Что такое классицизм и романтизм. Отличие романтизма от классицизма. Романтизм и религия

Просвещение

Обычно считается, что неоклассицизм является следствием того насыщения, что в определенной степени производит барокко. В случае с Канарскими островами уместно сделать некоторые уточнения. Со второй половины XVIII в. присутствие при Дворе элиты с архипелага обеспечивало культурную связь привилегированного меньшинства Канарских островов с эрудированными мадридскими кругами, что отражалось на обновлении взглядов элиты в сторону космополитизма. С другой стороны, отдаленность от метрополии влияла на то, что на Канарских островах был слабый идеологический контроль; здесь свободно распространялись тексты, запрещенные на остальной территории государства. К этому нужно добавить мобильность немногочисленных, но влиятельных жителей островов, которые соприкасались с новыми веяниями, появлявшимися за пределами Испании, упрочняя эту связь по возвращении из путешествий. Кружки и общества (особенно Экономические общества друзей страны) являлись «двигателем» изменений не только в художественном, но также в научном, экономическом, сельскохозяйственном и промышленном аспектах.

Однако Просвещение всегда являлось культурой меньшинства по отношению к религиозной традиции, согласующейся с идеями Инквизиции, на которые влияли низшее духовенство и религиозные ордены, связанные барочной традицией.

Более того, сами деятели Просвещения были далеки от того, чтобы принять поистине академическое прочтение неоклассического стиля; они были неспособны основать свои идеи на теоретических и идеологических убеждениях. В большинстве случаев это было подражание тому, что называли неоклассическим стилем. Об этом свидетельствует полемика в отношении порядка колонн, которые Хуан Непомусено Вердуго хотел использовать в будущем соборе Лос Ремедиос в Ла Лагуне. Маркиз Вильянуэва дель Прадо одобрил решение убрать основание, поскольку так делали в Париже. А старший священник Педро Бенкомо требовал оставить их, поскольку так делал Вентура Родригес. В основном, при отсутствии теоретической базы и твердых убеждений, можно говорить о существовании на Канарских островах неоклассической архитектуры, однако не как продукта идеологии, а почти всегда как результата подражания. К одним из первых зданий в этом стиле относится собор Сантьяго де лос Кабальерос (Santiago de los Caballeros) в Гальдаре с удачным пространственным решением, однако фасад его более напоминает маньеризм, нежели новые веяния неоклассицизма.

И все же некоторые архитекторы в это время уже начинают использовать новые приемы. Диего Николас Эдуардо, строитель, заложивший основы перемены вкусов, выполнил одно из наиболее изящных зданий того времени. Создавая эскиз будущего собора в Лас Пальмас, он вдохновлялся собором Гранады – работой Кано в стиле барокко. Однако он решил пойти по пути отказа от всяческих украшений и принятия строгих и простых форм.

Конечно, такие создатели были в меньшинстве. Архитектурная панорама Канарских островов, главным образом, ограничивалась работами мастеров, не имеющих профессиональных титулов. Здесь существовал коллектив консервативной направленности, их знания о новом стиле были весьма поверхностными. Один из примеров – Хуан Перес де Леон, руководивший строительством церкви Сан Себастиан (Iglesia de San Sebastián) в Агуимесе.(Agüimes), спроектированной Диего Николасом Эдуардо. Там, где архитектор проявлял свою креативность, обнаруживается некачественное исполнение работы.

Решающую роль в изменении стиля сыграли военные инженеры, однако работали они лишь в определенных местах на архипелаге, где и чувствуется их веяние.

Из великих мастеров того времени можно назвать четыре имени, и ни у одного их них не было официального титула. Наиболее важна фигура Диего Николаса Эдуардо, который учился в Академии Сан Фернандо и в Артиллерийской академии Сеговии. Он хорошо знал существующие на тот момент теории (в его библиотеке был трактат Тоски) и применял их с полной свободой воплощения. Так, чтобы подчеркнуть уникальность интерьера собора в Лас Пальмас, он использовал приемы атлантической готики.

Ясность идей отличает такого архитектора, как Хуан Непомусено – военного, учившегося в Академии инженеров. Он играл немалую роль в строительстве фасада собора в Ла Лагуне, а несколько позже выполнил оригинальный и изящный фасад здания Муниципалитета (Ayuntamiento) города.

Антонио Хосе Эдуардо и Хосе Лухан Перес – авторы менее изящных работ. Первый, работы которого можно увидеть в Гальдаре, предлагает нашему вниманию чересчур академичные образцы, результат неглубокого знакомства с архитектурой того времени. Второй архитектор был в первую очередь скульптором; он заканчивал западный фасад кафедрального собора Гран Канарии в весьма скудном решении. Интересны в его исполнении хоры – в свободе композиционной архитектурной мысли читается влияние его учителя Эдуардо.

Благодаря тенденции к либерализации островов, в это время в местной архитектурной панораме появляются работы профессионалов национального уровня. Наиболее известный пример – это, без сомнения, проект Вентуры Родригеса для реконструкции собора Консепсьон (Templo de la Concepción) в Ла Оротаве. Также можно отметить Мануэля Мартина и Хоакина Родригеса, проектировщиков нового собора в Канделарии (Templo de Candelaria). Вероятно, первому принадлежит также великолепный проект часовни для созданного чуть раньше кафедрального собора Ла Лагуны. Вместе с обновлениями чертежей, в которых угадывается влияние Вентуры Родригеса, актуальным в это время становится, например, вопрос о расположении хора на клиросе (одна из наиболее спорных тем во времена Просвещения).

Ни один из вышеперечисленных проектов не был воплощен в реальности, но, что еще хуже, планировщикам пришлось их уничтожить, что лишило последующие поколения необходимых знаний о непрерывной линии развития и преемственности стиля. На Канарских островах были созданы два образовательных центра. Один из них был образован командующим армией маркизом де ла Каньяда в 1779 г. в Санта Крус де Тенерифе для подготовки чиновников среднего звена; из-за удаленности островов они исполняли функции инженеров, владея начальными знаниями. Второй центр был создан при поддержке Академии священником кафедрального собора Канарских островов Херонимо де Роо в 1782 г. Благодаря ему, острова получали значительную автономию в области строительства, а Академия удовлетворяла свои потребности в том, что касалось раздачи официальных титулов в области общественного строительства. Обе школы просуществовали недолго: первая закрылась через пять лет, вторая – на год раньше, но она затем превратилась в Чертежную школу, существовавшую под защитой короля и Академии.

В Санта Крус де Тенерифе ситуация складывалась таким образом, что здесь располагалось руководство инженерным корпусом. Это являлось причиной присутствия в городе военных инженеров, которые с годами создавали прочные узы дружбы с местными семьями. Иногда благодаря этому они занимались своей профессиональной строительной деятельностью и с «невоенными объектами». Примером может служить дружба между Матиасом Родригесом Карта и инженером Франсиско Родригесом Гонсалесом, что, вероятнее всего, повлияло на архитектурные особенности дворца Карта (Palacio de Carta) на площади Ла Канделария (Plaza de La Candelaria).

Такие дома, как, например, дом Альмасенес Эль Глобо (Casa de los Almacenes El Globo), отличаются от традиционных схем. Бесспорно здесь влияние неоклассицизма. Строители не видели необходимости использовать греко-романские элементы для претворения в жизнь новых рациональных форм, основанных на строгости и аскетизме. Это и отличает работу военных инженеров. Если работа с камнем в строительстве жилых зданий на Канарском архипелаге не была новшеством, то сам тип его использования изменяется. Теперь устанавливаются широкие связи между формой здания и его функциями. Естественно, остается необходимость создания разных канонов и соблюдения новых правил. Внешняя монументальность также связывается с законами рационализма. С годами традиционная архитектура стала примером рационализма.

На Ла Пальме, несмотря на долгое пребывание там Хуана Непомусено Вердуго, ключевой фигурой в смене вкусов является не он, а пресвитер Хосе Хоакин Мартин де Хуста. Образование, полученное им в Лас Пальмас де Гран Канария в начале XIX в., позволило ему близко познакомиться с веяниями Просвещения. По возвращении в Санта Крус де Ла Пальма, разносторонне образованный, он стал здесь одним из лучших проектировщиков и зачинателей процесса архитектурного обновления. Его первая работа – дом Хосе Гарсия Карбальо (Casa de Jose García Carballo) 1811 г. представляет архитектуру неоклассицизма: три уровня, фронтон как практически единственное украшение и многое другое… В остальном его работу характеризует скромность (каменные карнизы, окна с пологими арками…); традиционные элементы (балкон, венецианское окно) находятся не на главном фасаде.

При реконструкции церкви Эль Сальвадор (El Salvador) привычный орнамент не использовался вообще. Второй крупный представитель классицизма на Ла Пальме, пресвитер Мануэль Диас вместе с Мартином де Хуста убрали большинство фламандских и барочных запрестольных образов, вместо них разместив в церкви скромные образцы неоклассицизма. Наиболее ярко стилевые изменения можно наблюдать в трансформации сводов собора: крыша в стиле мудехар уходит в прошлое.

В первой половине XIX в. Санта Крус де Ла Пальма постепенно превращается в крупный город в неоклассическом стиле. Те жители, что не перестраивают свои дома, изменяют их фасады; здесь наблюдается стремление к ровным прямым линиям. В общем, эта тенденция отвечала веяниям моды. Внутреннее же убранство домов оставалось прежним: сохранялся традиционный канарский дворик. Только в конце XIX в., с началом использования новых материалов, таких, как железо и стекло, в некоторых домах появляются альтернативы традиционным приемам.

Романтический классицизм

Появление на Канарском архипелаге в 1847 г. Мануэля де Ораа знаменовало изменение приемов строительства традиционных жилищ. Первые задания он получил в Санта Крус де Тенерифе и в должности муниципального архитектора мог без проблем вводить новшества в строительство. Большую роль играли также его личный авторитет, незаурядность личности и широкие связи с высшим классом канарского общества. Если проследить хронологически порядок работ Ораа, не всегда можно говорить о прямой прогрессивной линии эволюции стиля.

Романтический классицизм - стиль, преобладавший в архитектуре во второй половине XIX в., имел на Канарских островах свои особенности и вариации:

В Санта Крус де Тенерифе :

Фасад представляет собой весьма скромную работу, минимум орнамента и строгость.

В некоторых зонах выделяются особые элементы фасада (оконные и дверные проемы).

Постоянным становится использование тесаного камня, что до этого встречалось скорее случайно.

В Лас Пальмас де Гран Канария :

Более выразительные фасады, чем на Тенерифе, с использованием орнамента.

Тонкая работа с камнем, что позволяло даже вызывать каменотесов Гран Канарии на другие острова.

Украшения из необтесанного камня как декоративные формы.

На обоих островах можно выделить общие тенденции :

Канон исполнения дверных и оконных проемов приобретает уникальную стройность и вытягивается по вертикали.

Повсеместным становится использование железа – как в структуре здания, так и для украшения.

Примеры архитектуры этого времени представляют собой как следование строгой академичности, так и свободные вариации. Среди крупных инженеров архипелага наблюдается концептуальная зрелость, что давало большую свободу в работе.

Во второй половине XIX в. в крупнейших канарских городах наблюдается такой феномен, как полное обновление в области строительства зданий. Архитектура вступает на путь служения обществу; особенности конструкции теперь тесно связаны с общественной функцией здания. Новый административный центр Канарского архипелага – Санта Крус де Тенерифе – требует сооружения зданий, в которых разместились бы различные институты власти и чиновники. Новая буржуазия, в свою очередь, также требует создания различных центров. Новый статус города привлекает сюда целый поток мигрантов, а также позволяет реализовать новые строительные модели.

Поэтому менее чем за 40 лет здесь появляются все необходимые типы общественных заведений, отвечающие требованиям буржуазии, а также новые административные центры. К тому же разворачивается широкое строительство частных домов - как по личной инициативе, так и благодаря различным строительным организациям.

Лас Пальмас де Гран Канария представляет собой крупный город, также боровшийся за звание столицы. Постепенно инфраструктура достигает здесь соответствующего уровня, а по некоторым показателям в последующие годы Лас Пальмас даже превосходит Санта Крус де Тенерифе. В это время меняется облик города, во многом благодаря инженеру Мануэлю де Леон и Фалькон. Удачная политика ведет к обновлению города: появляются проспекты, рынки, театры, площади, мосты и бессчетное количество зданий по личной и административной инициативе.

На Ла Пальме второй период классицизма не был столь блистательным. Романтическому классицизму не хватало здесь тех качеств, которые были присущи архитектуре в предыдущие 50 лет. В общем, мастера поддерживали здесь свой характерный стиль, однако в меньших масштабах. Стиль оказался уже устаревшим и повторял старые варианты, не предлагая ничего нового. Однако здесь также происходили трансформации в каноне дверных и оконных проемов, а камень использовался все реже и реже, его заменяла древесина.

Наиболее яркая фигура этого периода – Фелипе де Пас Перес. Самоучка, он построил на Ла Пальме немалое число зданий и даже участвовал в постройке здания Муниципалитета (Ayuntamiento) в Санта Крус де Ла Пальма. Проблема была в том, что ему приходилось выдерживать натиск мастеров, которым несправедливо присваивались титулы и заслуги.

Качество работы Фелипе де Паса можно созерцать в том, как он изменил эскизы столичной рыночной площади Пласа дель Меркадо (Plaza del Mercado) Луиса Б. Перейры. Фелипе де Пас предложил весьма свободный классицизм, близкий к идеям Мануэля де Ораа. Позднее в его работе классицизм сменился эклектизмом, что видно в проекте больницы Оспиталь де Долорес (Hospital de Dolores).

Относительно эстетических ориентаций на прошлые эпохи, то нужно отметить, что классицисты и просветители абсолютизировали роль античности, ее прозрачность, гармоничную простоту и четко продуманную симметрию (как колоннады знаменитых античных храмов). Средневековье они обычно обходили вниманием, а против барокко выступали открыто. Средневековье воспринималось ими как эпоха сплошного варварства. Причем варварским они считали и фольклор своих собственных народов: французов, немцев, англичан, россиян. Так, Н. Буало писал: “Бывает: лишь имя варварское найдем, / И варварской нам вся кажется поэма”. Итак, по мнению этого ведущего теоретика классицизма, даже имена персонажей произведений должны быть греческими или римскими: Антигона, Цезарь, Цицерон и т. д., иначе произведение сразу будет выглядеть как варварское.
Такое видение имело место и в других видах искусства. В Одессе есть известный памятник Ришелье, Арман-Эммануэль дю Плесси (генерал-губернатор Новороссии), выполненный в стиле Классицизма. Скульптор прекрасно знал, как Ришелье одевался на самом деле (это период наполеоновских воин), но изобразил российского чиновника французского происхождения в древнеримском образе. То есть благодаря канонам классицизма русский француз “превратился” в римлянина. Для классицистов наивысшим, раз и навсегда избранным идеалом была античность. Да это и неудивительно, если взять во внимание, что героями классицистических произведений были преимущественно греки и римляне, мифологические и исторические персонажи (Федра, Эдип, Юлий Цезарь и др.). Классицисты даже создали формулу гармонии “Грецкий вкус и римский дух”, а наполеоновские генералы (да и не только они), воспитаны на примерах классицизма, носили прически “а ля Титус”, то есть как у римского императора Тита – едва волнистый волос, который закрывал лоб и виски.
Романтики как раз наоборот, меньше внимания обращали на ясность и прозрачность античности и Ренессанса, отдавая предпочтение туманности, аллегорической усложненности, мистицизма и фантастичности, а также мрачной тональности (которая так гармонировала с романтическою “мирового скорбью”) средневековья и барокко. А если уж романтики и обращались к античности, то скорее оказывали преимущество песенно-вдохновленным грекам, а не строго-нормативным римлянам. Поэтому не удивительно, что доминирующий по классицизму Вергилий пальмой первенства уступил Гомеру.
Именно Романтики поставили Кальдерона над Шекспиром и решительно отказались от античного культурного наследия как единого и неизменного эталона для искусства. Они заявили: даже если кто-то будет пить только сок высокой пальмы, то все равно не достигнет ее высоты, также само современные художник и искусство не станут выдающимися, если даже будут питаться исключительно наработками “высокой античности”.

(No Ratings Yet)

  1. Литература классицизма оправдывала свой статус “образцового” искусства, предлагая не только образцовые правила, по которым надо писать сочинения, но и “образцового героя классицизма”, который был примером для подражания жителям государства. Поскольку...
  2. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.2. Требования теоретиков классицизма Франсуа Малербу: видный лирик начала века. Ему принадлежит пальма первенства в утверждении классицистических норм в лирике. Малербу создатель од, стансов,...
  3. Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма. “Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, – писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения...
  4. Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
  5. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.4. Теоретические взгляды Корнеля Имя Корнеля неразрывно связано с утверждением главного жанра классицизма – трагедии. Корнель первым в истории французской литературы поднял драматургию до...
  6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА В русской литературе XVIII век – это время интенсивного развития на основе освоения достижений западноевропейской культуры – пре­жде всего классицизма. Классицизм (от лат. classicus – образцовый)...
  7. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался...
  8. СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА Определение специфики искусства традиционно связывается с двумя способами мышления – художественным или научным. Эти способы мышления являются двумя формами отражения и освоения действительности. Такое понимание художественного и научного...
  9. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.6. Основные представители литературных направлений Классицизм выдвинул своих теоретиков – Жана де Ла Тай, Франсуа Малербу, Пьера Корнеля, Н. Буало-Депрео. Главным теоретиком данного...
  10. Проблемные точки эстетики История возникновения и развития искусства на сегодняшний день изучена достаточно хорошо и особых загадок не представляет. Описаны многочисленные находки предметов первобытного искусства (наскальная живопись, первобытная скульптура и...
  11. Глава 5. Жан Расин и Новое время План практического занятия 1. Отличие драматических поисков Расина от творчества Корнеля. 2. Образная система Расина и отличие ее от образной системы Корнеля. 3....
  12. Обращали ли вы когда-нибудь внимание, насколько разным временем бывают родные братья и сестры, пусть даже близнецы? А, казалось бы, где тем отличиям взяться? Родители у них одни, время и место...
  13. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.8. Сложность композиции трагедии “Сид” Композиция драмы Корнеля осложнена второй сюжетной линией – любовью инфанты к Родриго. В образе героини также Корнель раскрывает противоречивость...
  14. Литературные направления и течения Романтизм Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим...
  15. Одним из моих любимых произведений этого художника, является картина “После дождя”, которая была написана в 1879 году. Историки относят ее к позднему периоду в творчестве Куинджи. Мне кажется, художника увлекала...
  16. Проходят годы и века, меняются люди и страны, исчезают одни и рождаются другие цивилизации. Мы вошли в стремительный XXI век, который удивляет техническими изобретениями и научными открытиями. Однако как бы...
  17. Жанры и стили произведений И. А. Бунина Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романическое начало – в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”), Бунин...
  18. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА АНАКРЕОН (ОК. 570-478 гг. до н. э.) Анакреон (Анакреонт) – виднейший представитель древнегреческой лирики VI и начала V века, родом из малоазиатского г. Теоса. Был придворным поэтом на...
  19. ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ *** Лирические песни, по определению В. Г. Белинского, – это простодушное излияние “горя или радости сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений. Это или жалоба...
  20. Одной из составляющих счастья, одной из самых благородных целей жизни и одним из крупнейших проявлений человечности является любовь. Мы любим не только людей, этим полочным проникаемся чувством к братьям нашим...
  21. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Лирические жанры 1. Ода – жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А. С. Пушкина “Вольность”, ода “На день восшествия…” М. В. Ломоносова)....
  22. Искусство – это творческое познание окружающего мира. И я считаю, что оно вечно, ведь творческий источник в людях – вечен. И что искусство неподвластно моде. Конечно, если это истинное искусство,...
  23. Фольклор. Жанры фольклора Фольклор (от английского folk – народ, lore – мудрость) – устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта – то, что фольклор является...
  24. Родился в семье геодезиста Ивана Тихоновича Иванова (1816–1871). Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884-1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886-1890), где, помимо...
  25. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  26. Гюстав Флобер был откровенным пессимистом. Материальный мир он считал большой иллюзией, все вокруг вызывало в нем разочарование. Стоящим, по его мнению, был только внутренний покой человека, ее примирение с жизнью....
  27. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.3. Литературный процесс: барокко В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало, культурная традиция, понимание человека как нового типа. Однако барокко – прежде...
  28. В подтексте произведения есть еще и эстетические проблемы, связанные, прежде всего с Мольеровой оценкой тогдашней эстетической ситуации во Франции. Не забывайте, что гениальный драматург, а ныне национальная гордость Франции –...
Отличие романтизма от классицизма (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • Большой театр в Варшаве.

    Классицизм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

    В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

    Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

    Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

    Живопись

    Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636).

    Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

    Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

    В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

    Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784).

    Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

    Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

    В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России - передвижниками.

    Скульптура

    Антонио Канова. Амур и Психея (1787-1793, Париж, Лувр)

    Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

    Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов - в виде Марса, а Полина Боргезе - в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

    Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).

    Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

    Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

    Архитектура

    Пример британского палладианизма - лондонский особняк Остерли-парк (арх. Роберт Адам).

    Чарльз Камерон. Проект отделки в Адамовом стиле зелёной столовой Екатерининского дворца.

    Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

    Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

    Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы

    К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

    Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

    Фрагмент идеального города Арк-э-Сенан (арх. Леду).

    Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

    Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, - таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» - ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель - Джон Нэш).

    Вальхалла - повторение афинского Парфенона баварским зодчим Лео фон Кленце.

    Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

    В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

    Художники:

    Романтизм

    Идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.

    Зарождение. Аксиология

    Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм - это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения - стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс - новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.

    Парадоксы романтизма

    Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества - с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, - с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт - с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления - обладанию, динамики - статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.

    Поэзия как философский камень

    В полемике с Просвещением романтизм формулирует программу переосмысления и реформы философии в пользу художественной интуиции, в чем поначалу он очень близок раннему этапу немецкой классической философии (ср. тезисы «Первой программы системы немецкого идеализма» - наброска, принадлежащего Шеллингу или Гегелю: «Высший акт разума есть акт эстетический Поэзия становится наставницей человечества; не станет более философии Мы должны создать новую мифологию, эта мифология должна быть мифологией разума»). Философия для Новалиса и Ф. Шлегеля - главных теоретиков немецкого романтизма - вид интеллектуальной магии, с помощью которой гений, опосредуя собой природу и дух, создает органическое целое из разрозненных феноменов. Однако восстановленный таким образом абсолют романтики трактуют не как однозначную унитарную систему, а как постоянно самовоспроизводящийся процесс творчества, в котором единство хаоса и космоса каждый раз достигается непредсказуемо новой формулой. Акцент на игровом единстве противоположностей в абсолюте и неотчуждаемости субъекта от построенной им картины универсума делает романтиков соавторами диалектического метода, созданного немецким трансцендентализмом. Разновидностью диалектики можно считать и романтическую «иронию» с ее методом «выворачивания наизнанку» любой позитивности и принципом отрицания претензий любого конечного явления на универсальную значимость. Из этой же установки следует предпочтение романтизмом фрагментарности и «сократичности» как способов философствования, что в конечном счете (наряду с критикой автономии разума) привело к размежеванию романтизма с немецкой классической философией и позволило Гегелю определить романтизм как самоутверждение субъективности: «подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой - духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу».

    Новый взгляд на внутренний мир

    Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец – знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли).

    Понимание прошедших эпох

    В поисках культурных союзников романтическая мысль обращается к античности и дает ее антиклассицистское толкование как эпохи трагической красоты, жертвенного героизма и магического постижения природы, эпохи Орфея и Диониса. В этом отношении романтизм непосредственно предшествовал перевороту в понимании эллинского духа, осуществленному Ницше.Средневековье также могло рассматриваться как близкая по духу, «романтическая» по преимуществу культура (Новалис), но в целом христианская эпоха (включая современность) понималась как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с конечным посюсторонним миром. С этой интуицией тесно связано романтическое переживание зла как неизбывной вселенской силы: с одной стороны, романтизм увидел здесь глубину проблемы, от которой Просвещение как правило попросту отворачивалось, с другой – романтизм с его поэтизацией всего сущего частично утрачивает этический иммунитет Просвещения против зла. Последним объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии 20 в.

    Влияние на науку

    Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую идею человека как микрокосма и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых - адептов раннего Шеллинга - таких, как Карус, Окен, Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизм (от герменевтики Шлейермахера, философии языка Новалиса и Ф. Шлегеля) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.

    Романтизм и религия

    В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.).

    Этапы

    Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер и Шеллинг), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западн ой культуры в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.

    Философы-романтики

    Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра, Гельдерлина, Кьеркегора, Карлейля, Вагнера-теоретика, Ницше. Историософия Баадера, построения «любомудров» и славянофилов в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра и Бональда во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов кон. 19- нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме.Важнейшие представители романтизма в искусствеВ изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).Главные представители романтизма в литературе - Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; в музыке - Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. И. Е. Репин , В. И. Суриков , М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

    Кризис классицизма стал закономерным следствием той исторической ситуации, которая сложилась в Европе в первых десятилетиях XIX века. В начале века в Европе полыхали войны, вызывая прилив высоких патриотических чувств. Победа над наполеоновской Францией не принесла успокоения: подъем национально-освободительных движений, чередующиеся периоды революций и реставраций способствовали повсеместному брожению умов.

    «Нынешний век,— писал декабрист П. И. Пестель ознаменовывается революционными мыслями от одно! конца Европы до другого, от Португалии до России, и исключая ни единого государства... Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать».

    Разбуженный революциями и подогретый война накал страстей в условиях реакционных политически режимов, установившихся в итоге реставраций монархии, не мог найти достойного общественного применения. К тому же в воцарившемся правопорядке ум достаточно отчетливо обозначилась его буржуазна сущность. Между ней и теми высокими идеалами, которые были провозглашены философами-просветителями XVIII века и начертаны на знаменах Французской революции, пролегла пропасть. Это вызвало критический пересмотр существа многих идей и принципов просветительства и их художественного отображения. Поэтом вполне закономерно, что коль скоро провозглашение рационалистической философией просветителей «царства разума потерпело крушение», то были подвергнуты сомнению и художественные принципы классицизму во многих аспектах связанные, как отмечалось выше с просветительством XVIII века.

    Вызванный огромным потрясением в общественно и духовной жизни Европы, романтизм отразил сложно неустойчивое состояние той переходной эпохи, когда, развернулась борьба двух общественных формаций Iумирающего феодализма и молодого, крепнущего капитализма. Отсюда — свойственное романтизму «сложное и всегда более или менее неясное отражение все: оттенков, чувствований и настроений, охватывающими.общество в переходные эпохи, но его основная нота ожидание чего-то нового, тревога перед новым, торопливое, нервозное стремление познать это новое».

    Классицизм тяготел к выражению «вечных истин «вечной красоты», к равновесию и гармонии. В противовес ему искусство эпохи романтизма стремилось познать мир и человека во всем их многообразии, уловить передать изменчивость мира, переходность состояний природы, тончайшие оттенки движений души. Романизм намного расширял и тематические границы искусна, и круг средств художественной выразительности, изменялась установленная классицизмом иерархия искусств и художественных жанров, при этом особенно бурно стали развиваться те из них, в которых эстетика романтизма находила свое наиболее полное выражение. Многообразие жанров, поиск новых, более разнообразных, гибких и эмоционально насыщенных художественных форм стали важнейшими чертами творческого кредо романтизма.

    Романтизм представлял собой мощное идейно-художественное течение, которое охватило все области духовной жизни /Европы, отразилось в религии, философии, политике. Особенно полно и ярко это движение воплотилось в литературе, музыке и живописи, состdив целую «эпоху романтизма» в их истории. Развернувшийся в литературно-художественной критике 1820— 11830-х годов спор «романтиков» с «классиками» играл важную роль в судьбах литературы и искусства, способствуя преодолению устаревших эстетических норм классицизма и прокладывая дорогу новым, прогрессивным явлениям художественной жизни.

    В различных областях художественного творчества романтические тенденции проявились по-разному. Но общий, свойственный романтизму, «дух преобразования» выразился в настойчивом стремлении преодолеть каноническую жесткость художественных приемов классицизма и создать более разнообразную и более гибкую систему средств эстетической выразительности. Этот воинствующий «антиканонизм» романтиков отразился и в тех новых архитектурных воззрениях, которые стали формироваться в 1830-х годах.

    Выдвинутая романтизмом эстетическая программа по своей эмоциональной и идейной направленности была уже совершенно иной, чем та, которую исповедовал классицизм. Идеалы «спокойствия» и «благородной простоты», программную унифицированность архитектурного языка классицизма романтики воспринимали «схоластицизм, предписывающий строения ранжировать под одну мерку и строить по одному вкусу».

    «Архитектура,— утверждал Гоголь,— должна быть как можно своенравнее: принимать суровую наружность, показывать веселое выражение, дышать древностью, блистать новостью, обдавать ужасом, сверкать красотою, быть то мрачной, как день, охваченный грозою с громовыми облаками, то ясною, как утро в солнечном сиянии».

    Развивая романтическую концепцию духовной и эмоциональной наполненности архитектуры. Гоголь противопоставляет «однообразию» и «схоластике» классицизма «вдохновенную мрачную» готическую архитектуру, которая «более дает разгула художнику», и архитектуру Востока, «которая создана одним только воображением, воображением восточным, горячим, чудесным». Отдавая должное произведениям зодчих Древней Греции, исполненным «стройности и простоты», он осуждал архитекторов-классицистов за то, что они исказили сущность аттического зодчества, превратив его приемы в моду.

    Аналогичные мысли высказал и П. Я. Чаадаев. В одном из своих «философических писем», опубликованном в 1832 году в журнале «Телескоп», он противопоставил «греческому стилю» «стиль египетский и готический». По мнению Чаадаева, первый «относится к материальным нуждам человека», два других — «к его нуждам нравственным», ибо они имеют «общий идеальный характер, весьма ясно проявляющийся в какой-то бесполезности или, лучше, в исключительной идее монумента, которая особенно в них господствует». Чаадаева как и Гоголя, привлекала особая одухотворенность эмоциональная напряженность готики. «Мне кажется, что готическая башня достойна особенного внимания, как одно из прекраснейших созданий воображения,— писал автор «Философических писем»,— она, как мысль могучая и прекрасная, одна стремится к небу, уносит вас с земли и ничего от земли не берет, принадлежит особенному чину идей и не проистекает от земного: видение чудеснейшее, без начала и причины на земле».

    Противопоставление «духовного» «земному», так ясно ощущаемое в этом отрывке из чаадаевского «философского письма», очень характерно для эстетики романтизма, особенно на заключительном этапе его развития. По словам одного из идеологов романтизма, немецкого философа Ф.-В. Шеллинга, то были годы, когда «человеческий дух был раскован, считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно».

    Раскованность человеческого духа и в то же время стремление углубиться в «тайны души», обостренное внимание к человеческой личности, к неповторимому, индивидуальному и в человеческом характере, и в явлениях жизни — важнейшие черты эстетической программы романтизма. Герои Бетховена, Байрона, Пушкина, Лермонтова страстно утверждают свою человеческую индивидуальность, свое право и способность противостоять обществу, «толпе», самой судьбе. В. С. Турчин в книге «Эпоха романтизма в России» отмечает, что «если поздний классицизм приобретал все более государственный характер, то молодой романтизм апеллировал к индивидуальному сознанию, интересуясь судьбой человека, вошедшего в новый век».

    Романтики-поэты болезненно ощущали «тесноту пределов поэзии классицистической» и видели в «свободе выбора и изложения — первейшую цель поэзии романтической». Аналогичные высказывания звучат в 1830-х годах и в устах архитекторов и эстетиков, которые, задумываясь над судьбами архитектуры, пришли к выводу о необходимости критического пересмотра «пяти правил Виньоловых» и прочих канонов классицизма.

    Пафос романтического индивидуализма отразился и в архитектуре, но очень опосредствованно, в соответствии с особенностями ее художественно-образного строя. Проблема соотношения общего и индивидуального, переведенная на язык архитектурных форм, обернулась соотношением канонической нормы и своеобразия. В противовес нормативности классицизма романтизм выдвинул принцип свободного выбора художественных приемов.

    В том же 1834 году, когда вышли в свет гоголевские «Арабески», 8 мая на торжественном акте Московского дворцового архитектурного училища выступил молодой архитектор М. Д. Быковский с речью «О неосновательности мнения, что архитектура греческая или греко-римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях», то есть на канонах пяти ордеров, разработанных зодчими античности и Ренессанса.

    Сущность тех новых взглядов, которые Быковский высказал в своей речи, ясна уже из самого ее названия. Его теоретическая позиция соответствует эстетике романтизма, считавшей недопустимым стеснять свободу художественного творчества системой канонических правил. «Всякому покажется странно,— утверждал Быковский,— что изящное можно подчинить одинаковым, повсеместным и ни в коем случае неизменным формулам», хотя, отмечал он, подобное мнение, «столь ложное в своих началах... укоренилось уже и торжественно тяготеет над прекраснейшими произведениями духа человеческого». Причину такого нетворческого, механического повторения канонических форм архитектуры прошлого Быковский видел в непонимании того, что «история архитектуры какого-либо народа сопряжена теснейшим образом с историею его же философии». Каждая эпоха вырабатывает свой архитектурный стиль, отвечающий ее духовным запросам и обычаям данной нации, поэтому повторение композиционных приемов «одного избранного века» — это, по мнению Быковского, «безрассудное намерение подавлять изящные искусства». По его словам, «столь же несообразна с здравым рассудком оценка достоинства красоты художества посредством линейной меры и та мысль, что одни только колонны того или другого ордера должны определять все размеры здания, всю силу его характера».

    Важнейшей особенностью общественного сознания первых десятилетий XIX века стал историзм: многовековой путь развития общества и культуры начал рассматриваться как единый процесс, в котором каждое звено имело свое определенное историческое значение. Отдавая должное античной эпохе, создавшей памятники, исключительные по своему художественному совершенству, историки и искусствоведы нового поколения стремились исследовать и осознать значение последующих эпох в общем процессе развития мировой культуры. Соединяя мировоззренческие принципы историзма с романтическим увлечением стариной и экзотикой, эстетика тех лет призывала современников стать духовными наследниками всех богатств человеческой культуры, созданных и Западом, и Востоком. «Утомленные однообразием классицизма,— писал в 1825 году журнал «Московский телеграф»,— смелые умы европейцев отваживаются на полеты во всех других направлениях... Дух всего человечества хотим мы познать и осмыслить».

    Растущий интерес к древностям, к средневековью привел к появлению целого ряда построек «в готическом вкусе». В русской архитектуре наряду с романтической неоготикой возникли и иные направления, связанные с обращением к архитектурным традициям древнего русского зодчества и к опыту народной, фольклорной архитектуры. Характерный для художественной жизни России и всей Европы начала XIX века растущий интерес к искусству Древнего Египта и к экзотике Востока вызывал появление разного рода «ориентальных» направлений в архитектуре.

    Подобно тому как в литературе, музыке, живописи романтизм резко расширил тематические границы, «ввел средневековую тематику, экзотическую тематику, фольклорную тематику», в архитектуре он привел к возникновению ряда стилистических направлений, существенно отличных по своим художественным установкам от архитектуры классицизма.

    Новое художественное мировоззрение, рожденное романтизмом, стремление познать и осмыслить «дух всего человечества», крепнущее сознание того, что современная культура должна стать наследницей культуры всех предыдущих эпох, приводили к выводу о том, что и в архитектуре могут и должны найти применение «все роды зодчества, все стили».

    Формулируя новые архитектурные принципы с позиций романтической эстетики, Н. В. Гоголь в цитированной выше статье утверждал, что «город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нем совокупится более разнообразных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается: и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческое». Романтизм сыграл очень важную роль в общем процессе художественной эволюции архитектуры. Выступив идейным противником стареющего классицизма, романтизм активно способствовал отходу архитектуры от того творческого метода, который лежал в основе классицизма. С другой стороны, программный «антиканонизм» романтиков и выдвинутая ими новая архитектурная концепция, основанная на обращении к наследию «всех стилей», способствовали выработке нового творческого метода, который стал ведущим в архитектуре середины и второй половины XIX века, и определили художественно-стилистические особенности эклектики.

    Результатом развития этого нового творческого метода было формирование в архитектуре 1820—1830-х годов ряда стилевых направлений. Одним из них стала стилизаторская неоготика, оказавшаяся едва ли не самым последовательным воплощением художественных идеалов романтизма в архитектуре того периода.