Что такое литература? Определение. Основные виды и жанры. Что такое «литература

Если ты, читатель, задавался вопросом: "Литература - что это такое?" и хотел бы получить ёмкий ответ, но всё равно верный и научный, то ты обратился к нужному тексту. Итак, в этой статье я кратко рассмотрю, что такое литература, а также расскажу о двух её основных формах - устной и письменной.

Академический словарь, составленный РАН, определяет литературу как «всю совокупность научных, художественных, философских и тому подобных произведений». Недостаток этой формулировки в том, что под предметом можно усмотреть нелитературное, например, графические иллюстрации. Я могу предложить своё определение, более подходящее статье: литература (латинское litteratura - написанное) - это совокупность речевых конструкций, запечатлённых в устной и письменной форме. Литература является объектом изучения литературоведения (подробнее смотри статью "Основы теории литературы"). Литература одновременно особая деятельность человека и также продукт этой деятельности, где основным инструментом, посредством которого происходит создание продуктов, является язык и его единица - слово.

На определениях и кратком пояснении можно было бы, на первый взгляд, ограничиться, однако есть существенные "но", обыватель нередко воспринимает литературное произведение, как запечатлённое только в письменной форме, но на самом деле существует форма устной литературы, к рассказу о которой я и приступлю далее.

Устная литература

В-первых, да, существует устная литература и даже с появлением письменности она не исчезла. А если затрагивать период, когда человечество, став пусть разрозненными, но общностями разумных существ, принялось формировать свою культуру, но не имело письменности, тогда устная литература является важным инструментом передачи созданных продуктов. Последнее без письменности особенно важно, так как если автор, создав литературное произведение, запечатлённое в письменной форме, более мог не прилагать особых усилий по его сохранению (с известными допущениями, разумеется), то продукт в устной литературной форме требовал от него ряд дополнительных усилий, например:

  • Точно запомнить то, что он создал. Ведь мало что-то придумать, важно точно сохранить это в памяти, чтобы верно, как изначально задумано, воспроизвести в устной форме. Да, нередко постоянное переосмысление созданного идёт ему на пользу, но бывают случаи, когда наоборот – в вред, но это следствия здесь лишние к рассмотрению;
  • Самостоятельно сообщить созданное другим. Если продукт письменной литературы читатель мог самостоятельно изучить, то с устной формой автору для начала необходимо было передать своё произведение кому-то ещё, презентовать при непосредственном контакте устно, говоря проще – рассказать, поведать;
  • Трудности многоступенчатой передачи. В том случае, если автору удавалось точно воспроизвести им же придуманное, то его должно было беспокоить следующее: как слушатель понял услышанное, насколько он хорошо запомнил и сможет ли в свою очередь верно это воспроизвести (частично проблема из пункта один).

В общем, устная форма передачи и сохранения информации далеко не лучший инструмент развития культуры. Однако влияние и роль устной литературы на формирование и развитие культуры, как отдельных социальных групп, так и народов, или даже всего человечества, переоценить сложно. Более того, устная форма сохраняется до сих пор и, по всей видимости, никуда не исчезнет в ближайшем будущем, потому что человек сохраняет и потребность в вербальной коммуникации, и в том, что в ряде ситуаций удобнее пользоваться устной формой, нежели писать друг другу эссе. Только следует уточнить, что само по себе устное общение не является литературой, если в нём не создаётся и не сохраняется для последующего воспроизведения некая речевая конструкция. Например, если двое обсуждают, какое сегодня ясное небо, а автобус задерживается на семь минут, то это не литература. Если же в устном общении создаются, передаются (рассказчиком) или воспроизводятся конструкции, подходящие под признаки литературного произведения, например, сочиняется анекдот или под ситуацию декламируется поэма, то да – это устная литература. Понятное дело, что данная тема освещена кратко и она куда глубже, но для такового её изучения следует обратиться к исследованиям соответствующего размера, а я перейду к письменной форме литературы.

Письменная литература

Возможности письменной литературы обеспечила, как нетрудно догадаться, письменность, и чем более эффективной становилась последняя, тем более лучшими были продукты литературы. Да, развитие письменности происходило не сразу, этот процесс был очень длительным, занявшим несколько тысяч лет и по сути своей обусловленным тем, что у человечества была постоянная потребность делать вневременными продукты своего умственного труда, то есть, как вариант, записывать их, желательно подробнее и в деталях. Так сметливые представители человечества и совершенствовали этот столь нужный инструмент, в том числе его графемы: от пиктографии через иероглифы к буквенному письму.

Письменная литература предоставила возможность не только сохранять произведения в их точном виде, но и давала возможность лёгкого воспроизводства сохранённого, постепенно она сокращала сложность трактовки, например, одно дело, когда нужно понять смысловое значение послания в рисунках и приходиться гадать, а другое, когда оно составлено в слоговом или буквенном письме. В настоящее время каждый цивилизованный человек может освоить письменную составляющую своего языка и создавать литературные произведения; и да, не только эссе или повесть являются литературным продуктом, но и краткие почтовые письма или даже записки или сообщения, передаваемые с помощью «службы коротких сообщений»(SMS).

Надеюсь, что из статьи стало понятно, что это такое – литература, а также, что последняя имеет не только письменную, но и устную форму, и насколько каждая из них полезна и попросту необходима современному человеку независимо от его профессиональной, досуговой или учебной деятельности. И ещё я надеюсь, что ты, читатель, сможешь самостоятельно отличать в устной речи создание или презентацию литературного продукта от таковым не являющимся.

февраль 4715

Затем, чтобы:

а) учиться мастерству именно в своем жанре;
б) точно знать, какому издателю предложить рукопись;
в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не «вообще всем», а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы.

Что такое художественная литература?

Под художественной литературой понимаются все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев: романы, рассказы, повести и пьесы.

Мемуары относятся к нехудожественной литературе, потому что речь идет о невыдуманных событиях, однако они пишутся по канонам художественной литературы - с сюжетом, героями и пр.

А вот поэзия, в том числе и тексты песен, - это художественная литература, даже если автор вспоминает о былой любви, которая приключилась на самом деле.

Типы художественной литературы для взрослых

Художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.

Жанровая литература

В жанровой литературе первую скрипку играет сюжет, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки.

Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны быть предсказуемыми. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных условиях создать уникальный мир, незабываемых героев и интересный способ добраться из пункта «А» (завязка) в пункт «Б» (развязка).

Как правило, жанровое произведение кончается на позитивной ноте, автор не углубляется в психологию и прочие высокие материи и старается просто развлечь читателей.

Основные сюжетные схемы в жанровой литературе

Детектив: преступление - расследование - изобличение преступника.

Любовный роман : герои встречаются - влюбляются - сражаются за любовь - соединяют сердца.

Триллер: герой жил своей обычной жизнью - возникает угроза - герой пытается спастись - герой избавляется от опасности.

Приключения: герой ставит перед собой цель и, преодолев множество препятствий, добивается желаемого.

Когда мы говорим о фантастике, фэнтези, историческом или современном романе, речь идет не столько о сюжете, сколько о декорациях, поэтому при определении жанра используются два или три термина, которые позволяют ответить на вопросы: «Что происходит в романе?» и «Где происходит?». Если речь идет о детской литературе, то делается соответствующая пометка.

Примеры: «современный любовный роман», «фантастический боевик» (боевик - это приключения), «исторический детектив», «детская приключенческая повесть», «сказка для младшего школьного возраста».

Жанровая проза, как правило, публикуется сериями - либо авторскими, либо общими.

Мейнстрим

В мейнстриме (от англ. mainstream - основной поток) читатели ждут от автора неожиданных решений. Для этого типа книг самое главное - нравственное развитие героев, философия и идеология. Требования к автору мейнстрима гораздо выше, чем к писателям, работающим с жанровой прозой: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем.

Еще один важный признак мейнстрима - такие книги пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» - это только любовный роман или только историческая драма.

Кстати, сама по себе драма, то есть рассказ о трагическом опыте героев, - это тоже признак мейнстрима.

Как правило, романы этого типа выпускаются вне серий. Это связано с тем, что серьезные произведения пишутся долго и сформировать из них серию довольно проблематично. Более того, авторы мейнстрима настолько отличаются друг от друга, что их книги сложно сгруппировать по какому-либо признаку, кроме «хорошая книга».

При указании жанра в мейнстрим-романах обычно делается упор не столько на сюжет, сколько на некие отличительные признаки книги: историческая драма, роман в письмах, фантастическая сага и пр.

Возникновение термина

Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уильяму Дину Хоуэллсу (1837–1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов своего времени, The Atlantic Monthly , он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах.

Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли мейнстримом. Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.

Интеллектуальная проза

В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой и выпускается вне серий.

Основные жанры художественной литературы

Примерная классификация

При подаче заявки в издательство мы должны указывать жанр - чтобы нашу рукопись отправили соответствующему редактору.

Ниже приведен примерный перечень жанров, как их понимают в издательствах и книжных магазинах.

  • Авангардная литература. Характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
  • Боевик. Ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета - драки, погони, спасение красоток и т.п.
  • Детектив. Основная сюжетная линия - раскрытие преступления.
  • Исторический роман . Время действия - прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.
  • Любовный роман. Герои обретают любовь.
  • Мистика. Основа сюжета - сверхъестественные события.
  • Приключения. Герои ввязываются в авантюру и/или отправляются в рискованное путешествие.
  • Триллер/ужасы. Героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться.
  • Фантастика. Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики - альтернативная история.
  • Фэнтези/сказки. Основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.

Что такое нехудожественная литература?

Нехудожественные книги классифицируются по темам (например, садоводство, история и т.п.) и типам (научная монография, сборник статей, фотоальбом и пр.).

Ниже приведена классификация книг нон-фикшн, как это делается в книжных магазинах. При подаче заявки в издательство указывайте тему и тип книги - например, учебник по писательскому мастерству.

Классификафия нехудожественной литературы

  • автобиографии, биографии и мемуары;
  • архитектура и искусство;
  • астрология и эзотерика;
  • бизнес и финансы;
  • вооруженные силы;
  • воспитание и образование;
  • дом, сад, огород;
  • здоровье;
  • история;
  • карьера;
  • компьютеры;
  • краеведение;
  • любовь и семейные отношения;
  • мода и красота;
  • музыка, кино, радио;
  • наука и техника;
  • питание и кулинария;
  • подарочные издания;
  • политика, экономика, право;
  • путеводители и тревелоги;
  • религия;
  • саморазвитие и психология;
  • сельское хозяйство;
  • словари и энциклопедии;
  • спорт;
  • философия;
  • хобби;
  • школьные учебники;
  • языкознание и литература.

лат. literatura, букв. – написанное) – произведения письменности, имеющие общественное значение, эстетически выражающие общественное сознание и в свою очередь формирующие его; представляет собой развивающуюся на протяжении тысячелетий систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка.

Отличное определение

Неполное определение

ЛИТЕРАТУРА

лат. lit (t)eratura – написанное), словесное искусство. Литературный текст обладает, как правило, хотя бы одним из следующих признаков: вымышленность событий и существ, о которых рассказывается; формальная «непохожесть» текста на разговорную речь или деловой документ (напр., то, что текст разбит не только на фразы, но и на стихотворные строчки, может вдобавок обладать ритмом и т. д.); подчеркнутое внимание к словесной организации текста, к его композиции, т. е. отношение к слову как к объекту художественной обработки; особый способ организации смысла. Литературное произведение не просто передает некую определенную фактическую информацию, воздействует на чувства воспринимающего, но и может быть по-разному понято людьми разного культурного опыта, людьми разных народов и времен. Этой способностью изменять и даже «расширять» свой смысл объясняется долгожительство классики. Такой многозначный художественный образ называют символом.

Чаще всего литература существует в письменном виде, но не обязательно: бесспорно, к области литературы принадлежит, напр., бардовская песня.

Как и всякое искусство, литература не ограничивается шедеврами, высоким творчеством: начиная с 19 в. утвердилось иерархическое разделение литературы на массовую (беллетристику) и творчество, претендующее на оригинальность и особую значимость.

Теория европейской литературы начала складываться еще в античности: древнегреческий философ Аристотель (4 в. до н. э.) в своей «Поэтике» обосновал разделение на три рода – эпос, лирику и драму. В античных поэтиках и риториках подробно описывались традиционные художественные формы – жанры и приемы организации речи. Существенно изменяясь, из античной литературы в позднейшую европейскую все же перешли многие жанры – трагедия, комедия, поэма, ода, элегия, сатира, послание, роман и т. п.; многие другие, конечно, появились позднее, напр., драма (в 18 в.). Рождение новых жанров и умирание старых не прекращается, пока существует сама литература, несмотря на то, что в каждую эпоху литературная теория пытается представить исчерпывающий перечень литературных форм.

В кон. 18 в. появляется важное для позднейшей литературной теории понятие направления (другие названия – метод, большой стиль). Именно тогда стали считать, что оригинальность – необходимое свойство настоящего искусства, поэтому противопоставили свое искусство искусству вчерашнего дня и всю предшествующую историю поняли как последовательную смену разных художественных манер. Себя художники того времени (художники в широком смысле слова – писатели, музыканты и т. п.) назвали романтиками, а искусство 17–18 вв. – классицистическим (или, как тогда говорили, ложноклассическим). С 1840-х гг. становится ясно, что романтическая эпоха сменилась какой-то иной. Однако удобного названия для этого нового искусства очень долго не было, слово «реализм» как обозначение особого художественного стиля начинает активно употребляться не раньше, чем в последней трети 19 в. В отличие от романтиков у реалистов не было сплоченных школ, групп, манифестов. Творчество реалистов могло быть очень разным (напр., романы И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского). Не вполне ясно, до какой степени понятие «реалистический» (или «романтический») применимо к поэзии того времени, напр. к гражданской лирике Н. А. Некрасова. Обсуждая искусство кон. 19–20 вв., пользуются терминами «модернизм», «авангардизм», «постмодернизм» и т. д.; кроме того, в 20 в. заявляет о себе множество художественных школ со своими программами и самоназваниями (напр., символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и т. д.).

У романтиков возникает представление о т. н. «всемирной литературе» (интерес к ней проявился и у А. С. Пушкина, напр., в лирическом цикле «Подражания Корану»); опыт «всемирной литературы» (т. е. восточной, древней американской, дикарской и т. д.) считался особенно поучительным, потому что он не укладывался в рамки европейских жанровых схем. В последние десятилетия ученые все чаще говорят, что понятие направления неплодотворно в научном смысле, потому что слишком упрощает наши представления о разнообразной и сложной литературной реальности.

Относительность и изменчивость понятия «литература» хорошо осознавали уже давно; напр., В. Г. Белинский еще в 1847 г. писал: «Хотят видеть в искусстве своего рода умственный Китай, резко отделенный точными границами от всего, что не искусство в строгом смысле слова. А между тем эти пограничные линии существуют больше предположительно, нежели действительно; по крайней мере, их не укажешь пальцем, как на карте границы государства. Искусство, по мере приближения к той или другой своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты является область, примиряющая обе стороны». Это было сказано по поводу двух новых романов, замечательных и очень разных: «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова, которую Белинский считал литературой высшего типа, воссоздающей мир, иллюзию «второй реальности», и «Кто виноват?» А. И. Герцена, который для Белинского был тоже литературой, но литературой-беллетристикой, т. е. публицистической, не претендующей на художественные открытия, но нужной для умственного и нравственного воспитания читателя. Тем не менее постоянные попытки дать устойчивое и вневременное определение литературы характерны для нормативной критики прежних времен; только в 20 в. подвижность границ литературы становится предметом сознательного научного исследования (напр., статья Ю. Н.Тынянова «Литературный факт»).

В современной европейской культуре литература самоопределяется через свое отличие от других видов словесного творчества.

От фольклора, который тоже является словесным искусством, литература отличается своим авторским характером. Автор может быть неизвестен, может прятаться под псевдонимом, но литература, по крайней мере та, которая знакома большинству современных людей, это искусство открыто личностное, говорящее обычно о жизни частного человека, и потому авторское. Это принципиальное различие между фольклором и авторской литературой далеко не всегда признается значимым: напр., романтики подражали фольклору в собственном творчестве («Песня про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова), включали в издания фольклорных текстов собственные произведения (без подписи). Случается, что стихи, имеющие автора, начинают жить жизнью народной песни: исполнители не помнят имени поэта, сам текст переделывается разными исполнителями, как это обычно происходит в фольклоре (напр., «Среди долины ровныя…» поэта нач. 19 в. А. Ф. Мерзлякова, бардовская песня 20 в.).

В отличие от повествовательных текстов религиозного характера – от Священного Писания до житий святых – литература имеет явно выраженную эстетическую, т. е. художественную, природу. Прежде всего это значит, что изображенный в литературе мир – результат творчества автора, мир вымышленный (или, как это часто называют, условный). Чтобы пояснить, что это значит, вспомним о культуре совершенно иного типа. Специалисты по Средневековью объясняют, что эта эпоха не знала литературы в нашем смысле слова и правильно будет говорить не о «древнерусской литературе», а только о «древнерусской словесности». Дело здесь в особой – религиозной – системе ценностей современного книжника, задачей которого было не выдумывать свое, не выразить себя, а говорить правду и продолжать традицию.

Конечно, понимать, что мир литературного произведения – условный, может подготовленный читатель (или зритель, слушатель); история театра знает анекдоты о наивных зрителях (напр., красногвардейцах в первое послереволюционное время, которые лезли с оружием на сцену). Чувство сопереживания, которое вызывает у нас литература, – особое, о нем говорил А. С. Пушкин: «над вымыслом слезами обольюсь». Слезы здесь настоящие, но плачущий не забывает, что плачет именно над вымыслом. С условностью литературы связаны представления об особой литературной истине, которая выше примитивной правды документально засвидетельствованного факта: уже в кон. 18 в. немецкий мыслитель Г. Э. Лессинг объяснял, что автор трагедий на исторические сюжеты имеет право нарушать фактическую точность ради соблюдения высшей истины, напр., психологического правдоподобия (спор о необходимости исторической точности в романах продолжается и до нашего времени). С условностью литературы связаны и споры о ценностном соотношении литературы и жизни, которые велись в 19 в.: для Н. Г.Чернышевского, игнорировавшего значение творческой фантазии, искусство «ниже» жизни, потому что всего лишь копирует ее. А для Ап. Григорьева, напр., искусство «выше» жизни, потому что может пророчествовать о будущем. Обобщая, литература создает образы такой выразительности и силы, которые, с одной стороны, «неправдоподобны», потому что их реальные прототипы обычно намного бледнее; с другой стороны, литературные гиперболы, способность литературы собрать, как в фокусе, в одном образе или сюжете разбросанные в реальности черты – это способ говорить о сущности жизни.

Условность литературного мира отражена и в некоторых принципиальных терминах: литературное повествование, которое по-русски принято называть беллетристикой (от франц. belles lettres – прекрасное письмо), по-английски, напр., называется fiction – вымысел. Однако иногда популярными оказываются жанры, имеющие документальную основу: очерки, путешествия, письма (напр., во времена Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина), воспоминания (напр., в 1850-х гг., когда одновременно появляются трилогия Л. Н. Толстого и первые главы «Былого и дум» А. И. Герцена). К сер. 20 в., во времена подъема документальных жанров, позиции традиционной художественной литературы оказываются под сомнением. Слово «литература», особенно в бытовом его употреблении, приобретает новый, ругательный смысл: «литература» значит «ложь», «праздные выдумки», отсюда особое словечко – «литературщина» (ср. со знаменитой пренебрежительной фразой французского поэта П. Верлена: «Все прочее – литература»). Обратиться к «литературе факта» вновь призвал так называемый Левый фронт искусств (ЛЕФ) В. В. Маяковского в 1920-х гг., новый всплеск интереса к документальным жанрам мы переживаем сейчас: не случайно стало модным английское по происхождению название для такой литературы, обычно не переводящееся: non-fiction, т. е. «не вымышленное». Но для профессиональных читателей понятно, что творческая роль автора и в произведениях как будто бы документальных на самом деле очень значительна, по сути – это тоже вымысел, но скрытый. Об этом хорошо сказал славянофил А. С. Хомяков, объяснявший особую природу художественности произведений «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, внешне очень похожих на простодушные воспоминания: «Кажется, странно говорить о вымысле там, где пересказывалось все действительно бывшее; но это только кажется. Происшествие, чувства, речи остаются в памяти только отрывками. Воспоминание воссоздает целое из этих отрывков и восполняет все недостающее, все оставшееся в пробелах. Тут невозможно определить точные границы истины и вымысла».

Принципиальная роль вымысла в литературе становится вполне понятной для критиков только на рубеже 18–19 вв. Еще в 18 в. роман теоретики пренебрежительно называли «сказками», хотя Европа уже имела замечательные романы (напр., М.Сервантеса, Дж.Свифта, Ф. Рабле). Но для романтиков ясно, что роман, т. е. повествование о не существовавших людях, – это главный жанр новой литературы и надолго таким останется. В эпоху романтизма само слово «литература» приобретает новое значение (то, какое оно имеет сейчас). В сознании людей предыдущей эпохи существовала некая большая и нерасчлененная область того, что по-русски чаще называлось не литературой, а словесностью: «изящной литературой называется такая, предметом которой является то, что обладает красотой: поэзия, красноречие, искусно написанные исторические сочинения… Хорошую диссертацию, столь же изящную, сколь и справедливую, можно отнести к литературе» (Вольтер). Главное, чем объединены для Вольтера эти разные вещи, – внимательное отношение к слову, умение владеть им. Для романтиков же главное в литературе – это ее способность создать некий целостный образ мира, такого не может ни одно другое искусство, и потому в европейской культуре Нового времени, особенно в 19 в., литература оказывается главным среди искусств. (Романтики, кстати, отказываются от слишком многозначного слова «литература» и всю хорошую художественную литературу предпочитают называть поэзией – и стихотворную, и прозаическую.) Как своего рода модель мира, иллюзия «второй реальности» воспринимается прежде всего роман (напр., «Война и мир» Л. Н. Толстого). Кроме того, начиная с романтиков, литература претендует и на центральное место в духовной жизни вообще: как интуитивный и потому якобы особенно плодотворный способ познания искусство эффективно соперничает с наукой и философией; общество становится все более светским, мирским (как это называют – секуляризованным), религия играет в нем все меньшую роль, и ее место учителя жизни занимает литература.

Особенно большим значение литературы оказалось в России: в несвободном обществе литература была вынуждена заменять собою парламент, политическую журналистику, отчасти даже богословие. Об этом говорили уже с 1830-х гг.: «Между тем как в других государствах дела государственные, поглощая все умы, служат главным мерилом их просвещения, у нас неусыпные попечения прозорливого правительства избавляют частных людей от необходимости заниматься политикой, и, таким образом, единственным указателем нашего умственного развития остается литература» (И. В. Киреевский). И современники, и позднейшие историки культуры считают такую ситуацию – ее называют литературоцентризмом – русской национальной особенностью. Литературоцентризм заканчивается тогда, когда начинает строиться демократическое общество; в нач. 1910-х гг., когда монархическая власть в России впервые была ограничена, когда появился первый парламент, В. В. Розанов писал о «великом окончании литературы» (нечто подобное страна переживала и в 1990-х).

Вынужденная публицистичность русской литературы 19 в. привела к некоторым особенным явлениям, отчасти похожим на движение назад, к просветительскому 18 в.: в 1840-е гг., во времена социальной проповеди В. Г. Белинского, и в эпоху реформ Александра II, во времена Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, самыми читаемыми литераторами становятся журналисты, критики-публицисты, и слово «литература» вновь приобретает очень широкий смысл. Д. И. Писарев в 1864 г. утверждал: «беллетристика начала утрачивать свое исключительное положение в литературе; первый удар нанес этому господству Белинский; глядя на него, Русь православная начала понимать, что можно быть знаменитым писателем, не сочинивши ни поэмы, ни романа, ни драмы». Выразительно название труда Чернышевского, посвященного истории критики: «Очерки русской литературы гоголевского периода»; русская литература для него – это прежде всего Белинский, а не те, кого Белинский толковал. Такое значение у слова «литература» сохранялось вплоть до 20 в., что впоследствии могло быть источником неправильных толкований. Напр., очень важная для советской идеологии статья В. И. Ленина «О партийной организации и партийной литературе» понималась как призыв к партийному контролю над искусством, в то время как на самом деле там говорилось всего лишь о необходимости согласованных действий в партийной журналистике.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Литература это один из основных видов искусства - искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

Термин литература

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).

Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности - в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. ) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций - Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. - образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле - как письменная форма искусства слова - формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом - не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» - литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.

Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка , который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону - определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, - слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.

С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, - всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции - общения, созидания и познания - равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности - переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она - наиболее идеологическое из всех искусств.

Литературные, образы

Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении , уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).

Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.

Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.

Совокупность литературных произведений , созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу ; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) - поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей - характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, - идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» - реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз , которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. ).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura - написанное и от littera, что в переводе означает - буква.

На этом уроке мы узнаем, что несёт за собой понятие «литература».

«Ну что за удовольствие от книжки,
в которой нет ни разговоров, ни картинок?»
«Алиса в стране чудес»
Л. Кэрролл

Тема: Введение

Урок: Что такое литература

Несколько слов о том, что представляет собой курс «Литература» и о том, как им пользоваться. Этот курс состоит не из отдельных уроков, а из уроков, представляющих собой систему, связанных друг с другом элементов, общих понятий. Для этого присутствует общий словарь, существуют в каждом уроке ссылки и на тексты, и на место их размещения в сети и системой навигации, которая позволяет от одного урока вернуться к другому, получить необходимые справки, получить в сжатом виде конспект с планом и тезисами урока, также получить списки дополнительной литературы к уроку и задания к этому уроку. Это сообщение должно постоянно присутствовать в нашем подсознании, потому что от любого из уроков, на который Вы зашли случайно, у Вас должна быть возможность перейти к другому уроку через словарь, через конспект, через задания или через любую другую ссылку, которую Вы увидите.

Ответ «литература - это книжки» - правильный, но не совсем точный. Если заглянуть в словарь и поискать там слово «литература», мы увидим разные и противоречивые ответы. Самый толковый ответ есть в школьном этимологическом словаре. Там сказано, что слово «литература» возникла в XVIII веке и в её основе лежит латинский корень litera - это глиняное, каменное или металлическое изображение буквы, которое служило для печати. Понятие «литература» появилось, когда вышли уже печатные книги. Оно распространилось в XIX веке, а до России дошло в XX веке. До этого употреблялось понятие «словесность», что ярко подчёркивало значение литературы. Также использовали другое слово - беллетристика (французское происхождение), понятие, относящееся к художественной литературе. Этот термин не несёт того глубокого смысла, как словесность или литература. Беллетристика - это чтение для свободного времени. Это чтение, которое дополняет и существенно важного для жизни не даёт.

Появившись в XX веке и распространившись, термин «литература» так и не получил чёткого определения в словарях. Чаще всего в словарях и энциклопедиях можно встретить такое определение литературы: «всё то, что написано и имеет общественное значение». Но что касается общественного значения, то возникает некоторое недоразумение, поскольку такое значение может быть разным. Предположим, молодой человек пишет на асфальте: «Маша, я тебя люблю». Для этого молодого человека и для Маши - это, несомненно, литература, для всех остальных - на их усмотрение. Они могут считать это литературой, а могут и не считать. Можно встретить другого рода тексты, написанные на заборах, на асфальте, также тексты, записанные в электронных сообщениях, наконец, слова, записанные в нашей памяти.

Литература это или нет?

Определение «литературы», которое мы находим в книжках или в словарях, смущает нас тем, что в нём не соблюдается главное правило, то правило, которое чётко соблюдается в математике, физике, химии, биологии, правило тождества. Так вот, чёткого определения литературы, как например, что такое математика, биология или физика, не существует. Литературой, как мы выясняем, каждый называет что-то своё. Литература - это то, что с картинками и где есть разговоры, или же, наоборот, то, что совершенно без картинок и нет никаких разговоров. Каждый определяет это сам.

Кроме слова «литература», мы должны обратиться к явлению, называемого литературой, так как значение слова и явления не всегда совпадает. Слово «литература» было совершенно не понятно для того человека, который предшествовал появлению этих самых литер. Это тот человек, который существовал до литературы, ещё раннее, чем десять тысяч лет назад. Именно в те года люди начали передавать при помощи слов, при помощи речи те вещи, те мысли, те чувства, которые позволяли им договориться и вместе осваивать мир. Охотиться на зверей, воевать с врагами, дружить и передавать опыт от одного поколения к другому. Первые книги появились в тот момент, когда не существовало другого материала для их изготовления, кроме камня. Неандерталец, который держит камень в руках, в сущности держит тот материал, из которого появились первые книги. Это были каменные скрижали.

Высекать на них тексты было необыкновенно трудно. Это могли позволить себе только цари, вожди, колдуны, священнослужители. Поэтому книга, сама по себе, оказывалась священным предметом, который приблизительно в XIII веке до н. э., когда жил царь Моисей, послужил для возникновения первой книги - Библии.

Судя по всему то, что начинает Библию, и есть первым текстом, который свидетельствует о появлении литературы. Здесь сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Если бы сказочная Алиса прочитала эти слова, то она смогла бы оживить в своём воображении те разговоры и картинки, которые хотел передать Моисей. Но дальше, рассказывая о происхождении мира, Моисей всё время, как раз о том, о чём мечтала Алиса, говорит: «И увидел Бог, что это хорошо». И дальше самая первая книга, которая существует в истории нашей цивилизации, начинается с благословения. То, что несла в себе Библия, было благословением. Всевышний Господь Бог благословил всё существующее. Вот первая книга, которая являлась священной, воспринималась как благословение Всевышнего. Так возникла литература и она существовала лишь в устной форме. В течении нескольких тысячелетий люди наизусть помнили каждое слово, существующее в Библии.

Рис. 7. Библия на пергаменте

Письмо было изобретено гораздо позже, и надписи, высеченные на камне, были перенесены на пергамент. На пергаменте были написаны книги, возникшие уже на втором этапе появления литературы. Если XIII век до н. э. мы можем считать временем возникновения литературы, то литература в современном её понимании появляется уже в I веке н. э. Появляется она в тот самый момент, когда другой библейский автор (автор уже другой части Библии - Нового завета) , Иоанн Богослов, в своём Евангелие (Евангелие - благая весть) начинает со слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Совершенно очевидно, что слово начинает отделяться от того предмета, которое оно выражает. Во всяком случае, Иоанн уже понимает, что между словом и тем предметом, которое оно выражает, есть некоторая дистанция. Довольно точно датируется этот момент - между 85 и 95 годами нашей эры - момент начала второго этапа возникновения современной литературы.

Слово и вещь, которое это слово выражает, начинают мыслиться отдельно друг от друга. Книга начинает жить своей жизнью. Вокруг Евангелия и вокруг всех книг Нового завета начинаются ожесточённые споры, какие из них правильные, а какие еретические. Четыре образцовых признака Евангелия и ещё большое количество Евангелий непризнанных, те, по поводу которых учёные и богословы спорят и никак не могут смириться с тем, что некоторые неканонические, непризнанные церкви Евангелия, являются исторически более точными и более правдоподобными. Но это уже другое отношение к литературе и это уже другая литература, которая существует в рукописном виде.

Третий этап связанный с появлением книгопечатанием. Благодаря тому, что появились книжки, доступные маленьким деткам, нам с вами, литература становится не уделом избранных царей, которые могут себе позволить каменные скрижали и не уделом отдельных мудрецов, которые способны на очень дорогом пергаменте очень дорогим способом записывать какие-то тексты. Книга становится массовой и она начинает издаваться сотнями, тысячами, десятками тысяч, а потом и миллионными экземплярами. И вот когда появляется массовая книжка, вместе с ней меняется смысл того, что мы вкладываем в понятие «литература». Литература - это то, по поводу чего мы с вами можем спорить, соглашаться или возражать. Книжка - это то, что является не священным атрибутом, а заурядным, привычным явлением нашей жизни.

Четвертый этап начинается тогда, когда на смену бумажной книги приходит электронная книга. Это тот этап, который мы сейчас переживаем, на наших глазах осуществляется сдвиг истории и всей мировой культуры. Люди переходят с бумажных на электронные носители информации. Это значит, что книга перестала носить на себе отпечаток святости, сохранившейся со времён каменных скрижалей, пергамента, книгопечатания. Каждый человек, пользующийся интернетом, чувствует себя в рамках равной степени и читателем, и автором. Это сокрушительное падение авторитета слова, при котором печатное слово перестало быть источником истины, привело к тому, что современный человек к литературе относится приблизительно также, как к ней относился человек эпохи Неолита десять тысяч лет назад. Но у современного человека есть это право, право покушаться на авторитет книги, право сомневаться, что книга несёт в себе окончательное и бесповоротное изложение истины.

Мы видим четыре этапа развития литературы, от момента её возникновения, в XIII веке до н. э., когда каменная книга служила основанием для устной книги. Мы видим второй этап, возникший в I веке, когда культура книги каменной священной, которая передаётся устным путём, заменилась на книгу, переписываемую от руки на пергаменте. Мы видим третий этап, когда в XV-XVI веке распространилось книгопечатание, и книга на бумаге стала доступной всем. Четвёртый этап, который рождается на наших глазах, когда на смену каменной, пергаментной, печатной приходит электронная книга. И всё это охватывает самые разные явления. Каменные скрижали вы увидите на картинках в интернете, тексты каменных скрижалей расшифровываются и выкладываются в открытом доступе. В течение тысячелетий эти священные книги были уделом мудрецов. Сегодня одним нажатием кнопки вы становитесь обладателем знаний, которые были доступны только избранным людям в прошлые времена.

Это позволяет говорить о том, что мы не нашли в книжках определения слова «литература». И это гораздо важнее и интереснее, чем если бы мы лёгким нажатием кнопки нашли точное исчерпывающее определение литературы. Мы с вами занимаемся литературой живой, которая продолжает развиваться, которая меняется на наших глазах.

Домашнее задание сводится к тому, что Вы должны прочитать последние четыре строчки стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина, записать на видео или на аудиофайл, который Вы пришлёте нам. И в нескольких строчках, может в двух-трёх предложениях, напишите, какой смысл Вы вкладываете в эти четыре строчки. Дело в том, что у Пушкина есть два самых разных и принципиально противоположных толкований Господь мог благословить пророка, отправив его проповедовать, но Господь мог и наложить проклятие на пророка, отправляя его проповедовать. И если же господь благословляет пророка, он вселяет в него душу, радость, а если Господь проклинает его, он вселяет в него горе. Вот два варианта концовки, которые мы могли бы предложить, но у Вас могут и должны быть свои собственные варианты, собственные прочтения Пушкина. Как понимаете Вы финал Пушкинского пророка. Те из вас, кто пришлёт нам самые интересные, лучшие видеофайлы, будут приглашены в студию и примут участия в наших будущих видеоуроках.

Итак, первое слово, которое мы с вами попытались объяснить для того, чтобы научиться понимать смысл нашего предмета, оказалось необычайно интересным и полезным, так как мы не нашли чёткого и определённого толкования. Но мы нашли что-то другое, возможность не столько изучать литературу, а сколько её осваивать, переживать заново, мы получили возможность добавлять разговоры и картинки в те мёртвые камни, какими для нас становится литература в наши дни.

Мы приходим к выводу о том, что литература - это способ речевого оформления взаимодействия людей. То есть, дальше мы будем не изучать литературу, а осваивать её.

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008 год.

2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 год.

3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2012 год.

1. Что такое литература?

2. Какими терминами заменялось понятие «литература»?

3. Опишите этапы развития литературы.

4. * Поразмышляйте над тем, каким будет дальнейшее развитие литературы.