Как научиться быть продюссером? Разница между продюсером и режиссером

Одна из читательниц блога задала следующий вопрос:

Влияют ли продюсеры на то, каким в итоге будет фильм? Вообще, когда к проекту прикреплены несколько продюсеров, какова их роль в проекте? Там же есть исполнительный продюсер, линейный продюсер. Как они взаимодействуют? Они отвечают только за бюджет проекта или не только?

Ответ: Если продюсер – глава студии (читай – работодатель), инициатор и организатор съёмок, то его влияние практически ничем не ограничено, кроме как специально прописанных контрактов, а также владельцев студии (если таковые имеются). В России, если продюсер ещё и владелец кинокомпании, то он может называться генеральным продюсером.

В США такая “путаница” тоже имеется, но обычно продюсер – это инициатор и руководитель процесса производства фильма от А до Я. Он, как директор на предприятии, организует, руководит и направляет, отвечая за всё и всех. В его руках - контроль на бюджетом, техническим и творческим процессом. Он утверждает сценарий, находит под проект деньги, выбирает “звёзд”, отправляет картины на фестивали, заключает договора с прокатчиками. Т.е. в его власти вмешиваться как в творческую, так и техническую сторону кинопроизводства. (Кстати, если картина получает “Оскара” в номинации “лучший фильм”, то эта награда достаётся продюсеру).

Поскольку продюсер не в состоянии всё делать сам, то отдельные задачи ложатся на плечи других членов административной группы - исполнительного и линейного продюсеров.

Исполнительный продюсер (Executive Producer, ИП). Говорят, это не совсем точный перевод на русский, вернее - слишком буквальный, поскольку на практике в США executive producer – означает генеральный продюсер. Не знаю, соответствует ли это истине. Т.к. генеральный директор или менеджер обычно один, а исполнительных продюсеров может быть несколько. К тому же в США кредит ИП может получить человек, стоящий на голливудской лестнице как выше, так и ниже продюсера. Значит, американский ИП необязательно соответствует российскому генеральному продюсеру. Тем более что кредит ИП можно получить по совершенно разным причинам.

Например, если “звезда” находит сценарий, приносит его на студию или конкретному продюсеру, а затем студия приступает к съемкам фильма, то этот “звёздный” актёр или актриса может получить должность исполнительного продюсера. То же самое в случае, когда актёр/актриса/режиссёр/сценарист находит деньги под проект. (Но вовсе необязательно, что такой человек получит от студии право контролировать процесс кинопроизводства). Помимо того, исполнительным продюсером может быть инвестор или спонсор. Или даже автор литературного произведения, по которому ставится фильм. В таком случае должность ИП также скорее почётная, нежели реальная, т.к. не даёт реальной власти. Т.е. степень вовлечённости ИП в контроль над съёмками будет зависеть:

1) От степени влияния человека в Голливуде;

2) Финансовых средств, вложенных им в картину;

3) Личного желания, ограниченного первыми двумя факторами.

Если рассматривать телевидение, то в США кредит исполнительного продюсера могут также получить авторы сериалов или сценаристы, внесшие наибольший вклад в создание того или иного телевизионного проекта. В данном случае исполнительный продюсер больше творец, чем администратор.

Кроме того, в Голливуде исполнительным продюсером часто становится представитель студии или один из её владельцев. Тогда это действительно близко к нашему российскому пониманию генерального продюсера. Его задача - общий контроль над процессом производства, самим продюсером и использованием студийных средств, т.е. он отвечает за работу в целом, включая юридические, финансовые, административные и творческие вопросы. Влияние у такого ИП будет больше, чем у “просто продюсера”, нанятого студией, а также тех исполнительных продюсеров, которые лишь номинально получили данный кредит. Однако ни, условно говоря, “реальные”, ни “формальные” ИП не участвуют в ежедневном контроле и организации съёмок. Этим занимается линейный продюсер .

Линейным продюсером может быть только настоящий трудоголик. Прочитав сценарий, он составляет план съёмочного процесса, на основании плана прикидывает бюджет фильма, рассчитывает количество участников, их роли в процессе, сколько им придётся заплатить, какую сумму потратить на съёмку каждой сцены, договаривается о покупке или аренде необходимого оборудования или реквизита, совместно с режиссёром подбирает и нанимает творческий коллектив, отслеживает расход средств, выплату гонораров, контролирует работу всех вовлечённых в процесс сотрудников, причём на каждом этапе фильмопроизводства.

Необязательно линейный продюсер участвует во все технических процессах лично. Часть обязанностей перепоручается менеджеру по производству (Production Manager, отвечает за бюджет, план, расход денег и выплату зарплат) и координатору производства (Production Coordinator, отвечает за материально-техническое обеспечение, оборудование, реквизит, связывается и нанимает членов съёмочной группы; подчиняется линейному продюсеру и своему непосредственному начальнику - Production Manager).

Из обязанностей ЛП видно, что он проделывает всю черновую работу. При этом не имеет права вмешиваться в творческий процесс и давать советы сценаристу и режиссёру. Эта прерогатива продюсера и исполнительного продюсера (если это не формальная должность).

Если продюсер позволит ЛП вмешаться в творческий процесс, то линейный продюсер может получить кредит сопродюсера (co-producer). (В России сопродюсером может быть инвестор или спонсор).

Иногда в США, особенно на успешных ТВ проектах, линейный продюсер получает продюсерский кредит "produced by". Это показывает разницу между сценаристом (творцом, создателем сериала), именуемым в титрах “исполнительным продюсером”, от классического продюсера, т.е. администратора.

Более подробно про обязанности того или иного члена съёмочной группы можно прочитать на сайте

С развитием киноиндустрии в нашей стране все чаще можно услышать о такой профессии, как продюсер. "Кто это?" - спросит любой человек, не так глубоко знакомый с телевидением или шоу-бизнесом. Эта статья ответит на все ваши вопросы об этой относительно новой профессии.

Продюсер - кто это?

Итак, продюсер - это специалист, который непосредственно участвует в производстве проекта, решая финансовые, технологические и творческие вопросы. Однако наш неискушенный зритель, дождавшись окончания фильма, видит огромный список разных продюсеров и не понимает, почему их так много, в чем заключается работа каждого из них. Это и не удивительно, ведь эта профессия стала набирать популярность лишь после распада СССР, и она относительно молода. Итак, давайте же разберемся, зачем одному фильму или шоу так много этих самых продюсеров.

Ведущий или генеральный продюсер. Кто это?

Это, несомненно, отправная точка любого фильма. Он занимается финансовыми вопросами, корректирует замыслы режиссера, одобряет и сам подбирает персонал и актерский состав для работы на площадке. В телевизионных проектах все эти функции исполняет шоу-продюсер.

Исполнительный продюсер

Его можно назвать основным участником процесса производства фильма. Чаще всего именно на нем лежит большая часть финансовых проблем и правовых вопросов. Он отвечает за расходы по заработной плате, разного рода издержки. Кстати, если хотят привлечь внимание к будущей киноленте, то в качестве исполнительного продюсера указывают знаменитого человека.

Говоря о расходах, можно вспомнить знаменитый фильм и одновременно мюзикл Бродвея "Продюсеры". Суть в том, что его главный герой свято верит в три главных, незыблемых правила продюсера, суть которых сводится к одному выражению: "Продюсер никогда не вкладывает в фильм собственные деньги". Главный герой пытается доказать это своему другу. Конечно, в реальной жизни часто происходит все с точностью до наоборот.

Ассоциированный продюсер

Это обозначение можно воспринимать в двух смыслах. В первую очередь, это человек, всегда готовый помочь ведущему продюсеру. Он выполняет ряд его задач и поручений. Также не стоит забывать, что фильм производит обычно группа компаний, и глава одной из них чаще всего становится ассоциированным продюсером. А глава большей фирмы - исполнительным. Теперь ясно, что его функции схожи с задачами генерального или ведущего, он также нанимает персонал, следит за ходом работ и ищет средства на создание и развитие проекта.

Линейный продюсер

Он контролирует бюджет фильма, а иногда и ежедневно следит за процессом производства. Чаще его не включают в список креативной группы, ведь он занимается управлением на месте и вовлечен в процесс.

Сопродюсер

Этот человек одновременно отвечает за бюджет и влияет на подбор актерского состава. Сопродюсером может выступать глава второй компании, принимающей участие в производстве, или партнер первого продюсера. Он также должен обладать обширными знаниями в области кино, знать основные тенденции, хоть немного разбираться в маркетинге, менеджменте, логистике. В общем, это должен быть всесторонне развитый человек.

Ассистирующий продюсер

Это действительно нелегкая профессия. Продюсер должен быть правой рукой, главным помощником. Человек, который не обладает безграничным потоком энергии, вряд ли справится с этой работой. Ведь от и быстро решать непростые задачи, то есть от качества работы ассистирующего продюсера, зависит успех фильма.

Другие виды

Музыкальный продюсер - вопрос, скорее всего, уже возник в вашей голове, поэтому мы непременно на него ответим. Этот человек отвечает за звук и музыкальную составляющую.

Также во всем этом разнообразии есть и креативный продюсер, которого вряд ли встретишь в титрах иностранного кино. Это легко объяснить, ведь функции любого профессионала не ограничиваются "сухим" решением вопросов бюджета и финансовой составляющей. Однако в нашей стране креативный продюсер появляется в титрах почти каждого фильма.

Вот, пожалуй, и все, что вам нужно знать об этой нелегкой профессии и ее видах. Теперь вы знаете, чем занимаются продюсеры, и в разговоре с человеком, связанным с миром кино, вы не будете выглядеть нелепо и сможете ответить на любой вопрос. Совершенствуйтесь дальше!

В съемке практически любого студийного фильма принимают участие продюсер и режиссер. Чем занимается каждый из них?

Кто такой продюсер?

Продюсер - очень разносторонняя профессия. Но если обобщить основные ее признаки, то в их число будет входить:

  • создание необходимых условий для проведения съемки фильма, сериала либо телепередачи (финансовых, организационных);
  • сопровождение процесса издания картины или телепрограммы;
  • участие в разработке идеи проекта, адаптация ее к запросам аудитории, пожеланиям кинематографического сообщества;
  • формирование съемочных групп;
  • участие в съемке, монтаже фильма, выводе его в прокат;
  • решение задач, связанных с дистрибуцией продукта, - через телеканалы, кино, диски, интернет.

Таким образом, в компетенции продюсера - обеспечить функциональную среду для осуществления съемок фильма.

Кто такой режиссер?

Режиссер решает задачи, связанные непосредственно со съемочным процессом. Он определяет то, каким именно образом следует снимать те или иные сцены, каких актеров приглашать на роли, где именно осуществлять съемку с точки зрения достижения наилучших результатов по зрелищности.

В компетенции режиссера - реализация творческой составляющей проекта с учетом его идеи, а также особенностей функциональной среды для съемок, подготовленной продюсером. Если каких-то ресурсов недостаточно (например, финансовых средств для привлечения дорогих актеров), задача режиссера - приблизить качество и рейтинги фильма к тем, которые бы могли достигаться при условии приглашения более узнаваемых исполнителей ролей. Но не менее сложная, конечно же, задача - снять классный фильм, даже если продюсеру удалось пригласить самых известных актеров. Хороший кинематографический продукт - результат работы не только звездных исполнителей, но также и грамотной постановки их ролей, и это находится в компетенции режиссера.

Сравнение

Главное отличие продюсера от режиссера - в тех задачах, которые они решают. Но в большинстве случаев это задачи схожих категорий, часто решаемые одновременно и требующие активного взаимодействия людей, занимающих соответствующие ключевые позиции в процессе создания фильма.

Соотношение функций продюсера и режиссера часто определяется историческими традициями и нормами, которые сложились в той или иной кинематографической школе. Например, в Голливуде нередко бывает, что задачи, типичные для режиссера, все-таки решает продюсер. Это может быть собственно разработка идеи проекта - а не только ее адаптация к продукту, подбор актеров, организация съемочного процесса. Как считают эксперты в области киноиндустрии, это связано главным образом с тем, что продюсеру необходимо окупить затраты на фильм. Доверить значительную часть функций режиссеру, который может что-то сделать по-своему, продюсер, скорее всего, не пожелает - эксперименты способны негативно сказаться на монетизации фильма.

Бывает и так, что сводятся к минимуму, в свою очередь, функции продюсера. Например, он может быть назначен ответственным за решение задач, не имеющих прямого отношения к созданию кинематографического продукта, - закупку и инсталляцию оборудования, расчеты с поставщиками. Как правило, такой сценарий актуален для небольших, малобюджетных проектов.

Спорным является вопрос о том, у кого должно быть больше полномочий - у продюсера или режиссера. При создании киностудией одной серии фильма однозначный приоритет может быть у предпочтений и решений первого, при выпуске другой серии того же фильма той же киностудией и при приглашении тех же продюсера и режиссера больший объем полномочий способен получить второй.

Таким образом, справедливо говорить не том, что продюсер и режиссер - принципиально разные профессии, а о том, какие конкретно функции характерны для первого и для второго. Именно они определяют, в чем разница между продюсером и режиссером. Более наглядно рассмотреть специфику обоих типов функций нам поможет небольшая таблица.


Д о 2003 года в нашей стране учиться на кинопродюсера было негде. А потом кафедра продюсерства открылась в Университете кино и телевидения. С самого начала здесь набирали курсы ведущие продюсеры страны - Сергей Сельянов, Игорь Каленов, Ада Ставиская. Первоначально кафедрой заведовал Александр Голутва, сейчас директор «Ленфильма» Вячеслав Тельнов.
Наталия Горина - генеральный директор Агентства «ТВИН Медиа», продюсер таких фильмов, как «1814» и «Государь», сериалов «Брежнев», «Достоевский» и «Белая гвардия», - преподает на кафедре вместе с Сергеем Мелькумовым:

На кафедре продюсерства я работаю не с самого начала. До моего прихода в университет она существовала уже три года. Курс я веду совместно с моим партнером Сергеем Мелькумовым. Нам так удобнее, поскольку он - московский житель, кроме того, мы - работающие продюсеры. Кафедра и была организована с тем, чтобы курсы вели реальные продюсеры, а не профессура, не имеющая отношения к живому кинопроизводству. В настоящий момент мы ведем пятикурсников. В этом году у них диплом. Новый опыт получили и они, и мы.

- Что абитуриенты вашей кафедры сдают при поступлении?
- Помимо результатов ЕГЭ, мы учитываем еще и результаты творческого конкурса. Для меня самая важная часть в конкурсе - собеседование, выявляющее интеллект, общее развитие, эрудицию. Чтобы работать в кино, недостаточно быть просто хорошим учеником. Нужно, чтобы человек кинопроцессом интересовался и соображал. Это самая важная часть. К творческому конкурсу надо еще написать синопсис фильма, который абитуриенту хотелось бы снять. Но на него мы не обращаем особого внимания, потому что непрофессионалы пишут, конечно, всякую ерунду. Да и продюсеру уметь это делать не так важно, как режиссеру. Общие знания, быстрота реакции, ориентация в современном пространстве, знания об экономике, представления о том, как движется кинопроцесс, что идет в кинотеатрах, какие фильмы популярны, и так далее - гораздо важнее. Если все это есть, значит, человек может прийти в профессию.

- Мне казалось, что продюсирование теснее связано с точными науками, нежели с гуманитарными дисциплинами.
- Несомненно. Кинопродюсер должен хорошо понимать кинопроизводство, а также ориентироваться в экономике. Ему необходимо знать всю линейку техники, разбираться в марках камер, звукозаписывающих устройств, системах долби. Но вообще, продюсер должен быть способен к получению разносторонних знаний.

- И кто больше способен к этому: вчерашние школьники или более опытные люди?
- Набрав курс практически целиком из бывших школьников и проведя с ними пять лет, мы пришли к выводу, что это неправильно. Отсутствие жизненного опыта мешает этим людям дальше развиваться в профессии. Кроме того, продюсеров не может быть много. Так же, как и режиссеров. Несмотря на это, на наш курс было набрано больше 30 человек, сейчас осталось всего 18. Но если три-четыре человека действительно приобрели первоначальные знания в специальности, то всем остальным, думаю, еще надо будет где-то учиться и приобретать какие-то другие профессии. Вряд ли эти люди будут продолжать себя в продюсировании. Вообще, нашу специальность идеально было бы давать как второе высшее образование - после экономического, например. Или просто набирать курс из людей, которые успели поработать в кино. Это было бы более продуктивно.

- Молодежь сейчас толковая?

- Всякая разная. Но из тридцати первоначально набранных к нам на курс людей к себе на работу я бы взяла максимум троих.

- Вы говорите, что продюсеров не должно быть много. А сколько их должно быть?
- В стране их может быть сколько угодно. Я имела в виду, что их не может быть много в одной конкретно набранной группе. Потому как обучить тридцать человек кинопроцессу - задача дурацкая. Ее не надо ставить. Обучение такой специальности требует индивидуальной работы. Одному человеку надо больше внимания обращать на цифры, другому - развивать креативное мышление. И это надо выявить, показать примеры, поработать с каждым. А когда ты работаешь с тридцатью студентами, это невозможно. Ты усредняешь тот разговор, который ведешь с ними. У нас же нет системы лекций. Конечно, мы что-то читаем. Но в большинстве случаев наши занятия - это какой-то разговор, который не может быть неперсонифицированным. Ты должен понимать, с кем именно ты говоришь. Поэтому оптимальное количество студентов для меня - восемь, от силы десять человек. И так считают все наши мастера. А кафедра этого не понимает пока что.

Я когда смотрю кино, особенно голливудское, всегда удивляюсь количеству продюсеров, работавших над фильмом. И редко понимаю, кто из них за что отвечает. У вас сразу происходит разделение на узкие специализации?
- Нет, не сразу. В общем и целом, выпускник нашей кафедры должен уметь организовывать весь процесс. От нуля до результата. Но, конечно, в системе российского кино сформировалась своя иерархия продюсеров. Один человек практически не может сделать кино. Обычно главный продюсер это тот, кто задумал проект, собрал основной состав и занимается следующим делом. А исполнительный и линейный продюсеры ведут непосредственно один фильм. Поэтому у главного продюсера одновременно может быть десять проектов, а у линейного только один. Но все равно он продюсер, потому что является рупором студии, организовавшей съемки, непосредственно на площадке. В его обязанности входит получение качественного результата - то есть фильма. Соответственно, линейный, исполнительный и главный продюсеры осуществляют всю работу над фильмом. Только линейный делает оперативную работу на месте, исполнительный контролирует производство, а главный пожинает плоды и вмешивается в нужный момент. При этом в обязанности линейного и исполнительного продюсеров входит держать главного в курсе всех дел. А уж каким образом - ночными звонками, ежедневными отчетами или еще как-то - вопрос их договоренностей.

- Продюсирование - нестабильная деятельность с точки зрения зарплат. Какие качества должны быть у продюсера, чтобы фильм пошел и он мог бы заработать?

- Кино вообще - едва ли не самая нестабильная и рискованная сфера бизнеса. Достаточно сказать, что за последние десять лет прибыль принесли всего два или три фильма. Все остальные, хорошо если вышли в ноль, а вообще, они все в минусе. Да в нашей стране в целом кинопроизводство находится в глубоком минусе. И самое ужасное, что успешные фильмы в основном сняты непрофессионалами.

- Это какие же?
- «О чем говорят мужчины», «Самый лучший фильм-2» и еще какой-то. Про все остальные не верьте, что они кассовые. Фильмы в нашей стране не зарабатывают. Почему - предмет другого разговора. Есть объективные и субъективные причины. Кинотеатров пока что мало, невозможно окупить прокат, затраты на производство не приносят должной отдачи. И можно валить все на зрителя, но вот только фильм «Аватар» собрал у нас столько денег, сколько ни один русский фильм никогда не собирал. Это значит, что на нашей территории кино может окупаться. Нужно просто понять, какие фильмы должны создаваться. Но пока ситуация удручающая. Немногие захотят снимать кино такого качества, какое пока что приносит в прокате прибыль. Поэтому человек, который идет в кинопродюсеры, должен отчетливо понимать, с чем он столкнется. Именно поэтому в кинопроизводстве одни из самых высоких зарплат. Люди таким образом формируют рынок, чтобы спасти себя от любых рисков.

- То есть у продюсера есть зарплата?
- Конечно. Например, линейный продюсер зарабатывает от 80 до 120 тысяч рублей в месяц. В этом смысле в самой тяжелой ситуации находится продюсер, владеющий студией, которая запускает проект.

- Почему? Он тратит на фильм свои деньги?
- Это миф, что продюсеры снимают кино на свои деньги. Собственно говоря, и в нашей стране, и где угодно продюсер это тот человек, который умеет привлечь инвестиции для съемок. А они могут быть самого разного толка. Государственные - от Госкино, эти гранты надо уметь выбивать. Есть деньги от банков - спонсорские. Есть деньги инвестиционные, когда компания вкладывает и хочет получить средства обратно через какое-то время. Есть деньги партнерские, копродюсерские, когда несколько студий объединяются и потом делят права. Продюсер должен уметь правильно собрать деньги на проект и правильно оценить его бюджет. Это только кажется, что чем больше денег, тем лучше для фильма. Ничего подобного. Важно понять, что будет в конце, сколько этот фильм может собрать, и вложить в два раза меньше. Потому что конечные сборы всегда делятся между прокатчиком и продюсером. Соответственно нужно окупить в два раза больше, чем вложил. Там немножко сложнее, но примерно схема такая.

- А какие деньги самые популярные?
- Телевизионные. Когда телеканал решает спонсировать кино с тем, чтобы потом получить права на трансляцию.

Но сейчас в этой сфере очевидный кризис. Если «Дозоры» и даже «Ирония судьбы-2» были успешными, то вот «Край», к примеру, уже не был так интересен публике.
- «Край», я бы сказала, провалился в прокате полностью. Каналы до сих пор вкладывают деньги в кинопроизводство. Но в последнее время их больше интересуют крепкие многосерийные фильмы. Иногда они из этих сериалов делают полный метр.

- Есть мнение - конечно, режиссерское, - что продюсера можно допускать к фильму только на этапах подготовки и в постпродакшн. Вы с этим согласны?

- Только очень плохой продюсер может позволить так обойтись с собой и с фильмом. Я даже не знаю, что от продюсера не зависит в кинопроизводстве. Если он не вторгается в процесс на каждом этапе, получаются фильмы некассовые, некоммерческие, неинтересные.

- А режиссеры сами могут выступать в качестве продюсеров?
- Не могут. Это всегда неудачно. Большинство из них, конечно, убеждены, что способны быть продюсерами. Но режиссер не может увидеть свою работу со стороны. И его нельзя в этом обвинять - это же плод его творчества. Для того чтобы оценить успех, нужен другой глаз. Творец сам никогда в жизни не увидит, хорошо или нет смонтирован фильм, нужна или нет та или иная сцена. Для этого нужен продюсер, с хорошим чутьем. Хороших, профессиональных, знающих, понимающих продюсеров в нашей стране немало. И все успешные фильмы так или иначе создавались продюсерами, а не режиссерами. Понятно, что мы не можем работать друг без друга. Но в конечном итоге доведением фильма до ума занимается именно продюсер.

- Российский кинопроцесс имеет свой собственный путь, или мы калькируем Голливуд?
- Мы не можем ничего калькировать, потому что на это нет денег. Мы даже не приблизились к Голливуду ни на йоту. Там, где у них работают десять человек, у нас один. Там, где у них восемь подготовительных этапов, у нас половина. Мы не можем себе позволить их кинопроцесс. Мы стараемся. Но пока это недостижимо.

- Так в чем же особенность нашего пути?
- У нас в кино задействовано меньше людей, чем в любом западном фильме. У нас люди более синтетические. Один человек может на площадке исполнять роль ассистента режиссера, заниматься медиапланированием, а еще и помогать всем и каждому. Называется «второй режиссер». У них же все, что я назвала, исполняют разные люди. В те редкие моменты, когда мы объединяемся с западной группой для каких-то съемок, они всегда удивляются, что мы больше умеем. И руками, и головой. В голливудском производстве вообще каждый плевок регламентирован, и находятся разные специалисты на отдельную манипуляцию. От этого и фундаментальность, и тщательность, и профессионализм, конечно же. Наши фильмы все немножко самодеятельные, все немножко поделки. Мы не можем достичь каких-то незыблемых вещей, не можем организовать нормальную подготовительную работу - у нас на это нет денег и нет специалистов. Мы не можем позволить себе раскадровать весь фильм, а уж тем более нарисовать анимационную картинку. Это нереально, никто таким не занимается. Поэтому мы с Голливудом разные планеты.

Куда идут ваши студенты после окончания учебы? Студий сейчас мало. «Ленфильм» вообще фактически прекратил работу.
- Кто-то из тех, кто уже закончил учиться, работает у своих же мастеров. Со мной работают четверо моих студентов. Но на постоянную работу, наверное, оставлю двоих. Про остальных я вообще не знаю, что они будут делать. Они вряд ли найдут себе место в нашей профессии.

- То есть можно считать, что для них обучение - это развлечение?

- Думаю, да.

- Они чего хотят? Денег? Или есть романтики, мечтающие в корне изменить весь кинопроцесс?

- Молодежь сейчас вообще хочет только денег. Из них лишь два или три человека готовы работать в кино. Это значит, что они способны бесплатно день и ночь делать все подряд - хоть чай подавать. Способны сидеть годами без денег, лишь бы быть внутри съемочной группы. Вот они у меня так посидели два месяца, и я им начала платить. Потому что они реально работают. Чего хотят остальные, я не понимаю. Перед летом я провела эксперимент: работы было полно, и я предложила студентам прийти ко мне на практику. Пришло пять человек. Всё. Так что о чем тут говорить?
Одна девочка пришла на съемочную площадку - очень хотела работать. Буду, говорит, делать все, что угодно. Пару раз режиссер выругался при ней матом, она расплакалась и сказала «это не мое». Я спрашиваю - что не твое? Не могу, говорит, быть на съемочной площадке. Но ты же хочешь быть продюсером. Как ты себе представляешь свою работу вне съемок? Ушла.

- Вообще продюсеров нужно учить? Большинство же как-то обходится без специального образования.
- И все от этого страдают. Конечно, продюсером можно стать, нигде не учась. Но на данный момент у нас есть нехватка квалифицированных кадров. Нет хороших линейных и исполнительных продюсеров. Сельянов приходит на заседание кафедры и не устает повторять: «Вас хотя бы двое с Мелькумовым, а у меня-то никого». У него есть директор, экономист, бухгалтер, а вот хороших линейных и исполнительных продюсеров нет. Нам не хватает управленцев высокого класса, понимающих, чем они управляют и как. И чтобы они появились, их надо учить.

Сейчас профессия продюсера находится в стадии становления, перехода от организатора производства, директора картины — к собственно продюсеру, вдохновителю новых проектов. Минимальная функция продюсера — это помочь режиссеру сделать то кино, которое он задумал, найти денег и постараться максимально оптимизировать производство. Многие сегодня не справляются и с этим минимумом.

Если говорить цинично, продюсер сегодня — это тот человек, который достает денег на фильм и зарабатывает на его производстве. Это порочная практика, губительная для нашего кинематографа. Продюсеры, которые сами придумывают проект и ведут его от идеи до ее воплощения на экране, в российском кино — редкость. Увы, большинство наших продюсеров просто не думает о конечном результате — для них он заканчивается соблюдением сроков сдачи копии в архив.

На мой взгляд, эта роль глобально преувеличена, потому что продюсеров в нормальном понимании этого слова в нашей стране человек десять. А остальные — это просто связующее звено между местом, где лежат деньги, и несчастным человеком, который за оставшиеся после этой связки деньги должен снять кино.

Каждый второй российский продюсер, как правило, находит деньги в какой-то государственной структуре, часть этих денег отдает на производство фильма, а часть оставляет себе. Не хочу никого обидеть, но правила игры, увы, таковы. За конечный результат отвечает режиссер, который вынужден снимать кино с дырой в бюджете. Так что роль продюсера — это роль «дыры», и в эту дыру, к сожалению, часто попадают очень хорошие работы.

В отсутствие логично действующей цепи киноиндустрии — от производства до проката — продюсеры не являются продюсерами как таковыми, а остаются директорами картин, причем в советском понимании. То есть людьми, которые получают бюджет и его более или менее эффективно осваивают. Ни один директор картины на «Мосфильме» никогда не думал, сколько будет копий фильма, как его прокатывать, и, в общем-то, не особо думал о том, откуда приходят деньги, потому что приходили они откуда-то из Главка. Нынешний российский продюсер — это директор киностудии имени Горького образца 1972 года.

На мой взгляд, одна из основных задач продюсера — создать картине долгую и счастливую жизнь. А у нас сформировался класс продюсеров, которые не прикладывают никаких усилий для того, чтобы картина после завершения как-то состоялась в сознании зрителя.

Роль, скорее, техническая. Мало креативности и неумеренные аппетиты по освоению бюджета. Есть исключения, но они должны быть правилом, а не исключениями.

Роль продюсеров в современном российском кино, к сожалению, почти всегда провокационна. Что они провоцируют, не знает никто: ни сами продюсеры, ни те, с кем они работают, — но у них абсолютно провокационные ухватки и провокационные методы. Всегда это кончается ужасными обидами всех на всех. Но это входит в замысел глобальной провокации под названием «продюсерское участие в современном кинопроцессе».

Это не одна, а две роли: конструктивная и деструктивная. В первом случае продюсер решает целый комплекс вопросов, причем не только финансовых, но и творческих, командных. Во втором — разрушает проекты и человеческие судьбы. Думаю, что процент тех, кто играет вторую роль, сегодня сокращается, потому что после так называемого ренессанса русского кино, о котором начали говорить десять лет назад, многие уже обожглись и поняли, что продюсирование — очень сложная и очень часто неблагодарная пахота.

Не все до конца понимают, что это за профессия. Одетый в хороший костюм человек, сидящий в офисе, — примитивное представление. Мы отбираем литературный материал, производим кастинг, формируем съемочную команду. Продюсер активно вмешивается в авторскую работу. Если говорить объективно, то по закону 1996 года формально субъектом производства является не режиссер, а продюсер. Девяносто процентов картин сделано на государственные деньги, и получателем господдержки является продюсер, а не режиссер.

Большинство российских продюсеров — посредники между источником денег и автором, благодаря чему и существует так называемая иждивенческая модель кинематографа, в которой потенциальные прокатные результаты никоим образом не связаны с решением о производстве фильмов. Эта «иждивенческая» модель позволяет финансировать фильмы режиссеров, чьи картины многократно проваливались и в широком, и в ограниченном прокате. Естественно, есть и вторая категория продюсеров — скорее, несколько всем известных исключений, чья деятельность обусловлена наличием сантиментов по отношению к кинематографу. Это лучшая, самая образованная часть киносообщества, мотивированная любовью к кино, к определенным режиссерам или просто буйным желанием сделать качественную, достойную картину. Но для того чтобы эти явно выпадающие из «иждивенческой» модели люди могли успешно работать, они должны быть либо частью значительно больших медиакомпаний, корпораций, или иметь другие источники заработка, позволяющие им рисковать и, как правило, терять на производстве того типа кино, которое они так хотят делать. Есть и третья категория продюсеров — уж совсем единицы, пытающиеся встроиться в международные контексты и диверсифицировать естественные риски российской киноиндустрии.

На мой взгляд, очень правильно говорит Сергей Сельянов, который считает, что продюсер должен разбираться в двух вещах — в сценарии и монтаже. Продюсер — это человек, который должен принимать осмысленное решение, стоит или не стоит запускать фильм в производство. А потом он должен знать и понимать, как спасти то, что получилось. К сожалению, таких продюсеров у нас можно пересчитать по пальцам.

Я только недавно понял, что у продюсеров такой же химический состав, как и у других людей. Мы все хотим счастья, успеха, реализации. Все участники кинопроцесса — от гримера до продюсера — имеют право на ошибку. Главное — чтобы люди делали вместе общее дело, которое им нравится, а не играли в какие-то игры в своей голове, пытаясь угнаться за стремительно меняющейся реальностью. Продюсер должен не бороться с режиссером, а помогать ему. Нужно помнить, что фильм — это не побочный продукт борьбы двух эго, а коллективный труд.

Еще на Шестом съезде Союза кинематографистов в 1990 году говорилось о том, что в новых экономических условиях кинематограф неизбежно должен стать продюсерским, при этом продюсер должен стать агентом зрителя. Этого не произошло: в основном продюсеры обслуживают ту часть зрительской аудитории, которая обладает самыми низменными вкусами и ждет от кино только развлечения. Правительство, умыв руки, уже воспитало поколение зрителей американского кино. Мне бы хотелось, чтобы продюсер в России осознал свою роль культуртрегера, озаботился судьбой культуры. На самом деле у нас хоронят курочку, которая способна нести золотые яйца. Но тут есть и другая сторона — выросло поколение, которое понимает кино чисто по-голливудски: они понимают, что такое «Трансформеры», что такое «Аватар», а «Проверку на дорогах» их не заставишь смотреть. Это доказывает успех всяких «Елок». Я полагаю, что сегодня отсутствует политика государства в области кино. Но я надеюсь, что эта политика все-таки родится с помощью кинематографистов в самое ближайшее будущее. Продюсер должен осознать, что кино — это часть культуры, а не просто бизнес. При этом необходима строгая экспертиза не только при выборе сценария, который получает государственное финансирование, но и по окончании производства: как деньги были потрачены, почему не вернулись. Как ни жестко это звучит, но дальнейшая судьба режиссера или продюсера должна складываться в зависимости от результатов его деятельности.

Эта роль во многом зависит от масштаба продюсера и от масштаба режиссера. Большие режиссеры в нашей стране сами продюсируют себя, ищут себе продюсера, неважно, знаменитого или не очень, который бы занимался производственными вопросами придуманного ими проекта. У нас очень редко продюсеры являются авторами проекта, хотя, конечно, такие фигуры есть. Даже Сергей Сельянов, один из лучших российских продюсеров, не влияет на такого мастера, как Алексей Балабанов, — скорее, наоборот. Именно поэтому каждый уважающий себя режиссер имеет собственную производящую компанию. У нас сотни производящих компаний, что говорит о слабости продюсерского дела. Я думаю, первой фигурой киноиндустрии в России продолжает оставаться режиссер.

Продюсер ничем не отличается от актеров, режиссеров и других людей. От милиционеров, например. Все люди, которые живут в нашем государстве, вынуждены принимать правила игры, которые оно навязывает. И продюсеры — не исключение. Прокат независимого кино почти умер, и у продюсеров мало шансов на то, чтобы оставаться свободными творческими личностями. Продюсеров-мыслителей, продюсеров-выдумщиков будет все меньше и меньше. Недавно проводили исследование рейтингов главных российских каналов: первые пять мест заняли телемувики. А это значит, что закупочные цены на каналах скоро упадут, и последняя лазейка, позволявшая продюсеру окупать вложения — продажа прав на телепоказ, — закроется. Поэтому нет никакой роковой роли продюсера в том, что происходит, он такой же заложник времени и обстоятельств, как и мы все.

В отечественном кино профессия продюсера еще только формируется. Рассматривать проблему продюсера вне проблемы формирования профессиональных качеств режиссера бессмысленно. Ни одна из профессий кино не связана так с режиссурой, как профессия продюсера.