Л н толстой биография произведения. Творческий и жизненный путь толстого льва николаевича. Мировое признание. Память

Родился русский писатель и философ Л.Н.Толстой 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, Тульской губернии, четвертым ребенком в богатой аристократической семье. Родителей Толстой потерял рано, дальнейшим его воспитанием занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, но т.к. занятия не вызывали у него никакого интереса, в 1847г. подал заявление об увольнении из университета. В 23-летнем возрасте Толстой, вместе со старшим братом Николаем, уехал на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Эти годы жизни писателя отразились в автобиографической повести "Казаки"(1852-63), в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). На кавказе Толстой начал писать и трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов), опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которым в последствии был разочарован..

Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, уехал в Ясную Поляну, где занимался просветительской работой, открыл школу, создал собственную систему педагогики. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он даже отправился за границу, для того чтобы ознакомиться со школами Европы.

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам, однако уже к осени 1863 был захвачен новым литературным замыслом, в результате исполнения которого на свет появилось фундаментальное произведение «Война и мир». В1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последними произведениями писателя стали рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он и провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Русское культурное наследие девятнадцатого века включает в себя многие всемирно известные музыкальные произведения, достижения хореографического искусства, шедевры гениальных поэтов. Творчество Льва Николаевича Толстого - великого писателя-прозаика, философа-гуманиста и общественного деятеля занимает не только в русской, но и в мировой культуре особое место.

Биография Льва Николаевича Толстого противоречива. Она свидетельствует о том, что он не сразу пришёл к своим философским воззрениям. А создание художественных литературных произведений, которые и сделали его всемирно знаменитым русским писателем, являлось для него далеко не основным родом деятельности. Да и начало его жизненного пути не было безоблачным. Вот основные вехи биографии писателя :

  • Детские годы жизни Толстого.
  • Армейская служба и начало творческого пути.
  • Европейские путешествия и педагогическая деятельность.
  • Женитьба и семейная жизнь.
  • Романы «Война и мир» и «Анна Каренина».
  • Тысяча восемьсот восьмидесятые годы. Московская перепись.
  • Роман «Воскресение», отлучение от церкви.
  • Завершающие годы жизни.

Детство и отрочество

Дата рождения писателя - 9 сентября 1828 года. Родился он в дворянской аристократической семье , в имении матери «Ясная Поляна», где и прошло детство Льва Николаевича Толстого до девяти лет. Отец Льва Толстого, Николай Ильич, происходил из древнего графского рода Толстых, который вёл родословную с середины четырнадцатого века. Мать Льва, княжна Волконская, умерла в 1830 году, через некоторое время после рождения единственной дочери, которую звали Марией. Через семь лет умер и отец. Он оставил на попечение родственникам пятерых детей, среди которых Лев был четвёртым ребёнком.

Сменив несколько опекунов, маленький Лёва поселился в Казанском доме своей тётушки Юшковой, сестры отца. Жизнь в новой семье оказалась настолько счастливой, что отодвинула на второй план трагические события раннего детства. Позже писатель вспоминал это время как одно из лучших в своей жизни, что отразилось в его повести «Детство», которую можно считать частью автобиографии писателя.

Получив, как было принято в то время в большинстве дворянских семей, домашнее начальное образование, Толстой поступил в 1843 году на учёбу в Казанский университет, выбрав изучение восточных языков. Выбор оказался неудачным, из-за слабой успеваемости он меняет восточный факультет на занятия юриспруденцией, но с тем же результатом. В итоге через два года Лев возвращается на свою родину в Ясную Поляну, решив заняться сельским хозяйством.

Но требовавшая монотонного беспрерывного труда затея провалилась, и Лев уезжает в Москву, а потом в Петербург, где пытается снова подготовиться к поступлению в университет, чередуя эту подготовку с кутежами и азартными играми, всё больше обрастая долгами, а также с музыкальными занятиями и ведением дневника. Кто знает, чем могло всё это закончиться, если бы не приезд к нему в 1851 году брата Николая, армейского офицера, уговорившего его поступить на военную службу.

Армия и начало творческого пути

Армейская служба способствовала дальнейшей переоценке писателем общественных отношений, существующих в стране. Здесь была начата его писательская карьера, состоявшая из двух важных этапов :

  • Военная служба на Северном Кавказе.
  • Участие в Крымской войне.

На протяжении трёх лет Л. Н. Толстой жил среди терских казаков, принимал участие в боях - сначала добровольцем, а в дальнейшем официально. Впечатления о той жизни отразились впоследствии в творчестве писателя, в произведениях, посвящённых жизни северокавказского казачества: «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Набег», «Рубка леса».

Именно на Кавказе, в перерывах между военными стычками с горцами и в ожидании приёма на официальную военную службу, Лев Николаевич написал своё первое опубликованное произведение - повесть «Детство». С неё начался творческий рост Льва Николаевича Толстого как писателя. Опубликованная в «Современнике» под псевдонимом Л. Н., она сразу же принесла начинающему автору известность и признание.

Пробыв на Кавказе два года, Л. Н. Толстой с началом Крымской войны был переведён в Дунайскую армию, а затем в Севастополь, где он служил в артиллерийских войсках, командуя батареей, участвовал в обороне Малахова кургана и сражался при Чёрной. За участие в боях за Севастополь Толстой был неоднократно награждён, в том числе орденом святой Анны.

Здесь писатель начинает работу над «Севастопольскими рассказами», которые завершает в Петербурге, куда был переведён в начале осени 1855 года, и публикует их уже под своим именем в «Современнике». Эта публикация закрепляет за ним имя представителя нового поколения литераторов.

В конце 1857 года Л. Н. Толстой уходит в отставку, имея чин поручика, и отправляется в своё европейское путешествие.

Европа и педагогическая деятельность

Первая поездка Льва Толстого в Европу была ознакомительной, туристической. Он посещает музеи, места, связанные с жизнью и деятельностью Руссо. И хотя его восхитило ощущение социальной свободы, присущее европейскому образу жизни, общее впечатление от Европы у него было отрицательным, главным образом из-за контраста между богатством и бедностью, спрятанного под культурным лоском. Характеристика тогдашней Европы дана Толстым в рассказе «Люцерн».

После первого европейского путешествия Толстой в течение нескольких лет занимается народным образованием, открывая крестьянские школы в окрестностях Ясной Поляны. Первый опыт в этом у него уже был, когда ведя в юности довольно хаотичный образ жизни, в поисках ее смысла, во время неудачного занятия фермерством он открыл первую школу в своём имении.

В это время продолжается работа над «Казаками», романом «Семейное счастье». А в 1860-1861 годах Толстой снова едет в Европу, на этот раз с целью изучить опыт внедрения народного образования.

После возвращения в Россию он разрабатывает свою педагогическую систему, основанную на свободе личности, пишет множество сказок и рассказов для детей.

Женитьба, семья и дети

В 1862 году писатель женился на Софье Берс , которая была моложе его на восемнадцать лет. Имевшая университетское образование Софья в дальнейшем много помогала мужу в его писательской работе, в том числе переписывая начисто черновики рукописей. Хотя отношения в семье не всегда были идеальными, они прожили вместе сорок восемь лет. В семье родилось тринадцать детей, из которых до совершеннолетия дожили лишь восемь.

Образ жизни Л. Н. Толстого способствовал нарастанию со временем проблем в семейных отношениях. Особенно заметными они стали после завершения «Анны Карениной». Писатель погрузился в депрессию, стал требовать от семьи вести образ жизни, приближенный к крестьянскому быту, что приводило к постоянным ссорам.

«Война и мир» и «Анна Каренина»

На работу над наиболее известными его произведениями «Война и мир» и «Анна Каренина» у Льва Николаевича ушло двенадцать лет.

Первая публикация отрывка из «Войны и мира» появилась ещё в 1865 году, а уже в шестьдесят восьмом были напечатаны три первых части полностью. Успех романа был настолько большим, что понадобилось дополнительное издание уже вышедших частей, ещё до завершения работы над последними томами.

Не меньший успех выпал и следующему роману Толстого - «Анна Каренина», вышедшему в 1873-1876 годах. В этом произведении писателя уже чувствуются признаки душевного кризиса. Отношения главных героев книги, развитие сюжета, его драматический финал свидетельствовали о переходе Л. Н. Толстого к третьему этапу своего литературного творчества, отражающему усиление драматического взгляда писателя на бытие.

1880-е годы и Московская перепись

В конце семидесятых годов Л. Н. Толстой знакомится с В. П. Щеголёнком, на основе фольклорных рассказов которого писатель создаёт некоторые свои произведения «Чем люди живы», «Молитва» и другие. Изменение его миросозерцания к восьмидесятым годам отразилось в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «Крейцерова соната», которые характерны для третьего этапа творчества Толстого.

Пытаясь улучшить жизнь народа, писатель в 1882 году принимает участие в московской переписи, полагая, что официальное обнародование данных о бедственном положении простых людей поможет добиться изменения их судьбы. По выданному Думой плану он в течение нескольких дней собирает статистическую информацию на территории наиболее сложного участка, находящегося в Проточном переулке. Под впечатлением увиденного в московских трущобах им была написана статья «О переписи в Москве».

Роман «Воскресение» и отлучение от церкви

В девяностые годы писатель пишет трактат «Что такое искусство?», в котором он обосновывает свой взгляд на предназначение искусства. Но вершиной писательского труда Толстого этого периода считается роман «Воскресение». Изображение в нём церковной жизни как механической рутины позже стало основной причиной отлучения Льва Толстого от церкви.

Откликом писателя на это был его «Ответ синоду», что подтвердил разрыв Толстого с церковью, и в котором он обосновывает свою позицию, указывая на противоречия между церковными догматами и своим пониманием христианской веры.

Общественная реакция на это событие была противоречивой - часть общества выражала Л. Толстому сочувствие и поддержку, от другой слышались угрозы и ругань.

Завершающие годы жизни

Решив прожить оставшуюся жизнь не противореча своим убеждениям, Л. Н. Толстой в начале ноября 1910 года тайно уходит из Ясной Поляны, сопровождаемый лишь личным врачом. Определённой конечной цели уход не имел. Предполагалась уехать в Болгарию или на Кавказ. Но через несколько дней, почувствовав недомогание, писатель был вынужден, остановится на станции Астапово, где врачи диагностировали у него воспаление лёгких.

Попытки врачей спасти его не удались, и великий писатель умер 20 ноября 1910 года. Сообщение о смерти Толстого вызвало волнение по всей стране, но похороны прошли без происшествий. Похоронен он в Ясной Поляне, на любимом месте его детских игр - у края лесного оврага.

Духовные искания Льва Толстого

Несмотря на признание литературного наследия писателя во всём мире, сам Толстой относился к написанным им произведениям с пренебрежением . По-настоящему важным он считал распространение своих философско-религиозных взглядов, в основе которых была идея «непротивления злу насилием», известная как «толстовство». В поисках ответа на волновавшие его вопросы он много общался с людьми духовного звания, читал религиозные трактаты, изучал результаты изысканий точных наук.

В быту это выражалось постепенным отказом от роскоши помещичьей жизни, от своих имущественных прав, переходу к вегетарианству, - «опрощению». В биографии Толстого это было третьим периодом его творчества, в течение которого он окончательно пришёл к отрицанию всех тогдашних общественно-государственных, и религиозных форм жизни.

Мировое признание и изучение наследия

И в наше время Толстой считается одним из величайших писателей мира. И хотя сам он считал свои занятия литературой делом второстепенным, и даже в определённые жизненные периоды ничтожным, бесполезным, именно рассказы, повести и романы сделали его имя известным, способствовали распространению созданного им религиозно-нравственного учения, известного как толстовство, которое для Льва Николаевича было основным итогом жизни.

В России проект по изучению творческого наследия Толстого запускается уже с младших классов общеобразовательной школы. Первая презентация творчества писателя начинается в третьем классе, когда происходит начальное знакомство с биографией писателя. В дальнейшем, по мере изучения его произведений, ученики пишут рефераты на тему творчества классика, делают доклады как по биографии писателя, так и по отдельным его произведениям.

Изучению творчества писателя, сохранению памяти о нём способствует множество музеев в памятных местах страны, связанных с именем Л. Н. Толстого. В первую очередь таким музеем является музей-заповедник Ясная Поляна, где писатель родился и похоронен.

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, по происхождению - граф из известного дворянского рода. Родился он 28.08.1828 года в находящейся в Тульской губернии усадьбе Ясная Поляна, а умер 7.10.1910 года на станции Астапово.

Детство писателя

Лев Николаевич был представителем большой дворянской семьи, четвертым ребенком в ней. Мать его, княжна Волконская, рано умерла. В это время Толстому не исполнилось еще и двух лет, но он составил представление о своей родительнице по рассказам различных членов семьи. В романе "Война и мир" образ матери представляет княжна Марья Николаевна Болконская.

Биография Льва Толстого в ранние годы отмечена еще одной смертью. Из-за нее мальчик остался сиротой. Отец Льва Толстого, участник войны 1812 года, как и мать, рано умер. Это произошло в 1837 году. В то время мальчику было всего девять лет. Братья Льва Толстого, сам он и его сестра были переданы на воспитание Т. А. Ергольской, дальней родственнице, имевшей на будущего писателя огромное влияние. Воспоминания детства всегда были для Льва Николаевича самыми счастливыми: семейные предания и впечатления от жизни в усадьбе стали для его произведений богатым материалом, отразившись, в частности, в автобиографической повести "Детство".

Учеба в Казанском университете

Биография Льва Толстого в юные годы отмечена таким важным событием, как обучение в университете. Когда будущему писателю исполнилось тринадцать лет, семья его переехала в Казань, в дом опекунши детей, родственницы Льва Николаевича П.И. Юшковой. В 1844 году будущий писатель был зачислен на философский факультет Казанского университета, после чего перевелся на юридический, где проучился около двух лет: учеба не вызывала у юноши живого интереса, поэтому он предался со страстью различным светским развлечениям. Подав прошение об увольнении весной 1847 году, по причине расстроенного здоровья и по "домашним обстоятельствам", Лев Николаевич уехал в Ясную Поляну с намерением изучить полный курс юридических наук и сдать экстерном экзамен, а также выучить языки, "практическую медицину", историю, сельское хозяйство, географическую статистику, заниматься живописью, музыкой и написать диссертацию.

Годы юношества

Осенью 1847 года Толстой уезжает в Москву, а затем в Петербург для того, чтобы выдержать в университете кандидатские экзамены. В этот период его образ жизни часто менялся: он то целыми днями учил различные предметы, то отдавался музыке, но хотел начать карьеру чиновника, то мечтал поступить юнкером в полк. Доходившие до аскетизма религиозные настроения чередовались с картами, кутежами, поездками к цыганам. Биография Льва Толстого в годы юношества окрашена борьбой с собой и самоанализом, отраженным в дневнике, который писатель вел в течение всей жизни. В этот же период зародился интерес к литературе, появились первые художественные наброски.

Участие в войне

В 1851 году Николай, старший брат Льва Николаевича, офицер, уговорил Толстого отправиться на Кавказ вместе с ним. Лев Николаевич прожил почти три года на берегу Терека, в казачьей станице, выезжая во Владикавказ, в Тифлис, в Кизляр, участвуя в военных действиях (в качестве добровольца, а затем был принят на службу). Патриархальная простота жизни казаков и кавказская природа поразили писателя своим контрастом с мучительной рефлексией представителей образованного общества и бытом дворянского круга, дали обширный материал для повести "Казаки", написанной в период с 1852 по 1863 годы на автобиографическом материале. В рассказах "Набег" (1853 год) и "Рубка леса" (1855 год) также отразились его кавказские впечатления. Они оставили след и в его повести "Хаджи-Мурат", написанной в период с 1896 по 1904 годы, опубликованной в 1912.

Вернувшись на родину, Лев Николаевич писал в дневнике, что очень полюбил этот дикий край, в котором соединяются "война и свобода", столь противоположные по своей сути вещи. Толстой на Кавказе начал создавать свою повесть "Детство" и анонимно отправил ее в журнал "Современник". Это произведение появилось на его страницах в 1852 году под инициалами Л. Н. и, наряду с более поздними "Отрочеством" (1852-1854 годы) и "Юностью" (1855-1857 годы), составила знаменитую автобиографическую трилогию. Творческий дебют сразу же принес настоящее признание Толстому.

Крымская кампания

В 1854 году писатель отправляется в Бухарест, в Дунайскую армию, где творчество и биография Льва Толстого получают дальнейшее развитие. Однако вскоре скучная штабная жизнь заставила его перевестись в осажденный Севастополь, в Крымскую армию, где он был командиром батареи, проявив храбрость (награжден медалями и орденом св. Анны). Льва Николаевича в этот период захватили новые литературные планы и впечатления. Он начал писать "севастопольские рассказы", имевшие большой успех. Некоторые замыслы, которые возникли еще в то время, позволяют угадывать в артиллерийском офицере Толстого-проповедника поздних лет: он мечтал о новой "религии Христа", очищенной от таинственности и веры, "религии практической".

В Петербурге и за границей

Толстой Лев Николаевич в ноябре 1855 года приехал в Петербург и сразу же стал членом кружка "Современник" (куда входили Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие). Он принимал участие в создании в то время Литературного фонда, и вместе с тем оказался вовлеченным в конфликты и споры писателей, но чувствовал себя в этой среде чужим, что передал в "Исповеди" (1879-1882 годы). Выйдя в отставку, осенью 1856 года писатель уехал в Ясную Поляну, а затем, в начале следующего, 1857, отправился за границу, побывав в Италии, во Франции, в Швейцарии (впечатления от посещения этой страны описываются в рассказе "Люцерн"), а также посетил Германию. В этом же году осенью Толстой Лев Николаевич вернулся сначала в Москву, а затем и в Ясную Поляну.

Открытие народной школы

Толстой в 1859 году открыл в деревне школу для детей крестьян, а также помог устроить более двадцати подобных учебных заведений в районе Красной Поляны. Для того чтобы ознакомиться с европейским опытом в этой сфере и применить его на практике, писатель Лев Толстой снова отправился за границу, посетил Лондон (где встречался с А. И. Герценом), Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. Однако европейские школы несколько разочаровывают его, и он решает создать собственную педагогическую систему, основанную на свободе личности, публикует учебные пособия и труды по педагогике, применяет их на практике.

"Война и мир"

Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился на Софье Андреевне Берс, 18-летней дочери врача, и сразу же после венчания отправился из Москвы в Ясную Поляну, где всецело отдался хозяйственным заботам и семейной жизни. Однако уже в 1863 году он вновь захвачен литературным замыслом, на этот раз создания романа о войне, в котором должна была отразиться русская история. Льва Толстого интересовал период борьбы нашей страны с Наполеоном в начале 19 века.

В 1865 году в "Русском вестнике" была напечатана первая часть произведения "Война и мир". Роман сразу же вызвал множество откликов. Последующие части спровоцировали горячие споры, в частности, развиваемая Толстым фаталистическая философия истории.

"Анна Каренина"

Произведение это создавалось в период с 1873 по 1877 годы. Живя в Ясной Поляне, продолжая обучать крестьянских детей и публиковать свои педагогические взгляды, Лев Николаевич в 70-е годы работал над произведением о жизни современного ему высшего общества, построив свой роман на контрасте двух сюжетных линий: семейной драмы Анны Карениной и домашней идиллии Константина Левина, близкого и по психологическому рисунку, и по убеждениям, и по образу жизни самому писателю.

Толстой стремился к внешней безоценочности тона своего произведения, тем самым прокладывая дорогу новому стилю 80-х годов, в частности, народным рассказам. Правда мужицкой жизни и смысл существования представителей "образованного сословия" - вот круг вопросов, интересовавший писателя. "Мысль семейная" (по словам Толстого, главная в романе) переведена в его творении в социальное русло, а саморазоблачения Левина, многочисленные и беспощадные, его мысли о самоубийстве - иллюстрация пережитого в 1880 годы духовного кризиса автора, назревшего еще во время работы над этим романом.

1880 годы

В 1880- годы творчество Льва Толстого пережило трансформацию. Переворот в сознании писателя отразился и в его произведениях, прежде всего в переживаниях персонажей, в том духовном прозрении, которое меняет их жизнь. Подобные герои занимают центральное место в таких творениях, как "Смерть Ивана Ильича" (годы создания - 1884-1886), "Крейцерова соната" (повесть, написанная в 1887-1889 годах), "Отец Сергий" (1890-1898), драма "Живой труп" (оставшаяся незавершенной, начатая в 1900 году), а также рассказ "После бала" (1903 год).

Публицистика Толстого

Публицистика Толстого отражает его душевную драму: изображая картины праздности интеллигентных слоев и социального неравенства, Лев Николаевич ставил перед обществом и перед собой вопросы веры и жизни, подвергал критике учреждения государства, доходя до отрицания искусства, науки, брака, суда, достижений цивилизации.

Новое мировоззрение представлено в "Исповеди" (1884 год), в статьях "Так что же нам делать?", "О голоде", "Что такое искусство?", "Не могу молчать" и других. Этические идеи христианства понимаются в этих трудах как фундамент братства людей.

В рамках нового мироощущения и гуманистического представления об учении Христа Лев Николаевич выступал, в частности, против догмата церкви и критиковал ее сближение с государством, что привело к тому, что его официально отлучили от церкви в 1901 году. Это вызвало огромный резонанс.

Роман "Воскресенье"

Свой последний роман Толстой писал в период с 1889 по 1899 годы. В нем воплощен весь спектр волновавших в годы духовного перелома писателя проблем. Дмитрий Нехлюдов, главный герой, - это внутренне близкий Толстому человек, который проходит в произведении путь нравственного очищения, в итоге приводящий его к осмыслению необходимости деятельного добра. Роман строится на системе оценочных противопоставлений, которые открывают неразумность устройства общества (лживость социального мира и красота природы, фальшь образованного населения и правда мужицкого мира).

Последние годы жизни

Жизнь Льва Николаевича Толстого в последние годы была непростой. Духовный перелом обернулся разрывом со своей средой и семейным разладом. Отказ от обладания частной собственностью, например, вызывал недовольство членов семьи писателя, прежде всего его супруги. Личная драма, пережитая Львом Николаевичем, отразилась в дневниковых записях.

Осенью 1910 года, ночью, втайне от всех, 82-летний Лев Толстой, даты жизни которого были представлены в данной статье, сопровождаемый лишь своим лечащим врачом Д. П. Маковицким, покинул имение. Путь оказался непосильным для него: в дороге писатель заболел и вынужден был высадиться на ж/д станции Астапово. В доме, принадлежавшем ее начальнику, Лев Николаевич провел последнюю неделю жизни. За сообщениями о его здоровье в то время следила вся страна. Похоронен Толстой в Ясной Поляне, его смерть вызвала огромный общественный резонанс.

Многие современники прибыли, чтобы проститься с этим великим русским писателем.

на тему: "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого"


Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической семье. По отцу он принадлежал к старинному роду, насчитывавшему шестьсот лет и давшему России знаменитых политических и государственных деятелей, а по матери - к роду Волконских, также прославившихся в служении Отечеству. Отец Толстого, Николай Ильич, семнадцатилетним юношей в 1812 г. определился в военную службу и воевал с Наполеоном. Он вышел в отставку после Отечественной войны и женился на Марии Николаевне Волконской. Быт Ясной Поляны был окутан многочисленными семейными преданиями и легендами, которыми богаты истории обоих родов. Эти предания впоследствии найдут место в произведениях Толстого, особенно в романе-эпопее "Война и мир". У Льва Толстого было три брата - Николай, Сергей, Дмитрий, а также сестра Мария. Девушке было только два года, когда умерла мать, а в 1837 г. скончался и Николай Ильич, и дети осиротели. В 1841 г. их взяла к себе родная сестра отца, Пелагея Ильинична Юшкова, жившая в Казани.

В 1844 г. Толстой поступает на факультет восточных языков Казанского университета, но к занятиям относился несерьезно и провалил экзамены за первый курс. Благодаря протекции тетушки был переведен на юридический факультет, но вскоре оставил университет и уехал в Ясную Поляну. Там он со страстью читает сочинения Руссо и приходит к идее исправления мира через нравственное самосовершенствование каждого человека. Воодушевленный этой идеей, он заводит дневник, где анализирует отрицательные стороны своего характера. Это явилось началом той душевной работы, которой Толстой будет заниматься всю жизнь. Он считает, что осмысление собственных слабостей и недостатков ведет к их преодолению, освобождению от них.

Летом 1851 г. жизнь Толстого круто меняется. В отпуск с офицерской службы приезжает старший брат Николай и берет Льва с собой на Кавказ. В казачьей станице Старогладковской Толстой впервые столкнулся с миром вольных казаков, никогда не знавших крепостного права. Эта вольница обворожила Толстого, он испытывал желание оставить все и зажить такой же простой и естественной жизнью, как и казаки. Впоследствии он напишет повесть "Казаки" (1863), в которой поведает о том, как трудно человеку цивилизации вернуться в патриархальную простоту, да и само противопоставление естественного, природного уклада жизни простых людей цивилизации, заимствованное у Руссо, пройдет практически через все произведения Толстого.

На Кавказе Толстой начинает работать над художественной автобиографией и пишет повесть "Детство", которую отправляет в Петербург в самый популярный тогда журнал "Современник", где она была восторженно встречена самим Некрасовым и напечатана в 1852 г. "Детство" явилось первой частью задуманной тетралогии "Четыре эпохи развития". Осуществлены были еще две части - повести "Отрочество" и "Юность", а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе "Утро помещика". Повесть "Отрочество" была напечатана в 1854 г., а "Юность" - в 1857 г. Имя Толстого стало в один ряд с именами лучших русских писателей того времени. В своей трилогии Толстой отобразил новый художественный взгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека, оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с его незамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттого способным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этот детский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытом взрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлинным открытием и принес Толстому славу художника-психолога. Толстой делал предметом своего психологического исследования не сформировавшийся характер героя, а сложнейшее соединение в душе человека различных временных срезов, отражающих этапы формирования его личности и создающих неповторимый облик каждого человека. Присутствующий в душе взрослого детский опыт может служить для него порой безошибочным критерием в выборе точного поведения и даже способствовать самосовершенствованию человека. Детская душа имеет дорогое для Толстого свойство восстанавливать гармонию с окружающим миром в силу своей чистоты и непосредственности, но взрослый мир затуманивает детское мироощущение и гасит эту способность, приводя тем самым человека к разладу с миром и самим собой. Этот разлад особенно болезненно сказывается в отрочестве, самом сложном периоде развития личности. Утратившая непосредственную чистоту нравственного чувства душа отрока становится открытой лишь для восприятия отрицательных сторон жизни и дурных эмоций. Потеряв доверие к миру, человек сосредоточивается на самом себе, и поэтому рвутся его душевные связи с окружающим.

Но и в этих обстоятельствах нравственное чувство не угасает в человеке совсем. Пробуждению души способствует возникновение дружбы и способность к ней. Юность, с точки зрения Толстого, подобна весне с ее пробуждением, и поэтому у человека рождается желание восстановить утраченные связи с миром, ощущение единения с ним. Но это отнюдь не безоблачный путь. Напротив, идя по нему, человек вынужден преодолевать разнообразные препятствия, прежде всего связанные с душевными противоречиями.

В 1853 г. началась русско-турецкая война, а в 1854 г. Толстого по его просьбе переводят в действующую армию. Находясь в осажденном Севастополе, Толстой наблюдает за поведением простых солдат и матросов и убеждается в колоссальной духовной силе народа, в его высоких патриотических чувствах. Толстой пытается взглянуть на события глазами простого солдата. Приобретенный в это время опыт дал ему большой материал для романа-эпопеи "Война и мир", кроме того, им были написаны три рассказа, в которых отразился его эстетический и этический идеал: "Севастополь в декабре месяце", "Севастополь в мае", "Севастополь в августе 1855 года" (1855, 1856). В финале рассказа "Севастополь в мае" Толстой формулирует свое художественное кредо: "Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда".

В конце 1855 г. Толстой приехал в Петербург, будучи уже известным писателем. Его творческая манера сложилась в произведениях 50-х гг. "Особенность таланта графа Толстого, - писал Н.Г. Чернышевский, - состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином". Толстой стремился показать процесс зарождения чувства или мысли, их видоизменения в результате сцеплений с другими чувствами и мыслями, весь сложный путь их становления и оформления. При этом он постоянно подчеркивает неточность и приблизительность любых конечных определений. Такое изображение душевной жизни обусловливало и новое понимание характера. Тончайший психологический анализ приводит Толстого к мысли, что человек - значительно более сложное явление, чем это представляется на первый взгляд, и что он всегда таит в себе возможности духовного обновления. Эта способность к обновлению и саморазвитию всегда находится в центре внимания Толстого-художника. В движении человека к нравственной высоте, а не в изменениях социальных или политических систем видел он возможности развития и обновления мира. Способность человека к нравственному самосовершенствованию, по мысли Толстого, и есть жизнь, а задача литературы - научить "полюблять жизнь", как писал он в одном из писем.

Роман-эпопея "Война и мир" (1863-1869). В начале 60-х гг. Толстой задумывает роман о декабристе, который возвращается после амнистии из Сибири в обновленную реформой 1861 г. Россию. Замысел постепенно расширяется. Толстой писал: "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам... В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным... Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама... Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов".

Погружаясь в историю, Толстой все более приближался к современности. Он искал в историческом прошлом России момент, аналогичный тому, что переживала страна после 1861 г. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалое единение всего народа, которое было так необходимо в пореформенную эпоху - эпоху ломки жизненных устоев. Художественным исследованием этого единения и путей его достижения и занят Толстой в "Войне и мире". История становилась инструментом, с помощью которого исследовалась современность. Работа над романом продолжалась шесть лет, и в процессе ее временные рамки произведения ограничились 1812-1824 гг.

Напечатанная по частям в "Русском вестнике" книга имела огромный успех. Сразу стало очевидно, что произведение не укладывается в привычные формы жанра. Традиционный роман с его сюжетной линией, основывающейся на судьбе героя, не мог вместить в себя жизнь всей страны, к чему стремился Толстой. Необходимо было преодолеть главное разграничение, казавшееся вечным и незыблемым, - разграничение частной и исторической жизни. Толстой показывает, что жизнь людей едина и протекает по общим законам в любой сфере, будь то сфера семейная или государственная, частная или историческая. Повседневная жизнь людей опутана целой сетью условностей, которые подчиняют себе человека, вынуждая его руководствоваться в своих поступках не принципами или чувствами, а общепринятыми нормами; человек зависим от этих условностей, которые заслоняют и даже подменяют собой абсолютные и подлинные ценности жизни. Самой главной ценностью, с точки зрения Толстого, является общечеловеческая связь, подтачиваемая в современном мире враждой между людьми.

Столь же необычной, как и жанр произведения, была композиция. Отсутствие единой сюжетной линии вынуждало Толстого искать новые приемы скрепления колоссального здания эпопеи в единое целое. Он изменил роль эпизода. В традиционном романе эпизод представлял собой одно из звеньев в цепи событий, объединенных причинно-следственными связями; будучи итогом предшествующих событий, он одновременно становился предпосылкой последующих. Сохраняя эту роль эпизода в автономных сюжетных линиях своего романа, Толстой наделял его новым свойством. Эпизоды в "Войне и мире" скреплялись не только сюжетной, причинно-следственной связью, но и вступали в особую связь, которую сам Толстой, говоря о романе "Анна Каренина", назвал связью "сцеплений". Именно из бесконечных сцеплений состоит художественная ткань "Войны и мира". Она скрепляет воедино эпизоды не только из разных частей, но даже из разных томов, эпизоды, в которых принимают участие совершенно разные действующие лица (например, эпизод из первого тома, в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома - о встрече парламентера Александра I генерала Балашова с маршалом Мюратом). И таких эпизодов, объединенных не сюжетной, а иной связью, связью "сцеплений", в "Войне и мире" громадное количество, что обеспечивает произведению с несколькими сотнями действующих лиц и многими, совершенно автономными сюжетными линиями художественное единство и целостность.

Кроме того, Толстой помимо обычных персонажей, представляющих собой полноценные реалистические характеры, создал образы двух персонажей, которые, также будучи реалистическими характерами, несут на себе особую нагрузку, становясь почти символическими образами. Это образы Кутузова и Наполеона, олицетворяющие два противоположных начала жизни - начало объединяющее и начало разъединяющее. И к этим образам в той или иной степени тяготеют практически все персонажи "Войны и мира", разделенные тем самым на людей "войны" и людей "мира". Таким образом, "Война" и "мир" у Толстого - это два универсальных состояния человеческого бытия, жизни общества.

Наполеон, по мысли Толстого, воплощает в себе сущность современной цивилизации, выражающуюся в культе личной инициативы и сильной личности. Именно этот культ и вносит в современную жизнь разобщенность и всеобщую враждебность. Ему противостоит у Толстого начало, воплощенное в образе Кутузова, человека, отрешившегося от всего личного, не преследующего никакой личной цели и в силу этого умеющего угадывать историческую необходимость и своей деятельностью способствующего ходу истории, в то время как Наполеону только кажется, что это он управляет историческим процессом. Но история развивается по своим собственным законам, независимо от воли людей.

Кутузов у Толстого олицетворяет начало народное, народ же представляет собой духовную целостность, опоэтизированную автором "Войны и мира". Эта целостность возникает только на основе культурных преданий и традиций. Утрата их превращает народ в злобную и агрессивную толпу, единство которой держится не на общем начале, а на начале индивидуалистическом. Такую толпу представляет собой наполеоновская армия, идущая на Россию, а также люди, растерзавшие Верещагина, которого Растопчин обрекает на гибель.

Общество, в котором восторжествовало начало "войны", распадается, теряет единство, его представители живут эгоистическими интересами. Именно таким изображает Толстой высшее общество Петербурга, воплощением сущности которого является семейство Курагиных. Всеобщий хаос мучителен для героев романа. Ситуация "мира", напротив, вносит в жизнь осмысленность и единство, приводя личный интерес в согласие с интересом всеобщим. Такая ситуация и возникает в России в 1812 г.

Это всеобщее единение окажется искомым для Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их жизненные пути свидетельствуют о поисках преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни. Тем не менее это не снимает важнейших различий между ними.

В начале жизни князь Андрей, найдя кумира в Наполеоне, обособляет себя от других людей. Его мечта о славе героя соответствует духу русской культуры XVIII в., когда герой мыслился непременно на пьедестале. Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который произойдет на Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнутся в ходе военных действий с реальной жизнью и бытом войны, и Андрею откроется героическое начало в невзрачном капитане Тушине. Замкнувшегося в ограниченном семейном мире Болконского из состояния душевной апатии выведет Пьер Безухов, который посетит своего друга в счастливую для себя пору жизни. Пьер в зените своего увлечения масонскими идеями уверен, что нашел смысл жизни. Его воодушевление передастся и Андрею, который вновь почувствует вкус к активной деятельности (символичны две встречи князя Андрея со старым дубом по пути в Отрадное и обратно). Однако и новая жизнь Андрея, протекающая в высших сферах государственной бюрократии, искусственна. Это откроется Андрею благодаря встрече с Наташей Ростовой на балу. Наташа как бы приближает князя к земной жизни, но Толстой сразу же дает читателю почувствовать, что они не предназначены друг для друга, что простое счастье не для Болконского.

Поворотным окажется в жизни и Наташи, и Андрея Болконского 1812 год. Во время Отечественной войны князь почувствует и поймет законность существования интересов других людей. Это понимание проявится в его видении причин успеха в войне, который, как он считает, определяют не численность войска и его расположение, не количество пушек, а то чувство, которое будет в каждом солдате. Так изменятся представления Андрея Болконского о движущих силах истории. Но полностью воспринять миропонимание простых солдат князь Андрей все же не в силах. В момент смертельного ранения он испытывает страстный порыв жизнелюбия. Знаменательно, что на Аустерлицком поле символом всеобщего единения для него становится небо, а на Бородинском - земля. Но земля так и не далась Андрею. Восторжествовало небо с его всеобщей любовью, а не земля, которая проявилась в конкретной любви к Наташе.

В жизненных исканиях Пьера Безухова также поворотным моментом станет 1812 год. Но Пьер в своем стремлении жить общей жизнью перешагнет тот рубеж, на котором остановился князь Андрей. Солдаты примут его в свою семью, и он почувствует себя одним из них. Духовное перерождение Пьера довершают плен и знакомство с Платоном Каратаевым. В Каратаеве Пьера покорит любовь к миру без малейшей примеси эгоистического чувства. Каратаев станет для Толстого символом "мирных" свойств русского крестьянского характера, олицетворением простоты и правды. Общение с ним даст Пьеру более глубокое понимание смысла жизни, основанной на любви к Богу, который и есть жизнь, а жизнь есть Бог.

Пройдя через лишения плена и восприняв каратаевский взгляд на мир, Пьер делает вывод, что несчастья на земле происходят не от недостатка, а от избытка, в том числе подавляющего преобладания интеллектуального начала в современной цивилизации, в результате чего человек утрачивает непосредственность в восприятии земного существования.

Обновляющее влияние на интеллектуальных героев "Войны и мира" оказывает Наташа Ростова. Наташа никогда не задумывается над смыслом жизни и не пытается постичь его рационалистическим путем. Для нее этот смысл скрыт в самом процессе жизни и не существует вне его. В ее образе воплощены лучшие свойства женской натуры, гармония духовного и телесного. Нравственное чувство Наташи естественно, а не отвлеченно, она обладает даром интуиции. Живость и непосредственность Наташи, ее интуитивное понимание подлинных ценностей жизни привлекает к ней людей. Графинечка Наташа обладает истинно русской душой, что помогает ей естественно чувствовать себя в самых разных ситуациях (вспомним ее русскую пляску в доме дядюшки и желание помочь раненым в Бородинском сражении, передавшееся всем Ростовым).

Вместе с тем непосредственность Наташи таит в себе опасность и может толкнуть ее на необдуманные поступки. Свободная от внешних условностей, она оказывается способна преступить нравственные границы - в этом причина ее сближения с Курагиным. Пагубен как избыток интеллекта, приглушающий в человеке непосредственное чувство жизни, так и стихийная жизненная сила, не контролируемая разумом. В союзе Наташи и Пьера Толстой пытается найти гармоничное сочетание этих качеств.

Эпилог "Войны и мира" представляет собой соединение под крышей лысогорского дома в одной семье разрозненных прежде начал, олицетворенных в семьях Ростовых, Болконских и Безуховых. Эпилог звучит как гимн семье, являющейся, по Толстому, высшей формой единения между людьми.

Роман "Война и мир" стал ответом Толстого на сложившуюся в пореформенной России культурно-духовную ситуацию, требовавшую, как и в 1812 г., единения всех сил народа для преодоления того кризиса, в котором оказалась страна.

Исследованию утраты духовных связей между членами семьи и, как следствие этого, распаду самой семьи посвящен роман "Анна Каренина", над которым Толстой работал в 1873- 1877 гг. Две сюжетные линии лежат в основе этого произведения: история распавшейся семьи Анны Карениной и родившейся семьи Константина Левина. Брак Анны с духовно чуждым ей сановником Карениным построен не на основе любви и неизбежно обречен на крушение. Толстой осуждает общественную мораль, прощающую супружеские измены, но не прощающую свободную и искреннюю любовь. Драматична жизнь семьи без любви, но не менее драматичен и распад семьи.

Распад семьи Карениных, который, по мысли Толстого, знаменует собой духовный кризис современной цивилизации, распад духовных ценностей, а также драматизм любви Анны к Вронскому показаны на фоне отношений Кити Щербацкой и Левина, построенных на основе духовного единения. Константин Левин является героем автобиографическим. Для него первооснова жизни - земледельческий труд, которому он предан. Спасение от лжи современной цивилизации он видит в нравственном перерождении человечества.

Свои взгляды на основы современного общественно-государственного строя России и критику этого строя Толстой изложил в ряде философско-религиозных работ 80-90-х гг.: "Исповедь", "Так что же нам делать?", "Царство Божие внутри нас", "В чем моя вера?" и др. В этих работах он подверг сокрушительной критике все официальные социальные институты, включая церковь. Он создал собственное религиозно-этическое учение, нашедшее последователей, которых называли "толстовцами". Они покидали города, организовывали земледельческие колонии и занимались распространением толстовского учения. Последователи Толстого появились во многих странах.

В 1899 г. был опубликован роман "Воскресение" - одно из крупнейших произведений мировой реалистической литературы, отразившее широчайшую социально-нравственную проблематику. Через образ князя Нехлюдова, порвавшего со своим классом, автор показывает конфликт двух миров - имущих и неимущих, поднимает тему моральной ответственности человека за свои поступки. История духовного падения Нехлюдова, связанного с отказом от чувства стыда и превращением человека в обезличенное, грубое и эгоистичное существо, а также его медленного и мучительного "воскресения", т.е. обретения подлинно человеческой сущности, составляет сюжетную основу романа. Чувство вины перед Катюшей Масловой постепенно перерастает у Нехлюдова в чувство вины перед обездоленным и страдающим народом, стыд за себя - в стыд за всех людей своего круга. Собственная вина представляется ему частью общей вины всего дворянского сословия. Толстой выступает за неизбежность коренного преобразования всей русской жизни, но преобразование это он видит только ненасильственным.

Гений Л.Н. Толстого - художника и мыслителя отразил жизненные процессы всемирной важности во всей их сложности и противоречивости. И сам он не был сторонним их наблюдателем, стремясь соединить собственное учение с образом жизни. Переживаемая им духовная драма побудила его на закате дней тайно покинуть Ясную Поляну. В дороге он заболел воспалением легких и скончался. Смерть Толстого стала событием, потрясшим не только Россию, но и весь мир.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губерниив семье, принадлежащей классу дворян. В 1860 - х годах он написал свой первый большой роман - “Война и мир”.

В 1873 году Толстой приступил к работе над одной из наиболее известных его книг: “Анна Каренина”. Одна из его самых успешных поздних работ – “Смерть Ивана Ильича”.

Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После пребывания на посту юнкером, Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в Севастополь, где воевал в Крымской войне по август 1855 года.

В годы своего юнкерства в армии у Толстого было немало свободного времени. В спокойные периоды он работал над автобиографической историей под названием "Детство". В ней он писал о своих самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в "Современник", самый популярный журнал того времени.

После завершения повести "Детство", Толстой начал писать о своей ежедневной жизни в армейской заставе на Кавказе. Начатую в армейские годы работу "Казаки", он закончил только в 1862 году, после того, как он уже оставил армию.

Удивительно, но Толстому удавалось продолжать писать во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал "Отрочество" , продолжение "Детства", вторую книгу в автобиографической трилогии Толстого. В разгар Крымской войны Толстой выразил свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские рассказы». Во второй книге «Севастопольских рассказов», Толстой экспериментировал с относительно новой техникой: часть истории представлена в виде повествования от лица солдата.

После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга.

Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом, он в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать "Юность", третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.

Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала “Ясная Поляна”. В этот же год он женился на дочери врача по имени Софья Андреевна Берс.

Проживая в Ясной Поляне с женой и детьми, Толстой провел большую часть 1860-х годов, трудясь над своим первым известным романом “Война и мир”. Часть романа была впервые опубликована в “Русском Вестнике” в 1865 году под названием «1805 год». К 1868 году он выпустил еще три главы. Через год роман был полностью закончен. И критики, и общественность спорили об исторической справедливости Наполеоновских войн в романе, в сочетании с развитием историй его продуманных и реалистичных, но все же вымышленных персонажей. Роман также уникален тем, что в него включены три длинных сатирических эссе о законах истории. Среди идей, которые Толстой пытается также донести в этом романе – убеждение, что положение человека в обществе и смысл человеческой жизни в основном являются производными его повседневной деятельности.