Пракситель отдыхающий гермес. Пракситель. Великие скульпторы. Древнегреческий скульптор Пракситель: биографическая справка

Жил в V веке до н.э. в Афинах, где, по всей вероятности и родился. Он был сыном скульптора Кефисопота и отцом двух сыновей Кефисадота и Тимарха, которые тоже были скульпторами.
Павсаний сообщает, что время расцвета творчества Праксителя приходится на время около 340 года до н.э. К середине четвёртого века до н.э. относится и его связь с гетерой Фриной, которая много раз позировала для его работ. Связь Праксителя с Фриной, а также поездка в малую Азию были по видимому, ключевыми событиями в его жизни, поскольку связаны непосредственно и решительным образом с его художественным творчеством. Не исключено, что Фрина была натурщицей для статуй Афродиты.

Творчество Праксителя

Хотя Пракитель известен более своими работами в мраморе, однако с не меньшим успехом он работали в бронзе. Искусству ваяния во мраморе и литью бронзовых статуй, научился у своего отца. При раскраске мрамора он сотрудничал с художником Никием.
Число работ Праксителя, упоминаемое в античных и средневекaных источниках, весьма высоко — около семидесяти. Однако признаны из них с той или иной степенью уверенности только немногие. Оригиналами считаются статуя Гермеса с младенцем Дионисом из Олимпии, найденная в мае 1877 года при раскопках Олимпии, рельефные плиты статуй аполлоновой троицы из Мантинеи и бронзовая статуя эфеба, найденная в море близ Марафона .


Все другие произведения Праксителя дошли до нас в копиях и были признаны, как работы Праксителя на основании главным образом манеры исполнения. Многие произведения Праксителя изображают нимф, менад, кариатид, а другие являются аллегориями, однако большинство-изображения богов. Наиболее значительными произведениями Праксителя являются скульптурная группа Лето, Аполлона и Артемиды в Мантинее, Аполлон Савроктон, Афродита Книдская (Книд — полуостров в малой Азии, Отдыхающий Сатир, Эрот в Феспиях и др.


Пракситель работал во многих городах Греции и Малой Азии, поэтому его произведения оказались разбросаны по всему греческому миру, где вызывали у современников такое сильное восхищение, что иногда оно кажется преувеличенным. Античные писатели превозносят мастерство Праксителя и ставят его рядом с Фидием и Поликлетом, восхищаются тем, как скульптор изображает красоту человеческого тела. Особенно женскую красоту, поэтому праксителевских статуй Афродины и было так много.
Эститический идеал Праксителя юная красота, далекая от всякой порывистой страсти. Праксителя интересовало больше изображение отдельных образов,а не большие композиции. Отрешившись от величественных и впечатляюших традиций фидиевского искусства и «хиазма» Поликлета. Пракситель избегает подчеркивания мышц тела и вводит в греческую скульптуру изображение богов нежным телом, впервые полностью обнажяет Афродиту, изображает Эрота и сатиров как прекрасных меланхолических и мечтательных юношей. Лица Праксителя почти уникальны в греческой скульптуре благодаря отличающим их нежности, мягкости и спокойствия.

Классическую позу атлетического тела, заменяет теперь очень естественная поза тела, которое беззаботно опирается о какой- нибудь предмет, обычно о ствол дерева, подчёркнуто изогнувшись в талии таким образом, что вертикальная ось тела образует в итоге линию «S».
Таким образом, становится создателем изящного художественного стиля, который способен выразить не только совершенство человеческого тела, но также чувство и душевный склад изображённого человека.
Влияние Праксителя на последующих скульпторов было огромно.

    тианская Греция. По следам апостола Павла

    Спиртные напитки в Греции

    Традиционные спиртные напитки – это индикатор, по которому легко определить темперамент нации, ее отношение к алкоголю и всему, что с ним связано. В Греции горячительные напитки являются неотъемлемым составляющим любого застолья: как шумного веселья большой компании, так и сокровенного романтического ужина.

    Как одевались древнегреческие воины

    Моря Греции

    Для многих туристов важны не сами греческие курорты или острова, на которые они планируют отправиться, а моря, омывающие территории зон отдыха. Греция чуть ли не единственная страна, которая богата разными морями, правда, почти все они входят в Средиземное, но имеют свои характерные особенности, и отличительные черты. Основных морей три. Помимо Средиземного, это - Эгейское и Ионическое. Они отмечены на всех картах

    Рождество на Афоне. Паломничество в Рождество

    Ее называют земным уделом Божьей Матери и главным святым местом для всех христиан. Это – гора Афон, вокруг которой много легенд и невероятных историй удивительного исцеления. Гора Афон священна не только для греков, но и для сотни тысяч мужчин христиан по всему миру. Никогда нога женщины не ступала на землю этой монашеской обители кроме ноги Богородицы, как и завещала сама Божья Матерь.

8 – Работы Праксителя

Пракситель, афинский скульптор эпохи Александра Македонского, является одним из самых знаменитых греческих творцов, стоя наравне с Фидием. Его работы - в основном, изображения богов, в которых достигнут совершенно новый уровень человечности и естественности поз

Еще яснее, чем Скопаса, письменные источники обрисовывают Праксителя, его современника, хотя и более юного. Этот художник является в них главным мастером последних десятилетий царствования Александра Великого (370-330 гг.). Людвиг фон Зибель называл "эпохой Праксителя" все поколение, к которому он принадлежал.

Пракситель был афинянин. Его искусство вначале, как и искусство Скопаса, довольствовавшееся полигнотовскими находками, очень быстро вошло в родной ему фарватер аттической красоты, грации, мягкости и подвижности. Но цветущая пора Афин уже миновала. Только очень немногие произведения этого мастера остались в его родном городе. Они были рассеяны по разным городам Греции, островам, малоазийскому континенту, и повсюду распространили славу аттического искусства.

В литературных источниках Пракситель является также изобразителем преимущественно богов, и притом юных и прекрасных, в душевном или чувственном возбуждении. Аполлон и Артемида с их матерью Латоной, Дионис (Вакх) с целым рядом жизнерадостных божеств, Афродита, богиня плотской любви, и Эрос, крылатый мальчик, выросший в юношу, - вот любимцы Праксителя, мраморными и бронзовыми статуями которых он, на удивление современному ему миру и потомству, украшал храмы и площади городов, населенных греками. За изображение смертных брался он лишь изредка: известны две статуи знаменитой гетеры Фрины и всего только одно изваяние победителя на Олимпийских играх. Выработка типичного атлетического тела уже перестала быть задачей аттического искусства в рассматриваемую эпоху: в нем на первом плане стояло индивидуализирование богов согласно их сущности, то есть более точное, чем прежде, характеризирование типа тех или других определенных божеств. К самым ранним из праксителевских трехфигурных изваяний богов, вероятно, принадлежала группа, украшавшая собой двойной храм Асклепия и Латоны в Мантинее. Она изображала Латону с ее детьми, Аполлоном и Артемидой, а на пьедестале группы были представлены в рельефных фигурах музы и Марсий. Позднее в Риме общее внимание привлекла к себе праксителевская группа Диониса с сатиром Стафилом (олицетворением виноделия) и менадой Мефе (олицетворением пьянства).

Из олицетворений отдельных богов, изваянных Праксителем, статуя нагой Афродиты, находившаяся в Книде, была в древности самой знаменитой. Богиня любви была изображена входящей в воду; правой рукой она прикрывала свою наготу, а левой опускала снятую с себя одежду на стоявшую подле нее вазу. Плиний Старший рассказывал, что многие ездили в Книд специально для того, чтобы полюбоваться этой статуей. Одновременно с ней Пракситель изваял другую Афродиту, в одежде, проданную на остров Кос. Знаменитейшие из праксителевских статуй Эроса находились в Феспиях и Парионе на Пропонтиде. К высокочтимым изваяниям богов этого художника принадлежали также мраморный Гермес с младенцем Дионисом на руках, стоявший в храме Геры в Олимпии, Аполлон, убивающий ящерицу (Сауроктон), бронзовая Артемида Браурония в афинском Акрополе и различные изваяния сатиров, в том числе одно, которое сам скульптор считал лучшим из своих созданий.

Довольно ясное понятие о книдской Афродите и парионском мощнокрылом Эросе мы можем составить себе по их изображениям на монетах. Но сами по себе эти маленькие изображения передают великие произведения лишь в общих чертах и неточном виде. И в настоящем случае пополнить наше знакомство с исчезнувшими оригинальными скульптурами могут сохранившиеся мраморные статуи.

Обращаясь прежде всего к подлинным произведениям Праксителя, мы должны снова сказать, что имеем счастье владеть обломком одного юношеского, известного по письменным источникам, произведения этого мастера и еще большее счастье - обладать одним, почти совсем целым, собственноручным, как это удостоверено, произведением Праксителя, относящимся к поре его полной зрелости. Юношеское произведение - пьедестал вышеупомянутой мантинейской группы, рельеф которого изображает состязание Аполлона с Марсием. Обломки этого пьедестала находятся в Национальном музее в Афинах. Аполлон, представленный в одежде, с лирой в руках, сидит слева на утесе, в позе "олимпийского спокойствия". Справа Марсий, совершенно нагой, пытается извлекать на своей двойной флейте победоносные звуки. Но его поражение уже решено бесповоротно. Раб, изображенный в середине между обеими фигурами, уже приближается к нему с ножом в руке, чтобы содрать с него кожу. Все остальные плиты пьедестала заняты музами, характеристика которых еще ограничивается снабжением их музыкальными инструментами или свитками рукописей (рис. 281). Мастерство Праксителя видно в этих стройных, благородных фигурах, которые все, кроме Марсия, полны спокойствия и самодовольства. Конечно, нигде прямо не говорится, что великий мастер собственноручно исполнил рельефы данного пьедестала; довольно эскизная их обработка действительно дает повод предполагать, что они только вышли из мастерской Праксителя.

Относительно произведения зрелой поры этого мастера - оно найдено при раскопках в Олимпии - не может быть никаких сомнений. Трей доказал, что эта находка - сравнительно хорошо сохранившееся, оригинальное, мастерское создание Праксителя, упоминаемое Павсанием. Мы говорим о статуе Гермеса с младенцем Дионисом на руках, стоявшей в храме Геры в Олимпии. На рисунке 282 это произведение представлено в том виде, как оно реставрировано Рюмом. Пополнены правая рука и левая голень с левой стопой. Правая нога и левая рука - древние. Бог ристалищ, юный красавец Гермес, стоит совершенно нагим в спокойной, непринужденной позе. Левой рукой, на которой сидит новорожденный бог вина, он облокотился на древесный ствол, с него живописными складками свешивается накинутый короткий плащ. Держа в поднятой высоко правой руке кисть винограда и устремив свой взор на бога-малютку, Гермес показывает ему как игрушку этот будущий его атрибут и знак власти. Видно, что, маня Диониса виноградом, Гермес, посланник богов, забавляется, но его душа замкнута и не участвует в возложенной на него воспитательной задаче. Трудно вообразить себе что-либо более совершенное, чем юная безбородая голова этой фигуры с короткими кудрями, правильными чертами лица, и что-либо более изящное, чем это крепкое и упругое как сталь, благородно красивое и вместе с тем естественно-соразмерное во всех своих частях тело. Никогда не было изваяно из мрамора ничего более прекрасного, мягкого и жизненного, нежели эта скульптура. Никогда душа и тело не сливались так неразрывно, как в этих чистых формах, в этих тонких чертах.

Фуртвенглер признал за собственноручную работу Праксителя еще одно произведение - голову Афродиты, полную выражения и соединяющую в себе красоту человеческую с красотой божественной; она находилась в коллекции лорда Леконфильда в Лондоне; наконец, такие ученые, как Фуртвенглер и Михаэлис, считали подлинным произведением Праксителя юношескую длиннокудрую голову элевзинского бога подземного мира Эвбулея, Афинский национальный музей. Она также превосходна, но, по нашему мнению, относится к более позднему времени, как о том можно заключить по особенной мягкости ее лепки.

Пракситель - древнегреческий скульптор, родился в Афинах около 390 года до н.э. Возможно, Пракситель - сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 гг. до н.э., а в 350–330 гг. до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.
Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный около 340 года до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой - к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, - такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке - лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) - в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант - т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до н.э., - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Одна из последних работ Праксителя - группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.
Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.
"Гермес с младенцем Дионисом", скульптурная группа, считается подлинным произведением Праксителя, выполнена из мрамора приблизительно в 330 году до н. э. Хранится в Археологическом музее, Олимпия. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены.

"Афродита Книдская", скульптура, выполненная Праксителем. Изображена обнаженная богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Не сохранилась, известна по римской копии, хранятся в музеях Ватикана. Пракситель впервые дерзнул изобразить женскую фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.

"Отдыхающий сатир", мраморная скульптура, выполненная Праксителем. Копии хранятся в Капитолийском музее (Рим) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Прекрасный юноша, отдыхая, непринужденно облокотился о ствол дерева. Тонкая моделировка, как и мягко скользящие по поверхности тела тени, создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками и грубой фактурой оттеняет необычайную жизненность, теплоту тела. Глубоко посаженные глаза внимательно глядят на окружающий мир, на губах мягкая, чуть лукавая улыбка, в правой руке - флейта, на которой он только что играл.

Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) - древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий.

Скорее всего, Пракситель родился в 390 год до нашей эры. Его дедушка и отец были скульпторами. Семья жила в Афинах. В мастерской его отца всегда собирались художники, поэты, философы. Такая атмосфера влияла на Праксителя с юных лет.

Много скульптур Праксителя не дошли до наших времен. О его творчестве можно судить лишь по копиям, созданным во времена Римской империи. Одна из работ скульптора Праксителя, «Сатир, наливающий вино», была настолько прославлена, что упоминание о ней дошло до нас во многих римских фразах. В ранних работах мастера звучит тема покоя, отдыха, мечтательной задумчивости. В своем раннем творчестве Пракситель к воплощению женской красоты в своем искусстве. В 1651 году во французском городке Арле нашли копию статуи, которая была сделана Праксителем. Это статуя боги Афродиты. Плавный ритм, непосредственность, живость, свежесть чаруют в этом изображении полуобнаженной богини.

Между 364 и 350 гг. до н.э. Пракситель успел побывать в Малой Азии. В то время он был уже состоявшимся мастером. Именно в этот период была создана скульптура Афродиты, которую приобрел город Книд. Моделью скульптору продолжала служить его возлюбленная Фрина. Статуя Афродиты Книдской невероятно человечна и одухотворена. На эту невероятную статую сохранилось несколько эпиграмм. Одну из них написал такой великий философ как Платон. Оригинал не сохранился, поэтому сегодня статую воссоздают по копиям римского времени и используя описание скульптуры.

Пракситель покинул Книд и отправился в Эфес. Там он несколько лет работал над созданием украшения для алтаря Артемиды Прототропии. Ведь храм Артемиды Эфесской был сожжен печально известным Геростратом. Примерно в 350 году Пракситель вернулся в родные Афины. Дома он работал над статуей Артемиды для храма Артемиды Брауронии. В этом же время он расстался с Фриной. Молодость прошла, наступила зрелость, пора раздумий. Его работы становятся многограннее, глубже. В 343 году до наших дней скульптор создал известную статую Гермеса с Дионисом.

В поздний период своего творчества Пракситель создал статую «Отдыхающего сатира». Это было дальнейшее развитие композиции «Гермеса и Диониса». В 330 году до н.э. скульптор скончался. Он создал довольно большую школу. Последователей у него было много. Его манеру и стиль почитали. Однако ни один из его учеников не достиг такой же красоты и жизненности образов. Сыновья Праксителя тоже стали скульпторами, но они уже относились к художникам эпохи эллинизма. Праксителя же и по сей день считают непревзойденным мастером гармонии, отдохновения, а его памятники вызывают светлые чувства и мысли, слегка тронутые дымкой печали.

ПРАКСИТЕЛЬ (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Возможно, Пракситель – сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 до н.э., а в 350–330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.

Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный ок. 340 до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др.

Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.

Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты – в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.

Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля , названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.

Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).

По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой – к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.

Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, – такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского , называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке – лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) – в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.

В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида , хранящаяся в Дрездене. Второй вариант – т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 до н.э., – принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.

Одна из последних работ Праксителя – группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.