История создания пьесы горького "на дне". «История создания и анализ драмы "На дне"

Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни.

Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: «что лучше, истина или сострадание? Что нужнее?» . Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь.

Прочитав краткое содержание «На дне» по действиям, можно получить представление о героях и основных конфликтах пьесы. Пьеса включена в программу литературы 11 класса.

Главные герои

Костылев Михаил , 54-х лет, хозяин ночлежного дома.

Василиса – супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.

Наташа – сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.

Лука – странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.

Васька Пепел – вор, 28-ми лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.

Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек» , слесарь 40-ка лет, надеется вернуться к прежней жизни.

Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.

Барон – бывший аристократ 33-х лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом» .

Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.

Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.

Другие персонажи

Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден – «человек должен вести себя смирно» .

Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.

Алешка – сапожник, 20 лет.

Татарин, Кривой Зоб – грузчики.

Настя , девица легкого поведения, 24-х лет, мечтает о настоящей любви.

Квашня – женщина лет 40-ка, торгует пельменями.

Акт первый

Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.

Сидя возле одной из стен, Клещ подбирает ключи к старым замкам. В центре у большого грязного стола «хозяйничает» Квашня, Барон ест хлеб, Настя читает истрепанную книжку. За нестиранной занавеской на кровати в углу кашляет Анна. На печи ворочается Актер. Расположившись на нарах, собирается шить кепку Бубнов.

Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.

Барон, выхватывая у Насти книжку, и, прочитав название – «Роковая любовь» , – хохочет.

Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть.

Сатин, Бубнов, Актер и Клещ ведут неспешный разговор. Сатин говорит, что прежде был культурным человеком. Бубнов припоминает, что его профессия – скорняк и когда-то он имел «собственное заведение» . Актер думает, что главное в жизни не образование, а талант.

Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла (комната отгорожена тонкими досками в углу ночлежки), собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.

Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.

Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает, жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.

Актер и Сатин уходят.

Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.

Входит выпивший Алешка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гонят.

Пепел, обращаясь к Клещу, говорит, что тот «зря скрипит» . Клещ говорит, что вырвется отсюда, не хочет жить, как все здесь – «без чести и совести» . Пепел же считает, что люди в ночлежке не хуже Клеща. Пепел с Бароном уходят.

Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.

В сенях слышен шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.

Акт второй

Действие пьесы происходит в той же обстановке. Несколько постояльцев заняты игрой в карты, за ними наблюдают Актер и Клещ. Медведев с Бубновым играют в шашки. Лука сидит возле кровати Анны.

Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.

Актер собирается «продекламировать куплеты» Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается о том, что для него все кончено – он «пропил душу» . Лука отвечает, что не все в жизни Актера потеряно: есть бесплатные лечебницы для пьяниц, только не помнит, в каком городе. Он уговаривает Актера потерпеть и воздержаться от пьянства. «Человек – все может… лишь бы захотел» ,- считает Лука.

Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру. Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело. Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что «Мишка Костылев с женой» его на воровство подбил и краденое купил.

Лука пробует вмешаться в их разговор, но Пепел спрашивает, зачем Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука же убеждает Василия, что вместо поисков правды ему нужно идти в «золотую сторону» , Сибирь, именно там он сможет найти свой путь.

Входит Василиса. Она говорит с Пеплом, и тот признается, что Василиса надоела ему – в ней «души нет» . Василиса предлагает Пеплу жениться на сестре в обмен на убийство своего надоевшего мужа.

Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дело с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.

Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.

Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.

Акт третий

Действие – на «пустыре» , захламленном и заросшем бурьяном дворе ночлежки.

Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожитель ее смеется, потому что в его жизни не было ничего настоящего.

Обитатели «дна» рассуждают о правде и лжи.

Наташа говорит, что и она выдумывает и ждет кого-то «особенного» или чего-то «небывалого» . Хотя, чего ждать – она не понимает, «всем плохо жить» .

Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы «душу подкрасить» , сам он не видит смысла врать, ему лучше «валить всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Клещ людей ненавидит и правда ему ни к чему. Сказав об этом, он убегает

Появляется Пепел, включается в разговор. Спрашивает Луку, зачем тот обманывает, говоря, что везде хорошо. Лука отвечает, что «не всегда правдой душу вылечишь» , поэтому человека стоит пожалеть. Говорит, что скоро покинет ночлежку.

Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, признается в любви, обещает бросить воровство. Он чувствует, что надо изменить жизнь, «так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать» . Наташа в раздумье, но все-таки решается поверить ему.

Подходят Костылев с женой. Василиса (она слышала беседу Пепла и Наташи) старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.

Костылев разговаривает с Лукой, говорит, что человек должен жить по правилам, а все хорошие люди имеют паспорт. Лука открыто говорит, что думает: Костылеву никогда не измениться, ведь он как непригодная для урожая земля – ни на что не годен.

Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.

Бубнов говорит Луке, что «вовремя уйти всегда лучше» и рассказывает свою историю.

Сатин и Актер, о чем-то споря, заходят в подвал. Сатин говорит, что никуда Актер не уйдет и требует сказать, чего Лука наобещал Актеру. Странник спрашивает, каким образом мог оказаться в ночлежке Сатин. Тот с неохотой рассказывает, что попал в тюрьму из-за сестры: «убил подлеца в запальчивости и раздражении» , а после тюрьмы все дороги закрыты.

Входит угрюмый Клещ – он вынужден был продать все инструменты, чтобы похоронить Анну и не понимает, как жить дальше.

Из квартиры Костылевых слышен крик Наташи: «Бьют! Убивают!» . Актер и Сатин выходят, чтобы разобраться, что происходит. Звучат отдельные голоса, по репликам понятно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу.

Появляются Квашня и Настя, помогают идти Наташе – она избита и ноги ее обварены кипятком. За ними идут Костылев, Василиса, обитатели ночлежки. Появившийся Пепел видит Наташу и бьет с размаху Костылева. Тот падает. Василиса кричит, что убили мужа, указывает на Пепла. Василий же говорит, что сама Костылева подговаривала его убить мужа.

Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.

Акт четвертый

Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.

Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Своих же собеседников называл «ржавчиной» . Клещ соглашается – старик хороший, жалостливый. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не обижай человека» .

Для Сатина «старикан» «как мякиш для беззубых» , к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.

Барон называет Луку шарлатаном.

Настя, которой стали противны, и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света» . Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.

Клещ замечает, что странник Лука «поманил куда-то, а сам дорогу не сказал» . По его мнению, он «очень против правды восставал. Верно – и без нее – дышать нечем» .

Сатин в возбуждении приказывает «молчать о старике» – тот, в отличие от всех, понимал, что «правда – это человек» , а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как «кислота на старую и грязную монету» .

Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму – точно.

Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью» . Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.

Актер, вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.

Входят Медведев с Бубновым, за ними – другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек поют. Распахивается дверь. Барон кричит с порога – на пустыре повесился Актер.

Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дур-рак!»

Вывод

Пьеса «На дне» Горького живет и находит своих читателей и зрителей больше века, привлекая неоднозначностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь задумываться, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека. Давая только общее представление о пьесе, краткий пересказ «На дне» предполагает дальнейшую работу читателя с полным текстом драмы.

Тест по пьесе

Прочитав краткое содержание произведения Горького, попробуйте ответить на вопросы:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 9633.

У пьесы. М.Горького "На дне" (1902) трудная, но счастливая судьба - судьба, которой только и может пожелать самый честолюбивый автор своему детищу: более века она не сходит с театральных подмостков. Ее ставили лучшие режиссеры мира, играли самые блистательные артисты. С момента первой постановки "На дне" во МХАТе среди критиков не смолкают жаркие споры о художественном своеобразии и героях пьесы, особенностях авторской позиции, неоднозначности идейного содержания. О пьесе "На дне" писали выдающиеся деятели отечественной культуры: Л.Толстой, Чехов, И.Анненский, Блок, Бунин, Замятин, Розанов, Ремизов... Драму (и ее автора) хвалили и ругали, превозносили и поносили, но равнодушных не было и нет. Не было однозначного отношения к собственному детищу и у автора. Даже в самый пик популярности "На дне" он выражал свое недовольство не только критиками и "рецензиями", "не раскусившими" пьесу, но и самим собой -- будто не сумевшим справиться с реализацией творческого замысла (впрочем, он нередко признавался, что не владеет искусством драматургии). На склоне лет М.Горький даже утверждал, что его пьеса "неудачна", "слаба сюжетно", называл ее "устаревшей и, возможно, даже вредной в наши дни" (1933 г.). И все же прав был Л.Андреев, указывая на глубинный смысл пьесы, который невозможно до конца выразить аналитическим, рациональным словом: "Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ее ширине и глубине; всякий раз остается что-то неуловленное, какой-то остаток, в котором и заключается самая суть".

Драма "На дне" возникла как результат широких жизненных наблюдений и интенсивных философских исканий М.Горького, итог почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых писатель относил не только странников, обитателей ночлежек, но и часть интеллигенции - "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. "Я очень рано почувствовал и понял, - вспоминал писатель, - что люди эти - неизлечимы. Коноваловы способны восхищаться героизмом, но сами они - не герои, и лишь в редких случаях "рыцари на час"" (1933 г.).

Об истоках замысла "На дне" сохранилось такое свидетельство М.Горького: "Конец восьмидесятых и начало девяностых годов можно назвать годами оправдания бессилия и утешения обреченных на гибель. Литература выбрала героем своим "не-героя"... Лозунг времени был оформлен такими словами: "Наше время - не время великих задач"-- "не-герои" красноречиво доказывали друг другу правильность этого лозунга и утешались стихами: "Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат! / Кто б ты ни был -- не падай душой! / Верь: настанет пора, и погибнет Ваал!"

Пьеса "На дне" впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. 10 января 1903 года состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд; весной 1905 года отмечалось уже 500-е представление пьесы. В России "На дне" вышла в издательстве "Знание" в 1903 году.

Пьеса поступила в цензуру 27 августа 1902 года, а 25 сентября о ней было дано заключение, согласно которому "во всей пьесе должны быть исключены отдельные фразы и резкие, грубые выражения...". Так, цензор С.Трубачев требовал "городового Медведева превратить в простого отставного солдата, так как участие "полицейского чина" во многих проделках ночлежников недопустимо на сцене". Запрещена была и получившая впоследствии широчайшую популярность песня "Солнце всходит и заходит...". Цензура настаивала и на изъятии из текста рассуждений ночлежников на религиозные темы. В частности, показателен следующий пример. Короткий диалог между Актером и Татарином в конце IV акта:

Актер. Татарин! Князь! За меня... помолись...

Татарин. Чего?

Актер. Помолись... за меня!..

Татарин. Сам молись... - был вычеркнут. Позже стараниями В.И. Немировича-Данченко он был восстановлен, однако с замечанием: "Можно, но чтоб Татарин не молился!".

Текст пьесы был настолько исковеркан цензурой, что в таком виде автор запретил ее ставить на театре. "Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрепя сердце делать уступки и в конце концов добиться разрешения только для одного Художественного театра, - вспоминал В.И. Немирович-Данченко - первый режиссер-постановщик горьковской драмы. - От ряда бесед с тогдашним начальников Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у меня осталось впечатление, что "На дне" была разрешена только потому, что власти рассчитывали на решительный провал пьесы". Более того, до постановки пьесы на сцене МХАТа особым циркуляром Главного управления по делам печати было запрещено делать анонсы о ней, пока антрепренеры не предъявят цензурованные экземпляры, - постановка была разрешена голыш МХТ (первоначально, в течение нескольких месяцев, пьесы М.Горького вовсе были запрещены к постановке). В письме от 23 ноября 1902 года М.Горький отмечал: "Часть купюр цензура восстановила, и хотя это большая часть, но я недоволен". 29 ноября Немирович-Данченко подал прошение о разрешении постановки "На дне" на сцене МХАТа.

Премьера прошла на сцене МХАТа в Москве 18 декабря 1902 года. "Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, - вспоминала актриса МХАТа М.Ф.Андреева. - Публика неистовствовала". На премьере автора вызывали более 15 раз. "Нечто неподдающееся описанию произошло, когда М.Горький, наконец, вышел на вызовы один, -- отмечал корреспондент газеты "Русское слово". -- Такого успеха драматурга мы не запомним..."

На дне. - М. Горький долго искал для драмы подходящее название. В начале работы над пьесой (декабрь 1900 года) Горький сообщал Станиславскому: "Плету потихоньку четырехэтажный драматический чулок со стихами, но не в стихах. <...> Чувствую, что одна сцена мне удалась - благодаря тому, что в ней главным действующим лицом является солнце..." В следующем письме тому же адресату М.Горький признавался: "Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью. <...> Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого - не очень яркого, но любящего все, все обнимающего..." Этому замыслу соответствовало первоначальное название пьесы "Без солнца" (интересно, что именно под этим названием осуществлена постановка "На дне" в московском театре "Сопричастность" в конце 90-х годов XX века). Известны следующие варианты заглавия пьесы: "Ночлежка", "В ночлежном доме", "Дно", "На дне жизни". Название "На дне" впервые появилось лишь на афишах Художественного театра.

Столь длительные поиски подходящего названия для уже написанной пьесы свидетельствуют о том огромном и, безусловно, символическом значении, которое ему придавал автор. Стоит вспомнить слова героя неоконченной повести М.Горького "Мужик" (писавшейся практически параллельно с пьесой - в 1900 году): "...я пришел снизу, со дна жизни, оттуда, где грязь и тьма, где человек - еще полузверь, где вся жизнь - только труд ради хлеба". Он же, рассказывая о случайных встречах с бывшими товарищами, отмечает, что их приветствия ему кажутся чем-то "вроде голоса с того света". Заметим, что дно жизни и тот свет фактически выступают как синонимы. Описывая адские мучения, святой Дмитрий Ростовский указывает на такие признаки преисподней: "Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ее (смерть) со тщанием ради были восприяти, но никогда не умрут"

Меню статьи:

Произведение, принадлежащее перу русского писателя Максима Горького, не просто вошло в историю литературы, но и стало лауреатом Грибоедовской премии. Пьеса «На дне», краткое содержание по действиям бессмертного произведения – цель нашей статьи. Любопытно, что изначально Горький выбирал между несколькими вариантами названий для пьесы: «Без солнца», «На дне жизни», также писатель думал назвать текст «Ночлежкой» или «Дном». По совету представителя Серебряного века, писателя Леонида Андреева Горький остановился на названии «На дне».

Дорогие книголюбы! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести “Детство” Максима Горького, где автор обнажает суровую действительность минувших веков.

Широкой аудитории пьеса была представлена в 1902 году. Жанр произведения Горького – новаторский. Например, здесь отсутствует традиционный, привычный для драмы сюжет, а действие представляется через диалоги героев. Местом действия писатель избрал ночлежку, где ютились люди – представители социального дна.

Центральная идея «На дне» сосредотачивается в попытке ответить на вопрос о том, что лучше выбрать: истину или страдание. Кроме того, Горький задается вопросом, в чем человек больше нуждается. Писатель выносит множество тем, над которыми вынуждает поразмыслить читателя. Среди них: онтологическая неприкаянность человека и поиск места в жизни, проблема веры в людей, ложь во благо, умение человека самостоятельно менять условия своей жизни.

Главные герои «На дне»

Среди центральных персонажей, которые действуют в пьесе, Горький выделяет, в частности:

  • Михаила Костылева – 54-летнего мужчину, который держит ночлежный дом.
  • Василису – жену Михаила, которая также изменяла мужу с Васькой Пеплом; 26-летняя девушка.
  • Наташу – 20-летнюю сестру Василисы, которая часто терпела от нее побои; однажды, когда Василиса в очередной раз избила Наташу, та попала в больничную палату; с Наташей читатель прощается, когда после больницы героиня пропадает – неизвестно куда.
  • Ваську Пепла – 28-летнего юношу, промышлявшего воровством; однажды Васька задумывается над жизнью, стремясь измениться к лучшему; мать парня родила сына в тюрьме; Васька искренне желает стать мужем Наташи, избавиться от давления Василисы, ведь супруга хозяина ночлежки хотела, чтобы Пепел убил ее мужа.
  • Луку – 60-летнего путника, проповедующего ложь во благо (как говорит Горький, Лука – это приверженец «утешительной лжи»); герой мало говорит о себе.
  • Андрея Митрича Клеща – воплощение образа «рабочего человека»; это 40-летний мужчина, работающий слесарем, который мечтает, что когда-то вернется к нормальной жизни, которую когда-то вел; утратив работу, Клещ попадает в ночлежный дом; пожалуй, Андрей Митрич – это единственный персонаж пьесы, который не принял обстоятельства жизни; мужчина считает, что после смерти супруги вырвется из ночлежки и вернется к прежней жизни; Клещ не считает, что ему место среди других обитателей дома;
  • Бубнов – 45-летний картузника; мужчина убежден, что ни один человек на этой планете не способен иметь свое место; Бубнов не скрывает, что любит азартные игры и алкоголь; в ночлежный дом попадает после измены супруги, чтобы не натворить «греха».
  • Барон – 33-летний мужчины, который некогда вел жизнь аристократа; бывший дворянин, Барон распрощался с прежней жизнью; теперь мужчина живет с Настей.
  • Сатин – 40-летнего постоялец ночлежного дома; основная идея, которую «исповедует» Сатин, – убеждение в необходимости духовной свободы для каждого человека; в «прошлой», нормальной жизни Сатин – телеграфист; однажды Сатин отстоял честь сестры, но убил при этом человека: за этот проступок мужчину посадили в тюрьму, где тот провел почти 5 лет.
  • Актер – образа, который воплощает разнузданную жизнь творческой богемы; Актер злоупотребляет спиртным, придерживается пессимистического мировоззрения, считая, что жизнь невозможно изменить; в результате, Актер сводит счеты с жизнью; псевдоним Актера – Сверчков-Заволжский; нынешняя жизнь персонажа погружена в воспоминания о былом, о высоком; Актер – герой с тонкой душевной организацией; читателю известно также, что Актер утратил имя и репутацию.

Этот список демонстрирует центральный персонажей произведения Максима Горького.

Герои второго плана

  • Абрама Медведева – 50-летнего полицейского, который приходится Наташе и Василисе дядей;
  • Абрам – приверженец дисциплины и нормативного поведения человека, считающий, что людям надлежит выбирать смирное поведение.
  • Анны – супруги Андрея Митрича; это 30-летняя женщина, которая отличается добросердечностью, спокойствием; в итоге, несчастная Анна умирает в ночлежном доме.
  • Алешки – 20-летнего паренька, работающего сапожником.
  • Кривого Зоба и его приятеля по кличке «Татарин» – мужчин-крючников (наемных рабочих, которые исполняли работу по перемещению грузов).
  • Настя – сожительницы Барона; 24-летней девушки, занимающейся проституцией, которая, между тем, лелеет мечты об истинной и чистой любви. Профессия, которую выбрала для себя девушка, мало соответствует натуре самой Насти. Проститутка привыкла быть утехой для огромного количества совершенно незнакомых ей мужчин. При этом Настя не «слилась» со своей профессией и не разочаровалась в представителях сильного пола. Девушка мечтает о большой чистой любви.
  • Квашни – 40-летней женщины, промышляющей торговлей пельменями.

Также в пьесе присутствуют фигуры босяков, нищих, которым принадлежат несущественные реплики.

Краткое изложение событий пьесы «На дне» по действиям

Первый акт

Ранняя весна. Воображение читателя сконцентрировано на месте действия – ночлежном доме. Горький описывает ночлежку местом, имеющим сходство с пещерой. На сцене – Клещ, который занят подбором ключей, подходящих дряхлым замкам. Около мужчины лежат небольшая наковальня и тиски – инструменты, которыми герой зарабатывает на жизнь. По центру сцены располагается стол, неопрятный и грязный. За столом сидят Квашня и обедающий Барон. Также рядом с героями расположилась Настя, читающая старую, ветхую книгу.

Дорогие любители творчества Максима Горького. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести “Старуха Изергиль”

Импровизированную «столовую» от других помещений ночлежки отделяет такая же грязная занавеска. За этой перегородкой находится кровать. Из «комнаты» с кроватью слышен кашель Анны.

Также в ночлежном доме расположена печь, которую занял Актер, и нары, где Бубнов занят шитьем кепки.

Свобода дорога женщине. Поэтому героиня причитает, что ухажеры только докучают ей. С Квашней не согласен Клещ, утверждающий, что героиня лжет. На самом деле, уверен Андрей Митрич, Квашня, не думая, согласится стать супругой Медведева, только тот не предлагает этого. Между тем, Квашня замечает, что Медведев жестоко обращается с женой, избивая женщину до полусмерти.

Читатель и зритель узнают, что за книгу читает Настя: выхватив из рук девушки книгу, Барон демонстрирует обложку – «Роковая любовь». Название смешит мужчину. Анна – больная женщина, находящаяся на пороге смерти, – жалуется на крики и ругань. Героиня просит спокойной смерти. Впрочем, Андрея Митрича злит умирающая жена. У Квашни, напротив, Анна вызывает сочувствие: героиня даже угощает женщину горячими пельменями. Анна же не есть пельмени, отдавая угощение супругу. Лука, который единственный успокаивает больную женщину, кажется Анне добрым и мягким, походим на отца.

Диалог продолжается, только теперь беседа ведется между Сатиным, Бубновым, Актером, а также Клещом. Герои рассказывают о том, какой была их прошлая жизнь. Сатин, например, считает, что прежде вел жизнь культурного человека. Бывшая профессия Бубнова – мастер по выделке шкур. Оказывается, когда-то мужчина владел собственной конторой, где и работал скорняком. Для Актера главной ценностью в жизни является обладание талантом, а не получение образования.

На сцену выходит Костылев: мужчина ищет супругу. В попытке разыскать жену, герой идет к комнате Пепла. Комнаты в ночлежном доме отделены тонкими перегородками, похожими на фанеру. Однако Пепел не помогает Костылеву, прогоняя героя. Здесь читатель понимает, что Василиса – жена Михаила Костылева, изменяет мужу с Пеплом. Михаил уверен, что между Василисой и Пеплом существует связь, что они совершают прелюбодеяние. Но доказать Костылев этого не может, потому что никогда не видел жену и Ваську вдвоем в спальне.

Пепел занимает денег Сатину. Это становится для писателя предлогом для философского размышления о роли и значении денег. Это размышление Горький вложил в уста Сатина. Героя интересует проблема работы и призвания, денег и свободы. Жизнь доставляет удовольствие в том случае, если труд приходится человеку по душе. Если же трудиться приходиться из обязанности, то жизнь похожа на каторгу или рабство.

Сатин с Актером оставляют сцену, куда выходит Наташа. Девушку сопровождает новенький, пришедший в ночлежный дом. Мужчину зовут Лука. Пепел выказывает к Наташе симпатию: видно, что герой влюблен в девушку и демонстрирует чувства, заигрывая с Наташей. Однако та не принимает знаков внимания Пепла.

Алешка, который уже выпил, появляется на сцене. Юноша выказывает недоумение, почему его не принимает ни одна компания. Алешка не считает, что он хуже, чем другие, поэтому удивляется и расстраивается из-за одиночества.

Клещ уверен, что вскоре покинет ночлежный дом. Здесь мужчину держит только умирающая жена: как только скончается Анна, Клещ уйдет. Пепел считает, что надежды приятеля тщетны. Андрей Митрич явно отделяет себя от остальных «постояльцев» ночлежки. Пепел же не согласен с таким разделением, считая, что Клещ не лучше и не хуже любого другого человека в ночлежном доме. Барон вместе с Пеплом покидают сцену.

Появившаяся на сцене Василиса бранится на Алешку, который уже довольно сильно пьян. Остальные «постояльцы» ночлежки тоже вызывают недовольство девушки. Василиса спрашивает, общалась ли Наташа с Пеплом, после чего покидает сцену.

Из сеней слышатся крики и шум: Василиса избивает младшую сестру. Драку стараются прекратить Бубнов, а также дядя девушек и прибежавшая Квашня.

Второй акт

Место действия не изменилось. Кое-кто из персонажей играет в карты за столом. Внимание на игре также сосредоточили Актер вместе с Клещом. Партия в шашки разыгрывается Медведевым и Бубновым. Лука проводит время, около Анны. Женщина сетует на обстоятельства жизни, жалуясь на то, что приходится переживать. Лука старается успокоить Анну. Муж обходился с женщиной жестоко, унижая и избивая Анну. Клещ – жадный человек. Супругу Андрей Митрич морил голодом и заставлял ходить в лохмотьях. Старый мужчина говорит Анне, что после смерти ее ожидает лучшая жизнь, отдых, покой, отсутствие болезней.

Актер желает вспомнить профессию и прочесть несколько стихов для Луки, однако забывает слова стихов. Тогда герой отчаивается, понимая, что все хорошее и значительное в его жизни уже произошло. Талант же Актер пропил. Лука обнадеживает Актера, объясняя, что существуют специальные больницы, в которых излечивают от пьянства. Вот только город, где находятся эти лечебницы Лука не помнит. Старец советует Актеру отказаться от алкоголя, перетерпеть «ломку». По мнению Луки, человек способен на все: то, что человек получает, зависит только от вкладываемых усилий.

На сцене появляется Пепел. Герой угрюм и меланхоличен. Пепел заводит разговор с дядей Василисы и Наташи – Медведевым, интересуясь, насколько сильно пострадала Наташа от рук сестры. Медведев, между тем, медлит с ответом, считая, что это внутрисемейные дела. Тогда Василий грозится доложить в полицейское управление о проделках хозяина ночлежки с супругой. Костылев уговорил Пепла украсть некоторые вещи и после – продать ворованное.

Лука старается разнять спорщиков. Василий говорит, что Лука лжет, что все будет хорошо, интересуясь о причинах этой лжи. Старец считает, что поиски правды – напрасное занятие. Вместо этого пустого дела Пеплу следует пойти на золотые прииски в Сибирь, потому что там Василий сможет начать жизнь заново.

На сцену выходит Василиса, которая вступает в беседу с Пеплом. Юноша говорит, что не любит девушку, что та надоела ему, потому что пуста изнутри. Василиса желает мужу смерти, подбивая Ваську убить Костылева. Плата за убийство – Наташа, на которой Пепел давно мечтал жениться. Однако Лука рекомендует Пеплу не принимать предложение Василисы, а просто уйти отсюда вместе с Наташей. Здесь на сцене появляется хозяин ночлежки, стремясь подраться с Василием. Лука не дает мужчинам ссориться.

Один из постояльцев ночлежки заглядывает за занавеску, отделяющую «комнатку» Анны: женщина мертва. Присутствующие идут к ложу несчастной. Смерть Анны не вызвала никаких эмоций. Бубнов цинично заявил: смерть Анны – к лучшему, так как теперь кашель женщины не будет тревожить ночью.

Третий акт

Читатель и зритель попадают на «пустырь». Пустырем автор называет двор ночлежного дома, который порос зарослями и кустарником. Здесь читатель становится свидетелем истории любви Насти. Девушку любил студент. История девушки смешит Барона и Бубнова, которые не верят в то, что Настя действительно переживала настоящие, глубокие чувства. Барон замечает, что имя студента каждый раз меняется в истории Насти. Издевки мужчин приводят девушку в отчаянье, Настя расстраивается и плачет.

Лука снова приходит на помощь. Старец говорит Насте, что та и правда ощущала чувства любви, если верит в это. То, что Барон издевается над девушкой, по мнению Луки, свидетельствует лишь о том, что мужчина не знал настоящей любви, а потому сомневается в том, что такие чувства существуют.

Позиция Луки вынуждает «постояльцев» ночлежного дома подумать о том, что такое правда и ложь. Наташа высказывает мнение, что люди создают образы, придумывают жизнь, о которой мечтают. Также придумываются люди, особенные ситуации, события, которые хочется пережить. Между тем, девушка не знает, чего хочет и чего конкретно ждет. Корень этого выдумывания желанной жизни – несчастье, царящее в обществе.

Позиция Бубнова отличается от мнения Наташи. Герой считает, что не стоит тешить себя иллюзиями. Правильный путь – это путь правды, не важно, насколько при этом эта правда жестока. К мыслям Бубнова близок и Андрей Митрич, которому свойственна ненависть к людям. Высказав свои мысли о правде и лжи, Клещ уходит со сцены.

Затем к беседе присоединяется Пепел. Герой интересуется у Луки, для чего тот говорить людям неправду. Лука обнадеживает всех «постояльцев» ночлежки, убеждая людей в том, что существует некое светлое будущее. Василию интересно, для чего мужчина говорит так, ведь, скорее всего, никакого светлого будущего нет. Лука же говорит, что правда не всегда является лекарством для души, поэтому порой стоит прибегнуть ко лжи во благо. Ложь утешает человека в тяжелых ситуациях. Старец также собирается уходить из ночлежного дома.

Василий признается в любви к Наташе, упрашивая девушку бежать вместе из ночлежного дома. Пепел говорит, что если Наташа согласиться, то он больше не станет заниматься воровством. Пепел стремится оставить эту жизнь, желая начать все с чистого листа. Цель юноши – достичь уважения к себе. Наташа думает и сомневается. Причина – в недоверии Пеплу. Однако, после некоторых колебаний, девушка все же доверяется Ваське.

На сцене появляются Костылев и Василиса, которая знала о беседе Василия и Наташи. Василиса стремиться затеять ссору, вовлекая Пепла и супруга в распри. Луке снова удается спасти ситуацию: старец сумел удержать Пепла от драки.

Хозяин ночлежки и Пепел разговаривают. Костылев убежден, что существуют некие правила, которые человеку следует соблюдать. Добропорядочные люди, например, ходят с паспортами. Лука не скрывает своих мыслей и открыто высказывается в беседе с Костылевым. Старец уверен, что мужчине следует подумать над взглядами на жизнь, чтобы изменить себя к лучшему. Но Костылев не сможет этого сделать, так как для любых изменений нужна почва, а Михаил уже слишком испорчен для перемен. После этого разговора «постояльцы» гонят Луку прочь из ночлежного дома. Старик говорит, что ночью покинет ночлежку.

Совет Бубнова: главное – подобрать правильное время для того, чтобы уйти. С этим принципом связана история героя. Когда жена изменила Бубнову, тот ушел в ночлежку, чтобы не убить супругу от злости и ревности.

Сатин с Актером, в порыве спора, оказываются в подвале. Сатин высказывает сомнения по поводу того, что Актер когда-нибудь сможет вырваться из «дна». Мужчина интересуется словами, которые Актер услышал от Луки. Здесь читатель узнает также об истории Сатина. Оказывается, что герой попал на «дно», защищая сестру. Когда честь сестры оказалась задетой, Сатин в порыве гнева убил обидчика. За убийство герой сел в тюрьму, которая закрыла для мужчины двери в приличное общество.

Похороны Анны вытащили из кармана Андрея Митрича последние средства: Клещ даже продал весь инструментарий. Теперь герой не знает, как зарабатывать на жизнь.

Из помещения, занимаемого Костылевым, слышатся крики. «Постояльцы» бегут на звуки драки: Василиса снова зверски избивает Наташу. Сатин вместе с Актером пытаются разобраться в ситуации. В шуме и суете слышны лишь оборванные реплики и возгласы, которые дают понять, что жители ночлежного дома разнимают драку сестер.

Наташа сильно искалечена сестрой: Василиса облила ноги девушки кипятком и избила. С помощью Квашни и Насти раненая Наташа попадает в больницу. За девушками следуют «постояльцы» ночлежного дома, а также Василиса с супругом. Васька, увидевший возлюбленную, бьет хозяина ночлежки. Костылев от неожиданности и силы удара падает на землю. Слышны крики Василисы о том, что супруг убит. При этом Василий, на которого указала девушка – как на убийцу мужа, признается, что Василиса предлагала убить мужа в обмен на сестру.

Наташа, охваченная истерикой, называет Пепла предателем и считает, что юноша сговорился с сестрой. Почти без чувств, девушка желает быть увезенной в тюремную камеру.

Четвертый акт

Итак – снова начало весны. Действие происходит в подвале ночлежного дома. На сцене находится стол, за которым расположились Андрей Митрич, Настя с Бароном, и Сатин. Угол, который раньше занимал Василий Пепел (теперь комната не огорожена, так как дощечки-перегородки убраны), теперь занимает Татарин.

«Постояльцы» охвачены воспоминаниями о Луке: старец незаметно покинул ночлежку, когда Пепел случайно убил Костылева, а Наташу увезли в больницу. Настя уверена, что только Лука осознавал и понимал происходящее, видя людей насквозь. «Постояльцев» ночлежки Лука не зря окрестил «ржавчиной». Андрей Митрич поддерживает позицию девушки, считая Луку добродушным, сострадательным, хорошим стариком. По мнению Татарина, Лука придерживался «золотого правила морали» в жизни.

Сатин, напротив, не питал симпатии к Луке. Герой считает, что старец только потчевал «постояльцев» ночлежного дома иллюзиями, и к тому же отличался бесхарактерностью и мягкотелостью. С Сатиным соглашается Барон, для которого Лука – пройдоха, лжец, шарлатан.


Насте не нравится находится в компании Барона, Сатина и других «постояльцев» ночлежки. Девушка желает покинуть «дно», противных ей людей, жизнь, которая вынуждает зарабатывать на жизнь проституцией. Настю привлекает «край света» как символ жизни с чистого листа. Барон издевается и смеется над любовницей, подначивая девушку предложениями уехать на «край света» вместе с Актером, который тоже постоянно порывается покинуть «дно».

Андрей Митрич, продолжая размышления о Луке, подчеркнул, что старец указал на цель, но не показал путь к этой цели. Лука, признает Клещ, был сторонником скорее лжи, чем правды, что логично, потому что жизнь и без правды невыносима, а с правдой – подавно.

Сатина раздражают беседы о Луке. Мужчина злится и просит прекратить разговаривать о старце. Сатина привлекает правда, а ложь вызывает у героя гнев. Мужчина считает, что Лука жалел людей, потому и говорил и ложь, вводя в иллюзию. По мнению Сатина, ложь и жалость – не самые лучшие друзья человека. Однако позиция Сатина исходила из специфики влияния рассуждений Луки на образ мира героя: этот образ из-за речей Луки рассыпался в прах. Сатину это не нравилось.

В поле внимания «постояльцев» попадает и смерть Костылева. Наташа, которая была свидетельницей убийства хозяина ночлежного двора, пропала, выйдя из больницы. Василиса же – проворная и хитрая девушка – сумеет выйти сухой из воды. Пепел же, без сомнений, попадет или в тюрьму, или и вовсе на каторжные работы.

Разговор заходит в размышления о смысле жизни. Сатин убежден, что люди достойны уважения. Каким бы ни был человек, нельзя оскорблять, унижать достоинство человека, обижать или жалеть. Жалость и уважение – не совместимы. Барон, который когда-то вел жизнь аристократа, признается, что все хорошее он уже пережил, а нынешняя жизнь для него больше похожа на сон, чем на реальность. Смысла жизни Барон давно не видит. Спрыгнув с печи, Актер внезапно покидает подвал.

На сцене появляются Бубнов в компании Медведева. За героями следуют и остальные «постояльцы» «дна». Обитатели ночлежного дома обустраиваю место для сна, другие – поют песни. Вдруг в подвале раздается крик Барона: Актер покончил с собой – повесился. Сатин жалуется, что из-за криков Барона песня испорчена.

Пьеса Горького – неоднозначна. «На дне» угнетает социальными проблемами, которые оголяет произведение. Пьесу некоторое время запрещали ставить на сцене, а если и разрешали играть, то с купюрами.

Таким образом, краткая характеристика содержания пьесы «На дне» по действиям, персонажам, помогает лучше понять замысел автора, раскрыть глубинный смысл произведения Горького.

В начале ХХ века Российская империя переживала непростое время. Вера в старые ценности постепенно угасала. Люди не искали правды ни у царя, ни у Бога. И светская, и церковная власть неуклонно теряла свой авторитет в глазах народа. Трагедия же заключалась в том, что на смену старым идеалам новые ценности ещё не пришли. Жители империи уже успели понять, что прошлое не способно удовлетворить их потребности. Что же должно стать новым ориентиром, никто не понимает.

Именно такое отчаявшееся общество изобразил Горький. Герои пьесы представляют, своего рода, Россию в миниатюре. Здесь читатель видит и разорившегося дворянина, которого все называют Бароном, и Актёра, погубившего свою жизнь алкоголем. Есть в ночлежке и труженики, наподобие Клеща, не утратившие веру в лучшее и надежду на то, что своим трудом можно выбраться даже с такого дна. Старец Лука становится символом людской надежды.

Тем не менее, в конце пьесы вера в грядущее счастье рушится окончательно. После ухода Луки всё возвращается на круги своя, а затем становится ещё хуже. Обитатели «дна» по-прежнему на своём месте. В выигрыше остаётся только Василиса Карповна. Вполне очевидно, что автор хотел донести до читателя мысль о том, что время кардинальных перемен ещё не настало. Кровавое воскресенье 1905 года полностью подтвердило эту мысль.

Пьеса Горького “На дне”: краткое содержание

5 (100%) 3 votes

Замысел пьесы возник в 1900 г. , текст создавался в 19011902 гг. Впервые опубликована и поставлена на сцене в 1902 г. (в Московском Художественном театре). Режиссеры – Станиславский и Немирович-Данченко, актеры – Москвин (Лука), Станиславский (Сатин), Качалов (Барон), Грибунин (Медведев), Книппер (Настя), Лужский (Бубнов) и т. д. До 1905 постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и с согласия местных властей. Пьеса имела большой успех, была переведена на европейские языки, ставилась в театрах других стран.

Нам захотелось видеть самую гущу жизни бывших людей. Для этого была устроена экспедиция, в которой участвовали многие артисты театра, игравшие в пьесе, Немирович, художник Симов, я и др. Под предводительством Гиляровского, изучавшего жизнь босяков, был устроен обход Хитрова рынка. Мы свободно осматривали большие дортуары с бесконечными нарами, на которых лежало много усталых людей - женщин и мужчин, похожих на трупы. В самом центре большой ночлежки находился тамошний университет с их интеллигенцией. Это был мозг Хитрова рынка, состоявший из грамотных людей. Они ютились в небольшой комнате и показались нам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Ночлежники приняли нас, как старых друзей, так как хорошо знали нас по театру и ролям, которые переписывали для нас. Мы выставили водку с колбасой, и начался пир. Особенно один из ночлежников вспоминал былое. От прежней жизни у него сохранился плохонький рисунок, вырезанный из какого-то иллюстрированного журнала: на нем был нарисован старик отец в театральной позе, показывающий сыну вексель. Повидимому, трагедия заключалась в подделке векселя. Художник Симов не одобрил рисунка.

Боже! Что тогда поднялось! Словно взболтнули эти живые сосуды, переполненные алкоголем, и он бросился им в голову. Они побагровели, перестали владеть собой и озверели. Посыпались ругательства, замахнулись, ринулись на Симова" Но тут бывший с нами Гиляровский крикнул громоподобным голосом пятиэтажную ругань, ошеломив сложностью ее конструкции не только нас, но и самих ночлежников. Они остолбенели от восторга и эстетического удовлетворения. Вообще этот быстрый переход от восторга к ярости и обратно называется эмоциональной лабильностью и сопровождает последние стадии распада личности вследствие алкогольной деменции; но артистов МХТ умилило и это.

Ранние названия – «Без солнца» , «Ночлежка» , «На дне жизни» . Жанр – социально-философская драма. Социальное: картины жизни и описание судеб представителей социального дна, тема социальной судьбы, социальной несправедливости.

Бубнов. Что было - было, а остались - одни пустяки. . . Здесь господ нету. . . все слиняло, один голый человек остался. . . Лука. Все, значит, равны. . . Пепел. Мой путь - обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал. . . Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын. . . Сатин. Чело-век! Это - великолепно! Это звучит. . . гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. . . не унижать его жалостью. . . уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это. . . чувствовать себя человеком!. . Я - арестант, убийца, шулер. . . ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика. . . и сторонятся и оглядываются. . . и часто говорят мне - «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. . . Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше сытости!. .

Пепел. Старик! Зачем ты все врешь? Лука. Ась? Пепел. Оглох! Зачем врешь, говорю? Лука. Это в чем же вру-то я? Пепел. Во всем. . . Там у тебя хорошо, здесь хорошо. . ведь - врешь! На что? Лука. А ты мне - поверь, да поди сам погляди. . . Спасибо скажешь. . . Чего ты тут трешься? И. . . чего тебе правда больно нужна. . . подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя. . . Пепел. А мне все едино! Обух так обух. . . Лука. Да чудак! На что самому себя убивать? Пепел. Погоди, не каркай! Пусть он мне скажет. . . слушай, старик: бог есть? Лука молчит, улыбаясь. Бубнов. Люди все живут. . . как щепки по реке плывут. . . строят дом. . . а щепки - прочь. . . Пепел. Ну? Есть? Говори. . . Лука (негромко). Коли веришь, - есть; не веришь, - нет. . . Во что веришь, то и есть. . .

Философское: размышления героев о проблемах человеческого достоинства, любви, счастья, смысла жизни, смерти, о спасительной лжи и правде. Главная проблема: «Что лучше – истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский» . Социальные проблемы подчиняются в драме философским. Горького интересует в героях не их социальное положение, а их мировоззрение.

Сюжет строится на разных конфликтах: 1. Социальный конфликт между хозяевами и обитателями ночлежки. 2. Любовные конфликты (Костылев – Василиса – Пепел; Василиса – Пепел - Наташа). 3. Личные конфликты (Анна и Клещ, Барон и Настя, Клещ и Сатин, Сатин и Актер и т. д.) 4. Мировоззренческие конфликты – спор между сторонниками правды идеала, мечты (Лука, Актер, Анна, Наташа, Настя, Пепел, Клещ) и правды реальности (Сатин, Бубнов, Барон).

Традиции новой драмы в пьесе «На дне» - изображение жизни в её повседневном течении; - сочетание социальных и философских проблем; - столкновение героев не в сфере поступков, а в сфере различных ценностей, мировоззрений; - акцент на душевном состоянии героя; - важная роль речевых характеристик, диалогов-споров.

Горького Антон Павлович очень ценил, как беллетриста. -- Талантливый, сочный писатель. . . Зачем только он пьесы пишет? . . Совсем это не его дело. . . Хотя "На дне" очень хорошая вещь, но ведь это не драма. . . В повести "На дне" была бы куда лучше, полней, выпуклей. . . Горькому надо повести писать, а не драмы. . . А впрочем, он то же может сказать про меня. . . Какой я драматург, в самом деле. . . Из воспоминаний Е. П. Карпова "Две последние встречи с А. П. Чеховым" -- "Рампа и жизнь", 1914, No 24 и 25. Воспоминания о встрече с Чеховым в апреле 1904 г.

И. Анненский Центр действия не остается все время один и тот же, как в старых драмах, а постоянно перемещается: точнее, внимание наше последовательно захватывается минутным героем: сначала это Анна и Клещ, потом Лука, Пепел, Василиса, Настя, Барон, Наташа, Затин, Бубнов и наконец Актер. Личные драмы то тлеют, то вспыхивают изпод пепла, а по временам огни их очень затейливо сплетаются друг с другом. Строго говоря, в драме Горького нет ни обычного начала, ни традиционной развязки. Пьеса похожа на степную реку, которая незаметно рождается где-то в болоте, чтобы замереть в песке. Но вчитайтесь внимательнее в начальную и последнюю сцену, и вы увидите, что "На дне" вовсе не какая-то серая полоса с блестками, которую бог знает зачем выкроили из действительности и расцветили, а что это настоящее художественное произведение.

Каждый драматург мечтает создать такую пьесу, которая бы понравилась не только современникам, но и будущим поколениям. Оставаться актуальным на протяжении многих десятилетий может только то произведение, которое несет в себе какой-то смысл, учит чему-то, вскрывает нелицеприятные стороны общества, решает социальные проблемы. Именно к таким работам относится пьеса “На дне”.

История написания драмы

Произведение Максима Горького “На дне” увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра. Данная пьеса имеет очень непростую судьбу: она пережила запреты и цензуру, на протяжении стольких лет не умолкают споры о ее идейном содержании, художественном своеобразии. Драму восхваляли и критиковали, но равнодушно к ней не относился никто. Создание пьесы “На дне” было трудоемким, работу над ней писатель начал в 1900 году, а закончил только спустя два года.

На драматургию Горький обратил внимание в начале ХХ столетия. Именно тогда он поделился со Станиславским своей задумкой создать босяцкую пьесу, в которой было бы около двух десятков действующих лиц. Автор и сам не знал, что из этого выйдет, на громкий успех он не рассчитывал, характеризовал свою работу как неудавшуюся, со слабым сюжетом, устаревшую.

Главные герои драмы

История создания пьесы “На дне” вполне прозаична. Максим Горький хотел в ней рассказать о своих наблюдениях за миром низов. К “бывшим людям” писатель относил не только обитателей ночлежек, пролетариев и странников, но и представителей интеллигенции, разочаровавшихся в жизни, потерпевших неудачи. Существовали и реальные прототипы главных героев.

Так, история создания пьесы “На дне” повествует, что образ Бубнова писатель создал, объединив характеры знакомого босяка и своего учителя-интеллигента. Актера Горький списал с артиста Колосовского-Соколовского, а из рассказов Клавдии Гросс был позаимствован образ Насти.

Борьба с цензурой

Немало времени пришлось потратить на получение разрешения на постановку пьесы. Автор отстаивал каждую реплику героев, каждую строчку своего творения. В конце концов было дано разрешение, но только для Художественного театра. История создания пьесы “На дне” была непростой, сам Горький не верил в свой успех, да и власти допустили постановку, надеясь на громкий провал. Но получилось все с точностью до наоборот: пьеса имела оглушительный успех, ей посвятили огромное количество публикаций в газетах, автора неоднократно вызывали на сцену, аплодируя ему стоя.

История создания пьесы “На дне” примечательна тем, что Горький не сразу определился с ее названием. Драма уже была написана, а как назвать, ее автор не решил. Среди известных вариантов фигурировали следующие: “Без солнца”, “В ночлежном доме”, “На дне жизни”, “Ночлежка”, “Дно”. Лишь в 90-х годах ХХ столетия в одном из Московских театров была осуществлена постановка пьесы под названием “На дне”. Как бы там ни было, но драма была хорошо принята зрителем не только в России, но и за рубежом. В 1903 году в Берлине состоялась премьера пьесы. Драма была сыграна 300 раз подряд, а это свидетельствует о небывалом успехе.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Можно сказать, что поэма “Мертвые души” была делом жизни Н. В. Гоголя. Ведь из двадцати трех лет своей писательской биографии...
  2. Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века....