История итальянской оперы. Итальянская опера

Сформировавшись как жанр в Италии, опера с 1597 г. быстро распространилась по всей Европе. Однако законодателями мод в новом виде искусства неизменно оставались итальянские композиторы, такие как Клаудио и Алессандро Скарлатти.

Зародившись как "драма под музыку", опера к началу XIX в. превратилась в чисто музыкальное представление, в котором речитативу - ритмичной декламации нараспев - почти не осталось места, а в сюжет спектакля органично вписались арии. Ария (буквально "воздух") - это продолжительный сольный номер. На время исполнения арии все сценическое действие замирало, и ею же обычно завершалось почти каждое явление.

Сохранившийся в диалогах речитатив обычно сопровождался аккордами чембало (клавесина), когда обмен репликами происходил в процессе развития действия, и вступлениями всего оркестра для выражения сильных чувств или переживании.

В те времена ария представляла собой сольный номер типа da capo ("сначала"), т. е. вначале исполнялась главная тема, за нею второстепенная, после чего следовало повторение главной темы. В третьей части, совершенно излишней с точки зрения сюжета, демонстрировалось вокальное мастерство исполнителя, и, собственно, ради этого в оперу включалась вся ария. Знаменитые певцы украшали свои партии столь виртуозными пассажами, что те, в конце концов, превратились в невероятно сложные вокальные номера, приводившие публику в неистовый восторг.

Величайшими оперными исполнителями той эпохи были кастраты - певцы-мужчины, в детстве подвергшиеся кастрации, чтобы сохранить мальчишеское сопрано. Такой голос, подкрепленный силой взрослого организма, отличался поразительной чистотой и гибкостью, и в XVIII веке сердца публики пленяли выдающиеся певцы-кастраты, одним из которых был Фаринелли (1705-82).

Опера-сериа

Вплоть до XIX в. ведущие партии в операх-сериа ("серьезных операх") исполняли мужские сопрано, и лишь позднее им на смену пришли тенора. Опера-сериа была весьма далеким от реальной жизни действом, а ее сюжеты - как правило, эпизоды из античной истории в вольной трактовке - поражают современную аудиторию своей искусственностью. Однако именно в этом жанре итальянская опера завоевала всю Европу, где практически все спектакли исполнялись на итальянском языке. Даже немец Гендель и великие реформаторы оперы Глюк и Моцарт писали музыку на итальянские либретто. Лишь во Франции сформировалась собственная национальная традиция, основы которой заложил Жан Батист Люлли. Впрочем, и он начинал свой жизненный путь во Флоренции под именем Джованни Баттиста Лулли.

Опера-буффа

К середине XVIII века с оперой-сериа стала соперничать опера-буффа, или комическая опера. В этом веселом музыкальном спектакле с быстрой сменой событий действовали простые люди в обычных житейских ситуациях, и, даже попадая в нелепые или затруднительные положения, персонажи проявляли реальные эмоции (не в пример высокопарным излияниям в опере-сериа). В опере-буффа высмеивались всем знакомые пороки, скажем, жадность и тщеславие. Предложив зрителю совершенно иную традицию, опера-буффа тоже получила значительное распространение за пределами Италии, а во Франции даже спровоцировала памфлетную "войну буффонов". В этом жанре работали блестящие композиторы Перголези, Паизиелло и Чимароза.

В XVIII в. четкая грань между серьезной и комической оперой постепенно стерлась, и в серьезной опере начали появляться комические персонажи и эпизоды. С развитием ансамблей, в которых разные персонажи, ведя общую мелодию, одновременно выражали разные чувства, ария утратила свои ведущие позиции. Эти и ряд других перемен придали опере большую гибкость и драматизм. К 1800 г. подошла к закату эпоха кастратов, хотя в исполнении солиста - теперь, как правило, женщины (примадонны) - по-прежнему звучали сложнейшие виртуозные арии, популярность которых иногда даже затмевала славу их исполнителя!

Россини

Сколь бы ни были велики достижения минувших эпох, золотым веком итальянской оперы по праву стал век XIX. Первым великим композитором новой формации был Джоаккино Россини, плодовитый гений, с равным блеском писавший серьезные и комические оперы. По сей день пользуются любовью публики его комические оперы "Итальянка в Алжире" (1813) и знаменитый "Севильский цирюльник" (1816). Последняя была написана за неполных две недели, причем некоторые фрагменты автор позаимствовал из своих старых сочинений.

Открытие бизнеса в ОАЭ смотрите на http://waltoncons.com .

В 1824 г. Россини переехал в Париж, ставший к тому времени музыкальной столицей Европы, и принялся писать оперы во французском стиле с такой же легкостью, как и в итальянском. Его "Вильгельм Телль" (1829) - грандиозная опера о легендарном швейцарском лучнике - настолько затянута, что в наши дни редко исполняется без купюр. Зато увертюра к ней (оркестровое вступление до поднятия занавеса) стала популярнейшим классическим произведением.

После "Вильгельма Телля" маэстро перестал писать для сцены, хотя к тому времени едва достиг 37-летнего возраста и пребывал в расцвете сил и таланта. Причины такого решения до сих пор остаются загадкой. Остаток жизни -39 лет - Россини провел в полном довольстве и благополучии.

Романтики

На последователей Россини оказал глубокое влияние романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре, почитавшее высшими ценностями борение страстей и крайний индивидуализм.

Подлинным трагическим шедевром стала опера Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур" (1835) по мотивам романа В. Скотта "Ламмермурская невеста". А эпизод воображаемого венчания обезумевшей Лючии с погибшим возлюбленным стал, пожалуй, самой знаменитой "сценой безумия" в истории оперы. Подобные сцены были весьма популярны в романтических операх, где неизменно бушевали трагические страсти.

Отдавая должное романтическим страданиям, итальянцы не потеряли вкуса к комической опере; тот же Доницетти мастерски работал в обоих жанрах, оставив потомкам около 70 опер. Его современник Винченцо Беллини умер в молодые годы, успев создать лишь несколько признанных шедевров, в том числе "Норму" (1831), действие которой вполне в духе романтизма и происходит в среде галльских друидов, ведущих борьбу с римскими завоевателями. Доницетти и Беллини были мастерами бельканто (дословно "прекрасное пение"). От орнаментального стиля эпохи кастратов бельканто отличается изысканным лиризмом, которому мастер способен придать глубину подлинного чувства.

Верди

Величайшим итальянским оперным композитором был Джузеппе Верди, проживший долгую 87-летнюю жизнь и создавший целый ряд бессмертных произведений - от "Оберто" (1830) до "Фальстафа" (1893). Верди - выходцу из бедной крестьянской семьи - удалось найти богатого покровителя, согласившегося оплачивать его учебу. Но Миланская консерватория, не выявив в юноше таланта, отказала ему в приеме, и добиваться успеха ему пришлось упорным трудом и частными уроками.

С первых же шагов композиторской карьеры Верди испытал несколько тяжких ударов - провал ранних произведений, а затем смерть жены и двоих детей. Одно время он был, казалось, готов навсегда забросить сочинительство, но, к счастью, один благосклонный импресарио показал ему либретто (литературный текст) "Набукко". Вдохновленный героическим сюжетом, Верди тотчас взялся за дело, и в 1842 г. состоялась премьера новой оперы. Своим огромным успехом она была отчасти обязана знаменитому хору "Va pensiero", в котором плененные в Вавилоне иудеи тоскуют по утраченной родине. Итальянцы усмотрели здесь намек на собственное угнетенное положение под властью Австрии, и в последующих операх Верди то и дело появлялись сцены со скрытым патриотическим смыслом.

Оперные шедевры

Между тем, в 1850-е гг. из-под пера Верди одна за другой выходят прославившие его имя оперы: "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853) и "Травиата" (1853), в которых мелодическое богатство сочетается с глубиной человеческих переживаний.

К вершинам творчества Верди также принадлежит грандиозная "египетская" опера "Аида" (1871) и два созданных на склоне лет шедевра по мотивам шекспировских пьес - "Отелло" (1877) и "Фальстаф" (1893). Яркий романтизм и немного утрированные персонажи Верди много лет царили на оперной сцене, пока в 1890 году не заявило о себе развивающееся творческое направление - веризм, или реализм. Новые оперы впервые вывели на сцену простых крестьян и других персонажей из низов общества, в них неистово бурлили житейские страсти.

Наибольшую известность снискали две короткие оперы, часто исполняемые в одном спектакле - "Сельская честь" (1890) Пьетро Масканьи и "Паяцы" (1892) Руджеро Леонкавалло. В обеих перед зрителем разворачиваются истории любви и ревности, и обе заканчиваются гибелью героев.

Пуччини

Достойным преемником Верди был Джакомо Пуччини, привнесший в оперу свой блестящий дар мелодиста. Многие из его арий - к примеру, знаменитая ария Калафа из оперы "Турандот" - буквально у всех на слуху и давно стали "популярной классикой".

Первый успех принесла своему создателю опера "Манон Леско" (1893). Рассказывают, что после премьеры занавес поднимался не менее 50 раз. Три последующих произведения вошли в золотой фонд оперной классики: "Богема" (1896) о жизни и любви нищих парижских поэтов и художников; мелодраматичная "Тоска" (1900) и "Мадам Баттерфляй" (1904), печальная история любви юной японки. Его перу также принадлежит оперный "вестерн" "Девушка с Запада" (1910), и полная мрачной романтики китайская опера "Турандот". Работу над последней оперой, прерванную смертью композитора в 1924 г., завершил Франческо Альфано, и премьера "Турандот" состоялась в 1926 г.

С уходом Пуччини завершилась великая лирико-драматическая традиция итальянской оперы XIX в.

История итальянской оперы довольно обширна и может быть темой отдельной книги. В данной статье мы остановимся на формировании и развитии только классической итальянской оперы.

Всем известно, что родиной оперы является Италия. Как самостоятельный жанр она появилась в 16 веке. И постепенно с течением времени распространилась по всей Европе. Первый оперный театр был открыт в Италии в 17 веке, и он стал первым в мире театром такого рода. Интересным является тот факт, что первоначальное название оперы было «драма для музыки». Сама эта идея зародилась в эпоху Возрождения во Флоренции, в небольшом кружке, заседания которого проводились в домашней обстановке. Эта будущая итальянская опера представляла соединение музыки, поэзии, драматургии и театральной живописи.

17 век в итальянской опере отмечен творчеством двух композиторов: Алессандро Скарлатти (1660—1725) и Клаудио Монтеверди (1567—1643). Заслугой К. Монтеверди является то, что он начал создавать именно реалистическую музыкальную драму, отличающуюся сильными характерами. Драматическое содержание постепенно уходит на второй план и в опере все большее значение начинает играть само исполнение. 18 век ознаменован пышным расцветом вокального искусства. Именно А. Скарлатти положил начало неаполитанской школе, в которой музыка начала господствовать над текстом. В этот период появляются знаменитые итальянские певцы, которые стали известны своими голосами и вокальным мастерством, под названием bel canto . Однако популярность исполнителей отрицательно сказалась на творчестве композиторов, так как музыка постепенно теряла свое первоначальное значение, вытесняемая «вокальными изысками».

Неаполитанская школа стала известна также еще и тем, что именно из нее вышли два известных направления итальянской оперы - так называемая «серьезная» опера (опера seria) и комическая опера (опера buffа). И если первая постепенно теряла свои позиции, то вторая развивалась с невероятной силой. Эта итальянская комическая опера выросла из комедийных сцен, которыми были полны оперы того времени; другим ее источником были основанные на народных говорах комедии, исполнявшиеся обычно с незамысловатыми песенками. При этом опера buffа нередко показывала на сцене занимательные приключения из жизни современников, высмеивала пороки и тем самым пародировала жанр «серьезной» оперы, основу которого составляли длинные и порой бессодержательные арии. Однако на протяжении своего развития опера buffa изменялась и заимствовала отдельные элементы из «серьезной» оперы. Но жанры эти продолжали сосуществовать раздельно до XIX века включительно.

Итальянская опера XIX века стала известна благодаря композиторам данной эпохи, которые отказались от традиционных мифологических сюжетов и обратились к человеку, к его внутреннему миру. Именно этот период развития оперы связан с именем Джоаккино Россини . Он положил начало новой национальной школе, и опера buffa достигла при нем наивысшего расцвета.

Творчество Россини и его последователей — Винченцо Беллини (1801—1835) и Гаэтано Доницетти (1797—1848)—это, пожалуй, лучшие достижения итальянского оперного искусства в первой трети XIX в. Эти композиторы обогатили итальянскую оперу, используя прекрасные мелодии, близкие к народной песне. Кроме того, они смогли выявить лучшие стороны певцов.

В последнее десятилетие века вагнеризму, распространившемуся в Италии, начинает противопоставлять себя новое оперное направленно— веризм (от слова «vero» — истинный, правдивый). Почва для возникновения данного направления была подготовлена литературным движением 80-х гг., носящим то же название.

Идея, лежащая в основе веризма — жизненная правда. Тематику своих опер веристы брали из обыденной жизни. Герои их — не выдающиеся личности, а обыкновенные, заурядные люди. К веризму в значительной мере примыкает и творчество наиболее выдающегося среди итальянских композиторов XX в. Джакомо Пуччини (1858—1924), не избежавшего в своих ранних операх влияния немецкого романтизма.

Веризм Пуччини проявляется, прежде всего, в его отношении к оперному сюжету. Пуччини находит материал для драмы в обыденной, каждодневной жизни. И хотя он не смог подняться в творчестве до вершин Верди, но по эмоциональности воздействия музыки, по силе и яркости драматического воздействия он — прямой наследник Верди.

Лучшее наследие итальянской классической оперы — творчество Россини, Беллини, Доницетти, Пуччини и Верди. Произведения именно этих композиторов входят в репертуар большинства оперных и музыкальных театров.

Узнать больше об итальянской культуре, а также выучить итальянский, вы можете в школе The Language Embassy.

Николаевская общеобразовательная школа №18

Реферат
на тему: «Италия – родина оперного искусства. Русский балет»

Выполнила:
ученица 11-А класса
Гончаренко Марина

Николаев
2014г.

Италия – родина оперного искусства

Родина оперы - Италия. Вызванный к жизни гуманистическими идеалами эпохи итальянского Возрождения, этот жанр возник в конце XVI в. В единении поэзии, музыки итеатра группа просвещенных флорентийских поэтов и музыкантов искала пути к возрождению античного театра, к созданию синтетического искусства, способного правдиво выразить человеческие чувства. Флорентинцы провозгласили господство поэзии над музыкой; Отказавшись от средневековой полифонии, выдвинули новый, гомофонно-речитативный стиль. По словам Б. Асафьева, речитативные пасторали флорентинцев были «своегорода пропилеями» к опере.

В течение первой половины XVII в. опера постепенно формировалась как жанр, приобретая новое направление в своем развитии: выйдя за пределы узкого круга флорентийских поэтов и музыкантов, она соприкоснулась с широкой аудиторией в Мантуе, в Риме, затем в Венеции, где в 30-х гг. XVII в. был открыт первый в мире постоянный оперный театр. Камерные спектакли флорентинцевсменились пышными театральными постановками; в то же время музыка стала брать перевес над текстом - декламационный стиль постепенно вытеснялся кантиленой.

Наивысшее достижение итальянской оперы XVII в.- творчество двух замечательных композиторов: Клаудио Монтеверди (1567-1643) и Алессандро Скарлатти (1660-1725).

Монтеверди работал в Мантуе, а затем в Венеции, где создал лучшие своисочинения. Это был первый великий оперный композитор, воплотивший на театральной сцене сильные характеры и большие страсти. Он обогатил оперу рядом новых музыкально-выразительных средств; напевную декламацию соединил с кантиленой; мелодику, гармонию и оркестровое письмо подчинил драматическому замыслу. Опередив свою эпоху, Монтеверди шел по пути создания реалистической музыкальной драмы.

В спектакляхпоследующих итальянских композиторов драматическое содержание постепенно отходило на второй план; при Этом в оперной музыке все больше и больше возрастала роль виртуозного пения.

Развитие итальянской оперы во второй половине XVII и в XVIII в. связано с пышным расцветом вокального искусства. Творчество А. Скарлатти положило основание прославленной неаполитанской школе, которая на рубеже XVII и XVIII вв.заняла главенствующее место, принадлежавшее ранее венецианской школе. Переняв опыт флорентийских, римских и венецианских мастеров, неаполитанцы использовали их творческие достижения.

В Неаполе окончательно сложился жанр итальянской оперы, где музыка господствовала над текстом, где определились типы вокальных форм и достигло высокого расцвета певческое искусство. Замечательные итальянские певцыпрославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto. Однако на протяжении XVIII в. искусство bel canto постепенно принимало все более внешний, виртуозный характер. Лучшие итальянские певцы владели творческим даром импровизации; исполняя арии, они варьировали их и импровизировали каденции. Пытаясь подражать прославленным мастерамbel canto, менее талантливые вокалисты часто переходили в своем исполнении границы художественно оправданного.

Увлечение певцов виртуозной техникой влияло и на творчество композиторов. Уступая вкусам публики и привычкам певцов, композиторы часто перегружали арии виртуозными украшениями. Приобретая внешний блеск, музыка постепенно теряла ту эмоциональную выразительность, которой было отмеченотворчество А. Скарлатти и его ближайших последователей. Певцы-виртуозы заняли в опере первое место, оттеснив на второй план композитора и либреттиста. Сочиняя оперу, приходилось прежде всего обеспечивать «эффектными номерами» выступающих в ней любимцев публики.
Композиторов неаполитанской школы даже в период ее наивысшего расцвета мало занимали вопросы драматургии....

Ассоциируется у меня именно с оперой. Когда я была в Риме, мне показалось, что на каждый квартал там приходится по паре музыкальных театров. Всюду висели афиши, предлагающие обширную программу: оперы, концерты, сольные выступления известных певцов.

Смутно знакомые каждому из нас с детства забавные песенки "Фигаро тут, Фигаро там", "Сердце красавицы склонно к измене" являются русским переводом арий из известных итальянских опер "Севильский цирюльник" и "Риголетто".

Действительно ли Италия - родина оперы?

Да, именно здесь зародился этот музыкальный жанр еще в 15-м веке. Он вырос из так называемых "духовных мистерий", которые исполнялись многоголосьем в церквях на праздниках. Эти прародительницы современной оперы писались только на библейские сюжеты, но постепенно жанр стал выходить за пределы храмов. Со временем либретто (содержание) становилось более светским, и музыканты создавали свои произведения, черпая вдохновения в сюжетах известных писателей, народных легендах, сказках.

Постепенно опера распространилась по всей Европе. Сейчас в лучших театрах мира наряду с итальянскими музыкантами можно услышать немецких, русских и французских мастеров. В одном ряду с ними стоят такие гиганты как немец Рихард Вагнер, француз Жорж Бизе, русские композиторы Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский.

Достижения итальянского оперного искусства

1) Величайшими музыкантами в этом жанре считаются именно итальянцы: Джузеппе Верди ("Риголетто", "Травиата", "Аида", "Набукко"), Джоаккино Россини ("Севильский цирюльник", "Отелло", "Итальянка в Алжире"), Гаэтано Доницетти ("Любовный напиток", "Лючия ди Ламмермур").

2) Самые известные оперные певцы тоже итальянцы. Даже людям, далеким от оперного искусства, знакомы такие имена как Энрико Карузо, Чечилия Бартолли, Лучано Паваротти, Андреа Бочелли.

3) Итальянские оперные театры - самые лучшие в Европе. Это и знаменитый миланский "Ла Скалла", и Римский оперный театр, и "Арена ди Верона".

4) Произведения итальянских музыкантов есть обязательно в репертуаре каждого сезона каждого уважающего себя оперного театра, в какой бы стране он не находился. Некоторые режиссеры пытаются внести современные нотки в классические постановки, но получается у них далеко не всегда.

Знаете, в каком итальянском городе возникла опера? Где впервые открыли постоянный оперный театр? Где окончательно сложился жанр итальянской оперы? Что значит bel canto? Как повлияло на развитие оперы творчество Джоаккино Россини или Джузеппе Верди? Обо всем этом можно прочесть в статье.

Родина оперы - Италия . Вызванный к жизни гуманистическими идеалами эпохи итальянского Возрождения , этот жанр возник в конце XVI в. В единении поэзии, музыки и театра группа просвещенных флорентийских поэтов и музыкантов искала пути к возрождению античного театра, к созданию синтетического искусства, способного правдиво выразить человеческие чувства. Флорентинцы провозгласили господство поэзии над музыкой; отказавшись от средневековой полифонии, выдвинули новый, гомофонпо-речитативный стиль. По словам Б. Асафьева, речитативные пасторали флорентинцев были «своего рода пропилеями» к опере.

Итальянский баритон Маттиа Баттистини был самым старым действующим оперным певцом. Он дал свои последние концерты в 1927 году, когда ему исполнился 71 год. По свидетельству очевидцев, его голос был все еще чист и выразителен.

Наивысшее достижение итальянской оперы XVII в. - творчество двух замечательных композиторов: Клаудио Монтеверди (1567-1643) и Алессандро Скарлатти (1660-1725).

В течение первой половины XVII в. опера постепенно формировалась как жанр, приобретая новое направление в своем развитии: выйдя за пределы узкого круга флорентийских поэтов и музыкантов, она соприкоснулась с широкой аудиторией в Мантуе, в Риме , затем в Венеции , где в 30-х гг. XVII в. был открыт первый в мире постоянный оперный театр. Камерные спектакли флорентинцев сменились пышными театральными постановками; в то же время музыка стала брать перевес над текстом - декламационный стиль постепенно вытеснялся кантиленой.

По силе звука бывают следующие голоса: обычный - 80 децибел, концертный - 90 децибел, опереточный – 100, голос в комической опере – 110, оперный – 120 и голос во всемирно известной опере - громче 120 децибел. Для сравнения, сверхзвуковой самолет «Конкорд» производит шум в 130 децибел.

Монтеверди работал в Мантуе, а затем в Венеции , где создал лучшие свои сочинения. Это был первый великий оперный композитор, воплотивший на театральной сцене сильные характеры и большие страсти. Он обогатил оперу рядом новых музыкальновыразительных средств; напевную декламацию соединил с кантиленой; мелодику, гармонию и оркестровое письмо подчинил драматическому замыслу. Опередив свою эпоху, Монтеверди шел но пути создания реалистической музыкальной драмы.

В спектаклях последующих итальянских композиторов драматическое содержание постепенно отходило на второй план; при этом в оперной музыке все больше и больше возрастала роль виртуозного пения.

Слово «опера» переводится с итальянского как «труд», «сочинение».

Развитие итальянской оперы во второй половине XVII и в XVIII в. связано с пышным расцветом вокального искусства. Творчество А. Скарлатти положило основание прославленной неаполитанской школе, которая на рубеже XVII и XVIII вв. заняла главенствующее место, принадлежавшее ранее венецианской школе. Переняв опыт флорентийских, римских и венецианских мастеров, неаполитанцы использовали их творческие достижения. В Неаполе окончательно сложился жанр итальянской оперы, где музыка господствовала над текстом, где определились типы вокальных форм и достигло высокого расцвета певческое искусство. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto. Однако на претяженин XVIII в. искусство bel canto постепенно принимало все более внешний, виртуозный характер. Лучшие итальянские певцы владели творческим даром импровизации; исподняя арии, они варьировали их и импровизировали каденции. Пытаясь подражать прославленным мастерам bel canto, менее талантливые вокалисты часто переходили в своем исполнении границы художественно оправданного.

Учительница пения Энрико Карузо, знаменитого оперного певца, утверждала, что он абсолютно лишен слуха и голоса.

Увлечение певцов виртуозной техникой влияло и на творчество композиторов. Уступая вкусам публики и привычкам певцов, композиторы часто перегружали арии виртуозными украшениями. Приобретая внешний блеск, музыка постепенно теряла ту эмоциональную выразительность, которой было отмечено творчество А. Скарлатти и его ближайших последователей. Певцывиртуозы заняли в опере первое место, оттеснив на второй план композитора и либреттиста. Сочиняя оперу, приходилось прежде всего обеспечивать «эффектными номерами» выступающих в ней любимцев публики.

Оперный театр Театро Массимо, расположенный в Палермо на площади Верди, является третьим по величине в Европе и крупнейшим в Италии. При этом театр славится превосходной акустикой.

Творчество Джоаккино Россини (1792-1868) явилось как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая ее предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В комических операх композитора (лучшая из них - «Севильский цирюльник»), с их смелым, злободневным содержанием, опера buffa достигла наивысшего расцвета.

Из идейно-драматического кризиса вывел итальянскую оперу Джузеппе Верди (1813-1901), смелый новатор, горячий, убежденный и последовательный поборник реалистических принципов итальянской литературы эпохи национально-освободительного движения.

Если основоположником национальной оперной школы был Россини, то в творчестве Верди она достигла наивысшего расцвета. Композитора, равного Верди по значению и по силе дарования, Италия ие имела ни при жизни Верди, ни после его смерти. Первые героические оперы композитора, появившиеся в 40-х гг., были рождены нараставшим подъемом революции, когда все культурные силы страны включились в освободительное движение. Убежденный демократ и патриот, Верди создавал искусство высокоидейное и вместе с тем доступное широким массам. Величайшая заслуга музыканта в том, что с первых творческих шагов, опираясь па традиции национальной оперы и отстаивая национальную самобытность, он шел по пути новаторства, по пути неутомимых поисков драматической правды.