Парк кованых фигур в Донецке. Культурные ценности Донбасса в современном периоде. Реферат: История и культура Донецка

В середине III в. н.э. в Северное Причерноморье с запада и северо-запада проникают вначале немногочисленные германские племена. Наиболее крупным из них были готы. В Причерноморье и Приазовье готы разрушили многие античные центры, в том числе город Танаис в устье Дона, заняли Крым. Поселившись здесь, готы возглавили обширный союз различных племен.


В состав союза входили германские, сарматские, раннеславянские племена, которые испытывали сильное римское влияние. Наибольшего могущества Готский племенной союз достиг при короле Германарихе Европейский хронист Иордан пишет «О происхождении и деяниях готов »: «... Когда вышеназванные племена (готов) жили на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды (Азовское море), то имели, как известно, королем Филимера ».

«Славный подчинением столь многих (племен), он (Германарих) не потерпел, чтобы... племя герулов (германское племя Готского союза)... не подчинилось его власти... Вышеуказанное племя жило близ Мэотийского болота (Азовское море), в топких местах... Они также, наряду с остальными племенами, покорились королю готов Германариху ».

Племена союза оставили древности так называемой Черняховской археологической культуры . Основное оседлое население Черняховской культуры обитало к западу от Днепра, вплоть до территории современной Молдавии. К востоку от Днепра находились земли включенных в Готский союз кочевых сармато-алан. В эту зону входили и донецкие степи.

Одно из погребений сарматского кочевника обнаружено в кургане у города Моспино. Погребенный мужчина лежал в могиле с подбоем. Рядом с ним были положены большой железный меч, бронзовая фибула (большая булавка для закрепления плаща), красивый фигурный Черняховский кувшин черного цвета и простой глиняный горшок. Сверху могилы на деревянном перекрытии находился скелет коня.

7. Кочевники на территории Донбасса


Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Предположительно оно существовало в VIII-X вв. Его площадь составляла свыше 120 га. Во время раскопок археологи нашли сокровища древнего хазара - набор клещей, щипцы, стремена, пряжки.

В первой половине IX в. в донецкие степи приходят тюрки. Одновременно с ними в приазовских степях появляются половцы и печенеги. Киевские князья неоднократно ходили на них походами. По версии историков, знаменитая битва 12 мая 1185 г. князя Игоря с половцами, ставшая сюжетом «Слова о полку Игореве », произошла на землях Донетчины.

Тюркоязычные племена половцев оставили в наших степях яркие произведения средневекового искусства, ставшие своеобразной визитной карточкой края. Это половецкие скульптуры. В 18 веке их называют "человек камен" или "девка камена", но более известное название "каменная баба". "Баба" в переводе с тюркского - отец, сильный, уважаемый, воин - богатырь.

Половцы ставят их на курганах в честь своих предков. Изображаются как мужчины, так и женщины, которые занимали высокое положение в половецком обществе - ханы, главы родов, знатные воины и их жёны. Для половецких каменных изваяний характерна статичность позы со сложенными под животом руками, которые даржат сосуд (чашу) ритуального назначения. Вероятно, он служил для жертвоприношения, то есть “угощения идола”.

В экспозиции музея истории города Харцызска можно увидеть изваяние знатного половецкого воина, которое обнаружено в 70-х годах 20 века во дворе шахты № 21 (Макеевский район) в курганной насыпи. На территории поселка Троицко-Харцызск до недавнего времени находилось шесть каменных половецких изваяний. По сведениям местных жителей, много половецких скульптур было на территории посёлка Зуевка.

Фрагменты верхней части ещё двух скульптур половецких воинов находятся в музее истории Харцызска. Они обнаружены в поселке Зуевка. В первой половине XI в. вслед за печенегами в донецкие степи пришли торки. Память о них сохранилась в названии рек - Тор, Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец; а также населенных пунктов - г. Тор (Славянск), г. Краматорск, с. Торское.

8. Заповедник «Каменные могилы »

Заповедник «Каменные могилы », исследовавшийся экспедициями во главе с М.Я. Рудинским, Н.И. Веселовским и О.Н. Бадером,расположен вне пределов нашего края, но поскольку Донбасс включает в себя и часть Приазовья, невозможно не упомянуть этот удивительный комплекс.Это уникальное творение природы. Кристаллические породы, которые находятся на территории заповедника, по некоторым аспектам не имеют аналогов в мире. Здесь также можно встретить растения, которые занесены в Красную Книгу и больше нигде не встречаются на планете.

Посреди степи - камни в виде кургана. Они являют собой скальные выходы высотой 50–70 м, образовавшиеся, как считают археологи, минимум 2 миллиарда лет тому назад вследствие извержения вулкана. Одни называют заповедник «горной страной в миниатюре ». Другие считают, что под курганом покоится прах предков. А третьи полагают, что это сооружение служило для культовых целей.

По периметру заповедника расположены два кольца курганов. Цепь гор состоит из западной и восточной гряды. В западной находятся вершины «Лягушка » и «Острая », «Медведица с маленьким Медвежонком », «Динозавр ». В восточной - вершины «Малая Панорамная » (или «Мышь »). Также есть вершины «Южная », «Скорбящая Вдова », «Витязь », «Панорама ».

Высота вершин 200 м. Но под самими скалами, как объяснили сотрудники заповедника, никаких погребений нет. А название связано с тем, что у славян было принято любое возвышение или насыпь называть «могилой ». У центральной усадьбы заповедника выставлены древние каменные бабы, свезённые с разных мест в степи. По периметру заповедника расположены скифские погребальные курганы. Первое кольцо курганов диаметром 5 км, второе - 17 км. В 1992 году на вершине могилы «Острая » найден камень с наскальной тайнописью. По одной из версий это запись о том, что здесь находился алтарь бога древних скифов Ареса.

Общий пейзаж Беш Таш (в переводе “пять гор”) создает иллюзию миниатюрной горной страны, отрезанной от мира по воле кудесницы-природы ущельями, обрывами, крутыми склонами… чтобы сохранить первозданность загадочных гротов, пещер, оврагов и сухого русла реки Каратюк, что вьется между грядами.

В межгрядной части заповедника, где залегание гранитов глубоко, простирается в западном направлении травно-типчаково-ковыльная степь, а на юго-западе скальные породы обнажаются в виде больших плоских плит с редкими отдельными буграми, образующими плоскогорье. В восточной части эта картина повторяется в миниатюре.

Археологи считают, что данная местность была культовой для представителей ямных, катакомбных и срубных культур. А по версии академика Кудряшова, при битве на Калке именно у «Каменных могил » был расположен укрепленный лагерь киевского князя Мстислава.

Памяти погибшим русичам в 1998 году был установлен поклонный крест и часовня Ильи Муромского - покровителя казаков. Ученые нашли здесь много наскальных рисунков и надписей разных времен. Некоторые из рисунков перекликаются по аналогии с начертаниями древней Месопотамии. А некоторые оставлены шумерами и скифами.Чтобы увидеть начертания, нужно обследовать внутренние проходы и гроты Каменных Могил.

Как знать, быть может, люди, добывавшие кремень в штольнях села Широкое, хоронившие своих близких в Мариуполе, приходили сюда для отправления ритуала. По поводу Каменной могилы тоже ведутся споры. Большинство исследователей считает это место культовым. Однако здесь еще много загадочного…

Выводы

Археологические исследования последних лет доказывают, что Донбасс был заселён в далёкой древности, начиная с эпохи палеолита. В более поздний период здесь жили в основном кочевники, скифы, сарматы, печенеги, половцы и другие.


Значительный вклад в исследование археологических памятников Донбасса внесли известные археологи Городцов В.А., Цвейбель Д.С., Шаповалов Т.А., Моруженко А.А., Сибилёв Н.В., Локтюшев С.А, Евсеев М.В., Телегин Д.Я., Шапошникова О.Г., Гладилин В.Н., Братченко С.Н., Татаринов С.И., Привалова О.Я., Швецов М.Л.

По своему масштабу и количеству найденных предметов Амвросиевская стоянка , является наиболее крупным из известных памятников позднего палеолита в Европе. Здесь была обнаружена одна из самых уникальных находок эпохи палеолита – каменное рубило, возраст которого определен примерно в 200 тысяч лет.

Богат своими находками и Мариупольский могильник. Здесь учёные обнаружили образцы реалистического искусства и предметы, доказывающие существование у людей, захороненных в могильнике, системы религиозных верований.

На берегах рек Крынка, Бахмутка, Казённый и Сухой Торец располагались так называемые кремнеобрабатывающие мастерские. Археологи доказали, что изделия из этих мастерских поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области. Уникальными являются находки Передериевой Могилы. Самая главная находка - золотое навершие скифского царского парадного головного убора, не имеющего аналогов в археологии.

Очень богатое женское захоронение раскопано в 1984 году у села Чугуно-Крепинка Шахтерского района под невысокой курганной насыпью.Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Учеными-краеведами доказано, что события, которые отображаются в "Слове о полку Игореве", происходили на территории Донецкого края.

Заповедник «Каменные могилы » создаёт для нас иллюзию миниатюрной горной страны, отрезанной от мира и таящей в своих гротах множество тайн и загадок, над решением которых учёные спорят до сих пор. Большинство исследователей считает это место культовым. Однако здесь еще много загадочного… Изучая историю родного края, мы узнаём много нового, интересного, открываем для себя неизвестные ранее имена, факты и события. Ведь история - это наше с вами прошлое, настоящее и будущее, которое будет строиться нашими руками.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование истории нашего края делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях.

Список источников и литературы

1. История Донбасса От Древности До Наших Времен.
2. История родного края (Часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов / Авторы: А.В.Колесник, В.А. Пирко, С.М. Нестерцова, Е.В. Щербинина. - Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал » 1998, - с. 320.
3. Столяр А. Д., Мариупольский могильник как исторический источник (Опыт историко-культурного анализа памятника)/Советская археология, Советская археология 1955 №23, М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. - 360 с.
4. А было ли Дикое поле диким?Валерий Герланец.//"Газета Вечерний Донецк", Донецк, 2013г.
5. Половецкая ханум. М.Н.Швецов // БАТЫР. Традиционная военная культура народов Евразии. № 6. 2013-2015. М., 2015. 112 с.
6. Каменные могилы // Заповедная природа Донбасса / составитель А. З. Дидова. - 2-е дополненное. - Донецк: Донбасс, 1987. - С. 25-33. - 168 с.
7. Кудряшов К. В. О местоположении реки Калки // Вопросы истории, 1954, № 9, с. 118-119.
8. Борисковский П. И., Праслов Н. Д. Палеолит бассейна Днепра и Приазовья. Свод археологических источников. А1-5. М.-Л. Наука. 1964 г. – 56с.
9. Панова Л. С. Каменные могилы:Путеводитель. - Донецк: Донбасс, 1981. – 134 с.
10. Цвейбель Д. С. Рассказы о каменном веке Донбасса/Неизвестное об известном- Донецк, 1978. – с.7-37.
11. Плетнева С. А. Кочевники Средневековья - М., 1982. – 190 с.
12. Плетнева С. А. Хазары - М., 1976. – 96 с.
13. Матюшин Г. Н. У колыбели истории - М., 1972. – 256 с.
14. Мозолевський Б. М. Скіфський степ - К., 1989. – 200 с.

Реферат
О донецке
Написал_____________________________

История города

В отличие от многих больших городов, рождение которых определялось выгодами транспортно-географического положения, Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности благодаря богатым запасам полезных ископаемых. Верховья реки Кальмиус, где ныне расположен город, хранили большие залежи каменного угля. Вокруг основанной в 1779 году слободы Александровка появляются первые угольные копи. Копанием земляного "уголья" занимались и жители других выросших здесь слобод Семеновка, Авдотьино, Любимовка (Закоп), Николаевка, Екатериновка, Григорьевка (Георгиевка), Ларинка.

Русский инженер А.Мевиус в 1866 году обосновал целесообразность постройки железоделательного завода на правом берегу Кальмиуса недалеко от сло6оды Александровка. Для этого здесь было все необходимое: в землях верховья Кальмиуса - уголь, невдалеке, в районе Каракуба (ныне город Комсомольск Старобешевского района), - железная руда, близ села Еленовки (Волновахский район) - камень известняк и совсем рядом - речная вода.

Царское правительство не могло по-хозяйски распорядиться богатством земли. Оценив все возможности получения огромных прибылей на даровом угле с помощью дешевых рабочих рук, в Донбасс хлынули иностранные концессионеры.

Одним из них был англичанин, техник-металлург Джон Джеймс Юз, управляющий небольшим заводом вблизи Лондона. Выгодно купив и арендовав землю, он заключил с комитетом министров России договор об образовании Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии. В апреле 1869 года царское правительство утвердило договор о начале работ по добыче угля и постройке металлургического завода. Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза. Летом 1869 года он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода.

Из далекой Англии в Таганрог и Мариуполь на кораблях прибывали материалы и оборудование. К месту строительства завода их доставляли гужевым транспортом.

Рядом с площадкой, отведенной под сооружение завода, нанятые местные мужики строили для рабочих землянки, деревянные бараки, балаганы из камня-песчаника. Английская колония, где поселялись инженеры и мастера, возводилась отдельно. Возникший поселок был назван по имени управляющего делами Юзовкой. Впоследствии Юзовка слилась с шахтерским селением Александровского рудника.

Настольная и дорожная книга "Россия. Полное географическое описание Отечества" (14-й том "Новороссия и Крым", изданный в 1910 году, стр. 376) свидетелъcтвует: "В 1870 г., в год открытия Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и появления на рынке каменного угля, в Екатеринославской губернии открылся первый частный завод для выплавки чугуна, основанный английским техником Д. Д. Юзом.

Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И.Ленина) положил начало большой металлургии Южного промышленного района.

Ввод в действие железнодорожных линий Константиновка-Ясиноватая-Юзовка- Еленовка и Еленовка-Мариуполь способствовал расширению металлургического производства, увеличению добычи угля. В 1899 году Юзовским заводом было выплавлено 17,7 миллионов пудов чугуна. На территории поселка работали уже 9 рудников, за год они добыли 99,2 миллионов пудов угля. Начал действовать машиностроительный и чугунолитейный завод (ныне Донецкий машиностроительный завод имени Ленинского комсомола Украины), который выпускал оборудование для шахт.

Росло и население Юзовки. В 1884 году здесь проживало 5494, а в 1897 году уже 29 тысяч человек. Поселок делился на две части: южную - заводскую, где находились промышленные здания, депо, телеграф, небольшая больница, школа, уютные жилые дома английских мастеров, дворец дирекции, и северную - с рабочими балаганами, базаром, трактирами, пивными. В мае 1917 года, когда в поселке насчитывалось около 70 тысяч жителей, его перевели в разряд городов.

В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число жителей достигло почти довоенной цифры - 63708 человек. Началось строительство жилого массива Стандарт для металлургов, двух- и трех- этажных домов для горняков. Открывались школы, магазины, лечебные и культурно-просветительские учреждения, создавались предприятия коммунального обслуживания населения.

В 1932 году город стал центром Донецкой области, в 1938 году - центром Сталинской области.

За годы первых пятилеток его промышленность получила большое развитие. К 1941 году в Сталино было 223 предприятия союзного и републиканского подчинения, 54 - местной и кооперативной промышленности, шахты давали 7 процентов общесоюзной добычи угля, заводы - 5 процентов стали и 11 процентов кокса. Население города составило 507 тысяч человек.

В период оккупации Сталино немецко-фашистскими захватчиками (с 21 октября 1941 года по 8 сентября 1943 года) гоpод понес огромные людские потери. В нем осталось 175 тысяч жителей.

В 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году - всего промышленного производства.

В ноябре 1961 года город был переименован в Донецк.

В апреле 1978 года численность населения превысила миллионный рубеж и Донецк присоединился к городам миллионерам.

Сегодня Донецк город областного подчинения, административный центр Донецкой области Украины. Крупный промышленный, научный и культурный центр. Большой узел железнодорожных, автомобильных и воздушных линий.

КУЛЬТУРА

В городе Донецке создана широкая сеть учреждений культуры - всего их насчитывается 8330.

На территории города расположены три постоянно действующих театра, областная филармония, цирк, 20 кинотеатров, 53 Дворца культуры и клуба, 140 музеев и музейных комнат, в том числе областной художественный музей, около 450 библиотек (включая школьные библиотеки), планетарий.

Круглодично функционирует Центральный парк культуры и отдыха им. Щербакова и его филиалы - парк им. Ленинского комсомола и парк им. Горького.

В Донецке действуют 6 творческих союзов: областные организации союза архитекторов, журналистов, композиторов, писателей и художников Украины, а также Всеукраинского музыкального союза.

6 учебных заведений города готовят работников культуры и искусства для города, области, Украины.

Донецкий Государственный академический

Русский театр оперы и балета

Одно из крупнейших культурных учреждений города и области

Имеет интересную историю своего создания.

В 1932 году в Донецк (тогда город Сталино) на постоянное размещение полным составом прибыла II Передвижная опера Правобережной Украины, переданная в ведение Донецкого театрального треста - это и был коллектив будущего театра.

1 сентября 1932 года первый оперный сезон в городе открылся оперой А.Бородина "Князь Игорь". А в апреле 1941 года премьера оперы М.Глинки "Иван Сусанин" прошла уже на собственной сцене, в здании, построенном архитектором Котовским. Во время войны коллектив театра был эвакуирован в Киргизию, но уже в 1944 году он снова открыл свои двери зрителям.

В труппе нашего театра выросли такие всемирно известные певцы как Анатолий Соловьяненко и Юрий Гуляев, артисты балета Вадим Писарев и Инна Дорофеева Школа хореографического мастерства Вадима Писарева

Донецкий областной музыкально-драматический театр им. Артема.

Театр создавался в городе артистами труппы Первого Украинского Краснозаводского рабочего театра, которая прибыла к нам полным составом из Харькова в 1933 году. Тогда свой сезон театр открыл премьерой революционной драмы И.Микитенко "Бастилия божьей матери".

Сначала театр ставил спектакли только на украинском языке и работал в помещении Дворца-клуба "Металлист" (Дворец культуры Донецкого металлургического завода), а позже в помещении, где в настоящее время находится кинотеатр "Кристалл". И только в начале 60-х годов Донецкий музыкально-драматический театр переехал в специально выстроенное помещение в центральной части города.

Донецкая областная филармония.

Была создана в 1931 году. В 1957 году в ее концертном зале, которому было присвоено имя нашего земляка, выдающегося советского композитора С.Прокофьева, был установлен орган. В творческом составе филармонии работают симфонический оркестр, струнный квартет, квинтет духовых инструментов и фортепианное трио, концертный ансамбль "Экспромт", 6 групп артистов музыкального лектория, солисты-вокалисты, чтецы, инструменталисты и эстрадные коллективы.

В концертном зале ежегодно проходит более четырех тысяч концертов, которые посещают более 1,5 млн. слушателей. Здесь проходят гастроли украинских и зарубежных артистов.

Донецкий областной краеведческий музей.

Был создан в 1924 году энтузиастами-студентами и преподавателями горного института и насчитывал тогда 2000 экспонатов, посвященных в основном горной промышленности и металлургии. В настоящее время в новом помещении музея на площади более 3 тысяч кв. м находится более 100 тысяч экспонатов, некоторые из них уникальны.

Донецкий областной художественный музей.

Открылся в 1955 году. Сейчас его коллекция насчитывает более 10.000 экспонатов, представляющих собой наследие отечественного и зарубежного искусства. В его выставочных залах регулярно проходят вернисажи мастеров кисти и резца и другие творческие выставки.

Планетарий.

Был открыт в 1961 году. В выставочном зале планетария представлены макеты первого искусственного спутника Земли, космического аппарата "Луна - 3", глобусы Луны и Марса. В Звездном зале установлен аппарат "Планетарий", с помощью которого можно наблюдать звездное небо.

Цирк "Космос".

Открыт 26 августа 1969 года в канун юбилейных торжеств, посвященных 100-летнему юбилею города. Рассчитан на 2.200 зрительных мест. Здесь демонстрируют свое искусство лучшие коллективы украинского и зарубежных цирков. Кроме того, цирк является методическим центром цирковой художественной самодеятельности области - каждые 2 года летом здесь проводятся смотры-спектакли самодеятельных цирковых артистов, некоторые из них стали сегодня профессиональными мастерами арены. Ежегодно цирк посещают до 1 миллиона человек.

Областная универсальная научная библиотека имени Н.К.Крупской .

Создана в 1926 года. Сейчас она располагает фондом около 3 миллионов экземпляров книг, в числе которых издания, являющиеся библиографической редкостью. Здесь также хранятся газеты (с 1945 года), журналы (с 1937 года), интересная нотная литература, грампластинки. В распоряжении читателей широкий выбор справочных и библиографических изданий. Читателей обслуживает абонемент, отделы читальных залов и специализированные отделы. В 1993 году разработана спецификация автоматизации библиотеки.

В настоящее время функционирует локальная сеть, состоящая из 15 компьютеров и введены подсистемы "Комплектование фондов", "Электронный каталог", "Регистрация читателей" и др. В библиотеке работает электронная тематическая картотека "Законы Украины", информационно-поисковая система "Законодательные акты Украины".

Разработан проект создания информационного центра "Открытая библиотека между Востоком и Западом", реализация которого позволила установить контакты с крупными информационными центрами и библиотеками мира в режиме off-line. Библиотека начинает реализацию проекта по подключению к сети Интернет.

Общие сведения

НАСЕЛЕНИЕ

1.132.700 человек

Общая площадь - 381 квадратный километр, протяженность с севера на юг - 28 км, с востока на запад - 55 км, площадь скверов - 216,2 гектаров.

Средних школ средней ступени - 2; средних школ 1-2 ступеней - 38; средних школ 1-3 ступеней - 116; детско-юношеских спортивных - 7; станций юных техников - 2; центров творчества детей и юношества - 8; детско-юношеских клуба - 54.

Государственных - 7; филиал - 1; частных - 9 (из них лицензировано 6).

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ПАРЛАМЕНТЕ

В Верховном Совете Украины - 10 народных депутатов, в областном Совете - 15, в городском - 75, в районных, Моспинском городском и Ларенском поселковым Совете - 281 депутат.

СТРУКТУРА ГОРСОВЕТА

Донецк является административным центром Донецкой области. В состав Донецкого горсовета входят города: Донецк (9 внутренних районов), Моспино, поселки городского типа Ларино, Горбочево-Михайловка, 8 сельских населенных пунктов.

КОММУНИКАЦИИ

Общая протяженность водопроводных линий - 2.398 километров, канализационных - 1.176 километров.

УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ

Площадей - 21, улиц, бульваров, проспектов -2.220, общая протяженность улиц -2.500 километров.

РЕКИ И ВОДОХРАНИЛИЩА

Рек - 5, самые длинные из них Черепашкина - 23 километра и Асмоловка - 13 километров. Все реки на территории города впадают в реку Кальмиус. Водохранилищ - 2: Донецкое море (206 гектаров) и

Кальмиусское водохранилище (60 гектаров).

На територии Донбасса 10 лет тому количество свидетелей Иеговы насчитывало близко 1млн., а сейчас их больше 25 тыс. человек. Ныне меня-ется отношение к членам этой религиозной организации. Есть надежда,что в будущем организация свидетелей Иеговы по другому будет восприниматься украинским обществом и украинским конфессионным миром. Изменяется в конструктивном для Украины направлении и деятельность церквей полного Евангелие, которое еще недавна пугала исследователей спецификой хариз-матичного и пассионарного служения.

Динамическое развитие протестантизма в Украине, пополнение его общин новыми членами, возникновение новых для Украины конфессий («Церковь Христова», «Новоапостолькая церковь», «Церковь Исуса Христоса Святых Последних дней» (мормоны) не составляет ни какой угрозы православным и католическим церквам Украины. Все хрестиянские конфессии Украины и не християнские также способные развиваться параллельно на основах взаи-мопомощи и взаимодополняемости, сотрудничества в создания актуальных со-циальных проектов.

Региональная специфика регионов имеет важную роль в решении нацио-нального вопроса. На Донетчине к 2000-му году из 900 религиозных огра-низаций действовало ортодоксальных христианских церквей лишь 449, что составляет лишь 48,8% всех зарегистрированных организаций. Поэтому конфессионная карта Донеччини пестрая и сложная. На таблицах №2,3 отра-жена картина религиозной ситуации Донеччини. Большая часть из их проте-стантские союзы и конфессии регионального, общеукраинского и меж-дународного значения, имеющие авторитет и прочные связи с западными центрами. Речь идет не только в тех, которые появились в 1980-90-е годы на Украине и в странах СНГ в виде так называемой экспансии (миссионерские церкви, пришедшие с западной Европы, Канады и Америки). Среди их Церковь «Слова жизни», «Христиан веры Евангельськой», «Союз церкви Божьей» и др.(см. таблицу №2.1.,2.2)., но и тех, которые имеют украинские корны, начиная с эпохи реформации и нового времени.

Возростание протестанских направлений обусловлено економическим, со-циальным и духовным кризисом украинского общества, которое охватило все сферы жизни. Социальное размежевание общества, резкое обеднение общей ма-ссы населения, низкий уровень жизненных показателей украинцев, даже по сравнению с соседними странами восточной Европы неминуемое привели к численному увеличению беднейших пластов: городскому плебсу, мелких пре-дпренимателей разоренного крестьянства, с их тягой к «клановости». Как уже отмечалось выше, в роботах швейцарского ученого К.Юнга («Психология и Религия», «Архетипы и символы») разработанна научная концепция «ко-ллективного подсознательного», заложенного в сакральной памяти поколений и проявляющего себя в моменты социальных катаклизмов и исторических сломов. По мысли К.Юнга человеку всегда свойственно архаичность мыш-ления, стремление в коллективном найти подтверждение собственным жиз-ненным позициям. Схема массового мышления простая: все, что не отвечает требованиям толпы, вызовет у нее беспокойство и агрессию. Таким образом протестантизм имеет сложную религиозную и социальную природу, которую нельзя не учитывать в современном процессе организации и управления ду-ховным производством.

В настоящее время протестантские центры в Донецком крае создали разветвленную структуру своих миссий, союзов, объединений с целью не толь-ко активной пропаганды, но и созданию своих экономико-корпоративных орга-низаций («Всеукраинские корпоративные союзы бабтистов», «Южноукра-инский союз адвентистов седьмого дня» и др.). Они стремятся создать прочную систему производства, рынка сбыта, собственного потребителя и много дру-гого. В ряде районов (Харцызском, Славянском, Першеправневом и др.) ими уже создана своя система экономической и духовной жизни общины, насчи-тываючих на сегоднешний день более 700 тыс. населения. Внутрення жизнь подобной организации напоминает исторический опыт кальвинистских кантонов, с их четкой системой производственной, экономической, социальной и духовной жизнью общин.

Таким образом, опыт работы протестантских организаций заслуживает пристального внимания не только философов и религиеведов, но, и в не меньшей степени – социологов, политологов и экономистов сегоднешнего дня.

Ниже приведем приведем таблицы религиозных организаций (таблица 1.), духовных центров (таблица 2.) и монастырей (таблица 3.) в Донбассе, дающие возможность проследить динамику развития и возростания роли различных религиозных конфессий в духовной культуре региона.

Таблица 1.

Религиозная ситуация Дон басса 2000 – 2002 г.г.

Украинская греко – котолическая церковь 17

Таблица 1.1.

Церкви евангельских христиан – бабтистов

Союз евангельских христиан – бабтистов

Братство независимых церквей и миссий евангельских христиан- бабтистов

Евангельские христиане – бабтисты вне Союзов

Приверженцы Совета церквей евангельских христиан – бабтистов

Евангельские христиане

Религиозная община назарян

Таблица 1.2.

Таблица 1.3.

Церкви полного Евангелия

Украинская христианская евангельская церковь («Слово жизни»)

Объединение независимых харизматических церквей Украины

Духовный центр «Новое поколение» християнских церквей

Церквей полного Евангели вне Союзов

Церквей адвентистов седьмого дня

Свидетели Єгови

Церковь Христова

Всего пратестантських церквей 622

Таблица2.

Религиозные центры Донеччины

1.3 Епархии (Головская, Донецкая, Донецко – Луганская)

    Донецкое областное объединение ЕХБ

3.Восточно- украинский духовный центр независимых церквей и миссий ЕХБ, церкви Божьей Украины

4.Украинская евангельская церковь, духовный центр «Новое поколение»

5.Восточно – украинское объединение церквей АСД

6.Духовный центр независимых мусульманских объдинений, мусульманский культурный центр, независимая мусульманская партия

7.Буддистский орден «Лунг –Жонг – ПА», «Ведическая школа».

8.Региональное духовное объединение иудейских союзов Донбасса

Таблица 3.

Монастыри Донеччины

1. Святогорский, Святоуспенский мужской монастырь (Горловская епархия УПЦ).

2.Монастырь в честь Кашперовской Божьей Матери (Донецкая епархия УПЦ).

3.Монастырь (Донецк УПЦ).

4.Монастырь УПЦ (с.Званивка, Артемовский район)

5.Женский монастырь (с.Кисилевка, Макеевский район УПЦ).

Таблица 3.1.

Религиозные миссии Донбасса

1.Христианская миссия «Ковчег»при обл. объединении церквей ЕХБ

2.Христианская миссия «Милосердие»,»Жемчужина» при респ. Объединении ЕХБ (г.Донецк)

3.Христианская миссия «Дорогая к жизни» при духовном центре независимых церквей ЕХБ Украины (г.Харцызск)

4.Христианская миссия «Медицинская ассоциация» при обл. объединении церквей ЕХБ

5.Христианская миссия «Ковчег» при обл. объединении ХВЕ (г.Словянск)

6.Христианская миссия «Воможность» при объдинении ХВЕ Донецкой области (г.Мариуполь)

7.Христианская миссия «Благая Весть» при союзе свободных церквей ХВЕ (г.Горловка)

8.Христианская миссия «Авана» при союзе свободных церквей ХВЕ Украины (г.Горловка)

9.Христианская миссия «Мир Донбасса» при союзе свободных церквей ХВЕ Украины (г.Донецк)

10.Религиозная миссия «Благовещенья, Милосердия и Любви» при союзе ХВЕ(г.Донецк)

11.Иудейская духовная семинария ЭШИВА (г.Донецк)

20-е годы ознаменовались, мощным подъёмом культурного развития украинской нации и национальных меньшинств.

Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.

Огромная работа проводилась в области народного образования. Если в 1922 году школами было охвачено 15% детей донецких рабочих, в 1923 году – 67%, то в 1924 году – свыше 80%. Через год в городах и сёлах
Донецкой губернии работало 1432 школы, в них обучалось около 200 тыс. школьников. Росла сеть профтехшкол, различных курсов. В 1921 году в Юзовке открылся горномеханический техникум и при нём рабфак.

Задачей огромной государственной важности была ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. По итогам подворной переписи Донецкой губернии, проведенной в начале 1923 года, в городах не умели читать и писать 32,4% мужчин и более 50 % женщин. В сёлах грамотность была ещё ниже.

Весной 1921 года была создана губернская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, такие же комиссии работали во всех уездах. Было организовано свыше 500 школ ликбеза, в которых обучалось более 20 тыс. человек. Но голод первых двух послевоенных лет помешал развернуть эту работу в полную меру. Однако уже в 1925 году в губернии насчитывалось около тысячи школ малограмотных и пунктов ликбеза. Они работали на всех заводах, шахтах, в рабочих посёлках и сёлах.

Широко развернулась культурно-просветительная работа. Её центрами в городах стали рабочие клубы (в 1823 году их было 216) и красные уголки, в сёлах – сельские клубы и избы-читальни. 1 мая 1925 года в 13 городах и шахтёрских посёлках состоялась торжественная закладка дворцов культуры.

В 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.

В Донбассе острее, чем в других областях Украины, ощущался недостаток кадров профессиональных работников культуры. В эти годы происходило формирование художественной интеллигенции края, почти вся она была рабоче-крестьянского происхождения. Одним из первых объединений творческой интеллигенции стала писательская организация «Забой», членами которой являлись М.Л.Слонимский. Ю.Л.Черный-Диденко, М.Голодный (М.С.Эпштейн), Г.М.Баглюк, II.Г.Беспощадный и другие.



В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске - "Шахтерка Донбасса", в Артемовске - "Синяя блуза". Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.

Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.

Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.

В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института. Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.

Развивалось библиотечное дело. В 1925 году насчитывалось 8 окружных и городских библиотек с общим книжным фондом 350 тыс. экземпляров. В Артёмовске открылась научная библиотека. Создавались библиотеки и в сёлах.



Новые темы, мотивы и образы появились в народном творчестве Донбасса, когда трудящие приступили к преобразованию общества, к построению социализма.

Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.

Боевое настроение рабочего класса в начале 20-х годов вылилось в первых молодёжных песнях. Комсомольцы задорно провозглашали свою ближайшую программу:

Долой разруху, даёшь наш труд!

Желанья наши все перетрут.

Разруху, голод в дугу согнем…

(Плясковский А.В. Коллективная пролетарская поэзия, М.-Л., 1927, с.180)

Основной пафос народной поэзии 20-х годов – пламенная революционность, ориентация на мировую революцию, вера в неминуемое социалистическое переустройство всей планеты. Самый оперативный жанр коллективной поэзии – частушка – образно зафиксировала события, происходившие в деревне, изменения в общественной структуре и в сознании крестьян:

Отакі-то в нас діла: попи пасуть кози,

А біднота, як один, закладають сози,

Ми не підем в церкву під вінець на шлюб,

Справити весілля допоможе клуб.

На канве старой мелодии «Кину кужіль на полицю» расшиты образы, предающие большое стремление на рода к свету, науке:

Пошлю батька, пошлю матір

В школу грамоти вивчать.

Лікнеп очі їм розв’яже,

Лікнеп правду їм розкаже.

Вместе с тем лирический герой этой песни хорошо понимает, что нужно быть готовым защищать добытое счастье. Он заявляет:

Кину кужіль на полицю,

Навчусь тримати я рушницю.

Цього конче треба вміти –

Наш добробут боронити.

Колхозное строительство в дерене нашло отражение отражение в картинах, результаты:

Орю, орю, мамо, колективні гони.

Розтяглися скрізь по полю та й стальній коні,

Оце ж та пшениця, що сіяли ми,

Оце ж теє поле, де жили пни.

Ми таки діждались світлої пори.

Все песни мажорные, пронизаны светлой радостью, раждённой новой жизнью народа – хозяина страны.

В Донбассе родилась и шахтёрская легенда «Огнедайный камень». В ней рассказывается о богатствах, красоте края, о живущем здесь могучем и гордом племени, долго пребывавшем в нищете и голоде. Но пришло время, шахтёры, руководимые самым мудрым вождём Лениным, восстали и вместе с теми, кто шёл с молотом и серпом, победили. Однако, став хозяевами родной земли, рабочие почувствовали, что нет у них сил и умения построить новую жизнь. Пошли они к вождю. Ленин дол им совет и сказал:

Идите в свой край! Будьте верными сынами народа и все отдайте творческому труду для своего же народа. Будет у вас сила и умение.

Выполняют шахтёры указания Ильича, а огнедайный камен, который они добывают, символизирует их самоотверженное служение советскому обществу.

В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом "Культпоход на Донбасс". Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

Большую роль в политическом просвещении и воспитании трудящихся играла периодическая центральная и местная печать. В Донбассе в те годы издавались газеты «Всесоюзная кочегарка – орган Донецкого губкома КП(б) У и губисполкома, «Молодой шахтёр» - орган губкома комсомола, «Диктатура труда» в Сталино, «Кочегарка» в Горловке и др. Регулярно выходили журналы «Спутник партийного работника Донбасса», «Спутник донецкого пропагандиста», «Просвещение Донбасса». Местные издательства заботились о публикациях важнейших решений партий и правительства, произведений основоположников марксизма-ленинизма.

В донецких газетах и журналах начинали свой творческий путь многие впоследствии ставшие известными писателями, в т. ч. В. Н. Соссюра, П. Г. Беспощадный, Б. Л. Горбанов и другие.

В 1924 году сооружены первые на Донетчине монументальные памятники борцам революции, в т. ч. Артёму (Ф. А. Сергееву) в Артёмовске и Светогорске по проектам скульптора И. П. Кавалеридзе.

Культурные ценности Донбасса в современном периоде.

Вступление

Донецкий край или Донбасс славится не малым количеством культурных мест и мест отдыха. Не зря наш город называют «Город миллиона роз». Как известно на период когда Украина, была провозглашена независимой, Донбасский край был не только промышленным центром но и местом где можно было отдохнуть как физически так и духовно. Донецк – город с высокой культурой, в котором проживают культурные, образованные и грамотные люди.

Чего стоят только театры Донецка, среди которых всемирно известные Драмтеатр Донецка и Донецкий театр оперы и балета.

Парки Донецка также умиляют своей красотой, они известны по всему миру. Так, фотографии парка, окружающего Донбасс арену, уже облетели весь мир, да и парк Щербакова после реставрации выглядит очень эффектно.

Памятники Донецка – это, как и театры Донецка, дань истории и гордость нашего города. По всему Донецку красуются тысячи памятников, установленные видным деятелям всех сфер науки и искусства, которые так или иначе связаны с нашим славным городом.

Музеи и театры, кроме всего прочего, являются местом, где собирается интеллектуальная элита области. Довольно часто театры нашего славного города посещают мировые знаменитости, известные певцы, танцоры, художники.

Не так давно был открыт новый Планетарий в Донецке, который соответствует самым высоким международным требованиям и оснащен по последнему слову техники.

Драмтеатр Донецка

Донецкий академический музыкально-драматический театр был основан в 1961 году. Театр выполнен в виде древнегреческого храма, за исключением его сценической части. В архитектурном проекте драмтеатра Донецка 1958 года планировалось установление фронтонной фигуры, но от неё отказались из-за постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Во время реконструкции драмтеатра Донецка в 2005 году было решено установить скульптуру на фронтоне. Так как в проектных документах не сохранились сведения о том, какая фигура планировалась к установке, был выбран образ музы трагедии из древнегреческой мифологии Мельпомены.

Драмтеатр Донецка находится в самой высокой точке поперечной оси площади Ленина. На этом месте планировалась постройка нового здания Дома Советов, но, к счастью, в план формирования общественного центра города были внесены изменения и театр остался на своем месте.

Творческая деятельность актеров театра известна не только в нашем регионе, но и за его пределами, о чем свидетельствуют блистательные победы на всеукраинских театральных фестивалях.

В августе 2001 года за значительные достижения в развитии украинского театрального искусства Донецкому областному украинскому музыкально-драматическому театру впервые в истории украинского независимого государства был присвоен статус Академического.

Драмтеатром Донецка на сегодняшний день руководит заслуженный работник культуры Украины Марк Матвеевич Бровун. Он автор идеи и ведущий ежемесячной телевизионной передачи о театральном искусстве “У камина”.

Драмтеатр Донецка ведет активную гастрольную деятельность далеко за пределами Донбасса. Сегодня в действующем репертуаре театра представлена как украинская классическая драматургия, так и мировая, современная драматургия.

Театр расположен в самом центре города, в непосредственной близости от центральной площади Донецка - площади Ленина, а также от таких достопримечательностей города как Донбасс Палас и филармония Донецка. В здании драмтеатра имеется ресторан.

Донецкий театр оперы и балета

Донецкий академический театр оперы и балета имени Соловьяненко был основан в 1941 году. В день открытия состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

2 октября 1977 года театру присвоено звание «академический» за большой вклад в развитие советского искусства. Во время Великой Отечественной войны труппа артистов театра была эвакуирована в село Сазановка, позднее в город Пржевальск. Там проводились концерты в госпиталях, военных частях, перед тружениками тыла. Даже во времена войны актеры театра продолжали работу над новыми спектаклями, дабы поддержать дух армии в столь сложный период.

В конце января 1944 года труппа театра вернулся в тогда еще Сталино (сейчас Донецк), где уже в сентябре состоялась премьера оперы

А. П. Бородина «Князь Игорь» в честь первой годовщины освобождения города от немецких оккупантов.

В 1992 году на базе театра была основана школа хореографического мастерства под руководством Народного артиста Украины Вадима Писарева. С 1994 года театр является организатором международного фестиваля «Звёзды мирового балета». Художественный руководитель театра - народный артист Украины Вадим Писарев.

Само здание донецкого театра оперы и балета задумано в классическом стиле, имеет подходы с трех сторон. Зрительный зал и фойе декорированы лепными деталями. Изначально рассчитанный на 1300, сейчас театр имеет 976 посадочных места. Над бельэтажем и балконами зрительного зала, а также в отдельных нишах фойе установлены скульптурные бюсты композиторов, поэтов, драматургов и декоративные вазы.

В репертуар театра входит более 30 произведения украинской, российской и западноевропейской классики: оперы, балеты, оперетты.

За зданием донецкого театра оперы и балета в 2002 году был установлен памятник Анатолию Соловьяненко, в честь которого сейчас и называется театр.

Театр расположен в самом центре города, напротив кинотеатра Шевченко, неподалеку от гостиницы Донбасc Палас.

Парки Донецка

Парк Щербакова

История нынешнего Центрального парка культуры и отдыха имени Александра Сергеевича Щербакова началась в далеком 1931 году, когда было принято решение о создании городского парка на участке открытой степи за речкой Бахмутка (сейчас Первый городской пруд). Александра Сергеевича Щербакова Парк Щербакова занимал 120 гектаров земли, однако в последующем его площадь увеличилась. Изначально парк был назван в честь российского партийного деятеля Павла Петровича Постышева, однако вскоре после того как его репрессировали, парк был переименован. С тех пор парк именуется в честь Александра Сергеевича Щербакова - советского государственного и партийного деятеля, генерал-полковника красной армии, действительного члена коммунистической партии, состоявшего в Центральном Комитете партии и пребывавшего на должности депутата Верховного Совета СССР в течение всего первого созыва. Становление парка Щербакова как основного места отдыха и развлечений для жителей города и его гостей приходится на 60-е - 70-е годы прошлого столетия. Именно в эти годы была возведена основная масса сооружений, а также мест отдыха и развлечений. Был основан парк аттракционов, который и сегодня является единственным стационарным в городе. Разнообразие развлекательной сферы привлекало сюда людей со всей области. С самого начала своего существования парк Щербакова не стоит на месте, а продолжает совершенствоваться. Расширяются его границы, появляются новые сооружения и насаждения, производится очистка водоёма, замена изжившего себя оборудования на новое и современное. Кроме того, преобразовывается и развлекательная зона парка Щербакова: производится обустройство новыми аттракционами, плавательными средствами лодочной станции, строятся спортивные и другие площадки, что, безусловно, делает парк отличным отсвоих аналогов в Украине.
В 2005 году был разработан план по реконструкции парка Щербакова, при осуществлении которого была произведена полная перестройка ландшафта, укреплена набережная парка, обустроены рекреационные площадки, а также высажено огромное количество декоративных цветов, кустарников и деревьев. Если ранее вход в парк Щербакова со стороны Стадионной улицы был изображен в виде колонн с карнизами, то теперь представлен большим декоративным забором и кованными воротами. Сейчас этот вход является основным. После проведенных работ парк Щербакова принял вид современного парка, выполненного в европейском стиле. Был возведен оригинальный фонтан, а ко Дню Города в 2008 году была возведена статуя "Добрый Ангел Мира", олицетворяющая знаменитых меценатов прошлых лет и настоящего времени. Кроме того, на территории парка Щербакова расположен недавно открывшийся в Донецке дельфинарий Немо. В настоящее время в парке Щербаковафункционирует 14 современных аттракционов, работает обновленная лодочная станция, имеются детские зоны с игровыми площадками и качелями и многое другое. В перспективе планируется постройка круглогодичного аквапарка. Зимой традиционно проводятся новогодние праздники с участием Деда Мороза и Снегурочки, которые привлекают большое количество детей и их родителей. В центре парка устанавливается большая новогодняя ёлка.

Парк кованых фигур в Донецке


Парк кованых фигурв Донецке был открыт в 2001 году. Располагается в Ворошиловском районе за зданием Донецкого городского исполнительного комитета. Изначально в парке находилось всего 10 скульптур из металла, однако с каждым годом их количество растет. Сейчас Донецкий паркявляется полноправным членом "Кольца европейских городов кузнецов" - организации, которая объединяет скульпторов разных стран. Кроме того, он вошел в эту организацию первым из всех городов постсоветского пространства, официально став одним из лучших кузнечных городов континента.

Кузнечество в Донецке зародилось уже давно, когда в 1900 году в Париже на Международной промышленной выставке была присуждена премия пальме, которую выковал Алексей Мерцалов - кузнец юзовского завода. Интересным является то, что пальма была сделана всего из одного рельса, причем при ее изготовления Мерцалов использовал только зубило и молот. Оригинал пальмы находится в Санкт-Петербурбургском музее горного института. В Донецке имеется две ее копии. Одна из них расположена напротив выстовочного цетра ЭкспоДонбасс, другая возле облгосадминистрации. Развитие парка происходило стремительно и уже в следующем году своего существования в его коллекцию добавилось еще 19 кованых фигур, а также 2 беседки: "Четыре дракона" и "Украинская". Позже, в 2004 году, в парке появилась "Беседка для влюбленных", ставшая излюбленным местом молодоженов. В 2005 году появилась еще одна интересная композиция - аллея "Знаки зодиака", представленная 12-ю коваными фигурами. В 2005 году парк кованых фигурпополнил свою коллекцию аллеей Сказок, в которую вошли различные сказочные персонажи: Щука, Муха Цокотуха, Пиноккио, Колобок, Дюймовочка и другие.
Каждый год в парке проходят фестивали кузнечного искусства. Лучшие работы отбираются и затем остаются в парке. На сегодняшний день в парке более 60 экспонатов, и их число продолжает расти.

Форест парк


Форест Парк - это современный гостинично-оздоровительный комплекс, расположеный в одном из самых живописных мест Донецкой области, а именно в Великоанадольском лесу, что в 65 километрах от Донецка. Парк занимает площадь более 41 га. Отдохнуть и оздоровиться здесь можно в любое время года. Форест Паркбыл основан совсем недавно, в 2004 году, однако даже за этот небольшой промежуток времени парк успел стать популярным среди жителей Донецкой области и соседних регионов. Ежегодно в парке отдыхают тысячи людей, особый ажиотаж наблюдается во время праздников, поэтому следует планировать свой отдых заранее и по-возможности сделать предварительный заказ. Сам комплекс уже неоднократно награждался различными премиями, в число которых входит Туристическая премия Донбасса. Кроме того, в 2006 году Форест Парк стал беспрекословным победителем конкурса "100 лучших товаров". Гостиничная база комплекса представлена семью благоустроенными корпусами, в которых расположено 26 номеров со всеми необходимыми удобствами (подробнее здесь), и соответствует европейским нормам 4 звезд. В стоимость проживания включается также двухразовое питание, пользование всеми территориальными достопримечательностями курорта, а также ванными и другими аксессуарами в номере. Кроме того, в Форест Парке имеется множество заведений развлекательной сферы. Гостинично-оздоровительный комплекс представляет Вашему вниманию прекрасный ресторан, внимательный персонал которого сделает все для того, чтобы создать уютную и комфортную атмосферу отдыха для Вас и Ваших близких. Также на территории парка расположено комфортное кафе Терраса - отличное место для проведения всевозможных вечеринок или корпоративов. Бар порадует широтой выбора спиртных и безалкогольных напитков. Привлекательным для многих людей в Форест парке является наличие здесь кемпинга с беседками и мангалами. Здесь можно отдыхать в палатках, кушать на свежем воздухе, готовить шашлыки и прочие вкусности, да и просто побыть ближе к природе, чего так не хватает многим городским жителям. Любители рыбалки также останутся очень довольными отдыхом в Форест парке, ведь здесь можно порыбачить и получить хороший улов. Найдут себе занятие и ценители более активного времяпрепровождения. Для них в Форест парке предусмотрены бильярдные залы, теннисные корты, бессейн, а также paintball площадки. Paintball - это игра с использованием пневматических ружей и желатиновых шариков с безвредной краской внутри. Кроме того, на территории Форест парка всегда к Вашим услугам детские игровые площадки, русская баня, сауна, мини-гольф и многое другое. Особого внимания заслуживает оздоровительная сфера Форест Парка, деятельность которой направлена на профилактику различных заболеваний и функциональных нарушений, а также на оздоровление больных людей. Оздоровительный центр снабжен современным бальнеологическим, а также другим современным физиотерапевтическим оборудованием.
Памятник Соловьяненко 2002 Памятники
Анатолий Борисович Соловьяненко родился в Донецке, где и началась его творческая карьера. Выдающийся украинский оперный певец, тенор, актёр. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий им. Т. Г. Шевченко, Кавалер Ордена Итальянской республики. Скульптор: А.М. Скорых, архитектор - В.Е. Вязовский
Памятник Ленину 1967
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) - российский и советский политический и государственный деятель, революционер, глава партии большевиков, организатор Октябрьской революции, председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР и СССР. Философ, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Коммунистического интернационала, основатель Советского государства. Скульптор Э.М. Кунцевич, архитекторы Н.К. Иванченко и В.Н. Иванченко
Копия Бохумского колокола 1997 Бохумский колокол - колокол в городе Бохуме, размещенный у городской ратуши. Автор колокола, Якоб Майер, изготовил его методом фасонного стального литья в 1851 году. Колокол участвовал на Всемирной выставке 1867 года в Париже и стал ее сенсацией.
Скульптура «Архистратиг Михаил» 2002 Статуя представляет собой фигуру архангела - в христианских представлениях главный ангел. В книгах Библии архангелом назван только один Михаил, но согласно представлениям церкви, архангелов несколько.