Исследовательская работа "Русский характер в изображении М.А.Шолохова" (по рассказу "Судьба человека"). Для тех, кто недоволен всем. Посмотрим, что покажет время. Китайцы знают: У тела есть свой график, и надо жить по нему

Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Василь­ев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие.

С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шоло­хова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкно­венного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» - рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную.

«Русский характер» - так определил образ рядового советского сол­дата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский).

Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел ко­нец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого…

В ружье!

В ружье!.. -

По градам шло, по весям,

В набатное «Вставай!» переходя…

И встал народ,

Их было миллионы… -

чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу, оплаченную великой ценой.

После возвращения к своим Андрей получает еще одно страшное из­вестие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотни­чать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снай­пер. Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не про­клясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отда­ет приемному сыну - сиротке Ванюшке. В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную сим­патию и уважение.

Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься.

Так уж устроен человек - непременным условием его существова­ния являются обстоятельства, доля: иными словами - судьба.

Мне близка мысль о том, что судьба человечества - это судьба каж­дого человека.

Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно опре­делил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жиз­ни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не помо­жет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах - «смертная тоска».

Однако же Андрей Соколов - человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чу­деса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опус­тошили утраты и лишения, перенесенные им. Он - поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа.

Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении.

Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба ге­роев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой мож­но увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем.

Историю делают люди - это мы не раз повторяем, но не всегда дума­ем о том, что эти люди живут вокруг нас.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искус­ство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием…»

Для меня «Судьба человека» Шолохова - это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям. Благодаря об­разной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: за­ставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен. Он идет от человека и ведет к человеку - к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.

Когда возникает необходимость проанализировать и описать характер человека, то для этого используются его основные качества, особое место среди которых занимает сила и его полярность – слабость. Сила характера – это в первую очередь качество энергетическое, которое включает в себя не только энергию достижения человеком конкретных поставленных целей, но и наличие у него способностей развивать при этом определенное напряжение и преодолевать при необходимости различные препятствия. Сила характера является своеобразным индикатором способности человека сохранять и отстаивать себя как личность.

Сила характера как внутренняя энергия человека

Характер человека представляет собой сложнейшее образование, которое имеет множество оттенков и проявления, полярных особенностей и бесконечное количество черт. Все это многообразие находит свое выражение в поступках и поведении человека, и именно на их основании необходимо судить о сильном или слабом характере человека. Говоря о том, что человек наделен сильным характером, всегда подразумевается, что он проявляет волю и показательные для этого черты характера: самостоятельность, независимость, настойчивость, последовательность, целеустремленность и упорство. А если человека называют бесхарактерным, то это значит, что он и в общении, и в деятельности не проявляет этих качеств, а просто подстраивается под обстоятельства и плывет по течению.

Говоря о силе характера (вернее называя человека слабохарактерным или же с характером) люди обычно оценивают направленность человека и его волю. Так, еще Аристотель говорил, что характер человека – это то, в чем проявляется его решение. Действительно, когда говорят о сильном характере или слабохарактерности человека, то в первую очередь выделяют в психической деятельности волю и волевые усилия. Так никто не признает в слабовольном человеке наличие сильного характера, так как это просто невозможно.

Сила характера человека также связана с его направленностью и, чаще всего, считается позитивным качеством (хотя иногда характер может отличаться такой силой, что способствует подавлению личности и человек может стать зависимым от него – проявление , психопатий и невротических расстройств). Основными показателями силы характера являются глубина и сила направленности личности. Глубина рассматривается с точки зрения того, какое влияние на личность оказывают принципы, мотивы и жизненные цели. Так, если все эти показатели не проникают глубоко в личность, а остаются только поверхностными образованиями, говорят о поверхностности характера, которая указывает на ее слабость. Силу направленности определяют и уровнем притязаний (или достижений) человека, то есть то, к чему он стремиться. Сила человеческого характера также определяется устойчивостью этой направленности. Все перечисленные показатели (а именно устойчивость, сила и глубина направленности) не являются единственными, которые определяют силу человеческого характера, ведь для ее формирования и проявления необходимыми являются волевые черты, стойкость личности и ее активность, а также организованность самого человека.

Сила характера человека находит свое проявление в его энергичных и активных действиях, в борьбе и упорстве ведения дела (когда нужно довести его до конца, не взирая ни на трудности, ни на препятствия), настойчивости и целенаправленности. Человек, который обладает сильным характером, не боится никаких сложностей и преодолевает различные трудности, он отличаться энтузиазмом, инициативностью и новаторством. Такой человек всегда старается следовать своим убеждениям и принципам, проявляя настойчивость для достижения своей цели. А человек со слабым характером в основном демонстрирует расхождение слов и дела, непоследовательность в поведении и действиях, боязнь неудач и сложностей.

Как воспитать силу характера

Так как характер является хоть и устойчивым, но в тоже время, довольно динамическим образованием, формировать его можно на протяжении всего жизненного пути человека. А это также означает и то, что можно воспитать и силу характера.

Формирование характера человека зависит от множества факторов, среди которых выделяют:

  • врожденные особенности;
  • воспитание и самовоспитание;
  • различные виды деятельности (особенно труд, учение и игра);
  • социальное окружение (группы, коллектив, семья, друзья и т.д.);
  • личный пример;
  • личностную активность и жизненную позиция человека;
  • способы самовыражения человека (творчество, спорт);
  • , установки, ценности, привычки, и направленность человека;
  • СМИ, интернет, киноиндустрия и т.д.;
  • уровень культурно-образовательного развития конкретного общества.

Для того, что бы понять, как воспитать силу характера, необходимо знать, что этот процесс может происходить по нескольким сценариям:

  • с раннего детства (так воспитывали спартанцев, рыцарей, самураи и т.п.);
  • в течение жизни, когда определенные трудности могут закалить и перевоспитать человека;
  • ежедневная кропотливая работа над самим собой (как результат самовоспитания и самосовершенствования).

Основные пути воспитания силы характера:

  • работа над собой, своими убеждениями, принципами и развитие силы воли;
  • необходимо четко определить жизненные цели и ценности;
  • выбрать вид занятия, где необходимо приложить усилие и побороть свои слабости (для этого отлично подходят многие виды спорта, особенно единоборства);
  • формирование адекватной самооценки, а также наличие уверенности в собственных силах, а также чувства собственного достоинства;
  • личный пример (это очень действенный способ, когда есть реальная личность, характер которого является эталоном, причем этот человек может быть как исторической личностью, так и киногероем);
  • развивать умение управлять своей эмоциональной и мотивационной сферой (то есть, чувствами, желаниями и влечениями);
  • наличие позитивного настроя и бодрости духа.

В принципе, процесс воспитания силы характера сравним по своим особенностям со спортивной тренировкой или физическими упражнениями. Так же, как для того, что бы достичь результата в спорте, нужно прилагать усилия и постоянно повторять одни и те же упражнения пока мышцы и тело не запомнят все, так же необходимо закреплять черты, необходимые для развития силы характера.

Сила русского характера

Каждый человек обладает своим уникальным характером, который обуславливается своеобразным сочетанием черт и особенностями его проявления. Но есть некая схожесть в поведении и поступках людей, относящихся к одной этнической группе или наци. В этом случае говорят о проявлении национального характера, под которым в этнопсихологии понимают достаточно устойчивую совокупность психологических черт, которые сложились в ходе истории. Эти черты в последствие определяют типичные образы действий, привычную модель и манеру поведения представителей определенной нации.

Черты национального характера находят свое проявление в различных системах отношений (к своему этносу, к другим этническим группам, к миру, к трудовой деятельности, к социально-бытовому окружению) через устойчивые стереотипы мышления, формы эмоционального реагирования и особенности поведения этноса в целом. Итак, национальный характер находит свое проявление в наиболее типичных для данного этноса психологических особенностей и является детерминантой поведения его представителей.

Для того чтобы понять особенности русского характера и определить, в чем же проявляется его сила, необходимо проанализировать особенности процесса формирования русского национального характера. Он развивался и формировался на фоне многих событий и на него воздействовали различные условия и факторы, среди которых особое значение имели:

  • географическое положение территории государства (земли, на которых проживал русский народ);
  • языковая и культурная среда;
  • климат и природные особенности;
  • религия.

Русский характер, как и сам этнос, существует уже более 1 тыс. лет, но изучением его особенностей и присущих ему черт, ученые начали заниматься сравнительно недавно. Так, впервые интерес к изучению русского характера возник в 30-40 гг. 19 века. Именно в это время в свет вышел научный труд П.И. Ковалевского – монография «Психология русской нации», в которой он описывал основные качества русского характера. Анализу русского характера также посвящены работы Н.А. Бердяева и Н.О. Лосского, а изучением основных черт русского характера и описанием его сильных сторон занимался в прошлом столетии П. Сорокин.

Весомый вклад в изучении русского характера внес философ В.С. Соловьев, который считал, что понять все своеобразие характера русских можно лишь изучив их ценностную сферу и узнать их идеалы. При описании особенностей русского характера, многие ученые (как отечественные, так и зарубежные) отмечали, что он находить свое выражение не столько в принадлежности к самой нации, сколько в «особом состоянии души» русского народа.

Многие ученые, при изучении особенностей характера русских, сходились в общем мнении о том, что сила русского характера формировалась благодаря наличию у представителей данного этноса следующих противоположностей:

  • терпение-буйство:
  • послушание-бунт;
  • смирение-протест.

Анализируя русский характер, следует вспомнить слова Н. Бердяева, который говорил, что на строение русской души отразились необъятность русской земли, отсутствие ее границ и пределов. Также сильное влияние оказывали пейзаж русских земель, бесконечность, широта и их устремленность. Во всем этом и заключается глубина и сила русского характера.

То, что русский характер отличается силой, сказалось влияние достаточно сложных природных и климатических условий во многих регионах страны. Эти условия требовали от людей, проживавших на русских землях, значительных трудовых затрат на сельскохозяйственные работы, что сформировало такие черты характера как трудолюбие, выносливость и терпение.

Итак, сила русского характера проявляется в трудоспособности, обязательности, целенаправленности, ответственности и стойкости русской нации. Наравне с силой русского характера психологи также выделяют следующие характерные для данного этноса черты: человеколюбие, терпимость, общительность, старательность, храбрость, мужественность, доброжелательность, жертвенность, ответственность и милосердие. Но наряду с положительными чертами, выделяют также и отрицательные черты русского характера: несамостоятельность, доверчивость, болтливость, халатность.

МОУ «СОШ №2 города Суздаля»

(по рассказу «Судьба человека»)

Выполнила работу

ученица 9б класса

Миронова Юлия

Актуальность исследования

Проблема русского национального характера всегда интересовала писателей и философов XIX и XX веков.

Что такое характер? Характер в литературе? Каков он?

«Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер».(1)

«Характер (в литературе) - образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления».(1)

«Национальный характер - это представление народа о самом себе, это безусловно важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле - свое будущее». (1)

“Русский характер, - писал А. Н. Толстой, - легкий, открытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, он не щадит и врага… В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой, там прихвастнуть, там прикинуться дурачком… Но справедливость в больших идеях и больших делах живет в нем неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего дела, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь”.(2)

Не каждому писателю дано понять и правдиво изобразить русский характер. Михаил Александрович Шолохов - один из немногих.

1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковик. 1999

2. Толстой А.Н. Русский характер - В кн.: Годы великой битвы. М.: Советский писатель. 1958

Цели работы:

1.Познакомиться с описанием русского национального характера в рассказе М.А Шолохова “Судьба человека”.

2.Проанализировать, какие ключевые черты Андрея Соколова составляют основу русского национального характера.

Объект:

Образ Андрея Соколова в рассказе.

Предмет:

Ключевые черты характера Андрея Соколова как представителя русского национального характера.

Гипотеза:

В Андрее Соколове представлены лучшие нравственные черты русского человека, составляющие основу его характера.

Русский характер в изображении М.А.Шолохова. Ключевые черты характера Андрея Соколова.

С самого начала рассказа, описывая приметы первой послевоенной весны, автор как бы подготавливает нас к встрече с главным героем Андреем Соколовым. Перед нами предстаёт человек в прожжённом, грубо заштопанном ватнике, глаза которого, «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Найдя в лице автора собеседника, он сдержанно и устало, положив на колени большие тёмные руки, сгорбившись, начинает свою исповедь о прошлом, в котором ему пришлось «хлебнуть горюшка по ноздри и выше»: « Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила!» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Нету и не дождусь!» Действительно, судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких невосполнимых потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Но этот простой солдат и труженик, преодолевая все физические и нравственные страдания, сохраняет в себе чистую, широко открытую добру и свету душу. В его нелёгкой судьбе отражается судьба всего поколения, обычная для того времени судьба.

«Поначалу жизнь моя была обыкновенная», - так герой начинает свой рассказ. Ровесник века, он участвует в гражданской войне, в рядах Красной Армии сражается против врагов Советской власти. В голодные двадцатые годы уезжает из родной воронежской деревни и попадает на Кубань. В это время дома от голода умирают отец, мать и сестрёнка. Возвращается обратно в Воронеж, работает плотником, слесарем, шофёром. Встречает любимую девушку Ирину, с которой создаёт прекрасную семью. «И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!» - рассказывает Соколов. “Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на “отлично”. За десять лет скопили мы немного деньжонок и поставили себе домишко. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».

Соколов мечтает о счастливой жизни с «женой – подругой» и с детьми. Весь поглощенный заботами о семье, нежный муж и заботливый отец, находящий истинное счастье в тихих радостях и скромных успехах, которые не обходили стороной и его жилище, - Андрей Соколов олицетворяет те нравственные ценности, которые исконно присущи людям труда.

Но проклятая война рушит все планы и надежды.

Андрей, подобно миллионам советских людей, уходит на фронт. Тяжёл и трагичен его путь на дорогах большой войны. А вехами на этом пути служат подвиги, совершённые, в основном, не на поле боя, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В нечеловеческих условиях герой доказывает своё нравственное превосходство над врагом, свою стойкость и мужество. Нетерпимый к трусости, жестокости и малодушию, он расправляется с предателем, пытавшимся выдать немцам своего взводного командира. Человеку с доброй, отзывчивой душой тягостно вспоминать тот момент: «До того мне стало не хорошо после этого и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Лишённый возможности бороться с врагом оружием, Соколов демонстрирует своё превосходство в поединке с комендантом лагеря Мюллером, оказавшимся бессильным перед гордым достоинством и человеческим величием русского солдата. Соколов вспоминает: «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от неё потянуло…» Измученный, истощённый, обессиленный узник готов был встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта. «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников», - вынужден признать немецкий офицер.

Шолохов разговаривал со многими немецкими солдатами, попавшими в плен, изучал их характеры, их поведение на допросах, во время еды. Почти всем военнопленным ничего не стоило предать интересы своей родины, лишь бы спасти при этом себе жизнь. Стоило этим воякам в течение трёх дней остаться без еды, как они уже были морально убиты, подавлены. Не выдержав первые же тяжёлых испытаний, они становились истерически болтливыми, в их психике явно чувствовался надлом. «Как звери, набрасываются они на пищу и, обжигаясь, чавкая, почти не прожёвывая, глотают торопливо, жадно. Двоим из них не принесли ложки. Не дожидаясь, когда принесут ложки, они запускают в котелки грязные ладони, пальцами вылавливают гущу и отправляют её в рот, запрокидывая головы и блаженно щурясь».

Всеми изобразительными средствами Шолохов убеждает, что немецкие солдаты, попав в плен, окончательно теряют человеческий облик. Андрей Соколов тоже испытал плен, голодал, не раз глядел в глаза смерти, но какое отличие, в сравнении с поведением немцев, в самом существе их личности! Шолоховский герой сохраняет человеческое достоинство в самых тяжёлых обстоятельствах.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление этой героической натуры. Серьёзным испытанием для героя становится одиночество, которое принесла ему война. Ведь Андрей Соколов – солдат, отстоявший независимость своей Родины, вернувший людям мир и покой, сам теряет всё, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Суровая судьба не оставляет ему даже пристанища на земле: на месте, где когда-то стоял дом, построенный его руками, темнеет воронка от бомбы. Казалось бы, всё кончено, однако жизнь «исказнила» этого человека, но не смогла его сломить, убить в нём живую душу.

Сколько самоуважения, например, в том, что они, обессиленные и израненные, поднимались при виде врага: лёжа они не хотели умирать. И, глядя в лицо смерти, Андрей Соколов не испытал ни паники, ни сердечной робости. В последние, казалось бы, секунды его волновал вопрос, куда – в голову или поперёк груди – немец даст по нему короткую очередь. И ждал этой очереди, глядя в упор на врага, уже вскинувшего автомат. Действительно, «потешно человек устроен»: у него смерть на подходе, а он ещё имеет мужество подшучивать над тем, кто держит его под дулом автомата.

Отдавать свои собственные сапоги унизительно. Ведь это значит признать себя побеждённым, слабым. Но Андрей Соколов и в этой ситуации сохраняет душевное спокойствие и силу, насмешкой унижая врага: как только немец выхватил у него сапоги, он спокойно размотал портянки, протянул их ему, а сам выжидательно, с затаённой усмешкой глянул на него снизу вверх. «Но он заорал, заругался по-своему и опять за автомат хватается. Остальные ржут. С тем по - мирному и отошли. Только этот чернявый, пока дошёл до дороги, раза три оглянулся на меня, глазами сверкает, как волчонок, злится, а чего? Будто я с него сапоги снял, а не он с меня». Андрей Соколов этим, казалось бы, невинным жестом унизил своего врага и вышел победителем. И так всегда, когда тяжесть невзгод наваливалась на него. «Никудышным» он был после контузии ходоком, из стороны в сторону его качало, как пьяного, а шёл из последних сил. «Тощалый», с выбитой левой рукой, еле-еле живой, но как только услышал, что Крыжнев хочет утром выдать своего взводного, твёрдо решил задушить предателя. «До того мне стало нехорошо после того и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…»

Много нелюдских мук пришлось вынести Андрею Соколову за два года плена. После того как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами и при всём при этом почти не кормили и заставляли много работать, казалось, что не сдюжит человек,потеряет контроль над собой, утратит чувство собственного достоинства, а вместе с ним и простую человеческую гордость. Но только однажды вышел из себя Андрей Соколов: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».

Он всё ещё никак не может успокоиться после пережитого волнения. Щеку его подёргивает нервный тик, руки, лежащие на коленях, дрожат. Он всеми силами старается подать своё волнение и скрыть ложь, но это ему плохо удаётся. Только после того как он с жадностью выкуривает предложенную папироску, к нему приходит уравновешенность… Тяжело говорить с ефрейтором Беркманном. От циничных слов этого грабителя в солдатском мундире, истерически болтливого и тупого, в землянке становиться ещё душнее, тянет выйти на воздух».

И Андрей Соколов, когда его вызвали к коменданту, тоже предполагал, что идёт «на распыл». «Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно».

Чувство товарищества заставляет Андрея в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Соколов прекрасно знал об опасной обстановке, когда возникла острая необходимость подвезти снаряды нашей гаубичной батарее. И в этой ситуации у него не было никаких колебаний: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?» Он поставил своей непреложной целью «проскочить, и баста!» О благородстве души этого человека говорит завершение встречи с Мюллером: Соколов принёс вконец изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала. Можно понять его соседа по нарам, у которого задрожал голос при виде такого бесценного богатства. На его вопрос: «Как будем харчи делить?» - последовал естественный, единственно возможный ответ Соколова: «Всем поровну».

«Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна присущи были русскому солдату. Но что отличает шолоховского героя и помогает понять новые начала его «старых» качеств, так это чувство собственного достоинства. Не бьющее в глаза, очень спокойное, это чувство в Андрее Соколове напоминает свойство особой стали сохранять закал при высоких температурах. А в обычной жизни этот человек мягок, скромен».

Эти качества русского солдата с особой отчётливость проявились у Соколова во время встречи с комендантом лагеря Мюллером.

В лагерь под городом Кюстрином перебросили 142 советских военнопленных, а через два месяца в живых осталось 57 человек. К тому же «слух по лагерю идёт, будто немцы уже Сталинград взяли и прут дальше, на Сибирь. Одно горе к другому, да так гнут, что глаз от земли не подымишь…» В этой тяжкой обстановке Соколов не смирился, он протестует против нечеловеческих условий жизни. Это стало известно коменданту лагеря, который ежедневно избивал военнопленных без всякого повода, для своего удовольствия.

Когда Соколова вызвали к Мюллеру в комендатуру, он попрощался с товарищами. Андрей нашёл в себе силы отбросить в сторону всё, что могло в какой-то мере помешать внутренне приготовиться к бесстрашной встрече со смертью: «Иду по лагерному двору, на звёзды поглядываю, прощаюсь и с ними, думаю: «Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по–лагерному – номер триста тридцать первый». Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно…»

На вопрос Мюллера, предвещающий возможную смертельную развязку встречи, Соколов ответил прямо, не стараясь оправдаться или отказаться от сказанных им в бараке слов. Мюллер объявил о своём решении немедленно лично расстрелять Соколова за дерзкие слова, но ему захотелось сначала унизить этого смелого русского. Он начал беспроигрышную, как ему думалось, психологическую игру. Возможно, ему захотелось понять, что же представляет из себя этот русский, что скрывается за его внешней невозмутимостью, хладнокровием, стойкостью? Может быть, фаталистическое отношение к жизни, известная, так сказать, русская пассивность? Если этот русский окончательно сломлен и ему не дорога жизнь, то почему бы ему, давно не видевшему нормальной человеческой еды, перед смертью не съесть кусочек хлеба с ломтиком сала и не выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия?

Соколов, «голодный, как волк», сначала взял стакан и закуску, но затем его «будто огнём обожгло». Первое инстинктивное движение сразу попало под суровый контроль рассудка: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?»

Тогда Мюллер предлагает Соколову выпить «за свою погибель». Но теперь этот военнопленный удивляет коменданта. Он выпил «за свою погибель и избавление от мук», «а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью» и сказал: «Благодарствую за угощение. Я готов, герркомендант, пойдёмте, распишите меня». Трудно угадать истинные мысли фашиста. О встречи рассказывает Соколов, которому неведомы подлинные побуждения Мюллера. Не знает их и автор- повествователь, занимающий позицию слушателя. Однако из самого хода сложного психологического поединка, наполненного жестоким внутренним драматизмом, становиться ясно: заинтересовал немецкого коменданта чудной русский солдат, который вёл себя не так, как должен был, по его понятиям, вести себя. Этот интерес не ускользнул от взгляда Соколова, что говорит о его проницательности, об умении точно оценивать людей и обстановку. На предложение Мюллера закусить перед смертью Соколов, как бы поддразнивая коменданта, отвечает: «Я после первого стакана не закусываю». Андрей объясняет автору-слушателю мотивы своего поведения: «Наливает он второй, подаёт мне. Выпил я второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». Мюллер снова предлагает русскому военнопленному закусить перед смертью, а он опять отказывается: «Извините, герр комендант, я после второго стакана не привык закусывать». Это развеселило фашиста. С точки зрения здравого смысла уж очень нелепо ведёт себя «русс Иван»: сам голодный-преголодный, выпил целых два стакана крепкого шнапса, а закусывать не хочет. Очень удивил он немцев и, видимо, этим спас себе жизнь. Соколов заметил, что на него теперь поглядывают «как-то иначе… вроде помягче». И продолжает вести свою линию в этой невесёлой для него игре: третий стакан он «выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол».

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твёрдость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как не старались». Отказавшись от мысли расстрелять пленного, комендант говорит: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь».

Сцена с комендантом Мюллером при всей её конкретности приобретает «обобщенное и в какой-то мере символическое значение». Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа советского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация, сплотившая вокруг себя равноправные народы Советского Союза, стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе. Бескомпромиссная борьба против иноземного нашествия путала карты врага. Даже одна принадлежность человека к русской нации вызывала у гитлеровцев чувство злобы и ненависти: «…били за то, что ты – русский».

Всё время чувствуется моральное превосходство русского солдата, его непревзойдённая сила духа, неистребимые чувства человеческого достоинства, национальной чести, ответственности за свои поступки, никогда не покидающие его чувство юмора. Во всём, в самой, казалось бы, незначительной детали, раскрывается его недюжинный характер, несгибаемая воля, бесстрашие, мужество. И в том, что он, голодный как волк, давно отвыкший от человеческой пищи, при виде здоровенной бутыли со шнапсом, хлеба, сала, мочёных яблок, открытых банок с разными консервами сумел задавить тошноту и оторвать глаза от стола; и в том, что не стал отнекиваться, когда комендант повторил его слова, брошенные вгорячах накануне, за которые положено расстреливать как за призыв к саботажу, а мужественно, с достоинством подтверждает сказанное; и в том, как он выпил три стакана водки, стремясь хоть таким способом продемонстрировать силу и мощь русского солдата; и в том, что только после третьего стакана водки он «откусил маленький кусочек хлеба, а остаток положил на стол»; и в том, что, получив за смелость небольшую буханку хлеба и кусок сала, он, повернувшись к выходу и представляя собой хорошую мишень, прежде всего пожалел, если комендант выстрелит в него в этот момент, что не донесёт «ребятам этих харчей»; и в том, что эти харчи по его требованию были поделены «всем поровну», - во всём этом раскрылись лучшие черты русского национального характера.

Поистине неисчерпаем запас нравственных и физических сил у Соколова; это подчёркивается в авторских раздумьях в конце произведения: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит…»

Сам себя Андрей Соколов героем не считает. Более того, в ряде эпизодов Шолохов отмечает, что его герой больше заботится о других, нежели о себе. Так, например, он беспокоится о своей семье и пишет домой, что “мол, все в порядке, помаленьку воюем”, но ни слова не говорит о том, как ему на войне трудно, и даже осуждает тех, кто “сопли по бумаги размазывает”. Он прекрасно понимает, что “этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось”. Или когда везет артиллерийские снаряды, то думает не о своей безопасности, а о том, что “там товарищи его, может, погибают ”- вот она, “скрытая теплота патриотизма”. Тоже самое мы видим и в эпизоде убийства в церкви. Крыжнев хочет предать своего командира. И когда Соколов осознает, что “худенький, курносенький парнишка, и очень собою бледный” не сможет справиться с этим “мордатым”, “толстым мерином”, он решает “сам его кончать”.

И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения, она схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчеркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа». Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нём утверждается идея органической преемственности поколений. Автор, предсказывая будущую жизнь Ванюшки, использует слово «терпеть» почти в том же значении, которое придавал ему Соколов: «…около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

В шолоховском контексте глаголы «вытерпеть» и «преодолеть», поставленные рядом, писал И. Рыбинцев, являются синонимами; «именно в таком значении народ часто употребляет слово «вытерпеть»; «в толковом словаре Даля слово «терпеть» определяется и как «крепиться», «мужаться», «держаться», «стоять не изнемогая», «не унывая».

Слова «всё вытерпеть, всё снести» в устах Андрея Соколова не означают безропотности, покорности, пассивного ожидания, когда что-то изменится.

Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны - от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл. Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика. Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”. “ Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. В этом проявляется сильный характер человека. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник. “Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: “Папка родненький! Я знал, что ты меня найдешь!” Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…”(6)

Преодолел герой испытание одиночеством. Соколов одинок, но он не одиночка. «Одному-то и курить, и помирать тошно, жить одному – самая страшная мука» - в этих словах выражена такая тяга к жизни, которую трудно уничтожить. И судьба отвечает на этот зов человеческого сердца. Герой встречает маленького мальчика Ванюшу, детство которого тоже искалечено войной. Всю сохранившуюся в сердце теплоту Андрей дарит этому ребёнку. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в душе которого живёт надежда на «добрую долю», Соколов показывает нам подлинную человечность своего характера. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

В рассказе тема одиночества, сиротства отразилась в судьбе трёх человек. Круглой сиротой была Иринка, воспитывавшаяся в детском доме. У Вани отец погиб на фронте, а мать была убита в поезде, при бомбёжке, на глазах у мальчика. Андрей Соколов трижды оставался один. В голодном двадцать втором году умерли от голода его отец, мать и сестрёнка: «Родни – хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души». Второй раз Соколов «остался один», когда узнал о гибели своей семьи в Воронеже в 1942 г. В третий раз Соколов почувствовал себя одиноким, похоронив «в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду» - нашедшегося было сына Анатолия.

М. Шолохов обладает замечательной способностью схватывать и подмечать сложные внутренние переживания человека, передавая их через внешнее – подчас малозаметный жест, слово. Этот прием он использует всякий раз, когда тому или иному герою хочется утаить свои подлинные мысли и чувства. Вот Андрей Соколов попытался скрыть вдруг охватившее его волнение. До какой-то степени ему это удалось: «он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы… Пытался свернуть папироску, но газетная бумага рвалась, табак сыпался на колени».

В мастерски подобранных деталях сказалось огромное психологическое чутьё писателя, его умение проникать в «тайное тайных» человека. Движения, жесты, интонации, более непосредственные, чем слова, точно и правдиво передают внутреннее волнение героя. Особенное значение для психологической характеристики Соколова имеет выражение его глаз. Шолохов «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мёртвых, потухших глазах». В них, «словно присыпанных пеплом», наполненных неизбывной смертной тоской, отразилось столько накопившейся боли, затаённой скорби, невыплаканных слёз, что трудно было встретиться с ними.

Пейзажные сцены рассказа-картины ранней весны - трудное еще, неуютное, хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце, расцвет. В этих пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и ожиданиями.

В «Судьбе человека» - два рассказчика. Соколов просто и непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает образ рядового советского человека-мужественного, сердечного, стойкого, которого не сломили страшные тяготы войны.

Но тут же слышится и голос второго рассказчика - самого писателя, который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание ко всему тому, что довелось им пережить на войне, неугасимая вера в нравственные силы народа.

Образ Андрея Соколова - это шолоховское решение проблемы русского национального характера. Рассказ вызывает гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой души, рождает веру в необъятные возможности человека.

А между тем победа в Великой Отечественной войне была добыта именно этими душевными качествами, жившими в народе. Поэтому именно Андрей Соколов - образ победителя в этой войне, потому что он выстоял и победил по-человечески, а это основа победы военной. Соколов воплощает в себе типические черты. Установкой на собирательность объясняются и особенности речи Соколова, она подчёркивает не столько его социальные признаки (в ней есть профессионализмы: «сел за баранку», «сбавил газ»; просторечные выражения крестьянского происхождения: «как куль с овсом», «на рысь переходит»; слова, взятые из военной терминологии: «так точно», «походным порядком», сколько то устойчивое, повторяющееся, обобщённое, что свойственно народному языку. Это сказалось и в широком использовании разговорных слов и выражений, эпитетов, метафор и образов, взятых из народно-поэтического творчества или связанных с ним («детская память, как летняя зарница», «горючая слеза», «при ясном солнышке», «чистым полем»); опора на фольклорные мотивы придают речи Андрея Соколова выразительную сжатость, яркую образность, богатую эмоциональность, глубинный народный колорит, помогают лучше отразить национальные истоки его мышления.

Важное место занимает непоказной и скромный героизм. Об этой черте русского солдата также писал Лев Николаевич Толстой. Нравственное бескорыстие подвига, способность на самопожертвование, глубокая сознательность героизма - эти черты объединяют Андрея Соколова с миллионами русских солдат, отдавших свои жизни за освобождение нашей Родины! Все, что совершает в рассказе Андрей Соколов, он совершает скромно, незаметно, совершает не напоказ, а только тогда, когда это необходимо. Он попал на войну не из-за воинственного инстинкта, не из-за амбиций и жажды славы, а «ради жизни на земле» .

Заключение.

Герой рассказа, несмотря на реальный прототип, - образ собирательный, в котором воплотились все черты русского национального характера. Он отражает не просто одну историю жизни, а судьбу человека, который является достойным представителем своего народа, с честью выполнившим долг патриота и гуманиста. Автор восхищается своим героем, красотой его души, в его голосе мы слышим нотки гордости за русского человека, веру в его необъятные возможности.

Гипотеза, выдвинута в начале исследования, подтвердилась.

Рассказ Шолохова – это поэма о человеке, воине, труженике, который вынес все тяготы войны и сохранил в себе самое главное – человеческое достоинство, любовь к жизни, доброту и отзывчивую душу. Поднимаясь до вершин гуманистического искусства, писатель показывает нам трагическую судьбу человека, связанную с исторической судьбой народа, и одновременно победу этого человека над смертью и страданиями. «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества», - говорил Шолохов. И его рассказ «Судьба человека» очень точно соответствует этому предназначению и выполняет поставленную писателем задачу.

Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что сломать нельзя человеческое достоинство, любовь к жизни, Родине, людям, доброту. Это помогает жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не героизм, а естественная потребность. И таких простых русских людей на свете много. Именно они выиграли войну и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее.

Список литературы.

    Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковик. 1999

    Огнев А.В. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека». – М.: Высшая школа,1984.

    Русские писатели. ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Авт. В. В. Агеносов, П. В. Басинский, Л. В. Ершова и др.– М.: Дрофа, 2003.

    Толстой А.Н. Русский характер. Годы великой битвы. М.: Советский писатель. 1958

    Шолохов М. Страницы жизни и творчества. – М.: Советский писатель, 1986

    Шолохов М.А. «Судьба человека». Рассказы. – М.: Дрофа: Вече,2002.

С самых давних времен русский народ удивлял все народы мира силой своего духа и характера. Недаром среди многих народов ходили легенды о том, что победить русский народ практически невозможно, что русские воины бесстрашны и никогда не отступают перед лицом опасности.

Вспомним хотя бы героев памятника древнерусской письменности - «Слова о полку Игореве». Автор «Слова о полку Игореве» отходит от объективно-исторической последовательности событий и как художник разворачивает яркую панораму поэтических картин и образов. Он не столько рассказывает об отдельных фактах похода Игоря, сколько размышляет над судьбой родной земли, витая над прошлым и будущим - «от старого Владимира до нынешнего Игоря». Центральными образами «Слова» являются Русская земля и русский народ. О чем бы ни писал и о ком бы из князей ни вспоминал автор, он не забывает своего отечества. Идя за войском Игоря, он несколько раз провозглашает: «О Русская земля, уже за шеломянемь еси!» Таким образом автор пытается подчеркнуть, что именно родная земля является для русских воинов главной ценностью, именно за нее они готовы отдать свою жизнь, а она, в свою очередь, защищает их от беды. Может быть, именно в таком святом отношении к родной земле и состоит сила русского характера? Но попробуем последовать дальше за автором в поисках ответа на свой вопрос.

После трагической битвы на реке Каяле «черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тоской изошлася вся Русская земля!», а храбрые русичи «полегли за землю Русскую». После этого, по словам автора, «тоска розлилась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской». Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем «золотом слове», смешанном со слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую, за раны Игоря». Таким образом, мы еще раз убеждаемся в ценности и значимости для русичей защиты Руси от напасти, в единстве в этой борьбе.

Одновременно в поэме проявляется образ русского народа: народа-ратая, народа-воина, народа - защитника родной земли. Князь Всеволод с гордостью говорит о своих дружинниках, что они под трубами были «спеленуты», под шлемами «взрощены», с кончика копья вскормлены. Они выходят в поход не как завоеватели. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Воины бесстрашно гибнут за Русскую землю. Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.

В «Слове» ярко представлены образы древнерусских князей. Наиболее четко выписаны образы мужественных братьев-воинов Игоря и Всеволода. О них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, но одновременно нарекает на их своеволие и славолюбие, на несогласованность их действий с политикой других князей, киевского князя.

Автор отступает от исторической правды, идеализируя и героизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматривает Киев как центр объединения русских княжеств в единое феодальное государство. Образ Святослава - мудрого, уравновешенного правителя и полководца, грозного для половцев, опечаленного «отца» разбитых русичей, - раскрывается в его символическом «темном» сне и «золотом слове», «со слезами смешанном», который является центральной частью поэмы. Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей ХI-ХII веков.

Яркими являются и женские образы поэмы - Ярославна, оплакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, которые являются воплощением верности и вечности жизни, ожидания, освященного любовью, непреложности добра на залитой кровью земле. И мы можем увидеть, что русские женщины так же сильны, как и воины, но сила их состоит в верности, преданности своим избранникам, что и придает тем уверенности в их борьбе. В русской классической литературе женские образы не раз становились воплощением лучших черт национального характера. Среди них Катерина А. Н. Островского, Дарья и Матрена Тимофеевна Н. А. Некрасова, княжна Марья Болконская и Наташа Ростова Л. Н. Толстого, Ольга Ильинская И. А. Гончарова, выразительные образы героинь многих произведений И. С. Тургенева, И. А. Бунина. Несмотря на безусловные различия в жизненных обстоятельствах, все героини произведений русских писателей обладают, несомненно, главной общей чертой. Их отличает способность любить глубоко и самозабвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром. И первыми в этом ряду стоят героические женские образы «Слова о полку Игореве».

Автору древнерусского памятника удалось подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру.

Новым словом в науке стали филологические труды М. В. Ломоносова «Риторика», «Грамматика», трактат «О пользе книг церковных в российском языке». При этом его собственное литературное наследие достаточно разнообразно и охватывает все жанры и направления. Величественная, торжественная и глубоко проникновенная поэзия Ломоносова была полностью подчинена духовным и материальным нуждам народа.

Михаил Ломоносов стал основателем первого русского университета. Этот университет находится в Москве и носит его имя.

Таким образом, мы видим, как сын простого рыбака исключительно благодаря силе своего характера добился осуществления мечты. Воспитательную роль его жизни и личности отмечал в свое время известный критик В. Г. Белинский: «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ», потому что всю свою энергию, знания и талант М. В. Ломоносов направил на борьбу за новую, просвещенную, могучую и величественную родину, прославляя в своих произведениях русских героев «от земледельца до царя». Вся его жизнь и деятельность - прекрасный пример преданного служения отечеству.

Биография еще одного человека может послужить примером исключительной силы русского характера.

Академик С. П. Королев - известный ученый и основатель практической космонавтики. Он был главным конструктором первых спутников Земли и космических кораблей. В 1923 году, еще мальчиком, Сергей Королев вступил в планерный клуб, где научился конструировать планеры. В 1925 году Королев поступил в политехнический институт, где изучал авиацию и математику, но по вечерам ему необходимо было зарабатывать деньги. Он был строителем, работал на почте, исполнял маленькие роли в фильмах. Переехав в Москву, Королев днем работал на авиазаводе, по вечерам учился в Московской высшей технической школе, а после лекций работал дома, проектируя новые летательные аппараты. Он прикладывал невероятные усилия, чтобы добиться своей цели, осуществить прекрасную детскую мечту и мечту всего человечества - летать. В Московской технической школе Королев познакомился с идеями космических полетов Циолковского и с его ракетой.

Во время Великой Отечественной войны Королев создал реактивный двигатель для самолетов и ракет, а 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Этот спутник стал результатом тридцатилетнего упорного труда многих людей, а Королев был его главным конструктором. Потом в космос полетели собаки. И только после многих экспериментов в"космос полетел первый космонавт мира Ю. А. Гагарин - на космическом корабле «Восток». Это было 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин - также замечательный пример силы русского национального характера, стремления к достижению цели, служения своему отечеству. Люди всегда будут помнить имена тех, кто открыл новую эру в завоевании космоса.

Таким образом, сила и красота характера русского народа проявляется прежде всего в преданной любви к своей земле, в стремлении сделать ради нее все возможное, в вере в свои силы и желании постоянно двигаться вперед, а также в безграничной отваге и человеколюбии.

Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шо-лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто-рия, а действительно судьба реального человека, ис-пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч-ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи-ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от-дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со-беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе-ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се-мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры-вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли-вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му-жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа-шизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо-тел выдать командира. Огромная сила духа и выдерж-ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко-мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте-рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди-ны. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист-ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска-за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испы-тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солда-ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе-седнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нет и не дождусь!».

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи-тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле-вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами». Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз-вращаться к жизни.

«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото-рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо-леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело-века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со-хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо-роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь-ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто-кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое-вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.