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем. Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, - действовать с воображаемым предметом




Устранение «застреваемости» у детей во время организации сюжетной игры Подключение воспитателя к уже возникшей игре. Цель: расширение смысла игровой ситуации для ребенка. Подключение к самостоятельной деятельности ребенка. Цель: затеяв параллельную с ребенком игру, взрослый в вербальной форме, через рассказ «приписывает» сюжетный, условный смысл простому предметному действию ребенка.




Формирование игрового действия Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия. Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.


Формирование ролевого поведения Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)






Условия развития игры 1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. 2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).




Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей (действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями).





Резюме На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.