Интересные факты в мире искусства. Интересные факты о живописи. Обнаженная Мона Лиза

Каждое творение художника уникально, в каждой картине есть частичка души своего создателя. Но как и любое другое дело, живопись имеет свои нюансы, у художников есть свои хитрости. С каждой картиной связано интересные факты, самые любопытные из которых мы ми представим вам.

1. Апеллес (370 — 306 гг. до н. э.) был выдающимся древнегреческим художником, другом Александра Македонского. С его именем связано много интересных фактов. По одной из легенд Апеллес проводил соревнование с другим художником на реалистичность изображения. Когда сняли холст с картины конкурента, то птицы тут же слетелись на удивительно живую виноградную ветвь. Потом начали снимать покрывало с картины Апеллеса, но ассистентам это не удалось - покрывало было изображено на картине!

2. У одной из самых знаменитых картин Рубенса «Пир богов на Олимпе» долго неизвестной оставалась дата создания. Наконец, к ней присмотрелись астрономы, и оказалось что персонажи расположились точно так, как в 1602 году располагались на небосклоне планеты.

3. В советское время каждый художник должен был суметь провести свою картину через комиссию, зачастую малосведущую в изобразительном искусстве. Приходилось изобретать самые интересные и неожиданные ходы. Так один художник в углу картине нарисовал совершенно неуместную желтую собачку. Именно эта желтая собачка и стала главной темой обсуждения для комиссии, которая уже не обратила ни на что другое внимания. Был вынесен вердикт - принять картину, после удаления собачки.

4. Ван Меегерен был талантливейшим голландским художником. К сожалению его работы не были оценены, зато его копии картин известных живописцев пользовались небывалой популярностью. Именно такие копии он продавал фашистам. После войны он стал перед дилеммой - или быть обвиненным в продаже национального достояния, или доказать, что это были подделки. Интересно, что всего за несколько дней под наблюдением суда он фактически создал новую картину.

5. Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) был признанным мастером исторической живописи. Его кисти принадлежит интересная картина с первоначальным названием «Христос и грешница». Но картину в то время не приняли, так как художник изобразил Христа без обязательного нимба, фактически как самого обычного человека. Картину удалось выставить для зрителей только после переименования ее в «Блудную жену».

6. Одному художнику удалось внедрить свою подделку самым оригинальным способом. Он поверх поддельного полотна нарисовал еще одну картину и все это отнес реставратору. Тот в процессе работы обнаружил сей «двойственный» интересный факт и было объявлено о находке «неизвестного Моне», подлинность которого долго не вызывала сомнений.

7. Другой оригинальный способ позволяет продать подделку. В раму вставляется две картины, одна из который подлинная. Весь этот «бутерброд» проходит проверку и получает официальное заключение о подлинности работы. После этого одна из картин вынимается, а вторая - продается наивному покупателю.

8. Картины Виктора Михайловича Васнецова на былинные сюжеты среди других русских художников не пользовались особой популярностью, некоторые даже называли «Мертвечиной» его «После побоища Игоря Святославовича с половцами», а «Ковром с ушами» его сказочный «Ковер-самолет».

9. Интересный бизнес сделала одна дама на картине с автографом Ильи Ефимовича Репина. Она просто купила некую картину всего за 10 рублей, но с гордой подписью «И. Репин«. Эту работа дама показала Илью Ефимовичу через некоторое время. Художник посмеялся и дописал «Это не Репин», после чего дама продала его автограф (естественно вместе с картинкой) уже за 100 рублей.

10. Художники частенько помогали друг другу, ведь у каждого есть свои любимые сюжеты, но есть и слабые места. Естественно в таком случае воспользоваться помощью друга - Репин написал Пушкина для картины Айвазовского «Пушкин на берегу моря», Николай Чехов изобразил даму в черном для картины «Осенний день. Сокольники» Левитана, а известнейших медведей из шишкинского «Утра в сосновом бору» написал Савицкий.


Если же вы действительно заинтересованы в живописи. Тогда я мог бы предложить посетить сайт http://artofrussia.ru/price.html , на котором ART Studio предлагает уникальные в своем роде услуги: роспись стен и потолков, картины и портреты на заказ и многое другое. Все цены приемлемые, а роспись вашего дома бесценна.

«Постоянство памяти»



Только Сальвадор Дали мог придумать эту картину. Испанский живописец изобразил висящие часы, которые казалось потеряли всю свою твердость и плавно стекали с ветки, комода и лица спящего мужчины. Идея создания картины пришла Дали совершенно случайно. Он заметил, как плавится на солнце камамбер, и передал это состояние сыра на предметы в картине.

Многие критики пытались понять смысл, который Дали заключил в свою работу. Кто-то видел в ней теорию относительности Альберта Эйнштейна, полагая, что так художник передал закон физики о пространстве и времени в живопись. Сам же автор говорил, что для его шедевра лучше подходит теория Гераклита, которая утверждала о связи времени и течении мыслей.

«Тайная вечеря»



Из-под кисти Леонардо да Винчи появилось множество великолепных творений эпохи Возрождения. Все же «Тайная вечерня» выделяется среди них. Это не просто картина одного из итальянских художников. Она хранит в себе глубокий смысл и историю становления христианской религии.

Все внимание в картине сосредоточено на двух героях: Христа и Иуды. Для лика Иисуса прекрасно подошел юноша из церковного хора. Только образ подлого Иуды все никак не давался художнику. Все же спустя три года Леонардо да Винчи нашел идеального натурщика. Им стал какой-то пьяница, который валялся в сточной канаве. Погрязший в дешевой выпивке и постоянных визитах трактира, он в трезвом состоянии вспомнил, что когда-то давно позировал художнику. Получается, что на холсте Иисус и Иуда имели лицо одного и того же человека. Только, если сначала это был юный и чистый певчий из церкви, то второй – грязный и пропащий пьяница.

«Сон»



Когда-то работа Пабло Пикассо «Сон» продавалась по немыслимой цене в 139 миллионов долларов. В 2006 году Стив Винн, коллекционирующий предметы искусства, решил расстаться с одной из картин. Во время презентации мужчина так энергично жестикулировал, что задел работу локтем. Картина серьезно пострадала. Случившееся произвело на коллекционера такое сильной впечатление, что он нашел в этом скрытое послание свыше и решил оставить картину себе.

«Лодка»



Картина Анри Матисса произвела фурор на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке. А еще больший интерес и даже скандал вокруг работы смогла вызвать халатность работников музея. Они выставили картину вверх ногами. Только спустя почти два месяца один из посетителей, хорошо разбирающийся в живописи, смог заметить грубую ошибку. Неужели никто из 115 тысяч человек, посетивших выставку и оставивших лестные комментарии, не увидели этого. Тем не менее новость быстро распространилась и попала на первые полосы газет города.

«Пир богов на Олимпе»


Самое загадочное творение нидерландского живописца Питера Рубенса было найдено в Чехии в 1960-х годах. Точная дата создания картины была неизвестна, пока учёные не обнаружили на холсте определенное расположение планет. Богом Юпитером был герцог Гонзага Мантуйский. Солнце, Амур, Венера и Посейдон являлись положением Юпитера, Венеры и Солнца. Венера приближается к созвездию Рыбы. Такое расположение планет было характерно в период зимнего солнцестояния 1602 года.

«Сикстинская мадонна»


Приглядитесь на работу Рафаэля. Созданная для алтаря церкви, она хранила в себе множество загадок, которые до сих пор ученые постоянно подвергают сомнению. У Сикста II на руке шесть пальцев, что очень символично, ведь имя папы переводится как «шестой». Только вот это только кажется. Если внимательно присмотреться, то это не шестой палец, а всего лишь продолжение ладони. Просто тени создали такое впечатление. Получается, еще одна загадка решена.

«Утро в сосновом лесу»



Многие обратили внимание на обертку известных с детства и таких вкусных шоколадных конфет. Маленькие медвежата играются в лесной чаще. Только вот эти милые животные были написаны вовсе не Иваном Шишкиным. Русский художник был великолепным пейзажистом, способным передать каждую веточку и травинку, но нарисовать людей и животных ему никак не удавалось. Тогда он обратился за помощью к художнику Константину Савицкому, который помог Шишкину дорисовать медвежат. Сама картина изначально принадлежала двум авторам. Все же об этом мало, кто знает. Ведь после покупки картины Павел Третьяков стер фамилию Савицкого, оставив только Шишкина.

Великие шедевры живописи, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь в музеях, книгах, играх, кино и даже рекламе - это не просто красивая картинка, но и шифр с массой деталей и смысловых толкований.

Поэтому неудивительно, что картины, которые все уже миллион раз видели, могут еще не раз испытать на прочность вашу логику, внимание, сообразительность и знание истории. Ищите живописные сюжеты, разоблачайте доморощенные мифы. Это не просто тренировка ума, но и хороший способ заткнуть за пояс в очередной беседе всех надоедливых умников. И произвести впечатление на хорошенькую особу со слабым проблеском мысли в бездонных очах.

БОТТИЧЕЛЛИЕВСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

Боттичелли Сандро. Рождение Венеры, 1482-1486.

Уффиици, Флоренция

Стиль: раннее Возрождение

На первый взгляд Только что рожденная из пены морской Венера, целомудренно прикрывая грудь и лоно, подплывает к берегу на раковине. Слева на нее дует розами Зефир с супругой Хлоридой. На берегу нимфа Ора зачем-то спешит прикрыть наготу Венеры пурпурным плащом. Но обнаженная бесстыдница прекрасно чувствует себя и в чем мать родила, она не обращает внимания на заботы и смотрит вперед, сквозь зрителя. В глазах богини застыла светлая печаль, словно на заработок… пардон, на мучения идет она в земную жизнь.

На самом деле Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры. Главную роль сыграла Симонетта Веспуччи - первая красавица Флоренции, возлюбленная Джулиано Медичи и, по слухам, тайная пассия самого Боттичелли. Надо ли говорить, что замужем благороднейшая Симонетта была совсем уж за третьим, посторонним господином? Жесты и пропорции тела Венеры написаны в соответствии с канонами классической греческой скульптуры. Мантия в руках у Оры символизирует границу между двумя мирами, а раковина - чистоту и непорочность, но стоит ей ступить на берег...

Вот ведь! Благодаря тому, что Боттичелли полил картину защитным слоем из яичного желтка, ”Рождение Венеры” сохранилось намного лучше многих шедевров.

СЫРНЫЙ ЧАС

Дали Сальвадор. Постоянство памяти, 1931.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Часы плавятся на знойном фоне пейзажа с Порт Лигат.

На самом деле Расплавленные часы являются образом относительности и прожорливости времени, которое пожирает себя и все остальное, а часы, покрытые муравьями, символизируют смерть. На пустынном берегу, олицетворяющем внутреннюю пустоту, спит голова самого Дали, который и есть главный пленник всепоглощающего времени.

Вот ведь! Вдохновившись плавленым сыром камамбер, Дали решил расплавить на своем полотне часы. Художник часто давал смешные объяснения своим картинам, чтобы намеренно ввести людей в заблуждение. И это - не исключение.

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Рене Магритт. Сын человеческий, 1964.

Частная коллекция

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Аккуратно одетый яппи вот-вот получит яблоком по лицу… но никак не получает.

На самом деле На картинах Магритта самое интересное всегда, как назло, закрыто каким-нибудь простым предметом. В данном случае это яблоко, символизирующее искушение. Оно настойчиво левитирует перед лицом сдержанного бизнесмена, в лице которого художник изобразил ”сына Адама” и самого себя. Поэтому нам не так обидно, ведь как выглядит лицо Магритта, мы знаем.

ГЛАЗА, ГУБЫ, А ГЛАВНОЕ - РУКИ

Мона Лиза, 1503-1505.

Лувр, Париж

Стиль: высокое Возрождение

На первый взгляд Пышная женщина со сбритыми бровями и небогатой грудью, повернувшись вполоборота, сидит в кресле на фоне загадочного пейзажа. На самом деле Чудо картины в приеме под названием сфумато: благодаря плавным переходам от света к тени и легкой затененности глазных впадин, уголков губ и изящных рук складывается противоречивый образ стыдливой девицы и сладострастной госпожи. Второе достоинство картины - контраст фантастического пейзажа и вполне реальной фигуры. Выщипанные брови и выбритый лоб - не признак экстремизма, а всего лишь дань моде эпохи кватроченто.

Вот ведь! Вопреки бездне глупостей, написанной искусствоведами, основной задачей Да Винчи было оживить лицо модели.

ОТКРОВЕНИЕ "ПРОФЕССОРА КОШМАРОВ"

Босх Иероним. Сад земных наслаждений, 1500-1510.

Музей Прадо, Мадрид

Стиль: северное Возрождение

На первый взгляд Триптих на библейскую тематику, напоминающий огромную коллекцию киндер-сюрпризов.

На самом деле Слева, в Раю, Бог знакомит Еву с обалдевшим Адамом. Мирная жизнь животных нарушается трапезой льва, а из источника Жизни (строение в центре) торчит сова, вестник несчастья. В центре - прообраз хипповских эротических тусовок - сад наслаждений, где все пускают лесом божественные наставления: играют, едят и предаются плотским утехам. Согласно психоанализу: вишни, земляника, клубника и виноград, которыми здесь объедаются, означают греховную сексуальность, рыба - вожделение, а птицы - похоть и разврат. Справа, как неизбежный результат, - чудовища во главе с Сатаной-яичной скорлупой и машины для пыток. Босх показывает нам тлетворное влияние любострастия. А все так хорошо начиналось!

Вот ведь! Несмотря на изображенную здесь БДСМ-вакханалию, это полотно полностью соответствует строгим библейским канонам и нравится церковным властям.

Стиль: барокко.

На первый взгляд Стильный юноша с оравой пацанов прилетел на крылатом коне пофлиртовать с обнаженной фетишисткой.

На самом деле Прикованную к скале красавицу Андромеду планировало съесть морское чудовище. Но пока оно копалось с приправами, юный Персей, обутый по последней моде в крылатые сандалии, обратил монстра в камень. Здесь мы видим все трендовые атрибуты древнегреческого хипстера: шлем-невидимка, зеркальный щит с головой Горгоны Медузы и крылатый конь Пегас. Но античные мифы больше служили Рубенсу предлогом для изображения обнаженных женских прелестей. Недаром светлое, слегка грузное тело Андромеды здесь является доминирующей частью картины, на которую в первую очередь обращает внимание зритель. Разве нет?

Вот ведь! Несмотря на большой вклад Рубенса в изображение обнаженных красавиц, у него хватает и недоброжелателей, которые обвиняют его в чрезмерном увлечении цветущей красотой обнаженного женского тела. Не глупость ли?

СВЕТОТЕНИ МУЧЕНИК...

Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор, 1642.

Государственный музей, Амстердам.

Стиль: барокко

На первый взгляд Капитан Кок (в центре) отдал приказ о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу (справа), и все немедленно засуетились.

На самом деле На картине движутся даже детали одежды стрелков. Обратите внимание на мастерскую игру света и тени: контраст темного переулка (позади) и освещенной площади. Девочка в ярком золотистом платье компенсирует яркий камзол Рейтенбюрга, а его алебарда задает направление движения всему полотну.

Вот ведь! Из-за копоти, покрывшей картину, долгое время никто и не догадывался, что действие разворачивается днем - смотрите на тень от левой руки капитана Кока.

СЕВЕРНАЯ МОНА ЛИЗА

Вермеер Ян. Девушка с жемчужной сережкой, ок.1565.

Маурицхейс, Гаага.

Стиль: барокко

На первый взгляд Обычное лицо обычной девушки.

На самом деле Художник стремился передать момент непринужденного движения, когда девушка поворачивает голову, заметив наше присутствие. Согласно названию и утверждениям искусствоведов, зрительское внимание в первую очередь привлекает жемчужная сережка. На наш взгляд, увлекшись притягательным взглядом и чувственными губами, которые вот уже более трехсот лет хранят загадочное молчание, проницательный зритель вряд ли вспомнит о сережке.

Вот ведь! У этой картины есть современная, очень неприличная ”репродукция”, но мы вам об этом не говорили!

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КАТАСТРОФА С КУЧЕЙ МАЛОЙ

Брюллов Карл. Последний день Помпеи, 1830-1833.

Государственный Руссский музей, Санкт-Петербург.

Стиль: романтизм

На первый взгляд Город в море огня, кругом царит хаос. В центре композиции лежит тело богачки, разбившейся при падении с колесницы, которую лошади уносят в глубь картины. Справа два брата спасают своего престарелого отца. Все в панике.

На самом деле В отдалении пылает вулкан Везувий - виновник бедствия. Но основную сцену освещает не его пламя, а замечательная находка Брюллова - секундный всполох молнии. Цветовая гамма картины - синий, красный и желтый цвета, озаренные белым светом, - была очень смелой для своего времени.

Вот ведь! Брюллов задумал ”Помпею” как быстрый способ прославиться и не прогадал - картина стала объектом всеобщего поклонения русских, итальянцев и французов.

Сегодня в каждом музее можно послушать замечательных экскурсоводов, которые подробно расскажут и о собрании, и о художниках, в нем представленных. В то же время многие родители знают, что большинству детей сложно провести в музее даже час, а рассказы об истории живописи довольно быстро их утомляют. Чтобы дети в музее не заскучали, мы предлагаем «шпаргалку» для родителей - десять занимательных историй о картинах из Третьяковской галереи, которые будут интересны и детям, и взрослым.

1. Иван Крамской. «Русалки», 1871 г.

Иван Крамской в первую очередь известен как автор картины «Неизвестная» (ее часто ошибочно называют «Незнакомка»), а также целого ряда прекрасных портретов: Льва Толстого, Ивана Шишкина, Дмитрия Менделеева. Но детям лучше начинать знакомство с его творчеством с волшебной картины «Русалки», с которой связана вот какая история.
В августе 1871 года художник Иван Крамской гостил в загородном имении своего знакомого, любителя искусства и знаменитого мецената Павла Строганова. Гуляя по вечерам, он любовался луной и восхищался ее волшебным светом. Во время этих прогулок художник решил написать ночной пейзаж и постараться передать все очарование, все волшебство лунной ночи, «поймать луну» - по его собственному выражению.
Крамской приступил к работе над картиной. Появились берег реки в лунную ночь, пригорок и домик на нем, окруженный тополями. Пейзаж был прекрасен, но чего-то не хватало - волшебство на холсте не рождалось. На помощь художнику пришла книга Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», точнее история под названием «Майская ночь, или Утопленница» - сказочная и немного жутковатая. И вот на картине появились девушки-русалки, освещенные лунным светом.
Художник так тщательно работал над картиной, что она стала ему сниться и ему постоянно хотелось что-то в ней доделать. Спустя год после того, как ее купил основатель Третьяковской галереи - Павел Третьяков, - Крамской в очередной раз захотел что-то в ней изменить и вносил небольшие правки прямо в выставочном зале.
Полотно Крамского стало первой «сказочной» картиной в истории русской живописи.

2. Василий Верещагин. «Апофеоз войны», 1871 г.


Так сложилось, что люди воевали всегда. Испокон веков отважные вожди и могущественные правители снаряжали свои армии и отправляли их на войну. Конечно же, они хотели, чтобы об их военных подвигах узнали далекие потомки, поэтому поэты слагали стихи и песни, а художники создавали прекрасные картины и скульптуры. На этих картинах война обычно походила на праздник - яркие краски, бесстрашные воины, идущие в бой…
Художник Василий Верещагин знал о войне не понаслышке - он не раз принимал участие в боях - и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.
Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война - это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, - такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг - лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет.

3. Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 г.


Картину «Грачи прилетели» все знают с детства, и наверняка каждый писал по ней школьные сочинения. И сегодня учителя обязательно расскажут детям про лирические пейзажи Саврасова и про то, что уже в самом названии этой картины слышится радостное предвестие утра года и все в ней исполнено глубокого, близкого сердцу смысла. Между тем, мало кто знает о том, что знаменитых «Грачей…», равно как и всех остальных работ Саврасова, могло и вовсе не быть.
Алексей Саврасов был сыном мелкого московского галантерейщика. Желание мальчика заниматься живописью не вызывало у родителя восторга, но тем не менее в Московское училище живописи и ваяния Кондрат Саврасов сына отпустил. И учителя, и одноклассники признавали талант юного художника и прочили ему великое будущее. Но сложилось так, что, не проучившись и года, Алексей, по-видимому, из-за болезни матери, был вынужден прекратить учебу. Его преподаватель Карл Рабус обратился за помощью к обер-полицмейстеру Москвы генерал-майору Ивану Лужину, который помог талантливому юноше получить художественное образование.
Если бы Лужин не принял участия в судьбе молодого художника, одна из самых известных картин в истории отечественной живописи никогда не появилась бы на свет.

4. Василий Поленов. «Московский дворик», 1878 г.


Иногда, для того чтобы написать прекрасную картину, художник много путешествует, долго и придирчиво ищет самые красивые виды, в конце концов, находит заветное место и раз за разом приходит туда с этюдником. А бывает и так, что для того, чтобы создать замечательную работу, ему достаточно просто подойти к собственному окну, взглянуть на совершенно обычный московский дворик - и случается чудо, появляется удивительный пейзаж, наполненный светом и воздухом.
Именно такое чудо произошло с художником Василием Поленовым, который выглянул из окна своей квартиры в начале лета 1878 года и довольно быстро написал увиденное. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая блеском купола церквей, укорачивая густые тени… Казалось бы - незамысловатая картина, к которой сам художник поначалу серьезно не относился: написал и почти забыл о ней. Но тут его пригласили принять участие в выставке. Ничего значительного у него не оказалось, и Поленов решил выставить «Московский дворик».
Как ни странно, именно эта «незначительная картинка» принесла Василию Поленову известность и славу - ее полюбили и публика, и критики: в ней есть и тепло, и яркие краски, а ее героев можно рассматривать бесконечно, придумывая историю про каждого из них.

5. Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу», 1889 г.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина - наверное, самая знаменитая картина из коллекции Третьяковской галереи. В нашей стране ее знают все, благодаря репродукциям в школьных учебниках, а может, благодаря шоколадным конфетам «Мишка косолапый».
Но далеко не всем известно, что сам Шишкин написал только утренний лес в туманной дымке, а к медведям отношения не имеет. Эта картина - плод совместного творчества Шишкина и его друга, художника Константина Савицкого.
Иван Шишкин был непревзойденным мастером изображать всякие ботанические тонкости - критик Александр Бенуа его изрядно ругал за пристрастие к фотографической точности, называл его картины безжизненными и холодными. А вот с зоологией художник не дружил. Рассказывают, что именно поэтому Шишкин обратился к Савицкому с просьбой помочь ему с медведями. Савицкий приятелю не отказал, но всерьез к своей работе не отнесся - и подпись ставить не стал.
Позже Павел Третьяков приобрел это полотно у Шишкина, и художник предложил Савицкому оставить подпись на картине - все-таки они вместе над ней работали. Савицкий так и сделал, однако Третьякову это не понравилось. Заявив, что картину он покупал у Шишкина, а про Савицкого и знать ничего не желает, потребовал растворитель и собственными руками удалил «лишнюю» подпись. Так и получилось, что сегодня в Третьяковской галерее указывают авторство только одного художника.

6. Виктор Васнецов. «Богатыри», 1898 г.


Самым «сказочным» художником в истории русской живописи считается Виктор Васнецов - именно его кисти принадлежат такие известные работы, как «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатырский скок» и многие другие. Но самая его известная картина - «Богатыри», на которой изображены главные герои русских былин.
Сам художник описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алеша Попович, держит в руках лук со стрелами. С героями этой картины - точнее с их прообразами - связана любопытная история.
Виктор Васнецов долго думал, как должен выглядеть Илья Муромец, и долго не мог найти «правильное» лицо - смелое, честное, выражающее одновременно и силу, и доброту. Но однажды совершенно случайно он встретился с крестьянином Иваном Петровым, который приехал в Москву на заработки. Художник был поражен - на московской улице он увидел настоящего Илью Муромца. Крестьянин согласился позировать Васнецову и… остался в веках.
В былинах Добрыня Никитич довольно молод, но на картине Васнецова почему-то изображен человек средних лет. Почему же художник решил столь вольно поступить с народными сказаниями? Разгадка проста: в образе Добрыни Васнецов изобразил себя, достаточно сравнить картину с портретами и фотографиями художника.

7. Валентин Серов. «Девочка с персиками. Портрет В. С. Мамонтовой», 1887 г.

«Девочка с персиками» - один из самых известных портретов в истории русской живописи, написанный художником Валентином Серовым.
Девочка на портрете - Верочка, дочь мецената Саввы Мамонтова, в доме которого художник часто бывал. Интересно, что персики, лежащие на столе, не были привезены из теплых краев, а выросли неподалеку от Москвы, прямо в усадьбе Абрамцево, что в XIX веке было делом совсем необычным. У Мамонтова работал садовник-волшебник - в его умелых руках фруктовые деревья цвели даже в феврале, а урожай собирали уже в начале лета.
Благодаря серовскому портрету, Вера Мамонтова вошла в историю, но сам художник вспоминал, каких трудов стоило ему уговорить позировать 12-летнюю девочку, которая отличалась на редкость непоседливым характером. Серов работал над картиной почти месяц, и каждый день Вера по несколько часов смирно сидела в столовой.
Труды оказались не напрасными: когда художник представил портрет на выставке, картина очень понравилась публике. И сегодня, спустя более ста лет, «Девочка с персиками» восхищает посетителей Третьяковской галереи.

8. Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 гг.


Разглядывая ту или иную картину, нередко задаешься вопросом, что послужило источником вдохновения для художника, что подтолкнуло его написать именно такую работу? В случае с картиной Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» догадаться об истинных причинах совсем непросто.
На картине изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Впрочем, многие историки считают, что на самом деле убийства не было и царевич умер от болезни, а вовсе не от руки своего отца. Казалось бы, что может заставить художника обратиться к подобному историческому эпизоду?
Как вспоминал сам художник, мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» появилась у него после… концерта, на котором он услышал музыку композитора Римского-Корсакова. Это была симфоническая сюита «Антар». Звуки музыки завладели художником, и он захотел воплотить в живописи настроение, которое создалось у него под влиянием этого произведения.
Но не только музыка стала источником вдохновения. Путешествуя по Европе в 1883 году, Репин посетил бой быков. Вид этого кровавого зрелища впечатлил художника, который писал о том, что, «заразившись… этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену “Иван Грозный с сыном”. И картина крови имела большой успех».

9. Михаил Врубель. «Демон сидящий», 1890 г.


Как иногда много значит название картины. Что видит зритель при первом взгляде на полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий»? Мускулистый молодой человек сидит на скале и с печалью смотрит на закат. Но как только мы произносим слово «демон», сразу же возникает образ волшебного недоброго существа. Между тем демон Михаила Врубеля - это вовсе не злобный дух. Сам художник не раз говорил, что демон - дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый».
Эта картина интересна своей живописной техникой. Художник наносит краску на холст не привычной кистью, а тонкой стальной пластиной - мастихином. Подобная техника позволяет соединять приемы живописца и скульптора, буквально «вылепливать» картину с помощью красок. Так достигается «мозаичный» эффект - создается впечатление, что небо, скалы, да и само тело героя не написаны краской, а выложены из тщательно отполированных, быть может, даже драгоценных камней.

10. Александр Иванов. «Явление Христа народу (Явление Мессии)», 1837–1857 гг.


Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» - событие уникальное в истории отечественной живописи. О ней непросто говорить с детьми, особенно 6–7-летними, но увидеть это монументальное полотно, над которым художник работал более 20 лет и которое стало делом всей его жизни, они должны обязательно.
Сюжет картины основывается на третьей главе Евангелия от Матфея: Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит людей. О композиционных особенностях картины, о ее символах и о художественном языке дети узнают позже. Во время первого знакомства стоит рассказать о том, как одна картина стала делом всей жизни художника.
После окончания учебы в петербургской Академии художеств Александр Иванов был отправлен «на стажировку» в Италию. «Явление Христа народу» должно было стать отчетным произведением. Но художник очень серьезно относится к своей работе: тщательно изучает Священное Писание, историю, месяцами находится в поисках нужного пейзажа, бесконечное количество времени ищет образ для каждого героя картины. Заканчиваются деньги, которые ему выделялись на работу, Иванов ведет нищенское существование. Кропотливая работа над картиной привела к тому, что художник испортил зрение и вынужден был долго лечиться.
Когда Иванов завершил свой труд, итальянская публика с восторгом приняла картину, это был один из первых случаев европейского признания русского художника. В России же ее оценили далеко не сразу - лишь после смерти художника к нему пришла настоящая слава.
Работая над картиной, Иванов создал более 600 эскизов. В зале, где она выставлена, можно увидеть некоторые из них. Интересно на этих примерах проследить, как художник работал над композицией, пейзажем, над образами героев картины.

Исследования «Чёрного квадрата» Малевича с помощью микроскопа и рентгена выявили, что под ним спрятаны сразу две более ранние работы, написанные цветными красками — одна относится к кубофутуристическому периоду творчества художника, вторая — к протосупрематическому. Также под слоем краски обнаружена сделанная Малевичем надпись «Битва негров ночью», отсылающая к абсолютно чёрному шуточному полотну Альфонса Алле, написанному 30 годами ранее. А расположение и направление надписи свидетельствует о том, что картина висит в Третьяковской галерее вверх ногами.

В 1993 году жители японского села Инакадате задумались, как привлечь туристов, и у них возникла идея художественного оформления рисовых полей. Каждую весну фермеры придумывают сюжет картины и воплощают замысел, используя сорта риса разных цветов. Помимо традиционных японских сюжетов на полях появляются и более знакомые всему миру образы — например, Наполеон или Мона Лиза. Рисовые картины интересны ещё и тем, что с течением лета всходы меняются в оттенках. Деревню посещают сотни тысяч туристов, а осенью фермеры собирают урожай и продают этот рис по обычным ценам.

Пляж — это интерактивная архитектурная инсталляция разработанная компанией Snarkitecture для Национального музея строительства в Вашингтоне, округ Колумбия, которая проходила с 4 июля по 7 сентября 2015 года. Используя опыт, проведенного летнего отдыха на пляже с его природными и культурными элементами, Snarkitecture попыталась реализовать пляж в большом зале музея. Используя для этого древесину, гипсокартон и зеркал, для создания пляжа, который ведет в океан из 750 000 пластиковых шариков. Музей был открыт для всех желающих почувствовать летний отдых в стенах музея.

Французский ученый Паскаль Конте утверждает, что картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» имеет несколько слоев, и под общеизвестным портретом он нашел изображение настоящей Лизы Герардини.

Как сообщает BBC News, сотрудники Лувра, где хранится картина, пока отказываются комментировать заявление исследователя. Паскаль Конте более десяти лет занимается изучением «Моны Лизы» при помощи изобретенного им «метода усиления слоев». «Технология позволяет нам видеть то, что находится под слоями краски, и “чистить” картину, как луковицу. Мы также можем восстановить хронологию создания картины», — сказал Конте.

Портрет, находящийся под внешним слоем «Моны Лизы», изображает другую женщину, смотрящую немного вбок и без знаменитой улыбки Джоконды. Профессор истории искусства Оксфордского университета Мартин Кемп оспорил утверждение Конте о том, что скрытый портрет — это и есть подлинное изображение Лизы Герардини.

Другой британский историк искусства, Эндрю Грэхэм-Диксон поддержал французского исследователя. «Несомненно, это одно из величайших открытий века. Конечно, многие будут возражать и сопротивляться, ведь название картины придется поменять. Мы говорим: “до свидания, Мона Лиза”, это портрет кого-то другого», — заявил историк.

По словам Конте, под скрытым портретом он видит как минимум еще два слоя изображения: контур женского портрета с более крупной головой и руками и картину, на которой различима женщина в перламутровом головном уборе.

Полное название «Моны Лизы», или «Джоконды» — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Картина написана Леонардо да Винчи в 1503—1505 годах. Принято считать, что на полотне изображена супруга торговца шелком из Флоренции Лиза Герардини. Этот портрет — одно из самых известных произведений итальянского живописца и ученого.

На постере к знаменитому фильму «Молчание ягнят» изображено лицо Джуди Фостер, рот которой закрывает бабочка. На спине бабочки угадывается череп, который, однако, черепом не является. Это фотография семи обнажённых женщин, поставленных в определённые позы. Первый вариант этой фотографии был сделан Филиппом Халсманом в 1951 году по эскизу Сальвадора Дали.