Как открыть кафе с нуля бизнес план. Как открыть свое кафе с нуля

Бизнес на реализации продуктов питания, в наше время, является прибыльным и перспективным. Поэтому многие предприниматели так стремятся развиваться в данном направлении. В предыдущей нашей публикации мы подробно обсуждали, . Давайте продолжим столь актуальную тему, и поговорим о том, сколько стоит открыть заведение общественного питания, и какие документы нужны для начала деятельности.

Выгодно ли открывать кафе?

Прибыльность кафе, зависит конкретно от выбранного направления, места жительства и конкуренции в регионе, возможностей финансовых вложений в развитие своего бизнеса.

Стоит отметить, что и в мегаполисе существенно отличается. Например, в большом городе, новому кафе будет намного сложнее конкурировать с уже существующими заведениями подобного формата. Придется тщательно изучать нишу, искать малоконкурентные и в то же время, прибыльные направления в сфере общественного питания. Лучше всего остановиться на тематическом заведении, например, или кофейню.

Что касается маленького города, то здесь проще, с одной стороны, и сложнее с другой. Лучше потому что конкуренция небольшая, а хуже из-за того, что ограниченное количество жителей. Как правило, в небольшом населенном пункте, местные жители уже облюбовали хорошие заведения и ходят туда постоянно. Новому кафе, вначале будет сложно привлечь постоянных посетителей, но при грамотно построенной концепции и ценовой политики, в скором времени, ваше кафе может стать одним из лучших мест. В маленьком городе больше возможностей в плане креатива, есть реальные шансы заинтересовать посетителей, всего лишь открыв тематическое заведение, например, суши ресторан.

В плане выгоды, открытие кафе или ресторана – это вполне перспективное дело. При грамотном подходе, наличии соответствующих знаний и опыта в данной сфере деятельности, есть реальные шансы окупить все затраты в короткие сроки, добиться хорошей прибыли и стабильного дохода.

Открытие кафе: бизнес-план

Процесс организации бизнеса, требует соблюдения определенного плана, так сказать, пошагового руководства. Поэтому несмотря на выбранную сферу деятельности, первым делом, вам необходимо составить подробный бизнес-план с расчетами.

Этапы бизнес-плана по открытию кафе:

  1. Выбор направления. Первое, с чем следует определиться – это формат заведения (детское кафе, спорт-бар, чайная лавка, пиццерия);
  2. Регистрация бизнеса. Сбор и оформление соответствующих документов и разрешений на деятельность;
  3. Поиск помещения, подписание договора аренды, ремонт;
  4. Покупка оборудования;
  5. Поиск и прием на работу сотрудников;
  6. Формирования меню;
  7. Рекламная кампания по привлечению клиентов в заведение.

В ходе реализации идеи, естественно, могут возникнуть и другие организационные вопросы, все они должны четко обозначаться в бизнес-плане.

Аренда помещения

Первым делом, вам следует определиться с будущим месторасположением заведения общественного питания. Подобрав подходящее помещение и определившись с концепцией, можно подписывать договор аренды.

При выборе помещения стоит учитывать его месторасположение и состояние, то есть ремонт. Есть два варианта развития событий. Вы можете арендовать площадь изначально адаптированную для открытия кафе (бывший ресторан, шашлычную) или же помещение без ремонта, где необходимо создавать все условия для работы с нуля.

В первом случае, вы сэкономите кучу времени и денег, ведь помещение уже практически готово к эксплуатации. Но дело в том, что не всегда можно отыскать столь выгодные предложения или же место не людное и не подходящее для кафе или стоимость аренды вам не по карману.

В общем, действуйте по ситуации. Когда существует возможность арендовать готовое помещение для кафе, тогда выбирайте этот вариант, если подходящего места нет, придется делать ремонт, дабы помещения отвечало всем требованиям санитарной и пожарной служб.

Какие документы нужны для открытия кафе?

Ну вот, мы плавно подошли к самому важному моменту открытия кафе – регистрации бизнеса.

Регистрация бизнеса: ИП или ООО?

Первое, что требуется сделать – это зарегистрировать свой вид деятельности в налоговой службе. Для этого необходимо определиться с материально-правовой формой деятельности. Есть два варианта – регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (ООО). Первый вариант актуален, если вы планируете открытие кофейни или детского кафе. В случае реализации в заведениях общественного питания алкогольных напитков, например, спорт бар, необходимо регистрироваться как ООО, дабы получить разрешения на распространение алкоголя (оно выдается только юридическим лицам).

Перечень документов для открытия кафе:

  • Получения разрешения от Роспотребнадзора на размещение кафе в арендованном вами помещении;
  • Получения разрешения от пожарной службы о соответствии помещения всем техническим требованиям;
  • Разрешения на деятельность от СЭС. Выдается при соответствии здания санитарным нормам и наличии у персонала подтверждающих документов о прохождении медосмотра (санитарной книжки), свидетельства о государственной регистрации, а также заключения на торговую продукцию и сырье;
  • Получение лицензии на розничную торговлю;
  • Получение лицензии на право реализации алкогольных напитков и сигарет;
  • Патент на торговую деятельность;

Сколько нужно денег чтобы открыть кафе?

Вопрос о стоимости открытия кафе волнует каждого предпринимателя, желающего реализоваться в данной сфере деятельности.

В качестве самой конкурентной и сложной сферы деятельности многие называют ресторанный бизнес.

Но это не значит, что он настолько велик и недосягаем, что абсолютный новичок не сможет справиться с ним. Главное — придерживаться в своих действиях планомерности и аккуратности.

В настоящее время даже небольшие города готовы порадовать посетителей огромным разнообразием маленьких и крупных ресторанов. Молодое заведение сможет составить им конкуренцию только в том случае, если будет иметь очень узкую направленность. Например, если будет вкусно готовить китайскую, французскую или итальянскую еду.

Кроме того, по мнению опытных бизнесменов, на успешность работы сильное влияние оказывает грамотность и целеустремленность владельца. Но если этот бизнес для вас что-то новое и неизведанное, то лучше не прибегать к резким и кардинальным мерам, а заняться мониторингом реакции посетителей на введение той или иной дополнительной услуги.

Успешность заведения во многом зависит:

  • от хорошего профессионального повара;
  • от изюминки, свойственной именно вашему заведению;
  • от удачного местоположения.

Опасность в виде банкротства пугает многих начинающих бизнесменов, и не зря, ведь такой исход является далеко не редкостью.

Интересный материал о том, как правильно заниматься подобной деятельностью, представлен на следующем видео:

С чего начать? Необходимые документы

Прежде чем приступать к проверкам и сбору документов, нужно обеспечить себя готовым к эксплуатации помещением.

Предприятие общественного питания обычно . Учредительные документы такого юридического лица должны состоять из:

  • решения учредителей о создании;
  • свидетельства о регистрации юридического лица;
  • приказа о назначении директора;
  • устава;
  • свидетельства о получении ИНН;
  • письма со статистическими кодами (ОКВЭД, ОКПО, ОКФС и т. д.);
  • свидетельства о постановке на учет в ФОМС;
  • свидетельства о постановке на учет в ПФ;
  • договора на открытие расчетного счета.

Если же была выбрана такая форма, как ЗАО или ОАО, то дополнительно нужно приложить документы об акциях. Самой простой организационной формой является ИП, но при этом она вызывает очень пристальное внимание налоговой инспекции.

Что касается помещения, то должно быть документальное подтверждение того, что оно находится в собственности или официально арендовано.

Концепция заведения

Основой ресторана должна быть интересная идея. Но даже если ее нет, это не должно стать препятствием для открытия собственного дела. Главное — иметь в запасе детально проработанную концепцию, состоящую из:

  • позиционирования ресторана;
  • отличительных особенностей бизнес-проекта;
  • организационной и штатной структур управления;
  • эффективно организованного зонирования и максимальной функциональности помещения;
  • подробных инструкций о методах обслуживания;
  • легенды и оригинального названия;
  • проекта меню;
  • конкурентного анализа;
  • списка базовых и дополнительных услуг;
  • рекомендаций, касающихся рекламы и продвижения.

Подбор подходящего места, ремонт и обстановка

Выбор помещения относится к числу самых сложных вопросов, ведь к нему предъявляются большие технические требования.

Подходящих для ресторана помещений не так много даже в крупных городах, да и те, что есть, очень быстро занимаются. Конечно, можно заняться строительством, но обычно рестораторы не прибегают к столь затратному методу. При наличии достаточной суммы лучше купить помещение – это самый выгодный вариант.

Если планируется аренда, то нужно сразу подписать договор на несколько лет. Это позволит просчитать расходы, ведь ее стоимость на данный период будет фиксированной.

Размер и форма помещения являются лишь предметом ваших предпочтений, но есть вещи, на которые нужно обязательно обращать внимание:

  • коммуникации (водоснабжение, электричество, канализация) должны быть в идеальном состоянии;
  • дополнительная шумоизоляция и вентиляция, если заведение находится в жилом доме;
  • общее состояние помещения, ведь непригодная отделка обернется большими финансовыми затратами.

Самый проверенный вариант, особенно для новичков – аренда помещения, в котором раньше уже располагался ресторан.

Обустраивая точку, нужно обращать внимание на сочетание мебели со стенами и полом, люстры с другими осветительными приборами и прочие моменты, от которых зависит презентабельный вид помещения и формирующееся мнение. Еще один важный момент – это касса и гардероб, расположенные поблизости.

Обстановка ни одного ресторана не обходится без фокусной точки – фонтана, огромного аквариума, оригинальной барной стойки, сцены и т. д. Это главный ориентир для всех столов, расположенных в зале. Кстати, правильная расстановка столов может как положительно, так и отрицательно отразиться на репутации заведения. Посетители больше всего ценят ненавязчивое обслуживание, а его можно обеспечить только при наличии большого расстояния между столиками.

Проведение ремонта или перепланировки требует соблюдения санитарно-эпидемиологических правил:

  • высота помещения не менее 3-х метров для возможности установить вытяжные зоны;
  • наличие всех инженерных коммуникаций, сигнализации, а также служебного входа;
  • правильное распределение пространства, например, кухня должна занимать не менее 50% от общей площади;
  • обязательное наличие на кухне раздаточной, холодного и горячего цехов;
  • рациональная расстановка: холодильная установка не должна соседствовать с жарочным шкафом или фритюрницей;
  • тщательно организованный поток сырья и продуктов.

Оборудование, которое необходимо для кухни и зала

Не взирая на тип заведения, его направленность и размеры, современный уровень оснащения предусматривает наличие:

  • теплового оборудования – плит, жарочных поверхностей, фритюрниц, жарочных шкафов, водонагревателей, конвекционных печей и т. д;
  • электромеханической техники – овощерезок, рыбочисток, картофелечисток, мясорубок, упаковочных машин;
  • посудомоечных машин;
  • холодильного оборудования;
  • технологического оборудования и мебели из нержавеющей стали;
  • оборудованного бара;
  • оборудования для зала – стульев, столов, аудиосистем, кондиционеров;
  • сантехнических товаров и производственных стеллажей;
  • компьютеров и кассовых аппаратов.

Выбор той или иной техники во многом зависит от качества, гарантийного срока, уровня и периода сервисного обслуживания, стоимости и страны-производителя.

Преобладание исключительно импортного оборудования на рынке сменилось появлением качественной техники отечественных производителей, способной составить конкуренцию немецким, французским или итальянским аналогам.

Персонал

Любой ресторан не может обойтись без:

  • Бармена . Для небольшого заведения достаточно 1 человека, а если имеет место большая посещаемость или широкий ассортимент коктейлей, то можно взять ему помощника.
  • Бариста , который сможет удивить посетителей превосходным кофе.
  • Официантов . Оптимальное количество посетителей для одного сотрудника – 15 человек.
  • Метрдотеля . Эта вакансия свойственна для крупного заведения. В его обязанности входит приветственная часть, первичный заказ и координация работы официантов.
  • Управляющего , в должностные обязанности которого входит решение организационных вопросов, составление меню, подбор кадров и определение рабочего графика.
  • Работников кухни: шеф-повара и поваров .

Чаще всего в ресторане применяется повременная оплата труда. Для назначения времени выхода на смену того или иного работника существует специальный график, при составлении которого следует исходить из:

  • требуемого количества работников;
  • количества посетителей;
  • квалификации персонала;
  • интересов служащих (совмещающих несколько работ или учащихся).

Кроме того, нужно учитывать житейские обстоятельства, иногда приводящие к тому, что сотрудник не может выйти на работу.

Закупка продуктов, разработка меню

Новый ресторан может рассчитывать на загруженность в 10-15% , следовательно, шеф-повар самостоятельно сможет определить необходимое количество продуктов.

Первоначальный запас бара, конечно, известен бармену, но так как большая часть алкогольной продукции стоит дорого, контролировать ее расход и остаток предпочитает директор.

В хорошем ресторане всегда должна быть так называемая «полочная» бутылка коньяка стоимостью не менее 1 тыс. долларов, которую хотя бы раз в год кто-нибудь обязательно купит. А ассортимент винной карты должен колебаться в пределах от 50 до 70 позиций.

Меню заведения, для которого свойственна средняя ценовая политика, должно включать в себя следующие основные позиции:

  • горячие блюда: из мяса и рыбы не менее 6 шт., из птицы — не менее 3-х;
  • несколько низкокалорийных блюд (салаты), которые обычно предпочитают женщины.

Ресторанное меню обычно ориентируется на достижение максимальной доходности, следовательно, ресторатор должен отслеживать блюда, не пользующиеся популярностью, и избавляться от них.

Реклама заведения

Любого рода продвижение преследует цель, в той или иной мере связанную со стимулированием спроса. Путь продвижения зависит от различных факторов: направления кухни, ценовой политики, дизайна торгового зала или качества обслуживания.

Среди основных видов продвижения выделяют рекламу, паблисити и персональные продажи.

Выделяют:

  • Наружную рекламу — вывеску, которая также является обязательным требованием местной власти к каждому ресторану. Для привлечения клиентов также пользуются панелями, кронштейнами или пластиковыми фигурами людей.
  • Внутреннюю рекламу , зачастую представленную всевозможными буклетами и листовками, в которых содержится информация о заведении и планируемых или возможных мероприятиях.
  • Интернет . Правильно организованный и раскрученный сайт — очень эффективный метод привлечения потенциального гостя. Самое главное при этом строго отслеживать меню — посетитель должен знать о каждом изменении.
  • СМИ . Неординарный и яркий макет является отличным рекламным ходом.
  • Сувенирную продукцию , например, спички, зажигалки, зубочистки, бокалы и т. д.
  • Скидки на бизнес-ланч, комплексный обед, блюдо дня и т. д.

Сколько это стоит?

Существует масса вариантов открытия подобного бизнеса, и описать затраты каждого практически нереально. Остановимся на варианте, предполагающем аренду готового помещения, в котором имеется все необходимое оборудование:

  • 15 000 рублей — оформление ООО;
  • 6 500 — оплата работы сотрудника СЭС, который проведет замеры освещения и шума на соответствие нормам;
  • 50 000 — приобретение различного рода мелочей: скатерти, ложки, ножи, тряпки, ведра и т. д.;
  • 300 000 — стоимость лицензии, дающей право торговать алкогольной продукцией;
  • 144 000 — заработная плата сотрудников:
    • шеф повар — 25 000 руб.;
    • повар горячего цеха (2 человека) — 20 000 руб.;
    • повар холодного цеха — 8 000 руб.;
    • коренщица — 5 000 руб.;
    • уборщица — 5 000 руб.;
    • посудомойщица — 5 000 руб.;
    • бухгалтер — 8 000 руб.

    Всю эту сумму (кроме з/п бухгалтера) умножаем на 2, так как режим работы заведения в среднем составляет 16 часов.

  • 100 000 — продукты питания;
  • аренда из расчета 1000 рублей за 1 кв. м.;
  • оплата коммунальных услуг;
  • реклама.


Сроки окупаемости и приблизительная прибыль

На срок окупаемости и уровень доходности заведения оказывают влияние различные факторы: местонахождение (наиболее удачным вариантом является крупный микрорайон с большим количеством офисов), востребованная качественная еда, широкий ассортимент и прекрасно оформленное меню.

При соблюдении этих простых правил ресторан сможет окупить себя за 2-2,5 года.

Доходность бизнеса практически полностью зависит от ресторатора, который должен эффективно организовать процесс, наработать постоянных клиентов и постоянно заниматься привлечением новых.

Подбор достойного квалифицированного персонала, предоставление безукоризненного сервиса, грамотный подход к составлению меню, обустройство изысканного интерьера и организация грамотного менеджмента позволяет рассчитывать на доходность от 30 до 50%.

Сколько стоит открыть кафе: динамика развития заведений общественного питания + советы по созданию концепции заведения + бизнес-план для открытия кафе + подсчет расходов и окупаемости.

Кафе – это место, которое принято посещать во время свиданий, дружеских встреч и семейных выходов.

Многие ходят в кафе, но лишь некоторые задумываются о нем, не как об уютном месте для проведения вечера, а как о работе.

В этой статье мы детально разберём, сколько денег нужно чтобы открыть кафе , учитывая его особенности.

Первые шаги, чтобы открыть кафе

Сначала хорошо обдумайте свою идею об открытии кафе. Какой будет его концепция, стиль, и на чём будет сделан главный акцент.

Посетители приходят в такие заведения не только ради еды, а и ради особой атмосферы.

Доля кафе и баров на рынке общественного питания России составляет около 98 миллиардов рублей и занимает почётное третье место.

На первом месте по доходности среди заведений общепита – фастфуд с долей рынка в 410 миллиардов рублей.

На втором месте – фуд-корты и заведения самообслуживания, которые составляют категорию стоимостью 130 миллиардов рублей. Менее популярны среди населения традиционные рестораны и столовые.





Обдумайте, каким будет ваше кафе, прежде чем открыть его. Это будет , итальянская пиццерия, кофешоп или японское кафе, где подают суши, дайфуку и моти?

Пожалуй, самый распространённый вариант кафе среди перечисленных – кофешопы. Это заведения, в которых подают горячие и прохладительные безалкогольные напитки со всевозможными добавками, выпечкой и шоколадными изделиями.

Услуга «кофе на вынос» удобна для тех, кто не имеет времени сидеть в кафе, но хочет приобрести напиток.

Подберите помещение с удобным расположением, учитывая стиль и специфику вашего заведения.

При выборе места для того, чтобы , учитывайте его особенности. Удобно ли к нему добираться, есть ли поблизости местные достопримечательности, учебные заведения, офисы, сотрудники которых будут заходить к вам.

Если кафе расположено во дворе дома, нужно развесить вывески и рекламные стенды, чтобы посетители легко могли вас найти.

При наличии жесткой конкуренции в локации, где вы собираетесь открыть бизнес, сделайте своё кафе особенным, таким, которое будет отличаться от всех остальных.

В этом деле все средства хороши. Повесьте яркую и заманивающую вывеску, поставьте стильную мебель, снизьте немного цены или введите «счастливые часы» — это некий интервал времени ежедневно, когда на ассортимент распространяется определённая скидка.

Например, с 14:00 до 16:00 действует скидка 25% на десерты или же при покупке одного латте, второй – в подарок и прочее.

В кафе должны быть не только вкусная кухня и качественный сервис, но и некий шарм. Не стоит забывать о таких благах цивилизации, как наличие Wi-Fi. Почти 50% опрошенных россиян в возрасте от 18 до 54 лет жалуются на отсутствие бесплатного интернета в кафе и ресторанах.

Так как в кафе часто приходят для того, чтобы поработать на ноутбуке, наличие свободного беспроводного интернета будет способствовать наплыву посетителей.

Для наглядности приведём конкретные цифры. Около 70% кафе и баров Москвы имеют бесплатный Wi-Fi. В Санкт-Петербурге этот показательно немного ниже и составляет 64,8%. Дальше по рейтингу Липецк, Кемерово, Уфа, Челябинск и Калининград.

Планирование меню как важнейший шаг в открытии кафе

Главный акцент при открытии любого кафе сосредоточен на меню.

Если вы планируете открыть кафе, следует обратить внимание при составлении меню на следующее:

  • Концепция кафе.
  • Кухня, которую предпочитают жители вашего региона.
  • Оптимальная стоимость для потенциальных покупателей.


Согласно социальному опросу 48% людей в России хотели бы увеличить разнообразие блюд в кафе и ресторанах. Но большое меню хоть и кажется заманчивым для клиентов, на самом деле принесёт уйму проблем.

Главным минусом обширных меню есть то, что клиенты проведут значительно больше времени, изучая ассортимент и цены. Если, открыв меню, посетителям будет трудно выбрать блюда, они будут консультироваться с официантами, что негативно отразится на скорости обслуживания столиков в кафе.

Наиболее оптимальный вариант – средней длины меню с фотографиями. Конечно, для его издания потребуются дополнительные ресурсы, но этот формат оптимизирует качество обслуживания. К тому же клиенты до заказа блюд будут иметь представление об их внешнем виде, составе и сервировке.

Вернёмся к данным опроса: 24,5% респондентов хотели бы выбирать блюда на заказ через автоматизированные программы на планшете. Замечательная идея, но, к сожалению, больше подходит для сетей фастфудов или дорогих ресторанов.

Ведь чтобы открыть кафе с базой электронных заказов, нужно оборудовать каждый столик планшетом со специальным программным обеспечением. Как показывает практика, подобный опыт обслуживания не выгоден для небольших кафе и баров.

Среди других пожеланий посетителей: наличие доставки еды домой или в офис, а также высокое качество сервиса обслуживания. Почти 37% респондентов хотели бы видеть в кафе , а 32% посетителей хотели бы получать порции большего размера.

Учитывайте эти особенности, когда соберетесь открыть собственное кафе.

Как показывает статистика, больше всего вне дома россияне принимают пищу в обед. Именно на обеденный перерыв припадает 35% дневных посещений. На втором месте – послеобеденный перекус с 14:00 до 16:00. В это время доля посетителей за день составляет 21%.

На третьем месте – вечернее (18% посетителей) и утреннее время (17% посетителей).


Берите во внимание эти данные по разработке меню ещё на этапе открытия заведения. Составьте утренние блюда для завтраков, бизнес-ланчи и сытные, но экономные блюда на обед.

Как составить бизнес-план, чтобы открыть кафе без головной боли?

Обдуманный бизнес-план поможет вам установить приоритеты в развитии кафе, правильно распорядиться бюджетом, составить список преимуществ по сравнению с конкурентными заведениями, определить потенциальную аудиторию ваших клиентов и пошагово расписать план действий для открытия и количество денег, которое уйдет на старте.

Пожалуй, составление корректного и грамотного плана – один из важнейших пунктов, который нужно выполнить, чтобы открыть кафе.

Не экономьте времени и денег, найдите опытного и квалифицированного помощника, который поможет вам очертить главные пункты бизнес-плана кафе.
При этом вы сможете заранее избежать ряда ошибок, которые допускают начинающие предприниматели.

Количество денег на открытие кафе зависит от ваших возможностей. Если ваш бюджет лимитирован, нужно подобрать доступную концепцию и стиль, который будет соответствовать размеру вашего кошелька.

Всё гениальное просто. Сейчас огромной популярностью пользуется мебель и элементы декора, сделанные из подручных средств. К примеру, использовав свою фантазию, несколько поддонов и мягкие подушки, можно сделать столы и удобные диванчики, которые, несомненно, придутся по вкусу вашим посетителям.

1) Выбор помещения для открытия кафе + ремонтные работы.

Как правило, предприниматели ищут помещение или здание в аренду. Более обеспеченные бизнесмены могут позволить себе его покупку.

Арендованное помещение со временем можно переместить в другое здание. Дополнительным плюсом является то, что в случае, если ваше кафе не будет популярно среди жителей, вы сможете переехать в более оживлённые районы без значительных потерь денег.

Цены на аренду значительно варьируются в зависимости от близости к центру, состояния помещения, исторической ценности, парковки, потока людей, даже от этажа.

В Москве за аренду помещения нужно выложить сумму от 1000 рублей за метр квадратный . Для аренды современного помещения с ремонтом возле парковки потребуется больше денег, здесь цены стартуют от 4 — 5 тысяч рублей .

Главный критерий для подбора места аренды – это наличие потока людей. Нужно уделить несколько дней свободного времени, чтобы провести его там, где вы планируете открыть кафе.

Обратите внимание, что договор аренды нужно подписывать только после консультации с квалифицированным юристом. Это обезопасит вас от «подводных камней» в тексте договора.

2) Юридическое оформление кафе.

Для открытия собственного кафе нужно зарегистрироваться как предприниматель.

Вы сможете пройти регистрацию в качестве ООО (общества с ограниченной ответственностью) или СПД (субъекта предпринимательской деятельности). Быстрее пройдёт регистрация в лице СПД.

Дополнительно для торговли в кафе алкоголем или табачными изделиями вам потребуется лицензия.

После регистрации в налоговой нужно сообщить об открытии своего кафе в Роспотребнадзор и пожарную инспекцию. Первая плановая проверка пожарной безопасности пройдёт перед открытием заведения, вторая – через 3 года.

3) Разработка меню для заведения.

Чтобы получить много денег от функционирования кафе, недостаточно просто напечатать меню. Его нужно сделать хорошо продаваемым, чтобы человек, открыв его, проникся атмосферой заведения и был готов потратить много денег.

Создание эффективного списка блюд ещё в 80-х годах прошлого столетия очертили ученные из Мичиганского университета. Дональд Смит вместе с Майклом Касанава воплотили в жизнь идеи о menu engineering.

Для того чтобы оценить, какие блюда будут приносить больше денег, нужно поделить их на 2 категории: наиболее популярные среди покупателей и те, которые имеют наивысшую наценку.

Получится 4 группы:

  • «Самые популярные блюда» — высокая наценка и высокий уровень продаж.

    Именно, они приносят наибольшее количество денег вашему кафе.

  • «Рабочие блюда» — высокий уровень продаж, но низкая наценка.

    Такие блюда стоит оставить в меню, но нужно немного поднять их стоимость.

  • «Загадки» — высокая наценка, но низкий уровень продаж.

    К таким позициям нужно стимулировать интерес клиентов.

  • «Лишние» — плохая наценка и низкая популярность среди посетителей.

    Такие позиции нужно убирать из списка блюд, так как они не приносят денег кафе.

Сколько же денег требуется, чтобы создать меню при открытии кафе?

Дизайн обойдётся минимум в 50 долларов . Стоимость напрямую зависит от сложности задания, стиля оформления, наличия фотографий или графических иллюстраций.

Цена на печать готового меню зависит от его величины, числа экземпляров, типа бумаги и обложки. Обложку можно сделать из ламинированной бумаги, плотного картона, пластика или кожи.

4) Сотрудничество с поставщиками продуктов – важный этап в открытии кафе.

Секрет прибыльного заведения общественного питания в первую очередь таится в свежих продуктах высокого качества.

Экономия денег на заказах продуктов низкого качества у несертифицированных продавцов может обернуться для вас неудачей. Случаи отравлений или плохого самочувствия после ваших блюд уж точно не прибавят вам денег и популярности.

А испорченную репутацию трудно вернуть, особенно такому заведению, которое открылось лишь недавно.

Попробуйте поискать поставщиков среди местных фермеров. На закупку продуктов у них нужно немного больше денег, но использование продукции родного производства увеличит вашу популярность среди клиентов, стоит лишь упомянуть об этом в меню.

Вместо алкоголя известных компаний поищите крафтовые пивоварни или винодельни неподалёку от кафе, которое вы собираетесь открыть.

Не останавливайтесь на сотрудничестве с одним поставщиком. Для этого в контракте укажите, что вы не обязуетесь заказывать товары только у одного продавца.

Просмотрите несколько предложений, прежде чем выбрать поставщика продуктов. Ведь в спешке вы можете упустить более выгодные условия сотрудничества, которые принесут больше денег вашему кафе.

5) Подбор персонала при открытии кафе.

Ещё один не менее важный пункт для того, чтобы открыть своё кафе или бар.

Определитесь с тем, кого вы ищете: высококачественных профессионалов среднего возраста или молодых официантов-студентов. Подайте объявления в социальные сети и на сайты для поиска персонала.

Нужно заранее обдумать вопросы, которые вы будете задавать кандидатам во время собеседования. Рассчитайте, сколько денег в качестве заработной платы вы сможете им предложить.

Обсудите с кандидатами знание иностранных языков и блюд известных кухонь, а также длительность испытательного периода.

Для лучшей трудоспособности сотрудников их нужно поощрять удобным графиком работы, дополнительными выходными и денежными премиями.

Не забывайте о необходимости установки телекамер в зале кафе и на кухне для безопасности посетителей и персонала.

«Главные» сотрудники кафе – это работники кухни и администратор. Сколько же денег нужно на выплату их зарплаты?

В среднем заработная плата повара в кафе стартует от 20 000 рублей .

Чтобы нанять администратора нужно больше денег — минимум 35 000 рублей .

6) Покупка оборудования и мебели, необходимых для открытия.

Ориентируйтесь при выборе дизайна своего кафе на кухню. К примеру, кофейня предрасполагает к стилю лофт, пиццерия – к итальянскому изыску, кондитерская – к французскому шарму.

Поищите идеи для оформления зала в интернете и не бойтесь экспериментировать.

Количество денег, необходимое для того, чтобы открыть кафе, во многом зависит от стиля, который вы выберете и размера зала для посетителей.

Уровень цен на мебель, посуду и оборудование для открытия кафе:

Наименование Диапазон цен от и до, руб.
Стул 930 - 21 500
Барный стул 1280 - 24 000
Кресло 3200 - 61 000
Диван 7600 - 540 000
Барный столик 5200 - 66 500
Деревянный столик 8370 - 44 100
Стеклянный столик 3700 - 38 000
Комплект «Столик и 4 стула» 9790 - 49 720
Напольная вешалка 2500 - 35 500
Зеркало 1930 - 48 750
Блендер 4000 - 33 400
Витрина 16 600 - 243 950
Кофемашина 42 450 - 184 580
Миксер 5200 - 77 700
Соковыжималка 5 200 - 88 800
Барный холодильник 10 640 - 25 000
Холодильный шкаф 66 900 - 143 950
Печь для пиццы 50 000 - 79 000
Плита 35 000 - 267 000
Посудомойная машина 87 520 - 144 250
Форма для запекания 760 - 5 300
Чашка 95 - 250
Стакан 70 - 100
Салатник 130 - 3 530
Тарелка 150 - 650
Сковорода 1200 - 7700

7) Создание сайта.

Как сообщают исследования, более 50% людей, прежде чем посетить кафе или бар, изучают его ассортимент и ценовую политику через интернет. Поэтому создание собственного сайта и группы в социальных сетях – это важный шаг в маркетинге.

Разместите на официальном сайте кафе выбор блюд, которые подают в вашем заведении, сообщения об акционных предложениях, детальный маршрут к кафе и часы работы.

К оформлению сайта нужно подойти не менее ответственно, чем к оформлению интерьера кафе. Ведь первое впечатление о вас может как заинтересовать клиентов, так и отпугнуть.

8) Варианты рекламы.

Закажите и повесьте при входе в кафе яркий баннер, чтобы привлечь внимание прохожих.

Введите систему клубных скидок и купонов для своих постоянных посетителей.

Хотите разобраться, как открыть свое кафе?

Важные нюансы, касающиеся данного бизнеса, вы узнаете из этого видео:

Сколько денег нужно, чтобы открыть небольшое кафе на 15 столиков без барной стойки и диванов?

Цены на минимальный набор оборудования для кофейни покажут, сколько реально стоит открыть собственное заведение:

Наименование Количество Цена за 1 штуку, руб. Цена общая, руб.
Итого: 621 800 руб.
Барный столик 15 5500 82 500
Стулья 60 1200 72 000
Бра 20 1000 20 000
Подвесные светильники 10 2000 20 000
Витрина 4 16 600 66 400
Кофемашина 2 65 200 130 400
Холодильный шкаф 1 67 000 67 000
Плита 1 45 000 45 000
Миксер 1 5 200 5200
Посудомойная машина 1 87 550 87 550
Чашка 75 110 8250
Стакан 40 100 4000
Тарелка 90 150 13 500

В сумме для покупки интерьерной мебели, оборудования для кухни и посуды понадобится минимум 622 000 рублей.

Но в этой стоимости не предусмотрено обустройство умывальников, туалетных комнат, затрат на коммунальные услуги, элементов внутреннего и наружного интерьера. А ведь всё это вам понадобится, если вы решите открыть подобное заведение. И всё это стоит денег.

Но всё же, это – мелочи по сравнению с основными категориями затрат.

Дополнительно нужно учесть зарплаты сотрудников, ведь от этого также зависит, сколько денег нужно потратить на открытие кафе:

Название вакансии Количество рабочих мест Заработная плата, руб./месяц
Итого: 191 700 руб.
Повар 3 25 000 х 3 = 75 000
Бариста 1 15 000
Официант 5 14 500 х 3 = 43 500
Администратор 1 35 000
Уборщик 1 11 200
Посудомойщик 1 12 000

Бюджет закупки продуктов зависит от меню. Средняя цена на продукты, необходимые для открытия кафе:

Наименование товара Цена, руб. Наименование товара Цена, руб.
Миндальная мука (1 кг) 1416,1 Карамельный топпинг (424 г) 211,9
Мука для пиццы из твёрдых сортов (5 кг) 805,4 Нарезной батон (300 г) 21,8 - 23,5
Мука пшеничная (1 кг) 76,3 - 84,9 Пшеничная тортилья (750 г) 171,5
Сахар-песок (1 кг) 55,6 - 73 Какао-порошок (100 г) 91
Соль мелкая (1 кг) 22,7 - 61 Зерновой кофе (1 кг) 652 - 1400
Кунжутное масло (250 мл) 317 - 486,8 Чай в пакетиках (100 штук) 180,7 - 328
Оливковое масло (1 л) 521 - 564,5 Пирог чизкейк (2,55 кг) 1823 - 2005
Подсолнечное масло (0,9 л) 86,2 - 93,8 Тарталетки (800 г) 906,2
Вода питьевая (5 л) 31,8 Торт с клубникой (2,9 кг) 1447,7
Вода минеральная (1 л) 27,4 Маргарин для выпечки (200 г) 16,4
Квас (2 л) 57,2 Сливки 33% жирности (1 л) 175 - 224,5
Сок (1 л) 70,6 - 185,9 Кондитерский крем 30% (1 л) 180,8
Джем (320 г) 65,2 - 88,7 Мороженое (2,2 кг) 686 - 724,4
Цветочный мёд (1,4 кг) 399 Сливочное масло (500 г) 92,9 - 115,4

Сводная таблица расходов на открытие небольшого кафе:

Название категории растрат Стоимость, руб.
Итого: 1 132 800 руб.
Регистрация бизнеса От 20 500
Аренда помещения (60 кв.м.) От 90 000
Дизайн помещения, мебель, столовые приборы 621 800
Дизайн, составление и печать меню От 6 400
Оборудование кухни От 160 000
Закупка товаров От 23 000
Заработная плата персонала 191 700
Реклама кафе От 4 000
Создание сайта 1400-7000
Коммунальные платежи От 14 000

По нашим расчётам нужно иметь немалую сумму денег — около 1 132 800 рублей для того, чтобы открыть собственную небольшую кофейню. При этом средняя окупаемость кафе составляет от 7 до 14 месяцев .

Объем расходов, которые предстоят при открытии кафе, будет сильно отличаться в разных городах. Конечно же, стоимость аренды в Москве или Петербурге обойдётся гораздо дороже, чем в небольшом городке или посёлке. Помещения на центральных улицах города также значительно увеличат первичную себестоимость кафе.

В этой статье мы детально рассмотрели, сколько стоит открыть кафе и на какие нюансы стоит обратить внимание .

Не забывайте, нет четкого ограничения в том, сколько денег нужно, чтобы открыть кафе. Всё зависит от ваших пожеланий, типа заведения, его расположения и вместительности.

Даже при минимальном бюджете вы можете сделать потрясающее и популярное среди гостей кафе, придумав для него характерную изюминку.

Кафе – это место, куда люди приходят не только за едой, но и за яркими впечатлениями, домашней атмосферой и уютом. Помните об этом, когда будете планировать открытие собственного кафе.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Вряд ли бизнес в сфере общепита можно отнести к простым способам получения дохода. Чтобы добиться здесь успеха, недостаточно внушительного стартового капитала и горячего желания стать ресторатором: кроме этого, требуется как минимум понимание особенностей работы предприятия, умение работать с людьми, железные нервы и полная личная отдача.

Предприниматели, рассматривающие, как открыть свое кафе с нуля, обычно принимают во внимание только престижность и доходность такого бизнеса, забывая о «подводных камнях» в виде многочисленных бюрократических процедур, сложности поиска порядочного и ответственного персонала, высоком уровне конкуренции. Поэтому решению открыть свое собственное заведение должны предшествовать всестороннее изучение вопроса, тщательное планирование и определенная моральная подготовка.

Особенности бизнеса

Отличительные черты любого кафе - это его концепция, целевая аудитория и ценовая политика. Идея бизнеса должна включать разработку уникального торгового предложения, выделяющего заведение на фоне конкурентов: в качестве такового можно использовать эксклюзивные блюда, живую музыку, особый дизайн интерьера или нестандартный способ обслуживания.

При отсутствии опыта работы в сфере общепита у предпринимателя неизбежно возникнет вопрос - с чего начать открытие кафе. Это нельзя сделать без поиска ответов на следующие вопросы:
  • Насколько успешен бизнес у конкурентов?
  • Где будет открыто заведение? В торговом центре, на городской улице, в спальном районе или на закрытой территории какого-либо предприятия?
  • Сколько потенциальных клиентов будут иметь доступ к расположенному здесь кафе?
  • года? Есть ли на рынке свободные направления? Можно ли создать свой уникальный формат заведения?
  • Каковы санитарные требования к кафе выбранного типа?

Продумать следует мельчайшие детали. Разумеется, не все ошибки начинающего ресторатора являются критическими, однако излишне оптимистичный взгляд на такие проблемы, как регулярные проверки, воровство персонала, жалобы окружающих жителей на шум или неверный выбор рыночной ниши, может стать причиной довольно болезненной неудачи.

Выбор формата заведения

Вряд ли можно назвать какой-либо другой вид бизнеса, предоставляющий такие же возможности для творческих проявлений: количество различных форматов заведений общепита настолько велико, что классифицировать их можно только приблизительно. Поэтому в первом приближении кафе разделяют:

  1. По ассортименту - специализированные (шашлычные, пиццерии, блинные, гриль-бары) и неспециализированные (в том числе с национальной кухней);
  2. По целевой аудитории (детские, спортивные, студенческие, арт-кафе);
  3. По форме обслуживания (с официантами или с линией раздачи);
  4. По территориальному расположению (в торговых центрах, на улицах, в зонах отдыха);
  5. По сезонности (летние и работающие круглый год).

Самые распространенные форматы кафе - это:

  • Фастфуд. Пользуется популярностью благодаря доступности и умеренной ценовой политике. Помимо прочего, ассортимент заведения должен включать бургеры, хот-доги, чикен-роллы, картошку фри, куриные крылышки, кофе, пиво и газированные напитки. Как открыть кафе быстрого питания с нуля: чаще всего предприниматели покупают одну из франшиз, количество которых сейчас измеряется десятками;
  • Кафе-бар. Наиболее распространенный формат, позволяющий разместить 25–50 человек. Заведение характеризуется наличием полноценной кухни, позволяющей посетителю заказывать холодные и горячие блюда к алкогольным, горячим или прохладительным напиткам;
  • Семейное кафе. В заведениях такого типа предполагается организация совместного досуга взрослых и детей, присутствуют игровая зона и зал для родителей. Как открыть семейное кафе с нуля: в проект следует включить место для детской комнаты, а в штате предприятия предусмотреть должность аниматора;
  • Детское кафе. Целевой аудиторией такого заведения являются исключительно дети, потому в ассортимент включают уменьшенные порции легких закусок, молочные коктейли, соки, шоколад, кондитерские изделия. Как открыть детское кафе с нуля: акцент следует сделать на красочном оформлении интерьера, заказать детскую мебель, разработать оригинальное оформление блюд и предусмотреть место для игровой зоны;
  • Придорожное кафе. Заведения такого типа рекомендуется открывать только на собственном участке земли, расположенном недалеко от оживленного шоссе. В меню акцент делается на блюда быстрого приготовления, поскольку посетители обычно торопятся. Как открыть придорожное кафе с нуля: можно построить быстровозводимое сооружение, однако при этом придется позаботиться о водоснабжении, отоплении и подключении к электрическим сетям;
  • Интернет-кафе. Разумеется, доступ в сеть с мобильных устройств есть практически у всех, поэтому при разработке концепции кафе акцент нужно делать не на компьютеры, а на бар, предлагающий кофе и закуски. : в перечень требуемого оборудования следует включить современные ПК, маршрутизаторы, а также предусмотреть подключение к скоростной выделенной линии.

Преимущества и недостатки бизнеса

Сегодня многие занятые люди уже не могут позволить себе тратить время на приготовление пищи, предпочитая пользоваться услугами заведений общепита. На фоне растущего спроса многих предпринимателей интересует, как открыть свое кафе, с чего начать подобный бизнес: процесс должен включать изучение всех достоинств и недостатков подобной деятельности.

К положительным факторам можно отнести:

  • Высокую рентабельность и приемлемый срок окупаемости бизнеса;
  • Возможность выделить свою целевую аудиторию;
  • Рост востребованности заведений общепита;
  • В список того, что нужно, чтобы открыть кафе с нуля, не входят специальные знания и требования к профессиональной подготовке.

Недостатков у этого вида бизнеса несколько больше, и главный среди них - невозможность точного прогнозирования спроса. Расчеты посещаемости и суммы среднего чека достоверны только в статистической выборке: фактически же доход двух соседних кафе может отличаться в разы. К другим негативным факторам относят:

  • Высокий уровень конкуренции;
  • Сложность поиска подходящего помещения;
  • Размеры капитала, необходимого для того чтобы открыть небольшое кафе с нуля - стоимость помещения и оборудования может достигать нескольких миллионов рублей;
  • Сложность работы со скоропортящимися продуктами питания;
  • Зависимость бизнеса от человеческого фактора (качества работы поваров, честности официантов и барменов, адекватности посетителей).

Регистрация деятельности

Легализация деятельности будущего заведения общепита является обязательным условием в вопросе о том, как открыть кафе с нуля: пошаговая инструкция включает регистрацию предприятия, оформление разрешительной документации на помещение и согласование ассортимента в Роспотребнадзоре.

При выборе организационно-правовой формы нужно учитывать, что статус индивидуального предпринимателя не позволяет организовать торговлю алкогольной продукцией. Поэтому владельцы кафе открывают два предприятия: ИП для реализации пищевой продукции и ООО для продажи крепких спиртных напитков. Рассчитывая, сколько будет стоить открыть кафе, можно исходить из того, что пошлина на регистрацию ООО составляет 4000 рублей, тогда как ИП обойдется всего в 800 рублей.

В качестве системы налогообложения применяется ЕНВД или УСН. Первый вариант используют при большом денежном обороте для кафе, площадь зала которых не превышает 150 м². Основной недостаток второго - ограничение годовой прибыли на уровне 60 млн рублей.

Перед тем , придется получить разрешение Роспотребнадзора на размещение нового заведения общепита, в котором указывается тип объекта и продолжительность его работы.

В числе прочего сотрудников надзорного органа интересует:

  • Наличие договоров на вывоз мусора, обработку спецодежды, дезинсекцию, дератизацию помещений и водоснабжение;
  • Наличие договоров на поставку сырья, ветеринарных сертификатов на мясо и рыбу, санитарных книжек у персонала;
  • Обустройство уголка потребителя;
  • Наличие требуемого комплекта оборудования, соблюдение правил раздельного хранения мясной и прочей продукции.

Второе, что нужно, чтоб открыть кафе - разрешение СЭС. О его получении следует позаботиться заранее, проектируя планировку, оборудование помещений и направление производственных потоков в соответствии с СанПиН 2.3.6.1079–01.

Третье разрешение выдает Госпожнадзор на основании соответствия инженерных сетей заведения требованиям СНиП и правилам противопожарной безопасности, наличия пожарной сигнализации, огнетушителей и запасных выходов.

Итак, какие нужны документы, чтобы открыть кафе? Перечень включает:

  1. Свидетельства о регистрации предприятия и постановке на учет в налоговой службе;
  2. Письмо Росстата с указанием кодов ОКВЭД и их расшифровкой;
  3. Документы, подтверждающие права на торговый объект;
  4. Торговый патент, выданный местной администрацией;
  5. Разрешение Госпожнадзора;
  6. Разрешение СЭС;
  7. Договор с охранной организацией;
  8. Договоры с коммунальными службами;
  9. Справку из БТИ, включающую план объекта.

Чтобы открыть мини кафе с нуля в соответствии с законодательством, в торговом зале также следует разместить:

  • План эвакуации при пожаре;
  • Книгу жалоб;
  • Информацию о регистрации предприятия и разрешение на торговлю алкоголем;
  • Наименование и вес продукции (указывается в меню и на ценниках);
  • Текст Закона «О защите прав потребителей».

Бизнес план кафе

«Хочу открыть кафе - с чего начать?» Ответ на этот вопрос одинаков для любого вида предпринимательской деятельности: начинать следует с разработки бизнес-плана. В проекте учитывают не только основные расходы и возможные доходы, но и другие факторы, определяющие успех будущего предприятия. Важнейшим из них является размер целевой аудитории, для оценки которого приблизительно подсчитывают количество людей требуемого социального статуса, живущих или работающих в радиусе 1–2 км от точки расположения кафе. В план также включают следующие разделы:

  • Ассортимент и ценовая политика предприятия;
  • График работы, план по персоналу;
  • Перечень предоставляемых услуг;
  • Анализ рыночной ситуации;
  • Анализ активности конкурентов, их преимущества и недостатки;
  • План инвестирования и общий календарный план проекта;
  • Расчет основных экономических показателей.

Подсчитывая, сколько нужно денег, чтобы открыть кафе, важно учесть все возможные затраты. В некоторых случаях расходы на штрафы, химчистку, ежемесячную покупку салфеток или на покрытие кассовой недостачи могут оказаться для предпринимателя неприятным сюрпризом. Наконец, перед тем, как открыть кафе, в помещении обязательно придется делать ремонт: этот процесс имеет характерную тенденцию к выходу за рамки составленной сметы.

Требования к месторасположению и интерьеру

В вопросе о том, как открыть маленькое кафе с нуля, проблема поиска подходящего места требует самого ответственного подхода. Если речь не идет о модном или специализированном заведении, ради посещения которого клиенты будут готовы ехать через весь город, то целесообразнее рассмотреть возможность аренды помещения в крупном торговом центре или в здании первой линии. Подсчитывая, сколько нужно денег чтоб открыть кафе, следует учесть, что тарифы здесь достаточно высоки, однако перспектива получить в итоге заведение с высокой посещаемостью вполне оправдывает расходы - при условии соответствия объекта следующим критериям:

  • Объект расположен вблизи мест скопления потенциальных клиентов - в спальном районе, деловом центре или в зоне отдыха;
  • Формат и ценовая категория заведения оптимальны для привлечения соответствующей целевой аудитории;
  • Не рекомендуется открывать кафе на месте предшественников, закрывших заведение по неизвестным причинам;
  • Выбранное здание не подлежит реконструкции или сносу в ближайшем будущем;
  • Прилегающая территория включает удобную парковку и подъездные пути для транспорта поставщиков.

Помещение

Для того чтобы открыть кафе бар с нуля, нужно заказать разработку проекта опытным архитекторам. При определении размеров и планировки зала в соответствии с санитарными нормами каждое посадочное место требует не менее 2 м² площади. Таким образом, с учетом проходов между столиками в помещении площадью 100 м² можно разместить 35–40 посетителей; еще 10 м² придется выделить для установки барной стойки.

Другие требования к объекту - это наличие вентиляции, водоснабжения, канализации и подключения к электрическим сетям мощностью 45–50 кВт. Процесс приготовления пищи на плитах и в духовках сопровождается повышенным расходом электроэнергии и работой мощной вытяжки; не исключено, что в вопросе о том, придется предусмотреть расходы на прокладку отдельной силовой линии.

Интерьер

Востребованность кафе в известной степени определяется его стилем: вряд ли банально выкрашенные стены и побеленные потолки будут привлекать посетителей. Потому, задавая себе вопрос: «Хочу открыть кафе - что для этого нужно?» - следует понимать, что своими силами при разработке дизайна интерьера не обойтись.

Процессу проектирования должно предшествовать определение концепции заведения: задача дизайнера при этом заключается в создании стиля, понятного и близкого целевой аудитории. Кроме того, желательно заранее определить бюджет проекта и ценовую категорию отделочных материалов: от этого зависят предпочтительные архитектурные решения.

Расходы на помещение

Таким образом, с помещением связаны основные статьи расходов, предшествующих открытию заведения. Рассматривая, сколько стоит открыть кафе в Москве, следует понимать, что тарифы на работу дизайнеров и строителей здесь в два–три раза выше, чем в других областных центрах, однако и сумма среднего чека в заведениях такого типа составляет 1400–1700 рублей.

Оборудование

Подсчитывая, сколько стоит открыть небольшое кафе, рекомендуется предусматривать закупку только профессионального оборудования: как показывает практика, ни один бытовой прибор в таком режиме эксплуатации не выдержит больше месяца. В крайнем случае, можно найти подержанные плиты, духовые шкафы и морозильные камеры, однако во избежание неожиданного отказа при первой же возможности их лучше заменить новыми. Ножи, разделочные доски, рабочие столы и холодильники для продуктов покупаются в двойном количестве, поскольку санитарными нормами предусматривается отдельное хранение и обработка мяса.

Не менее ответственно следует подойти и к выбору мебели для зала. В некоторых руководствах о том, как открыть небольшое кафе с нуля, предлагается использование пластиковой мебели, однако чаще всего таковая не соответствует ни статусу, ни концепции заведения. Желательно выбрать крепкие и эстетичные столы и стулья из дерева и металла. Что же касается барной стойки - здесь поставщики предлагают достаточное количество готовых вариантов, различных по цене и дизайну.

Оборудование кухни

Наименование Количество Цена, руб. Сумма, руб.
Электроплита с грилем 1 30 000 30 000
Панель варочная 1 12 000 12 000
Фритюрница 1 8 000 8 000
Шкаф духовой 1 28 000 28 000
Система вентиляции 1 4 000 4 000
Печь микроволновая 2 2 500 5 000
Миксер 1 2 000 2 000
Чайник 2 1 500 4 500
Холодильный шкаф для напитков 1 8 000 8 000
Кофеварка 1 4 000 4 000
Овощерезка 1 4 000 4 000
Весы электронные 2 4 000 8 000
Ванна моечная 2 4 000 8 000
Стол рабочий 2 8 000 16 000
Холодильный шкаф 2 30 000 60 000
Комплект ножей 3 7 000 21 000
Комплект кухонной посуды 2 10 000 20 000
Итого: 242 500

Оборудование зала

Количество Цена, руб. Сумма, руб.
Кассовый аппарат 1 18 000 18 000
Комплект посуды для зала 40 1 200 48 000
Комплект текстиля для зала 40 1 000 40 000
Стол 10 5 000 50 000
Стул 40 2 000 80 000
Кондиционер 2 5 900 11 800
Стойка барная 1 80 000 80 000
Стул барный 4 2 500 10 000
Спецодежда 17 1 000 17 000
Компьютер 1 10 500 10 500
Система сигнализации 2 10 000 20 000
Прочие затраты 1 50 000 50 000
Итого: 435 300

Персонал

Взвешенный подход к подбору персонала - то, что нужно чтобы открыть кафе с нуля и удержать посетителей, поскольку именно внимательность, профессионализм и порядочность работников определяют, станет ли клиент постоянным. Официанты и бармен должны не только знать состав и цены предлагаемых блюд и напитков, но и уметь обслужить клиента, спокойно разрешить конфликтную ситуацию.

Старшим на кухне является шеф-повар. Усилия, связанные с поиском на эту должность квалифицированного специалиста, окупаются сполна: высокое качество, интересное оформление блюд и наличие «фирменной» особенности в процессе их приготовления или подачи наверняка оставят у посетителей неизгладимое впечатление.

В числе того, что нужно, чтоб открыть кафе, следует упомянуть разработку плана по персоналу: сотрудники, критически важные для функционирования заведения, должны дублироваться на случай болезни, прогула и прочих непредвиденных обстоятельств. Чаще всего работу организуют посменно по графику «два рабочих дня / два выходных».

Персонал кафе

Должность Количество Ставка, руб. Расходы, руб.
Администратор 2 25 000 50 000
Бухгалтер 1 20 000 20 000
Шеф-повар 1 40 000 40 000
Повар 4 18 000 72 000
Официант 4 15 000 60 000
Бармен 2 25 000 50 000
Подсобный рабочий 2 15 000 30 000
Мойщица посуды 2 15 000 30 000
Уборщица 1 15 000 15 000
Итого: 19 367 000

Финансовые вложения

Чтобы определить, сколько стоит открыть кафе с нуля, нужно прежде всего решить задачу подбора помещения. В зависимости от того, будет ли таковое арендовано, куплено или построено самостоятельно, можно судить о начальных инвестициях и сроках окупаемости проекта. Чаще всего предприниматели ограничиваются именно арендой по следующим причинам:

  • В торговых центрах площадь нельзя выкупить;
  • Аренда в разы уменьшает требуемые размеры стартового капитала;
  • В случае неудачного выбора места прекратить деятельность несколько проще.

В вопросе о том, сколько стоит открыть кафе, различают начальные и текущие ежемесячные расходы, необходимые для нормального функционирования заведения:

Начальные расходы

Текущие расходы

Видео по теме Видео по теме

К сожалению, сложно учесть расходы, связанные с негативными факторами, сопровождающими работу любого кафе: воровством персонала и списанием продуктов с истекшим сроком годности. Если во втором случае издержки еще можно уменьшить путем закупки меньшего объема сырья, то первый представляет собой почти неконтролируемый процесс. Предприниматели устанавливают новейшие системы учета, прибегают к помощи видеокамер, но «опытные» официанты и бармены всегда находят возможность положить себе в карман некоторую сумму помимо зарплаты.

Разумеется, перед тем, открыть кафе с нуля, бизнес план можно составить с финансовым запасом, однако владелец заведения в любом случае должен постоянно следить за тем, чтобы эти нежелательные расходы не превышали разумных пределов.

Прибыль и рентабельность

Расчет прибыли кафе включает такие переменные, как сумма среднего чека и уровень посещаемости. Оценить количество клиентов можно опытным путем, произведя соответствующие замеры вблизи заведений конкурентов, а цена заказа представляет собой доступный статистический показатель, с которым нужно ознакомиться прежде, чем открыть кафе с нуля; стоимость среднего чека в областном центре России составляет 600 рублей в дневное и 1200 рублей в вечернее время, тогда как в Москве каждый посетитель оставляет в кафе в среднем 1450–1700 рублей.

Учитывая текущие расходы в 687 тысяч рублей, можно вычислить точку безубыточности: при дневном обороте в 22 900 рублей кафе начнет приносить прибыль. Такую сумму оставят в заведении 25–30 посетителей, каждый из которых сделает заказ на 700–900 рублей. При посещаемости 40–50 человек в день ежемесячный оборот кафе составит уже 840–1050 тысяч рублей, что означает чистую прибыль в 153–363 тысячи рублей и рентабельность на уровне 22–25%.

Следующее, что нужно, чтобы открыть кафе бар - рассчитать срок окупаемости проекта. При этом нужно отметить, что ни одно заведение общепита не начинает работать на полную мощность с первого же дня: процесс наработки клиенткой базы может занять два–три месяца. Потому к указанным первоначальным расходам в 1 406 900 рублей следует прибавить затраты, необходимые для обеспечения функционирования кафе в этот период - не менее 750–775 тысяч рублей. Таким образом, точка окупаемости будет достигнута не ранее, чем через 7–14 месяцев после начала работы.

Выводы

Процесс проектирования нового заведения общепита, по сути является творческим. Выбирая, какое кафе открыть, можно рассматривать десятки различных форматов и разновидностей или разработать свою уникальную концепцию. Дизайн интерьера, фирменный стиль, оформление меню и названия блюд также представляют собой обширное поле для проявления фантазии и творческого воображения. Главное условие - идея должна быть востребованной у целевой аудитории, поскольку именно лояльность клиентов определяет жизнеспособность такой бизнес-идеи.
21 проголосовало. Оценка: 4,90 из 5 )

При грамотном подходе открытие собственного кафе, ресторана или бара в городе может стать хорошей идеей доходного бизнеса на рынке общепита. Конкурентоспособность такого учреждения общественного питания во многом зависит от первоначального анализа его окупаемости, для этого необходим будет бизнес-план кафе, который будет своеобразной пошаговой инструкцией для вас.

В перспективе деньги, вложенные в развитие кафе, могут стать стартом для открытия ресторана или даже целой сети. Главная задача для получения прибыли - превратить случайных посетителей в постоянных клиентов, без этого продержаться на плаву будет сложно. В настоящей статье подробно рассмотрим, как открыть свое кафе и бизнес-план кафе с расчетами.

С чего начинать

Соберите документы для открытия кафе. Проведите анализ рынка в интересующем вас сегменте. Успешность заведения зависит от множества факторов, но анализ, проведенный на основе опыта рестораторов, свидетельствует о том, что 70% успеха – это местоположения объекта. В большом городе для жителей одним из критериев выбора является пешая доступность. Поэтому на первый взгляд, может показаться, что расположение кафе вблизи метро, бизнес – центра, рынка, в парке - это наилучшее капиталовложение. Но не все так однозначно. Чтобы понять выгодность месторасположение нужно начать с изучения всех деталей.

Главным недостатком расположения у метро является высокая конкуренция. В таких условиях рынка сложно чем-то составить конкуренцию и привлечь максимум клиентов. Еще один немаловажный фактор - это очень высокий процент арендной платы. Примерно в таких же условиях работают заведения быстрого питания, расположенные на рынках. Для тех, кто только собирается начать свой бизнес, этот факт может стать решающим. В бизнес-центрах конкуренция невысокая, а владельцы с радостью сдают помещения за умеренную плату, например, под кафе-кулинарию. Не самая хорошая идея размещать кафе или бар в частном секторе, лучше это делать в спальном районе на первом этаже жилого дома. В частном секторе плохая проходимость, а вот жилой дом, то, что нужно.

Категория заведения

Перед тем как открыть кафе с нуля, нужно будет определиться с категорией заведения. Это может быть: суши-бар, городское кафе, ресторан, пиццерия, пироговая, ресторан быстрого питания, кулинария, мини-бар, детское кафе. Здесь есть где развернуться и идей предостаточно. Если денег недостаточно, то подумать о создании, например, мини-кафе. Обязательно необходимо четко продумать дизайн интерьера вашего заведения. Для создания уникального интерьера пригласите дизайнера, который предложит идеи, как можно оформить ваше кафе. Лучше, если тематика заведения прослеживается в деталях: униформа обслуживающего персонала, картины, мебель, столовые приборы. Это придаст статусности вашему кафе, и поможет увеличить армию постоянных посетителей. На чем точно не нужно экономить деньги, перед тем как открыть кафе, так это на оформлении зала, креативность идей только приветствуется.

Тематика кафе определит и целевую аудиторию. Например, если расчет делается на студенческую среду и молодежь, то правильной идеей будет внедрение системы самообслуживания, настройка бесплатного интернета, обустройство летней зоны. Тогда клиентам интересно будет приходить в ваше кафе. Если это детское кафе, заранее предусмотрите затраты на оборудование игрового уголка или мини площадки, чтобы маленьким посетителям было комфортно в кафе. Площадку можно оборудовать в прилегающем парке или на летней веранде. Для детского кафе в меню включайте больше блюд кулинарии. Хорошая идея, если кафе имеет удобный подъезд и собственную парковку. В парке можно организовать летнее кафе, мини-бар или кафе-кулинарию, правда, такой доход будет иметь сезонный характер.

Меню

О меню тоже необходимо будет позаботиться отдельно, чтобы не попасть впросак. Итак, наличие фирменных блюд только приветствуется, 2-3 блюда будет вполне достаточно, пусть ваши повара предложат вам несколько интересных идей, например, из вторых блюд и кулинарии. Стандартное меню включает вместе с закусками и кулинарией порядка 40 наименований. Напитки, включая чай, соки, кофе, алкоголь и прочее это еще 50 наименований. Учитывать следует и сезонность меню, чтобы не прогадать. В летнее время упор делается на легкие закуски, а в зимний период, на более калорийные блюда.


Расчет стоимости старта и доходности

Начинать любой стартап–бизнес необходимо с просчета первоначальных затрат, которые должны быть включены в бизнес-план кафе. Для учета затрат можно составить таблицу расходов. Первое, что мы будем учитывать, чтобы понять, сколько стоит открыть кафе в городе - это ежемесячная аренда. Маленькое помещение площадью 50-60 квадратных метров обойдется в 100 000 – 120 000 рублей. По регионам эта цифра будет составлять от 30 000 рублей.

Закупка оборудования, еще одна статья расходов, предполагаемая, перед тем как открыть кафе с нуля. Какие здесь затраты предусмотрены, сколько и чего покупать, проведем анализ:

  • Пароконвектомат – 150 000 рублей. Речь идет об отечественных моделях. Импортные образцы будут дороже.
  • Кухонные столы. В зависимости от общей загруженности понадобится 3-5 штук. Стоимость одного стола составляет 4 000 – 6 000 рублей. Мойки – 10 000 рублей каждая. Необходимо иметь 1-2 мойки.
  • Полки для продуктов (настенные) – несколько штук стоимостью по 4 000 – 5000 рублей каждая.
  • Затраты на микроволновую печь, мясорубку и слайсер составят 20 000 – 25 000 рублей. Фритюрница и чайник еще 10 000.
  • Холодильное и морозильное оборудование б/у можно купить за 40 000 рублей, новое будет стоить намного дороже.
  • Кассовое оборудование – 120 000 – 200 000 рублей.
  • Для музыки и света надо еще 70 000 – 150 000 рублей.

Расчет доходности на стартапе ориентируется на проходимость. Например, в обеденные часы посетителей будет больше, но в их меню будут входить блюда бизнес-ланча. Стоимость среднего чека может составить 150 – 220 рублей. Вечером клиентов меньше, но они заказывают более дорогие блюда и алкоголь. Доходность просчитаем с учетом только обеденных часов. Обед длится примерно 4 часа, в час проходит в среднем 15 клиентов. Итак: 15*4*220=396 000 рублей. Это минимальная доходность, которая обязательно включается в бизнес-план кафе.


Расходы на кафе после открытия

К ежемесячным затратам относим аренду, закупку продуктов питания – 150 000 рублей. На зарплату сотрудникам надо будет потратить – 60 000 – 80 000 рублей. Это будет зависеть от количества работников. Расходы на транспорт и налоги выйдут где-то 20 000 рублей. На выходе мы получаем при минимальных расчетах 100 000 ежемесячной прибыли. На стартапе ситуации бывают разные, поэтому прибыль даже в 30 000 рублей, надо воспринимать как положительную динамику. Чего не нужно бояться, так это отсутствия быстрой прибыли, все наладится постепенно. Впоследствии заведение раскрутится, и прибыль будет гораздо большей. Для этого нужно будет позаботиться о рекламе, расходы на нее тоже включаем в бизнес-план.

Персонал

К подбору персонала отнестись нужно ответственно. Желательно, чтобы сотрудники имели опыт работы в сфере общественного питания. Проводите анализ работы каждого сотрудника. От профессионализма работников зависит репутация вашего заведения в городе, а, следовательно, и прибыльность бизнеса. Составьте для персонала подробные инструкции. Вообще, общий анализ нужно проводить ежемесячно и еженедельно мини-анализ, чтобы устранить слабые места и увеличить эффективность благодаря внедрению новых идей.