Композиция из плавных линий. Category archives: основы архитектурной композиции. Кривые линии в композиции

by Zsolt Varanka

Одним из мощных методов влияния на зрительское внимание является использование линий в композиции снимка. Линии воздействуют двумя способами. Во-первых, они создают определенной настроение, настраивая зрителя на нужное восприятие, а во-вторых, "ведут" глаза через фотографию, способствуя таким образом нужному прочтению фотографии зрителем, удерживая акцент на главном.

При работе с линиями фотограф может использовать следующие приемы их расположения:

  • горизонтальные линии
  • вертикальные
  • диагональ в снимке
  • зубчатые и нерегулярные линии

Горизонтальные линии , как правило, вызывают ощущение спокойствия, отсутствие изменений. Горизонтальные линии используются часто для таких изображений, когда фотограф хочет показать безвременье или отсутствие перемен и движения в картинке. Когда есть стремление подчеркнуть, что весь момент или часть его заморожено.

by Ashwanth Kadiyala

Горизонтальные линии должны использоваться, когда необходимо сопоставить контраст с более динамичной частью изображения. Например, такие ненавистные многим фотографам, провода на небе хорошо гармонируют своей четкостью и размеренностью с уличной суетой, бурным течением жизни или просто движением, которое можно запечатлеть в нижней части снимка.

by Ralph Graef

Вертикальные линии создают настроение стабильности и спокойствия в окружающем пространстве. При проецировании настроения неизменности, линии часто действуют так же, как горизонтальные. Направленность вверх передает изображению это ощущение постоянства. Примеры правильного использования вертикальной линии для придания изображениям стабильности можно найти в горах, опорах линий электропередачи и вертикальных линиях зданий.

by Max Live

Правильное использование вертикальной линии также может настраивать зрителя на ощущение мира и спокойствия. Например, деревья в тумане, когда проглядывают вертикальные силуэты, старые столбы ограды или сложенные пляжные зонтики ранним утром у моря.

Диагональные линии передают смысл действий и делают изображение более динамичным. По этой причине диагонали считаются очень мощным инструментом. Их сила заключается в способности захватить внимание зрителя, направить его в нужную сторону и удерживать так долго, как того требуется по сюжету. Взгляд зрителя, как правило, проходит назад и вперед, вдоль диагоналей.

by Stanislav Sav-in

Диагональные линии могут быть сформированы не только объектами, такими как улицы, тротуары или дороги, но и цветом. Например, диагональ разделения цветом может добавить драматизма в изображение. Примеры диагоналей многочисленны: дороги, тропинки, реки, волны и множество иного, это всего лишь несколько примеров объектов, которые могут быть переведены в диагональную форму.

by Dani Mantis

В зубчатых и нерегулярных линиях заключаются эмоции и чувства. Диагональные нерегулярные линии окунут зрителя в ощущения спешки и динамики, а зубчатые линии наполнят тревогой и страхом при просмотре изображения.

С помощью интенсивности массивов нерегулярных или зубчатых линий можно управлять при просмотре изображений и степенью восприятия зрителей. Для чего, собственно, фотограф и учится правильно использовать визуальные образы.

by Getting There

Примеры зубчатых линий могут быть найдены в корнях деревьев, линии горных вершин или в покореженном металле на месте аварии или заводских складах.

Мощным оружием в руках фотографа становятся те линии, с помощью которых получается помочь зрителю увидеть именно тот образ и то настроение, которое хотелось передать.

При использовании линий направленного внимания необходимо придерживаться двух правил. Во-первых, следует убедиться, что линии всегда указывают на наиболее важные объекты в изображении. Это же позволяет направлять внимание зрителя.

by Miles Morgan

Во-вторых, следить за тем, чтобы вдоль линий не было заметных "точек", которые способны увести взгляд зрителя в сторону тогда, когда он должен четко следовать вдоль направления линии, которую фотохудожник "проложил" для него специально, чтобы была возможность прочувствовать все изображение в целом.

Лишние линии и точки за пределами изображения рассеивают внимание, направленность взгляда меняется и утрачивается необходимая концентрация для полного осознания изображения, происходит потеря интереса, и вся фотография становится скучной для восприятия.

by Joseba Herrero

Никакая самая продвинутая и не может заменить фотографу . Если вы хотите научиться фотографировать и делать интересные для постороннего взгляда фотографии, следует всегда тщательно изучать теорию, и от могут стать хорошим подспорьем в ее освоении.

Что такое композиция?

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Геометрический и композиционный центр.

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.

(совпадение геометрического и композиционного центров)

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Композиционный центр может быть выделен:
- контрастом света и тени
- контрастом цвета
- размером
- формой


Основные понятия и правила композиции.

Диагональные линии в композиции:


График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.

Замкнутая и открытая композиция:

В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.

Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.


Правило золотого сечения:

Гармония - это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.

Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение?

Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:

Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:

Правило трех третей:

В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.


Динамика и статика в изображении, движение, ритм.

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.


Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.

Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия.

Симметрия:

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.


Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Асимметрия, достижение равновесия:

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.


В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.


Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:


Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:


Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Заключение.

Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.

ЗАДАНИЕ 1. Выполнение макетов простых геометрических тел (ил. 1). цель: Овладеть первичными моторными на­выками макетирования. задачи: Познакомиться с основными на­чальными приемами изготовления макетов объемных форм.

Требования: Выполнить макеты: куба (8×8 см), цилиндра (диаметр 8 см, высота 16 см), пирамиды (сторона 8 см, высота 16см), конуса (диаметр 8 см, высота 16см) по предложенным образцам. методические указания: Приведенные на схе­ме развертки куба и пирамиды (ил. 2) скле­иваются встык клеем ПВА. Чтобы линии сгиба на ребрах куба и пирамиды были ров­ными и четкими, необходимо с внешней сто­роны бумаги по линии сгиба сделать надсеч­ку. Надсечка делается на 0,5 толщины листа бумаги, это надо делать легко, чтобы не про­резать бумагу насквозь. Затем нужно согнуть бумагу по этим линиям и склеить стыки.

Основания конуса и цилиндра (окружно­сти) вырезаются ножом и подравниваются ножницами. Окружность можно вырезать и при помощи измерителя, если очень хорошо заточить одну из иголок. Для склеивания боковых поверхностей конуса и цилиндра можно предусмотреть дополнительный кла­пан. Чтобы боковая поверхность цилиндра согнулась ровно, можно на ее выкройку на­нести надсечки через равные промежутки (5 мм). Ровную кривизну можно получить также, если скручивать детали между двух листов пленки, используемой для рентге­новских снимков.

На всех приводимых далее исходных чертежах приняты определенные условные обозначения: самая толстая линия соответ­ствует линии основного контура и прореза­ется насквозь; пунктирная линия - неви­димый контур, ее надо надсечь с изнаноч­ной стороны; самая тонкая линия соответ­ствует надсечке с лицевой стороны.

Чтобы качество макета было высоким, надо сделать очень точный чертеж, сделать надсечки и прорези, а следы карандаша аккуратно стереть. Иногда можно не поль­зоваться карандашом, а делать уколы изме­рителем в нужных местах. Сначала на вы­кройках делаются надсечки, а потом сквоз­ные прорези.

ЗАДАНИЕ 5. Пластическое решение двух граней куба с использованием метроритми­ческих закономерностей. цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: гео­метрический вид, масса, поло­жение в пространстве, свето­тень и т. п.

Задачи: Усвоить ПОНЯТИЯ фронтальной и объемной композиции.

Освоить приемы создания пластики поверхностей объ­емной формы.

Требования: Создать фронталь — ную композицию, как часть объемного сооружения, по­вернутого к зрителям главным фасадом (статическое воспри­ятие). Размер куба 10×10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в прост­ранстве на основное направ­ление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (ил. 16-20). методические указания: КОМПО­ЗИЦИОННЫЙ центр может рас­полагаться на одной из граней куба или на его ребре. Плас­тические членения куба долж­ны быть выполнены таким об­разом, чтобы при трансформа­ции превращаться в плоскость листа, ограниченного контура­ми выкройки.

На примерах видно, что по мере увеличения пласти­ки в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущест­венную ориентацию на глав­ную точку восприятия. В за­висимости от места располо­жения и характера членений (угловое, центральное, сим­метричное, асимметричное) меняется и восприятие само­го объема в пространстве, его ориентация на зрителя.

Иллюстрация 20

ЗАДАНИЕ 6. Пластическое решение поверх­ности куба (ил. 21-23). цель и задачи смотри задание 5. требования: Пластически решить куб как объемную форму, рассматриваемую со всех сторон. Проследить единый композицион­ный замысел в решении пластики всех гра­ней. Размер куба 10×10 см.

Методические указания: Композиция предус­матривает восприятие со всех сторон, что не исключает и основного направления дви­жения к этому объему.

На примерах можно видеть разные вари­анты решений пластики поверхности куба, от слабого до глубокого рельефа.

Макеты цилиндрических объемов реша­лись по такому же принципу, как и кубы.

В ЗАДАНИЕ 7. Ритмические членения поверх­ности цилиндра. цель и задачи смотри задание 6. требования: Выявить объем цилиндра за

Счет пластической разработки его поверх — | ности (ил. 24-26). Диаметр основания 10 см, высота 18 см.

Методические указания: Макет клеится ме­тодом встык. Пластическое решение по­верхности достигается с помощью надсе­чек, прорезей, отгибов.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ФОРМ С ПОМОЩЬЮ РИТМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Рассмотрим еще одну возможность по­лучить объемную форму из листа бумаги без клея. На чертеже (ил. 28) показаны геометрические рисунки прорезей в виде окружностей и квадратов. Путем проре­зывания и отгибания отдельных частей можно создать полусферу и пирамиду (ил. 27). Форма пирамиды строится из взаимно перпендикулярных треугольных пластин разной величины. Создается впечатление объема и пространства внутри него. Рит­мический рисунок прорезей на горизон­тальной поверхности основания опреде­ляет ориентацию объема пирамиды во внешнем пространстве по отношению к зрителю. Организуется движение вокруг пирамиды и направление основного дви­жения внутрь нее.

Этот прием можно использовать для членения поверхностей и проникновения во внутреннее пространство объема. При этом достигаются разные впечатления от решения поверхности и степени простран­ственного раскрытия самой формы.

Иллюстрация 29

ЗАДАНИЕ 8. Членение объемной формы с помощью ритмических элементов. цель: Изучить свойства объемных форм: гео­метрический вид, величина, масса, положе­ние в пространстве.

Задачи: Проследить, как меняются свойства геометрической формы в зависимости от степени ее членения и характера используе­мых для членения элементов. требования: Выполнить макеты объемных форм из ритмических элементов по предло­женным образцам (ил. 27-29). Разработать одну из объемных форм (куб, пирамида, тетраэдр) с помощью ритмических пространственных элементов (ил. 30-33). методические указания: Элементы, как части плоскости, могут изменяться по ритмическим закономерностям и отгибаться наружу или внутрь основного объема. Отгибать элементы надо только после склеивания основного объема, чтобы не помять отгибаемые детали.

Открывается интересная возможность исследования пространственных сочетаний разных геометрических форм: куба, пира­миды, полусферы, тетраэдра.

В зависимости от количества, размеров, расположения членящих элементов получает­ся различная степень изменения первона­чальной массы основного объема. Из глухой, статической, форма может превратиться в легкую, ажурную, имеющую свое внутреннее пространство. Когда объемная форма глад­кая, поверхность ее не разработана, то внут­реннее пространство не читается. Если по­верхности членятся, прорезаются, то появля­ются пространственные проемы, начинает выявляться внутреннее пространство самой объемной формы.

Один из педагогов БАУХАУЗа, Моголь — Надь, рассматривал пространство как ре­зультат развития массивности формы. Вот некоторые этапы преобразования, которые, по его мнению, происходят с простой фор­мой по пути превращения цельного массива в пространственную форму:

Предельная массивность, целостность не- расчлененного объема;

Цельная форма, но уже пластически пре­образованная;

Форма, сохраняющая композиционную целостность построения с активным включе­нием пространства.

На этих заданиях изучаются первичные свойства объемных форм: величина, пропор­ции; геометрический вид; положение в прост­ранстве; масса как состояние, изменяющееся в пределах от наибольшей массивности до мак­симальной пространственности; светотень. Используются такие композиционные средст­ва, как нюанс, контраст, пластический ритм.

Один из самых лучших примеров ведущих линий это пирс. Он привлекателен не только своими линиями, но и тем, что причал неизменно связан с наличием водоема. Можно создавать различные образы в зависимости от дополнительных элементов вблизи объекта.

Дороги и коридоры также представляют собой отличный пример ведущих линий. Они привлекают зрителя в область архитектурной тематики.

Для ведущих линий не всегда характерно множество параллельных линий. Иногда вам придется импровизировать, работая с тем, что у вас есть. Например, штурвал лодки, которая направлена в Тадж-Махал, как на фотографии выше. Линии плавсредства собираются в одной точке, образуя стрелу. Они практически указывают зрителю на главную часть в изображении.

Ведущие линии не всегда очевидны. Особенно в природе, хотя и в застроенном мире такое тоже встречается. Линии могут быть тонкими, едва заметными. Вы можете выявить их, наблюдая за узором из элементов, которые выстроились в ряд. Это могут быть камни, ручьи или просто объекты подобной формы.

При использовании длинной выдержки во время съемки движущегося объекта часто возникают ведущие линии. При этом энергия движения становится еще более выразительной, когда объекту при передвижении сопутствует размытие.

Не всегда ведущие линии следует начинать от центра изображения. К тому же попробуйте разместить их на фотографии, применив правило третей. Примеры таких изображений распространены в большей степени, чем вы думаете. Просто попрактикуйтесь, чтобы научиться их замечать вокруг себя.

Может случиться, что вы не сразу обнаружите ведущие линии. Иногда вы обращаете на них внимание, когда уже сделали снимок. К примеру, вот эти кадры в гавани Сиднея и Мельбурна. Движения парома на одном изображении и парение облаков в другом, это элементы, которые фотограф не планировали. Но кадры оказались очень удачными.


Видео : Ведущие линии , как основа композиции в изображении

Здравствуйте, дорогие фотолюбители!

Сегодня мы поговорим о линиях и их роли в композиции фотографии.

Итак, когда мы пытаемся выстроить композицию кадра в видоискателе или на экране ЖК-дисплея своего фотоаппарата, необходимо обращать пристальное внимание на линии. Именно они могут объединять различные композиционные элементы кадра или разделять их, определять настроение, выразительность и динамику фотографии.

Линии могут являться как помощником фотографа, усиливающим тот или иной эффект, так и настоящим разрушителем всего композиционного решения.
Владение фотографом соответствующими знаниями об использовании линий в композиции кадра не только помогает ему создавать яркие, интересные фотоизображения, но и позволяет понимать, как зритель будет рассматривать сделанные им снимки. На чем остановится его взгляд, на какие детали изображения он обратит основное внимание и каким будет его общее восприятие фотографии. В зависимости от своего расположения линии выражают динамику движения и придают фотографии то или иное настроение.

Этюд для «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи

и одна из возможных "линий красоты" этого эскиза.

Такая линия может выступать в композиции и в качестве обрамляющего контура снимаемого объекта, и в роли направляющей линии.

Диагональные линии
Диагональные линии в композиции кадра не только придают изображению динамику и, по сути, символизируют движение, но и просто привлекают внимание зрителя.

Начальную точку диагональной линии обычно располагают в одном из углов кадра, а затем ведут линию либо из левого верхнего угла в правый нижний («падающая» диагональ), либо из левого нижнего угла в правый верхний угол («восходящая» диагональ). Реализация и того и другого варианта диагональной линии вызывает у зрителя ощущение напряженности движения.

Диагонали можно использовать также для направления взгляда зрителя таким образом, чтобы он, двигаясь по диагональным линиям, воспринимал в полной мере все сюжетно важные детали фотографии.

Диагональ может соединять главный объект съемки со второстепенным, тем самым, заставляя человека двигаться взглядом внутрь кадра.
Помимо этого, диагональные линии позволяют придать снимку глубину и некое пространственное измерение. В этом плане особенный эффект возникает при наличии в кадре каких-либо сходящихся вдали линий.

Итак, мы рассмотрели основные виды линий в композиции фотографии. Но не стоит забывать, что линия, по которой движется взгляд зрителя, может быть не только поступательной, но и образовывать овал, треугольник, квадрат и пр. Самое сильное впечатление создается тогда, когда в кадре нечетное число привлекающих внимание объектов, а точнее — когда это число равно трем (композиционный треугольник).


Теперь знаем, что линии в руках умелого фотографа становятся мощным оружием, с помощью которого фотограф помогает зрителю увидеть именно тот образ и то настроение, которое ему хотелось передать в своем снимке.


Но при использовании линий направленного внимания необходимо придерживаться двух правил.
Во-первых, следует убедиться, что линии всегда указывают на наиболее важные объекты в изображении. Это же позволяет направлять внимание зрителя.

Во-вторых, необходимо следить за тем, чтобы вдоль линий не было заметных «точек», которые способны увести взгляд зрителя в сторону от основной линии, которую фотохудожник «проложил» для него специально, чтобы была возможность прочувствовать все изображение в целом.

Лишние линии и точки за пределами изображения рассеивают внимание, направленность взгляда меняется и утрачивается необходимая концентрация для полного осознания изображения, происходит потеря интереса, и вся фотография становится скучной для восприятия.
И в конце подведем основные итоги.
Линии являются одним из основных элементов композиции любого фотоснимка.
Линии, реальные или воображаемые, могут усиливать эффект от изображения или придавать фотографии то или иное настроение.


Линии в кадре несут разнообразную эмоциональную нагрузку: изогнутые и горизонтальные успокаивают, ломаные раздражают, вертикальные возвеличивают, диагональные придают динамику.
Конечно, чтобы научиться правильно и, самое главное, к месту использовать различные типы линий, необходима постоянная практика. Прогуливаясь в очередной раз с фотоаппаратом, посмотрите, как можно использовать линии в кадре для придания снимку большей выразительности и эмоциональной яркости. Кроме того, старайтесь постоянно анализировать форму предметов. Задавайте себе вопрос, как можно сфотографировать тот или иной объект, чтобы максимально проявить его форму на снимке, сделать его более интересным для зрителя, передать в кадре необходимое настроение. И вы очень быстро разовьете в себе навык анализа формы и линий.