Анализ Пиковой дамы А.С.Пушкина. Три злодейства Германна. Рефераты 3 преступления германа пиковая дама

»
План 1. Петербург в произведении А.С. Пушкина ""Пиковая дама"". а) Питер – город фантастических событий. б)1-ое злодейство Германна. в) Сходство с реальным Питером. г) Особняк ""Пиковой дамы"". 2. Лиза – ""мостик"" между Германном и графиней. 3. ""Случайные"" события. 4. Почему Германн ""обдёрнулся""?: а) Третье злодейство Германна. 5. Пушкин – творческий гений. Три злодейства Германна. В своём произведении Пушкин ярко описывает Петербург – столицу империи, породу призрачно абсурдной жизни, город фантастических событий, происшествий, идеалов, город, обесчеловечивающий людей, уродующий их чувства, желания, мысли, их жизнь. И это действительно так, ведь Германн сначала хотел достичь богатства честным способом, но стоило только узнать о тайне трёх карт, и Германн стал совсем другим человеком. Он стал гнаться за этой тайной, готов был ""продать"" свою душу дьяволу. Мысль о деньгах затмила разум этого человека. Итак, первое злодейство Германна – обман самого себя. Ещё раз вернёмся к описанию Питера. Пушкин настолько точно описал местность, что в самой бывшей столице можно найти это улицу и дом. Сейчас это улица Гоголя, дом 10. Этот дом принадлежал раньше княгине Наталье Петровне. Предание нарекло этот дом особняком ""Пиковой дамы"". После выхода в свет произведения оно стало очень популярным, юноши ставили три карты, а другие находили сходства между княгиней Натальей Петровной и графиней***. Сам Пушкин пишет: ""Моя ""Пиковая дама"" в большой моде"". В общем, в произведении Пушкина Германн ставит себе цель – во что бы то ни стало узнать тайну трёх карт. И вот он хочет стать любовником старухи, но, узнав о Лизе, начинает писать ей (Лизе) письма: ""Письмо содержало в себе признание в любви: но было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-французски не понимала и была очень им довольна"". А она (Лиза) не зная чувства любви, поверила Германну, а он просто использовал её в качестве ""мостика"" между собой и графиней. И вот мы замечаем второе злодейство – обман Лизы. Обманывал он её на протяжении всего действия, как узнал тайну трёх карт – перестал с ней встречаться, а оказавшись в Обуховской больнице – и вовсе забыл о ней. В ""Пиковой даме"" можно заметить моменты, которые можно назвать ""случайными"": ""…Рассуждая таким образом очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры… -Чей это дом? – спросил он (Германн) у углового будочника. -Графини***, - отвечал будочник. Германн затрепетал. Удивительный анекдот снова представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности…"" Как видно Геманна влекла к этому, ничем не замечательному дому, какая-то ""неведомая сила"". И она ""затянула его к себе"". И все же, какое третье злодейство Германна? Я считаю, что это продажа своей души дьяволу. Ведь являясь носителем этой страшной тайны, ты заключаешь сделку с дьяволом. А почему Германн ""обдёрнулся""? а всё очень просто, он не сдержал своего обещания, ведь графиня сделала оговорку:""…с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…"" Он же совсем не собирался жениться на ней. За это графиня, обретшая способность рассматривать души людей, наказала нашего героя. Другое мнение – графиня специально назвала не ту карту, чтобы дьяволу ""не платить за душу Германна"", а просто забрать её.… И вот Германн оказывается в Обуховской психиатрической больнице. В голове у него одно:""…тройка, семёрка, туз!.. тройка, семёрка, дама!.."" В.Г. Белинский писал: ""Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому"". Может, поэтому произведения Пушкина бессмертны. Они были популярны во времена Пушкина, популярны и сейчас… P.S.: Не знаю на какую оценочку сойдет енто сочинение (ещё не проверяли). Но сразу скажу – материалы использовала, выкачанные из инета, так что если есть чья-то доля, plz не обижайтесь. Ну а если обижаетесь…Обиды пишите на [email protected]. Желаю удачи(

Анализ "Пиковой дамы" А.С.Пушкина
Три злодейства Германна.

Что есть наша жизнь? Наверное, это путь в никуда. Череда успехов и падений, светлых пятен и кромешной тьмы, которая охватывает мир в безлунные осенние ночи. Когда воет ветер, раскачивая фонари на столбах и образуя одинокие пятна света вдоль дороги, покрытой опавшей листвой и поломанными ветками с деревьев. Это череда надежд и разочарований, вереница нереализованных планов, которые мы строили на будущее, тешили свое самолюбие и скрашивали этим долгие усталые вечера. Что еще? Это поиск справедливости, стремление к совершенству, любовь, ненависть и безразличие, иллюзия признания и эфемерная радость от побед. Надежда на удачу. Вечная надежда на удачу и ожидание чуда…

В своём произведении Пушкин ярко описывает Петербург – столицу империи, породу призрачно абсурдной жизни, город фантастических событий, происшествий, идеалов, город, обесчеловечивающий людей, уродующий их чувства, желания, мысли, их жизнь. Прочитав «Пиковую даму» А С Пушкина, я стал задумываться на этими вопросами, а разобраться в них мне помог
Германн. Это молодой военный инженер, страстный человек, одержимый идеей богатства. На своем пути он не останавливается ни перед чем. Готов играть чужими чувствами, очаровывает Лизу, девушку, живущую в доме у старой графини, ради того, чтобы овладеть тайной «трех карт»,гарантирующей ему крупный выигрыш. И это действительно так, ведь Герман сначала хотел достичь богатства честным способом, но стоило только узнать о тайне трёх карт, и он стал совсем другим человеком. Он стал гнаться за этой тайной, готов был
""продать"" свою душу дьяволу. Мысль о деньгах затмила разум этого человека. Итак, первое злодейство Германа – обман самого себя.
Пушкин настолько точно описал местность, что в бывшей столице можно найти это улицу и дом. Я много раз был в Петербурге. На одной из экскурсий нам рассказывали про этот дом. Сейчас это улица Гоголя, дом 10. Раньше он принадлежал княгине Наталье Петровне. Предание нарекло этот дом особняком
""Пиковой дамы"". После выхода в свет произведения оно стало очень популярным, юноши ставили три карты, а другие находили сходства между княгиней Натальей Петровной и графиней. Сам Пушкин пишет: ""Моя ""Пиковая дама"" в большой моде"". В общем, в произведении Пушкина Германн ставит себе цель – во что бы то ни стало узнать тайну трёх карт. И вот он хочет стать любовником старухи, но, узнав о Лизе, начинает писать ей (Лизе) письма: ""Письмо содержало в себе признание в любви: но было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-французски не понимала и была очень им довольна"". А она (Лиза) не зная чувства любви, поверила Германну, который просто использовал её в качестве
""мостика"" между собой и графиней. И вот мы замечаем второе злодейство – обман Лизы. Обманывал он её на протяжении всего действия, как узнал тайну трёх карт – перестал с ней встречаться, а оказавшись в Обуховской больнице
– и вовсе забыл о ней.
В ""Пиковой даме"" можно заметить моменты, которые хотелось бы назвать
""случайными"":
""…Рассуждая таким образом очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры…
-Чей это дом? – спросил он (Германн) у углового будочника.
-Графини, - отвечал будочник.
Германн затрепетал. Удивительный анекдот снова представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности…""
Как видно Геманна влекла к этому, ничем не замечательному дому, какая-то
""неведомая сила"". И она ""затянула его к себе"". Я считаю, что продажа своей души дьяволу – это и есть его третье злодейство. Ведь являясь носителем этой страшной тайны, ты заключаешь сделку с дьяволом. А почему
Германн ""обдёрнулся""? а всё очень просто, он не сдержал своего обещания, ведь графиня сделала оговорку:""…с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…"" Он же совсем не собирался жениться на ней. За это графиня, обретшая способность рассматривать души людей, наказала нашего героя. Другое мнение – графиня специально назвала не ту карту, чтобы дьяволу ""не платить за душу Германна"", а просто забрать её.…
И вот Германн оказывается в Обуховской психиатрической больнице. В голове у него одно:""…тройка, семёрка, туз!.. тройка, семёрка, дама!.."" Вот к чему привела бесконечная погоня за богатством.
На протяжении всего произведения автор показывает Германна только с плохой стороны. Но я считаю, что этот безумный человек намного проще и слабее.
Неизвестно как бы мы повели себя на его месте… Ведь осудить проще, чем понять, не так ли? Как говорил Л Н Толстой: «Несомненно,. Важнее как человек воспринимает судьбу, нежели какова она на самом деле».

а) Питер - город фантастических событий.

б)1-ое злодейство Германна.

в) Сходство с реальным Питером.

г) Особняк ""Пиковой дамы"".

    Лиза - ""мостик"" между Германном и графиней.

    ""Случайные"" события.

    Почему Германн ""обдёрнулся""?:

а) Третье злодейство Германна.

    Пушкин - творческий гений.

Три злодейства Германна.

В своём произведении Пушкин ярко описывает Петербург - столицу империи, породу призрачно абсурдной жизни, город фантастических событий, происшествий, идеалов, город, обесчеловечивающий людей, уродующий их чувства, желания, мысли, их жизнь. И это действительно так, ведь Германн сначала хотел достичь богатства честным способом, но стоило только узнать о тайне трёх карт, и Германн стал совсем другим человеком. Он стал гнаться за этой тайной, готов был ""продать"" свою душу дьяволу. Мысль о деньгах затмила разум этого человека. Итак, первое злодейство Германна - обман самого себя.

Ещё раз вернёмся к описанию Питера. Пушкин настолько точно описал местность, что в самой бывшей столице можно найти это улицу и дом. Сейчас это улица Гоголя, дом 10. Этот дом принадлежал раньше княгине Наталье Петровне. Предание нарекло этот дом особняком ""Пиковой дамы"". После выхода в свет произведения оно стало очень популярным, юноши ставили три карты, а другие находили сходства между княгиней Натальей Петровной и графиней***. Сам Пушкин пишет: ""Моя ""Пиковая дама"" в большой моде"". В общем, в произведении Пушкина Германн ставит себе цель - во что бы то ни стало узнать тайну трёх карт. И вот он хочет стать любовником старухи, но, узнав о Лизе, начинает писать ей (Лизе) письма: ""Письмо содержало в себе признание в любви: но было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-французски не понимала и была очень им довольна"". А она (Лиза) не зная чувства любви, поверила Германну, а он просто использовал её в качестве ""мостика"" между собой и графиней. И вот мы замечаем второе злодейство - обман Лизы. Обманывал он её на протяжении всего действия, как узнал тайну трёх карт - перестал с ней встречаться, а оказавшись в Обуховской больнице - и вовсе забыл о ней.

В ""Пиковой даме"" можно заметить моменты, которые можно назвать ""случайными"":

""…Рассуждая таким образом очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры…

—Чей это дом? - спросил он (Германн) у углового будочника.

—Графини***, - отвечал будочник.

Германн затрепетал. Удивительный анекдот снова представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности…""

Как видно Геманна влекла к этому, ничем не замечательному дому, какая-то ""неведомая сила"". И она ""затянула его к себе"". И все же, какое третье злодейство Германна? Я считаю, что это продажа своей души дьяволу. Ведь являясь носителем этой страшной тайны, ты заключаешь сделку с дьяволом. А почему Германн ""обдёрнулся""? а всё очень просто, он не сдержал своего обещания, ведь графиня сделала оговорку:""…с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…"" Он же совсем не собирался жениться на ней. За это графиня, обретшая способность рассматривать души людей, наказала нашего героя. Другое мнение - графиня специально назвала не ту карту, чтобы дьяволу ""не платить за душу Германна"", а просто забрать её.… И вот Германн оказывается в Обуховской психиатрической больнице. В голове у него одно:""…тройка, семёрка, туз!.. тройка, семёрка, дама!..""

В.Г. Белинский писал: ""Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому"". Может, поэтому произведения Пушкина бессмертны. Они были популярны во времена Пушкина, популярны и сейчас…

P.S.: Не знаю на какую оценочку сойдет енто сочинение (ещё не проверяли). Но сразу скажу - материалы использовала, выкачанные из инета, так что если есть чья-то доля, plz не обижайтесь. Ну а если обижаетесь…Обиды пишите на Mix _ a .2 k @ mail . ru .

Желаю удачи

Три злодейства Германна План Петербург в произведении А.С. Пушкина ""Пиковая дама"". а) Питер - город фантастических событий. б)1-ое злодейство Германна. в) Сходство с реальным Питером. г

УМК Г.И.Беленького.

Тема урока: Три злодейства. (Урок по повести А.С.. Пушкина «Пиковая дама»)

Форма проведения: урок-размышление.

Методы: исследовательский метод, проблемно-поисковый.

Дидактическое сопровождение: текст повести А.С.Пушкина,

выставка детских работ (иллюстрации к повести).

Добин Е.С. История девяти сюжетов.- Л., Детская литература, 1990

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бутырская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

урок литературы

Три злодейства

(по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»)

Урок разработан

Учителем русского языка

И литературы Яцкиной Е.А.

Бутырки 2012

Тема: « Три злодейства»

Форма проведения: урок-размышление.

Цель:

  1. Расширить представление о творчестве А.С.Пушкина;
  2. совершенствовать навык исследовательской деятельности в ходе анализа самостоятельно прочитанного произведения;
  3. развивать умение анализировать художественные образы, определять авторскую позицию и делать выводы;
  4. прививать потребность работать с дополнительной литературой;
  5. воспитывать стремление к истинным ценностям.

Оборудование:

Текст повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»; выставка детских работ (иллюстрации к повести); книга Е. Добина «История девяти сюжетов» - Л., Детская литература, 1990.

Ход урока:

I. Сообщение урока. Целеполагание.

II. Знакомство с выставкой иллюстраций. Представление учащимися своих работ.

III. Вступительное слово учителя.

Читая «Пиковую даму», или «Шинель» Гоголя, или «Муму» Тургенева, мы верим: перед нами – сама жизнь. И это правда: в настоящей литературе жизнь предстает такой, как она есть. Но оказывается, это вовсе не значит, что писатель просто описывает все, как было на самом деле. Он отбирает факты, изменяет их, иногда выдумывает, - только пройдя через творческое воображение, жизнь становится литературой. А литература отражает правду жизни.

Писатель не только рассказывает о жизни, он еще и хочет сказать нам что-то важное, донести до читателя мысли, которые он передумал, и чувства, которые перечувствовал.

Сегодня мы постараемся понять ту основную мысль, которую хотел донести до нас А.С.Пушкин, создавая увлекательнейшую повесть «Пиковая дама».

VI.Сообщение ученика.

История создания повести «Пиковая дама».

Сюжетному замыслу повести, одному из самых глубоких в литературе той эпохи, дал толчок курьезный случай, ставший известным Пушкину из уст молодого князя Голицына.

Князь Голицын рассказал Пушкину, как он однажды сильно проигрался в карты. Пришлось идти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин ее знал) и просить у нее денег.

Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трех выигравших карт, сообщенный ей знаменитым в свое время графом Сен-Жерменом, слывшим чародеем, которому были открыты тайны черной магии. Внук поставил и отыгрался.

Учитель:

Финал пушкинской повести совсем не похож на радужный конец карточного приключения Голицына. Но в его хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет. Вернее, зерно сюжета, остов, который легко облекался живой плотью человеческих характеров и отношений.

Работа над темой урока.

Учитель:

«Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства», - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у посланника с Лизаветой Ивановной. «Молодая мечтательница», проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает «мазурочную болтовню» кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: «У этого человека по крайней мере три злодейства на душе».

Проблемный вопрос:

Какие три злодейства совершил Германн?

V. Исследование текстового материала

1. Кто стал первой жертвой Германна?

  1. Найдите в тексте строки, характеризующие Лизавету Ивановну. Что толкнуло ее откликнуться на ухаживания «влюбленного военного инженера»?
  2. Успел ли Германн полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?
  3. С каким чувством «бедная девушка» простилась с Германном?
  4. О чем думала в этот момент Лизавета Ивановна, если учесть ее дальнейшую судьбу?

Вывод: первой жертвой Германна стала Лизавета Ивановна.

2. Определите вторую жертву Германна.

  1. Перескажите II главу, которая посвящена старухе-графине.
  2. Как относится автор к этому персонажу?
  3. Найдите в V главе и выразительно прочитайте монолог Германна.

Вывод: Вторая жертва Германна – старуха-графиня.

3. Итак, кто же третья жертва Германна?

  1. Каким предстал перед Лизаветой Ивановной Германн в их первую встречу? Найдите соответствующее место в тексте.
  2. Каким образом всего за три недели Германн сумел добиться свидания?
  3. В чем заключается притягательность его писем для Лизаветы Ивановны?
  4. Что привело Германна к трагическому финалу?

Вывод: Третья жертва – сам Германн.

VI. Итог урока.

«Пиковая дама» - трагическая повесть глубокого этического смысла. Повесть об испепеляющем, тлетворном могуществе золота. Автор показал, как алчность, жажда обогащения губят душу человека, постепенно уничтожая все остальные человеческие чувства.


Разделы: Литература

Класс: 9

“Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства”, - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у***ского посланника с Лизаветой Ивановной. “Молодая мечтательница”, проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает “мазурочную болтовню” кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: “У этого человека по крайней мере три злодейства на душе”.

Начать урок, на мой взгляд, лучше всего инсценировкой этого эпизода, которая позволит учащимся погрузиться в глубины сюжетной стихии повести.

После чего последует опорный вопрос:

Какие три злодейства совершил Германн?

Его постановка придает уроку, в центре внимания которого три главных образа – Германн, Лизавета Ивановна и графиня, - целостность и завершенность. Красной нитью пройдет этот вопрос через весь урок, и, словно бусинки, нанижутся на него результаты совместной моей работы и учащихся. Я позволю надолго сохранить в памяти все то, что станет литературоведческим открытием.

Ученики легко “открывают” первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна вызывает их горячее сочувствие. Внимательно читаем строки, посвященные судьбе героини (II гл.: “В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…”; “Лизавета Ивановна была домашней мученицей”).

“Пренечастное создание”, “домашняя мученица” - анализируя эти пушкинские характеристики героини, попробуем разобраться, что же толкнуло её откликнуться на домогания “влюбленного” военного инженера.

“Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест”, около которых увивались “расчетливые молодые люди”. Так пишет Пушкин. А может быть, эти мысли принадлежат самой девушке?

Лизавета Ивановна – безответная жертва. Германн насмеялся над ней, растоптыл её чувство, - скажут ученики.

Предостерегая от прямолинейности в характеристике героини, учитель напоминает: “Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя”. Посоветуюсь с учениками: может быть, трагедия Лизаветы Ивановны в том, что она также не свободна от расчета?

“Вы чудовище!” - восклицает она в финале IV главы, которую можно прочитать по ролям (Лизавета Ивановна, Германн и “за автора”) или сделать инсценировку, которая по моему мнению – один из самых действенных методических приемов в преподавании литературы.

Именно инсценировка (в любой форме) помогает ученикам наглядно увидеть героев произведения, что называется, “живьем”, позволяет преодолеть барьер между кажущимся сухим книжным вымыслом и увлекательной для подростка реальной жизнью.

“Где же вы были?” - “испуганным шепотом” спросит ученица, исполняющая роль Лизаветы Ивановны.

“…Германн пожал её холодную безответную руку, поцеловал её наклоненную голову и вышел”.

Важно, чтобы занимательность в ходе инсценировки не восторжествовала над содержательностью. Возвращаем учеников из области наблюдений в область размышлений:

Успел ли Германн полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?

Несомненно. И поцелуй доказывает это. Что же помешало ему полностью отдаться возникшему чувству? Ответ звучит из уст Лизаветы Ивановны: “Деньги, - вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его!”.

С каким чувством “бедная девушка” простилась с Германном?

Её “холодная безответная рука” (удивительно точная художественная деталь!) говорит о многом. О чем думала в этот момент Лизавета Ивановна, если учесть, что впоследствии она вышла замуж “за очень любезного молодого человека”, который имел “порядочное состояние”?

Без труда определяют учащиеся и “вторую жертву” Германна: старуха-графиня! Ученики пересказывают II главу, которая повествует о её жизни, знакомит с особенностями характера персонажа, останавливаются на отношении к нему автора. Затем ребята слушают монолог Германна (V гл.: “Для кого вам беречь вашу тайну…”).

Следует обратить их внимание на слова героя: “Я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну”.

Итак, кто же третья жертва Германна? Вопрос “коварный”, открывающий обширное поле для предположений и размышлений подростков. В случае, если предыдущая работа отняла слишком много времени, он может стать домашним заданием (письменным или устным), к выполнению которого учащихся надо хорошо подготовить, искусно подведя к мысли, которая пока очевидна только для учителя: “третья жертва” - сам Германн.

Еще раз вспомнив слова, сказанные героем старухе, и его потаенные мысли, которые неожиданно открылись Лизавете Ивановне, перейдем к чтению отрывка “Германн был сын обрусевшего немца…” (II гл.)

“Он расчетлив, вот и все!” - характеризует его Томский.

Все ли? – обращаюсь к классу.

Может случится так, что вопрос окажется не под силу ребятам. Но и в этом случае не следует отказываться от “усложнений” беседы. Дополнительные вопросы способны помочь учащимся отыскать правильный ответ на главный вопрос.

Каким предстал перед Лизаветой Ивановной Германн в их первую встречу?

Читается отрывок “Черные глаза его сверкали из-под шляпы…”

Каким образом всего за три недели Германн сумел добиться свидания?

В чем заключалась притягательность его писем для Лизаветы Ивановны?

Один из учеников декламирует отрывок: “Германн их писал, вдохновенный страстию, и говорил языком, ему свойственным: в них выражалась и непреклонность его желаний, и беспорядок необузданного воображения”.

Так исподволь подводим ребят к ответу:

Германн был не только расчетлив. Пушкин заострял на этом внимание: “Он имел сильные страсти и огненное воображение…”

Именно огненное воображение и заставило героя перечеркнуть жизненный ориентир, который он сам для себя создал: “Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты”.

Ученики отметят решительность Германна, суровость его души. Особый разговор состоится о том, как алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные чувства: ни сомнений, ни угрызений совести, ни тем более раскаяния. У Германна “профиль Наполеона” - бесчувственный профиль, словно отчеканенный на расхожей монете.

Соединение корыстолюбия с огненным воображением приводят Германна к трагическому концу: человеку с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Мечтавший обрести “покой и независимость”, он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять названия трех роковых карт…