Санта клаус злой дух. Рождественские монстры. Как злобный санта клаус стал добрым

Многие читатели, наверное, в детстве боялись визита Дедушки Мороза. С одной стороны, подарков хотелось, с другой стороны, большой бородатый дядька в шубе внушал определенные опасения. Мало ли, что у него на уме…

Как выяснилось, опасения эти были не беспочвенными. И Деды Морозы в России, и Санта Клаусы на Западе неоднократно оказывались вовсе не лучшими друзьями детей, а опасными преступниками, способными на самые ужасные поступки. И ладно бы речь шла только про фильмы ужасов! Оказывается, и в обычной жизни люди в костюмах Санта Клаусов и Дедов Морозов часто идут на тяжкие преступления.

Специально к праздникам мы составили список пяти самых опасных и жестоких героев Рождества и Нового Года. Половина из списка – киноперсонажи, вторая половина – реальные люди, попавшие в криминальные хроники.

Как выяснилось, американские Санта Клаусы больше склонны к насилию и преступлениям против общества, чем российские Дедушки Морозы, которые, как правило, тихо страдают только от хронического алкоголизма. Знающие люди говорят, что это все потому, что за Дедом Морозом приглядывает заботливая Снегурочка, которая не дает ему погулять на славу. Что ни говори, а румяная русская баба – это лучше, чем эльфы и олени.
Санта Клаус – маньяк-убийца

Многие поколения американских детей верили в то, что Санта Клаус – это добрый толстый старик в очках, который приезжает на оленях с мешком подарков. Так продолжалось до 1984 года, когда был снят скандально знаменитый фильм ужасов «Тихая ночь, смертельная ночь». В нем описывалась кровавые похождения маньяка в костюме Санта Клауса, жестоко убивающего людей.

Как это часто бывает в американских фильмах, во всем была виновата детская психическая травма. Когда маньяк был маленький с кудрявой головой, его папу с мамой убил грабитель в костюме Санты. С тех пор главный герой фильма довольно нервно реагировал на начало рождественских распродаж, а один раз не выдержал, надел костюм Санта Клауса, схватил топор и устроил кровавую баню.

Фильм «Тихая ночь, смертельная ночь» вызвал огромную волну протестов добропорядочных американских граждан, которым не понравилось, что любимец всех детей изображен в картине в виде серийного убийцы. Однако фильм имел успех в прокате, зрителям понравилось, что по сюжету герой вдохновенно гонялся с топором за голыми тетеньками, душил своих жертв елочными гирляндами, а одного из персонажей насадил на оленьи рога.

До 1992 года было снято четыре продолжения, каждое из которых было хуже предыдущего. С тех пор Санта-убийца на экранах не появлялся.
Санта Клаус – похититель детей

В реальной жизни Санта Клаусы не так опасны, однако молодым родителям следует с ними быть настороже. 17 декабря этого года в американском штате Южная Каролина человек в костюме Санта Клауса похитил 8-летнюю девочку и пытался скрыться с ней на мотоцикле.

Драма разыгралась около супермаркета на одном из крупных шоссе. Большая семья с детьми приехала за покупками, и отец семейства обратил внимание на странного мужчину в костюме Санта Клауса, который заправлял свой мотоцикл с коляской и предлагал ребятишкам сфотографироваться на память. Наивные родители разрешили своей дочке подойти к мотоциклу, чтобы посмотреть на игрушку – трогательного олененка Рудольфа, который лежал в коляске.

Неожиданно странный Санта Клаус схватил девочку, усадил ее в коляску и на большой скорости поехал прочь. Взволнованный отец побежал к своей машине и бросился в погоню. Санта-мотоциклист гнал по шоссе со скоростью 100 км/час, однако отец девочки сумел обогнать его и заставил остановиться. Преступник оставил ребенка и быстро уехал, позже полиция нашла его в одном из местных баров.

55-летний Джон Майкл Бартон утверждает, что регулярно катал местных детей на мотоцикле и вовсе не хотел причинить ребенку вред. Однако теперь ему грозит до 30 лет лишения свободы за похищение.
Санта Клаус – вор и алкоголик

Одним из самых асоциальных и аморальных Санта Клаусов последнего времени стал главный герой фильма «Плохой Санта» (2003), роль которого исполнил Билли Боб Торнтон. Его персонаж Вилли – сорокалетний алкоголик и взломщик сейфов, промышляющий рождественскими грабежами. Каждое Рождество он вместе со своим напарником, чернокожим карликом Маркусом устраивается работать в крупный супермаркет. Вилли должен в костюме Санта Клауса веселить детей, а Маркус играет его помощника – рождественского эльфа. В ночь накануне праздника веселая парочка грабит все сейфы супермаркета и «ложится на дно» до следующего Рождества.

Проблема в том, что Вилли уже не может контролировать свое поведение из-за прогрессирующего алкоголизма. В костюме Санта Клауса он орет на детей, в пьяном угаре дерется с чучелом рождественского оленя и занимается анальным сексом с покупательницами в примерочных кабинках.

Спасение приходит, откуда не ждали. Вилли знакомится с толстым туповатым мальчиком, который искренне верит, что этот пьяный похотливый дядя с отваливающейся бородой – настоящий Санта Клаус. В финале картины перевоспитавшийся герой крадет из супермаркета не деньги, а игрушечного слона, которого мальчик так хочет получить в качестве рождественского подарка.
Санта Клаус – извращенец-педофил

В реальной жизни отношения ряженых Санта Клаусов и маленьких мальчиков не столь чисты и невинны. В декабре прошлого года полиция американского города Ньюбурга арестовала 57-летнего Рэнсфорда Джорджа Пэрри, обвинив его в попытке совращения несовершеннолетнего мальчика.

Как и герой фильма «Плохой Санта», Пэрри работал Санта Клаусом в большом местном супермаркете. В рамках благотворительности он должен был развлекать детей покупателей и фотографироваться с ними. Желая еще ближе общаться с детьми, Пэрри создал «Агентство талантов Рона Пэрри» и начал ходить по домам в поисках особо одаренных ребятишек.

Как-то раз Пэрри в костюме Санта Клауса постучал в дом, где ему открыл дверь 15-летний мальчик, объяснивший, что родителей нет дома. Добрый дедушка Санта начал рассказывать ребенку про свое агентство талантов, потом стал показывать порнофильмы, а под конец беседы снял штаны и пытался склонить подростка к оральному сексу.

К счастью, мальчик не повелся на провокацию и обратился в полицию. Сейчас Санта Клаус из «Агентства талантов Рона Пэрри» коротает время в тюрьме.
Дед Мороз – террорист

А что же наши родные Дедушки Морозы? Неужели они все белые и пушистые? А вот и нет. Наиболее радикальные Снегурочки и Деды Морозы неожиданным образом обнаружились в городе Владивостоке.

4 января 2002 года в здание местного Дома молодежи вошли Дед Мороз и Снегурочка. Они зашли в офис компании «Прим-Ойл», торгующей нефтепродуктами, зашли в кабинет к руководству, поздравили всех сотрудников с Новым Годом и вручили подарок – нечто, завернутое в подарочную упаковку. Когда Дед Мороз и Снегурочка ушли, сотрудники компании развернули сверток и обнаружили внутри светильник. Когда они включили его в розетку, раздался взрыв.

Три сотрудника компании попали в больницу с осколочными травмами различной тяжести. Владивостокская милиция начала розыскные мероприятия и смогла поймать Дедушку Мороза с внучкой. Ими оказались две женщины, регулярно выступающие на новогодних елках. За три дня до трагедии к ним обратился неизвестный мужчина, который за хорошее вознаграждение попросил доставить «подарок» своим деловым партнерам. Надо отметить, что «посланцы» сильно рисковали сами, когда трясли взрывоопасный подарок. К счастью для них устройство не сработало без электродетонатора.

Итак, как можно убедиться, Деды Морозы и Санта Клаусы могут быть очень опасны. Российские специалисты по криминалистике предупреждают, что в последнее время под видом службы «Дед Мороз по вызову» в квартиры часто приходят грабители. Работники милиции предупреждают: не следует приглашать себе в гости незнакомых седобородых людей с мешками.

Иногда Деды Морозы не то, чем кажутся. С Новым Годом!

Продолжим создавать праздничное настроение в нашей кино-рубрике. Сегодняшнюю тему я намеренно раскрываю заранее, так как вкусы у всех разные. Кому-то нравится щекотать себе нервы, а кому-то ужастики в преддверии самого любимого семейного праздника весь настрой собьют. Если вы относитесь к первой категории - смело читайте и смотрите.
Фильм режиссера Боба Кларка, выпущенный в Канаде. В свое время не привлек много внимания, но сейчас считается классикой. В канун рождества в университетском городке девушки получают странные звонки и начинают погибать одна за другой...

«Черное Рождество» (Black Christmas, 2006)

Без ремейков никуда, только вместо университета - школа сестер милосердия.

«Тихая ночь, смертельная ночь» (Silent Night, Deadly Night, 1984)

Еще одна культовая лента прошлого века. В свое время была скандальной, многие не принимали идею воплощения Санта Клауса в роль психопата и серийного убийцы. Фильм со временем получил 4 сиквела, но они не заслуживают внимания.

«Не открывай до наступления Рождества» (Don"t Open Till Christmas, 1984)

Очередной классический фильм из прошлого, снят в Великобритании. На костюмированной вечеринке героя, одетого в костюм Санты, убивают стрелой в затылок. Начинается расследование, а люди продолжают погибать.

«Гремлины» (Gremlins, 1984)

Пожалуй, это наиболее удачный рождественский ужастик. Наверное, потому, что это не «мясорубка», а фантастическая комедия для всей семьи. Стоит лишь упомянуть, что автор сценария - Крис Коламбус, режиссер фильмов «Один дома» и трех лент о Гарри Поттере. А продюсер - Стивен Спилберг. Кино про симпатичных пушистых зверушек, которые могут вести себя очень странно. Увлекает на ура.

«Снеговик» (Jack Frost, 1997)

Главное - не путать этот фильм с милой семейной драмой 1998 года с одноименным названием. В данном случае перед нами классический ужастик. Тюремная машина везет маньяка-убийцу на казнь. По дороге случается авария - фургон сталкивается с правительственным автомобилем, который перевозит секретный груз с экспериментальными химическими веществами. Эти вещества способны оживлять мертвых, но так как от преступника из-за аварии почти ничего не осталось, адская смесь его ДНК и «химии» попала на снег. В итоге в городе появляется ужасный снеговик… Фух, даже звучит страшно.

«Санта-Киллер» (Santa"s Slay, 2005)

Этот фильм не назвать очень страшным и кровавым. Неплохая черная комедия про демона Санту. Оказывается, что любимый детьми дедушка на самом деле не добрый. Просто много сотен лет назад он проиграл долг в карты и вынужден был разносить детям подарки каждый год. Но наконец срок долга истек и пошло-поехало...

«Пряничный злодей» (The Gingerdead Man, 2005)

Не самый качественный ужастик с элементами комедии про то, как душа казненного-маньяка убийцы переселяется в … домашнюю выпечку. И пряничный человечек начинает терроризировать город. У ленты есть два сиквела, не сильно лучше оригинала.

«Парковка» (P2, 2006)

Не самый плохой рождественский ужастик. В канун праздника молодая и грудастая бухгалтер Анжела покидает офис позже всех и оказывается запертой на парковке. И виной тому не какие-нибудь технические проблемы - таким образом маньяк-охранник (который оказывается давним поклонником красавицы) решает похитить её и отпраздновать рождество вместе.

«Санта на продажу» (Rare Exports, 2010)

Довольно странная лента, после просмотра которой я могла только думать «боже, что в голове у этих долбанутых финнов…». В результате промышленных раскопок в финской Лапландии на месте искусственной сопки находят Санта Клауса. Точнее, это прокатчики так постарались, а на самом деле речь про Йолупукки. И он совсем не добрый дедушка, а древний демон, который заживо варит в котле и съедает непослушных детей. Сначала нашедшие «Санту» герои решают его продать... Правда, это оказывается не сам «Санта». В общем, сюжет закручен.

«Кровавый Санта» (Sint, 2010)

Нидерландский фильм, пусть и не является шедевром, но для поклонников жанра - сойдет. Другой вариант названия - «Дед-Отмороз». Лента повествует о святом Николасе, который опять же не милый дедушка в красном пальто, а кровожадный убийца. Он начинает охоту на детей в ночь 25 декабря.

Как можно видеть, в 70-80-х годах фильмы ужасов были особенно популярны, вышло немало ставших уже классическими картин. Ну а в нынешнее время хоррор - это скорее ленты «третьего сорта», хотя случаются и исключения.

P.S. Редакция сайт не остается в стороне от предновогоднего ажиотажа и подготовки сюрпризов. Вместе с интернет-магазином Apple Jesus мы приготовили один из лучших подарков для любого праздника - новенький iPhone 6s любого цвета по вашему усмотрению. Для участия в розыгрыше нужно выполнить всего лишь пять простейших заданий. , участвуйте и удачи вам!

Медик и археолог Вера Тислер исследует, каким образом человеческое тело было вплетено в религию, традицию и политику в культуре майя.

Автономный университет Юкатан в мексиканском городе Мерида может похвастаться одной из самых богатых библиотек на Земле. Однако на стеллажах на нижнем этаже здания, где находится факультет антропологических наук, вы найдете довольно мало книг как таковых. Вся лаборатория от пола до потолка уставлена коробками с наклейками «Калакмул» (Calakmul), «Помуч» (Pomuch) или «Кскамбо» (Xcambo) и прочими названиями руин древней цивилизации майя. Внутри каждой коробки - комплект человеческих костей.

Здесь хранятся тела из примерно двух тысяч захоронений, а еще десять тысяч единиц зарегистрированы в базе данных. Останки целого ряда известных королей майя прошли через эту университетскую комнату. Нищие, воины, священники, книжники, лорды, дамы и ремесленники древних времен - все они были объектом изучения в этой лаборатории.

А в самом центре, со всех сторон окруженная остатками давно ушедших цивилизаций, сидит биоархеолог Вера Тислер. За последнюю четверть века Тислер завоевала репутацию ведущего мирового специалиста по древним останкам майя, что помогает ей раскрывать секреты их жизни и культуры. В пасмурный ноябрьский день она вынимает одну из своих любимых костей - плоскую пластину величиной не больше пальца - и кладет ее под увеличительную линзу. Перед нами грудная кость молодого человека, который, вероятно, был принесен в жертву. Ученый показывает на глубокий V-образный разрез, проходящий по центру грудной клетки, и восхищается мастерством человека, который его оставил.

«Для этого нужно обладать недюжинной силой и точно знать, куда наносить удар, - говорит она. - Потому что после нескольких неудачных попыток здесь была бы каша».

Получив образование врача и археолога, Тислер читает историю региона по костям. Исследуя древнюю цивилизацию майя с медицинской точки зрения, она меняет восприятие этого мира научным сообществом. Тислер помещает в контекст некоторые самые необычные, на первый взгляд, традиций майя и проливает свет на жизнь ключевых фигур той цивилизации.

Изучив тысячи тел, она осознала, каким образом знания майя о физиологии человека стали органичной частью их общества - от рождения до смерти. То, как они формировали черепа своих детей, проливает свет на их семейные традиции и духовность. А ее исследования многочисленных случаев смертей позволяют предположить, что ритуал жертвоприношения был возведен в ранг высокого искусства - гипотеза, бросающая вызов распространенным взглядам на цивилизацию майя как на общество миролюбивых звездочетов. Повсюду Тислер открывает богатую культуру, в которой человеческое тело было глубоко обусловлено религией, традицией и политикой.

«Я всегда смотрю на вещи под другим углом, - говорит Тислер. - Таким образом, они никогда не теряют своей привлекательности. Это служит для меня чем-то вроде побуждения к действию. По-моему, это в высшей степени увлекательно».

Тислер - аномалия в мексиканской археологии. Она родилась в Германии и училась в Мексике, где живет уже несколько десятилетий. Тислер соединяет в себе несколько культур, и это помогает ей устанавливать партнерские отношения и делать открытия в области изучения одной из самых известных древних цивилизаций.

«Людей с такой квалификацией очень мало, - говорит Стивен Хьюстон (Stephen Houston), археолог из Университета Брауна в Провиденсе, штат Род-Айленд. - Она олицетворяет собой своего рода глобальный подход к знаниям, при котором создаются наилучшие условия для того, чтобы люди работали вместе, и каждый старался проявить себя с лучшей стороны».

Сила любви

В детстве Тислер, которая росла тихой и книжной девочкой в маленькой немецкой деревне недалеко от границы с Францией, не покидало ощущение того, что она не своем месте. Просто она видела вещи по-другому. В то время как ее друзья ходили в кино на Джеймса Бонда и восхищались его геройством, ее больше интересовал его антагонист со стальными зубами по кличке Челюсти. И она мечтала отправиться в путешествие.

Вот почему Вера поступила в Тулейнский университет в Новом Орлеане, штат Луизиана. Ей удалось избежать бурной студенческой жизни, и всего через год, в 1985 году, она с отличием закончила учебу. После этого Тислер взяла немного денег, выигранных ею на художественном конкурсе, и полетела на две недели в Мехико, перед тем как вернуться в Германию для получения медицинской степени. В Мехико она познакомилась с молодым доктором, любителем археологии, который предложил ей съездить с друзьями к руинам Теотиуакана, расположенным недалеко от города. Между молодыми людьми вспыхнуло сильное чувство, и всю неделю они провели, наматывая тысячи километров по региону майя, чтобы посетить все достопримечательности - правда девушка забыла сообщить об этом своим родителям, которые по истечении нескольких дней в панике обратились в Интерпол.

«Мое знакомство с Мексикой проходило так, что я не могла в нее не влюбиться», - говорит она.

Молодые люди планировали пожениться, но жених Веры внезапно умер в 1987 году - в то время Тислер изучала медицину в Германии. Она поклялась поехать в Мексику и заниматься тем, о чем всегда мечтал ее возлюбленный - археологией. Вопреки воле родителей она поступила в Национальный политехнический институт в Мехико и с тех пор живет в Мексике.

Тислер окончила медицинский факультет в Мексике, а затем получила степень доктора антропологии в Национальном автономном университете Мексики (UNAM) в Мехико. Тогда мало кто интересовался костями древних майя; мексиканская археология уделяла больше внимания храмам, гончарным изделиям и нефритовым маскам. Изучавшие кости, обычно собирали только самую базовую информацию.

«Они считали, что сделали все, что в их силах. Они их измерили, запротоколировали, - говорит Мануэль Гандара (Manuel Gándara), археолог, который в то время курировал работу Тислер, а сегодня сотрудничает в Национальной школе охраны памятников, реставрации и музеографии в Мехико. - И тут вдруг эта леди говорит: "О, но мы не взяли образцы ткани для анализа"».

Тислер развивала научное направление, которое в то время набирало популярность в Европе и выходило за рамки простой классификации костей, предпринимая попытки восстановить когда-то состоявшее из них тело. Речь идет о тафономии. Однако эта практика никогда не применялась к древним мезоамериканцам. Тислер начала просматривать разные коллекции черепов, собранные в мексиканских музеях - именно эту часть тела она считала самой интересной. Ее поразил обычай придавать голове человека необходимую форму: для этого матери привязывали к голове своих маленьких детей дощечки, чтобы влиять на рост черепа.

Эта процедура не наносила ребенку никакого вреда и, что самое интересное, была широко распространенной практикой во всем мире. Археологи, которые изучают майя, предполагали, что эта практика имела какое-то отношение к религии, но этим их знания ограничивались.

Храм Кукулькана в доколумбовом городе Чичен-Ице цивилизации майя в Мексике

Тислер заметила, что для отдельных регионов характерны свои особые формы черепов. Просмотрев несколько сотен черепов, она обнаружила, что люди, жившие во времена классического периода (250-900 гг.) вдоль побережья современного Веракруса, как правило, имели вертикальные грушевидные черепа, тогда как жители низин - покатые и цилиндрической формы, а у побережья Карибского моря головы были широкие и плоские. Со временем эта форма стала популярной и доминировала в позднем классическом периоде.

Исследуя рисунки и барельефы того времени и сравнивая их с формами черепа, Тислер пришла к выводу, что тот или иной стиль выбирался в соответствии с традицией по материнской линии: как правило, дети следовали стилю матери. Тислер вместе с другими учеными определила возможную причину этого явления, опираясь на традиции майя в колониальные времена. По словам ученого, древние майя считали детей неполноценными людьми, которые рискуют потерять свою сущность через несколько точек в черепах. Придание голове нужной формы позволяло майя удерживать эту сущность на месте.

Жизнь королей

К тому времени, когда в 1999 году Тислер защитила докторскую диссертацию, она успела подробно изучить большую часть древней культуры майя и вскоре приступила к раскопкам королевских гробниц. Древняя цивилизация майя простиралась от северного полуострова Юкатан на юг до современного Гондураса (это был территория размером с сегодняшний Египет), и Тислер исследовала многих важных королевских особ, найденных за последние сто лет. Она входила в команду ученых, которые между 1999 и 2006 годом изучали останки Пакаля Великого (или K"inich Janaab "Pakal) из Паленке (Palenque) и его спутницы, Красной Королевы. Тислер обнаружила, что их относительно роскошный образ жизни стал причиной преждевременного остеопороза, о котором свидетельствуют истонченные кости. Между тем мягкая, изысканная пища, которую они ели на протяжении всей своей жизни, сохранила в прекрасном состоянии их зубы.

Тислер раскопала кости короля по имени Лорд четырех сторон Флинта (или Ukit Kan Le"k Tok) Эк Балама (Ek Balam), изображенного на рисунке с двойной губой в своей богатейшей сокровищнице. Она обнаружила, что у короля была изуродована верхняя челюсть, а зубы оказались смещены и зажили под разными углами. Возможно, королю нанесли удар по лицу во время битвы - ведь он явно выставлял эту травму напоказ.

Любимые короли Тислер - те, раскопки которых она курировала от начала до конца. К примеру, Огненный Коготь (или Yukom Yich"ak K"ahk") из классической династии Змей. Змеи были королевской династией, которая переселилась в мир майя в 560 году и за 150 лет создала самую влиятельную в истории майя империю.

Индейцы-майя наносят себе ритуальные увечья в ходе обряда кровопускания

Первый из них, Небесный Свидетель, был найден в довольно скромной могиле, которую делил с горсткой других избранных воинов, погибших в бою. У Тислер было очень мало времени на его осмотр, но она обнаружила, что череп короля был испещрен глубокими ранами - некоторые из них возникали поверх ранее заживших. Его левая рука была изуродована многочисленными тяжелыми ударами, и ко времени своей кончины, когда ему только перевалило за тридцать, он вряд ли мог ею пользоваться. Все это соответствует образу блестящего военачальника, взявшего царственный город Тикаль и утвердившего господство Змей в регионе - о нем нам известно по многим письменным фрагментам.

А теперь сравните эту находку с Огненным Когтем, который пришел к власти под занавес господства Змей в регионе. Когда Тислер и другие исследователи раскопали короля, они обнаружили, что он с комфортом расположился у себя в чертогах с нефритовой маской на лице, рядом с ним были найдены молодая женщина и ребенок, принесенные в жертву одновременно. Изучив его кости, Тислер обнаружила, что это был дородный человек, едва ли не страдавший ожирением, который умер в возрасте 50 лет. Как и в случае Пакаля, его зубы свидетельствовали о том, что он всю жизнь ел мягкую пищу, вроде тамале, и пил популярный среди элит шоколадно-медовый напиток. На одном из барельефов он предстает человеком атлетического сложения, играющим в мезоамериканскую игру с мячом. Между тем Тислер обнаружила, что Огненный Коготь страдал болезненным недугом, при котором происходит сращение нескольких позвонков, а это значит, что данная игра была для него крайне опасной и изображение, скорее всего, служило целям пропаганды.

Жертвоприношение как зрелище

Подобные детали не меняют основной исторической линии майя, но они дополняют характеры ее персонажей и помогают лучше понять их образ жизни.

С 2000 года, когда Тислер стала профессором в Автономном университете Юкатана, она зарекомендовала себя как ведущий биоархеолог в Мексике. Ее лаборатория располагает базой данных из 12 тысячах захоронений, с 6600 из них она и ее коллеги работали напрямую. В одном только университете Юкатана хранятся останки более двух тысяч человек древних, колониальных и современных времен, в нахождении большинства из них Тислер принимала непосредственное участие.

Вера Тислер занимает уникальное положение в мексиканском научном сообществе. После того, как на протяжении столетий местные древности - а с ними и научные лавры - улетали на север, власти стали неохотно разрешать иностранным археологам осуществлять крупные проекты в районе майя. Но Тислер охотно работает со специалистами в Соединенных Штатах, Европе и Мексике и широко публикуется на английском и испанском языках.

Она совмещает в себе мультикультурализм, жажду исследований и безграничную энергию. Это сочетание пришлось особенно кстати, когда Тислер погрузилась в свою любимую тему: человеческие жертвоприношения.

В 2003 году, работая в Шампотоне, на побережье Мексиканского залива, трое ее студентов обнаружили группу тел, которые, по всей видимости, были выброшены. Когда Тислер осмотрела кости, она обнаружила грудину с глубокими, чистыми следами от порезов, что свидетельствовало о намеренном, сделанном почти с хирургической точностью, вмешательстве. Порезы были горизонтальными, едва ли они были нанесены в бою, и позднее они были обнаружены в том же месте на других телах.

Тислер обратилась к своим знаниям в области медицины. Опытный человек, знающий, что он делает, и действующий быстро, мог бы разрезать грудь, раздвинуть ребра и вынуть сердце, пока жертва еще жива. «Тогда сердце выскочит само и будет подпрыгивать», - говорит она.

Остатки древнего города индейцев майя в Мексике

По мнению Тислер, эти разрезы представляли собой нечто большее, чем просто жуткое убийство. Скорее всего, это было зрелище, своего рода церемония. Ее наблюдения перекликаются с рядом письменных свидетельств о жертвоприношениях ацтеков, живших в 1300 километрах от данного региона, датируются они периодом вторжения испанцев в XVI веке. Это привело ее к удивительной и запутанной проблеме понимания физиологии человеческих жертвоприношений. Как это делалось? И зачем?

Тислер и ее коллеги начали замечать порезы и на других останках - они казались слишком точными, чтобы их можно было считать случайными. Собирая их и сравнивая с иллюстрациями, ученый стала замечать похожие точно расположенные следы на других костях - Тислер увидела в них признаки изощренных обрядов.

Изображения, высеченные на камне в таких местах, как руины майя Чичен-Ица, свидетельствуют о том, что пленников обезглавливали на глазах у толпы. Если отрезать голову за несколько секунд до того, как вынуть сердце, орган будет продолжать качать кровь, пока вы держите его в руках, говорит Тислер. Если сделать все наоборот, то можно скормить сердце его владельцу, на такую практику также намекают древние тексты. В ходе другой процедуры, после которой следы от порезов остаются на других частях грудной клетки, можно создать целую лужу крови в грудной полости жертвы, которая выглядит почти как озеро.

Идеи Тислер не общеприняты - есть те, кто считает убийства менее постановочными - но Тислер говорит, что они соответствуют мировоззрению майя. Когда она сидит за своим столом в укромным уголке в центре лаборатории окруженная трехметровыми cтеллажами, которые уставлены коробками с костями, она не испытывает отвращения к этой практике. Напротив, она пребывает в восхищении. Эти казни требовали практики и точности - возможно, они совершенствовались на протяжении нескольких поколений - и должны были нести в себе глубокий смысл.

По ее словам, метод жертвоприношения был крайне важен. В тот момент жертва выступает в роли своего рода божества: имеется в виду проблеск божественного в человеческой оболочке - эта идея была свойственна культуре ацтеков и подтверждается документально. Таким образом, палачи скармливали жертве не его человеческое сердце, но сердце Бога.

Тислер - не первый ученый, выдвигающий эту гипотезу. Жертвоприношение, ведущее к божественности (выраженной либо в палаче, либо в жертве), хорошо известно в других культурах Северной и Южной Америки. Но ее работа подкрепляет религиозные идеи, характерные для так называемой секты Хипе Тотек, названной в честь бога ацтеков, который, по преданию, носит человеческую кожу поверх своей.

По словам Тислер, в постклассический период (с 950 по 1539 год) люди майя практиковали множество человеческих жертвоприношений и способов обработки тела, включая создание стен из черепов, называемых цомпантли, и снятие человеческой кожи для ношения на теле.

Какими бы отвратительными ни казались эти убийства, они были цветочками по сравнению с другими практиками того времени. По мнению Тислер, гораздо ужаснее выглядело принятое в Европе колесование, позволявшее мучителям ломать кости преступника одну за другой, перед тем как выставить жертву на всеобщее обозрение.

Правда предлагаемые Тислер описания жертвоприношений устраивают далеко не всех. Когда-то антропологи описали майя как чисто миролюбивую цивилизацию, и, хотя эта точка зрения в значительной степени исчерпала себя, многие ученые не готовы представлять их настолько кровожадными.

История археологии полнится искаженными представлениями о древних культурах, которые продвигались учеными из могущественных стран, и современные исследователи с большой осторожностью подступаются к таким вопросам, как жертвоприношение и каннибализм. «Среди колонизаторов было принято изображать представителей других сообществ совершающими самые немыслимые зверства - это был еще один довод в их пользу, - говорит Эстелла Вайс-Крейчи (Estella Weiss-Krejci) из Института восточной и европейской археологии Австрийской академии наук в Вене. - Всегда приходится рассматривать все возможные сценарии, особенно когда вы не уверены, что именно происходило».

Вайс-Крейчи считает, что человеческое жертвоприношение было крайне редким явлением в мире майя и что женщина, похороненная рядом с Огненным Когтем, на самом деле была членом его семьи и скончалась позднее. Если жертвоприношения, описанные Тислер, были настолько распространены, почему, спрашивает Вайс-Крейчи, мы не обнаруживаем сотен грудных костей с аналогичными порезами. По ее мнению, жертвоприношения были относительно редкими, разнообразными и почти не повторялись. В ответ Тислер указывает на многочисленные примеры из своей обширной базы данных по захоронениям, но, по ее словам, учитывая количество посмертных увечий и влажные почвы, нам повезло, что мы имеем в наличии хотя бы эти.

Ученые с уважением относятся друг к другу, однако Тислер утверждает, что Вайс-Крейчи следует благоразумным, хотя и ошибочным, путем. Она говорит, что на местных майя не сказалась ужасная реальность их предков - по крайней мере, не больше, чем на потомках свирепых римлян или викингов. Понимание другой культуры означает изучение ее истории как она есть, без прикрас.

«За отсутствием понимания мы можем верить, что они сумасшедшие или отличаются от нас. Но они такие же, как мы. Мы все похожи», - говорит Кадвин Перес (Kadwin Pérez), представитель майя и аспирант в лаборатории Тислер, выросшая в семье, где говорят на языке майя.

Отделенные от тела головы

Прогуливаться среди памятников древней цивилизации майя с Тислер - все равно, что оказаться за кулисами шоу иллюзионистов; все, что, как вам казалось, вы понимали раньше, начинает выглядеть по-другому. Именно такое чувство не покидало нас во время посещения Чичен-Ицы в ноябре прошлого года. Сразу за культовой ступенчатой пирамидой Эль-Кастильо находится знаменитый цомпантли - украшенная резьбой каменная платформа, где изображены сотни черепов и целый ряд разных полумертвых монстров подземного мира.

Цомпатли представляли собой стойки для черепов в виде нескольких горизонтальных балок, сложенных одна над другой, как лестница. Украшенные черепами, они были популярны у ацтеков. Многие эксперты выдвинули предположение о том, что изображенные в культуре майя цомпатли носят метафорический характер и не относятся к реальному событию. Некоторые заходят в своих гипотезах настолько далеко, что говорят, будто майя вообще не принимали участия в этой практике.

Тислер останавливается и рассматривает резьбу. На испанских рисунках колониальных времен цомпатли часто изображаются с чистыми белыми черепами. Тислер прищуривается. Это вовсе не чистые черепа, говорит она, а головы, которые были недавно отрезаны и к которым пристала плоть. Некоторым черепам скульптор даже добавил щеки и глазные яблоки, в то время как другие кажутся более разложившимися. Кроме того, сильно разнятся формы головы - это говорит о том, что большинство из жертв были иностранцами, вероятно, захваченными на поле боя. Быть принесенным в жертву не считалось честью, как предполагали некоторые ученые. Таков классический пример работы Тислер, которая возвращает костям утраченную плоть.

Чичен-Ица был объектом изучения бесчисленного множества специалистов, ежегодно этот памятник посещает более чем два миллиона человек - каждая деталь его структур была зафиксирована, проанализирована и обсуждалась экспертами - и все-таки никому в голову не пришло взглянуть на эти вырезанные черепа так, как это сделала врач Тислер.

Потом мы усаживаемся в маленькой хижине, чтобы перекусить традиционным кукурузным пирогом, фаршированным курицей и специями и приготовленным в земле, и выпить горячего шоколадного напитка, который мало изменился с тех пор, как две тысячи лет назад его потягивали местные короли. Тислер сотрудничает с местным университетом, пытаясь продвигать экологический туризм, который приносит выгоду местным сообществам. Мария Гуадалупе Балам Канч (Maria Guadalupe Balam Canche), приготовившая это блюдо в рамках месячного празднования Дня Мертвых, говорит, что не чувствует прямой связи со строителями близлежащих пирамид, которые привлекают туристов. Здесь это чувство разделяют многие. То были древние майя - чужие, далекие и, возможно, излишне жестокие.

Тислер видит вещи по-другому. Отрезая кусок пирога, она отмечает, что употребление мяса, приготовленного в земле, перекликается с древними представлениями о царстве мертвых. Местные жители обычно удаляют кости членов своей семьи и чистят их - так же, как когда-то это делал Огненный Коготь. А во время родео здесь нередко принято в рамках шоу вырывать сердце у умирающего теленка.

Столетия испанской и мексиканской государственности повлияли на здешнюю культуру, но кости остались прежними. Тислер, которая также работает с более современными захоронениями, различает длинную дугу истории, которую видят очень не многие. В своей библиотеке костей она может следить за взлетами и падениями империй, за сменяющими друг друга голодом и эпидемиями, а также может поведать о многих, многих жизнях.

Когда к этим берегам прибыли европейцы, их священники сожгли письмена майя, а их болезни распространились среди населения. Почти все, что записали люди, построившие эти пирамиды, было утеряно, их библиотеки были уничтожены. Это лакуна, которую теперь пытаются заполнить археологи. И хотя мы никогда не вернем их утраченные библиотеки, по крайней мере одна женщина в мире надеется восстановить полную картину того, как жили эти люди, используя единственные библиотеки, оставшиеся в нашем распоряжении.

Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. "старый Рупрехт" (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или "дедушка Николай". Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего - а не рождественского - праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая".

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Ни колауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь-Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделяются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй...

Здесь они вместе:








В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство:



Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста".
Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает:




В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их:


И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались - корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках:

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.
На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

А здесь уже всё становится игрушечным - и сабля и ребенок:


И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж...


Дополнение от 13.01.2013 г.:
Оказывается такая же история произошла и с "Добрым Санта-Клаусом" из Лапландии - Йоллупукки и его образ сильно напоминает уже знакомого нам Крампуса: "Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий - Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает "рождественский козёл".

Вообще, образ добродушного, розовощекого старикана в красном кафтане появился сравнительно недавно. Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.

Изначально языческий обычай постепенно "христианизировался", стал гуманнее и с недавней поры вовсе превратился в рекламного персонажа "Кока-Колы". Рогатого злодея из Лапландии навсегда сменил "охохокающий" увалень с мешком подарков. Судя по сохранившимся иллюстрациям, древний прототип Санты был куда колоритнее и дети его точно слушались..."



Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. "старый Рупрехт" (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или "дедушка Николай". Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего - а не рождественского - праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая".

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Николауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь-Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделяются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй...

Здесь они вместе:

В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство:

Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста".

Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает:

В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их:

И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались - корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках:

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.

На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

А здесь уже всё становится игрушечным - и сабля и ребенок:

И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж...

Дополнение от 13.01.2013 г.:

Оказывается такая же история произошла и с "Добрым Санта-Клаусом" из Лапландии - Йоллупукки и его образ сильно напоминает уже знакомого нам Крампуса: "Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий - Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает "рождественский козёл".

Вообще, образ добродушного, розовощекого старикана в красном кафтане появился сравнительно недавно. Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.

Изначально языческий обычай постепенно "христианизировался", стал гуманнее и с недавней поры вовсе превратился в рекламного персонажа "Кока-Колы". Рогатого злодея из Лапландии навсегда сменил "охохокающий" увалень с мешком подарков. Судя по сохранившимся иллюстрациям, древний прототип Санты был куда колоритнее и дети его точно слушались..."

Подпишитесь на нас