Белорусы анфас и в профиль: чем все-таки мы отличаемся от других славян. Чем отличаются белорусы от русских

Чем белорусы отличаются от русских

Русские и белорусы признают: мы мало отличаемся друг от друга. Но всё-таки мы разные. Как формировалась Белоруссия и в чем её уникальность

История Белой Руси

Этноним «белорусы» был окончательно принят Российской империей в XVIII - XIX веках. Вместе с великороссами и малороссами, белорусы в глазах самодержавных идеологов составляли триединую общерусскую народность. В самой России термин начал использоваться при Екатерине II: после третьего раздела Польши в 1796 году, на вновь обретенных землях императрица повелела учредить Белорусскую губернию.

У историков нет единого мнения о происхождении топонимов Беларуссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый - цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Чёрной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: чёрный - с севером, белый - с западом, червонный - с югом.

Территория Белой Руси простиралась далеко за пределы нынешней Белоруссии. С XIII века иностранцы-латиняне именовали Белой Русью (Ruthenia Alba) Северо-Восточную Русь. Западноевропейские средневековые географы в ней почти не бывали и смутно представляли себе её границы. Термин употреблялся и по отношению к Западнорусским княжествам, например, Полоцкому. В XVI - XVII веках понятие "Белая Русь" закрепилось за русскоязычными землями в Великом княжестве Литовском, а северо-восточные земли, наоборот, стали противопоставляться Белой Руси.

Присоединение Украины-Малороссии к России в 1654 году (не стоит забывать, что вместе с малороссийскими землями, были присоединены к Москве еще и часть белорусских) предоставило государственным идеологам отличную возможность выдвинуть концепцию братства трех народов - великорусского, малороссийского и белорусского.

Этнография и драники

Однако, несмотря на официальную идеологию, белорусам долгое время не находилось места в науке. Изучение их обрядов и народных обычаев только начиналось, а белорусский литературный язык делал первые шаги. Более сильные соседние народы, переживавшие период национального возрождения, в первую очередь поляки и русские, претендовали на Белую Русь в качестве прародины. Главным аргументом было то, что учёные не воспринимали белорусский язык как самостоятельный, называя его диалектом то русского, то польского языка.

Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии. Постепенно этнографы выделили самобытные стороны белорусского этноса и в частности, белорусскую кухню. Картошка в белорусских землях прижилась еще в XVIII веке (в отличие от остальной России, знавшей картофельные реформы и бунты 1840-х годов) и к концу XIX века в белорусская кухня пестрила ассортиментом блюд из картошки. Драниками, например.

Белорусы в науке

Интерес к истории белорусов, появление первых научно обоснованных концепций происхождения этноса - дело начала века XX. Одним из первых за него взялся Владимир Иванович Пичета, ученик знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Исходя из расселения славян по "Повести Временных Лет", он предположил, что предками белорусов были кривичи, а также соседние с ними племена радимичей и дреговичей. В результате их консолидации и возник белорусский народ. Время возникновения определялось по выделению белорусского языка из древнерусского, в XIV веке.

Слабой стороной гипотезы было то, что летописные племена с середины XII столетия исчезают со страниц летописей и объяснить двухвековое молчание источников сложно. Но начало белорусской нации было положено, и не в последнюю роль из-за начавшегося систематичного изучения белорусского языка. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую его грамматику, впервые нормализовав орфографию. Так возникла так называемая тарашкевица - языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции. Тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка 1933 года, созданная в результате языковых реформ 1930-х годов. В ней было много из русского, но она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена её частичная унификация с тарашкевицей. В качестве примечательного факта стоит отметить, что в 1920-х годах на официальном флаге БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана аж на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице. Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя - смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.

Белорусы от древнерусских людей

После Великой Отечественной войны национальный вопрос в СССР сильно обострился и на этой почве, для предотвращения межэтнических конфликтов в идеологии Союза стало широко использоваться новое наднациональное понятие - «советский народ». Незадолго до этого, в 1940-х, исследователи Древней Руси обосновали теорию «древнерусской народности» - единой колыбели белорусского, украинского и русского народов. Схожего между этими двумя концепциями было немного, но бросается в глаза активное их использование СССР в указанный период. Такие черты древнерусской народности, как «общность территории, экономики, права, военной организации и, особенно, общая борьба против внешних врагов с осознанием своего единства», можно смело отнести к советскому обществу конца 1940-х - 1960-х. Конечно, идеология не подчиняла историю, но структуры, которыми мыслили ученые-историки и политики-идеологи были очень похожи. Происхождение белорусов из древнерусской народности снимало слабые стороны «племенной» концепции этногенеза и подчеркивало постепенное обособление трех народов в XII - XIV веках. Впрочем, некоторые ученые продляют период формирования народности до конца XVI века.

Данная теория принята и сейчас. В 2011 году на праздновании 1150-летия Древнерусского государства её положения подтвердили историки России, Украины и Белоруссии. За это время в нее внесли данные археологии, показавшей активные связи предков белорусов с балтами и финно-уграми (отсюда родились версии балтского и финно-угорского происхождения белорусов), а также исследование ДНК, проведенное в Белоруссии в 2005 - 2010 годах, доказавшие близость трех восточнославянских народов и большие генетические различия славян и балтов по мужской линии.

Другая Русь

В Великом княжестве Литовском, в составе которого оказалась в XIII - XVI веках почти вся территория современной Белоруссии, старобелорусский язык (то есть западнорусский) был первым государственным языком - на нем велась все делопроизводство, записывали литературные произведения и законы. Развиваясь в отдельном государстве, он испытал сильное влияние польского и церковнославянского, но так и остался книжным языком. В отличие от него разговорный белорусский, испытывая те же влияния, развивался преимущественно в сельской местности и сохранился до настоящего времени. Территория формирования белорусов не так сильно пострадала от монголо-татар. Населению постоянно приходилось бороться за свою веру - православие и против иноземной культуры. В то же время, многое из западноевропейской культуры приживалось в Белоруссии быстрее и легче, чем в России. Например, книгопечатание, начатое Франциском Скориной почти на 50 лет раньше, чем в Московии. Наконец, еще одним немаловажным фактором, складывания белорусской народности стал климат, более мягкий и плодородный, чем в Средней полосе России. Именно поэтому в Белоруссии на 75 - 90 лет раньше прижилась картошка. Белорусская национальная идея сформировалась позднее, чем у других народов и стремилась разрешать вопросы без конфликтов. И в этом её сила.

Различия генетического уровня, менталитета, в языках; разный сказочный герой. И двойной удар: больше на сантиметр и на единицу IQ.

Достаточно многим белорусам не нравится, когда за рубежом нас путают с Россией и называют русскими. Но еще больше нам не нравится, когда сами россияне с долей пренебрежения относятся к нашей независимости, культуре и языку. Интернет-журнал MEL, выступая за мир во всем мире, решил собрать доказательства отличий белорусов от русских, начиная от генетики и этноса и заканчивая размером полового органа и героями сказок.

Белорусы — это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня

Пару лет назад в России были проведены исследования под названием «Русский генофонд». Правительство даже выделило грант ученым из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Оказалось, что русские — это никакие не восточные славяне, а финны.

Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.

Результаты анализа ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов, — это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.

Анализ генофонда белорусов показал, что они генетически очень далеки от русских, фактически идентичны северо-восточным полякам — то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы — это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские — финны.

В 2005 году в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство «Тэхналогія» опубликовала книгу Алексея Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса». Выводы автора очень схожи с мнением российских коллег. Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах.

Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака» [этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с «другими облаками»] белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются.

Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их — центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.

«С кем быть Литве — извечный спор славян». Различия этноса белорусов и русских

Источник фото: onliner.by

Если верить энциклопедии «Беларусь», белорусский этнос сформировался в 13-16 веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.

То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности.

Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта — почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ — на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д.

При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» — крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.

К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии — ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве — извечный спор славян».

То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.

Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета

Источник фото: pbs.twimg.com

«Белорус — совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима» — утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович. Со словами известного белорусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов, к слову тоже известный белорусский писатель и историк, в одном из интервью сказал «Белорусы исторически и ментально — европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной.

Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи — Великом княжестве Литовском, — которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя.

Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь».

«Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета — ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что „если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам“. События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас» — также считает Валентин Акудович.

Двойной удар: больше на сантиметр и на единицу IQ

Мы решили сравнить два народа по многим показателям, и нашли таблицу длины мужских половых органов жителей разных стран. По последним данным, у среднестатистического белоруса половой орган — 14,63 см. Это очень хороший показатель (белорусы входят в 10-ку самых больших пенисов Европы). У восточных соседей дела обстоят куда хуже — среднестатистический россиянин может похвастаться только длиной в 13,3 см.

Про внешние отличия же говорить трудно. Хотя отличить внешне поляка, украинца и белоруса тоже вряд ли кто-то сможет.

В то же время специалисты выводят такую закономерность: чем длиннее пенис, тем ниже уровень интеллекта. В этом плане белорусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности — один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше — 96.

«Працуй пільна — ды будзе Вільня!». Разный сказочный герой

Источник фото: photos-a.ak.fbcdn.net

Самый обычный герой русских сказок — Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же белорусских сказок: «працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства «паноў ды ўлады». Лодырь в белорусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем «Працуй пільна — ды будзе Вільня!».

В русских сказках все абсолютно наоборот. Существует интересное исследование белорусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской. В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки — про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.

Шесть главных отличий белорусов от русских

Нам по праву есть чем гордиться. Достаточно многим белорусам не нравится, когда за рубежом нас путают с Россией и называют русскими. Но еще больше нам не нравится, когда сами россияне с долей пренебрежения относятся к нашей независимости, культуре и языку. Интернет-журнал MEL, выступая за мир во всем мире, решил собрать доказательства отличий белорусов от русских, пишет блогер luchecon .

Белорусы — это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня.

Пару лет назад в России были проведены исследования под названием «Русский генофонд». Правительство даже выделило грант ученым из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Оказалось, что русские — это никакие не восточные славяне, а финны.

Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.

Результаты анализа ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов, — это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.

Анализ генофонда белорусов показал, что они генетически очень далеки от русских, фактически идентичны северо-восточным полякам — то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы — это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские — финны.

В 2005 году в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство «Тэхналогія» опубликовала книгу Алексея Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса». Выводы автора очень схожи с мнением российских коллег. Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах.

Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака» [этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с «другими облаками»] белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются.

Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их — центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.

«С кем быть Литве — извечный спор славян». Различия этноса белорусов и русских

Если верить энциклопедии «Беларусь», белорусский этнос сформировался в 13-16 веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.

То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности.

Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта — почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ — на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д .

При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» — крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.

К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии — ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве — извечный спор славян».

То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.

Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета

«Белорус — совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима» — утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович . Со словами известного белорусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов , к слову тоже известный белорусский писатель и историк, в одном из интервью сказал «Белорусы исторически и ментально — европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной.

Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи — Великом княжестве Литовском, — которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя.

Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь».

«Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета — ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что „если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам“. События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас» — также считает Валентин Акудович.

IQ больше на единицу

В этом плане белорусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности — один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше — 96.

«Працуй пільна — ды будзе Вільня!». Разный сказочный герой

Самый обычный герой русских сказок — Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же белорусских сказок: «працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства «паноў ды ўлады». Лодырь в белорусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем «Працуй пільна — ды будзе Вільня!».

В русских сказках все абсолютно наоборот. Существует интересное исследование белорусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской. В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки — про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.

Совсем разные. Белорусский и русский язык

В последнее время главное отличие белорусов от русских набирает популярность в нашей стране. Проводятся белорусскоязычные спортивные мероприятия, открываются бесплатные курсы изучения «роднай мовы». Конечно, белорусский язык довольно похож на русский, но зная тот же украинский или польский, можно увидеть, что с ними мова схожа намного больше.

Доказать же то, что белорусский — самостоятельный язык и уж никак не придаток русского, можно проанализировав несколько базовых слов. «Благо» в русском языке означает «хорошо». В белорусском же «блага» означает «плохо». Когда корневые базовые слова имеют совершенно разные смыслы, это говорит и о том, что языки совсем разные.

Авторы публикации ни в коем случае не ставят целью разжечь вражду между русскими и белорусами: «Мы лишь хотим показать, что белорусы — самостоятельный народ с богатой историей, аутентичной культурой и красивейшим языком. Нам по праву есть чем гордиться».

Русские и белорусы признают: мы мало отличаемся друг от друга. Но всё-таки мы разные. Как формировалась Белоруссия и в чем её уникальность

История Белой Руси

Этноним «белорусы» был окончательно принят Российской империей в XVIII - XIX веках. Вместе с великороссами и малороссами, белорусы в глазах самодержавных идеологов составляли триединую общерусскую народность. В самой России термин начал использоваться при Екатерине II: после третьего раздела Польши в 1796 году, на вновь обретенных землях императрица повелела учредить Белорусскую губернию.

У историков нет единого мнения о происхождении топонимов Беларуссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый – цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Чёрной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: чёрный - с севером, белый - с западом, червонный - с югом.

Территория Белой Руси простиралась далеко за пределы нынешней Белоруссии. С XIII века иностранцы-латиняне именовали Белой Русью (Ruthenia Alba) Северо-Восточную Русь. Западноевропейские средневековые географы в ней почти не бывали и смутно представляли себе её границы. Термин употреблялся и по отношению к Западнорусским княжествам, например, Полоцкому. В XVI – XVII веках понятие "Белая Русь" закрепилось за русскоязычными землями в Великом княжестве Литовском, а северо-восточные земли, наоборот, стали противопоставляться Белой Руси.

Присоединение Украины-Малороссии к России в 1654 году (не стоит забывать, что вместе с малороссийскими землями, были присоединены к Москве еще и часть белорусских) предоставило государственным идеологам отличную возможность выдвинуть концепцию братства трех народов – великорусского, малороссийского и белорусского.

Этнография и драники

Однако, несмотря на официальную идеологию, белорусам долгое время не находилось места в науке. Изучение их обрядов и народных обычаев только начиналось, а белорусский литературный язык делал первые шаги. Более сильные соседние народы, переживавшие период национального возрождения, в первую очередь поляки и русские, претендовали на Белую Русь в качестве прародины. Главным аргументом было то, что учёные не воспринимали белорусский язык как самостоятельный, называя его диалектом то русского, то польского языка.

Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии. Постепенно этнографы выделили самобытные стороны белорусского этноса и в частности, белорусскую кухню. Картошка в белорусских землях прижилась еще в XVIII веке (в отличие от остальной России, знавшей картофельные реформы и бунты 1840-х годов) и к концу XIX века в белорусская кухня пестрила ассортиментом блюд из картошки. Драниками, например.

Белорусы в науке

Интерес к истории белорусов, появление первых научно обоснованных концепций происхождения этноса – дело начала века XX. Одним из первых за него взялся Владимир Иванович Пичета, ученик знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Исходя из расселения славян по "Повести Временных Лет", он предположил, что предками белорусов были кривичи, а также соседние с ними племена радимичей и дреговичей. В результате их консолидации и возник белорусский народ. Время возникновения определялось по выделению белорусского языка из древнерусского, в XIV веке.

Слабой стороной гипотезы было то, что летописные племена с середины XII столетия исчезают со страниц летописей и объяснить двухвековое молчание источников сложно. Но начало белорусской нации было положено, и не в последнюю роль из-за начавшегося систематичного изучения белорусского языка. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую его грамматику, впервые нормализовав орфографию. Так возникла так называемая тарашкевица – языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции. Тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка 1933 года, созданная в результате языковых реформ 1930-х годов. В ней было много из русского, но она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена её частичная унификация с тарашкевицей. В качестве примечательного факта стоит отметить, что в 1920-х годах на официальном флаге БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана аж на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице. Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя – смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.

Белорусы от древнерусских людей

После Великой Отечественной войны национальный вопрос в СССР сильно обострился и на этой почве, для предотвращения межэтнических конфликтов в идеологии Союза стало широко использоваться новое наднациональное понятие – «советский народ». Незадолго до этого, в 1940-х, исследователи Древней Руси обосновали теорию «древнерусской народности» - единой колыбели белорусского, украинского и русского народов. Схожего между этими двумя концепциями было немного, но бросается в глаза активное их использование СССР в указанный период. Такие черты древнерусской народности, как «общность территории, экономики, права, военной организации и, особенно, общая борьба против внешних врагов с осознанием своего единства», можно смело отнести к советскому обществу конца 1940-х – 1960-х. Конечно, идеология не подчиняла историю, но структуры, которыми мыслили ученые-историки и политики-идеологи были очень похожи. Происхождение белорусов из древнерусской народности снимало слабые стороны «племенной» концепции этногенеза и подчеркивало постепенное обособление трех народов в XII – XIV веках. Впрочем, некоторые ученые продляют период формирования народности до конца XVI века.

Данная теория принята и сейчас. В 2011 году на праздновании 1150-летия Древнерусского государства её положения подтвердили историки России, Украины и Белоруссии. За это время в нее внесли данные археологии, показавшей активные связи предков белорусов с балтами и финно-уграми (отсюда родились версии балтского и финно-угорского происхождения белорусов), а также исследование ДНК, проведенное в Белоруссии в 2005 – 2010 годах, доказавшие близость трех восточнославянских народов и большие генетические различия славян и балтов по мужской линии.

Другая Русь

В Великом княжестве Литовском, в составе которого оказалась в XIII – XVI веках почти вся территория современной Белоруссии, старобелорусский язык (то есть западнорусский) был первым государственным языком – на нем велась все делопроизводство, записывали литературные произведения и законы. Развиваясь в отдельном государстве, он испытал сильное влияние польского и церковнославянского, но так и остался книжным языком. В отличие от него разговорный белорусский, испытывая те же влияния, развивался преимущественно в сельской местности и сохранился до настоящего времени. Территория формирования белорусов не так сильно пострадала от монголо-татар. Населению постоянно приходилось бороться за свою веру – православие и против иноземной культуры. В то же время, многое из западноевропейской культуры приживалось в Белоруссии быстрее и легче, чем в России. Например, книгопечатание, начатое Франциском Скориной почти на 50 лет раньше, чем в Московии. Наконец, еще одним немаловажным фактором, складывания белорусской народности стал климат, более мягкий и плодородный, чем в Средней полосе России. Именно поэтому в Белоруссии на 75 – 90 лет раньше прижилась картошка. Белорусская национальная идея сформировалась позднее, чем у других народов и стремилась разрешать вопросы без конфликтов. И в этом её сила.

В прямом эфире TUT.BY выясняем, как выглядели белорусы несколько веков назад. По каким внешним признакам можно определить жителей нашей страны? Как и на основании чего в настоящее время формируется внешность белорусов? Подробнее об этом - у Инессы Саливон, доктора биологических наук, ведущего научного сотрудника отдела антропологии и экологии Института истории Национальной академии наук Беларуси.



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Есть ли у внешности белорусов свои отличительные черты?

Нельзя как-то однозначно сказать, что белорусы чем-то значительно отличаются от русских или украинцев, то есть от восточнославянских народов или даже от народов Центральной Европы. Когда задают такой вопрос, то обычно здесь имеются в виду расовые особенности - цвет глаз, волос, структура лица, форма носа, губ и так далее.

Ни для кого уже не новость, что существует три основные расы - негроидная, монголоидная, европеоидная. То, что белорусы - европеоиды, не вызывает никакого сомнения. Конечно, мы отличаемся от народов Африки и азиатской части Евразийского континента. Но европейская раса тоже не однородна. У населения Прибалтики - норвежцев, шведов, литовцев, латышей северных регионов, эстонцев - среди них чаще встречаются светлопигментированные. То есть светловолосые, с голубыми глазами, высокорослые, форма головы - долихокефальная, то есть если посмотреть на голову сверху, то она имеет удлиненную в переднезаднем направлении форму головы. В Южной Европе, в пределах Средиземноморья, наоборот, преобладает темнопигментированный тип людей с темным цветом кожи, темными волосами и глазами.

Белорусы относятся к центральноевропейскому типу европеоидной расы. То есть среди населения этого региона преобладают смешанные оттенки волос и глаз. Например, темно-русые, светло- и темно-каштановые волосы, серый или зеленый цвет глаз. Но среди белорусов Витебской области, которая расположена ближе к ареалу распространения северо-европеоидной расы, чаще встречается светлопигментированное население.
Среди жителей Полесья чаще встречаются более темные глаза и более темные волосы. Но это совсем не означает, что если мы встретим среди коренного населения Полесья блондинку, то она уже и не белоруска.

Что такое белорус? Белорус - это этнос. Национальность определяется по элементам культуры. Основные особенности национальности - самоназвание, самосознание и язык. Определяется национальность и по другим элементам - материальной и духовной культурах: типу жилища, который наиболее распространен в том или ином регионе, особенностям одежды, национальному фольклору.
Беларусь - это не только антропология, подразумевающая цвет волос, глаз. Это также совокупность множества данных. Но главное место здесь занимают все-таки социальные факторы, элементы духовной и материальной культуры.

Культура образовывалась не потому, что у кого-то нос выпуклый, а у кого-то более курносый, или у кого-то пухлые губы, а у кого-то - тонкие. Многие люди путают биологические и культурно-социальные особенности людей. Потому и происходит искажение данных, что люди, не достаточно сведущие в биологии человека, берутся судить и переносить какие-то биологические черты человека на культурологические выводы. Такое поведение попахивает шовинизмом.

У вас есть конкретные примеры?

Я была удивлена и одновременно огорчена, прочитав книгу Вадима Деружинского "Тайны белорусской истории", которая вышла в Минске совсем недавно, в 2009 году. Автор книги, скорее всего, гуманитарий, который не знает биологической закономерности. Он неверно интерпретировал очень точные, серьезные, генетические исследования Елены Балановской - московского исследователя, Сергея Сегеды - украинского антрополога и Алексея Микулича - белорусского антрополога. И когда Елена Балановская пришла к выводу, что в основе русского народа существенную роль сыграл генофонд, то есть вся совокупность наследственных свойств финского народа, Вадим Деружинский делает заключение, что русский народ вовсе и не индоевропеец.

Но ведь так же нельзя говорить, потому что индоевропеец - это лингвистический термин. Индоевропейцы возникли еще задолго до формирования народностей и наций. Это древний лингвистический класс, который охватывает и германские, и романские, и славянские народы. Поэтому, безусловно, белорусы индоевропейцы. И русские, и французы, и немцы - все они индоевропейцы.

Славяне образовались значительно позже. На территории Беларуси они появились в 4-6 веках, как свидетельствуют исторические и археологические данные. Мы не можем назвать белорусов коренным населением, потому что сначала они образовались как народность, а потом уже, где-то в 14-17 веках - как нация.

Культура образовывалась не потому, что у кого-то более чистый антропологический вид, а у кого-то - менее. Здесь имеют место совершенно иные закономерности. Культура наследуется по социальным каналам, когда предки обучают своих потомков языку и каким-то элементам культуры. А биологические закономерности, наследственные свойства предков невозможно позаимствовать у других народов. Невозможно позаимствовать у соседа его цвет глаз или волос, потому что они вам больше нравятся. Биологическое наследование идет совершенно по другим каналам, чем культурное наследование. И ни в коем случае нельзя путать эти две вещи и переносить биологические особенности на культурные. Да, они идут параллельно. Но это совсем не означает, что они зависят друг от друга.

Это одна из последних неточностей или вещи подобного рода встречаются в антропологии довольно часто?

Это началось с расизма 17-го века. В тот период такие теории шли на политическую потребу. Это были, конечно же, лженаучные выводы. Например: негры неполноценные, поэтому их можно эксплуатировать.

А самый последний и самый яркий пример того, до чего может довести неверная интерпретация, поиск чистых расовых типов - поиск арийской расы и интеллектуальное и культурное превосходство арийской расы над другими народами. Мы видели, к чему это привело - страшному геноциду славян, цыган, евреев во время Второй мировой войны. И поэтому в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Международная конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. А также - всеобщая Декларация прав человека.

Кроме того, в Москве, в 1964 году, состоялось созванное ЮНЕСКО совещание экспертов по биологическим аспектам расовой проблемы и была принята Декларация о расах и расовых различиях. В ней сформулировано положение о том, что все достижения, любого уровня цивилизации, возможны для любого народа. А различия между достижениями разных народов должны объясняться только историей их культуры.

Возвращаясь к первому вопросу. Если я правильно вас понял, то ярких отличительных черт, по которым можно было бы уверенно сказать, что тот или иной человек является белорусом, - нет?

Нет. Например, я белоруска уже во многих поколениях. Отец мой родом из Могилевской области, мать - из Минской области. Когда-то, посмотрев на меня, мне сказали, что я похожа на мордовку. А у меня и деды, и прадеды - все белорусы. А мордовская внешность - это немного низкое переносье, широкие скулы, низкое лицо. Отец мой был длинноголовый, с темными волосами и голубыми глазами. Это не может быть признаком, определяющим народность. Посмотрев на человека, трудно сказать, украинец он, белорус или русский.

Можем ли мы с вами проанализировать, как со временем менялась внешность белорусов?

Да, конечно. Мы будем говорить не о белорусах, а более точно - о населении, которое жило на территории Беларуси. Скажу несколько слов о том, как же образовывалось это население. Очень долгое время ледник занимал значительную часть Белорусской территории, вплоть до южной территории. Вслед за постепенно отступающим ледником с юго-востока и юго-запада шло расселение людей. В приледниковье могли выжить люди, у которых были более выражены жировые отложения и небольшая поверхность тела, что позволяло более экономно использовать теплоотдачу. Это были коренастые, мускулистые люди.

Постепенно, по мере отступления ледника, заселялась территория Беларуси. И довольно долго существовало население, которое на востоке и северо-востоке Беларуси имело черты, схожие с финно-угорским населением. Однако этническую принадлежность определить было невозможно. Но археологи утверждают, что существовали различные варианты ямочно-гребенчатой и гребенчато-ямочной керамики, которая была свойственна финно-уграм. Вполне возможно, что в те времена еще совсем и не было такой общности.

Затем, в третьем тысячелетии до нашей эры, на территорию нынешней Беларуси стал проникать народ, который уже умел делать глиняную посуду с оттисками шнура - шнуровую керамику. Предположительно, это было балтоязычное население, которое заселило всю территорию. При этом предшествующее население никуда не пропало. Балты просто его поглотили.

В 4-6 веках нашей эры, примерно около 1400-1600 лет назад, на территории Беларуси появились славяне и стали заселять ныне белорусскую территорию. Они еще не были белорусами. Белорусская народность стала формироваться примерно в 14-16 веках, а сама нация - в 19 веке, когда государство стало консолидированным и народ стал называть себя белорусским.

В начале 20 века белорусы Полесья называли себя "тутэйшымі", "литвинами", когда белорусы были в составе Великого княжества Литовского.
Получается, что само определение белорусов - явление неоднозначное, которое менялось с течением времени. А вот облик людей менялся вне зависимости от их культурной принадлежности. Во-первых, здесь сыграло роль смешение народов. Поэтому в северном регионе, где преобладало население балтов, чаще встречаются светлопигментированные, высокорослые люди. А запад ныне Брестской области был ареалом первоначального обитания славян. Оттуда потом и пошло дальнейшее расселение. Хотя, как утверждают наши археологи, были и другие потоки. Но я не буду вдаваться в эти подробности, так как я не археолог, а антрополог.

До 9 века, до принятия христианства, на территории Беларуси существовал обряд сожжения покойников. Поэтому костных останков, которые могли бы позволить судить о внешнем облике людей того времени, не осталось. И только начиная с 9 века стали появляться курганные и грунтовые могильники.

По этим материалам было установлено, как происходило изменение формы головы - удлиненная форма черепа постепенно менялась на округлую. Московский исследователь В. Бунак, который на территории Восточно-Европейской равнины исследовал данные изменения, установил, что наиболее интенсивно этот процесс происходил в период формирования русской народности, когда усилились экономические связи, эмиграционные потоки, расширился круг брачных связей. Именно это генетическое смешение населения, которое раньше было отдалено и особо не вступало в особые контакты, в итоге и привело к изменению формы головы. То есть изменения генофонда привели к наследственным изменениям.

Но дело в том, что во всех странах этот процесс был гораздо глубже и начался с мезолита, когда первобытное население научилось земледелию и скотоводству. Именно изменение рациона питания, образа жизни, типа хозяйствования, по мнению многих ученых, повлияло на изменение внешнего облика людей. Тип хозяйства и уменьшение нагрузки на мускулатуру людей привели к тому, что кости скелета стали тоньше и легче.

Как и на основании чего внешность белорусов формируется сегодня?

На основании того, что мы приобрели от предков. Гены никуда не исчезают, а передаются из поколения в поколение. Есть рецессивные, то есть спрятанные, пассивные гены и есть доминантные. Примером доминантных признаков могу привести темный цвет волос, глаз.

А вот явление акселерации и грациализации продолжается и по сей день. Об акселерации уже все наслышаны. Это явление ускоренного развития и более раннего полового созревания. Многие считают, что это связано с улучшением бытовых и санитарно-гигиенических условий жизни, а также и медицинского обслуживания населения. Все это способствует оптимальной реализации наследственной программы.

Известно, что в годы войны дети развивались намного хуже. Дискомфортные социальные условия жизни ограничивают развитие, а оптимально комфортные способствуют полной реализации программы. Поэтому предки, жившие в более сложных условиях, были более низкорослые по сравнению с нынешними потомками. Можно уверенно сказать, что именно социальные условия жизни играют очень важную роль в гармоничном развитии молодежи.

Вы согласны с высказыванием, что мужчины нынче мельчают?

Высказывание такое есть, но я с ним не соглашусь. Если родители высокорослые, а их чадо, подрастая, мельчает - значит, где-то он недоедал, часто болел, или в семье были какие-то психологические неполадки, или в школе произошел сильный психологический стресс, отрицательно повлиявший на нормальное физическое развитие. Развитие контролируется нервной системой и гормональными особенностями человека.
Скелет мельчает, как я и говорила, по причине уменьшения физической нагрузки. Современная компьютеризация - это одновременно и достижение, и бич. Мы видим, как наши дети пропадают за компьютером, вместо того чтобы в свободное время хотя бы немного уделить внимание физической культуре. Не обязательно спорту, а подвижным играм, прогулкам. А нынешняя малоподвижность, гиподинамия - все это неблагоприятно сказывается на развитии.

Как, на ваш взгляд, белорусы будут развиваться дальше?

Государство делает очень много для того, чтобы как-то заинтересовать молодежь занятиями физкультурой и спортом. И в этом есть плюс. Но здесь важно то, что молодежь должна осознанно заниматься спортом и понимать, что это ей нужно. Для этого у нас созданы все условия. Конечно, хочется и за компьютером посидеть. Но надо рационально использовать свое время, потому что от состояния мускулатуры, которую без физической нагрузки не нарастишь, зависит состояние скелета.

Мне бы очень хотелось, чтобы наша молодежь была гармонично развитой как в физическом плане, так и в интеллектуальном и духовном.

Без духовности нет нации.

TUT.BY - смотри, слушай, читай…