Чем отличаются сказки от эпических сказаний. Виды и жанры эпоса. Более мелкие элементы

Прежде чем разбирать жанры эпоса, следует выяснить, что скрывается за этим термином. В литературоведении этим словом зачастую могут называться несколько разные явления.

Существует такая категория, как литературный род. Всего их существует три, и каждый включает ряд произведений, похожих по типу своей речевой организации. Другая важная деталь - каждый род отличается по своей направленности на субъект, объект или же акт художественного высказывания.

Основной элемент

Ключевая единица, определяющая деление литературы, - слово. Именно оно в первую очередь либо изображает предмет, либо воспроизводит общение персонажей, либо выражает состояние каждого говорящего.

Так или иначе, традиционно выделяют три литературных рода. Это драма, лирика, эпос.

Род литературы

Если драма изображает человеческую личность в конфликте с окружающими людьми, а лирика направлена на выражение чувств и мыслей автора, то жанры эпоса подразумевают объективное изображение индивида, взаимодействующего с миром вокруг него.

Большое внимание уделяется событиям, характерам, обстоятельствам, общественной и природной среде. Именно по этой причине жанры эпоса в литературе отличаются большим разнообразием, чем драмы или лирики. Возможность использования всех глубин языка позволяет автору уделять особое внимание описанию и повествованию. Этому могут поспособствовать эпитеты, сложные по конструкции предложения, всевозможные метафоры, фразеологизмы и т.д. Это и многое другое - изобразительные детали.

Крупные жанры эпоса

Из объемных к эпосу относятся следующие жанры: эпопея, роман и произведения, подпадающие под оба этих определения. Данное родовое обозначение противопоставлено таким малым жанрам, как рассказ, повесть и т.д.

Эпопею можно обозначить с помощью двух определений:

1. Обширное повествование, в центре внимания которого находятся выдающиеся исторические события.

2. Продолжительная и сложная история, включающая множество событий и персонажей.

Примерами жанра эпопеи являются произведения русской литературы «Тихий Дон» М.А. Шолохова и «Война и мир» Л.Н. Толстого. Для обеих книг характерен сюжет, охватывающий несколько драматических лет в истории страны. В первом случае это Первая мировая и гражданская войны, уничтожившие казачество, к которому относились главные герои. Эпопея Толстого рассказывает о жизни дворян на фоне противостояния с Наполеоном, кровопролитных сражений и сожжения Москвы. Оба писателя уделяют внимание множеству характеров и судеб, а не делают одного персонажа протагонистом всего произведения.

Роман, как правило, несколько меньше эпопеи по объему и ставит во главу угла не такое большое количество человек. В целом данный термин можно расшифровать как «прозаическое развернутое повествование о жизни главного героя и развитии его личности». Благодаря своей доступности и универсальности данный жанр, безусловно, является самым популярным в литературе.

Довольно расплывчатое понятие романа позволяет причислить к нему самые разные произведения, иногда кардинально отличающиеся друг от друга. Существует точка зрения о возникновении данного явления еще в Античности («Сатирикон» Петрония, «Золотой орел» Апулея). Более популярна теория о появлении романа в эпоху расцвета рыцарства. Это мог быть переработанный народный эпос или более мелкие басни («Роман о Ренаре»).

Развитие жанра продолжилось в Новое время. Оно достигло своего апогея в XIX веке. Именно в это время творили такие классики, как А. Дюма, В. Гюго, Ф. Достоевский. Произведения последнего можно также охарактеризовать как психологический роман, так как Федор Михайлович достиг невероятных высот в описании душевного состояния, переживаний и размышлений своих героев. К «психологическому» ряду можно также добавить Стендаля.

Другие поджанры: философский, исторический, воспитательный, фантастический, любовный, авантюрный роман, утопия и т. д.

Кроме того, существует классификация романов по странам. Все это также жанры эпоса. Менталитет, образ жизни и особенности языка сделали русский, французский и американский романы совершенно разными явлениями.

Более мелкие элементы

Согласно классификации к эпосу относятся следующие жанры - повесть и поэма. Эти два явления отображают противоположный подход к творчеству среди авторов.

Повесть занимает промежуточное положение между романом и малыми формами. Такое произведение может охватывать небольшой промежуток времени, в нем один главный герой. Интересно, что еще в XIX веке в нашей стране повестями назывались и рассказы, так как подобного термина русский язык еще не знал. Иными словами, так обозначалось любое произведение, которое уступало роману по объему. В иностранном литературоведении, например, в английском, понятие «повесть» синонимично выражению «короткий роман» (short novel). Иначе говоря - новелла. Классификация этого литературного явления аналогична той, которая применяется среди романов.

Если повесть относится к прозе, то в поэзии параллельно ей существует поэма, которая также считается произведением среднего объема. Стихотворная форма включает повествование, характерное для остального эпоса, однако имеет и собственные легко узнаваемые черты. Это нравоописательность, помпезность, глубокие переживания персонажей.

Подобный эпос, примеры которого можно найти в самых разных культурах, возник давно. Некой точкой отсчета можно назвать песни лирико-эпического характера, сохранившиеся, например, в виде древнегреческих гимнов и ном. В дальнейшем такие литературные произведения стали характерны для германской и скандинавской раннесредневековых культур. К ним также можно отнести и былины, т.е. русский эпос. Со временем эпический характер повествования стал костяком всего жанра. Поэма и ее производные - основные жанры эпоса.

В современной литературе поэма уступила доминирующее положение роману.

Малые формы

Жанры эпоса включают и С помощью подобного опыта автор в первую очередь исследует мысли и личность героя. Окружающий мир играет второстепенную роль, а его описание подчинено основной задаче. Иногда портретом называют и биографическое описание, основанное на главных этапах жизни объекта.

Если портрет - это художественный опыт, то проблемный очерк считается частью публицистики. Это своеобразный диалог, разговор с читателем на определенную тему. Задача автора - обозначить проблему и изложить собственные взгляды на ситуацию. Подобными заметками полны газеты и вообще любая периодика, так как их глубина и размер полностью подходят публицистике.

Отдельно стоит отметить которые возникли раньше остальных и даже отразились в русской классической литературе. Например, это зарисовки Пушкина, а также «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, принесшее ему бессмертную славу. С помощью путевых заметок автор пытается зафиксировать собственные впечатления от увиденного в дороге. Именно это и делал Радищев, не побоявшись напрямую заявить об ужасающем быте крепостных и рабочих, встретившихся на его пути.

Жанры эпоса в литературе представлены и рассказом. Это самая простая и доступная форма как для автора, так и для читателя. Произведения русской литературы в жанре рассказа сделали всемирно известным А.П. Чехова. Несмотря на кажущуюся простоту, он с помощью всего лишь нескольких страниц создавал яркие образы, которые отложились в нашей культуре («Человек в футляре», «Толстый и тонкий» и т.д.).

Рассказу синонимичен термин «новелла», который пришел из итальянского языка. И то, и другое находится на последней ступеньке прозы по объему (последовательно после романа и повести). Писателям, специализирующимся в данном жанре, свойственна так называемая циклизация, или публикация произведений в периодической печати в регулярном режиме, а также сборники.

Для рассказа характерна простая структура: завязка, кульминация, развязка. Такое линейное развитие сюжета часто разбавляется с помощью неожиданных поворотов или событий (так называемый рояль в кустах). Подобный прием стал массовым еще в литературе XIX века. Корни рассказа - это народный эпос или сказки. Сборники мифических сказаний стали предшественниками этого явления. Например, «Тысяча и одна ночь» получившая известность не только в арабском мире, но и отразившаяся в других культурах.

Уже ближе к началу Ренессанса в Италии обрел популярность сборник «Декамерон» пера Джованни Бокаччо. Именно эти новеллы задали тон для классического типа рассказа, ставшего распространенным уже после эпохи барокко.

В России жанр рассказа стал популярен в период сентиментализма на исходе XVIII века, в том числе благодаря творчеству Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского.

Эпос как самостоятельный жанр

В противовес литературному роду и триаде «драма, лирика, эпос» существует и более узкий термин, говорящий об эпосе как о повествовании, сюжет которого берется из далекого прошлого. При этом он включает множество образов, каждый из которых создает собственную картину мира, отличающуюся у каждой культуры. Важнейшую роль в таких произведениях играют герои народного эпоса.

Сравнивая две точки зрения о данном явлении, нельзя не обратиться к словам известного русского культуролога и философа М.М. Бахтина. Отделяя эпопею из далекого прошлого от романа, он вывел три тезиса:

1. Предмет эпопеи - национальное, так называемое абсолютное прошлое, о котором нет точных свидетельств. Эпитет «абсолютное» был взят из работ Шиллера и Гете.

2. Источник эпопеи - это только национальное предание, а не личный опыт, на основе которого писатели создают свои книги. Так, эпоса в изобилии содержат отсылки к мифическому и божественному, чему нет никаких документальных подтверждений.

3. Эпический мир не имеет ничего общего с современностью и максимально отдален от него.

Все эти тезисы облегчают ответ на вопрос о том, что за произведения или какие жанры входят в эпос.

Корни жанра следует искать на Ближнем Востоке. Древнейшие цивилизации, возникшие в междуречье Евфрата и Тигра, отличались более высоким культурным уровнем по сравнению со своими соседями. Возделывание земли, возникновение ресурсов, зарождение торговли - все это развивало не только язык, без которого невозможна литература, но и создавало причины для начала военных конфликтов, сюжет которых ложится в основу героических произведений.

В середине XIX века английским археологам удалось обнаружить древний город Ниневию, принадлежавший к ассирийской культуре. Там же были найдены глиняные таблички, содержавшие несколько разрозненных сказаний. Позже их удалось объединить в одно произведение - «Эпос о Гильгамеше». Оно было начертано клинописью и на сегодняшний день считается древнейшим примером своего жанра. Датировка позволяет отнести его к XVIII - XVII векам до н.э.

В центре повествования сказаний находится полубог Гильгамеш и история его походов, а также взаимоотношений с другими сверхъестественными существами аккадской мифологии.

Другой важный пример из Античности, который позволяет ответить на вопрос о том, какие жанры относятся к эпосу, - это творчество Гомера. Две его эпических поэмы - «Илиада» и «Одиссея» - являются древнейшими памятниками древнегреческой культуры и литературы. Персонажи этих произведений - не только боги Олимпа, но и смертные герои, сказания о которых из поколения в поколение сохранял народный эпос. «Илиада» и «Одиссея» - прообразы будущих героических поэм Средневековья. Во многом друг от друга были унаследованы сюжетные построения, тяга к мистическим историям. Именно в дальнейшем явление достигает своего максимального развития и распространения.

Средневековый эпос

Под этим термином подразумевается в первую очередь эпос, примеры которого можно найти в Европе среди христианских или языческих цивилизаций.

Существует и соответствующая хронологическая классификация. Первая половина - творчество раннего Средневековья. Конечно же, это саги, оставленные нам скандинавскими народами. Вплоть до XI века викинги бороздили европейские моря, промышляли грабежом, работали наемниками у королей и создавали собственные государства по всему континенту. Этот многообещающий фундамент вместе с языческой верой и пантеоном божеств позволил появиться таким памятникам литературы, как «Сага о вельсунгах», «Сага о Рагнере Кожаные Штаны» и т.д. Каждый конунг оставлял после себя героическое повествование. Большая их часть сохранилась до наших времен.

Скандинавская культура повлияла и на соседей. Например, на англосаксов. Поэма «Беовульф» была создана между VIII и X веком. 3182 строки рассказывают о славном викинге, который сначала становится конунгом, а потом побеждает чудовище Грендель, его мать, а также дракона.

Вторая половина относится к эпохе развитого феодализма. Это французская «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о нибелунгах» и т.д. Удивительно то, что каждое произведение дает представление об уникальной картине мира того или иного народа.

Какие жанры входят в эпос указанного периода? По большей части это поэмы, однако существуют стихотворные произведения, внутри которых встречаются части, написанные языком прозы. Например, это характерно для ирландских сказаний («Сага о битве при Маг Туриед», «Книга захватов Ирландии», «Анналы четырех мастеров» и т.д.).

Ключевым отличием между двумя группами поэм средневековья является масштаб отображаемых событий. Если памятники до XII в. рассказывали о целой эпохе, то в годы развитого феодализма объектом повествования становится конкретное событие (например, битва).

Существует несколько теорий зарождения «героического» творчества в средневековой Европе. Согласно одной из них, такой основой стали песни в жанре кантилены, распространенные в VII веке. Сторонником подобной теории был Гастон Парис - известный французский исследователь эпохи Средневековья. Кантиленами назывались небольшие сюжеты о том или ином историческом событии, положенные на простую музыкальную структуру (чаще всего вокальную).

С годами эти «крохи» объединялись в нечто большее и обобщенное. Например, в сказания о короле Артуре, распространенные среди кельтского населения Великобритании. Таким образом, жанры народного эпоса со временем сливались в одно целое. В случае с Артуром возникали романы «бретонского цикла». Сюжеты проникали во всевозможные хроники, создававшиеся при монастырях. Так полумифические истории превращались в задокументированную правду. Рыцари круглого стола до сих вызывают множество споров на предмет реальности и достоверности.

Ключевой причиной расцвета жанра в христианской Европе той эпохи считается разложение рабовладельческого строя и появление феодализма, в основе которого лежала военная служба своему сюзерену.

Русский эпос

Русский эпос получил в нашем языке собственный термин - «былины». Большая их часть передавалась в устной форме от поколения к поколению, и те списки, которые на сегодняшний день представлены в музеях и перенесены в учебники и хрестоматии, относятся к XVII - XVIII векам.

Тем не менее жанры народного эпоса на Руси были в своем расцвете в IX - XIII вв., т.е. до нашествия монголов. И именно эта эпоха отображена в большинстве литературных памятников подобного рода.

Особенности жанра былин заключаются в том, что они представляют собой синтез христианской и языческой традиций. Зачастую подобное переплетение мешает историкам определить наверняка природу того или иного персонажа, явления.

Ключевые персонажи таких произведений - богатыри - герои народного эпоса. Особенно ярко это отображено в былинах киевского цикла. Другой собирательный образ - князь Владимир. Чаще всего высказывается предположение, что под этим именем скрывается креститель Руси. Это, в свою очередь, рождает спор о том, где возник русский эпос. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что былины создавались на юге Киевской Руси, тогда как в Московской Руси через несколько веков они были обобщены.

Безусловно, особенное место в отечественном литературном пантеоне занимает «Слово о полку Игореве». Этот памятник древнеславянской культуры знакомит читателя не только с основным сюжетом - неудачным походом князей в земли половцев, но и олицетворяет картину мира, которая окружала жителей Руси в те годы. В первую очередь это мифология и песни. Произведение обобщает особенности жанра былин. Крайне важно «Слово» и с точки зрения лингвистики.

Утраченные работы

Отдельного разговора заслуживает наследие прошлого, не сохранившееся до наших дней. Причиной часто является банальное отсутствие задокументированного экземпляра книги. Поскольку часто сказания передавались в устной форме, со временем в них появлялось множество неточностей, а особенно неудачные и вовсе забывались. Множество поэм погибло из-за частых пожаров, войн и других катаклизмов.

Упоминания об утраченных реликвиях прошлого можно найти и в древних источниках. Так, римский оратор Цицерон еще в I веке до н.э. в своих произведениях жаловался на то, что были безвозвратно утеряны сведения о легендарных героях города на семи холмах - Ромуле, Регуле, Кориолане.

Особенно часто утрачиваются стихи на так как нет носителей, которые могли бы передавать свою культуру и хранить память о прошлом народа. Вот только немногочисленный список этих этносов: турдулы, галлы, гунны, готы, лангобарды.

В древнегреческих источниках встречаются упоминания о книгах, оригиналы которых так и не были найдены либо сохранились в отрывках. Это «Титаномахия», повествовавшая о сражении богов и титанов еще до существования человечества. О ней, в свою очередь, упоминал в своих трудах Плутарх, живший в начале нашей эры.

Потеряно много источников Минойской цивилизации, жившей на Крите и исчезнувшей после загадочного катаклизма. В частности, это история о правлении царя Миноса.

Заключение

Какие жанры относятся к эпосу? Во-первых, это памятники средневековой и в основе которых лежит героический сюжет и религиозные отсылки.

Также эпос в целом - это одна из трех литературных форм. Она включает эпопеи, романы, повести, поэмы, рассказы, очерки.

Эпос (epos) в переводе с греческого языка - слово. Это повествовательная форма литературы. Платон считал, что в эпохе сочетаются лирические элементы (высказывания автора) и драматические (подражание). По мнению Аристотеля, автор эпоса ведет рассказ "о событиях как о чем-то постороннем, как это делает Гомер, или от самого себя, не заменяя себя другим и выводя всех изображаемых лиц в действии". По Гете и Шиллером, автор рассказывает о событии, перенося ее в прошлое, а в драме изображает его таким, что происходит сейчас. По мнению Гегеля, эпос воспроизводит объективность в обьективизуючий форме. В. Кожинов относит эпос, как и драму, в изобразительных видов искусства.

В эпических произведениях жизнь изображается как нечто внешнее по отношению к автору и персонажей. Кажется, что автор стоит сбоку и рассказывает о том, что знает, видел. По тому, как писатель описывает события, характеры, можем сделать вывод, как он относится к изображаемому.

События в эпохе изображаются как такие, которые уже состоялись, поэтому о них рассказывается в прошедшем времени. Настоящее и будущее время используется для предоставления динамичности и яркости повествования. Эпические произведения пишут преимущественно прозой. Все они имеют повествовательный характер.

Формы повествования в эпических произведениях - разные. Наиболее распространенная форма - рассказ от третьего лица. Иногда рассказчик может быть персонажем произведения (Максим Максимович в повести "Бэла" с "Героя нашего времени" М. Лермонтова). Мировосприятием рассказчики-персонажи могут быть близкими писателю. Рассказ от первого лица придает произведению достоверности, вносит в него лирический элемент. Есть произведения, в которых персонажи сами рассказывают об увиденном и пережитом. Об этом свидетельствуют античные романы - "Метаморфозы" ("Золотой осел") Апулся и "Сатирикон" Петрония, мемуарные рассказы Лепкого "Сказка моего жизни".

Помимо рассказа, в эпических произведениях есть описания предметного мира, природы, быта. К рассказу иногда "подключаются" авторские размышления. Рассказ о событиях может сопровождаться высказываниями персонажей, их монологами, диалогами. Автор может характеризовать какие-то моменты из жизни персонажа, сообщать о том, что происходило в разное время и в разных местах.

В эпических произведениях характеры раскрываются в действиях, поступках, жестах, мимике, речи.

Эпос имеет три типа художественной формы: стихотворный, прозаический и синкретический.

Виды, жанры эпоса

Возникновение эпоса достигает первобытных времен. В народно-поэтическом творчестве существуют такие виды эпоса, как сказка, былина, народная дума, легенда, перевод.

Сказка - эпическое произведение, в котором рассказывается о фантастических событиях и приключениях героев. Есть сказки, героические, социально-бытовые, фантастические, сатирические, юмористические, сказки о животных и тому подобное.

Кроме народных, есть литературные сказки. Известные сказки И. Франко, А. Пушкина, братьев Я. и В. Гримм, Андерсена и другие.

Былина - эпическая речитативная песня, которую в княжеские времена исполняли народные певцы-музыканты. Персонажи былин - народные герои - богатырь Илья Муромец, Добрыня Никитич. Былины возникли в XI-XII вв. в Киевской Руси, впоследствии распространились в северных областях России. Черты былинных героев сохранили украинские сказки, такие как "Сказка о Котигорошко", "Сказка о Кожемяке".

Легенда (лат. Legenda - то, что следует читать). Это фольклорный или литературное произведение, в котором рассказ на фантастическую тему. Легенды имеют разный смысл. Легендам относят распространены в средние века "жития" первых христиан, "святых" подвижников и князей. их читали в церквях, монастырях в дни праздников в честь святых. Впоследствии появились апокрифические легенды с атеистическими мотивами. Эти легенды были запрещены церковью. Известны легенды об исторических событиях и народных героев, о руководителе освободительной войны Хмельницкого, фастовского полковника Семена Палия. В легендах о Алексея Довбуша,

Максима Зализняка, Устим Кармалюка, Лукьяна кобылицы раскрывается борьба крестьян против феодального гнета.

Мир (мим) (греч. Mythos - слово, перевод). Мифы появились в то время, когда у людей было наивное непосредственное представление об окружающем мире. М. Моклица называет миф альтернативной реальностью. По ее словам, миф - "объективация первоначального восприятия, которое со временем становится синонимом выдумки, неадекватного видение такого, чего на самом деле в жизни нету. Миф концентрирует в себе полиаспектнисть человеческого мировосприятия. Он в равной степени обманчив и истинный: он обозначает наш бесконечный процесс поиска истинных знаний. Миф - антитеза к научному мировосприятие - адекватного, обоснованного, доведенного как истинное ". Мифы отличались от сказок, потому что сказки считались плодом фантазии, и от легенд, потому что в легендах были реальные исторические события и герои. Миф воспринимался как нечто вероятное. Современные литературоведы считают миф обобщенно-целостным восприятием действительности, характеризуется синтезом реального и идеального и оказывается на уровне подсознания. Под мифом понимают устойчивую архетипну модель, которая оформлена в определенных сюжетах, образах.

Заметный след в литературе оставила древнегреческая, древнеримская мифология, германо-скандинавская. Сюжеты античной мифологии использовали Данте ("Божественная комедия"), Дж. Боккаччо ("Фиезоланськи мифы"), П. Корнель ("Медея", "Эдип"). Ж. Расин ("Андромаха", "Ифигения в Авлиде").

Народные смиховинкы (анекдоты) - сатирические или юмористические рассказы, высмеивающие определенные человеческие пороки.

Притча - аллегорическое рассказ о человеческой жизни морализирующего характера. Жанр притчи появился в фольклоре, он происходит от апологии (сказки о животных). С апологии развилась и байка. Ю. Климьюк, сравнивая притчу и басню, отмечает, что близкий жанровая форма притчи и басни обусловлена общностью их происхождения: от мифа к сказке, от сказки к апологии, из которого и развилась собственно байка и притча. "Поучительность, аллегорическая, философичность, внешнее сходство построения, - пишет Ю. Климьюк - это те черты, которые соединяют притчу с басней. В то же время притча имеет ряд отличий: если байка изображает характер человека, разоблачает ее черты, то в притче на характеры героев обращается мало внимания, они часто неконкретными, можно сказать даже абстрактными, полностью зависят от заранее заданной мысли...

И еще одна существенная разница: басня является произведением комичным, притча - в принципе произведение серьезный (хотя могут быть притчи юмористические и сатирические) ... "

"Притчу, - продолжает Ю. Климьюк - еще часто называют параболой. Парабола - это группа аллегорических, морализаторско-обучающих жанров (притча, басня, короткая сказка, анекдот, рассказ и т.д.), в которой через собранный пример и его толкование утверждались определенные мысли...

Согласно содержанию и идейной направленности притча делится на религиозную и светскую, философскую и нравственную, а также фольклорную. Притча может иметь различные модификации: короткий поучительный выражение (пословица, поговорка, сентенция), фабульная притча (прозаическая и стихотворная), притча с объяснением и без объяснения, притча с аллегорией и без аллегории, притча - парабола, притча - развернутое сравнение " .1 В украинской литературе притчу как основу сюжета или как отдельный жанр использовали И. Франко, Д. Павлычко, Лина Костенко, Б. Олийнык.

Ю. Климьюк утверждает, что не каждый парабола является притчей, но каждую притчу можно считать параболе. Трудно отличить притчу от параболы. Некоторые литературоведы их отождествляют.

В "литературоведческих словаре-справочнике" читаем: (греческое parabole - сравнение, сопоставление, подобие) - "поучительное иносказания, близка к притче жанровая разновидность, в которой по сжатой рассказом об определенном событии скрывается несколько других планов содержания. Внутри структуры параболы - инакомовний образ, шо тяготеет к символу, а не аллегории (иногда параболу называют "символической притчей"), однако она не подавляет предметности, ситуативности, остается изоморфной отношении ". А. Потебня разновидностью басни считал притчу.

Эпопея (греч. Еророииа от epos - слово и роиео - - создавать) - повествовательный вид, который был популярен до появления романа. Эпопея берет начало в мифологии и фольклоре. В Древней Греции эпопеей называли цикл народных сказаний, легенд и песен о значительных исторических событиях, легендарных и исторических героев. На основе народных эпопей сформировались авторские - "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Энеида" Всргилия. "Витязь в тигровой шкуре" Ш. Руставели, "Слово о полку Игореве", "Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Лузиады» Л. ди Камоэнса.

Известный российский литературовед Бахтин писал, шо эпопея имеет три конструктивные особенности:

1) предметом эпопеи выступает национальное эпическое прошлое, "абсолютное прошлое", по выражению Гете и Шиллера;

2) источником эпопеи служит национальное сказанное, а не личный опыт;

3) эпический мир удаленный от современности, то есть от времени его певца (автора и его слушателей), абсолютной дистанцией... "Мир эпопеи, - конкретизирует М. Бахтин, - национальное героическое прошлое, мир" начал "и" вершин "национальной истории, мир родителей и родозачинателив, мир "первых" и "лучших". Дело не в том, что прошлое служит содержанием эпопеи. отнесенностью изображаемого мира в прошлое, принадлежность его к прошлому - ... формальный признак эпопеи как жанра. Эпопея никогда не была поэмой о современности (превратившись лишь для потомков в поэму о прошлом). Эпопея как известный нам определенный жанр изначально была поэмой о прошлом..., а авторская установка (то есть установка оратора эпического слова) является установкой человека, говорит о недостижимом для нее прошлое, благоговейное установка отпрыска. Эпическое слово по своему стилю, тоном, характером образности принципиально несовместимо со словом современника о современнике, обращенные к современников ("Онегин добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы, или блистала, мой читатель... ")". Эпопея всесторонне описывает общественно-политическую жизнь, обычаи, культуру, быт народа, родственные отношения. ее стиль торжественный, изложение неторопливый. Особое место в эпических поэмах занимают речи героев, монологи, диалоги.

В XVIII в. эпопею вытеснил роман. Эпопеями стали называть большие эпические произведения - романы, циклы романов. Известны такие украинские романы-эпопеи, как "Кровь людская - не водица", "Большая родня» М. Стельмаха, "Волынь" У. Самчука, поэмы-эпопеи - "Проклятые годы", "Пепел империй" Юрия Клена.

Роман (франц. Roman, нем. Roman, англ. Novel) - большой эпическое произведение, в котором личная жизнь человека изображается в связи с общественным. В романе много героев и подробно описываются их характеры, многогранные связи между собой и обществом.

Сначала термином "роман" называли стихотворные произведения, написанные на романском языке (итальянском, французском, португальском...). Слово "роман" появилось в средние века. Как отмечает В. Домбровский, романом называли "рассказ о фантастических, чудесные рыцарские приключения, сложенные нестихотворным, простонародным языком, которая для отличия от латыни, языка церкви и духовного литературы (linqua latina), называлась романской (linqua romana). Те рассказы из" являются сначала во Франции, где творят продолжение давних рыцарских поэм (шансон де жест - песни о быль, то есть старофранцузского эпоса, в котором на первом месте стоит знаменитая "Песнь о Роланде"), а дальше... циклы средневековых преданий и легенд об Артуре, святого Грааля и рыцарей "Круглого стола".

В XIII в. появляется два "Романы о Розе» Гийома де Лоррис и Жана де Меня пользователя старофранцузском языке. Термин "роман" впервые использовал английский литературовед Джордж Патенхем в исследовании

"Искусство английской поэзии" (1589). Французский литературовед XVII в. Пьер-Даниэль Юэ дал такое определение романа: "Это вымышленные любовные истории, искусно выложенные прозой для удовлетворения и назидания читателей« 1.

Роман - многоплановый эпическое произведение, в котором действительность раскрывается многогранно. В романе - несколько сюжетных линий, много персонажей, которые изображаются в общественных отношениях и в быту.

Роман имеет сложную композицию, в нем используются рассказы, описания, авторские отступления, монологи, диалоги и т.

Как большая эпическая форма роман формировался на протяжении многих веков. Он появился в Древней Греции в эпоху позднего эллинизма. Античный роман имел развлекательный характер. Он изображал препятствия на пути к любви влюбленных. Во II-VI вв. н. е. появились романы "Эфиопика" Гелиодора, "Дафнис и Хлоя" Лонга, "Золотой осел" Апулея, "Сатирикон" Петрония.

В эпоху средневековья стали популярными рыцарские романы. Известны циклы романов о короле Артуре и рыцарях "Круглого стола". В этих романах рассказывалось о легендарных приключениях героев-рыцарей, в частности о необычайных приключениях Александра Македонского. В эту эпоху появляются популярные романы о любви Тристана и Изольды, романы, в которых пропагандировалась христианская религия, известный роман о Варлаама и Иосафата.

В эпоху Возрождения писатели используют реалистические принципы изображения, о чем свидетельствуют романы "Ґаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, "Дон Кихот" Сервантеса. Роман Сервантеса - это пародия на рыцарский роман. В XVIII в. приобретают популярность авантюрный роман («Жиль Блаз" Лесажа) и роман воспитания ("Вильгельм Мейстер" Гете), психологический роман ("Памела" Ричардсона). В XIX в. появляется исторический роман ("Айвенго" Вальтера Скотта). Развитие романа XIX в. связан с именами Стсндаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея, Флобера, Золя, Достоевского, Толстого, Панаса Мирного.

Украинский роман зародился в XIX в. Первыми романами были "Господин Халявский" Г. Квитки-Основьяненко, "Чайковский" Е. Гребенки. Значительный вклад в развитие романической формы в украинской литературе сделали Марко Вовчок ("Живая душа"), П. Кулиш ("Черная рада"), И. Нечуй-Левицкий ("Облака"), Панас Мирный и Иван Билык ("Разве ревут волы, когда ясли полны? »), В. Винниченко (" Солнечная машина »). Талантливыми романистами XX в. является Андрей Головко ("Сорняк"), Ю. Яновский ("Всадники"), В. Во-могильный ("Город"), С. Скляренко ("Святослав", "Владимир"). Современный украинский роман представляют такие жанры, как философский («Новая заповедь» В. Винниченко), эротический ("Блуд" Е. Гуцало), исторический ("Роксолана" П. По гребельного), детективный ("Залежи золота" В. Винниченко) социально-психологический («Водоворот» Г. Тютюнника, "Собор" О. Гончара), приключенческий ("Тигролови" Ивана Багряного), готический ("Марко Проклятый" А. Стороженко), сатирический ("Аристократ с Вапнярки" А. Аиста), автобиографический ("Дума про тебя" М. Стельмаха), фантастический ("Чаша Л мрита" А. Бердника), биографический ("Приключение Гоголя" Г. Колесника), мемуарный ("Третья рота» В. Сосюры), авантюрный («Имитация» Е. Кононенко). Украинские писатели используют различные формы истории - роман-исповедь ("Я - Богдан" П. По гребельного), причудливый ("Заемный человек" Е. Гуцало, "Лебединая стая" Василия Земляка), роман-хронику ("Хроника города Ярополя" Ю. Щербака), роман в новеллах ("Тронка" О. Гончара), раман-балладу ("Дикий мед" Леонида Первомайского).

В литературной практике встречаются такие жанры, как роман-очерк, роман мемуарный, роман-фельетон, роман-памфлет, роман эпистолярный, роман-репортаж, роман-монтаж, роман-притча, роман-пародия, роман-эссе.

Бахтин классифицирует роман по принципу построения образа главного героя: роман странствования, роман испытания, биографический, роман воспитания. "Ни один исторический вид, - по мнению ученого, - не выдерживает принципа в чистом виде, но характеризуется преимуществом того или иного принципа оформления героя. Поскольку все элементы взаемовизначають друг друга, определенный принцип оформления героя связан с определенным типом сюжета, концепцией мира по определенной композицией романа ". В романе странствования герой не имеет существенных характеристик. Его движение в пространстве, приключения-авантюры дают возможность показать пространственную и социально-статическое разнообразие мира (страны, национальности, культуры). Такой тип героя и построения романа характерен для античного натурализма, в частности, для произведений Петрония, Апулея и Тормеса, "Жиль Блаз" Алена Рене Лесажа.

М. Бахтин отмечает, что для романа странствования свойственна "пространственная и статическая концепция разнообразия мира», жизнь изображено как чередование контрастов: успехи - неудачи, победы - поражения, счастье - несчастье. Время не имеет исторического определения, отсутствует развитие героя от юности к зрелости и старости. Авантюрный время в романе включая мгновения, часы, дни, доминируют временные характеристики: на следующий день, после боя, поединка. В связи с отсутствием исторического времени отсутствуют такие социально-культурные явления, как город, страна, социальная группа, национальность. Образ человека в романе странствования статический.

Роман испытания строится как ряд ситуаций, проверок на верность, благородство, смелость, доблесть. Для героев этого романа мир с ареной борьбы. Образцом такого романа является произведение греческого писателя эпохи античности Гелиодора "Эфиопика". Разновидностью романа испытания является рыцарский роман эпохи средневековья "Роман о Тристане и Изольде».

В основе романа испытания - исключительные полип и ситуации, которых не может быть в обычной, типичной биографии человека, нанизываются авантюры. В рыцарском романе появляется сказочное время, который не связан с историческими событиями и условиями. Окружающий мир, второстепенные персонажи являются для героев романа испытания декорацией, фоном. В XVIII-XIX вв. роман испытания, по словам М. Бахтина, "потерял свою чистоту, но тип построения романа на идее испытания героя продолжает существовать, конечно, усложняясь тем, что было создано биографическим романом и романом воспитания". Романы Стендаля, Бальзака, Достоевского, по наблюдениям М. Бахтина, является романами испытания.

Биографический роман существует с XVIII века. Его сюжет строится на основных моментах жизненного пути: рождение, детство, годы учебы, бракосочетания, устройство жизни, смерть. В биографическом романе биографический время, события локализованы. Становление героя является результатом изменений в его жизни. Биографические романы могут иметь историко-биографический и автобиографический характер. К историко-биографических романов принадлежат "Петербургская осень" А. Ильченко, "Ошибка Оноре де Бальзака" Натана Рыбака.

Автобиографические романы отличаются от историко-биографических прежде всего тем, что представляют собой своего рода семейную историю, участником которой является автор. Таковы "Рыцарь нашего времени" М. Карамзина, "Детство", "Отрочество", "Юность" Л. Толстого, "Наши тайны", "Восемнадцатилетние" Ю. Смолича.

Основой романа воспитания является педагогическая идея. Становление героя происходит в связи с реальным историческим временем. К лучшим романам воспитания принадлежат "Ґаргаитюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, "История Тома Джонса, найденыша» Г. Филдинга, "Жизнь и размышления Тристана Шенди" Стерна, "Тарасу пути" Оксаны Иваненко, "Город" В. Пидмогильного.

Поскольку границы между романом и повестью смутные, одни и те же произведения относят и к романам, и к повестям ("Борислав смеется" И. Франко, "Мария" У. Самчука, "Старший боярин" Т. Осьмачки).

Историки литературы насчитывают до сотни жанров романа.

В XX веке на Западе появляется "новый роман" или "антироман". Его создатели Натали Саррот, А. Роб-Ґрийе, М. Бютор заявили, что традиционный роман исчерпал себя. Они считают, что новый роман должен быть безфабульним и безгеройннм.

Теории романа литературоведы обратились в XIX в. Шеллипг отмечал, что романист может изображать всю действительность, различные проявления человеческой натуры, трагическое и комическое. По мнению Шеллинга, персонажи романа являются символами, которые воплощают человеческие характеры.

Значительный вклад в теорию романа внес Гегель. Он считал, что роман возник в сутки общественного кризиса, роман - конец развития общества. В основе романа - конфликт между поэзией сердца и прозой отношений между личным и общественным. В коллизии романа герои противопоставляются окружению.

В. Кожинов выразил мнение, что "романное начало вообще подчиняет себе все жанры». В. Днепров считает, что роман синтезирует все рода литературы, он - ведущая форма искусства слова (Черты романа XX века. - М.; Л., 1965).

Иногда писатели объединяют свои романы в дилогии ("Мать", "Артем Гармаш" Андрея Головко), трилогии ("Альпы", "Голубой Дунай", "Злата Прага" О. Гончара), тетралогии ("Детство Темы", " Гимназисты "," Студенты "," Инженеры "М. Гарина-Михайловского). Известны циклы романов ("Человеческая комедия" О. Бальзака, "Необыкновенные путешествия" Жюля Верна).

Повесть (от повидуваты) - это эпическое произведение средней формы. Она занимает промежуточное место между романом и рассказом. В основе повести - один или несколько конфликтов, немного событий, один или несколько эпизодов, медленное развитие событий, относительно простая композиция. В. Кожинов считает, что повесть "не напряженного и завершенного сюжетного узла", в ней отсутствует "единство сквозного действия *".

В работах М. Берковского, В. Кожинова и других литературоведов отмечается, что повесть ближе к эпопее античного мира, чем к эпосу нового времени. ее предмет - спокойное течение жизни, о котором можно рассказывать. В повести нет гостродраматичних ситуаций, которые привлекают романиста. М. Гуляев по этому поводу замечает, что эпичность, непоспишливисть не является признаком всех повестей. Есть среди повестей драматические, остроконфликтные, то есть близкие к роману. Таковыми, в частности, является "Невский проспект", "Записки сумасшедшего" Гоголя.

Бытует мнение, что повесть - лирическая, близкая к музыке. Но лиризмом отмечаются и другие эпические произведения. Повестями есть произведения "Николай Джеря", "Кайдашева семья" И. Нечуй-Левицкого, "Злые люди" Панаса Мирного, "Земля гудит" О. Гончара, "Поэма о море" А. Довженко. Сравнивая роман и повесть, Ю. Кузнецов отмечает: "Роман тяготеет к освоению действия, а повесть - к фиксированию бытия... ее финал основном открытый, следует из логики изображаемых событий, а не с противопоставлений, как в новелле, описания осуществляются по принципу нанизывания ".

В давние времена повестями считали произведения, в которых о чем-то рассказывалось. В литературе Киевской Руси повестями называли летописи ("Повесть временных лет") или жития святых ("Повесть о Акира Премудрого»). Повесть как вид эпоса приобретает свои признаков в XIX в. Первыми повестями в украинской литературе были "Маруся", "Бедная Оксана» Г. Квитки-Основьяненко. Развитие повести связан с творчеством Марка Вовчка ("Институтка"), Т. Шевченко ("Художник", "Музыкант"), И. Нечуй-Левицкого ("Николай Джеря"), И. Франко ("Захар Беркут"), М. Коцюбинского ("Fata morgana").

Этот вид эпоса используют Гончар, В. Шевчук, Е. Гуцало, В. Яворивский, И. Чендей.

Жанры повести: историческая, социально-бытовая, историко-биографическая, фантастическая, детективная.

Рассказ - это эпическое произведение малой формы. В его основе, как правило, - одно событие, одна проблема. Рассказ в рассказе имеет начало и конец. Рассказ требует от писателя умения на малой площади нарисовать яркую картину, создать ситуацию, в которой герой обнаруживает себя отчетливо, рельефно. Характеры в рассказе сформированы, отсутствует широкая мотивация поступков и событий, описания сжатые, их мало.

Рассказ приобретает популярность в эпоху Возрождения. Тогда появляются "Кентерберийские рассказы" Дж. Чосера. Расцвет этого вида эпоса приходится на XIX в. Известными украинскими мастерами рассказы были М. Коцюбинский, В. Стефаник, Марко Черемшина, С. Васильченко, О. Кобылянская, И. Франко, Николай Хвылевой, Григорий Косынка.

Есть рассказы социально-бытовые, социально-политические, социально-психологические, сатирические, юмористические, трагические, комические.

Границы между рассказом и повестью не всегда четкие, поэтому произведения "В воскресенье рано зелье копала" О. Кобылянской и "Дебют" М. Коцюбинского одни относят к повестям, другие - к рассказам.

Новелла (итал. Novella - новость) - малый вид эпоса. Она появилась еще в Древней Греции, имела устную форму, развлекательный или дидактический характер. ее использовали как вставные эпизоды Геродот (рассказ о Ариона, кольцо Поликрата), Петровой (новелла о Матрену Эфесский). В эпоху эллинизма новелла имела эротический характер. Как вид эпоса новелла оформилась в эпоху Возрождения в Италии («Декамерон» Боккаччо, "Гептамерон" Маргариты Наваррской). Наибольшего развития достигла в XIX в. В украинской литературе получили распространение такие жанры новеллы, как психологическая (В. Стефаник), социально-психологическая, лирико-психологическая (М. Коцюбинский), лирическая (Б.Лепкий), философская, историческая (В. Петров), политическая (Ю. липа), драматическая (Григорий Косынка).

Чьей отличается новелла от рассказа? В новелле меньше персонажей, чем в рассказе, характеры сформированы новеллист не комментирует мыслей и чувств персонажей. В новелле отточенная каждая деталь, для микроанализа она использует один момент из жизни и на нем раскрывает значительные психологические переживания. В новелле - однолинейный, напряженный, динамичный сюжет, неожиданные повороты действий, внезапный финал, асимметричная композиция, как правило - драматическая коллизия. В зарубежных литературах основном не делают различий между рассказом и новеллой.

Эссе (франц. Essai - попытка, набросок) - жанр, который находится на стыке художественной литературы и публицистики. В нем поднимается частичное вопрос. Эссе характеризуется большой субъективностью. К эссеистики относят различные произведения: философские, исторические, критические, биографические, публицистические, морально-этические и даже поэтические.

Классическим образцом эссе является книга французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня «Опыты». В этой книге есть мнения, наблюдения, впечатления от прочитанного, пережитого. Нарушаются проблемы обучения, воспитания, славы, достоинства, богатства, смерти. Монтень писал, что книга созданная им, а он создан книгой, которая является частью его жизни. Он свободно излагает свои мысли о предметах, которые выходят за пределы его понимания и кругозора, чтобы дать понятие о своих убеждениях. Автор не идет прямо к предмету, а будто проходит вокруг него. Поэтому эссе всегда "о". Почти в каждой фразе "Опытов" является местоимение "я" ("я считаю", "я согласен", "для меня").

Раскрывая специфику эссе, М. Эпштейн в статье "Законы свободного жанра" (Вопросы литературы - 1987. - № 7) подчеркивает, что эссеисту не обязательно быть хорошим рассказчиком, глубоким философом, искренним собеседником. Он может уступать силой мысли философу, блеском воображения - романист и художнику, искренностью и откровенностью - авторам исповедей и дневников. Главное для эссеиста - культурная всесторонность. Монтень первым рассказал о том, что чувствовал как человек. Эссеист пробует себя во всем. Лучшее определение жанра - всеобщность, несколько обо всем. Эссеист, по словам М. Эпштейна - "мастер произведений на свободную тему", "профессионал дилетанського жанра". М. Бахтин считал, что в XX в. проходит есеизация всех жанров литературы. Есеизация сказалась и на литературоведческих работах А. Лосева, С. Аверинцева, Г. Гачев, О. Гончара, Ю. Смолича, Д. Павлычко, И. Драча. Появились новелл а-эссе, по весть-эссе, роман-эссе ("Романы Кулиша" Петрова, "В сумерках" Р. Горак).

Очерк - вид публицистики, на грани искусства слова и журналистики. Как самостоятельный вид эпоса существует с XVIII века. Очерк появился в Англии, был популярным в произведениях писателей просветительского реализма (Аддисона, Вольтера, Дидро). Значительное место занял очерк в литературе 40-х годов XIX в. В русской литературе появились физиологические очерки, в которых писатели показывали жизнь простых тружеников.

Значительный успех у читателей имели очерки украинских писателей, в частности И. Нечуя-Левицкого ("На Днепре"), Панаса Мирного ("Путешествие от Полтавы до Гадяч»), М. Коцюбинского ("Как мы ездили в Кринице»). Эти очерки - своеобразные путевые заметки, истоки которых в Гомера "Одиссее", Лукианових "Правдивая история". Известным автором путевых заметок был В. Григорович-Барский (1701-1747 pp.). В его произведениях сочетаются признаки разных жанров: рассказы, очерка, хождений, легенд, житий. Синтезом автобиографического, путника и очеркового есть произведения Наталены Королевой "Без корней", "Дорогами и тропами жизни", сборники очерков Евдокии Гуменной "Многие неба", "Вечные огни Альберты", воспоминания В. Самчука "На белом коне", "На коне вороном ", П. Тычины" Путешествия с капеллой К. Стеценко ".

В чем специфика очерка? Одни исследователи видят ее в документализация (фактографии), другие - в публицистической остроте. Но эти признаки есть не в каждом очерке, есть очерки с вымышленными героями и сюжетами (Г. Успенский - "Власть земли»). В очерках нарушаются социальные, экономические, политические, морально-этические проблемы на определенном этапе развития общества. В очерках изображаются портреты политических деятелей, ученых, писателей, простых тружеников. Авторы очерков интересуются общественной жизнью во всех ее проявлениях. Отсюда - взволнованность повествования, публицистическая страсть в оценках изображаемого, открытость в утверждении идей. Цель очерка - дать объективную картину действительности, заострить внимание на явлениях жизни, подвергнуть критике все то, что тормозит прогресс. Авторское начало в очерке сильнее, ярче, чем в романе; Очерк может быть лаконичным; а может занимать и сотни страниц ("Письма русского путешественника" Карамзина). Он не имеет единой сюжетной линии, завершенной фабулы.

В литературоведении нет единого жанровой классификации очерков. Есть очерки документальные и недокументальни. А еще - странствующие, портретные, бытовые, социально-политические, исторические, проблемные, зоологические, зарубежные, очерки о природе. Разновидностью очерка является биографические очерки о жизни и творчестве выдающихся людей. Такого типа очерки появились еще в эпоху античности ("Сравнительные жизнеописания" Плутарха, "Жизнеописание Агриколы" Тацита).

Фельетон (франц. Feuilleton от feuille - письмо, лист) - это произведение художественно-публицистического характера на актуальную тему, раскрытую в сатирической или юмористической форме. Фельетон - промежуточное звено между очерком, рассказом и новеллой.

Во Франции фельетоном называли приложение к газете с политическим памфлетом. Впоследствии фельетон стал органической частью газетного листа ("подвала"), отделенного жирной линией. Позже фельетоном стали называть статью, вмишену в "подвале". Первым фельетонистом был аббат Жоффруа, который в газете "Журналь де Деба" напечатал театральную рецензию. Изобразительно-выразительными средствами фельетона является ирония, гипербола, гротеск, каламбур, комическая ситуация, сатирическая деталь.

Есть фельетоны документальные и недокументальни (проблемные). Известные литературные; фельетоны (Ю. Ивакин - сборник "Гиперболы»). Основатель Украинской фельетона - В. Самойленко. Развитие этого вида эпоса связан с творчеством К. Котка, Остапа Вишни, С. Олейника, А. Аиста, Е. Дударя. Остап Вишня свои фельетоны называл улыбками. Разновидностями фельетонов является радиофейлетоны, телефейлетоны. Памфлет (англ. Pamphlet от греч. Pan - все, phlego - курю) - публицистическое произведение на злободневную тему. Л. Ершов так характеризует памфлет: «Это как фельетон, но не на" незначительную ", а на узловую тему. В основе его лежит большой социальный объект, этим во многом объясняется специфика памфлета, особенности его построения и стиля... памфлет по структуре ближе к публицистической статьи. Его основу составляют объекты огромного веса, которые часто нет необходимости переводить в социальный аспект. Они и так с ним связаны: социально-политическое устройство государства, морально-этические устои..., отдельные крупные государственные и политические деятели и т. п. Вот почему развертывание темы в памфлете часто происходит в манере статьи, а не через эмоционально-образные ассоциации ".

Памфлет может использовать формы интервью, репортажа, письма. В памфлете автор не скрывает своей позиции, стиль памфлета страстное, язык - экспрессивная, ему свойственна афористичность, ирония, сарказм.

Памфлет появился в эпоху античности. До нашего времени дошли филиппики Демосфена, памфлет Лукиана "Похвала мухе". В XVI в. в Германии появились памфлеты Ульриха фон Ґуттена "Письма темных людей", в конце XVII - нач. XVIII в. - Памфлеты Свифта "Скромное предложение», «Письма суконщика". Мастерами памфлета были Дидро ("Жак-фаталист»), Курье ("Памфлет о памфлеты"), Марк Твен ("Моим критикам-миссионерам").

В украинской литературе родоначальником памфлета был Иван Вышенский. Его памфлеты имеют форму диалога. История украинского памфлета знает имена таких писателей, как И. Франко ("Доктор Бессервиссер"), Леся Украинка ("Беспардонный патриотизм"), Лесь Мартович ("Изобретенный рукопись"), Николай Волновой ("Апологеты писаризму»). Этот жанр использовали Ю. Мельничук, Р. Братунь, Ф. Макивчук, Р. Федоров, Д. Цмокаленко.

Пародия (греч. Parodia - переработка на смешной лад от para - против, ode - песня) - жанр фольклора и сатирической литературы, объектом которого является композиция, лексика, оскорбления, стиль, направление, произведение писателя. Пародия - форма литературной борьбы. Она использует иронию, сарказм, шутка. "Пародия - по словам Ю. Ивакина, - кривое зеркало, в которое смотрит литератор, горько смеясь и радостно плача. Напомним, кривое зеркало искажает. Однако пародия - это тот единственный случай, когда искажения не искажает, а проясняет истину. Пародия парадоксальная: она больше похожа на свой объект, чем он сам на себя. Нетрудно привести примеры и обратного явления, когда объект пародирования больше похож на пародию, чем она на него... Чтобы быть смешнее, пародия имеет притвориться серьезной. Истинно смешная пародия не является смешной... "Пародия - разновидность критики, полемики. Она приобретает актуальность при литературных дискуссий. Элементы пародии есть в романах "Дон Кихот" Сервантеса, "Золотой теленок" И. Ильфа и Е. Петрова, поэме "Орлеанская дева" Вольтера. Она возникла в древнегреческой литературе. Поэма "Батрахомиомахия" ("Война мышей и лягушек») - пародия на героический эпос. Комедия Аристофана "Облака" - пародия на Сократа и софистов, "Лягушки" - на трагедии Еврипида.

В украинской литературе пародия появилась в XVI в. Известны пародии на священное писание и церковнорелигийну литературу. Элементами пародии проникнута "Энеида" Котляревского. В жанре пародии успешно работали Остап Вишня, В. Чечвянский, Ю. Вухналь, С. Воскрекасенко, С. Олейник, Б. Чалый, А. Жолдак, Ю. Кругляк, В. Лагода, Ю. Ивакин. К пародии обращаются неоавангардисты, в частности группа Бу-Ба-Бу.

Юмореска небольшое сочинение, стихотворный, прозаический или драматический, о смешной риса человека или случай. Юморески могут иметь стихотворную или прозаическую форму. С. Руданский свои юморески называл юморесками. В жанре юморески выступали Остап Вишня, А. Клюка, С. Воскрекасенко, Д. Белоус, С. Олейник, Е. Дударь. В литературных юморесках часто используется фольклор. Известными юмористическими песнями является "Продай, милый, седые бычки", "Ой что же это за шум сделался", "Если бы я был полтавский сотник".

В юмореске смех имеет форму доброжелательной критики в народной, остроумной, ироничной, оксиморонний форме.

Байка (англ, франц. Fable, лат. Fabula) - популярный эпическое произведение мировой литературы. Байка имеет сюжет, аллегорические образы, поучения, свое начало берет в фольклоре. Основой для многих басен стали народные сказки о животных.

Развитие басни связывают с именем Эзопа (VI в. До н. Э.). Ему приписывают до 400 текстов. До новой эры появились индийские басни, которые вошли в сборник "Панчатантра" (Пятикнижия). Мировую славу получили басни Федра, Лафонтена, Сумарокова, Крылова. Первым украинским баснописцем был Г. Сковорода. С басней связано творчество П. Гулака-Артемовского, Е. Гребенки, Л. Глебова, С. Руданского.

В основном байки имеют две части. В первой раскрывается событие, факт, явление, лицо, во второй - мораль, которая может быть в начале или в конце басни. Большинство басен имеет стихотворную форму, пишется свободным стихом.

Ряд исследователей относят басню к лирико-эпических произведений, М. Гуляев ("Теория литературы", - М., 1977.) - до лирических. А. Ткаченко рассматривает ее среди эпических и среди лирико-эпических произведений.

В творческой практике встречаются такие небольшие эпические произведения, как эскиз, эскиз, акварель, арабеска, миниатюра, этюд, образок, колючка, крошками. Акварель, эскиз, образок, зарисовка, этюд названы по ассоциации с живописью. Термин "арабеска" ввел А. Шлегель для обозначения небольших текстов с элементами фантастики, "ироническим пафосом", гротеском. Гоголь назвал арабесками цикл повестей и статей, А. Белый --збирку литературно-критических статей ("Арабески", 1911), у Николая Хвылевого является новелла "Арабески".

Сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепенное значение в устном творчестве народа имеют сказка и былина. Сходства и различия между формами, безусловно, обнаруживаются, хотя и та, и другая первоначально воспринимаются как устные произведения, автор которых - народ. В чем же разница? Давайте разбираться!

Сказка и былина. Сходства и различия

Согласно классификации исследователей они охватывают и заключают в себе различные области культуры, разнятся в эстетике потребностей и восприятия. Разберем сходства и различия более подробно.

Определение В. Г. Белинского

Классик российской литературной критики очень тонко определил в своих высказываниях, и былина, сходства и различия данных форм в литературе. В поэме (былине) автор как бы высказывает уважение к предмету описания. Он всегда ставит его на некий высокий пьедестал и желает пробудить у слушателей такое же благоговение. В сказке же поэт преследует цель занять внимание читателя или слушателя, позабавить, развлечь. Так, в первом случае мы имеем важность повествования, отсутствие иронии и шуточек, иногда - пафос. Во втором - рассказчик внутренне смеется над своим повествованием, как бы не веря в то, о чем говорит, что особо характерно для многих русских сказок.

В чем разница?

Сходство и различие между сказкой и былиной могут быть определены в нескольких ключевых узлах. Сказка в большинстве своем основана на вымыслах. В эпосе совсем иное отображение. Уже само название «былина» выдает отношение автора к описываемому, как к реалиям. То есть это то, что происходило, но в стародавние незапамятные времена (характерно еще одно народное название подобных произведений - старина, то есть то, что было в старину глубокую).

Где происходят события?

В классической былине действия практически всегда происходят на Руси. В сказке события могут осуществляться в некотором царстве, тридесятом государстве (но это необязательно).

Сходство

Сказка отображает облик русского человека с точки зрения морали, его быт и идеалы, борьбу со злом во всех его проявлениях: реальных и фантастических. Рассматривая такие формы устного народного творчества, как сказка и былина, сходства и различия между ними, нужно сказать, что тема борьбы со злом объединяет обе литературные формы, хотя иногда подразумеваются различные ее виды. и справедливость, их восстановление - основная идея многих былин и сказок. При всем различии произведений между ними может происходить сближение в среде народа. Этим можно объяснить и тот факт, что среди былин имеются произведения, имеющие сказочную окраску и характер. Но некоторые былины еще ближе подходят к сказкам по своей сути, так как имеют иронический или шуточный тон повествования, где от близости к сказке былина обретает уже развлекающий характер. Но и при этом былины такого рода (скорее нетипичные для русского эпоса) не были чисто развлекательными по своему жанру. В них высказывались мораль и народная мысль, оценка поступков и характеров персонажей.

Былина и сказка: сходство и различие. Таблица

Чтобы лучше понять обсуждаемую тему, можно привести небольшую таблицу.

Сходства

Различия

Форма русского устного народного творчества

Фантастическое повествование бытового или волшебного характера

Описание героических подвигов богатырей

Оба жанра существуют с давних времен

Прозаическое произведение

Песенно-стиховая форма

Их сказывали, рассказывали, пели

Обобщенная передача событий глубокой старины

Изначально существовали только в устной форме

Отображали борьбу со злом и нравственные ценности

Она отображает основные сходства и различия литературных форм народного творчества.

Эпопея

Эпопея (от эпос и греч. poieo – творю) – это обширное художественное произведение в стихах или прозе, повествующее о значительных исторических событиях. Обычно описывает ряд крупных событий в рамках определенной исторической эпохи. Изначально была нацелена на описание героических событий.

Широкоизвестные эпопеи: «Илиада», «Махабхарата».

Роман

Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц (судьбы их переплетаются).

Роман может быть философским, историческим, приключенческим, семейно-бытовым, социальным, авантюрным, фантастическим и т.д. Выделяют также роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон», «Унесенные ветром»).

Роман может быть как в прозе, так и в стихах, содержать несколько сюжетных линий, включать в себя произведения малых жанров (рассказ, басню, стихотворение и т.д.).

Роману свойственны постановка общественно-значимых проблем, психологизм, раскрытие через конфликты внутреннего мира человека.

Периодически жанру романа предрекают закат, но его широкие в озможности в отображении действительности и человеческой природы позволяют ему иметь своего внимательного читателя и в очередные новые времена.

Принципам построения и создания романа посвящено немало книг и научных трудов.

Повесть

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета, построенное в виде повествования о событиях главного героя в их естественной последовательности. Как правило, повесть не претендует на постановку глобальных проблем.

Широко известные повести: «Шинель» Н.Гоголя, «Степь» А.Чехова, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.

Рассказ

Рассказ – это небольшое художественное произведение с ограниченным числом персонажей, событий. В рассказе может быть всего один эпизод из жизни одного героя.

Рассказ и новелла – это те жанры, с которых обычно начинают свое литературное творчество молодые прозаики.

Новелла

Новелла – это, так же как и рассказ, небольшое художественное произведение, которому присущи краткость, отсутствие описательности, неожиданная развязка.

Широко известны новеллы Дж. Боккаччо, Пр. Мериме, С. Моэма.

Видение

Видение – это повествование о событиях, которые открылись в (якобы) сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Этот жанр характерен для средневековой литературы, но используется и сегодня, обычно, в сатирических и фантастических произведениях.

Басня

Басня (от «баять» – рассказывать) – это небольшое художественное произведение в стихотворной форме нравоучительного или сатирического характера. В конце басни обычно содержится краткое нравоучительное заключение (так называемая мораль).

В басне высмеиваются пороки людей. При этом действующими лицами, как правило, выступают животные, растения или различные вещи.

Притча

Притча, как и басня, содержит нравственное поучение в аллегорической форме. Однако притча в качестве героев выбирает людей. Также она преподносится в прозаической форме.

Пожалуй, самая известная притча – «Притча о блудном сыне» из Евангелия от Луки.

Сказка

Сказка – это художественное произведение о вымышленных событиях и героях, в котором фигурируют волшебные, фантастические силы. Сказка является формой обучения детей правильному поведению, соблюдению общественных норм. Также она передает важную для человечества информацию от поколения к поколению.

Современный вид сказки – фэнтези, – своеобразный историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.

Анекдот

Анекдот (фр. anecdote – байка, небылица) – малая прозаическая форма, отличающаяся лаконичностью, неожиданной, абсурдной и смешной развязкой. Анекдоту свойственна игра словами.

Хотя у многих анекдотов есть конкретные а вторы, как правило, имена их забываются или изначально остаются «за занавесом».

Широко известен сборник литературных анекдотов о писателях Н. Доброхотовой и Вл. Пятницкого, ошибочно приписываемый Д. Хармсу.

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина