Лучшие кассеты. Магнитофонные кассеты. Что об этом думают зачинщики переворота

Если сетка динамика забилась частичками пыли и грязи, то первым делом стоит ее почистить. Для этого можно отдать мобильный телефон в специализированный сервисный центр, где мастера быстро и качественно выполнят эту работу.

Но можно вполне хорошо справиться с чисткой динамика самостоятельно. Для этого даже не понадобится разбирать мобильный аппарат.

Для процедуры чистки сеточки понадобятся лишь старая зубная щетка и немного времени.

Щеткой нужно совершать круговые движения по сеточке. Важно стараться, чтобы ворсинки щетки попадали в сетку и вычищали с нее грязь и пыль. Однако здесь следует не переусердствовать, чтобы не повредить сеточку динамика.

Проводить чистку щеткой требуется несколько минут, затем сетку надо продуть. Можно приложить к сеточке разжеванную жевательную резинку, чтобы достать все оставшиеся частички грязевых и пылевых отложений. Повторить операцию несколько раз, а потом протереть мобильное устройство чистой тряпочкой.

Теперь можно проверять качество звука: после очистки все должно быть хорошо и отчетливо слышно.

Если чистка сеточки динамика не помогла (звук все такой же тихий), можно использовать иголку, которой надо проткнуть сетку не более чем на полмиллиметра.

Действия следует выполнять очень аккуратно, чтобы не проткнуть сетку и не навредить функционированию динамика.

Если и такой способ не принес результата, то следует задуматься о смене детали. Хотя можно еще попробовать ее починить. Для этого надо разобрать конструкцию, достать динамик и совершить его прочистку, применяя иголку. Еще можно промыть динамик с перекисью водорода.

Почистить сеточку динамика весьма просто. Главное – делать все аккуратно, стараясь не повредить этот узел мобильного устройства. Если прочистка динамика не привела к положительному результату, то лучше отдать телефон в сервисный центр, где опытные мастера качественно осуществят замену.

Фактрум рассказывает, для чего предназначены эти странные штуки на привычных всем нам предметах.

Дырка в колпачке шариковой ручки

Большинство полагает, что неизменная дырочка в колпачке шариковой ручки предохраняет её от высыхания или для отвода избыточного давления, из-за которого ручка может потечь в самый неподходящий момент. На самом деле, все проще: это - защита от удушения. Если ребенок случайно проглотит колпачок, он не перекроет трахею - в нем останется отверстие, которое, как минимум, позволит пострадавшему продержаться до приезда «скорой».

Отверстия в окнах самолета

Когда-нибудь замечали микроскопические отверстия, просверленные в окнах самолета? В следующий раз обратите на них внимание! Тем же, кто знает об их существовании и недоумевает, зачем они нужны, объясним. У этих дырочек - два предназначения. Во-первых, они компенсируют разницу в давлении. Когда самолет летит на большой высоте, разница между давлением внутри машины и снаружи весьма высока, и маленькие отверстия во внутреннем стекле помогают внешнему стеклу справляться с этой разницей. Кроме того, эти отверстия помогают окну не запотеть.

Дополнительный клочок ткани на одежде

Такой клочок ткани с пуговицей почти всегда прилагается к новой вещи. Зачем он нужен? Неужели для заплаток? Нет! Он нужен для того, чтобы вы могли проверить, как ткань реагирует на разные типы моющих и чистящих средств, не подвергая опасности саму вещь.

Маленький кармашек на джинсах

Для современных людей его существование - загадка. Но если бы нас читал какой-нибудь ковбой или золотоискатель, заставший XIX век, он бы удивился, откуда вообще возник такой вопрос. Во времена, когда были изобретены джинсы, каждый прекрасно понимал, что этот кармашек предназначен для карманных часов. А потом модельеры просто не захотели менять классический фасон.

Заклепки на джинсах

Заклепки на джинсах - отнюдь не декоративные элементы, сделанные в угоду металлистам. Они - еже один привет из прошлого. Работа у шахтеров и золотоискателей, главных потребителей штанов из денима, была настолько физически тяжелой, что ткань не выдерживала и рвалась на стыках швов. Заклепки же держали швы крепко.

Отверстия на кедах

Дороге и дешевые, для стильной вечеринки и для школьных уроков физкультуры - все кеды украшены этими странными отверстиями. И не зря. Первая причина понятна: вентиляция. Но есть и еще одна. Первые кеды были сделаны для баскетболистов, и перед игрой они пропускали шнурки сквозь эти дополнительные отверстия, чтобы обувь плотнее прилегала к ноге.

Дырочка на конце рулетки

Настоящий мастер на все руки непременно догадается, зачем на конце ленты у рулетки непременно есть отверстие. Остальным поясним: его можно надеть на гвоздь и спокойно измерить нужное расстояние, не боясь, что рулетка сползет и ваши измерения окажутся неправильными.

Зубчики на конце рулетки

Наверное, не все обращали внимание, что на том самом металлическом конце рулетки с дырочкой есть еще и зазубрины. А знаете, зачем они нужны? Чтобы мастер мог, отмерив нужное расстояние, царапиной отметить его прямо на штукатурке и не тянуться за карандашом, когда руки заняты измерительным инструментом.

Отверстие в ручке ковша

Странные, на первый взгляд, отверстия в ручках сковородок и ковшиков тоже имеют практический смысл. Во-первых, за них ковш можно вешать на крючок на стене, создавая живописный вид на кухне. Если же вы предпочитаете хранить посуду в шкафу, эти отверстия вам все равно пригодятся. В следующий раз, помешав готовящееся блюдо, не кладите грязную ложку на стол, а засуньте ручкой в отверстие: стол останется чистым, а ручка ложки не нагреется.

Отверстие в ложке для пасты

Отверстие в центре ложки для пасты нужно, разумеется, для того, чтобы дать воде стечь, придержав сварившиеся макароны. Но есть у нее и еще одна цель - и она заставит вас немедленно провести эксперимент! Дело в том, что размер этой дырки соответствует диаметру порции сухих спагетти, достаточной на одного. Попробуйте проверить!

Стрелка на указателе уровня топлива

Обратите внимание на стрелочку рядом с изображением бензоколонки на указателе уровня топлива. Думаете, это просто картинка? А вот и нет! Эта стрелочка показывает, с какой стороны у машины находится горлышко бензобака - и, соответственно, каким боком вам нужно подъезжать к колонке. Вы в полной мере оцените это удобство, сидя за рулем арендованной машины!

Зигзаги на «невидимках»

Эти зигзаги помогают «невидимке» лучше удерживать волосы - но лишь в том случае, если они повернуты в сторону головы, а не наружу. Помните об этом, делая прическу!

Вы точно знаете, как пользоваться ножом для бумаги?

Знаете, зачем на лезвии посылочного ножа или ножа для бумаги нанесены эти тонкие линии-риски? Так знайте! Когда нож затупится, вы сможете обломить его по этой линии, и край лезвия вновь станет острым, как новенький. Для этого лучше всего воспользоваться еще одной частью ножа, предназначение которой для многих является загадкой, - съемной втулкой с задней стороны. Выньте втулку, вытащите лезвие, с помощью той же втулки обломите его по линии и соберите все обратно. Практически новый нож для бумаги к вашим услугам!

Дырочка в нижней части замка

Если вы закрываете висячим замком, к примеру, ворота или сарай на даче, обратите внимание на маленькое отверстие в его нижней части, рядом с личинкой. Зачем оно нужно? Во-первых, через него выливается затекающая в замок вода. Если бы она не выливалась, замок ржавел бы в дождливую погоду так, что его невозможно было бы открыть, а зимой намерзшим льдом его перекосило бы окончательно. Кроме того, именно через это отверстие лучше всего смазывать механизм - капните туда масла, и замок не будет заедать.

Утолщения на кабелях

На многих кабелях питания - к примеру, компьютерных - есть вот такие странные утолщения цилиндрической формы. Зачем они нужны? Это так называемые ферритовые сердечники, или индуктивные элементы. Они сделаны из оксида магнитного железа, и нужны для того, чтобы подавлять высокочастотные электромагнитные помехи. Это те самые шорохи и скрипы, которые вы слышите в трубке вместо голоса собеседника, поднеся мобильный телефон слишком близко к микрофону? Ферритовый сердечник не дает подобному происходить с вашими мониторами, аккумуляторами и другой техникой.

Острый выступ на колпачке тюбика с лекарством

Зачем нужен маленький шипик, который можно увидеть иногда на колпачках тюбиков с лекарствами? Как правило, лекарства в таких тюбиках защищены, помимо крышки, слоем фольги. Благодаря этому шипику, вам не придется сковыривать фольгу ногтями - просто отвинтите крышку, переверните и проколите им фольгу. Все, доступ к лекарству открыт!

Черточки на клавишах

Обратите внимание - на центральных клавишах среднего ряда клавиатуры под буквами располагаются едва заметные черточки. На русской клавиатуре они приходятся на «А» и «О», на английской - на ‘F’ и ‘J’. Профессиональные машинистки знают, зачем они нужны: при слепом десятипальцевом методе печати эти клавиши - базовые, те, на которых указательные пальцы отдыхают. По этим черточкам машинистка вслепую, не наклоняя головы, узнает, что пальцы стоят там, где надо.

Дырка в линейке

Ничего сложного: за эту дырку линейку можно повесить на крючок над столом.

«Крылышки» на кабелях

Зачем на аккумуляторе от Apple крючочки-«крылышки»? Чтобы кабель было удобнее сматывать. Толстая часть обматывается вокруг аккумулятора, а оставшийся тонкий хвостик отлично закручивается вокруг этих крылышек. Маленькая клипса рядом с «крылышками» отлично фиксирует конец. Apple в очередной раз подтверждает дружественность своей техники к пользователю!

Точка возле камеры iPhone

Что это за точка возле камеры? Это микрофон. Он работает, когда вы используете заднюю камеру.

Выемка на крышке Tic-Tac

Если вы любите драже Tic-Tac, вы наверняка замечали небольшой выступ с выемкой с внутренней стороны крышки. Наверное, вы, как и многие другие, полагали, что он просто помогает крышке закрываться плотнее? Нет. На самом деле, это дозатор, который, если захотите, будет выдавать вам по одному драже за раз.

Тонкий диск под крышкой бутылок с газировкой

Иногда он сделан из прозрачного пластика, иногда - из резины. Если вы когда-нибудь в детстве пробовали выковырять его из крышки, вы с удивлением замечали, что бутылка закрывается так же плотно, как и раньше, и вода из нее не вытекает. Так зачем же он нужен?
Очень просто: этот диск удерживает не только жидкость, но и растворенный в воде газ - тот самый, который превращает обычную воду в газированную. Если бы его не было, любая газировка уже к моменту попадания на прилавок становилась бы обычной сладкой водичкой.

Второй цвет на ластике

Пощупайте двухцветный ластик как следует - и вы обнаружите, что часть одного цвета значительно мягче другой. Эта самая грубая половинка ластика работает гораздо эффективнее и может стирать даже чернила, но действует она лишь на плотной бумаге. Она снимает гораздо более толстый слой, поэтому тонкую тетрадную страницу эта часть ластика мгновенно протрет до дырки.

Углубление в днище винной бутылки

Это углубление нужно не для того, чтобы официанту было удобнее держать бутылку, разливая вино по бокалам, как часто думают. Она необходима, чтобы компенсировать избыточное давление, которое испытывает содержимое бутылки во время укупорки пробкой. Самые слабые места у бутылки - боковые части и днище, а вдавленное дно помогает равномерно распределить давление по всем направлениям. Именно поэтому у бутылок для шампанского эта выемка гораздо глубже - ведь из-за пузырьков углекислого газа давление в бутылке шампанского гораздо выше.

В последнее время я стал замечать, что современные музыканты всё чаще выпускают новые альбомы не только на популярных цифровых платформах, дисках, виниле, флешках и даже спиннерах , но и на старых-добрых аудиокассетах.

Неожиданное возвращение давно забытого формата оказалось переполненным интересной статистикой и удивительными фактами. Делюсь ими с вами.

О каком возвращении вообще речь

В 2010 году компания Sony перестала выпускать культовые кассетные плееры Walkman , а само понятие cassete player исчезло из Оксфордского словаря в 2011 году.

Но в 2014 году случилось нечто странное и ошеломляющее - американская компания National Audio Company выпустила и продала более 10 миллионов аудиокассет.

Этот год стал самым успешным для компании с момента её основания в 1969 году. Но не только в США отметили такой неожиданный рост продаж.

В 2007 году в Великобритании было продано всего 205 000 кассет, но в 2015 году их было продано уже 2,1 млн штук - больше, чем за последние 20 лет.

Хронология возвращения

Эпицентр современной кассетной лихорадки оказался в Калифорнии.

В 2007 году Шон Борман и Ли Рикард основали звукозаписывающую компанию Burger Records , быстро ставшую центром местной независимой музыкальной сцены. Им удалось сплотить вокруг себя более 1000 исполнителей и несколько фестивалей.

Изначально они решили выпускать музыку на кассетах, потому что никто другой этим больше не занимался, а для начинающих музыкантов и их поклонников это могло стать отличным и, главное, недорогим способом распространения и прослушивания записей.

Себестоимость одной кассеты находилась в районе $2, тогда как в магазине они продавались по $5 - такая цена всех устраивала.

Успех независимого лейбла не остался незамеченным. В 2015 году к Burger Records обратились парни из Green Day для перевыпуска культового альбома Dookie от 1994 года.

Шон Борман не мог поверить своим глазам и ушам: этот альбом ему включал на аудиокассете ещё его отец, а тут сама группа пришла к нему с таким важным делом.

Но то был уже гребень волны. Популярность к аудиокассетам вернулась чуть-чуть раньше.

Начиная с 2013 года многие музыкальные ритейлеры практиковали так называемые Cassete Store Days для особых ценителей, где люди могли купить редкие записи. До 2014 года эти дни кассетных распродаж не представляли особого интереса для широкой публики, но всё изменилось с выходом саундтрека к первым «Защитникам Галактики».

Интересный маркетинговый ход, напрямую связанный с музыкальной коллекцией одного из героев фильма, возымел плоды. В 2014 году было продано 11 500 копий саундтрека и около 5 000 копий в 2015 году.

Это запустило цепную ностальгическую реакцию . Крупные музыкальные лейблы начали переиздавать не только старые релизы популярных исполнителей, но и выпускать новые. Джастин Бибер, Eminem, Twenty One Pilots, Канье Уест и другие стали издаваться на кассетах.

Один из альбомов Нелли Фуртадо вообще вышел только на кассетах. Группа Metallica перевыпустила 7-трековое демо 1982 года “No Life ‘Til Leather” тиражом 10 000 экземпляров с воссозданной заново рукописной обложкой барабанщика группы Ларса Ульриха.

Возвращение аудиокассет на рынок официально состоялось. Правда, у современных кассет есть одно важное отличие от кассет далёкого прошлого: новые релизы крупных музыкантов содержат коды для загрузки цифровых версий альбомов.

Кто и зачем стал покупать кассеты

Прежде всего это были поклонники малоизвестных независимых местных групп. Музыканты не могли заказывать большие тиражи кассет, поэтому партии от 100 до 1000 штук оседали в руках немногочисленных фанатов.

Внезапно вернувшийся интерес мейджор-лейблов к аудиокассетам изрядно разозлил некоторых особо фанатичных ценителей и защитников инди-сцены, потому что, по их мнению, привёл поколение молодёжи, не способной оценить всю прелесть подобных релизов.

Треки нельзя переключить. Сменить исполнителя тоже нельзя. Как этим вообще можно пользоваться?

Но когда эмоции поутихли, стало понятно, что на волне хайпа кассеты стали покупать как современные пользователи стриминговых сервисов, узнавшие, что музыка бывает не только в цифровом формате, так и люди возрастом до 35 лет, у многих из которых до сих пор на ходу старые автомобили с кассетными магнитолами.

Что об этом думают зачинщики переворота

Стив Степп, основатель National Audio Company, считает неоспоримой заслугу крупных лейблов, но само по себе возвращение аудиокассет на рынок - однозначной победой независимой сцены.

Начиная с 2006 до 2012 года его компания отмечала постепенный и устойчивый рост интереса к аудиокассетам, но не предполагала, что он станет таким ошеломляющим к 2014-2015 году.

Ретро-революция.

Вот, что произошло, по его мнению. И Степп видит большое и яркое будущее для аудиокассет, потому что люди, которые снова начали их покупать, уже были знакомы с миром цифрового аудио, но предпочли аналоговый звук.

По словам Ли Рикарда, одного из основателей Burger Records, музыка, записанная на кассеты, звучит и ощущается совершенно иначе.

Аудиокассеты компактны, удобны для коллекционирования, часто содержат уникальные обложки, а стоят дешевле чашки кофе. Нет ничего лучше прямой покупки кассет у местных начинающих музыкантов для их поддержки.

«Мы - старая школа. Мы аналоговые. Нам нравится трогать всякие штучки. Чувствовать их. Мы чувствительны и принимаем всё близко к сердцу. При переводе в двоичный код теряется слишком много всего, что невозможно описать простыми словами. Компьютер понимает только нули и единицы. Всё остальное - теряется».

Перемотай меня полностью. Вспоминаем аудиокассеты и разбираемся, кому они нужны сегодня

Кассеты исчезли с рынка так же стремительно, как заполонили его. Кому сейчас придет в голову сидеть перед двухкассетником и терпеливо ждать, пока аппарат домотает пленку? Но вокруг происходят какие-то странные вещи: японская компания TEAC зачем-то представляет кассетную деку за $1300, Эминем выпускает дебютный альбом на пленке, а в Британии уже шестой год проходит фестиваль, на котором все показывают друг другу кассеты и радуются жизни. Кассеты возвращаются?

Коротко. О чем тут речь

Часть 1. Дуновение ветра

Сейчас это выглядит как время больших свершений и настоящих рок-героев. «Жуки», сбившие пальцы в кровь в клубах Ливерпуля и Гамбурга, наконец созрели для первой долгоиграющей записи. Альбом Please Please Me рвет на части британские хит-парады и являет миру главных поп-артистов Старого и Нового света. По ту сторону Атлантики в это же время выходит дебютник Surfin’ U.S.A., который с ходу занимает второе место в американском хит-параде, а некто Роберт Аллен Циммерман записывает великую в рамках рок-музыки песню Blowin’ in the Wind.

Дуновение ветра из песни Боба Дилана символизирует большие перемены, которые буквально витают в воздухе. Это очень своевременная песня, описавшая настроения во всем мире: он стремительно меняется и больше никогда не будет прежним.

Для звукозаписи 1963 год стал переломным. Огромные метательные диски бабушкиных пластинок уже не являются единственным возможным вариантом, неудобные кругляши «бобинников», укутанные километрами пленочной «кишки», больше не выстраивают вокруг себя бессмысленный ритуал. В конце августа, спустя три месяца после выхода The Freewheelin’ Bob Dylan на международной выставке бытовой электроники IFA в Берлине компания Philips представила миру первую компакт-кассету . Кусок пластика с лентой внутри был в четыре раза меньше ленточного картриджа для бобины и открывал для простого слушателя и воротил огромных лейблов принципиально новые горизонты. Смотрите, теперь у вас есть Philips EL 3300 - 90 минут звука на одном носителе!

Дальше все развивалось стремительно. Новый формат подхватили Штаты и Европа, а спустя пару лет первые залетные магнитофоны очутились за «железным занавесом». Новинку распробовали. В 1967-м харьковский завод «Протон» изготовил первую советскую магнитофонную кассету, а спустя два года появился и отечественный кассетник «Десна». Сейчас коробка с микрофоном и внешним блоком питания выглядит, конечно, очень странно, но для времен советского дефицита это был настоящий прорыв.

Разумеется, новый формат, который значительно облегчал процесс записи материала, породил множество умельцев и комбинаторов. Иностранные студенты обеспечивали советскому человеку доступ к западным записям на виниле, а советский человек в домашних условиях старательно переписывал всю эту прелесть на аудиокассеты. А дальше весь Советский Союз сквозь шипение и треск пропускал через себя музыкальную программу под условным названием «Их нравы».

«Кассета малогабаритная» со временем звучания в 40 минут продавалась за 4,5 рубля. Понятное дело, что редкие записи увеличивали стоимость в несколько раз: стереокассетные магнитофоны выпускались в СССР с начала 1970-х, но исчезали быстрее, чем появлялись на прилавке.

Импортные кассеты появились в «совке» во время Олимпиады 1980 года. Удовольствие было недешевым: они продавались в два раза дороже советских. Фарцовщики мгновенно сметали продукцию фирмы Sony и через некоторое время продавали еще дороже - в условиях дефицита могли себе позволить. Впрочем, это все равно было дешевле, чем музыка на виниле, а разрыв в качестве звучания сократился ровно настолько, чтобы массовый слушатель окончательно сделал выбор в пользу удобства. Так начался настоящий кассетный бум.

Ну а дальше вы помните. Прошло еще немного времени, и на рынок хлынули тонны контрафакта. Кассеты переписывались по несколько раз, вкладыши печатались на жиденьких принтерах - на каждом уважающем себя базаре можно было купить что-то вроде Romantic Collection, «Золотого саксофона» или «Лучших хитов Дмитрия Маликова», записанных заботливой рукой пирата специально для тебя, милый друг. Сосчитать масштабы этой эпидемии было невозможно: пираты производили промышленные тиражи, простой рабочий человек переписывал музыку на своем двухкассетнике, и теплое ламповое шипение затертой пленки ласково трепало за ухо каждого из нас. Положить конец этой трагедии звукозаписи можно было лишь одним способом: выломав «ушки» у всех кассет на свете - но ни один супергерой не справился бы с этой задачей. Пленка крутилась со своими привычными 4,76 сантиметра в секунду.

В США этот поток замедлился в 1992 году. То есть альбом Automatic for the People группы R.E.M. выходил в условиях, когда продажи компакт-дисков опередили аудиокассетный бум: 408 миллионов против 366. На постсоветском пространстве все эти изменения произошли с задержкой в 14 лет - еще в начале XXI века аудиокассеты были здесь самым популярным носителем. Но рынок звукозаписи упорно диктовал свои условия, и прекрасная эпоха двухкассетников, зажеванной пленки, карандаша для перемотки и тройного одеколона для экстренной чистки головки ушли в раздел ностальгии и мемуаристики.

Спустя 20 лет после победы CD-формата динамика продаж музыки на аудиокассетах выглядела катастрофической: 349 млн в 1993-м, 173 млн в 1997-м, 76 млн в 2000-м, 13 млн в 2012-м… Дальше все было совсем плохо, но энтузиасты, которые могут прочитать вам прекрасную в своем занудстве лекцию о «правильном» звучании и настоящем Lo-Fi, тщательно сохраняли этот тлеющий уголек. В 2013 году, когда никто уже не сомневался в скорой смерти пленки, «трупик» был выставлен напоказ: впервые в Британии состоялся Cassette Store Day - фестиваль, на котором в прошлом году, к примеру, представили записи на кассетах 300 групп и лейблов.

Фото: shadowplayfanzine.blogspot.com

Например, компания National Audio Company в 2015 году зафиксировала рекордный спрос на давно забытые носители и попала в обзор Bloomberg. При этом руководство компании утверждает, что продажи на аудиокассетах увеличиваются на 20% ежегодно: меломаны по-прежнему покупают музыку именно на этом носителе.

В прошлом году продажи аудиокассет достигли рекордных с 2012 года показателей. По The Verge, было продано 174 тыс. экземпляров. Специалисты связывают это с популярностью сериалов «Стражи галактики» и «Очень странные дела», в которых особенно четко прослеживается тема ностальгии по 1980-м. Но покупали не только саундтреки: хорошо продавались альбомы The Eminem Show, Nevermind и Yeezus. Не то чтобы индустрия встала с колен и расправила крылья, но на кассеты есть спрос. Пленка возвращается!

Часть 2. Какой-то странный парень

Дима прекрасно помнит ту эпоху, когда кассеты были единственным разумным и приемлемым вариантом для обычной семьи. Хочешь музыки - иди на рынок и выбирай на металлических вертикальных стеллажах пеструю обложку с надписью «Рэп».

- Я родился в Вильнюсе, а потом наша семья переехала в Бобруйск. Отец перевез с собой в Беларусь огромную коллекцию кассет (он слушал танцевальную электронную музыку). Постоянно что-то искал: у нас дома стояла кассетная дека, он брал вторую у брата и сам записывал музыку. Меня все это увлекало, интересен был сам процесс.

Вероятно, тогда подросток не мог представить, что когда-то сам будет делать музыку при помощи вот этого пленочного архаизма. Сейчас парень под псевдонимом Awlnight выпускает альбомы на канадских, американских и французских лейблах, а для Беларуси он белая ворона, какой-то странный чувак, который зачем-то записывает хип-хоп на кассеты.


- Первое, что я купил когда-то, - это был первый альбом Децла. Помню, ехали с бабушкой из Минска в Вильнюс, и я увидел на вокзале этот альбом. Мне его тогда очень советовали: «Чувак, покупай, это новый рэп, это очень круто!» Потом я начал скупать на рынке все, что имело отношение к хип-хопу… Когда появились компакт-диски, все это затихло и кассеты отошли на второй план, но моя коллекция осталась: просто жалко было денег, которые я потратил на все это добро.

Идея записывать музыку на кассеты пришла с Запада: там как раз состоялся первый Cassette Store Day, и стало понятно, что носитель, несмотря на свою архаичность, жив. Оказалось, что где-то там есть куча музыкантов, которые до сих пор выпускают альбомы на кассетах и кому-то это даже интересно.


- Подумал: «Блин, а это прикольно! У меня же есть магнитофон, кассеты - нужно попробовать самому делать такую музыку». Дома стояла кассетная дека МП-204, в которой барахлил один канал, кассеты отца были перезаписаны по сто раз, так что звук получился очень специфический. Но я послушал - и мне понравилось! В итоге я записал материал, выложил его в открытый доступ и получил классную реакцию! Потом у меня сломался компьютер, и я, наверное, месяц делал музыку только благодаря вертушкам, семплеру и кассетам. Записал материал, а потом оцифровал его и выложил в сеть.

Процесс записи выглядит предельно просто: кассетная дека (сейчас уже не советская МП-204, а добротная Technics) подключена через линейный вход к микшеру и принимает сигнал. Соответственно, цифровой звук записывается на кассету, а затем снова конвертируется в «цифру», но уже с характерными кассетными нотками.

- Крутость кассетного звучания… - думает Дима. - Этот звук отсылает меня к детству: шипение, треск… Он неполноценный, но мягкий, добавляет больше баса, какие-то посторонние звуки. Это будто бы музыка из другой вселенной. Сейчас эра технологий, и все стараются выкрутить звук до идеального, а я иду от обратного: хочу, чтобы это звучало шероховато, по-странному. Парадокс, но сейчас многие музыканты стали обращаться ко мне, чтобы я помог им записать на кассету треки и оцифровать их. Это хаус, рок - людям просто интересно экспериментировать со звучанием. В какой-то степени я кассетный мастер.

Есть музыканты в моем стиле, которым, наоборот, нравится некачественное звучание. Я даже знаю ребят, которые записывают музыку через видеокассету. Они подключают видеомагнитофон, записывают дорожку, а потом снова все это оцифровывают - звук получается очень специфический.

Сейчас Awlnight выпускает альбомы на небольших кассетных лейблах. Он один из немногих, кто делает подобную музыку в Беларуси. Впрочем, кассеты сегодня - это не редкость.

Множество микролейблов, которые проповедуют эстетику DIY (Do It Yourself), выпускают релизы на пленке. Это своего рода философия, которая в первую очередь отсылает нас к эстетике панк-рока: в 1970-х, когда мейджор-лейблы захватили все на свете, музыкальные группы начали самостоятельно записывать и распространять музыку и делать концерты с низкой платой за вход. В общем, эпоха ушла, а философия осталась. Самиздат символизирует уникальность во всем: оформлении, звучании и подходе. Издание на кассете фактически позволяет поклоннику группы заиметь ее альбом на физическом носителе - с оригинальным буклетом и принтом на самой кассете.

Плюс жгучая ностальгия по прекрасной эпохе. Кассеты пропали с рынка, но воспоминания о них остались. Поколение, которое воспитывалось на пленке, вдруг заскучало по неповторимому звучанию - большие игроки сразу подхватили эту идею, и мода на старые носители вышла в тираж. Достаточно вспомнить, как звучит начало хита The Weeknd.

Откопал тут остатки своей коллекции магнитофонных кассет и решил сделать фотоподборку для тех, кому интересно вспомнить данную тему. Все представленные ниже модели, кроме одной, относятся к массовым сериям с «феррумной» лентой (с рабочим слоем на основе Fe 2 O 3 , она же «Type I», она же «Normal»). Это те кассеты, которыми пользовалось большинство в 80-ых и 90-ых годах прошлого века. Эстеты с их хромом, металлом и прочими накамичами, конечно, презрительно скривят губы… Ну и ладно. Этот материал не для них.

Экспонаты представлены в приблизительном хронологическом порядке — от более старых к более новым. Чтобы открыть фотографию в более высоком разрешении, кликните по ней.

Итак, приступим!

1. TDK D 90 . Образец середины восьмидесятых. Хорошее звучание, строгий дизайн, типичный для того времени.

2. TDK D 90 . Более старый, чем предыдущий, вариант. Я вообще не уверен на 100%, что это оригинальная TDKшная кассета. Хотя каких-то существенных претензий к ней нет, типичный такой середнячок.

3. Maxell LN 90 . Ещё один середнячок середины восьмидесятых. Аскетичный внешний вид. В девяностых много раз встречал кассеты производства некого «MaxWell». Вот думаю, это были подделки по Maxell или просто похожее название?

4. Denon DX1/90 . Хорошая лента, но особых подробностей не помню.

5. SKC LX 90 . Модель второй половины восьмидесятых. Запомнилась симпатичным дизайном обложки с разноцветными фигурками. Звучание довольно неплохое.

6. BASF Ferro Extra I 90 . Классический BASF образца второй половины восьмидесятых. Высокое качество звука, солидный внешний вид.

7. GoldStar HD 90 . Вполне годные кассеты с неплохими характеристиками. Кстати, загадка. Ну-ка, кто вспомнит, куда подевался бренд GoldStar? В википедию не подсматривать!

8. Sony UCX-S 90 . Единственная хромовая лента в данной подборке. Производства где-то середины восьмидесятых, точнее не скажу. Хорошая кассета, но ничем особенным не запомнилась.

9. Sony EF 90 . Модель из, наверное, самой популярной линейки Sony — EF. Вторая половина восьмидесятых. Достойная вещь.

10. Sony Super EF 90 . Продолжение линейки EF, первая половина девяностых. Замечательные по всем параметрам кассеты.

11. Sony HF 90 . Почти то же самое, что EF. Модный в девяностых прозрачный дизайн корпуса.

12. BASF Ferro Extra I 90 . Обновленная версия Ferro Extra в прозрачном корпусе образца первой половины девяностых. Звучание на уровне лучших аналогов того времени.

13. SKC LX 90 . Версия LX середины девяностых. Опять же, общий тренд — прозрачный корпус. Параметры хорошие.

14. Konica XR-I 90 . Единственная модель от данного производителя, которую мне довелось использовать. Дизайнеры постарались на славу, а вот инженеры подкачали — лента имеет заметный завал АЧХ на высоких частотах, что делает звучание менее детальным.

15. TDK D 90 . Продолжение линейки D, середина девяностых. Качество звука на уровне лучших аналогов, выглядит симпатично.

16. LG HP 90 . Кассета начала нулевых. Звучание хорошее, дизайн без изысков. К концу девяностых почти все производители даже не первого эшелона научились делать ленты с приличными характеристиками. Кстати! Кто не знает ответ на вопрос из пункта 7 и честно не полез в википедию, этот пункт — подсказка.

Вместо заключения

Какие из представленных кассет лучшие по совокупности параметров по моему мнению? Если выбирать претендентов трёх разных производителей и исключить хромовую соньку как представителя более высокой весовой категории, то расклад выглядит так:

Третье место достаётся последней версии BASF Ferro Extra I 90 (номер 12).
На втором месте — самая свежая из версий TDK D 90 (номер 15).
И, наконец, первое место занимает Sony Super EF 90 (номер 10). Наверное, это мой фаворит из феррумных лент вообще.