Художник-педагог А.Сапожников и его научно-методические положения в преподавании рисования. Полный курс рисования. Сапожников А.П

САПОЖНИКОВ
Андрей Петрович
(1795 – 17.3.1855)

Русский военный инженер и педагог

Художник, график, скульптор

Почетный вольный общник ИАХ

Инженер-полковник

Статский советник

Командир кондукторской роты Главного ИУ

Родился в Петербурге в семье военного советника. Из дворян.

Получил домашнее образование.

6.1807 – определен юнкером в Инженерный корпус .

1816 – назначен батальонным казначеем.

1819-20 – командир Кондукторской роты Главного ИУ. Капитан гвардии.

1827 – возглавлял Чертежную Его Высочества Вел. князя Михаила Павловича. Подполковник.

Посещал классы Императорской Академии художеств (ИАХ) в качестве «постороннего ученика» и занимался в мастерской известного исторического живописца В.К. Шебуева. Кроме того, много сил и энергии отдавал организованному в 1820 г. Обществу поощрения художников, входил в его комитет и был казначеем. Именно «за услуги по надзору и поддержанию пенсионеров Общества » ИАХ в 1830 г. признала Сапожникова почетным вольным общником ИАХ. Инженер-полковник.

В конце 1830-х гг. вышла книга с гравюрами Сапожникова «Рисунки к краткой истории Кавалергардского Ея Императорского Величества Императорского полка с 1724-го по 1832 год». Альбом литографий, раскрашенных акварелью, был поднесен императрице Александре Федоровне, ставшей с 1826 года шефом полка. Акварели заключены в красивый мозаичный переплет из темно-зеленого сафьяна, украшенный золотым тиснением и инкрустацией кожи 5 цветов.

Разработал и издал для учащихся «Курс рисования» (1830-40), который пользовался большим успехом и не раз переиздавался. Новый метод нашел применение не только в общеобразовательных, но и художественных учебных заведениях. Успех объяснялся тем, что в этом пособии наглядно и просто раскрывались законы построения трехмерного пространства на плоскости.

С 1844 – занимал должность «главного наблюдателя за рисованием и черчением в военно-учебных заведениях », в т.ч. и в Главном ИУ . В этой должности находился практически до самой смерти.

За верную службу Отечеству неоднократно удостаивался различных государственных наград и поощрений, имел чин статского советника, был награжден орденами св. Владимира и св. Анны.

А.П. Сапожников сумел утвердить свой путь становления в искусстве, в чем-то соприкасавшийся с ИАХ, в чем-то от нее отличный, связанный с такими новыми течениями, как «натуральная школа». Обладая от природы наблюдательностью, чувством юмора, он стремился к постижению мастерства, приобретая известность, как талантливый художник во все более широких кругах. Его жизнь и творчество – яркий пример раскрытия самобытного таланта и натуры увлекающейся, сумевшей оставить неповторимый след в самых разных областях он одновременно и военный инженер, и живописец, и график и скульптор, а также издатель, коллекционер, педагог, автор первого русского пособия по теории и практике рисования для общеобразовательных учебных заведений.

В музее ИАХ можно видеть образец живописи Сапожникова – картину «Прометей, прикованный к скале и терзаемый орлом». Работы, созданные художником, востребованы и в наше время. В 1970-80-е гг. были переизданы рисунки к басням И.А. Крылова в черно-белом и цветном вариантах, в 2003 г. –«Курс рисования».

Действительный статский советник, почетный вольный общник Имп. Академии Художеств, живописец-любитель.

Род. в 1795 г., ум. в 1855 г. 17-го марта. Состоя на службе по инженерному корпусу, посещал довольно долгое время рисовальные классы Имп. Акад. Художеств.

В 1830 г. получил в управление собственную чертежную великого князя Михаила Павловича, руководил художественными изданиями ее и в том же году, будучи уже инженер-полковником, избран в почетные вольные общники Академии Художеств.

В 1832 г. подарил Академии эстамп Кузеня, представляющий Страшный суд. В благодарность за это Академия представила ему, в виде подарка, выбрать для себя "одну статую или две головы" из находящихся в Академии.

В 1834 г. С. составил "Начальный курс рисования" и подарил его вместе с образцами (моделями и гипсами) Академии для раздачи ученикам ее на экзаменах.

С 1844 г. состоял главным наставником-наблюдателем черчения и рисования в военно-учебных заведениях.

С. в свое время известен был, как рисовальщик картин к басням Крылова (1834 г.), костюмов русской гвардии и армии. Принимая живое участие во всех открытиях, облегчающих техническую часть художеств, он один из первых занимался применением гальванопластики к снятию копий с выгравированных досок. Вместе с Ф. И. Прянишниковым издал "Ветхий завет в 86-ти очерках, с рисунков Агина, гравированных К. Афанасьевым" (1846 г.) и "Костюмы всех народов в литографических рисунках". С. был также известен заботливостью о развитии талантов художников, вверенных его руководству Обществом поощрения художеств (казначеем которого он состоял с самого основания этого общества).

Из картин С. известны: "Прометей" (в полный рост и в тот момент, когда, прикованный к скале, видит он налетающего на него орла) - в академич. музее (1830 г.). "Вакханалия" - у Ф. И. Прянишникова и копия с картины "Полтавская битва", находящаяся в инженерном департаменте, где служил С. Из гравюрных работ его известны: 1) Грифонаж; большая доска, посередине, которой хорошо оконченная голова богини в шлеме. 2) 53 картинки, гравированные почти очерком, крепкой водкой; при них книжка с текстом Даля: "Похождение Христиана Христиановича Виольдамура". Сочинение В. Луганского. 3) Атлас зоологии, 52 картинки.

СПб. 1847 г. 4) 92 контурные картинки к басням Крылова.

СПб. 1834 г. Изд. Смирдина. 5) 14 литографированных листов к брошюре Оленина: "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Траяна и русских князей до нашествия татар. Период первый". Литографированы с картин Ф. Г. Солнцева. 6) Гравюра очерком, женщина-амазонка, в рост; за спиною колчан, в правой руке секира, на которую фигура опирается.

Архив Имп. Акад. Худ., дело № 155 (1830 г.), № 65 (1834 г.), № 91 (1847). - "Сборник мат. для истории Акад. Xуд.", тт. II-III. - Энциклопедические Словари Гербеля и Толля. - "Русский Архив", 1892 г., XI, 312. - Ровинский, "Словарь русских граверов". Е. Т. {Половцов} Сапожников, Андрей Петрович - живописец-любитель (1795-1855). Будучи произведен в офицеры в 1811 г., служил после того по инженерной части в разных должностях до 1844 г. и тогда назначен главным наставником-наблюдателем черчения и рисования в военно-учебных заведениях.

Имея основательное знакомство с живописью, для изучения которой посещал классы Академии художеств, С. занимался в свободное от службы время писанием исторических картин и портретов.

Он оказал искусству немаловажную услугу различными изданиями, в особенности же руководством к изучению рисования, остающимся доныне лучшим из учебников по этой части. От Общества поощрения художников, в котором С. состоял одним из деятельнейших членов, был поручен ему надзор над пенсионерами этого учреждения, и его попечениям и вниманию в значительной степени были обязаны своим развитием многие художники, образовавшиеся при поддержке общества.

За эти услуги искусству Академия худ. признала его в 1830 г. своим почетн. вольн. общником.

В музее Академии можно видеть образец живописи С. - картину "Прометей, прикованный к скале и терзаемый орлом". {Брокгауз} Сапожников, Андрей Петрович (Sapochnicof); Д. С. С; живописец-гравер; род. 1795, ум. 17 марта 1855; в 1840 г. первый начал делать копии с медных гравированных досок посредством гальванопластики; с 1847 почетный вольный общник Академии художеств; составил курс рисования; по его заказу нарисованы 83 контурных рисунка из Нового Завета художником Агиным и выгравированы К. Афанасьевым.

Его работы: 1. Грифонаж; большая доска (6.4 х 5.11), в средине которой хорошо оконченная голова богини в шлеме (вся фигура по грудь); слева видна рука, держащая рейсфедер; повыше львиная морда с виноградным листом.

Внизу карандашом помечено: "Грав. Сапожников". Акад. художеств, книга Уткина. 2-54. 53 картинки, гравированные почти очерком, крепкой водкой; при них книжка с текстом Даля: "Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его аршета"; сочинение В. Луганского.

С альбомом картин на пятидесяти трех листах, рисованных известным художником... СПб. 1844"; в лист в ширину. 55-106. Атлас Зоологии, 52 картинки.

СПб., 1847. В лист, в длину. 107-198. 92 контурные картинки к басням Крылова;

СПб., 1834; два тома; изд. Смирдина. 199-212. 14 литографированных листов к брошюре Оленина: "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения Славен от времени Трояна и Русских до нашествия Татар. Период первый.

Письма к г. академику Бюшингу, или опыт к составлению полного курса Истории, Археологии и Этнографии для Питомцев Санктпетербургской Академии Художеств; 70 нумерованных и 1 ненумерованная страниц" (Остроглазов, Русский Архив; 1892. Ноябрь. 312). Эта книжка была написана Олениным по случаю заказа, сделанного Николаем I Басину: "написать картину Крещение Руси". 213. В собрании Е.Н. Тевяшова есть лист в 4°, гравюра очерком, женщина (амазонка) в рост, за спиною ее колчан, в правой руке секира, на которую фигура опирается.

Лист этот куплен из собрания Геннади; внизу в углу подпись карандашом: "Saposchnikow fec". Е.Н. Тевяшов относит к работам Сапожникова еще следующие: 214-220. 7 картинок к книге: "Четыре сказки моей Надинке". СПб. 1833 г. 221-225. 5 картинок в книгу: "Были и Небылицы Казака луганскаго 4 ч. СПб. 1839" и 226. Пейзаж с обелиском и с монограммою, составленною из букв A и С. {Ровинский} Сапожников, Андрей Петрович д. с. с., почетный вольный общник И. А. Худ., живописец-любитель, писатель, казначей Общ. поощр. художников с основ. его; род. 1795, † 17 мар. 1855 г. {Половцов}

Полный курс рисования. Сапожников А.П.

М.: 2003. - 160 с.

Один из лучших российских учебников по изобразительному искусству. Первый учебник Сапожникова был опубликован в Санкт-Петербурге в 1834 году. Из предисловия: ". цель, с которою учреждены рисовальные классы в большей части учебных заведений состоит не в том, чтобы сделать из учащихся художников, но в том, чтобы развить в них способность изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно". В этих словах отразился смысл программы Сапожникова, который и достижение цели поставил по-новому, приучая воспитанников во время работы не бездумно копировать, а мыслить, рассуждать, анализировать. Автор впервые обращает серьезное внимание на рисование с натуры, указывает кратчайший путь построения изображения любого предмета через упрощение его формы в начальной стадии. Книга будет полезна учителям ИЗО в средних школах, руководителям изостудий, преподавателям рисунка, композиции в ДХШ и ДШИ, а также родителям, желающим приобщить своих детей к миру прекрасного.

Формат: pdf

Размер: 1 4,5 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
1 ТОМ
ОТ ИЗДАТЕЛЯ 5
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХ 7
ВСТУПЛЕНИЕ 9
1 ОБЪЯСНЕНИЕ РАЗЛИЧНОГО РОДА ЛИНИЙ 9
2 РАВЕНСТВО ЛИНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ 11
3. ОБ ОТВЕСНОЙ ЛИНИИ. ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЛИНИЙ И ПРОИСХОЖДЕНИИ УГЛОВ 13
4. О СОЕДИНЕНИИ ЛИНИЙ И СОСТАВЛЕНИИ ФИГУР 16
5 ДЕЛЕНИЕ ФИГУР НА ЧАСТИ 20
6. РИСОВАНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 21
7. О КРУГЕ И ЭЛЛИПСЕ 22
8. НАЧЕРТАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ МНОГОУГОЛЬНИКОВ 26
9. РИСОВАНИЕ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ФИГУР 28
10. ИЗЪЯСНЕНИЕ ПРАВИЛ ПЕРСПЕКТИВЫ 28
11. РИСОВАНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ И КРИВОЛИНЕЙНЫХ ПЛОСКОСТЕЙ В ПЕРСПЕКТИВЕ 34
12. О СВЕТЕ И ТЕНЯХ 38
13.РИСОВАНИЕ ОСВЕЩЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 40
14.0 ТЕЛАХ ПРАВИЛЬНЫХ 41
15. РИСОВАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ТЕЛ 45
16.ДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛОСКОСТЕЙ НАЧЕТНЫЕ И НЕЧЕТНЫЕ РАВНЫЕ ЧАСТИ И РИСОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИГУР НА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛОСКОСТЯХ 46
17. РИСОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ТЕЛ С НАТУРЫ 50
ИЛЛЮСТРАЦИИ К 1 ТОМУ 63
2 ТОМ
1. О РАЗМЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА 73
2. ОБ ОСНОВНЫХ ТОЧКАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА 79
3. РАВНОВЕСИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА 95
4. РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФИГУР С НАТУРЫ 114
5. НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПЕРСПЕКТИВЫ. НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ СОЧИНЕНИИ КАРТИН 115
6. СОЧИНЕНИЕ КАРТИН 126
ИЛЛЮСТРАЦИИ КО 2 ТОМУ 143

Под ред. Ларионова. - 4-е изд. - М.: Алев-В, 2003 г. |160 cтр. в 2-х томах | pdf | 40 Mb

Один из лучших российских учебников по изобразительному искусству, включающий в себя два тома: "Курсъ рисованiя" (1849 г.) и "Рисование человеческой фигуры и сочинение картин" (1889 г.). Первый учебник Сапожникова был опубликован в Санкт-Петербурге в 1834 году.
Из предисловия: "Цель, с которою учреждены рисовальные классы в большей части учебных заведений состоит не в том, чтобы сделать из учащихся художников, но в том, чтобы развить в них способность изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно". В этих словах отразился смысл программы Сапожникова, который и достижение цели поставил по-новому, приучая воспитанников во время работы не бездумно копировать, а мыслить, рассуждать, анализировать. Автор впервые обращает серьезное внимание на рисование с натуры, указывает кратчайший путь построения изображения любого предмета через упрощение его формы в начальной стадии.
Книга будет полезна учителям ИЗО в средних школах, руководителям изостудий, преподавателям рисунка, композиции в ДХШ и ДШИ, а также родителям, желающим приобщить своих детей к миру прекрасного.

О художнике А.П. Сапожникове

Его имя - одно из забытых, но достаточно значительных имен в русской культуре первой половший XIX столетия. Жизнь и творчество Сапожникова (1795-1855) - яркий пример раскрытия самобытного таланта и натуры увлекающейся, сумевшей оставить неповторимый след в самых разных областях он одновременно и военный инженер, и живописец, и график и скульптор, а также издатель, коллекционер, педагог, автор первого русского пособия по теории и практике рисования для общеобразовательных учебных заведений.
Несомненно, художественным достоинством и одной из главных заслуг Андрея Петровича было создание для учащихся в 1830-1840-х годах «Курса рисования», который пользовался большим успехом и не раз переиздавался. Новый метод нашел применение не только в общеобразовательных, но и художественных учебных заведениях. Успех объяснялся тем, что в этом пособии наглядно и просто раскрывались законы построения трехмерного пространства на плоскости. «Успех в обучении, по предлагаемому курсу, - пишет Сапожников, - конечно, зависит от обучающего. Главнейшая его обязанность состоит в беспрестанном напоминании основных правил перспективы и в применении моделей к натуре».
А.П. Сапожников сумел утвердить свой путь становления в искусстве, в чем-то соприкасавшийся с Академией художеств, в чем-то от нее отличный, связанный с такими новыми течениями, как «натуральная школа». Обладая от природы наблюдательностью, чувством юмора, он стремился к постижению мастерства, приобретая известность как талантливый художник во все более широких кругах.

В 1834 году А. П. Сапожников издал упомянутый «Курс рисования». Это был первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником. Учебник переиздавался затем много раз, последнее его издание--1889 года.

В предисловии к изданию 1879 года автор писал: «...цель, с которой учреждены рисовальные классы в большей части учебных заведений, состоит не в том, чтобы сделать из учащих­ся художников, но в том, чтобы развить в них способность изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно»2.

Курс рисования А. П. Сапожников начинает со знакомства с различными линиями, потом знакомит с углами, после чего идет освоение различных геометрических фигур. Прежде чем приступить к рисованию объемных предметов.

Сапожников предлагает продемонстрировать перед учащимися с помощью специальных моделей законы перспективы, опять начиная с линий, затем переходя к различным поверхностям и, наконец, к геометрическим телам. Далее идет знакомство с законами светотени, также при помощи показа моделей. Когда рисование простых геометрических тел хорошо освоено, Сапожников предлагает переходить к рисованию сложных тел: сначала даются группы геометрических тел, затем постепенно идет усложнение заданий вплоть до рисования гипсовых голов. Для показа конструкции человеческой головы автор предлагает пользоваться специально изготовленной им проволочной моделью, которая должна постоянно находиться рядом с гипсовой головой, в аналогичном повороте и положении. Вторая часть «Курса рисования» посвящена рисованию человеческой фигуры, а также некоторым правилам композиции.

Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать.

Этой цели и служила серия методических моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся яснее понимать строение форм предметов, их перспективное видоизменение и основную конструкцию. Для демонстрации явлений перспективы Сапожников предлагал пользоваться специальными подставками и моделями, для демонстрации законов светотени -- также особыми моделями.

Новый метод, предложенный Сапожниковым, нашел самое широкое применение не только в общеобразовательных школах, но и в специальных художественных учебных заведениях. Успех нового метода преподавания объяснялся тем, что он наглядно и просто раскрывал сложнейшие положения, относящиеся к построению трехмерного изображения на плоскости.

П. Марков писал: «То, чем книга И. Д. Прейслера была для прадедов и дедов наших, для нашего времени представляют курсы рисования покойного Сапожникова, с талантом изобретательного рисовальщика-художника соединявшего в себе просвещенные понятия об искусстве и его требованиях... В кружках русских художников труды Сапожникова пользуются громаднейшей известностью, и редкий из посещавших классы Академии художеств не держал и не держит у себя составленные им книги как настольные, ничем покуда на русском языке не замененные»1.

Метод преподавания рисунка, предложенный Сапожниковым, произвел переворот в учебно-воспитательной работе. До выхода его книги в общеобразовательных учебных заведениях царило копирование с оригиналов. Рисованию с натуры почти не учили, а над методом раскрытия отдельных положений реалистического рисунка вообще никто серьезно не задумывался.

Сапожников указал, что лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования. Вначале ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. «Одним из таких способов является способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры, каковы треугольники, четырехугольники и тому подобные,-- указывал Сапожников.-- Нет животного, птицы, насекомого, цветка, растения, формы которых в общем не могли бы быть окованы сказанными фигурами; нет почти случая, где фигуры эти не послужили бы остовом для описания около последнего подробностей контура данного предмета»1.

Сапожников рекомендует педагогу не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять его ошибки словесно. Нужно, чтобы ученики, следуя устным указаниям и отвечая на направляющие вопросы педагога, по собственному соображению могли правильно нарисовать каждую из поставленных перед ними новых моделей. Для достижения этой цели и служат методические модели.

Таким образом, модели у Сапожникова используются не для рисования с них, как это мы видели у братьев Дюпюи, а для раскрытия закономерностей строения натуры. Они находятся рядом с натурой и помогают ученику разобраться в особенностях строения формы. Так, при рисовании гипсовой головы Сапожников предлагает пользоваться проволочной моделью: «Быв поставленная рядом и в том же повороте с гипсовою головою, служащею для образца, она может пояснить перспективное изменение частей, ее составляющих».

Все специалисты и критики в России давали самую высокую оценку методу Сапожникова, однако в методической литературе имя его не было должным образом отмечено. Много говорилось и писалось о методе братьев Дюпюи, указывалось, что их метод обучения «новейший и лучший», а об А. П. Сапожникове в методической литературе не было ни слова. Между тем метод Сапожникова имел много общего с методом Дюпюи и опубликован был раньше (метод Сапожникова -- в 1834 году, а метод Дюпюи -- в 1842).

Положительные моменты методики преподавания А. П. Сапожникова не потеряли своей значимости и в наше время. Так, в книге А. М. Соловьева, Г. Б. Смирнова и Е. С. Алексеевой «Учебный рисунок» (М., 1953) приводится много иллюстраций из «Курса рисования» Сапожникова.