Башня сумасшедших в Вене, Австрия: фото и описание. Брошенная невеста Одри Маунтфорд. Музей медицинской истории мюттера

Кунсткамера в Санкт-Петербурге открыта в 1714 г. по указу Петра I. Это первый общедоступный музей России и один из старейших этнографических музеев мира.

Первоначально Кунсткамера в Санкт-Питербурге находилась в Летнем дворце, позже — в Кикиных палатах, а с 1727 года — в здании Петербургской Академии наук на Стрелке Васильевского острова (1718 — 1734 гг., архитектор Кунсткамеры в Санкт-Питербурге — Г.И. Маттарнови, завершали архитекторы Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов. После пожара восстановлена архитектором С.И. Чеванским).

Здание Кунсткамеры в Санкт-Питербурге — образец петровского барокко, принадлежит к числу немногих сохранившихся памятников архитектуры Петербурга первой трети XVIII века.

Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру Санкт-Питербурга. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры Санкт-Питербурга и сегодня можно увидеть в экспозиции. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.

Попасть в Кунсткамеру в Санкт-Питербурге сегодня не составит труда. Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге антропологии и этнографии находится сразу за Дворцовым мостом, слева по ходу движения. Вход со двора. Перед самим зданием часто продают разнообразные стеклянные фигурки. В фойе Кунсткамеры в Санкт-Питербурге слева и чуть вниз — билетные кассы, справа и глубоко вниз — гардероб. Через гардероб осуществляется и выход посетителей, выход в вечернее время перед закрытием Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

Экспозиция кунсткамеры Санкт-Питербурга

Основу собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге («кабинета редкостей») составили личные коллекции Петра Первого. В 1830-х гг. из Кунсткамеры в Санкт-питербурге образовалось семь самостоятельных музеев. В 1879 г. два из них — Этнографический и Анатомический — были объединены в экспозицию антропологии и этнографии, который с 1903 г. носит имя петра Великого. Стоит обратить ваше внимание на то, что фото и видео съемка в этом «кабинете редкойстей» строго запрещена. Однако, находятся «умельцы», снимающие на современные телефоны.

Этнографические, антропологические и археологические коллекции Кунсткамеры в Санкт-Петербурге представляют культуру и быт многих народов мира всех континентов Земли.

В собрание вошли:

  • старейшая анатомическая коллекция, приобретенная Петром I в 1717 г. у голландского анатома Ф. Рюйша;
  • собрание монстров из Петровской Кунсткамеры Санкт-Питербурга;
  • материалы, собранные в XVII — XIX вв. во время академических экспедиций по Сибири и Камчатке, в результате кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Особы интерес вызывает коллекция, собранная Н.Н. Миклухо-Маклаем на новой Гвинее и островах Океании.

Экспозиция музея повествует о происхождении человека и человеческих рас, об основных этапах развития первобытного общества и культурных традициях народов мира. В залах представлены произведения декоративно-прикладного искусства Японии, Китая, Монголии, Кореи, Индии, Индокитая, Индонезии, Ближнего и Среднего Востока, макеты традиционных жилищ, предметы домашнего и хохяйственного уклада, ремесленные изделия, материалы, рассказывающие об обычая и верованиях народов Африки, Азии, Австралии, Океании, Северной и Южной Америки.

Видео: Кунсткамера в Санкт-Петербурге

С 1993 г. подразделением Музея антропологии и этнографии является экспозиция М.В. Ломоносова, который занимает башню и Циркулярный зал здания Кунсткамеры в Санкт-Питербурге. Экспозиция развернута в трех залах. В числе экспонатов — подлинные личные вещи Ломоносова, его научные труды и литературные сочинения, различные научные приборы и механизмы, инструменты для астрономических наблюдений (экспозиция «Первая астрономическая обсерватория Академии наук»), географические карты, образцы цветных смальт, благодаря которым Ломоносову удалось восстановить утраченное искусство мозаики.

Большой Готторопский глобус

Здесь же экспонируется Большой Готторопский глобус, восстановленный взамен сгоревшего в 1747 г. глобуса, подаренного Петру Первому голштинским герцогом Карлом-Фридрихом. Диаметр глобуса составляет 3 м 10 см, внутри находятся круглый стол и скамья, на которой могут поместиться 12 человек. Готторопский глобус был восстановлен в 18 веке, благодаря стараниям современных рестовраторов и исследователей. Это один из самых первых в Мире планетариев.

Внешняя сторона глобуса представляет собой физическую карту мира, а, находясь внутри, можно видеть карту звездного неба. с помощью особого механизма глобус вращается и,тем самым, демонстрируется движение небесной сферы.

Экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Старинные анатомические модели и детские медициские патологии. 18-19 век.

Предупреждаю- в посте много картинок с заспиртованными младенцами, слабонервным- не смотреть!

Экспонаты из Музея медицинской истории Мюттера и выставки старинных медицинских редкостей из европейских музеев в Университете Алабамы.

Такие экспонаты делали с 17-го века, некоторые анатомические восковые скульптуры- как живые, с настоящими волосами и ресницами, я их показывала в прошлых постах.

Модели

Wax models with human hair in rosewood and Venetian glass cases; Workshop of Clemente Susini of Florence, 1781-1786

The Josephinum: Vienna, Austria

Wax model in rosewood and Venetian glass cases; Workshop of Clemente Susini of Florence, 1781-1786

he Mütter Museum: Philadelphia, Pennsylvania Wax model of head and thorax; Vasseur & Tramond; 19th Century

Лица

The Mütter Museum: Philadelphia, Pennsylvania Pathological model; 19th Cent

Скелеты

Museum of Anatomical Waxes “Luigi Cattezneo” (Museo Delle Cere Anatomiche “Luigi Cattaneo”): Bologna, Italy preparation; Cesare Taruffi, circa 1850

Музей медицинской истории Мюттера

Philadelphia, Pennsylvania

Музей медицинской истории Мюттера (Mutter Museum of Medical History) — это экспозиция медицинских патологий, старинного медицинского оборудования и биологических экспонатов, расположенный в Колледже врачей Филадельфии (College of Physicians of Philadelphia), открытого Бенджамином Франклином.

В 1750 году совет попечителей выкупил для университета здание, построенное для евангелистского молельного дома, и в 1751 году там начались занятия. По предложению Франклина колледж принял девиз «Законы без морали бесполезны» (Leges sine Moribus vanae).

Один из главных экспонатов Музея Мюттера — Гарии Истлак, человек, при жизни страдавший прогрессирующей оссифицирующей фибродисплазией (Fibrodysplasia Ossificans Progressiva, FOP) — заболеванием, при котором происходит формирование лишних костей на месте синяка или раны.

mutter_museum_ossification_skeleton

Перед тем, как умереть в возрасте сорока с лишним лет, Истлак передал в дар музею свой скелет.

Fetus Replica at 5 months

Fetus Replica at 5 months

Fetus Replica at 5 months in Specimen Jar

Патологии

Видео: Кунсткамера Санкт-Петербурга. Уродцы в банках

From Theatre Exhibition, September, 2007.

Fetus with Roberts Syndrome

Photos from the Mütter Museum in Philadelphia, PA

The The Vrolik: Amsterdam, The Netherlands

Anatomical preparation; 19th Century

University of Alabama at Birmingham.

The The Vrolik: Amsterdam, The Netherlands

Близнецы-twins

Co-joined twins from the Mütter Museum, Philadelphia

Hunterian Museum: London, England

The skull of a young boy with a second imperfect skull attached to its anterior fontanelle.

Sent to John Hunter from Bengal, India in the late 1780s.

University of Alabama at Birmingham.

В коллекциях музеев по всему миру хранятся удивительные экспонаты, обладающие эстетической ценностью. Современные учреждения, являющиеся неотъемлемой частью города, знакомят посетителей с прекрасным, однако существуют уникальные уголки, в которых отсутствуют старинные реликвии и бесценные произведения искусства. В них находятся необычные вещи, раскрывающие тайны человеческого тела. Такие экспонаты шокируют посетителей и даже вызывают отвращение, однако интерес к ним только растет.

Не развлечение, а познание

Сейчас в каждом медицинском университете находится свой анатомический музей, где студенты изучают строение человеческого тела, сравнивая реальное расположение органов с изображениями в атласах. Постоянно увеличивающиеся коллекции важны для науки и будущих врачей, но не для обывателей, которым вход в залы запрещен. Такие музеи - не развлечение, они закрепляют полученные знания о строении тела. Как говорят медики, это лучший тест на профессиональную пригодность, а работа с биологическим материалом не всегда дается легко, ведь для этого нужна определенная психологическая подготовка.

Путешествие в необычный и страшный мир

Она же необходима тем, у кого привычные музеи не вызывают особого интереса. Когда хочется узнать что-то новое и необычное, на помощь приходит открытый для широкой публики анатомический музей, который посещают не только из чистого любопытства. Это уникальная возможность познакомиться с натуральными наглядными пособиями, находящимися в заспиртованном состоянии и позволяющими изучить расположение внутренних органов. Отправляясь в путешествие, нужно заранее подготовиться морально, поскольку вид некоторых экспонатов может нагнать страху на обывателя и вызвать настоящий шок.

Две технологии

Экспонаты в таком музее называются препаратами, поскольку они изготовлены путем препарирования по специальной методике. Их или высушивают и пропитывают химическими составами, или погружают в формалин, который убивает все бактерии.

Существует еще одна технология, позволяющая препаратам выглядеть естественно, - пластинация. Жир и вода, присутствующие в тканях тела, заменяются синтетическими смолами и полимерами, однако нашим ученым такая методика не по карману, а вот в Германии ее освоили еще в 1977 году, а десять лет назад открылся музей «Пластинариум», который назвали «самым отвратительным в мире».

Plastinarium

Доктор Гюнтер фон Хагенс покупает трупы людей, а перед тем как они становятся экспонатами шокирующего музея, удаляет жир, воду и замещает их особой субстанцией, которая похожа на пластик. На выставке представлены не только внешние оболочки людей, но и лимфатические, кровяные системы, человеческие органы, которые можно потрогать.

Сейчас «доктор Смерть» получает трупы от преданных поклонников, живущих в других странах, и даже из Новосибирска были отправлены ему невостребованные родственниками умершие. Анатомический музей приводит в ужас впечатлительных посетителей, наблюдающих скульптурные композиции из мертвых тел. Многие теряют сознание от вида расчлененных экспонатов, но есть и те, кто открыто восхищается мастерством немецкого гения. В свое оправдание основатель выставки заявляет, что он преследует образовательную цель и показывает, насколько прекрасно человеческое тело, замороженное в вечности.

В отдельном зале находится кунсткамера, где представлена коллекция различных человеческих аномалий. С огромным любопытством уникальные экспонаты, собранные со всего мира, рассматривают взрослые люди. Мутанты, заспиртованные уродцы, двуглавые младенцы приводят в ужас обывателей, пришедших лицезреть смерть. Об этом музее пишут не самые приятные отзывы, обвиняя организаторов в злоупотреблении человеческим любопытством, а очередь на выставку только удлиняется.

Музей, где можно посмотреть работу организма изнутри

Когда речь заходит про знаменитые знакомящие посетителей с человеческим телом, нельзя не упомянуть открывшийся в Нидерландах Corpus, который позволяет увидеть наш организм изнутри. Увлекательную экскурсию ежегодно совершают сотни тысяч посетителей, узнающих, как работают внутренние органы.

По человеческому телу занимает не более часа, и за это время люди, поднимающиеся по эскалаторам от ног к мозгу, видят в увеличенном размере кости, сердце, легкие, глаза, уши и в специальных очках рассматривают различные процессы, происходящие с нашим телом. Это единственный анатомический музей, который можно посетить с малышами, не напугав их экспонатами.

Museum Vrolik

В Нидерландах, где ученые преуспели в анатомической дисциплине, находится впечатляющая коллекция всевозможных уродств, состоящая из нескольких тысяч экземпляров. Ее собрали патологоанатомы, долгое время занимавшиеся изучением мутаций у человека. «Вролик» удивляет и ужасает, а среди экспонатов представлены люди-мутанты: дети-циклопы, сиамские близнецы, двухголовые уродцы и тому подобное.

Огромная коллекция черепов и костей с дефектами, которую начали собирать еще в XVIII веке, постоянно пополняется и производит неизгладимое впечатление на посетителей.

Анатомический музей в Москве

Столица нашей родины может похвастать удивительным музеем, появившимся в 1978 году стараниями медиков, работающих на кафедре анатомии человека МГМСУ. Более чем за 30 лет коллекция увеличилась в несколько раз, и сейчас она состоит из 1500 препаратов, которые могут испугать неподготовленного зрителя. В 2005 году была проведена масштабная реконструкция музея, оснащенного компьютерным оборудованием.

Здесь применен интересный подход к демонстрации экспозиции - при помощи цветной индикации, отражающей содержание препаратов по названиям органов и номерам витрин, где они размещены. Посетители рассматривают заспиртованные внутренние органы человека и узнают много нового о возможностях современной медицины.

Ценность коллекций анатомических музеев

Знаменитые музеи мира уверенно заявляют о себе как о значимых культурных центрах, в которых сосредоточено наследие человечества. Они давно стали частью общественной жизни, а их коллекции имеют историческую ценность.

Уникальные экспонаты анатомических музеев вряд ли доставят эстетическое удовольствие посетителям, однако они являются фундаментом в освоении знаний и базой для научных исследований в медицине. Собранные коллекции служат образованию врачей и просвещению людей.

1. Музей патологоанатомии. Австрия, Вена
На свете есть десятки музеев, в которых представлены экспонаты не для слабонервных. Кунсткамера, Музей медицинской истории Мюттера в Филадельфии и многие другие. Венский Музей патологоанатомии среди них – самый известный, настоящий памятник патологиям, уродствам, генным мутациям и суровой средневековой медицине. Второе название музея – Башня дураков. Дело в том, что музей расположен в бывшей психбольнице, в изоляторе для лунатиков. Самые прожженные и циничные туристы, объездившие мир в поисках желанной дозы адреналина, непременно согласятся – это действительно страшно.

2. Костехранилище. Седлец, Чехия
Чума оставила немало свидетельств своей беспощадной деятельности. Несколько веков назад немалая часть Европы превратилась в один сплошной некрополь. В тот момент, когда очередное кладбище переполнялось, кости приходилось выкапывать из земли и устраивать импровизированные склады. Во многих провинциальных европейских городках до сих пор подвалы часовен завалены черепами жертв эпидемии. Костехранилище в Чехии – склад особый, в XVIII веке к разбору "средневекового наследства" подошли с фантазией и безусловным цинизмом. Известный на тот момент резчик по дереву создал для князя Шварценберга дизайн интерьера, сплошь состоявший из костей. Наибольшее впечатление производят стены из аккуратно уложенных черепов, но и герб Шварценбергов, собранный из костей, также мало кого оставит равнодушным.

3. Парижские катакомбы, Франция
Казалось бы, парижские катакомбы – проторенная туристическая тропа, никакой мистики и загадочности остаться и в помине не должно. Однако, еще до начала экскурсии в памяти воскреснут романы Виктора Гюго с их подземельями и угнетающей атмосферой. Катакомбы проходят под всем Парижем, однако, лишь малая их часть открыта для экскурсий. Остальную денно и нощно патрулирует подземная полиция, причем не ради защиты катакомб (красть там, кроме костей нечего), а ради защиты любопытных туристов. Ходят легенды о призраках, монстрах и слепых сумасшедших, в течение нескольких поколений не выходящих на белый свет. Глупости, не так ли? А теперь скажите, зачем цивилизованной стране, в таком случае, тратить немалые деньги на содержание специальной полицейской службы?

4. Концлагерь Аушвиц-Биркенау. Освенцим, Польша
На территории бывшего лагеря смерти Освенцим, в котором погибли более 4 миллионов человек, создан Государственный музей Аушвиц-Биркенау. Вход в музей – через знаменитый ворота, запечатленные в сотнях военных фильмов. Дальше – кирпичные блоки, в которых содержались узники. В настоящий шок приводят экспозиции, например, вещи, отнятые фашистами у своих жертв. В соседнем лагере Бжезинка нет никаких экспозиций, состояние лагеря оставили неизменным со времен войны.

5. Музей пыток. Мдина, Мальта
Есть множество знаменитых музеев пыток – в Праге, Гааге, Амстердаме... Однако самым страшным считается музей в городе Мдина, собравший огромную коллекцию гильотин, щипчиков для выдирания ногтей и прочих орудий пыток. К тому же применение инквизиторского арсенала наглядно демонстрируют натуралистичные, даже слишком натуралистичные восковые фигуры.

6. Дом Винчестеров, Сан-Хозе, Калифорния
Об этом доме снято немало фильмов, рассказаны сотни историй. Его построила Сара Винчестер, наследница оружейной компании. Из-за страшного пророчества, или по каким-то иным причинам, она сошла с ума. Дом – плод ее безумной фантазии. Он огромен и ужасен, здоровый человек просто не может осознать намерения, которыми руководствовалась дама в период сорокалетней стройки. Считается, что дом полон призраков и прочей нечести, однако, даже если в полтергейст вы не верите, безумие Сары Винчестер уж точно произведет впечатление.

7. Замок графа Дракулы. Трансильвания, Румыния
Средневековый замок знаменитого вампира стоит на самом краю пропасти. Через тесные проходы, темные комнаты и гулкие каменные лестницы вы пройдете в спальню, в которой на огромной кровати с балдахином вампир высасывал кровь из своих жертв. Но даже если в истории о Дракуле вы верить не склонны, жуткая реальность вас вряд ли обрадует. Как-никак, в этом замке жил один из самых чудовищных людей Средневековья, Влад Протыкатель, посадивший на кол не одну сотню невинных людей. А вы говорите "сказки"...

8. ГУЛАГ, Россия
Через ГУЛАГ, за двадцать лет его существования, прошли миллионы людей. В лагерях были установлены тяжелейшие условия, не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней и непосильного труда. И сейчас на Соловках под северным небом можно увидеть заброшенные бараки, штольни, карцеры и склады с одеждой заключенных и сбритыми волосами.

9. Музей казней. Фонтен-де-Воклюзе, Париж
Еще один музей, входящий в плеяду самых страшных музеев мира. Его основатель знаком с темой не понаслышке – сам служил палачом более десяти лет. В музее собраны инструменты казней всех времен и народов, и если на первый взгляд вам покажется самой страшной огромная гильотина, советую приглядеться – гораздо ужаснее могут оказаться орудия поменьше, совсем незаметные и безобидные на первый взгляд...

10. Долина смерти, Тибет
Эта тропа лежит поодаль от известного паломнического маршрута вокруг горы Кайлас. Поле Долины смерти усыпано костями – сюда ходят умирать йоги, сюда ходят за озарением, очищением и обретением тайного знания. Вот только возвращаются далеко не все и далеко не в том психическом состоянии, в котором уходили: считается, что в Долине смерти душа проходит своеобразный суд, и грешная или бессмысленная жизнь здесь обрывается.

11. Замок ужасов. Лондон. Англия
Сделано очень все натуралистично, даже ароматы соответствующие. Отображены реальные исторические события, например, пожар в Лондоне 1666 г. или камеры и инструменты средневековых пыток. Кое-что демонстрируется на посетителях, до известного предела, конечно.
Одно из шоу представляет суд 16 века. Где-то вверху сидят судьи в париках, служительница музея извлекает по очереди из группы туристов "подсудимых" и усаживает на скамью. "Имя?" - "Дэн". "Откуда?" - "Хьюстон" - "Хьюстон? Америка? - Guilty! (виновен)".

12. Башня сумасшедших, или Музей патологоанатомии. Вена. Австрия
В XVIII веке в башне на нынешней Spitalgasse располагался сумасшедший дом. Сейчас подниматься сюда рекомендуется либо до одури смелым людям, либо законченным циникам. Элегантное гинекологическое кресло из красного дерева, засушенные и заспиртованные органы, препарированные черепа и мумифицированные головы незаконопослушных граждан, экспонаты, посвященные венерическим болезням и случаям патологического увеличения гениталий…

И все-таки обидно, что скульптурная группа Лаокоона с сыновьями, выполненная из человеческих и звериных костей, погибла во время бомбежки.

13. Музей душ усопших. Рим. Италия
В ризнице церкви Дель Сакро Куоре (Chiesa del Sacro Cuore) желающие могу посетить маленький музей, в котором собраны доказательства присутствия душ умерших на земле. Чтобы попасть в музей, нужно просить разрешения у местного священника. Однако это чистая формальность - вам почти наверняка откроют таинственную дверь и все покажут. Коллекцию начал собирать в 1912 году настоятель церкви.
Сейчас здесь сотни экспонатов, связанных с привидениями. Есть, к примеру, ночной колпак с отпечатками закопченных пальцев. Это следы прикосновения призрака Луизы ле Сенешель. 7 мая 1873 года покойница явилась под покровом ночи к своему мирно спавшему супругу, несколько раз пребольно ущипнула за нос и мстительно сдернула с него ночной колпак. Так, по мнению вдовца, иногда позволявшего себе вольности, она напомнила о том, что надо соблюдать траур… Вот только фотографии экспонатов проявить еще никому не удалось.

14. "Ворота арестантов", он же "Музей пыток". Гаага. Нидерланды
Амстердамский Музей пыток намного известнее Гаагского. Однако самая страшная экспозиция - именно здесь, в политической столице Нидерландов. На центральной оживленной площади Гааги Бау-тенхоф находится мрачный древний каземат (XIII в.), куда на пытки свозили преступников со всего королевства.
Здесь же вниманию посетителей - рабочий инвентарь экзекуторов. Если в первую же минуту вы не упадете от ужаса в обморок - а такое здесь случается, - музейный гид любезно и очень подробно расскажет, как именно его использовали.

15. Музей Чертей. Каунас. Литва
Единственный музей мира, в котором восклицание "Тысяча чертей!" будет уместным. Примерно столько чертей, чертовок, чертиков и чертенят здесь и собрано. Музей создали в 1966 году на основе личной коллекции профессора А. Жмуйдзинавичюса. К 1991 году собрано было уже 1742 экспоната.

Черти из керамики, дерева, металлов, кожи, пластмассы и прочих, порой самых экзотических материалов привезены в Каунас из 23 стран. Коллекция постоянно пополняется. Каунасское представительство нечистой силы на сегодня самое большое в мире.

16. Замок Эльмина. Кейп Кост. Гана
Европейская крепость XV века - один из центров работорговли - настоящий памятник вины белого человека перед населением черного континента. Такие постройки на ганском побережье встречаются примерно через каждые 15 километров.

Душный каземат, под потолком крохотное оконце, через которое струится свет, кандалы, узкий пролом в стене - "Ворота Невозвращения", выход к погрузке. Самое жуткое зрелище - каменный колодец, в котором люди месяцами ожидали отправки.

Времяпрепровождение в музее обычно не несет для нас никаких негативных эмоций, однако в редких случаях бывает и наоборот. Есть на планете такие музеи, посещение которых не рекомендовано слабонервным людям — настолько жуткие экспонаты в них представлены.

ЛИКИ СМЕРТИ МУЗЕЯ МУМИЙ

Музей мумий в мексиканском городке Гуанахуато не для слабонервных. В отличие от классических египетских мумий, экспонаты этого музея поражают разнообразием ликов смерти, искаженные выражения лиц некоторых мумий даже позволяют предположить, что людей захоронили живыми.

Никто не бальзамировал эти мумии, они образовались естественным путем на местном кладбище из-за слишком сухой почвы. Мертвые тела подверглись быстрому и сильному обезвоживанию, что сохранило их от разложения.

Образовался этот музей по воле случая. Во второй половине XIX века был принят закон, согласно которому родственники покоящегося на кладбище должны были уплатить налог на вечное захоронение. Если налог не был уплачен, останки умершего извлекались.

Закон и принудительная эксгумация действовали с 1865 по 1958 год. Стоит отметить, что не все извлекаемые тела были мумифицированы, видимо, условия в различных частях кладбища (сухость почвы, ее состав, близость подземных вод и др.) по-разному способствовали сохранению тел.

Все обнаруженные при эксгумации мумифицированные тела кладбищенские работники сохраняли в отдельном здании. Уже в конце XIX века эти мумии стали привлекать внимание путешественников, за их осмотр стали взимать плату. Официальной датой образования музея считается 1969 год, когда мумии выставили в специальных застекленных витринах.

Всего в музее собрано более сотни мумий, в основном это мумии женщин, есть также около двух десятков детских и несколько мужских. Среди детских мумий выделяются отдельные экземпляры, которые считаются самыми маленькими мумиями на планете.

Немало в музее и весьма жутковатых мумий, при виде которых впечатлительные барышни почти лишаются чувств. Из всех мумий выставлено для обозрения только 59. Ежегодно музей посещают сотни тысяч туристов.

ДУШИ УМЕРШИХ ВСЕГДА РЯДОМ?

В ризнице итальянской церкви Дель Сакро Куоре дель Суффраджио в Риме располагается небольшой музей, экспонаты которого свидетельствуют о присутствии душ умерших людей на земле. Начало этому Музею усопших душ было положено в 1912 году благодаря церковному настоятелю.

Долгое время в музее хранился только один экспонат — ночной колпак со следами пальцев привидения, измазанных сажей. Эти следы, согласно местной легенде, оставил призрак Луизы ле Сенешель. Ее муж после смерти супруги стал вести довольно разгульный образ жизни и совсем позабыл о положенном трауре, вот она и явилась к нему с того света, чтобы напомнить о приличиях.

Ночью 7 мая 1873 года призрак Луизы сдернул с головы господина ле Сенешеля колпак и несколько раз весьма болезненно ущипнул его за нос...

Со временем к этому экспонату добавились и другие. На данный момент в музее уже более сотни различных артефактов, среди которых одежда, белье, книги и другие предметы с отпечатками пальцев, подошв и иными следами, оставленными душами умерших. Все это — материальные свидетельства реального существования привидений.

Если вы захотите побывать в этом музее, помните, что он обычно закрыт. Чтобы осмотреть экспозицию, надо обратиться к местному священнику. Кстати, по свидетельствам туристов, побывавших в музее, фотографировать в нем бесполезно — духи портят почти все снимки...

НАТУРАЛЬНЫЕ УЖАСЫ «БАШНИ СУМАСШЕДШИХ»

Музей патологоанатомии в Вене (Австрия) располагается в 5-этажном здании-башне, в котором в XVIII веке была клиника для буйных сумасшедших, отсюда и второе название музея — «Башня сумасшедших».

Хотя психически больные люди давно исчезли из этого здания, многие посетители музея, еще не увидев его экспонатов, уже ощущают некую гнетущую «ауру» его толстых стен, словно насыщенных негативом и нездоровыми эмоциями.

Не прибавят настроения и экспонаты жутковатого музея. Слабонервным людям сразу советуют воздержаться от его посещения.

Что же такого страшного можно увидеть в «Башне сумасшедших»? В экспозиции законсервированные головы, трупы с различными аномалиями развития и мутациями, заспиртованные младенцы с жуткими патологиями.

Здесь демонстрируются органы больных венерическими болезнями, алкоголиков и курильщиков. Говорят, их очень полезно увидеть людям, страдающим вредными привычками, и тем, кто неразборчив в своих связях.

Один из самых ценных экспонатов музея — заспиртованная голова убийцы императрицы Сиси. Пожалуй, единственный экспонат, не вызывающий отрицательный эмоций, — старинное гинекологическое кресло из красного дерева.

МУЗЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИСТОРИИ МЮТТЕРА

Музея медицинской истории Мюттера в Филадельфии (США) представляет вниманию посетителей обширное собрание медицинских патологий и старинного медицинского оборудования. Здесь не меньше ужасных экспонатов, чем в Музее патологоанатомии в Вене, поэтому особо впечатлительным людям лучше воздержаться от его осмотра.

Музей Мюттера был открыт в начале 1750 года Бенджамином Франклином, сначала его необычная коллекция использовалась только для научных исследований и образовательных целей. Сейчас этот музей может посетить любой желающий.

Среди его экспонатов широко известна знаменитая коллекция человеческих черепов (48 экз.) самых различных размеров и форм. Один из наиболее важных экспонатов музея — тело женщины, превратившееся в мыло из-за необычных условий места её захоронения.

Здесь же можно увидеть знаменитых сиамских близнецов Чана и Ена Бункеров с объединенной печенью, скелеты сиамских близнецов, сросшихся головами, скелет двухголового ребенка, множество законсервированных внутренних органов с разнообразными патологиями.

Большой интерес у туристов вызывает один из главных экспонатов музея — Гарри Истлак. Этот человек при жизни страдал оссифицирующей фибродисплазией, очень редким заболеванием, которое характеризуется образованием костяных наростов на месте синяка или раны. Истлак скончался в возрасте сорока с лишним лет, перед этим он завещал свой скелет музею.

Помимо скелета этого несчастного человека в музее представлен ряд его прижизненных фотографий. Еще один экспонат, изрядно шокирующий посетителей, представляет собой сросшийся женский плод в стеклянной кубической банке.

ПЫТАЛИ С ДЬЯВОЛЬСКОЙ ФАНТАЗИЕЙ

В мире есть несколько музеев пыток, однако особенно страшными из них считаются два — в Гааге (Нидерланды) и в городе Мдина (Мальта). Первый из них еще называется «Ворота арестантов», главным экспонатом в нем является древний каземат XIII века, в котором На самом деле проходили пытки.

Его стены словно пропитаны нестерпимой болью и ужасом, у особо чувствительных людей здесь во время экскурсии нередко случаются обмороки. В музее представлен впечатляющий арсенал самых различных орудий пыток, а рассказ гида переполнен детальными подробностями их применения.

Музей пыток в Мдине считается непревзойденным по силе воздействия на посетителей. Располагается он в подвале, спустившись в который сразу натыкаешься на обезглавленных людей, висельников, дыбу и разнообразные орудия пыток. Среди последних — тиски для сдавливания черепа, щипцы для выдирания ногтей и прочие изобретения экзекуторов, обладавших воистину дьявольской фантазией.

Здесь показаны сцены различных пыток, персонажи которых, сделанные из воска, выглядят весьма натуралистично. Данные музеи не рекомендуют посещать слабонервным людям, беременным женщинам и детям.

- Когда родилась идея создать этот необычный музей и как вы ее воплотили?

После окончания медицинского института я тридцать пять лет работал в Тамбове, во Второй городской больнице имени архиепископа Луки. Собирал для показа студентам медучилища препараты с образцами кровоизлияний, опухолей, камней, некрозов. В 2010 году меня вызвали в Москву. Президент вручил мне диплом «Лучший врач-исследователь России». Отбор шел по разным категориям. Я же не только врач, но и писатель. Автор сорока двух книг - по медицине, по спорту, по краеведению. Там учитывались разные факторы: непрерывный стаж, общественная работа, туризм, байдарочные походы, пропаганда здорового образа жизни. В итоге я и оказался лучшим врачом.

Врач Юрий Щукин проводит экскурсию. Фото: Игорь Стомахин / сайт

В Международном Доме музыки во время церемонии Путин спросил: у вас дети есть? Я говорю: два сына. Он мне: возьми десять тысяч долларов, не помешают. И вот, получив приз, я всерьез задумался о создании музея. Сначала договорился о помещении в учебном корпусе ТГУ им. Державина. Это памятник истории и архитектуры. До революции здесь располагался институт благородных девиц императрицы Александры Федоровны.

- О чем вы хотите поведать посетителям вашего музея?

В моей коллекции семьсот экспонатов. Каждый из них имеет свою направленность и свою историю. Тут есть всё: нога и рука, печень и почка, желудок и кишечник, сердце и мозг. Рассказывая о каждом из органов, я даю людям правильную наметку - что надо делать, чего не надо. В первую очередь требуется соблюдать простые правила. Если, например, на улице мороз, нужно надевать шапку и теплое белье. Не стоит выходить на проезжую часть, не следует напиваться. Выпил чуть-чуть - и достаточно. На то и мозги даны, чтобы человек соображал - бутылка водки принесет беду. А если он не думает о последствиях, то и получит по заслугам.

В коллекции Музея греха семьсот экспонатов. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Мы учим детей тому, чему нас учили родители. А они потом будут внушать своим детям. Передача идет от поколения в поколение. Все, что выставлено в музее, - это не фантазия, а реальные органы реальных людей, которые когда-то жили и, сложись по-другому, могли бы делать добрые дела. Видать, такая у них судьба - умереть раньше срока и послужить объектами назидания для живых. Девиз нашего музея: «Здесь мертвые учат живых».

- Чем этот музей отличается от других необычных музеев и как появилось его название?

Насколько мне известно, в России есть пять страшилок: Музей погребальной культуры в Новосибирске, Музей черепов в Зеленоградске, Музей пыток в Анапе, Музей телесных наказаний в Москве и наш Музей греха в Тамбове. В Кунсткамере Санкт-Петербурга выставлены безрукие, безногие, безглазые, но без историй. А у меня каждый препарат имеет свою историю. Вот, например, мумифицированный эмбрион. Когда-то на полке стоял препарат в растворе. Техничка протирала банку и неосторожно разбила ее. Испугавшись, что ее будут ругать, она закинула внутриутробного зародыша на шкаф. А препарат застрял между задней частью шкафа и стенкой.

Эмбрионы с различными патологиями. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Прошло много лет. Шкаф сломали и обнаружили мумию, высохшую под действием сквозняка. А теперь о нашем названии. Однажды ко мне в морг приезжал журналист. Он написал заметку, озаглавив ее «Музей Греха». Мне понравилось. Но официально мы именуемся «Музей медицины». По первым буквам надо читать так: «Музей малодушия, ереси, дури, излишества. Цель - исправление натуры». Я всем говорю: не совершайте грехов. Хотя мы ежедневно один-два греха нанизываем на шампур своей биографии.

- Какой был первый экспонат Музея греха?

Это был палец любовника. Жила обычная семья, супруги друг другу изменяли. Однажды муж уехал в командировку, он на КАМАЗе работал. А неверная жена позвонила своему хахалю. Давай, говорит, приезжай быстрей. Он светиться перед домом не стал, остановился в квартале. Потом через сад, через дырку в заборе - и явился к ней с цветами, с подарком. Вот лежат они в постели, говорят красивые слова - и вдруг у дома раздается звук тормозов, КАМАЗ останавливается. Муж вернулся домой! Жена вскочила, выкинула в окно одежду любовника. И сам он следом выпрыгнул в окно, а потом сиганул через забор. А в заборе торчал гвоздь. Когда доски к бруску прибивали, он загнулся.

Здесь выставлены органы людей, которые когда-то жили. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Во время прыжка мужчина зацепился обручальным кольцом за этот гвоздь. Палец срезало как ножом. Он приземлился - видит кровь на руке. Что делать? Майкой травму закрутил, палец в карман положил и побежал в травмпункт. Врач тут же понял, что нарушена целостность мягких тканей в области гистального отдела. Пришивать палец было уже поздно. Так в моей коллекции появился первый экспонат с греховной историей.

- Как пополнялась коллекция в дальнейшем?

Следующим экспонатом была нога байкера. Он с девушкой выпивал на поляне и решил продемонстрировать свою удаль. Газанул, помчался, встал на дыбы. Вдруг перед ним лес, а мотоцикл несется вперед. Он валится на бок, а машина продолжает скользить по земле. А там лежит камень с острыми краями. Удар - и нога отлетает на десять метров. Девушка моментально отрезвела, побежала на шоссе, стала кричать. К счастью, по дороге ехала скорая помощь, везла бабушку из района с аппендицитом. Медики заехали на поляну, наложили жгут, провели антишоковые мероприятия. Посмотрели на ногу, а она уже никуда не годится. И отдали мне.

Медицинские инструменты XIX века. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Еще один случай. Вот перед вами рука убийцы. Дядя был огромного роста - два метра два сантиметра. Широченные плечи, кулак размером с голову. Он работал на мясокомбинате, укладывал электрошокером коров. Когда ему были нужны деньги на выпивку, он на спор валил с ног корову одним ударом кулака по голове. Бил меж рогами, потом резал горло и пил кровь. В итоге у него в той руке, которой он бил, нарушилось питание сосудов. Произошел тромбоз, и ткань омертвела. В результате гангрены ему отрезали кисть.

- Неужели человек способен одним ударом повалить корову?

Надо знать, куда бить. Один из студентов мне подарил череп коровы, вот он перед вами. Обратите внимание - впереди у него две дырки. Это переплетающиеся образования, благодаря которым держатся рога. Надо попасть точно между ними. Кстати, вы в Париже были? Я ездил не так давно, мне вручали награду за книги. Символ и визитная карточка этого города - несомненно, Эйфелева башня.

Многие патологии возникают вследствие пагубных пристрастий. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Говорят, что у Эйфеля был друг - медицинский эксперт. Однажды, когда конструктор зашел к нему в гости, тот был занят распилкой костей, фигурировавших в каком-то судебном протоколе. Этот эксперт объяснил, почему наша бедренная кость такая прочная. Она, хоть и полая внутри, выдерживает целых полторы тонны. Только представьте - это десяток мешков цемента! А все за счет переплетения этих костных трубочек в разных направлениях. И Эйфель со своими инженерными мозгами решил, что можно поставить башню по принципу переплетения всяких железок. Он все рассчитал и в 1899 году построил башню к Всемирной выставке. И с тех пор стал знаменитым на весь мир. А прототипом явилось строение обычной кости.

- Посещают ли ваш музей дети?

Вот только что из школы звонили. Целый класс скоро придет. Я рассказываю о том, как беречь здоровье с раннего возраста. Объясняю, что детям нельзя курить. Что они должны питаться вовремя, мыть руки, не грызть ногти, заниматься физкультурой, сидеть прямо. Сейчас среди подростков идет повальное увлечение электронными сигаретами. А они еще вреднее, чем обычные.

Мозг человека. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Электронная сигарета содержит глицерин и пропиленгликоль - жидкорастворимые элементы, которые разрушают легкие изнутри. Наши легкие состоят из миллионов альвеол. Покурив электронную сигарету, мы тридцать пять тысяч альвеол уничтожаем. В итоге легкие превращаются в тяжистые образования и препятствуют работе сердца. У людей, которые курят пять-шесть лет «электронку», опухают ноги, появляются отеки под глазами, начинается асцит брюшной полости. А еще страшнее кальян, поскольку в нем содержится угарный газ. Он делает эритроциты нерастворимыми. Совсем недавно у нас парень покурил кальян и сел за руль. Случилась внезапная анемия, он врезался в бетонный столб. Взяли анализ крови, а в нем газы наркотических трав.

- Влияет ли как-то на людей экскурсия в Музей греха?

У посетителей включаются мозги. Мне одна женщина рассказала, что после визита к нам внук задал ей вопрос. Говорит, дядя показывал нам черные легкие. Сколько, спрашивает, для этого надо выкурить? То есть у него, видимо, были эпизоды курения, и он испугался, что его легкие станут такие же черные. Вот видите - стоит трехлитровая банка, полная выкуренных сигарет. Тут ровно шестьсот штук, примерно столько выкуривает человек за месяц. Увидев это, люди начинают задумываться.

Жизнь прекрасна без вредных привычек. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Кстати, все, кто пьет пиво, получают внутреннее ожирение. Это самый страшный вид ожирения, избавиться от него невозможно. От наружного - можно, если уменьшить объем тарелки. Одна моя знакомая уменьшила объем тарелки в два раза. Она потом мне сама говорила: какая я дура, что жрала, как корова. Хочу дать еще один совет. Открывая холодильник, никогда не накладывайте много какого-то одного вида продуктов. Возьмите ложечку салата, ложечку горошка, маленький кусочек колбасы, ложечку картофеля, ложечку капусты. А то наложат одну картошку и нальют целую тарелку щей. Надо, чтобы общая масса еды была большая, но чтобы ее ингредиенты были как можно более разнообразными.