Биография и картины микеланджело караваджо. Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь

Стиль: Влияние на: Работы на Викискладе

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio ; 29 сентября (15710929 ) , Милан - 18 июля , Гроссето, Тоскана) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века , один из крупнейших мастеров барокко . Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро » - резкое противопоставление света и тени.

Биография

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо , неподалеку от Милана . Отец служил управляющим в доме Франческо I Сфорца, маркиза де Караваджо, хозяина этого городка. Отец умер от чумы, когда Микеланджело было пять лет. Учился с 1584 года у Симоне Петерцано в Милане , но по неизвестной причине закончил обучение раньше срока. Затем на четыре года пропадает из поля зрения и объявляется в Риме - нищим и голодным.

Первое время Караваджо сильно нуждался. Он поступил в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде в Риме художника Чезари д’Арпино. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Борромео , познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком» и признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось . Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.

В 1591 году Караваджо переехал во дворец своего покровителя кардинала дель Монте, где работал около пяти лет. Одним из поклонников живописи Караваджо и коллекционером его картин стал маркиз Винченцо Джустиниани .

«Вакх» - одна из ранних картин Караваджо, на которых предположительно изображён его сожитель Марио Миннити

В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески , Граматики, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент - Федерико Цуккаро . Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

Караваджо рано пристрастился к азартным играм, делал долги, кроме того, обладал вспыльчивым нравом, не раз приносившим ему неприятности, часто задерживался римской полицией, но покровители защищали его, пока он не перешёл черту.

Он так и не узнал, что в Риме ему даровано полное прощение.

Ранний период

Драматическая жизнь Караваджо, полная приключений, соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх » (ок. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи - маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха .

Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Принесение в жертву Исаака», ок. 1603, Уффици; «Юдифь и Олоферн», ок. 1596, собрание Коппи (сейчас выставляется в Палаццо Барберини), Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).

Зрелое творчество

Период творческой зрелости (конец XVI - первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599-1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези , капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них - «Призвание апостола Матфея», - перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события - вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра , его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.

Во второй картине этого цикла - «Мученичество св. Матфея» - возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третья картина - «Св. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) - была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св. Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601, Санта-Мария-дель-Пополо , капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602-1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605-1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).

Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия » (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В последних работах - «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века - Рубенса , Йорданса , Жоржа де Латура , Сурбарана , Веласкеса , Рембрандта . Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст , Хендрик Тербрюгген , Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески , его дочь Артемизия Джентилески).

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Как известно по Библии , это произошло на третий день после погребения. Чтобы достичь достоверности, Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его, пока он рисует. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Но Караваджо, пригрозив им ножом, заставил их продолжить держать труп, пока он не закончит работу .

Фильмы о Караваджо

  • «Караваджо» - британский фильм 1986 года режиссёра Дерека Джармена по мотивам жизни художника, в роли взрослого Караваджо - Найджел Терри
  • «Караваджо» 2007 год, режиссёр Анжело Лонгони в главной роли Алессио Бони

Примечания

Литература

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 сентября
  • Родившиеся в 1571 году
  • Умершие 18 июля
  • Умершие в 1610 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники Италии
  • Художники барокко
  • Картины Караваджо

Wikimedia Foundation . 2010 .

Выдающийся итальянский художник Караваджо (1571-1610 гг.) известен не только тем, что стал основателем реализма в живописи. Дело в том, что на закате возник , виднейшим представителем которого и был Микеланджело Меризи да Караваджо (не путать с ).

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

Если вам нравятся интересные факты , тогда краткое описание жизни гениального мастера с его невероятными приключениями, однозначно принесет вам удовольствие.

Сразу нужно сказать, что картины Караваджо по-настоящему впечатляют даже тех, кто не силен в искусстве. Дело в том, что художник использовал технику «кьяроскуро», которая заключается в резком противопоставлении света и тени. Именно за счет этого приема маэстро особенным образом подчеркивал эмоции и переживания своих героев.

Интересен факт, что Караваджо, за свою недолгую жизнь (а прожил он всего 38 лет), не оставил ни одного рисунка или эскиза. Другими словами, он все свои, даже самые сложные идеи, реализовывал сразу же на холсте, без всяких предварительных этапов.

Юный Караваджо

Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от Милана, Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано. Там он знакомится с искусством живописи, и уже к 20 годам своей жизни, молодой художник Караваджо подает большие надежды.

Однако его чрезвычайно резкий и вспыльчивый характер мешает ему строить карьеру. Постоянные скандалы, драки и тюремные заключения сопровождали его всю жизнь. Из Милана он вынужден был срочно уехать в Рим после того, как карточная игра закончилась скандалом и убийством.

Жизнь в Риме

Здесь весьма примечательно наблюдение итальянского священника Борромео, который, познакомившись с Караваджо, охарактеризовал его так:

«Человек неотесанный и грубый, вечно скитающийся по улицам и спящий где придется, он рисует бродяг, нищих и пьяниц, и кажется вполне счастливым человеком».

Первые работы Караваджо выполнены под заметным влиянием и . Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился. С тех пор в искусстве он известен именно под ним.

После очередной драки, Караваджо снова попадает в тюрьму, где встречается с Джордано Бруно. В 1593 он несколько месяцев был на грани жизни и смерти, так как серьезно заболел римской лихорадкой (малярия). На стадии выздоровления он пишет свой первый автопортрет. Картина называется «Больной Вакх».

Более же всего славы ему принесли картины на библейские сюжеты. Непонятно, каким образом Караваджо умудрялся соединять их с разгульной жизнью и постоянными скандалами. Он без разбора бросался со шпагой на любого, кто плохо отзывался о его художественных произведениях.

Бегство из Рима

В 1606 году маэстро был объявлен папой Павлом V (его портрет есть внизу) вне закона. А это значило, что любой человек мог его не только убить, но еще и получить за это награду. Конечно, для такого серьезного решения у папы были основания.

Случилось так, что в ходе игры в мяч началась драка между двумя компаниями. В одной предводительствовал Караваджо, а в другой — Рануччо Томассони. В конечном счете, Рануччо Томассони был убит, а художника обвинили в преступлении.

Поддавшись в бега, он скрывается в имении Колонна, где пишет мрачные картины «Святой Франциск в раздумье» и «Ужин в Эммаусе».

После этого он переезжает в Неаполь, а через год — на Мальту. Но тут он снова оказывается замешанным в какой-то скандал, и вновь попадает в тюрьму. Его посадили в так называемый каменный мешок, но он каким-то образом умудрился оттуда бежать.

В 1608 г. Караваджо приплыл на Сицилию в город Сиракузы. Переезжая по сицилийским городам, он пишет свои знаменитые картины.

Смерть и помилование

В прошествии нескольких лет, кардинал Гонзага начинает вести переговоры с римским папой Павлом V о том, чтобы помиловать Караваджо. В надежде на положительное решение, художник планирует тайно перебраться поближе к Риму.

Однако отплыв от Неаполя, он пропадает, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Есть только сведения, которым не все историки доверяют, что он, якобы, был задержан в крепости Пало, а затем пешком отправился в Порто-Эрколе.

Именно там 18 июля по неизвестным причинам мастер умер в возрасте 38 лет. А уже 31 июля обнародовали указ о помиловании Караваджо. Параллельно с ним было опубликовано и сообщение о смерти художника.

Как мы уже говорили, Караваджо оказал колоссальное влияние на искусство вообще, и на творчество многих выдающихся художников в частности. Однако его буйный и невероятно вспыльчивый характер стал притчею в языцех.

Очевидцы рассказывают, что когда он писал картину «Воскрешение Лазаря», ему нужны были реальные образы. Будучи фанатом своего дела, он приказал принести в мастерскую недавно убитого человека, которого выкопали из могилы.

Два нанятых натурщика наотрез отказались позировать, вместе с начавшим разлагаться трупом. Недолго думая, Караваджо выхватил кинжал, и силой принудил их подчиниться собственной воле.

Картины Караваджо

Ниже приводим наиболее известные картины Караваджо. Обратите внимание на их удивительный реализм, потрясающую игру света и тени, а также точность в передаче малейших эмоций. Такое впечатление, что герои сюжетов живут своей жизнью, и лишь на мгновение замерли.


«Шулеры» (1594)
«Мальчик с корзиной фруктов»
«Больной Вакх» (фрагмент) (1593)
«Гадалка» (1594)
«Корзина с фруктами» (1596)
«Лютнист» (Эрмитаж)
«Призвание апостола Матфея» (1600)
«Мальчик, укушенный ящерицей»
«Амур-победитель», (ок. 1603) Портрет папы Павла V кисти Караваджо. Тот самый папа, который объявил художника вне закона.

У Караваджо было очень много последователей. И врагов. Сложно оценить, кого больше. Одни копировали и использовали его новаторские методы.

Другие стремились уничтожить его. И сделать все, чтобы о его работах навсегда забыли. Отчасти им это удалось. О Караваджо забыли на целых три столетия.

Но историческая справедливость восторжествовала. В 20 веке мир осознал его гениальность. Как сказал искусствовед Роберто Лонги, “без Караваджо не было бы Риберы, или . И Делакруа, и писали бы по-другому”.

Его жизнь при этом похожа на приключенческий роман. С печальным финалом. В 1610 году, в возрасте 39 лет, Караваджо бесследно исчез. Умер ли он от малярии, как утверждали его современники? Или его убили?

Теперь попробуем разобраться, как Караваджо смог привлечь столько последователей. Нажить столько врагов. И что же привело его к гибели.

1. Знаменитое тенебросо Караваджо.

Караваджо очень узнаваем по манере тенебросо. Это когда на заднем плане – сплошная тьма. А фигуры и предметы освещаются единственным неярким источником света. Этот свет как бы вылепливает из мрака очень объемное изображение. Эффектно. Эмоционально. Драматично.
. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин. Wga.hu

Тенебросо некоторые художники ругали. Называя живопись Караваджо “подвальной”. Другие, наоборот, ее заимствовали. Более того, делали ее подвальной буквально. И открывали свои мастерские в настоящих подвалах с одним источником света.
Мурильо. Маленький нищий. 1650 г. . Artchive.ru

2. Необычайный реализм Караваджо

С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.

Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu

Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.

Никакой символичности. Все очень буквально.
Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com

3. Картины Караваджо часто отвергались заказчиками

Натурщиков для своих картин Караваджо находил среди уличных нищих и проституток. И переносил на холст многие их особенности. Грязные пятки, залысины, глубокие декольте. Получалось, что Караваджо шёл вразрез «Живописному эдикту». Этот закон запрещал придавать ликам святых черты обычных людей.

Поэтому не удивительно, что служителям церкви его работы часто не нравились. Ведь лица на холстах могли быть узнаны прихожанами. А там уже недалеко до возгласов “Шлюха в храме!”

Так, его картина “Мадонна со змеей” провисела в Соборе святого Петра всего лишь два дня. Именно по этой причине. Караваджо позировала его возлюбленная Лена. Она жила в Поганом Дворике в Риме. Это был квартал проституток и бандитов. Возможно, она была обычной женщиной. Но из-за места проживания априори относилась к дамам лёгкого поведения.
Караваджо. Мадонна со змеей. 1605-1606 гг. Галерея Боргезе, Рим

Отказались и от “Успения святой Марии”. Эта картина была написана по заказу для церкви Санта-Мария делла Скала. Однако заказчики были крайне возмущены полученной работой.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Другими художниками святая Мария в момент своей смерти изображалась скорее уснувшей. Или радостно возносившейся к сыну на небеса. Как, например, на картине Караччи, современника Караваджо.

Аннибале Караччи. Успение святой Марии. 1600-1601 гг. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

У Караваджо же они увидели мертвую Марию. По-настоящему. Ее тело опухло. Кожа крайне бледна. Босоногая, она лежит в окружении апостолов. Они горюют по своей утрате. Никакого славного вознесения. Лишь скорбь и печаль.


Караваджо. Успение Марии. 1602-1606 гг. Лувр, Париж. Wga.hu

4. Караваджо был агрессивным и вспыльчивым человеком

Караваджо был очень вспыльчив и задирист. Со шпагой на перевес, он мог неделями шататься по кабакам. Было легко задеть его самолюбие. В таком случае в трактирщика летела тарелка с едой. Или оголялась шпага. Так что современники Караваджо понимали, что у этого гения очень мало шансов прожить долгую жизнь.

Еще его покровители и друзья удивлялись, как у такого агрессивного человека получалось писать истинную любовь и нежность. Как, например, на картине “Отдых на пути в Египет”. Караваджо. Отдых на пути в Египет. Фрагмент. 1598 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Wga.hu

Хотя, конечно, в его работах преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр “Усекновение головы Иоанна Крестителя”. Особо чувствительным ее лучше не смотреть (и не читать описание).
Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 г. Собор святого Иоанна, Мальта. Wikipedia.ru

Большая часть картины – во тьме. А центральная фигура композиции – палач. Он только что перерезал горло святому. И уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Страшнее него только Саломея. Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого! Что просто кровь стынет в жилах.

Изображён самый момент убийства. Так мог написать только тот, кто сам смотрел убитому в глаза.

Да, Караваджо был убийцей. Но не расчетливым. В пылу очередной драки после словесной перебранки он убил человека. Рануччо Томассони. О чем потом очень сильно жалел. Это очевидно по одной из последних его работ. По картине “Давид с головой Голиафа”. Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим. Artchive.ru

Таким Давида ещё никто не изображал. Юноша сокрушенно и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Никакого триумфа. Никакой гордости за самого себя.

Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. В образе Давида – его светлая сторона души. В образе Голиафа – тёмная. Это картина – приговор самому себе. За убийство. За лишение жизни другого человека.

5. Тайна смерти Караваджо до сих пор не разгадана

За убийство Караваджо был приговорён к смертной казни. Он бежал из Рима. Но это уже было начало конца. Его жизнь неминуемо пошла под откос.

Правда на какое-то время забрезжила надежда на спасение. Когда Караваджо попал на Мальту к рыцарям-крестоносцам. Он написал здесь несколько шедевров. В том числе для мальтийского собора. Его произвели в рыцари. Теперь было гораздо больше шансов добиться помилования Папы Римского.

Но опять что-то пошло не так. Очередная драка. Тюрьма. Бегство на Сицилию.

Вот официальная версия гибели художника. Ещё на Мальте Караваджо получил письменное помилование из Рима. На Сицилии он садится на корабль. Чтобы вернуться в Вечный Город. Но капитан корабля высадил его на полпути в одном из портов. Якобы заподозрив в нем преступника. После чего художник был вынужден идти пешком в другой город, Порто-Эрколе.

Путь пролегал по заболоченной местности. Там он подцепил малярию. Его нашел без сознания землевладелец. Он подобрал художника. Но тот вскоре умер. Его тело выбросили в море, дабы не распространять заразу. Караваджо. Экстаз святой Магдалины. 1610 г. Частная коллекция. Одна из последних работ мастера. Возможно, писалась параллельно с картиной “Давид с головой Голиафа”.

Эта версия изложена в письме этого землевладельца одному из римских кардиналов. Почти все в этой истории кажется надуманным. Никто, кроме владельца тех земель, не признался, что видел художника живым или мертвым.

А главное, зачем капитан высадил Караваджо на берег? Ведь половину суммы за проезд пассажир платил по прибытии.

И зачем Караваджо пошёл в Порто-Эрколе, когда ему нужно было попасть в Рим? Причём Рим был гораздо ближе, но в другой стороне. Не перепутал же Караваджо дороги!

В 2010 году в городке Порто-Эрколе, куда якобы направлялся Караваджо, нашли его останки. Многие искусствоведы сомневаются в подлинности находки. Слишком уж очевидна выгода для самого городка. Ведь находка сделана аккурат к 400-летию со дня смерти художника. Теперь у Караваджо есть могила и даже парк вокруг неё. Неплохая приманка для туристов.

Моя версия…

Я думаю, что его убили ещё на Сицилии. Либо его настигли члены клана Рануччо. Ведь кровная месть была почти обычным делом в те времена. Либо обозлённые на Караваджо мальтийские рыцари.

Кто бы ни были убийцы, они явно избавились от тела. И придумали историю “возвращения в Рим”. Дабы направить тех, кто захочет расследовать это дело, по ложному пути.

Возможно, что Караваджо в какой-то момент сам сдался преследователям. Потому что устал от погони. Потому что его терзали муки совести (судя по картине ). Потому что в Риме его уже не ждала возлюбленная Лена (незадолго до гибели он узнал, что она умерла от чахотки).

Что ж, мы можем лишь гадать. Спустя 400 лет найти истину уже вряд ли кому-то удастся.

О главных работах мастера читайте в статьях

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Знаменитый итальянский художник, Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio) известен как самый яркий реформатор живописи на рубеже XVI – XVII веков (годы жизни: 1571 – 1610 гг.).

Караваджо достигает такого мастерства в использовании контрастов света и тени в своих картинах, что после него возникает даже целое поколение художников-«караваджистов». Караваджо не признавал существующие правила о том, что с помощью рисунка необходимо создавать идеализированные образы на полотнах – изображал на своих картинах настоящих людей: уличных мальчишек, куртизанок, стариков.

Мастер не оставил потомкам ни единого наброска – творил сразу на холсте.

Художник родился в пригороде Милана, где после эпидемии чумы рано остался без отца, и мать переехала с детьми в городок Караваджо. Талантливый юноша имел сложный неуживчивый характер. В 1591 году ему пришлось сбежать в Рим, после трагических разборок с карточным игроками, изображенными затем в работе «Шулера».

К слову, в различные передряги он будет попадать еще не раз на протяжении всей карьеры. Караваджо неоднократно был под следствием, однако слава скандалиста и дебошира не мешала ему быть востребованным.

В столице заметили его дар живописца, дав покровительство и базовые навыки – у мастеров школы Тициана. Так как в истории искусства уже был гений по имени Микеланджело, наш художник выбрал иной путь – он взял себе прозвище «Караваджо», копируя название родного города.

В Риме он оставил миру лучшие полотна в период творчества с 1592 по 1606 годы.

29 мая 1606 года в жизни Караваджо произошла трагическая случайность – во время уличной игры в мяч был убит Рануччо Томассони, а виновным в убийстве посчитали великого мастера. Чтобы не быть осужденным, художник подался в бега, оставив Рим.

Затем он переехал в Ла-Валетта (Valletta, столица Мальты) , и вступил в Мальтийский орден. Однако его скитания не прекращались до конца жизни. В итоге художник умер от малярии в 39 лет, забытый и отверженный, оставив миру десятки своих шедевров.

Кисти Караваждо принадлежат первые натюрморты в итальянской живописи – «Корзина с фруктами» – один из наиболее известных натюрмортов мастера, где фрукты изображены настолько точно, как будто это макросьемка.

Но плоды он начал изображать немногим ранее, на портретах подростков – это «Юноша с корзиной фруктов», «Вакх».

Некоторые наиболее удачные сюжеты живописец повторял 2-3 раза, по заказу богатых вельмож – «Гадалка», «Мальчик, чистящий фрукты» (один из первых шедевров). Женщин он изображал редко – «Кающаяся Магдалина», «Юдифь, убивающая Олоферна», «Мадонна и младенец со святой Анной» и еще несколько работ.

Рим в начале XVII века стал своеобразной школой для европейских художников. Со временем мастер техники «кьяроскуро» открыл собственную мастерскую, где у него было немало талантливых учеников, таких как Марио де Фьори, Спада, и Бартоломео Манфреди.

Впоследствии подражание «кьяроскуро» Караваджо стало очевидно в полотнах Веласкеса и Рубенса, Рембрандта и Жоржа де Латура.

Часть работ художника безвозвратно утрачены, и тем не менее в Риме осталось множество картин Караваджо, лицезреть которые можно бесплатно в церквях и платно в музеях и частных коллекциях. Далее мы приводим полный список картин с адресами для истинных поклонников творчества великого мастера.

Бесплатно

Церковь Сан-Луиджи-дей-Франчези

  • Адрес: Piazza di S. Luigi de’ Francesi, 00186 Roma

Любители полотен Караваджо чаще всего заходят в святую обитель Сан-Луиджи-деи-Франчези (San Luigi dei Francesi) – одну из «жемчужин» Рима, но из названия понятно, что церковь была открыта для французской общины. Она была построена как дань уважения французскому монарху Людовику IX (1214-1270), сумевшему положить конец непримиримой вражде церкви и светского руководства. А в Византии правитель смог договориться о выкупе священной реликвии всего христианского мира – Терновый венец Спасителя (хранится во Франции).
Церковь стала очередным «долгостроем», однако за 70 лет наполненную шедеврами святую обитель завершили к 1589 году. Здесь все пронизано духом почитания Святой Марии, как и подобает в католицизме. Однако снаружи постройка выглядит довольно скромно, если не считать статуи, а вся роскошь – внутри. Фрески Доминикино, отделка цветным мрамором, образа в позолоте.

Здесь в Капелле Контарелли (слева от главного алтаря) можно посмотреть 3 работы великого Меризи да Караваджо с изображенными сценами из жизни Святого Апостола Матфея.

Живописец сменил предыдущего мастера, и после Кавальеро д’Арпино что-то пришлось завершить, а что-то переделать. Те люди, что наняли работать Караваджо, рисковали, поскольку мастер не любил эскизы, работал под пучком направленного света и выстраивал композицию иначе, чем множество его современников. Но риск был оправдан, и сегодня мы имеем возможность лицезреть «Призвание Апостола Матфея».

«Призвание Апостола Матфея» (холст 322 x 340 см, написан в 1599 г.) – это известный сюжет о призвании сборщика налогов Иисусом в ученики, впоследствии мытарь Левий стал Апостолом и автором «Евангелия от Матфея». Два хорошо одетых юноши, присевших возле мытаря, с неподдельным интересом вглядываются в образ Спасителя, призывающего указующим перстом избранного Им. В работе чувствуется влияние предшественников, например, характерная кисть руки Господа с известного полотна Микеланджело в .

Интересно отметить, что святой Матфей является покровителем налоговых органов едва ли не во всех странах мира.

Мученичество святого Матфея

«Мученичество святого Матфея» (холст 323 х 343 см, написан в 1599-1600г.) – на полотне изображена сцена убиения благовестника, где угадывается автопортрет самого Караваджо. Эксперты утверждают, что лицо художника – в одной из фигур очевидцев события на заднем плане, обращено назад. Художник-реалист нарушил религиозные каноны, и патетику заменил реализмом страданий за Благую Весть. Полотно для фамильной часовни семьи Контарелли.

Святой Матфей и Ангел

«Святой Матфей и Ангел» (холст написан в 1599-1602 г.) – изображен одухотворенный Апостол, который внимает голосу Ангела, записывая Евангелие от Матфея. Картина известна тем, что заказчик был шокирован реализмом образа, где Святой Апостол изображен как простолюдин, вопреки канонам.

Базилика Святого Августина

  • Адрес: Piazza di Sant’Agostino, 00186 Roma

Церковь Святого Августина (Sant’Agostino) – еще одно место в Риме, где любители живописи имеют возможность увидеть шедевр Караваджо. Постройку легко найти на площади с тем же названием.

Здесь можно полюбоваться картиной Караваджо «Мадонна ди Лорето» и другими шедеврами итальянских мастеров эпохи.
Реалистичность библейских персонажей и особая манера письма Караваджо сделали его знаменитым и хорошо оплачиваемым. Он выполнял выгодные заказы на оформление церквей. В последнее десятилетие жизни живописец писал картины преимущественно на сюжеты из Евангелия, изображая библейских персонажей.

Мадонна ди Лорето или Матерь паломников

«Мадонна ди Лорето или Матерь паломников» (холст, 1604-1605г) – работа находится в первой капелле слева, и это самое нашумевшее полотно мастера. Тут не обошлось и без экстравагантных выходок – алтарный образ Богоматери написан с куртизанки.

Куртизанки позировали всегда и всем, но он первым отказался превращать обычную натурщицу в идеализированный образ Мадонны, а оставил все как есть.

Сановники были возмущены обнажением груди до неприличия, хотя это обычное дело для кормящей матери. Но именно нарушением канонов прославились реформаторские полотна Караваджо. Некоторых современников также смущали грязные стопы паломников, изображенные на картине, но таков закон реализма.

Библейские сюжеты, воплощенные на полотнах Караваджо, были настолько впечатляющими, что их неоднократно пытались копировать. Однако особая манера письма не давала шансов копиистам, а все подделки выглядят тусклыми и бледными. Большинство работ великого мастера «кьяроскуро» написаны на библейский сюжет, поэтому были в почтении у религиозной элиты.

Базилика Санта-Мария-дель-Пополо

  • Адрес: Piazza del Popolo
  • Время работы: 7:15–12:30, 16:00–19:00

Еще одно место в Риме, где выставлены два шедевра Караваджо и многие другие произведения искусства. Невзрачная на вид базилика Basilica di Santa Maria del Popolo открыта в утренние и вечерние часы. Сюда легко добраться на метро (красная ветка А) до станции Flaminio или пешком от за 10 минут. Этот объект – часть туристического маршрута, рядом с северными воротами Рима (Porta del Popolo), где слева стоит неприметное строение, одно из святилищ Девы Марии. Скромный облик постройки обманчив, но как написано в Библии: «Вся красота дочери Царя внутри».

Ваша цель – левый неф у алтаря – полотна Аннибале Карраччи и Меризи да Караваджо.

Обращение Савла или Павел на пути в Дамаск

«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г.) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Караваджо несколько раз изображал эту историю, и этот вариант наиболее реалистичен, более известен как композиция с лошадью. Фарисей Савл (Саул), имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Его попутчики ничего не поняли, но застыли в оцепенении, а чудесный свет ослепил Павла на 3 дня, что впоследствии привело его к исцелению, покаянию и служению Богу.

Распятие Святого Петра

«Распятие Святого Петра» (1600-1601 г.) – на холсте изображен Святой Апостол Пётр (бывший Симон), избранный Христом, которого распинали на кресте вниз головой. Такое неестественное положение, в котором Апостол с готовностью принял смерть – желание мученика. Он считал, что недостоин быть распятым как Христос. Именно об этом повествует картина Караваджо, великого мастера игры света и теней.

Платно

Галерея Боргезе

  • Адрес: Piazzale del Museo Borghese, 5, 00197 Roma
  • Стоимость: 14 евро – , как купить билет без посредников

Мальчик и корзина с фруктами

«Мальчик и корзина с фруктами» (1593-1594 г.) – это одна из первых работ, где тщательно проработано изображение каждого плода.

Больной Вакх

«Больной Вакх» (1592-1593 г.) – известный автопортрет живописца. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Пришлось выполнять заказ без натурщика и писать свое зеленоватое бледное лицо с зеркального отражения. Одно из лучших творений мастера было продано за долги из частной коллекции его учителя живописи в Риме Кавальер д’Арпино, было конфисковано и попало в коллекцию Шипионе Боргезе, племянника папы римского. Ценителей искусства живописи восхищает не только страдальческий лик полуобнаженного юноши, но и мастерское изображение кистей бело-розового и черного винограда.

Мадонна и младенец со святой Анной

«Мадонна и младенец со святой Анной» (1606 г.) – одна из самых почитаемых работ, известна как «Мадонна со змеёй», где Христос и Мария наступили на голову аспида.

Пророчица Анна, согласно апокрифическим текстам – это мать Марии, бабушка Иисуса, которая благословила Младенца, когда его впервые принесли в храм, в этом сюжете стоит поодаль. Работа для алтаря церкви Св. Анны.

Святой Иоанн Креститель

«Иоанн Креститель» (1610 г.) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Манера письма живописца узнаваема по непревзойденному мастерству изображения обнаженных юношей, ярко очерченных светом. Хотя библейский образ воспет многими живописцами, не все они отражают суровый образ Предтечи, крестившего народные массы в Иордане. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Чтобы придать значимость своим работам, живописцы давали своим работам имя Иоанна Крестителя. Для достоверности на полотнах изображали посох и шкуры овнов – атрибуты скитальца и аскета.

Святой Иероним в размышлении

«Святой Иероним в размышлении» (1606 г.) – полотно с философским смыслом, где человеческий череп побуждает старца к размышлениям о сути бытия. Говорят, что этот сюжет вдохновлял многих авторов шедевров литературы и искусства. Помните «Быть или не быть…»?

Давид с головой Голиафа

«Давид с головой Голиафа» (1609-1610 г) – наиболее интересная картина, которую живописец долгое время возил с собой и совершенствовал.

Это одно из поздних полотен Караваджо. Художник все еще находился вне закона и надеялся на прощение папы. Караваджо изображает себя в виде Голиафа, которому Давид отрубил голову, но Давид на картине не показан как победитель – он смотрит на отсеченную голову Голиафа почти с сочувствием. Картину Караваджо отправил в Рим, как дар кардиналу Шипионе Боргезе, чтобы получить папское помилование и в знак этого на мече Давида находятся буквы “h.o.s.”, означающие «скромность побеждает гордость».

Хотя нам кажется, что головы непропорциональны, но это вовсе не ошибка художника.

В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Когда войска израильтян и филистимлян стояли на поле боя, пастушок Давид принес братьям обед, но битва не начиналась – у Израиля не было достойного поединщика. А великан Голиаф (ростом 2,5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Давида возмутили пренебрежительный тон в адрес израильтян и их Бога, и он сразил гордеца в лоб камнем из пращи. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Поэтому на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.

Пинакотека Ватикана

  • Адрес: Viale Vaticano
  • Стоимость: 20 евро
  • Время работы: c 9:00 до 16:00
  • с лицензированным гидом
  • в музеи Ватикана по пятницам

Также картины Караваджо есть в пинакотеке Ватикана, которая включена в комплекс .

Погребение Христа

В Ватикане взору многочисленных паломников представлена иллюстрация библейского сюжета «Погребение Христа» (холст 300 x 203 см, написан в 1602-1603 г.). Эту композицию впоследствии копировали многие последователи Караваджо, она также известна как «Положение во гроб Христа». Его сняли с креста и положили в пещере, предназначенной под место для погребения.
Один из шедевров великого живописца, который хранится в Ватиканской пинакотеке, изначально был написан для церкви Кьеза Нуова (Chiesa Nuovo). Композиция впечатляет глубиной трагизма центральной сцены Евангелия – о распятии Спасителя и его погребении перед Его чудесным воскрешением. Иисус умер на кресте за грехи всего человечества, став совершенной искупительной жертвой Богу. Одно из сильнейших проявлений трагизма в реалистичных полотнах мастера.

Известен особый случай, когда его приверженность реализму доходила до фанатизма – изображение мертвой натуры для картины «Воскрешение Лазаря».

Как известно из Евангелия, Иисус пришел воскрешать своего умершего друга, брата Марфы и Марии, на 4-й день, когда тело «уже смердит». Натурщики отказались позировать с разлагающимся трупом, и Караваджо принуждал их так стоять угрозами, пока не достиг цели. Но эта работа выставлена в региональном музее города Мессина (Museo Regionale Interdisciplinare di Messina) на Сицилии в городе Мессина, а не в Риме.

Палаццо Дория-Памфили

  • Адрес: Via del Corso, 305
  • Билет: 12 евро
  • Время работы: c 9:00 до 19:00

Палаццо Дория-Памфили (Palazzo Doria Pamphilj) – это серое здание с запоминающейся архитектурой, принадлежавшее кардиналам. Впоследствии дворец перешел в частную собственность от семьи Альдобрандини к Памфили, породнившейся с еще одним благородным родом – Дория. Их потомки посвятили много времени и сил на то, чтобы пополнить семейную коллекцию шедевров новыми творениями искусства, включая 2 картины Караваджо.

Кающаяся Магдалина

«Кающаяся Магдалина» (1595 г.) – известный библейский сюжет о раскаянии блудницы, пойманной на прелюбодеянии, которую фарисеям и законникам Иисус не разрешил побивать камнями. Всем известно изречение Иисуса «кто без греха – первым брось в нее камень», которое дало этой женщине право на жизнь и покаяние. Впоследствии она омыла слезами ноги Иисуса и намазала драгоценными благовониями накануне распятия.

Отдых на пути в Египет

«Отдых на пути в Египет» (1595 г.) – изображено Святое Семейство во время бегства с Младенцем, которое описано в «Евангелии от Матфея». Известный эпизод из жизни Иосифа и Марии, которые были вынуждены скрываться от царя Ирода, велевшего стражникам убивать всех младенцев до 2-х лет. Причина гнева – пророчество о рождении Мессии и Спасителя, о котором поведали волхвы, видевшие Вифлеемскую звезду.

Палаццо Корсини

Дворец (Палаццо) Корсини (Palazzo Corsini) находится в районе , рядом с Виллой Фарнезина. Сады, постройки и коллекция произведений искусства принадлежала уважаемому семейству флорентийцев, перебравшихся в Рим. Здесь есть и живописное полотно Караваджо.

Иоанн Креститель

«Иоанн Креститель» (1603-1604 г.) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. В те времена это был один из наиболее популярных библейских образов, поэтому так много версий. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Иисус называл его величайшим из пророков. Но полуобнаженную натуру часто рисовали художники в те времена, и когда хотели выгодно продать картины с изображением юношей, образ дополняли посохом скитальца и шкурами овнов.

Никто не может с определенной долей достоверности утверждать, почему в последнее десятилетие Караваджо писал сцены из Евангелия.

Было ли это обращение раскаявшегося грешника к Богу, хорошо оплачиваемые заказы художника в церквях или чтение Святого Писания – не известно. Работы последнего десятилетия мастер живописи подписывал буквой «F», что обозначало «брат» (член братства верующих). Его полотна тем и ценны, что это не просто сценки на библейскую тему, в них чувствуется вся глубина сопереживания.

Коллекция Одескальки – Бальби

  • Адрес: Palazzo Odescalchi Balbi, Piazza dei Santi Apostoli, 80

Обращение Савла

«Обращение Савла» (ок. 1600 г.) – один из вариантов композиции, которая впечатляет своей реалистичностью – библейский персонаж, ослепленный божественным светом с неба. В Деяниях Святых Апостолов рассказывается о фарисее, «неумеренном ревнителе отеческих преданий» и Закона Моисеева, который держал в страхе первых учеников Иисуса Христа. Божественный свет сначала его ослепил, затем коренным образом изменил жизнь, и Савл (Саул) стал Павлом, величайшим из Апостолов.

Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Сложная композиция с драматичным сюжетом отражается в каждом жесте – ослепленный Савл закрыл глаза руками. По дороге в Дамаск его ослепил божественный свет, приведший к покаянию, после чего он стал известен как Апостол Павел, написавший значительную часть Нового завета.

Пинакотека Капитолийских музеев

Гадалка или Предсказатель судьбы

«Предсказатель судьбы» или «Гадалка» (холст 99 x 131 см, 1594-1595 г.). Сюжет художник писал несколько раз под заказ для состоятельной клиентуры. Существует также несколько копий композиции, которую неоднократно повторяли его последователи. Однако его живопись с потрясающими эффектами света и тени.

неподражаема, благодаря чему подделки легко отличить от подлинника.

Молодой художник, прибывший в Рим, много экспериментировал, подыскивая характерные типажи для своих полотен.

Талантливый живописец отвергал общепринятые приему живописи маньеризма и изображал в своих картинах реальных, живых людей в такой же обстановке. Он отвергал общепринятую манеру письма эпохи барокко, ему импонировал Ломбардский реализм.

Современники свидетельствовали о реальной истории встречи Караваджо с цыганкой, которая предрекла ему непростую судьбу. Он дал ей денег и пригласил в дом в качестве натурщицы для своего очередного шедевра «Гадалка».
Немало сюжетов на его полотнах не связано с религиозной тематикой, и эти жанровые сценки сегодня дают возможность понять, как выглядели итальянцы в те времена. Его современники на полотнах, их быт, одежда, посуда и музыкальные инструменты, сегодня хорошо известны по самым популярным картинам, включая «Предсказатель судьбы».

Дворец Барберини

Palazzo Barberini туристы могут найти на Via delle Quattro Fontane 13, неподалеку от знаменитого фонтана. Роскошный Дворец в стиле барокко – одно из наиболее посещаемых мест, где выставлено еще одно выликое творение Караваджо.

Юдифь, убивающая Олоферна

«Юдифь, убивающая Олоферна» (1599 г.) – живописная иллюстрация к известной легенде. На полотне все необычно и ломает классические стереотипы живописи тех времен. Особенно интересна реалистичная гримаса отвращения иудейской вдовы во время обезглавливания вавилонского полководца.

Нарцисс

«Нарцисс» или «Юноша, рассматривающий себя в отражении» (1599 г.) – на картине мастерски изображен юноша, пристально смотрящий на свое отражение в воде. Сюжет картины – очень известный и был взят из «Метаморфоз» Овидия: прекрасный юноша, которого полюбила нимфа, отверг ее любовь, за что был наказан богами

К сожалению, часть полотен Караваджо украдено или утрачено, по некоторым есть копии, есть картины, приписываемые кисти Караваджо, но их авторство оспаривается. Есть и другие работы, но они украшают коллекции Европы и Америки. Большая же часть картин находится в Риме, куда мы и рады вас пригласить за вдохновением.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571(15710929), Милан - 18 июля 1610, Порто-Эрколе) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко . Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.

В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана . В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм , но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.

Первые работы художника, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.

Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.

В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.

Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.

В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо . Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.

В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне , Тициана, Джованни Беллини , Мантеньи .

Первая дошедшая до нас картина - «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594).

После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.

Вскоре он порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.

В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) - первый свой автопортрет.

Первые многофигурные картины созданы в 1594 году - это «Шулеры» и «Гадалка» (Капитолийские музеи). Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией.

В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи - маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →