Культурные особенности греции. Греческая культура. Античная культура Древней Греции

В 5 классе история Древней Греции занимает особое место, потому что именно там произошло зарождение и укрепление философской мысли, из которой вышли многие фундаментальные современные науки и взгляд на окружающий мир.

Эгейская эпоха

Период в античной истории, охватывающий время культурного взлета и расцвета Эллады представляет наибольший интерес, ведь именно тогда произошло становление многих жанров современного творчества. Развитие культуры Древней Греции делят на пять периодов, первый из которых называют эгейским.

Наивысшим культурным достижением Древней Греции в это время являются дворцы в Микенах и Кноссе. Именно на Крите зародился миф о Тесее и Минотавре, ведь в Кноссе дворец имел более трехсот комнат и был настоящим чудом строительной мысли, потому что имел два этажа!

Рис. 1. Карта Древней Греции.

Период Гомера

За время этого периода, длившегося с 11 по 9 века до н.э., происходит откат развития человечества на юге Балкан до общинного строя.

Рис. 2. Падение Трои.

Период Гомера начался для Греции с нуля потому, что погибла предыдущая цивилизация, которая была крито-микенской. По предположениям ученых, это произошло из-за извержения вулкана.

Примечательно, что на фоне морального упадка культура и ее ценности были сохранены и продолжили свое развитие. Подтверждение этого факта можно найти на страницах «Иллиады» и «Одиссеи», написанной Гомером. Кроме этих произведений и археологическим раскопкам на месте Трои ничего больше об этом периоде неизвестно.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Разрушенная греками Троя была найдена довольно романтически. Гражданин США Генрих Шлиман мечтал найти клад царя Приама и разбогатеть. Взяв в руки «Иллиаду», с 1870 года он буквально по ее строкам на голом песке начертил разрушенный город и приступил к раскопкам. Так, благодаря труду, написанному за 3000 лет до рождения Шлимана, город был найден.

Архаичный период

В архаичные века наблюдается рост греческих полисов, начинается чеканка денег, формируется греческий алфавит и письменность.

Именно в эту эпоху были проведены первые Олимпийские игры, а также был сформирован культ красоты тела.

Классический период

Это был настоящий бум научной мысли и культурного развития! Во времена этого периода жили и творили Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Эзоп. Эратосфеном была составлена карта ойкумены - мира, который был известен грекам. В эти годы Геродот стал отцом истории, а Перикл проводил свои знаменитые реформы. В Афинах был построен Парфенон, было широко развернуто строительство храмовых комплексов с использованием колонн. Небывалой популярностью пользовался возникший театр драмы и комедии. С классическим периодом связано единственное документальное упоминание об Атлантиде в литературных трудах Платона «Тимей» и «Критий». Были сформированы основы математики и геометрии, автором которой стал Евклид. Широкой популярности достигла вазопись.

В классический период ораторское искусство, живопись, наука и другие жанры искусства переживают взлет и развитие. В это время Греция была ведущей страной мира.

Рис. 3. Диоген в бочке.

Эллинизм

Последний период в истории Древней Греции. Во время этого периода происходило объединение эллинских и восточных традиций, которые происходили благодаря завоеваниям Александра Македонского. В этот же период Рим покоряет Грецию и она теряет свой суверенитет, превращаясь в рядовую провинцию империи.

9.1. Особенности становления античной культуры.

9.2. Особенности культуры Древней Греции.

9.3. Культура эллинистической эпохи.

9.4. Культура Древнего Рима.

9.5. Античное искусство.

Особенности становления античной культуры

В начале I тысячелетия до нашей эры ведущая роль в общественном развитии переходит от древневосточных цивилизаций до нового культурного центра, возник в Средиземноморье и получил название античной цивилизации. Античной цивилизации относят историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация основана на качественно иных социально-экономических и политических принципах, чем цивилизации Востока и оказалась значительно динамичной от них.

Античность является культурным и историческим фундаментом современной Европы. Огромное культурное наследие древней Греции и Рима вполне справедливо считается колыбелью европейской цивилизации. Именно античный мир заложил основы европейских философских, правовых, политических, художественных и научных систем, которые возникли гораздо позже.

Античной традиционно называют греко-римскую культуру, развивалась в период с ИИИ тыс. До н.э. до сер. V в. н.э. Эпоха античности начинается с образования греческих полисов - городов-государственная начале I тысячелетия до нашей эры и заканчивается с падением Римской империи в В веке нашей эры.

В своем развитии античная культура прошла ряд этапов, выступила в различных исторических модификациях, представленных культурой Древней Греции, эллинистической культурой, культурой Древнего Рима. При этом "прелюдией" античной культуры была еще более древняя крито-микенской культуры, или эгейская цивилизация, которая существовала одновременно с древневосточными культурами. Центрами этой эгейской цивилизации были Крит и город Микены на юге Греции.

Несмотря на существенные различия между культурой Древней Греции, эллинистической и древнеримской, они принадлежат к одному историко-культурного комплекса, имеют ряд общих типологических черт. Это связано, прежде всего, с тем, что древнегреческая и древнеримская культуры формировались на базе в принципе схожих форм социальной организации: и древнегреческий полис, и римская "цивитас" эпохи Республики представляют собой различные варианты античной гражданской общины.

Гражданская община объединяла полноправных свободных граждан, каждый из которых имел право на земельную собственность и на участие в решении государственных вопросов. Такая форма организации социальной жизни определила шкалу основных ценностей античного общества:

Идеал первоочередной значимости гражданской общины как основы блага отдельного человека;

Идея верховной власти народа;

Ориентация на земные интересы; в античном мировоззрении нет идеи бога-творца, стоит вне мира и устанавливает постоянный, вечный мировой и социальный порядок (как это имело место в восточных народов);

В отличие от культур Востока с их теоцентризмом античная культура обращена к человеку, который находится в центре внимания философии и искусства.

Общественное сознание античного полиса носила в основном рациональный характер. Мир воспринимался как реальный, хотя признавалось сверхъестественное, и это имело существенное влияние на различные стороны жизни. Поэтому при характеристике античной культуры необходимо проанализировать религиозные представления древних греков и римлян.

Особенности культуры Древней Греции

Культура Древней Греции является истоком античной культуры. Древние греки создали культуру, которая была названа в более позднее время "греческим чудом". Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основу многих сторон европейской культуры в самых разных ее сферах. Для нашего времени греческая культура является образцом гуманизма и полноты взгляда на мир. Это было обусловлено многими обстоятельствами.

Существенное влияние на особенности культуры Греции мало выгодное географическое положение, что способствовало развитию торговли и другим внешним отношениям. Одной из особых причин, обусловивших развитие культуры Греции, была колонизация и связанная с ней торговля. Колонизация дала возможность грекам приобрести нового взгляда на мир, отличного от их первобытных верований, сравнить свой мир и мир других народов.

Динамизм и величие античной культуры нельзя отделить от динамизма общественной жизни. К VIII - VI вв. до н.э. относится формирование рабовладельческих государств-полисов. Греки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости (Аристотель). Жить по-человечески для греков означало жить в полисе, участвовать в полисном жизни. Рабы, которые не имели права участвовать в жизни полиса, людьми не считались.

На территории Древней Греции существовало несколько сот полисов. В среднем каждый из них занимал территорию не более 300 квадратных километров и примерно имел 10-15 тыс. Населения. Один из крупнейших полисов Афинский.

В античном классическом полисе государство является действительным и единственным содержанием жизни и свободы гражданина, она была чуть ли не единственным местом, где он чувствовал себя в опасности, находился под защитой богов, которые занимались городом (как, например, Афина Паллада - Афинами) и мог жить полноценной жизнью. Полисной жизни с его духовной и экономической автаркией, независимостью и свободой были для гражданина высшей ценностью, поскольку полис был главным условием его собственной свободы, мог гарантировать защиту его гражданских прав и имущественных интересов. Общественное мнение и законы праздник оберегали общественные интересы и покорения личных интересов общественным было обязательным. Одним из важнейших критериев оценочного отношения общества к индивиду была степень его участия в общественной жизни. В общественном мнении сложилось презрительное отношение к равнодушию индивида к событиям общественной жизни. Это презрение стало настолько важным фактором отношения общества к личности, что, опираясь на общественное мнение, афинский правитель Солон сформулировал редкий в мировой истории закон, согласно которому бесчестным и лишенным прав гражданства объявлялся тот, кто во время восстания не поддержал ни одну из сторон. Закон требовал от каждого гражданина участвовать в борьбе, а не ждать когда судьбу государства решат другие. И поэтому для полисного индивида страшным наказанием было изгнание из родного города, то, что римляне называли "лишением огня и воды", то есть лишение гражданских прав. В греческих городах для этого была разработана специальная процедура остракизма - отправления в изгнание лиц, не нарушали законов, однако были опасными своим влиянием.

Во многих полисах и, прежде всего, в Афинах возникает величественное достижения культуры древних греков - демократия. У истоков демократии в Афинах стоял Солон, реформы которого были направлены на создание в Афинах общества гуманизма и справедливости. Главным органом управления в полисе было общее собрание. В другое время руководство осуществлял совет 400, а затем - совет 500. Особенности общественной организации греческого общества повлияли на обычаи, традиции, нормы морали и даже искусство.

Открытое обсуждение на народном собрании законов привело к де-сакрализации общественных институтов, мышления, формировало "раскованность" греческого духа, развитие критической рефлексии, рационализм. Вам необходимо ознакомиться с подробной характеристикой основных черт полисной жизни за работой Ж.-П. Вернана "Духовный мир полиса".

Дух состязательности, полемичности (агональности) - другая важная черта греческой культуры. Он проявлялся во всевозможных соревнованиях - спортивных олимпиадах, соревнованиях поэтов, музыкантов, художников, боях гладиаторов, публичных соревнованиях ораторов и философских дискуссиях мудрецов, в бурной политической жизни античного общества. Для грека и римлянина не было ничего почетного, чем стать победителем в любом соревновании, получить одобрение и восхищение со стороны граждан и получить лавровый венок. Более подробно соревновательный характер древнегреческой культуры рассматривается в работе Ф.Х. Кэссиди "К проблеме греческого чуда".

С этим связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности. Борьба мнений и свобода критики стали той идейно-духовной атмосферой, в которой родились греческая наука и философия.

По мнению некоторых европейских теоретиков, например, Леви-Стросса, поведение человека может определяться по ее основной мотивацией. Это может быть "культура стыда" или "культура вины". Культура вины характерна главным образом для христианства, то есть она обращена к голосу совести, к внутреннему суда над собой. Культура же стыда ориентирована на оценку поведения человека со стороны представителей той или иной социальной группы. "Культура стыда" ситуации в Греции, включала в себя два момента: представление о богоривнисть эллина и чувство соревновательности. Основными мотивами поведения выступало подражания лучшим и соперничество. Для греков еще не характерно чувство внутренней греховности, но ярко выраженное чувство стыда перед согражданами. Второй стороной этого было стремление стать первым, стать лучшим. Дух состязательности царил в области науки, риторики, в спорте, даже на общем собрании. Любой член полиса мог выразить свое мнение при обсуждении общественных проблем. Важная особенность менталитета афинского гражданина - стремление к славе. Например, победа на Олимпийских играх считалась победой не отдельной человека, а полиса. Это для греков служило подтверждением их значимости для общества. Все особенности взаимоотношений между гражданами греческого полиса воспитывали особое чувство патриотизма.

В греческой мифологии боги человечные и человекообразные. Поэтому среди различных мифологий мира греческий стала наиболее привлекательной. Греческая олимпийская религия антропоморфная. Боги часто ведут себя как простые смертные, поэтому в мире олимпийской религии человек чувствовал себя достаточно комфортно.

Древнегреческая культура характеризуется большими достижениями в области науки. При всей серьезности научных достижений других ранних культур, например Египта или Китая, там не возникло систематической науки. В греческом мире знания перестало быть священным, сакральным, таинственным, которое принадлежало бы только особой касте людей - жрецам. Оно стало доступным каждому, кто взялся посвятить ему свою жизнь. Тем более, что "культура стыда" не поощряла невежество, глупость и тщеславие. Именно в Греции осуществляется переход от мифологии и религиозного миропонимания, опиралось на веру, в науку, которая требовала постановки, формулировки, логического рассмотрения проблем, а ум становится главным средством познания. Глубина и продуманность научных теорий, какими бы умопостигаемого они не выглядели, легли в основу многих прикладных и теоретических наук. Истина - не предмет слепой веры, а знания, основанное на логике, на разумном (рациональному) понимании. Таким новым путем самоопределения человека в античном обществе становится философия - принципиально другой тип миросозерцания, основанный на позициях ума и интеллекта. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения - не через привычку и традицию, а через собственный разум. Становясь одной из форм преодоления зависимости индивида от роду, она впервые призывает человека поверить в себя, в свои собственные силы, а не в мифологических богов. Бытующее в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им предоставляется рациональное толкование.

Период наивысшего расцвета греческой культуры (V в. До н.э.) связан с наивысшим расцветом полисной жизни и всех других явлений культуры.

Древнегреческой культуре принадлежит особое место в создании фундамента европейской культуры. Древние греки заложили основы современной науки, философии, историографии, архитектуры, изобразительного искусства, литературы и театра. Важным их вкладом в мировую культуру было создание впервые в истории нового типа общественной организации - демократического гражданского общества, в рамках которого сложились социальные и духовные предпосылки гармоничного развития свободного человека. В рамках этой культуры были заложены духовные основы европейской культуры: гуманистическое мировоззрение, утверждение ценности земного бытия, рационалистическое отношение к миру, представления о прекрасном как одну из высших ценностей, идеал совершенной гармонично развитой личности, демократические отношения между обществом и индивидом, идея самоутверждения в процессе соревнования равных людей и др.

В конце IV в. до н.э. Грецию подчиняет Македония, а завоевательные походы Александра Македонского знаменуют начало новой эпохи в эволюции античной культуры - эллинистической.

Античная культура Древней Греции складывалась на протяжении нескольких столетий в условиях особой государственной системы - городов-полисов. Различия между ними носили достаточно выраженный характер - их граждане говорили на разных языковых диалектах, пользовались собственными календарями и монетами, почитали своих богов и героев.

Тем не менее, с VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения и расцвета полисного строя, складываются вполне отчетливые черты греческой архаики.

К ним относятся:

1 интерактивный, синтезирующий характер (интеракция - взаимодействие) древнегреческой культуры: она синтезировала достижения разнотипных древних культур, избегая слепого подражания;

2 космологизм, означавший, что Космос являлся абсолютом культуры: он воплощал в себе Мир, Вселенную, порядок, противостоящий Хаосу;

3 каноничность, с водившаяся к соблюдению канонов (правил, ориентированных на достижение идеала) в философии, искусстве, строительстве, в пропорциях гармонической человеческой фигуры;

4 состязательность как одна из черт, которая характеризовала различные сферы жизни греческого общества - художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э.;

5 диалектичность, выражавшаяся в единстве противоположностей (первоначально термин «диалектика» означал умение вести беседу).

Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в области производительной деятельности народов Древней Греции - в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, флота.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, которая, тем не менее, сохранила свои основные достижения, дав толчок развитию европейской культуры в целом.

Мифология. Греческая мифология сложилась во II тыс. до н. э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога - Зевса, «отца людей и богов». Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина - богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес - бог торговли; Артемида - богиня охоты; Афродита - богиня любви к красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Человекоподобные изображения богов стали основной формой развития античного искусства Древней Греции.
Религия. Огромное значение в древнегреческой религии имели представления о загробном мире. Властелином царства мертвых являлся Аид, у ног которого находится пес Цербер. Самая мрачная часть Аида - Тартар - пропасть, где томятся души особо провинившихся людей. Представлений о греховности человека перед богом у греков не было.

Философия. Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Именно Древняя Греция явилась той ступенью социокультурного развития, на которой родилась философия. Ее зарождение, связанное с разложением мифа, основывалось на осмыслении и обобщении научных знаний, характерных для того времени, и анализе мира повседневности. В результате сформировался отличительный признак философии - стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. В Древней Греции сформировались известные философские школы: милетская (VI в. до н.э.) и элейская (VI - V вв. до н. э.). В историю философской мысли вошли имена древнегреческих философов - Сократа, Платона, Аристотеля и др. Грандиозные философские системы включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

Наука. В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Они носили характер преднауки, в которой знания еще были включены в предметно-практическую деятельность человека.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание и его отдельные дисциплины. Мир понимался как единое целое.

Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIX в. «Физика» Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

На рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Первым историком античного мира считается «отец истории» Геродот, который посвятил свои произведения описаниям войн. В целом, история, как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Художественная культура. Древнегреческая литература - древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э.) находятся «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому певцу Гомеру. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия.

Высокого уровня развития достигли архитектура (храмы Аполлона, Артемиды, Зевса, Афинский акрополь), скульптура (статуя Зевса, «Дискобол», Афродита Книд- ская), возник театр. Театр Греции - древнейший на территории Европы, достиг своего расцвета в V веке до н.э. Драматургия и театр возникли из сельских праздников в честь бога Диониса, где распевались торжественные и печальные оды, из которых родилась трагедия, а также веселые песни, из которых родилась комедия. Театр был государственным учреждением, поэтому государство брало на себя организацию театральных представлений, на время которых приостанавливались все дела города.

В архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов.

В целом древнегреческая художественная культура и искусство ориентировались на идеалы возвышенного и прекрасного.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре - период эллинизма.


В широком смысле понятие «эллинизм» означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н.э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н.э. - Египет. 27 г. до н.э. - дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческое искусство и литература, философия, наука, архитектура. Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самос- ский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н. Коперник. Яркими являются бессмертные творения - Венера Милосская, «Лаокоон» и др.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек - Александрийская.

Древняя Греция является колыбелью европейской цивилизации, все ее достижения в своей основе связаны с идеями и образами древнегреческой культуры. Культура Древней Греции содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры в области философии, естественных наук, литературы, искусства. Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали , эллинистические государства и Древний Рим.

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

  1. Эгейский период (2800-1100 до н.э.) — крито-микенская культура.
  2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) — распад родоплеменного общества.
  3. Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.) — становление рабовладельческих государств — полисов.
  4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) — расцвет полисов.
  5. Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) — упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства.

Крито-микенская культура

Центрами крито-микенской культуры считались остров Крит и город Микены. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, - прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.

Эгейский период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат! Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью.

Таким образом, культура Древней Греции зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северо-балканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э. -важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы — широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 — 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода

Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища , возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизни была мифология , чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.

В эпоху архаики возникла первая философская система античности — натурфилософия . Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография . К этому же времени относится и возникновение .

Несмотря на то, что архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания — греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые — в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Культура классического периода

Классический период истории Древней Греции продлился от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э. Это расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни - особая гордость граждан греческого полиса. Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) подарило человечеству такие имена как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт.

Внешнее проявление внутренней свободы греков — их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.

Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 — ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей». Для греков человек — олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий — величайшие скульпторы этой поры — изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен.

Только в IV в. до н.э. — поздняя классика, — когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение — «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн.

Главная задача искусства V в. до н.э. его основа — правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» -для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»).

Гармония, соразмерность, классические пропорции — вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры - важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Культура эпохи эллинизма

В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма — синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, заложивший основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?

Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.)

В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство.

Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.

Античная культура Древней Греции

Характерные черты древнегреческой культуры

Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211). Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.

Г
реция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства.
Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется

возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры: - интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

Космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.

Наличие канона – совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон".

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".

Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.

В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.

Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим (?) звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются "Илиада" и "Одиссея".

Г
омеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.)
характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.

В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

Мифология

Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.

Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога – Зевса, "отца людей и богов". Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес – бог торговли; Артемида – богиня охоты; Афродита – богиня любви и красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Антропоморфизированные изображения богов стали основной формой развития античного искусства.

Философия . Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Не будем останавливаться подробно (это – предмет истории философии), отметим ряд основных положений.

Во-первых , признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целестно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия в
бирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Во-вторых, философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.

Новый период в ее развитии начался с Сократа (V в. до н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

В
-третьих, именно древнегреческая философия положила начало формированию системы понятий, категорий, которые в своей совокупности остались и поныне средоточием знания – развивающегося, обогащающегося в ходе практического и духовного освоения мира.

Наука

В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному. Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

Н
а рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком античного мира считается "отец истории" Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной "Истории" Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом, история как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Литература

Д
ревнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. Известны лирические поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо. Родоначальником классической формы трагедии был Эсхил, автор трилогии "Орестея", "Прикованный Прометей" и др. Известны также трагические поэты Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в трагедии "Просительницы" устами главного героя Тезея выражен свои социальные взгляды.

Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.

В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.

В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)

В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.