Портреты репродукции русских художников 19 20 века. Зарубежные художники XIX века: самые яркие деятели изобразительного искусства и их наследие

24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
    • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
    • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
    • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
    • 16.04.2019 В субботу, 20 апреля, «Антиквариум» проведет два очных аукциона. В 15:00 начнется аукцион «Литература и искусство Бронзового века» (№ 54), а сразу же после его завершения - «Не все по рублю» (№ 55)
    • 16.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это семь живописных работ, одиннадцать лотов оригинальной графики и две работы в смешанной технике
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
    • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года - в нашем обзоре
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
  • 29.03.2019 Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью - в том крыле дворца, где жил Николай I

  • Николай Неврёв. "Торг. Сцена из крепостного быта". 1866 г.

    Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев - пять сотен рублей. 500 рублей - средняя цена русского крепостного в первой половине 19 в. Продавец девки - европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.


    Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 г.

    Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело! Суть картины - приверженность русского народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно сильнее. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!

    Григорий Мясоедов. "Земство обедает". 1872 г.

    Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление - земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями - пропасть. Поэтому - обеденный апартеид. Господа - в доме, с официантами, крестьяне - под дверью.

    Федор Васильев. "Деревня".1869 г.

    1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.

    Ян Хендрик Верхайен. "Голландская деревня с фигурами людей". 1-я пол. 19 века.
    Ну это так, для сравнения:)

    Алексей Корзухин. "Возвращение из города". 1870 г.

    Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец - связку баранок. Правда, в семье много детей - только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.

    Сергей Коровин. "На миру".1893 г.

    Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение - кулаки. На сельском сходе - какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.

    Василий Максимов. "Аукцион за недоимки".1881-82 гг.

    Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи . Александр II "Освободитель" на самом деле освободил крестьян за деньги - они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений, пока были крепостными. Но когда стали свободными - их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.

    Владимир Маковский. "На бульваре". 1886-1887 г.

    В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге - не интересна даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой - все по фиг.

    Владимир Маковский. "Свидание". 1883 г.

    В деревне нищета. Пацана отдали "в люди". Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.

    Владимир Маковский. "Крах банка". 1881 г.

    Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.

    Павел Федотов. "Свежий кавалер". 1846 г.

    Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро, одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией. Федотов бы мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не на машинах, а в головах.

    Павел Федотов. "Завтрак аристократа".1849-1850.

    Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат - бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в "Вишневом саде" имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских - безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.

    Борис Кустодиев. "Купец". 1918 г.

    Провинциальное купечество - любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал. Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцы с буржуями.

    Илья Репин. "Крестный ход в Курской губернии". 1880-1883 гг.

    На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним - икону, потом идут лучшие люди - чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам - охрана (на лошадях), дальше - простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.

    Илья Репин. "Сходка". 1883 г.

    А вот эти молодые ребята на другой картине Репина - больше не ходят с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь - террор. Это "Народная Воля", подпольная организация революционеров, которые убили царя Александра II.

    Николай Богданов-Бельский. "Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского". 1895 г.

    Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться - есть. Учитель - в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек - Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г. уровень грамотности в России был всего 21%.

    Ян Матейко. "Закованная Польша". 1863 г.

    По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов - 44% . Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю - вылитый Дзержинский.

    Николай Пимоменко. "Жертва фанатизма". 1899 г.

    На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним - обеспокоенная общественность с дубинами.

    Франц Рубо. "Штурм аула Гимры". 1891 г.

    Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией. Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г. Кстати, с 2007 г. в ауле Гимры опять действует режим контртеррористической операции. Последняя (на момент написания этого поста) зачистка ОМОНом была 11 апреля 2013 г. Первая - на картине ниже:

    Василий Верещагин. "Опиумоеды". 1868 г.

    Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели участники походов предков нынешних гастарбайтеров - об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота...

    Петр Белоусов. "Мы пойдем другим путем!".1951 г.
    Ну и наконец главное событие в истории России 19 в. 22 апреля 1870 г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его, народоволец, попробовал себя, было, в сфере индивидуального террора - готовил покушение на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде сказал матери: "Мы пойдем другим путем!". И пошли.

    Живопись в России 19 века богата и интересна.

    19 век принято называть “золотым веком русской культуры”. Русская живопись переживала необыкновенный расцвет.

    На небосклоне то и дело вспыхивала новая, яркая, самобытная звезда, образуя созвездия талантливых художников. Каждый из них имел свой индивидуальный почерк, который не возможно было не узнать или перепутать.

    Художник из “медвежьей России”

    Орест Адамович Кипренский (24 марта 1782 г. - 17 октября 1836 г.) Маститые итальянские профессора живописи поначалу не поверили, что портреты, выполненные в великолепной технике, передающие и характер, и настроение, и душевное состояние изображенной персоны, принадлежат никому не известному художнику Оресту Кипренскому из дикой России.

    О.Кипренский портрет А.С.Пушкина фото

    Мастерство полотен Кипренского, бывшего незаконнорожденным сыном помещика и крепостной крестьянки, ничуть не уступало таким мэтрам как Рубенс или Ван-Дейк. Этого живописца по праву считают лучшим портретистом 19 века. Жаль, что в своем собственном отечестве он не был оценен по заслугам. Портрет А.С.Пушкина работы Кипренского напечатан таким тиражом, какого нет, пожалуй, у другого художника.

    Живописец народного быта

    Венецианов Алексей Гаврилович (18 февраля 1780 г.-16 декабря 1847 г.) устав от двенадцатилетнего копирования в Эрмитаже академических полотен уезжает в деревеньку Сафонково Тверской губернии. Он начинает писать быт крестьян в своей собственной, только ему присущей, манере. Обилие солнечного света, потоки воздуха, необыкновенная легкость на полотнах родоначальника русской жанровой и пейзажной живописи.


    Венецианов. картина На пашне. Весна фото

    Русские просторы и покой на знаменитых картинах” На пашне. Весна” и “На жатве. Лето”. “Карл Великий” Так называли ученики и многие современники великого русского художника, представителя монументальной живописи Брюллова Карла Павловича (23 декабря 1799г. - 23 июня 1852 г.) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. Его самое знаменитое полотно “Последний день Помпеи” стало триумфом русского искусства. А аристократичная “Всадница” или вся пронизанная солнечным светом деревенская девушка на картине “Итальянский полдень” волнуют и пробуждают романтические чувства.

    “Римский затворник”

    Александр Андреевич Иванов (28 июля 1806 г. - 15 июля 1858 г.) явление неоднозначное в русской живописи. Он писал в строго академической манере. Сюжеты его картин - библейские и античные мифы. Самая знаменитая из них «Явление Христа народу”. Это полотно, грандиозное по своим размерам, по-прежнему притягивает зрителя, не позволяет ему просто скользнуть взглядом и отойти.


    А.Иванов картина Явление Христа народу фото

    В этом и заключается гений этого живописца, который четверть века не покидал римской мастерской, боясь потерять свободу личности и независимость художника из-за возвращения на Родину. Умение мастерски передать не только внешнее, но и внутреннее содержание, он намного опередил не только современников, но и последующие поколения. От Иванова нити преемственности тянутся к Сурикову, Ге, Врубелю, Корину.

    Как люди на свете живут…

    Певец бытового жанра - так можно определить творчество художника Павла Андреевича Федотова (4 июля 1815 г. - 26 ноября 1852 г.), прожившего совсем короткую, но очень плодотворную жизнь. Сюжеты всех его немногочисленных картин - буквально какое-то одно событие, зачастую довольно короткое по времени. Но по ней можно написать целую повесть не только о настоящем, но и о прошлом, и о будущем.


    П.Федотов картина Сватовство майора фото

    И это при том, что картины Федотова никогда не были перегружены деталями. Загадка настоящего талантливого художника! И печальная, трагическая судьба, когда подлинное признание приходит только после смерти.

    Время перемен

    Перемены, происходящие в Российском обществе второй половины 19 века, вызвали к жизни не только новые политические движения, но и направления в искусстве. На смену академизму приходит реализм. Впитав в себя все лучшие традиции своих предшественников, новое поколение живописцев предпочитает работать в стиле реализма.

    Бунтари

    9 ноября 1863 года четырнадцать слушателей выпускного курса Академии художеств в знак протеста против отказа разрешить писать конкурсные работы на свободную тему, покинули Академию. Инициатором академического бунта стал (8 июня 1837 г. - 5 апреля 1887 г.) Прекрасный портретист и автор необычайного по глубине, философско-нравственного полотна «Христос в пустыне». Бунтари организовали собственное “Товарищество передвижных художественных выставок”.


    Иван Крамской картина Христос в пустыни фото

    Социальный состав “Передвижников” был очень разношерстым - разночинцы, сыновья крестьян и ремесленников, отставных солдат, сельских дьячков и мелких чиновников. Они стремились послужить своему народу силой своего таланта. Василий Григорьевич Перов (21 декабря 1833г. — 29 мая 1882г.) идеолог и духовный наставник “Передвижников”.

    Его картины полны трагизма от тяжелой доли народа «Проводы покойника», и, одновременно он создает полотна, наполненные юмором и любовью к природе. («Охотники на привале») Алексей Кондратьевич Саврасов в 1871 написал небольшую по размеру картину «Грачи прилетели» и стал родоначальником русской пейзажной живописи. Знаменитое полотно висит в одном из залов Третьяковской галереи и его принято считать живописным символом России.

    Новая эпоха русской живописи

    Мир нужды, бесправия и гнета предстает перед зрителем на картинах великого русского художника (5 августа 1844 г. - 29 сентября 1930 г.) Его знаменитые “Бурлаки на Волге” - это не только изображение каторжно тяжелого труда, но и воспевание силы и мощи народа, его бунтарского характера. Исаак Ильич Левитан (30 августа 1860 г. - 4 августа 1900 г.) по-прежнему остается непревзойденным мастером русского пейзажа.


    Илья Репин картина Бурлаки на Волге фото

    Ученик Саврасова, он совершенно по-другому воспринимает и изображает природу. Обилие солнца, воздуха, бескрайних просторов в любое время года на полотнах а создают настроение покоя, умиротворенности и тихого счастья. Душа отдыхает от этих милых российских речных излучин, заливных лугов, осеннего леса.

    Летописцы

    Исторические сюжеты привлекали живописцев своим драматизмом, накалом страстей, желанием изобразить известных исторических личностей. Николай Николаевич Ге (27 февраля 1831 г. - 13 июня 1894 г.), живописец своеобразный, предельно искренний, художник мыслитель и философ, сложный, противоречивый и очень эмоциональный.


    Николай Ге картина Петр 1 допрашивает царевича Алексея фото

    Он рассматривал живопись как высокую нравственную миссию, открывающую путь к познанию и истории. Он считал, что художник не обязан доставлять зрителю только наслаждение, а должен уметь заставить их рыдать. Какая сила, какой трагизм, какая мощь страстей на его самом знаменитом полотне, изображающим сцену допроса Петром I своего сына Алексея!

    В.Суриков картина Переход Суворова через Альпы фото

    (24 января 1848 г. - 19 марта 1916 г.) потомственный казак, сибиряк. Учился в академии художеств на средства красноярского купца - мецената. Его великий талант живописца питался глубоким патриотизмом и высокой гражданственностью. Поэтому его полотна на историческую тему восхищают не только мастерством и высокой техникой, но и наполняют зрителя гордостью за мужество и отвагу русского народа.


    В.Васнецов картина Витязь на распутье фото

    (15 мая 1848 г. - 23 июля 1926 г.), знаменитый живописец, стремился в своих работах соединить сказочные, мифические сюжеты с национальными чертами русского народа. Он сам называл себя сказочником, былинником, живописным гусляром. Поэтому и “Аленушка”, и “Три богатыря” давно стали символами русского народа и России.

    Легендарная буденовка и длиннополая шинель бойцов Первой Конной армии Буденного была придумана художником Виктором Васнецовым. Головной убор напоминал шлем древнерусских дружинников, а шинель “с разговорами” (нашивные поперечные полосы на груди) была подобием стрелецкого кафтана.

    Достойное место в мире искусства занимают русские художники. История знала многих талантливых мастеров, творчество которых покорило сердца миллионов. В статье кратко описан наиболее яркий период истории русской живописи – с начала 18 века и до наших дней, представлены самые известные русские художники.

    Первая половина 18 века

    Начало расцвета русской художественной школы случилось во время правления Петра I. Иван Никитин стал основоположником новой русской живописи. Он происходил из семьи священнослужителей. На его яркий талант впервые обратил внимание Петр I и определил в ученики к художнику-немцу Иоану Дангауеру.

    Молодой художник писал портреты Петра I, его супруги, великой княжны Анны, и других высокопоставленных лиц. Одно из его лучших произведений – «Портрет напольного гетмана». Никитин был предметом патриотической гордости императора, его любимым художником. Его работы вошли в золотой фонд русской и европейской живописи.

    Еще один известный русский художник – Андрей Матвеев. Он был первым мастером-универсалом. Одинаково талантливо писал портреты, иконы, батальные исторические сцены, живописные пейзажи. Тесно общался с выдающимися архитекторами своего времени Земцовым и Трезини. Заложил основы художественной педагогики.

    Одна из его самых удачных работ – «Автопортрет с женой».

    Творчество Матвеева оказало огромное влияние на формирование художественного таланта Вишнякова И.Я., Антропова А.П., Аргунова И.П.

    Известные русские живописцы второй половины 18 века

    Огромное влияние на живопись этого периода оказало основание Академии художеств. Первое поколение выпускников – Баженов, Лосенко, Шубин- написали немало прекрасных картин. Лосенко создал первую картину на сюжет русской истории «Владимир и Рогнеда», также знаменита его композиция «Прощание Гектора с Андромахой».

    Среди многих мастеров ярким талантом выделялся портретист Федор Рокотов, который стал основателем своеобразного стиля, получившего название «рокотовское письмо». Одна из лучших его работ – «Неизвестная в розовом платье».

    Самые известные русские художники второй половины 18 века:

    • Дмитрий Левицкий («Портрет А.Ф. Кокоринова», «Портрет Демидова», семь портретов благородных девиц Смольного института),
    • Владимир Боровиковский («Лизанька и Дашенька», «Портрет О.К.Филипповой», «Горшковская крестьянка Христинья», «Портрет М.И.Лопухиной»),
    • Степан Щукин («Автопортрет», «Портрет Павла I»).

    Русские таланты XIX века

    Центром творческой жизни в России в 19 веке оставалась Академия художеств. Наиболее крупные живописцы того времени были связаны с ней.

    Орест Кипренский – один из лучших портретистов 19 века. В его творчестве отразилось полное выражение романтизма. Написал очень много картин. Шедеврами мирового класса являются его «Портрет Хвостовой», «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Серия прелестных детских изображений – это ценнейший вклад в развитие мировой графики.

    Художник-демократ А.Г.Венецианов посвятил свое творчество изображению крестьян, их жизненного уклада, ежедневного труда, самобытных народных костюмов. Знаменитыми картинами «Утро помещицы», «Девушка с теленком», «Крестьянка», «Девушка с шитьем» он утвердил бытовой жанр в русском искусстве.

    Карла Павловича Брюллова за великий талант современники называли «Великий Карл». Еще при жизни он получил признание и удостоился многих почестей и наград. Таких примеров история знает немного. Еще студенческие работы Брюллова педагоги называли блестящими образчиками русской живописи, за которые его следовало удостоить награды. За свою плодотворную творческую жизнь он написал множество работ. Каждую из них называют шедевром: «Итальянка, ожидающая ребенка», «Портрет княгини А.А.Багратион», «Прогулка», «Нарцисс, смотрящий в воду», «Гадающая Светлана», «Бахчисарайский фонтан», «Всадница», «Сон монашенки», «Вирсавия», «Итальянское утро» и многие другие.

    Пиком его творчества стала картина «Последний день Помпеи», над которой художник трудился в Италии целых три года. На родину он вернулся с золотой медалью и в звании «лучший художник России».

    Павел Федотов – мастер, виртуозно владевший кистью. Славу и известность ему принесла картина «Сватовство майора». Богемная элита и простые зрители восторженно принимали работы Федотова.

    Иван Айвазовский

    Выдающегося русского мариниста 19 века почитают во всем мире. Его работа «Девятый вал» включена в «100 лучших картин в мире». За свою жизнь написал более 6000 картин, став самым плодовитым художником за всю историю русской живописи. Его работы регулярно продаются на самых известных аукционах. В 2007 году холст «Корабль у скал Гибралтара» на аукционе «Кристис» был продан за 2,7 миллиона фунтов стерлингов, а в 2012 году на аукционе «Сотбис» его холст «Вид Константинополя и Босфора» ушел за 3,2 миллиона фунтов стерлингов.

    Художники-передвижники

    В конце XIX – начале XX века в России возникло Товарищество передвижных выставок. Его члены с целью широкой пропаганды искусства и эстетического воспитания народных масс организовывали по всей стране передвижные выставки своих работ (отсюда и название). В Товарищество входили лучшие живописцы своего времени.

    В.Г.Перов – мастер бытовой живописи. Основная тема творчества – сочувствие убогой жизни трудового люда, русской деревни. Написал «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», «Охотники на привале», «Проводы покойника».

    И.Н.Крамской – талантливый портретист, исторический живописец. Основные работы: «Некрасов в период последних песен», «Христос в пустыне», «Неизвестная».

    Илья Репин – один из самых известных русских художников. Автор гениальных полотен «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», « Тайная вечеря», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

    Василий Суриков – его работы вызывают преклонение и восхищение гением художника: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Ермаком Сибири».

    Валентин Серов проявлял творческий интерес к историческим композициям, теме мифологии. Одаренный портретист, он написал портреты Горького, Ермоловой, Шаляпина, семьи Юсуповых. Одной из лучших работ стал портрет О.К.Орловой «Девочка с персиками». Он признается кульминацией творчества Серова.

    Исаак Левитан – мастер русской пейзажной живописи. Его талантливые работы «Вечерний звон», «У омута», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща», «Лунная ночь» отражают подлинно высокий художественный уровень настоящего мастера.

    Михаил Врубель. Его творчество исполнено трагизма, героической одухотворенности, в картинах отразился великий декоративный дар художника на все времена. Самые известные работы: «Демон», «Демон сидящий», «К ночи», «Девочка на фоне персидского ковра».

    Алексей Саврасов – высокоодаренный художник, создатель русского лирического пейзажа. Иван Крамской писал, что в его картинах живет душа России. Одна из самых знаменитых работ Саврасова – «Грачи прилетели».

    Шишкин – сильнейший пейзажист. Критики называют его работы поэмой флоре: «Сосновый бор», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубовая роща». Он стал основателем особого жанра портретного пейзажа. Сказочные по красоте и сюжету работы художника Виктора Васнецова: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке».

    Известные русские художники внесли неоценимый вклад в мировую культуру.

    Художник Билибин

    Иван Билибин – отдельное слово в русской живописи. Он вывел на новый уровень книжную графику, создавая поразительно красочные иллюстрации к детским сказкам Афанасьева, Пушкина, древнегреческим мифам. Его изображения похожи на мультипликационные кадры. Каждый рисунок Билибина отличает тщательная прорисовка деталей, точное воссоздание русских построек, национальной одежды, внутреннего декора и бытовой утвари.

    Его работы нельзя отнести к наброскам. Это настоящие произведения искусства.

    Малевич входит в пятерку самых ярких авангардистов 20 века. Критики утверждают, что его работы принадлежат к новаторскому искусству, сделаны на основе нового теоретического подхода. Малевич – идеолог нового течения в живописи – супрематизма. Музеи почитают за честь выставлять его работы. В противовес всеобщему признанию некоторые скептики называют творчество Малевича «верхом деградации». Тем не менее, его работа «Супрематическая композиция» была продана за 60 млн. долларов в 2008 году на аукционе Сотбис. Это самая дорогая картина русского художника.

    Современные известные русские художники

    В настоящее время в России работают одаренные молодые художники. Они несомненно впишут свое имя в историю живописи. Это Алексей Чернигин, Константин Лупанов, Станислав Плутенко, Николай Блохин, Василий Шульженко, Александр Шумцов, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Михаил Голубев.

    Поражают реализмом работы Дмитрия Анненкова «Егоркино лето», «Дождь в Ставерне. Норвегия».

    То же можно сказать о картинах русского художника Сергея Маршенникова. Их с легкостью можно принять за фотографии, настолько ясно и точно прорисованы детали, четко передано изображение.

    Уже сегодня получил всемирное признание Никас Сафронов – популярный российский художник.

    Русские художники-портретисты появились в начале 14 века нашей эры. Мастера кисти того времени располагали ограниченными средствами, поэтому зачастую прибегали к стилизованным рисункам. Это нельзя было назвать сюрреализмом, но картины, безусловно, страдали от недостаточной проработки деталей. Позднее русские художники-портретисты и их работы были переориентированы на оформление храмов. Мастера живописи сакрального характера расписывали стены и потолки церквей и соборов.

    Раннее портретное искусство

    Русские художники-портретисты и их картины имели свои отличительные признаки, они были узнаваемы - у каждого живописца прослеживался собственный стиль в работе, к тому же, он был почитаем как священниками, так и прихожанами.

    Самый яркий представитель того времени - Андрей Рублев (1370-1428), который оставил после себя нетленные произведения: "Спас вседержитель", "Архангел Михаил", "Троица", и другие шедевры иконописи.

    Современником Рублева был знаменитый иконописец Феофан Грек (1340-1410). Долгое время они работали вместе. В 90-х годах 14 века художники расписали Благовещенский собор Московского кремля. В работе участвовали и другие русские художники-портретисты. Объем работы был достаточно большим. Главные иконы деисусного ряда написал а "пророческий" и часть верхнего "праотеческого" ряда принадлежат кисти Андея Рублева. Достоверных данных, подтверждающих, что им были написаны клейма больших икон нижнего ряда, нет, однако рука талантливого иконописца узнаваема и в этих работах.

    Ранние мастера портретной живописи

    В начале 14-го века техника рисунка маслом несколько улучшилась за счет появления тонкотертых красок.

    Русские художники-портретисты более позднего времени:

    • Дионисий (1440-1502), фаворит царя Ивана III. Монарх имел обыкновение поручать художнику роспись какого-нибудь храма, а потом периодически навещал иконописца и наблюдал за работой.
    • Зубов Алексей (1682-1750) - крупнейший мастер русского граверного искусства эпохи Петра Первого. Работал совместно с отцом, выдающимся иконописцем Федором Зубовым. Вместе они расписывали Оружейную палату Московского Кремля.
    • Никитин Иван (1680-1742) - русский художник, один из первых российских мастеров портретной живописи, получивший образование в Европе. Находился в особом расположении у Петра Первого. Наиболее известные работы художника - польского короля Августа II и герцога Мекленбургского.

    Русские художники-портретисты 18 века

    Мастера кисти прошлых столетий, как правило, занимались церковной живописью. Однако 18 век стал временем зарождения портретного искусства в чистом виде, когда живописец отражает на холсте образ конкретного человека. Русские художники-портретистытого времени придерживались классической школы изобразительного искусства, предполагающей точное воспроизведение мельчайших деталей. В портретной живописи эта методика как нельзя лучше отвечала задачам, поставленным перед исполнителем - добиться такого изображения, чтобы оно носило все признаки художественного стиля и было максимально достоверным. Работа представлялась достаточно кропотливой и ответственной. Тем не менее известные русские художники-портретистывеликолепно с ней справлялись. Заказов было более чем достаточно, вся придворная знать, а также члены купеческих гильдий наперебой заказывали портреты себе и своим близким.

    Состоятельные люди предпочитали приглашать живописцев к себе на дом, поскольку в этом случае вся семья могла наблюдать за процессом, и это считалось хорошим тоном. Русский художник-портретист обычно жил небогато, поэтому старался принять как можно больше заказов. Если по окончании работы изображение главы семьи нравилось всем домочадцам, то живописец получал следующий заказ в том же доме. Таким образом, русский художник-портретистбыл востребован в высшем обществе и не оставался без работы. Наиболее успешные мастера приглашались в царские покои для выполнения особо важных поручений.

    Расцвет портретного искусства

    Когда в искусстве живописи наступил период Возрождения, на Руси появилось много талантливых мастеров.

    Русские художники-портретисты 18 века:

    • Антропов Алексей (1716-1795) - известный русский портретист, участвовал в декоративном оформлении Зимнего дворца в 1744-м и Царскосельского в 1749 году. Под его руководством художники расписывали Андреевскую церковь в Киеве. С 1761 года Антропов был введен в Православный Синод в качестве главного надзирателя иконописных работ. В историю русского искусства художник вошел как талантливый портретист петровского периода.
    • Боровиковский Владимир (1757-1825) родился в Миргороде. Стал знаменитым после встречи с Екатериной II, которая проезжала в Крым в 1787 году. Художник расписал один из дворцов на пути императрицы и был ею замечен. Екатерина выразила свое восхищение и наградила Боровиковского деньгами, на которые он впоследствии отправился в Петербург.
    • Венецианов Алексей (1780-1847) - русский художник, основоположник сюжетного бытового жанра в портретной живописи. Известность ему принесла работа "Портрет матери", написанная в 1801 году. Учился искусству рисования у
    • Кипренский Орест (1782-1836) - выдающийся художник, дебютировал в 1804 году с портретом А. К. Вальбе, который был написан в манере Рембрандта. Известная работа "Е. В. Давыдов", созданная в 1809 году, упрочила реноме художника. Многие полотна Кипренского хранятся в Третьяковской галерее.
    • Тропинин Василий (1776-1857) - русский художник, который прославился после того, как написал портрет А.С. Пушкина по заказу самого поэта. Картина предназначалась для С. А. Соболевского, приятеля Александра Сергеевича. Портрет стал классическим изображением великого поэта на все времена.

    Портретное искусство в 19 веке

    Русские художники-портретисты 19 века - это целая плеяда талантливых живописцев, обратившихся к жанру изображения человеческого лица. Наиболее известные из них:

    • Нефф Тимофей (1805-1876) - последователь академического стиля в искусстве, исторический портретист. Обучался живописи в Дрезденской художественной высшей школе. В 1826 году переехал в Петербург, где сразу приобрел известность, написав серию портретов известных людей. В 1837-м отправился в длительное путешествие по России для ознакомления с фольклорной глубинкой и бытом простого народа. После возвращения расписывал церковь Зимнего дворца, в число этих работ вошла знаменитая "Тайная Вечеря". Получил профессорское звание за роспись Исаакиевского собора, одновременно стал хранителем галереи живописи Эрмитажа.
    • Захаров Петр (1816-1846) - русский портретист-живописец с непростой судьбой. Трехлетний мальчик был найден в заброшенном чеченском ауле Дади-юрт. Русский генерал Ермолов взял ребенка на воспитание. Заметив способности приемного сына к рисованию, он отдал маленького Петю на обучение к портретисту Льву Волкову. В 1836 году Захаров окончил курс в Академии художеств и получил звание свободного художника.
    • (1822-1897) - русский живописец, за долгую творческую жизнь написал множество картин. Работы художника, и портреты в том числе, созданные им в разное время, находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Академии художеств и выставочных залах по всей России. В 1844 году Макаров переехал в Санкт-Петербург, где завоевал признание столичной публики.

    Живописец-портретист Тыранов

    Русский портретист (1808-1859), занимался иконописным творчеством. В 1824 году познакомился с художником Венециановым, который определил юношу в свою школу живописи, а когда тот закончил обучение, устроил Тыранова слушателем в Академию художеств. Дальнейшая судьба молодого живописца сложилась удачно, он получил малую золотую медаль от Академии, в 1836 стал учеником у маститого Карла Брюллова. За свою работу "Девушка с тамбурином" был пожалован званием академика. Будучи в Риме написал свои главные полотна: "Девушка, выжимающая воду из волос", "Ангел с масличной ветвью", "Мать Моисея на берегу Нила". Затем, по возвращении художника в Петербург, художника постигла полоса неудач, и он превратился в нищего. Приют нашел в доме брата в городе Кашине. Там Тыранов и умер в возрасте 51 года.

    Непревзойденная техника портрета

    Зарянко Сергей (1818-1870) - замечательный русский портретист, прославившийся непередаваемой игрой света и тени на своих полотнах. Техника художника настолько выражена, что внутренний мир человека, изображенного на холсте, как бы теряется в богатстве оттенков и полутонов. Всего Зарянко написал около сотни портретов, большинство которых посвящены императору, его семье и высшей придворной знати.

    Ученик мэтра

    Жодейко Леонид (1827-1879) - русский портретист-живописец, ученик московского художника Зарянко и петербургского мастера Маркова, преподавателя Академии искусств. Писал в основном женские портреты. Получил звание академика за картину "Девушка за умыванием". Был постоянным участником ежегодных выставок, проходящих под эгидой Академии художеств Санкт-Петербурга.

    Художник драматического стиля

    Крамской Иван Николаевич (1837-1887) - выдающийся мастер портретной живописи, религиозных настенных росписей, жанрового рисунка. Автор полотен с изображением известных писателей, художников, артистов, в числе которых были: Л. Н. Толстой (год 1883-й), М. Е. Салтыков-Щедрин (год 1879-й), И. И. Шишкин (год 1873-й), С. П. Боткин (год 1880-й), П. М. Третьяков (год 1876-й).

    Художник всю жизнь придерживался философско-драматического подтекста в своих работах, особенно это заметно в портретных картинах: "Неизвестная", "Н.А. Некрасов", "Неутешное горе", которые были созданы в период с 1877 по 1884 гг. Эти шедевры находятся в Третьяковской галерее.

    Художественные портреты в 20 веке

    Двадцатый век был непростым периодом для России. Политические потрясения, две кровопролитные войны наложили свой отпечаток на развитие страны. И тем не менее искусство было живо, в послевоенные годы возрождалась живопись, в том числе и портретная. Художников было немного, но все они прошли хорошую школу.

    Русские художники портретисты 20 века:

    • Козлов Энгельс - советский художник-портретист, родился в 1926 году, окончил Ярославское художественное училище, затем поступил на курс живописи Ленинградского института имени Репина. В 1956 году представил выпускной комиссии свою дипломную работу "Будет жить!" Является членом Союза художников с 1957 года. Основная тематика творчества Козлова - портреты современников.
    • Ломакин Олег - портретист-живописец советского периода, родился в 1924 году. Занимался в Ленинградской художественной школе, затем - во Всероссийской Академии искусств. В 1942 году был призван в Красную армию, воевал под Курском, где получил тяжелое ранение и был отчислен из армейских рядов. Портреты, написанные художником, выставлялись на выставках начиная с 1952 года.
    • Невельштейн Самуил (1904-1983) - портретист-живописец, окончил ВХУТЕМАС. На счету художника несколько десятков работ. Основной тематикой творчества Невельштейна были портреты современников. Портретист провел пять персональных выставок, все они прошли в Ленинграде, первый показ состоялся в 1944 году.
    • Орешников Виктор (1904-1987) - советский живописец и портретист. Народный художник Советского Союза, лауреат двух Сталинских премий. В творчестве доминировали сюжеты, посвященные достижениям в народном хозяйстве, и портреты современников.
    • - русский портретист-живописец, родился в 1943 году. Создатель уникальных направленности. Активно участвует в общественной жизни, член Общественного совета при президенте России.

    Знаменитые художники портретного жанра

    За шестьсот лет, прошедших со времени появления живописного искусства, сменилось не одно поколение художников. Кроме живописцев, уже упомянутых, существовало достаточно много других мастеров.

    Кто же они - художники-портретисты русские? Список их представлен далее.

    • Мусикийский Григорий Семенович, придворный художник-портретист.
    • Гзель Георг, швейцарский живописец, долгое время работал в России.
    • Никитин Иван Никитич, придворный художник.
    • Вишняков Иван Яковлевич, портретист для аристократии.
    • Колокольников Мина Лукич, крепостной художник.
    • Матвеевич, придворный портретист.
    • Угрюмов Григорий Иванович, крестьянский художник.
    • дворянский портретист-живописец.
    • Орловский Александр Осипович, художник дворянский.
    • Соколов Петр Федорович, портретист для аристократии.