Кто такие тургеневские девушки. Бальзаковская женщина VS Тургеневская девушка. Какой характер у тургеневской барышни

В этой статье мы рассмотрим образ "тургеневских девушек". Это словосочетание можно услышать довольно часто, но вот что оно обозначает? Для ответа на этот вопрос придется вспомнить Но сначала заметим, что современницы очень любили автора. У него было больше почитательниц, чем у любого другого русского писателя. Попробуем разобраться, чем же Иван Сергеевич заслужил такую любовь?

Личная трагедия и отношение к любви

Образ "тургеневских девушек" сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице. Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно - Виардо была замужем и любила супруга.

Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым. Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность. В этом можно убедиться на примере судьбы Базарова. Тургенев был уверен в том, что, столкнувшись с чувством, человек не сможет остаться прежним - любовь перемелет его. В ней автор видит обреченность, неотвратимый фатум.

Героини

Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни - познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Его персонаж либо умирает, как Базаров, либо угасает, как Павел Петрович Кирсанов, который безответно был влюблен в княгиню Р. После того как она умерла, он теряет внутреннюю силу, существует по инерции.

Исходя из сказанного, можно было бы предположить, что женщина, обрекающая мужчину на смерть, должна иметь нечто демоническое. Но Тургенев не позволяет себе взвалить всю ответственность на героиню. Наоборот, он создал практически идеальный образ женщины, какой не удавалось создать ни одному русскому писателю. Имена этих совершенных барышень:

  • Елена Стахова («Накануне»);
  • Зинаида («Первая любовь»);
  • Наталья Ласунская («Рудин»);
  • Лиза («Дневник лишнего человека»);
  • Ася из одноименного произведения;
  • Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
  • Вера («Фауст»).

Что касается романа «Отцы и дети», то не подходит на роль "тургеневской барышни". Скорее к ним можно причислить Фенечку и Катю.

Образ "тургеневских девушек": характеристика

Героини писателя разные, но у них есть и общие черты.

Все "тургеневские девушки" очень женственны. Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное. Его героини «не от мира сего» - очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире. Показательно в этом отношении описание Натальи («Рудин»): «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно».

Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна. Самое важное для нее - быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива. Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга. Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его.

"Тургеневские барышни" могут легко принести себя в жертву, но только ради любимого человека. В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины. Из-за их необычного характера судьба "тургеневских девушек" складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.

Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость.

Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ "тургеневской девушки" по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.

Внутренняя сила

Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом. Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ "тургеневской девушки" в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед. Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой - непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения. Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко».

Лиза Калитина

Рассмотрим образ "тургеневских девушек" на примере героини романа «Дворянское гнездо». Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха. Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие. И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего. Единственное, что их отдаляет, - это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете.

Любовь Лизы

Образ "тургеневской девушки" очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.

Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера.

Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход - уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога.

Образ "тургеневской девушки" в повести «Ася»: план

Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом:

  1. Краткая характеристика произведения: название, тематика и проблематика.
  2. Общая характеристика главной героини.
  3. Подробное рассмотрение ее черт и поступков.
  4. Ответить на вопрос, повлияло ли детство и воспитание на становление личности.
  5. Отношения героини с возлюбленным.
  6. Сюжетная развязка и подведение итогов.

Повесть «Ася»

Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ "тургеневской девушки". «Ася» была написана в 1857 году. Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна.

Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной "тургеневской барышней". Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости. Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление - слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках.

Как обычно, "тургеневская девушка" открывается не сразу. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру.

Чувства Аси

Образ тургеневской девушки в повести «Ася» очень ярок. Особенно это проявляется в тот момент, когда героиня осознает, что на нее обратил внимание рассказчик. Начинаются встречи, они разговаривают, и мужчина понимает, насколько духовно богата Ася. Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте. Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет.

Но счастью не суждено было сбыться - главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев. Ася (образ "тургеневской девушки" безупречен) предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.

Выражение "тургеневская девушка" не является фразеологизмом, это - литературный стереотип, который был сформирован на основе образов нескольких героинь Ивана Тургенева.

Он весьма интересен и, наверное, даже популярен, хотя, как и раньше, его немногие понимают.

Тургеневская девушка - это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую красоту, заключённую в её душе.

В общем смысле под тургеневской девушкой понимают скромную, далёкую от большого света, обладающую богатым внутренним миром девушку.

В представлении Тургенева такая девушка - канон русской женщины, сочетающей в себе ум и простоту, сильный характер и бесконечную преданность. Тургеневская девушка часто мечтательна, но верна одной идее, ради которой она может пожертвовать собой. Она влюбляется не во внешний лоск, а в душу. И душой любит.

Примером такого типажа может быть Наталья Алексеевна Ласунская из романа "Рудин", которая "с первого взгляда могла не понравиться", которая "говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально", "часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась", но при этом "училась прилежно, читала и работала охотно. <...> Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно".

Ещё одна героиня - Елена Николаевна Стахова из романа "Накануне". "Во всём её существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряжённой, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных". "Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала "во веки веков"; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором". Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она всегда жаждала деятельного добра. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: "Как жить без любви, а любить некого!".

Конечно же нельзя обойти и Асю из всем известной повести. "Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита". Ася то веселится, то грустит, то карабкается на развалины замка, чтобы полить цветы. Она быстро влюбляется в рассказчика и бросается в объятья, но тут же убегает, получив от возлюбленного укор в свой адрес.

Есть ещё много других "тургеневских девушек": Лиза Калитина из "Дворянского гнезда", Марианна Синецкая из романа "Новь", Лиза из повести "Дневник лишнего человека", Вера из рассказа "Фауст". Обладая различными чертами характера, имея разную биографию, все они имеют что-то общее. Они чувствуют себя чужими в светской среде, они подчиняют себе мужчин не столько красотой, сколько своей непохожестью на других, своей сильной натурой. Наверное, в наше время этот "тургеневский идеал" становится всё более востребованным, хотя очень редким.

Напоследок приведу строки из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта "Памяти И. С. Тургенева" ("Уходят дни..."):

И там вдали, где роща так туманна,

Где луч едва трепещет над тропой, -

Елена, Маша, Лиза, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна -

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И девственной и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье и длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке. Этакая заготовка для идеальной жены – «вечно босой, постоянно беременной и на кухне с поварешкой в руке». Дескать, такая никогда не побежит «налево», все свое счастье видит в семье и детях, а мужа боготворит настолько, что готова ежедневно «мыть ему ноги и пить затем эту воду».

Но этот образ мало похож на образ Аси – той самой девушки, которую описал Тургенев в одноименной повести, давшей название определению «тургеневской девушки». Тургеневская Ася – натура открытая, пылкая, благородная. Да, она скромна и застенчива, очень скованна и замкнута в обществе, но не потому, что общество ей не по душе – просто вся ее предыдущая жизнь проходила в других условиях, и она еще не нашла своей манеры поведения в новом для себя амплуа – дамы света. Она боится показаться смешной, ведь Ася самолюбива. Она мечтает об активной жизни, деятельной и возвышенной. Ее избранник, по ее замыслу, должен во всем помогать ей, так же, как она готова отдать ему всю себя, поклоняясь и преклоняясь. Это нравственная и чистая натура способна к сильным страстям, она мечтает о подвиге, чтобы жизнь не прошла незамеченной и бесследной. У нее достаточно высокая самооценка, но такие же высокие требования она предъявляет и к своему избраннику. И уж тут-то она готова не размениваться на мелочи – готова ждать его столько, пока хватит сил, не задумываясь о том, что девичий прекрасный век не так уж долог.

Мир не стоит на месте, и современные представления о тургеневской девушке также претерпевают изменения. И вот тут-то кроется заблуждение многих, для кого тургеневская девушка – бессловесная клуша, случайно забредшая в настоящее из дворянского девятнадцатого века. Да, эта девушка отличается от остальных и своей непорочностью, и отсутствием вредных привычек, и желанием найти своего единственного, готовая любить и быть любимой. Но в современном мире эти девушки живут вполне комфортно, они часто бывают вполне успешны на работе, помимо наглухо застегнутых пуританских платьев, они могут позволить себе и брюки, и джинсы, и кроссовки. Вот только представления о мужской половине человечества у них остались прежними – мужчины ведь тоже изменились.

Современный молодой человек уже и выглядит, и говорит, и думает совсем по-другому. И хорошо, если современная Ася сумеет вовремя понять это и разглядит за неромантичной внешностью своего Принца. Ее ждет награда в виде счастливой жизни в семье, с исполнением мечты о тихом уютном доме, воспитании детей и активной жизни и работы по усовершенствованию мира. Если в такой момент она сумеет найти такого человека, то он будет с ней счастлив, как и она с ним. Она будет любить его пылко и страстно, всей силой нерастраченной любви. Если он будет с ней достаточно тактичен, то, возможно, она откроет для себя и радости секса. Это будет все та же тургеневская девушка, но спустившаяся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь.

29/04/2017 - 20:00

«Слово за нами…»

Участник

Кадырова Алина, Быкова Анастасия

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы, республика Башкортостан

Российская Федерация

Руководитель:

Фёдорова Евгения Сергеевна, Лещенко Ольга Александровна

Пользователь

menu123_1

Обзор материала

У каждого времени есть свои герои, носители идеальных качеств. Летописцы Древней Руси оставили нам память о мужественных князьях и их верных жёнах. Первые русские писатели: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин – воспели силу, грациозность, стать царственных особ. Великие наши классики – А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой – подарили глубокие психологические образы, отличающиеся высокой нравственностью. При этом особенное место в литературе занимают женские образы, олицетворяющие идеальные качества хранительницы народных традиций и устоев, семейного очага и нравственного здоровья человечества. И в этом отношении наше пристальное внимание привлекло творчество И.С.Тургенева, точнее созданный им образ «тургеневской девушки», к которому мы обратились в нашей исследовaтельской рaботе. Теме изучения женских образов, созданных Тургеневым, уделяется много внимания в различных работах, как критиков прошлого, так и современных литературоведов. В приложении 1 мы представили стихи и известные выражения, посвященные тургеневским девушкам. Женщина…Девушка… Кто это? Сон, видение, человек? Для Ивана Сергеевича это всегда было тайной, манящей и непостижимой. Женщины, окружавшие его в жизни, были разные, но неизменно все они оставили отпечаток на душе писателя. Они научили Ивана Сергеевича видеть красоту, ценить жизнь, сохранив в нём веру в добро, мягкосердечие и желание любить. Их образы, повлиявшие на мировоззрение и чувствительную душу писателя, Иван Сергеевич перенёс на бумагу. Анализируя образы тургеневских героинь, можно выявить ряд характерных качеств, на основании которых сформировался типаж женского характера с определённым набором черт, названного «тургеневской девушкой». Многие критики, литературоведы отмечают противоречивость этого образа: вместе с сильным характером, упорством следовать до конца своей идее и стремлением глубоко, преданно любить, «тургеневская девушка» обладает детской наивностью и мечтательностью. Так, Ю.В.Лебедев отмечает, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Его героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах». Историк литературы И. И. Иванов заметил, что в произведениях Тургенева сердце русской женщины – пробный камень поведения героя, его решительности, его эмоций. Споры вокруг созданного Тургеневым образа не утихают до сих пор. Новые времена и нравы вносят коррективы в образы современных героинь. Неужели в 21 веке не осталось места для воспетых создателем идеалов женских образов? Мы решили разобраться в этом вопросе, глубже изучив и проанализировав типичные черты характеров «тургеневских девушек», и выявить их востребованность в наше время. Данная тема является актуальной, т.к. с течением времени характеры девушек меняются, приспосабливаются к изменившимся условиям жизни, но черты «идеального» женского образа можно найти и в наших современницах. Это еще раз доказывает, что классика находит свою актуальность независимо от времени.

Объект исследов a ния: творчество И.С.Тургенева.

Предмет исследов a ния: образ «тургеневской девушки» в повестях И.С.Тургенева и в современной жизни.

Цель исследов a тельской р a боты – выявить основные черты тургеневских героинь и проследить их в облике современной девушки.

Цель определяет постaновку з a д a ч:

    изучить справочную, критическую, художественную литературу по данной теме, в т.ч. исследователей творчества И.С.Тургенева;

    выявить значение женщин в жизни писателя и определить прототипы его героинь;

    проследить создание образа «тургеневской девушки» в творчестве И.С.Тургенева через aнaлиз отдельных произведений, взятых из цикла повестей о первой любви: «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь»;

    на основе собранных материалов выявить качества «тургеневских девушек» и составить психологический портрет литературного типа «Тургеневская девушка»;

    выявить актуальность и проявление черт характера «тургеневской» девушки в современном обществе через сопоставительный анализ мнений разных возрастных групп населения.

Гипотез a : несмотря на резко изменившиеся социальные условия жизни, многие качества «тургеневский девушки» актуальны и востребованы в наше время.

Теоретическая база проведённого исследования: сведения из русского, советского и российского литературоведения и тургеневедов, таких как Гинзбург, Писарев, Бялый, Пустовойт, Лебедев.

Теоретическ a я зн a чимость: системaтизaция мaтериaлa по дaнной теме.

Пр a ктическ a я зн a чимость: работа может служить предварительным этапом к более масштабному исследованию – о роли женских образов в русской литературе XIX века. Также работа способна значительно облегчить подготовку к проведению уроков литературы по творчеству И. С. Тургенева.

Методы исследов a ния: изучение литературы, сопоставление данных, срaвнительный анализ, тестирование, опрос.

База исследования: 1)повести И. С. Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь»;

2) учащиеся 9-х классов МБОУ СОШ №2 г. Туймазы

Глава I. Женские образы в жизни и творчестве И.С.Тургенева 1.1 Исследователи творчества И.С. Тургенева

Исследованию творчества И.С. Тургенева всегда уделялось много внимания. Значимость женских образов писателя была отмечена еще его современниками. Каждое его произведение, появлявшееся в печати, сразу же оказывалось в центре внимания критики. В свое время Н.А.Добролюбов, анализируя роман «Накануне», подчеркнул, что в нем главное лицо - Елена, и по отношению к ней должны мы разбирать другие лица. А.И. Майков писал в письме к Я.П. Полонскому, что женщин Тургенева «не видела природа», однако такие редкие женщины существуют. По мнению же Л.Н. Толстого, Тургенев «сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он писал их, они появились» . П. А. Кропоткин писал: «Тургенев <…> показал нам, что такое русская женщина, какие сокровища таятся в её сердце и уме и чем она может быть как вдохновительница мужчины. Он нас научил, как лучшие люди относятся к женщинам и как они любят…». Творчеству Тургенева дали весьма высокую оценку как его современники, критики и литературоведы, так и вожди, руководители советского государства, зарубежные писатели. В XXI веке в России также много внимания уделяется изучению творчества Тургенева . Каждые пять лет Гослитмузей И. С. Тургенева в г. Орле совместно с Орловским государственным университетом и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проводят международные научные конференции.Тургеневские юбилеи отмечаются не только в России, но и за рубежом. Так, в музее Ивана Тургенева в Буживале ежегодно проходят музыкальные салоны, на которых звучит музыка композиторов времён Ивана Тургенева и Полины Виардо. В последние десятилетия немало сделано в изучении романов Тургенева, чему способствовало издание полного собрания сочинений писателя в 28-ми томах (1960-1968 г.) и вслед за ним 30-томного собрания сочинений. Исследование женских характеров в творчестве Тургенева не раз привлекало внимание ученых: в монографии И.А.Беляевой «Творчество И.С.Тургенева» (2002) изучаются произведения писателя, начиная с ранних лирических стихотворений и заканчивая «Стихотворениями в прозе». В своей работе мы систематизировали исследователей творчества И.С. Тургенева и для удобства пользования свели данные в табличную форму (Приложение 2).

1.2 Женщины в жизни писателя

И.С. Тургеневу принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века и особое - в создания женских образов . Женщины, окружавшие его в жизни, были разные, но все они оставили отпечаток на душе писателя. Деспотичная, строгая мать, Варвара Петровна, милая и жизнелюбивая княгиня Екатерина Шаховская (первая любовь его), умная и смелая Татьяна Бакунина (подруга студенческих лет), робкая, задумчивая Авдотья (крепостная, родившая от Тургенева дочь), страстная, увлекающаяся Полина Виардо (любовь всей его жизни), юная красавица Ольга (дальняя родственница), романтичная Мария (сестра Льва Толстого), талантливая, чувственная артистка Мария Савина - они научили Ивана Сергеевича видеть красоту, ценить жизнь, сохранив в нём веру в добро, мягкосердечие и желание любить . В.Н.Топоров отмечает, что «Тургенев был несчастным человеком в собственных глазах: ему недоставало женской любви и привязанности, которую он искал с ранних лет. Трагическое его жизни коренилось в одержимости женским началом, в остром и горьком сознании его дефицита и невосполнимости его» . Личная жизнь Тургенева с самого начала как-то не складывалась, первая любовь вышла безответной и оставила горький осадок: дочь жившей по соседству княгини Шаховской - Катенька, пленила 18-летнего Тургенева девичьей свежестью, наивностью и непосредственностью. Но, как выяснилось позже, у неё уже давно есть постоянный любовник - известный в округе донжуан и… отец Тургенева. В 1841 году студент увлёкся белошвейкой Дуняшей, которая в 1842 году родила от него дочь Пелагею (Полину), которая воспитывалась у матери Тургенева. В 1843 году он знакомится с Полиной Виардо, французской певицей, гастролировавшей в это время в Петербурге, влюбляется и всюду следует за предметом своей страсти. Это были нелёгкие отношения, поэтому он пытался устроить свою личную жизнь без Полины: с18-летней дочерью своего кузена, с Марией Савиной, Марией Толстой, но ничего не вышло, его сердце было занято. Не имея официального брака, Тургенев живет в семействе Виардо, куда забирает и свою внебрачную дочь. С этих пор Тургенев уверился в том, что его возлюбленная - святая женщина, и всю оставшуюся жизнь он проведет с ней. В произведениях Тургенева большое количество женских образов взято непосредственно из жизни . Писатель был лично знаком с подобными женщинами или наблюдал их (Приложение 3, 4). Итак, жизнь Тургенева – вечный поиск истины, стремление постигнуть «загадочную русскую народную душу», а тема любви является одной из главных в его творчестве.

1.3 Женские образы в творчестве И.С.Тургенева

Анализируя тексты выборочных произведений И.С.Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь» (Приложение5), мы выяснили, что прототипами героинь стали реальные девушки, занявшие немаловажное место в биографии писателя, повлиявшие в своё время на становление его личности, а также отразившие в себе те замечательные черты, которыми всю жизнь он восхищался. Повесть «Ася» была написана в Германии в 50-е годы XIX века, которые писатель считал переломными для себя в личном плане. Он занимался вопросами «личного счастья» человека в столкновении с его нравственным и общественным долгом . История детства главной героини напоминает судьбу незаконнорожденной дочери Тургенева, Полины (от крепостной крестьянки), которая воспитывалась в доме его матери, а также сводной (по отцу) младшей сестры самого писателя, Вари . Ася - самолюбивая, открытая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей благородностью, непосредственностью и необычной внешностью. Она дочь помещика и крепостной крестьянки, что является причиной её необычного поведения в обществе. После того, как ее мать умирает, девушка оказывается предоставлена сама себе, она рано начинает задумываться над всем, что ее окружает, и над противоречиями жизни. С другими женскими образами Асю роднит искренность, нравственная чистота, мечта о подвиге, способность к сильным страстям. Онапривыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают, что доказывает одно: героиня - сильная личность, требующая во всём правды, откровенности, обладающая огромнейшим духовным потенциалом, большой нравственной силой. Повесть Тургенева «Первая любовь» (1858), написанная в родовом имении Спасское-Лутовиново, - любимое произведение писателя. «Это – единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено»,- признавался он . Писатель не скрывал её автобиографического характера: прототипом юного Володи послужил сам Тургенев, главной героини – поэтесса Екатерина Шаховская (соседка по даче), прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Об автобиографичности «Первой любви» пишет и А. В. Половцев: «Одну только повесть я перечитываю с удовольствием. Это „Первая любовь“. Она, пожалуй, мое любимое произведение…в „Первой любви“ …описано действительное происшествие без малейшей прикраски…действующие лица встают как живые предо мною» (Царь-колокол, иллюстрированный всеобщий календарь на 1887 г.). В повести писатель очень поэтично описывает чувство неразделенной любви, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести очень прост. Героиня повести, Зинаида, на первый взгляд, инфантильная особа, но главный герой увидел в ней свет, говорящий о внутренней чистоте, несмотря на всю противоречивость поведения княжны. Ей хочется любви сильного человека: «кто бы сам меня сломил». Ей надоел глупый флирт с поклонниками, она ждет большого, сильного чувства. Данный образ пронизан легкостью, светом и любовью к жизни, что делает его женственным и запоминающимся . Не менее лиричный образ Джеммы из повести «Вешние воды». Находясь во Франкфурте, Тургенев влюбился в красавицу итальянку, послужившую прототипом Джеммы. Повесть появилась в «Вестнике Европы» в 1872 году и была близка по содержанию к повестям «Ася» и «Первая любовь», написанным ранее. Тургенев признавался в том, что содержание повести в молодости он «пережил и перечувствовал лично». Но в отличие от их трагических концовок «Вешние воды» завершаются сюжетно менее драматично. Джемма - это чуткая, добрая, грациозная и талантливая девушка, обладающая необыкновенной красотой. Трепетное отношение к близким людям, внимание к окружающим характеризуют Джемму как искреннюю, заботливую, ласковую, милую девушку, способную на самопожертвование. Полюбив, девушка раскрывается в полной своей красе. Мы видим, что она смелая, благородная, чувствительная особа «с той итальянской грацией, в которой всегда чувствуется присутствие силы». Итак, жизнь Тургенева – вечный поиск истины, стремление постигнуть «загадочную русскую народную душу».Тема любви является одной из главных в его произведениях. Любовью проверяет он ценность своих героев, их соответствие высокому званию человека. К личной жизни своих персонажей Иван Сергеевич предъявляет самые строгие требования. Сравнительную характеристику образов Аси, Джеммы и Зинаиды из повестей И.С.Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь» мы представили в Приложении 5.

Глава II. Характеристика образов "тургеневская девушка"

2.1 Психологический портрет литературного типа

«Тургеневская девушка»

Один из исследователей творчества Тургенева А.Г. Цейтлин отмечал первенство Пушкина в области создания женских характеров, который «уже подчеркивал в женщине нравственные преимущества силы, цельности и чистоты характера, но новаторство Тургенева было неоспоримым. Тургенев вложил в образы своих героинь все те качества, которыми только может обладать идеальная женщина. Более всего он ценил в женщине душу, характер; и то, как она проявляет себя в отношениях с любимым человеком, было для писателя главным критерием её оценки. Это подтверждал и Пустовойт, считавший, что «обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу их психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряжённого поэтического чувства, которому Тургенев научился у Пушкина». Исследователи классифицируют тургеневские женские характеры так: первая группа - живут собственными интересами, сосредоточены на себе, вторая группа - это именно «тургеневские девушки», мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. Творчество И. С.Тургенева подарило русской литературе яркий образ девушки, который с течением времени трансформировался в устойчивый стереотип, понятие «тургеневская девушка» стало нарицательным. В основу его ложится целая вереница образов героинь, созданных писателем на протяжении 1850-1890-х годов. Всех их объединяют общие характеристики: это - гармоничный и цельный внутренний мир, врожденная скромность, простота, крепкая воля и непреклонный характер. Несмотря на некоторую отрешенность от обыденной жизни, эта девушка органично ощущает себя наедине с природой, часто ей приходится вступать в противоречие с существующим семейным укладом или условностями света, но в своем желании достигнуть цели она идёт до конца . Женственность является главной чертой каждой тургеневской героини. Для изображения женских образов Тургенев использует различные художественные способы: портретная характеристика, диалог, авторское повествование о детстве и юности героинь, музыка и другие. Составляя психологический портрет «тургеневской девушки», мы отметили основные составляющие: внешние данные, «идеальные» черты характера, богатый внутренний мир, отношение к людям и к любви. Однако образ тургеневской девушки не был статичным: от повести к повести он становился все более глубоким и современным, вбирая черты новой русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни: они исполнены радужных, "крылатых надежд", живут мечтами . Но по нашему мнению, такую мечтательность нельзя считать положительным свойством, т.к. нужно жить реальностью. Тургеневская девушка «много требует от жизни, она читает, мечтает», ждет героя, в котором будут воплощены все ее мечтания. Таким образом, мы проследили, как складывался образ «тургеневской девушки», увидели, какие женские качества Тургенев воспевает, воплощая их в своих героинях. «Тургеневская девушка» - понятие емкое и широкое, это идеальный собирательный образженственности и чистоты (Приложение 6,7). Женские образы оригинальны и узнаваемы, в способах их создания есть много общего: диалог и портрет. Они привлекали внимание и вызывали восхищениеспособностью любить глубоко и самозабвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром. Тема изучения женских образов Тургенева является одной из наиболее популярных в изучении творчества писателя в различных работах критиков прошлого и современных литературоведов. Это еще раз показывает, что классическая литература актуальна независимо от времени.

2.2 Тургеневская девушка в современном мире

За полтора столетия трактовка образа «тургеневской барышни» исказилась: это выражение стало бытовым, его смысл значительно изменился. Современный молодой человек уже выглядит, думает и говорит совсем по-другому. А у современной девушки поменялись жизненные приоритеты: получение образования, самореализация и прочее. И это все помимо вечных ценностей: любви, семьи. Сегодня много обязанностей лежит на хрупких плечах современной женщины/девушки. Как же не измениться «идеальным» чертам характера? Многим кажется, что понятие «тургеневская девушка» в наше время неуместно, таких девушек уже нет. Сейчас так называют романтичных, слишком чувствительных барышень, про которых можно сказать: «не от мира сего». Но это заблуждение многих. Да, эта девушка отличается своей непорочностью, отсутствием вредных привычек, желанием найти своего единственного, готовностью любить и быть любимой. Но в предыдущих главах мы выяснили, что героини Тургенева, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Их способность глубоко чувствовать сочетается со способностью идти по намеченной дороге, преодолевая препятствия. «Тургеневские девушки» – понятие более емкое и широкое - это собирательный идеалженственности и чистоты. В современном обществе не стоит искать девушек, полностью отвечающих идеалам 19 века. Но девушки, имеющие в своем характере и поведении немало типичных «тургеневских» отличий, встречаются сейчас и, нам кажется, нередко. Сделав сравнительный анализ основных характеристик жизнедеятельности девушек 19 и 21 веков, мы выделили одинаковые или похожие характеристики красным цветом (Приложение 8). Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несмотря на изменившиеся социальные условия жизни, таким девушкам будет место в любое время. Интеллектуальность, скромность, интеллигентность, воспитанность никогда не утратят своего веса в обществе. Если современная Ася сумеет найти своего Принца, то он будет с ней счастлив, как и она с ним. Их будет ждать награда в виде счастливой жизни в семье, с исполнением мечты о тихом уютном доме, воспитании детей и активной жизни и работы по усовершенствованию мира. Это будет современная тургеневская девушка, но спустившаяся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь.

Глава III. Практическая часть

3.1 Психотип «Тургеневской девушки»

В предыдущих главах мы выяснили, что «тургеневская девушка» - это собирательный идеальный образ, выявили основные черты характера такого образа и пришли к выводу, что в современном обществе все же есть место качествам, которые никогда не утратят своей важности. Далее, в своей работе мы хотим также выявить «актуальные» для нашего времени черты характера «тургеневской девушки». Для этого будем использовать современные способы исследования проблемы. В выявлении личностных качеств психологи советуют учитывать психотип человека. Характер человека – это совокупность поступков, привычек и навыков. Черты его – это определенные привычки и конкретные навыки. И именно они диктуют, как поступить человеку в той или иной ситуации. Но, помимо сформировавшихся в течение жизни привычек и навыков, характер можно отнести к одному из психологических типов, которые тоже влияют на его поступки. Термины «экстраверт» и «интроверт» известны давно, но прочно в обиход их ввел Карл Юнг в начале XX века. Это два абсолютно противоположных типа личности. Считается, что у каждого человека есть черты обоих типов, но преобладает какой-то один. Определение типа личности базируется на совокупности таких качеств, как честолюбие, активность, напористость, коммуникабельность. Экстраверт – это человек, который очень любит общаться. У него может быть богатый внутренний мир, к которому он обращается, если только это необходимо для достижения какой-то цели. Интроверт – это человек, который погружен в себя. Тем не менее при необходимости он может общаться с людьми, но ровно настолько, насколько это нужно. Обратившись к Википедии (Приложение 9), мы выяснили, что «тургеневская девушка» - «явный интроверт»: так как замкнута, чувствительна, «плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью». Чтобы сравнить этот образ с обликом современной девушки, мы решили провести тест на определение типа личности среди учащихся, базу исследования составили 9-е классы МБОУ СОШ №2. Мы выяснили следующее: из 48 учащихся 19 (40%) - экстраверты, 24 (50%) - интроверты и 5 (10%) - амбоверты (двойственные натуры) (Приложение 10).Таким образом, мы пришли к выводу, что психологический тип, близкий образу «тургеневской девушки», сейчас распространён в большей мере, чем какой-либо другой.

3.2 Соцопрос на выявление актуальности черт характера «тургеневской» девушки в современном обществе

Далее мы провели анкетирование на выявление идеальных женских качеств и составили примерный перечень примет современных «тургеневских девушек»: скромные, романтичные, с хорошими манерами, женственные, избегают вульгарности и агрессивности, одеваются прилично, читают книги, разбираются в классической музыке, многие играют на музыкальных инструментах, говорят на нескольких иностранных языках, умеют танцевать вальс, придерживаются строгих моральных принципов, происходят из разных социальных классов. Мы решили выяснить, как и насколько проявляются основные типические черты Тургеневских героинь в современных девушках. Для этого провели соцопрос на выявление актуальности черт характера «тургеневской» девушки в современном обществесреди учащихся 9-х классов и их родителей. Мы попросили участников расположить все качества по значимости, группируя на «семейные», «деловые» и «творческие». Выяснилось, что выше всего деловые качества оценили мамы и девочки, семейные качества – мамы и папы, творческие ниже всего оценили мальчики и папы (Приложение 11). При этом: на 1 месте, по мнению девочек, находится скромность, а на последнем – решительность; по мнению мальчиков, на 1 месте - привлекательность, на последнем – сила воли; мамы поставили на 1 место - женственность, на последнее – решительность; папы на 1 место определили скромность, на последнее – силу воли. Отсюда можно сделать вывод, что современные девушки и женщины озабочены развитием деловых качеств, так как это им необходимо для личностного роста и уверенности в завтрашнем дне, в то же время сильный пол не видит смысла в творческих наклонностях дам. Также мы обратились к Интернету и соцсетям, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу об актуальности рассматриваемого нами вопроса. Там мы нашли множество доказательств, что данная тема волнует умы и души молодого поколения (Приложение 12).

3.3 Организация общешкольного творческого проекта «Женские образы в русской литературе»

В процессе изучения и исследования образов «тургеневской девушки», данной темой заинтересовались многие наши одноклассники. Они участвовали в анкетировании, анализе информации, диспутах. Постепенно для нас «тургеневские девушки» стали прорисовываться не только словесно, но и образно. Захотелось воплотить их в реальности. Эта идея была поддержана учителем технологии Ольгой Александровной Лещенко. Был разработан общешкольный творческий проект «Женские образы в русской литературе», в котором приняли участие все желающие 6-8 классов. Проект приурочили к Году литературы в России. Девочки создавали женские образы в разных техниках: вышивка крестом, роспись по стеклу и дереву, силуэтное вырезание из бумаги, куклы и другое. Мы сделали акцент именно на образах «тургеневских девушек»: выполнили серию вышитых крестиком миниатюр (Приложение13). Наглядные изображения помогли нам в раскрытии темы работы. А общешкольный творческий проект «Женские образы в русской литературе» получил грамоту «За лучшую экспозицию» по итогам муниципальной выставки декоративно-прикладного творчества «Мир моих увлечений-2015».

Зa ключение

В процессе исследовaтельской рaботы был проведён aнaлиз выборочных произведений Ивана Сергеевича Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь». Мы выяснили, что прототипами героинь стали реальные девушки, занимавшие немаловажное место в биографии писателя, повлиявшие в своё время на становление его личности, а также отразившие в себе те замечательные черты «идеального» женского характера, которыми всю жизнь он восхищался. «Тургеневская девушка» - понятие емкое и широкое, это идеальные собирательные образы женской красоты, женственности и чистоты, несмотря на многие различия в жизненных обстоятельствах. За полтора столетия образ «тургеневской девушки» очень сильно изменился, в современном обществе не стоит искать девушек, полностью отвечающих веяниям 19 века. Во времена Тургенева не было таких нравов, как в наше время. Но испытать прекрасные чувства хотят все, человеку всегда были и будут присущи все светлые чувства, независимо от времени и уровня развития общества. Сделав в своей работе сравнительный анализ основных характеристик жизнедеятельности девушек 19 и 21 веков, мы выделили одинаковые или похожие характеристики, и пришли к выводу, что, несмотря на изменившиеся социальные условия жизни, таким девушкам будет место в любое время.

В практической части нашей работы мы провели опрос среди девятиклассников, как представителей современной молодёжи, с целью выяснить, какие качества актуальны в нашем обществе. Результаты показали, что современные девушки и женщины озабочены больше развитием деловых качеств, чем творческих, но «идеальные» семейные женские качества больше ценны у мужской части общества.

Проанализировав всю проделанную работу, мы пришли к выводу, что качества женщин, которыми восхищался великий классик, в современном обществе претерпевают изменения. Облик современных барышень разительно отличается от образа «тургеневской девушки», это продиктовано веянием времени. Но наша гипотеза о том, что, несмотря на резко изменившиеся социальные условия жизни, многие качества «тургеневский девушки» актуальны и востребованы в наше время, подтверждается. «Тургеневским девушкам», спустившимся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь, будет место в любое время.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

Ф отографии этих девочек говорят сами за себя. Это тип, я бы даже сказала, диагноз. Чистые и скромные, без яркого макияжа и вульгарности, но женственные и с хорошими манерами. У них строгие моральные принципы. Они готовы пожертвовать собой ради дела или любви. Мужчины часто называют их идеальными женами. Интересно, что они скажут посмотрев фотографии?

Б ельгийский фотограф Филипп Эрбе собирал их для своего проекта по всей России. С помощью своей подруги Ирины он искал их по всей России: тех, что не ругаются матом, любят классическую музыку и классическую же литературу, носят строгую одежду. Именно поэтому информации о том, девственницы ли они, нет — кто ж такое у дамы спросит — но, наверное, да. Или только по большой любви. Они не обязательно красавицы, но, как говорится, обладают огромной нравственной силой. В современной России живут они, непонятые никем, и носят юбки не короче, чем по колено. Смотрим портреты:


«...не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь её огорчало» (Наталья Ласунская из романа «Рудин»)


«Слабость возмущала её, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования её ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять её уважение,— а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для неё.» (Елена Стахова из «Накануне»)


«Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности» (Лиза Калитина из «Дворянского гнезда»)


«Она была очень недурна собой, живого и кроткого нрава. Ее серые, светлые глаза глядели добродушно и прямо из-под ребячески приподнятых бровей; она почти постоянно улыбалась и смеялась тоже довольно часто. Свежий голос ее звучал очень приятно; двигалась она вольно, быстро - и весело краснела. (Лиза Ожогина из «Дневника лишнего человека»)


Вот и хочу спросить — вы бы влюбились в такую женщину?


Было бы вам с ней хорошо? Что вы вообще о них думаете? Анахронизм, или?



все фото с сайта