Родина современной демократии дала миру такие понятия, как государство, суд присяжных, равенство перед законом. Древнегреческие ученые стали основоположниками основных законов в математике, геометрии, физике, биологии, философии.
Первые Олимпийские игры тоже прошли в Греции. Они являлись частью праздника, посвященного Зевсу, во время которого было запрещено вести войны на всей территории Эллады, современной Греции.
Греческий театр - древнейший на территории Европы, достигший своего расцвета в V в. до н. э. Именно тогда появились такие жанры, как трагедия и комедия.
Национальные особенности Греции
Грекам в первую очередь свойственны добродушие и жизнерадостность. Жители этой солнечной страны по-настоящему ценят жизнь. Радость и несчастья переживаются со всей страстью: громкий смех и ликование, слезы печали не скрываются от посторонних глаз. Эмоциональность - вот главная черта этого народа, а еще греки очень гостеприимны.
Греки часто собираются с друзьями в тавернах и узериях. В кофейнях всегда можно увидеть компании стариков за стаканчиком холодного местного кофе «фраппе», играющих в нарды или ведущих жаркие дискуссии о политике. Также греков отличает уважение к традициям своей страны.
Стоит учесть, что греки не слишком пунктуальны, так что если в назначенный час ваш друг не явился на встречу, стоит немного подождать и не терять спокойствия. Ничего не поделаешь - черта национального характера. Назначая встречу, помните, что послеобеденное время (приблизительно с 15:00 до 17:00) является нерабочим. Жизнь офисов, магазинов и некоторых служб затихает.
Помните, что греки любят спорить и критиковать, но не терпят критики в адрес.
Традиционная одежда
В каждом регионе страны существуют свои костюмы. Конечно, сейчас уже никто не ходит в традиционных одеждах, но их можно увидеть на некоторых греческих вечерах, которые проводятся в отелях и популярных тавернах.
Греческие танцы
Существует большое многообразие греческих танцев. В каждом регионе Греции сформировались свои танцевальные стили. Считалось, что танцы придумали боги, и тот, кому дан этот дар, должен обучить ему своего ближнего. В древнегреческих танцах активно используются движения руками. Важным элементом танца часто является платок, который женщины держат в руках, вырисовывая им изящные фигуры.
На Балканском полуострове и близлежащих островах расположена Греция. Она граничит со многими странами и Республиками, например: Албанией, Болгарией, Турцией и Республикой Македонией. Просторы Греции омываются Эгейским, Фракийским, Ионическим, Средиземным и Критским морями.
Слово "грек" появилось во времена Римской империи. Так называли греческих колонистов Южной Италии. Позже так стали называть всех жителей Греции, на тот момент - эллинов. До средних веков греки жили по своим правилам и устоям, оказав большое влияние на развитие Европейской культуры. Но с переселением влахов, славян, албанцев их жизнь несколько изменилась.
Народы, населяющие Грецию
На сегодняшний день Греция является этнически однородно страной - жители говорят на общем языке, но также знают английский. По численности людей, проживающих на территории страны, Греция занимает 74 место в мире. Что касается веры, то практически все греки исповедуют православие.
Самыми заселенными городами Греции являются: Афины, Салоники, Патры, Волос и Ираклион. Горных и холмистых районов в этих городах достаточно, но люди предпочитают жить на побережье.
Смешение кровей началось в начале нашей эры. В 6-7 вв. н. э. славяне заняли большую часть греческих территорий, с этого момента, они стали частью греческой народности.
В Средние века Грецию заполонили албанцы. Несмотря на то, что Греция в этот момент была подвластна османской Турции, влияние этого народа на этническую составляющую было невелико.
А в середине 20 в. Грецию заполонили турки, македонцы, болгары, цыгане и армяне.
Огромное количество греков живут за границей, но все же сохранились народные греческие общины. Они находятся в Стамбуле и Александрии.
Нужно отметить, что на сегодняшний день 96% населения Греции - греки. Лишь на границах можно встретить представителей других народов - славянское, валашское, турецкое и албанское населения.
Культура и быт народов Греции
На Греческую культуру и быт повлияло много факторов, но есть вещи, которые остались неизменными со времен Древней Греции.
Дома Древней Греции делились на мужскую и женскую половину. Женская часть была доступна только для близких родственников, а в мужской части находились гостиные.
Греки никогда не придавали особого значения одежде. Она всегда была простой и неприглядной. Лишь по праздникам можно одеть праздничный костюм, украшенный узорами или сшитый из благородной ткани.
(Греки за столом )
Греки испокон веков были очень гостеприимным народом. Они всегда были рады нежданным гостям и незнакомым путешественникам. Как и во времена Древней Греции, сейчас не принято садится за стол в одиночестве, поэтому люди приглашают друг друга на завтраки, обеды и ужины.
Греки очень любят детей и тратят много сил и времени на то, чтобы их воспитать, дать хорошее образование и сделать их физически сильными.
Что касается отношений в семье, то мужчина - добытчик, а жена - хранительница домашнего очага. В Древней Греции не имело значения - есть ли рабы в семье, женщина все равно принимала участие в домашних делах.
(Греческая бабушка )
Но условия современности вносят свою лепту в жизнь греков. И все равно, они стараются чтить культуру, соблюдать религиозные традиции и по возможности носить национальную одежду. В обычном мире это простые европейские люди, носящие деловые костюмы или профессиональную форму.
Несмотря на то, что жители Греции слушают западную музыку, смотрят кассовые фильмы и живут, как многие, им все равно удается придерживаться своей культуры. Каждый вечер на улицах, в тавернах проходят праздники с вином и национальными песнями.
Традиции и обычаи народов Греции
У каждой национальности есть свои обычаи и традиции. Греки не являются исключением. Начать стоит с того, что в Греции ежегодно отмечают 12 праздников на уровне государства.
Одним из этих праздников является Греческая Пасха. В этот день люди устраивают масштабные гуляния. День Независимости и Благовещение сопровождаются военными парадами во всех городах Греции. Также греческой традицией стал рок-фестиваль Rockwave. Мировые рок-группы съезжаются в эту страну, чтобы дать уличный концерт. Стоит посетить Винные и Лунные Фестивали, которые проходят летом.
Большая часть обычаев связано, конечно, с религией. Например, если грек болеет или ему нужна Божья помощь, он дает обет, заключающийся в том, что он отблагодарит святого.
Также есть обычай подносить святым малую модель того, что они просили уберечь от зла или сохранить - фотографии или рисунки машин, домов близких людей и т.п.
Каждый город, регион, поселок Греции имеет свои традиции и обычаи. Они очень похожи между собой. Но главное то, что каждый житель этой страны считает должным и правильным их соблюдать.
Античная культура Древней Греции
Характерные черты древнегреческой культуры
Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.
Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211). Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.
Г
реция
на протяжении веков не представляла
собой единого географического
пространства.
Не
было единства и в социально-политическом
плане: существовала в рамках особой
государственной системы – городов-полисов.
Различие между ними были существенными:
в языковых диалектах, собственных
календарях и монетах, богах и героях.
(например, Спарта и Афины). Несмотря на
региональные различия, античная культура
позволяет говорит о себе как об
определенной целостности. Представляется
возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры: - интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;
Космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.
Наличие канона – совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон".
Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.
Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".
Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.
Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.
В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.
Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.
Связующим (?) звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются "Илиада" и "Одиссея".
Г
омеровская
эпоха (X-VIII вв. до н. э.)
характеризовалась упадком культуры,
так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись
дорийцы, принесшие примитивные формы
культуры - так называемый геометрический
стиль искусства, похожий на искусство
неолита. Общество того времени было
безграмотным. Широкое распространение
получили мифологические представления,
послужившие основой развития античной
науки, литературы и искусства.
С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.
В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.
Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.
В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.
Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.
Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.
С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.
Мифология
Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.
Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога – Зевса, "отца людей и богов". Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес – бог торговли; Артемида – богиня охоты; Афродита – богиня любви и красоты и т.д.
Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Антропоморфизированные изображения богов стали основной формой развития античного искусства.
Философия . Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Не будем останавливаться подробно (это – предмет истории философии), отметим ряд основных положений.
Во-первых
,
признавая огромную роль древневосточных
культур в дальнейшем развитии человечества,
следует признать именно Древнюю Грецию
в качестве той ступени социального
развития, на которой рождается философия.
Рождение философии сопровождалось
разложением мифа. От него философия
унаследовала целестно-мировоззренческое
восприятие мира. Но вместе с тем, в
процессе своего развития, философия
в
бирала
в себя различные предшествующие научные
знания, бытовые описания. В результате
довольно четко оформился отличительный
признак философии – стремление к
мудрости, к постижению мира и места
человека в нем. Именно не мудрость сама
по себе, а любовь к мудрости, стремление
к ней как постоянное состояние
человеческого духа.
Во-вторых, философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.
Новый период в ее развитии начался с Сократа (V в. до н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.
Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.
В
-третьих,
именно древнегреческая философия
положила начало формированию системы
понятий, категорий, которые в своей
совокупности остались и поныне средоточием
знания – развивающегося, обогащающегося
в ходе практического и духовного освоения
мира.
Наука
В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.
Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.
Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному. Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.
В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.
Н
а
рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история
как самостоятельный жанр литературы.
Древние историки описывали главным
образом историю отдельных городов и
местностей, т.е. это был рассказ о том,
что было в прошлом. Первым историком
античного мира считается "отец
истории" Геродот, который, как и его
последователь Фукидид, посвятил свои
произведения описаниям войн. Автор
40-томной "Истории" Полибий считал
важнейшей задачей истории поиск и
изложение причин событий и явлений. Но
в целом, история как наука, ориентировалась
на описание конкретных, единичных
исторических событий.
Литература
Д
ревнегреческая
литература – древнейшая из европейских
литератур, у истоков которой (VIII в. до
н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея",
приписываемые слепому певцу Гомеру.
Литература – еще один росток духовной
культуры, выросший из мифологии. Античная
литература полна разнообразных сюжетов
о борьбе богов и героев со злом,
несправедливостью, стремления к
достижению гармонии в жизни. В ней
рождается идея единства внешней и
внутренней красоты, физического и
духовного совершенства личности. Человек
смертен, но бессмертна слава героев. В
древнегреческой литературе появляется
лирика и трагедия. Известны лирические
поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо.
Родоначальником классической формы
трагедии был Эсхил, автор трилогии
"Орестея", "Прикованный Прометей"
и др. Известны также трагические поэты
Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в
трагедии "Просительницы" устами
главного героя Тезея выражен свои
социальные взгляды.
Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.
В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.
В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)
В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.
Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.
В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.
Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.
Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.
В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.
Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.
Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.
Античная культура Древней Греции складывалась на протяжении нескольких столетий в условиях особой государственной системы - городов-полисов. Различия между ними носили достаточно выраженный характер - их граждане говорили на разных языковых диалектах, пользовались собственными календарями и монетами, почитали своих богов и героев.
Тем не менее, с VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения и расцвета полисного строя, складываются вполне отчетливые черты греческой архаики.
К ним относятся:
1 интерактивный, синтезирующий характер (интеракция - взаимодействие) древнегреческой культуры: она синтезировала достижения разнотипных древних культур, избегая слепого подражания;
2 космологизм, означавший, что Космос являлся абсолютом культуры: он воплощал в себе Мир, Вселенную, порядок, противостоящий Хаосу;
3 каноничность, с водившаяся к соблюдению канонов (правил, ориентированных на достижение идеала) в философии, искусстве, строительстве, в пропорциях гармонической человеческой фигуры;
4 состязательность как одна из черт, которая характеризовала различные сферы жизни греческого общества - художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э.;
5 диалектичность, выражавшаяся в единстве противоположностей (первоначально термин «диалектика» означал умение вести беседу).
Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в области производительной деятельности народов Древней Греции - в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, флота.
С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, которая, тем не менее, сохранила свои основные достижения, дав толчок развитию европейской культуры в целом.
Мифология. Греческая мифология сложилась во II тыс. до н. э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога - Зевса, «отца людей и богов». Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина - богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес - бог торговли; Артемида - богиня охоты; Афродита - богиня любви к красоты и т.д.
Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Человекоподобные изображения богов стали основной формой развития античного искусства Древней Греции.
Религия.
Огромное значение в древнегреческой религии имели представления о загробном мире. Властелином царства мертвых являлся Аид, у ног которого находится пес Цербер. Самая мрачная часть Аида - Тартар - пропасть, где томятся души особо провинившихся людей. Представлений о греховности человека перед богом у греков не было.
Философия. Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Именно Древняя Греция явилась той ступенью социокультурного развития, на которой родилась философия. Ее зарождение, связанное с разложением мифа, основывалось на осмыслении и обобщении научных знаний, характерных для того времени, и анализе мира повседневности. В результате сформировался отличительный признак философии - стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. В Древней Греции сформировались известные философские школы: милетская (VI в. до н.э.) и элейская (VI - V вв. до н. э.). В историю философской мысли вошли имена древнегреческих философов - Сократа, Платона, Аристотеля и др. Грандиозные философские системы включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.
Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.
Наука. В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Они носили характер преднауки, в которой знания еще были включены в предметно-практическую деятельность человека.
Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание и его отдельные дисциплины. Мир понимался как единое целое.
Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIX в. «Физика» Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.
В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.
На рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Первым историком античного мира считается «отец истории» Геродот, который посвятил свои произведения описаниям войн. В целом, история, как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.
Художественная культура. Древнегреческая литература - древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э.) находятся «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому певцу Гомеру. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия.
Высокого уровня развития достигли архитектура (храмы Аполлона, Артемиды, Зевса, Афинский акрополь), скульптура (статуя Зевса, «Дискобол», Афродита Книд- ская), возник театр. Театр Греции - древнейший на территории Европы, достиг своего расцвета в V веке до н.э. Драматургия и театр возникли из сельских праздников в честь бога Диониса, где распевались торжественные и печальные оды, из которых родилась трагедия, а также веселые песни, из которых родилась комедия. Театр был государственным учреждением, поэтому государство брало на себя организацию театральных представлений, на время которых приостанавливались все дела города.
В архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов.
В целом древнегреческая художественная культура и искусство ориентировались на идеалы возвышенного и прекрасного.
Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре - период эллинизма.
В широком смысле понятие «эллинизм» означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н.э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н.э. - Египет. 27 г. до н.э. - дата рождения Римской империи.
Эллинистическая культура не была единообразной. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческое искусство и литература, философия, наука, архитектура. Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самос- ский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н. Коперник. Яркими являются бессмертные творения - Венера Милосская, «Лаокоон» и др.
В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек - Александрийская.
Древняя Греция является колыбелью европейской цивилизации, все ее достижения в своей основе связаны с идеями и образами древнегреческой культуры. Культура Древней Греции содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры в области философии, естественных наук, литературы, искусства. Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.
Современная культура Греции , при всех устремлениях к новизне и оригинальности бережно сохраняет три традиции.
Во-первых, античную. Получают государственную поддержку существующие музеи античной культуры и организуются новые. Так, вблизи Акрополя недавно создан Музей древнего сценического искусства: показывают маски, котурны, костюмы, читают тексты классической драматургии.
В Греции сохранилось довольно много античных театров под открытым небом. В них, и не только в них, ставят древние трагедии и комедии - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. В школах изучаются античная мифология и литература, главным образом в переводе.
Но в гимназиях, гуманитарных лицеях, в университетах изучают древнегреческий язык и классическую культуру весьма основательно.
Классическая филология в Греции находится на достойном уровне. Древнее наследие культуры Греции - греческая литература охватывает поэзию, драму, философские и исторические трактаты, книги с описанием путешествий.
Гомер (9-ое столетие до н.э), автор "Илиады" и "Одиссеи", был самым известным греческим автором древности. Первый в мире автор книги о путешествиях был Pausanias, который во 2-ом столетии до н.э написал "Путеводитель по Греции". Многочисленные издания этой книги теперь уже доступны и на английском языке.
Sappho (который жил на остров Lesvos в 5-ом столетии до н.э) известен своей поэзией о любви, посвященной женщинам.
В эти дни наиболее известен романист Никос Казантзакис - самый читаемый греческий автор. А классики современной Греции даже были награждены Нобелевской премией - это писатели Джордж Сеферис и Одиссеус Элитис.
Культура древней Греции
Когда мы говорим о древней Греции как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции.
Во времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах воцарилась демократия, представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера.
Это видно по тому, какие изменения претерпел образ Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был капризен и злоупотреблял своей силой они превратился в разумного правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.
Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше . По Ницше бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.
Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем является произвол богов, символизирующих силы природы. Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека: для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе, ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру.
Орудие Диониса - опьянение,не знающее преград,которое пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающую преград и подчинений.
Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в Элевсине.
На этих празднествах грек постигал природу дионисийского мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских оргий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в иные дни не быть раздавленным ужасом мира.
Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритмизующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей его во всем.
Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний, ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях лежат истоки великого искусства античной трагедии.
"Неопровержимое предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей форме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в течении довольно продолжительного времени единственный сценический герой был именно Дионис".
Второе естество греческой культуры - гармонии порядка и соразмерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение - прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает людей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего - музыка и поэзия, его дар - вдохновение и талант.
Аполлон - гений величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом целостности. Это Мировой Художник и его творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, порядка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному.
В отличие от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремящийся развоплотиться.
Ницше полагает, что аполлоническое - это проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется в дионисийском, однако противоположной направленности: это стремление всему найти свое место означает прежде всего найти место в мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограниченности весь мир.
Искусство Греции .
В период турецкого господства искусство – помимо церковного и таких народных и прикладных его разновидностей, как резьба по дереву, ковка по металлу, гончарное искусство и вышивание, – практически не развивалось.
После провозглашения независимости король Оттон I пригласил многих греческих художников на учебу в Мюнхен, где они испытали влияние германской художественной школы 19 в.
Впоследствии греческие художники стажировались и в других странах Западной Европы, особенно во Франции. В итоге, несмотря на попытки сохранить в искусстве античные и византийские традиции, преобладающим оказалось влияние западноевропейских направлений.
Ведущее место среди живописцев современной Греции занимает Костис Партенис , именно он принес в Грецию идеи французского импрессионизма. Партенис, подобно многим другим греческим художникам, не останавливался на каком-либо одном стиле.
Он прошел через увлечения экспрессионизмом, кубизмом и другими современными направлениями. В духе экспрессионизма творили видные греческие художники Георгос Бузианис и Никос Хадзикирьякос-Гикас. Кроме модернистов, в стране сложилась целая плеяда неореалистов, включая Янниса Царухиса и Д.Диамантопулоса.
Другая значительная группа художников, среди которых выделяется Фотис Контоглу , успешно работала над возрождением традиций византийского искусства.
Современные греческие скульпторы тоже относятся к разным европейским направлениям, но остается значительная группа сторонников античных традиций.
Из представителей неоклассической школы выделяется Костас Димитриадес, который воспитывался в духе французского натурализма. Среди тех, кто отошел от романтической школы, основанной Роденом, отметим А.Апартиса и М.Томбаса, работающих в разных современных направлениях. Абстрактное искусство представлено в кубистских скульптурах А.Апергиса.
Музыка и театр .
В области музыкального искусства сохранилась старинная традиция, проявляющаяся в народных песнях. Эти песни подразделяются на танцевальные, семейные, траурные и героические, многие из них возникли в византийскую эпоху или еще раньше.
На протяжении 19 и 20 вв. греческие композиторы, как и их соотечественники в литературе и искусстве, опирались на народные предания и античные сюжеты. Попытки создания национальной музыки были предприняты Манолисом Каломирисом (1883–1963), Э.Риадисом (1890–1935) и Георгиосом Пониридисом. Каломирис использовал темы из византийской церковной музыки и положил на музыку поэмы Паламаса и Сикелианоса.
Пониридис создал многочисленные песни, часто на слова лирических стихотворений Кавафиса и других греческих поэтов. Современные тенденции выражены в сочинениях Деметриоса Скалкотаса (1905–1945) и Георгиоса Сикелианоса. Манос Хадзидакис – известный композитор, который часто вдохновлялся народными мелодиями.
Афинская консерватория, с давних пор центр музыкальной культуры Греции, выпустила немало певцов и композиторов международного класса, включая композитора Д.Митропулоса (1896–1960) и оперную звезду Марию Каллас.
После возрождения театрального искусства в начале 20 в. в Греции произошел подъем драматургии. В 1930 был открыт Национальный театр , а затем образовался ряд других театров с постоянной труппой.
Ежегодно в Афинах, Эпидавре и Додоне прямо в античных амфитеатрах проводятся фестивали театрального и музыкального искусства, на которых артистами Национального театра исполняются античные драмы.
Народное искусство .
В небольших городах и на островах сохраняются вековые традиции кустарных ремесел. Изделия из золота и серебра производятся в Салониках, Афинах, на острове Керкира (Корфу) и в Янине; вышивка и кружева – на Ионических островах и островах Эгейского моря; Крит и Эпир славятся шерстяными одеялами и коврами ручной работы. Греция производит также резные деревянные, керамические и кованные металлические изделия.
Кино весьма популярно в Греции .
Несколько греческих фильмов, среди которых Никогда по воскресеньям, получили награды на международных кинофестивалях. Среди греческих кинозвезд мировой известности достигла Мелина Меркури. Работавший во Франции кинорежиссер К.Коста-Гаврас получил премии за такие фильмы, как Z и Осадное положение.