Венгерские композиторы 19 века. Венгерская музыкальная культура


Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано. В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни.


Венский дебют Листа состоялся 1 декабря Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы. Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, и ему пришлось продолжать свое образование частным образом. В это время он совершил ряд поездок с концертами по Франции и Англии. В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач- виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист- виртуоз. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г.Берлиозом и Ф.Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.


Лист был человеком страстным и обаятельным, он был хорош собой, и каждый его концерт превращался в настоящее представление. Лист стал идолом всей Европы, и концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, «романами». В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д"Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей – сын и две дочери. Связь Листа с графиней длилась примерно десять лет, причем в последние годы этого периода Лист возобновил длительные концертные поездки и вел вполне свободную жизнь. Mладшая дочь Козима вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г.фон Бюлова, а потом стала женой Р. Вагнера.


В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. И в 1847 Ф.Лист предпринял прощальные концертные гастроли. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда – отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов.


Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858 Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант – признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.


Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Самое популярное произведение Листа – Грезы любви (Liebestraum), а среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 Трансцендентных этюдов (Этюдов трансцендентного исполнения – tudes d"excution transcendante) и три цикла небольших пьес под названием Годы странствий (Annes de plerinage). Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Первоначально поводом к их созданию послужило желание Листа популяризировать в своих концертах великие оркестровые сочинения мастеров прошлого или новую музыку непризнанных композиторов-современников. Среди транскрипций Листа – фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.



Трудно представить себе мировую музыку без влияния Венгрии. Именно эта страна подарила мировому искусству Листа, Кальмана, Бартока и многочисленные самобытные композиции.

Музыкальная культура Венгрии базируется на традициях цыган. И сегодня в стране очень популярны цыганские ансамбли, собирающие аншлаги во многих городах и селах.

Авторская музыка

У истоков академической музыки страны стоял композитор Ференц Лист. В числе его композиций, посвященных Венгрии, можно выделить такую новаторскую для того времени работу, как «Венгерские рапсодии».

Многие мелодии основываются на традиционных мотивах. В некоторых можно уловить звучание венгерских танцев – чардашей и палоташей.

Ференц Лист был активным пропагандистом синтеза искусств, пытался связать музыку с литературой, живописью. Пьеса «Мыслитель» разработана под впечатлением от скульптуры Микеланджело, «Обручение» создано по картине Рафаэля Санти. Познакомившись с «Божественной комедией», Лист написал сонату «После прочтения Данте».

Среди других признанных композиторов Венгрии, работавших в XX веке, можно выделить следующих:

  • Имре Кальман. Создатель десятков оперетт, самой «венгерской» из которых считается «Марица».
  • Дьердь Лигети – современный венгерский композитор, разрабатывавший направления авангарда и абсурда. Одно из его программных произведений – «Реквием», написанный в 1960-х годах.
  • Альберт Шиклош – композитор, пианист, виолончелист, создатель нескольких опер, самой популярной из которых является «Лунный дом».

Народная венгерская музыка

Наряду с многочисленными академическими композиторами в Венгрии всегда присутствовала народная музыка.

В XVII–XVIII веках народная венгерская музыка ассоциировалась с цыганской. Многие исполнители выступали в смешанном, венгерско-цыганском стиле. Следствием такого смешения явилось музыкальное направление – вербункош.

Для венгерского вербункоша характерен плавный переход между различными ритмами исполнения, от медленного до энергичного.

Элементы вербункоша можно встретить в произведениях ряда европейских композиторов. К примеру, «Марш Ракоши», самая известная мелодия этого стиля, встречается в работах Берлиоза и Листа.

На основе вербункоша через несколько десятилетий развился стиль чардаш. Кроме цыганских мотивов, в его основу легли деревенские пляски с разных концов страны. Однако именно цыганские коллективы познакомили с этим стилем все соседние государства.

Особенность венгерского чардаша – изменчивость темпов и ритмов, от плавных и медленных до стремительных. Специалисты различают нескольких видов: «трясучку», оживленный и спокойный.


Многие мотивы чардаша можно встретить у крупнейших композиторов Европы: Брамса, Кальмана, Чайковского. Российский композитор органично вплел элементы этого музыкального стиля в свой балет «Лебединое озеро».

Чардашу посвящена и «Сильва», самая известная из оперетт, написанных Имре Кальманом. Другое название этого произведения – «Королева чардаша». Постановка пережила несколько экранизаций и пользуется популярностью и поныне.

Среди известных композиций, написанных в этом жанре, можно отметить «Чардаш» – небольшую пьесу продолжительностью чуть меньше пяти минут, созданную итальянским музыкантом Витторио Монти. Это одно из немногих произведений автора, активно исполняющееся и сегодня.

Не обошел стиль вниманием и австриец Иоганн Штраус. Главная героиня его оперетты «Летучая мышь» исполняет перед публикой венгерский чардаш, чтобы доказать свою национальную принадлежность.

Венгерская опера

Венгрия входит в число ведущих поставщиков оперной музыки Европы. Первым венгерским оперным композитором был Ференц Эркель, поставивший в середине XIX века оперу «Мария Батори». Затем появилось множество других оперных постановок по национальным мотивам.

Современная венгерская опера – это бурное развитие и многочисленные опыты. Некоторые исполнители соединяют классическую оперу с современными музыкальными жанрами (такими, как техно-музыка), другие поднимают необычные темы. К примеру, Мартон Иллеш иногда использует в своих произведениях аравийские мотивы, Тибор Кочак соединяет воедино оперу и рок-музыку (в результате чего появилась, например, постановка «Анна Каренина»).

К числу ведущих оперных композиторов Венгрии XX века относятся Дьердь Ранки и Тибор Полгар. Помимо опер, они известны также своей музыкой, созданной для фильмов Келети.

Взаимопроникновение венгерской и мировой музыкальных культур продолжается и сегодня. В Венгрии много исполнителей, работающих в жанре рок- и металл-музыки. Среди основных групп, экспериментирующих в этих стилях, можно отметить Dalriada, Ossian, Omega, концертирующих по всей Восточной Европе.

Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях к статье. Чтобы узнавать об обновлениях нашего блога, подписывайтесь на рассылку.

Истоки музыкальной культуры Венгрии - в её богатом музыкальном фольклоре. Становление и развитие В. м. определяла сложная, противоречивая взаимосвязь её древней вост. основы, выражающейся в мелодике гомофонного склада, пентатонике, богатой мелизматике и свободных ритмах, и более поздних западных влияний. Борьба этих противоречивых начал и преобладание в разл. историч. периоды то нац., то зап.-европ. традиций нашли отражение в истории развития В. м.

Как и вост. музыка, нар. В. м. трудно поддаётся точной нотации, поэтому в течение столетий не могла быть осуществлена её правильная запись. В венг. муз. фольклоре можно выделить определённые типы мелодий, существующие в виде многочисленных вариантов устной традиции. Исследования тюрко-восточной музыки показали, что структура и система изложения нек-рых мелодий нар. В. м. в её наиболее древних пластах тесно связаны с муз. традициями тюркских народов и родственных им этнических групп Вост. Европы. Следы этой древней муз. культуры обнаруживаются на всём пространстве от Дуная до Жёлтого моря и соответствуют пути передвижения тюрков начиная со времени миграции народов (4 в.). По всей этой территории можно проследить наличие неск. общих типов мелодий в разл. вариантах; для песен венгров, марийцев, чувашей, народов ханты и манси, калмыков и монголов характерна одинаковая ритмическая структура, иногда одинаковое количество слогов в тексте; общим является и повторение той же мелодии в более низком регистре и др. Другой тип нар. мелодий, более сложных по форме, связан отчасти с музыкальным фольклором угро-финских народов, отчасти со староевроп. музыкальными традициями (они типичны для детских, игровых нар. песен и др.). Эта, "европейская", группа мелодий отличается от первой - пентатонной - по структуре (преобладание пентахордного звукоряда) и в ладовом отношении (мажоро-минор).

Первые сведения о венг. нар. музыкантах-сказителях, т.н. игрицах, относятся к 10 в. (название "игриц" указывает на древние венг. связи со слав. культурой). Они исполняли эпические песни. С принятием христианства (10 в.) и распространением в Венгрии григорианского пения усилилось влияние на В. м. церковных ладов (фригийский, эолийский, миксолидийский). Григорианский хорал проникал в В. м. через монастырские школы, в к-рых его изучали наряду с переведёнными на венгерский язык латинскими гимнами. Самые древние (около 11 в.) музыкальные записи воспроизводят мелодии римских требников. Затем стали появляться и оригинальные культовые песнопения.

Ок. сер. 13 в. анонимный венг. поэт перевёл на венг. яз. т.н. "Плач Марии" франц. поэта Ж. де Бретея, подтекстовав венг. стихи к мелодии лат. оригинала, что свидетельствовало о расширении связей венг. культуры с западной. Проникновению зап. влияний способствовало иск-во менестрелей, от к-рых игрицы заимствовали сюжеты и манеру исп. Содержание их песен в 13-14 вв. было гл. обр. светским; в них воспевались подвиги рыцарей и королей, реже сюжетами песен служили библейские легенды или совр. события. Через венг. игрицов и странствующих менестрелей осуществлялись связи венг. двора с придв. культурой Франции, Польши и др. стран. Во 2-й пол. 15 в. двор короля Матьяша в Буде, славившийся высокой муз. культурой, привлекал выдающихся музыкантов из Фландрии, Италии, Германии и Франции. Странствующие музыканты способствовали усвоению и перенесению на венг. почву зап.-европ. сюжетов (подвиги Неистового Роланда и др.).

Разнообразнее становится и венгерский музыкальный инструментарий; среди народных инструментов наиболее древние рог и фуруйя. С 14 в. игрицы в качестве аккомпанирующего инструмента применяли скрипку, лютню и кобоз (позднее, в 16-17 вв., стал одним из самых популярных венг. инструментов).

С 15 в. в связи с общим процессом классовой дифференциации усиливаются противоречия между придв. и нар. иск-вом. Игрицы превратились в странствующих скоморохов, к-рых, как и повсюду в Европе, преследовала церковь. В то же время из среды менестрелей выделились лютнисты, ставшие придв. музыкантами. Среди них были и высокопроф. исполнители. В 16 в. возникают исторические песни эпического склада, отличавшиеся большим разнообразием форм и мелодическим богатством. Их мелодика характеризуется двумя типами - речитативно-импровизационным:

и танцевальным:

Османское иго (сер. 15 - нач. 16 вв.) надолго затормозило развитие нац. В. м. и нарушило её связи с др. европейскими странами. Однако и в этих условиях иск-во Венгрии продолжало обогащаться. В 1536-38 А. Фаркаш и в 1554 Ш. Тиноди издали свои первые светские муз. произв. - сборники сказаний и песен на историч. сюжеты ("Хроники") с текстами на венг. яз. Лютнист Тиноди, к-рый был и исполнителем своих песен, странствуя, собирал материал для "Хроник" и сочинял мелодии к своим стихам; другие певцы пели собств. стихи на уже существующие мелодии. Независимо от того, являлась ли мелодия оригинальной или заимствованной, текст всегда был подчинён музыке, и популярность песни зависела от качества мелодии.

В 16 в. усиливаются зап.-европ. влияния. Наступает подъём проф. муз. иск-ва. Венг. музыканты, обучавшиеся в Италии, Франции, Польше и в др. странах гуманистич. культуры, знакомились с новой музыкой, с её богатым мелодизмом и развитой метрикой. С др. стороны, значительным было влияние протестантского хорала, утверждавшегося деятелями Реформации. На первом этапе развития венг. проф. иск-ва не существовало строгих границ между "духовным" и "мирским", религ. и нар. стилями. Реформация и позднее контрреформация санкционировали пение в церкви на родном яз. Издаются венг. градуалы, сохранявшие старые литургич. мелодии, и переработанные из сборников католич. хоров протестантские песенники, т.н. "хваления". Становится популярной духовная нар. песня, тесно связанная с исторической и сформировавшаяся под влиянием зап. религ. песенной культуры: в сер. 16 в. в В. м. проникают гимны чеш. гуситов, нем. протестантские духовные песни, франц. гугенотский псалтырь. Новые песни были популярнее псалмов, и католики, поняв их пропагандистскую силу, издали сб. венг. духовных песен "Cantus Catholici", завершающий период венг. муз. контрреформации.

Дальнейший этап в развитии В. м. (кон. 16 - нач. 17 вв.) определило появление любовной лирич. песни, т.н. цветочной. "Цветочные" песни, обладавшие более утончённой мелодикой и более гибкими ритмами (сохранились в устной традиции в венгерской деревне и были записаны З. Кодаем), требовали более совершенного сопровождения и способствовали развитию инструментальной музыки. С ними связано появление в Венгрии вёрджинела. В эту эпоху очагами культурной жизни становятся аристократические резиденции, обычно расположенные в горных местностях и менее пострадавшие от османских завоевателей (р-н Верхней Венгрии и Трансильвании). В домах знати создавались разл. оркестровые ансамбли (неизменно с большим количеством трубачей), участвовавшие в домашних, а также придв. и воен. празднествах. "Цветочные" песни часто исполнялись под аккомпанемент подобных ансамблей или в инстр. транскрипции. В аристократич. среде наряду с вёрджинелом была популярна труба, в городской - лютня. Из гор. музыкантов вышли выдающиеся лютнисты - братья Нёйзидлер из Пожони и виртуоз-лютнист и композитор Б. Бакфарк, работавший во мн. европ. странах и издавший 2 сб-ка пьес для лютни (1553 и 1565). На вёрджинеле исполнялись транскрипции песен, танцевальная музыка (с большим количеством мелизмов) и небольшие пьесы, объединённые иногда в сюиты танц.-игрового характера. К 17 в. сформировались жанры т.н. венгерских танцев. Под влиянием венг. музыкантов иностр. композиторы конца 16 - нач. 17 вв. писали танц. пьесы "в венгерском духе". Сб-ки произв. вёрд-жинельной музыки 17 в. свидетельствуют о том, что венг. музыкантам была известна и итал. монодия, и нем. полифония. К 70-м гг. 17 в. относятся сб-к Я. Кайони (органист и строитель органов), записавшего нар. танц. мелодии знаками органной табулатуры, а также анонимный сборник, содержащий 17 "цветочных" песен в примитивной транскрипции для вёрджинела.

В конце 17 в. появились первые образцы оригинальной венг. музыки в форме литаний и частей мессы. Большую ценность представляет сб. "Небесная гармония" ("Harmonia Caelestis") герцога П. Эстерхази (изд. 1711, Вена), содержащий 55 одночастных духовных концертов, написанных на лат. тексты для голоса и разл. инструментов, а также для хора с оркестром. П. Эстерхази сочетал зап.-европ. влияния с традициями венг. хорала и нар. В. м. (мелодика, тематизм), что было характерно для В. м. рубежа 17-18 вв. В это время в Венгрии началось интенсивное развитие гор. концертной жизни. Мн. венг. магнаты содержали домашние инстр. и хор. капеллы (одной из таких капелл, принадлежавшей наследникам П. Эстерхази, ок. 30 лет руководил Й. Гайдн). Зарождается венг. опера. Первое муз.-сценич. произв. на венг. текст - муз. комедия Й. Чуди "Принц Пикко и Ютка Пержи" ("Pikkу hertzeg йs Jutka Perzsi", Буда, 1793).

Освобождённая от османского ига страна попала в нач. 18 в. под власть Габсбургов. Следствием этого было усиление зап. влияний в В. м. Во дворцах венг. знати исполнялась венская и итал. музыка, в В. м. проникают ритмы итал. гальярды и мелодич. украшения, свойственные зап.-европ. музыке 18 в., развиваются элементы мажоро-минорного лада. В городах Пожони (ныне Братислава, Словакия) и Кишмартоне (ныне Эйзенштадт, Австрия) открылись т-ры, к-рые ставили гл. обр. оперы В. Моцарта, Л. Бетховена, позднее - К. М. Вебера в исп. нем. артистов. Центрами нац. муз. культуры стали протестантские коллегиумы в городах Шарошпатак, Дебрецен, Папа, Секейудвархей и др., культивировавшие нар. В. м., особенно вокальную. Здесь получило развитие многогол. хор. пение. Появляются четырёхгол. и восьмигол. обработки венг. нар. студенческих и др. популярных песен. Преподаватель Дебреценского коллегиума Д. Мароти издал на венгерском яз. четырёхголосный франц. псалтырь Гудимеля. В дальнейшем венг. хор. музыка приближается к таким формам зап.-европ. полифонии, как органум и фобурдон, но при этом песенная мелодика усложняется, приобретает большую ритмич. гибкость. Вместе с тем среди студенчества получают распространение новые виды крестьянской, гл. обр. лирической, одногол. песни, сложившиеся в венг. деревне в конце 18 в. Для этих песен характерно преобладание натуральных ладов (дорийского, миксолидийского и др.), чёткость ритма. В студенч. песенниках, т.н. "мелодариумах" 18-19 вв., содержащих примитивные нотные записи, наряду с многогол. обр. сохранились и образцы одногол. песни. Они встречаются, напр., в сб. "450 песен" А. Палоци-Хорвата (1813) - первого собирателя нар. венг. песен. Со 2-й пол. 18 в. происходил процесс вытеснения старинной венг. мелодики новым фольклором и т.н. песней в народном стиле проф. композиторов. Новые нар. песни включали элементы песен куруцев (участников крестьянских восстаний и освободит. движения против Габсбургов, возглавлявшегося Ракоци, 1703-11). Старинные мелодии, осн. на пентатонике или церковных ладах, сменялись мелодиями мажорного и минорного ладов. Об этом процессе свидетельствовали песни (анонимные), создававшиеся в среде мелкого дворянства. Другое направление В. м. представлено в творчестве композиторов зап. ориентации, полностью отошедших от нац. истоков. "Западная школа", созданная И. Месарошем и Ф. Вершеги, имела многочисл. сторонников. Отражая вкусы широких слолв гор. населения, они популяризировали новые венские песни, подтекстовывали к ним венг. слова или создавали оригин. песни в духе нем. и итал. мелодий галантного стиля. Песни в стиле нем. Lied были популярны вплоть до 2-й пол. 19 в. Попытки Вершеги приспособить венг. стихи к зап. мелодиям оказывались несостоятельными из-за несоответствия нем. и итал. просодии законам ударения в венг. яз. Столь же бесплодным оказалось стремление венг. последователей Й. Гайдна и др. представителей венской классической школы сочетать ямбич. ритм мелодий с венг. текстами.

Формирование нар. венг. муз. стиля связано с появлением в конце 18 в. вербункоша. Вербункош возник как искусство странствующих музыкантов-цыган. С вербункошем связана "венгерская гамма" с двумя увеличенными секундами. Распространявшийся цыганскими оркестрами вербункош в их исполнении, отличавшемся свободой темпов и ритма, блеском импровизационных украшений, вскоре сделался достоянием и аристократической, и городской культуры. Создатели венгерской танцевальной музыки - получивший европейскую известность скрипач и композитор Я. Бихари, к-рому вербункош гл. обр. обязан своей популярностью, скрипач-композитор Я. Лавотта, автор программно-циклич. произведений, и А. Чермак, автор танцев для камерного ансамбля и основоположник камерной В. м. Стиль вербункоша стал в 19 в. признанным муз. языком венг. романтизма. К сep. 19 в. влияние вербункоша проявилось во всех жанрах В. м. - в нац. романтич. опере, симф., камерно-вок. и песенно-хор. музыке. На основе разработки характерных элементов вербункоша была создана венгерская опера - "Бегство Белы" ("Bйla futбsa", 1822) Й. Рузички, затем его же "Кемень Шимон" ("Kemйny Simon", ок. 1822). Популярность приобрели также "Аурелия" ("Aurelia oder das Weib am Konradstein", 1837) и "Хитрость" ("Сsе1", 1839) А. Бартая и "Искатель клада из Вишеграда" ("Visegrбdi Kincskeresцk") M. Рожавёльди. Эти оперы представляли собой смешение разл. муз. стилей: лирич. эпизоды написаны в стиле итал. и венск. оперной музыки, героические - в характере вербункоша.


Трансильванский вербункош.

Дальнейшее развитие вербункоша привело к возникновению т.н. быстрого вербункоша, позднее превратившегося в чардаш. В 1840-х гг. чардаш был использован М. Рожавёльди в его танц. сюитах и т. о. проник в инстр. музыку. В нац. романтич. оперу вербункош ввёл её создатель Ф. Эркель, в симф. и фп. произв. - Ф. Лист и М. Мошоньи, в песенно-хор. музыку нар. склада - Б. Эгрешши. В романтич. операх Ф. Эркеля "Ласло Хуньяди" ("Hunyadi Lаszlу", 1844), "Банк бан" ("Bаnk bаn", 1861) и "Дьёрдь Дожа" ("Dуzsa Gyцrgy", 1867), написанных на героич. сюжеты из истории нац.-освободит. движения, нашли отражение идеи борьбы за нац. независимость.

Вербункош сыграл важную роль и в зап.-европ. музыке: он использован в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера, позднее - И. Брамса.

Важное значение для развития нац. В. м. имела деятельность Ф. Листа. Хотя Лист провёл б. ч. жизни вне Венгрии, в своём творчестве он постоянно возвращался к воплощению венг. тематики и нац. муз. материала, никогда не теряя связи с родиной. Нац. тематика получила отражение в его 19 венг. рапсодиях (1847-85), созданных на основе вербункоша и песенных тем в нар. стиле, в "Героическом марше в венгерском стиле" ("Heroischer Marsch im ungarischen Stil", 1840) для фп., в симф. поэме "Венгрия" (1854), в "Венгерской коронационной мессе" ("Koronбzбsi mise", 1867) для солистов, хора и оркестра и особенно в поздних произв. для фп. - "Венгерские портреты" ("Historische ungarische Bildnisse"; на венг. яз. - "Magyar tцrtйnelmi arckйpek", 1885), где Лист даёт муз. психологич. характеристики выдающихся деятелей венг. культуры - Ш. Петёфи, М. Вёрёшмарти, Мошоньи и др., в пьесе "Воспоминания вызывают слёзы" ("Sunt lacrimae rerum") из цикла "Годы странствий" ("Annйes de pйlerinage", 1836-77), "Упрямом чардаше" ("Csбrdбs obstinй", 1884) и "Мрачном чардаше" ("Csбrdбs macabre", 1882). Для крестьянского песенного об-ва Лист написал хор "Песнь воодушевления" ("A lelkesedйs dala", 1871), в к-ром использованы элементы нар. В. м.

На венг. материале основаны также произв. Мошоньи, создававшиеся в период расцвета позднего вербункоша, - "Траурные мелодии на смерть Сеченьи" ("Gyбszhangok Szйchйnyi Istvбn halбlбra", 1860), "Торжественная увертюра" ("Ьnnepi zenй", 1860), "Праздник очищения венгров на реке Унг" ("A magyarok tisztulбsi ьnnepйlye az Ung vizйnйl", 1860) и др.

Если романтики Эркель, Лист и Мошоньи стремились к слиянию зап.-европ. и нац. венг. муз. культур, то мн. композиторы нового поколения, культивируя жанры "венгерских фантазий" и "цыганских транскрипций", придерживались всецело зап. ориентации и писали гл. обр. салонную музыку. Присущая венг. муз. культуре двойственность обозначилась ещё резче. В столице и др. крупных городах Венгрии признавали лишь зап. музыку, в провинции же - только нар. песни и чардаш. В то же время Д. Майор и М. Вавринец (автор театр. и симф. музыки), ученики Листа Г. Зичи и X. Гобби, ученик Мошоньи Я. Вег стремились продолжать традиции венг. романтиков. Для венг. муз. культуры кон. 19 в. имела важное значение деятельность К. Абраньи, основателя первого венг. муз. журнала "Zenйszeti Lapok" (до 1876 его ред.).

Среди венгерских композиторов в кон. 19 в. известность приобрели: К. Гольдмарк, внёсший в В. м. традиции поздней романтич. нем. оперы ("Царица Савская" ("Die Kцnigin von Saba", Вена, 1875) и "Мерлин" (1886)); Э. Михалович, оперы к-рого "Элиана" (1885-1887) и "Толди" (1888-90) написаны под сильным влиянием Р. Вагнера; Ё. Хубаи, скрипач и композитор, автор "Петёфи-симфонии" (1925), оперы "Анна Каренина" (1923) и ряда скрипич. пьес; в его творчестве ощутимы традиции франц., бельг. и нем. инстр. музыки (гл. обр. Ж. Массне и А. Вьётана). Все эти композиторы эклектически следовали зап.-европ. традициям своего времени, разрабатывая главным образом популярные жанры.

Важное значение имела организация в столице крупных муз. учреждений. В 1875 в Будапеште открылась Академия музыки (президент Ф. Лист, директор Ф. Эркель). Наряду с Нац. консерваторией (осн. 1840), Филармонич. об-вом (осн. 1853) и Национальным театром (осн. 1837) Академия музыки стала центром венгерской музыкальной культуры. Здесь формировалось венгерское исполнительское иск-во. Преподавателями были мн. иностранные музыканты - немцы В. Херцфельд (с 1888) и Я. Кёслер (с 1882), а также чех Д. Поппер (с 1886); в то же время композиторы и педагоги, уроженцы Венгрии - Й. Иоахим, Г. Рихтер, А. Никиш и Л. Ауэр - несли достижения венгерской исполнит. школы в др. страны. Среди венг. композиторов нач. 20 в. Э. Дохнаньи ближе других стоял к национальному муз. иск-ву. В своих произв. он пытался возродить романтич. традиции (симфония, оркестровая сюита "Ruralia Hungarica" 1924, сценич., хоровые, камерные и фп. произв.).

У широких демократич. кругов большим успехом в этот период пользовались нар. представления типа муз. комедии - особый вид венг. муз. т-ра. Их музыка состояла из популярных песен Й. Сердахейи и К. Шимонни. Мировую известность приобрела венг. оперетта. Её создатели - Ф. Легар, сочетавший сентимент. мелодраму с буффонадой и каскадной танцевальностью, и И. Кальман, внёсший в оперетту элементы венг. песенно-танц. мелодики. Пробуждение интереса к нар. творчеству отражало нарастание нац.-демократич. тенденций в прогрессивных кругах венг. об-ва, на к-рые большое влияние оказали революц. события 1905 в России. Новое поколение венг. музыкантов относилось к нар. иск-ву как к основе нац. муз. стиля. Важнейшее значение для формирования новой В. м. имели фольк-лорно-этнографич. исследования композиторов Б. Бартока и З. Кодая, опубликовавших сб-ки записей венг. нар. песен (1905). Обращаясь к крестьянским песням, сохранившим древние мелодии, Барток органически сочетал в своём творчестве своеобразие вост. музыки (кроме венг., он изучал турецкий и арабский фольклор) с использованием совр. зап.-европ. композиторской техники; на этой основе он создал произв. новаторского характера, обогатившие мировую муз. культуру новым содержанием и выразит. средствами. Барток оказал сильное влияние на совр. венг. музыку и композиторские школы др. стран. З. Кодай, как и Барток, стремился к обновлению муз. языка вок. жанров крупных форм, к драматич. раскрытию нар. песни в опере ("Хари Янош", 1926). Возродив венг. нар. песню, Барток и Кодай сделали её достоянием нац. и мировой муз. культуры.

После освобождения Венгрии от фашистской оккупации в 1945 перед муз. деятелями встал ряд организац. задач, связанных с общим подъёмом нац. демократич. иск-ва. Был создан Союз венг. муз. деятелей (1949), учреждены нац. и междунар. муз. конкурсы. В ряде городов организованы средние муз. уч. заведения, муз. школы, оперные т-ры, симф. оркестры и хоры. В репертуаре Венгерского оперного т-ра (осн. 1837, Пешт, с 1840 - Нац. т-р, до 1884 ставились драм. и оперные спектакли) наряду с операми Ф. Эркеля, З. Кодая и др. венг. композиторов - произв. европ. классиков, совр. венг. и сов. композиторов.

Новая, демократич. эпоха отражена в творчестве композиторов, деятельность к-рых в полной мере развернулась в 30-40-е гг., а также поколения музыкантов, выдвинувшихся в 1950-60-е гг. Среди совр. венгерских композиторов: Ф. Сабо (ум. в 1969; историч. триптих "Лудаш Мати", "Напоминание", "Восстало море" - "Ludas Matyi", "Emйkeztetц", "Fцltбmadott a tenger", 1950-55, и др.), П. Кадоша (опера "Приключение в Хусте" - "Huszti kaland", 1950, произв. для фп., для оркестра и др.), И. Селеньи (оратории "Спартак", 1960, и "10 дней, которые потрясли мир" - "Tiz nар, amely megrengette a vilagot", 1962, камерные ансамбли и др.), Д. Ранки (оперетты, балет, кантата "1945", 1966, музыка для драм. т-ра и кино и др.), Б. Тардош (хор. сюита "Горькие годы" - "Keserь esztendцk", 1959, симфония "Памяти жертв фашизма" - "A fasizmus бldozбtai emlнkere", 1960, квартеты и др.), Ф. Фаркаш (кантата "Cantus Pannonicus", 1959, и др.), Э. Сервански (оратория, посв. Освенциму, инстр. концерты, орк. произв., хоры и др.), Р. Марош (серенада для трио духовых, 5 этюдов для оркестра, 1960, 3 "Эвфонии" - "Eufonia", 1963-65, и др.), А. Михай (опера "Вместе или в одиночестве" - "Egyьtt йs egyedьl", 1965, симфонии, камерные ансамбли и др.), И. Шаркёзи (муз. комедия "Женщины села Селиште", 1951, кантата "Песни Юлии" - "Julia-Enekek", 1957, симф. музыка и др.), Т. Шараи (балет "Витязь Янош" - "Jбnos vitйz", 1957, оратория "Вариации на тему о мире"), Д. Куртаг (камерные ансамбли, произв. для фп. и др.), К. Лендваи ("4 призыва для оркестра", 1966, камерные ансамбли, хоры, массовые песни и др.), Э. Петрович (оперы "C"est la guerre", 1962, "Лисистрата", 1962, симф. и камерные произв. и др.), Ш. Соколаи (опера по драме Г. Лорки "Кровавая свадьба" - "Vйrnasz", 1964, оратории и др.), Ж. Дурко ("Венгерская рапсодия", 1964, скрипич. концерт, 1964, "Венгерские украшения", 1966, и др.) и мн. др.

Среди современных венгерских музыкантов - дирижёры Э. Араньи, Я. Ференчик, Я. Шомоди, А. Короди; пианистка А. Фишер; скрипачи Ж. Сигети (ум. в 1973), Д. Ковач, В. Татраи, Е. Араньи, З. Секей; артисты оперы и оперетты А. Фараго, Р. Илошфальви, Д. Мелиш, Й. Рети, Э. Хази, М. Ласло, Ю. Орос, О. Сени, Р. Ратоньи, А. Бакшаи, П. Кертес, X. Хонти, Э. Галамбош и др.; музыковеды и муз. критики Б. Сабольчи (ум. в 1973), А. Мольнар, И. Уйфалушши, Я. Мароти, Я. Бройер.

В Венгрии издаются муз. журналы "Muzsika" (с 1958), "A Magyar Zene" (с 1960). Центром муз. культуры страны является Будапешт, где работают Высшая муз. школа им. Ф. Листа, Консерватория им. Белы Бартока (училище), Венгерский оперный театр, Столичный театр оперетты. Работают оперные т-ры в городах Печ, Сегед, Дебрецен, Мишкольц, симф. оркестры, в т. ч. ведущие - Венг. гос. симф. оркестр, оркестр Венг. филармонии, симф. оркестр MБV (железнодорожников). Симф. оркестры имеются в гг. Дьёр, Сомбатхей, Веспрем Сегед, Дебрецен, Мишкольц. В областных центрах работают ансамбли нар. танца и музыки. С успехом выступают в Венгрии и за рубежом Гос. ансамбль нар. танца, танц. ансамбль "Будапешт" и др. профессиональные и самодеят. коллективы. Большое значение имеет хор. самодеятельность. Хорами на предприятиях, в школах руководят Нац. совет хоров и Союз венг. муз. деятелей; в 1953 создан отдел народной музыки при Венг. АН (в его ведении - собирание и публикация фольклора), в 1961 организовано общество "Архив Бартока" (с 1969 - Институт музыкознания). Среди научных изданий - "Сокровищница венгерской народной музыки", "Documenta Bartokiana", "Studia Musicologica".

Литература: Цытович Т. Э., Оратории и кантаты венгерских композиторов, в кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2 (1955), М., 1956; Кодай З., Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961; Сабольчи Б., История венгерской музыки, пер. с венг., Будапешт, 1964; Музыка Венгрии, Сб. ст., пер. с венг., М., 1968. См. также библ. к статьям Барток Б., Кодай З., Лист Ф.

Б. Сабольчи, Я. Бройер

Венгерская музыка

Истоки муз. культуры Венгрии - в её богатом муз. фольклоре. Становление и развитие В. м. определяла сложная, противоречивая взаимосвязь её древней вост. основы, выражающейся в мелодике гомофонного склада, пентатонике, богатой мелизматике и свободных ритмах, и более поздних западных влияний. Борьба этих противоречивых начал и преобладание в разл. историч. периоды то нац., то зап.-европ. традиций нашли отражение в истории развития В. м.
Как и вост. музыка, нар. В. м. трудно поддаётся точной нотации, поэтому в течение столетий не могла быть осуществлена её правильная запись. В венг. муз. фольклоре можно выделить определённые типы мелодий, существующие в виде многочисленных вариантов устной традиции. Исследования тюрко-восточной музыки показали, что структура и система изложения нек-рых мелодий нар. В. м. в её наиболее древних пластах тесно связаны с муз. традициями тюркских народов и родственных им этнических групп Вост. Европы. Следы этой древней муз. культуры обнаруживаются на всём пространстве от Дуная до Жёлтого моря и соответствуют пути передвижения тюрков начиная со времени миграции народов (4 в.). По всей этой территории можно проследить наличие неск. общих типов мелодий в разл. вариантах; для песен венгров, марийцев, чувашей, народов ханты и манси, калмыков и монголов характерна одинаковая ритмическая структура, иногда одинаковое количество слогов в тексте; общим является и повторение той же мелодии в более низком регистре и др. Другой тип нар. мелодий, более сложных по форме, связан отчасти с музыкальным фольклором угро-финских народов, отчасти со староевроп. музыкальными традициями (они типичны для детских, игровых нар. песен и др.). Эта, "европейская", группа мелодий отличается от первой - пентатонной - по структуре (преобладание пентахордного звукоряда) и в ладовом отношении (мажоро-минор).
Первые сведения о венг. нар. музыкантах-сказителях, т.н. игрицах, относятся к 10 в. (название "игриц" указывает на древние венг. связи со слав. культурой). Они исполняли эпические песни. С принятием христианства (10 в.) и распространением в Венгрии григорианского пения усилилось влияние на В. м. церковных ладов (фригийский, эолийский, миксолидийский). Григорианский хорал проникал в В. м. через монастырские школы, в к-рых его изучали наряду с переведёнными на венгерский язык латинскими гимнами. Самые древние (около 11 в.) музыкальные записи воспроизводят мелодии римских требников. Затем стали появляться и оригинальные культовые песнопения.
Ок. сер. 13 в. анонимный венг. поэт перевёл на венг. яз. т.н. "Плач Марии" франц. поэта Ж. де Бретея, подтекстовав венг. стихи к мелодии лат. оригинала, что свидетельствовало о расширении связей венг. культуры с западной. Проникновению зап. влияний способствовало иск-во менестрелей, от к-рых игрицы заимствовали сюжеты и манеру исп. Содержание их песен в 13-14 вв. было гл. обр. светским; в них воспевались подвиги рыцарей и королей, реже сюжетами песен служили библейские легенды или совр. события. Через венг. игрицов и странствующих менестрелей осуществлялись связи венг. двора с придв. культурой Франции, Польши и др. стран. Во 2-й пол. 15 в. двор короля Матьяша в Буде, славившийся высокой муз. культурой, привлекал выдающихся музыкантов из Фландрии, Италии, Германии и Франции. Странствующие музыканты способствовали усвоению и перенесению на венг. почву зап.-европ. сюжетов (подвиги Неистового Роланда и др.).
Разнообразнее становится и венгерский музыкальный инструментарий; среди народных инструментов наиболее древние рог и фуруйя. С 14 в. игрицы в качестве аккомпанирующего инструмента применяли скрипку, лютню и кобоз (позднее, в 16-17 вв., стал одним из самых популярных венг. инструментов).
С 15 в. в связи с общим процессом классовой дифференциации усиливаются противоречия между придв. и нар. иск-вом. Игрицы превратились в странствующих скоморохов, к-рых, как и повсюду в Европе, преследовала церковь. В то же время из среды менестрелей выделились лютнисты, ставшие придв. музыкантами. Среди них были и высокопроф. исполнители.
В 16 в. возникают исторические песни эпического склада, отличавшиеся большим разнообразием форм и мелодическим богатством. Их мелодика характеризуется двумя типами - речитативно-импровизационным:

И танцевальным:

Османское иго (сер. 15 - нач. 16 вв.) надолго затормозило развитие нац. В. м. и нарушило её связи с др. европейскими странами. Однако и в этих условиях иск-во Венгрии продолжало обогащаться. В 1536-38 А. Фаркаш и в 1554 Ш. Тиноди издали свои первые светские муз. произв. - сборники сказаний и песен на историч. сюжеты ("Хроники") с текстами на венг. яз. Лютнист Тиноди, к-рый был и исполнителем своих песен, странствуя, собирал материал для "Хроник" и сочинял мелодии к своим стихам; другие певцы пели собств. стихи на уже существующие мелодии. Независимо от того, являлась ли мелодия оригинальной или заимствованной, текст всегда был подчинён музыке, и популярность песни зависела от качества мелодии.
В 16 в. усиливаются зап.-европ. влияния. Наступает подъём проф. муз. иск-ва. Венг. музыканты, обучавшиеся в Италии, Франции, Польше и в др. странах гуманистич. культуры, знакомились с новой музыкой, с её богатым мелодизмом и развитой метрикой. С др. стороны, значительным было влияние протестантского хорала, утверждавшегося деятелями Реформации. На первом этапе развития венг. проф. иск-ва не существовало строгих границ между "духовным" и "мирским", религ. и нар. стилями. Реформация и позднее контрреформация санкционировали пение в церкви на родном яз. Издаются венг. градуалы, сохранявшие старые литургич. мелодии, и переработанные из сборников католич. хоров протестантские песенники, т.н. "хваления". Становится популярной духовная нар. песня, тесно связанная с исторической и сформировавшаяся под влиянием зап. религ. песенной культуры: в сер. 16 в. в В. м. проникают гимны чеш. гуситов, нем. протестантские духовные песни, франц. гугенотский псалтырь. Новые песни были популярнее псалмов, и католики, поняв их пропагандистскую силу, издали сб. венг. духовных песен "Cantus Catholici", завершающий период венг. муз. контрреформации.
Дальнейший этап в развитии В. м. (кон. 16 - нач. 17 вв.) определило появление любовной лирич. песни, т.н. цветочной. "Цветочные" песни, обладавшие более утончённой мелодикой и более гибкими ритмами (сохранились в устной традиции в венгерской деревне и были записаны З. Кодаем), требовали более совершенного сопровождения и способствовали развитию инструментальной музыки. С ними связано появление в Венгрии вёрджинела. В эту эпоху очагами культурной жизни становятся аристократические резиденции, обычно расположенные в горных местностях и менее пострадавшие от османских завоевателей (р-н Верхней Венгрии и Трансильвании). В домах знати создавались разл. оркестровые ансамбли (неизменно с большим количеством трубачей), участвовавшие в домашних, а также придв. и воен. празднествах. "Цветочные" песни часто исполнялись под аккомпанемент подобных ансамблей или в инстр. транскрипции. В аристократич. среде наряду с вёрджинелом была популярна труба, в городской - лютня. Из гор. музыкантов вышли выдающиеся лютнисты - братья Нёйзидлер из Пожони и виртуоз-лютнист и композитор Б. Бакфарк, работавший во мн. европ. странах и издавший 2 сб-ка пьес для лютни (1553 и 1565). На вёрджинеле исполнялись транскрипции песен, танцевальная музыка (с большим количеством мелизмов) и небольшие пьесы, объединённые иногда в сюиты танц.-игрового характера. К 17 в. сформировались жанры т.н. венгерских танцев. Под влиянием венг. музыкантов иностр. композиторы конца 16 - нач. 17 вв. писали танц. пьесы "в венгерском духе". Сб-ки произв. вёрд-жинельной музыки 17 в. свидетельствуют о том, что венг. музыкантам была известна и итал. монодия, и нем. полифония. К 70-м гг. 17 в. относятся сб-к Я. Кайони (органист и строитель органов), записавшего нар. танц. мелодии знаками органной табулатуры, а также анонимный сборник, содержащий 17 "цветочных" песен в примитивной транскрипции для вёрджинела.
В конце 17 в. появились первые образцы оригинальной венг. музыки в форме литаний и частей мессы. Большую ценность представляет сб. "Небесная гармония" ("Harmonia Caelestis") герцога П. Эстерхази (изд. 1711, Вена), содержащий 55 одночастных духовных концертов, написанных на лат. тексты для голоса и разл. инструментов, а также для хора с оркестром. П. Эстерхази сочетал зап.-европ. влияния с традициями венг. хорала и нар. В. м. (мелодика, тематизм), что было характерно для В. м. рубежа 17-18 вв. В это время в Венгрии началось интенсивное развитие гор. концертной жизни. Мн. венг. магнаты содержали домашние инстр. и хор. капеллы (одной из таких капелл, принадлежавшей наследникам П. Эстерхази, ок. 30 лет руководил Й. Гайдн). Зарождается венг. опера. Первое муз.-сценич. произв. на венг. текст - муз. комедия Й. Чуди "Принц Пикко и Ютка Пержи" ("Pikkу hertzeg йs Jutka Perzsi", Буда, 1793).
Освобождённая от османского ига страна попала в нач. 18 в. под власть Габсбургов. Следствием этого было усиление зап. влияний в В. м. Во дворцах венг. знати исполнялась венская и итал. музыка, в В. м. проникают ритмы итал. гальярды и мелодич. украшения, свойственные зап.-европ. музыке 18 в., развиваются элементы мажоро-минорного лада. В городах Пожони (ныне Братислава, Словакия) и Кишмартоне (ныне Эйзенштадт, Австрия) открылись т-ры, к-рые ставили гл. обр. оперы В. Моцарта, Л. Бетховена, позднее - К. М. Вебера в исп. нем. артистов. Центрами нац. муз. культуры стали протестантские коллегиумы в городах Шарошпатак, Дебрецен, Папа, Секейудвархей и др., культивировавшие нар. В. м., особенно вокальную. Здесь получило развитие многогол. хор. пение. Появляются четырёхгол. и восьмигол. обработки венг. нар. студенческих и др. популярных песен. Преподаватель Дебреценского коллегиума Д. Мароти издал на венгерском яз. четырёхголосный франц. псалтырь Гудимеля. В дальнейшем венг. хор. музыка приближается к таким формам зап.-европ. полифонии, как органум и фобурдон, но при этом песенная мелодика усложняется, приобретает большую ритмич. гибкость. Вместе с тем среди студенчества получают распространение новые виды крестьянской, гл. обр. лирической, одногол. песни, сложившиеся в венг. деревне в конце 18 в. Для этих песен характерно преобладание натуральных ладов (дорийского, миксолидийского и др.), чёткость ритма. В студенч. песенниках, т.н. "мелодариумах" 18-19 вв., содержащих примитивные нотные записи, наряду с многогол. обр. сохранились и образцы одногол. песни. Они встречаются, напр., в сб. "450 песен" А. Палоци-Хорвата (1813) - первого собирателя нар. венг. песен. Со 2-й пол. 18 в. происходил процесс вытеснения старинной венг. мелодики новым фольклором и т.н. песней в народном стиле проф. композиторов. Новые нар. песни включали элементы песен куруцев (участников крестьянских восстаний и освободит. движения против Габсбургов, возглавлявшегося Ракоци, 1703-11). Старинные мелодии, осн. на пентатонике или церковных ладах, сменялись мелодиями мажорного и минорного ладов. Об этом процессе свидетельствовали песни (анонимные), создававшиеся в среде мелкого дворянства. Другое направление В. м. представлено в творчестве композиторов зап. ориентации, полностью отошедших от нац. истоков. "Западная школа", созданная И. Месарошем и Ф. Вершеги, имела многочисл. сторонников. Отражая вкусы широких слолв гор. населения, они популяризировали новые венские песни, подтекстовывали к ним венг. слова или создавали оригин. песни в духе нем. и итал. мелодий галантного стиля. Песни в стиле нем. Lied были популярны вплоть до 2-й пол. 19 в. Попытки Вершеги приспособить венг. стихи к зап. мелодиям оказывались несостоятельными из-за несоответствия нем. и итал. просодии законам ударения в венг. яз. Столь же бесплодным оказалось стремление венг. последователей Й. Гайдна и др. представителей венской классической школы сочетать ямбич. ритм мелодий с венг. текстами.
Формирование нар. венг. муз. стиля связано с появлением в конце 18 в. вербункоша. Вербункош возник как искусство странствующих музыкантов-цыган. С вербункошем связана "венгерская гамма" с двумя увеличенными секундами. Распространявшийся цыганскими оркестрами вербункош в их исполнении, отличавшемся свободой темпов и ритма, блеском импровизационных украшений, вскоре сделался достоянием и аристократической, и городской культуры. Создатели венгерской танцевальной музыки - получивший европейскую известность скрипач и композитор Я. Бихари, к-рому вербункош гл. обр. обязан своей популярностью, скрипач-композитор Я. Лавотта, автор программно-циклич. произведений, и А. Чермак, автор танцев для камерного ансамбля и основоположник камерной В. м. Стиль вербункоша стал в 19 в. признанным муз. языком венг. романтизма. К сep. 19 в. влияние вербункоша проявилось во всех жанрах В. м. - в нац. романтич. опере, симф., камерно-вок. и песенно-хор. музыке. На основе разработки характерных элементов вербункоша была создана венгерская опера - "Бегство Белы" ("Bйla futбsa", 1822) Й. Рузички, затем его же "Кемень Шимон" ("Kemйny Simon", ок. 1822). Популярность приобрели также "Аурелия" ("Aurelia oder das Weib am Konradstein", 1837) и "Хитрость" ("Сsе1", 1839) А. Бартая и "Искатель клада из Вишеграда" ("Visegrбdi Kincskeresцk") M. Рожавёльди. Эти оперы представляли собой смешение разл. муз. стилей: лирич. эпизоды написаны в стиле итал. и венск. оперной музыки, героические - в характере вербункоша.

Трансильванский вербункош.
Дальнейшее развитие вербункоша привело к возникновению т.н. быстрого вербункоша, позднее превратившегося в чардаш. В 1840-х гг. чардаш был использован М. Рожавёльди в его танц. сюитах и т. о. проник в инстр. музыку. В нац. романтич. оперу вербункош ввёл её создатель Ф. Эркель, в симф. и фп. произв. - Ф. Лист и М. Мошоньи, в песенно-хор. музыку нар. склада - Б. Эгрешши. В романтич. операх Ф. Эркеля "Ласло Хуньяди" ("Hunyadi Lаszlу", 1844), "Банк бан" ("Bаnk bаn", 1861) и "Дьёрдь Дожа" ("Dуzsa Gyцrgy", 1867), написанных на героич. сюжеты из истории нац.-освободит. движения, нашли отражение идеи борьбы за нац. независимость.
Вербункош сыграл важную роль и в зап.-европ. музыке: он использован в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера, позднее - И. Брамса.
Важное значение для развития нац. В. м. имела деятельность Ф. Листа. Хотя Лист провёл б. ч. жизни вне Венгрии, в своём творчестве он постоянно возвращался к воплощению венг. тематики и нац. муз. материала, никогда не теряя связи с родиной. Нац. тематика получила отражение в его 19 венг. рапсодиях (1847-85), созданных на основе вербункоша и песенных тем в нар. стиле, в "Героическом марше в венгерском стиле" ("Heroischer Marsch im ungarischen Stil", 1840) для фп., в симф. поэме "Венгрия" (1854), в "Венгерской коронационной мессе" ("Koronбzбsi mise", 1867) для солистов, хора и оркестра и особенно в поздних произв. для фп. - "Венгерские портреты" ("Historische ungarische Bildnisse"; на венг. яз. - "Magyar tцrtйnelmi arckйpek", 1885), где Лист даёт муз. психологич. характеристики выдающихся деятелей венг. культуры - Ш. Петёфи, М. Вёрёшмарти, Мошоньи и др., в пьесе "Воспоминания вызывают слёзы" ("Sunt lacrimae rerum") из цикла "Годы странствий" ("Annйes de pйlerinage", 1836-77), "Упрямом чардаше" ("Csбrdбs obstinй", 1884) и "Мрачном чардаше" ("Csбrdбs macabre", 1882). Для крестьянского песенного об-ва Лист написал хор "Песнь воодушевления" ("A lelkesedйs dala", 1871), в к-ром использованы элементы нар. В. м.
На венг. материале основаны также произв. Мошоньи, создававшиеся в период расцвета позднего вербункоша, - "Траурные мелодии на смерть Сеченьи" ("Gyбszhangok Szйchйnyi Istvбn halбlбra", 1860), "Торжественная увертюра" ("Ьnnepi zenй", 1860), "Праздник очищения венгров на реке Унг" ("A magyarok tisztulбsi ьnnepйlye az Ung vizйnйl", 1860) и др.
Если романтики Эркель, Лист и Мошоньи стремились к слиянию зап.-европ. и нац. венг. муз. культур, то мн. композиторы нового поколения, культивируя жанры "венгерских фантазий" и "цыганских транскрипций", придерживались всецело зап. ориентации и писали гл. обр. салонную музыку. Присущая венг. муз. культуре двойственность обозначилась ещё резче. В столице и др. крупных городах Венгрии признавали лишь зап. музыку, в провинции же - только нар. песни и чардаш. В то же время Д. Майор и М. Вавринец (автор театр. и симф. музыки), ученики Листа Г. Зичи и X. Гобби, ученик Мошоньи Я. Вег стремились продолжать традиции венг. романтиков. Для венг. муз. культуры кон. 19 в. имела важное значение деятельность К. Абраньи, основателя первого венг. муз. журнала "Zenйszeti Lapok" (до 1876 его ред.).
Среди венгерских композиторов в кон. 19 в. известность приобрели: К. Гольдмарк, внёсший в В. м. традиции поздней романтич. нем. оперы ("Царица Савская" ("Die Kцnigin von Saba", Вена, 1875) и "Мерлин" (1886)); Э. Михалович, оперы к-рого "Элиана" (1885-1887) и "Толди" (1888-90) написаны под сильным влиянием Р. Вагнера; Ё. Хубаи, скрипач и композитор, автор "Петёфи-симфонии" (1925), оперы "Анна Каренина" (1923) и ряда скрипич. пьес; в его творчестве ощутимы традиции франц., бельг. и нем. инстр. музыки (гл. обр. Ж. Массне и А. Вьётана). Все эти композиторы эклектически следовали зап.-европ. традициям своего времени, разрабатывая главным образом популярные жанры.
Важное значение имела организация в столице крупных муз. учреждений. В 1875 в Будапеште открылась Академия музыки (президент Ф. Лист, директор Ф. Эркель). Наряду с Нац. консерваторией (осн. 1840), Филармонич. об-вом (осн. 1853) и Национальным театром (осн. 1837) Академия музыки стала центром венгерской музыкальной культуры. Здесь формировалось венгерское исполнительское иск-во. Преподавателями были мн. иностранные музыканты - немцы В. Херцфельд (с 1888) и Я. Кёслер (с 1882), а также чех Д. Поппер (с 1886); в то же время композиторы и педагоги, уроженцы Венгрии - Й. Иоахим, Г. Рихтер, А. Никиш и Л. Ауэр - несли достижения венгерской исполнит. школы в др. страны. Среди венг. композиторов нач. 20 в. Э. Дохнаньи ближе других стоял к национальному муз. иск-ву. В своих произв. он пытался возродить романтич. традиции (симфония, оркестровая сюита "Ruralia Hungarica" 1924, сценич., хоровые, камерные и фп. произв.).
У широких демократич. кругов большим успехом в этот период пользовались нар. представления типа муз. комедии - особый вид венг. муз. т-ра. Их музыка состояла из популярных песен Й. Сердахейи и К. Шимонни. Мировую известность приобрела венг. оперетта. Её создатели - Ф. Легар, сочетавший сентимент. мелодраму с буффонадой и каскадной танцевальностью, и И. Кальман, внёсший в оперетту элементы венг. песенно-танц. мелодики. Пробуждение интереса к нар. творчеству отражало нарастание нац.-демократич. тенденций в прогрессивных кругах венг. об-ва, на к-рые большое влияние оказали революц. события 1905 в России. Новое поколение венг. музыкантов относилось к нар. иск-ву как к основе нац. муз. стиля. Важнейшее значение для формирования новой В. м. имели фольк-лорно-этнографич. исследования композиторов Б. Бартока и З. Кодая, опубликовавших сб-ки записей венг. нар. песен (1905). Обращаясь к крестьянским песням, сохранившим древние мелодии, Барток органически сочетал в своём творчестве своеобразие вост. музыки (кроме венг., он изучал турецкий и арабский фольклор) с использованием совр. зап.-европ. композиторской техники; на этой основе он создал произв. новаторского характера, обогатившие мировую муз. культуру новым содержанием и выразит. средствами. Барток оказал сильное влияние на совр. венг. музыку и композиторские школы др. стран. З. Кодай, как и Барток, стремился к обновлению муз. языка вок. жанров крупных форм, к драматич. раскрытию нар. песни в опере ("Хари Янош", 1926). Возродив венг. нар. песню, Барток и Кодай сделали её достоянием нац. и мировой муз. культуры.
После освобождения Венгрии от фашистской оккупации в 1945 перед муз. деятелями встал ряд организац. задач, связанных с общим подъёмом нац. демократич. иск-ва. Был создан Союз венг. муз. деятелей (1949), учреждены нац. и междунар. муз. конкурсы. В ряде городов организованы средние муз. уч. заведения, муз. школы, оперные т-ры, симф. оркестры и хоры. В репертуаре Венгерского оперного т-ра (осн. 1837, Пешт, с 1840 - Нац. т-р, до 1884 ставились драм. и оперные спектакли) наряду с операми Ф. Эркеля, З. Кодая и др. венг. композиторов - произв. европ. классиков, совр. венг. и сов. композиторов.
Новая, демократич. эпоха отражена в творчестве композиторов, деятельность к-рых в полной мере развернулась в 30-40-е гг., а также поколения музыкантов, выдвинувшихся в 1950-60-е гг. Среди совр. венгерских композиторов: Ф. Сабо (ум. в 1969; историч. триптих "Лудаш Мати", "Напоминание", "Восстало море" - "Ludas Matyi", "Emйkeztetц", "Fцltбmadott a tenger", 1950-55, и др.), П. Кадоша (опера "Приключение в Хусте" - "Huszti kaland", 1950, произв. для фп., для оркестра и др.), И. Селеньи (оратории "Спартак", 1960, и "10 дней, которые потрясли мир" - "Tiz nар, amely megrengette a vilagot", 1962, камерные ансамбли и др.), Д. Ранки (оперетты, балет, кантата "1945", 1966, музыка для драм. т-ра и кино и др.), Б. Тардош (хор. сюита "Горькие годы" - "Keserь esztendцk", 1959, симфония "Памяти жертв фашизма" - "A fasizmus бldozбtai emlнkere", 1960, квартеты и др.), Ф. Фаркаш (кантата "Cantus Pannonicus", 1959, и др.), Э. Сервански (оратория, посв. Освенциму, инстр. концерты, орк. произв., хоры и др.), Р. Марош (серенада для трио духовых, 5 этюдов для оркестра, 1960, 3 "Эвфонии" - "Eufonia", 1963-65, и др.), А. Михай (опера "Вместе или в одиночестве" - "Egyьtt йs egyedьl", 1965, симфонии, камерные ансамбли и др.), И. Шаркёзи (муз. комедия "Женщины села Селиште", 1951, кантата "Песни Юлии" - "Julia-Enekek", 1957, симф. музыка и др.), Т. Шараи (балет "Витязь Янош" - "Jбnos vitйz", 1957, оратория "Вариации на тему о мире"), Д. Куртаг (камерные ансамбли, произв. для фп. и др.), К. Лендваи ("4 призыва для оркестра", 1966, камерные ансамбли, хоры, массовые песни и др.), Э. Петрович (оперы "C"est la guerre", 1962, "Лисистрата", 1962, симф. и камерные произв. и др.), Ш. Соколаи (опера по драме Г. Лорки "Кровавая свадьба" - "Vйrnasz", 1964, оратории и др.), Ж. Дурко ("Венгерская рапсодия", 1964, скрипич. концерт, 1964, "Венгерские украшения", 1966, и др.) и мн. др.
Среди современных венгерских музыкантов - дирижёры Э. Араньи, Я. Ференчик, Я. Шомоди, А. Короди; пианистка А. Фишер; скрипачи Ж. Сигети (ум. в 1973), Д. Ковач, В. Татраи, Е. Араньи, З. Секей; артисты оперы и оперетты А. Фараго, Р. Илошфальви, Д. Мелиш, Й. Рети, Э. Хази, М. Ласло, Ю. Орос, О. Сени, Р. Ратоньи, А. Бакшаи, П. Кертес, X. Хонти, Э. Галамбош и др.; музыковеды и муз. критики Б. Сабольчи (ум. в 1973), А. Мольнар, И. Уйфалушши, Я. Мароти, Я. Бройер.
В Венгрии издаются муз. журналы "Muzsika" (с 1958), "A Magyar Zene" (с 1960). Центром муз. культуры страны является Будапешт, где работают Высшая муз. школа им. Ф. Листа, Консерватория им. Белы Бартока (училище), Венгерский оперный театр, Столичный театр оперетты. Работают оперные т-ры в городах Печ, Сегед, Дебрецен, Мишкольц, симф. оркестры, в т. ч. ведущие - Венг. гос. симф. оркестр, оркестр Венг. филармонии, симф. оркестр MБV (железнодорожников). Симф. оркестры имеются в гг. Дьёр, Сомбатхей, Веспрем Сегед, Дебрецен, Мишкольц. В областных центрах работают ансамбли нар. танца и музыки. С успехом выступают в Венгрии и за рубежом Гос. ансамбль нар. танца, танц. ансамбль "Будапешт" и др. профессиональные и самодеят. коллективы. Большое значение имеет хор. самодеятельность. Хорами на предприятиях, в школах руководят Нац. совет хоров и Союз венг. муз. деятелей; в 1953 создан отдел народной музыки при Венг. АН (в его ведении - собирание и публикация фольклора), в 1961 организовано общество "Архив Бартока" (с 1969 - Институт музыкознания). Среди научных изданий - "Сокровищница венгерской народной музыки", "Documenta Bartokiana", "Studia Musicologica".
Литература : Цытович Т. Э., Оратории и кантаты венгерских композиторов, в кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2 (1955), М., 1956; Кодай З., Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961; Сабольчи Б., История венгерской музыки, пер. с венг., Будапешт, 1964; Музыка Венгрии, Сб. ст., пер. с венг., М., 1968; Bartуk В., A magyar nйpdal, Bdpst, 1924 (Das ungarische Volkslied, 1925, Hungarian Folk Music, 1931); Molnar A., Az uj magyar zene, Bdpst, 1926; Szаbо1csi В., А XIX szбzad magyar romantikus zenйje Hangjegyfьggelйkkel, Bdpst, 1951; Bartуk B. йs Коdaly Z., A magyar nйpzene tбra (kцt.) 1-2, 3А, 3В, Bdpst, 1951-56; Marothy J., Az eurуpai nйpdal szьletйse, Bdpst, I960; его же, Zene йs polgбr, zene йs proletбr, Bdpst, 1966; Szatmбri-Pбlinkбs, Hej kenyйr, barna, kenyйr, Bdpst, 1964; Bбrdos L., Harminc Irбs 1929-69, Bdpst, 1969; Folk music research in Hungary, ed. by L. Vardyas, Bdpst, 1964; Sбndог F., Musical education in Hungary, Bdpst, 1966; Kroу G., A magyar zeneszerrйs, 25 йve, Bdpst, 1971. См. также библ. к статьям

Венгерская музыка — неотъемлемая часть культуры этой страны. На протяжении всего года в Венгрии проходят всевозможные концерты и фестивали. Конечно же, главным «эпицентром» музыкальных событий является Будапешт. Здесь можно найти музыкальные мероприятия на любой вкус. Так, например, каждое лето на Обудайском острове проводится известный фестиваль «Сигет». Ежегодно на него приезжает более 400 тысяч человек из разных уголков мира. Живут они здесь же, на острове: разбивают палатки и веселятся от души, дожидаясь вечера, когда на сцену выходят знаменитые группы и исполнители. Среди гостей фестиваля в разное время были такие мировые звезды, как David Bowie, The Prodigy, The Cardigans, Rammstein, Morcheeba, Placebo, HIM, Muse, Sugababes, The Pet Shop Boys, Nick Cave, Natalie Imbruglia, The Rasmus и многие другие.
Любители классической музыки могут насладиться великолепной игрой музыкантов в Будапештской консерватории, одном из старейших концертных залов страны. Поклонников оперы ждет роскошное здание Венгреского государственного оперного театра. Тем же, кто предпочитает более легкий жанр оперетты, рекомендуем посетить Будапештский театр оперетты, в богатый репертуар которого входят такие всемирно известные мюзиклы, как «Ромео и Джульетта», «Моцарт», «Красавица и чудовище» и другие. В гостеприимных тавернах и ресторанах раздаются звуки зажигательной цыганской музыки, а танцевальные коллективы исполняют знаменитый чардаш. Начиная с весны и заканчивая осенью музыку можно услышать на самых разных подмостках и сценах, под открытым небом и среди колоритных декораций. В импозантных дворцах, некогда принадлежавших богатым дворянским семьям, исполняются концерты классической музыки и проходят оперные постановки, в средневековых крепостях звучат старинные музыкальные инструменты, в городках и деревеньках проходят фестивали с народными песнями и танцами…
Безусловно, Венгрия является одной из самых музыкальных стран Европы, где современные направления мирно уживаются с классикой и народным творчеством.

Народная музыка
Венгрия имеет богатую музыкально-танцевальную традицию. Она крайне разнообразна и включает в себя черты музыкальной культуры соседних стран и регионов — Румынии, Словакии, северной Польши, Моравии… Вплоть до XIX века венгерскую народную музыку отождествляли с музыкой, которую исполняли цыганские оркестры. Она возникла в конце XVIII века и называлась вербункош. Под вербункошом подразумевают не только музыкальный стиль, но и одноименный танец, для которого характерен постепенный переход от медленных темпов к быстрым. Подобный переход имел особое смысловое значение — он символизировал национальный венгерский характер (стоит заметить, что появился он как раз в эпоху пробуждения национального самосознания). Первоначально вербункош исполняли во время набора рекрутов, чтобы вдохновить юношей на вступление в ряды армии. Известная мелодия в стиле вербункоша — так называемый марш Ракоши — вошел в произведения композиторов Ференца Листа и Гектора Берлиоза. Происхождение вербункоша точно не известно, однако установлено, что он включает в себя черты старинных венгерских танцев, равно как элементы балканской, славянской, левантинской, итальянской и венецианской музыки. С течением времени вербункош приобрел популярность не только в крестьянской среде, но и у представителей дворянства. К концу XVIII века народный музыкальный стиль часто встречался в оперных постановках, произведениях камерной и фортепьянной музыки. В XIX веке вербункош начали воспринимать как неотъемлемую часть музыкального романтизма Венгрии. Во многом это произошло благодаря творчеству выдающегося скрипача того времени Панны Цзинки, композитора Антала Чермака и руководителя цыганского оркестра Яноша Бихари. Среди музыкантов современности, исполняющих вербункош, наиболее известны представители музыкальной династии Лакатошей — Шандор и Роби Лакатош.
Долгое время венгерскую народную музыку отождествляли с музыкой цыган. Действительно, Венгрия всегда была одной из тех европейских стран, где она получила наибольшее развитие. И в наши дни цыганская музыка Венгрии пользуется заслуженной славой в мире. В число наиболее известных исполнителей входят Андо Дром, Романи Рота, Кайи Яг, Симеа Лакотоши, широко известны цыганские музыкальные коллективы — Hungarian Gypsies, Project Romani, Kalman Balogh’s Gypsy Cimbalom и другие. Цыганская музыка постоянно развивается, в ней появляются новые направления и стили, среди которых наибольшей известностью пользуется цыганский джаз.
В отличие от цыганской музыки, подлинное народное музыкальное искусство Венгрии долгое время было скрыто в крестьянской среде. Благодаря деятельности таких выдающихся композиторов, как Бела Барток и Золтан Кодай, оно стало известно широкой публике. Анализируя народные мелодии, Кодай и Золтан установили, что венгерская народная музыка основана на одном из древнейших звукорядов — пентатонике, впервые появившейся у древних народов Азии, Америки и Океании. Пентатоника — это звуковая система, содержащая 5 звуков в октаве. Эту же систему использовали и народы финно-угорской группы.
В 1970–е годы в Венгрии появилось движение «танцхаз», участники которого выступают против усредненной фольклорной музыки и стараются сохранить странные песенные традиции. Название движения, в переводе на русский означающее «танцевальный дом», связано со странным трансильванским обычаем: молодежь села снимала за плату дом, чтобы проводить там вечеринки с танцами. В 70-е годы этот обычай переняли молодые венгры, посещавшие Трансильванию. Среди них были музыканты и этнографы, которых привлекала сохранившаяся почти что в первозданном виде народная культура.
Танцевальные дома начались с деятельности Белы Халмоша и Ференца Шебо, занимавшихся коллекционированием крестьянских народных инструментов и песен, а также Дьёрдя Мартина и Шандора Тимара, изучавших народные танцы. Возвращение к корням было с восторгом принято венгерским обществом, стремившимся выразить свой протест против официальной власти. В 80-е годы обычай проводить конец недели в домах танца стал одним из популярнейших альтернативных способов коллективного общения. Здесь оркестры на аутентичных инструментах (скрипке, трехструнной виоле-браче, венгерских цимбалах) исполняли старинную крестьянскую музыку, аккомпанируя певцам и певицам, перенявшим от крестьян традиционную манеру пения. И конечно же, ни один из таких вечеров не обходился без танцев, причем не только венгерских, но и соседних народов — славян, греков, румын.
Среди исполнявшихся танцев был и знаменитый чардаш, без которого просто невозможно представить себе народную культуру Венгрии. Чардаш появился в первой трети XIX века. Своим происхождением он обязан вербункошу, а также крестьянским парным танцам разных областей Венгрии. «Популяризацией» танца занимались музыкальные цыганские коллективы, которые познакомили с ними жителей соседних Воеводины, Словакии, Словении, Хорватии, Трансильвании и Моравии. Главной особенностью чардаша является вариация темпов музыки — от совсем медленных к очень быстрым. В зависимости от музыкального рисунка различают немало видов чардаша — спокойный, оживленный, трясучку и т. п. Зажигательные мотивы чардаша вошли в произведения многих известных европейских композиторов — Имре Кальмана, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, Иоганна Штрауса, Пабло де Сарасате, Петра Ильича Чайковского.

Классическая музыка
Классическая музыка составляет важную часть культурного наследия Венгрии. Имя самого выдающегося венгерского композитора Ференца Листа известно даже тем, кто далек от искусства. Лист родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян. Отец композитора работал управляющим в имении графа Эстерхази. Будучи сам музыкантом-любителем, он поощрял интерес сына к музыке и преподавал ему первые уроки игры на фортепиано. Первый концерт Листа состоялся в соседнем городке Шопроне, когда юному музыканту было всего 9 лет. В скором времени он был приглашен во дворец Эстерхази. Услышав игру талантливого мальчика, несколько венгерских дворян, друзей графа, вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференц отправился учиться в Вену, где его преподавателями стали выдающиеся музыканты той эпохи А. Сальери и К. Черни. 1 декабря 1822 года состоялся первый венский концерт Листа, во многом предопределивший его дальнейшую судьбу — критики и публика пришли в восторг от великолепной игры музыканта. С тех пор Листу были обеспечены полные залы. Значительное влияние на формирование творческого стиля композитора оказало творчество Г. Берлиоза и Ф. Шопена, с которыми он познакомился в конце 20-х годов. В начале 30-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Николо Паганини. Композитор задался целью выработать столь же блестящий фортепианный стиль, и в скором времени уже практически не имел себе равных как пианист-виртуоз.
Музыкальное наследие Листа составляет более чем 1300 произведений, большая часть из которых — фортепианные. Среди этого грандиозного списка самыми популярными произведениями являются знаменитые «Грезы любви», 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 трансцендентных этюдов, три цикла небольших пьес под название «Годы странствий». Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений. Значительную часть фортепианного наследия композитора составляют транскрипции и парафразы музыки других авторов, в том числе переложения симфоний Бетховена и фрагменты из произведений Баха, Беллини, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Моцарта, Паганини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.
Будучи приверженцем идеи синтеза искусств, Лист стал создателем жанра симфонической поэмы, которая была призвана выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов, или лейтем, проходящих через всю поэму. Самые интересные из симфонических поэм Листа — «Прелюдии», «Орфей» и «Идеалы».
Вплоть до последних дней своей жизни композитор продолжал давать концерты. Новаторство Листа проявилось не только в его произведениях, но и в самой манере его игры. Порывая со старой традицией, он развернул рояль так, что публика могла видеть профиль музыканта. Иногда Лист устраивал из своих концертов настоящие шоу — ставил на сцену несколько инструментов и переходил от одного к другому, играя на каждом одинаково виртуозно. При этом, подобно современным рок-звездам, композитор в эмоциональном порыве нередко ломал инструменты, что приводило публику в неописуемый восторг.
В начале 1886 года Лист, которому тогда было 75 лет, отправился в Англию, где был принят королевой Викторией. Из Англии уставший и неважно себя чувствовавший композитор поехал в Байрот, чтобы принять участие в ежегодно проходившем там Вагнеровском фестивале. В этом городе 31 июля 1886 года он умер. Лист был одной из самых значительных фигур на музыкальном олимпе своей эпохи, чье творчество оказало сильное влияние на многих музыкантов последующих эпох.
Конец XIX — начало XX века принято считать периодом наибольшего расцвета венгерской классической музыки. К этому времени относится творчество двух других выдающихся композиторов Венгрии — Белы Бартока и Золтана Кодая. Именно они первыми открыли народное музыкальное искусство, веками скрытое в крестьянской среде. Своей деятельностью в 1905–1926 годах они положили начало сбору богатого и красивого песенного материала, и этим спасли его для мировой культуры. К наиболее популярным произведениям Бартока следует отнести шесть румынских танцев для фортепиано, некоторые из оркестровых произведений (Вторая сюита, Дивертисмент для струнного оркестра, Третий фортепианный концерт и др.), а также фортепианные и вокальные сочинения. Кодая прославили его «Венгерский псалом» на слова Четвертого псалма, а также сюита из оперы «Хари Янош». Кроме того, Кодай занимался музыкальной критикой и чтением публичных лекций. Ему принадлежит 4-томное собрание фольклорных материалов под названием «Венгерская народная музыка».
Венгрия является родиной многих других известных композиторов, дирижеров и музыковедов, таких как Эрнё Дохнайи (композитор и пианист), Ласло Лайты (композитор и музыкальный фольклорист), Штефана Хеллер (композитор), Антала Дорати (дирижер), Джоржа Селла (пианист и дирижер) и других.

Венгерская опера и оперетта
На протяжении более чем трех столетий Венгрия считается одной из ведущих оперных держав Европы. Одним из символов Будапешта является великолепное неоренессансное здание Венгерского государственного оперного театра, возвышающееся на проспекте Андраши. В начале каждого сезона перед ним выстраивается длинная очередь за абонементами.В Если подойти ближе, то можно заметить, что среди людей здесь стоящих всегда очень много молодежи. Возможно, это связано с тем, что венгерские оперные исполнители с удовольствием экспериментируют с музыкальными жанрами, привнося в классические постановки элементы современной музыки. Так, например, знаменитая исполнительница Эрика Миклоша предприняла попытку соединить оперу с техно, а в программе фестиваля «Сигет» нередко звучат оперные произведения в весьма неожиданной постановке.
Основоположником венгерской национальной оперы стал композитор и дирижер Ф. Эркель. Первая его опера «Мария Батори» была поставлена на сцене Национального театра в 1840 году. За ней появились и другие произведения композитора, среди которых наиболее известными являются опера «Ласло Хуньяди», «Банк Бан», «Король Иштван» и др. Самая колоритная и популярная опера Эркеля — «Банк Бан». В 2001 году по ней был снят фильм, в котором сыграли такие всемирно известные звезды, как Ева Мартон и Андреа Рошт.
Во второй половине XIX века в репертуаре венгерских оперных театров появились произведения других композиторов — М. Мошоньи, К. Терна, Ф. Доплера, Д. Часара, И. Богнара, К. Хюбера, Е. Кубая и других. К концу XIX века особой популярностью пользовались оперы К. Голдмарка.
Венгерская опера динамично развивается и в наши дни, появляются новые темы, обогащается исполнительская манера, трансформируется язык произведений. К композиторам молодого поколения принадлежат Д. Рааки (опера «Платье короля Помаде»), Т. Польгар (опера «Сваты») и др.