Гребенщиков биография личная жизнь. Родом из детства. Фестивальная деятельность Бориса Гребенщикова. Телевидение

Имя: Борис Гребенщиков (Boris Grebenshhikov)

Возраст: 65 лет

Рост: 182

Деятельность: музыкант, композитор, поэт

Семейное положение: женат

Борис Гребенщиков: биография

Борис Гребенщиков (БГ) – живая легенда, основатель русского рока, кумир миллионов. Лидер культовой видел, как менялось российское музыкальное сообщество, приоритеты и авторитеты, и за столько лет не утратил вдохновения.

«То, что интересовало меня 20-30-40 лет тому назад, продолжает так действовать и сейчас: просто спектр интереса все шире. Единственное, к чему я, слава Богу, теряю интерес - это к собственному “я”».

Певец с легкостью отвечает на вопросы цитатами мудрецов, водит дружбу с Далай-ламой, а обвинения в оккультизме парирует заявлением, что Бог вездесущ и посредники между ним и человеком не нужны.

Детство и юность

27 ноября 1953 в семье петербургских интеллигентов (инженера и юриста) появился мальчик, которому спустя годы суждено было стать целой эпохой в истории русской музыки, духовным учителем и автором любимых миллионами песен. Борис Борисович Гребенщиков рос в Ленинграде, учился в школе с математическим уклоном и с детских лет был страшно увлечён музыкой. Ряд источников утверждают, что певец по национальности еврей, да и фамилия у него отнюдь не Гребенщиков, однако никаких доказательств не приводят.


После школы он поступил в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Но главное, что в это же время Гребенщиков решил создать собственный музыкальный коллектив – «Аквариум».

Школьный приятель Анатолий Гуницкий, которого за удивительное сходство с прозвали Джордж, составил Борису компанию в его долгих творческих поисках и репетициях в актовом зале университета. По утверждениям очевидцев, парни были одарёнными поэтами и не могли представить в своей жизни радости большей, нежели пение песен.


Воспитанные на классике рок-н-ролла, влюблённые в Марка Болана, и , друзья поначалу писали и пели по-английски. Но вскоре было принято твёрдое решение: исполнять песни только на родном языке.

Музыка

Первый альбом «Аквариум» выпустил в свет самиздатом. «Искушение Святого Аквариума» в 1973 году критики назвали «первой попыткой создать концептуальную музыку в СССР».


В 1974-м в составе группы появляются еще два человека - М. Файнштейн и А. Романов. Молодые люди расширяют творческие горизонты и создают на родном факультете театральный кружок. Файнштейн пишет абсурдные пьесы, а Романов и Гребенщиков с радостью в них играют. Одно только плохо – ребята так сильно увлекаются драматургией, что почти забывают о музыке. Они выходят из состава группы, в это же время им запрещают репетиции в университете, а лидера коллектива вообще грозятся отчислить.

В «поле» «Аквариума» остается только один воин – Гребенщиков. Но Борис не впадает в уныние: вселенная начинает медленно, но верно сводить его с музыкантами, которые задержатся в составе на 15 ближайших лет. Первой ласточкой стал виолончелист Всеволод Геккель. Тогда же БГ пишет истинные хиты, поныне звучащие на концертах. Репетировать и записывать песни группе в эти годы совершенно негде – всё очень дорого и не одобрено в нужных кабинетах.


Борис Гребенщиков и группа «Аквариум»

Тем не менее, в 1976-м «Аквариум» издаёт альбом «С той стороны зеркального стекла», а в 1978-м на открытом воздухе записывает дуэтом с пластинку «Все – братья-сёстры». С 1981 года дела пошли чуть веселее: Борис начал сотрудничать с легендарной студией Андрея Тропило. Там записаны пластинки «Синий альбом», «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День серебра» и «Дети декабря».

Альбом 1986 года «Десять стрел» посвящен трагически погибшему участнику группы Александру Куссулю. В пластинку вошли визитная карточка коллектива «Город золотой», а также «Платан» и «Трамвай».

Борис Гребенщиков и «Аквариум» - «Город золотой»

Музыкант не прекращал записывать песни, хотя в этот период проблем у него было «выше крыши» - после выступления на тбилисском рок-фестивале в 1980 году Бориса исключили из комсомола, уволили с должности младшего научного сотрудника и официально запретили выступать.

Гребенщиков снова не теряется и устраивается работать дворником, чтобы не стать «дармоедом». Его концерты превращаются в «квартирники» - формат, когда музыканты и слушатели собираются на дому и тихо-тихо поют под гитару, чтобы бдительные соседи не обратились в милицию. Тогда же музыкант сводит знакомство с ленинградским авангардистом , с чьей помощью появляется в телепередаче «Весёлые ребята».


После этого приглашения на телевидение приходят певцу всё чаще. В 1981-м Борис становится членом Ленинградского рок-клуба, в 1982 замечает и продюсирует первый альбом и .

Спустя несколько дисков и лет Гребенщиков записывает сразу две англоязычные пластинки в США - «Radio Silence» и «Radio London» выходят в 1989-м. Тогда же певец знакомится с иностранными рок-деятелями – , Дебби Харри, Лу Ридом.


В 1990-м группа «Аквариум» официально прекратила существование. Гребенщиков возглавил «БГ-Бэнд», но хватило его ненадолго – в 1993-м «Аквариум» возобновил свою деятельность.

С перестройкой музыкант вышел из «подполья» на вполне приличные сцены клубов, концертных залов и стадионов. Его альбомы становятся все более необычными по звучанию, его зовут писать музыку для массового кино. В этот же период он не на шутку увлекается буддизмом, становится учеником ламы Оле Нидала, и многократно посещает ашрам индийского гуру Саи Бабы.


Сам Гребенщиков себя не считает убеждённым адептом любой из религий, но слывёт пропагандистом общечеловеческих гуманистических ценностей.

С конца 90-х музыканта заслуженно осыпают наградами: 1998-й – премия «Триумф», 2000-й – «Люди нашего города», 2001-й – премия журнала «Fuzz», 2002-й – премия «НАШЕГО Радио», Царскосельская художественная премия, 2003-й – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за весомый вклад в развитие музыкального искусства.


С 2005-го по наши дни Борис Борисович ведёт авторскую программу «Аэростат» на «Радио России». Передача пользуется неизменной популярностью у широких масс населения – в ней лидер «Аквариума» в свободной форме поднимает интересующее его вопросы, рассказывает о малоизвестных зарубежных группах и ставит лучшую, по его мнению, музыку. В 2006 году Борис познакомился с гуру неоиндуистского толка – Шри Чинмоем, который дал певцу имя Пурушоттама. Новый знакомый помог в организации концертов Гребенщикова в Лондоне, в «Альберт-холле». В 2007-м музыкант сыграл сольный концерт в ООН.

В 2013-м ходил упорный слух, что «Аквариум» окончательно прекращает своё существование. Слух оказался газетной «уткой» - группа только в очередной раз обновила состав и превратилась в «Aquarium International», взяв в коллектив ирландского флейтиста Браяна Финнигана.

Борис Гребенщиков и «Аквариум» - «Ну-ка мечи стаканы на стол»

Творчество Гребенщикова отличает широта жанров, стилей и направлений, равно как и использование непривычных, а порой экзотических инструментов. В одном интервью Борис сказал, что писал бы тексты исключительно на кельтские мотивы, подобно «Стаканам» («Ну-ка мечи стаканы на стол»), потому что это музыка красивая и живая, чего не сказать о русской.

Кино и театр

С 1981 года БГ выступает актером в театральных постановках и кинофильмах. Среди них – «Жажда», «Долгая дорога домой», «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», «Красное на красном», «Два капитана – 2», «Нежный возраст».


Борис Гребенщиков в фильме «Нежный возраст»

В ещё большем количестве кинолент звучит музыка группы «Аквариум»: «Асса», «Дом под звёздным небом», «Азазель», «Питер FM», «Сезон дождей», «Соловей-Разбойник».

В 2014 году был поставлен мюзикл по песням Гребенщикова - «Музыка серебряных спиц».

Книги

Гребенщиков создал несколько произведений в прозе: повесть «Лес» и рассказ «Иван и Данило». В 2009 году принял участие в написании книги «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Является автором переводов нескольких буддийских и индуистских трактатов, в том числе «Бхагават-гиты».

Изданные книги музыканта: «Сочинения в 2-х томах: “Песни”, “Непесни”», «Книга Песен», «Два стиха о квартире номер шесть», «Аэростат. Течения и земли», «Аэростат. Воздухоплаватели и артефакты», «Аэростат. Параллели и Меридианы», «Аэростат. Вариации на тему Адама и Евы», «Гребенщиков Б. Б. Трамонтана: Авторский сборник».


Сейчас Борис работает над путеводителем «Священная география Индии» и готовит – сам точно не помнит, какой по счету – перевод труда индуистской философии «Бхагавадгита».

Анатолий Джордж Гуницкий тоже увлекся писательством и выпустил книгу «Осторожно! Играет «Аквариум!», в которой собраны интервью и воспоминания музыкантов и ранее неизданные фотографии, в том числе лидера коллектива в молодости.

Личная жизнь

В 1976-м Борис женился на Натальей Козловской. Через 4 года пара развелась, от брака осталась дочь – ныне востребованная российская актриса . Она к тому же ведет авторскую музыкальную программу «Своя студия» на «Радио-1», а видеоверсия транслируется на Youtube.


Второй раз узами брака певец сочетался в 1980-м с художницей Людмилой Шульгиной – до этого бывшей гражданской супругой Всеволода Геккеля. 14 декабря 1984-го в семье родился мальчик – Глеб, сегодня известный как диджей Gebe.

Финалом совместной жизни с Людмилой стал очередной развод и очередная женитьба.


В 1991-м Борис пошёл под венец с Ириной Титовой, бывшей женой бас-гитариста «Аквариума» Александра Титова. От прежнего брака у Ирины двое детей – Марк и Василиса, ставшая приёмной дочерью Гребенщикова. Марк Титов играет в нескольких коллективах, пишет электронную музыку под псевдонимом Bio C. Василиса Гребенщикова – художница.

Борис Гребенщиков сейчас

Осенью 2018 года БГ отпраздновал юбилей. СМИ разразились по этому поводу всевозможными публикациями. Телевидение крутило клипы на композиции Гребенщикова, а Первый канал в который уже раз показал студийный концерт «Огонь Вавилона». Борис Борисович исполнил знакомые «Марш священных коров», «Желтую Луну», «Иванова» и другие песни.


В том же году вышел новый альбом «Время N», в записи которого участвовали и музыканты группы King Crimson. Пластинка получилась жесткой, с присутствием ненормативной лексики. Портал «Медуза» представил клип на композицию «Страшная месть» авторства в исполнении «Аквариума». Песня вошла в число саундтреков к фильму ужасов « ».

Альбом Бориса Гребенщикова «Время N» (премьера 2018 года)

В залах Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге прошла выставка картин, выполненных Гребенщиковым собственноручно в технике станковой живописи. Представлены также фото, на которых запечатлены моменты творческой биографии и личной жизни культового исполнителя и его ближайшего окружения.

Для истинных ценителей творчества «Аквариума», любящих традиционное звучание, студии Solyd records и Bomba Music выпустили альбомы группы на виниле. Диски-гиганты продаются в интернет-магазинах.

Борис Гребенщиков в шоу «Вечерний Ургант» в 2018 году

В 2019-м «Аквариум» и Борис Гребенщиков планируют выступать с программой «БГ 65». Конкретный сет не прописывается, главное – непредсказуемость, чтобы один концерт не походил на другой. В январе певца ждут в Санкт-Петербурге, в феврале коллектив едет в Киров, Уфу, Челябинск и еще с десяток городов средней полосы России.

Дискография

  • 1976 – «С той стороны зеркального стекла»
  • 1981 – «Треугольник»
  • 1984 – «День серебра»
  • 1989 - Radio Silence
  • 1993 – «Библиотека Вавилона»
  • 1996 – «Снежный лев»
  • 1999 – «Песни Булата Окуджавы»
  • 2003 – «Песни рыбака»
  • 2010 – «Наша жизнь с точки зрения деревьев»
  • 2012 – «Тайная история пчеловодства»
  • 2014 – «Соль»
  • 2018 – «Время N»

Борис Гребенщиков рос в семье интеллигентов, которые старались воспитывать своего сына достойным и счастливым человеком. Отец мальчика – Борис Александрович начинал с должности рядового инженера и дослужился до руководителя опытного предприятия Балтийского пароходства.

Мать – Людмила Харитоновна посвятила свою жизнь Ленинградскому дому моделей, где работала юристом.

Рассудительный математик

Сам Борис Гребенщиков окончил школу с математическим уклоном, поэтому с легкостью поступил в университет. Парень выбрал факультет прикладной математики. Здесь Гребенщиков продолжил заниматься школьным увлечением – музыкой.

Новоиспеченный студент вместе с товарищем Анатолием Гуницким проводил свободное время в актовом зале, где они окунались в творческую атмосферу. Они писали стихотворения, на которые накладывали музыку.

Первые творения Гребенщикова и Гуницкого были написаны на английском языке и напоминали песни их кумиров – Марка Болана, группы «TheBeatles», Боба Дилана.

На втором курсе университета Борис, Анатолий и еще несколько талантливых парней объединились в группу «Аквариум». Репетиции музыкального проекта проходили на подпольных квартирах при полной конспирации.

Долгий путь к успеху

Дебютный альбом Гребенщикова и компании вышел в 1973 году под названием «Искушение Святого аквариума». В следующем году в коллективе произошли перестановки, были приняты двое участников: А. Романов и М. Вайнштейн.

Музыкальные критики высоко оценили работу молодых музыкантов, охарактеризовав это так: «Попытки создать новую концептуальную музыку».

Талантливые ребята решили попробовать свои силы в актерстве. Так они начали ставить небольшие постановки в актовом зале, которые на удивление понравились студентам. У этого увлечения оказалась обратная сторона, участники группы «Аквариум» один за другим покидали проект, с головой уходя в мир перевоплощений. В конечном итоге, Борис остался один, но опускать руки не спешил.

Постепенно Гребенщиков набрал новый состав, с которым плодотворно работал более 15 лет. Первым к нему присоединился Всеволод Геккель, играющий на виолончели. Борис тем временем был занят написанием песен, которые в последствие, стали хитами.

В 1976 году группа «Аквариум» презентует альбом «С той стороны зеркального стекла». Через несколько лет Гребенщиков совместно с Майком Науменко записал пластинку «Все братья-сестры».

Интересные заметки:

Сотрудничество со звукозаписывающей студией Андрея Тропило подарило фанатам «Аквариума» новые пластинки: «Синий альбом», «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День серебра», «Дети декабря».

Ошеломительный успех принес Гребенщикову немало проблем. Его исключили из комсомола, уволили с официальной работы, запретили выступать на публике, что для музыканта было страшней всего.

Несломленный Борис Гребенщиков продолжал уверенно идти к своей цели. Он устроился дворником, чтобы не попасть в число, так называемых бездельников. Теперь он тайно выступает на квартирниках, где собираются такие же талантливые, но не угодные властям люди. Здесь судьба свела его с авангардистом С. Курехиным, который помог Гребенщикову попасть на телевизионную передачу «Веселые ребята».

В жизни Бориса наступает белая полоса, его приняли в Ленинградский рок-клуб. В 1982 году Гребенщиков выступил продюсером популярного проекта «Кино». В 1989 году музыкант отправился в США, где записал два англоязычных альбома.

В Америке БГ познакомился с некоторыми известными рок-исполнителями. В 1990 году прозвучало неожиданное заявление лидера группы «Аквариум» о прекращении существования проекта с таким названием.

Борис Гребенщиков основал новое детище «БГ-бэнд», которые через несколько лет с треском провалился. В результате пришлось вернуть «Аквариум», который продолжил радовать преданных поклонников.

В середине 90-х годов Борис стал активно выступать на больших площадках, клубах, стадионах. Музыкант стал записывать саундтреки ко многим отечественным картинам.

В 1994 году Борис презентовал два сольных альбома: «Задушевные песни» и «Песни Александра Вертинского». Накануне большого концерта во Франции состоялась презентация сборника «BorisGrebenchikov&Aquarium».

К тому времени на счету талантливого музыканта было множество престижных наград, включая премию «Люди нашего города», «За вклад в развитие рок-музыки», а также звание лауреата Царскосельской художественной премии.

В 2006 году Борис Гребенщиков с головой ушел в неоиндуизм , а его наставником стал известный гуру Шри Ченмоем. Индус дал российскому музыканту новое имя Пурушоттама. Шри помог Борису организовать сольный концерт в Лондоне, который состоялся Альберт-холле. В следующем году певец выступил с большим концертом в ассамблее ООН.

Периодически в газетах и журналах появлялась информация о распаде легендарного коллектива «Аквариум». Но это были утки, которые не стоили выеденного яйца.

Последние изменения в группе коснулись лишь ее названия, которое сменилось на «AquariumInternational». К сплоченному коллективу присоединился Брайан Финниган, играющий на флейте.

Работа в удовольствие

Гребенщиков успевал не только писать тексты для будущих хитов, а также их исполнять, но и сниматься в кино. Дебютировал Борис в короткометражной ленте «Иванов…», где сыграл ключевую роль , перевоплотился в музыканта Борю. Затем были эпизодические роли в таких разноплановых лентах, как: «Город» и «Над темной водой».

В 1993 году Борис Гребенщиков получил главную роль в романтической комедии «Город». Здесь его персонажа зовут Володя, он без ума влюблен в красивую девушку Алевтину.

Но неопытный парень не знает с чего начать знакомство, поэтому пускает все на самотек. В итоге, герой Гребенщикова становится успешным, а вот гордая и неприступная девушка осваивает профессию проститутки.

Кроме того, Борис Борисович Гребенщиков за многие годы выпустил несколько книг:

  • Сочинения в 2 томах: т. 1 «Песни», т. 2 «Непесни».
  • Книга Песен
  • Два стиха о квартире номер шесть.
  • Аэростат. Течения и земли.
  • Аэростат. Воздухоплаватели и артефакты.
  • Аэростат. Параллели и Меридианы.
  • Аэростат. Вариации на тему Адама и Евы
  • Гребенщиков Б. Б. Трамонтана: Авторский сборник
  • Гребенщиков Б. Б. Серебро Господа моего
  • Гребенщиков Б. Б. Песни БГ

Помимо публицистики, Борис Гребенщиков выступил автором прозаических произведений, а именно: повести «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказа «Иван и Данило».

Отличный музыкальный вкус Гребенщикова и его знания в области музыки позволили БГ зарекомендовать себя в качестве радиоведущего . С 2005 года Борис Борисович ведёт часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».

Любимые женщины музыканта

С первой супругой Натальей Козловской Гребенщиков прожил четыре года. В браке у них родилась дочь , которая стала востребованной артисткой. Следующие отношения Бориса были с художницей Людмилой Шульгиной. Стоит отметить, что до БГ девушка жила с Всеволодом Геккелем.

Вскоре Борис Гребенщиков стал отцом во второй раз, на свет появился мальчик Глеб. В 1991 году Гребенщиков узаконил отношения с Ириной Титовой , у которой уже было двое собственных детей: Василиса и Марк. Борис удочерил Василису, чтобы стать еще ближе к ней и внутреннему миру ребенка. Сейчас девушка все также занимается написанием картин.

Семья и школьные годы Бориса Гребенщикова

Один из «отцов-основателей» русского рока родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года в интеллигентной семье. Борис Александрович Гребенщиков, отец мальчика, занимался научными исследованиями, а мать, Людмила Харитоновна, работала в отделе социологических исследований Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований.

Все детство Боря прожил в Ленинграде, в доме №22 по Алтайской улице (район метро Московская).до восьмого класса Гребенщиков обучался в школе №421, известной и престижной среди ленинградцев, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. Окончив школу, Борис поступает в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Тогда же Борис Гребенщиков, с последних классов школы увлекшийся музыкой, организует вместе со школьным другом Анатолием Гуницким музыкальный коллектив, репетиции которого проводятся в актовом зале университета.

Борис Гребенщиков - основатель «Аквариума»

Анатолий Гуницкий, еще в школе получивший прозвище «Джордж» за внешнее сходство с Дж. Харрисоном, разделял убеждения Бориса Гребенщикова о том, что музыка – это главное в жизни. Ребят объединял не только музыкальный талант и интерес к западной рок-культуре – оба были одаренными и в плане поэтическом. Вначале молодые люди сочиняли и исполняли англоязычные композиции, но вскоре пришли к выводу, что тексты песен обязательно должны быть на русском языке.

Хотя в те годы в СССР официально не приветствовалась западная культура, в том числе и музыкальная, сложно отрицать влияние на творчество «Аквариума» таких титанов зарубежной рок-сцены, как Марк Болан, Игги Поп, Боб Дилан, Боб Марли, Джим Моррисон. Борис Гребенщиков, в совершенстве владея английским языком, всегда ставил себе высшую планку качества прослушиваемой музыки, и поэтому великолепно ориентировался в последних трендах мировой рок-сцены.

Последние интервью с Борисом Гребенщиковым

«Искушение святого Аквариума»

Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1973 году. Музыкальные критики называют альбом чуть ли не первым экспериментом по созданию концептуальной музыки в СССР. «Искушение…» выгодно отличалось от творчества всех ленинградских рок-коллективов, писавших похожие друг на друга, как две капли воды, песни советской направленности. С первой же пластинкой «Аквариум» заявил о себе как об органичной части мировой рок-культуры, не отступая при этом от русской песенной и текстовой традиции.

К 1974 году в состав «Аквариума» входят А. Романов и М. Файнштейн. Тогда же на факультете прикладной математики организовывается студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и «аквариумисты». Гуницкий пишет пьесы в жанре абсурда, играют в этих постановках Гребенщиков и Романов. Позже к кружку присоединяется режиссер Эрик Горошевский. Увлечение театральным кружком приводит к тому, что «Аквариум» оказывается на грани распада – соратники Бориса все более и более уходят в драматургию. На фоне ухода участников группы Гребенщиков конфликтует с руководством университета, запрещавшим репетиции «Аквариума» и грозившим Борису отчислением. В те годы «Аквариум» по сути состоит из одного человека – Бориса Гребенщикова.

Борис Гребенщиков в подполье

Вскоре Борис знакомится с виолончелистом Всеволодом Гаккелем и приглашает его в «Аквариум». С этого момента начинает формироваться состав «Аквариума», практически неизменный на протяжении следующих пятнадцати лет. Тогда же Борис создает многие хиты, исполняемые группой и поныне. Однако деятельность коллектива, которому окончательно запретили репетиционную и концертную деятельность на базе факультета, становится подпольной.

Для подпольных музыкантов была закрыта и такая важная составляющая музыкальной деятельности, как звукозапись. Приходилось писаться в подпольных условиях, самиздатом. Записи ценились очень дорого, хранились бережно и переписывались десятки, а то и сотни раз. «Подпольно» коллектив Гребенщикова записывает альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978). Тираж последнего, записанного вместе с Майком Науменко на открытом воздухе, составил всего десять экземпляров.

Позднее, когда связи и сеть знакомств позволяли «Аквариуму» писаться полулегально на студиях, разрешавших пользоваться их аппаратурой, качество пластинок существенно повысилось, однако невозможно было записать, скажем, полноценный электрический альбом Гребенщиков сотрудничал со знаменитой студией Андрея Тропилло, дававшей периодический приют таким коллективам, как «Машина Времени», «Алиса», «Кино». В этой студии были записаны «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря» и «Синий Альбом».

Квартирники Бориса Гребенщикова

Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых – начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя – и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.

Основой репертуара большинства квартирных концертов того времени составляли песни альбома «Акустика», успевшего разойтись в самиздате по всему Союзу. Группа была запрещена официально, и единственным способом донести до слушателя свое творчество оставались «квартирники».

Город Золотой, Гребенщиков

С конца 1977 года Гребенщиков основывает первый советский рок-журнал «Рокси», просуществовавший до 1979 года. Отношения с властями тогда были достаточно ровными, конфликтов у Гребенщикова с представителями власти практически не было.

Фестивальная деятельность Бориса Гребенщикова. Телевидение

В ноябре 1980 года группа впервые заявляет о себе официально выступлением на Всесоюзном фестивале рок-групп «Весенние ритмы» в Тбилиси. Смелое выступление коллектива повлекло за собой не только всенародное признание, но и проблемы с властями. Тогда же Гребенщиков обращает внимание на новый даже в среде рок-андеграунда стиль панк-рока. Гребенщиков знакомится с Виктором Цоем и группой «Кино» и высоко отзывается об их творчестве.

На «Весенние ритмы» «Аквариум» залитовал акустическую программу, которую группа репетировала в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Однако на самом фестивале коллектив исполнил совершенно другие песни – «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Жюри во время выступления «Аквариума» демонстративно покинуло зал в полном составе, а по приезду в Ленинград группа лишилась места для репетиций. Сам Гребенщиков потерял работу и был исключен из комсомола, вскоре от него ушла жена.

Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за дармоедство.

Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении – в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполняет под фонограмму песню «Два тракториста».

После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.

Эпоха гласности и перестройки

В середине 80-х годов в Ленинграде формируется рок-клуб, в деятельности которого активное участие принимает и «Аквариум». Группа выходит из подполья и активно гастролирует, собирая полные залы и стадионы. Один за одним выходят в свет лучшие альбомы Гребенщикова - «Дети Декабря», «Десять стрел», «Равноденствие». Кинематограф также не обходит вниманием группу – песни Гребенщикова звучат в фильмах «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Митьки в Европе», «Город». Гребенщиков снимается в картине «Два капитана–2».

В 1986 году выходит первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков знакомится со многими известными представителями западной рок-сцены.

БГ - Подмога (нас с тобою на*бали)

Борис Гребенщиков Двухтысячные

В 1999 году группа выпускает альбом «?», а в 2002 - «Сестра Хаос». Обе пластинки получаются жесткими и разноплановыми, непохожими на привычный стиль «Аквариума». Гребенщиков не стесняется называть в песнях вещи своими именами, и это приводит к новому витку популярности группы. Чуть ранее Гребенщиков становится первым и пока единственным рок-музыкантом, получившим государственную премию в области литературы и искусства «Триумф». В 2003 году Борис Борисович награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 18 марта 2013 года появились сообщения о прекращении существования группы, однако вскоре эти заявления были опровергнуты. Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.
Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло – будущего звукорежиссера «Аквариума», делавшего также первые записи групп «Машина времени», «Алиса», «Кино», располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е – 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе – громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Основу квартирных концертов конца 1970-х – середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка – это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», – считал в то время Гребенщиков.
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой, которую они репетировали в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Но без ведома организаторов фестиваля эта программа была изменена. Впервые перед широкой публикой были исполнены такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где до этого он несколько лет работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Далее до середины 1980-х годов Борис Гребенщиков трудился в разных местах, например, как и другие «аквариумисты» в разное время, в бригаде сторожей под началом у А. Романова. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
В последующие годы яркими страницами творчества Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» были проекты, созданные в соавторстве с ленинградским музыкантом авангардистом Сергеем Курехиным. Прекрасный пианист, человек с абсолютно уникальным, ярким музыкальным мировоззрением, С. Курехин периодически появлялся в «Аквариуме» и оказывал большое влияние на происходящее.
С Борисом Гребенщиковым в это время работали также виртуозный электрический гитарист Александр Ляпин, высококлассный басист Александр Титов, скрипач Александр Куссуль, чья скрипка выводила музыку в другие измерения, и многие, многие другие…
Первыми плодами этого творческого союза стали альбомы «Треугольник» и «Табу». Вскоре после записи «Треугольника» состоялся первый показ группы по телевидению: в программе «Веселые ребята», где Б. Гребенщиков, В. Гаккель и М. Файнштейн исполняли песню «Два тракториста», при этом струны гитары Гребенщикова были посередине грифа перехвачены кападастром, чтобы показать, что песня исполняется под фонограмму.
Осенью 1981 года Борис Гребенщиков привез альбом в Москву – 10 магнитофонных катушек, вручную оформленных. Как и предположил тогда критик А. Троицкий, в столице альбом интереса не вызвал. Однако именно песни из этого альбома, такие как «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев», теперь хорошо знакомы не только поклонникам «Аквариума».
В 1984-м, а потом и в 1986 году «Аквариум» появляется на телевидении в программе «Музыкальный ринг». Затем передач, интервью телевидению и прессе становится все больше.
С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принял самое активное участие в его деятельности. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи «гласности и перестройки», группа вышла из подпольного состояния, популярность ее к этому времени уже была очень велика. Поклонники постоянно стояли на лестнице в подъезде дома Гребенщикова в Ленинграде, мечтая увидеть любимого музыканта. «Аквариум» много гастролировал. Концерты становились всё масштабнее. «С осени ’86 мы перемещались со стадиона на стадион под такие бурные овации, как будто лично отменили советскую власть». (Б. Г.). Один за другим выходят блестящие альбомы: «День Серебра», «Дети Декабря», «Десять стрел». В 1987 записывается альбом «Равноденствие».
Песни «Аквариума» зазвучали в кино – в трилогии Сергея Соловьева «Три песни о Родине»: «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», в документальном фильме Алексея Учителя «Митьки в Европе», в фильме Александра Бурцева «Город». Сам Борис Борисович Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана–2».
В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave – 4 underground bands from the USSR» – «Красная волна: 4 подпольные группы из СССР». В эту пластинку вошли 6 песен «Аквариума». В 1989 году записан англоязычный альбом «Radio Silence» с высококлассными музыкантами, в основном в записи участвовали музыканты «Eurythmics».
В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – «Radio London». За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее будет записывать с иностранными музыкантами некоторые свои диски.
Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой – передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.
В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989–1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».
В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой «The Band».
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой «The Mirrors», а в 2002 году – с ними же – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

До восьмого класса Гребенщиков получал среднее образование в школе №421, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. После школы Борис поступил в Ленинградский университет на факультет прикладной математики.

В последних классах школы он увлекся музыкой и организовал вместе со школьным другом Анатолием Гуницким коллектив, репетиции ребята проводили в актовом зале университета, где учился Гребенщиков.

Поначалу молодые люди сочиняли и исполняли англоязычные песни, а со временем стали писать композиции и на русском языке. Дебютный альбом коллектива под названием "Искушение святого Аквариума" вышел в 1973 году. К 1974 году в состав группы "Аквариум" входят А. Романов и М. Файнштейн. В то же время на факультете прикладной математики организовали студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и музыканты коллектива Гребенщикова.

Со временем Борис познакомился с виолончелистом Всеволодом Гаккелем, который входит в состав группы, который окончательно и бесповоротно формировался как раз в то время. Коллектив существовал подпольно, так как музыка создаваемая ребятами не находила понимания и отклика у вышестоящих чинов СССР. Музыкантам приходилось самостоятельно записывать свои альбомы, такие как: "С той стороны зеркального стекла" (1976) и "Все братья - сестры" (1978).

Со временем, благодаря знакомствам, коллектив "Аквариум" получил возможность записываться полулегально на студиях и пластинок существенно повысилось. Концертная же деятельность группы в 70-х - 80-х годах ограничивалась "квартирниками" - акустическими концертами на квартире у кого-то из поклонников. В то время подобные мероприятия не только строго запрещалось проводить, но даже за его посещение могли арестовать. Основой репертуара подобных концертов того времени составляли песни альбома "Акустика", который распространился по всему СССР.

В 1977 году Гребенщиков основал первый советский рок-журнал "Рокси", просуществовавший до 1979 года. В ноябре 1980 года группа впервые заявляет о себе официально выступлением на Всесоюзном фестивале рок-групп "Весенние ритмы" в Тбилиси. После этого "Аквариум» получил настоящее всенародное призвание, что очень не понравилось властям, так как БГ спел совсем не те песни, которые были изначально анонсированы. По возвращению в Санкт-Петербург Гребенщиков потерял не только место для репетиций своей группы, но и работу. Также музыканта исключили из комсомола.

Борису ничего не оставалась, кроме как устроится работать сторожем. Но через некоторое время ему удалось стать членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься исключительно творческой деятельностью на законных основаниях. Сотрудничество с одной из самых ярких персон ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности "Аквариума".

Вскоре Гребенщиков впервые появился на телевидении в программе "Веселые ребята" группа "Аквариум" исполнила песню "Два тракториста". После этого коллектив неоднократно появлялся в популярной на то время программе "Музыкальный ринг" и других телепроектах советского телевидения.


К середине 80-х годов в Петербурге сформировался рок-клуб, где активно участие принимали музыканты из "Аквариума". Именно тогда группа впервые выходит из подполья и начинает активно гастролировать, собирая полные залы и стадионы. Один за другим выходят и пластинки, такие как: "Дети Декабря", "Десять стрел" и "Равноденствие".

Успеху группы способствует и кинематограф - песни Гребенщикова звучат в культовых фильмах "Асса", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Дом под звездным небом", "Митьки в Европе" и "Город". Сам БГ снялся в картине "Два капитана-2". В 1986 году выходит первый сингл "Аквариума" в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - Radio Silence и Radio London.

В 1999 году группа выпускает альбом "?", а в 2002 - "Сестра Хаос", который были непохожими на привычное творчество коллектива, что приносит группе еще больше популярности. Весной 2013 года появились сообщения о прекращении существования "Аквариума", однако вскоре эти заявления были опровергнуты.

Личная жизнь

Трижды женат. Первой женой Гребенщикова стала Наталья Козловская, на которой он женился осенью 1976 года. Но в июне 1978 года они расстались, а развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси, из-за которого Гребенщикова уволили с работы и исключили из комсомола. От этого брака родилась дочь Алиса, ныне успешная актриса.

Второй женой музыканта в период с 1980 по 1989 год была Людмила Шурыгина, которая работала уборщицей в 222-й школе. От этого брака в 1985 году родился сын Глеб, ныне известный как диджей gebe. Третьей женой БГ в 1991 году стала бывшая жена Александра Титова, Ирина. Гребенщиков стал приемным отцом детей Ирины от первого брака - Марка, который сейчас играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, и Василисы, которая стала художником.

Группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса — художник.


Интересные факты

Написал несколько прозаических произведений: повесть "Лес" ("Роман, который так и не окончен"), рассказ "Иван и Данило" и "Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно"

Не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов серьезно увлекался буддизмом, называя себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России

Изучает индийскую и китайскую философию. Перевел с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом "Бхагавад-гиты" на русский язык

В 2012 году по просьбе издательства "Розовый-жираф" Гребенщиков составил список десяти своих любимых книг, это: "Ветер в ивах" К. Грэм, "Книга джунглей" Р. Киплинг, "Хоббит, или Туда и обратно" Дж. Р. Р. Толкин, "Властелин колец" Дж. Р. Р. Толкин, "Алиса в Стране чудес" Л. Кэрролл, "Алиса в Зазеркалье" Л. Кэрролл, "Буратино" А. Н. Толстой, "Остров сокровищ" Р. Стивенсон, "Волшебник Земноморья" У. Ле Гуин, "Маленький принц" А. Сент-Экзюпери

В мире кино, музыкант отмечает фильмы "Шерлок Холмс" Гая Ричи, "Белое солнце пустыни» " Владимира Мотыля и "Остров" Павла Лунгина, а также популярные сериалы "Пуаро" и "Приключения Шерлока Холмса"

Большой поклонник группы The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение. Также он увлекается классической музыкой XVIII — XIX веков, в частности, творчеством таких немецких композиторов, как Брамс и Бах

Увлекается фотоискусством. Провел такие собственные фотовыставки, как: "Инфра Петербург" в 2004 и 2007 годах и "Внутренние свойства пейзажа" в 2013 году


Дискография

"Доисторические" альбомы БГ и "Аквариума"

1973 - Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)

1973 - Менуэт земледельцу

1974 - Притчи графа Диффузора

1976 - С той стороны зеркального стекла

1978 - Все братья - сестры (БГ + Майк)

"Исторические" альбомы БГ и "Аквариума"

Обозначаются также как "естественные" альбомы "Аквариума"

1980 - Скоро кончится век

1981 - Синий альбом

1981 - Треугольник

1981 - Электричество

1982 - Акустика

1982 - Табу

1983 - Радио Африка

1984 - Ихтиология

1984 - День Серебра

1985 - Дети Декабря

1986 - Десять стрел

1987 - Равноденствие

1989 - Феодализм

1989 - Radio Silence

1990 - Radio London

1992 - Русский альбом

1993 - Любимые песни Рамзеса IV

1993 - Письма капитана Воронина