Рисунок свечкой и красками. Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике свечой и акварелью «Волшебная картина

Выполнила воспитатель: Попова Надежда Александровна

Занятие по ИЗО (нетрадиционная техника « рисование свечой») в средней группе.

Тема: «Морозный узор»

Цели занятия:

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

Развивать воображение, творчество.

Материал для занятия:

Альбомный лист;

Кусочек свечки;

Акварельные краски;

Кисть.

Предварительная работа : наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог предлагает детям загадки.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек,

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки)

Морозно в белом январе, Деревья тонут в серебре. Кусты, березы и осины Украсил блеском светлый... (иней).

Случается, и с неба Камешки летят.

Прячутся прохожие, А всего-то... (град).

Гуляю в поле

летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю.

(Метель

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой,

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Какой это мастер

На стекла нанес И листья, и травы,

И заросли роз. (Мороз)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед

Педагог. Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?

Дети . Зимой.

Педагог . А кто зиме верный и незаменимый помощник?

Дети. Мороз.

Педагог. Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки - травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные...

Волшебник

Мороз - волшебник, это видно сразу:

Я свой альбом еще не открывал,

А он уже без кисточек и красок

Все окна за ночь нам разрисовал.

Д. Чуяко

Педагог . Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Педагог . На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?

Ответы детей: Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.

Педагог. Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?

Дети . Нет.

Педаго г. А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ. рисования называется «фотокопией».

Педагог предлагает детям взять в руки кусочки свечки и попробовать провести ими по дополнительному листу бумаги, чтобы убедиться в том, что свеча не оставляет видимых следов. Затем покрыть сверху краской, понаблюдать за проявлением невидимого рисунка.

Педагог . Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?

Мнения детей.

Педагог . Свечка состоит из вещества - воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой.

Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство - нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза:

Заклинания Зимы (отрывок из стихотворения)

Лягте, мягкие снега. Стоя в кругу, поднять руки над головой,

На леса и на луга плавно опустить их через стороны вниз

Тропы застелите, Руки - перед собой, плавно поочередно

Ветви опушите. покачать ими вверх-вниз.

На окошках, Дед Мороз, Имитировать движение рисования

Разбросай хрустальных роз, «кистью» в произвольном направлении поочередно

Легкие виденья, правой, левой руками.

Хитрые сплетенья.

Зачаруй сердца людей Поднять руки над головой,

Красотой своих затей: , плавно опустить их через стороны вниз.

В светлые узоры

Пусть вникают взоры

Ты, Метелица, чуди,

Хороводы заводи, Присесть, встать, поднять руки вверх,

Взвейся вихрем белым покружиться вокруг себя.

М. Пожарова

2. Практическая часть

1.Продумать содержание будущего узора.

2.Выполнить рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.

Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.

Нетрадиционное рисование

Восковые мелки и восковая свеча + акварель

Рисование – один из важных видов искусства, который является не только способом передать то или иное изображение, но и внутренние чувства, восприятие внешнего мира, эмоции, фантазии и многое другое.

Цель: познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Познакомившись с методической литературой:

А. В. Никитиной

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

И. А. Лыковой

«Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»

Т. Н. Дороновой

«Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

Р. Г. Казаковой

«Изобразительная деятельность в детском саду»

Ознакомившись с данной литературой, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой задачи :

    сформировать у детей технические навыки рисования;

    познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;

    научить создавать свой неповторимый образ, в рисунке по нетрадиционному рисованию, используя различные по цвету восковые мелки и восковую свечу.

Материалы: восковые мелки и восковая свеча, плотная белая бумага, акварель, шаблон пера птицы, ножницы, клей, салфетка, кисть, стакан с водой, простой карандаш на каждого ребенка.

Ход работы:

Дети отгадайте загадку:

Это что за чудо-птица?!
Не сова и не синица,
Не журавль и не дрозд...
Как раскрытый веер хвост...
Голубой, зеленый, красный -
Сколько же на перьях красок?
Точно важный господин,
Ходит по двору...(Павлин).

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, дети. Отгадали загадку.

Ребята! Послушайте, стихотворение:

В зоопарке был павлин. Очень важный гражданин.

Он на нас ходил…смотрел. Да и хвостиком вертел.

И на наших. на глазах. Сделал хвостиком он взмах.

Хвост раскрылся…красота. Разноцветные тона.

Переливы заиграли. И цвета все засверкали.

Словно веер распустил. Нас павлин так удивил.

В книжках про него читали. Все повадки его знали.

Как увидели вблизи… Быстро мы открыли рты.

Красотой не назовешь… Даже слов не подберешь.

Словно в сказку мы попали. И павлина повстречали.

Вам понравилось стихотворение?

Ответы детей.

Скажите, пожалуйста, что, на ваш взгляд, самое красивое у павлина?

Ответы детей.

Посмотрите на фотографию.

Конечно, самой красивой деталью во внешности павлина является его хвост.

Красивое надхвостье из перьев необходимо павлину. Для того, чтобы покорить самку, павлин распускает свой перьевой шлейф. Красивый наряд из перьев существует только у самца павлина.

Физкультминутка :

Поочередно разводим и сводим пальцы сначала на правой руке, затем на левой, потом на двух руках одновременно.

Физкультминутка «Птичка»:

Птичка летала,

скрестить ладони рук

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,

сделать замок

Птичка пёрышки помыла.

вращение замком

Птичка клювом повела

выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,

соединённые мизинцы стучат по столу

Снова крылышки раскрыла,

Полетела.

скрещенные ладони делают взмахи

Воспитатель: Ребята, а давайте мы вырежем перья павлина из бумаги.

Каждый ребенок получает шаблон (перо павлина), лист белой бумаги, ножницы и простой карандаш.

На вырезанное (по шаблону) перо павлина, наносим рисунок восковыми мелками и восковой свечой. Получается «волшебный рисунок», он есть, но его не видно, если мы рисуем восковой свечой.

Затем закрашиваем перо акварелью в один или несколько цветов. Рисунок проступает и мы видим, где нарисовано восковой свечой, так как он остается не закрашенным. Так же выполняется рисунок восковыми мелками.

После высыхания рисунка (перо), мы приклеиваем клеем к павлину.

Вот что у нас получилось.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

    способствует снятию детских страхов;

    развивает уверенность в своих силах;

    развивает пространственное мышление;

    учит детей свободно выражать свой замысел;

    побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    учит детей работать с разнообразным материалом;

    развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

    развивает творческие способности.

В каждом из нас живёт художник, а мы даже не знаем об этом. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Елена Самонкина

Мастер – класс «Рисунки - цап-царапки свечой (воском)»

«Я о граттаже расскажу вам.

Он вызывает интерес.

Ты словно фокусник царапкой

Рисуешь целый мир чудес».

Я расскажу об интересной технике рисования "граффито» или ГРАТТАЖ! Эта техника интересна и доступна и детям и взрослым любого возраста.

Граттаж - необычная техника рисования, в переводе с французского языка означает скрести, царапать - это выполнение рисунка острым инструментом, процарапывание бумаги или картона, залитых тушью по воску. Поэтому граттаж ласково называют «Цап-царапки»!

Материал для работы: лист бумаги или картона, кисть (губка, свеча, масляные карандаши, тушь (гуашь, баночка с водой, мыло (мыльный раствор, острые предметы для процарапывания, салфетка, газета.

Классический граттаж (черно – белый): лист бумаги натираем воском (свечой). Затем кистью или губкой наносим на поверхность тушь (гуашь).

Тушь (гуашь) с трудом пристает к жирной поверхности. Чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности есть одна хитрость - её смешивают с мылом (мыльным раствором).

Когда тушь высохнет, острым предметом - палочкой, зубочисткой - процарапываем рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. Стол необходимо застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой. В работе используются острые инструменты для удаления черной краски с поверхности картона, в результате появляется белый слой. Получается эффектное черно-белое изображение.

Можно закрасить альбомный лист не свечой, а яичным желтком (основа). Рисунок получится очень ярким.

Цветной граттаж - его можно нарисовать с помощью восковых или масляных карандашей, и тогда свеча не нужна.

1 Этап: лист бумаги (картона) закрашиваем масляными карандашами, восковыми мелками. (можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью, но тогда сверху рисунок необходимо натереть свечой).

2 Этап: добавляем в черную тушь (гуашь) жидкое мыло или шампунь и этой смесью кистью покрываем закрашенный лист, даем высохнуть. Закрасить краской надо так, чтоб карандаш не просвечивал. Можно дать краске высохнуть и закрасить еще раз.

3 Этап: самое интересное - когда чёрный цвет высохнет, можно нарисовать контуры – карандашом или перевести через копирку. Потом берем зубочистку (палочку, стек, спицу, вилку) и процарапываем рисунок по туши. На черном фоне образуется рисунок из тонких цветных штрихов.


Рисование необычными материалами (в данном случае свечой) доставляет много радости и развивает творческие способности детей.


Рисунки детей:



Я уверена, что у вас все получится. Если вы попробуете, то на одном рисунке не остановитесь.



Желаю приятных минут творчества вам и вашим детям!

Нетрадиционные техники рисования в детском саду

Мастер - класс по рисованию «Снеговик»

Мастер - класс можно использовать для детей старшего дошкольного возраста, школьного возраста, педагогов и родителей.

Цель: учить детей рисовать свечой, передавая фактуру и свойства предметов, развивать творческие способности, формировать эстетический вкус.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать не основываясь на традиции.

Для работы необходимо : альбомный лист, карандаш, кисточка, акварельные краски, свеча, стаканчик с водой.

Процесс выполнения работы:

1. На альбомном листе карандашом легкими движениями нарисовать понравившийся сюжет (карандаш можно не использовать, рисовать сразу свечой).

2. Свечу предварительно заострить при помощи ножа.

3. Обвести рисунок по контуру свечой.

4. При помощи кисти смачиваем альбомный лист и наносим краски по сырому. (Вместо кисти можно использовать кусочек поролона)

5. Вот такой забавный снеговик получился.

Когда краска подсохнет, можно подрисовать елочку или домик, на что богата ваша фантазия.

«Нетрадиционные способы рисования» - Рисование витражей. Рисование мыльными пузырями. Нетрадиционные способы и приемы рисования на занятиях с детьми. Печать. Монотипия. Рисование по мятой бумаге. Рисование по сырой бумаге. Кляксография. Рельефное рисование. Рисование штрихом. Диотипия. Раздувание. Воскография. Дошкольный возраст. Набрызгивание.

«Нетрадиционные техники рисования» - Рисуем картошкой, пальцем, луковицей. Потрескавшийся воск. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Такой же эффект можно получить, вначале рисуя канцелярским клеем. После высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали. Акварель с солью. Откройте лист и получите бабочку или цветочек!

«Нетрадиционное рисование» - Оттиск пенопластом. Восковые мелки + акварель. Рисование по сырому. Ежик. Оттиск поролоном. Альбомный лист или цветная бумага. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник. Оттиск смятой бумагой. Способ получения изображения. Тычок жесткой полусухой кистью. Аппликации из очерченных и вырезанных ладошек.

«Рисование нетрадиционной техникой» - Отпечатки листьев. Нетрадиционные техники рисования. Рекомендации педагогам. Нетрадиционные изобразительные техники. Рисование ладошкой. Восковые карандаши. Монотипия предметная. Рекомендации родителям. Оттиск поролоном. Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах. Оттиск мятой бумагой.

«Нетрадиционные методы рисования» - Средства выразительности. Краска. Творчество. Развитие творчества у детей. Монотипия. Новый образ. Монотипия пейзажная. Акварель. Рисование жесткой полусухой кистью. Творческое развитие учащихся на занятиях в кружке. Рисование точками. Рисование. Работа по-сырому. Душа человека. Старая форма. Рисование восковыми мелками.

«Использование нетрадиционных техник рисования» - Граттаж. Пример рисунка в технике «рисование ластиком». Штампики из пластилина. Штампики из скалки. Штампики из приклеенной банковской резинки для денег. Штампики из катушки из-под скотча. Штампики из ниток. Раскрашивать картинки-раскраски. Можно сделать аппликацию. Картина из отпечатков от стаканчиков.

Всего в теме 6 презентаций