Микеланджело биография кратко на английском языке. Краткая биография микеланджело. Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 11.12.2016 18:59 Просмотров: 1850

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – знаменитый итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Его произведения ещё при жизни были признаны наивысшими достижениями искусства Возрождения и всей мировой культуры.

Его жизнь протянулась на целую эпоху (89 лет). Он пережил 13 римских пап, а для 9 из них выполнял заказы.
О его биографии можно говорить с определённой долей уверенности, т.к. сохранились многие свидетельства современников Микеланджело, его письма и записи, также при жизни была написана и его биография.

Из биографии Микеланджело Буонарроти

Полное его имя – Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни.

Даниеле да Вольтерра «Портрет Микеланджело»

Детство и ранняя юность

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Вскоре семья переехала во Флоренцию.
В семье было много детей, поэтому Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет).
Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец... Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 г. стал учеником художников братьев Гирландайо, познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо.

Чезаре Дзоччи «Юный Микеланджело высекает голову фавна» (утрачена)

Начав работать над скульптурами для коллекции Медичи, он привлёк внимание Лоренцо Великолепного. В 1490 г. он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492 г. Лоренцо Медичи окружил себя выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, и сам Лоренцо был поэтом.
Предположительно в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» (смотрите ).

«Мадо́нна у ле́стницы» («Мадо́нна на ле́стнице») – мраморный барельеф, созданный Микеланджело около 1491 г. Это первое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера – ему было всего 15-16 лет.

Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Нимб вокруг её головы указывает на то, что это Богоматерь.
На коленях у Марии – сонный ребёнок, его правая ручка заброшена за спину. Мать прикрывает головку ребёнка. Младенец изображён без нимба. Поза мадонны слегка расслабленная, со скрещёнными ногами.
Юный Микеланджело изобразил Мадонну в образе физически крепкой женщины, хотя в то время было принято изображать Богоматерь хрупкой, задумчивой, исполненной внутренней боли молодой женщиной.

Юность

В 1494-1495 гг. Микеланджело создаёт скульптуры для Арки святого Доминика в Болонье, а затем возвращается во Флоренцию. В это время там правил доминиканский проповедник Джироламо Савонарола , который имел сильное влияние на религиозные взгляды Микеланджело. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский живописец, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности, имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый»; биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Свою давнюю связь с Савонаролой, неостывающую память о доминиканском бунтаре и неистовце, пошедшем походом во главе флорентийского плебса против стяжательства, тунеядства, хищничества, угнетательства, разврата, роскоши имущих и правящих классов купечества, патрицианства и церкви, Микеланджело сберёг на всю жизнь. Он сберег эту связь не пассивно, а действенно, внеся её в свое гражданское поведение, когда оружием отстаивал флорентийскую демократию, и в свое творчество – в искусство и поэзию» (А.М. Эфрос «Поэзия Микеланджело»).
В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. В 1496-1501 гг. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету ».

Микеланджело «Бахус» (1497). Мрамор. Высота 203 см. Барджелло (Флоренция)

Вакх (Ба́хус, Дио́ни́с ) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии , бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.
Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Взгляд бога обращен на чашу с вином. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект.
По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.

Зрелые годы

В 1501 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию. Он работает по заказу: создаёт скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давида».

Микеланджело «Давид» (1501-1504). Мрамор. Высота 5, 17 м. Академия изящных искусств (Флоренция)

Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Статуя предназначена для кругового обзора. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. В этом состояло новшество, поскольку Донателло и другие предшественники Микеланджело изображали Давида в момент торжества после победы над гигантом.
Юноша готов к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука.
В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.

Микеланджело «Святой Пётр». Мрамор. Высота 124 см. Сиенский собор (Сиена)

Микеланджело «Лия» (1542). Мрамор. Высота 1,97 м. Сан-Пьетро-ин-Винколи (Рим, Италия)

Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Она задумчива, полна благородства и тихого величия. В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой – гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смерти
В феврале 1508 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию и вскорости едет в Рим по просьбе Юлия II для писания фресок потолка в Сикстинской капелле ; над ними он работает до октября 1512 г. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем, ему никогда не приходилось ещё осуществлять такую огромную работу в технике фрески.

Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы (фрагмент)

А в 1536-1541 гг. по заказу папы Павла III Микеланджело расписывал алтарную стену – фреска «Страшный суд» (подробнее ).

Микеланджело «Страшный суд». 1370х1200 см. Сикстинская капелла. Музей Ватикана (Ватикан)

Ещё в июле 1514 г. Микеланджело получил заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции. В 1516-1519 гг. состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо.
В 1520-1534 гг. скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

Библиотека Лауренцина. Читальный зал

С 1546 г. начинается период жизни великого мастера, больше связанный с архитектурой. Наиболее значительные архитектурные заказы были сделаны именно в это время: для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия.

Палаццо Фарнезе

Но самым важным заказом для Микеланджело было его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Собор святого Петра

Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль , Микеланджело, Бернини. Вместимость собора около 60 000 человек и ещё 400 тыс. человек на площади.
Интересно, что Микеланджело почти не писал портретов. Вазари это объясняет так: «...ему претила мысль рисовать живого человека, если тот не наделён необычайной красотой».

Поэзия Микеланджело

Эта сторона творчества великого мастера известна гораздо меньше. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело. Основные темы - воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы - мадригал и сонет.

«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз, и он держал ее на положении Золушки. Он не любил пускать свои стихи в свет. Даже по сей день потомство мало знает их: они наименее раскрыты и наименее ценимы из всего наследия Микеланджело. Современники же почти не знали их совсем. Сборник, подготовленный было под давлением друзей к печати, так и остался неизданным; по рукам ходило несколько стихотворных посланий житейского назначения; несколько философических сонетов вызвали отклик комментаторов академий; одно ответное четверостишие получило широкую огласку. Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Когда внучатый племянник Микеланджело – Буонарроти-младший – решился, после смерти деда, опубликовать его стихи, он прежде всего стал их переделывать. Он предпринял это из того же почтения, какое побудило его издавать их: в подлинном, природном своем виде они, по его разумению, не могли бы быть приняты светом.
На гробнице во флорентийском Санта-Кроче бюст Микеланджело высится над тремя аллегорическими статуями – Ваяния, Живописи и Архитектуры; о поэзии не напоминает ничто. Но он писал стихи всю жизнь, до самых преклонных лет.
Поэзия была для него делом сердца и совести, а не забавой и не ключом в свет. Он боготворил Данте и любил Петрарку.

Мне сладко спать, а пуще камнем быть,
Когда кругом позор и преступленье...

Он обращался со словом с той же непреклонностью, как с мрамором, с красками, со строительным камнем, и ощущал свой стих так же весомо и плотно.
Ее основная часть, наибольшее количество стихотворений, дошедших до нас, приходится на вторую половину его жизни, на её преклонные годы <...> Наиболее ранние из дошедших до нас стихов Микеланджело относятся к началу 1500-х годов, между 30 и 40 годами его жизни. Они насчитывают около десятка вещей. Все остальное – около 200 стихотворений – написано им между 45 и 80 годами; в последнее двадцатилетие, после шестидесяти лет от роду, он писал больше всего.
Первый период (1537-1547 гг.) связан с Витторией Колонна – микеланджеловской любви к ней и создания стихов для нее».

Себастьяно дель Пьомбо «Портрет Виттории Колонна»

Здесь мы добавим, что Витто́рия Коло́нна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились, и до дня её смерти). Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу.
Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 - 1556 гг.) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело.
«Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека; но только человек этот был великаном, умирал как великан, и слова смерти вырывались у него по-великаньи».
До фрески «Страшный суд» <...> стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Но они догнали его искусство в 1540-х годах и даже перегнали в 1550-х годах, когда с угасанием и кончиной Виттории Колонна стали главным глашатаем микеланджеловских раздумий. Теперь они повели борьбу с верховным промыслом из-за болезни и смерти подруги и из-за собственных недугов и близящегося ухода из жизни. Они наполнены противоречиями: в них покорность борется с сопротивлением, признание благостности возврата в божье лоно перебивается нежеланием расстаться со счастьем жить. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело, и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А.М. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело).

А теперь – стихи Микеланджело.

50
Вот так же, как чернила, карандаш
Таят стиль низкий, средний и высокий,
А мрамор – образ мощный иль убогий,
Под стать тому, что может гений наш,
Так, мой Синьор, покров сердечный ваш
Скрывает, рядом с гордостью, истоки
Участливости нежной, хоть дороги
Мне к ней еще не открывает страж.
Заклятья, камни, звери и растенья,
Враги недугов, - будь язык у них
О вас сказали б то же в подтвержденье;
И, может быть, я впрямь от бед моих
У вас найду защиту и целенье...

63
Надежная опора вдохновенью
Была дана мне с детства в красоте,
Для двух искусств мой светоч и зерцало.
Кто мнит не так, – отдался заблужденью:
Лишь ею влекся взор мой к высоте,
Она резцом и кистью управляла.
Безудержный и низкопробный люд
Низводит красоту до вожделенья,
Но ввысь летит за нею светлый ум.
Из тлена к божеству не досягнут
Незрячие; и чаять вознесенья
Неизбранным – пустейшая из дум!

88
В ком тело – пакля, сердце – горстка серы,
Состав костей – валежник, сухостой,
Душа – скакун, не сдержанный уздой,
Порыв – кипуч, желание – без меры,
Ум – слеп и хром и полн ребячьей веры,
Хоть мир – капкан и стережет бедой,
Тот может, встретясь с искоркой простой,
Вдруг молнией сверкнуть с небесной сферы.
Так и в искусстве, свыше вдохновлен,
Над естеством художник торжествует,
Как ни в упор с ним борется оно;
Так, если я не глух, не ослеплен
И творческий огонь во мне бушует,
Повинен тот, кем сердце зажжено.

(этот сонет посвящён Томмазо Кавальери)

Микеланджело умер 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
Тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли.
В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 г. в францисканской церкви Санта-Кроче.

Одна из наиболее влиятельных фигур в западном искусстве - итальянский живописец и скульптор Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони остается одним из самых знаменитых художников в мире даже спустя более 450 лет после своей смерти. Предлагаю вам познакомиться с наиболее знаменитыми работами Микеланджело от Сикстинской Капеллы до его скульптуры Давида.

Потолок Сикстинской капеллы

При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем. Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.

Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции

Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.

Скульптура Бахуса в музее Барджелло

Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело - мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира Якопо Галли. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.

Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге

Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года "Охотники за Сокровищами" с Джорджем Клуни в главной роли.

Мучения Святого Антония

Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 - 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Мучение Св. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра. Картина получила широкое признание от пэров.

Мадонна Дони

Мадонна Дони (Святое семейство) является единственным сохранившимся до нашего времени станковым произведением Микеланджело. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста.

Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан

Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета - единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело. Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году.

Моисей Микеланджело в Риме

Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи "Моисей" был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II. Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея – результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты. Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре .

Страшный Суд в Сикстинской Капелле

Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле - Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы. Совет Трента осудил фреску в 1564 и нанял Даниэле да Вольтерру для прикрытия непристойных частей.

Распятие Святого Петра, Ватикан

Распятие Святого Петра - заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти. Пятилетний проект восстановления за €3.2 миллиона начался в 2004 году и открыл очень интересный аспект фрески: исследователи полагают, что одетая в синий тюрбан фигура в верхнем левом углу - на самом деле сам художник. Таким образом - Распятие Святого Петра в Ватикане - это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана .


В детстве я очень много читала, и был у меня такой период, когда я "подсела" на книги из серии "Жизнь замечательных людей". С удовольствием читала биографии разных писателей, музыкантов, художников, но особенно меня поразило жизнеописание Микеланджело Буонаотти. Я даже выпросила у мамы альбом с иллюстрациями его произведений, правда, на немецком языке и жутко дорогой по тем временам (3 р.40к), он у меня хранится до сих пор.

1. Портрет Микеланджело Буаноротти. Ок. 1535. Марчелло Венусти. Музей Капитолия, Флоренция.

"Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти продолжались почти целое столетие - с 1475 по 1564 год. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Он был сыном мелкого чиновника. Отец назвал его Микеланджело: долго не размышляя, а по внушению свыше, хотел этим показать, что существо это было небесным и божественным в большей степени, чем это бывает у смертных, как это и подтвердилось позднее. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Согласно податному цензу, семья столетиями принадлежала к высшим слоям города, и Микеланджело весьма гордился этим. В то же время он оставался одиноким, жил достаточно скромно и в отличие от других художников его эпохи никогда не стремился улучшить собственное материальное положение. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. Лишь на короткий период, уже в шестидесятилетнем возрасте, наряду с творческой деятельностью, для него приобрели также глубокое жизненное значение дружеские отношения с Томмазо Кавальери и Витторией Колонна.

1. Мраморный барельеф. 1490-1492. (Флоренция, Музей Буонарроти.)

В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Мастерство и личность Микеланджело выросли настолько, что Доменико давался диву, видя, как он и некоторые вещи делает не так, как полагалось бы юноше, ибо ему казалось, что Микеланджело побеждает не только других учеников, а их было у Гирландайо немало, но и нередко не уступает ему в вещах, созданных им, как мастером. Так, когда один из юношей, обучавшихся у Доменико, срисовал пером у Гирландайо несколько фигур одетых женщин, Микеланджело выхватил у него этот лист и более толстым пером заново обвел фигуру одной из женщин линиями в той манере, которую он считал более совершенной, так что поражает не только различие обеих манер, но и мастерство и вкус столь смелого и дерзкого юноши, у которого хватило духу исправить работу своего учителя. И вот случилось так, что, когда Доменико работал в большой капелле в Санта Мариа Новелла и как-то оттуда вышел, Микеланджело начал рисовать с натуры дощатые подмостья с несколькими столами, заставленными всеми принадлежностями искусства, а также и несколько юношей, там работавших. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: "Ну, этот знает больше моего" - так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры.

2. "Святое семейство" ("Мадонна Дони") 1503 —1504. Флоренция, Галерея Уффици.

Но уже год спустя Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, призвал его к себе во дворец и открыл ему доступ в свои сады, где находилась богатая коллекция произведений античных мастеров. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми техническими навыками ремесла скульптора. Он лепил из глины и рисовал с произведений предшественников, безошибочно точно выбирая именно то, что могло помочь ему в развитии собственных врожденных склонностей. Рассказывают, что Торриджано, сдружившийся с ним, но побуждаемый завистью за то, что, как он видел, его и ценили выше и стоил он больше него в искусстве, как бы шутя с такой силой ударил его кулаком по носу, что навсегда его отметил сломанным и безобразно раздавленным носом; за это Торриджано был из Флоренции изгнан...

3. Распятие.


После смерти Лоренцо Великолепного в 1492 году Микеланджело возвратился в отцовский дом. Для церкви Санто Спирито в городе Флоренции он сделал деревянное распятие, поставленное и до сих пор стоящее над полукружием главного алтаря с согласия приора, который предоставлял ему помещение, где он, частенько вскрывая трупы для изучения анатомии, начал совершенствовать то великое искусство рисунка, которое он приобрел впоследствии.

Незадолго до того, как в 1494 году французский король Карл VIII вынудил Медичи, покровителей художника, оставить Флоренцию, Микеланджело бежал в Венецию, а затем в Болонью. Микеланджело понимал, что напрасно теряет время, он с удовольствием возвратился во Флоренцию, где для Лоренцо, сына Пьерфранческо деи Медичи, высек из мрамора св. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины, и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его как вещь красивую показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: "Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь".

4. Оплакивание Христа ("Пьета"), 1498 — 1499 . Ватикан, Собор св. Петра.

Благодаря истории этой известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим. Художник столь редкостного дарования оставил достойную о себе память в городе, столь знаменитом, изваяв мраморную, целиком круглую скульптуру с оплакиванием Христа, которая по ее завершении была помещена в соборе св. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери.

4 августа 1501 года, после нескольких лет гражданской смуты, во Флоренции была провозглашена республика. Кое-кто из друзей его написал ему из Флоренции, чтобы он приезжал туда, ибо не следует упускать мрамор, лежавший испорченным в попечительстве собора. Богатая корпорация торговцев шерстью дала мастеру заказ на создание скульптуры Давида.

5. Давид,1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.

Микеланджело порывает с традиционным способом трактовки образа Давида. Он не изобразил победителя с головой гиганта у ног и крепким мечом в руке, а представил юношу в ситуации, которая предшествует столкновению, возможно, как раз в момент, когда тот чувствует замешательство своих соплеменников перед поединком и издали различает Голиафа, насмехающегося над его народом. Художник придал его фигуре совершеннейший контрапост, как в самых прекрасных изображениях греческих героев. Когда статуя была закончена, комиссия, состоящая из видных горожан и художников, решила установить ее на главной площади города, перед Палаццо Веккио. Это был первый случай со времени античности, то есть более чем за тысячу лет, появления монументальной статуи обнаженного героя в публичном месте. Это могло произойти благодаря удачному совпадению двух обстоятельств: во-первых, умения художника создать для жителей коммуны символ ее наиболее высоких политических идеалов и, во-вторых, способности сообщества горожан понять мощь этого символа. Его желание защитить свободу своего народа отвечало в этот момент самому возвышенному стремлению флорентийцев.

6. Моисей. Ок. 1515 . Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи .

После "Оплакивания Христа", флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Всего же в работу эту входило сорок мраморных статуй, не считая разных историй, путтов и украшений, всей порезки карнизов и других архитектурных обломов. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см!), и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Рассказывают, что, когда Микеланджело над ней еще работал, прибыл водой остальной мрамор, предназначавшийся для названной гробницы и остававшийся в Карраре, и был перевезен к остальному на площадь св. Петра; а так как доставку следовало оплатить, Микеланджело отправился, как обычно, к папе; но так как в тот день Его Святейшество был занят важными делами, относившимися к событиям в Болонье, он воротился домой и расплатился за мрамор собственными деньгами, полагая, что Его Святейшество тотчас же даст на этот счет распоряжение. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением, ибо ему приказано не впускать его.

7. Мадонна с младенцем, 1504 г. (Церковь Нотр-Дам, Брюгге, Нидерланды).

Микеланджело этот поступок не понравился, и так как ему показалось, что это было совсем не похоже на то, как с ним бывало раньше, он, разгневанный, заявил папским привратникам, что если он впредь понадобится Его Святейшеству, пусть ему скажут, что он куда-то уехал. Вернувшись же в свою мастерскую, он в два часа ночи сел на почтовых, приказав двум своим слугам распродать все домашние вещи евреям и затем следовать за ним во Флоренцию, куда он уезжает. Прибыв в Поджибонси, флорентийской области, он остановился, почувствовав себя в безопасности.

Но не прошло много времени, как прибыло туда пять посыльных с письмами от папы, чтобы вернуть его обратно. Но, несмотря на просьбы и на письмо, в котором ему было приказано под страхом немилости возвратиться в Рим, он ничего не хотел и слышать. Лишь уступая просьбам посыльных, он написал наконец несколько слов в ответ Его Святейшеству, что он просит прощения, но возвратиться к нему не собирается, ибо он выгнал его как какого-нибудь бродягу, чего он за верную службу не заслуживал, и что папа может где-нибудь еще поискать для себя слугу.

8. Христос, несущий крест, 1519-1521. Церковь Санта Мариа сопра Минерва, Рим.

Вскоре папа, возможно, озабоченный отсутствием подходящего места для гробницы, загорелся еще более грандиозным проектом - перестройкой собора Святого Петра. Поэтому он на время отказался от предшествующих замыслов. В 1508 году мастер, наконец, возвратился в Рим, но не получил возможности заняться гробницей. Его Святейшество не настаивал на завершении своей гробницы, говоря, что строить гробницу при жизни - дурная примета и значит накликать себе смерть. Его ожидал еще более ошеломляющий заказ: в память Сикста, дяди Его Святейшества, расписать потолок капеллы, выстроенной во дворце Сикстом. А Микеланджело хотелось закончить гробницу, и работа над потолком капеллы казалась ему большой и трудной: имея в виду малый свой опыт в живописи красками, он пытался всякими путями свалить с себя эту тяжесть. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться. До 31 октября 1512 года Микеланджело написал на своде Сикстинской капеллы более трехсот фигур.

9. "Сотворение Адама" (фрагмент росписи Сикстинской капеллы)


После завершения капеллы он с охотой взялся за гробницу, чтобы без стольких помех довести ее на этот раз до конца, но всегда получал от нее впоследствии больше неприятностей и затруднений, чем от чего-либо другого, но всю свою жизнь и на долгое время прослыл, так или иначе, неблагодарным по отношению к тому папе, который так ему покровительствовал и благоволил. Итак, возвратившись к гробнице, он работал над ней беспрерывно, приводя в то же время в порядок рисунки для стен капеллы, однако судьбе не угодно было, чтобы этот памятник, начатый с таким совершенством, так же был и закончен, ибо приключилась в то время смерть папы Юлия, а потому работа эта была заброшена из-за избрания папы Льва X, который, блиставший предприимчивостью и мощью не меньше Юлия, пожелал оставить у себя на родине на память о себе и божественном художнике, своем согражданине, такие чудеса, какие могли быть созданы лишь таким величайшим государем, как он. И посему, так как он распорядился, чтобы фасад Сан Лоренцо во Флоренции, церкви, выстроенной семейством Медичи, был поручен Микеланджело, это обстоятельство и стало причиной того, что работа над гробницей Юлия осталась незаконченной.

10. Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524— 1531 . Флоренция, собор Сан-Лоренцо.


На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. Во-первых, папа, семья которого была враждебна семейству делла Ровере, препятствовал продолжению работы над гробницей Юлия II, с 1515 года занимая художника проектированием, а с 1518 - осуществлением фасада церкви Сан Лоренцо. В 1520 году, после бесполезных войн, папа вынужден был отказаться от строительства фасада и, в свой черед, поручил Микеланджело воздвигнуть рядом с Сан Лоренцо Капеллу Медичи, а в 1524 году заказал соорудить Библиотеку Лауренциана. Но реализация этих проектов также прервалась на год, когда в 1526 году Медичи были изгнаны из Флоренции. Для Флорентийской республики, провозглашенной теперь уже в последний раз, Микеланджело, выступая в роли начальника укреплений, поспешил выполнить именно планы новых укреплений, но предательство и политические интриги способствовали возвращению Медичи, и его проекты остались на бумаге.

11. Ангел с подсвечником. 1494-1495. Церковь Сан-Доменико, Болонья.

Кончина Льва привела в такое смятение художников и искусство и в Риме и во Флоренции, что при жизни Адриана VI Микеланджело оставался во Флоренции и занимался гробницей Юлия. Но когда умер Адриан и папой был избран Климент VII, стремившийся в искусствах архитектуры, скульптуры и живописи оставить по себе славу, в степени не меньшей, чем Лев и другие его предшественники, Микеланджело был вызван в Рим папой.

Папа задумал расписать стены Сикстинской капеллы, в которой Микеланджело расписал потолок его предшественнику Юлию II. Клименту хотелось, чтобы на этих стенах, а именно на главной из них, там, где алтарь, был написан Страшный суд, так чтобы можно было показать на этой истории все, что было в возможностях искусства рисунка, а на другой стене, напротив, приказано было над главными дверями показать, как был изгнан с небес Люцифер за свою гордыню и как были низвергнуты в недра ада все ангелы, согрешившие вместе с ним.

12. "Страшный Суд". 1534-1541 г. г.

Много лет спустя обнаружилось, что Микеланджело делал наброски и различные рисунки для этого замысла, причем по одному из них была написана фреска в римской церкви Тринита одним сицилийским живописцем, который много месяцев служил у Микеланджело, растирая ему краски.

Это произведение было заказано папой Климентом VII незадолго до кончины. Наследовавший ему Павел III Фарнезе побудил Микеланджело спешно выполнить эту роспись, самую обширную и пространственно единую во всем столетии. Первое впечатление, которое мы получаем, стоя перед Страшным Судом - это ощущение, что перед нами поистине космическое событие. В центре него мощная фигура Христа. Помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре. Трудился он над завершением этого творения восемь лет и открыл его в 1541 году, в день Рождества, поразив и удивив им весь Рим, более того - весь мир.

13. Апостолы Пётр и Павел, ок. 1503/1504. Кафедральный собор, Сиена.


В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения. Он в полнейшем сознании составил завещание, состоящее из трех слов: душу свою отдавал в руки Господа, тело земле, а имущество ближайшим родственникам, наказав своим близким напомнить ему о страстях господних, когда будет он отходить от сей жизни. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни.

14. Пьета Бандини (Пьета с Никодимом). 1550. Музей собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция.

Талант Микеланджело был признан еще при жизни, а не после смерти, как это со многими бывает; ибо мы видели, что первосвященники Юлий II, Лев X, Климент VII, Павел III и Юлий III, Павел IV, и Пий IV всегда хотели видеть его при себе, а также, как известно, и Сулейман - повелитель турок, Франциск Валуа - король французский, Карл V - император. Венецианская синьория и герцог Козимо Медичи - все они с почетом награждали его только ради того, чтобы пользоваться его великим талантом, а это выпадает на долю только тех людей, которые обладают великими достоинствами. Но к таким он и принадлежал, ибо все знали и все видели, что все три искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.

И пусть никому не покажется странным, что Микеланджело любил одиночество, как человек, влюбленный в свое искусство, которое требует, чтобы человек был предан ему целиком и только о нем и размышлял; и необходимо, чтобы тот, кто хочет им заниматься, избегал общества, ибо тот, кто предается размышлениям об искусстве, одиноким и без мыслей никогда не остается, те же, кто приписывают это в нем чудачествам и странностям, заблуждаются, ибо, кому желательно работать хорошо, тому надлежит удалиться от всех забот, так как талант требует размышлений, уединении и покоя, а не мысленных блужданий."

Джорджо Вазари. "Жизнеописание Микеланджело".

15. Голова Христа (фрагмент статуи "Оплакивание Христа)


Личная жизнь Микеланджело.

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу, вернее даже, страстную любовь 61-летнего Микеланджело. Своей великой платонической любви он посвятил несколько из своих самых пламенных сонетов, создавал ей рисунки и проводил многие часы в её обществе. Идеи религиозного обновления, волновавшие участников кружка Виттории, наложили глубокий отпечаток на мировоззрение Микеланджело этих лет. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле.

Виттория является единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело, которого большинство исследователей склонно считать гомо-, или по крайней мере бисексуалом.

Согласно мнению исследователей интимной жизни Микеланджело, его пылкая страсть к маркизе являлась плодом подсознательного выбора, поскольку её святой образ жизни не мог представлять угрозы его гомосексуальным инстинктам, хотя друг и биограф Микельанджело Кондиви вообще описывал его целомудрие, подобное монашескому. «Он возвёл её на пьедестал, но вряд ли его любовь к ней можно назвать гетеросексуальной: он звал её „мужчина в женщине“.

16.Виттория Колонна, портрет работы Себастьяно дель Пьомбо

Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования». Записи бесед Виттории и Микеланджело, сильно обработанные, сохранились в посмертно опубликованных записях португальского художника Франческо д"Олланда.

Сонет №60

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.
Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —
Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.

Микеланджело

Фрагменты росписи Сикстинской капеллы:

17. Христос.

18. "Сотворение Евы"

19. "Сотворение светил и растений"


20. " Грехопадение"


21."Всемирный потоп"


22. "Жертвоприношение Ноя"

23. Пророк Исайя


24. Пророк Иеримия.


25. Кумская сивилла

26. Дельфийская сивилла

27. Эритрейская сивилла.

Микеланджело родился 6 марта 1475 г., в г.Капрезе, в обедневшей аристократической семье. В 1481 г. будущий художник потерял мать, а 4 года спустя его отправили в школу во Флоренции. Особых наклонностей к обучению обнаружено не было. Юноша предпочитал общаться с художниками и перерисовывать церковные фрески.

Творческий путь

Когда Микеланджело было 13 лет, отец смирился с тем, что в семье растет художник. Вскоре он стал учеником Д. Гирландайо. Через год Микеланджело поступил в школу скульптора Б. ди Джованни , которой покровительствовал сам Лоренцо ди Медичи.

Микеланджело обладал еще одним даром – находить влиятельных друзей. Он сдружился со вторым сыном Лоренцо, Джованни. С течением времени Джованни стал папой Львом X. Также Микеланджело дружил с Джулио Медичи, ставшим впоследствии папой Климентом VII.

Расцвет и признание

1494-1495 гг. характеризуются расцветом творчества великого художника. Он перебирается в Болонью, усердно работает над скульптурами для Арки св. Доминика. Через шесть лет, вернувшись во Флоренцию, он работал по заказу. Наиболее значимой его работой считается скульптура “Давид”.

Она на многие столетия стала идеалом изображения тела человека.

В 1505 г. Микеланджело, по приглашению папы Юлия II, прибыл в Рим. Понтифик заказалему гробницу.

С 1508 по 1512 гг. Микеланджело работал над вторым заказом папы. Он расписывал потолок Сикстинской капеллы, которая представляла библейскую историю, начиная с самого сотворения мира, и заканчивая великим потопом. Сикстинская капелла включает более трехсот фигур.

Краткая биография Микеланджело Буонарроти говорит о нем, как о страстной и сложной личности. Их отношения с папой Юлием II были непростыми. Но в итоге он получил третий заказ от понтифика – создать его статую.

Важнейшую роль в жизни великого скульптора сыграло его назначение главным архитектором собора Св. Петра. Там он работал бесплатно. Художник спроектировал гигантский купол собора, который был завершен только после его кончины.

Окончание земного пути

Микеланджело прожил долгую жизнь. Он скончался 18 февраля 1564 г. Перед тем, как отойти в мир иной, он продиктовал немногочисленным свидетелям свое завещание. По словам умирающего, он отдал душу в Божьи руки, тело – земле, а все свое имущество – родственникам.

По распоряжению папы Пия IV, Микеланджело был похоронен в Риме. В соборе Св. Петра ему была построена гробница. 20 февраля 1564 г. тело великого художника временно поместили в базилике Санти-Апостоли.

В марте Микеланджело тайно перевезли во Флоренцию и погребли в церкви Санта-Кроче, неподалеку от Н. Макиавелли.

По характеру своего мощного таланта, Микеланджело был в большей степени скульптором. Но самые смелые и дерзкие замыслы он смог воплотить именно благодаря живописи.

Другие варианты биографии

  • Микеланджело был набожным человеком. Но и ему были присущи обычные человеческие страсти. Когда он завершил работу над первой “Пьетой”, ее выставили в соборе Св. Петра. Людская молва почему-то приписала авторство другому скульптору, К. Солари. Возмущенный Микеланджело высек на поясе Богородицы следующую надпись: “Это сделал флорентиец М. Буонаротти”. Позже великий художник не любил вспоминать об этом эпизоде. По словам тех, кто знал его близко, ему было мучительно стыдно за вспышку гордости. Больше он никогда не подписывал свои работы.

Кто такой Микеланджело, знают, так или иначе, все. Сикстинская капелла, Давид, Пьета – вот, с чем прочно ассоциируется этот гений эпохи Возрождения. Меж тем, копни чуть глубже, и большинство вряд ли сможет внятно ответить, чем еще запомнился миру своенравный итальянец. Расширяем границы познаний.

Микеланджело зарабатывал подделками

Известно, что Микеланджело начинал со скульптурных фальсификаций, которые приносили ему немалые деньги. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Предположение о том, что эта работа может быть подделкой Микеланджело, высказала в 2005 году исследовательница Линн Каттерсон, которая ссылается на то, что Микеланджело был в числе первых, кто оказался на месте обнаружения и был одним из тех, кто идентифицировал скульптуру.

Микеланджело изучал умерших

Микеланджело известен как прекрасный скульптор, умевший в мельчайших подробностях воссоздать человеческое тело в мраморе. Столь кропотливая работа обязывала безупречно знать анатомию, меж тем, в начале своей карьеры Микеланджело понятия не имел, о том, как стоится человеческое тело. Чтобы восполнить недостающие знания, Микеланджело много времени проводил в монастырском морге, где осматривал мертвых людей, пытаясь понять все тонкости человеческого тела.

Эскиз для Сикстинской капеллы (16 век).

Зенобия (1533)

Микеланджело ненавидел живопись

Говорят, Микеланджело искренне не любил живопись, которая, по его мнению, значительно уступала скульптуре. Тратой времени он называл написание пейзажей и натюрмортов, считая их «бесполезными картинками для дам».

Учитель Микеланджело сломал ему нос из зависти

Подростком Микеланджело отправили обучаться в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи. Юный талант проявлял большое усердие и прилежность в учебе и быстро достиг не только успехов на школьном поприще, но и завоевал покровительство Медичи. Невероятные успехи, внимание со стороны влиятельных людей и, судя по всему, острый язык привели к тому, что в школе Микеланджело нажил себе немало врагов, в том числе и среди учителей. Так, согласно сочинению Джорджо Вазари, итальянский скульптор эпохи Возрождения и один из преподавателей Микеланджело, Пьетро Торриджано, из зависти к таланту своего ученика сломал ему нос.

Микеланджело тяжело болел

Письмо Микеланджело своему отцу (июнь, 1508).

Последние 15 лет своей жизни Микеланджело страдал от остеоартрита, заболевания, приводящего к деформации суставов и болям в конечностях. Полностью не потерять трудоспособность ему помогала работа. Считается, что первые симптомы появились во время работы над Флорентиийской Пьетой.

Также многие исследователи творчества и жизни великого скульптора утверждают, что Микеланджело страдал депрессией и головокружениями, которые могли появится в следствии работы с красителями и растворителями, которые вызвали отравление организма и все дальнейшие сопутствующие симптомы.

Тайные автопортреты Микеланджело

Микеланджело редко подписывал свои работы и так и не оставил после себя формального автопортрета. Однако свое лицо он все-таки успел запечатлеть на некоторых картинках и скульптурах. Наиболее известным из этих тайных автопортретов является часть фрески «Страшный суд», которую вы можете разыскать в Сикстинской капелле. Там изображен Святой Варфоломей, который держит содранный кусок кожи, представляющий собой лицо никого иного, как Микеланджело.

Портрет Микеланджело руки итальянского художника Jacopino del Conte (1535)

Рисунок из итальянской книги по искусству (1895).

Микеланджело был поэтом

Мы знаем Микеланджело как скульптора и художника, а он был еще и опытным поэтом. В его портфолио можно найти сотни мадригалов и сонетов, которые, не были опубликованы при жизни. Однако, несмотря на то, что современники не смогли оценить по достоинству поэтический талант Микеланджело, спустя много лет его творчество нашло своего слушателя, так в Риме 16 века поэзия скульптора была крайне популярна, особенно среди певцов, которые перекладывали стихи о душевных ранах и физических недостатках на музыку.

Главные работы Микеланджело

В мире немного произведений искусства, которые могли бы вызывать столько восхищения, как эти работы великого итальянского мастера. Предлагаем посмотреть на несколько самых знаменитых работ Микеланджело и проникнуться их величием.

Битва кентавров, 1492

Пьета, 1499

Давид, 1501-1504

Давид, 1501-1504