Автор скульптуры. Мистический Медный всадник. Восставший и умирающий рабы Микеланджело

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

15 знаменитых и значимых скульптур

Без скульптуры искусство не может быть полноценным.

Вырезание и вылепливание людей, животных и разнообразных предметов появились в истории человечества едва ли не одновременно с наскальной живописью. Скульптуры - это те же картины, только телесные, а значит и выражающие эмоции немного по-другому. То, что говорят нам статуи, мы воспринимаем во многом проще, потому что они осязаемы и более похожи на нас, чем произведения любого другого вида искусства.
В этом материале мы собрали 15 знаменитых и значимых скульптур, созданных в разные времена из разных материалов с разными целями. Пожалуйста, делитесь в комментариях своими любимыми произведениями скульптурного искусства.

Давид

Микеланджело

Пятиметровое изваяние библейского героя Давида, созданное Микеланджело, когда тому было всего 28 лет, воспринимается как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Самый тиражируемый скульптурный образ в мире.


Мыслитель

Огюст Роден

Еще один до крайности популярный образ создан Огюстом Роденом в 1882 году. Изначально скульптура должна была называться "Поэт" и быть частью композиции "Врата ада" по мотивам "Божественной комедии". Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо, мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.

Шагающий человек

Альберто Джакометти

Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 году 183-сантиметровая скульптура "Шагающий человек", выполненная швейцарским скульптором в 1961 году, была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов.
Скульптура считается одной из самых важных в творчестве этого мастера, ее изображение также размещено на банкноте в 100 швейцарских франков.


Венера Милосская

вероятно Агесандр Антиохийский

Знаменитая древнегреческая скульптура, созданная примерно в середине второго века до нашей эры, была найдена на острове Мелос в 1820 году французским моряком, решившим поискать на берегу древности на продажу. Руки тогда были в целости и сохранности, но были утрачены в момент конфликта между французами (нашедшими) и турками (владельцами острова).


Ника Самофракийская


Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.


Пьета

Микеланджело

Пьета - распространенное название для изображений сцены оплакивания Девы Марии ее сына. Лучшая из них была сделано Микеланджело в 24 года. Безупречная композиция, эмоциональность, человечность и глубокая символичность скульптуры сделали ее образцом культуры Высокого Возрождения.


Нефертити


Один из самых известных скульптурных памятников культуры Древного Египта. Нефертити была супругой фараона-реформатора Эхнатона. Бюст целиком изготовлен из известняка и полностью окрашен. Особенная сохранность красивых цветов, дающих большой контраст между коричневым цветом лица Нефертити и драгоценностями короны, делают его уникальным произведением искусства. Египет и Германия, где хранится бюст царицы, уже много лет ругаются из-за нее, но никак не могут прийти к согласию.


Капитолийская волчица



Этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э., никогда не покидала Рима, города, который основали те, кого выкормила волчица. Во времена Бенито Муссолини Капитолийская волчица использовалась как пропагандистский символ, воплощавший стремление фашистского режима возродить Римскую империю.


Родина-мать

Вучетич и Никитин

Одна из самых высоких статуй в мире расположена в Волгограде и является едва ли не главным символом борьбы советского народа с фашизмом. 52-метровая фигура женщины, шагнувшей вперед, зовет своих сыновей на бой с врагом.


Другое место

Энтони Гормли


Ландшафтная инсталляция "Другое место" - образец современного искусства, вызывающий философские размышления и наводящий меланхолию. Ровно сто чугунных скульптур высотой в человеческий рост расставлены в 2006 году на трехкилометровой пляжной линии к северу от Ливерпуля. Они обращены лицом к морю, и во время приливов некоторые из скульптур частично или полностью погружаются под воду.


Граждане Кале

Огюст Роден


Скульптурная группа "Граждане Кале", заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче. Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.
Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.


Писающий мальчик


Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов. По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.
Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.


Терракотовая армия



Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это достояние Китая. Терракотовые статуи, каждая из которых абсолютно индивидуальна, были захоронены в боевом построении вместе с первым императором династии Цинь - Цинь Шихуанди, объединившим Китай и соединившим все звенья Великой стены в III веке до нашей эры.
Воины должны были поддержать власть императора и в загробном мире.



Золотой Будда


Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит - в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.
В период войны с Бирмой статуя была намерена покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания - до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.

Наверное, скульптуры появились едва ли не одновременно с наскальной живописью. Фигуры людей – это те же самые картины, но только объемные. То, что пытается выразить автор, воспринимается нами намного проще и лучше, ведь они так похожи на нас и более осязаемы, чем, например, портреты. Мы собрали 13 самых известных скульптур, которые были созданы в разное время и стали примером для восхищения и подражания.

«Венера Милосская»

Пожалуй, именно эта скульптура является самой узнаваемой, однако установить автора до сих пор не удалось. Единственное, что доподлинно известно, так это время ее создания – 130 год до н. э. Сейчас статуя Венеры Милосской находится в Лувре и является предметом национальной гордости французов. Примечательно, что у Венеры нет не только рук. Изначально у каменной девушки были украшения: браслеты, серьги, тиара. Они пропали давно, но в мраморе до сих пор видны отверстия для их закрепления.

«Давид»

Создателем «Давида» является Микеланджело Буонарроти, живший в Италии в эпоху Возрождения. Его «Давид» выполнен в полный рост и не опирается на что-либо. Скульптура должна была стать частью архитектурной композиции, однако этого не произошло по неустановленным причинам.

«Мыслитель»

«Мыслитель» О. Родена находится в Париже. Моделью для творения стал мускулистый боксер Жан Бо, который впоследствии неоднократно позировал для скульптора. Изначально мастер назвал свое произведение «Поэт» и задумывал ее как изображение Данте. Но худощавый поэт никак не ассоциировался с мускулами и силой. После того, как «Мыслитель» стал популярным и признанным произведением искусства, Роден отлил еще 10 бронзовых копий.

«Дискобол»

Еще один знаменитый представитель античного искусства – статуя «Дискобол», которая была отлита из бронзы еще в далеком 450 году до н. э. Позднее появились несколько мраморных копий, а оригинал был бесследно утерян. Предположительно автором скульптуры был некий Мирон, который первым воплотил в жизнь идею движения.

Статуя Христа-Искупителя

Она является главной достопримечательностью Рио-де-Жанейро. Каждый год, чтобы увидеть это величие, возвышающееся над городом, сюда приезжают порядка 2-х миллионов туристов, готовых преодолеть 220 ступеней, чтобы добраться до монумента. Не так давно статуя была включена в список Чудес Света. Она была воздвигнута еще в 1931 году, а ее высота составляет 38 метров.

Моаи

Пожалуй, это самые таинственные и загадочные изваяния, которые находятся на острове Пасхи. 50 безмолвных и монолитных исполинов повернуты лицом к центру острова. Но кто и когда их установил, неизвестно. Аборигены утверждают, что статуи могут самостоятельно передвигаться.

Большой Сфинкс

Сейчас Сфинкс имеет песчаный «окрас», однако во времена своей «молодости» он был покрыт желтой и синей краской, остатки которой удалось обнаружить археологам на его «теле». А еще у него была борода и головной убор. Однако в результате реставрационных работ эти элементы были повреждены: часть бороды до сих пор хранится в Британском музее, а вот «шапку» восстановить не удалось.

Статуя Свободы

Ее полное имя звучит как «Свобода, озаряющая мир». Статуя была преподнесена американцам от французов, которые поддерживали воинственную политику штатного государства. Чтобы доставить «Свободу» в США, ее пришлось разобрать на 350 частей и погрузить на корабль. Сложность перевозки состояла и в том, что общий вес скульптуры превышает 150 тонн, а на сборку и установку статуи ушло около 4-х месяцев.

«Писающий мальчик»

Самый знаменитый паренек из Брюсселя «писает» примерно с 1388 года, а с XVII века сложилась традиция наряжать его в самые разные костюмы. Более 800 нарядов бережно хранятся в Королевском музее. За несколько веков мальчик побывал в образе Санта-Клауса, графа Дракулы, Элвиса, Моцарта и даже примерил форму американских военных.

«Русалочка»

Бронзовая «Русалочка» является не только символом Копенгагена, но и всей Дании. Существует поверье, что пока русалочка цела, в стране все будет хорошо. Именно по этой причине власти страстно борются с вандалами: за все время существования девушка ни раз лишалась головы, ее многократно обливали краской и даже взрывали.

«Ника Самофракийская»

Скульптура богини Победы – самый ценный экспонат Лувра. У нее нет ни рук, ни головы, но это нисколько не мешает ей быть символом постоянного движения вперед. В зависимости от того, с какой стороны на нее смотреть, она разная, но всегда летящая к цели.

«Родина-мать зовет»

Эта скульптура как никакая другая передает стойкость советских воинов и беззаветную преданность своей родине. В первоначальном проекте присутствовали две фигуры: женщины с Красным знаменем в руке и преклонившегося перед ней солдата. Однако было принято решение отказаться от этой идеи, как и от постамента с пышным украшением.

Статуя Будды Майтрейи

Китайский Будда Майтрейя высечена в скале и находится там, где в опасном водовороте сливаются сразу 3 реки. По легенде статуя должна была усмирить водную стихию, и создателям это частично удалось: в процессе вырубания каменные осколки падали в реку и засыпали ее. На создание одного из самых высоких монументов в мире было потрачено около 90 лет.

Скульптура – один из древнейших видов творчества, ведь люди привыкли изображать то, о чем думают. Скульптура имеет огромное преимущество перед другими видами изобразительного искусства: скульптуры и статуи гораздо прочнее таких предметов искусства, как картины, посуда.

Древние скульптуры предоставляют возможность взглянуть на мир глазами своих создателей, в то же время современные откроют для потомков сегодняшний взгляд на мир. Ну а на сегодняшний день уже можно выделить скульптуры, которые прославились на весь мир и стали знаковыми для народа, или религии, или эпохи в целом.


Сфинкс – величественная скульптура, которую смело можно назвать одним из самых древних и загадочных творений человека. Сама скульптура представляет собой монумент лежащего льва с человеческой головой. Внушительные размеры скульптуры – 20 метров в высоту и 73 метра в длину – заставляют благоговеть перед её создателями, учитывая что возраст скульптуры по различным исследованиям колеблется от 200 000 лет до 6000 – 5000 г. до н.э.

Расположен знаменитый Сфинкс в Гизе, как вечный и молчаливый страж долины египетских пирамид. Сегодня Сфинкс переживает свои не лучшие дни: скульптура сильно повреждена как природными силами, такими как: песчаные бури, воздушная и водная эрозия, так и человеческими усилиями.


Скульптура Афродиты, выполненная из белоснежного мрамора, так же известная во всем мире как Венера Милосская, является знаковой скульптурой так как она обладает почти идеальными параметрами, признанными эталоном женской красоты: 90-60-90. Вся история Афродиты с острова Милос от создания до находки и сегодняшнего состояния окутана тайной.

Имя скульптора Венеры до сих пор загадка для историков, но по легенде, которая популярна на островах Эгейского моря, популярный в свое время скульптор в поисках натурщицы посетил остров Милос, где и обнаружил необыкновенной красоты девушку. Впоследствии он влюбился в свою прекрасную натурщицу. Датируется статуя приблизительно 120 г. до н.э., а обнаружена Венера была уже в 1820 году крестьянином по имени Йоргос, который возделывая свою землю наткнулся на бесценную находку.

По некоторым данным, скульптура была в разобранном виде: отдельно нижняя и верхняя часть, а так же руки, одна с яблоком. На сегодняшний день сами руки не были найдены, но, не смотря на этот дефект, скульптура Венеры Милосской считается одной из ценнейших экспонатов Лувра.


В 1980 году Огюст Роден начал работу над композицией «Врата ада»и на протяжении двух лет он работал над, пожалуй, самым знаменитым своим творением и вот в 1888 году впервые публично был выставлен «Мыслитель». За время работы над скульптурой Роден несколько раз менял направление.

Изначально «Мыслитель» был «Поэтом и должен был стать частью композиции, посвященной «Божественной комедии». Изначально прототипом «Мыслителя» был сам Данте Позднее вдохновленный работами Микеланджело Роден наградил свое творение физической силой и расширил образ поэта до универсального образа художника, ну а на открытии Роден отметил, что «Мыслитель» – это памятник рабочим Франции.



84 года назад 12 октября 1931 года в Рио-де-Жанейро состоялось открытие одной из самых величественных статуй современности — статуи Христа Искупителя. Это тридцатиметровая скульптура Христа с распростертыми над Рио руками величественно возвышается на вершине Корковаду. Приурочено воздвижение такого монумента к столетней годовщине независимости Бразилии.

Примечательно, что статуя Христа Искупителя – поистине народный монумент: в популярном еженедельнике был объявлен конкурс на лучший проект статуи, который бы стал символом Бразилии. После журналом “О Крузейро” в счет продажи подписки было собрано около 2.2 миллиона реалов на строительство монумента, которой продолжалось около девяти лет. На сегодня статуя Христа Искупителя в отличном состоянии благодаря регулярным реконструктивным работам.


Статуя Свободы – знаковое сооружения в Американской культуре и истории. Сама скульптура символизирует свободу и демократию, и кроме своего торжественного значения, так же использовалась как маяк. Считается, что сама статуя это подарок Франции к столетней годовщине независимости США, но открытие монумента задержалось на 10 лет и успешно состоялось в 1885.

В создании Статуи Свободы принимал участие знаменитый создатель Эйфелевой башни – сам Александр Густав Эйфель. Статуя Свободы. Если подняться на смотровую площадку в «корону»статуи, то можно насладиться видом Ньйю-Йоркской гавани.


Центральной достопримечательностью бангкокского храма Ват Траймит является золотая статуя Будды. Золотой Будда — это крупнейшая в мире цельнолитая статуя из золота, которая весит 5 с половиной тонн. Предположительно Золотой Будда был отлит в XIII – IV веке. Интересно, что такая ценность долгое время была скрыта от глаз общественности.

Сам храм, в котором находится статуя сегодня, был сооружен не так давно в ХХ веке. И обнаружила себя статуя весьма загадочным образом: для храма была привезена старая статуя из заброшенного храма из северной части страны и при транспортировке статуи была отбита часть гипса, а под ним – статуя из чистого золота!


23 августа 1913 года центр Копенгагена украсила скульптура Русалочка – памятник героине одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена. Заказал статую Карл Якобсен в 1909 году, вдохновленный русским балетом, ну а Эдвард Эриксон запечатлел красивую сказку.

Интересно, что для создания скульптуры позировали две модели: Эллин Прайс балерина стала «лицом» русалочки, а для фигуры была позировала жена самого скульптора – Эллине Эриксон. После того, как Карл Якобсен подарил Русалочку Копенгагену, скульптура неоднократно страда от рук вандалов, а так же служила знаком протеста. На сегодняшний день Русалочка – визитная карточка Дании – полностью реконструирована.

15 знаменитых и значимых скульптур

Без скульптуры искусство не может быть полноценным.

Вырезание и вылепливание людей, животных и разнообразных предметов появились в истории человечества едва ли не одновременно с наскальной живописью. Скульптуры - это те же картины, только телесные, а значит и выражающие эмоции немного по-другому. То, что говорят нам статуи, мы воспринимаем во многом проще, потому что они осязаемы и более похожи на нас, чем произведения любого другого вида искусства.
В этом материале мы собрали 15 знаменитых и значимых скульптур, созданных в разные времена из разных материалов с разными целями. Пожалуйста, делитесь в комментариях своими любимыми произведениями скульптурного искусства.

Давид

Микеланджело

Пятиметровое изваяние библейского героя Давида, созданное Микеланджело, когда тому было всего 28 лет, воспринимается как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Самый тиражируемый скульптурный образ в мире.


Мыслитель

Огюст Роден

Еще один до крайности популярный образ создан Огюстом Роденом в 1882 году. Изначально скульптура должна была называться "Поэт" и быть частью композиции "Врата ада" по мотивам "Божественной комедии". Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо, мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.

Шагающий человек

Альберто Джакометти

Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 году 183-сантиметровая скульптура "Шагающий человек", выполненная швейцарским скульптором в 1961 году, была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов.
Скульптура считается одной из самых важных в творчестве этого мастера, ее изображение также размещено на банкноте в 100 швейцарских франков.


Венера Милосская

вероятно Агесандр Антиохийский

Знаменитая древнегреческая скульптура, созданная примерно в середине второго века до нашей эры, была найдена на острове Мелос в 1820 году французским моряком, решившим поискать на берегу древности на продажу. Руки тогда были в целости и сохранности, но были утрачены в момент конфликта между французами (нашедшими) и турками (владельцами острова).


Ника Самофракийская


Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.


Пьета

Микеланджело

Пьета - распространенное название для изображений сцены оплакивания Девы Марии ее сына. Лучшая из них была сделано Микеланджело в 24 года. Безупречная композиция, эмоциональность, человечность и глубокая символичность скульптуры сделали ее образцом культуры Высокого Возрождения.


Нефертити


Один из самых известных скульптурных памятников культуры Древного Египта. Нефертити была супругой фараона-реформатора Эхнатона. Бюст целиком изготовлен из известняка и полностью окрашен. Особенная сохранность красивых цветов, дающих большой контраст между коричневым цветом лица Нефертити и драгоценностями короны, делают его уникальным произведением искусства. Египет и Германия, где хранится бюст царицы, уже много лет ругаются из-за нее, но никак не могут прийти к согласию.


Капитолийская волчица



Этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э., никогда не покидала Рима, города, который основали те, кого выкормила волчица. Во времена Бенито Муссолини Капитолийская волчица использовалась как пропагандистский символ, воплощавший стремление фашистского режима возродить Римскую империю.


Родина-мать

Вучетич и Никитин

Одна из самых высоких статуй в мире расположена в Волгограде и является едва ли не главным символом борьбы советского народа с фашизмом. 52-метровая фигура женщины, шагнувшей вперед, зовет своих сыновей на бой с врагом.


Другое место

Энтони Гормли


Ландшафтная инсталляция "Другое место" - образец современного искусства, вызывающий философские размышления и наводящий меланхолию. Ровно сто чугунных скульптур высотой в человеческий рост расставлены в 2006 году на трехкилометровой пляжной линии к северу от Ливерпуля. Они обращены лицом к морю, и во время приливов некоторые из скульптур частично или полностью погружаются под воду.


Граждане Кале

Огюст Роден


Скульптурная группа "Граждане Кале", заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче. Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.
Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.


Писающий мальчик


Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов. По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.
Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.


Терракотовая армия



Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это достояние Китая. Терракотовые статуи, каждая из которых абсолютно индивидуальна, были захоронены в боевом построении вместе с первым императором династии Цинь - Цинь Шихуанди, объединившим Китай и соединившим все звенья Великой стены в III веке до нашей эры.
Воины должны были поддержать власть императора и в загробном мире.



Золотой Будда


Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит - в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.
В период войны с Бирмой статуя была намерена покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания - до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.