Чем занимаются отаку. Восприятие отаку в Японии

Этот блог называется Nippon-otaku и это неспроста. В этой статье я попытаюсь объяснить кто такие отаку и что это за явление.

Кто такие отаку?

К сожалению, средний отаку выглядит не так.

В России и Японии понятие отаку (タク) имеет разные значения. Для японцев отаку — это человек, который чем-то очень сильно увлекается. Мне нравится такое определение отаку:

«Отаку - человек, тратящий на какое-либо своё увлечение времени больше, чем может себе позволить.»

Существуют разные виды отаку: анимэ-отаку, манга-отаку, отаку-геймеры, отаку-поклонники поп-идолов, музыкальные отаку и даже отаку боевых искусств. Большая часть отаку — это замкнутые, малообщительные люди, которые живут в своём собственном мире. Их волнует только их увлечение (анимэ, или что-то другое), а все остальные аспекты жизни отходят на второй план. Хотя, отаку всегда готов говорить о предмете своего увлечения. Иногда отаку собираются в группы по интересам и организуют клубы.

В принципе, люди, похожие на отаку, существовали в любые времена. Даже когда не было телевидения и компьютерных игр, люди могли «жить» в мирах, созданных писателями.

Кто-нибудь ещё сомневается, что отаку — самые лучшие люди?

Интересный вопрос: насколько отаку расположены к творчеству. Думаю тут дело обстоит так же, как и у обычных людей. Количество отаку, способных создать что-то новое крайне ограничено. Конечно, творчество отаку связано с предметом увлечения.

Слово отаку в Японии носит скрорее негативный оттенок, хотя в последние годы ситуация постепенно начинает меняться, потому что появились звёзды, которые называют себя отаку.

В России и во многих других странах отаку называют поклонников анимэ и манги, а иногда и более широко: поклонников современной японской массовой культуры. Сейчас в России анимэ стало очень популярно и многие называют себя «отаку», хотя на самом деле просто следуют моде. Прежде чем называть себя отаку, подумайте являетесь ли вы им на самом деле, достойны ли вы такого звания?

Так бы, наверное, выглядела революция отаку.

Виды отаку

К какому бы виду не относился настоящий отаку, скорее всего, его ждёт полная нищета и одиночество:

— Манга-вота: собирают множество томов любимой манги, ходят на конвенты, чтобы достать наброски любимого мангаки, покупают артбуки, пытаются рисовать сами. Живут в полной нищете и одиночестве.
— Сэйю-вота: имеют чуткий слух и могут распознать любимую сэйю по голосу. Поскольку на Акибе постоянно происходят разные события с участием сэйю, то сэйю-вота проводят больше времени на улице. В нищете и одиночестве.
— Тэцудо-вота: делятся на два подвида — поездуны-ездуны, любящие кататься на синкасэнах и электричках различных моделей, и поездуны-фотографы, благоговейно запечатлевающие объекты своего обожания в полном одиночестве. И нищете.
— Фига-вота: как несложно догадаться, собирают фигурки любимых персонажей, которые нужно класть к себе в кровать и изображать, что ты не живешь в полной нищете и одиночестве.
— Айдору-вота: имеют нестерпимую дрожь в коленках от своих идолов. Полная нищета и одиночество должна русским айдору-вотаку даться особенно легко.
— Косплэй-вота: благодаря возникшему в середине 1990-х интересу к отаку-культуре, косплэй-индустрия пережила настоящий бум, и в результате мы имеем то, что имеем — полную нищету и одиночество.

—Пасокон-отаку : компьютерные задроты

—Гэйму отаку: так в Японии называют фанатов компьютерных игр. В России таких людей называют геймерами.

Внешние признаки отаку.

Это описание внешнего вида стереотипного японского отаку. Конечно, большинство современных отаку одеваются по-другому.

  1. Носит футболку с изображением героев анимэ
  2. На сумке тоже изображена анимэ-символика
  3. К сумке прикреплены анимэ-значки
  4. Носит длинные волосы
  5. На голове бандана или повязка
  6. Надевает рюкзак на оба плеча
  7. Носит старомодные очки с толстыми стёклами
  8. Заправляет футболку в штаны

Известные личности — отаку.

— красивая японская девушка, которая называет себя отаку. Она любит Сэйлор Мун, Dragon Ball и т. д.

Цутому Миядзаки — «отаку-убийца». Маньяк, педофил, некрофил и просто мудак Цутому Миядзаки сильно поспособствовал тому, чтобы японцы настороженно относились к отаку.

Отаку в кино, анимэ и манге

Анимэ про отаку:

Отаку но видео

Геншикен

Lucky Star

Nogizaka Haruka no Himitsu

Welcome to the NHK

Манга про отаку:

Драмакон

Ore no Imouto ga Konna ni Kawaii Wake ga Nai (Моя младшая сестра не может быть такой милой)

Японские фильмы про отаку: Игры

Акихабара@Deep

Densha Otoko (Парень из электрички)

Игры про отаку:

Это небольшая игра про хикикомори, который также является и отаку, подробнее читайте в статье.

Телешоу про отаку:

весёлое шоу про японскую культуру, есть там серия и про отаку.

Картинки (изображения) отаку: Как выглядят отаку

Девушка-отаку

Не самый удачный день для этого отаку

Так выглядели отаку в 1985 году.

Моё отношение к отаку

Я отношусь к отаку вполне нейтрально. В этом деле, как и во всём главное соблюдать меру и не доводить дело до зависимости и навязчивых идей. Плохо, когда люди становятся отаку, чтобы убежать от проблем. Хотя, это не самое худшее что может случиться в жизни.

Меня можно отнести к «отаку боевых искусств». Что касается Японии, анимэ и манги есть люди, которые знают об этом гораздо больше.

В современном японском это выражение употребляется очень редко, а потому японские фэны научной фантастики позаимствовали это слово для своего особого обращения друг к другу. В дальнейшем их стали называть "отаку-дзоку", то есть "те, кто называет друг друга отаку". Сейчас в японском языке слово "отаку" обычно используется в значении "фанатик чего-либо". Бывают аниме-отаку, кино- отаку, компьютер-отаку и так далее.
Кстати, в Японии это слово имеет негативный оттенок и назвать так другого - это оскорбление, конечно, если ваш собеседник сам не просит называть его "отаку".
В других странах слово "отаку" постепенно начало обозначать "поклонник аниме и манги". Теперь это слово пришло и в Россию.
Часто термин "отаку" используется расширительно, в значении "поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино, музыки, литературы и т.д.".
Большая часть отаку использует в общении псевдонимы. В сущности, это совершенно не обязательно, но псевдонимы есть даже у тех, кто ими практически не пользуется. Псевдонимы отличаются от прозвищ тем, что прозвища человеку изобретают другие, а псевдоним человек выбирает себе сам. Разумеется, девушка может пользоваться мужским псевдонимом, а юноша - женским.
В среде отаку обычно не практикуются популярные у поклонников Толкиена "испытания на имя", поскольку аниме-имен довольно много. Некоторые продолжают пользоваться псевдонимами, с которыми пришли из других "тусовок". Кстати, самый популярный в Москве псевдоним - Харука из ТВ-сериала "Bishoujo Senshi Sailor Moon". Это и понятно - в аниме сравнительно мало более-менее приятных лесбиянок, и выбирать практически не из кого.
В использовании псевдонимов есть большой смысл - использование фамилий слишком официально, а распространенных имен слишком мало, и с ними постоянно возникает путаница. Впрочем, обычно об этом мало кто задумывается. Обычно на анимках не принято знакомиться друг с другом, поскольку это требует слишком серьезной организации анимки. В результате некоторые знают друг друга только в лицо, но не по имени или псевдониму. Тем более, что неформальное общение на русском языке не требует обращений по именам ("Скажи,...").
Некоторые отаку рассматривают псевдоним как повод точно отыгрывать поведение соответствующего героя. Это допускается, хотя в общем случае сковывает общение, а потому непрактично. Более рациональной стоит считать тактику "быть самим собой": выбирать псевдоним, соответствующий характеру и своему желаемому поведению. Точное отыгрывание имеет смысл скорее как способ "не раскрываться" перед другими.
Почему отаку общаются? Потому что такова естественная человеческая потребность быть понятым и услышанным. Общение отаку почти полностью словесно-жестовое. Абсолютно недопустимы драки как друг с другом, так и с окружающими. Максимальная степень возможного насилия - броситься кому-либо на шею. Кстати, это не так безопасно, как некоторым кажется. Мне однажды так чуть не разбили губу. Важно соизмерять габариты и физические возможности друг друга.
Из этого не следует, что отаку не могут за себя постоять. Есть отаку, находящиеся в приличной физической форме и могущие защитить в случае настоятельной необходимости как себя, так и других, но необходимости начинать драку отаку никогда не чувствуют.
В рамках своего общения отаку приемлют практически все, что угодно. Того, кто рассказывает нечто неинтересное или повествует о чем-то особенно мерзком, просто не будут слушать, но вряд ли будут бить.
Особое приятие отаку обычно демонстрируют при обсуждении сексуальных извращений (не путать с реальным их практикованием). Это связано с аналогичным отношением к ним со стороны персонажей аниме. Периодически это используется как "тест" новых членов тусовки. Это доказывает, как далеко ушла анимешная тусовка от, скажем, тюрьмы или армии. В двух последних периодически проверяют готовность человека к занятию нестандартным сексом, в то время как в анимешной тусовке - готовность к разговору о нем. Кстати, как и в тюрьме и армии, проявлять эту готовность совершенно небязательно. Вполне допустимым считается уклониться от разговора об этом.
Общение отаку часто проходит на повышенных тонах. Это не результат жарких споров, это выражение переполняющей радости по поводу самого факта общения с понимающими людьми. Прохожие даже иногда сомневаются, действительно ли эти люди так уж трезвы (хотя обычно так и есть). Поэтому в случае анимки на открытом воздухе важно не вступить в неприятный контакт с сотрудниками милиции или с какой-либо местной охранной структурой. Прецеденты известны.
Также актуально быть в курсе окружающей криминальной ситуации и не пересекаться с организованными группами не проникнувшихся анимешным духом молодых людей (в смысле, с гопниками), а также с маньяками-убийцами.
Из числа значительных для отаку российских авторов стоит назвать Сергея Лукьяненко и Виктора Пелевина. Из иностранцев трудно называть кого-то конкретного, кроме Толкиена. Этим авторам не обязательно поклоняться, но желательно быть в курсе их творчества.
В среде отаку не поощряется "узкое" фэнство, когда человек является поклонником одного автора или одного произведения, а о других даже слышать не хочет. Такие люди могут быть полезны для конкретных консультаций, но мало интересны в менее серьезном общении.
Обычный способ общения отаку - это "гон", последовательность логически связанных высказываний, которые, по словам Ленина, "по форме правильны, но по сути - издевательство". Одни отаку гонят, другие, соответственно, слушают. Затем меняются местами. Гон должен быть интересен и увлекателен. Разновидностью гона является "правдивый гон", когда в форме парадоксальных и не всегда правдоподобных высказываний выражается более или менее чистая правда. "Правдивый гон" считается удачным, если оставляет в душе слушателей смутные сомнения в его соответствии действительности.
Отаку творят как на некоммерческой, так и на коммерческой основе. Они рисуют картинки и картины в аниме-стилях и в собственных, рисуют мангу, делают аниме, пишут рассказы и книги . Например, более или менее отаку являются известный московский художник-иллюстратор Anry, популярный фантаст Владимир Васильев, культовый фантаст Сергей Лукьяненко, набирающий популярность художник комиксов Богдан и некоторые другие. Существуют и проекты российских анимационных сериалов в стилях, схожих с аниме.

В молодёжной среде часто можно увидеть людей, идентифицирующих себя как отаку. Эти люди носят странные одежды , знают несколько фраз из японского языка и почему-то разбираются в аниме. Кто же это такие на самом деле и откуда они взялись?

Происхождение слова «отаку»

Слово это японское. Переводить японские иероглифы дословно — это труд бесполезный, так как значение иероглифа может меняться от контекста и порядка написания. Но всё же попытаемся. Два иероглифа, из которых состоит это слово, можно дословно перевести на русский язык как «ваше жилище» . Ситуацию это не проясняет.

Значение становится понятнее из первого употребления — слово это употреблялось в среде японских непрофессиональных фотографов в 70-80 годы двадцатого века. Люди, увлечённые фотографией как хобби, часто проводили всё свободное время у себя дома, проявляя плёнку и фотографии и изучая фотоискусство.

Фотография — дело сложное, поэтому настоящие фанатики данного хобби становились затворниками, в круг общения которых входила только пара-тройка таких же фотографов-самоучек. Эти люди бросали работу, учёбу, общение с родными и близкими ради своего увлечения.

Таких людей и стали называть «отаку». То есть на русский язык это можно перевести как «домосед», «нездорово увлечённый фанатик». В современном русском языке есть отличный неологизм, близкий по духу слову «отаку» — это «диванный воин».

Виды отаку

Как мы видим, никакого отношения к аниме отаку изначально не имели. Этим словом обобщённо называли любого фаната, зашедшего слишком далеко.

Поэтому виды отаку просто образуются добавлением названия хобби или увлечения: айдору отаку как фанаты поп-звёзд, гейму отаку как излишне увлечённые геймеры-любители компьютерных игр, пачинко отаку — люди, страдающие зависимостью от игровых автоматов, и, собственно, аниме отаку — люди, сходящие с ума от аниме-мультипликации.

Быть чересчур увлечённым фанатом можно быть в любой сфере, даже в вязании или выпекании песочных коржей. Даже наших хардкорных фанатов «Спартака», устраивающих драки за свою любимую команду с другими фанатами, при желании можно назвать отаку. Хотя черта домоседства и затворничества тут немного теряется.

Восприятие отаку в Японии

В разговоре с японцем, даже если он сам действительно чем-то всерьёз увлекается, не стоит называть его отаку, если только он сам так себя не называет. В Японии это слово является оскорбительным и даже ругательным.

Примерно так же на русском языке употребляется слово «двинутый» — если человек не говорит сам про себя, что он двинутый на прыжках с парашютом, называть его двинутым в лицо всё же не стоит.

Тем не менее, в последнее время в Японии это слово стало более приемлемым, особенно как раз в субкультуре любителей аниме . Многие японцы официально причисляют себя к отаку и не оскорбляются на такое прозвище.

Аниме отаку

Увлекаться аниме можно по-разному. Вопреки распространённому стереотипу, большинство людей, даже в самой Японии, видели в своей жизни только несколько аниме-фильмов, показанных по телевидению.

На этом их знакомство с аниме заканчивается. Если остановить на улице в Японии обычного человека, и спросить его, какое его самое любимое аниме, он назовёт один или два самых популярных сериала, которые выходят на центральном японском телевидении уже десятилетиями и знакомы всем с детства, как «Симпсоны» в Америке или «Ну, погоди!» в России.

Точно так же дела обстоят и с мангой — комиксами, являющимися источниками для экранизации в аниме. Обычный японец почитывает один-два самых известных цикла, или периодически покупает журнал, в котором печатаются отдельные главы манги или короткие законченные манга-истории — ваншоты.

Истинные же фанаты аниме резко отличаются от обычных людей. Количество просмотренных сериалов и фильмов измеряется сотнями и является поводом для гордости и мерилом успешности в субкультуре аниме отаку.

Манга покупается целыми корзинами и выставляется в книжные шкафы также сотнями. В новостях даже появлялась история про одного отаку, которого завалило насмерть коллекцией журналов прямо в его собственном доме.

Жилище настоящего отаку представляет из себя выставку из шкафов манги, стоек с дисками любимого аниме и витрин с фигурками любимых персонажей. Коллекция дисков с высококачественными цифровыми изданиями аниме или пластиковая статуэтка персонажа запросто может обойтись в сотни, а то и тысячи долларов.

Японские отаку создали из своего хобби настоящую культуру . Фестивали, посвящённые аниме и манге, собирают в Японии тысячи человек, где фанаты представляют своё самодельное творчество, шикарные костюмы, повторяющие внешний вид персонажей — косплей, разыгрывают сценки из аниме и в целом отлично проводят время.

Кто такие отаку? В буквальном переводе с японского "отаку" - это "ваш дом", очень вежливая форма обращения к собеседнику, близкая по значению к русскому "ваша милость". В современном японском это выражение употребляется очень редко, а потому японские фэны научной фантастики позаимствовали это слово для своего особого обращения друг к другу. В дальнейшем их стали называть "отаку-дзоку", то есть "те, кто называет друг друга отаку". Сейчас в японском языке слово "отаку" обычно используется в значении "фанатик чего-либо". Бывают аниме-отаку, кино- отаку, компьютер-отаку и так далее. Кстати, в Японии это слово имеет негативный оттенок и назвать так другого - это оскорбление, конечно, если ваш собеседник сам не просит называть его "отаку". В других странах слово "отаку" постепенно начало обозначать "поклонник аниме и манги". Теперь это слово пришло и в Россию. Часто термин "отаку" используется расширительно, в значении "поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино, музыки, литературы и т.д.". История отаку в России Трудно сказать, кто был первым отаку в России. Судя по всему, первые отаку появились в СССР, поскольку аниме неоднократно попадало на экраны советских кинотеатров. К тому же, некоторые люди имели возможность бывать в Японии и в западных странах, в которых аниме начало активно появляться в конце 1980-х годов. Однако достоверной информации об этих людях практически нет, и если они и были, то известность их деятельность получила только в узком кругу знакомых. Можно выделить четыре более-менее значительные группы отаку, которые ныне живут в нашей стране. Это отаку времен "Корабля-призрака" (прокат в России - середина 1980-х), "Роботека" (начало 1990-х), "Сейлор Мун" (вторая половина 1990-х) и Горбушки (конец 1990-х и начала 2000-х). Трудно говорить о том, кто здесь кого лучше - просто кто-то старше, а кому-то больше повезло. Первый в России клуб поклонников аниме "R.An.Ma" появился во второй половине 1996 года. К тому же времени относится и появление первых аниме-страничек - сайта Алексея Дубинского о сериале "Роботек"/"Макросс" (ныне - http://macross.anime.ru), сайта Алексея Лапшина - странички клуба "R.An.Ma", и личного сайта Николая Симкина (президента клуба). В то же время появляется и сайт Юрия Спиридонова (ныне - http://www.akira.ru). Любопытно, что три последних сайта изначально были личными страничками у модного в то время провайдера "N.S.P. Zenon". Общее было также и другое - все они были членами (нодами и поинтами) некоммерческой сети ФИДО, в которой и протекала значительная часть их общения. Здесь стоит упомянуть Евгения Медведева, чья страничка, возможно, была первой российской страничкой (правда, на английском языке), упоминавшей аниме. Из всех тогдашних членов клуба Медведев имел наименьший номер ноды в ФИДО (2:5020/207), поэтому именно он, после того, как русские отаку заполнили своими обсуждениями конференции RU.VIDEO и RU.TOON, создал специальную конференцию RU.ANIME. Это было в первой половине 1997 года. В том же году у клуба появился и первый филиал - пермский, созданный Игорем Мериновым. Вторым филиалом был воронежский, третьим - питерский (не считая так и не возникшего минского). Вскоре после создания RU.ANIME я, Борис Иванов, уже интересовавшийся аниме (независимо от клуба), подключился к ней, познакомился с клубом и начал просить меня в него принять. ^_^ В конце концов, это было осуществлено в конце 1997 года, когда у меня уже был доступ в Интернет. Тогда же я создал свою страничку, посвященную аниме (http://www.aha.ru/~hexer). Постепенно на ней начала собираться иерархия текстов, впоследствии перенесенная на этот сайт. К 1997 году также относится осенний показ в московском кинотеатре "Ударник" в рамках Фестиваля японского кино аниме-фильма "Ghost in the Shell" и появления аниме-статуса у "палатки на Горбушке" - той же осенью в ней начали продаваться пиратские релизы фильмов "Akira" и "Street Fighter II" в красивых картонных коробках. 1998 год был весьма важен для истории отаку в России. Тогда появилась организация "AMD" (Anime Must Die), провозглашавшая своей целью борьбу с аниме и отаку. Это значило, что нас уже было достаточно много (во всех смыслах этого слова), чтобы с нами бороться. ^_^ В начале свой истории клуб собирал аниме, которое бродило по стране на пиратских кассетах. Обычно это были переводы английских и американских дублированных версий. 1997 и 1998 годы прошли под знаком периодических закупок аниме с использованием кредитных карточек, что значительно расширило количество доступных нам фильмов. После кризиса 1998 года это значительно усложнилось, хотя и были изобретены обходные варианты - в том числе и закупки американских фэнсубов. Наконец, 27 октября 1998 года на свет появилась первая версия этого сайта. Собственно говоря, домен anime.ru был зарегистрирован существенно раньше, но у его реального владельца не доходили руки до создания наполнения. Кстати, первым российским информационным аниме-доменом был http://anime.amberium.ru , созданный в Ростове-на-Дону Константином Грушей. Правда, по организационным причинам прожил он недолго (домен, а не Костя!). Для истории - предложение вести домен anime.ru пришло мне 6 октября 1998 года. Честно говоря, поначалу я никак не мог придумать, о чем мне писать, поэтому первые проекты делали его чуть ли не двух-трехстраничным сборником ссылок. ^_^ Однако потом меня осенило, и структура, созданная тогда, фактически живет до сих пор, даже после нескольких масштабных редизайнов. Остальное можно прочитать в разделе "Новости". Жизнь российских отаку В "нормальных" странах клубы отаку обычно создаются вокруг тех или иных учебных заведений: в Японии - средних и старших школ, в США и Европе - университетов. В России первые организованные отаку были, в основном, людьми, уже закончившими обучение и не поддерживающими связь со своими alma mater. Поэтому основным местом общения для них были компьютерные сети и личные встречи в квартирах и общественных местах (парках, кинотеатрах и так далее). Это тенденция сохранилась до сих пор. Средний возраст отаку - около 20 лет, но в реальности он колеблется от 15 до 30 (не учитывая крайние случаи). Впрочем, для отаку большее значение имеет не физиологический возраст, а "возраст души". В настоящее время баланс между обоими полами практически достигнут. Есть движение в сторону достижения баланса между "физиками" и "лириками" (по образованию), хотя первые пока что в большинстве регионов лидируют. Правда, это не столько результат большей любви к Японии со стороны "технарей", сколько "эффект Сети" - для получения информации об аниме нужно либо иметь постоянный доступ к загранице, либо общаться с отаку, либо активно пользоваться Интернетом. При этом последнее влияет и на результативность первого (что искать?), и на успешность второго (с кем и как общаться?). Культовым местом для московских отаку является Останкинская телебашня, потому что в ней есть что-то общее с Токийской телебашней. Менее культовым, но также популярным является главное здание МГУ на Воробьевых горах. Оба здания сочетают масштабность и таинственность, делающие их важными частями московской мифологии. Наконец, третье культовое место - рынок возле ДК имени Горбунова (Горбушка) - место торговли кассетами, CD и DVD, в том числе аниме-содержания. Также популярен Центр международной торговли - первое место в Москве, в котором можно покататься на таких же лифтах, как в знаменитой сцене "первой встречи" в "Otaku no Video". ^_^ Кстати, в Санкт-Петербурге аниме можно купить на рынке в Автово. Основная форма общения отаку называется "анимка". Это собрание трех и более отаку ("анимешников") на частной квартире или в общественном месте. Анимка часто бывает сопряжена с просмотром аниме или же вообще японского или анимационного кино, если речь идет об анимках в кинотеатрах во время фестивалей или коммерческих кинопоказов. Последний вид анимки называется "культпоход". По сложившейся традиции анимки редко бывают связаны с распитием спиртных напитков. Некоторые видные представители отаку-движения вообще их не пьют, некоторые их почти не пьют, некоторые пьют только пиво (кстати, анимки с пивом иногда практикуются в регионах, где безалкогольные напитки слишком дороги). Профессиональные алкоголики предпочитают пить в других местах и в других компаниях. Некоторые отаку любят в небольшой компании выпить саке, но после кризиса 1998 года это - удовольствие для богатых. К тому же, ничего особенного в саке нет. В общем случае отаку предпочитают напитки, содержащие кофеин ("Кока-кола" и "Пепси-кола"), а также более дешевые российские газировки. Из еды в случае квартирной анимки - лапша-рамэн, бутерброды, пицца. В таких случаях актуальным становится наличие трудолюбого отаку любого пола, склонного к готовке и/или к уборке квартиры после съедания результатов этой готовки. Из вышеизложенного не следует, что отаку бедны. Кто как. В общем случае отаку-студенты - беднее, отаку-работающие - более состоятельны. У большинства отаку есть доступ к компьютерам, дома и/или на работе. У многих отаку (в Москве - почти у всех) есть домашняя видеотехника, позволяющая смотреть NTSC-записи. Это имеет значение, поскольку именно в этом формате существуют большинство оригиналов аниме. Что касается "домашних кинотеатров", то это, пока что, удел немногих счастливчиков. В целом, аниме-фэнство - удел среднего класса, у которого есть кое-какие "лишние" деньги на развлечения, но нет денег на постоянные развлечения вроде "невылезания" из ночных клубов и переездов между Гавайями и Таиландом. С учетом потенциального расширения в будущем среднего класса в России (мы оптимисты, да?) у аниме есть перспективы. ^_^ Общение отаку С точки зрения общения отаку находятся где-то между обычным российским "кухонным" общением, поклонниками Толкиена и фэнами научной фантастики. Собственно, опыт одной из этих тусовок есть у большинства анимешников. Большая часть отаку использует в общении псевдонимы. В сущности, это совершенно не обязательно, но псевдонимы есть даже у тех, кто ими практически не пользуется. Псевдонимы отличаются от прозвищ тем, что прозвища человеку изобретают другие, а псевдоним человек выбирает себе сам. Разумеется, девушка может пользоваться мужским псевдонимом, а юноша - женским. В среде отаку обычно не практикуются популярные у поклонников Толкиена "испытания на имя", поскольку аниме-имен довольно много. Некоторые продолжают пользоваться псевдонимами, с которыми пришли из других "тусовок". Кстати, самый популярный в Москве псевдоним - Харука из ТВ-сериала "Bishoujo Senshi Sailor Moon". Это и понятно - в аниме сравнительно мало более-менее приятных лесбиянок, и выбирать практически не из кого. В использовании псевдонимов есть большой смысл - использование фамилий слишком официально, а распространенных имен слишком мало, и с ними постоянно возникает путаница. Впрочем, обычно об этом мало кто задумывается. Обычно на анимках не принято знакомиться друг с другом, поскольку это требует слишком серьезной организации анимки. ^_^ В результате некоторые знают друг друга только в лицо, но не по имени или псевдониму. Тем более, что неформальное общение на русском языке не требует обращений по именам ("Скажи,..."). Некоторые отаку рассматривают псевдоним как повод точно отыгрывать поведение соответствующего героя. Это допускается, хотя в общем случае сковывает общение, а потому непрактично. Более рациональной стоит считать тактику "быть самим собой": выбирать псевдоним, соответствующий характеру и своему желаемому поведению. Точное отыгрывание имеет смысл скорее как способ "не раскрываться" перед другими. Почему отаку общаются? Потому что такова естественная человеческая потребность быть понятым и услышанным. Общение отаку почти полностью словесно-жестовое. Абсолютно недопустимы драки как друг с другом, так и с окружающими. Максимальная степень возможного насилия - броситься кому-либо на шею. Кстати, это не так безопасно, как некоторым кажется. Мне однажды так чуть не разбили губу. ^_^ Важно соизмерять габариты и физические возможности друг друга. Из этого не следует, что отаку не могут за себя постоять. Есть отаку, находящиеся в приличной физической форме и могущие защитить в случае настоятельной необходимости как себя, так и других, но необходимости начинать драку отаку никогда не чувствуют. В рамках своего общения отаку приемлют практически все, что угодно. Того, кто рассказывает нечто неинтересное или повествует о чем-то особенно мерзком, просто не будут слушать, но вряд ли будут бить. Особое приятие отаку обычно демонстрируют при обсуждении сексуальных извращений (не путать с реальным их практикованием). Это связано с аналогичным отношением к ним со стороны персонажей аниме. Периодически это используется как "тест" новых членов тусовки. Это доказывает, как далеко ушла анимешная тусовка от, скажем, тюрьмы или армии. В двух последних периодически проверяют готовность человека к занятию нестандартным сексом, в то время как в анимешной тусовке - готовность к разговору о нем. Кстати, как и в тюрьме и армии, проявлять эту готовность совершенно небязательно. Вполне допустимым считается уклониться от разговора об этом. Общение отаку часто проходит на повышенных тонах. Это не результат жарких споров, это выражение переполняющей радости по поводу самого факта общения с понимающими людьми. Прохожие даже иногда сомневаются, действительно ли эти люди так уж трезвы (хотя обычно так и есть). Поэтому в случае анимки на открытом воздухе важно не вступить в неприятный контакт с сотрудниками милиции или с какой-либо местной охранной структурой. Прецеденты известны. Также актуально быть в курсе окружающей криминальной ситуации и не пересекаться с организованными группами не проникнувшихся анимешным духом молодых людей (в смысле, с гопниками), а также с маньяками-убийцами. Из числа значительных для отаку российских авторов стоит назвать Сергея Лукьяненко и Виктора Пелевина. Из иностранцев трудно называть кого-то конкретного, кроме Толкиена. ^_^ Этим авторам не обязательно поклоняться, но желательно быть в курсе их творчества. В среде отаку не поощряется "узкое" фэнство, когда человек является поклонником одного автора или одного произведения, а о других даже слышать не хочет. Такие люди могут быть полезны для конкретных консультаций, но мало интересны в менее серьезном общении. Обычный способ общения отаку - это "гон", последовательность логически связанных высказываний, которые, по словам Ленина, "по форме правильны, но по сути - издевательство". Одни отаку гонят, другие, соответственно, слушают. Затем меняются местами. Гон должен быть интересен и увлекателен. Разновидностью гона является "правдивый гон", когда в форме парадоксальных и не всегда правдоподобных высказываний выражается более или менее чистая правда. "Правдивый гон" считается удачным, если оставляет в душе слушателей смутные сомнения в его соответствии действительности.

Термин «отаку» имеет несколько значений, в зависимости от того, кто и где использует его. В Японии он означает одно, в Америке или России - немножко другое. К тому же, с течением временем понятия изменились - и продолжают меняться.

История и происхождение

До 1980-х годов otaku являлось формой почтительного обращения в японском языке, наподобие -sama, -kun или -senpai. Данное слово часто использовалось как местоимение 2 лица, именно таким образом, к примеру, его использовала героиня аниме «Макрос», которое впервые вышло на экраны в 1982 году.

В современном мире, однако, слово «отаку» - сленговое выражение в японском языке, обозначающее несколько различных понятий:

  • человека, сильно увлеченного чем-либо - хобби может быть любым, от манги и аниме до игр и коллекционирования;
  • человека, увлеченного аниме или мангой;
  • есть также третий случай - появившийся в результате путаницы между понятиями отаку и хикикомори.

Итак, отаку - кто это? В современном значении данное слово впервые использовалось в 1980-х годах, в работах юмориста и писателя Акио Накамори. В 1983 году он опубликовал в журнале Manga Burikko цикл «Исследование «отаку»», в котором использовал этот термин по отношению к фанатам.

В то же время, художники-мультипликаторы Харухико Микимото и Шоуджи Кавамори использовали слово в общении между собой, как вежливую форму обращения (все то же 2 лица), начиная с конца 1970-х годов.

Предположительно, так же поступали и некоторые представители субкультуры (в то время как остальные перешли к менее формальному общению), и именно поэтому Накамори выбрал его (данную причину указал Морикава Каичиро, объясняя происхождение термина).

Вторая версия происхождения понятия - научно-фантастические произведения Мотоко Араи, которая использовала -otaku в качестве уважительной формы обращения, а в итоге читатели переняли эту привычку.

Современная Япония

В 90-х годах прошлого века негативная окраска этого слова сгладилась, и там стали по-другому использовать слово отаку. Кто это теперь? Определение сделалось достаточно четким - «фанат чего-либо», энтузиаст, сильно увлекающийся каким-то конкретным делом. Теперь данное понятие относится к фанатам чего угодно, его также часто связывают с Акихабарой и модой на «няшность».

Японский словарь предлагает другое толкование данного слова: согласно ему, «отаку» изначально использовалось в 80-ые годы в кругу друзей, обозначая очень информированного в каком-то вопросе человека.

В Японии это слово можно приравнять к таким понятиям, как «фанат», «специалист», «исследователь» или даже «одержимый». Все эти термины выражают различный уровень знаний и интереса.

В чем же разница? Какое именно слово подойдет лучше всего, зависит от того, что в обществе считается нормальным, а что - не очень.

Археолог, увлеченный поисками древних городов, или доктор Алан Грант из фильма «Парк Юрского периода» считаются, поэтому, исследователями. Они выглядят позитивно для общества. А кого-нибудь вроде профессора Брауна из «Назад в будущее» назвали бы отаку - имея в виду, что его хобби, машина времени, не вписывается в «норму».

США

Все эти сложности японского общества совершенно по-другому воспринимаются на Западе. Люди в Штатах вкладывают другой смысл в термин отаку. Кто это здесь - можно сказать однозначно и определенно: человек, увлеченный аниме и мангами. Сами любители японской мультипликации ничего против не имеют - вне Японии это слово не несет негативного смысла.

Как выглядит современный отаку

Жители западных стран не считают, что быть фанатом аниме - плохо. Наоборот. Здесь отаку - это чаще всего человек, который «видел все». «Ходячая энциклопедия» по аниме или манге (причем не имеет значения, смотрит человек какой-то один жанр или все подряд), способный посоветовать, что посмотреть, исходя из вкусов спрашивающего.

В результате своего увлечения, волей-неволей он становится специалистом в анимешных жанрах, а также знает и смотрел или читал большинство популярных произведений - последняя черта типична для отаку. Кто это с точки зрения общества - абсолютно все равно: с одинаковым успехом может быть школьник, офисный работник или спортсмен.

Кроме того, отаку, даже не изучая ничего специально, имеет представление о японской культуре и моде, как современной, так и предыдущих эпох, а также знает несколько слов на языке Страны восходящего солнца.

При этом внешний вид, привычки степень погружения в хобби могут сильно различаться. Одни отаку собирают коллекцию дисков с сериалами, изображения любимых героев, регулярно посещают встречи с единомышленниками, отыгрывают косплей и знают поименно знаменитых сейю и авторов-мангак.

Другие способны просмотреть, не отрываясь, 25-серийное аниме (примерно 6 часов подряд). Третьи идут на курсы чтобы быть в состоянии читать мангу в оригинале.

Среди почитателей аниме встречаются талантливые писатели, создающие достаточно интересные истории - среди них Сергей Ким, Константин Храбрых, Coviello, Андер Тэл Саш, отаку Феликс. Самиздат с участием этих и других авторов привлекает не меньше читателей, чем сами аниме непосредственно.

Классификация японских отаку

Исследовательский институт Номура (NRI) провел два глубоких исследования, первое в 2004 году и второе - в 2005. В результате ученые смогли выделить 12 главных сфер интересов:

  • для самой большой группы, 350 тыс. отаку - манга;
  • около 280 тыс. являлись фанатами поп-идолов и знаменитостей;
  • 250 тыс. считали своим хобби путешествия;
  • 190 тыс. - компьютерные фанаты;
  • 160 тыс. увлекались видеоиграми;
  • 140 тыс. - автомобилями;
  • 110 тыс. - аниме.

Если же смотреть непосредственно на любителей аниме, можно выделить еще одну любопытную группу - хентайщиков.

Среди жанров японской мультипликации есть то, что остальные нации могли бы назвать порнографией - однако в Стране восходящего солнца отношение к вопросу немного отличается. Благодаря этому существует и довольно специфичная группа отаку. Хентай - вот что представляет интерес и хобби для этих людей.

Знаменитости отаку

Аниме увлекаются не только обычные люди - среди знаменитостей тоже встречаются любители этого жанра. Среди них - популярная Секо Накагава (прямо называющая себя манга и аниме отаку), певица и актриса Мари Ягути, актрисы Тосики Касю, Нацуки Като и актриса и фотомодель Тияки Курияма.

Фанфикшн и самиздат

Где есть творчество, там есть и фанфикшн - это работает одинаково и по отношению к западным романам или сериалам, и по отношению к аниме и манге. И в части случаев выливается в самиздат. Отаку создают свои собственные произведения, в виде рисунков, рассказов или романов, и чаще всего публикуют их в интернете или специализированных изданиях за свой счет.

Впрочем, иногда в результате такой самодеятельности появляется новая «звезда» - и круг начинается по новой: фанфикшн теперь создается по произведениям нового популярного автора.

Самиздат отаку пользуется популярностью, особенно среди фанатов оригинальных произведений. Встречающиеся сюжеты - главный герой - попаданец в мире аниме или манги-источника, либо автор вводит нового ГГ из того же мира, либо автор берет главных героев из оригинального произведения, сюжет же полностью изменяя по своему вкусу.

В русском «сообществе» фикрайтеров (самое большое количество которых можно найти на lib.ru) больше всего фанфикшена по аниме. По «японским комиксам» пишут не многие - среди них, к примеру, известный в этих кругах отаку Феликс, в активе которого произведения по миру «Блич» и «Сэкирэй».

К вопросу о социальной адаптации

Самые знаменитые аниме, спровоцировавшие появление десятков и сотен фанфиков - «Наруто», «Блич», «Евангелион», «Код Гиасс», «Шаман кинг», «One piece». В этот же список можно добавить и «Темный дворецкий», «Тетрадь смерти», «Стальной алхимик», «Рыцарь-вампир». Вышеупомянутый отаку Феликс, к примеру, написал несколько популярных среди поклонников фанфикшена произведений по миру «Блич» - «Капитан» и цикл «Пустой».

Впрочем, как только автор начинает получать оплату за свой труд, он перестает быть любителем. Однако не перестает быть отаку. Феликс, самиздат которого в сети представлен вполне хорошими произведениями, пока не перешел этой черты. А вот, к примеру, Надежда Кузьмина (автор цикла об императрице драконов и «Тимиредис») уже издает свои книги как профессиональный писатель.