Искусство силуэта - разговоры обо всем и ни о чем за чашкой кофе. Открытый урок по изобразительному искусству. Тема: "Силуэт" (выразительные средства графики)

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «СЛУЭТ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ГРАФИКИ».

Представлен конспект интегрированного урока изобразительного искусства для учащихся 6 класса. Тема урока «Силуэт как выразительное средство графики» (по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского)

Цель урока: Изображение фигуры человека. Главная задача - развить «чувство» силуэта и больших форм, от которого зависит выразительность, как общей композиции, так и изображенных персонажей и предметов.

Овладение силуэтностью изображения достигается средствами аппликации из черной бумаги вырезанием и наклейкой на белый фон. Здесь применяется чистый силуэт. дать представление о силуэте как виде изобразительной деятельности – графики.

Задачи урока :

Обучающая : развивать представление об истоках творчества художника; обучить приемам работы силуэта;

    Познакомить детей с созданием образа человека в искусстве, используя понятие «силуэт».

    способствовать развитию художественного воображения, желания и интереса к творчеству;

    Формирование навыка работы по созданию выразительности силуэта, используя черную бумагу.

    воспитывать чувство уверенности в себе для поддержания творческих успехов.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийная доска , мультимедийная презентация «Силуэт», видеоролик «рисунки песком», диск с музыкой для релаксации.

Для учащихся: картон черный, ножницы, клей-карандаш

Представленный урок состоит из 7 этапов.

I . Организационный этап

II . Актуализация знаний учащихся.

III . Подготовительный этап.

IV . Основной и контрольный этапы.

V . Рефлективный этап.

VI . Итоговый этап.

VII . Информационный этап.

Описание хода урока

/1 слайд/ В наслаждении красотой есть элемент

наслаждения мышлением.

/Аристотель/

    Организационный этап.

1. Приветствие. Настрой на урок.

Для начала проведем упражнение на рефлексию «Мордашки». Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизированными рисунками. Каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответственно своему настроению («улыбающаяся», «нейтральная», «грустная»).

Учитель: /2 слайд/

Добрый день, дорогие друзья!

Встрече с вами очень рада я.

Ждет на уроке вас

О силуэте рассказ.

Хочу услышать я от вас ответ:

Как вы считаете, что же такое силуэт? (ответы учащихся).

Силуэт – это тень? Так ли это?

Не всегда. Силуэт подобен тени объекта, но падающие тени изменяются в зависимости от положения освещения. Вспомните лето, жаркий полдень и тень, бегущую впереди или позади нас. Она не повторяет нашу фигуру. Это измененный силуэт. А в силуэте главное – это правдивое, выразительное изображение, характеризующее форму объекта. /3 слайд/

Итак, в широком смысле « силуэт » - характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобные его тени. В узком смысле « силуэт » - вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. /4 слайд/ Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне.

В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие - нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль и их можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства.

Из истории существует объяснение, откуда появилось значение «силуэта». В 18 веке при дворе французского короля Людовика 15 министром финансов (генеральный контролёр финансов) был некий Этьен де Силуэт (1709- 1767).

О нём ходило много анекдотов, и однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно, как тень. /слайд 6/ Этот способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра. И если бы не это обстоятельство, то о самом Силуэте, возможно, давно бы забыли.

На самом деле искусство силуэта имеет древние традиции. Интересно, что первобытные люди не называли силуэтные изображения искусством. Для них черные и красные абрисы на стенах пещер были инструментом диалога с богами, частью языка молитв и просьб, адресованных природе. Считалось, что нарисованные на стенах пещер черный буйвол или красная самка оленя могли отвратить бурю и сделать охоту удачной.

Также искусство известно с древности в Китае, где оно сохранило свои традиции, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты с прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока.

В Европе силуэтное искусство распространилось с 18 века во Франции. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты. В России этим искусством особенно увлекались известные художники Ф.Толстой, М.Добужинский, А.Ильин, Н.Рерберг, Е.Кругликова.

Учитель: Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многие. Такими портретами украшали стены комнат, кабинетов.

Силуэтами украшали шкатулки, вазы, посуду, зонтики. Силуэт стал очень популярным и в России. /слайд/ слайд/ слайд/).

Всегда ли силуэты бывают черными?

Показ «Бабочки».

Прилетела черная бабочка и села на белое поле (показ /слайд/). Прилетела белая бабочка и села на черное поле (показ /слайд/). Прилетела третья бабочка – разноцветная (показ /слайд/). Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета? (Ответы детей).

Верно, у разноцветной бабочки крылья внутри проработаны – тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. А силуэт внутри не прорабатывается, поэтому он воспринимается как пятно.

Вот целая стайка бабочек. Издалека они выглядят черными пятнышками (показ /слайд/). Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму. И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

/слайд/ Скажите, а почему головы людей в силуэтах изображают в профиль, а не в фас? (Ответы учащихся).

Верно. Потому что именно при таком изображении мы имеем лучшее представление о чертах лица и даже характер человека.

3. Постановка художественной задачи.

Учитель: Сегодня будем рисовать мы силуэты,

Затем их из бумаги вырезать.

И силуэтами, как в прошлые столетия,

Предметы быта будем украшать.

Выберите силуэты старинных предметов быта: ларца, лампы, вазы, чаши, блюда, книги – и украсьте их в своих группах черными или белыми силуэтами – портретами сказок А.С.Пушкина или других известных писателей (на выбор).

4. Последовательность рисования головы человека в профиль.

Учитель: Давайте вспомним, как надо рисовать голову человека в профиль. /слайд/

У вас на столах есть алгоритм рисунка, обратите на него внимание.

Педагогический рисунок учителя на доске.

1) Сделать набросок базовой формы головы.

2) Нанести конструктивные линии и обозначить форму волос.

3) Прорисовать черты лица с учетом линий.

4) Подправить контуры лица, волос, шеи, чтобы получилось похоже на выбранную модель.

5) Обвести готовый контур мелом, стараясь не отрывать его от доски.

6) Стереть все ненужные линии.

Учитель: Получился силуэтный портрет.

5. Указания к работе.

1) Вспомнить героев сказок А.С.Пушкина.

2) Обсудить в группе, какими силуэтными портретами будете украшать предмет, какого он будет цвета.

3) Распределить работу.

4) На половине листа черной или белой бумаги нарисовать силуэты.

5) Вырезать их ножницами по контуру, начав сбоку.

6) Наклеить в овал или прямоугольник.

7) Если кто-то в группе остался без работы над силуэтом, он может дополнить декор вазы или книги каким-нибудь красивым элементом: веточкой лавра или чернильницы с пером. Все должны принять участие в оформлении предмета. Надо уметь договариваться и сотрудничать.

Не забывать, что главное – это силуэты людей (животных не рисовать).

8) Выбрать работу, которая получилась лучше, а силуэты выразительнее.

Учитель: Не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Будьте осторожны!

ГЕРОИ ПУШКИНА

Мы можем смело выбирать,

Кого на вазах рисовать:

Или гордую девицу –

Шамаханскую царицу.

Звездочета и Дадона,

Царевну Лебедь и Гвидона,

Бабариху иль Салтана,

Или смелого Руслана,

Черномора с бородой,

Людмилу с длинною косой,

Рыбака, старуху злую,

Поискать еще такую,

Жадного попа, Балду,

Черта и Бабу Ягу,

Или жадного Кощея,

Что от скупости дряхлеет,

Царевну, семь богатырей

Нарисуем поскорей!

А может их создателя –

Гения, писателя?

Практическое выполнение задания. /Слайд с музыкой/

Подведение итогов.

1. Анализ работ, вывод.

Первые законченные работы сразу же закрепляются на доске. Отмечаются наиболее красивые, с оригинальными, выразительными силуэтами. Определяется характер персонажей. Отмечается один силуэт с недостатками, выясняется, в чем ошибка.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы все очень старались, работали дружно, поэтому так хорошо украсили свои предметы силуэтными портретами сказочных героев. Некоторые даже успели сделать декоративные элементы для предметов.

Упражнение «Мордашки» (экспресс-опрос). («улыбающаяся», «нейтральная», «грустная»).

Учитель: Улыбок стало больше - урок удался!

Заключительное слово учителя.

Вы сегодня побывали в роли по-настоящему творческого человека. Урок завершен. Творческих вам успехов

КОММЕНТАРИИ

Приветствие в начале урока проходит нетрадиционно. Учащиеся произносят свое имя (в этом возрасте это важно, потому что чаще подростки обращаются друг к другу, используя клички) и положительное качество. Данный психологический прием создает позитивный фон для работы, усиливает психологический настрой. И, что особенно ценно, способствует преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, что для уроков изобразительного искусства крайне важно.

В ходе проведения урока используются активные формы обучения. На организационном и рефлективном этапах используется упражнение «Мордашки». Ребенок сам осознает свое состояние и делится с этим учителем, что повышает его самоуправляемость. Упражнение имеет и свехэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроив ученика на работу. Показом мордашек и завершается урок. Учитель имеет возможность сделать сравнительный диагностический срез, получив обратную связь от учащихся.

На этапе актуализации знаний используется техника «Опорный план урока».

Он отличается от распространенного входа в урок: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителя, по команде сели.

На доске прикрепляются соответствующие карточки, обозначающие определенные виды деятельности. Эти обозначения ребята легко запоминают. Боле интересные, занимательные задания, секрет или сюрприз от учителя, предлагаются в конце урока. Поэтому у ребят есть стимул работать организованнее, активней, чтобы успеть поработать над интересными заданиями, узнать секрет урока или заработать сюрприз. Учитель комментирует план урока в полушутливой форме («Восхитимся знаниями….», «Потренируем мозги…», «Вытащим из тайников памяти кое -что ценное…»). Тем самым решается главная задача входа в урок- позитивно настроить учащихся на работу. А не устроить ему стресс с головомойкой.

На подготовительном этапе проводится диалоговая беседа, развивающая представления учащихся об истоках творчества художника. Акцентируется внимание на том, что первоосновой творчества во всех видах деятельности является окружающая нас реальность. На этом этапе ребята также работают в словариках по изобразительному искусству, записывают основные понятия урока, затрагивая и психологические аспекты, что позволяет глубже понять природу творческой деятельности, а также обогатить словарный запас.

«Переходным мостиком» к основному этапу является составление синквейна. Синквейн – приём технологии развития критического мышления Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы. На данном этапе синквейн применялся не только как средство творческого самовыражения, и способ улучшения эмоционального состояния на уроке, но и как прием проверки усвоенных знаний по теме. А главное, он позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом и получается у всех!

На физминутке учащимся предлагается упражнение «Зеркальное рисование». Данный прием широко используется в арттерапии (метод в психологии). Направлено оно на развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Учащимся предлагается рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Для выполнения практической работы используется техника рисования песком. Рисуя песком, учащиеся используют нетрадиционные технологии изображения, что создает условия для творческой самореализации.

Стоит отметить еще один из важных аспектов применения техники рисования песком. Данная техника так же как и прием «Рисование в воздухе» используется в арттерапии (терапии искусством). На обычном школьном уроке ставится задача– научить как правильно делать что-либо, например рисовать («Домик рисуется вот так, дерево вот так и именно таким цветом»). У ребенка нет возможности подключить свое воображение и поэкспериментировать; самому для себя сделать открытие: за него это уже давно сделали другие, ему остается только смотреть, слушать и воспроизводить, его учат репродуцировать готовые знания и умения.

Арттерапевтическая цель рисования песком- раскрепостить психику, дать выход творческой энергии. Главное – не правильно выполнить, не зацикливаться на отметке, а включить на полную мощность эмоции и чувства. Исходя из данных артерапевтических задач, учащиеся сами оценивают свои работы.

На рефлективном этапе учащиеся имеют возможность посмотреть работы, выполненные одноклассниками, дать обратную связь. Экспресс-выставка организуется прямо на местах, учащиеся свободно перемещаются по классу, оценивая работы друг друга, делятся впечатлениями, ощущениями от работы с необычным материалом. Желающие учащиеся свои рисунки комментируют.

На итоговом этапе акцентируется внимание учащихся на чувствах и ощущениях. Фиксируется внимание на эмоциях творчества.

Учитель дает необходимые рекомендации по выполнению аналогичных работ. Кратко рассказывает об используемом приеме арттерапии, тем самым вооружая учащихся одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

На уроке используется прием самооценки работ. Функция оценки результатов своего труда, переданная учащимся, позволяет ребятам более критично отнестись к своей творческой деятельности, способствует развитию рефлексии.

На информационном этапе учащимся предлагается разноуровневое домашнее задание.

Первый уровень- обязательный минимум. Главное свойство этого задания- оно должно быть понятно любому ученику. Предложено придумать небольшой рассказ к своему рисунку, выполненному на уроке.

Второй уровень задания- тренировочный. Его выполняют учащиеся, которые - желают более углубленно изучить тему. По усмотрению учителя учащиеся могут освобождаться от задания первого уровня. Учащимся предлагается раздаточный материал, где на отдельных листах разнообразные фигуры, которые нужно дорисовать, выполнив определенные задания.

Третий уровень- творческое задание, выполняется на добровольных началах. Предлагается провести самоанализ творческой деятельности (Тест “Определение уровня воображения”).

Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Упражнения на развитие воображения

(для выполнения домашнего задания 2 уровня).

Упражнения предлагаются на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр.№3

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упр.№4

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр.№5

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка

Упр.№6

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Тест “Определение уровня воображения”

(для выполнения домашнего задания 3 уровня)

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

    Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

    Часто ли вы скучаете? (1, 2).

    Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

    Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).

    "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

    Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

    Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).

    Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

    Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

    Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

    Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

    Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. cinquain ) - пятистрочная форма.

Синквейн- это приём технологии развития критического мышления. Синквейны – это и стихи, и средство творческого самовыражения, и способ улучшения эмоционального состояния на уроке, а так же прием проверки усвоенных знаний по теме.

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношени к теме-фраза из 4 слов (предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).

Пример сиквейна на тему «Воображение, фантазия, творчество»

Воображение.

Яркое. Богатое.

Представлять. Фантазировать. Сочинять.

Умение в повседневой реальности видеть особенное.

Творчество.

Эрих Голлербах

Искусство силуэта

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его "бедности" и "наивности". Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, -- к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности. Есть силуэты, в которых положительно чувствуется "скульптура", тончайшая "моделировка", даже "красочность". Математический лаконизм, благородная абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Силуэт -- как бы формула и -- одновременно -- намек на незримое , еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная. Но даже вне законченности своей эта фраза иной раз становится откровением, афоризмом, символом.

Вот почему силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту. Прежде чем перейти к их произведениям, коснусь вкратце истории силуэта. Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин "силуэт" происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, "portraits a la Silhouette". По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др. У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках ("Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные"). Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве, -- появились фарфоровые табакерки с силуэтами, чашки, вышивки, инкрустации и т.п. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом "Collection de cent silhouettes". В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству. Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Успех Коневки вызвал подражание. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем. Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги. Художница обычно набрасывает контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действует ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников, артистов и музыкантов.


Замечательны среди работ Е.С. Кругликовой силуэты Александра Н. Бенуа, В.Э. Мейерхольда, Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд "домашних сцен" (концерт и пр.). В той же манере что и силуэты, т.е. из черной бумаги, исполняет художница портреты еn fасе (по образцу рисунков и гравюр Валлотона), а также пейзажи, архитектурные мотивы, иногда запечатлевая разнообразные моменты городской жизни, с ее уличной сутолокой. В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры, движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью. Кругликова и Симонович -- это, так сказать, профессиональные силуэтисты. Но и в работах наших графиков силуэт играет не последнюю роль. "Мир Искусства", положивший начало обновлению русской графики, возродил, между прочим, искусство силуэта. Несравненные "реставраторы" старины -- К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский -- воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Г. Нарбута. Семейный силуэт художника, автосилуэт, силуэты В. Замирайло, Шарлемана, М. Зенкевича, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству. Изящество силуэтного портрета пленило и С. Чехонина, лучшего портретного миниатюриста наших дней. Им исполнено несколько чрезвычайно удачных силуэтов (в их числе профили В. Ленина и Г. Зиновьева), для издательства Коминтерна. Пожалуй, нет ни одного крупного графика, который не отдал бы дань этому интимному, грациозному искусству: силуэты есть у В.Н. Левитского, Д.И. Митрохина, В.Д. Замирайло. Мы не даем здесь подробной характеристики этих работ, потому что в творчестве перечисленных художников силуэт играет подчиненную, служебную роль, является одним из побочных элементов графической композиции, не имеющим превалирующего значения. Но воспроизведенные здесь силуэты убедительно говорят о том, как много экспрессии можно вложить в "скупые" черные пятна. Октябрь 1922 г. Оригинал здесь --

Предварительный просмотр:

План-конспект

открытого урока

на тему:

«СИЛУЭТНАЯ ГРАФИКА»

Преподаватель МБОУ ДО «Детская художественная школа»

города Мегиона ХМАО – Югра Муфтахова Фарида Ахметовна

Тема: Силуэтная графика

Вид урока: рисование по представлению.

Тип урока: урок совершенства новых знаний, умений и навыков.

Материалы: чёрная тушь, кисти, перо, формат А 3

Цель: выполнить сюжеты из сказок и любимых произведений через силуэтную графику.

Задачи:

Знакомить учащихся с силуэтной графикой, историей происхождения

Силуэта и новыми терминами «графика» и «силуэт»

Знакомить с творчеством зарубежных и отечественных художников;

Научить в процессе работы пользоваться инструментами – пером и кистью;

Формировать умение самостоятельно выбрать сюжет из любимых сказок;

Расширить кругозор знаний;

Развивать у детей творческую фантазию, воображение, глазомер,

Мелкую моторику пальцев рук;

Воспитывать любовь к русским народным сказкам, а также волевые

Черты характера, как усидчивость, внимание, доводить начатое до конца.

Оборудование

Для учителя :

методические пособия:

  1. Иллюстрации Ф.П.Толстого «Тройка», «Пляска», Сельская сцена. Осень»; Е.Кругликовой Портрет М. Цветаевой»; Е.Бем «Крестьянские дети»
  2. Образцы силуэтной аппликации, счётной вышивки, книги с силуэтными иллюстрациями;
  3. Журналы «Мир женщины», «Юный художник»
  4. Е.А.Коростина «Изобразительное искусство» 1 класс.

Иллюстрации сказочных героев:

  1. Дед и баба
  2. Лиса Патрикеевна
  3. Кот в сапогах
  4. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
  5. Петушок Золотой гребешок
  6. Змей Горыныч

Таблицы:

1. «Графика», «Силуэт», «Экспресс – выставка»

2. «Силуэтная графика»

3.Ф.П. Толстой, Елена Кругликова, Елизавета Бем, Ф. Сидо, Ф.Антинг

4. «Силуэтная аппликация»

5. Этъен Силуэт (1709 – 1763)

Для учащихся:

  1. Формат А3, карандаш, ластик
  2. Чёрная тушь, перья, кисти

3. Выставка предыдущих работ учащихся в технике силуэтной графики.

План:

  1. Организационный момент.

Подготовка класса к уроку

2.Вводная часть урока.

а) Сообщение темы и цели, задач урока

Б) Силуэт как вид графической техники

Г) Применение силуэта

Д) Творчество художников.

Е) Инструменты и материалы

3. Практическая часть урока.

А) Сообщение цели практического задания

4. Подведение итогов урока.

А) Экспресс – выставка. Просмотр и анализ работ учащихся

Б) Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Сообщение домашнего задания через загадку.

Ход урока

1.Организационный момент.

Подготовка класса к уроку

2.Вводная часть урока.

а) Сообщение темы и задач урока.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Силуэтная графика» и мы с вами сегодня познакомимся с терминами «силуэт», узнаем как он возник, а что нам говорит «графика»

Б) Силуэт как вид графической техники.

Ребята, как вы думаете, что такое «графика»? Термин «графика» произошёл от греческого grapho (графо) - пишу, черчу, рисую. Значит, графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Силуэт (фр. слово) – плоскостное изображение.

В) История возникновения силуэта

Силуэт как вид графической техники возник в глубокой древности: чёрные плоские профильные фигуры украшают сохранившиеся до наших дней греческие вазы Х I века до нашей эры. А наиболее ранние из силуэтов сохранились в наскальных рисунках. Наши древнейшие предки рисовали контурами, примечая главное – форму предметов. Прошли тысячелетия, прежде чем люди начали дополнять силуэты второстепенными деталями. Силуэтами украшены лучшие образцы античной керамики, горделивые профили на монетах разных времён и стран – по сути, тоже силуэты.

Интересно происхождение названия этого вида искусства. Вырезанный из бумаги силуэт родился во Франции в I половине ХVIII века и в течение короткого времени завоевал всю Европу, а к концу столетия – и Россию.

Во Франции же появилось само название – силуэт. Происходит оно от фамилии «главного контролёра над финансами» при дворе Людовика ХV – Этьена Силуэта (1709 – 1763). Этот расчётливый «финансист», разумеется, никогда не изобретал силуэта – он был изобретён задолго до него. Не он даже ввёл силуэт в моду – это тоже было сделано значительно раньше. Правда, иногда он ради удовольствия вырезал из чёрной бумаги маленькие фигурки, но таких любителей во Франции было много. Так почему же такие вырезки получили именно это имя? Дело в том, что Этьен Силуэт провёл реформу по сокращению пенсий и предложил сократить личные расходы короля и двора. В результате чего потерял поддержку аристократии и был вынужден уйти в отставку. После этого ему осталось одно утешение –вырезать из чёрной бумаги любимые картинки. Острословы при дворе короля с тех пор стали называть именем Силуэта то, что по их мнению, было простым и скромным по сравнению с яркими полотнами и акварелями. Впоследствии это название закрепилось окончательно и дошло до сегодняшних дней.

Г) Применение силуэта

Оказывается, в I половине ХIХ века силуэт стал настолько популярен в России, что каждый мало – мальски состоятельный человек заказывал силуэтные портреты близких ему людей.

Во дворцах вельмож и в домах помещиков средней руки часто можно было увидеть однотонные изображения, украшавшие стены жилых комнат или альбомы дам. Чаще всего на силуэтах изображали одного человека, реже группу людей, иногда бытовые сцены.

Таким образом, оригинальное хобби превратилось в распространённый художественный промысел. Чёрное пятно человеческого профиля с дополнительным оформлением и без него становится украшением сервизов, брошек, металлической фурнитуры мебели, появляется в монументальном и декоративно – прикладном искусстве.

Вырезанные из бумаги оригинальные силуэты тоже широко используются. Этот вид называется силуэтной аппликацией.

Где ещё используется силуэт? Оказывается, силуэтные сюжеты – одна из популярных тем счётной вышивки. Силуэтные вышивки имеют ту же эстетику, что и любые другие силуэтные изображения. Они привлекают выразительностью контура, четкостью движений, определённостью предметов. Силуэт вообще занимает особое место в книжном иллюстрировании. Он хорош уже тем, что воспринимается как что – необычное, нетривиальное. Силуэты уместны там, где яркие герои, волнующие сцены. Они выразительны и в то же время не заслоняют текст. Разглядывая внешние очертания, мы дополняем их собственной фантазией и как бы включаемся в творческий процесс воссоздания образов.

Д) Творчество художников.

Вы знаете художников, которые работали в данной технике? Если нет, то послушайте.

Во второй половине ХVIII века в России жили два силуэтиста, снискавших европейскую славу: Ф. Сидо и Ф. Антинг. Эти художники создали целую галерею силуэтных портретов своих современников. А в середине ХIХ века в России занимался известный художник и скульптор Фёдор Толстой. Он сделал серию работ, посвящённых Отечественной войне 1812 года. Например: «Тройка», «Сельская пляска», «Сельская сцена. Осень».

Также непревзойдённым мастером силуэта была художница Е.С. Кругликова. Её художественный альбом «Париж накануне войны» современники называли одним из замечательных явлений изобразительного искусства того времени. Елена Кругликова оставила нам галерею портретов – современников: это М.Горький, Александр Блок, Марина Цветаева…

В конце ХIХ века большой популярностью пользовались работы художницы Елизаветы Беем. Её иллюстрации к сборнику рассказов русских писателей «Крестьянские дети» - это поэтичный и трогательный узор из тонких травинок, веточек и фигуры детей и животных. Сельская природа и милый её сердцу мир детской жизни – основные сюжеты.

Е) Инструменты и материалы

Как вы думаете, какие инструменты и материалы можно использовать для выполнения силуэтной графики?

Да, техника исполнения силуэтов была различна. Их вырезали из бумаги и материи, рисовали на картоне и гипсе, наносили на стекло, фарфор, мрамор и слоновую кость. Фон для силуэтов мог быть белым и цветным, золотым и серебряным.

3. Практическая часть урока.

А) Сообщение цели практического задания через загадку

Силуэты делали не только профессиональные художники, но и любители. И мы с вами сегодня будем выполнять сюжеты из сказок, любимых произведений в технике силуэтной графики. Я ещё хочу напомнить, что язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, пятно и тон. А добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только чёрного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого.

Б) Объяснение и выполнение практического задания.

Ребята, посмотрите на свои парты, у вас готовы: графический карандаш, тушь, кисть, перо, формат А 3. 1-й этап практической работы – составление эскизов по сказкам, любимым произведениям. 2-й этап – выполнение тушью, используя кисти и перья. Итак, приступаем к практической работе. Желаю удачи!

4. Подведение итогов урока.

А) Экспресс – выставка. Просмотр и анализ работ обобщается и сопровождается чтение отрывка из сказки, произведения.

Б) Выставление оценок

5.Домашнее задание.

А теперь, ребята, вам домашнее задание. Что же интересное предстоит нарисовать, вы узнаете, отгадывая загадки.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

С водой не знается (Кошка)

Что за коняшки?

На всех тельняшки (Зебра)

На этом наш урок заканчивается, а вы, ребята, выполняя домашнее задание, фантазируйте! Пусть будет гармония и загадка чёрного и белого в вашей творческой композиции.

Список литературы:

1 .А. Левандовский «Потомок Микеланджело»

2. В.Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»

  1. Е. А. Коростина «Изобразительное искусство» 1 класс.
  2. Л. Любимов «Искусство древнего мира»
  3. Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая «Уроки античной культуры»
  4. С.Б.Дроздова «Изобразительное искусство» 2 класс.
  5. Учебники «Волшебные краски», «Удивительная бумага»
  6. «Юный художник» 1996, «Мир женщины»1998, № 9, журналы

Истоки искусства силуэта в России


Кокорина Елена Юрьевна, учитель ИЗО, МОУ Славнинская школа, Тверская область, Торжокский район.

Назначение: Истоки искусства силуэта уводят нас в глубокую древность. С возникновением первых силуэтных изображений античные легенды связывали зарождение живописи. Данная статья будет интересна учителям изобразительного искусства, воспитателям, педагогам дополнительного образования, и всем кому нравится искусство силуэта.

Возраст : дети от 10 лет


Н.В.Ильин. Иллюстрация.1949.

Силуэт - ограниченное контуром отображение чего-либо, одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, контур, очерк фигуры без деталей. Термин употребляется и как синоним «профиля», однако, в отличие от профиля может изображать человека с любого ракурса.
Силуэт - разновидность графической техники, когда изображение даётся на фоне плоским пятном с характерным, выразительным контуром.


М.В.Добужинский. Мадригал. 1908.

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство силуэта пленяет нас своей загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше понимаешь, что овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине.
Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, - к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица.


Е.С.Кругликова. Портрет Марины Цветаевой. 1920.

Давайте с вами проследим, как зарождалось искусство силуэта.
В Древней Греции еще в VI веке до нашей эры в вазовой росписи использовались профильные фигуры: сначала черные на красном фоне, а потом красные на черном.


Амфора VI век до нашей эры.


Роспись амфоры

В Древнем Китае возникли знаменитые китайские силуэты.
Однако искусство силуэта в его настоящем виде подлинное свое рождение получило во Франции в первой половине XVIII века. Оно очень быстро распространилось по всей Европе.
Именно во Франции утвердилось и само название «силуэт» - по имени королевского контролера над финансами Этьенна Силуэта (1709 - 1767), увлекавшегося на досуге вырезанием из черной бумаги маленьких фигур.

В России силуэт появился в середине XVIII века. Это были небольшие портреты сподвижников Петра I и екатерининских вельмож.
Одно из первых силуэтных изображений принадлежит крупнейшему русскому скульптору Ф.И.Шубину (1740 - 1805). Это портрет неизвестной молодой женщины, выполненный черной тушью на золотом фоне.


Ф.И.Шубин.Портрет неизвестной. 2-я половина XVIII век

Во второй половине XVIII века в России работали два известных мастера силуэтного искусства, завоевавшие европейскую славу, - Ф.Сидо и Ф.Антинг. Французский художник Ф. Г. Сидо вырезал из бумаги около 200 силуэтных портретов придворных Екатерины II , а придворный силуэтный портретист Иоганн Фридрих Антинг работал пером и тушью. Вырезанные из бумаги силуэты вклеивались в гравированные орнаментальные рамки.


Ф.Сидо. Портрет императрицы Екатерины второй


Ф.Сидо.Портрет князя Потемкина. 2-я половина XVIII века

Техника исполнения силуэтов была очень различна: их рисовали тушью, вырезали из бумаги, иногда гравировали на дереве, а с начала XX века и на линолеуме. Классический силуэт, рисованный тушью, отличался строгим и четким контуром, густой черной заливкой. Большей частью силуэты вырезали из черной бумаги маленькими ножницами и наклеивали на доску, стекло или цветную бумагу.


Н.В.Ильин.Иллюстрация. 1949.

Силуэтные изображения входят в моду в начале 19 века. Их создают не только профессиональные художники, но и многочисленные любители. В это время расширяется тематика силуэтного искусства: начинают появляться силуэты на исторические, бытовые и батальные темы.
Сегодня мне хочется остановится на работах графа Ф.П.Толстого, одного из крупнейших и своеобразных мастеров силуэта в России в первой половине XIX века.


Ф.П.Толстой. Сражение. 1816-1820-е гг.


Ф.П.Толстой. В атаку. 1816-1820-е гг.

Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он внёс в искусство силуэта свежую струю. В основном художники, работавшие прежде в технике силуэта, занимались портретом. Федор Петрович же преимущественно работал с батальными эпизодами и сценами из народной жизни. Это были, как правило, сложные, многофигурные композиции.


Ф.П.Толстой. Крестьянский двор. 1816-1820-е гг.


Ф.П.Толстой. Улица провинциального города. 1816-1820-е гг.

К силуэту Толстой обращается после войны 1812 года, когда эпоха классицизма и ее завершающий аккорд – ампир, постепенно уступают место новому стилю – романтизму. В его живых, виртуозно вырезанных силуэтах ощутима рука скульптора: каждая композиция цельна и разнообразна одновременно. Выразительность работ позволяет запоминать их буквально с первой секунды, но огромное наслаждение получает зритель при длительном рассматривании. Это целые истории, сходные с разворачивающимся театральным действом.
В заключение хочется сказать, что искусство силуэта, несмотря на ограниченность средств выражения, бесконечно разнообразно, а область его применения крайне широка. Благодаря творчеству современных художников и любителей-силуэтистов, в 21 веке нас, зрителей, ждут новые культурные открытия.

Использованная литература : Э.В.Кузнецова «Искусство силуэта», 1969 г.

1) В общем смысле - очертание чего-либо, обобщенный контур , абрис предмета.

2) В изобразительном искусстве - такой вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. Силуэтом называются также вид графики . Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства .

В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне (тушью или белилами). В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей . Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты не только рисуют, но и вырезают ножницами.

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения , так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты . Сам же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767 г.), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги .

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников ), К. Шмидт, Мюльбах и другие. В России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803 г.).

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты , но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и т.п. Большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезавшей их из бумаги . Художница обычно набрасывала контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действовала ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников , артистов и музыкантов. Замечательны среди работ Е.С. Кругликовой силуэты Александра Н. Бенуа , В.Э. Мейерхольда , Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд «домашних сцен» (концерт и т.д.).

В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры . Есть у Симонович и большие портретные холсты , в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры , движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью.

Несравненные «реставраторы» старины - К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский - воскресили прежний дух силуэта . Часто встречаем мы силуэты и в работах Г. Нарбута. Семейный силуэт художника , автосилуэт, силуэты В. Замирайло, Шарлемана, М. Зенкевича, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству.

3) В литературе - жанр , который возник в русской литературной критике импрессионистского направления. Классическим образцом жанра стали «Силуэты русских писателей» Ю. Айхенвальда. Центром критического анализа в силуэте является писатель, его внутренняя, духовная жизнь.

Свой метод Ю. Айхенвальд определил как «имманентный», то есть такой, «когда исследователь художественному творению органически сопричащается и всегда держится внутри, а не вне его». Исходным положением для критика служило представление об иррациональной природе таланта , в принципе не поддающегося логическому анализу.

Силуэт более эскизен, чем литературный портрет , менее самостоятелен по назначению. Главным средством воплощения художественной идеи автора является язык. Основной элемент повествования в силуэте – обобщенная характеристика, текст изобилует эпитетами, часто используются существительные и прилагательные без глаголов, ибо важно лишь указание на образ . Подобный стиль можно назвать импрессионистическим.

4) В истории моды - как бы начертательный план формы одежды , ее геометрический прообраз. В популярных статьях о моде используется как термин, позволяющий передать главные очертания того или иного вида одежды . Различаются силуэты прямой, напоминающий прямоугольный, трапециевидный, овальный. Кроме того, обычно даются некие уточнения о том, в какой степени одежда облегает фигуру, - приталенный силуэт, полуприлегающий и т.д.