Как начать разбираться в классической музыке

Композитор Кубани Г.Ф.Пономаренко.

Цель: познакомить детей с композитором Г.Ф. Пономаренко.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

Что такое устное народное творчество?

Какие виды устного народного творчества вы знаете?

Какие символы Кубани вы знаете?

Каких композиторов Кубани вы знаете?

Эти знания вам пригодятся в дальнейшем.

3.Обобщение темы урока.

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним композитором Кубани с каким, вы узнаете после того как отгадаете картинный кроссворд. (слайд).

Сегодня мы с вами поговорим еще об одном композиторе Кубани о Григории Федоровиче Пономаренко родился в 1921 году на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу Г.Ф.Пономаренко. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером (он настраивал баяны).В городе Запорожье Максим Терентьевич определил мальчика в ученики к талантливому баянисту. Одаренный мальчик

схватывал все на лету. Ему было достаточно одного урока разобрать и выучить новое произведение. В 14 лет Григорий начинает работать баянистом в доме Пионеров,затем в Доме культуры Днепрогэса. В 1938г Г.Пономаренко поступил на военную службу в ансамбль песни и пляски. Здесь он пишет первую песню “По широкой улице Проходили конники”. Настоящая известность пришла к нему после войны. В 1972г Г.Ф.Пономаренко переезжает на Кубань. До этого композитор никогда не был на Кубани. Он был удивлен и до глубины души тронут тем, как напомнила ему кубанская земля родную Украину звонким казачьим говором, раздольными песнями, белыми хатами под черепицей. 2февраля 2001 года в г. Краснодаре Установлен памятник и мемориальная доска на доме, где он жил. Музей располагается в квартире №80 в доме по ул.Красной,204. В этой квартире он прожил со своей женой Вероникой Журавлевой - Пономаренко около четверти века. (Слайд)

Г.Ф.Пономаренко вместе с женой Вероникой Журавлевой-Пономаренко работали в Краснодарской филармонии. Вероника Журавлева -Пономаренко и сейчас работает там уже 36 лет.Она прошла путь от артистки хора до народной артистки России и художественного руководителя филармонии, ее генерального директора. В1997г Краснодарская государственная филармония стала носить имя Г.Ф.Пономаренко. Слайд.

Здание филармонии построено в 1909 г по проекту Ф,О.Шехтеля его учеником А.А.Козловым. Возводилось как зимний театр, затем получило название Драматического театра,в настоящее время Филармония Краснодарского края. Когда Филармония открывалась, она включала в себя три коллектива- Кубанский казачий хор, эстрадный оркестр и адыгейский ансамбль. Сейчас она включает 10 коллективов.

4.Физкультминутка. (Муз.Г.Ф.Пономаренко “Казачок”.)

Я расскажу о 2 коллективах. Ансамбль “Ивушка” Слайд. Солисткой и художественным руководителем является Вероника Журавлева -Пономаренко.Она выступает во многих уголках России и за рубежом. Выступления ансамбля “Ивушка” всегда получают высокую оценку музыкальной общественности. Слайд. На более высокий художественный уровень вышел Государственный ансамбль песни и танца “Казачья вольница” .В концертных программах все исторически достоверно: красочность костюмов современные ритмы в казачьем плясе. Коллектив гастролировал не только по России, но и за пределами ее: в Норвегии, Франции, Германии, Польше. А сейчас мы с вами вспомним какую одежду носили наши предки.Посмотрите на слайд.

А теперь раскрасьте одежду кубанских жителей в древности. (Показ лучших работ).

В 1985г Г.Ф.Пономаренко присвоено звание народного артиста РСФСР,в 1990г народного артиста России. Слайд. Особую возвышенность придают песням Г.Ф.Пономаренко стихи. Композитор обращался к творчеству лучших кубанских поэтов. Слайд -И.Вараввы, С.Хохлова. Он был народным композитором не только по званию. Его задушевные песни необходимы людям.

Вот как писал об этом Сергей Хохлов (читает ученица).

Притихли лунные поляны,
Молчат березы в вышине -
Пономаренко на баяне
Поет о русской стороне
А сердце просит откровенья,
А сердце просит широты...
Играй,играй, Пономаренко,
И чтоб ни горя, ни беды!

В его песнях говорится о главном: о России, о любви, о степных зорях и бескрайних полях красавицы Кубани.

А сейчас мы с вами прослушаем песню муз. Г.Ф.Пономаренко слова С.Хохлова. “Здравствуй, наша Кубань!”

Пока будет звучать Песня вы постараетесь нарисовать то, что вы представили. -О чем эта песня? -Какое настроение у этой песни? (Показ рисунков учащихся).

5. Итог урока.

С каким композитором мы сегодня познакомились? Как звали жену композитора? На каком инструменте играл Г.Ф.Пономаренко?

Негосударственное образовательное учреждение Детский Центр “ Акварель”

Непосредственная образовательная деятельность

с детьми первой младшей группы

Провела: Андреева. Ю. В (1 группа)

«Знакомство с композитором В. Я. Шаинским»

Цель:

Знакомство детей с композитором В. Я. Шаинским и его творчеством.

Задачи:

    Познакомить детей с автором любимых песен.

    Вспомнить и повторить детские песни данного композитора.

    Развивать музыкальную активность и творческие способности детей.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульях в групповой комнате. Звучит мелодия из мультфильма «Крошка Енот» - «Улыбка».

Воспитатель: Ребята, вы узнали мелодию песни, которую сейчас слышите?

(Ответы детей)

Воспитатель: А кто догадался, из какого мультфильма эта песня?

(Ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, музыка имеет волшебное свойство поднимать настроение. Давайте улыбнемся друг другу.

Воспитатель: Ребята, я неспроста начала наше занятие с этой замечательной песни, дело в том, что сегодня я хочу вам рассказать о талантливом и известном композиторе Владимире Яковлевиче Шаинском, который написал музыку не только к песне «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот», но еще ко многим любимым нашим художественным и мультипликационным фильмам.

Но прежде, хочу спросить, знаете ли вы, кто такой композитор?

(Ответы детей)

Воспитатель: Композитор – это человек, сочиняющий музыку. Композиторы пишут разную музыку: серьезную, веселую, грустную, задорную. Музыку для кинофильмов, мультфильмов, просто песни.

Воспитатель: Я приготовила для вас небольшой рассказ, посмотрите на экран.

Воспитатель Обращает внимание детей на экран с презентацией.

Это Владимир Яковлевич Шаинский, композитор, который сочиняет не только песни, но и детские оперы, мюзиклы. В. Я. Шаинский – народный артист, прославивший Россию своими песнями, музыкой, у него много различных наград, медалей и орденов.

В детстве композитор был озорным, непоседливым, очень любознательным ребенком. Любил все, что связано с музыкой. Он учился играть на скрипке и рано стал сочинять музыку. Владимир Яковлевич очень любит детей, и хотя сам уже не молод, смог сохранить в себе искорки детства.

А теперь давайте вспомним песни этого композитора.

Я буду загадывать вам загадки про героев мультфильмов, где звучат песни Владимира Яковлевича.

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Ответы детей)

Воспитатель: Облака! Вот такие белогривые лошадки плывут по небу. Эта песня звучит в мультфильме «Трям! Здравствуйте! »

Воспитатель показывает картинки из Мультфильма «Трям! Здравствуйте! » играет песенка «Облака»

А теперь отгадайте следующую загадку.

Не любит он капать картошку.

А есть идет с огромной ложкой.

У него в руках гармошка.

А зовут его (Антошка)

Играет песня «Антошка» из мультфильма «Веселая карусель».

Воспитатель: Отгадайте без подсказки,

Кто герой у этой сказки?

С ним по улице ходил

Очень добрый крокодил.

Герой не зверь и не букашка,

Кто он, дети? (Чебурашка)

Играет песня «Чебурашка»

Воспитатель: Следующая песенка про малыша, который потерял маму. И очень хотел её найти, его не пугали ни волны, ни ветер.

Играет песня: «Мама для мамонтенка»

А теперь давайте вспомним, с каким композитором мы сегодня с вами познакомились?

(Ответы детей)

Чем увлекается композитор?

(Ответы детей)

Какие его песни вы знаете?

(Ответы детей)

Приложение:

Тематическое занятие для старших дошкольников по ознакомлению с творчеством Шаинского.

Тематическое занятие для детей шестого года жизни по ознакомлению с творчеством Владимира Яковлевича Шаинского "Чьи песни ты поёшь?"

К юбилею любимого композитора.

Салихова Елена Николаевна, музыкальный руководитель ГБДОУ №89 компенсирующего вида "Золотые зёрнышки".

Материал может быть полезен: музыкальным руководителям, воспитателям, учителям младших классов, а так же родителям дошкольников и младших школьников, желающим привлечь музыку для более эмоционального общения со своими детьми. Он может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста при проведении занятий, развлечений или классных часов, соответствующей тематики.

Цели и задачи: Воспитывать любовь детей к песенному жанру на основе творчества композитора Владимира Яковлевича Шаинского.
Расширять музыкальный кругозор и словарный запас дошкольников.
Совершенствовать умение детей слушать и исполнять песни различного характера и содержания.
Развивать музыкальную активность и творческие способности детей.

Оборудование:
Портрет композитора Шаинского;
ленточки и султанчики для исполнения «Вальса»;
фрагмент мультфильма «Карусель» с песенкой «Антошка»;
детские музыкальные инструменты: бубны, треугольники,колокольчики, бубенчики;
«посылка» с бананами для угощения детей.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие со стихотворения о маленьком кузнечике (автор стихов И. Мордовина):
«Живёт в лесу кузнечик, зелёненький скрипач.
Всех будит на рассвете и ходит только вскачь.
Он скачет по цветочкам, по травке и кустам.
На скрипочке играет: «Парам, пампам, пампам».
Найдёт усами ноты, чтобы начать концерт.
Звучат кадриль, гавоты. Он в музыке поэт».
Ребята, вы обратили внимание, как много музыкальных слов в этом стихотворении? Можете их назвать?
Дети называют: Музыка, скрипач, скрипочка, ноты, концерт.
Музыкальный руководитель: Всё верно. Эти слова вам знакомы. А ещё есть и другие: кадриль, гавоты. Это названия различных танцев. Такие танцы мы пока что с вами не разучивали, и вы не знали их названий. Зато, вы уже знаете название танца, о котором говорится в продолжении стихотворения о Кузнечике. Послушайте:
«Лишь вечер наступает, спешат все танцевать.
Кузнечик вальс играет. Пора, друзья, плясать».
Какие музыкальные слова вы услышали?
Дети называют: Вальс, танцевать, плясать.

Музыкальный руководитель: Предлагаю потанцевать под музыку вальса. Кто хочет, может взять для танца ленточки или султанчики.

Звучит "Вальс" Д.Шостаковича. Дети танцуют, самостоятельно подбирая движения и эмоционально отображая в них своё отношение к музыке.

Музыкальный руководитель: Ребята, как вам кажется, а Кузнечик мог бы станцевать под такую музыку? Я думаю, что мог бы. Ведь она такая радостная, лёгкая, отрывистая. Очень подходит по характеру маленькому Кузнечику-музыканту. А помните нашего зелёненького Кузнечика? Мы учили про него песенку? Давайте её споём. Она ведь ваша любимая.

Дети поют «Песенку про кузнечика» композитора Шаинского.

Музыкальный руководитель: Вы очень дружно, весело и задорно спели эту песенку. Молодцы! Теперь вспомним, как называются люди, которые сочиняют песни?
Дети отвечают: Поэт сочиняет стихи к песне. Музыку сочиняет композитор.

Музыкальный руководитель: Правильно. Композитора, который сочинил музыку к «Песенке про кузнечика», зовут Владимир Яковлевич Шаинский. Это очень известный композитор. Он любит детей и с удовольствием сочиняет для них разные песенки. (Показывает детям портрет композитора). Посмотрите, какое доброе, улыбающееся лицо у этого человека. Это и есть композитор Владимир Яковлевич Шаинский.
Каждому, кто видит этого неунывающего, жизнерадостного человека невольно хочется улыбнуться. Он добр к людям, старается не грустить и радовать взрослых и детей своими чудесными песнями. Очень скоро 12 декабря Владимиру Яковлевичу Шаинскому исполнится 90 лет. Это очень почтенный возраст, но Владимир Яковлевич забывает про это. Он с удовольствием играет с детьми, иногда даже шалит, почти как ребёнок. Зато его песни всегда понятны детям, как «Песенка про кузнечика», которую он сочинил для мультфильма “Приключения Незнайки”. Кто из вас смотрел такой мультфильм? (Дети поднимают руки.)
И среди вас есть такие ребята. А кто может сказать, какой характер у «Песенки про Кузнечика»?
Дети отвечают: Весёлый, радостный, озорной, шуточный?

Музыкальный руководитель: Давайте послушаем ещё одну весёлую, озорную песенку Владимира Яковлевича Шаинского о ленивом мальчике, который не хотел трудиться и помогать своим друзьям, но когда услышал, что всех зовут на обед, прибежал первым. Эту песенку Шаинский сочинил для мультфильма «Весёлая карусель». Посмотрим и послушаем. Те из вас, кто раньше слышал и знает её, могут тихонько подпевать.
Дети смотрят отрывок из мультфильма "Весёлая карусель" и слушают песенку "Антошка".

Музыкальный руководитель: Я думаю, что вам понравилась эта песенка-дразнилка. Называется она «Антошка». Что бы мы могли посоветовать такому ленивому Антошке? Например, «хочешь, есть калачи, не сиди на печи» или « кто не работает, тот не ест».
Дети добавляют свои умозаключения.
Музыкальный руководитель: Я надеюсь, что в вашей группе нет ребят, поступающих, как Антошка из этой песенки. Ведь все у нас любят трудиться и всегда помогают своим друзьям.
Кстати, Владимир Яковлевич Шаинский сочинил для детей и песенки о дружбе, о друзьях. Одна из них называется «Вместе весело шагать». Вы слышали её на наших детских праздниках. Предлагаю сегодня выучить эту песенку.
Музыкальный руководитель разучивает с детьми вначале припев, а затем первый куплет песни «Вместе весело шагать».
Дети исполняют первый куплет и припевы песни в других куплетах, которые исполняет музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель благодарит детей за исполнение новой песни.
А помните песню «Всё мы делим пополам». Мы учили под неё «Парный танец». Эту песню тоже сочинил композитор Шаинский Владимир Яковлевич. Мальчики пригласят девочек, и вы дружно станцуете знакомый вам танец.
Под фонограмму песни В.Я.Шаинского "Всё мы делим пополам" дети исполняют "Парный танец"

Музыкальный руководитель благодарит детей за танец. Ребята, а кто из вас помнит песенку, которую мы всегда поём для наших именинников? Она начинается словами:«Пусть бегут неуклюже…» Её тоже сочинил композитор Шаинский Владимир Яковлевич. Звучит она в мультфильме «Чебурашка». Вы знаете, кто такой Чебурашка? Правильно, это друг Крокодила Гены. Они всегда вместе. А кто скажет, на каком музыкальном инструменте играл Крокодил Гена?
Дети отвечают: На гармошке.
Музыкальный руководитель: Сегодня я тоже приготовила для вас музыкальные инструменты. Угадайте, какие?
Проводится дидактическая игра "Узнай и назови" с использованием бубнов, треугольников, колокольчиков и бубенчиков.

Ход игры: Дети закрывают глаза. Музыкальный руководитель играет на одном из инструментов. Дети отгадывают, какой инструмент звучит.

Музыкальный руководитель: Молодцы. Вы правильно назвали музыкальные инструменты. Теперь мы можем спеть «Песенку Крокодила Гены», а в припеве будем подыгрывать себе на наших музыкальных инструментах. Выбирайте те, которые вам больше нравятся. (Мальчики пропускают девочек, чтобы они выбрали инструменты первыми.)

Дети поют песню «Пусть бегут неуклюже» и играют на музыкальных инструментах, акцентируя сильную долю такта.

Музыкальный руководитель: А сейчас я хочу прочитать вам заключительную часть стихотворения о кузнечике, которым началось наше занятие.
"Все звери веселятся, и птицы, и жуки.
За лето истоптали на танцах башмаки.
На солнечной полянке под дубом и ольхой
Песенки Кузнечика звучат на лад любой.
Без них жить не возможно, затихнет белый свет.
Ведь лучше этих песен на целом свете нет".
Ребята, а что такое лад в музыке? Это её характер: весёлый, радостный или грустный, печальный. Вот и Владимир Яковлевич Шаинский сочинял песенки разные по своему характеру: весёлые и грустные, серьёзные и озорные. Одна из таких солнечных, радостных, улыбчивых, озорных песенок- «Чунга-Чанга». Я думаю, что многие из вас её не раз слышали. Приглашаю вас потанцевать под эту весёлую песенку.

Дети танцуют вместе с взрослыми. Движения сочиняют самостоятельно или копируют взрослых и своих друзей.

Музыкальный руководитель: Вы очень задорно танцевали. И каждый во время танца улыбался. А у Владимира Яковлевича Шаинского есть песня, которая так и называется «Улыбка». Да, да. Это та самая песенка, которую мы с вами выучили не так давно. Сейчас мы её споём. Кто хочет быть солистом? (Выбирают трёх детей для исполнения запевов песни).

Дети исполняют песенку «Улыбка».

Музыкальный руководитель: На улыбку не скупись! С каждым ею поделись!
Сегодня мы спели и послушали только некоторые из песен для детей, которые сочинил замечательный композитор Владимир Яковлевич Шаинский. Ведь на самом деле их очень много. Но другие песенки вы можете послушать вместе со своими мамами и папами дома, или мы вместе послушаем их в свободное время. Я дарю вам этот портрет композитора. Пусть он теперь всегда будет у вас в музыкальном уголке. Я надеюсь, что вы, как Владимир Яковлевич Шаинский, будете всегда улыбаться. А ещё, так же как он, будете дружить с музыкой и с песенкой.
Пока мы пели и танцевали, нам прислали посылку. Давайте посмотрим, что в ней находится.
Бананы! Прямо из солнечного острова Чунга- чанга.
Это просто наслажденье! Принимайте угощенье!Угощает детей бананами.

Джузеппе Верди - итальянский оперный композитор и дирижёр.
Родился близ города Буссето, в северной Италии.

Первоначально занимался музыкой с органистом местной церкви. В 1833 году Верди отправился в Милан для обучения в консерватории, но тамошний директор не признал у Джузеппе выдающихся способностей и отказался принять его. Верди обучался частным образом у директора театра «Ла Скала», под руководством которого пробовал писать марши, увертюры, кантаты… Ни одно из его сочинений не было опубликовано.
Вернувшись на родину, Джузеппе стал директором филармонического общества и выступал в его концертах в качестве дирижёра, композитора и пианиста. В 1838 году Верди переселился в Милан и теперь уже удачно дебютировал на сцене «Ла Скалы» как автор оперы «Оберто, граф Сан-Бонифачо». В дальнейшем композитор создал много опер и для этого театра, и для других известных в мире сцен. В частности, он написал по заказу российской Дирекции императорских театров оперу «Сила судьбы» и в 1862 году был приглашён в Петербург для её постановки в Мариинском театре. Самые известные его оперы «Набукко», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», Фальстаф».
Последние годы жизни Верди провёл на своей вилле «Сант-Агата» близ г. Буссето. Достигнув музыкальной славы и богатства, он построил приют для престарелых итальянских музыкантов и певцов.

Джакомо Пуччини - итальянский оперный композитор.
Родился в г. Лукке. Его отец был органистом, дирижёром, композитором и педагогом. Мальчик очень рано проявил музыкальное дарование. С пяти лет Джакомо начал заниматься музыкой с отцом, с десяти лет стал работать церковным органистом. С 1880 года обучался в Миланской консерватории, по окончании которой написал свою первую оперу «Виллисы».

Оперный жанр очень увлёк композитора. На протяжении следующих лет Пуччини пишет десять опер. Самые известные из них «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Турандот». В своих операх Пуччини стремился к музыкальному реализму, к непрерывному развитию действия. Его стиль повлиял на дальнейшее развитие оперного искусства: стиль музыки Пуччини можно слышать и в оперной музыке Шостаковича и Прокофьего. Кроме опер Пуччини написал несколько кантат, камерно-инструментальные ансамбли, романсы, хоры, органные пьесы.

Людвиг Ван Бетховен - наверное самый известный классик мирового музыкального искусства.

Родился он в г. Бонне. Первым учителем музыки был его отец, вспыльчивый, грубый нрав которого и пристрастие к вину делали уроки очень тяжёлыми и едва не заглушили в ребёнке любовь к музыке. В 1787 году Людвиг совершил поездку в Вену для занятий с Моцартом. Позже, в 1792 году молодой музыкант был послан в Вену заниматься под руководством Гайдна. Но учился больше у других композиторов. Гайдн не обладал преподавательским даром, но способствовал развитию музыкального вкуса воспитанника.
Бетховен занимался самообразованием, изучал языки, классическую литературу, год учился в Боннском университете на факультете философии. На рубеже XVII и XVIII веков был поражён тяжёлым недугом - глухотой. Написал оперу «Феделио», балеты, мессы, 9 симфоний, музыку к драматическим спектаклям, камерные ансамбли, произведения для фортепиано, песни. Вершиной его творчества считается Девятая симфония. Очень популярны Пятая симфония, сонаты «Лунная» (№14), «Аппассионата» (№23) и «Патетическая» (№8).

Иоганнес Брамс - немецкий композитор, пианист, дирижёр.

Родился в г. Гамбурге. Отец его был контрбасистом в оркестре городского театра. Необычайная талантливость Брамса проявилась рано, но ему приходилось помогать семье и заниматься аранжировкой маршей для военных оркестров, а по вечерам играть в гамбурских пивных. В 1847 году он в первый раз выступил публично как пианист, исполнив вариации собственного сочинения, и обратил на себя внимание лучшего гамбурского музыкального педагога, который и стал с ним заниматься. В 1853 году Брамс предпринял концертное турне по Германии, познакомился с Листом, Шуманом. Шуман отнёсся к его таланту с большим вниманием и очень помог своей поддержкой. Уже на следующий год появились первые его произведения - три фортепианные сонаты и скерцо. В дальнейшем композитор жил то в Германии, то в Швейцарии, в 1862 году поселился в Вене и занял место капельмейстера Певческой академии.
Брамс писал во всех существующих родах музыки, кроме оперной. Написал более 80 произведений. Большой известностью пользуются его фортепианные и скрипичные концерты и «Венгерские танцы».

Фредерик Шопен - польский композитор и пианист.
Родился в деревне Желязова Воля близ Варшавы. Его отец преподавал французский язык. Очень рано у Фредерика обнаружилось музыкальное дарование. После окончания гимназии в 1827 году его успехи в игре на фортепиано и композиции были такими, что юноша прослыл гением. Он начал выступать в концертах, стали печатать его первые сочинения.

Шопен писал исключительно для фортепиано и для ансамбля с солирующим фортепиано. Его перу принадлежат два концерта, три сонаты, четыре баллады, четыре скерцо, двадцать один ноктюрн, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, а также шестнадцать песен.

Джоаккино Россини - итальянский композитор, дирижёр, пианист, скрипач, виолончелист, музыкальный деятель.
Родился в г. Пезаро в семье музыкантов (отец играл в духовом оркестре, мать была оперной певицей) В юности пел в хоре, аккомпанировал на клавесине, играл на скрипке. В 1806 году был отдан учиться в Болонский музыкальный лицей. На первом году занятий, в 14 лет, сочинил оперу «Деметрио и Полибо» и был избран членом филармонической академии.
С 1810 года его новые оперы ставятся по всей Италии. Мировую известность Россини принесла опера «Севильский цирюльник», которую он написал в 24 года. Композитор выезжал в разные города мира, руководил театром Итальянской оперы, затем получил должность «первого композитора короля». Опера «Вельгельм Тель» считается вершиной его творчества.

Рихард Вагнер - немецкий композитор, дирижёр, драматург, критик, музыкальный и общественный деятель.
Родился в г. Лейпциге. Учился в Дрезденском университете, слушал лекции по философии и эстетике. В детстве не чувствовал особенного влечения к музыке. Сильное впечатление произвело на него знакомство с произведениями Бетховена, после чего он начал брать уроки фортепианной игры и теории музыки. Из сочинений Вагнера особо популярны оперы «Лоэнгрин», «Тангейзер», оперная тетрология «Кольцо Нибелунгов».

Феликс Мендельсон - немецкий композитор, представитель романтического направления в музыке.
Он родился в Гамбурге, в семье банкира. Рано обнаружив музыкальные способности, Феликс осваивал скрипку и фортепиано,изучал теорию музыки. Ещё в детстве он начал сочинять. В доме отца часто устраивались музыкальные собрания с участием небольшого оркестра. Исполнялись на них и произведения юного Феликса: в 11 лет он был уже автором одной скрипичной сонаты, двух фортепианных, маленькой кантаты и маленькой оперетты. В 14 лет написал концерт для двух фортепиано с оркестром, а в 15 лет - симфонию. В 1829 году под управлением молодого композитора состоялось первое исполнение «Страстей по Матфею» после смерти их автора - так Мендельсон возродил для слушателей музыку Баха. А в 1843 году Мендельсон основал в Лейпциге консерваторию, куда пригласил преподавать Шумана. Феликс Мендельсон оставил после себя громадное количество сочинений. Наиболее выдающимися считаются оратории «Павел», «Илия», скрипичный и фортепианный концерты, песни без слов для фортепиано, музыка к комедии «Сон в летнюю ночь».

Пётр Ильич Чайковский - русский композитор, поднявший на небывалую высоту отечественное симфоническое искусство, дирижёр, критик, педагог.
Родился в городе Воткинске Вятской губернии. Учился в Петербурге в Училище правоведения, где много времени посвящалось занятиям музыкой.

После окончания училища служил чиновником юстиции. Завершил музыкальное образование в открывшейся в 1862 году Петербургской консерватории, учеником А. Рубинштейна. С 1866 года -профессор Московской консерватории, автор первого русского учебника по гармонии, музыкальный критик газеты «Русские ведомости». Первые шаги его на композиторском поприще были встречены недружелюбно как публикой, так и критикой. Но позже его музыка завоевала колоссальную популярность в России и за рубежом. Особенно любимы публикой оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички», «Пиковая Дама», балеты «Лебединое Озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,с неизменным успехом исполняются шесть симфоний Чайковского, «Концерт для фортепиано с оркестром», «Скрипичный концерт» и романсы, которых композитор написал более ста. Концертировал за рубежом в основном в Европе и США и стал первым русским композитором, удостоиным мирового признания.

Михаил Иванович Глинка - русский композитор.
Родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. В раннем детстве он проявил свои музыкальные способности к колокольному звону. Михаил учился играть на скрипке, флейте, фортепиано. Когда ему исполнилось 13 лет, отец привёз сына в Петербург и поместил в пансион при Главном педагогическом институте, где Глинка и получил общее образование. Там же он продолжил музыкальные занятия. В 18 лет написал свои первые сочинения. Во время поездки в Италию, где он познакомился со многими знаменитыми композиторами, у Михаила родилась мысль о создании народной русской оперы. Вернувшись в Петербург, он сблизился с Жуковским, Пушкиным, Гоголем и другими литераторами.

Они восторженно приняли его идею. Жуковский подсказал сюжет об Иване Сусанине. За два года Глинка написал оперу «Жизнь за царя», которая имела громкий успех у публики. Через шесть лет была закончена вторая опера Глинки «Руслан и Людмила». Тогда зрители приняли её холодно, будучи ещё не готовы оценить своебразие национального характера. А между тем имя Глинки было уже широко известно за границей, им восхищались Ференц Лист и Гектор Берлиоз… Михаил Глинка считается основоположником русской музыкальной классики. После появления его опер можно было сказать, что русская музыка вступила в состязание с музыкой Запада. Очень популярны симфонические произведения Глинки - «Вальс-фантазия», «Аргонская охота», «Камаринская». Многие романсы Глинки (всего их более 80) стали образцами вокальной лирики - «Сомнение», «Жаворонок».

Николай Андреевич Римский-Корсаков - замечательный русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.
Родился в г. Тихвине. Заметив музыкальную одарённость мальчика, родители учили его музыке с 6 лет - насколько это было возможно в условиях глухого уездного городка, где никогда не устраивались концерты. Впрочем, согласно семейной традиции, Николая готовили прежде всего для службы Отечеству на флоте, поэтому в 12 лет он поступил в Петербургский Морской кадетский корпус.
Большое значение в жизни Николая имело знакомство его в 17 лет с композитором Балакеревым: Николай примкнул к музыкальному сообществу, названному позднее «Могучей кучкой». В кружок Балакерева входили Ц. Кюи, М. Мусоргский и А. Бородин. Их связывали совместные занятия, большая дружба, общие взгляды на музыкальное искусство.

В результате, после возвращения из трёхлетнего кругосветного плавания Николай Андреевич решил серьёзно посвятить себя музыке, не оставляя морской службы.
После создания Первой симфонии, музыкальной картины «Садко» и симфонии «Антар» он был приглашён в Петербургскую консерваторию, профессором которой оставался до конца жизни. Н. А. Римский-Корсаков написал учебник по гармонии, составил сборник «100 русских народных песен», оставил после себя большое композиторское наследие во всех музыкальных жанрах, но самая весомая часть его творчества - 15 опер. Среди которых наиболее известны «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Царская невеста», «Майская ночь». Очень популярны его симфонические произведения «Шахерезада» и «Испанское каприччио».

Александр Порфирьевич Бородин - один из ярчайших русских композиторов 19 века, учёный-химик, доктор медицинских наук, общественный деятель.

Родился в Петербурге. Мальчик получил домашнее образование, экстерном сдал экзамен на аттестат зрелости, потом поступил в Медико-хирургическую академию. С детства у Александра проявились две страсти - к музыке и химии. С 8 лет он учился игре на фортепиано и флейте. Виолончель освоил сам, чтобы познакомиться с камерной музыкой. Так же самостоятельно изучал композицию. Окончив Медико-хирургическую академию, став впоследствии её профессором, Бородин не оставлял своих музыкальных занятий. Совмещая преподавательскую деятельность, Бородин сочинил три симфонии, два струнных квартета, ряд романсов. Наиболее знаменита его опера «Князь Игорь», которую он писал на протяжении многих лет урывками из-за недостатка времени. Композитор так и не успел закончить её, но после его смерти Николай Андреевич Римский-Корсаков, его близкий друг, вместе со своим учеником Александром Глазуновым завершили и инструментировали «Князя Игоря».

Бела Барток - венгерский композитор, пианист, педагог, музыкальный фольклорист.
Творчество Барток связано с венгерским крестьянским фольклором, который композитор видоизменял с помощью экспериментов в области авангардной музыки. Среди произведений: два балета, опера, оркестровые и камерно-инструментальные сочинения, романсы, а также фортепианные пьесы.

Герман Беренс - шведский пианист, дирижёр, педагог и композитор.
Родился в Германии, но получил известность в Швеции как аккомпаниатор, выступая на концертах камерной музыке в Стокгольме. Особой популярностью пользуются его этюды для фортепиано, служащие необходимой основой воспитания современных пианистов.

Анри Бертини - французский пианист и композитор.
Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники.

Корнелиус Гурлитт - немецкий композитор, церковный органист и дирижёр хорового общества в Альтоне.
Преподавал в Гамбургской консерватории. Автор сборников и «альбомов» фортепианных миниатюр для домашнего музицирования, концертных пьес для детей и юношества.

Дмитрий Борисович Кабалевский - советский композитор, педагог и общественный деятель.

Внёс ценный вклад в область музыки для детей и юношества. Творческое наследие составляют оперы, произведения для хора и оркестра, инструментальные концерты, симфонии, романсы и песни. Широкое распространение получили детские фортепианные пьесы.

Луи Келлер - немецкий композитор, пианист и педагог.
В 1847 году в Кенигсберге открыл школу для обучения игре на фортепиано. Приобрёл известность как автор фортепианных этюдов, которые используются в учебном репертуаре юных пианистов.

Кристиан Готфрид Краузе - немецкий композитор, юрист и литератор.
Учредил в Потсдаме музыкальный и художественный салон, который привлекал внимание писателей, поэтов и музыкантов. Опубликовал сборники, содержащие песни К. Ф. Э. Баха и других композитор. Сочинял кантаты, произведения для театра, камерную музыку.

Кондрад Макс Кунц - немецкий композитор, один из основателей и дирижёр Мюнхинского мужского любительского хорового общества.
Автор популярных вокальных квартетов, фортепианной музыки - 200 канонов для развития координации рук и беглости пальцев при игре на фортепиано.

Феликс Лекуппе - французский пианист, педагог и композитор.
Окончил Парижскую консерваторию. С 1843 года преподавал в консерватории фортепиано и гармонию. Автор фортепианных пьес, этюдов и песен.

Анри Лемуан - французский пианист, педагог, композитор, музыкальный издатель.
Автор педагогического репертуара для фортепиано - сонат, этюдов, составитель школы на этом инструменте.

Карл Альберт Лёшгорн - немецкий пианист, педагог и композитор.
С 1851 года профессор Королевского института церковной музыки в Берлине, преподавал игру на фортепиано. Автор фортепианных сонат и концертов, опубликовал практическую фортепианную методику.

Луи Стреаббок - бельгийский композитор и пианист.
Написал более тысячи фортепианных пьес. Свой псевдоним взял от настоящей фамилии Гоббаертс, прочитанной слева направо.

Даниель Готлиб Тюрк - немецкий композитор, органист, музыкальной теоретик и педагог.
Его труд «Школа игры на клавире» сочетает учение о музыке в целом с техническими вопросами клавирной игры. Это последний труд подобного рода опубликованный до наступления эры господства фортепиано.

Карл Черни - австрийский композитор, пианист и педагог.
В детстве учился игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. Создал одну из крупнейших пианистических школ перой половины XIX века. Среди учеников - Ф. Лист, Т. Лешетицкий. Важную роль наследия Черни составляют многочисленные этюды и упражнения, которые до настоящего времени успешно используются в педагогической практике.

Людвиг Шитте - датский пианист и композитор, ученик Ференца Листа.
Как педагог с успехом работал в Вене и Берлине. Автор несложных фортепианных пьес и этюдов, адресованных начинающим пианистам.

Иоганн Себастьян Бах.

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе (Тюрингрия). Он был восьмым ребёнком и принадлежал пятому поколению семьи музыкантов. Иоганн Себастьян получил первые уроки музыки у своего отца. В семилетнем возрасте Иоганн Себастьян начал посещать латинскую школу в Эйзенахе. Неизгладимое впечатление об органном искусстве осталось у него после знакомства с двоюродным братом отца Иоганном Кристофором, который был органистом и композитором.
Родители мальчика умерли, когда ему было десять лет. Иоганн Себастьян переехал жить к своему брату Иоганну Кристофору, который был учителем музыки в церковной школе в городе Ордуфе. Брат и стал учить Иоганна Себастьяна игре на органе, клавесине, а также композиции.
Через пять лет Иоганн Себастьян переехал в Люнебург и поступил хористом в школу мальчиков при монастыре Михаэлиса. В хоре он пел сопрано, а когда голос начал ломаться, стал скрипачём в церковном оркестре. Юный Бах много времени проводил в школьной библиотеке, самостоятельно изучал музыку. Он служил скрипачём, альтистом и органистом в частной капелле герцога Вельгельма Эрнста. В том же году он переезжает в Арнштад на место органиста Новой церкви и руководителя школьного хора. Однажды церковь предоставила ему отпуск, и жаждущий знаний Бах пешком отправился в находящийся в двухстах милях городок послушать великого органиста того времени Дитриха Букстехуде. В 1707 году Бах получил место органиста в Мюнхене и женился. У него было семь детей, из которых выжили только четверо.

В 1708 году Бах вернулся в Вейрман и стал придворным и камерным музыкантом, а потом и придворным концертмейстером. Но из-за споров с герцогом Бах решил уволиться. Герцог был рассержен настолько, что даже посадил композитора на целый месяц в тюрьму. Новую работу капельмейстера Бах нашёл при дворе князя Леопольда. В этот период Бах создал инструментальные произведения, в которых предстал как открыватель нового времени: «Брандебурские концерты» - сольные концерты для различных инструментов, произведения для клавира, в том числе «Хорошо тепмперированный клавир»
В 1723 году в возрасте 38 лет Бах переезжает в Лейпциг, где и остаётся до конца своей жизни. Он выиграл конкурс на должность кантора-учителя певческой школы церкви св. Фомы. В его обязанности входило создание музыки для церковных служб. В этот период Бахом написаны пять годовых циклов кантат для каждой воскресной службы и всех праздников церковного календаря и такие знаменитые духовные произведения как «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория», «Магнификат», и «Высокая месса». Иоганн Себастьян Бах ушёл из жизни 28 июля 1750 года в Лейпциге и был похоронен на кладбище Иоганнис. 28 июля 1949 года гроб с останками Баха был перенесён в хоры церкви св. Фомы.
При жизни Баха его сочинения практически не издавались. Лишь несколько клавирных пьес были напечатаны на личные средства. Жизнь Баха была очень насыщена работой, и он видел в своём творчестве результат терпеливого труда и учения. Бах много времени тратил на музыкальное образование своих детей и учеников: «… в своё время вы будете стараться передать то немногое, что получили от меня, другим хорошим людям». Будучи глубоко верующим христианином Бах, придерживался церковных канонов в музыке и её исполнении. В 1717 году в качестве посвящения к своей «Органной тетради» он написал: «Во славу Божью, ближнему на поученье».
Бах - один из величайших представителей мировой культуры. Его творчество отличается всеохватностью жанров (кроме оперы), Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ.
Произведения для клавира.
Слово «клавир» во времена Баха служило общим обозначением для всех клавишных инструментов: от органа до клависина и клавикорда (любимого инструмента Баха). Исполнители того времени по строению и, возможно, по цифрованному басу определяли, для какого инструмента произведение предназначено: для органа или клависина. Клавирная музыка Баха сегодня, как правило, исполняется на фортепиано.
У жены Баха было превосходное сопрано и она пела на многочисленных концертах, где Бах был капельмейстером. Бах написал для неё несколько своих лучших арий. Бах подарил жене специальную тетрадь, которую теперь мы называем Нотной тетрадью Анны Магдалены. Анна Магдалена собрала в неё множество менуэтов, полонезов, мюзетт, частей сюит и других произведений, которые представляют собой идеальный материал для занятий на клавире и домашнего музицирования. Некоторые пьесы были добавлены самим Бахом и его детьми. В книге представлена музыка, которая нравилась всей семье. Каждый юный пианист разучивает пьесы из «Нотной тетради».
«Страсти», или как их ещё называют, «пассионы» - это описание страданий и смерти Иисуса Христа. «Страсти по Матфею» были впервые исполнены в Страстную пятницу, 15 апреля 1779 года, в церкви св. Фомы в Лейпциге. Произведение очень театрально по стилю исполнения. Евангельский текст, излагаемый речитативом, лирические арии и хоры, протестантские хоралы а капелла в сопровождении органа образуют три различных плана в раскрытии трагической идеи.
«Рождественская оратория» была написана в 1734 году и в сущности является циклом из шести отдельных кантат. Оратория основана на библейском сюжете о появлении на свет Спасителя мира младенца Иисуса. Она подразделяется на речитативы, сольные номера и части в исполнении хора. Но всё же у Баха были неприятности от того, что он делает духовную музыку слишком похожей на оперу.

Знакомство с творчеством композиторов - классиков, является одним из важнейших условий эстетического воспитания детей. Классическое искусство отличается высокой идейностью, народностью, идеализмом, органическим влиянием формы и содержания. Красота образов, выраженная в музыке, ее высокий профессионализм и выразительность оказывают огромное воздействие на детей, воспитывают их музыкальную культуру, музыкальный вкус и способствуют правильному пониманию детьми музыкального искусства. Великие композиторы - это не просто словосочетание, это гордое название. Ведь композиторы огромным упорным трудом и талантом добились того, чтобы классическая музыка осталась в сердцах людей не на месяцы, а на долгие годы и века.

Произведения композиторов - классиков, включенных в программы по развитию ребенка в музыкальной деятельности, доступны для восприятия воспитанниками благодаря яркому и выразительному музыкальному языку и эмоциональности.

Мир духовной жизни ребенка интересовал многих композиторов - классиков: В.А.Моцарта, Л.Бетховена, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Э.Грига, С.С.Прокофьева и др. Музыкальные произведения, написанные о детях и для детей, слушаются детьми с особым удовольствием и легко воспринимаются. Их привлекают доступность, простота сюжета, яркая характеристика музыкальных образов.

Н.А.Метлов выделяет следующие задачи при ознакомлении дошкольников с шедеврами классической музыки:

  • пробудить интерес у детей к музыке. Эта задача решается соответствующим подбором музыкальных произведений;
  • обогатить слуховые восприятия воспитанников, тем самым повысить культуру слушания;
  • воспитать хороший музыкальный вкус к классической музыке. «Важно с малых лет создать для ребенка благоприятную музыкальную среду, исполнять высокохудожественные произведения»

Пробудить интерес у воспитанников к музыке композиторов-классиков - задача огромного значения, ибо классическая музыка со своей яркостью и эмоциональным содержанием представляет высокохудожественные образцы творчества и является благодарнейшим материалом для воспитания музыкальной культуры детей.

Слушание классической музыки, ее восприятие и анализ - один из основных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в тоже время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.

В результате развития основ музыкальной культуры у воспитанника формируются первоначальные ценностные ориентации - способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие классической музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Дети имеют ограниченное представление о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Классическая музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая классическое наследие, воспитанник осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости, воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

Классическая музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание.

Программами по музыкальному воспитанию предлагаются следующие музыкальные произведения в разделе «слушание, восприятие музыки»: П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома», из альбома Вивальди, Чайковского «Времена года», пьесы из «Детской тетради» Д.Д.Шостаковича, сказка для симфонического оркестра С.С.Прокофьева «Петя и волк», фрагменты из балета «Золушка», фрагменты из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.С.Прокофьева, фрагменты из балетов П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Пьесы из «Альбома для юношества» Р.Шумана, пьесы из «Карнавала животных» К.Сен-Сенса. Фрагменты из опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о Царе Салтане».

Музыка композиторов-классиков широко применяется и в других образовательных областях, во всех режимных моментах. Это позволяет ребенку не просто эпизодически знакомиться с музыкальными произведениями мировых классиков, а также фольклорного наследия нашего народа, а быть погруженным в музыкальную среду, что благотворно влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на психическое, физическое, интеллектуальное. Работа в данном направлении позволит нашим ребятам осуществить эмоционально - чувственное познание мира, реализовать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогатить индивидуальный культурный опыт, наладить социальные контакты и коммуникации, а также помочь в опытах самовыражения, творчества.

Ориентация ребенка - дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важной значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно - эстетического становления личности. Главной своей задачей я считаю добиваться эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности. Эффективным в формировании музыкальной культуры является проектный метод работы с детьми. Это позволяет более детально знакомить детей с творчеством великих композиторов, а также с эталонами музыкальных шедевров мировой классической музыки. В этом учебном году мною была проведена работа над музыкально - образовательными проектами: «Времена года», по творчеству Чайковского и Вивальди, «Приглашение в оперу»,где знакомила детей с творчеством композитора Римского-Корсакова,Глинки.

Велики возможности применения компьютерных презентаций в процессе музыкального воспитания и развития дошкольников, а также знакомства с творчеством великих композиторов. В своей образовательной деятельности мы используем презентации Чайковский «Детский альбом», «Времена года», Римский-Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане» , «Жанры в музыке».

Использование мультимедийных пособий при ознакомлении дошкольников с классической музыкой способствуют:

  • формированию музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры детей;
  • развитию музыкальности, музыкальной памяти, способности к сопереживанию;
  • развитию образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоению знаний о музыке, о жанровом многообразии произведений композиторов - классиков;
  • воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к классической музыке и музыкальной культуре вообще;
  • развитию музыкального вкуса воспитанников, потребности в общении с музыкальным искусством.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которой во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека.