Сословный быт России в XVII веке. Сословия России XVII века

Общество – это люди одной страны и отношения между ними. Почему люди объединяются в общество? Какие задачи стоят перед обществом?

Общество делится на сферы: Политика Экономика Культура В каждой из этих сфер действуют особые группы людей. В России эти группы людей назывались сословия

Задачи общества Сферы общественной жизни Сословие Порядок и политика безопасность Феодалы Обеспечение материальны ми благами Податное население (крестьяне и посадские люди) экономика Объяснение культура смысла жизни духовенство

Боярство Включало * служилых князей (из числа потомков Рюриковичей) * перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и знати из Молдавии и Валахии * представителей старого московского боярства * бояр удельных присоединенных к Москве княжеств и земель.

Боярство Обязанности: Несли государственную службу Права Владение землей с крестьянами (вотчинами)на основе частной собственности. Вотчину можно продать, завещать, подарить.

Дворянство -сформировалось из слуг княжеских и боярских дворов: Малоземельные «Чины» государева дворяне-помещики двора: («дети боярские» и * «Думные чины» «городовые дворяне») бояре, окольничие, и думные дворяне; * «московские чины» стольники, стряпчие, московские дворяне

Дворяне: Обязанности: Несли государственную службу Права: - владели поместьем пожизненно, пока мог нести военную службу; - поместье передавалось по наследству, если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и мог служить государству.

Служилые люди по прибору (по набору) Государство принимало их на службу по найму для несения военной и караульной службы: Московские и городовые стрельцы Пушкари Казенные кузнецы Городовые казаки, проживавшие в городах и приграничных районах

Соборное уложение 1649 г. В нем содержалась специальная глава, которая закрепляла все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения, (например: владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне)

Крестьянство самое многочисленное сословие. Дворцовые Помещичьи Церковные Черносошные (государственные) (лично свободные)

Основные повинности крестьян: Барщина Оброк (денежный и натуральный), а также «поземельный» и «подворный налог» (подать)

Соборное уложение 1649 г. 11 глава Соборного уложения – «Суд о крестьянах» - вводила бессрочный сыск беглых крестьян. Итог: Установление полного крепостного права.

Посадские (городские) люди Гости (Купцы) (в XVII в. более 30 человек) – самые крупные предприниматели, были приближены к царю, не платили налогов, занимали финансовые должности. имели право покупать в свои владения вотчины; Члены гостиной и суконной сотни (около 400 человек) – занимали место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести» . Они имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины.

Купцы Обязанности платят налоги и таможенные пошлины государству Права предпринимательство – торговля, организация мануфактур

Черные посадские люди Основное податное население города (платили налоги и несли повинности). Население города делилось на: белые Слободы черные слободы

Задание 1. Найдите в учебнике и дополнительных источниках материал и представьте его в виде предлагаемой или собственной таблицы.

Задание 2. Используйте текст учебника и дополнительные материала, заполните таблицу «Основные развлечения различных сословий в 17 в.».

Задание 3. Найдите дополнительный материал и заполните таблицу «Что нового появилось в быту и обычаях в 17 в.».

Задание 4. Кто изображён на картине В.И.Сурикова «Посещение царевной женского монастыря. 17 в?» Когда происходит изображённое действие? Можно ли предложить, до или после церковного раскола оно имеет место?

Работа Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» рассказывает о трагических судьбах царских дочерей. Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу. Именно такую царевну изобразил Суриков.

Событие происходит скорее до раскола церкви, похоже, что царевна креститься двумя перстами.

Задание 5. Сравните помещенные в учебнике изображения дворянина и боярина. Составьте устный рассказ, обратив внимание на черты сходства и различия во внешнем облике персонажей.

Одежда дворянина и боярина схода между собой: длинное платье, посох, украшения, шапка, пояс, сапоги. Но боярин одет более богато, на нем еще дополнительная накидка с прорезями и более длинный посох. В тоже время одежда дворянина более практичная. Общим в их внешнем облике также можно назвать бороду.

Цель урока: способствовать формированию чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России на примере изучения сословного строя российского государства.

Планируемые результаты:

Способствовать:

Углублению знаний учащихся о сословном строе российского государства 17 века;

Формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Создать условия для:

Освоения социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

Стимулирования проектной (исследовательской) деятельности учащихся;

Овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, отнесению к известным понятиям;

Организовать деятельность обучающихся по формированию:

Умения устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и заключения на основе анализа фактов, явлений, событий;

Навыка работы с различными источниками информации;

Умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Содействовать:

Активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Проявлению готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Оборудование: ЭОР авторская мультимедийная презентация « Сословные слои России 17 века»; авторская презентация учащихся «Духовенство»; медиапроектор, компьютер, раздаточный материал - таблица «Основные сословия России»; раздаточный материал – индивидуальное домашнее задание; раздаточный материал - документ «Сословный строй России глазами А. Олеария», раздаточный материал- тест «Сословия России 17 века».

Ход урока

Этап урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Формируемые Универсальные учебные действия

Мотивация

Учитель читает эпиграф

Задача - прослушать, определить тему урока

Эпиграф.

Мир на бедных и богатых,

Поделён - у всех свой круг.

И в нём власть - аристократам,

Труд и служба в нём - у слуг.

В нём сословия и касты, Статус наш определят.

И о равенстве напрасно, Чудаки в нём говорят.

Только создан был закон,

Для себя, людьми с деньгами.

Защищать их должен он,

Власть им дав над бедняками.

Кто - в телеге, кто - в карете.

С золотишком иль бедны.

Русью все любимы дети,

Пред историей равны. (М. Кузин).

Слушают, выполняют сформулированную задачу, участвуют в диалоге, выдвигают гипотезы, формулируют тему урока - Сословия России 17 века

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5.Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

Личностные УУД:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

осваивать социальные нормы, поведения, роли в группе;

формировать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Показ презентации «Сословия России 17 века».

Совместно определяют цель работы - охарактеризовать сословный строй российского государства, определить права и обязанности основных сословий, обобщить знания, заполнив таблицу

«Сословия России 17 века»

Этап выявления места и причины затруднения

Учитель предлагает начать заполнение таблицы

Возникает затруднение. (Класс был разбит на 5 групп, каждая из которых изучала лишь 1 из аспектов темы, а потому заполнение предложенной таблицы невозможно из - за недостаточности знаний)

Этап построения проекта выхода из затруднения

Предлагает сформулировать варианты разрешения проблемной ситуации

Участвуют в диалоге, выдвигают и обсуждают различные варианты решения проблемы . Формулируют решение - заполнять таблицу в ходе занятия, заслушивая отчёты каждой группы

Этап реализации построенного проекта

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Класс предварительно разбивается на группы:

    Первое сословие (бояре, дворяне).

    Духовенство.

    Посадское население.

    Казачество.

    Крестьяне.

Каждая группа получила домашнее задание представить своё сословие:

    Сценка;

    Мультимедийная презентация;

    Сообщение

    На основе краеведческого материала.

5. Воображаемое письмо

Каждая группа представляет своё сословие. Остальные заполняют таблицу «Сословия России в 17 веке», задают интересующие вопросы по ходу выступлений.

Проверка заполнения таблицы - путём самопроверки по эталону.

Этап включения в систему знаний и повторения

    Предлагает сравнить сформированное обучающимися в ходе занятия представления о сословиях со взглядами иностранца, живущего в России в 17 веке

    Предлагает выполнить самооценку усвоенного. Проводит проверочную работу (выбор верных утверждений)

Читают и анализируют документ

«Сословный строй России глазами А. Олеария»

Участвуя в диалоге, отвечают на вопросы: Почему А. Олеарий считал всех русских людей рабами, вне зависимости от их сословного положения? В чем это проявлялось?

Самостоятельно проверяют усвоенное путём выполнения проверочной работы, выполняют самопроверку по эталону.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель задаёт вопросы итоговой рефлексии

Что мы хотели выяснить на уроке? Что нам удалось узнать? Что было самым трудным? Что показалось наиболее интересным? Кого хотите поблагодарить за работу?

Участвуют в диалоге, формулируют выводы.

Приложение

Сословие

Состав

Служба или повинность

1.Феодалы

Вотчинники

Помещики

2.Духовенство

Белое

Чёрное

3.Посадское население

Ремесленники

Купцы

Стрельцы

4.Казачество

5.Крестьянство

Владельческие

Черносошные

Дворцовые

Работа с документом

СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ РОССИИ ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦА А. ОЛЕАРИЯ.

Рабами и крепостными являются все они [русские]. Подобно тому как все подданные высокого и низкого звания называются и должны считаться царскими «холопами», то есть рабами и крепостными, так же точно и у вельмож имеются свои рабы и крепостные работники и крестьяне. Князья и вельможи обязаны проявлять свое рабство и ничтожество перед царем еще и в том, что они в письмах и челобитных должны подписываться уменьшительным именем, например «Ивашка», а не «Иван» или «Петрушка, твой холоп».

Иностранцы, находящиеся на службе у великого князя, должны унижаться таким же образом. В тех случаях, когда рабы и крепостные слуги вследствие смерти или милосердия своих господ получают свободу, они вскоре опять продают себя вновь. Так как у них нет больше ничего, чем бы они могли поддержать свою жизнь, они и не ценят свободы, да и не умеют ею пользоваться. Правда, русские, в особенности из простонародья, в рабстве своем и под тяжким ярмом из любви к властителю своему могут многое перенести и перестрадать, но если при этом мера оказывается превзойденною, то дело кончается опасным мятежом, причем опасность обращается не столько против главы государства, сколько против низших властей.

Проверочная работа по теме:

«Основные сословия российского общества в XVII в.»

    В приведенном ниже перечне выберите верные утверждения

    Феодалы были господствующим сословием в обществе;

    Происходило усиление позиций боярства и ослабление позиций дворянства;

    Царь стремился укрепить право как бояр, так и дворян на землю и крестьян;

    Положение основной массы населения ухудшилось;

    Крестьяне делились на две основных категории: владельческих и черносошных;

    Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы;

    Жители белых слобод имели особые привилегии и не несли повинностей в пользу государства;

    В мелкотоварном производстве начал применяться наемный труд;

    Значительно сократилась численность духовенства;

    Новым сословием России стало казачество.

    К населению белых слобод относились (отметьте несколько вариантов ответа): 1. Феодалы, 2. Церковнослужители, 3. Богатые ремесленники, 4. Мелкие ремесленники, 5. Боярские слуги, 6. Слуги дворян, 7. Стрельцы, 8. Богатые купцы, 9. Мелкие торговцы, 10. Монастырские слуги и холопы.

    Окончательное закрепощение крестьян и установление бессрочного розыска беглых произошло в: 1. 1653 г, 2. 1649 г., 3. 1648 г, 4. 1658 г.

    Местничество было отменено: 1. Михаилом Федоровичем в 1625 г, 2. Алексеем Михайловичем в 1649 г, 3. Софьей Алексеевной в 1685 г, 4. Федором Алексеевичем в 1682 г.

Список слайдов

    Эпиграф.

    Видео «Россия 17 век».

    Тема.

    Проблемный вопрос.

    Таблица.

    Сословия России.

    Первое сословие - феодалы.

    Боярская дума.

    Дворянин, боярин.

    Духовенство.

    Второе сословие – духовенство.

    Третье сословие – горожане.

    Купец.

    Ремесленник.

    Стрельцы.

    Видео «Казаки».

    Четвёртое сословие- казачество.

    Гремячее.

    Гремячее.

    Казаки.

    Гремячее.

    Пятое сословие - крестьяне.

    Крестьяне.

    Крестьяне.

    Все сословия России.

    Проверочная работа.

Анализ урока

1.Содержание.

1) Разнообразие источников содержания урока:

а) ученики;

б) учебник;

в) учитель;

г) дополнительная литература (документ)

д) словари;

е) ТСО;

ж) окружающая действительность;

з) раздаточный материал.

2) Соотношение на уроке нового и известного материала:

а) новое преобладает;

3) Уровень трудности содержания:

а) высокий, но преодолимый;

2.Процесс обучения.

1) Формы предоставления учебной задачи:

а) наглядный образ: рисунок, карта, план, таблица, схема, диаграмма, чертёж;

б) слушание;

в) чтение.

2) Характер учебных задач:

а) постановка проблемы;

б) нахождение связи между фактами (явлениями): между новым и уже изученным; между изученным;

в) рассмотрение отдельных фактов (явлений);

г) вариантность решения задачи;

д) организация деятельности: информационно- оценочный этап;контрольно- коррекционный; самоконтроль; определение причин затруднений.

3.Характер отношений.

1) Ученик- ученик, учитель - ученик

2) Учитель «вместе с классом».

3) Дети чувствуют себя: спокойно и уверенно.

4.Организационные формы.

1) Индивидуальная.

2) Групповая.

3) Фронтальная

Самоанализ

В ходе урока была сформулирована следующая цель - охарактеризовать сословный строй российского государства, определить права и обязанности основных сословий. И поставлены задачи:

Способствовать углублению знаний обучающихся об основных сословиях России 17 века;

Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы и заключения на основе анализа фактов, явлений, событий

Развивать навыки по работе с картой, первоисточниками, документами;

Способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Стимулировать активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Создавать условия для освоения социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

Способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, отнесению к известным понятиям;

Создавать условия для стимулирования проектной (исследовательской) деятельности обучающихся;

При постановке целей и задач урока были учтены программные требования, содержание материала, уровень знаний и умений обучающихся.

Структура урока соответствует его цели и типу. Распределение времени по этапам урока целесообразно. Оборудование кабинета использовано рационально. Темп ведения урока оптимальный. Взаимосвязь этапов урока обеспечена.

Объем предложенного для усвоения учащимися материала оптимален. Научность и доступность учебной информации обеспечены.

В ходе урока были использованы проектная технология, метод проблемного изложения материала, деятельностный и личностно- ориентированный подходы. Задания, выполняемыми учащимися на уроке, носили творческий, продуктивный характер.

Степень активности и работоспособности учащихся на разных этапах урока была достаточно высокой.

Цель урока достигнута полностью. Психологический климат урока благоприятный.

Гражданская война в России начала XVII в., составной частью которой стала цепь народных восстаний (Хлопка, Болотникова и др.), открыла целую эпоху мощных социальных потрясений. Вызваны они были усилением натиска феодалов, государства на народные низы, прежде всего окончательным закрепощением крестьянства, основной массы населения России.

Логика, диалектика истории, помимо прочего, состоит в том, что укрепление государства - результат трудовых и ратных усилий народных низов - сопровождается ухудшением положения последних, усилением давящего на них пресса всяких податей, барщинных и иных повинностей.

Всякое действие порождает противодействие, в том числе и в обществе, во взаимоотношениях классов и сословий.

Во всяком обществе не могут не возникать социальные противоречия, которые, в свою очередь, в периоды крайнего их обострения порождают столкновения интересов, стремлений. Они принимают разные формы - от ежедневной борьбы (невыполнения или плохого выполнения повинностей, борьбы в судах за землю) до открытых восстаний, вплоть до наивысшей их формы - гражданских войн больших масштабов. XVII столетие в истории России современники недаром назвали «бунташным веком».

Еще одна гражданская война (Разинское восстание), сильные городские восстания, особенно в Москве - святая святых самодержавия российского, выступления раскольников, множество местных, локальных движений. Социальные потрясения охватили страну от ее западных рубежей до Тихого океана, от северной тайги до южных степей.

Современники-иностранцы не только с удивлением наблюдали за разливом народных мятежей в России, соседней Украине, но и сопоставляли их с аналогичными событиями в Западной Европе (народные восстания в Англии, Франции, Нидерландах,Германии XVI - XVII вв.).В основе всего этого - «усиление социального неравенства», которое «еще усилилось нравственным отчуждением правящего класса от управляемой массы» (В.О. Ключевский). С одной стороны, обогащение правящей элиты, бояр и других думцев верхушки провинциального дворянства, столичной и местной бюрократии (приказной и воеводский аппараты), с другой - социальная приниженность крепостных крестьян и холопов. Эти два социальных полюса - крайние точки, между которыми лежали другие, промежуточные слои, положение которых, варьировалось в зависимости от статуса в иерархической системе государства.

Бояре и дворяне. Среди всех классов и сословий господствующее место, безусловно, принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его «одворянению». Служилые люди по отечеству оформились в XVII в. в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки), московские (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы) и городовые (дворяне выборные, дворяне и дети, боярские дворовые, дворяне и дети боярские городовые). По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Дворянство превращалось в замкнутый класс - сословие.

Власти строго и последовательно стремились сохранить в руках дворян их поместья и вотчины. Требования дворян и меры властей привели к тому, что к концу века свели разницу между поместьем и вотчиной к минимуму. В течение всего столетия правительства, с одной стороны, раздавали феодалам огромные массивы земель; с другой - часть владений, более или менее значительную, перевели из поместья в вотчину. Переписные книги 1678 г. насчитали по стране 888 тыс. тяглых дворов, из них около 90% находилось в крепостной зависимости. Дворцу принадлежало 83 тыс. дворов (9,3%), церкви - 118 тыс. (13,3%), боярам - 88 тыс. (10%), более же всего дворянам - 507 тыс. дворов (57%).

В XVII в. немалое число худородных дворян проникли в столичные сферы - по родству с царем, фавору, заслугам на бюрократическом поприще. Бурный и неспокойный XVII век во многом потеснил старую аристократию.

В состав господствующего класса входило и духовенство, являвшееся крупным феодалом. Большие земельные владения с крестьянами принадлежали духовным феодалам. В XVII в. власти продолжали курс своих предшественников на ограничение церковного землевладения. «Уложение» 1649г., например, запретило духовенству приобретать новые земли. Ограничивались привилегии церкви в делах суда и правления.

Крестьяне и холопы. В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII в. существенно ухудшилось. Из частновладельческих лучше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех - крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер «изделья» - от двух до четырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных (богатые и «семьянистые» крестьяне работали больше дней в неделю, «скудные» и»одинокие» - меньше), количества у них земли. «Столовые запасы» - хлеб и мясо, овощи и фрукты, сено и дрова, грибы и ягоды - возили на дворы к владельцам те же крестьяне. Плотников и каменщиков, кирпичников и живописцев, других мастеров дворяне и бояре брали из своих сел и деревень. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т.д. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у дворцовых и черносошных. Положение зависимых от феодалов крестьян усугублялось и тем, что суд и расправа бояр и их приказчиков сопровождались неприкрытым насилием, издевательствами, унижением человеческого достоинства. После 1649 г. широкие размеры принял сыск беглых крестьян. Тысячами их хватали и возвращали владельцам. Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки.

У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда несколько сотен человек. Это - приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, сокольники и «певчие ребята». К концу века произошло слияние холопства с крестьянством.

Снизился средний уровень благосостояния русского крепостного крестьянства. Сократилась, например, крестьянская запашка: в Замосковном крае на 20 - 25%. Одни крестьяне имели пол десятины, около десятины земли, у других и того не было. А у зажиточных было по нескольку десятков десятин земли. Они брали на откуп господские винокурни, мельницы и др. Выходили в торговцы и промышленники, подчас весьма крупные.

Лучше жилось государственным, или черносошным, крестьянам. Они не были в состоянии непосредственного подчинения частному владельцу. Но они зависели от феодального государства: в его пользу вносили налоги, несли разные повинности.

Посадские люди. Процесс восстановления, возрождения затронул после Смуты и ремесло, промышленность, торговлю в городах. Здесь тоже начались сдвиги, не очень крупные и решительные по масштабам, но весьма заметные.

К середине столетия в стране числилось более 250 городов, а дворов в них, по неполным данным, - более 40 тыс. Из них в Москве 27 тыс. дворов. Принадлежали они ремесленникам и торговцам (8,5 тыс.), стрельцам (10 тыс.), боярам и дворянам, церковникам и богатым купцам.

Крупные города располагались на важных торговых путях по Волге (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Астрахань), Двине и Сухоне (Архангельск, Холмогоры, Соль Вычегодская, Устюг Великий, Вологда, Тотьма), к югу от Москвы (Тула, Калуга), на северо-западе (Новгород Великий, Псков), северо-востоке (Соль Камская). В них насчитывалось более 500 дворов в каждом. Многие средние и мелкие города были, по существу, крепостями (в южных, поволжских уездах), но и в них постепенно появились посады - предместья, населенные торгово-ремесленным людом. Население городов в первой половине столетия выросло более чем в полтора раза. Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников в общем количестве жителей России, они играли весьма существенную роль в ее хозяйственной жизни. Среди посадских людей мы видим русских и украинцев, белорусов и татар, мордву и чувашей и т.д.

Ведущий центр ремесленного, промышленного производства, торговых Операций - Москва. Здесь в 40-е годы работали мастера металлообработки (в 128 кузницах), мехового дела (примерно 100 мастеров), изготовления различной еды (около 600 человек), кож и кожаных изделий, одежды и головных уборов, много другого - всего, что нужно большому многолюдному городу.

В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развивалось и в других городах России. Значительная часть ремесленников работала на государство, казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца(дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленники). Остальные входили в посадские общины городов, несли (тянули, как тогда говорили) различные повинности и платили налоги, совокупность которых, называлась тяглом. Ремесленники из посадских тяглецов от работы по заказу потребителя зачастую переходили к работе на рынок, и ремесло, таким образом, перерастало в товарное производство. Появилась и простая капиталистическая кооперация, применялся наемный труд. В наемники к разбогатевшим кузнецам, котельникам, хлебникам и другим шли бедные посадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном и гужевом.

Развитие ремесленного производства, его профессиональной, территориальной специализации вносит большое оживление в хозяйственную жизнь городов, торговые связи между ними и их округами. Именно к XVII в.относится начало концентрации местных рынков, складывания на их основе всероссийского рынка. Гости н другие богатые купцы появлялись со своими товарами во всех концах страны и за ее рубежами.

Богатей из купцов, ремесленников, промышленников заправляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и повинностей на посадскую бедноту - мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному; рознь между «лучшими» и «меньшими» посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов, особенно во время городских восстаний и гражданских войн «Бунташного века».

В городах издавна проживали на дворах и в слободах, принадлежавших боярам, патриарху и прочим иерархам, монастырям, их крестьяне, холопы, ремесленники и пр. Занимались они, помимо обслуживания владельцев, и торговлей, ремеслами. Причем, в отличие от посадских тяглецов, подати не платили и повинности в пользу государства не несли. Это освобождало принадлежавших боярам и монастырям людей, в данном случае - ремесленников и торговцев, от тягла, «обеляло» их, по тогдашней терминологии.

Посадские люди на Земских соборах, в челобитных требовали вернуть всех людей, занимающихся ремеслом и торговлей, в посадские общины, к посадскому тяглу.